Как подобрать масло для двигателя автомобиля? Как выбрать масло для двигателя


Выбор моторного масла для двигателя: что учитывать?

Каждый автомобилист знает, насколько велико значение масла для двигателя, и как сильно оно влияет на работоспособность машины и ее общие ресурсы. Современные производители предлагают нам большой выбор масел, что приводит в замешательство неопытного водителя, отправившегося покупать масло для двигателя. Поэтому нужны знания о видах масел и о критериях их выбора.

Каждый автомобилист знает, насколько велико значение масла для двигателя, и как сильно оно влияет на работоспособность машины и ее общие ресурсы.

Современные производители предлагают нам большой выбор масел, что приводит в замешательство неопытного водителя, отправившегося покупать масло для двигателя. Поэтому нужны знания о видах масел и о критериях их выбора.

Виды моторных масел для автомобилей

В первую очередь масла принято разделять на такие категории:

  • Минеральные. Это продукты переработки сырой нефти, при этом, их очищают от вредных примесей. Среди отличительных характеристик таких масел выделяется высокая вязкость, благодаря которой они подходят для двигателей с немалым пробегом. Недостаток их в необходимости частой замены и относительно низким температурным диапазоном. Такое масло проще в производстве, нежели другие типы, поэтому оно недорогое.
  • Полусинтетические. Изготавливаются на базе минеральной основы посредством добавления в нее синтетических присадок. При этом минеральная часть в них занимает до 70%, а синтетическая – от 30 до 50%. Полусинтетические масла – своеобразный компромисс: по характеристикам они лучше, чем минеральные, а по цене ниже, чем синтетические.
  • Синтетические масла. Изготавливаются посредством переработки продуктов, полученных в результате первой перегонки нефти. При этом масло получает все необходимые свойства. Для таких масел характерна хорошая текучесть, они работают при разных температурных режимах и сохраняют состав при эксплуатации, что повышает срок службы.

Среди автомобилистов встречается мнение, что синтетические масла негативно действуют на сальники и уплотнения машины, в результате чего последние протекают. Но это заблуждение. Если речь идет об изношенных уплотнениях, то через них текут всем масла, хотя синтетика уходит раньше ввиду повышенной текучести.

Как часто менять моторное масло и как определить, что это время пришло — смотрите в нашем материале.

Что такое этилированный бензин и чем он отличается от неэтилированного — читайте на Прокроссовер.

Масла классифицируются и по температурному режиму, который определяется вязкостью масла. Последний показатель прямо влияет на легкость пуска двигателя и его защиту при экстремальных температурах эксплуатации. По температурному режиму масла делятся на три группы:

  • Летние масла. Для них характерна большая вязкость, защищающая двигатель при его использовании с высокими температурами. Но такое масло не рекомендуется использовать при температуре ниже нуля. Летние масла предлагаются и натуральные, и синтетические.
  • Зимние масла. Их вязкость ниже, а текучесть выше, поэтому они хорошо проникают по каналам, и позволяют в зимний период обеспечить надежность смазки и легкость запуска двигателя. В то же время летом такие масла не справляются с задачами. Основа их синетическая.

Современные производители предлагают нам и всесезонные масла. В зависимости от температурных условий их вязкость меняется. Популярность таких масел выше, чем у сезонных, ведь их не нужно менять каждые полгода. Это синтетические и полусинтетические вещества.

От чего зависит выбор конкретного вида масла?

На самом деле выбор масла для двигателя – задача сложная ввиду разнообразия продукции на автомобильном рынке. Минеральное или синтетическое масло? Точный ответ будет зависеть от эксплуатационных характеристик конкретного двигателя, для которого выбирается масло. Детали мотора с большим пробегом изнашиваются. Поэтому использовать синтетическое масло нет смысла: оно жиже, чем минеральное, и выгорает быстро. Причем оно недешевое, а заливка нужна частая, что невыгодно с экономической точки зрения. Тогда лучше выбрать минеральное или полусинтетическое масло.

Минеральное масло меняется чаще, чем синтетическое. Дело в том, что на «синтетику» не так влияют перепады температур, ее вязкость лучше, а эксплуатационные свойства выше. Исходя из этого, синтетические масла хороши для двигателей, которым приходится работать в разных температурных условиях и скоростных режимах, и с переменными нагрузками.

Эксперты автомобильной индустрии не рекомендуют экономить на покупке моторного масла. Качество масла определяет ресурс двигателя. Используя правильный продукт, в дальнейшем вы избежите ряда проблем с ремонтом двигателя, что обойдется куда дороже, чем качественное моторное масло.

Что нужно знать, выбирая масло для двигателя?

