Мелодрама и драма — чем они отличаются? Жанр мелодрама это


это что такое? Значение слова

Читая занимательную книгу, смотря картину или спектакль в театре, практически каждому человеку хоть раз приходилось слышать слово «мелодрама». Несмотря на то, что оно довольно часто употребляется в речи, не каждый знает, что конкретно обозначает этот термин и чем отличается от драмы.

Мелодрама: значение слова

Данным термином называют литературный жанр (поджанр драмы), произведения которого концентрируются на демонстрации чувств, душевных и духовных переживаний действующих лиц в необычных для них обстоятельствах. Как правило, чтобы лучше раскрыть внутренний мир и мотивы поступков героев, в мелодраме используется противопоставление: любви и ненависти, добра и зла, честности и обмана. Часто произведения это типа имеют печальный финал, однако бывают исключения.

Стоит помнить, что поскольку мелодрама является промежуточным жанром, в ней могут присутствовать как элементы трагедии, так и комедии.

Также этот жанр довольно сильно распространен в кинематографии и театральном искусстве.

История возникновения мелодрамы

Слово мелодрама означает в переводе с греческого языка «песнь драматическая». Однако сам термин никакого отношения к Древней Греции не имеет, поскольку появился в XVII ст., да к тому же в Италии. Поначалу его использовали для обозначения одного из видов оперы.

Со временем эволюционировала мелодрама. Это случилось благодаря усилиям Жан-Жака Руссо, который добился, чтобы произведения этого типа не пелись, а читались вслух в сопровождении драматической музыки, чтобы усилить воздействие на слушателей.

Первой музыкальной мелодрамой стало произведение «Пигмалион», музыку к которому написал известный в то время композитор О. Куанье.

На протяжении XVIII ст. этот жанр претерпел серьезные изменения. В одно время мелодрама была очень близка к комической опере, но постепенно отдалилась от нее. К пятидесятым годам XIX ст. она распространилась более в театре. А с появлением кино стала одним из самых популярных его жанров.

Мелодрама в российской литературе

В Российскую империю мода на этот жанр пришла довольно скоро после Франции. Первая русская литературная мелодрама – это сентиментальная повесть Карамзина – «Бедная Лиза». Также к этому жанру можно отнести и «Маскарад» Лермонтова.

Классическими мелодраматическими произведениями считаются пьесы Островского «Таланты и поклонники», «Без вины виноватые» и «Поздняя любовь».

Во второй половине XX ст. наиболее известные пьесы-мелодрамы принадлежат драматургам А. Арбузову, А. Салынскому и А. Володину.

Мелодрама в кино

Как и в литературе, так и в кинематографии первые фильмы-мелодрамы начали снимать во Франции в начале XX ст. Однако в то время они более были похожи на детективы или фильмы ужасов, поскольку содержали массу кровавых сцен и интригующую тайну.

С развитием жанра кино мелодрамы стали снимать в большинстве стран мира (Дания, Швеция, Италия, Германия, США и Российская империя). Примечательно, что в царской России наиболее известной актрисой, снимавшейся в лентах-мелодрамах, стала одесситка Вера Холодная. Самая популярная с ее участием мелодрама – это «Молчи, грусть, молчи». Также пользовались успехом картины «У камина», «Жизнь за жизнь» и подобные.

В следующие два десятилетия не утратила мелодрама значение свое в кинематографе, а, наоборот, только усилила позиции. Наиболее известные фильмы-мелодрамы этого периода – «Леди Гамильтон», «Дама с камелиями» и «Голубой ангел».

В 50-60-х гг. кинокартины данного жанра в Европе и США вышли из моды. Зато в Индии фильмы-мелодрамы в этот период начали пользоваться невероятной популярностью. Стоит отметить, что, в отличие от европейского и американского кино, где мелодраматические сюжеты чаще рассказывали о любви, в индийских картинах поднимались социальные вопросы.

Начиная со второй половины 60-х мелодрама снова становится популярной во всем мире и является таковой по сей день. Классические киноленты этого вида – «Твое имя» (Япония), «Мужчина и женщина» (Франция), «Летят журавли» (СССР), «История любви» (США).

Отличительные черты мелодрамы

Данный жанр драмы имеет ряд особенностей.

