Образец решения генетических задач (9 класс). Задачи по генетике 9 класс как решать


Как решать задачи по генетике на биологии?

Изучение основных законов наследственности и изменчивости организмов является одной из наиболее сложных, но очень перспективных задач, стоящих перед современным естествознанием. В данной статье мы рассмотрим как основные теоретические понятия и постулаты науки, так и разберемся с тем, как решать задачи по генетике.

Актуальность изучения закономерностей наследственности

Две важнейшие отрасли современной науки – медицина и селекция – развиваются благодаря исследованиям ученых-генетиков. Сама же биологическая дисциплина, название которой было предложено в 1906 году английским ученым У. Бетсоном, является не столько теоретической, сколько практической. Всем, кто решит серьезно разобраться в механизме наследования различных признаков (например, таких как цвет глаз, волос, группа крови), придется сначала изучить законы наследственности и изменчивости, а также выяснить, как решать задачи по генетике человека. Именно этим вопросом мы и займемся.

Основные понятия и термины

Каждая отрасль имеет специфический, только ей присущий, набор основных определений. Если речь зашла о науке, изучающей процессы передачи наследственных признаков, под последними будем понимать следующие термины: ген, генотип, фенотип, родительские особи, гибриды, гаметы и так далее. С каждым из них мы встретимся, когда будем изучать правила, объясняющие нам, как решать задачи по биологии на генетику. Но в начале мы изучим гибридологический метод. Ведь именно он лежит в основе генетических исследований. Он был предложен чешским естествоиспытателем Г. Менделем в 19 веке.

Как наследуются признаки?

Закономерности передачи свойств организма были открыты Менделем благодаря опытам, которые он проводил с широко известным растением - горохом посевным. Гибридологический метод представляет собой скрещивание двух единиц, которые отличаются друг от друга одной парой признаков (моногибридное скрещивание). Если в опыте участвуют организмы, которые имеют несколько пар альтернативных (противоположных) признаков, тогда говорят о полигибридном скрещивании. Ученый предложил следующую форму записи хода гибридизации двух растений гороха, которые отличаются окраской семян. А - желтая краска, а – зеленая.

В этой записи F1 – гибриды первого (I) поколения. Они все абсолютно единообразны (одинаковы), так как содержат доминантный ген А, контролирующий желтую окраску семян. Вышеприведенная запись соответствует первому закону Менделя (Правило единообразия гибридов F1). Знание его объясняет учащимся, как решать задачи по генетике. 9 класс имеет программу по биологии, в которой детально изучается гибридологический метод генетических исследований. В ней также рассматривается и второе (ІІ) правило Менделя, называемое законом расщепления. Согласно ему, у гибридов F2, полученных от скрещивания двух гибридов первого поколения друг с другом, наблюдается расщепление в соотношении по фенотипу 3 к 1, а по генотипу 1 к 2 и к 1.

Используя вышеприведенные формулы, вы поймете, как решать задачи по генетике без ошибок, если в их условиях можно применить первый или уже известный II закон Менделя, учитывая, что скрещивание происходит при полном доминировании одного из генов.

Закон независимого комбинирования состояний признаков

Если родительские особи различаются двумя парами альтернативных признаков, например, окраской семян и их формой, у таких растений, как горох посевной, тогда в ходе генетического скрещивания нужно использовать решетку Пиннета.

Абсолютно все гибриды, которые являются первым поколением, подчиняются правилу единообразия Менделя. То есть они желтые, с гладкой поверхностью. Продолжая скрещивать между собой растения из F1, мы получим гибриды второго поколения. Чтобы выяснить, как решать задачи по генетике, 10 класс на уроках биологии использует запись дигибридного скрещивания, применяя формулу расщепления по фенотипу 9:3:3:1. При условии, что гены расположены в различных парах, можно использовать третий постулат Менделя – закон независимых комбинирований состояний признаков.

Как наследуются группы крови?

Механизм передачи такого признака, как группа крови у человека, не соответствует закономерностям, рассмотренным нами ранее. То есть он не подчиняется первому и второму закону Менделя. Это объясняется тем, что такой признак, как группа крови, согласно исследованиям Ландштейнера, контролируется тремя аллелями гена I: А, В и 0. Соответственно генотипы будут такими:

  • Первая группа – 00.
  • Вторая – АА или А0.
  • Третья группа – ВВ или В0.
  • Четвертая – АВ.

Ген 0 является рецессивной аллелью к генам А и В. А четвертая группа является результатом кодоминирования (взаимного присутствия генов А и В). Именно это правило нужно обязательно учитывать, чтобы знать, как решать задачи по генетике на группы крови. Но это еще не все. Для установления генотипов детей по группе крови, родившихся от родителей с различными ее группами, воспользуемся таблицей, расположенной ниже.

Теория наследственности Моргана

Возвратимся к разделу нашей статьи «Закон независимого комбинирования состояний признаков», в котором мы рассмотрели, как решать задачи по генетике. Дигибридное скрещивание, как и сам ІІІ закон Менделя, которому оно подчиняется, применимо для аллельных генов, находящихся в гомологичных хромосомах каждой пары.

В середине 20 века американский ученый-генетик Т. Морган доказал, что большинство признаков контролируется генами, которые расположены в одной и той же хромосоме. Они имеют линейное расположение и образуют группы сцепления. И их количество равно именно гаплоидному набору хромосом. В процессе мейоза, приводящего к образованию гамет, в половые клетки попадают не отдельные гены, как считал Мендель, а целые их комплексы, названные Морганом группами сцепления.

Кроссинговер

Во время профазы I (ее еще называют первым делением мейоза) между внутренними хроматидами гомологичных хромосом происходит обмен участками (лукусами). Это явление получило название кроссинговера. Оно лежит в основе наследственной изменчивости. Кроссинговер особенно важен для изучения разделов биологии, занимающихся изучением наследственных заболеваний человека. Применяя постулаты, изложенные в хромосомной теории наследственности Моргана, мы определим алгоритм, отвечающий на вопрос, как решать задачи по генетике.

Сцепленные с полом случаи наследования являются частным случаем передачи генов, которые расположены в одной и той же хромосоме. Расстояние, которое существует между генами в группах сцепления, выражается в процентах - морганидах. А сила сцепления между данными генами прямо пропорциональна расстоянию. Поэтому кроссинговер чаще всего возникает между генами, которые располагаются далеко друг от друга. Рассмотрим явление сцепленного наследования более подробно. Но в начале вспомним, какие элементы наследственности отвечают за половые признаки организмов.

Половые хромосомы

В кариотипе человека они имеют специфическое строение: у женских особей представлены двумя одинаковыми Х-хромосомами, а у мужчин в половой паре, кроме Х-хромосомы, есть еще и У-вариант, отличающийся как по форме, так и по набору генов. Это значит, что он не гомологичен Х-хромосоме. Такие наследственные болезни человека, как гемофилия и дальтонизм, возникают вследствие «поломки» отдельных генов в Х-хромосоме. Например, от брака носительницы гемофилии со здоровым мужчиной возможно рождение такого потомства.

Выше приведенный ход генетического скрещивания подтверждает факт сцепления гена, контролирующего свертываемость крови, с половой Х-хромосомой. Данная научная информация используется для обучения учащихся приемам, определяющим, как решать задачи по генетике. 11 класс имеет программу по биологии, в которой детально рассматриваются такие разделы, как «генетика», «медицина» и «генетика человека». Они позволяют учащимся изучить наследственные болезни человека и знать причины, по которым они возникают.

Взаимодействие генов

Передача наследственных признаков - процесс достаточно сложный. Приведенные ранее схемы становятся понятными только при наличии у учащихся базового минимума знаний. Он необходим, так как обеспечивает механизмы, дающие ответ на вопрос о том, как научиться решать задачи по биологии. Генетика изучает формы взаимодействие генов. Это полимерия, эпистаз, комплементарность. Поговорим о них подробней.

Пример наследования слуха у человека является иллюстрацией такого типа взаимодействия, как комплементарность. Слух контролируется двумя парами различных генов. Первая отвечает за нормальное развитие улитки внутреннего уха, а вторая – за функционирование слухового нерва. В браке глухих родителей, каждый из которых является рецессивной гомозиготой по каждой одной из двух пар генов, рождаются дети с нормальным слухом. В их генотипе присутствуют оба доминантных гена, контролирующих нормальное развитие слухового аппарата.

Плейотропия

Это интересный случай взаимодействия генов, при котором от одного гена, присутствующего в генотипе, зависит фенотипическое проявление сразу нескольких признаков. Например, на западе Пакистана обнаружены человеческие популяции некоторых представителей. У них отсутствуют потовые железы на определенных участках тела. Одновременно у таких людей диагностировали отсутствие некоторых коренных зубов. Они не смогли сформироваться в процессе онтогенеза.

У животных, например, каракульских овец, присутствует доминантный ген W, который контролирует как окраску меха, так и нормальное развитие желудка. Рассмотрим, как наследуется ген W при скрещивании двух гетерозиготных особей. Оказывается, что в их потомстве ¼ ягнят, имеющих генотип WW, погибает из-за аномалий в развитии желудка. При этом ½ (имеющие серый мех) гетерозиготные и жизнеспособные, а ¼ - это особи с черным мехом и нормальным развитием желудка (их генотип WW).

