Зачем нужен ЕГЭ в России? Зачем егэ нужно


Зачем нужен ЕГЭ

Последнее время только ленивый не критикует ЕГЭ. Однако со своими целями, реальными, а не декларируемыми, Единый государственный экзамен отлично справляется.

Долгое время считалось, советское образование самое лучшее в мире и остальные нам завидуют. Не лишено некоторых оснований, учитывая, что в основу советской образовательной программы легла значительно обкусанная, адаптированная под крестьян и рабочих программа гимназическая, изначально рассчитанная для подготовки профессиональных управленцев и прочей элиты. В остальном цивилизованном мире подобный курс проходили менее 10% населения – за очень большие деньги.

В Советской России не ты искал хорошее образование, используя связи и родительский капитал, а образование в обязательно порядке находило тебя. Зачем большевикам понадобились такие бесчеловечные эксперименты над населением, которое в массе своей сложно заподозрить в тяге к знаниям? Мечтали вырастить из каждой кухарки по вождю, пытались повысить конкурентоспособность СССР на международной арене, ускорить модернизацию, создать из крестьянства пролетариат, воплощали в жизнь коммунистические догмы о человеке будущего – вопрос открытый.

Так или иначе, долгое время учеников в России учили не только обязательному минимуму: свечей не есть и стеклом не умываться, но и давали знания бесполезные, излишние, зачастую опасные для государства и общества. Сама суть школьного образования была искажена. Ведь школа – не только и не столько элемент образовательной системы, но, прежде всего, часть репрессивного аппарата, призванная обкорнать мозги школьника, научить воспринимать реальность, как принято в социуме, привить ему категории долга, ответственности и собственной никчемности. Он бы и сам дошел до этих простых открытий, но десятилетнее заключение в четырех стенах вместе с враждебно настроенными сверстниками и специально обученными учителями процесс интеграции значительно ускоряет.

Таким образом, школьное образование в России долгое время было избыточным и неэффективным, нуждалось в обязательном реформировании, которое неизбежно случилось.

Основными причинами введения Единого государственного экзамена называли коррупцию и блат при поступлении в ВУЗы, дескать, ЕГЭ обеспечит равенство возможностей. Разумеется, в стране, где «коррупция и оргпреступность такие же несущие конструкции социального порядка, как школа, полиция и мораль» (© Владислав Юрьевич Сурков, Помощник президента Российской Федерации) никакого равенства возможностей быть не может, впрочем, как и нет его во всем мире.

По данным опроса Левада-Центра от мая 2014, 38% россиян считают: с введением ЕГЭ количество взяток и блата осталось прежним; 25% уверены: коррупции стало еще больше; и только 15% говорят об уменьшении:

При этом доли тех, кто «За!» ЕГЭ и тех, кто «Против!», примерно одинаковы – 43% и 38%:

По мнению общества, Единый государственный экзамен никакого равенства не обеспечивает, но почти половину этого общества ЕГЭ устраивает. В чем причина? Причина в том, что никому никакое равенство не нужно. Нужно конкурентное преимущество конкретно для своего отпрыска. И большинство уже приспособились, не в последнюю очередь благодаря той самой коррупции и блату, которые на словах все так порицают.

Собственно, реальных задач у ЕГЭ две: 1. Оптимизировать систему образования, то есть перестать тратить время и силы, чтобы вдолбить большинству знания и навыки, которые им в жизни никогда не пригодятся; 2. Повысить управляемость общества с помощью принципа, сформулированного еще древними китайцами: «премудрый человек, управляя людьми, опустошает их головы и наполняет их животы… всегда делает так, что у людей нет ни знаний, ни желаний, а знающие не осмеливаются что-либо предпринять».

По первому пункту наблюдаются удивительные достижения. Если до 2012 года соотношение учителей, учеников и школ «гуляло», сигнализируя о некотором разброде и шатании в образовательной политике, то сейчас показатели прирастают удивительно синхронно, свидетельствуя о первых шагах к оптимизации:

Насколько повысилась управляемость граждан – сложно сказать. Но, судя по рейтингу Президента, лояльность к власти определенно выросла.

