зачем нужны обращения в русском языке. Зачем нужны обращения


Зачем нужны обращения

Обращение – это слово или сочетание слов, называющее адресата речи. Отличительным признаком этой конструкции является грамматическая форма именительного падежа. Кроме определения предмета, одушевленного или неодушевленного, обращение может содержать оценочную характеристику и выражать отношение говорящего к адресату. Для установления роли слов, называющих того, к кому обращаются с речью, следует выяснить, какими признаками может «обладать» эта конструкция.

Спонсор размещения P&G Статьи по теме "Зачем нужны обращения" Что такое диалог Для чего нужны вводные слова Зачем нужны части речи Чаще всего в роли обращения выступают имена собственные, названия лиц по степени родства, по профессии, положению в обществе, должности, званию, по взаимоотношениям людей. Реже как обращение используются клички животных, названия неодушевленных предметов или явлений природы, обычно в последнем случае олицетворяемых. Например: - «А знаете, Шурочка, я должен вам кое-что сообщить». В роли обращения – имя собственное. - «Брат мой! Как я рад тебя видеть!» Обращение называет лицо по степени родства. - «Куда ж меня ты вынес, океан?» Слово «океан» является обращением, называя неодушевленный предмет. Такие конструкции используются в художественной речи, делая ее образной и выразительной.

В устной речи обращение оформляется интонационно. Для этого используются разные виды интонаций.• Звательная интонация характеризуется усиленным ударением и наличием паузы после обращения. В письменной речи такая интонация обозначается запятой или восклицательным знаком. (Мой друг, отчизне посвятим души прекрасные порывы!)• Восклицательная интонация обычно используется в риторическом обращении, называющем поэтический художественный образ. (Летите прочь, воспоминанья!)• Интонация вводности отличается понижением тона и быстрым темпом произношения. (Я страшно рад, Варенька, что вы ко мне заглянули.)

Если в разговорной речи основная функция обращений – дать наименование адресату речи, то в художественной они выполняют стилистические функции и являются носителями экспрессивно-оценочных значений. («Куда прешь, воровская харя?»; «Хорошая, любимая, родная, мы друг от друга далеко живем».)

Метафоричность поэтических обращений определяет и особенности их синтаксиса. Например, в художественной речи часто употребляются распространенные и однородные обращения (Услышь меня, хорошая, услышь меня, красивая, заря моя вечерняя, любовь неугасимая.) Часто они придают речи интимность, особый лиризм. (Ты жива еще, моя старушка?)

Обратите внимание, что по грамматической форме обращение совпадает с подлежащим и приложением. Их не следует путать: подлежащее и приложение являются членами предложения и к ним задается вопрос. Обращение – это конструкция, грамматически не связанная с другими членами предложения, поэтому синтаксической роли не выполняет и вопрос к нему не ставится. Сравните:• «Ее мечты всегда были романтичны». Слово «мечты» является в предложении подлежащим.• «Мечты, мечты, где ваша сладость?» Это синтаксическая конструкция с обращением.

Как просто

masterotvetov.com

Мультимедийный урок русского языка в 9 классе. Подготовка к сочинению – рассуждению на лингвистическую тему: «Зачем нужны обращения?»

Краснодарский край, Новокубанский район,

с. Новосельское, МОУСОШ№12

Мультимедийный урок

русского языка в 9 классе.

Подготовка к сочинению – рассуждению на лингвистическую тему:

«Зачем нужны обращения?»

Учитель русского языка и литературы

Ширина Галина Александровна.

Цель урока:

1. Расширить знания о выразительно-изобразительной и модальной функции обращений, выражающей отношение говорящего (пишущего) к адресату речи.

2. Собрать материал к сочинению – рассуждению на лингвистическую тему.

3. Способствовать повышению культуры устной и письменной речи учащихся.