Генотип – целостная система

Множественное действие генов, полигибридное скрещивание, явление сцепленного наследования служат неоспоримым доказательством того факта, что совокупность генов нашего организма является целостной системой, хотя и представлена индивидуальными аллелями генов. Они могут наследоваться по законам Менделя, независимо или локусами, сцеплено подчиняясь постулатам теории Моргана. Рассматривая правила, отвечающие за то, как решать задачи по генетике, мы убедились, что фенотип любого организма формируется под воздействием как аллельных, так и неаллельных генов, влияющих на развитие одного или нескольких признаков.

fb.ru

Задачи по генетике (9 класс)

1. Задачи по «Моногибридному скрещиванию»

А). У собак висячее ухо доминирует над стоячим. От скрещивания гетерозиготных собак с висячим ухом с гомозиготными собаками, имеющими висячее ухо, получено 245 щенков. 1) сколько типов гамет может образоваться у гомозиготной собаки. 2) сколько различных генотипов и сколько фенотипов может быть в первом поколении?

Решение:

Ответ: у гомозиготной собаки может образоваться ________ тип(ов) гамет. В первом поколении будет ________ различных генотипа(ов) и _________ фенотипа(ов).

Б). У человека ген длинных ресниц доминирует над геном коротких ресниц. Женщина с длинными ресницами, у отца которой были короткие ресницы, вышла замуж за мужчину с короткими ресницами. 1). Сколько типов гамет образуется у женщины? 2). Сколько типов гамет образуется у мужчины? 3). Какова вероятность рождения в данной семье ребенка с длинными ресницами (%)? 4). Сколько разных генотипов и сколько фенотипов может быть среди детей данной супружеской пары (назовите их)?

Решение:

Ответ: у женщины образуется ________ тип(ов) гамет; у мужчины образуется ________ тип(ов) гамет; вероятность рождения детей с длинными ресницами ________ %; среди детей данной супружеской пары может быть ________ различных генотипа(ов) (_________) и ________ фенотипа(ов) (_________).

В). Ген, вызывающий сахарный диабет, рецессивен по отношению к гену нормального состояния. У здоровых супругов родился ребёнок с сахарным диабетом. 1) Сколько типов гамет может образоваться у отца? 2) Сколько типов гамет может образоваться у матери? 3) Какова вероятность (в %) рождения здорового ребёнка в данной семье? 4) Сколько разных генотипов может быть среди детей этой супружеской пары? 5) Какова вероятность (в %), что второй ребёнок в этой семье тоже будет страдать сахарным диабетом?

Решение:

Ответ: 1) _____________________________________________________________,

2) ____________________________________________________________________,

3) ____________________________________________________________________,

4) ____________________________________________________________________,

5) ____________________________________________________________________.

2. Задачи по «Неполному доминированию и анализирующему скрещиванию»

А). У человека серповидноклеточная анемия наследуется как неполностью доминантный признак: у рецессивных гомозигот развивается сильная анемия, которая обычно заканчивается смертельным исходом, а у гетерозигот анемия проявляется в лёгкой форме. Малярийный плазмодий не может усваивать аномальный гемоглобин, в связи с этим люд, имеющие ген серповидно-клеточной анемии, не болеют малярией. В семье у обоих супругов лёгкая форма анемии. 1) Сколько типов гамет продуцирует каждый супруг? 2) Сколько разных фенотипов может быть среди детей этой пары? 3) Какова вероятность (в %) рождения в семье ребёнка с тяжёлой формой анемии? 4) Какова вероятность (в %) рождения ребёнка, устойчивого к малярии? 5) Какова вероятность (в %) рождения в семье ребёнка, неустойчивого к малярии?

Решение:

Ответ: 1) _____________________________________________________________,

2) ____________________________________________________________________,

3) ____________________________________________________________________,

4) ____________________________________________________________________,

5) ____________________________________________________________________.

Б). От скрещивания сортов земляники с красными и белыми ягодами получились гибриды с розовыми ягодами, а во втором поколении (F2) оказалось примерно 1000 растений с белыми ягодами, 2000 - с розовыми и 1000 - с красными. 1) Сколько типов гамет образует гибрид F1? 2) Сколько разных генотипов среди гибридов F2 с розовыми ягодами? 3) Сколько разных фенотипов получится от возвратного скрещивания гибрида F1 с белоплодным сортом? 4) Сколько разных генотипов получится от скрещивания гибрида F1 с белоплодным сортом? 5) Сколько разных фенотипов получится от скрещивания гибрида F1 с красноплодным сортом?

Решение:

Ответ: 1) _____________________________________________________________,

2) ____________________________________________________________________,

3) ____________________________________________________________________,

4) ____________________________________________________________________,

5) ____________________________________________________________________.

3. Задачи по «Дигибридному скрещиванию»

А). У человека праворукость доминирует над леворукостью, а карий цвет глаз - над голубым. В брак вступают кареглазый мужчина-правша, мать которого была голубоглазой левшой, и голубоглазая женщина-правша, отец которой был левшой. 1) Сколько разных фенотипов может быть у их детей? 2) Сколько разных генотипов может быть среди их детей? 3) Какова вероятность (в %) того, что у этой пары родиться ребёнок-левша?

Решение:

Ответ: 1) _____________________________________________________________,

2) ____________________________________________________________________,

3) ____________________________________________________________________.

Б). Черная окраска шерсти и висячее ухо у собак доминируют над коричневой окраской и стоячим ухом. Скрещивались чистопородные черные собаки с висячими ушами с собаками, имеющими коричневую окраску шерсти и стоячие уши. Гибриды скрещивались между собой.1) Какая часть щенковF2 фенотипически должна быть похожа на гибрид F1? 2) Какая часть гибридов F2 должна быть полностью гомозиготна? 3) Какая часть щенков F2 должна быть с генотипом, подобным генотипу гибридов F1?

Решение:

Ответ: 1) _____________________________________________________________,

2) ____________________________________________________________________,

3) ____________________________________________________________________.

В). Чёрная окраска у кошек доминирует над палевой, а короткая шерсть - над длинной. Скрещивались чистопородные персидские кошки (чёрные длинношерстные) с сиамскими (палевые короткошерстные). 1) Какова вероятность (в %) получения в F2 чистопородного сиамского котенка? 2) Какова вероятность (в %) получения в F2 котенка, фенотипический похожего на персидского? 3) Какова вероятность (в %) получения в F2 длинношерстного палевого котенка?

Решение:

Ответ: 1) _____________________________________________________________,

2) ____________________________________________________________________,

3) ____________________________________________________________________.

4. Задачи по «Сцепленному с полом наследованию»

А). У человека ген, вызывающий гемофилией, рецессивен и находится в Х-хромосоме, а альбинизм обусловлен аутосомным рецессивным геном. У родителей, нормальных по этим признакам, родился сын альбинос и гемофилик. 1) Какова вероятность (в %) того, что у их следующего сына проявятся оба аномальных признака? 2) Какова вероятность (в %) рождения в этой семье здоровых дочерей?

Решение:

Ответ: 1) _____________________________________________________________,

2) ____________________________________________________________________.

infourok.ru

Подготовка к решению задач по генетике. Урок закрепления теоретических знаний и отработки практических навыков по генетике за курс 9-го класса

Разделы: Биология

Урок: закрепления теоретических знаний и отработки практических навыков по генетике за курс 9 класса по программе “Биология. Общие закономерности.” С. Г. Мамонтов, В. Б. Захаров, Н. И. Сонин.

Урок рекомендован для классов с большой наполняемостью, где ученики имеют разный уровень развития.

Задачи

Образовательная: Закрепить знания учащихся генетической терминологии и символики.

Развивающая: Формировать умения оперировать теоретическими знаниями.

Развивать логическое мышление, аккуратность, точность, внимание.

Воспитательная: Воспитывать ответственность за генетическое здоровье будущих поколений.

Учащиеся должны

Знать: термины

  • Генотип
  • Фенотип
  • Доминантность
  • Рецессивность
  • Гетерозигота
  • Гомозигота
  • Ген
  • Аллельные гены
  • Гаметы
  • оплодотворение

правило образования гамет, правило слияния гамет.

Уметь:

  • Различать доминантные и рецессивные гены
  • Определять гомозиготные и гетерозиготные аллельные пары
  • Определять фенотип по генотипу и генотип по фенотипу
  • Расписывать гаметы заданного генотипа
  • Определять по гаметам родительский генотип.

Навыки: Совершенствовать навыки аккуратной записи генетических символов и понятий в тетради, рассуждения, самостоятельной работы.

Ход урока

Проверка знаний:

Учитель предлагает учащимся выполнить задание на соответствие по генетической терминологии. Задание выполняется на отдельных листочках.

Найди соответствие:

А – наследственность

Б – ген

В – генотип

Г – фенотип

Д – аллельные гены

Е – доминантный ген

Ж – рецессивный ген

З – гомозигота

И – гетерозигота

1. Организм, получающийся в результате скрещивания двух особей.

2. Гены, расположенные в одних и тех же локусах гомологичных хромосом, отвечающих за развитие одного и того же признака.

3. Особи, в аллельной паре которых присутствуют одинаковые гены.

4. Совокупность всех признаков организма.

5. Особи, в аллельной паре которых присутствуют разные гены (доминантный и рецессивный).

6. Участок молекулы ДНК, отвечающий за развитие одного признака.

7. Ген, подавляющий проявление более слабого гена в аллельной паре.

8. Свойство живых организмов приобретать новые признаки.

9. Ген, признак которого может подавляться другим геном аллельной пары.