Резюмируя: скоро молодым учителям не нужно будет мучительно придумывать ответ на вопрос «А зачем мне Ваша математика/биология/физика/(нужное вписать)?» и врать что-то невразумительное и малоправдоподобное, краснея по неопытности. Вопросов с каждым годом ожидается все меньше и меньше.

Артём Конопелько

Вернуться на главную

rusrand.ru

Зачем нужен ЕГЭ в России?

В России стартовал основной этап Единых государственных экзаменов. Он продлится с 28 мая по 2 июля.

Первыми стали школьники, которым нужны результаты по географии и информатике. 

ЕГЭ введен повсеместно девять лет назад, однако споры вокруг этой формы сдачи выпускных экзаменов в школе не прекращаются до сих пор.

А кто придумал ЕГЭ?

Инициатором внедрения Единого госэкзамена в России стал Владимир Филиппов, занимавший пост министра образования с 1999 по 2004 год. Именно при нем были разработаны принципы ЕГЭ в России.

Непосредственным создателем системы тестирования стал Владимир Хлебников, однофамилец великого русского поэта. Интересно отметить, что именно он стал и одним из первых критиков этой системы.

Будучи главой Федерального центра тестирования Рособрнадзора, Хлебников разработал принципы централизованного тестирования, которое проводилось сугубо добровольно по желанию учеников и образовательных учреждений. Бюджетных средств на это не требовалось, результаты согласны были учитывать при отсеве абитуриентов около шестисот вузов страны.

По мнению Владимира Хлебникова, эта система никак не годилась в качестве итоговой аттестации по окончании школы.

Тем не менее, чиновников система устроила, и с 2001 года проводились эксперименты по введению единых госэкзаменов в различных регионах. С 2009 года ЕГЭ стал единственной формой выпускных экзаменов в школе и основной для поступления в вузы.

А зачем это было надо?

Инициаторы введения ЕГЭ больше всего заботились о двух вещах: об уменьшении коррупции, которая в образовании процветала и даже не особо скрывалась, и о создании работающего «образовательного лифта».

Филиппов прямо говорил, что ЕГЭ вызывает резкую критику прежде всего потому, что жители столичных городов теряют «естественное» преимущество при поступлении в престижные вузы, в которые можно было попасть исключительно с помощью репетиторства или платных подготовительных курсов. ЕГЭ же, по задумке организаторов, шансы уравнивал.

По прошествии времени оказалось, что в целом этого достичь удалось, заявила корреспонденту Infox.Ru директор Центра экономики непрерывного образования Института прикладных экономических исследований (ИПЭИ) РАНХиГС Татьяна Клячко.

«При всех сложностях у ЕГЭ не больше недостатков, чем было у традиционных экзаменов. А с точки зрения того, что ребята из глубинки могут теперь приезжать и поступать в учебные заведения крупных городов, и мы видим по результатам наших исследований, что действительно мобильность выпускников школ резко повысилась, я считаю, это хорошее начинание», - подчеркнула Татьяна Клячко.

Признают это и принципиальные противники ЕГЭ. К примеру, зампред комитета Госдумы по образованию Олег Смолин отметил, что детям из регионов поступать в столичные вузы стало проще. Однако по его мнению, вреда от ЕГЭ больше.

То есть ЕГЭ достаточно для поступления в любой вуз?

Не совсем. Наиболее престижные вузы получили право  проводить дополнительные испытания. Прежде всего это Московский государственный университет имени Ломоносова, сохраняющий звание самого престижного вуза страны.

Как рассказал недавно ректор МГУ Виктор Садовничий, экзамены для поступления в МГУ оказываются непреодолимыми для каждого десятого из абитуриентов.

Однако таких вузов не очень много. В основном для поступления в высшее учебное заведение хватает хороших результатов, полученных на ЕГЭ.

А если экзамен сдан плохо?

Если же результаты получились не ахти, экзамен можно пересдать. Есть возможность сделать это на следующий год и даже сразу же после неудачи.

