Тосол и антифриз: какая охлаждающая жидкость лучше. Охлаждающая жидкость тосол

.

Что лучше тосол или антифриз: критерии выбора

Любой автомобилист хоть раз сталкивался с дилеммой «Что лучше – тосол или антифриз?». Это — тот самый компонент, обеспечивающий нормальный температурный режим и который предотвращает от перегревания такую важную деталь, как двигатель. Чтобы купить подходящую охлаждающую жидкость для своей машины, нужно сначала досконально изучить все её разновидности.

Содержание статьи

Виды охлаждающих жидкостей

А почему бы не залить вместо антифриза обыкновенную воду? – вопрос вполне логичный. В принципе это возможно, однако не очень полезно для внутренних деталей машины. Дело в крайних температурах кипения и кристаллизации. Вода превращается в лёд уже при нуле и далее имеет способность расширяться, вредя при этом конструкции. Закипает она, как нам всем известно, достигая температуры в 100 градусов, и затем оставляет на поверхности деталей вредоносный налёт. Все эти недостатки неизвестны охлаждающей жидкости, которая не кристаллизуется даже при температуре в – 65 градусов, и не кипит при 108.

Любой антифриз имеет в своём составе несколько компонентов: этиленгликоль (или пропиленгликоль), дистиллированная вода, а также специальные присадки и краситель. Основная разница между видами антифриза состоит в комбинации и типах присадок, которые призваны увеличить эффективность работы двигателя. Все они делятся на две группы: силикат и карбоксилат.

Первая разновидность считается устаревшей, поскольку в результате постепенного испарения оставляет после себя накипь, что не самым лучшим способом влияет на работу двигателя.

Отличить группу силикатов среди прочих можно даже не читая состава жидкости, ведь, как правило, при изготовлении она окрашивается в зеленый или синий цвет.

Группа карбоксилатов – это сравнительно новые и более совершенные в своих свойствах охлаждающие жидкости. Они экологические, имеют продолжительный срок эксплуатации и обладают полезными антикоррозийными свойствами. Именно поэтому профессионалы советуют по возможности отдавать предпочтение антифризам этого вида. Отличить их можно по характерному красному или розовому цвету. По поводу вопроса, что лучше – тосол или антифриз, то здесь ответ неоднозначен. Антифриз – это техническое название охлаждающей жидкости, а тосол – одна из её разновидностей, которая состоит в группе силикатов. Тосол был изобретен еще при СССР, как альтернатива продуктам импортного производства, и по сей день применяется владельцами продуктов отечественного автопрома. Мало кто знает, что подобное разделение имеется только в странах Советского союза, и сам тосол получил своё имя от сокращенного названия всё той же лаборатории, где был разработан.

Кроме того, антифризы по своему составу имеют еще одну классификацию: традиционные, гибридные и карбоксилатные.

  • Традиционные целиком состоят из неорганических веществ, таких как нитраты, фосфаты, силикаты, амины, и так далее. К этой группе относится и вышеупомянутый тосол. На их упаковке можно встретить характерный маркер «Traditional coolants»
  • Гибридные сочетают в своём составе как органические, так и неорганические компоненты. Гибридные продукты можно узнать по надписи «hybrid coolants»
  • Карбоксилатные принадлежат к группе органических антифризов и маркируется надписью «OAT coolants».

Можно сделать вывод, что вопрос о том, что лучше – тосол или антифриз, как минимум некорректен, ведь помимо всех своих недостатков и устаревшей формулы, тосол является всего лишь одним из видов антифриза.

Критерии для выбора

Подобрать качественную охлаждающую жидкость не так уж просто, ведь для того следует учитывать целых комплекс различных факторов, влияющих на её работу. Основные требования для антифриза всегда одинаковы, ведь качественная жидкость:

  1. эффективно охлаждает детали, подверженные трению;
  2. имеет достаточно высокую теплоёмкость;
  3. обладает высокой температурой кипения;
  4. не замерзает, и, соответственно, не кристаллизуется;
  5. имеет антикоррозийные свойства;
  6. характеризуется приемлемой ценой и экологической безопасностью.