10. Свойство всех живых организмов передавать признаки из поколения в поколение.

По завершении работы учащиеся обмениваются листочками для взаимопроверки. Учитель зачитывает правильные ответы.

Критерии оценки: 4 – 6 правильных ответов = “3”, 7 – 8 правильных ответов = “4”, 9 правильных ответов = “5”.

Применение на практике теоретических знаний:

Каждому ученику выдаются обучающие карточки и таблица “Доминантные и рецессивные признаки”. Учитель дает инструкции по работе с карточками, и ребята приступают к выполнению заданий.

Задания рассчитаны на индивидуальную работу учащихся разного уровня. Такая работа позволяет осваивать материал в собственном ритме. Те учащиеся, которые справились со всеми заданиями во время урока, не получают письменного домашнего задания и сдают тетради на проверку. Учащиеся, которые не успели выполнить все задания, заканчивают их выполнение дома. Такой подход позволяет простимулировать активность учащихся во время урока.

Карточка №1

Внимание !!!

Доминантные гены обозначаются заглавными буквами (А, В, С и т.д.), а рецессивные – прописными (а, b, с).

У

гомозиготных особей в аллельной паре одинаковые гены – 2 рецессивных или 2 доминантных. (аа, АА, ВВ, bb и т.д.)

У

гетерозиготных особей в аллельной паре разные гены – один доминантный, а другой рецессивный (Аа, Bb, Cc, Dd и т.д.)

 Задание 1

Определи сколько аллельных пар в предложенных генотипах:

А) AaBb

Б) AaBbccDd

В) aaBBCcddFF

Г) AAbbCCddFfEe

Задание 2

Определи сколько доминантных и рецессивных генов в предложенных генотипах. Доминантные гены выделите красным цветом в тетради.

Пример: AabbCC – 3 доминантных гена и 3 рецессивных гена.

А) aaBBCc

Б) AABbcc

В) AabbCcDDee

Г) AaBbccDdEE

Задание 3

Определи гетерозиготные и гомозиготные аллельные пары. Гомозиготные пары подчеркни 1 линией, а гетерозиготные 2-мя.

Пример:

А) Aa bb CC

Б) aa Bb Cc

В) AA Bb CC dd Ee

Г) Aa BB Cc dd EE

Задание 4

Определи, какой признак будет проявляться у организма со следующими генотипами.

Пример:

A

a

bb

CC

Генотип

––

==

 

Дом

.

Рец.

Дом

.

Признак

А) AA Bb cc

Б) aa Bb CC Dd

В) Aa bb Cc DD ee

Г) Aa Bb cc dd Ee

Проверь правильность выполнения заданий. Ответы:

Задание 1

А) 2 пары

Б) 4 пары

В) 5 пар

Г) 6 пар.

Задание 2

А) 3 – рецессивных, 3 – доминантных.

Б) 3 – рецессивных, 3 – доминантных.

В) 6– рецессивных, 4– доминантных.

Г) 5 – рецессивных, 5 – доминантных.

Задание 3

А) 1 аллельная пара – 2 линии

2 аллельная пара – 1линия

3 аллельная пара – 1 линия

Б) 1 аллельная пара – 1 линия

2 аллельная пара – 2 линии

3 аллельная пара – 2 линии

В) 1 аллельная пара - 1 линия

2 аллельная пара – 2 линии

3 аллельная пара – 1 линия

4 аллельная пара – 1 линия

5 аллельная пара – 2 линии

Г) 1 аллельная пара – 2 линии

2 аллельная пара – 1 линия

3 аллельная пара – 2 линии

4 аллельная пара – 1 линия

5 аллельная пара – 1 линия

Задание 4

А) доминантный, доминантный, рецессивный.

Б) рецессивный, доминантный, доминантный, доминантный.

В) доминантный, рецессивный, доминантный, доминантный, рецессивный.

Г) доминантный, доминантный, рецессивный, рецессивный, доминантный.

Если ты успешно справился с заданиями этой карточки, то переходи к карточке № 2.

Желаем удачи!!!

Карточка №2

Определи фенотип по генотипу, используя следующий алгоритм:

  1. Определи гомозиготное или гетерозиготное состояние аллельных пар.
  2. Определи, какой признак (доминантный или рецессивный) будет проявляться в аллельной паре.
  3. Используя таблицу, определи значение признака для каждой аллельной пары генотипа.
  4. Если у тебя возникли затруднения смотри карточку №1.

Пример:

AA

Bb

cc

Dd

генотип

––

==

==

состояние аллельной пары

Кар.

Брюн.

Выс.

Кор.

фенотип

Гл.

вол.

Рост

ноги

 
  1. Aa BB cc dd
  2. Aa Bb Cc DD
  3. AA bb CC Dd
  4. AA bb Cc dd
  5. Aa bb Cc DD Ff
  6. Aa BB cc Dd ff
  7. AA Bb cc DD FF Ee
  8. Aa Bb Cc dd Ff ee Zz

Карточка №3

Определи фенотип по генотипу, используя алоритм:

  1. Определи рецессивный или доминантный признак.
  2. Определи в гомо- или гетерозиготном состоянии проявляется этот признак – подчеркни.
  3. Запиши гены в данной аллельной паре.
  4. Повтори процедуру с другими признаками.

Пример рассуждения:

Голубые глаза, Брюнет.

Первый признак

  1. Голубые глаза – рецессивный признак.
  2. Рецессивный признак проявляется только в гомозиготном состоянии

----

    Гол. Глаза

  1. Рецессивная гомозигота

аа

––

Гол.гл.

Второй признак

  1. Брюнет – доминантный признак.
  2. Доминантный признак проявляется как в гомозиготном, так и в гетерозиготном состоянии.
  3. Доминантная гомозигота

BB

–––

Брюнет

Гетерозигота

Bb

===

Брюнет

Итого возможно 2 варианта:

1. aa

BB

2. Aa

Bb

--

---

--

==

Гол.гл.

Брюн.

Гол.гл.

Брюн.

Задания для самостоятельной работы:

1. Гол. Гл. Блондин, Высокий рост.

2. Карие глаза, Блондин, Высокий рост.

3. Голубые глаза, Брюнет, Низкий рост.

4. Голубые глаза, Блондин, Низкий рост, Длинные ноги, Пухлые губы.

5. Карие глаза, Брюнет, Высокий рост, Длинные ноги, Тонкие губы.

 Карточка №4

Определи гаметы, которые может образовать данный генотип.

Гаметы несут 1 n набор хромосом и образуются в результате мейоза.

Правило образования гамет

Из каждой аллельной пары генов в каждую гамету попадает по одному гену.

Выполняя задание, действуй по следующему алгоритму:

  1. Определи сколько типов гамет может образовать особь с данным генотипом.
  2. Пример:

    Гетерозиготная аллельная пара образует 2 типа гамет, а гомозиготная – 1 тип. Количество типов гамет каждой аллельной пары нужно перемножить между собой.

    Первая пара – гетерозигота – 2 типа гамет, вторая пара – гомозигота – 1 тип гамет, третья пара – гетерозигота – 2 типа гамет: 2 ? 1 Ч 2 = 4 типа гамет образует данный генотип.

  3. Распиши варианты гамет:

Внимательно следи, чтобы все гаметы были разными

Задания для самостоятельной работы:

  1. aa BB CC
  2. aa Bb CC
  3. Aa Bb Cc
  4. Aa Bb CC dd
  5. Aa BB Cc Dd
  6. AA bb Cc Dd Ee
  7. Aa bb Cc DD Ee
  8. Aa BB cc dd EE Ff
  9. Aa Bb cc Dd ee FF
  10. AA Bb Cc dd Ee ff

Карточка №5

Определи по гаметам родительский генотип. Используй следующий алгоритм:

Даны гаметы A b C A B C a B C a b C

  1. Определи какие гены попали в гаметы из гомозиготных аллельных пар, а какие из гетерозиготных. Например, ген С присутствует во всех гаметах, следовательно он попал в гаметы из гомозиготной доминантной пары аллельных генов СС. Ген А присутствует в двух гаметах из четырех, а в других двух гаметах – а . Значит,эти гены попали в гаметы из гетерозиготной пары аллельных генов Аа. Ген B присутствует в половине гамет, а во второй половине – b. Следовательно, эти гены попали в гаметы из гетерозиготной пары Bb.
  2.  

Задания для самостоятельной работы:

1 ab aB

2 Abc ABc

3 aBc ABc aBC ABC

4 abc Abc aBc ABc aBC ABC AbC abC

5 aB AB ab Ab

6 aBCd abCcd aBCD abCD

Карточка №6

Оплодотворение – процесс слияния двух гамет с гаплоидным набором хромосом при котором образуется зигота с диплоидным набором хромосом. Правило слияния гамет:

При слиянии гамет пары хромосом восстанавливаются и вновь образуются аллельные пары генов.

Задания для самостоятельной работы:

1 abc + ABC

2 Ab + aB

3 A + A

4 ABcDe + aBcdE

5 abCdeF + AbCDef

6 ABCdEf + ABcdEF

7 AbcDEf + aBCDEf

Приложение

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

Задачи по генетике для 9-10 класса

Районный конкурс учителей биологии

«Методическая копилка»

«Школьный задачник»

Общая биология. Генетика.

