Янтарная комната: история создания, цифры, факты и тайны. Янтарная комната в питере где


экспозиции, адрес, телефоны, время работы, сайт музея

Янтарная комната (Пушкин, Россия) — экспозиции, время работы, адрес, телефоны, официальный сайт.

Янтарная комната в Пушкине — великолепное произведение мирового искусства с яркой и интересной судьбой. Над созданием трудились настоящие мастера — архитекторы и скульпторы, художники и камнерезы, а позже — реставраторы, скрупулезно восстанавливая утраченный шедевр.

История этой комнаты начинается в Пруссии — стране, которая издавна использовала «золото» Балтийского моря как материал для драгоценностей — отсюда и название. В 1701 г. король Пруссии Фридрих I потребовал сделать ему уникальный по красоте и убранству кабинет. Кто его проектировал до сих пор неизвестно, по одной версии замысел принадлежал Иоганну Эозандеру, любимцу королевы, по другой — известнейшему архитектору Андреасу Шлютеру. Невозможно сказать, сколько длились работы, точно известно лишь то, что к смерти монарха в 1713 г. комнату еще не завершили. Пришедший на трон Фридрих Вильгельм I закрыл все дорогие проекты отца, а те янтарные панно и украшения, что успели создать, украсили кабинет на главном этаже Большого королевского дворца в Берлине.

Путешествие Янтарной комнаты туда и обратно

В 1716 г. Пруссия и Россия заключили союз, и Фридрих Вильгельм I подарил в знак уважения Янтарный кабинет Петру I, который уже давно хотел себе такую диковинку. Неизвестно, где великий самодержец поставил янтарные подарки, вспоминают о них только в 1743 г., уже во время царствования Елизаветы Петровны, при создании нового Зимнего дворца. Строительством руководил Бартоломео Растрелли — русский архитектор итальянского происхождения. Создавая из разрозненных деталей единый ансамбль, Растрелли поместил между тремя янтарными рамами зеркальные пилястры в рамках из позолоты. Потом, чуть позже, к коллекции присоединилась четвертая рама с императорской символикой — подарок императрице от прусского короля. Долгое время комната служила для аудиенции послов и знатных вельмож в столичной резиденции, пока ее не перенесли в Царское Село, причем для транспортировки потребовалось 18 повозок. В летней резиденции места оказалось больше — Растрелли заполнил свободное пространство флорентийскими картинами из агата и яшмы, изящными фигурками амуров и золоченной деревянной резьбой.

В 60-70 гг. 18 века комнату дополняет художественный паркет из цветных пород дерева и мозаичные картины. Такой она простоит еще 200 лет, вызывая восхищение у посетителей. Комнату множество раз реставрировали — янтарь разрушался из-за многочисленных перепадов температур. В первую неделю Великой Отечественной Войны из Екатерининского дворца стали вывозить самые ценные экспонаты, но Янтарную комнату законсервировали прямо на месте — слишком много было хрупких предметов. 18 сентября 1941 г. Пушкин оккупировали немцы и комнату отвезли в Кёнигсберг. При наступлении Советов в 1944 г. большую часть упаковали и увезли неизвестно куда — шедевр пропал.

Наши дни

Совет РСФСР в июле 1979 г. постановил восстановить комнату — работа закипела в 1983 г. под руководством А. А. Кедринского. В стремлении максимально точно воссоздать оригинал, реставраторы даже добыли в Германии часть мебели и несколько флорентийских мозаик — они входили в первоначальное убранство. Кропотливый труд реставраторов закончился только к 300-летию Санкт-Петербурга и с 2003 г. возродившаяся Янтарная комната радует тысячи гостей из разных стран, решивших ее осмотреть.

Практическая информация

Янтарная комната — часть Екатерининского дворца, который расположен в 25 км к югу от города, в ГМЗ «Царское Село». Адрес: Санкт-Петербург, Пушкин, ул. Садовая, 7.

Доехать можно несколькими путями:

Электропоездом от Витебского вокзала до станции «Царское село», затем автобусом или маршрутками №№ 371, 382.

От станций метро «Звездная» и «Купчино» г. Санкт-Петербурга автобусом № 186.

От станции метро «Московская» маршрутками №№ 286, 287, 342 или 347. Непосредственно к дворцу транспорт не подъезжает — нужно будет пройти полкилометра.

Екатерининский дворец работает с 10:00 до 18:00 всю неделю, кроме вторника и понедельника последнего месяца, но билеты продаются только до 16:45.

До 16 лет вход бесплатный, билеты для студентов, школьников и пенсионеров РФ — 350 RUB, взрослые билеты — 700 RUB. Также можно купить аудиогид, он стоит 150 RUB. В кассах принимают карты Visa, MasterCard, UnionPlay и Maestro. Фотографировать в зале Янтарной комнаты запрещено. Цены на странице указаны на январь 2018 г.

tonkosti.ru

Янтарная комната

Янтарная комната

Из Портретного зала можно пройти в Янтарную комнату — жемчужину Екатерининского дворца, вполне обоснованно называемую одним из чудес света.

Возникновение Янтарной комнаты овеяно легендами и мифами. Ее замысел приписывали немецкому архитектору и скульптору А. Шлютеру (1664–1714), который, как считалось, спроектировал ее для Литценбурга — пригородной резиденции прусской королевы Софии-Шарлотты. Некоторые авторы утверждали, что янтарные панели так и не были установлены в Берлине и перешли в качестве подарка к российскому императору Петру I неполными, так что собрать их в Санкт-Петербурге сразу не удалось. Вновь обнаруженные документы позволяют пролить свет на историю создания этого уникального произведения искусства.

Курфюрсты Бранденбургские, владевшие Пруссией — европейским центром янтарного промысла — с 1618 года, использовали «золото» Балтийского моря, как издавна именовали янтарь, в качестве материала для драгоценных дипломатических подарков другим князьям. Это дало толчок к стремительному развитию искусства обработки янтаря, одной из вершин которого и стала Янтарная комната. Период ее создания совпадает с общим расцветом немецкого и, в частности, прусского искусства на рубеже XVII и XVIII веков.

Курфюрст Фридрих III (1657–1713), в 1701 году коронованный как король Пруссии Фридрих I, сразу после вступления на престол взялся за перестройку своей столицы, и прежде всего королевской резиденции — комплекса зданий XVI–XVII столетий. Его супруга, королева София-Шарлотта, еще до этого вынашивала планы относительно принадлежавшего ей небольшого летнего дворца Литценбурга, построенного в 1695–1699 годах И.-А. Нерингом и М. Грюнбергом. По замыслу хозяйки, он должен был превратиться в изысканное здание с парковым фасадом по версальскому образцу. В декабре 1701 года проект, представленный архитектором И.-Ф. Эозандером королевской чете, был утвержден, и мастер стал любимым архитектором королевы.