«И прорабатывается вопрос о том, что можно пересдавать ЕГЭ в тот же год, когда вы его сдаете. И раньше было точно так же, люди не поступили в вуз и все, поступай на следующий год.  По сравнению с традиционными экзаменами никакого ухудшения нет. Единственное – раньше несколько вузов типа МГУ или Ленинградского государственного университета куда можно было сдавать экзамены в июле, а экзамены во все остальные вузы проходили в августе, поэтому тот, кто не поступал в МГУ, в августе мог поступить в другой вуз», - рассказала директор Центра экономики непрерывного образования Института прикладных экономических исследований (ИПЭИ) РАНХиГС Татьяна Клячко.

Что касается психологических аспектов, то тут, по мнению экспертов, мало что изменилось. Как нервничали школьники перед экзаменами, так и продолжат нервничать. А вот влияние человеческого фактора на результаты уменьшилось.

«В школе еще можно было говорить о том, что ученик, сдавая экзамен, не сильно волновался, потому что все учителя были ему знакомы и в принципе он считал, что его так или иначе вытянут, хотя это не всегда было так. И если с каким-то учителем отношения не сложились, то наоборот это могло привести к крайне неприятным результатам. Теперь же человек хотя бы от тех неприятностей избавлен. А когда абитуриент поступал в вуз, он сталкивался с совершенно незнакомой ему ситуацией. Да, в тот момент, когда взятки были распространены, какая-то часть людей, которые платили деньги за обучение, считали себя более защищенными. Но это же снова в ущерб всем остальным. Сейчас ситуация лучше, чем лет 10-12 тому назад», - считает Татьяна Клячко.

А почему ЕГЭ критикуют?

Главный объект критики – форма, в которой проводится экзамен.  С самого начала вызывала сомнения возможность корректно оценить уровень знания учеников с помощью тестов. Особенно смущали экзамены в такой форме по гуманитарным дисциплинам. К тому же отмечалось, что целью образования становится именно удачная сдача экзаменов, а не знания как таковые. Многие учителя признавались, что буквально натаскивают учеников на тестирование.

Задания ЕГЭ называются контрольно-измерительными материалами, и первоначально по многим дисциплинам подразумевалась форма «выберите один из вариантов ответа». Задания постоянно совершенствовались, и в итоге эта форма исчезла вообще. Школьники должны дать либо краткий ответ на вопрос, либо развернутый. Как отметила министр образования Ольга Васильева, задания совершенствуются с каждым годом.

Тем не менее противников у ЕГЭ остается немало, в том числе и среди специалистов сферы  образования, и среди депутатов, и среди родителей.

«Вся эта форма не учит детей читать, писать и говорить», - уверен зампред комитета Госдумы по образованию Олег Смолин.

В очередной раз  к отмене ЕГЭ в начале апреля призвал президент Российской академии наук Александр Сергеев, связав эту проблему с «утечкой мозгов».

«Мы почему-то боимся утечки долларов, считаем каждый месяц — сколько туда, сколько сюда. Почему-то никто не считает, как у нас интеллект из страны утекает… Я считаю, что мы должны отказаться от ЕГЭ. Мы должны в конце концов после двух лет разговоров об аспирантуре вернуться к нормальной аспирантуре, которая есть первая ступенька научной деятельности», — подчеркнул глава РАН.

Скандалы

Теоретически ЕГЭ должен уравнивать шансы российских школьников, где бы они не жили – в крупных городах или же в какой-нибудь глухой деревне. На практике выходило по-разному, и практически каждый год вспыхивали скандалы. К примеру, был случай, когда школьники Дальнего Востока, сдав экзамен, выложили задания в сеть (они одинаковые для всей страны). Дети, живущие западнее, были им чрезвычайно благодарны, чиновники - наоборот. 

Фиксировались такие нарушения, как вскрытие заданий до испытаний, использование смартфонов и планшетов и даже сдача экзамена в другом регионе. С нарушениями борются – председателей комиссий теперь утверждает исключительно Рособрнадзор, его представитель входит в каждую региональную комиссию. Введено онлайн-наблюдение, школьников пропускают через металлоискатели. Увеличено количество вариантов, чтобы избежать «утечки» информации в интернет.