На современном рынке довольно сложно выбрать охлаждающую жидкость, сочетающую в себе все вышеперечисленные полезные свойства. Однако, существуют некоторые нюансы, которые позволят хотя бы не ошибиться с покупкой:

В первую очередь, обратите внимание на состав. Существует целый ряд аргументов в пользу карбоксилатов. Имеющиеся в их складе органические кислоты образуют на поверхности деталей тонкий слой, который предупреждает коррозию металлов. В то же время силикаты сопротивляются коррозии намного хуже, что приводит к износу деталей. Также к свойствам карбоксилата причислят также смазочные и антипенные. Важно знать, что появление пены в местах перегрева означает, что жидкость плохо передаёт тепло.

Жидкости группы карбоксилата имеют намного более продолжительный срок эксплуатации, ведь расход состоящих в их составе присадок совсем невелик, и они служат намного дольше силикатов. Но срок службы охлаждающей жидкости не всегда зависит от её качества, ведь иногда старение провоцирует просочившиеся в систему газы или воздух. Вот почему так важно проверять герметичность шлангов и места вероятных утечек.

Если вы выбираете между такими типами хладагента, как этиленгликоль или пропиленгликоль, то вам следует знать, что каждый из них отличается своими эксплуатационными свойствами. К примеру, этиленгликоль хорошо отводит тепло, но при этом активно окисляет металлы системы охлаждения. Кроме того, он имеет свойство пенится в горячем состоянии. Родственный ему пропиленгликоль в том плане показывает результаты немного лучше: он активнее препятствует коррозии и увеличивает срок службы деталей.

Я советую обратить внимание на упаковку охлаждающей жидкости, ведь на стадии покупки только так можно отличить качественный продукт от подделки. Ни один уважающий себя производитель не станет использовать негерметичную ёмкость без специальной упаковочной пломбы. Кроме того, следует посмотреть срок годности покупаемой жидкости.

И всё-таки основным критерием выбора является требования, которые предъявляются производителем конкретной марки и модели вашего автомобиля. Вся эта информация изложена в паспорте, также её можно получить на СТО или в специализированных сервисных центрах.

О смешивании жидкостей

Охлаждающие жидкости, разработанные по новым технологиям, включают в список своих свойств возможность совместимости с антифризами других видов. Как правило, эта информация указывается на упаковке товара.

Многие водители полагают, что разные виды охлаждающих жидкостей совместимы на основе своего цвета. На самом деле это грубейшая ошибка, ведь изначально все антифризы бесцветны, а краситель добавляется производителем для различия жидкостей его собственной линии.

Значение имеют только компоненты в составе антифриза. На протяжении эксплуатации автомобиля крайне не рекомендуется менять марку антифриза, но если это неизбежно, то ориентироваться следует на химический состав жидкости, а также набор имеющихся в ней присадок. Если название, вид и состав предыдущего антифриза неизвестны, то лучшим выходом будет удалить остатки старой охлаждающей жидкости и залить новую, рекомендованную данным конкретным производителем. Это простое действие поможет избежать многих проблем в дальнейшей работе двигателя.

Таким образом, можно подытожить, что к выбору охлаждающей жидкости нельзя относиться с пренебрежением, ведь большинство поломок случаются именно по причине неисправной системы охлаждения двигателя. И в следующий раз, когда встанет вопрос о том, что лучше залить – тосол или антифриз, вы уже будете подкованы на все 100%.

Видео «Выбираем охлаждающую жидкость»

Посмотрев запись, вы узнаете, какую охлаждающую жидкость заливать в двигатель автомобиля.

mineavto.ru

Чем тосол отличается от антифриза

Довольно большое количество современных автолюбителей не придают значения тому, какой именно состав используется для охлаждения двигателя их любимого автомобиля. Есть еще люди, которые легкомысленно полагают: все охлаждающие жидкости (ОЖ) работают примерно одинаково.