Сегодня известно, что именно Эозандер является автором проекта оформления Янтарного кабинета, долгое время считавшегося созданием Шлютера. Два любимых дворца прусского короля, с которыми связана судьба Янтарной комнаты, — Литценбург (с 1709 — Шарлоттенбург) и Ораниенбург — стали с 1707 года, после ухода Шлютера с поста дворцового зодчего, исключительно сферой деятельности Эозандера.

Первоначально комната с янтарными панелями предназначалась для дворца Литценбург — личной резиденции королевы; к мысли о ней, по всей видимости, королевскую чету подтолкнул не только визит по случаю коронации Фридриха I в Кенигсберг — столицу янтарного промысла, но и преподнесенный ему тогда подарок — две большие янтарные рамы.

Возможно, замысел родился у самой Софии-Шарлотты, отличавшейся широкими познаниями, разносторонними интересами, глубоким пристрастием к искусству и музыке. Проект Янтарного кабинета наверняка должен был исполнить ее любимый зодчий Эозандер, который руководил всеми работами по расширению Литценбургского дворца.

Для реализации амбициозной идеи в сентябре 1701 года был приглашен из Копенгагена резчик по янтарю и слоновой кости Г. Вольфрам. Однако летом 1706 года между ним и Эозандером вспыхнул конфликт: по словам придворного архитектора, Вольфрам работал слишком медленно и не придерживался утвержденного проекта. Датчанина сменили мастера из Данцига (нынешний Гданьск) Э. Шахт и Г. Турау, приступившие к работе над янтарными панелями в 1707 году и в течение шести лет трудившиеся над уникальной отделкой.

В 1709 году, когда София-Шарлотта скончалась, Янтарная комната еще не была завершена, однако Фридрих I остановил работы и принял решение украсить янтарными панелями галерею в другом дворце — Ораниенбурге. Судя по всему, король прекратил строительство в Литценбурге, чтобы сохранить дворец таким, каким он был при жизни его супруги. Стены зала, предназначавшегося для янтарных панелей, украсили дамастом и золотым галуном; Красную дамастовую комнату можно видеть во дворце и сегодня. Именно с тех пор в память о Софии-Шарлотте Литценбург стал называться Шарлоттенбургом.

Тем временем король поручил Эозандеру расширение дворца в Ораниенбурге с устройством Янтарной галереи, превосходящей по размерам предыдущий проект (30 метров длиной). Инвентарная опись Ораниенбургского дворца за 1743 год содержит конкретные сведения о внешнем виде задуманной галереи, а обнаруженный немецкими исследователями рисунок 1700-х годов изображает ее часть, в декоре которой узнаются многие элементы будущей Янтарной комнаты. Однако, несмотря на продолжавшиеся работы, галерея не была завершена до смерти Фридриха I (1713), и в Ораниенбурге янтарные панели также не были установлены.

Еще при жизни Фридриха I готовые панели для Янтарной галереи осмотрел во время одного из своих визитов в Берлин (в 1712 или 1713 году) Петр I. Российский император не скрывал своего восхищения и желания иметь подобное уникальное творение у себя на родине.

Наследник первого прусского короля Фридрих-Вильгельм I (1688–1740, правил с 1713), вошедший в историю как «фельдфебель на троне», ввел строгую дисциплину, ориентированную на практическую пользу, и прекратил все дорогостоящие работы во дворцах отца. Однако восхищение гостей, видевших янтарные панели, побудило его после вступления на престол вмонтировать их в один из кабинетов парадных покоев Берлинского королевского замка. Таков последний и единственный точно подтвержденный эпизод пребывания янтарного чуда в Берлине до отправки в Санкт-Петербург. Ни в Шарлоттенбурге, ни в Ораниенбурге панели не были установлены, хотя в каждом из дворцов для них было отведено специальное помещение.

Панорама из приложения «Царское Село» для iPad

При встрече Петра I с Фридрихом-Вильгельмом I в ноябре 1716 года в связи с заключением союза между Россией и Пруссией прусский король преподнес российскому императору подарки, среди которых был и Янтарный кабинет. Петр I писал тогда императрице Екатерине: «К(ороль) подарил меня изрядным презентом яхтою, которая в Потсдаме зело убранная, и кабинетом Янтарным, о чем давно желали». Через два года русский император послал Фридриху-Вильгельму ответный подарок — 55 гренадер исполинского роста и собственноручно исполненный кубок из слоновой кости.

Согласно сохранившейся описи, разобранный Янтарный кабинет был доставлен в Санкт-Петербург через Мемель и Ригу в 18 больших и малых ящиках, содержавших наряду с готовыми панелями большое количество ранее не использовавшихся фрагментов. К документам прилагались наставления по поводу того, каким образом следовало распаковать янтарные украшения перед монтажом.

2 июля 1717 года А. Д. Меншиков осмотрел доставленные и распакованные в соответствии с инструкцией панно в Летнем дворце и сообщил царю об их состоянии: «Кабинет янтарный Вашему величеству от короля прусского подаренный я пересматривал и поставлен в ящиках тех, в коих привезен, в большой палате, где собираются гости, в котором гораздо немного или почти мало, чтоб попортилось. Некоторые маленькие штучки повыпадали, однако ж заклеить, а хотя б иных и не было, то можно вновь ставить. Истинно сказать, что самая диковина, которой на свете подобной не видал».

Поскольку нет свидетельств о том, где Петр I велел установить панели и велел ли вообще, все предположения об их использовании в Зимнем дворце беспочвенны. Документально подтверждено, что его дочь, императрица Елизавета Петровна, вскоре после вступления на престол нашла применение драгоценному подарку из Берлина в строившейся для нее новой зимней резиденции — Третьем Зимнем дворце, где в 1743 году и было приказано разместить янтарный убор. Для починки и исправления янтарных деталей пригласили итальянского мастера А. Мартелли. Однако готовых элементов для украшения нового интерьера не хватало, поэтому архитектор Ф.-Б. Растрелли решил поставить в нем зеркальные пилястры и расписать «под янтарь» дополнительные панно. В 1745 году Фридрих II подарил Елизавете Петровне еще одну янтарную раму, исполненную по проекту А. Рейха, в декоре которой использованы аллегории, прославлявшие русскую императрицу.

Собранная в 1746 году Янтарная комната стала служить для официальных приемов, хотя по мере реконструкции Зимнего дворца ее не раз переносили с места на место.

В июле 1755 года Елизавета Петровна приказала Растрелли создать новую Янтарную комнату в Большом Царскосельском дворце. Начальнику канцелярии Императорского кабинета В. Фермору поручили бережно разобрать панели в Зимнем дворце и уложить их в ящики. Из Царского Села была прислана специальная команда, которая вручную перенесла ящики из столицы в загородную резиденцию. Так началась новая, почти двухсотлетняя эпоха славы «восьмого чуда света» в России — на своей второй родине.