Подготовила Смолякова Инна Вячеславна

МБОУ «Лучковская СОШ»

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Тема «Генетика» - является наиболее интересной и сложной для понимания детей темой в общей биологии. Она изучается и в 9, и в 10 классах, но достаточного количества часов на отработку умения решать задачи в программе не предусмотрено. Поэтому данные учебные задания можно использовать как на уроке, так и для закрепления знаний. Для подготовки к С части ЕГЭ (задания №5 и 6).

С целью проверки основных понятий по разделу можно использовать кроссворд «Генетические термины».

Кроссворд «Генетические термины»

14

11

9 10

8

7

6

13

5

15

4 12

1 3 2

  1. Совокупность внешних и внутренних признаков организма

  2. место расположения гена в хромосоме

  3. общее свойство всех организмов приобретать новые признаки в пределах вида

  4. особь, в генотипе которой находятся одинаковые аллели одного гена

  5. наука о наследственности и изменчивости

  6. особь, в генотипе которой находятся разные аллели одного гена

  7. объекты, с которыми проводил свои опыты Т. Морган

  8. гены, обеспечивающие развитие альтернативных признаков

  9. совокупность генов, полученная организмом от родителей

  10. основоположник генетики

  11. общее свойство всех организмов передавать свои признаки потомкам

  12. одна особь гибридного поколения

  13. признак, подавляющий другие

  14. подавляемый признак

  15. хромосомы, по которым у самцов и самок нет различий.

Ответы:

1 - генотип, 2 - локус, 3 - изменчивость, 4 - гомозиготная,

5 – генетика, 6 – гетерозиготная, 7 – дрозофилы,

8 – аллельные, 9 – генотип, 10 – Мендель,

11 – наследственность, 12 – гибрид, 13 – доминантный, 14 – рецессивный, 15 – аутосомы

Задачи на моногибридное скрещивание.

Задача 1.

Какие пары наиболее выгодно скрещивать для получения платиновых лисиц, если платиновость доминирует над серебристостью, но в гомозиготном состоянии ген платиновости вызывает гибель зародыша?

Ответ: наиболее выгодно скрещивать серебристых и платиновых гетерозиготных лисиц.

Задача 2.

При скрещивании двух белых тыкв в первом поколении ¾ растений были белыми, а ¼ - желтыми. Каковы генотипы родителей, если белая окраска доминирует над желтой?

Ответ: родительские растения гетерозиготны.

Задача 3.

Розовидный гребень доминантный признак у кур, простой - рецессивный. Каким будет потомство, если скрестить гетерозиготных кур с розовидными гребнями и гомозиготных петухов с простыми?

Ответ: ½ Аа, ½ аа

Задача 4.

У овса устойчивость к головне доминирует над восприимчивостью. Растение сорта, восприимчивого к головне, скрещенного с растением, гомозиготным по устойчивости к этому заболеванию. Каким будет потомство?

Ответ: Аа

Задача 5.

У фасоли черная окраска семенной кожуры А доминирует над белой а. Определить окраску семян у растений, полученных и результате следующих скрещиваний: а) Аа х Аа б) АА * Аа; в) аа * АА; г) Аа х аа

Ответ: а)3:1, б)1:1, в)все черные, г)1:1

Задачи на дигибридное скрещивание.

Задача 6.

Если женщина с веснушками (доминантный признак) и волнистыми волосами (доминантный признак), у отца которой были, прямые волосы и не было веснушек, выйдет замуж за мужчину с веснушками и прямыми волосами (оба его родителя с такими же признаками), то какими могут быть у них дети?

Ответ: все дети в этой семье будут с веснушками, а вероятность рождения их с прямыми и волнистыми волосами – по 50%

Задача 7.

Каковы генотипы родительских растений, если при скрещивании красных томатов (доминантный признак) грушевидной формы (рецессивный признак) с желтыми шаровидными получилось: 25% красных шаровидных, 25% красных грушевидных, 25% желтых шаровидных, 25% желтых грушевидных?

Ответ: генотипы родительских растений Аавв и ааВв.

Задача 8.

Скрещивались две морские свинки: черная с гладкой шерстью и белая с волнистой шерстью. Определите генотипы и фенотипы потомства.

Дано: В – черн. в - бел. С – гладк. с – волн. P: ♀ВВсс ♂ ввСс -------------- F1 - ?

Решение: P: ♀ВВсс х ♂ ввСс

G: Вс вС вс

F1 : ВвСс, Ввсс

Ответ: все свинки будут черными, из них 50% с гладкой шерсть и 50% - с волнистой

Задача 9.

Мать имеет свободную мочку уха (доминантный признак) и гладкий подбородок, а отец – несвободную мочку уха и ямку на подбородке (доминантный признак), а дочь имеет те же признаки, что у матери. Напишите возможные генотипы родителей и детей.

Задачи на неполное доминирование.

Задача 9.

При скрещивании между собой чистопородных белых кур потомство оказывается белым, а при скрещивании черных кур – черным. Потомство от белой и черной особи оказывается пестрым. Какое оперение будет у потомков белого петуха и пестрой курицы?

Ответ: половина цыплят будет белых, а половина пестрых

Задача 10.

Растения красноплодной земляники при скрещивании между собой всегда дают потомство с красными ягодами, а растения белоплодной земляники – с белыми. В результате скрещивания этих сортов друг с другом получаются розовые ягоды. Какое возникнет потомство при скрещивании между собой гибридов с розовыми ягодами?

Ответ: половина потомков будет с розовыми ягодами и по 25% с белыми и красными.

Задачи на наследование групп крови.

Задача 11.

Какие группы крови могут быть у детей, если у обоих родителей 4 группа крови?

Ответ: вероятность рождения детей с 4 группой крови – 50%, со 2 и 3 – по 25%.

Задача 12.

Можно ли переливать кровь ребёнку от матери, если у неё группа крови АВ, а у отца – О?

Ответ: нельзя.

Задача 13.

У мальчика 4 группа крови, а у его сестры – 1. Каковы группы крови их родителей?

Ответ: 2 и 3.

Задача 14.

В родильном доме перепутали двух мальчиков (Х и У). У Х – первая группа крови, у У – вторая. Родители одного из них с 1 и 4 группами, а другого – с 1 и 3 группами крови. Кто чей сын?

Ответ: у Х родители с 1 и 3 группами, у У – с 1 и 4.

Задачи на наследование, сцепленное с полом.

Задача 15.

У попугаев сцепленный с полом доминантный ген определяет зелёную окраску оперенья, а рецессивный – коричневую. Зелёного гетерозиготного самца скрещивают с коричневой самкой. Какими будут птенцы?

Ответ: половина самцов и самок будут зелеными, половина – коричневыми.

Задача 16.

У дрозофилы доминантный ген красной окраски глаз и рецессивный белой окраски глаз находятся в Х - хромосоме. Какой цвет глаз будет у гибридов первого поколения, если скрестить гетерозиготную красноглазую самку и самца с белыми глазами?

Ответ: вероятность рождения самцов и самок с разным цветом глаз – по 50%.

Задача 17.

У здоровых по отношению к дальтонизму мужа и жены есть

  • сын, страдающий дальтонизмом, у которого здоровая дочь,

  • здоровая дочь, у которой 2 сына: один дальтоник, а другой – здоров,

  • здоровая дочь, у которой пятеро здоровых сыновей

Каковы генотипы этих мужа и жены?

Ответ: генотипы родителей ХD Хd, ХD У.

Задача 18.

Кошка черепаховой окраски принесла котят черной, рыжей и черепаховой окрасок. Можно ли определить: черный или рыжий кот был отцом этих котят?

Ответ: нельзя.

Задача 19.

У человека ген дальнозоркости доминирует над геном нормального зрения, в семье муж и жена страдают дальнозоркостью однако матери обоих супругов имеют нормальное зрение. а)ск-ко типов гамет обр. у жены? б)ск-ко разных генотипов может быть у детей в данной семье? в)ск-ко фенотипов может быть у детей в данной семье? г)какова вероятность рождения в этой семье ребенка с нормальным зрением? д)какова вероятность рождения в этой семье ребенка страдающим дальноз.?

Задача 20.

У людей любопытство-признак рецессивный(а) по отношению к равнодушию, сцепленный с полом. Любопытный юноша женился на равнодушной девушке. Отец девушки отличается любопытством, а мать и все ее предки были людьми равнодушными. Какова вероятность того, что дочери от такого брака будут людьми равнодушными?

Ответ:

Дано: ХА - равнодушие Ха - любопытство Р: ♂ ХА У ♀ Ха Ха F1 - ?

Решение: Р: ♂ ХА У х ♀ Ха Ха

G ХА У Ха

F1: ♂ Ха У , ♀ ХА Ха

Ответ: все дочери от этого брака будут любопытными, а сыновья равнодушными, то есть вероятность рождения равнодушных дочерей – (0%)

Задачи на анализирующее скрещивание

Задача 21.

Рыжая окраска у лисы – доминантный признак, чёрно-бурая – рецессивный. Проведено анализирующее скрещивание двух рыжих лисиц. У первой родилось 7 лисят – все рыжей окраски, у второй – 5 лисят: 2 рыжей и 3 чёрно-бурой окраски. Каковы генотипы всех родителей?

Ответ: самец черно-бурой окраски, самки гомо – и гетерозиготны.

Задача 22.

У спаниелей чёрный цвет шерсти доминирует над кофейным, а короткая шерсть – над длинной. Охотник купил собаку чёрного цвета с короткой шерстью и, чтобы быть уверенным, что она чистопородна, провёл анализирующее скрещивание. Родилось 4 щенка:

2 короткошерстных чёрного цвета,

2 короткошерстных кофейного цвета. Каков генотип купленной охотником собаки?