 

Между тем, выбор охлаждающей жидкости для мотора – задача весьма ответственная, ведь от правильного ее решения зависит не только безотказная работа двигателя, но и его экономичность, а также долговечность. Охлаждающие жидкости, представленные на рынке нашей страны, можно разбить на две основные группы: тосол и антифризы. Чем отличается тосол от антифриза и какие вариации этих жидкостей представлены на рынке – об этом мы расскажем в данной статье.

Что такое ОЖ?

Основу любой охлаждающей жидкости составляют вода и этиленгликоль (крайне редко может применяться пропиленгликоль). Добавление спирта в объеме 50%-60% позволяет увеличить температуру закипания и понизить температуру замерзания раствора. Однако, для полноценной ОЖ этих составляющих недостаточно.

Необходим целый ряд специальных добавок, защищающих детали и корпус двигателя от коррозии, а также улучшающих функциональность охлаждающей жидкости. Именно в составе этих самых добавок, или присадок, что является более правильным названием, и заключается отличие ОЖ, выпускаемых различными производителями.

Тосол и антифриз: в чем отличие?

Тосол - это охлаждающая жидкость, содержащая в качестве присадок-ингибиторов коррозии соли неорганических кислот:

  • нитриты;
  • нитраты;
  • силикаты;
  • бораты;
  • амины;
  • фосфаты.

Технология производства тосолов считается устаревшей, в развитых странах такие ОЖ не выпускаются.

Более прогрессивной разработкой является антифриз: это охлаждающая жидкость, комплекс присадок которой образован солями органических кислот, имеющих общее название «карбонаты». Именно из-за принадлежности присадок к этой группе, антифризы часто называют карбоксилатными ОЖ.

Кроме указанных отличий есть еще одно, на которое сразу же укажет даже начинающий автолюбитель. Речь идет о том, что антифризы и тосолы, выпускаемые различными торговыми марками, имеют различный цвет. Многие, в недоумении задают вопрос: чем, к примеру, отличается синий тосол от красного, а чем - зеленый антифриз от синего?

Со всей ответственностью заявляем: окраска охлаждающей жидкости никак не влияет на ее эксплуатационные характеристики и не стоит вашего внимания. Она является результатом добавления красителя, которым производители ОЖ пытаются выделить свою продукцию среди всех остальных. Разумеется, красный антифриз от зеленого отличается, но отличие это заключается не во внешнем виде жидкости, а в ее рабочих характеристиках.

Тосол и антифриз: что лучше?

Ответ на этот вопрос будет однозначным: антифриз. Вот его преимущества:

  • Высокая эффективность охлаждения.Отличие тосола от антифриза заключается в том, что он образует полумиллиметровую защитную пленку на всех поверхностях, с которыми вступает в контакт. Эта пленка играет роль «шубы», которая ухудшает отвод тепла. Антифризы образуют подобную пленку только на тех участках, которые подвержены коррозии.
  • Длительный срок службы без потери защитных свойств.Присадки в антифризах расходуются плавно, тогда как в тосолах этот процесс происходит быстро и неравномерно.
  • Защита алюминия при высоких температурах.В новых автомобилях алюминий встречается все чаще, для его защиты при нагреве тосолы малопригодны.
  • Щадящий режим эксплуатации водяного насоса.Благодаря составу карбоксилатных антифризов, лопасти водяного насоса менее подвержены воздействию гидравлических ударов вследствие кавитации, что продлевает срок его службы на 50%.
  • Защита цилиндров от кавитации.
  • Стабильный химический состав.В ходе эксплуатации компоненты тосола могут образовывать гели или нерастворимые соединения, выпадающие в осадок и засоряющие систему охлаждения. Антифризы лишены этого недостатка.
  • Совместимость с пластиковыми или резиновыми уплотнителями.

Даже этот, далеко не полный, перечень преимуществ карбоксилатных антифризов выглядит довольно внушительным, так что выбор между тосолом и антифризом очевиден. Для того, чтобы правильно выбрать антифриз для своего автомобиля, изучите рекомендации автопроизводителя. Как правило, они приводятся в инструкции к автомобилю.