В этом году впервые используется новая технология защиты данных. Все диски доставляются в пункт проведения ЕГЭ в зашифрованном виде, и бланки заданий и ответов распечатывают непосредственно перед участниками. Считается, что это поможет полностью исключить влияние человеческого фактора.

От добра добра не ищут

Пока доводы противников ЕГЭ не возымели действия. Недавно вице-премьер Татьяна Голикова в ходе Петербургского международного экономического форума заявила, что структура Единого госэкзамена может измениться после анализа результатов этого года. Как отметила в интервью Infox.Ru lиректор Центра экономики непрерывного образования Института прикладных экономических исследований (ИПЭИ) РАНХиГС

Татьяна Клячко, речь вряд ли будет идти об отмене ЕГЭ. И с ее точки зрения, это хорошо.

«Если и будут вноситья какие-то изменения в ЕГЭ – может уточняться процедура, может поменяться содержание, но сам экзамен, я думаю, останется. И не думаю, что нужно сейчас опять что-то менять. Этот экзамен уже более-менее устоялся, и я думаю, от добра добра не ищут», - подчеркнула она.

www.infox.ru

Зачем нужен ЕГЭ?

ЕГЭ является обязательным экзаменом для всех школьников и включает в себя все предметы. В число вступительных экзаменов обязательно входят русский язык и профильный предмет. Не пройдя ЕГЭ, выпускник не сможет поступить ни в государственные, ни в частные вузы.Основная задумка ЕГЭ состоит в том, чтобы совместить государственную итоговую аттестацию выпускников школ и вступительные экзамены в высшие учебные заведения и учреждения среднего профессионального образования. Таким образом, сокращается число экзаменов.Единый государственный экзамен не всем помогает поступить туда, куда они хотят. Дело в том, что некоторые российские вузы зачисляют абитуриентов только по результатам внутренних вступительных экзаменов.В ЕГЭ задания, в основном, распределены в трех частях: A,B,C. В блоке А находятся задания, в которых необходимо отметить один вариант ответа. В блоке В нужно кратко ответить, используя слова, буквы или числа. Блок С включает в себя одно или несколько заданий для развернутого ответа ( решение задачи, написание сочинения на заданную тему и т.д.).Максимальный балл в ЕГЭ равен 100 баллам.Цели единого экзамена: -обеспечить равные условия при поступлении в вузы абитуриентов из любых регионов страны- предоставить возможность сдачи экзаменов в несколько вузов сразу- усложнить подделки результатов-снизить нагрузки на выпускников за счет объединения выпускных и вступительных экзаменов- улучшить качество образования, используя единые стандарты оценки и контроляИспользование ЕГЭ происходит уже повсеместно на территории России, но споры о необходимости этого экзамена не прекращаются. Эксперты считают, что ЕГЭ справляется со своей главной задачей - объективно оценивает уровень знаний выпускников. Противники же находят много недостатков, и считают, что ЕГЭ приносит больше вреда, чем пользы. Несмотря на немалое количество противников этого экзамена, школьники продолжают готовиться к ЕГЭ. Ведь по результатам тестов у многих появляется возможность поступить в престижные вузы страны.

Ну а если вы не захотели сдавать ЕГЭ, то игры спанч боб помогут отвлечься и развлечься.

Если материал был полезен, вы можете отправить донат или поделиться данным материалом в социальных сетях:

reshit.ru

Единый государственный экзамен (ЕГЭ) - что это такое? Зачем нужен ЕГЭ? Бланк ЕГЭ

Единый Государственный Экзамен стал одним из самых известных образовательных проектов в России со времён распада Советского Союза и явился следствием реформы образования РФ.

Проекты введения ЕГЭ существовали ещё в 90 е годы. Первый экзамен был проведён в 2001 году в небольшом количестве регионов РФ (республики Чувашия, Марий Эл, Якутия). Далее ареал проведения пробных ЕГЭ стал расширяться, достигнув максимума в 2007 - 2008 годах.