Думай о человеке, обращаясь к нему…

Представьте себе, что из нашего языка вдруг исчезли имена и фамилии людей, клички животных. Какая началась бы неразбериха! Ты хочешь позвать Мишу, а приходит Коля, обращаешься к Маше, а откликается Наташа. Даже вызвать ученика к доске было бы весьма сложно. Не показывать же на него пальцем, это невежливо!

Во всех таких случаях нас выручают обращения!

Но ведь мы обращаемся не только к людям или животным.

Помните, в «Сказке о мёртвой царевне и семи богатырях» царевич Елисей обращается к солнцу, месяцу и ветру: Свет наш, солнышко»,»Месяц, месяц, мой дружок, позолоченный рожок!», «Ветер, ветер! Ты могуч, Ты гоняешь стаи туч»…

Этими обращениями к солнцу, месяцу и ветру поэт хотел образно показать силу чувств юного царевича, который призывает на помощь всемогущую природу, чтобы найти свою невесту.

С древнейших времён обращения в русском языке используются не только как призыв к лицу или предмету, но и как средство художественной выразительности.

… Полистаем замечательный памятник отечественной и мировой культуры, созданный восемь веков назад: «Слово о полку Игореве».

Вот князь Игорь обращается к своим воинам, с которыми его объединяет общая цель –защитить от врагов родную землю:

« Дружина моя, братья! С вами, русичи, хочу либо голову свою сложить, либо шлемом испить из Дону».

Печально прощаются с Родиной участники похода:

« О русская земля! Ты уже за холмом ».

Попробуйте переставить здесь слова: Уже за холмом русская земля, и предложение без обращения утратит свою эмоциональную силу.

В тревоге за мужа плачет в Путивле Ярославна, заклиная ветер, реку и солнце:

О ветер, ветрило! ... Зачем моё веселье по ковылю развеял?

О Днепр Словутич !... Прилелей моего милого ко мне.

Светлое и трижды светлое солнце! ... Зачем простёрло ты горячие лучи на воинов моего лады?

Здесь природа выступает как живое существо: своевольный и безразличный к чужому горю ветер-ветрило, могучий Днепр Словутич, который может пробить каменные горы, светлое и трижды светлое, несущее людям тепло и радость, солнце.

Учёные – лингвисты говорят, что в подобных случаях призывная функция обращения сочетается с оценочно – характеризующей.

Вообще в речи, как устной, так и письменной, обе функции очень часто сливаются воедино. Например, уже по тому, как обращается в письме один человек к другому, можно судить об отношениях пишущего к адресату, о чувстве, которое он испытывает к нему.

Например: « Дорогое моё дитя!»… «Ангел мой, жёнка!...» , « Бабуля, здравствуй, не грусти…».

Обратите внимание на обращения в таком тексте:

Учитесь, девчонки!

Учитесь, мальчишки!

В учёбе – истоки побед.

С площадки спортивной,

С прочитанной книжки

Старт освоенья планет!

Какие чувства вызывают у вас обращения девчонки, мальчишки?

В словарях эти слова даны с пометой, как имеющие оттенок пренебрежительности. Но в данных стихах они звучат дружески, доверительно.

Оттенок дружественности и доверительности могут приобретать и слова, словосочетания, имеющие обычно оттенок торжественности.

Я к чему клоню, мой друг ,

Разговор с тобою?

Много разных дел вокруг,

Выбирай любое!

Обращение «мой друг» – торжественно и даже немного официально, воспринимаются по-дружески, искренне.

В разговорной речи мы нередко употребляем обращения-имена с уменьшительно-ласкательными, а бывает, и с уничижительными суффиксами, и даже имена в усечённом виде.

  • Что, Иванушка, невесел?...
  • Ты, Ванюшка, спать ложись…
  • Вот, Ванька, тебе мой наказ…
  • Ой, Вань, будь осторожен…

Но при этом всегда нужно помнить об интонации. Можно произнести чьё-то имя сердито, насмешливо или строго, по-дружески или ласково…Человеку всегда приятно, когда в разговоре произносят его имя. Это придаёт беседе характер дружеской близости, теплоты.