Обновлено: 29 Июль 2015

31867

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter

vyboroved.ru

Что заливать тосол или антифриз, полезные советы автолюбителям

Многие автолюбители игнорируют рекомендации завода изготовителя по эксплуатации системы охлаждения двигателя (СОД). Чаще всего это выражается в том, что не контролируется уровень охлаждающей жидкости (ОЖ) и не выполняется плановая ее замена. Очень часто владельцы автомобиля даже не имеют представления о том,  какая именно жидкость залита в системе. Такая беспечность чревата горькими последствиями.  Правильный выбор того, что заливать тосол или антифриз, в конечном итоге влияет на техническое состояние всего автомобиля. Ведь по статическим данным от 22 до 40% всех поломок, так или иначе, связаны с выходом из строя системы охлаждения.

Выбирая жидкость для охлаждения, владелец автомобиля должен в первую очередь хорошо изучить требования по эксплуатации, установленные заводом изготовителем  или хотя — бы рекомендации сервисной книжки. Для каждой марки автомобиля предприятием изготовителем  устанавливаются определенные правила обслуживания систем и агрегатов автомобиля, а также даются конкретные указания по использованию того или иного вида ОЖ. В зависимости от конкретного производителя система охлаждения проектируется и изготавливается для конкретного класса смазочно-охлаждающей жидкости.

Виды охлаждающей жидкости

В настоящее время в мире используются три класса охлаждающей жидкости, которые производятся по совершенно разным технологиям: традиционной, карбоксилатной и комбинированной. Однако в России используются только два первых класса ОЖ, поэтому третий вид не будем рассматривать вообще.

В состав ОЖ, изготавливаемых по традиционной технологии входят различные присадки на основе нитритов, нитратов,  аминов, силикатов и боратов (солей неорганических кислот). Наиболее известным и популярным отечественным представителем данного класса является тосол.

ОЖ производимые по  карбоксилатной технологии, имеют в своем составе присадки на основе карбонатов (солей органических кислот). Представители данного класса ОЖ в нашей стране именуются общим понятием – антифриз.

Как определить тосол или антифриз? С научной точки зрения тосол – это один из видов антифриза. Так как антифриз в переводе с английского языка  означает охлаждающая жидкость. А «ТОСол» – это название определенного вида ОЖ (антифриза), который был изначально разработан в Советском Союзе специально для автомобилей марки «Жигули». Поэтому вопрос о том, заливать тосол или антифриз для ВАЗ, вполне очевиден.

Более правильно следовало бы разделать ОЖ по технологии изготовления, а не делить их на тосол или антифриз. Разница здесь существенная, однако, не будем нарушать устоявшегося мнения автолюбителей, и далее будем именовать два класса ОЖ как тосол и антифриз.

Тосол или антифриз, разница

Для того чтобы определить что лучше использовать в системе охлаждения необходимо уяснить преимущества и недостатки двух видов ОЖ.

 

 

  • Эффективность охлаждения. ОЖ, изготовленные по традиционной технологии (далее тосол) в силу специфического химического состава образуют на поверхности металла системы охлаждения защитный слой. Толщина слоя может составлять около 0,5 мм. Это было специально спроектировано для защиты поверхности от коррозии. В тоже время данный слой выступает как своеобразный изолятор и ухудшает теплообмен. Таким образом, система охлаждения работает менее эффективно, в свою очередь двигатель, работая при повышенной температуре, имеет меньшую мощность, повышенный расход топлива и  быстрее выходит из строя.

В тоже время ОЖ, изготовленные по карбоксилатной технологии (далее антифриз), способны создавать защитный слой не на всей поверхности, а только в местах коррозии. Следовательно они позволяют увеличить эффективность СОД.

