Как проверить термостат ВАЗ-2109? Замена термостата ВАЗ-2109. Термостат ваз


Как проверить термостат ВАЗ-2109? Замена термостата ВАЗ-2109

Что такое термостат ВАЗ-2109, когда необходима его замена, каковы основные признаки поломки, мы расскажем в этой статье. А также в нашей публикации содержится подробное описание того, как провести установку более совершенного термостата с автомобиля модели 2110. Про его преимущества будет рассказано немного ниже. А начать стоит с теории, нужно разобраться в том, какое устройство у термостата, какие функции он выполняет в системе охлаждения двигателя внутреннего сгорания.

Что такое термостат?

Как видно из самого названия устройства, оно что-то делает с температурой. А если конкретнее, то с его помощью происходит переключение потоков жидкости в системе охлаждения. Причем термостат, карбюратор или инжектор находятся в основе системы впрыска бензина, имеет одинаковый состав и конструкцию корпуса. При работе любого мотора необходимо обеспечивать подогрев дроссельного узла. А он присутствует в любой системе впрыска: и в карбюраторе, и в инжекторе.

Основа любого термостата – это специальная пластина, которая изготовлена из материала, называемого биметаллом. Он реагирует на изменение температуры и способен деформироваться из-за этого. На данном эффекте и основано переключение потоков воздуха: пластина двигает клапан, который фиксируется пружинами. Преодолев их усилие, пластина перемещает клапан, открывая потоку жидкости путь к основному радиатору для обеспечения эффективного охлаждения.

Признаки поломки

Что может стать первым признаком того, что термостат ВАЗ-2109 вышел из строя? Конечно же, перегрев двигателя даже при движении с высокой постоянной скоростью. Причина – жидкость продолжает циркулировать по малому кругу, в радиатор не попадает ни капли. И не поможет даже включение электровентилятора, ведь делать это попросту бесполезно. Единственное, что может слегка исправить ситуацию, – это открывание крана печки и включение обдува салона на максимальную скорость.

Но такое действие не принесет комфорта в жаркую погоду. Наиболее частая поломка термостата – это заклинивание чувствительного элемента в первоначальном положении (жидкость движется по малому кругу). Если вдруг такое произошло, то нужно пробовать все методы устранения. Даже несколько легких ударов по корпусу вполне могут открыть клапан. Если произошло в дороге такое ЧП, то придется сливать жидкость, разбивать все внутренности термостата, дабы жидкость циркулировала только по большому кругу. Зато не будет кипеть, и можно доехать до места ремонта.

Подготовка к замене

Чтобы автомобиль был полностью готов к замене термостата, нужно дождаться, пока мотор остынет хотя бы до 40-50 градусов. На горячем проводить работы крайне опасно, можно получить ожог. Выполняется замена термостата на ВАЗ-2109 довольно быстро, самая сложная и нудная процедура – это опорожнение системы. Для этого нужно воспользоваться двумя сливными отверстиями, которые находятся в нижней части радиатора (заглушка выкручивается от руки) и в блоке двигателя (болт под головку на 13).

Но вот что делать, если в системе залит антифриз, который имеет довольно высокую стоимость? Надо же постараться его сохранить, чтобы не было накладно ремонтировать автомобиль. Для этого первым делом, открыв кран печки, выкручиваете хомут на патрубке, который идет к дроссельной заслонке. Через него необходимо слить максимально возможное количество антифриза. Да, процедура эта медленная, но зато она позволит сохранить практически всю жидкость. Лишь после нее можно выкрутить заглушку на радиаторе и на блоке ДВС. И не забывайте откручивать пробку на расширительном бачке, чтобы напор увеличился.

Замена термостата

Старый снять, установить на его место новый – это и вся процедура замены. Но требуется внимательно осматривать все патрубки системы. Подключен термостат ВАЗ-2109. Инжектор или карбюратор в системе впрыска - не имеет значения.

При проведении работ особое внимание уделите хомутам. Старые использовать крайне нежелательно, лучше установить новые. Причем важным критерием является надежность. Хомуты червячного типа очень нежны: стоит сделать чуть большее усилие, как он разрушается. Да и возможность повредить патрубок очень высокая. Если чрезмерно затянуть хомут, то можно пробить резину. Но и слабо затягивать, конечно, нельзя, так как появятся течи жидкости. Другими словами, это палка о двух концах. И небольшой совет: перед установкой желательно нанести герметик тонким слоем на поверхность термостата, которая будет соприкасаться с патрубком.