Основная функция обращения – звательная. Однако обращение может одновременно передавать экспрессивно-эмоциональные отношения ( риторическое обращение ).

  • Ой ты Русь моа, родина кроткая,

Лишь к тебе я любовь берегу!

  • Клён ты мой опавший, клён заледенелый,

Что стоишь нагнувшись под метелью белой.

  • Разбуди меня завтра рано, о моя терпеливая мать…

Какие две функции выполняют обращения в письме А. М. Горького?

Дорогие дети! Я получил собранные вами деньги для мессинцев (в1908 году во время землетрясения г. Мессина на острове Сицилия был разрушен и Горький обратился ко всему миру с просьбой помочь пострадавшим) и сердечно благодарю за всех, кому вы помогли! От души желаю для вас, хорошие маленькие люди , - будьте всю жизнь так же чутки и отзывчивы к чужому горю, как были в этом случае.

С2.1 Ознакомьтесь с мнением Павла и Николая о роли обращений в публицистической и художественной речи.

Напишите сочинение – рассуждение на тему: «Зачем нужны обращения?»

  • Начать сочинение вы можете как фразой, принадлежащей Николаю, так и собственным высказыванием.
  • Вы можете писать работу от своего имени или от имени Николая.
  • В сочинении-рассуждении приведите два примера, иллюстрирующих обращения.
  • Объём сочинения должен составлять не менее 90 слов.

Желаем творческих успехов!

Литература.

  • Булгакова И.В. Нестандартные уроки русского языка. Ростов-на-Дону «Феникс»2002
  • Н. Г. Гольцова. Русский язык 10-11 классы. Москва «Русское слово» 2008
  • Н. А. Сенина. Русский язык 9-й класс. Подготовка к итоговой аттестации -2009. издательство «Легион» Ростов-на-Дону 2008

multiurok.ru

зачем нужны обращения в русском языке

Основная функция обращения состоит в том, чтобы, назвав собеседника (адресата речи) , привлечь его внимание, побудить к восприятию речи. Но обращение употребляется не только для того, чтобы привлечь или поддержать внимание собеседника. Оно выполняет одновременно ещё одну функцию: называя собеседника, мы этим названием-обращением оцениваем его и раскрываем свои отношения с ним (родственные, деловые, социальные и др.) . Не случайно обращению уделяется большое внимание в речевом этикете. Как обратиться к незнакомому и знакомому человеку в официальной и неофициальной обстановке и т. д. ? Действительно, неудачное обращение может насторожить, удивить и даже обидеть. В художественной литературе в роли обращения широко используются нарицательные существительные неодушевлённые, что для обращения необычно: эти существительные принимают участие в создании художественного образа (приём олицетворения) . Обращение может быть выражено не словом, а сочетанием слов. Такое обращение называется распространённым, и распространителями его могут быть определения, приложения. Например: Ландыш милый, ландыш нежный, белый ландыш, ландыш снежный, наш цветок! Встал ты меж зелёных створок, чтоб тебя, кто только зорок, видеть мог (В. Брюсов) . Слова-определители при обращении усиливают его дополнительную функцию — выразить отношение говорящего к адресату речи. Поэтому распространённые обращения чаще используются в эмоциональных стилях — в публицистике, в художественной литературе. В поэтической речи функции обращения расширяются и обогащаются. В поэзии обращение может вводить основную тему, называть тот предмет, которому посвящено последующее высказывание (обычно это развёрнутые обращения, которые не только называют, но и характеризуют предмет) : Подруга думы праздной, Чернильница моя, Мой век разнообразный Тобой украсил я. (А. Пушкин) Обращение может составлять отдельную и законченную часть поэтического текста (сама обращенная речь при этом или отсутствует, или сводится к словам-приветствиям) . Такова, например, начальная строфа стихотворения Цветаевой «Генералам 12-го года» : Вы, чьи широкие шинели Напоминали паруса, Чьи шпоры весело звенели И голоса, И чьи глаза, как бриллианты, На сердце оставляли след, — Очаровательные франты минувших лет! Изолированное обращение (одно или в сочетании с частицей, междометием) , произнесённое с соответствующей интонацией может приобретать самостоятельное коммуникативное значение — выражать просьбу, упрёк, напоминание, удивление, призыв, угрозу и т. п. : [Войницкий] : Никаких у него нет дел. Пишет чепуху, брюзжит и ревнует, больше ничего. [Соня] : (тоном упрёка) : Дядя! (А. Чехов) . — Штольц, Штольц! — в восторге кричал Обломов (И. Гончаров) .