Ответ: купленная охотником собака гетерозиготная по первой аллели.

infourok.ru

Образец решения генетических задач (9 класс)

Образец решения задачи

на определение генотипа и фенотипа родителей

по генотипу и фенотипу потомков

Задача: Нормальный слух у человека обусловлен доминантным геном А, а наследственная глухонемота определяется рецессивным геном а. От брака глухонемой женщины с нормальным мужчиной родился глухонемой ребёнок. Определите генотипы родителей.

Ход решения задачи:

    1. Делаем краткую запись условия задачи:

Дано:

А- нормальный слух

а- глухонемота

Генотип Р - ?

    1. Определяем генотипы родителей.

По условию задачи женщина глухонемая, у неё фенотипически проявляется рецессивный признак, поэтому её генотип однозначен- аа. Мужчина- с нормальным слухом, у него фенотипически проявляется доминантный признак. Организм, у которого проявляется доминантный признак, может иметь два варианта генотипа- АА или аа. Так как по условию задачи точно определить генотип отцовского организма невозможно, но зная, что он содержит доминантный ген, запишем его генотип как А - .

    1. Записываем схему скрещивания:

Решение:

Р ♀ аа × ♂ А -

    1. Под генотипом подписываем фенотип:

Р ♀ аа × ♂ А -

глухонемая норм.слух

    1. Записываем генотип и фенотип потомства F1:

В потомстве появился глухонемой ребёнок. У него фенотипически проявляется рецессивный признак, поэтому его генотип однозначен- аа.

Р ♀ аа × ♂ А -

глухонемая норм.слух

F1 аа

глухонемой

    1. Анализируем генотипы родителей и потомства.

Зная, что каждая особь F1 получает один ген от материнского организма и один ген от отцовского, видно, что от отцовского организма она получила рецессивный ген. Следовательно, генотип ♂ - Аа .

    1. Переписываем схему скрещивания, используя установленные генотипы родителей:

Р ♀ аа × ♂ А а

глухонемая норм.слух

    1. Записываем типы гамет родителей:

Р ♀ аа × ♂ А а

глухонемая норм.слух

Г

    1. Получаем потомков F1:

F1 аа Аа

глухонемой норм.слух

50%

    1. Проводим анализ скрещивания:

В F1 произошло расщепление 1:1. Такое расщепление получается при скрещивании гетерозиготной особи с особью, гомозиготной по рецессивному признаку. Следовательно, установленные нами генотипы родителей верны.

Краткая запись решения задачи:

Р ♀ аа × ♂ А -

глухонемая норм.слух

F1 аа

глухонемой

Зная, что каждая особь F1 получает один ген от материнского организма и один ген от отцовского, видно, что от отцовского организма она получила рецессивный ген. Следовательно, генотип ♂ - Аа .

Р ♀ аа × ♂ А а

глухонемая норм.слух

Г

F1 аа Аа

глухонемой норм.слух

50%

По генотипу: 1(Аа) : 1(аа)

Аа- гетерозиготный организм

аа- гомозиготный организм по рецессивному гену.

По фенотипу: 1 : 1(50% или 1/2 глухонемых : 50% или 1/2с нормальным слухом).

Ответ: генотип ♀- аа, ♂- Аа.

infourok.ru

Как решать задачи по генетике?

В общий курс биологии в школе входят разделы по генетике и молекулярной биологии. Оба раздела достаточны сложные для понимания учащихся. И для того, чтобы улучшить усвоение данного материала, прибегают к помощи решения задач. Такое решение задач по биологии, генетика предполагает использование методических приемов, а именно: необходимо внимательно изучить условие задачи, определить ее тип и записать схему скрещивания.

Решение задач по генетике

Рассмотрим, как решать задачи по генетике. Во время решения задач, у школьников развивается логическое мышление они, более глубоко начинают понимать материал по изучаемой теме. Существуют общепринятые обозначения, которые используют при решении задач:

  • Буква Р. Ее применяют, чтобы обозначит родителей;
  • Потомки первого поколения – F1, второго поколения – F2 и т.д.;
  • Скрещивание - х;
  • Для обозначения ген, которые проявляют доминантные признаки, используют буквы - А, В, С и т.д.;
  • Для обозначения ген, которые проявляют рецессивные признаки, используют буквы - а, b, с и т.д.

В схемах скрещивания с левой стороны записывается генотип матери, а справа – генотип отца. Если решать задачи по генетике, моногибридное скрещивание в записи будет выглядеть так: АА х аа.

Дигибридное скрещивание

Все живые организмы по разным признакам и генам могут отличаться друг от друга. Для того чтобы сделать анализ наследования нескольких признаков, каждая пара требует изучения ее наследования по отдельности, а потом уже сопоставить и все наблюдения объединить. Если родительские формы имеют две пары разных признаков, то такое скрещивание называется дигибридным.

Например, задачи по генетике дигибридное скрещивание будут выглядеть так: в семье, где мать и отец правши, у обоих карие глаза - родились разнояйцовые близнецы. Один из них левша с карими глазами, другой – правша и у него голубые глаза. Это свидетельствует о том, что рождение ребенка с голубыми глазами свидетельствует о рецессивности голубой окраски глаз. А то, что у них родился левша, указывает на рецессивность лучшего владения левой рукой. Можно сделать следующие записи по определению генотипа у родителей и детей: Р АаВb х АаВb , F Аbb, ааВ, где А –карие глаза, В – правша, а – голубые глаза, b – левша.

Генетика пола

Такой вид наследования не связан с Х и Y хромосомами, но их сочетание определяет пол организма. От него зависит проявление доминантности и рецессивности некоторых аутосомных генов. Например, у мужчин некоторые признаки могут быть доминантными, а женщины – рецессивными и наоборот. Решая задачи на генетику пола, надо учитывать, что у женщин в хромосомном наборе су

elhow.ru

Сборник задач по генетике 9-11 классы

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Кореневская средняя общеобразовательная школа № 2»

Кореневского района Курской области.

(пособие для учеников 9 - 11 класса)

2016

Автор:

– Лагутина Галина Борисовна

учитель биологии первой категории

МКОУ «Кореневская средняя общеобразовательная школа №2»

СОДЕРЖАНИЕ

стр. 3

Задачи по теме «Моногибридное скрещивание»

стр. 5

Задачи по теме «Неполное доминирование»

стр. 6

Задачи по теме «Ди- и поли- гибридное скрещивание»

стр. 8

Задачи по теме «Наследование групп крови»

стр. 13

Задачи по теме «Наследование, сцепленное с полом»

стр. 15

Комбинированные задачи

стр. 18

Задачи по теме «Анализирующее скрещивание»

стр. 21

Задачи по теме «Сцепленное наследование (кроссинговер)»

стр. 22

Задачи из демонстрационных материалов ЕГЭ

разных лет

стр. 26

Список использованной литературы

стр. 29

Краткий словарь генетических терминов

  1. Альтернативные признаки – контрастные признаки (Например: карие глаза – голубые глаза,

среди них встречаются и противоположные признаки :

высокий рост – низкий рост).

  1. Аллели (аллельные гены) – гены, определяющие развитие альтернативных признаков.

  2. Аутосомы – хромосомы, по которым у самцов и самок нет различий.

  3. Взаимодействие генов – взаимосвязанное действие одной, двух или более пар генов, определяющих развитие одного и того же признака.

  4. Генетика – наука о наследственности и изменчивости.

  5. Генотип – сумма генов, полученная организмом от родителей.

  6. Гетерозигота («гетеро»=»разный») – организм с разными аллелями в генотипе (например: Аа)

  1. Гибридное поколение – поколение, полученное от родителей с разными признаками.

  2. Гибрид – один организм из гибридного поколения.

  3. Гомозигота («гомо» = «одинаковый») – организм с одинаковыми аллелями в генотипе (например: АА или аа)

  4. Доминантный признак – преобладающий признак (признак, подавляющий остальные): А, В, С,…

  5. Доминирование – простейшая форма взаимодействия генов по типу «доминантность – рецессивность», установленная Г.Менделем.

  6. Изменчивость – общее свойство всех организмов приобретать новые признаки (в пределах вида).

  7. Кодоминирование – форма взаимодействия генов, при которой у гетерозигот проявляются оба аллеля (например, наследование 4 группы крови у человека: АВ).

  8. Комплементарность – форма взаимодействия генов, когда один ген дополняет действие другого гена.

  9. Локус – место положения гена в хромосоме.

  10. Мендель Грегор (чешский монах) – основоположник генетики.

  11. Морган Томас (американский ученый) – создатель хромосомной теории наследственности.

  12. Наследственность – общее свойство всех организмов передавать свои признаки потомкам.

  13. Неполное доминирование – случай, когда у гетерозиготного потомка – промежуточный фенотип.

  14. Половые хромосомы – хромосомы, по которым у самцов и самок есть различия.

  15. Рецессивный признак – подавляемый признак (признак, который подавляется доминантным): а, в, с,…

  1. Фенотип – сумма внешних и внутренних признаков организма.

Задачи по теме «Моногибридное скрещивание»

Задача 1.

У морских свинок черная окраска шерсти доминирует над белой. Скрестили двух гетерозиготных самца и самку. Какими будут гибриды первого поколения?

Задача 3.

