Как выделяется прямая речь в предложении, в диалоге? Выделение прямой речи в предложении


Прямая и косвенная речь

Чужая речь – это высказывание других лиц. Она может передаваться прямой и косвенной речью.

Способы передачи чужой речи:

1) предложения с прямой речью Дед сказал: «Урожай нынче добрый будет».
2) сложноподчиненные предложения с косвенной речью для передачи чужой речи с изменениями Дед сказал, что в этом году урожай пшеницы будет богатый.
3) простые предложения с дополнением, называющим тему чужой речи Дед долго рассказывал о влиянии погоды на урожай.
4) предложения с вводными словами и предложениями для передачи источника сообщения Как сказал дед, хлеб добрые руки любит.

Прямая речь – это дословное воспроизведение чужого высказывания. Для ее передачи используются специальные синтаксические конструкции, которые состоят из 2 компонентов: слов автора и собственно прямой речи.

   Я сказал: «Поедем завтра на рыбалку!»

   Миша ответил: «Хорошо, я заеду за тобой в пять утра».

Прямую речь обычно сопровождают слова автора, поясняющие, кому она принадлежит (слова автора в приведённых примерах: я сказал, Миша ответил).

При передаче прямой речи на письме прямая речь заключается в кавычки.

Когда прямая речь стоит после слов автора, то перед ней ставится двоеточие и первое слово в прямой речи пишется с прописной буквы, например:

   Коновалов спросил меня: «Ты читать умеешь?»

Когда прямая речь стоит перед словами автора, то после неё ставятся запятая и тире, например:

   «Я послезавтра на Волгу поеду», — сказал Саша.

Если в этом случае в прямой речи содержится вопрос или она произносится с восклицанием, то после неё ставятся вопросительный или восклицательный знак и тире, например:

   «Кто кричит?» — раздался с моря суровый окрик.

   «Едем!»— сказал Гаврила, опуская вёсла в воду.

Прямую речь могут разрывать слова автора, при этом знаки препинания ставятся так: если на месте разрыва прямой речи нет никакого знака или имеется запятая, точка с запятой или двоеточие, то слова автора выделяются с обеих сторон запятыми и тире.

Без авторских слов:

   «Выслушайте меня когда-нибудь до конца».

   «Меня зовут Фомой, а по прозвищу Бирюк».

   «Дождь пойдёт: утки вон плещутся, да и трава больно сильно пахнет».

С авторскими словами:

   «Выслушайте меня, — сказала Надя, — когда-нибудь до конца».

   «Меня зовут Фомой, — ответил он, — а по прозвищу Бирюк».

   «Дождь пойдёт, — возразил Калиныч, — утки вон плещутся, да и трава больно сильно пахнет».

Если на месте разрыва прямой речи стоит точка, то перед словами автора ставятся запятая и тире, а после них — точка и тире; вторая часть прямой речи начинается с прописной буквы.

Без авторских слов:

«Пойдёмте гулять завтра поутру. Я хочу узнать от вас латинские названия полевых растений и их свойства».

С авторскими словами:

   «Пойдёмте гулять завтра поутру, — сказала Анна Сергеевна Базарову. — Я хочу узнать от вас латинские названия полевых растений и их свойства».

Если на месте разрыва прямой речи стоит вопросительный или восклицательный знак, то перед словами автора ставится тире, а после них точка и тире; вторая часть прямой речи начинается с прописной буквы.

Без авторских слов:    «Что вы тут делаете? Букет вяжете?» и «Что вы тут делаете? — промолвил Базаров.— Букет вяжете?»

С авторскими словами: «Ну, хорошо, хорошо! Я никому не скажу». «Ну хорошо, хорошо! — засмеялась Валя.— Я никому не скажу».

Знаки препинания в предложениях с прямой речью:

Косвенная речь – это пересказ чужого высказывания. Для ее оформления используется один из типов придаточного предложения – конструкция с придаточным изъяснительным.