travel.ques.ru

зачем нужны обращения в русском языке

Основная функция обращения состоит в том, чтобы, назвав собеседника (адресата речи) , привлечь его внимание, побудить к восприятию речи. Но обращение употребляется не только для того, чтобы привлечь или поддержать внимание собеседника. Оно выполняет одновременно ещё одну функцию: называя собеседника, мы этим названием-обращением оцениваем его и раскрываем свои отношения с ним (родственные, деловые, социальные и др.) . Не случайно обращению уделяется большое внимание в речевом этикете. Как обратиться к незнакомому и знакомому человеку в официальной и неофициальной обстановке и т. д. ? Действительно, неудачное обращение может насторожить, удивить и даже обидеть. В художественной литературе в роли обращения широко используются нарицательные существительные неодушевлённые, что для обращения необычно: эти существительные принимают участие в создании художественного образа (приём олицетворения) . Обращение может быть выражено не словом, а сочетанием слов. Такое обращение называется распространённым, и распространителями его могут быть определения, приложения. Например: Ландыш милый, ландыш нежный, белый ландыш, ландыш снежный, наш цветок! Встал ты меж зелёных створок, чтоб тебя, кто только зорок, видеть мог (В. Брюсов) . Слова-определители при обращении усиливают его дополнительную функцию — выразить отношение говорящего к адресату речи. Поэтому распространённые обращения чаще используются в эмоциональных стилях — в публицистике, в художественной литературе. В поэтической речи функции обращения расширяются и обогащаются. В поэзии обращение может вводить основную тему, называть тот предмет, которому посвящено последующее высказывание (обычно это развёрнутые обращения, которые не только называют, но и характеризуют предмет) : Подруга думы праздной, Чернильница моя, Мой век разнообразный Тобой украсил я. (А. Пушкин) Обращение может составлять отдельную и законченную часть поэтического текста (сама обращенная речь при этом или отсутствует, или сводится к словам-приветствиям) . Такова, например, начальная строфа стихотворения Цветаевой «Генералам 12-го года» : Вы, чьи широкие шинели Напоминали паруса, Чьи шпоры весело звенели И голоса, И чьи глаза, как бриллианты, На сердце оставляли след, — Очаровательные франты минувших лет! Изолированное обращение (одно или в сочетании с частицей, междометием) , произнесённое с соответствующей интонацией может приобретать самостоятельное коммуникативное значение — выражать просьбу, упрёк, напоминание, удивление, призыв, угрозу и т. п. : [Войницкий] : Никаких у него нет дел. Пишет чепуху, брюзжит и ревнует, больше ничего. [Соня] : (тоном упрёка) : Дядя! (А. Чехов) . — Штольц, Штольц! — в восторге кричал Обломов (И. Гончаров) .