При выборе масла важно обратить внимание на инструкцию по эксплуатации авто. Рекомендуется принять во внимание следующую информацию:

  • температурный режим использования масла, который вы найдете на его упаковке, имеет рекомендательный характер;
  • цвет масла не определяет качество, он зависит от присадок, которые добавляются в него при производстве;
  • если масло чернеет в результате недолгой работы двигателя, это не обязательно говорит о потере свойств. Это связано с применением сильных моющих средств и способностью масла удерживать продукты неполного сгорания топлива;
  • не смешивайте масла с разными основами – натуральное и «синтетику»;
  • добавление присадок в масло полезно не всегда. Улучшая одни свойства, они ухудшают другие. Качественное масло в присадках не нуждается;
  • если вам неизвестно, что было в моторе до замены масла, лучше промойте двигатель.

Итог

Производителей моторного масла множество, как импортных, так и отечественных. Кого выбрать – решение индивидуальное. Важно только не купить подделку, поскольку тогда сказанное выше теряет смысл. В идеале лучше покупать масло у официальных представителей или поставщиков запчастей – тогда вы приобретете качественный и оригинальный продукт.

procrossover.ru

Масло для двигателя, как выбрать

Этот вопрос встает перед владельцем автомобиля обычно только тогда, когда гарантийный срок на автомобиль уже закончился. Как правило, в течение гарантийного срока замена масла производится на сервисной станции с использованием одобренных производителем автомобиля марок масел. Если же "гарантия" уже позади, то перед Вами встает проблема выбора. А выбирать есть из чего - полки магазинов буквально "ломятся" от разнообразия продукции различных производителей.

Чем же руководствоваться при выборе масла?

Остановимся на общих моментах:

1. Основой для подбора конкретной марки являются требования производителя Вашего автомобиля к применяемым маслам и жидкостям, приведенные в инструкции по эксплуатации. Обычно, помимо формальных требований (спецификаций) на используемые продукты, там также в качестве примера приводятся конкретные марки масел или ссылки на фирмы-производители смазочных материалов.

2. Если же автомобиль уже далеко не новый и сведений, приведенных в инструкции по эксплуатации недостаточно (или они просто устарели), то Вы должны самостоятельно выбрать марку масла для двигателя или трансмиссии. При этом Вам будет необходимо подобрать:

# класс вязкости по SAE

# класс качества по ACEA (CCMC) или API

# минеральное или синтетическое масло и т.д.

Ну и конечно Вы должны будете выбрать фирму с безупречной репутацией, качеству продукции которой вы абсолютно доверяете.

Задачей данного материала как раз и является помочь Вам сделать правильный выбор и ответить на большую часть вопросов, которые могут при этом возникнуть:

# Как выбрать класс вязкости по SAE?

# Что такое "температура застывания" и можно ли по ней определить низкотемпературный предел применения масла зимой?

# Как выбрать масло, если Вы ездите зимой?

# Что такое "индекс вязкости" и как его использовать для сравнения различных марок масел?

# Для всех ли марок автомобилей можно использовать моторные масла классов вязкости 5W-: и 0W-: по SAE?

# Как соотносятся классы вязкости моторных масел по SAE и по ГОСТу?

# Как правильно выбрать класс качества моторного масла?

# Имеет ли значение порядок написания "бензиновых" и "дизельных" спецификаций в обозначениях класса качества моторных масел по API и ACEA?

# Можно ли применять современные моторные масла (в том числе синтетические), имеющие самые высокие спецификации (такие, как например SAE SJ/CF или ACEA A3-96/B3-96) для использования в подержанных автомобилях, у которых требования к маслам значительно ниже?

# В чем разница между спецификациями API и ACEA(CCMC)?

# Есть ли разница между маслами для бензиновых и дизельных двигателей?

# Как переходить с одной марки моторного масла на другую?

# Как производить "промывку" двигателя?

# Чем отличается синтетическое масло от минерального?

# В каких случаях могут возникнуть проблемы при переходе на использование синтетического моторного масла?

# Как производить переход на использование синтетического моторного масла?

# Как поступать, если в инструкции на автомобиль рекомендуются какое-либо специальное масло без указания конкретных спецификаций?

# Взаимозаменяемы ли жидкости для автоматических коробок передач (ATF)?

# Взаимозаменяемы ли антифризы различных марок?

# Взаимозаменяемы ли тормозные жидкости?

 

Что такое "SAE"?

Спецификация SAE (SAE - общество инженеров-автомобилистов) является международным стандартом, регламентирующем вязкость масел. Ни о качественных характеристиках масел, ни их применении для конкретных марок автомобилей и типов двигателей спецификация SAE не говорит.

Для примера разберем, о чем говорит, например, обозначение SAE 10W-40 для моторных масел. Обозначение класса вязкости "10W" дает нам информацию о зимнем применении данного масла (W - это начальная буква английского слова WINTER - зима). Иными словами, от правильного выбора этого параметра зависит насколько легко, а самое главное без негативных последствий, Вы сможете запустить двигатель на морозе.