Зачем нужен ЕГЭ? До его введения, существовал принцип сдачи экзаменов в том вузе, в который собираешься поступать. И в зависимости от набранного количества баллов выводился вердикт - проходит абитуриент или нет. Помню споры о недостатках этой системы. Говорили, что приёмная комиссия на таких экзаменах подкупается и в ВУЗ попадают плохо подготовленные молодые люди. При этом, для тех, кто хорошо учился в школе поступить в университет среднего рагане представляло сложности. Появление ЕГЭ, отчасти, было призвано изменить ситуацию неравенства поступающих в ВУЗы, а так же в целях борьбы с коррупцией в образовании. ЕГЭ мало-помалу стали бояться. А что будет, если не сдашь? Раньше можно было договориться, а теперь как? А что такое этот ЕГЭ из себя представляет?

Поделюсь собственными впечатлениями о сдаче ЕГЭ по русскому языку и математике в 2007 году. Начну с того, что ЕГЭ стали пугать ещё с начала 10 класса, то есть за 2 года до его проведения. Его побаивались и учителя.

С начала 11 класса записался на дополнительные занятия по русскому языку и математике — репетиторство. Всё это делалось ради того, чтобы не опозориться на итоговом экзамене. И вот, дата сдачи наступила. Сначала русский. Классный руководитель выдала нам чёрные гелиевые ручки, которые до того долго подбирались в магазине. Они должны были жирно писать, дабы компьютер ничего не перепутал (стоит отметить, что боялись не столько ЕГЭ, сколько этого самого компьютера, который подсчитывает баллы в части "А" единого экзамена без участия человека).

Итак, бланк ЕГЭ представлял собой табличку с данными ученика, сведениями о сдаваемом экзамене и кучей клеточек-квадратиков, в которых под соответствующими номерами (А1, А2...) должны были ставиться варианты ответа. В части А было 5 вариантов ответа, причём некоторые задания можно было дать одновременно по два верных варианта. В части В уже требовалось вставить слово или правильно построить предложение. Заданий части В, насколько я помню, было 8. И, наконец, часть С. В ЕГЭ по русскому в этой части требовалось написать сочинение по заданной теме. Моя тема была отношение отцов и детей (родителей с детьми то есть).

Задания части А оценивались по 1 баллу. Часть В по 1.5 или 2 за верный ответ и часть С в зависимости от качества написанного (около 20 балов могло выйти за сочинение). Итого, ответив верно часть А, где исключительно тестовые задания и набрав около 35-36 баллов можно было претендовать на тройку в аттестат. Решение части В сулило 4. И часть С была рекомендована для желающих получить отлично. Минимальный проходной балл для поступления на платное обучение в ВУЗах, кажется, оценивался в 35 балов. Мне удалось набрать по русскому языку 66 баллов и это было нижней границей «пятёрки».

Структура ЕГЭ по математике по виду напоминала все прочие бланки ЕГЭ. Только в части С вместо сочинения были особо сложные (по крайней мере для меня) задания. Их было 3. По математике я набрал 55 баллов. И, в итоге, не прошёл на бюджетные места по выбранной мною специальности в один из ВУЗов города Рязань. Я совершил ошибку, подав результаты ЕГЭ только в 1 ВУЗ.

Суммарный проходной балл любого учебного заведения складывался из среднего балла поступающих и количества бюджетных мест в данном ВУЗе. Так что набрав определённое количество баллов, можно забраковать поступление в одном, но пройти в другой ВУЗ.