Какие пары наиболее выгодно скрещивать для получения платиновых лисиц, если платиновость доминирует над серебристостью, но в гомозиготном состоянии ген платиновости вызывает гибель зародыша?

* Задача 6.

У томатов нормальная высота растения доминирует над карликовым ростом. Каковы генотипы родителей, если 50% потомства оказалось нормального роста и 50% низкого?

* Задача 7.

При скрещивании двух белых тыкв в первом поколении ¾ растений были белыми, а ¼ - желтыми. Каковы генотипы родителей, если белая окраска доминирует над желтой?

Задача 8. .

Отсутствие малых коренных зубов у человека наследуется как доминантный аутосомный признак. Определите возможные генотипы и фенотипы родителей и потомства, если один из супругов имеет малые коренные зубы, а у другого они отсутствуют и он гетерозиготен по этому признаку. Какова

вероятность рождения детей с этой аномалией

Задачи по теме «Неполное доминирование»

Задача 9.

При скрещивании между собой чистопородных белых кур потомство оказывается белым, а при скрещивании черных кур – черным. Потомство от белой и черной особи оказывается пестрым. Какое оперение будет у потомков белого петуха и пестрой курицы?

Задача 10

Растения красноплодной земляники при скрещивании между собой всегда дают потомство с красными ягодами, а растения белоплодной земляники – с белыми. В результате скрещивания

этих сортов друг с другом получаются розовые ягоды. Какое возникнет потомство при скрещивании между собой гибридов с розовыми ягодами?

Задача 11.

У львиного зева красная окраска цветков неполно доминирует над белой, а уз­кие листья — над широкими. Гены располагаются в разных хромосомах. Скре­щиваются растения с розовыми цветками и листьями промежуточной ширины с растениями, имеющими белые цветки и узкие листья. Составьте схему реше­ния задачи. Какое потомство и в каком соотношении можно ожидать от этого скрещивания? Определите тип скрещивания, генотипы родителей и потомства.

Задача 12

Красная окраска ягоды земляники (А) неполно доминирует над белой, а нормальная чашечка(В) неполно доминирует над листовидной. Гены располагаются в разных хромосомах. Определите тип скрещивания, генотипы родителей, а также генотипы и фенотипы потомства, полученного от скрещивания растения земляники с розовыми ягодами и промежуточной формой чашечки, с растением, имеющим красные ягоды

и листовидную чашечку. Составьте схему решения задачи.

Задача13

Скрещивали растения земляники усатые белоплодные с растениями безусыми красноплодными (В), все гибриды получились усатые розовоплодные. При анализирующем скрещивании гибридовF1 в потомстве произошло фенотипическое расщепление. Составьте схему решения задачи. Определите генотипы родительских особей, гибридов первого поколения, а также генотипы и фенотипы потомства при анализирующем скрещивании(F2). Определите характер наследования признака окраски плода. Какие законы наследственности проявляются в данных случаях?

Задача14

У мышей гены окраски шерсти и длины хвоста не сцеплены. Длинный хвост (В) развивается только у гомозигот, короткий хвост развивается у гетерозигот. Рецессивные гены, определяющие длину хвоста, в гомозиготном состоянии вызывают гибель эмбрионов. При скрещивании самок мышей с чёрной шерстью, коротким хвостом и самца с белой шерстью, длинным хвостом получено50% особей с чёрной шерстью и длинным хвостом, 50% – с чёрной шерстью и коротким хвостом. Во втором случае скрестили полученную самку с чёрной шерстью, коротким хвостом и самца с белой шерстью, коротким хвостом. Составьте схему решения задачи. определите генотипы родителей, генотипы и фенотипы потомства в двух скрещиваниях, соотношение фенотипов во втором скрещивании. Объясните, причину полученного фенотипического расщепления во втором скрещивании.

Задачи по теме «Ди- и поли- гибридное скрещивание»

Задача 15.

Голубоглазый праворукий юноша (отец его был левшой), женился на кареглазой левше (все её родственники - кареглазые). Какие возможно будут дети от этого брака, если карие глаза и праворукость - доминантные признаки?

Задача 16.

Скрещивали кроликов: гомозиготную самку с обычной шерстью и висячими ушами и гомозиготного самца с удлинённой шерстью и стоячими ушами. Какими будут гибриды первого поколения, если обычная шерсть и стоячие уши – доминантные признаки?

Задача 17.

У томатов красный цвет плодов доминирует над жёлтым,

нормальный рост - над карликовым. Какими будут гибриды от скрещивания гомозиготных жёлтых томатов нормального роста и жёлтых карликов?

* Задача 20.

Каковы генотипы родительских растений, если при скрещивании красных томатов (доминантный признак) грушевидной формы (рецессивный признак) с желтыми шаровидными получилось: 25% красных шаровидных, 25% красных грушевидных, 25% желтых шаровидных, 25% желтых грушевидных?

Задача 21.

Голубоглазый мужчина правша женился на кареглазой женщине правше. У них родились два мальчика: кареглазый левша и голубоглазый левша. Составьте схему решения задачи. Определите генотипы родителей и потомства и вероятность рождения в этой семье голубоглазого правши, если голубоглазость – рецессивный признак. Признаки не сцеплены.

Задача 22.

У овса доминантными являются признаки раннеспелости и нормального роста. Признаки позднеспелости и гигантизма являются рецессивными. Определите генотипы и фенотипы растений, полученных от скрещивания дигетерозиготного растения с растением раннеспелого сорта, гетерозиготного по этому признаку, но гигантом. Гены роста и сроков спелости сцеплены. Какой генетический закон проявляется в этом случае?

Задача 23

В брак вступают голубоглазая женщина-правша, отец которой был левшой, и кареглазый мужчина-правша, мать которого была голубоглазой левшой. Составьте схему решения задачи. Определите генотипы родителей, возможные генотипы и фенотипы детей в этом браке. Какова вероятность рождения кареглазого ребёнка-левши в этом браке? Гены обоих признаков не сцеплены. Какой закон наследственности проявляется в данном случае?

Задача 24

При скрещивании растения арбуза с длинными полосатыми плодами с растением, имеющим круглые зелёные плоды, в потомстве получили растения с длинными зелёными и круглыми зелёными плодами. При скрещивании такого же арбуза с длинными полосатыми плодами с растением, имеющим круглые полосатые плоды, всё потомство имело круглые полосатые плоды. Составьте схему каждого скрещивания. Определите генотипы родителей и потомства. Как называется такое скрещивание и для чего оно проводится?

Задача 25

У овец серая окраска (А) шерсти доминирует над чёрной, а рогатость (В) – над комолостью (безрогостью). Гены не сцеплены. В гомозиготном состоянии ген серой окраски вызывает гибель эмбрионов. Какое жизнеспособное потомство (по фенотипу и генотипу) и в каком соотношении можно ожидать от скрещивания дигетерозиготной овцы с гетерозиготным серым комолым самцом? Составьте схему решения задачи. Объясните полученные результаты. Какой закон наследственности проявляется в данном случае?

Задача 26

У родителей со свободной мочкой уха и треугольной ямкой на подбородке ро­дился ребёнок со сросшейся мочкой уха и гладким подбородком. Определите генотипы родителей, первого ребенка, фенотипы и генотипы других возможных потомков. Составьте схему решения задачи. Признаки наследуются независимо.

Задача27

У человека глаукома наследуется как аутосомно-рецессивный признак (а), а синдром Марфана, сопровождающийся аномалией в развитии соединительной ткани, – как аутосомно-доминантный признак (В). Гены находятся в разных парах аутосом. Один из супругов страдает глаукомой и не имел в роду предков с синдромом Марфана, а второй дигетерозиготен по данным признакам. Определите генотипы родителей, возможные генотипы и фенотипы детей, вероятность рождения здорового ребёнка. Составьте схему решения. Какие законы наследственности проявляются.

Задача 28

При скрещивании дигетерозиготного растения томата с красными плодами, опушенным стеблем и растения с жёлтыми плодами, опушенным стеблем в потомстве наблюдалось расщепление: растения с желтыми плодами, опушенным стеблем и растения с красными плодами, опушенным стеблем. Во втором скрещивании растений томата с красными плодами, опушенным стеблем и растения с жёлтыми плодами, опушенным стеблем в потомстве получились растения с красными плодами, опушенным стеблем и растения с красными плодами, гладким стеблем. Гены, отвечающие за формирование указанных признаков, не сцеплены. Составьте схемы решения задачи. Определите генотипы родителей и потомства в обоих скрещиваниях, соотношение потомства по фенотипу во втором скрещивании. Какой закон наследственности проявляется в данных скрещиваниях? Ответ обоснуйте

Задача 29.

Гетерозиготную курицу с гребнем и голыми ногами скрестилис дигомозиготным петухом, имеющим гребень (А) и оперённые ноги (В) (гены не сцеплены). Определите генотипы родителей, генотипы и фенотипы гибридов первого и второго поколений, если для второго скрещивания были взяты

гибриды F1 с разными генотипами. Составьте схему решения задачи. Какой закон наследственности проявляется?

Задача 30

Используя рисунок, определите, какие признаки плодов томата (тёмная или светлая окраска, грушевидная или шаровидная форма) доминируют; каковы генотипы родителей, генотипы и фенотипы гибридов F1 и F2. Составьте схему решения задачи. Гены обоих признаков расположены в разных парах хромосом.