Главная часть таких предложений строится от имени автора текста и соответствует словам автора при прямой речи, а придаточная часть передает содержание высказывания и соответствует прямой речи.

Цель высказывания

Способ присоединения

Примеры

Повествовательное предложение

Союзы будто, что

Он сказал, что прилетит утром.

Вопросительное предложение

Местоимения и наречия кто, что, какой, где, почему, когда;частица ли в значении союза

Мама спросила, когда прилетит самолет.

Побудительное предложение

Союз чтобы

Начальник приказал, чтобы все вышли на улицу.

Синтаксически косвенная речь представляет собой сложноподчиненное предложение, где в главном предложении передаются слова автора, а в придаточном — само высказывание.

   Антон сказал, что завтра мы поедем за город.

При передаче чужих слов в прямой речи обращения, междометия, вводные слова сохраняются, а в косвенной речи они опускаются.

Например:

   «Эй, Петя, ты сдал экзамен?» — спросила Надя (прямая речь).

   Надя спросила Петю, сдал ли он экзамен (косвенная речь).

Вопрос, переданный в косвенной речи, называется косвенным вопросом. После косвенного вопроса вопросительный знак не ставится.

Нравится

Комментарии:

Добавить комментарий

yznaika.com

Прямая речь и знаки препинания при ней

Прямой речью называется чья-либо речь, переданная буквально, без изменения формы, например:

  • Брат сказал: "Я хочу с тобой поехать". Я ответил: „Приходи завтра утром ко мне". (Выделенные предложения передают слова говорящих буквально, без изменения формы; это прямая речь.)

Прямую речь обычно сопровождают слова автора, поясняющие, кому она принадлежит (слова автора в приведённых примерах: брат сказал, я ответил).

 

При передаче прямой речи на письме знаки препинания ставятся так:

1) Прямая речь заключается в кавычки.

2) Когда прямая речь стоит после слов автора, то перед ней ставится двоеточие и первое слово в прямой речи пишется с прописной буквы, например:

  • Коновалов спросил меня: "Ты читать умеешь?"

3) Когда прямая речь стоит перед словами автора, то после неё ставится запятая и тире, например:

  • "Я послезавтра на Волгу поеду",- сказал Саша. (Ч.)

4) Если в этом случае в прямой речи содержится вопрос или она произносится с восклицанием, то после неё ставится вопросительный или восклицательный знак и тире, например:

  1. "Кто кричит?" - раздался с моря суровый окрик. (М. Г.)
  2. "Едем!" - сказал Гаврила, опуская вёсла в воду. (М. Г.)

 

5) Прямую речь могут разрывать слова автора, при этом знаки препинания ставятся так:

Если на месте разрыва прямой речи нет никакого знака или имеется запятая, точка с запятой или двоеточие, то слова автора выделяются с обеих сторон запятыми и тире, например:

Без авторских слов:

  1. "Выслушайте меня когда - нибудь до конца".
  2. "Меня зовут Фомой, а по прозвищу Бирюк".
  3. "Дождь пойдёт: утки вон плещутся, да и трава больно сильно пахнет".

С авторскими словами:

  1. "Выслушайте меня,-сказала Надя,- когда-нибудь до конца". (Ч.)
  2. "Меня зовут Фомой,-ответил он,- а по прозвищу Бирюк". (Т.)
  3. "Дождь пойдёт, - возразил Калиныч,- утки вон плещутся, да и трава больно сильно пахнет". (Т.)

 

6) Если на месте разрыва прямой речи стоит точка, то перед словами автора ставится запятая и тире, а после них точка и тире; вторая часть прямой речи начинается с прописной буквы, например:

Без авторских слов:

  • „Пойдёмте гулять завтра поутру. Я хочу узнать от вас латинские названия полевых растений и их свойства."

С авторскими словами:

  • „Пойдёмте гулять завтра поутру,-сказала Анна Сергеевна Базарову. - Я хочу узнать от вас латинские названия полевых растений и их свойства".