Класс вязкости "40" в нашем примере является так называемым "летним" классом и говорит о том, насколько масло способно сохранять работоспособность в высокотемпературных зонах двигателя.

Наличие только одного из рассмотренных параметров в обозначении класса вязкости по SAE говорит о сезонности данного масла (SAE 10W - зимнее сезонное масло, SAE 40 - летнее сезонное масло). Присутствие же в обозначении сразу двух классов (как в нашем примере - SAE 10W-40) говорит о всесезонности данного масла.

 

Как выбрать класс вязкости по SAE?

При выборе класса вязкости моторного масла необходимо следовать инструкциям завода-изготовителя Вашего автомобиля. Если же она отсутствует или не содержит подобных рекомендаций (например, если автомобиль далеко не новый и рекомендации в инструкции или уже устарели или просто отсутствуют), то можно воспользоваться следующими рекомендациями.

При выборе так называемого "зимнего" класса вязкости необходимо руководствоваться значениями средних зимних температур в регионе, где эксплуатируется Ваш автомобиль. При этом можно воспользоваться следующей таблицей, рекомендации которой совпадают с требованиями производителей автомобилей:

0W до -30 град.С и ниже

5W до -25 град.С

10W до -20 град.С

15W до -15 град.С

20W до -10 град.С

25W до -5 град.С

Следуя этим рекомендациям, Вы и Ваш автомобиль будете застрахованы от проблем с запуском в зимнее время и от негативных последствий для двигателя (таких как повышенный износ и "заклинивание" во время и сразу после запуска, когда двигатель работает в режиме масляного "голодания"), которые возникают обычно при применении масел несоответствующего класса вязкости.

Необходимо помнить, что при каждом запуске двигателя (не обязательно на сильном морозе, а даже при плюсовых температурах) требуется некоторое время для того, что бы масляный насос прокачал масло по системе смазки,и оно поступило ко всем трущимся частям. В это время двигатель как раз и будет работать в режиме так называемого масляного "голодания", о котором мы уже упоминали выше. Понятно, что при этом резко возрастает трение и износ. Таким образом, чем более масло способно сохранять текучесть при низких температурах, тем быстрее оно будет прокачано по системе смазки и обеспечит защиту двигателя. Лучшими в этом отношении являются моторные масла класса "0W".

Что касается выбора так называемого "летнего" класса, то следует отметить, что большинство европейских производителей автомобилей рекомендуют использование масел класса "40" по SAE и выше (например "50" по SAE). Это связано с высокой тепловой напряженностью современных двигателей внутреннего сгорания и наличием высоких температур, удельных давлений и скоростей сдвига в различных зонах двигателя (поршневые кольца, распределительный вал, подшипники коленчатого вала и т.д.). В этих жестких условиях масло должно сохранять вязкость, достаточную для образования масляной пленки и охлаждения пар трения. Это задача становится особенно актуальной для предотвращения повышенного износа, задиров и "заклинивания" в жару или во время длительного нахождения в "пробке" (в условиях отсутствия обдува и охлаждения двигателя потоками встречного воздуха и, как следствие, перегрева масла в картере двигателя), а также в случае перегрева двигателя из-за возможных неисправностей в системе охлаждения.

 

Что такое "температура застывания" и можно ли по ней определить низкотемпературный предел применения масла зимой?

Температура застывания, приводимая обычно в разделе технических характеристик масла, получается в результате лабораторного теста и является температурой, при которой масло практически полностью теряет текучесть (подвижность). На самом же деле работоспособность моторного масла теряется намного раньше уже при значительно менее низких температурах, когда оно уже потеряло способность быть прокачанным штатной системой смазки двигателя. Таким образом, при подборе масла для использования в зимнее время нужно руководствоваться не температурой застывания, а классом вязкости по SAE. Температура застывания часто используется в рекламных целях, она так же может быть завуалирована под терминами "потеря текучести", "потеря подвижности" и т.д. При этом указываются фантастические цифры, начиная от - 50С и ниже, но для реальной эксплуатации это имеет лишь косвенное значение.

 

Что такое "индекс вязкости" и как его использовать для сравнения различных марок масел?

Индекс вязкости - это безразмерная величина, характеризующая способность масла работать в широком диапазоне температур. Чем выше индекс вязкости, тем относительно меньше меняется вязкость масла при изменении температуры. Иными словами, чем выше этот параметр, тем относительно ниже вязкость масла (а, следовательно, и лучше пусковые свойства масла) на морозе и одновременно там, где температура масла достигает высоких температур, вязкость (а, следовательно, и защитные свойства масла) будет относительно выше. Таким образом, чем выше индекс вязкости, тем относительно выше "качество" масла с точки зрения вязкости.