Чем лучше термостат с "десятки"?

Конечно, речь идет не о тех моделях, которые ставились на первые выпуски "десяток". Термостат ВАЗ-2109 (карбюратор) очень похож на тот, который устанавливался в первые модели "десяток". Но сейчас речь о более современных моделях. Их основное преимущество в том, что сведено к минимуму количество хомутов. Зато крепление термостата к блоку двигателя выполнено не при помощи короткого патрубка. Корпус прикручивается к блоку ДВС с использованием двух шпилек. Датчик температуры вкручивается в термостат, следовательно, второе отверстие нужно глушить.

Кроме того, при установке термостата с "десятки" на "девятку" появляется возможность немного сэкономить, ведь можно менять только чувствительный элемент. Среди пассивных преимуществ – освобождение места под капотом. Корпус термостата становится сантиметров на пять короче, что дает возможность без особого труда добраться, например, до регулировочных гаек тросика сцепления.

Можно ли установить термостат 2110 на "девятку"?

Отчасти на этот вопрос был дан ответ в прошлом пункте. Да, можно термостат ВАЗ-2110 на 2109 установить, причем совершенно не имеет значения, "девятка" карбюраторная или инжекторная. По сути, начиная с "восьмерок", двигатели используются одинаковые. Что уж говорить, даже на современных "Грантах" устанавливают двигатель, который используется на "восьмерках" и "девятках" с 80-х годов. Прогресс, ничего не скажешь. Конечно, вместо карбюратора теперь более современная инжекторная система впрыска, которая по европейским меркам устарела лет 5-10 назад. И практически все узлы являются взаимозаменяемыми. Существуют мелкие отличия, доработки, но это полную картину не меняет.

Заправка системы охлаждения

Чтобы залить жидкость и прокачать систему охлаждения, вам потребуется несколько минут. Первым делом проверяете, все ли патрубки надежно установлены, все ли хомуты затянуты. Затем посмотрите, на месте ли заглушки блока ДВС и радиатора. Если нет, то установите их. Теперь можно открыть кран печки и залить в расширительный бачок жидкость. Прекратило булькать – закрыли пробку и завели мотор. Дождитесь, когда произойдет прогрев до рабочей температуры – около 90 градусов. При необходимости долейте жидкость в бачок. Необходимо, чтобы уровень ее был между нижней и верхней метками.

Заключение

Работ с термостатом не очень много, а как проверить термостат ВАЗ-2109, вы прекрасно знаете. Опустите в кипяток, если клапан открывается, то элемент исправен. Ремонту он не подлежит, поможет только полная замена. Если желаете улучшить показатели своего двигателя, то, конечно же, разумнее смонтировать термостат с "десятки". Правда, могут возникнуть небольшие трудности, например мотор не будет набирать температуру. В таком случае стоит пересмотреть подключение элементов системы. В остальном же, благодаря такой модернизации, теплообмен только улучшается.

fb.ru

работа устройства, неисправности, процедура замены

На автомобилях ВАЗ-2115 термостат является ключевым элементом системы охлаждения. С его помощью жидкость циркулирует по большому и малому кругам, благодаря чему двигатель внутреннего сгорания функционирует максимально эффективно, не перекрывается. Термостат необходим и для эффективного прогрева двигателя в холодное время. Нормальная температура, при которой топливная смесь способна воспламеняться, – около 90 градусов.

При температуре ниже рабочей происходит движение жидкости по малому кругу, благодаря чему двигатель прогревается намного быстрее. Но если неисправен термостат, вся жидкость будет уходить только в малый или большой круг, что приведет к очень медленному прогреву. Из-за этого повышается расход бензина, ресурс двигателя уменьшается, так как он много работает на холостом ходу.

Инструмент для замены

Чтобы заменить термостат на ВАЗ-2115 (инжектор), вам потребуются следующие инструменты:

  1. Несколько отвёрток. Желательно, чтобы они имели разную длину и головки. При работе с системой охлаждения намного удобнее оказывается работать с короткими отвертками. Но хомуты можно выкручивать при помощи торцевой головки на «6» или «8».
  2. Потребуется ёмкость, вместительность ее должна быть не менее 10 л.
  3. Для диагностики термостата потребуется небольшая кастрюля.