  • Пробег.  Тосол сохраняет свои эксплуатационные качества в течение 30-40 тысяч км пробега. При дальнейшей эксплуатации в силу нарушения баланса присадок ОЖ начинает терять свои полезные и защитные свойства. В тоже время антифриз сохраняет свои характеристики на протяжении более длительного периода эксплуатации, который может достигать 100 — 250 тысяч км пробега или 2-5 лет. Это обусловлено специфическим свойством, расходовать присадки только в определенных «нуждающихся» местах
  • Защита алюминиевых сплавов при высокой температуре. В качестве материала для изготовления систем охлаждения чаще всего используются алюминиевые сплавы. Тосол при высокой температуре (более 105 ºС) теряет свои защитные свойства.  Поэтому многие производители в настоящее время отказываются от использования тосола в системах охлаждения. Антифриз в свою очередь сохраняет свои защитные и антикоррозийные свойства даже при температуре более 135 ºС.
  • Срок эксплуатации. Основная причина выхода из стоя насоса системы охлаждения – гидродинамическая кавитация. Она заключается в формировании и разрушении газовых пузырьков на поверхности лопастей насоса. При схлопывании пузырьков образовываются гидродинамические удары, которые отрывают молекулы с поверхности лопастей. Вследствие этого происходит их разрушение. Практически все ОЖ обладают этими разрушающими свойствами. Однако карбоксилатные антифризы обладают более низким воздействием кавитации, по сравнению с тосолом. Срок эксплуатации лопастей насоса вследствие этого увеличивается как минимум в полтора раза.

 По аналогичным причинам антифриз обеспечивает более эффективную защиту гильзы цилиндров двигателя.

  • Стабильность свойств и характеристик.  В тосоле имеется силикатные и фосфатные компоненты, которые способствуют образованию гелей, а также другие нерастворимые фракции, выпадающие в виде осадка. Гели и осадки могут засорять систему охлаждения и блокировать работу термостата. В антифризах отсутствует способность образования гелей и прочих осадков, что обеспечивает более стабильную работу системы.
  • Совместимость с пластиками и эластомерами. В отличие от тосола, антифризы менее агрессивны к воздействию на эластомерные, пластиковые, силиконовые, резиновые и прочие подобные материалы, которые используются для обустройства систем охлаждения.
  • Засорение радиатора. Как известно, тосолу свойственно образование осадков в виде твердых частиц, которые приводят к засорению радиатора. В тоже время антифризы практически не обладают такими негативными свойствами и обеспечивают чистое состояние радиатора в процессе всего срока их применения.
  • Экологичность. В результате длительного срока эксплуатации антифризы позволяют значительно сократить количество отработанной жидкости, которая подлежит утилизации. Кроме этого они более экологичны по сравнению с тосолом вследствие низкого класса опасности и вредности для внешней среды.

Заключение

Таким образом, можно с уверенностью утверждать, что карбоксилатные антифризы значительно превосходят по своим свойствам тосол. Решение о том, что заливать тосол или антифриз, каждый автолюбитель должен принимать сам. Если у вас есть возможность и средства заливать в систему охлаждения качественный антифриз, то это позволит значительно продлить срок эксплуатации СОД в частности и автомобиля в целом. Если нет такой возможности, и вы вынуждены покупать тосол, то помните, что срок его эксплуатации ограничен. Поэтому, необходимо производить замену тосола не реже чем раз в год или после пробега 30-40 тысяч километров. В противном случае система охлаждения утратить необходимые эксплуатационные свойства, что в свою очередь приведет к преждевременному выходу из строя двигателя.

Читайте также:

myautoklass.ru

Тосол и антифриз: какая охлаждающая жидкость лучше

[]

Тосол и антифриз:какая охлаждающая жидкость лучше

Расскажем, в чем отличие Тосола от антифриза, что означает цвет охлаждающей жидкости, и что делать, если упал её уровень в расширительном бачке

Охлаждающая жидкость, циркулирующая в «рубашке» мотора, не дает ему перегреться и помогает поддерживать оптимальный температурный режим. В нашем обиходе встречается два названия для ОЖ – Тосол и антифриз. О них и пойдёт речь.