foto_video.ques.ru

Зачем нужны обращения — зачем нужны обращения в русском языке — 22 ответа

В разделе Добро пожаловать на вопрос зачем нужны обращения в русском языке заданный автором Невролог лучший ответ это Основная функция обращения состоит в том, чтобы, назвав собеседника (адресата речи) , привлечь его внимание, побудить к восприятию речи.Но обращение употребляется не только для того, чтобы привлечь или поддержать внимание собеседника. Оно выполняет одновременно ещё одну функцию: называя собеседника, мы этим названием-обращением оцениваем его и раскрываем свои отношения с ним (родственные, деловые, социальные и др.) .Не случайно обращению уделяется большое внимание в речевом этикете. Как обратиться к незнакомому и знакомому человеку в официальной и неофициальной обстановке и т. д. ? Действительно, неудачное обращение может насторожить, удивить и даже обидеть.В художественной литературе в роли обращения широко используются нарицательные существительные неодушевлённые, что для обращения необычно: эти существительные принимают участие в создании художественного образа (приём олицетворения) .Обращение может быть выражено не словом, а сочетанием слов. Такое обращение называется распространённым, и распространителями его могут быть определения, приложения. Например: Ландыш милый, ландыш нежный, белый ландыш, ландыш снежный, наш цветок! Встал ты меж зелёных створок, чтоб тебя, кто только зорок, видеть мог (В. Брюсов) .Слова-определители при обращении усиливают его дополнительную функцию — выразить отношение говорящего к адресату речи. Поэтому распространённые обращения чаще используются в эмоциональных стилях — в публицистике, в художественной литературе.В поэтической речи функции обращения расширяются и обогащаются.В поэзии обращение может вводить основную тему, называть тот предмет, которому посвящено последующее высказывание (обычно это развёрнутые обращения, которые не только называют, но и характеризуют предмет) :Подруга думы праздной,Чернильница моя,Мой век разнообразныйТобой украсил я.(А. Пушкин)Обращение может составлять отдельную и законченную часть поэтического текста (сама обращенная речь при этом или отсутствует, или сводится к словам-приветствиям). Такова, например, начальная строфа стихотворения Цветаевой «Генералам 12-го года» :Вы, чьи широкие шинелиНапоминали паруса,Чьи шпоры весело звенелиИ голоса,И чьи глаза, как бриллианты,На сердце оставляли след, —Очаровательные франты минувших лет!Изолированное обращение (одно или в сочетании с частицей, междометием) , произнесённое с соответствующей интонацией может приобретать самостоятельное коммуникативное значение — выражать просьбу, упрёк, напоминание, удивление, призыв, угрозу и т. п. :[Войницкий] : Никаких у него нет дел. Пишет чепуху, брюзжит и ревнует, больше ничего. [Соня] : (тоном упрёка) : Дядя! (А. Чехов) .— Штольц, Штольц! — в восторге кричал Обломов (И. Гончаров) .

22oa.ru

Зачем нужны обращения « Сто тысяч почему

Письменное обращение

Поскольку человек живёт и реализовывает себя в общении с другими людьми, то без обращения ему никак не обойтись.

Обращение – это слово или сочетание слов, называющее того, к кому (или к чему) обращаются с речью.

Понятие «обращение» следует рассматривать в аспектах устной и письменной речи.

В устной речи основная цель обращения –  назвать собеседника и тем самым привлечь его внимание. Однако, называя собеседника, мы проявляем и своё отношение к нему, поэтому устная форма обращения связана с речевым этикетом.

Язык человека —точный показатель его человеческих качеств, его культуры. Это касается и обращения.

Письменная форма обращения,  не исключая этикета, связана также с пунктуацией.

Устная форма обращения

Главное правило обращения: будьте вежливы. Ни жизненные обстоятельства, ни общественное положение не могут извинить грубость или небрежность в обращении.

Будьте вежливы!

Обращение может быть выражено не только одним словом, но и сочетанием слов. Такое обращение называется распространённым.

Дорогие друзья! Приглашаем вас на выставку книг.

У нас в стране используются две формы обращения: «вы» и «ты». Принято, что члены семьи и другие близкие родственники между собой разговаривают на «ты». В большинстве случаев на «ты» обращаются друг к другу друзья и хорошо знакомые люди. На работе, в общественных местах принято обращаться на «вы». Но твёрдых правил обращения на «ты» или на «вы» в настоящее время не существует. Это зависит от многих факторов, в том числе и от обстановки. Но важно: переход на «ты»  может исходить только от  старшего по отношению к младшему (начальника по отношению к подчинённому). Женщина сама должна разрешить обращаться к ней на «ты».