Обязательно проверяйте работоспособность устройства перед установкой. Даже новые элементы могут иметь заводской брак, желательно выявить его до установки.

Место установки термостата

Крепится устройство непосредственно к рубашке охлаждения блока двигателя. Причём независимо от того, карбюраторный или инжекторный тип мотора. Первые автомобили ВАЗ-2115 комплектовались двигателями с карбюраторным впрыском. Но очень скоро они были полностью заменены инжекторами, которые являются более современными и эффективными.

Проще всего производить замену термостата ВАЗ-2115, если у вас карбюраторный мотор. Это относится к первым модификациям «Самар» ­– "девяткам" и "восьмеркам". На инжекторных придется полностью снимать корпус воздушного фильтра. Иначе снять для замены термостат не получится. Крепление устройства произведено при помощи хомутов. Более новые модификации автомобилей оснащаются современными конструкциями. И нет необходимости менять весь узел, достаточно поставить новый чувствительный элемент с клапаном.

Ресурс термостата

Внутри устройства имеется клапан, который направляет жидкость в системе охлаждения по большому и малому кругам. При использовании обычной воды ресурс термостата уменьшается в несколько раз. А клапан покрывается слоем накипи, в результате чего он заклинивает в одном положении. Обычно он полностью закрывается, в результате чего жидкость двигается только лишь по малому кругу. При этом печка работает, но жидкость не попадает в основной радиатор.

Причём заметно повышение температуры не только при езде по городу, но и при движении с высокой скоростью. Если у вас случилась такая поломка, необходимо полностью открыть печку и включить на максимум вентилятор. Обратите внимание на то, что несколько минут в режиме такого перегрева обязательно приведут к деформации головки блока цилиндров. И ее необходимо будет ремонтировать. Реже термостат заклинивает в положении, при котором жидкость двигается по большому кругу. Это не столь страшно летом, но зимой двигатель не сможет прогреться до рабочей температуры. И полностью нарушится функционирование системы впрыска топлива и смазки.

Снятие термостата

Демонтаж термостата ВАЗ-2115 (инжектор 8 клапанов) можно выполнить, придерживаясь следующего алгоритма:

  1. Дайте двигателю остыть. Никогда не проводите работы на горячем моторе. Можно получить сильные ожоги.
  2. Прикройте генератор, чтобы на него не попала жидкость. Желательно также отключить минусовую клемму от аккумулятора.
  3. Слейте жидкость из системы охлаждения. Для этого используйте отверстия в рубашке блока цилиндров и в нижней части радиатора. Обратите внимание на то, что жидкость не будет выходить до того момента, пока вы не выкрутите крышку расширительного бачка.
  4. После этого необходимо выкрутить все хомуты, удерживающие термостат на патрубках.

Вот и всё, теперь можно полностью демонтировать устройство с двигателя.

Установка нового термостата

Монтаж производится в обратной последовательности. Обратите внимание на то, что необходимо заменять деформированные и лопнувшие патрубки. Если этого не сделать, то появятся течи. Раз уж начали ремонтировать систему охлаждения, проверьте состояние патрубков, идущих к радиатору печки. Они находятся близко к выпускному коллектору и сильно перегреваются. А это плохо действует на резину, из которой они изготовлены.

Обязательно проверьте исправность нового термостата. Налейте металлическую кастрюлю воды, прогретой до 80 градусов, аккуратно опустите термостат в неё. Когда температура воды достигнет 87 градусов, клапан в термостате начнет медленно открываться. Если этого не произошло, то устройство бракованное. Устанавливать его нельзя, потребуется приобрести новое.

fb.ru

Термостат ВАЗ 2101: проверка, замена

Термостат — это такая вещь, благодаря которой двигатель может очень быстро греться, либо же долго очень, если термостат убрать из системы охлаждения (А сделать это можно, вставив вместо него обычный корпус от похожей железяки и подсоединив к ней все три главных патрубка системы охлаждения) то жидкость сразу по большому кругу начнет бегать, летом это хорошо, потому что машина толком греться не будет, особенно в пробках, но стоит наступить зиме, как такая проблема что автомобиль толком не прогревается проявляться сильно начинает, лишний расход топлива в связи с этим появляется (Машину дольше прогревать приходится), на двигатель более сильные нагрузки идут, так как двигатели не предназначены для длительной работы в охлаждённом состоянии, из-за одни неприятности только происходят и вроде бы казалась такая небольшая вещь, а столько проблем может создать она вашему автомобилю и поэтому как только начнутся проблемы с охлаждением, сразу рекомендуем поменять термостат и не в коем случае не медлить с его заменой.