Для минеральных моторных масел значение индекса вязкости обычно не превышает 160, для синтетических составляет 170 и выше.

Для всех ли марок автомобилей можно использовать моторные масла классов вязкости 5W-: и 0W-: по SAE?

Никаких ограничений по использованию моторных масел данных классов вязкости не имеется. Эти классы подходят также и для старых и для изношенных двигателей. Исключение составляют случаи, когда производители специально запрещают применение данных классов вязкости в силу каких-то конструктивных особенностей двигателя.

Пример: двигатель объема 1300 см3 Skoda Felicia, в котором имеются особенности смазки цепи механизма газораспределения распылением масла через форсунку.

 

Как соотносятся классы вязкости моторных масел по SAE и по ГОСТу?

Примерное соответствие выглядит следующим образом:

ГОСТ SAE ГОСТ SAE ГОСТ SAE

3з 5W 12 30 4з/10 10W-30

4з 10W 14 40 5з/10 15W-30

5з 15W 16 40 5з/12 15W-30

6з 20W 20 50 6з/10 20W-30

6 20 3з/8 5W-20 6з/12 20W-30

8 20 4з/6 10W-20 6з/14 20W-40

10 30 4з/8 10W-20 6з/16 20W-40

 

Как правильно выбрать класс качества моторного масла?

Существуют две наиболее распространенные спецификации моторных масел по качеству:

# API - американского института нефти

# АСЕА (ССМС) - ассоциации европейских производителей.

В настоящий момент спецификация API имеет следующие классы:

# для бензиновых двигателей:

SA, SB, SC, SD, SF - "устаревшие" классы;

SG, SH, SJ - действующие классы, т.е. те требования, по применению которых Вы можете встретить в инструкциях по эксплуатации автомобилей, начиная примерно с 89 года выпуска. Но даже если Ваш автомобиль "старше" и в инструкции рекомендуются один из приведенных выше устаревших классов (например, SD или SF), нет необходимости искать масло именно с таким же классом качества по API и имеющее, соответственно, далеко не самые совершенные характеристики. Недаром рекомендации производителя автомобиля звучат примерно следующим образом: "Рекомендуется моторное масло класса не ниже (например) SF по API. Таким образом, моторные масла самого последнего класса качества SJ (продукты семейства VISCO 7000, 5000, 3000 и 2000) являются абсолютно универсальными (с точки зрения API).

# для дизельных двигателей легковых автомобилей, микроавтобусов, "джипов" и т.п.:

CA, CB, CC, CD - устаревшие классы;

CF - действующий класс, который является универсальным (с точки зрения API) для любых дизельных двигателей легковых автомобилей, микроавтобусов, "джипов" и т.п.

Таким образом, с точки зрения API, масла, имеющие спецификацию SJ/CF, являются универсальными и подходят для любых бензиновых и дизельных двигателей легковых автомобилей, микроавтобусов, "джипов" и т.п. (независимо от года выпуска), производители которых требуют применение масел, удовлетворяющих только лишь требованиям одного из классов по API (продукты семейства VISCO 7000, 5000, 3000 и 2000).

В отличие от API, спецификация АСЕА наиболее полно учитывает конструктивные особенности европейских двигателей и режимы их эксплуатации в европейских условиях. Ее требования по отдельным тестам значительно превышают требования API. Предпочтение следует отдавать маркам масел, прошедшим испытания в АСЕА и получившим соответствующий класс качества по этой спецификации. В настоящий момент спецификация АСЕА имеет следующие классы:

# для бензиновых двигателей:

А1, А2, А3;

# для дизельных двигателей легковых автомобилей, микроавтобусов, "джипов" и т.п.:

В1, В2, В3, B4

Спецификации A1 и B1 - это специальные высококачественные маловязкие масла, применяющиеся в первую очередь для достижения максимальной топливной экономичности. Применяются там, где этого требует производитель. Типичными производителями, требующими применения A1, В1 являются Ford, Chrysler, Mazda, последние модели Opel и VW и еще ряд других.

Масла, одновременно удовлетворяющие классам А3-96 и В3-96, имеют самые совершенные характеристики и подходят для любых бензиновых и дизельных двигателей легковых автомобилей, микроавтобусов, "джипов" и т.п. (независимо от года выпуска) (продукты семейства VISCO 7000, 5000, 3000 и 2000).

Имеет ли значение порядок написания "бензиновых" и "дизельных" спецификаций в обозначениях класса качества моторных масел по API и ACEA?

Нет, не имеет. Нет никакой разницы (с точки зрения применения масел для бензиновых или дизельных двигателей), в каком порядке написаны спецификации.