 

7) Если на месте разрыва прямой речи стоит знак вопросительный или восклицательный, то перед словами автора ставится тире, а после них точка и тире; вторая часть прямой речи начинается с прописной буквы, например:

Без авторских слов:

  1. "Что вы тут делаете? Букет вяжете?"
  2. "Ну, хорошо, хорошо! Я никому не скажу."

С авторскими словами:

  1. "Что вы тут делаете? - промолвил Базаров. - Букет вяжете? (Т.)
  2. "Ну, хорошо, хорошо - засмеялась Валя. - Я никому не скажу. (Н. О.)
← Диалог, замена прямой речи косвенной Слова-предложения да и нет →
 

Еще по данной теме::

russkay-literatura.ru

Предложения с прямой речью. Примеры. Правила русского языка :: SYL.ru

Чаще всего, дословно передавая чьи-то слова, люди и не задумываются, что используют в своем высказывании предложения с прямой речью. Если их перенести на бумагу, то они потребуют правильного схематического написания с оформлением с помощью специальных знаков препинания – кавычек.

Любое высказывание, будь то мысленное или озвученное, можно записать в виде предложения с прямой речью либо повествования. В современном русском языке различают конструкции с прямой, несобственно-прямой речью, косвенной и диалог.

Что такое прямая речь?

В русском языке предложения с прямой речью служат для дословной передачи чужих слов. При этом важным является также указание на того, кто их произнес, поэтому в составе такого предложения есть слова автора и его высказывание. В словах автора всегда присутствует глагол, показывающий, каким именно способом передается речь или с какой эмоциональной окраской. Например, сказал, подумал, произнес, утвердил, подсказал и другие:

  • «Что-то похолодало, может, неподалеку град прошел», - подумал Петр.
  • Я тебе приказываю: «Оставь брата в покое, пусть сам разбирается со своей жизнью».
  • «Почему здесь никого нет, - удивилась Аленка, - я пришла раньше или опоздала?»
  • «Вот так всегда», - тяжело вздохнула бабушка.

Мало кто знает, что первые книги печатались без знаков препинания, а такое понятие, как «кавычки» впервые применили в литературе в конце 18 века. Считается, что этот символ ввел в употребление для письменной речи Карамзин Н. М. Свое название они получили, скорее всего, от диалектного слова «кавыш», которое означало «утенок». Похожие на следы от утиных лапок, кавычки прижились и стали знаком препинания при написании названий и передаче чужих слов.

Оформление конструкций, передающих чужую речь

Предложения с прямой речью делятся на две части: слова автора и высказывание. Для их разделения применяют кавычки, запятые, тире и двоеточия. Только в том случае, если не указывается говорящий, кавычки не ставят, например, это пословицы и поговорки (Без труда не вытянешь рыбку из пруда), у которых автор народ, лицо собирательное.

Знаки препинания в предложениях с прямой речью ставятся в зависимости от того, где именно находятся слова автора.