  • В первую очередь это преувеличенная эмоциональность главных героев, на которой концентрируется все внимание.
  • Главная задача произведений подобного рода - заставить читателей (зрителей) сопереживать персонажам. Мелодрама взывает к эмоциям, а не разуму человека.
  • Финал классического произведения этого жанра трагичен. Однако в XX ст. с легкой руки Бертольда Брехта, сделавшего популярным открытое окончание в театральных пьесах, эта мода распространилась и на мелодрамы и стала одной из отличительных их черт. В последние годы мелодрамы все чаще имеют счастливый конец.
  • Хотя в подобных произведениях иногда поднимаются темы социального неравенства или показываются попытки личности противостоять обществу, в центре классической современной мелодрамы находится любовная история.

Мелодрама – жанр драмы

Не стоит полностью отождествлять драму и мелодраму. Последняя считается более поверхностной, рассчитанной в основном на женскую аудиторию.

Чаще всего события мелодраматических произведений происходят с необычными людьми (аристократы, богачи, известные персонажи истории) и овеяны сказочностью и ореолом романтики. В то же время классическая драма чаще описывает судьбу обычных людей, в которых каждый способен узнать себя или своих близких.

Также способ изображения главных героев отличает драму и мелодраму. В первой персонажи более реалистичны, а во второй - наоборот. Характеры героев мелодрамы, как правило, гипертрофированы, их легко разделить на плохих и хороших. В драме часто персонажей трудно понять и отнести к какой-то категории, так как их поступки и чувства крайне противоречивы.

В мелодрамах часто присутствуют элементы эротики, в тоже время как для драмы эта деталь необязательна, а если она и есть, то выглядит более тускло.

За почти четыреста лет своего существования пережила немало мелодрама. Это сказалось на ее особенностях. Сегодня благодаря развитию кинематографа мелодрама является одним из самых популярных жанров. Ежегодно снимаются тысячи кинолент-мелодрам на любой вкус, и сегодня практически каждый житель планеты может найти произведение подобного рода, которое придется ему по сердцу.

fb.ru

Мелодрама и драма — чем они отличаются?

Человеческая жизнь настолько непредсказуема, полна неожиданных поворотов и необычных событий, что всегда является темой номер один для фильмов. Снятое кино может быть романтичным и легким, может повествовать о сложной жизненной ситуации или же рассказывать о том, насколько порой тяжело добиться любви и быть счастливым. Чтобы посмотреть фильм про любовь во всех ее проявлениях, можно включить драму или мелодраму, чем же они отличаются друг от друга и какой жанр пользуется большей популярностью?

Что такое мелодрама?

Если вы хотите посмотреть фильм о невероятной истории любви, в которой чувства настолько сильны, что герои ради своего счастья готовы на все, значит вам необходимо выбрать мелодраму. Хотя в сюжете встречается немало трагических событий, влюбленные вот-вот потеряют друг друга или же появляются люди, противостоящие счастью героев, чаще всего конец – счастливый хэппи-энд, при котором едва можешь сдерживать слезы, ведь более полутора часов переживала о том будут ли главные герои вместе или же будут бессильны перед возникшими жизненными обстоятельствами.

Все ситуации, обыгрываемые в мелодраме контрастные, в основном настолько сентиментальные, что зритель не может сдержать слез. Обстоятельства меняются резко, перед влюбленными то и дело появляются преграды, но все же в конце или их находчивость или счастливая случайность – все меняет и герои остаются счастливы.

Что такое драма?

Данный жанр показывает прежде всего сложную жизненную ситуацию, в которую может попасть любой человек. Темой драмы может быть влияние несчастливой любви на жизнь человека, его противостояние с обществом, конфликт между родителями и детьми.

Все события, происходящие в фильме, реалистичны и очень жизненны, потому зритель все происходящее принимает близко к сердцу. Не всегда конец драмы счастливый, чаще всего он трагичен, потому что такова и сама жизнь, что еще раз доказывает, что драма – не сказка, это жизнь, потому может чему-то научить своего зрителя.

Что есть общего между мелодрамой и драмой?

В центре повествования и драмы, и мелодрамы – человек и перипетии его жизни. Герои обычно простые люди со своими проблемами и особенностями характера. Сюжет драмы и мелодрамы – это набор различных ситуаций, зачастую контрастных и имеющих невероятное влияние на человека и его судьбу.

Мелодрама и драма: отличия

Драма – жанр, в центре повествования которого жизнь человека и влияние на нее других людей, любви, ненависти, других чувств, противостояние с обществом и с самим собой. Мелодрама – это подвид драмы, который рассказывает о любовной истории и о том, как влюбленным удалось добиться своего счастья, не смотря на все проблемы и неудачи. Какие есть еще отличия между жанрами?