 

Например:

API SJ/CF означает то же, что и API CF/SJ;

ACEA A3-96/B3-96 означает то же, что и ACEA B3-96/A3-96.

Ни о каком преимущественном применении для бензиновых или дизельных двигателей порядок написания не говорит.

Можно ли применять современные моторные масла (в том числе синтетические), имеющие самые высокие спецификации (такие, как например SAE SJ/CF или ACEA A3-96/B3-96) для использования в подержанных автомобилях, у которых требования к маслам значительно ниже?

Конечно можно. Слишком "хорошего" масла не бывает. Чем качественней масло и чем, соответственно, выше его спецификации, тем лучше оно будет защищать даже самый "старый" или изношенный двигатель.

 

Есть ли разница между маслами для бензиновых и дизельных двигателей?

В большинстве случаев моторные масла для легковых автомобилей, "джипов", микроавтобусов применимы как для бензинового, так и для дизельного двигателя.

О применении каждого конкретного масла для бензинового или дизельного двигателя можно узнать по спецификациям API и ACEA(CCMC), которые оно имеет.

 

Как переходить с одной марки моторного масла на другую?

Если ранее в двигателе использовалось качественное масло (минеральное или синтетическое), производства ведущих фирм, не нарушались интервалы замены, двигатель не имеет значительных отложений, то переход на использование масла другой марки производится в соответствии с обычными рекомендациями по замене масла, которые приводятся в инструкции по эксплуатации. Во всех остальных случаях, а именно:

# если неизвестна марка залитого в двигатель масла

# если неизвестен пробег автомобиля после последней замены масла

# если имеются значительные отложения на внутренних поверхностях двигателя, которые возникают обычно при использовании некачественных масел, нарушении сроков замены или попадании в масло посторонних веществ, таких как охлаждающая жидкость, специальные добавки в масло и т.п.

# необходимо произвести "промывку" двигателя.

Как производить "промывку" двигателя?

Случаи, когда необходима "промывка" двигателя, рассмотрены в разделе "Как переходить с одной марки моторного масла на другую?".

 

Относительно "промывки" можно отметить следующее:

Во-первых, необходимость в промывке возникает не тогда, когда масло в двигателе кажется "слишком" темным и Вы думаете, что двигатель "грязный". Как раз наоборот, случается, что в двигателе имеются значительные отложения, а масло даже после нескольких тысяч километров пробега остается чистым и прозрачным. Это показатель того, что данное масло не обладает необходимыми "моющими" свойствами и его необходимо поменять.

Во-вторых, если на внутренних поверхностях двигателя имеются значительные отложения, то отмыть его полностью удастся только при полной разборке двигателя. Никакая, даже самая агрессивная, специальная промывочная жидкость не справится с этой задачей.

В-третьих, следует иметь в виду, что "промывка" - это длительный процесс. Даже самая агрессивная промывочная жидкость не сможет за 5-10 мин снять слой отложений, например, с клапанной крышки или с головки блока цилиндров, на поверхности которых масло (или в данном случае промывочная жидкость) попадает лишь в виде брызг.

Лучше всего решить проблему с промывкой сможет обычное, качественное моторное масло (не обязательно синтетическое!) (например Visco 3000 и Visco 2000), на котором, в отличие от промывочных жидкостей, можно не только "дать поработать двигателю на холостом ходу в течение 5-10 мин", а проехать не одну сотню километров. Однако, если Вы проехали уже более тысячи километров, а отложения в двигателе еще остались, это означает, что запас моющих свойств масла уже на исходе и требуется его замена.

Следовать данной схеме необходимо и далее вплоть до исчезновения отложений, после чего можно переходить на интервал замены масла, рекомендованный изготовителем. Если же неизвестно, какое масло было залито ранее и каков пробег автомобиля на этом масле, можно рекомендовать предварительную промывку масляной системы или заменяющим маслом, или, например (в случае перехода на продукты производства BP):

- минеральным моторным маслом Visco 2000 в течение примерно 5-10 мин на холостом ходу или

- BP Visco 3000 с сокращенным вдвое от рекомендованного производителем интервалом замены.

 

Чем отличается синтетическое масло от минерального?

Отличие состоит в основном в молекулярном строении базы (основы) масла. В процессе производства синтетических масел "строятся" (синтезируются) молекулы с заданными, оптимальными эксплуатационными свойствами. Синтетические масла в отличии от минеральных имеют максимальную химическую и термическую стабильность.

Химическая стабильность означает, что при работе синтетических масел в двигателе с ними не происходит каких-либо химических превращений (окисления, парафинизации и т.п.), ухудшающих его эксплуатационные характеристики.