Задача31

Фенилкетонурия(ФКУ) – заболевание, связанное с нарушением обмена веществ(b), и альбинизм(а) наследуются у человека как рецессивные аутосомные несцепленные признаки. В семье отец– альбинос и болен ФКУ, а мать дигетерозиготна по этим генам. Составьте схему решения задачи, определите генотипы родителей, генотипы и фенотипы возможного потомства и вероятность рождения детей-альбиносов, больных ФКУ.

Задачи по теме «Наследование групп крови»

Наследование групп крови системы АВ0. Наличие той или иной группы крови определяется парой генов (точнее, локусов), каждый из которых может находиться в трех состояниях (JA, JB или j0). Генотипы и фенотипы лиц с разными группами крови приведены в таблице 1.

Таблица 1. Наследование групп крови системы АB0

Группа

Генотип

I (0)

j0j0

II (A)

JAJA, JAJ0

III (B)

JBJB, JBJ0

IV (AB)

JAJB

 

Задача 32

У мальчика I группа, у его сестры – IV. Что можно сказать о группах крови их родителей?

 Решение

  1. Генотип мальчика – j0j0, следовательно, каждый из его родителей несет ген j0.

  2. Генотип его сестры – JAJB, значит, один из ее родителей несет ген JA, и его генотип – JAj0 (II группа), а другой родитель имеет ген JB, и его генотип JBj0 (III группа крови).

  3. Ответ

У родителей II и III группы крови.

 Задача 33

У отца IV группа крови, у матери – I. Может ли ребенок унаследовать группу крови своего отца?

 Задача 34

Родители имеют II и III группы крови. Какие группы следует ожидать у потомства?

 Задача 35

В родильном доме перепутали двух детей. Первая пара родителей имеет I и II группы крови, вторая пара – II и IV. Один ребенок имеет II группу, а второй – I группу. Определить родителей обоих детей.

 Задача 36.

Какие группы крови могут быть у детей, если у обоих родителей 4 группа крови?

Задача 37

Можно ли переливать кровь ребёнку от матери, если у неё группа крови АВ, а у отца – О?

Задача 38.

У мальчика 4 группа крови, а у его сестры – 1. Каковы группы крови их родителей?

* Задача 39

В родильном доме перепутали двух мальчиков (Х и У). У Х – первая группа крови, у У – вторая. Родители одного из них с 1 и 4 группами, а другого – с 1 и 3 группами крови. Кто чей сын?

Задача 40

У человека имеются четыре фенотипа по группам крови: I(0), II(A), III(В), IV(AB). Ген, определяющий группу крови, имеет три аллеля: IA, IB, i0, при¬чем аллель i0 является рецессивной по отношению к аллелям IА и IВ. Роди¬тели имеют II (гетерозигота) и III (гомозигота) группы крови. Определите генотипы групп крови родителей. Укажите возможные генотипы и фенотипы (номер) группы крови детей. Составьте схему решения задачи. Определите вероятность наследования у детей II группы крови.

Задача 41

Группа крови и резус-фактор – аутосомные несцепленные признаки. Группа крови контролируется тремя аллелями одного гена – i0, IA, IB. Аллели IA и IB доминантны по отношению к аллелю i0. Первую группу (0) определяют рецессивные гены i0, вторую группу (А) определяет доминантный аллель IA, третью группу (В) определяет доминантный аллель IB, а четвертую (АВ) – два доминантных аллеля IAIB. Положительный резус-фактор R доминирует над отрицательным r. У отца первая группа крови и отрицательный резус, у матери – вторая группа и положительный резус (дигетерозигота). Определите генотипы родителей, возможные генотипы и фенотипы детей, их группы крови и резус-фактор. Составьте схему решения задачи. Какой закон наследственности проявляется в данном случае?

Задача 42

Цвет глаз и группа крови – аутосомные несцепленные гены. Карий цвет глаз доминирует над голубым. Группа крови вторую группу (А) определяет доминантный аллель IA, третью группу (В) определяет доминантный аллель IB, а четвертую (АВ) – два доминантных аллеля IAIB. В семье, где мать имеет карие глаза и третью группу крови, а отец голубые глаза и вторую группу крови, родились два ребенка: кареглазый, у которого четвертая группа крови, и голубоглазый, у которого первая группа крови. Составьте схему решения задачи. Определите генотипы родителей и детей. Какие законы наследственности проявляются в данном случаеконтролируется тремя аллелями одного гена – i0, IA, IB. Аллели IA и IB доминантны по отношению к аллелю i0. Первую группу (0) определяют рецессивные гены i0,.

Задачи по теме «Наследование, сцепленное с полом»

Задача 43

В семье, где родители имеют нормальное цветовое зрение, сын — дальтоник. Гены нормального цветового зрения (D) и дальтонизма (d) располагаются в X хромосоме. Определите генотипы родителей, сына-дальтоника, пол и ве­роятность рождения детей — носителей гена дальтонизма. Составьте схему решения задачи.

Задача 44

Отсутствие потовых желёз у человека наследуется как рецессивный признак(а), сцепленный с Х-хромосомой. В семье муж и жена здоровы, но отец жены был лишён потовых желёз. Составьте схему решения задачи, определите генотипы мужа и жены, возможного потомства и вероятность рождения здоровых детей– носителей этого гена..

Задача 45.

Какое может быть зрение у детей от брака мужчины и женщины, нормально различающих цвета, если известно, что отцы у них страдали дальтонизмом?

Задача 46.

Могут ли дети мужчины, страдающего гемофилией и женщины без аномалий (отец которой был болен гемофилией) быть здоровыми?

Задача 47.

У попугаев сцепленный с полом доминантный ген определяет зелёную окраску оперенья, а рецессивный – коричневую. Зелёного гетерозиготного самца скрещивают с коричневой самкой. Какими будут птенцы?

Задача 48.

У дрозофилы доминантный ген красной окраски глаз и рецессивный белой окраски глаз находятся в Х - хромосоме. Какой цвет глаз будет у гибридов первого поколения, если скрестить гетерозиготную красноглазую самку и самца с белыми глазами?

* Задача 49

У здоровых по отношению к гемофилии мужа и жены есть

- сын, страдающий гемофилией, у которого здоровая дочь,

- здоровая дочь, у которой 2 сына: один болен гемофилией, а другой – здоров,- здоровая дочь, у которой пятеро здоровых сыновей. Каковы генотипы этих мужа и жены?

Задача 50.

У кур встречается сцепленный с полом летальный ген(а), вызывающий ги­бель эмбрионов, гетерозиготы по этому гену жизнеспособны. Скрестили нор­мальную курицу с гетерозиготным по этому гену петухом (у птиц гетерогаметный пол — женский). Составьте схему решения задачи, определите гено­типы родителей, пол и генотип возможного потомства и вероятность гибели эмбрионов.

Задача 51

2 Мужчина-дальтоник(цветовая слепота, признак сцеплен с

Х-хромосомой) женился на женщине с нормальным зрением, но имевшейотца-дальтоника. Составьте схему решения задачи. Определите генотипымужчины и женщины, генотипы и фенотипы возможного потомства.

Какова вероятность рождения дочерей и сыновей-дальтоников?

Задача 52

«Расстроится ли свадьба принца Уно?»

Единственный наследный принц Уно собирается вступить в брак с прекрасной принцессой Беатрис. Родители Уно узнали, что в роду Беатрис были случаи гемофилии. Братьев и сестёр у Беатрис нет. У тёти Беатрис растут два сына – здоровые крепыши. Дядя Беатрис целыми днями пропадает на охоте и чувствует себя прекрасно. Второй же дядя умер ещё мальчиком от потери крови, причиной которой стала глубокая царапина. Дяди, тётя и мама Беатрис – дети одних родителей. С какой вероятностью болезнь может передаться через Беатрис королевскому роду её жениха

Комбинированные задачи

Задача 53

У человека ген карих глаз доминирует над голубым цветом глаз (А), а ген цветовой слепоты рецессивный (дальтонизм – d) и сцеплен с Х-хромосомой. Кареглазая женщина с нормальным зрением, отец которой имел голубые глаза и страдал цветовой слепотой, выходит замуж за голубоглазого мужчину с нормальным зрением. Составьте схему решения задачи. Определите генотипы родителей и возможного потомства, вероятность рождения в этой семье детей-дальтоников с карими глазами и их пол.

Задача 54

Аллельные гены, отвечающие за наследование короткой (А) и длинной шерсти у кошек, расположены в аутосомах. Ген окраски шерсти сцеплен с Х-хромосомой: ХB– чёрная окраска; Хb– рыжая окраска; гетерозиготные особи имеют черепаховую окраску. Гомогаметным полом у кошек являются самки. От скрещивания короткошёрстной черепаховой кошки с длинношёрстным чёрным котом родились котята: короткошёрстная чёрная самка и длинношёрстный рыжий самец. Составьте схему решения задачи. Определите генотипы родительских особей, генотипы и фенотипы возможного потомства. Какие законы наследственности проявляются в этих скрещиваниях.

Задача 55

У канареек наличие хохолка – аутосомный ген, ген окраски оперения сцеплен с Х-хромосомой. Гетерогаметным у птиц является женский пол. Хохлатую коричневую самку канарейки скрестили с хохлатым(А) зелёным (B) самцом, в результате получилось потомство: хохлатые коричневые самцы, самцы без хохолка коричневые, хохлатые зелёные самки, самки без хохолка коричневые. Получившихся самцов без хохолка коричневых скрестили с получившимися гетерозиготными хохлатыми зелёными самками. Составьте схему решения задачи. Определите енотипы родительских особей, енотипы и фенотипы потомства. Какие законы наследственности проявляются в данном случае? Ответ обоснуйте.