Обращение к женщине

Обращения обычно выражаются именами существительными в форме именительного падежа. В качестве обращений могут выступать имена прилагательные, причастия, числительные в качестве существительных.

Дорогие, что со мною сталось?

Провожающие! Просим вас выйти из вагонов, поезд отправляется через пять минут.

Речь может быть адресована не одному, а нескольким лицам, и тогда имена этих лиц обычно соединяются сочинительным союзом и между ними ставится запятая или восклицательный знак.

Коля и Люба, я буду писать вам.

Мама! Папа! Идите скорее сюда!

В речи взволнованной обращение может повторяться.

Ах, няня, няня, я тоскую.

Обращение можетвыражать ласку, упрёк, осуждение и т. д. Это отношение говорящего к собеседнику выражается при помощи интонации, суффиксов оценки, определений и приложений.

Соседушка, мой свет, пожалуйста, покушай!

Иногда эмоциональные обращения превращаются в характеристики; в этих случаяхпри обращении может стоять несколько определений.

Подруга дней моих суровых, голубка дряхлая моя, одна в глуши лесов сосновых давно-давно ты ждёшь меня.

Обращение возможно не только к лицам, но в поэтической речи и к неодушевлённым предметам: в этом случае оно является одним из приёмов олицетворения, сильным выразительным средством языка.

Эй, скатерть самобранная, попотчуй мужиков!

В роли личных обращений могут выступать нарицательные имена существительные (помимо имени, имени и отчества, фамилии или в совокупности с ними). До недавнего времени это были слова «товарищ», «гражданин».

Товарищ! Вы забыли шляпу.

Гражданин! Вы нарушили правила движения.

В настоящее время возрождаются формы обращения «господин», «господа».

Господа депутаты, заседание продолжается.

В современном обществе распространены обращения «молодой человек», «девушка», «друг», «земляк», «папаша», «мамаша», «сынок» (последние три слова не по отношению к родственникам), «мужчина!», «женщина!».

Земляк! Ты давно бывал в родных краях?

К литературно-нормированной речи относятся только обращения «молодой человек» и «девушка». Остальные имеют явный оттенок просторечия и в общении культурных людей использоваться не должны.

Из истории обращений на Руси

Социальное неравенство и монархический строй в России до XX в. сохраняли разделение людей на сословия, и обращение зависело от данного фактора.

Существовал документ «Табель о рангах», изданный в 1717-1721 гг., который затем переиздавался в несколько измененном виде. В нем перечислялись военные (армейские и флотские), гражданские и придворные чины, обращение к которым зависело от класса ( всего было 14 классов): «господин полковник», «корнет Ромашин» и т.д.

Характерна была сословнаяиерархия. Выделялись сословия: дворяне, духовенство, разночинцы, купцы, мещане, крестьяне. Отсюда обращения «господин», «госпожа» по отношению к людям привилегированных социальных групп; «сударь», «сударыня» — для среднего сословия или «барин», «барыня» – для тех и других. К представителям низшего сословия единое обращение отсутствовало.

После Октябрьской революции особым декретом упраздняются все старые чины и звания. Провозглашается всеобщее равенство.Обращения «господин», « госпожа», «барин», «барыня», «сударь», «сударыня», «милостивый государь»постепенно исчезают. Только дипломатический язык сохраняет формулы международной вежливости. Так, к главам монархических государств обращаются «ваше величество», «ваше превосходительство»; иностранных дипломатов продолжают называть «господин». Вместо всех существовавших в России обращений, начиная с 1917-1918 гг. получают распространение обращения «гражданин» и «товарищ».