Герои

Ключевой фигурой драмы является обычный человек, такой же как зритель, он ходит на работу, имеет трудности с деньгами, у него сложные отношения с семьей, а в жизни то и дело появляются обстоятельства, которые испытывают его на прочность.

Героем мелодрамы чаще всего становятся члены благородных семейств, у них нет никаких проблем, кроме как любовных. Чаще всего герои данного жанра успешны, красивы и амбициозны, любовные перипетии созданы для того, чтобы показать их характер и то, на что они готовы пойти ради любимого человека и своего счастья.

Герои мелодрамы

Цель повествования

Драма повествует о том, как нелегко найти человеку свое место в жизни, как тяжело ему дается разрешение противоречий и конфликтов, как с самим собой, так и с окружающими его людьми. Цель мелодрамы показать, как меняет жизнь человека любовь, что на самом деле все не так просто – обязательно на пути влюбленных возникнет и разочарование, и предательство, и ненависть, и зло, исходящее от других людей. Происходящие события  в мелодраме – очень эмоциональные и подчас неожиданные, чувства героев – яркие и глубокие.

Сюжетная линия

Драма может иметь абсолютно разный сюжет, она может повествовать о войне, политических конфликтах, криминальном мире или же быть эротической. Сюжет драмы – это конфликт человека с самим собой, близкими людьми, обществом, борьба с появившимися проблемами, противостояние окружающей действительности.

Драма в действии

Мелодрама – это история любви, которая может возникнуть между героями и на войне, и в мирной жизни, между людьми разных социальных слоев, но главное, что все обстоятельства отходят на второй план, в центре повествования – любовь и то, что герои готовы сделать ради личного счастья.

Финал

Финал мелодрамы похож на сказку, герои, пройдя всевозможные испытания, все равно будут счастливы и будут любить друг друга. Конечно, бывают исключения, но очень редко. Драма подобно жизненному уроку, заканчивается для героя так, как это было бы в жизни.

Жанр тем и прекрасен, что он без прикрас, сентиментальности и лишней эмоциональности рассказывает о человеческой судьбе. Невсегда конец драмы трагичен, но он никогда не будет похож на сказку, если в финале зрители увидят, что герою удалось выйти из ситуации победителем, обязательно в сквозь напомнят о том, чем ради этого ему пришлось пожертвовать.

Эффект от происходящего

Драма заставляет задуматься над происходящим, при этом осознание всего трагизма жизни человека осуществляется постепенно. По окончанию фильма зритель нередко задумывается над своей жизнью, чтобы он хотел в ней поменять, чтобы подобной трагедии не приключилось и как бы поступил на месте героя. Психологический посыл драмы может быть настолько сильным, что забыть фильм зритель уже не в состоянии, глубоко переживая за героя. История любви, рассказанная в мелодраме, дарит улыбку и хорошее настроение, но забывается практически моментально.

vchemraznica.ru

Мелодрама это | Литературный портал

Мелодрама это первоначально драматическое произведение, предназначенное для постановки, где реплики персонажей сопровождаются или перемежаются музыкой и пением. Первой мелодрамой была музыкальная пьеса-монолог Ж.Ж.Руссо «Пигмалион» (1770, музыка О.Куанье), содержание которой заимствовано из «Метаморфоз» Овидия. Известность получили мелодрамы чешского композитора Й.Бенда («Ариадна на Наксосе», 1774; «Медея», 1775). В 1798 И.В.Гёте написал монолог-мелодраму «Прозерпина». С конца 18 века жанр получает новое, более широкое значение: мелодрамы стали называть остроконфликтное литературно-драматическое произведение, насыщенное аффектированными эмоциями, отличающееся морализаторством, рассчитанное на яркую зрелищность, занимательность. В соединении элементов грубо комического и трогательно-патетического, в изображении полярно противоположных по характеру и социальному положению персонажей, в переходах от сентиментальности к чувству ужаса мелодрама воплощает принцип контраста, последовательно проводимый на всех уровнях драматургической структуры и восходящий к основной для мелодрамы антитезе добра и зла. Мелодрама в таком качестве родилась в парижских предместьях, в «театpax бульваров», первоначально представляя собой многоактную «историческую комедию» («Монастырские жертвы», 1791, Ж.Монвеля). С 1797 пьесы такого рода в прессе, а затем в авторских подзаголовках стали именоваться мелодрамами. Получили известность мелодрама «Виктор, или Дитя леса» (1798), «Селина, или Дитя тайны» (1801), «Христофор Колумб (1815) Г.де Пиксерекура. Автор был настолько популярен, что современники называли его «Шекспиром мелодрамы». Мелодрама несла в себе «мораль революции», поскольку отвечала в эпоху общественных потрясений 18-19 веков социальным и нравственным запросам третьего сословия. Этим своим свойствам мелодрама была обязана родственной ей «буржуазной», или мещанской драме, герои которой неизменно вызывали сочувствие и симпатии зрителя. Близки к мелодраме разными своими гранями драмы Ф.Шиллера («Разбойники», 1781; «Коварство и любовь», 1784), В.Гюго («Король забавляется», 1832; «Мария Тюдор», 1833; «Рюи Блаз», 1838).