Отведенный для Янтарной комнаты зал Большого Царскосельского дворца площадью 96 квадратных метров значительно превышал ее прежние размеры. Растрелли разместил панели симметрично, в среднем ярусе трех стен, разделив их пилястрами с зеркалами и украсив комнату деревянной золоченой резьбой. Для установки панно на стены вновь пригласили мастера Мартелли. Там, где янтаря не хватало, фрагменты стен были затянуты холстом и расписаны «под янтарь» художником И. И. Бельским.

Учитывая хрупкость материала, для комнаты был выделен специальный смотритель, который постоянно выполнял небольшие реставрационные работы. В 1758 году на эту должность был приглашен из Пруссии Ф. Роггенбук, возглавивший работы по созданию новых янтарных изделий в мастерской Царского Села.

В 1763 году императрица Екатерина II издала указ о замене расписных холстов и изготовлении янтарных панелей для нижнего яруса стен. Вместе с Роггенбуком к работе приступили его сын Иоганн, а также ранее приглашенные в Россию К. и Г. Фриде, И. Вельпендорф и их русские ученики. В это время было изготовлено восемь плоских щитов нижнего яруса с наборным рисунком, восемь филенок под пилястры, а также десюдепорт к средней двери и резные детали карниза, в которые включили фрагменты берлинской работы. На эти панели за четыре года ушло 450 килограммов янтаря, и к 1770 году создание Янтарной комнаты было завершено. Комната приобрела свой окончательный вид.

Янтарный убор, занимавший три стены, был расположен в три яруса. Центральный (средний) ярус составили восемь больших вертикальных панно. В четырех из них установили композиции из цветных камней, исполненные в 1750-х годах во Флоренции в технике флорентийской мозаики по эскизам Д. Дзокки и изображавшие аллегории пяти чувств: Зрение, Вкус, Слух, Осязание и Обоняние. В промежутках расположили высокие зеркальные пилястры. Прямоугольные янтарные панно были помещены в нижнем ярусе комнаты. В северо-восточном  углу поставили маленький янтарный столик на изящно изогнутой ножке.

Дополнительное убранство комнаты составили наборные комоды русской работы и китайский фарфор. Здесь же, в застекленных витринах, хранилось одно из самых значительных в Европе собраний янтарных изделий XVII–XVIII веков работы немецких, польских и русских мастеров.

Поскольку резкие перепады температуры, печное отопление и сквозняки разрушали янтарь, только в XIX веке трижды проводилась реставрация Янтарной комнаты: в 1833, 1865, 1893–1897 годах. Позднее, в 1933–1935 годах, небольшие реставрационные работы велись скульптором И. Крестовским. На 1941 год была намечена серьезная реставрация памятника.

В первые дни Великой Отечественной войны в Екатерининском дворце началась эвакуация музейных ценностей; из-за хрупкости янтарных панелей решено было их не демонтировать, а произвести консервацию на месте: панно оклеили бумагой, затем марлей, обложили ватой и закрыли деревянными щитами.

Когда в город Пушкин ворвались немецкие части, включавшие специалистов команды «Кунсткомиссион», которая занималась вывозом художественных ценностей, янтарные панно были сняты и отправлены в Кенигсберг. В дарственной книге Кенигсбергского музея под № 200 сохранилась запись о том, что Янтарная комната подарена музею Германским государственным управлением дворцов и садов.

Похищенные янтарные панно и резные позолоченные двери были выставлены в одном из залов Кенигсбергского замка, где находился музей янтаря. Его директор А. Роде в 1944 году писал, что Янтарная комната, вернувшись на свою родину, является лучшим украшением Кенигсберга. Это было последнее место, где демонстрировалась уникальная отделка. В 1944 году, при отступлении немцев, панели снова были разобраны, упакованы в ящики и вывезены в неизвестном направлении. С этого времени следы Янтарной комнаты теряются. Ее поиски пока не дали результатов.

В июле 1979 года Совет Министров РСФСР принял решение о воссоздании янтарных панно, работы над которыми начались в 1983 году по проекту архитектора А. А. Кедринского. Уже через год в Янтарной комнате появился живописный плафон, верхний ярус комнаты, расписанный «под янтарь», и наборный паркет. Участки, занимаемые янтарными панно, временно затянули холстом.

В 1994 году были установлены первые янтарные панели нижнего яруса и угловой столик, воссозданные реставраторами Царскосельской янтарной мастерской. Еще через два года мастера завершили работу над первой флорентийской мозаикой «Зрение». В апреле 2000 года в музей-заповедник вернулись обнаруженные в Германии наборный комод русской работы конца XVIII века и флорентийская мозаика «Осязание и Обоняние», входившие в первоначальное убранство комнаты.

Работа над воссозданием «восьмого чуда света» продолжалась 24 года, и к 300-летнему юбилею Санкт-Петербурга полностью восстановленная легендарная Янтарная комната приняла первых посетителей.

Магия шедевра прусского искусства, овеянного множеством легенд, вызвала к жизни «девятое чудо света» – возрожденную Янтарную комнату, которую мы с благодарностью получили из рук российских мастеров.

Великолепие Янтарной комнаты, а также поистине титанический труд мастеров-реставраторов, вдохновили гражданина Германии Рейно Шульце (Reino Schulze) на создание музыкального произведения, которое он назвал «Петербургский янтарный марш». Вы можете прослушать его в исполнении духового оркестра Государственного музея-заповедника «Царское Село»:

Your browser does not support this audio format.

www.tzar.ru

Янтарная комната в Царском Селе

еще фотографии →

Янтарная комната – это жемчужина Екатерининского дворца и один из самых известных интерьеров, созданных в XVIII веке. История Янтарной комнаты с самого начала была овеяна тайной и являлась необычным символом отношений между Россией и Германией. Созданная в Пруссии она была подарена Петру Первому, а во время Великой Отечественной войны ее похитили немецкие захватчики. К 300-летию Санкт-Петербурга благодаря мастерству и терпению реставраторов уникальный интерьер был вновь воссоздан.

Посетить Янтарную комнату можно во время экскурсии по Екатерининскому дворцу в Царском селе.

Янтарная комната - описание

Высота Янтарной комнаты составляет 7,8 метра, а ее площадь ‑ около 100 кв. метров. На облицовку трех стен ушло 6 тонн янтаря из Калининградского месторождения. Самый большой самородок весом в один килограмм был приобретен у московского коллекционера за тысячу долларов.

Для справки: Янтарь относится к самым податливым в обработке природным минералам и трудно найти материал менее пригодный для отделки стен. В природе он крайне редко встречается большими кусками и поэтому используется для изготовления мелких сувениров, а также самых разных ювелирных изделий.