Сделано в СССР

Слово «Тосол» вошло в обиход водителей в 60-х годах, когда в закрытом институте ГосНИИОХТ, в отделе технологий органического синтеза («ТОС»), разработали советский антифриз – незамерзающую охлаждающую жидкость на основе этиленгликоля (двухатомного спирта). Окончание «–ол» к названию добавили по аналогии с другими спиртами («этанол», «метанол»). «Тосол» был отличной охлаждающей жидкостью для своего времени, служил до трёх лет и строго соответствовал государственному стандарту ГОСТ 28084-89. Но со временем тот самый антифриз «Тосол-АМ» технически устарел, и встретить на рынке аутентичный продукт, а не подделку, стало довольно сложно. Тем не менее, название настолько закрепилось в массовом сознании, что многие до сих пор считают «Тосол» и антифриз абсолютно взаимозаменяемыми понятиями. Как «Джип» и внедорожник, «Памперс» и подгузник, «Ксерокс» и копировальный аппарат…

ГОСТ – не всегда знак качества

Звучит как парадокс, но это действительно так. Если для продуктов питания соответствие ГОСТу может считаться преимуществом, то при выборе антифриза не стоит ориентироваться на советские стандарты качества. Охлаждающие жидкости совершенствуются и больше не нуждаются в частой замене, как того требует советский стандарт. К тому же, треть того самого, регламентирующего охлаждающие жидкости ГОСТ 28084-89, посвящена нормативам по упаковке, этикетке и транспортировке, а вовсе не качеству продукта. Еще один интересный пункт ГОСТ 28084-89 – жесткие требования к «вспениваемости» антифриза. Любопытно, что требования отечественного списка нормативов по этому показателю примерно в 5 раз жестче стандартов других стран, и некоторые продавцы говорят об этой характеристике как о явном преимуществе «гостовского» антифриза. На самом же деле, строгий стандарт «вспениваемости» пришел в ГОСТ из норматива АвтоВАЗа, и связан только лишь со спецификой предприятия. Пена мешает на конвейере, когда охлаждающую жидкость заливают в автомобили или в канистры, поэтому во все антифризы добавляют пеногаситель. Но это вещество полностью теряет свои свойства уже через месяц-два после заливки.

Просто добавь воды

Время от времени антифриза в расширительном бачке становится меньше – это происходит при абсолютно здоровом двигателе за счет испарения содержащейся в антифризе воды. Клапан на крышке расширительного бачка срабатывает от избыточного давления и выпускает водяной пар. Другие компоненты антифриза – этиленгликоль и присадки – испаряются намного медленнее. Если из бачка «ушло» порядка 100-200 мл жидкости, то лучше долить дистиллированной или просто фильтрованной воды. Это не ухудшит качества антифриза, тогда как смесь разных охлаждающих жидкостей будет для автомобиля куда вреднее. Но если нужно добавить больше 200 мл, то доливать уже нужно антифриз, а не воду.

На «вкус» и цвет

Многие автолюбители уверены, что можно смешивать разные охлаждающие жидкости без вреда для двигателя, если они одного цвета. Этот миф построен на сложившейся практике окрашивать карбоксилатные антифризы (содержат ингибиторы коррозии на основе органических (карбоновых) кислот)  красным, гибридные (содержат органические кислоты и неорганические ингибиторы — силикаты, нитриты или фосфаты) – зеленым, лобридные (имеют органическую основу, а также небольшое количество минеральных ингибиторов)  – фиолетовым, традиционные – синим цветом. Но здесь важно понимать, что антифриз приобретает цвет благодаря обычному красителю (а не присадкам, как пишут в Сети «эксперты»), который добавляют в изначально бесцветную жидкость. Поэтому, некоторые предприимчивые производители окрашивают один и тот же антифриз в разные цвета, вводя покупателя в заблуждение.

Выбираем с умом

Единственный способ правильно выбрать антифриз для своего автомобиля – выяснить его спецификацию у автопроизводителя. Не стоит покупать антифриз только из-за того, что на этикетке указана марка вашего автомобиля – это может быть уловкой недобросовестных производителей. Лучше всего узнать напрямую у изготовителя (или сертифицированной СТО) вашей машины, какие марки охлаждающих жидкостей получили официальные одобрение и допуск. У всех крупных автопроизводителей есть перечни требований на антифризы. Соответствие им означает, что жидкость успешно прошла все испытания, и их результаты были официально зарегистрированы. 

5koleso.ru


Смотрите также