Несколько смешно было на ЕГЭ по математике. Калькулятором на экзамене было пользоваться нельзя. Но я его всё равно с собой взял. Отпросившись во время экзамена в туалет (дабы там сосчитать особо сложное для меня число) попал в коридор (а ЕГЭ сдавалось не в родной школе, так делалось специально, причём группы экзаменуемых формировались так, что одноклассники с тобой почти не попадались. Я сидел один из своего класса среди незнакомых мне ребят). В коридоре через каждые 5 метров стояли учителя и показывали дорогу к туалету! Это, видимо, делалось для того, чтобы испытуемый не вздумал как-то найти подсказку, позвонить кому или ещё чего. Зайдя в туалетную кабинку, достал из кармана штанов калькулятор и... обнаружил, что от волнения забыл, что хотел посчитать. Вот так не получилось смухлевать. Но всё же математику удалось сдать на 4. Мучителен не столько сам экзамен, сколько долгое ожидание его результатов. Результаты стали известны, кажется, через месяц после сдачи экзамена. Они публиковались на специальном сайте и выводились после указания параметров экзаменованного (номер серия паспорта и т. п.). Что касается ЕГЭ как вида оценки знаний, то, по моему мнению, в нём нет ничего страшного. Конечно, можно подобрать и более оптимальный вариант оценки знаний школьников, но в целом Единый Государственный Экзамен вполне точно отображает, какими формальными знаниями обладает  молодой человек или девушка.

Именно формальными. Так как знать как правильно написать предложение или посчитать сложное числовое выражение с множеством степеней и корней... в реальной жизни не понадобится почти не кому. Этому учат 11 лет в школе, но, как известно, большая часть школьных знаний оказывается ненужной и тихо-мирно забывается. Так что не следует сильно волноваться из-за ЕГЭ.  Он совсем не определяет уровень умственного развития, а только регистрирует насколько школьник хорошо вызубрил, то, что ему, в целом, не нужно.

Сдавая ЕГЭ при поступлении на второе высшее образование (пусть и формальное) я набрал по русскому и математике соответственно 35 и 38 баллов. После получения высшего образования я отупел в 2 раза? Вовсе нет. Просто я забыл то, что мне было не нужно.

www.ruavtor.ru

Зачем нужен ЕГЭ? | Обучение

Мы не беремся однозначно утверждать, плоха или хороша данная общая для всей страны форма экзамена. Зато беремся посмотреть на проблему с разных сторон, соединяя мед и деготь.

Основная идея ЕГЭ — совместить государственную итоговую аттестацию выпускников школ и вступительные испытания в государственные вузы и учреждения среднего профессионального образования. Это хорошо уже хотя бы с психологической точки зрения: уменьшая количество экзаменов — уменьшаем количество стрессов экзаменующихся. Но таким образом мы снижаем профессиональную ориентацию абитуриентов, и без того не очень высокую на сегодняшний день. Абитуриент уже не будет целенаправленно готовиться туда, куда ему хочется, а будет отправлять результаты ЕГЭ в несколько вузов и ждать — «авось, где проскочу».

Единый экзамен призван помочь талантливым детям из глубинки попасть в престижные вузы. Однако элитные вузы, столичные и некоторые другие крупные российские вузы принимать результаты ЕГЭ не торопятся — попасть в них можно по-прежнему только по результатам внутривузовских вступительных испытаний. Возглавляют эту негласную группу «неприкасаемых» такие вузы, как МГУ, МГИМО, МГТУ им. Баумана, Санкт-Петербургский государственный университет.

Еще одна цель ЕГЭ — исключить коррупцию в вузах. Но тут, как ни странно, действует закон сохранения энергии: коррупция из вузов частично переместилась в школу. Одним словом — где проходит непосредственно тестирование, там и взятки имеют место быть.

При тестировании снимается вопрос о предвзятости экзаменаторов, об их субъективной оценке. Однако и личность абитуриента тоже стирается: невозможно разглядеть индивидуальные особенности поступающего и способность к мышлению. Правда, в некоторых случаях, когда требуется специальная творческая, физическая и психологическая подготовка, абитуриенты будут сдавать дополнительные вступительные экзамены. Понятно, что для поступления в театральный вуз помимо знаний нужно иметь талант. А его, как известно, тестом не измерить. Но вот неясно — считается ли творческой профессия юриста? Или дипломата? Утешает одно — окончательного решения по предметам гуманитарного цикла пока что не принято.