Янтарь можно обрабатывать резцом, а для изменения цвета - вываривать в меду или льняном масле, а также прокаливать в песке. Вместе с тем, выполнить набор пластинок из янтаря очень сложно из-за малого его размера, а также из-за большого разнообразия оттенков и прозрачности материала. Кроме того, минерал очень чутко реагируют на изменение температуры и влажности – он начинает отслаиваться и осыпаться от основы.

Янтарный кабинет – это единственный интерьер, оформленный с помощью этого удивительного минерала, имеющего такие поэтические названия, как слезы моря и дар солнца. Повторить пример создания мозаики Янтарной комнаты больше никто не пытался - слишком дорогим, трудоемким и непрочным оказалось это «изделие».

Отличительной особенностью интерьера Янтарной комнаты является то, что в его основе господствует материал, а содержательный компонент сведен к минимуму.

Создание уникального убранства было завершено при Екатерине II в 1770-х годах. Янтарный убор располагался на трех ярусах, занимая три стены комнаты. Средний ярус отведен под восемь вертикальных панно, на четырех из которых установлены композиции из цветных камней, выполненных в 1752 году во Флоренции выдающимся камнерезом и гравером Луи Сириесом по эскизам художника Джузеппе Дзокки.

Картины, созданные в технике флорентийской мозаики из сицилийских яшм и маремских кремниев, изображают аллегории пяти чувств: Зрение, Вкус, Слух, Осязание и Обоняние. В промежутках размещены высокие зеркальные пилястры.

Прямоугольные янтарные панно установлены в нижнем ярусе комнаты. Также Янтарную комнату украшал маленький янтарный столик на изящно изогнутой ножке, наборные комоды русской работы и китайский фарфор. В застекленных витринах хранилась одна из самых значительных в Европе коллекция янтарных изделий XVII–XVIII веков.

Янтарная комната была предметом гордости каждого из русских царей – Петра I и Анны Иоанновны, Елизаветы Петровны и Екатерины II, а начиналась ее история в конце XVII – начале XVIII века в Пруссии.

Янтарная комната – из истории

Король Пруссии Фридрих III, взойдя на престол, решил перестроить для своей супруги Шарлотты-Софии небольшой летний дворец в Литценбурге. Автором интерьера одной из комнат стал любимый архитектор королевы И.Ф. Эозандер. В помощь ему из Копенгагена пригласили придворного художника, резчика по янтарю и слоновой кости Г. Вольфрама. После смерти королевы работы по созданию янтарных панно были остановлены и во дворце Литценбурга их так и не установили.

Взошедший на престол король Фридрих Вильгельм I отличался скупостью и все дорогостоящие работы по обустройству дворца прекратил. Вместе с тем, созданные панно он поместил в один из кабинетов Берлинского королевского замка.

Петр Первый, увидевший янтарные панели, восхитился их красотой и не скрывал, что хотел получить бы их для Кунсткамеры.

По одной из легенд, император был так впечатлён коллекцией, что якобы выпросил ее у Прусского короля. Этот миф говорит скорее не об унижении Петра Первого, а о красоте панно.

В действительности же, позже стало известно, что император получил эту коллекцию, а также яхту Либурнику от Прусского короля в качестве дипломатического дара. Это был дорогой подарок - ведь каждый кусочек необработанного янтаря весом от 75 граммов стоил столько же, сколько кусочек серебра. В качестве ответного дара император послал в Пруссию для службы в Потсдамской гвардии 55 высокорослых гренадеров.

Эта легенда стала доказательством красоты и великолепия подаренных панно.

В России ценный груз принял Александр Меншиков, но по каким-то причинам в коллекции не хватало нескольких деталей и Янтарный кабинет при Петре Первом так и не был установлен.

Императрица Елизавета Петровна вспомнив о хранившейся в Летнем дворце панелях, поручила архитектору Бартоломео Растрелли установить их в строящемся Третьем Зимнем дворце. Недостающие детали мастер дополнил зеркальными пилястрами и росписями под янтарь. В 1745 году прусский король Фридрих II, желая расположить к себе Елизавету Петровну, подарил ей еще одно янтарное панно, изображения которого прославляли императрицу. Янтарная комната стала залом официальных приемов в Третьем Зимнем дворце.

В июле 1755 года янтарное убранство было размещено в Екатерининском дворце в Царском селе.

Окончательный вид Янтарная комната приобрела в 1770 году, когда Екатерина II решила внести в нее изменения. Были изготовлены восемь плоских панелей нижнего яруса, восемь филенок под пилястры и множество других деталей, на что за четыре года ушло 450 килограммов янтаря.

Во время Великой Отечественной войны немецкие оккупанты вывезли коллекцию в Кенигсберг и несколько лет она экспонировалась в одном из залов Кенигсбергского музея. 6 апреля при отступлении немецких войск янтарные панно были демонтированы и отправлены в неизвестном направлении. Существуют множество версий о ее нахождении, но разгадать эту тайну до сих пор ученым не удалось.

Восстановление шедевра началось в конце 70-х годов и длилось почти 24 года, на эти цели было выделено 7,85 млн. долларов из бюджета России и 3,5 млн. долларов направил германский концерн «РурГаз». В мае 2003 года Янтарная комната, которую часто называют восьмым чудом света, была торжественно открыта и посетители увидели этот уникальный янтарный интерьер.

www.spb-guide.ru

Янтарная комната: история создания, цифры, факты и тайны

29 апреля 2010 года исполняетсят 10 лет с того дня, когда Германия передала России фрагменты подлинной Янтарной комнаты.

29 апреля 2010 года исполняетсят 10 лет с того дня, когда Германия передала России фрагменты подлинной Янтарной комнаты.

Янтарная комната на протяжении почти трех столетий является своеобразным символом российско-германских отношений. Она первоначально создавалась в Пруссии, потом была подарена России, затем похищена нацистами в Великую Отечественную войну, возрождена российскими мастерами.

История создания Янтарной комнаты

Фрагмент интерьера Янтарной комнаты Екатерининского дворца

Автором первоначального проекта Янтарной комнаты считается Андреас Шлютер, с 1699 года занимавший должность главного архитектора прусского королевского двора. В процессе перестройки Большого королевского дворца в Берлине он решил использовать для отделки интерьера янтарь, никогда прежде для этих целей не применявшийся. Осуществлению оригинального замысла способствовала королевская коллекция янтаря, в которую входили три богато орнаментированные янтарные рамы с зеркалами.

Для работы с янтарем Шлютер пригласил датчанина Вольфрама, придворного мастера датского короля, однако тот успел выполнить намеченное лишь наполовину, поскольку Шлютер был отстранен от дел и придворным архитектором прусского короля назначили шведа фон Гете, у которого с янтарем отношения не сложились. Вольфраму тоже дали отставку. Вскоре Фридриха Вильгельма осенила новая идея - создать янтарный кабинет в замке Шарлоттенбург, но и там дело не было доведено до конца в связи со смертью короля. Его преемнику - Фридриху Вильгельму I янтарный кабинет оказался ненужным. Все детали собрали и свезли в берлинский цейхгауз. Возможно, янтарное творение так и было бы предано забвению, если бы слух о необычном кабинете не дошел до Петра I. Русский царь-реформатор во что бы то ни стало захотел получить янтарный кабинет для Кунсткамеры.