Происходит четкое разграничение: «товарищи» — это большевики, это те, кто верит в революцию. Остальные — не товарищи, значит, враги.

В 20-30-е гг. появился обычай, а затем стало нормой при обращении арестованных, заключенных, подсудимых к работникам органов правопорядка и наоборотговоритьне «товарищ», а«гражданин»: «гражданин подследственный», «гражданин прокурор».

В результате слово «гражданин» для многих стало ассоциироваться с задержанием, арестом, милицией, прокуратурой. Негативная окраска постепенно так «приросла» к слову в сознании людей, что они стали избегать общеупотребительного обращения с ним.

Начиная с конца 80-х гг. в официальной обстановке стали возрождать обращения «сударь», «сударыня», «господин», «госпожа». История повторяется.

В последнее время обращение «господин», «госпожа» воспринимается как норма на заседаниях Думы, в передачах по телевидению, на различных симпозиумах, конференциях. Параллельно с этим на встречах представителей власти, политических деятелей с народом, а также на митингах выступающие с речью стали использовать обращения «россияне», «сограждане», «соотечественники».

Обращение «товарищ» продолжают использовать военные и члены партий коммунистического направления. Ученые, преподаватели, врачи, юристы отдают предпочтение словам «коллеги», «друзья». Обращение «уважаемый»встречается в речи старшего поколения.

Обращения «женщина», «мужчина», получившие распространение в последнее время в роли обращений, нарушают норму речевого этикета, свидетельствуют о недостаточной культуре говорящего.

Таким образом, общеупотребительного обращения в неофициальной обстановке в настоящее время не выработано.

Отсюда проблема: как обратиться к незнакомому человеку? Этот вопрособсуждается на страницах печати, в передачах по радио. Высказывают свое мнение филологи, писатели, общественные деятели. Предлагают возродить обращения «сударь», «сударыня».

В общественных местах все чаще слышатся обращения «мужчина», «женщина», «дед», «отец», «бабуля», «парень», «тетенька», «дяденька».

Подобные обращениямогут восприниматься адресатом как неуважение к нему, даже оскорбление, недопустимое фамильярничание.

Однако стандарт обращения постепенно вырабатывается.

При обращении к массовому адресату можно сказать:

Уважаемые господа! Господа!

Уважаемые коллеги! (к людям одной профессии)

Многоуважаемые ветераны!

Согласно Гражданскому процессуальному кодексу Российской Федерации (ст. 158 ч. 2), участники судебного процесса обращаются к судьям со словами «Уважаемый суд!» и свои показания и объяснениядают стоя. Отступление от этого правила может быть допущено с разрешения председательствующего.

В армии осталось официальное обращение «товарищ».

При одновременном обращении к мужчинам и женщинам часто говорят «Дамы и господа!». Это неудачная калька с английского языка (Ladies and Gentlemen). По-русски слово «господа» в равной степени соотносится с формами единственного числа господин и госпожа.

При обращении к адресату необходимо учитывать его сферу деятельности и служебное положение. К народным избранникам, заслуженным деятелям науки и культуры, к высокопоставленным чиновникам обращаются со словами «глубокоуважаемый» и «многоуважаемый». В остальных случаях — «уважаемый»:

Глубокоуважаемый Виктор Евгеньевич!

Уважаемый Иван Николаевич!

Уважаемый г-н Сурков!

Письменное обращение

Как правильно письменно обратиться?

В деловой корреспонденции принято обращаться к адресату по имени и отчеству.

Наиболее распространенная форма обращения в деловом письме: «Уважаемый…»:

Уважаемый Аркадий Николаевич!

Возможна и такая форма обращения:

Господин Иванов!

Господин директор!

Выбирая форму обращения, нужно помнить, чтообращение с фамилией подразумевает дистанцию и придает письму более официальный характер, а обращение по имени и отчеству подчеркивает налаженность деловых отношений.

Дорогая Нина Васильевна!