Максимально возможное количество баллов при прохождении ЕГЭ — 100. А это, согласитесь, уже не школьные пять баллов. Таким образом, расширился диапазон оценивания: пятерка — это не на один балл больше, чем четверка, а на целых 15, потому что «отлично» в аттестат поставят тому, кто по результатам теста наберет от 85-ти до 100 баллов. Но вот учителя-предметники и преподаватели вузов говорят, что сами «измерительные материалы» просто чудовищны: из предложенных вариантов ответов на вопрос теста может не оказаться ни одного действительно верного! О недостатках самого теста, кстати, еще до утверждения проекта говорил депутат Государственной Думы Олег Николаевич Смолин.

Думается, что окончательную точку в этой борьбе мнений поставит лишь время. Шесть лет — небольшой срок для образовательного эксперимента. Мы же напоминаем представителям противоборствующих лагерей, что у медали всегда две стороны. Прислушайтесь друг к другу, и, возможно, на этот раз в совместном споре родится истина, в нашем случае — такая форма экзамена, которая устроит всех участников образовательного процесса. В том числе и абитуриентов, которых, кстати, никто не спрашивал.

shkolazhizni.ru

Зачем нужен ЕГЭ? | Обучение

Мы не беремся однозначно утверждать, плоха или хороша данная общая для всей страны форма экзамена. Зато беремся посмотреть на проблему с разных сторон, соединяя мед и деготь.

Основная идея ЕГЭ — совместить государственную итоговую аттестацию выпускников школ и вступительные испытания в государственные вузы и учреждения среднего профессионального образования. Это хорошо уже хотя бы с психологической точки зрения: уменьшая количество экзаменов — уменьшаем количество стрессов экзаменующихся. Но таким образом мы снижаем профессиональную ориентацию абитуриентов, и без того не очень высокую на сегодняшний день. Абитуриент уже не будет целенаправленно готовиться туда, куда ему хочется, а будет отправлять результаты ЕГЭ в несколько вузов и ждать — «авось, где проскочу».

Единый экзамен призван помочь талантливым детям из глубинки попасть в престижные вузы. Однако элитные вузы, столичные и некоторые другие крупные российские вузы принимать результаты ЕГЭ не торопятся — попасть в них можно по-прежнему только по результатам внутривузовских вступительных испытаний. Возглавляют эту негласную группу «неприкасаемых» такие вузы, как МГУ, МГИМО, МГТУ им. Баумана, Санкт-Петербургский государственный университет.

Еще одна цель ЕГЭ — исключить коррупцию в вузах. Но тут, как ни странно, действует закон сохранения энергии: коррупция из вузов частично переместилась в школу. Одним словом — где проходит непосредственно тестирование, там и взятки имеют место быть.

При тестировании снимается вопрос о предвзятости экзаменаторов, об их субъективной оценке. Однако и личность абитуриента тоже стирается: невозможно разглядеть индивидуальные особенности поступающего и способность к мышлению. Правда, в некоторых случаях, когда требуется специальная творческая, физическая и психологическая подготовка, абитуриенты будут сдавать дополнительные вступительные экзамены. Понятно, что для поступления в театральный вуз помимо знаний нужно иметь талант. А его, как известно, тестом не измерить. Но вот неясно — считается ли творческой профессия юриста? Или дипломата? Утешает одно — окончательного решения по предметам гуманитарного цикла пока что не принято.

Максимально возможное количество баллов при прохождении ЕГЭ — 100. А это, согласитесь, уже не школьные пять баллов. Таким образом, расширился диапазон оценивания: пятерка — это не на один балл больше, чем четверка, а на целых 15, потому что «отлично» в аттестат поставят тому, кто по результатам теста наберет от 85-ти до 100 баллов. Но вот учителя-предметники и преподаватели вузов говорят, что сами «измерительные материалы» просто чудовищны: из предложенных вариантов ответов на вопрос теста может не оказаться ни одного действительно верного! О недостатках самого теста, кстати, еще до утверждения проекта говорил депутат Государственной Думы Олег Николаевич Смолин.