Мелодрама в России

В России начала 19 века переводная французская мелодрама (пьесы де Пиксерекура, А.Дюмаотца, В.Дюканжа, Ф.Пиа) имела успех у публики, но запрещалась цензурой и порицалась официозной критикой за подрыв высших устоев показом «благородных преступников», добродетельных «падших созданий» и разоблачением пороков аристократии. Вместе с тем, недовольство излишней «слезливостью» или выспренностью сюжетов, персонажей, диалогов мелодрам, ходульностью ситуаций, нагромождением ужасов, экзальтацией в выражении чувств высказывали А.С.Пушкин, Н.В.Гоголь, В.Г.Белинский, считая, что все это ведет к порче художественного вкуса. Белинский, однако, давая теоретическую трактовку драмы как рода словесности, отмечал, что драма ведет свое начало от мелодрамы, которая в 18 веке «делала оппозицию» надутой и неестественной тогдашней трагедии и в которой жизнь находила… единственное убежище от мертвящего псевдоклассицизма» («Разделение поэзии на роды и виды», 1841). Авторы мелодрам нередко использовали сюжеты сентиментальной и романтической прозы. Из жанра готического романа мелодрама заимствовала атмосферу ужасного и таинственного. В России одним из первых к мелодраме обратился Я.Б.Княжнин («Орфей», музыка Ф.Торелли, 1781; музыка Е.И.Фомина, 1792). Первыми оригинальными русскими мелодрамами исследователи театра считают переделки «Бедной Лизы» (1792) Н.М.Карамзина — пьесу В.Фёдорова «Лиза, или Следствие гордости и обольщения» (1804) и тематически связанную с карамзинской повестью пьесу Н.Ильина «Лиза, или Торжество благодарности» (1803). Карамзин, пропагандировавший высокую драматургию штюрмеров (см. «Буря и натиск») и Г.Э.Лессинга, тем не менее открыто восхищался французской мелодрамой, ее трогательно-патетической стилистикой, установкой на чувство жалости к человеку из «низов». Воздействие жанра мелодрамы несет в себе «Маскарад» (1835-36) М.Ю.Лермонтова, выдержавший несколько цензурных запретов, мотивируемых сходством пьесы с «уродливыми» сочинениями французской школы.

Открытое выражение чувств, нагнетание ужаса, тайны, сострадания к невинной жертве и к ее страдающему убийце, безумие героя в финале настораживали «блюстителей нравственности», в то же время напряженность действия и взлет романтических страстей обусловливали будущий сценический успех пьесы. В конце 18 — начале 19 века и впоследствии мелодрама широко взаимодействовала с другими жанровыми формами, в том числе и с реалистической бытовой драмой. A.Н.Островский использовал мотивы мелодрамы («Пучина», 1866; «Горячее сердце», 1868; «Таланты и поклонники», 1882), а также создал классические образцы жанра («Поздняя любовь», 1874; «Без вины виноватые», 1884). Бытовую мелодраму осваивали русские драматурги 1860-90-х: B.Дьяченко, Н.Чиркин, В.Травский, П.Невежин. Старый мелодраматический «succes des larmes» («слезный успех») возродился на новой эмоциональной основе к концу 19 — началу 20 века «Цепи» (1888) А.Сумбатова, «Цена жизни» (1896) В.Немировича-Данченко, «Темная сила» (1895) И.Шпажинского, «Тот, кто получает пощечины» (1915) Л.Андреева отражали кризисное сознание «конца века» с его культом страдания и изломами чувств. Углублялся психологизм, во взаимопереходах настроений, в многозначительных диалогах, в противостоянии характеров по своему реализовывалась философская проблематика. Мелодраматические «неистовства» уступали место эмоциональным надрывам мятущейся души человека переломного времени. Способ обновления театра увидели в высокой театральности мелодрамы в 1910-20-е во Франции Р.Роллан, в России — А.Блок, М.Горький, A.Луначарский, В.Мейерхольд. «Нет труднее и возвышеннее задачи, чем создать истинно поэтическую мелодраму», — писал Р.Роллан («Народный театр». Роллан Р.). В 1919 был объявлен конкурс на лучшую мелодраму, в жюри конкурса входил М.Горький. При поддержке Луначарского на мелодраму как стержень репертуара ориентировались создатели театра «Романеск» (в Москве в 1922-23). Современные театроведы наблюдают оживление мелодраматических тенденций в драматургии 1950-80-х в пьесах А.Арбузова, А.Володина, А.Салынского и др.