Термическая стабильность означает сохранение оптимального значения вязкости масла в широком диапазоне температур, что означает легкий и безопасный пуск двигателя на морозе и одновременно максимальную защиту двигателя в его самых высокотемпературных зонах при работе на высоких скоростях и нагрузках. Благодаря особенностям своего молекулярного строения синтетические масла обладают более высокой (по сравнению с минеральными) текучестью и проникающей способностью.

 

В каких случаях могут возникнуть проблемы при переходе на использование синтетического моторного масла?

Проблемы, связанные с переходом на "синтетику", возникают обычно в случаях, когда ранее использовались некачественные масла, нарушались рекомендованные интервалы замены или имело место попадание в масло посторонних веществ, таких как, например, охлаждающая жидкость, специальные добавки в масло и т.п. При этом в двигателе могут появится значительные отложения.

Обычно одновременно наблюдается частичная или полная потеря эластичности (вплоть до растрескивания) уплотнительных элементов (сальников, маслосъемных колпачков и т.п.).

В отличие от минеральных масел, которые "моют" отложения в двигателе постепенно, слой за слоем, синтетические масла (благодаря присущей им высокой текучести и проникающей способности) вызывают отслоение отложений с внутренних поверхностей двигателя, что может привести к закупориванию сетки маслоприемника, масляных каналов, работе в режиме масляного голодания и, как следствие, выходу из строя двигателя. Аналогично, в зоне сальниковых уплотнений (в том числе и из микротрещин, если таковые имеются) будут удалены все отложения и, в случае потери эластичности сальников, синтетическое масло, очистив предварительно себе "дорогу", будет вытекать из двигателя.

 

Таким образом, применение синтетических масел не рекомендуется в следующих случаях:

# при наличии значительных отложений на внутренних поверхностях двигателя

# если уплотнительные элементы (сальники, маслосъемные колпачки и т.п.) потеряли эластичность и (или) имеют микротрещины (необходимо заменить сальники)

# в двигателях с сальниками с "набивкой" (ГАЗ, Газель, УАЗ, старый Renault) - возможны подтекания (однако при экстремально низких температурах, когда нет другого выхода, допускается использовать "синтетику")

# в период обкатки для двигателей, требующих обкатку, т.е. "полезный износ", с целью приработки пар трения. То же касается и двигателей после капитального ремонта. В этих случаях обкатку необходимо произвести на качественном минеральном масле (например, Visco 2000), после чего можно переходить на "синтетику".

# в роторно-поршневых двигателях

Во всех остальных случаях применение синтетических масел не только ни в коем случае не повредит даже "старому" и изношенному двигателю, а наоборот, гарантирует его защиту и обеспечит максимально возможный срок службы.

 

Как производить переход на использование синтетического моторного масла?

Если есть опасения, что при переходе на "синтетику" могут возникнуть проблемы, то следует придерживаться следующих рекомендаций:

# Сначала оценить состояние двигателя, т.е. проверить наличие отложений и дефектных сальниковых уплотнений. Если в двигателе уже имеются подтекания масла, то переход на "синтетику" невозможен до ликвидации причин, их вызывающих.

# Если в двигателе имеются значительные отложения - "промыть" масляную систему двигателя.

# Если есть основания полагать, что сальниковые уплотнения потеряли эластичность (о чем, например, говорят следы подтеков в местах посадки), то переход на "синтетику" лучше отложить до ремонта двигателя и замены сальников. Если же следов подтеканий не наблюдается, то для надежности можно порекомендовать сначала перейти на использование полусинтетического масла (Visco 3000) и проехать на нем полный интервал до замены. Если и после этого подтеки в местах посадки сальников не появились, то можно переходить на использование синтетических продуктов.

Как поступать, если в инструкции на автомобиль рекомендуются какое-либо специальное масло без указания конкретных спецификаций?

Обычно в инструкции по эксплуатации производителем приводятся требования к применяемым смазочным материалам в зависимости от температуры окружающей среды, режимов эксплуатации и т.д. Иногда, только в качестве примера, приводятся конкретные марки масел конкретных производителей. В этом случае, используя приведенные в данном буклете рекомендации, Вы сможете правильно выбрать подходящую марку масла.

Если же в рекомендациях производителя нет никаких требований к маслам, а рекомендован лишь один единственный продукт (название которого начинается в большинстве случаев с сокращенного названия фирмы-производителя автомобиля), то в этом случае владельцу такого автомобиля остается только поехать на ближайшую сервисную станцию и поменять там масло или же получить консультацию о том, где можно приобрести этот специальный продукт.

 

Взаимозаменяемы ли жидкости для автоматических коробок передач (ATF)?