Оглавление

Какой лучшеТемпература открытияКак проверитьЗамена

Какой лучше

Термостаты Лада-деталь и Металл-ин-кар (Польские якобы)

Температура открытия

Термостат необходимо заменять, если температура начала открытия основного клапана не находится в пределах 81+5–4 ° С или ход клапана менее 6,0 мм.

Простейшая проверка термостата может быть осуществлена на ощупь непосредственно на автомобиле. После запуска холодного двигателя при исправном термостате нижний бачок радиатора должен нагреваться, когда стрелка указателя температуры жидкости находится примерно на расстоянии 3–4 мм от красной зоны шкалы, что соответствует 80–85° С.

Как проверить

Снимите корпус термостата.

Проверьте положение термостата через присоединительный патрубок в корпусе. Измерьте размер «а» на термостате.

Если термостат при комнатной температуре находится в открытом состоянии — он неисправен и подлежит замене.

Для грубой проверки работоспособности термостата подвесьте его корпус на куске шпагата в сосуде с водой. Корпус термостата не должен касаться стенок сосуда. Начинайте нагревать сосуд.

По мере нагревания воды термостат должен открываться (это происходит непосредственно перед кипением воды). Поскольку температура кипения воды 100°С, термостат может не открыться полностью (обратитесь к Спецификациям). Извлеките термостат и дайте ему остыть. По мере остывания он должен полностью закрыться.

Если термостат не открывается при нагревании или не закрывается при охлаждении, замените его.

При установке термостата имейте в виду следующее.

— Тщательно очистите сопрягаемые поверхности и замените уплотнительное кольцо.

— Поместите термостат в кожух, правильно сориентировав.

— Затяните болты крепления крышки, приложив требуемое усилие.

— Установите все шланги на прежние места, после чего залейте охлаждающую жидкость (обратитесь к Главе Текущий уход и обслуживание).

— Запустите двигатель, прогрейте до рабочей температуры и убедитесь в отсутствии утечек.

Замена

Проверить работоспособность термостата не составляет особого труда. При перегреве двигателя, касаемся рукой донышка термостата. Если оно холодное, значит, клапан термостата заклинил, и он подлежит замене. Приобретаем новый термостат. Дальнейшие действия следует проделать, если Вы проводите замену термостата на автомобилях ВАЗ 2101.

Подготавливаем чистую ёмкость и сливаем тосол с блока двигателя. Отдаём крепления хомутов на тех патрубках, что подходят к термостату. Освобождаем хомуты, сдвигаем патрубки и снимаем термостат. Устанавливаем новый термостат, сдвигаем хомуты и затягиваем их. Закрываем пробку сливного отверстия. Прежде чем заливать тосол, нужно проделать небольшую процедуру. Под карбюратором, в теле впускного коллектора находится штуцер подачи тосола, служащий для прогрева карбюратора. Откручиваем его хомут и снимаем шланг подачи тосола.

Дальнейшие действия желательно производить с помощником. Снимаем крышку радиатора, вставляем воронку и начинаем, не торопясь, наливать тосол. Помощник в это время держит снятую с впускного коллектора трубку и ждёт появления из неё тосола. Если не снимать трубку, то в системе может образоваться пробка, которая будет мешать равномерному поступлению тосола. При появлении тосола из трубки, ставим её на место и затягиваем хомуты. Заливаем тосол до верха. Добавляем в расширительный бачок. Проверяем соединения на утечку и если всё в норме, заводим двигатель. Прогреваем двигатель до рабочей температуры и вновь проверяем рукой донышка термостата. Когда всё в норме, дно термостата имеет температуру радиатора. Температурный режим двигателя приходит в норму. Удачи!

prokopeiku.ru


Смотрите также