Слово мелодрама произошло от греческого melos — песня и drama, что в переводе означает — действие.

Может быть интересно:

Рейтинг: 5/5. Из 0 голосов.

Please wait...

www.litdic.ru

Мелодрама - это... Что такое Мелодрама?

мелодра́ма, традиционный драматургический жанр, ставший особенно популярным в кинематографе. Характерные признаки мелодрамы: острая интрига, контрастное противопоставление добродетели и злодейства, чёткость, незыблемость амплуа персонажей — идеальный герой, страдающая героиня, коварный злодей, значительная роль случайных или роковых обстоятельств, определяющих развитие сюжета, апелляция к чувствам зрителя, доходчивость и нравоучительная направленность. В развитии мелодрамы постоянно проявлялись две тенденции: одна выражала стремление к демократизации искусства, освобождению от сценических штампов, обнаруживала тяготение к раскрытию реальных человеческих переживаний; другая эксплуатировала уже апробированные приёмы, использовала расхожие схемы, обращалась к вкусам невзыскательных зрителей.

Мелодрама появилась в списке кинематографических жанров в 1900-х гг. Первые опыты постановки мелодрамы были сделаны во французском кино («Любовный роман», 1904) и отличались запутанной интригой, преобладанием кровавых сцен. Особую роль сыграла мелодрама в становлении датского кино, основную часть продукции которого составляли ленты из жизни миллионеров, рассказы о роковых страстях, сентиментальные любовные истории. В рамках этих искусственных схем А. Нильсен создала тем не менее галерею замечательных женских портретов («Бездна», 1910, «Девушка без родины», 1912, и др.). В итальянском кино была сделана попытка соединить современную декадентскую литературу с традицией популярных народных зрелищ. Успех фильмов с Ф. Бертини — «Перед лицом судьбы» (1913), «Затерянные во мраке» (1914), «Дама с камелиями» (1916) — был определён талантом актрисы и традициями классической мелодрамы, из которой заимствовались сюжетные перипетии. Снятые в жанре мелодрамы шведские фильмы режиссёров В. Шёстрёма («Горный Эйвинд и его жена», 1917) и М. Стиллера («Деньги господина Арне», 1919) отличались поиском средств кинематографической выразительности, воссоздания среды и атмосферы действия. «Звездой» русской мелодрамы стала В. В. Холодная, создавшая лирические образы печальных, обманутых героинь в фильмах «Жизнь за жизнь» (1916), «Позабудь про камин, в нём погасли огни» (1917), «Молчи, грусть, молчи» (1918) и др. В ряде случаев мелодраматические схемы оказывались способными насыщаться реальным психологическим и социальным содержанием. Таковы классические мелодрамы американского режиссёра Д. У. Гриффита «Сломанные побеги» (1919), «Путь на Восток» (1920), а также «Парижанка» (1923) Ч. Чаплина, в творчестве которого мелодраматические мотивы и в дальнейшем играли важную роль. Конструкции мелодрамы использовались в лучших немецких немых фильмах 20-х гг.: «Безрадостный переулок» (1925, с участием Г. Гарбо) и «Дневник падшей» (1929) — оба режиссёра Г. В. Пабста, «Голубой ангел» (1930, с М. Дитрих и Э. Яннингсом) режиссёра Дж. Штернберга.

На рубеже 30-х гг. наметился кризис мелодрамы. С обострением социальных противоречий салонные мелодрамы потеряли зрителя. Начался процесс демократизации жанра, некоторая деромантизация героини, углублялась разработка мотивов поведения («Белокурая Венера», 1932, США, режиссёр Штернберг, в главной роли Дитрих).

В конце 30-х и в 40-е гг. появились так называемые блистательные мелодрамы: «Дама с камелиями» (1936, режиссёр Дж. Кьюкор. с участием Гарбо), «Сады Аллаха» (1936, режиссёр Р. Болеславский, с участием Дитрих), «Мрачная победа» (1939, режиссёр Э. Гоулдинг, с участием Б. Дейвис) — все США. Английская актриса В. Ли раскрыла богатые возможности, представленные мелодрамой в фильме «Мост Ватерлоо» (1940, режиссёр М. Ле Рой), «Леди Гамильтон» (1941, режиссёр А. Корда, Великобритания).