Некоторые жидкости взаимозаменяемы. Однако в настоящее время нет проблемы найти на полке жидкость, имеющую точно такую спецификацию, которая требуется производителем Вашего автомобиля и приводится в инструкции по эксплуатации. Например, в инструкции требуется жидкость, имеющая спецификацию Dexron IID. В этом случае для замены и доливки необходимо просто найти марку жидкости, имеющую именно эту спецификацию (из продуктов BP - Autran MBX).

При доливке необходимо также помнить, что жидкости разных цветов не совместимы.

 

Взаимозаменяемы ли антифризы различных марок?

Большинство производителей требуют применения для системы охлаждения охлаждающей жидкости, состоящей из 50% концентрата антифриза на основе этиленгликоля и 50% воды определенного качества (можно рекомендовать использование для этой цели дистиллированной воды). При этой концентрации температура замерзания будет составлять минус 35-40 градусов Цельсия. Рекомендуется также менять охлаждающую жидкость не реже, чем 1 раз в 2 года или после определенного пробега.

 

Здесь можно дать следующие рекомендации:

# Не рекомендуется смешивать жидкости разных марок. Это может привести к снижению защитных свойств антифриза

# Нельзя смешивать антифризы разных цветов

# В случае необходимости для доливки лучше использовать обычную воду, контролируя при этом плотность получаемой смеси для определения температуры замерзания

 

Взаимозаменяемы ли тормозные жидкости?

Взаимозаменяемыми являются тормозные жидкости, имеющие спецификации DOT 3 и/или DOT 4 (пример BP Brake Fluid, BP Super Disk Brake Fluid). Жидкости, имеющие спецификацию DOT 5 взаимозаменяемы только между собой.

АСЕА - ассоциация европейских производителей автомобилей

API - американский институт нефти

ССМС - комитет изготовителей автомобилей стран Общего рынка (с 01.01.1996 г. заменен АСЕА)

SAE - общество инженеров-автомобилистов

1avtorul.ru

Как подобрать масло для двигателя автомобиля?

При подборе моторного масла для автомобиля следует исходить из таких параметров, как требования двигателя и окружающая температура. Существует два основных критерия:

  • уровень эксплуатационных свойств согласно классификации ACEA или API, который должен полностью соответствовать требованиям двигателя автомобиля;
  • вязкость по классификации SAE, ее подбирают, исходя из изношенности двигателя и окружающей температуры.

 

Виды моторных масел по классификации SAE

Моторное масло характеризуется различной вязкостью, а также ее зависимостью от окружающей температуры. Здесь учитывается температура воздуха при холодном пуске в зимнее время и максимальная температура при самой большой нагрузке в летний сезон.

Классификация моторных масел SAE3000, принятая на международном уровне, содержит в себе самое полное описание соответствия моторных масел по их вязкостным и температурным свойствам требованиям двигателей.

Согласно классификации все моторные масла для автомобилей делятся на:

  • 6 зимних классов вязкости – это 0W, 5W, 10W, 15W, 20W и 25W;
  • 5 летних классов вязкости – это 20, 30, 40, 50, 60.

Масла, относящиеся к зимним классам, обозначаются английской буквой «W», что обозначает слово «winter» – зима. Существуют также и всесезонные масла, которые маркируются сдвоенным номером.

Оценка свойств и характеристик моторных масел по классификации SAE включает в себя определенные методы испытаний. С их помощью автовладелец получает сведения о предельной температуре продукта, при которой происходит проворачивание двигателя стартера, а масляный насос прокачивает масло под давлением в ходе холодного пуска.

Владельцам автомобилей нужно знать, что по классификации SAE диапазоны работоспособности моторного масла различаются для двигателей, имеющих разную конструкцию. Диапазоны температур зависят от таких показателей, как:

  • мощность стартера;
  • производительность масляного насоса;
  • наименьшая пусковая частота вращения коленчатого вала, которая необходима для запуска мотора;
  • гидравлическое сопротивление маслоприемного механизма.

Большое значение имеют и прочие технологические и конструктивные моменты. Это, к примеру, качество бензина, техническое состояние транспортного средства.

Синтетические масла характеризуются более сильной текучестью, по этой причине они быстрее просачиваются через неплотные участки соединений. Однако течь сальника говорит не об агрессивных характеристиках масла, а об изнашивании рабочей кромки манжета. Через него вскоре потечет любое масло. Синтетическое масло не применяется в двигателях с устаревшей конструкцией, которые имеют сальниковую набивку.

 

Как подобрать масло по его вязкости?