  • Когда авторские слова в начале предложения, после них ставится двоеточие, а высказывание оформляется с двух сторон кавычками. Например, "Учительница напомнила классу: «Завтра в школе субботник»". В конце предложения с прямой речью (примеры ниже) ставится знак, в зависимости от интонации. Например:1) Маша удивилась: «Ты откуда здесь взялся?»2) Испугавшись темноты, малыш закричал: «Мама, я боюсь!»
  • Если такое предложение начинается с абзаца, перед ним ставится дефис, но не используют кавычки. Например:
  • Мальчишки бежали по улице и кричали:- Кому свежая газета! Покупайте свежие новости!
  • Когда прямая речь идет до слов автора, то она берется в кавычки со знаком препинания, соответствующим интонации, после чего обязательно ставится тире. Лучшим примером являются предложения с прямой речью из литературы русской классики:«Я в театр не пойду», – неприязненно отозвался Шариков и перекрестил рот (Булгаков).«Далече ли до крепости?» – спросил я у своего ямщика (Пушкин).
  • Прямая речь может прерываться словами автора, и в этом случае в конце ее первой части ставится знак, в зависимости от повествования, за ним тире и слова автора, которые могут заканчиваться точкой (законченное предложение) или запятой. После авторских слов также обязательно ставится тире. Если «разорванные» предложения с прямой речью берутся в кавычки, то их ставят в начале и в самом конце фразы:«Я никуда с тобой не поеду! – крикнула Маша. – Не приходи сюда больше».
  • В том случае, если в словах автора применяются два глагола, то они могут относиться к первой и второй части предложения с прямой речью. Примеры: «Все способы лечения уже попробовали, - вздохнул доктор, а затем с надеждой спросил. – А, может, забыли какой-то?»- Ты зачем меня позвал? - спросил Голос и добавил. – Думаешь, я тебе одному нужен?
  • Знаки препинания в предложениях с прямой речью без указания автора, идущие в одной строке, разделяются друг от друга с помощью тире. Например:«Ты куда сейчас идешь?» – спросил я насупившегося друга. – «А тебе зачем знать?» – «А вдруг нам по пути?» – «Вряд ли».

Каждое предложение с прямой речью можно изобразить в виде схемы.

Схемы предложений

Схема предложения с прямой речью состоит из условных обозначений и знаков препинания. В ней буквой «п» или «П» обозначается прямая речь, а буквой «А» или «а» слова автора. В зависимости от написания букв, слова автора или прямая речь пишутся с заглавной или маленькой буквы.

  • «П», - а. «Здесь надо было повернуть налево», - сказала пассажирка водителю.
  • «П!» - а. «Вы тут не стояли, молодой человек!» - закричала бабка с конца очереди.
  • «П?» - а. «Ты зачем за мной увязался?» - спросил я старого пса.
  • А: «П». Мама повернулась к сыну: «После школы зайди в магазин за хлебом».
  • А: «П!» Бабушка подвинула тарелку назад к внуку: «Ешь, а то гулять не пойдешь!»
  • А: «П?» Учитель удивленно поднял глаза: «Ты как с такими отметками поступать будешь?»

Это примеры цельных прямых предложений

Схемы «разорванной» прямой конструкции

  • "П, – а, – п". «Подумаешь, укол, - сказала девочка медсестре, - раз и готово».
  • "П, – а. – П". «Сообщи, когда доберешься, - сказала мама. – Мне будет спокойней».
  • А: "П" – а. Диктор сообщил: «Это были последние новости» - и передал слово синоптикам.
  • А: "П!" – а. Девочка крикнула в отчаянии: «Все равно у меня будет собака!» - и убежала в слезах.
  • А: "П?" – а. Женщина вскрикнула: «Как такое возможно?» – и рухнула на скамейку.
  • "П, – а, – п. П". «Нам так хорошо вместе, - сказала Ира, - как раньше. Давай больше не будем расставаться».
  • "П, – а. – П". «Мало приготовить вкусную еду, - сказал шеф-повар. – Ее нужно еще правильно подать».

Схема предложения с прямой речью наглядно показывает, как следует расставлять знаки препинания.

Применение прямой речи

Множеством способов изложения повествования обладает русский язык. Предложения с прямой речью - один из них. Чаще всего их используют в художественных текстах и в газетных статьях, где требуется дословная передача чьих-то высказываний.

Без передачи человеческих мыслей и слов художественная литература носила бы только описательный характер и вряд ли имела успех у читателей. Больше всего их интересуют чужие мысли и чувства, которые вызывают положительный или отрицательный отклик в сознании. Именно это «привязывает» читателя к произведению и определяет его как понравившееся или нет.

Еще один прием, применяемый в русской литературе и повседневной жизни, - это косвенная речь.

Что такое косвенная речь?