В Индии, Японии, арабских странах мелодраматические структуры получили распространение с первых десятилетий истории кино. В 50—60-е гг. жанр мелодрамы стал одним из основных в кинематографиях стран Востока. В этом жанре индийские кинематографисты снимали фильмы, насыщенные прогрессивной социальной проблематикой, отмеченные сочувственным вниманием к жизни городской и деревенской бедноты: «Бродяга» (1951) и «Сангам» (1964) — оба режиссёра Р. Капура, «11 тысяч девушек» (1962, режиссёр X. А. Аббас). Аналогичные процессы происходили в египетском кино. В фильме «Небо ада» (1954, режиссёр Ю. Шахин, в советском прокате «Борьба в долине») рассказ о тяжёлой жизни феллахов развёрнут в рамках мелодрамы. В японском кино популярностью пользовались «дзёсэй-эйга» (фильмы о женщинах) — мелодраматические сентиментальные истории о самопожертвовании матерей, о верности жён. Яркостью и чистотой чувств героев отмечены такие фильмы, как «Твоё имя» (1953, режиссёр X. Ооба, с участием К. Киси), «Трагедия Японии» (1953, режиссёр К. Киносита, с участием И. Мотидзуки).

Существенна роль мелодрамы в кино Аргентины («Бог вам за это заплатит», 1948, режиссёр Л. С. Амадори; «Моя бедная, любимая мать», 1948, режиссёры О. Манси, Р. Папьер, с участием У. Дель Карриля; «Возраст любви», 1954, режиссёр X. Сарасени, с участием Л. Торрес), Мексики, Испании.

В итальянском кино ведущие мастера неореализма В. Де Сика, Дж. Де Сантис, Л. Висконти, П. Джерми использовали в своих фильмах мелодраматические мотивы. Особый интерес к мелодраме проявился в момент кризиса неореализма. Ей отдали дань такие мастера, как Л. Коменчини («Невеста Бубе», 1963), В. Дзурлини («Солдатские девки», в советском прокате «Они шли за солдатами», 1965) и др. В этих фильмах антифашистская, антивоенная проблематика выражена в формах мелодрамы, для чего использовались традиционные черты жанра: экспрессивность, эмоциональность, увлекательность интриги, драматические контрасты.

В мировом кино 60-х гг. мелодрама противопоставила себя идеям некоммуникабельности, одиночества отдельного человека. Она утверждала силу любви, побеждающей все препятствия. Успехи мелодрамы эпизодичны, но нередко весьма сенсационны. Фильмы «Мужчина и женщина» (1966, режиссёр К. Лелуш, Франция), «Эльвира Мадиган» (1967, режиссёр Б. Видерберг, Швеция), «История любви» (1970, режиссёр А. Хиллер, США) при всём различии художественного воплощения вновь подняли престиж жанра. Мелодрама сохранила свою значимость в мировом репертуаре и в 70-е гг.: «Венецианский аноним» (1970, режиссёр Э. М. Салерно, Италия), «Рокки» (1976, режиссёр Дж. Эвилдсен) и «Крамер против Крамера» (1981, режиссёр Р. Бентон) — оба США, и др.

В советском кино мелодрама не получила столь широкого распространения. Мелодраматические элементы использовались в таких фильмах, как «Путёвка в жизнь» (1931, режиссёр Н. В. Экк), и в особенности в музыкальных комедиях («Цирк», 1936, режиссёр Г. В. Александров). Большую роль играли мелодраматические мотивы в творчестве И. А. Пырьева («Свинарка и пастух», 1941, «В шесть часов вечера после войны», 1944, «Сказание о земле Сибирской», 1948, «Испытание верности», 1954). Чаще всего черты и признаки мелодрамы становятся частью полижанровых кинематографических моделей: социально-психологической драмы («Летят журавли», 1957, режиссёр М. К. Калатозов), комедий («Служебный роман», 1977, режиссёр Э. А. Рязанов). Наиболее широко разрабатывается мелодраматический мотив «чужих детей»: «Чужие дети» (1958, режиссёр Т. Е. Абуладзе), «Родная кровь» (1964, режиссёр М. И. Ершов), «Мачеха» (1973, режиссёр О. Бондарев), «Предательница» (1977, режиссёр Н. Г. Хубов), «Мужики!» (1982, режиссёр И. Л. Бабич).