При подборе масла по его вязкости можно воспользоваться нижеприведенными рекомендациями:

  • если автомобиль имеет пробег меньше 25 процентов от ресурса двигателя, то рекомендуется всесезонно применять масла, относящиеся к классам SAE 5W30 или 10W30;
  • если автомобиль имеет пробег от 25 до 75 процентов от запланированного ресурса двигателя, то есть двигатель является технически исправным, то в летнее время лучше использовать масла классов SAE 10W40, 15W40, в зимнее время – 5W30 и 10W30, а всесезонно – SAE 5W40;
  • для автомобиля, имеющего пробег более 75 процентов от ресурса двигателя, нужно выбирать в летний сезон масла, относящиеся к классам SAE 15W40 и 20W40, в зимний сезон – SAE 5W40 и SAE 10W40, а всесезонно – масло SAE 5W40.

 

Виды моторных масел по классификации API

Впервые моторные масла классифицировали по уровню их эксплуатационных свойств, а также и условиям их использования в 1947 году. Предложил это Американский институт нефти или API. С того времени предложенная классификация постоянно изменялась и дополнялась, однако основной принцип деления масел на две основные группы остался. Итак, по API существует два категории масел:

  • категория «S» – масла используются для бензиновых 4-тактных двигателей;
  • категория «C» – масла используются для дизелей, сельскохозяйственной техники и дорожно-строительных машин.

В категории «S» масла делятся в зависимости от их эксплуатационных свойств на 9 классов в порядке возрастания, что зависит от требований к качеству. Это SA, SB, SC, SD, SE, SF, SG, SH и SJ. В категории «C» масла делятся на 10 основных классов. Это – CA, CB, CC, CD, CD-II, CE, CF, CF-2, CF-4 и CG-4. Дополнительные цифры – это данные, которые указывают на возможность использования масла для 2-х и 4-тактных дизелей.

Универсальные масла, которые подходят для смазывания дизелей и двигателей бензинового типа, имеют двойную маркировку – SF/CC, SG/CD, SJ/SF-4 и так далее.

 

Виды моторных масел по классификации ACEA

Европейская ассоциация ACEA в 1996 году предложила свою классификацию масел для автомобилей. В ее основе лежат европейские методы испытания, а также некоторые общепризнанные методы испытания по SAE, API и ASTM.

С начала марта 1999 году все новые моторные масла должны производиться в соответствии с требованиями ACEA-98.

Все крупные компании по производству автомобилей входят в АСЕА. Это BMW, Renault, Volksvagen, General Motors Europe и ряд других.

Согласно классификации АСЕА-98 все моторные масла подразделяются на три основных категории – А, В и Е, что зависит от их назначения:

  • А1, А2, А3 – это масла, которые подходят для двигателей бензинового типа;
  • В1, В2, В3 и В4 – масла, которые предназначены для использования в легких дизельных двигателях, а также для фургонов на основе легковых автомобилей;
  • Е1, Е2, Е3 и Е4 – это масла, предназначенные для использования в тяжелых дизельных двигателях грузовых автомобилей.

 

Допуски автопроизводителей для моторного масла

Каждая компания по производству автомобилей, входящая в АСЕА, имеет право дополнительно к основным требованиям моторных масел выдвигать свои требования. Это делается путем усложнения проходных оценок либо введением дополнительных испытаний в моторах своей конструкции. Дополнительные требования указываются в фирменных спецификациях, которые идут к моторным маслам.

Допуски, которые определяют применение моторного масла в двигателях автомобилей VW, Porsche, BMW, позволяют использовать масло в автомобилях и других производителей. Допуски производителей Scania, MAN, Volvo дают возможность определить наилучшие масла для использования в двигателях грузовых транспортных средств. Если масло одобрено компанией Mercedes-Benz, в классификацию которой включено больше десяти классов, то его можно применять для любых европейских двигателей подобного класса.

Более подробно о допусках:

  • BMW – знак одобрения, который относится только к всесезонным маслам, дается на основании испытаний;
  • Porsсhe — знак одобрения, который относится только к синтетическим и полусинтетическим маслам, поскольку для двигателей Porsсhe характерен самый минимальный интервал замены – в 20 тысяч километров;
  • Mercedes-Benz (MB) – сезонное масло MB 226.0, оно подходит для двигателей легковых автомобилей; масло MB 226.1 всесезонного типа, предназначено также для двигателей легковых автомобилей; всесезонное масло MB 226.3 характеризуется увеличенным интервалом замен; MB 226.5 – всесезонное масло, у которого интервал замены для легковых автомобилей еще более увеличен; масло MB 229.1 – предназначено для новых двигателей легковых автомобилей, которые старше 1997 года выпуска.
  • Volkswagen-Audi (VW) – масло VW с обозначением 500.00 является всесезонным; масло VW 501.01 – также всесезонное. Масло VW 505.00 предназначено для двигателей, которые имеющих турбонаддув; масло VW T 4 является новой спецификацией.

Подписывайтесь на автожурнал 2AUTO.su по e-mail, Вконтакте, Facebook или в Twitter, и не пропускайте интересные автомобильные новости.

2auto.su


Смотрите также