Задача 56

Форма крыльев у дрозофилы– аутосомный ген, ген окраски глаз находитсяв Х-хромосоме. Гетерогаметным у дрозофилы является мужской пол. При скрещивании самок дрозофил с нормальными крыльями, красными глазами и самцов с редуцированными крыльями, белыми глазами всё потомство имело нормальные крылья и красные глаза. Получившихся в F1 самцов скрещивали с исходной родительской самкой. Составьте схему решения задачи. Определите генотипы и фенотипы родителей и потомства в двух скрещиваниях. Какие законы наследственности проявляются в двух скрещиваниях?

Задача 57

У человека наследование альбинизма не сцеплено с полом (А — наличие ме­ланина в клетках кожи, а — отсутствие меланина в клетках кожи — аль­бинизм), а гемофилии — сцеплено с полом (Хн — нормальная свёртывае­мость крови, Xh — гемофилия). Определите генотипы родителей, а также возможные генотипы, пол и фенотипы детей от брака дигомозиготной нор­мальной по обеим аллелям женщины и мужчины-альбиноса, больного гемо­филией. Составьте схему решения задачи.

Задача 58.

У крупного рогатого скота ген комолости доминирует над геном рогатости, а чалая окраска шерсти формируется как промежуточный признак при скрещивании белых и рыжих животных. Определите вероятность рождения телят, похожими на

родителей от скрещивания гетерозиготного комолого чалого быка с белой рогатой коровой.

Задача 59.

В одной семье у кареглазых родителей родилось 4 детей: двое голубоглазых с 1 и 4 группами крови, двое – кареглазых со 2 и 4 группами крови. Определите вероятность рождения следующего ребенка кареглазым с 1 группой крови.

Задача 60

Задачи по теме «Анализирующее скрещивание»

Задача 62

Задачи по теме

«Сцепленное наследование генов»

Задача 65

У кукурузы рецессивный ген «укороченные междоузлия» (b) находится в одной хромосоме с рецессивным геном «зачаточная метёлка» (v). При проведении анализирующего скрещивания растения, имеющего нормальные междоузлия и нормальную метёлку, всё потомство было фенотипически сходным с одним из родителей. При скрещивании полученных гибридов между собой в потомстве 75% растений оказалось с нормальными междоузлиями и нормальными метёлками, а25% растений– с укороченными междоузлиями и зачаточной метёлкой. Составьте схему решения задачи. Определите генотипы родителей и потомства в двух скрещиваниях. Объясните полученные результаты. Какой закон наследственности проявляется во втором случае?

Задача 66

Дигетерозиготное растение гороха с гладкими семенами и усиками скрестили с растением с морщинистыми семенами без усиков. Известно, что оба доми­нантных гена (гладкие семена и наличие усиков) локализованы в одной хро­мосоме, кроссинговера не происходит. Составьте схему решения задачи. Определите генотипы родителей, фенотипы и генотипы потомства, соотноше­ние особей с разными генотипами и фенотипами. Какой закон при этом про­является?

Задача 67

У кукурузы доминантные гены коричневой окраски (А) и гладкой формы (В) семян сцеплены друг с другом и находятся в одной хромосоме, рецессивные гены белой окраски и морщинистой формы семян также сцеплены. При скре­щивании растений с коричневыми гладкими семенами с растениями с белой окраской и морщинистыми семенами было получено 4002 коричневых глад­ких семени и 3998 белых морщинистых семян, а также 305 белых гладких и 300 коричневых морщинистых семян кукурузы. Составьте схему решения задачи. Определите генотипы родительских растений кукурузы и её потом­ства. Обоснуйте появление двух групп особей с отличными от родителей при­знаками.

Задача 68

Скрестили самцов мух дрозофил с серым телом и нормальными крыльями с самками с чёрным телом и укороченными крыльями. В первом поколении все особи были единообразными с серым телом и нормальными крыльями. При скрещивании полученных гибридов между собой появилось 75% особей с серым телом и нормальными крыльями и 25% с чёрным телом и укоро­ченными крыльями. Составьте схему решения задачи. Определите генотипы родителей и потомства F1 и F2. Объясните характер наследования признаков.

Задача 69

Скрестили дигетерозиготных самцов мух дрозофил с серым телом и нормаль­ными крыльями (признаки доминантные) с самками с чёрным телом и уко­роченными крыльями (рецессивные признаки). Составьте схему решения за­дачи. Определите генотипы родителей, а также возможные генотипы и фе­нотипы потомства F1, если доминантные и рецессивные гены данных признаков попарно сцеплены, а кроссинговера при образовании половых кле­ток не происходит. Объясните полученные результаты.

Задача 70

У гороха посевного жёлтая окраска семян доминирует над зелёной, выпуклая форма плодов — над плодами с перетяжкой. При скрещивании растения с жёлтыми выпуклыми плодами с растением, имеющим жёлтые семена и плоды с перетяжкой, получили 63 растения с жёлтыми семенами и вы­пуклыми плодами, 58 — с жёлтыми семенами и плодами с перетяжкой, 18 — с зелёными семенами и выпуклыми плодами и 20 — с зелёными се­менами и плодами с перетяжкой. Составьте схему решения задачи. Опреде­лите генотипы исходных растений и потомков. Объясните появление различ­ных фенотипических групп.

Задача 71

При скрещивании растения кукурузы с гладкими окрашенными семенами с растением, имеющим морщинистые неокрашенные семена (гены сцеплены), потомство оказалось с гладкими окрашенными семенами. При дальнейшем анализирующем скрещивании гибрида из F1 получены растения с семенами: 7115 с гладкими окрашенными, 7327 с морщинистыми неокрашенными, 218 с морщинистыми окрашенными, 289 с гладкими неокрашенными. Составьте схему решения задачи. Определите генотипы родителей, потомства F1, F2. Какой закон наследственности проявляется в F2? Объясните, на чём основан Ваш ответ.

Задача 72.

Определите частоту (процентное соотношение) и типы гамет у дигетерозиготной особи, если известно, что гены А и В сцеплены и расстояние между ними 20 Морганид.

Задача 73.

У томатов высокий рост доминирует над карликовым, шаровидная форма плодов – над грушевидной. Гены, ответственные за эти признаки, находятся в сцепленном состоянии на расстоянии 5,8 Морганид. Скрестили дигетерозиготное растение и карликовое с грушевидными плодами. Каким будет потомство.

Задача 74.

Задача 75.

Скрещены две линии мышей: в одной из них животные с извитой шерстью нормальной длины, а в другой – с длинной и прямой. Гибриды первого поколения были с прямой шерстью нормальной длины. В анализирующем скрещивании гибридов первого поколения получено: 11 мышей с нормальной прямой шерстью, 89 – с нормальной извитой, 12 – с длинной извитой, 88 – с длинной прямой. Расположите гены в хромосомах.

* Задача 65 на построение хромосомных карт

Опытами установлено,

что процент перекрёста между генами равен:

В – С = 3,5 %

А – С = 4,7

Б) C – N = 13%

C – P = 3%

P – N = 10%

C – A = 15%

N – A = 2%

В) P – G = 24%

R – P =14%

R – S = 8%

S – P = 6%

Г) A – F = 4%

C – B = 7%

A – C = 1%

C – D = 3%

D – F = 6%

A – D = 2%

A – B = 8%

Задачи на анализ родословных.

Задача 76

По родословной человека, представленной на рисунке, установите характер наследования признака «маленькие глаза», выделенного чёрным цветом (до­минантный или рецессивный, сцеплен или не сцеплен с полом). Определите генотипы родителей и потомков Fx (1, 2, 3, 4, 5).

Задача 77

По изображённой на рисунке родословной установите характер проявления признака (доминантный или рецессивный), обозначенного чёрным цветом. Определите генотипы детей первого (1) и второго (2) поколения

Задача 78

По родословной, представленной на рисунке, установите характер наследования признака, выделенного черным цветом (доминантный или рецессивный, сцеплен или не сцеплен с полом), генотипы детей в первом и во втором поколении.

По изображенной на рисунке родословной установите характер проявления признака (доминантный или рецессивный, сцеплен или не сцеплен с полом), выделенного черным цветом. Определите генотипы родоначальников и детей во втором поколении.

Список использованной литературы

  • Краткий сборник генетических задач, - Ижевск, 1993.

  • Методическая разработка для уч-ся биологического отделения ВЗМШ при МГУ Законы Менделя, - М., 1981.

  • Методические указания для самостоятельной подготовки к практическим занятиям по общей генетике. - Пермь, мед. инст. 1986.

  • Муртазин Г. М. Задачи и упражнения по общей биологии. – М., 1981.

  • Орлова Н. Н. «.Малый практикум по общей генетике /сборник задач. - Изд. МГУ, 1985.

  • Сборник задач по биологии/ учебно-методическое пособие для поступающих в мед. инст. - Киров, 1998.

  • Соколовская Б. Х. Сто задач по молекулярной биологии и генетике. - М., 1981.

  • Фридман М.В. Задачи по генетике на школьной олимпиаде МГУ /журнал Биология для школьников №2 – 2003.

  • Щеглов Н. И. Сборник задач и упражнений по генетике. - МП Экоинвест, 1991.

  • http://www.ege.edu.ru/

  • http://www.fipi.ru/

infourok.ru