Думается, что окончательную точку в этой борьбе мнений поставит лишь время. Шесть лет — небольшой срок для образовательного эксперимента. Мы же напоминаем представителям противоборствующих лагерей, что у медали всегда две стороны. Прислушайтесь друг к другу, и, возможно, на этот раз в совместном споре родится истина, в нашем случае — такая форма экзамена, которая устроит всех участников образовательного процесса. В том числе и абитуриентов, которых, кстати, никто не спрашивал.

beta.shkolazhizni.ru

Когда и зачем ввели ЕГЭ

— Ну вот не сдам я ЕГЭ, и что дальше?— А дальше метлу в руки — и ты дизайнер по ландшафту!

Май – самая горячая пора для репетиторов и для их учеников. Особенно для выпускников средней школы — одиннадцатиклассников, которые именно в это время выходят на финишную прямую подготовки к Единым государственным экзаменам (ЕГЭ), а в конце месяца приступают к их сдаче.

Единство этих экзаменов заключается в двух особенностях:

а) их результаты одновременно учитываются в школьном аттестате и при поступлении в ВУЗы; если выпускник не сдаст два обязательных экзамена: по русскому языку и по математике, — то он не получит аттестат о среднем образовании и не сможет дальше продолжать обучение,

б) при проведении этих экзаменов на всей территории России применяются однотипные задания и единая шкала оценки, позволяющая сравнивать всех учащихся по уровню подготовки.

ЕГЭ начали вводить в России в 2001 году. Сначала — в качестве эксперимента и всего в нескольких регионах, затем – все в большем и большем числе областей. До моего города Иванова это новшество дошло в 2004 году, когда одиннадцатиклассники могли еще выбирать: сдавать ЕГЭ или выпускные экзамены в традиционной форме. В 2005 году уже все ивановские выпускники должны были сдавать ЕГЭ.

В 2009 году этот эксперимент был закончен. С тех пор Единый государственный экзамен стал единственной формой выпускных экзаменов в школе и основной формой вступительных экзаменов в вузы.

ЕГЭ проводится по русскому языку, математике, иностранным языкам (английскому, немецкому, французскому, испанскому), физике, химии, биологии, географии, литературе, истории, обществознанию и информатике.

Зачем ввели ЕГЭ?

Декларируемыми целями были следующие:

Разгрузить выпускников-абитуриентов, сократив число экзаменов. Действительно, до введения ЕГЭ одиннадцатиклассники сначала сдавали выпускные экзамены в школе, а затем – вступительные экзамены в вузы. Это, безусловно, требовало двойной траты сил и энергии, причиняло вдвое больше переживаний и беспокойства.

Создать равные условия при сдаче выпускных экзаменов в школе и поступлении в вузы для всех учеников, независимо от места их проживания: в крупном городе или в глубокой провинции.

Привести к единообразию оценку знаний выпускников и тем самым сделать её более объективной.

Приблизить формы контроля знаний выпускников к системам, принятым во многих развитых странах: США, Великобритании, Австрии, Германии, Франции и других. Замечу, что в это же время в высшей школе перешли к двухуровневой системе обучения, принятой в перечисленных странах.

Избежать коррупции и блата при поступлении в вузы. Эта цель, по моему мнению, была достигнута. Правда, коррупция при этом переместилась в иные сферы.

Предполагалось также, что результаты ЕГЭ позволят сравнивать качество образования в разных школах и регионах. По этому поводу так и хочется привести анекдот: «Министр образования объявил, что и дальше продолжит реформу образования: «Вот ввели ЕГЭ и увидели, что в горных селениях Кавказа математике, физике и русскому языку учат гораздо лучше, чем в школах Москвы и Петербурга. Это ж ни в какие ворота не лезет!»

Как бы там ни было, на данный момент ЕГЭ – реальность. С ним жить всем нам – ученикам, родителям, учителям и репетиторам. Два дня назад ребята сдавали экзамен по русскому языку. Сегодня – по информатике, истории и биологии. Впереди ждет второй обязательный экзамен — математика. Ни пуха вам, выпускники!

Понравился пост? Поделись с друзьями!

repetitor-live.com