Легко запомнить, чем отличаются предложения с прямой речью от косвенной речи. В ней нет дословной передачи чужих слов и интонации. Это сложноподчиненные предложения с придаточной и главной частями, объединенными с помощью союзов, местоимений или частицы «ли».

Предложения с прямой и косвенной речью в русском языке передают чужие слова, но звучат они при этом по-разному. Например:

  1. Доктор предупредил: «Сегодня процедуры начнутся на час раньше». Это прямая речь с дословной передачей слов доктора.
  2. Доктор предупредил, что сегодня процедуры начнутся на час раньше. Это косвенная речь, так как слова доктора передает кто-то другой. В предложениях с косвенной речью слова автора (главная часть) всегда стоят перед самим высказыванием (придаточная часть) и отделяются от него запятой.

Строение косвенных предложений

Как все сложноподчиненные предложения, косвенные состоят из главного и одного или более подчиненных:

  • Доктор предупредил, что сегодня процедуры начнутся на час раньше, поэтому надо раньше встать.

Также косвенная речь может передаваться в простом предложении с помощью второстепенных членов, например:

  • Доктор предупредил о начале процедур на час раньше.

В этом примере слова доктора передаются без построения сложноподчиненного предложения, но при этом их смысл передан правильно.

Важным показателем при изменении прямой речи в косвенную является то, что в сложноподчиненном предложении от главной части к второстепенной всегда можно поставить вопрос:

  • Доктор предупредил (о чем?), что сегодня процедуры начнутся на час раньше.

Для построения косвенной речи используют союзы и местоимения. В этом различие предложения с прямой и косвенной речью.

Союзы и союзные слова для передачи чужих слов

В том случае, если косвенная речь носит повествовательный характер, используют союз «что»:

  • Мама сказала, что лучше взять зонт.

Когда предложение побудительного характера, используют союз «чтобы»:

  • Бабушка велела, чтобы я вымыла посуду.

При создании вопросительного косвенного предложения сохраняются те же местоимения, что имеют вопросительные предложения с прямой речью:

  • Я спросил у прохожего: «Как мне пройти на Дерибасовскую?»
  • Я спросил у прохожего, как мне пройти на Дерибасовскую.

Если в прямой речи отсутствуют вопросительные местоимения, в предложении с косвенной речью используют частицу «ли»:

  • Я спросил: «Ты будешь доедать борщ?»
  • Я спросил, будет ли он доедать борщ.

При передаче чужих слов в косвенной речи не передается интонация говорящего.

Несобственно-прямая речь

Еще один вид косвенных предложений - несобственно-прямая речь. В ней сочетается одновременно речь автора с персонажем.

Чтобы лучше понять разницу, следует сделать разбор предложения с прямой речью, косвенной и несобственно-прямой.

  • Приехав из Греции, мои друзья сказали: «Мы обязательно туда вернемся». Это предложение с прямой речью, разделенной на слова автора и само высказывание.
  • Приехав из Греции, мои друзья сказали, что они обязательно туда вернутся. Это предложение с косвенной речью, в котором от главной части можно поставить вопрос к подчиненной (сказали о чем?)
  • Мои друзья приехали из Греции. Они обязательно туда вернутся! Это несобственно-прямая речь, основная функция которой - передача основного смысла сказанного, но не от имени персонажей, которые побывали в Греции, а автора повествования, их друга.

Главное отличие несобственно-прямой речи - это передача чужих эмоций с помощью своих слов.

Диалог

Еще один вид передачи чужой речи в литературе - это диалог. Он применяется для передачи слов нескольких участников, при этом реплики пишутся с новой строки и выделяются тире:

Учитель спросил:

- Почему тебя не было на уроке?

- Я ходил к врачу, - ответил ученик.

Диалог применяется в художественной литературе в произведениях с большим количеством персонажей.

www.syl.ru

Как выделяется прямая речь в предложении, в диалоге?

Как выделяется прямая речь в предложении, в диалоге?