Янтарная комната в России

В 1716 году Фридрих Вильгельм I в качестве дипломатического подарка преподнес Янтарную. комнату Петру I. Да не только янтарный кабинет, а в придачу к нему еще и яхту "Либурника". Ответным подарком прусскому королю стали 55 русских гренадеров и кубок собственной работы. В Петербург янтарный кабинет везли в ящиках на восемнадцати телегах через Кенигсберг, Мемель и Ригу. В новой российской столице ценный груз принял губернатор Александр Данилович Меншиков. История не сохранила документов о том, как и почему в ящиках, распакованных Меншиковым согласно приложенной к грузу инструкции, не хватало многих деталей, но факт остается фактом - при жизни Петра янтарный кабинет так и не был установлен. Янтарные панно довольно долго лежали невостребованными в людских покоях Летнего дворца Петра, пока о них не вспомнила взошедшая на российский престол его дочь Елизавета. Она решила использовать янтарный кабинет для убранства одного из покоев Зимнего дворца - своей официальной резиденции. Устройством его занялся обер-архитектор Варфоломей Растрелли, который восполнил нехватку янтарных деталей зеркальными пилястрами и росписями панно "под янтарь" и разместил Янтарную комнату в Екатерининском дворце  Царского Села.

Янтарная комната в Екатерининском дворце

Комната была расположена на площади 100 кв метров, а 40 кв метров янтаря разместились среди зеркал. Интерьер украшала мраморная флорентийская мозаика.

Неожиданно в 1745 году часть недостающих деталей декора нашлась - прусский король подарил Елизавете Петровне четвертую раму янтарного кабинета, сделанную по проекту архитектора Рейха. Собранная таким образом комната с 1746 года стала служить местом для официальных приемов. Но через девять лет императрица приказала перенести Янтарную комнату в Большой дворец Царского Села, что и было исполнено.

Свой окончательный вид Янтарная комната приобрела лишь к 1770 году, когда согласно воле Екатерины II в отделку комнаты были внесены некоторые изменения. Реставрация кабинета в последующем проводилась пять раз. Всерьез взяться за комнату намеревались в 1941 году.

Во время Великой Отечественной войны Янтарная комната оказалась не вывезенной в тыл в ряду других наиболее ценных экспонатов ввиду хрупкости деталей. Ее законсервировали, оклеив бумагой, марлей и ватой. Но спасти все-таки не удалось. Оккупанты вывезли ее в Кенигсберг. Похищенные янтарные панно и двери были смонтированы в одном из залов Кенигсбергского замка и стали лучшим украшением работавшего там музея. При отступлении немецких войск комната была демонтирована и не позднее 6 апреля 1945 года вывезена в неизвестном направлении.

Восстановление Янтарной комнаты

В конце 1970-х годов Совет Министров РСФСР распорядился восстановить Янтарную комнату. В 1983 году в России начались работы по восстановлению Янтарной комнаты, к ноябрю 1996 года они были  завершены примерно на 40%. На этих работах было занято 40 специалистов, руководил  работами Александр Журавлев.

За это время федеральный бюджет смог перечислить музею в общей сложности немногим более 7 млн долл., причем деньги поступали весьма нерегулярно.

6 сентября 1999 года в Царском селе был подписан договор между Министерством культуры РФ и германским концерном "Рургаз" о выделении 3,5 млн долларов на восстановление Янтарной комнаты.

29 апреля 2000 года в Екатерининском дворе Царского Села министр по делам культуры ФРГ Михаэль Науман передал и.о. президента РФ В.В. Путину фрагмент подлинной Янтарной комнаты. В Россию вернулись два фрагмента комнаты, обнаруженные в Германии, - флорентийская мозаика "Обоняние и осязание", одна из четырех, изготовленных в 1787 году по заказу Екатерины, и янтарный комод, изготовленный в 1711 году берлинскими ремесленниками и занимавший одно из центральных мест в меблировке Янтарной комнаты. 

В 1997 году немецкие власти конфисковали эту мозаику у некоего нотариуса, которому передал ее на временное хранение немецкий офицер, участвовавший в вывозе Янтарной комнаты из Царского Села. Нотариус попытался ее продать, но его судили, а право владения мозаикой признали за его дочерью. Она же отказалась от претензий на янтарную панель, передав все права на нее городу Бремену, который и передал ее музею-заповеднику "Царское Село". В итоге у реставраторов оказались две одинаковые картины. Одна из них была восстановлена из  уральского камня, другая, подлинная, вернулась из Германии. При сравнении двух мозаик ‑ найденного оригинала и сделанной реставраторами копии ‑ выявились лишь незначительные расхождения. Мастера из Царскосельской янтарной мастерской сумели практически воссоздать школу флорентийских мозаичников XVIII века. 

Фрагмент южной стены Янтарной комнаты Екатерининского дворца

В феврале 2002 года в Царском Селе был завершен очередной этап воссоздания Янтарной комнаты: в Екатерининском дворце были установлены две большие янтарные панели на южной стене парадного зала. В центральную янтарную раму вмонтировали картину из цветных камней "Осязание и обоняние", выполненную в технике флорентийской мозаики.

К 13 мая 2003 года работы по восстановлению Янтарной комнаты в Екатерининском дворце были завершены и приняты у царскосельских реставраторов российско-германским  экспертным советом с оценкой "отлично".

Мастера, реставрировавшие Янтарную комнату - Александр Крылов, Александр Журавлев, Борис Игдалов.

Хранителем комнаты стал художник-реставратор Александр Крылов.

Официальное открытие

Янтарной комнаты  состоялось 31 мая 2003 года , в заключительный день основных торжеств в честь 300‑летия Петербурга. В этот день в Екатерининский дворец прибыли Президент России Владимир Путин и канцлер Германии  Герхард Шредер и все участники Европейского саммита, который собрался в юбилейном Петребурге.  

3 июня 2003 года в Екатерининский дворец пришли все желающие.

Высота Янтарной комнаты ‑ 7, 8 метра, площадь пола  ‑ 100 кв. метров,  облицовка  трех  стен  янтарем ‑  86 кв. метров.

Реставрация Янтарной комнаты длилась 23 года и на нее израсходовано:

 ‑ 11, 35 млн. долларов, в том числе 7,85 млн. из бюджета России и 3,5 млн. из средств немецкой фирмы "РургазАГ";

 ‑ 6 тонн янтаря, в том числе отходы, которые составили 80%

 ‑ для восстановления Янтарной комнаты использовался камень из Калининградского месторождения, насчитывающего 95% мировых запасов янтаря;

‑ самый большой самородок, использованный в работе, весил один килограмм. Его купили у московского коллекционера за тысячу долларов.