Запятая после обращения придает письму будничный характер; восклицательный знак указывает на то, что факту обращения к данному лицу или затронутому в письме вопросу придается особое значение.

 Пунктуация при обращении

Если обращение стоит в начале предложения, оно вместе со всеми относящимися к нему словами отделяется запятой, а при произнесении с сильным чувством – восклицательным знаком. После него пишется прописная буква.

Дорогие гости, просим за стол.

Друзья! Прекрасен наш союз!

Если обращение стоит внутри предложения, оно с обеих сторон выделяется запятыми.

Не шей ты мне, матушка, красный сарафан…

Если обращение стоит в конце предложения, то перед обращением ставится запятая, а после него тот знак, который нужен по смыслу предложения.

Дружная идёшь ты с нами, осень.

Здравствуй, красавица Волга!

Если части распространённого обращения разделены членами предложения, то каждая такая часть выделяется запятыми.

Шагай, страна, быстрей, моя!

Частица о от обращения знаками препинания не отделяется.

Как хорошо ты, о море ночное!

Похожие статьи:

  1. Зачем нужны двоеточия и тире
  2. Зачем нужны кавычки
  3. Зачем нужны драйвера

100-000-pochemu.info

зачем нужны обращения в русском языке

Основная функция обращения состоит в том, чтобы, назвав собеседника (адресата речи) , привлечь его внимание, побудить к восприятию речи. Но обращение употребляется не только для того, чтобы привлечь или поддержать внимание собеседника. Оно выполняет одновременно ещё одну функцию: называя собеседника, мы этим названием-обращением оцениваем его и раскрываем свои отношения с ним (родственные, деловые, социальные и др.) . Не случайно обращению уделяется большое внимание в речевом этикете. Как обратиться к незнакомому и знакомому человеку в официальной и неофициальной обстановке и т. д. ? Действительно, неудачное обращение может насторожить, удивить и даже обидеть. В художественной литературе в роли обращения широко используются нарицательные существительные неодушевлённые, что для обращения необычно: эти существительные принимают участие в создании художественного образа (приём олицетворения) . Обращение может быть выражено не словом, а сочетанием слов. Такое обращение называется распространённым, и распространителями его могут быть определения, приложения. Например: Ландыш милый, ландыш нежный, белый ландыш, ландыш снежный, наш цветок! Встал ты меж зелёных створок, чтоб тебя, кто только зорок, видеть мог (В. Брюсов) . Слова-определители при обращении усиливают его дополнительную функцию — выразить отношение говорящего к адресату речи. Поэтому распространённые обращения чаще используются в эмоциональных стилях — в публицистике, в художественной литературе. В поэтической речи функции обращения расширяются и обогащаются. В поэзии обращение может вводить основную тему, называть тот предмет, которому посвящено последующее высказывание (обычно это развёрнутые обращения, которые не только называют, но и характеризуют предмет) : Подруга думы праздной, Чернильница моя, Мой век разнообразный Тобой украсил я. (А. Пушкин) Обращение может составлять отдельную и законченную часть поэтического текста (сама обращенная речь при этом или отсутствует, или сводится к словам-приветствиям) . Такова, например, начальная строфа стихотворения Цветаевой «Генералам 12-го года» : Вы, чьи широкие шинели Напоминали паруса, Чьи шпоры весело звенели И голоса, И чьи глаза, как бриллианты, На сердце оставляли след, — Очаровательные франты минувших лет! Изолированное обращение (одно или в сочетании с частицей, междометием) , произнесённое с соответствующей интонацией может приобретать самостоятельное коммуникативное значение — выражать просьбу, упрёк, напоминание, удивление, призыв, угрозу и т. п. : [Войницкий] : Никаких у него нет дел. Пишет чепуху, брюзжит и ревнует, больше ничего. [Соня] : (тоном упрёка) : Дядя! (А. Чехов) . — Штольц, Штольц! — в восторге кричал Обломов (И. Гончаров) .

ques.ru