Литература:Шилова И., О мелодраме, в сборнике: Вопросы киноискусства, в. 17, М., 1976;Зоркая Н., На рубеже столетий. У истоков массового искусства в России 1900—1910 гг., М., 1976;Маркулан Я. К., Киномелодрама; Фильм ужасов, Л., 1978.

И. М. Шилова.

Кино: Энциклопедический словарь. - М.: Советская энциклопедия. Гл. ред. С. И. Юткевич; Редкол.: Ю. С. Афанасьев, В. Е. Баскаков, И. В. Вайсфельд и др.. 1987.

cinema.academic.ru

МЕЛОДРАМА - это... Что такое МЕЛОДРАМА?

  • мелодрама — мелодрама …   Орфографический словарь-справочник

  • Мелодрама — МЕЛОДРАМА. Термин «М.» имеет несколько значений, будучи применяем к различным видам драмы. В буквальном переводе с греческого М. (от melos «музыка» и drama «действие») означает музыкальная драма. В таком значении слово «М.» употреблялось в Италии …   Литературная энциклопедия

  • МЕЛОДРАМА — (греч., от melon песня, и drama драма). Драма, в которой некоторые места, стихотворные, сопровождаются музыкой, служащей как бы дополнительным объяснением к словам и придающей большую глубину и силу выражения. Словарь иностранных слов, вошедших в …   Словарь иностранных слов русского языка

  • Мелодрама —     МЕЛОДРАМА. Мелодрама есть драма, увлекающая не столько серьезностью драматической борьбы и детальным изображением быта, в котором эта борьба развивается, сколько остротой сценических положений. Острота сценических положений возникает отчасти… …   Словарь литературных терминов

  • мелодрама — ы, ж. mélodrame m., > нем. Melodram. 1. устар. Драма с пением и музыкой. БАС 1. 2. Драматический жанр, отличающийся драматическими эффектами морально поучительного свойства; произведение этого жанра. БАС 1. Из нее <повести Paul et Virginie… …   Исторический словарь галлицизмов русского языка

  • МЕЛОДРАМА — (от мело... и драма), 1) драматургический жанр. Пьеса с захватывающей интригой, сентиментально просветленным или безнадежно мрачным финалом. Строится на постоянном нагнетании эмоционального напряжения, чередовании контрастов; в центре мелодрамы… …   Современная энциклопедия

  • Мелодрама — (от мело... и драма), 1) драматургический жанр. Пьеса с захватывающей интригой, сентиментально просветленным или безнадежно мрачным финалом. Строится на постоянном нагнетании эмоционального напряжения, чередовании контрастов; в центре мелодрамы… …   Иллюстрированный энциклопедический словарь

  • МЕЛОДРАМА — (от мело... и драма) 1) драматургический жанр, пьеса с острой интригой, резким противопоставлением добра и зла, преувеличенной эмоциональностью. Возникла во Франции в кон. 1790 х гг., достигнув расцвета в 1830 40 е гг.2) Музыкально драматическое… …   Большой Энциклопедический словарь

  • МЕЛОДРАМА — МЕЛОДРАМА, ы, жен. 1. Драма с острой интригой, с резким противопоставлением добра и зла, с преувеличенной эмоциональностью [первонач. драма с музыкой и пением]. 2. перен. Событие, поведение, окрашенное преувеличенным драматизмом (неод.). | прил.… …   Толковый словарь Ожегова

  • мелодрама — сущ., кол во синонимов: 4 • волнушка (9) • гиларотрагедия (1) • драма (33) • …   Словарь синонимов