Материал подготовлен на основе информации открытых источников

ria.ru

Как лучше посетить янтарную комнату в Пушкине?

Всего в 25 километрах от Санкт-Петербурга расположен государственный музей-заповедник «Царское село» — летняя императорская резиденция. Сюда стремятся сотни тысяч туристов со всего света, в первую очередь, ради Янтарной комнаты в Екатерининском дворце. Сразу стоит оговориться, что Царское село и Пушкин — это два названия одного города, первое появилось в XIX веке, второе название возникло в 1937 году, когда отмечали 100-летие смерти поэта. Добраться до этого места можно несколькими способами..

  1. Самый комфортный и быстрый вариант — индивидуальная экскурсия в Пушкин с посещением Янтарной комнаты — именно ее в первую очередь мечтают увидеть миллионы туристов со всего мира.
  2. Если Вы хотите немного сэкономить на поездке, но при этом услышать рассказ о достопримечательностях, которые Вы увидите по дороге, можно заказать экскурсию на большом автобусе для групп. К сожалению, этот вид экскурсии не избавит Вас от очереди во дворец, которая в разгар летнего сезона может отнять несколько часов. Поскольку продолжительность таких экскурсий ограничена, дворец Вы осмотрите довольно бегло, на Янтарную комнату будет выделено не более пяти минут, а Екатерининский парк может остаться и вовсе без внимания.
  3. Вариант для самых смелых и выносливых — самостоятельная поездка. До Пушкина идет электричка от Витебского вокзала или общественный транспорт от станции метро «Московская» или «Купчино». На электричке ехать приятнее, но от вокзала придется еще добираться до дворца, маршрутка же следует прямо к месту назначения. Но здесь Вас может ждать неприятный сюрприз. Дело в том, что с мая по сентябрь во дворец туристам-одиночкам попасть практически невозможно, не простояв в очереди два, три, а, порой и четыре часа. Пускают во дворец по только с 12.00 до 14.00 и с 16.00 до 17.00, остальное время отводится для заказных групп или индивидуальных туристов с гидом. Единственный плюс такой поездки по сравнению с экскурсией на большом автобусе в том, что Вы не привязаны к группе, и поэтому сможете осмотреть те места, которые обычно остаются без внимания. Впрочем, все это можно сделать и на индивидуальной экскурсии, значительное преимущество которой в том, что она гарантирует проход во дворец без очередей.

Пусть Вас, однако, не пугают все эти сложности, ведь Царское село известно на весь мир своими достопримечательностями:

Екатерининский дворец с Золотой анфиладой залов, частью которой является Янтарная комната. Она вошла в «Книгу рекордов Гиннеса» как самое крупное в мире изделие из янтаря — неслучайно ее называют «восьмым чудом света». На этот уникальный интерьер было потрачено более 6 тонн января (из них на стенах после обработки осталось менее 1 тонны), 11,5 миллионов долларов и 24 года работы. Новая Янтарная комната была открыта в 2013 году, но ее «молодость» не делает ее менее ценной или интересной, чем оригинал, который был навсегда утрачен во время Великой Отечественной войны. Сам дворец чудом не взлетел на воздух — он был заминирован, но его так и не успели взорвать. Однако пожар уничтожил все залы, на восстановление которых потребовалось более двадцати лет усилий реставраторов. Благодаря мужеству сотрудников музея удалось спасти около12000 экспонатов — чуть более четверти всего убранства.

Екатерининский парк, где соединяется эпоха барокко и эпоха романтизма, а павильоны, обелиски, ворота и статуи напоминают о выдающихся военных достижениях России.

Павильон «Эрмитаж» в Екатерининском парке заслуживает отдельного внимания, в котором несколько раз день демонстрируется механизм, поднимающий стол с первого на второй этаж, где устраивались приватные вечеринки императрицы — «эрмитажи». Павильон «Агатовые комнаты» сохранил подлинную отделку эпохи Екатерины II: шесть залов для отдыха, украшенных уразовской яшмой, которую в XVIII веке называли агатом.

Царскосельский лицей, где шесть лет учился А. С. Пушкин — недаром город сейчас носит его имя. Еще один музей, связанный с именем поэта, находится неподалеку от дворца — это дача Китаева, на которой он провел медовый месяц.

Александровский парк с постройками в китайском стиле и Александровский дворец, ставший последним домом для последней императорской семьи.

Федоровский собор, напоминающий храмы Ростовского кремля и возведенный по личному распоряжению Николая II. Неподалеку от собора расположена Ратная палата — единственный в России музей Первой мировой войны.

Баболовский парк, где находится самая большая гранитная ванна в России диаметром более 5 метров и высотой почти 2 метра — все, что осталось от разрушенного фашистами дворца. «Царь-ванну» вытесывали из цельного куска гранита под руководством Самсона Суханова в течение десяти лет — с 1818 по 1828.

Как видите, на осмотр Пушкина и его окрестностей может не хватить целой недели. Сам город напоминает музей под открытым небом с многочисленными памятниками, храмами, историческими постройками. Здесь жили и работали не только А. С. Пушкин, но и Г. Р. Державин, Н. М. Карамзин, В. А. Жуковский, Н. С. Гумилев, А. А. Ахматова. Если Вы решите посвятить этому месту целый день — неважно, решите ли Вы добраться до города с большой группой, или посмотреть индивидуально Янтарную комнату и другие достопримечательности, — не оставляйте без внимания дворцово-парковый ансамбль Павловска, находящийся всего в 10 минутах езды от Пушкина. Это даст Вам возможность сравнить две абсолютно разные по стилю и духу императорские резиденции, осмотреть великолепный, и в то же время уютный, Павловский дворец, отдохнуть в Павловском парке, самом большом в Европе, а также пообедать в знаменитом ресторане русской кухни «Подворье», который сам по себе давно стал достопримечательностью.

spb-travel.com

Где находится Янтарная комната в Санкт-Петербурге

Впервые именно в Янтарной комнате мастерами минерал был применен для создания панелей и мозаичных картин, до этого он использовался только как декоративный элемент. Петр I во время путешествия в Европу узнал о таком чуде и пожелал иметь его в своей коллекции. При встрече с прусским королем он получил Янтарный кабинет в подарок.

То, как доставляли панно из янтаря в Петербург, заслуживает отдельного рассказа, однако Петр, увидев подарок, расстроился. Дело в том, что не все было готово к монтажу, многих деталей не хватало.

Лишь в 1743 году начались масштабные работы по изготовлению деталей и подгонке панно под габариты отведенного для комнаты зала. Спустя несколько лет Янтарная комната стала официальным рабочим кабинетом, где велись приемы иностранных послов.

В 1753 году Зимний дворец подвергся перестройке, и Янтарная комната буквально на руках была перенесена в Царское Село. Здесь работы по монтажу начались практически заново, ведь помещение выделялось значительно большее, чем в Зимнем. Так Янтарная комната получила новый облик, который, безусловно, восхищал всех, кому довелось там побывать.

Добравшись до Екатерининского дворца, фашисты опустошили все помещения, в том числе и кабинет, который был выставлен для обзора в замке Кенигсберга. После случившегося пожара все панно упаковали и спрятали в подвал, больше Янтарная комната нигде не восстанавливалась.

После вторжения советских войск в Германию и окончания войны начались исследования, целью которых было отыскать пропавшую Янтарную комнату. Существовали разные мнения: то ли кабинет не пережил пожар, то ли все-таки пережил, но где тогда он может находиться? Периодически выдвигаются все новые гипотезы, предполагается, что она была вывезена далеко за пределы Германии. На поиски отправлялись десятки исследователей, изучались архивные данные, однако поиски так и не увенчались успехом, комната пропала.

С 1979 г. по 2003 г. велись старательные и кропотливые работы по восстановлению Янтарной комнаты. Для производства утраченных панно была создана специальная мастерская, где десятки мастеров трудились над реконструкцией, казалось бы, утраченной истории. Сейчас любой гость Санкт-Петербурга, отправившись в Царское Село, может своими глазами увидеть копию того, что в свое время вызывало трепет и благоговение, а вместе с тем гордость и чувство величия.

www.kakprosto.ru

Где находится Янтарная комната в 21 веке и почему она когда-то исчезла?

Последствиями Второй Мировой войны стали не только многомиллионные человеческие жертвы, но и разрушения и утрата величайших исторических памятников. Такой бесценной пропажей является Янтарная комната, о местонахождении которой ничего не известно с 1945 года.

Создание янтарного кабинета

Король Фридрих I став королем Пруссии, занялся активной перестройкой Берлина, особое внимание уделялось королевской резиденции, которая состояла из целого комплекса сооружений 16-17 века. Прусская королева София-Шарлотта мечтала перестроить свой дворец Литценбург, и создать французский шик Версаля в Берлине.

Существует две версии того, кто являлся архитектором Янтарной комнаты. Согласно первой архитектором янтарного шедевра занимался немецкий архитектор Андреас Шлютер, который с 1699 года являлся главным зодчим Пруссии. Вторая версия приписывает авторство сооружения архитектору И.Ф. Эозандеру. К сожалению, ни одна из версий не подтверждает документально.

Королевская чета впервые заинтересовалась янтарем после визита в Кёнигсберг, который славился добычей янтаря, к тому же супруги получили в дар две большие рамы из янтаря. Возможно, первоначальная идея янтарных панно пришла в голову королеве и предназначалась для ее дворца Литценбург, за перестройку отвечал Эозандер.

Для работы с янтарем в 1701 был приглашен датский резчик по янтарю, считавшийся лучшим в Европе, Г. Вольфрам, однако, спустя пять лет он вернулся к себе на родину, из-за конфликта с главным архитектором. На место датчанина были приглашены сразу же два резчика из Данцига, которые на протяжении 1707 -1713 работали над уникальной отделкой янтарных панелей.

К сожалению, смерть королевы в 1709 году немного приостановила работу, к тому же король принимает решение не менять архитектуру дворца, в память об умершей жене, а янтарную отделку использовать для Ораниенбургской резиденции.

После смерти Фридриха I работы были прекращены, и янтарная отделка была спрятана на склад, кроме нескольких панелей которые решили применить для украшения парадных покоев королевского дворца.

Пребывание янтарного шедевра в Российской империи

Янтарная отделка поразила русского царя Петра I во время его короткого пребывания в Пруссии в 1713 году, царь выразил свой восторг прусскому монарху. В 1716 году был заключен прусско-русский союз, произошёл взаимный обмен подарками, одним из таких подарков для русского царя и стала Янтарная комната.

В 1718 году подарок был доставлен в Санкт-Петербург, также прилагалась подробная инструкция, в которой указывалась, как распаковывать и монтировать янтарный шедевр. Приказ о монтировании янтарного кабинета отдал вовсе не Петр I, о подарке вспомнила его дочь императрица Елизавета, которая решила украсить им свои личные покои.

За отделку императорских покоев отвечал архитектор Франческо Растрелли, с хрупким янтарем работал итальянец Алекс Мартелли. Трудности в работе у итальянского мастера возникли почти сразу, так как янтарных панелей не хватало, поэтому чтобы не испортить интерьер итальянец добавляет зеркал и расписывает «под янтарь» несколько панно.

Узнав о проблеме, с которой столкнулись в России, прусский монарх решает преподнести императрице янтарную раму, она замечательно дополнила ансамбль.

Мартелли завершил работу в 1746 году, галерея очень понравилась императрице, и было принято решение использовать ее для приема иностранных делегаций.

Вскоре Елизавета Петровна принимает решение разместить янтарную комнату во дворце Царского Села, поэтому янтарные панели и мебель аккуратно снимаются и упаковываются в ящики, каждый из ящиков вручную переносится на новое место.

На новом месте возникает старая проблема — отведенная галерея, превышала площадь предыдущего помещения, поэтому недостающие места затягиваются холстом и расписываются Бельским «под янтарь».

Уже во времена царствования Екатерины II принимается решение о создании дополнительных янтарных панелей для пустующих мест, для этих целей было привезено более четырехсот килограмм янтаря, и наконец, к 1770 году янтарная комната обретает свой окончательный вид.

Янтарная галерея, поражающая своей солнечной красотой состояла из множества предметов:

  • Янтарных панно на стенах,
  • Картин в янтарных рамах,
  • Шкатулки и ларцы различных размеров, отделанные янтарем,
  • Флорентийские мозаики на аллегорические темы из полудрагоценных камней,
  • Зеркальные пилястры,
  • Янтарный столик,
  • Люстры и подсвечники из золота декорированные янтарным камнем и др.

Во времена потомков Екатерины, вплоть до самой революции за янтарной комнатой следил специальный смотритель, и время от времени проводились реставрационные работы.

После прихода к власти большевиков за сохранностью янтарной комнаты строго следили, так в 1933-35 была проведена частичная реставрация, на 1941 год была запланирована масштабная реставрация янтарного шедевра.

История исчезновения

События 1941 года изменили планы реставрационных работ, множество музейных ценностей были эвакуированы на восток страны, однако, янтарную комнату из-за ее хрупкости транспортировать не решились, так как боялись ее разрушения, поэтому было принято решение подвергнуть ее консервации.

Все янтарные ценности обклеили плотной бумагой, сверху покрыли марлей и обложили ватой, сверху были положены деревянные щиты – считалось, что эти меры могут защитить ценности от взрывной волны при бомбежках.