  • dic.academic.ru

    Мелодрама определение | Сочинение по литературе

    Мелодрама (греч. melos — «песня, мелодия» и drama — «действие») — драматический жанр, зародившийся внутри жанра трагедии и вобравший в себя также комедийные эле­менты. Характерные свойства: камерность, рассмотрение веч­ных проблем в рамках частной жизни, наличие острой, запу­танной интриги, наличие морально-дидактического элемен­та, эмоциональная насыщенность, резкий контраст добра и зла, однозначность нравственных оценок, использование воз­вышенного стиля в языке мелодрам, широкое использование средств художественной выразительности (метафор, гипербол, литот, сравнений). В основе сюжета мелодрам — частный случай, «обычная жизнь» простых людей. Жанр возник в конце XVIII века во Франции. Первоначально в мелодраме был си­лен элемент дидактизма, мелодрамы создавались «для посрам­ления злодейства и для торжества добродетели», заканчива­лись пьесы соответственно: зло было наказано и справедли­вость торжествовала. При этом мелодрамы были насыщены социальной проблематикой (пьесы Ж.М. Монвеля, Э. Суве- стра), в них были весьма значимы свободолюбивые, пропа­гандистские мотивы. Однако затем доминирующими момен­тами стали внешняя занимательность, романтическая темати­ка, сентиментальность . Формированию жанра во мно­гом способствовала так называемая «мещанская драма», а также готические романы (мелодрама «Страшный лес» Лоэзель-Тре- огата, мелодрама «Селина, или Дитя тайны» Гильбера де Пик- срекура). В XVIII веке мелодрама сыграла большую роль в преодолении канонов классицистской комедии и в формиро­вании стилистики романтизма [81]. Жанр европейской ме­лодрамы представлен в творчестве Фредерика дю Пти-Мэрэ, Буари, Антье, В. Дюканжа, Э. Сю, А. Дюма, М. Льюиса, Т. Холкрофта. В России мелодрама появилась в 20-е годы XVII  века (пьесы Н.В. Кукольника, Н.А. Полевого), в дан­ном жанре писал А.В. Луначарский («Поджигатели», «Мед­вежья свадьба»), позже — А.Н. Арбузов («Таня», «Иркутская история», «Мой бедный Марат», «Сказки старого Арбата», «В этом милом старом доме», «Старомодная комедия»).

    sochineniye.ru

    МЕЛОДРАМА - это... Что такое МЕЛОДРАМА?

  • мелодрама — мелодрама …   Орфографический словарь-справочник

  • Мелодрама — МЕЛОДРАМА. Термин «М.» имеет несколько значений, будучи применяем к различным видам драмы. В буквальном переводе с греческого М. (от melos «музыка» и drama «действие») означает музыкальная драма. В таком значении слово «М.» употреблялось в Италии …   Литературная энциклопедия

  • МЕЛОДРАМА — (греч., от melon песня, и drama драма). Драма, в которой некоторые места, стихотворные, сопровождаются музыкой, служащей как бы дополнительным объяснением к словам и придающей большую глубину и силу выражения. Словарь иностранных слов, вошедших в …   Словарь иностранных слов русского языка

  • Мелодрама —     МЕЛОДРАМА. Мелодрама есть драма, увлекающая не столько серьезностью драматической борьбы и детальным изображением быта, в котором эта борьба развивается, сколько остротой сценических положений. Острота сценических положений возникает отчасти… …   Словарь литературных терминов

  • мелодрама — ы, ж. mélodrame m., > нем. Melodram. 1. устар. Драма с пением и музыкой. БАС 1. 2. Драматический жанр, отличающийся драматическими эффектами морально поучительного свойства; произведение этого жанра. БАС 1. Из нее <повести Paul et Virginie… …   Исторический словарь галлицизмов русского языка

  • Мелодрама — (от мело... и драма), 1) драматургический жанр. Пьеса с захватывающей интригой, сентиментально просветленным или безнадежно мрачным финалом. Строится на постоянном нагнетании эмоционального напряжения, чередовании контрастов; в центре мелодрамы… …   Иллюстрированный энциклопедический словарь

  • МЕЛОДРАМА — (от мело... и драма) 1) драматургический жанр, пьеса с острой интригой, резким противопоставлением добра и зла, преувеличенной эмоциональностью. Возникла во Франции в кон. 1790 х гг., достигнув расцвета в 1830 40 е гг.2) Музыкально драматическое… …   Большой Энциклопедический словарь

  • МЕЛОДРАМА — МЕЛОДРАМА, мелодрамы, жен. (от греч. melos песнь и drama действие) (книжн.). 1. Драма, соединенная с пением и музыкой (устар.). 2. Драматическое произведение с преобладанием в сюжете внешне ужасного и чувствительного (лит.). 3. перен. Выражение… …   Толковый словарь Ушакова

  • МЕЛОДРАМА — МЕЛОДРАМА, ы, жен. 1. Драма с острой интригой, с резким противопоставлением добра и зла, с преувеличенной эмоциональностью [первонач. драма с музыкой и пением]. 2. перен. Событие, поведение, окрашенное преувеличенным драматизмом (неод.). | прил.… …   Толковый словарь Ожегова

  • мелодрама — сущ., кол во синонимов: 4 • волнушка (9) • гиларотрагедия (1) • драма (33) • …   Словарь синонимов

  • dic.academic.ru