В сентябре 1941 году в оккупированный город Пушкин прибыли специалисты команды «Кунсткомиссион», которые отвечали за исторические ценности на оккупированных территориях.

Янтарное убранство было аккуратно снято и вывезено в Кенигсберг, в немецких бумагах янтарная комната значится как подарок Кёнигсбергскому музею от Нацистского государственного управления дворцов и садов.

Полученную комнату не спрятали, а наоборот выставили в одном из залов Кенигсбергского замка, однако, предоставленный зал был небольшой площади, поэтому некоторые из янтарных ценностей остались упакованными в ящиках.

В результате кардинального изменения ситуации на военном фронте, в 1945 году нацистское руководство принимает решение спрятать янтарные панели, комнату вновь разобрали и аккуратно упаковали в ящики, которые были вывезены в неизвестном направлении, за отправкой следил Герман Геринг.

Упаковывали янтарные ценности в специальную тару, для изготовления которой использовали оцинкованную сталь, дубовые доски, асбест и жидкое стекло. Параллельно с этими ящиками были изготовлены и «обманки», которые для дезинформации наполнили кирпичами, стеклом и мелким янтарем.

Во время переезда в Тюрингию один из грузовиков специально был уничтожен, для того чтобы все увидели просыпанный янтарь. Куда были вывезены настоящие ценности не известно, по воспоминаниям дочери немецкого искусствоведа Роде, упакованные ящики пытались вывести по железной дороге ф январе 1945 года, однако, погружены в вагоны они так и не были, так как подтверждающий приказ из Берлина не последовал.

К тому же немецкое командование понимало, что железная дорога, воздушное и морское пространство контролируется противником. Поэтому Роде в письме руководству обозначает, что безопаснее сохранить Янтарную комнату в надёжном бункере, что он впоследствии и предпринял, вход в бункер был тщательно замаскирован.

Замок, в котором до исчезновения находилась Янтарная комната, был оккупирован советскими войсками в апреле 1945 года, а спустя два дня во дворце начался пожар.

Осенью 1945 года на допросе арестованный союзными войсками Роде, рассказал, что представляет собой система подземных городов СС, именно там, якобы и скрыты награбленные ценности, также он упоминал и Янтарную комнату. Однако, протокол допроса был утерян, а Роде скоропостижно скончался при таинственных обстоятельствах, хранилище о котором упоминал Роде, вскрыто не было.

Версии местонахождения шедевра

О том, что случилось с янтарным шедевром, нет одного мнения, основными версиями являются: 

  1. Комната была полностью уничтожена во время сильного пожара в Кёнигсберге.
  2. Шедевр до сих пор спрятан в одном из бункеров Восточной Германии.
  3. Часть янтарных панно, которые не выставлялись в экспозиции, были вывезены СССР, а впоследствии отданы США как оплата поставок по ленд-лизу.
  4. Ящики с разобранной янтарной комнатой были закопаны на окраине Асса, на полуострове Ютландия.
  5. Шедевр находится в тайных хранилищах под разрушенным в 1969 Королевским замком.
  6. Утерянная комната тайно перевезена союзными войсками и продана в частные коллекции США, эту гипотезу подтверждают подлинные элементы комнаты, обнаруженные на протяжении 1994-1997 годов.
  7. Коллекция находится в Южной Америке у потомков, сбежавших нацистов.

Поиски Янтарной комнаты

Поисками пропавшего шедевра занимаются уже больше 70 лет. С 1945 года они велись как кладоискателями-одиночками, так и представителями многочисленных организаций, СССР остановила официальные поиски лишь в 1984 году.

На протяжении этих 40 лет было выдвинуто множество гипотез, названо около трехсот мест возможного нахождения комнаты, однако, ни одно из них подтверждено не было. Также не было найдено подтверждений о гибели комнаты во время пожара.

Сразу же после победы над нацистами в Кенигсберге стала работать группа советских исследователей во главе с А. Брюсовым, которая занималась розыском утерянного шедевра. В разрушенных бомбежками стенах дворца были найдены множество сгоревших ящиков и фрагментов различных ценностей, что наталкивало на мысль об утере бесценного шедевра.

Однако, исследователи пришли к мнению, что Янтарная комната не могла находиться здесь, так как панно содержали множество металлических изделий, остатки которых обнаружены не были. До конца 50-х годов все поисковые работы советских исследователей были засекречены и только в 1958 году они были обнародованы путем подачи информационной статьи в газете «Калининградская правда».

Еще большую путаницу в поиск комнаты внес бывший гаулейтер Восточной Пруссии Эрих Кох, который в интервью журналистам заявил, что все янтарные ценности были спрятаны в бункере под церковью в Кёнигсберге, однако, вскоре Кох от своих показаний отрекся, и заявил, что Янтарная комната находится в Центральной Германии.

В 1970-х годах в германской газете «Ди Вельт» появляется публикация, в которой говорилось, что ящики с янтарными панно перевозились на лайнере «Вильгельм Густлов», однако, лайнер был торпедированных советской подводной лодкой недалеко от Штолпмюнде.

На месте крушения были предприняты ряд экспедиций, во время одной из них было обнаружено, что борт лайнера прорезан автогеном, попасть, внутрь не удалось.

Как бы то ни было не одна из многочисленных версий о местонахождении утерянного шедевра, не были подтверждены, как, впрочем, и опровергнуты.

Янтарная комната 21 века

В 70-х годах в СССР принимается решение о воссоздании утерянного шедевра, и в 1983 году начинаются подготовительные работы. Колоссальная работа завершилась через двадцать лет, торжественное открытие произошло в 2003 году.

На восстановление были потрачены колоссальные средства, так только за период 1991 -1996 годы было потрачено около 7 млн. долларов. Также в Россию были возвращены два фрагмента оригинальной комнаты – мозаика, созданная уже при Екатерине II, и комод из янтаря, изготовленный ремесленниками Берлина.

Официальное открытие восстановленного шедевра произошло в мае 2003 года, на открытии присутствовал канцлер Германии Шредер. Воссозданная Янтарная комната занимает площадь 10 м2, высота составляет 7,8 метра.

Для воссоздания янтарного шедевра понадобились колоссальные силы и средства:

  • Более 7 500 000 $ из российского бюджета,
  • Около 3 500 000 $ спонсорской помощи немецкой компании «РургазАГ»,
  • Шесть тонн калининградского янтаря (80 % стали отходами),
  • В работе использовался самый большой янтарный самородок в мире – вес 1 кг.

Основной вклад в восстановительные работы внесли художники А. Журавлев, А. Крылов, Б. Игдалов. Получившийся шедевр, по отзывам видевших оригинал, во много раз лучше немецкого оригинала, и современные мастера ни в чем не уступают флорентийским и немецким мастерам 17-18 века.

Современный янтарный шедевр находится в постоянной экспозиции в Екатерининском дворце в городе Пушкин.

pro-kamni.com