  • Вчера на фб программу, обучающую языкам. http://www.talk2travel.com/ru/about/video/50 Позанималась по ней. Там после прямойречи, перед словами автора предлагают ставить не запятую и тире, а только запятую. "Будем капать картошку. " , сказала мама. И точка внутри, а не снаружи. Не думала, что есть разница в пунктуации с немцами. Такое возможно в принципе, может кто знает ?
  • в диалогах повторяющиеся слова в вопросе отмечаются " " ?
  • Если прямая речь в предложении стоит только перед словами автора, то она заключается в кавычки и перед словами автора ставится тире. Обратите внимание, что после прямой речи и перед тире должен стоять один из трех знаков: либо восклицательный, либо вопросительный, либо запятая. Слова автора должны быть записаны с маленькой буквы. Например: Далече ли до крепости? спросил я у своего ямщика (Пушкин) .

    Если прямая речь стоит в предложении после слов автора, то она заключается в кавычки и начинается с прописной буквы, а после слов автора ставится двоеточие. Например: Старый священник подошел ко мне с вопросом: Прикажете начинать? (Пушкин) .

    Если прямая речи разрывается словами автора, то кавычки ставятся в начале и в конце предложения, а слова автора с двух сторон отделяются от прямой речи знаками тире. Обратите внимание, что после первого отрывка прямой речи стоит запятая, а слова автора пишутся с маленькой буквы и после них ставится точка. Например: Тише, говорит она мне, отец болен, при смерти, и желает с тобою проститься (Пушкин) .

    Изредка в художественных текстах можно встретить предложения, в которых прямая речь находится внутри слов автора. В таком случае она заключается в кавычки, перед ней ставится двоеточие, а после тире. Обратите внимание, что вторая часть слов автора начинается с маленькой буквы. Например: Она вскрикнула: Ай, не он, не он! и упала без памяти (Пушкин) .

    Количество предложений внутри прямой речи не ограничено. Например: Слава богу, сказала девушка, насилу вы приехали. Чуть было вы барышню не уморили (По Пушкину) . В этом примере прямая речь состоит из двух предложений, первое из которых разорвано словами автора. Но если бы слова автора оказались между двумя предложениями, из которых состоит прямая речь, то после слов автора нужно было бы поставить точку. Сравните: Слава богу, насилу вы приехали, сказала девушка. Чуть было вы барышню не уморили .

    Следующий способ включения чужой речи в авторский текст это диалог.

    Чужие предложения, записанные этим способом, полностью сохраняют и форму, и содержание. Прямая или косвенная речь применяется авторами, когда нужно воспроизвести фразу, принадлежащую какому-либо одному персонажу, а диалог (от греч. dialogos разговор) используется в тех случаях, когда необходимо передать несколько реплик разговаривающих между собой героев.

    Доктор подошл к мальчику и сказал:

    Нет ли у тебя какой-нибудь вещи, которую держал в руках твой отец?

    Вот, сказал мальчик и вынул из кармана большой красный носовой платок.

    (Чуковский)

    В вашем примере

    - Не те нонеча времена , -обронил дед Макар .

  • МЕсли прямая речь в предложении стоит только перед словами автора, то она заключается в кавычки и перед словами автора ставится тире. Обратите внимание, что после прямой речи и перед тире должен стоять один из трех знаков: либо восклицательный, либо вопросительный, либо запятая. Слова автора должны быть записаны с маленькой буквы. Например:Далече ли до крепости? спросил я у своего ямщика (Пушкин) .

    Если прямая речь стоит в предложении после слов автора, то она заключается в кавычки и начинается с прописной буквы, а после слов автора ставится двоеточие. Например:Старый священник подошел ко мне с вопросом: Прикажете начинать? (Пушкин) .

    Если прямая речи разрывается словами автора, то кавычки ставятся в начале и в конце предложения, а слова автора с двух сторон отделяются от прямой речи знаками тире. Обратите внимание, что после первого отрывка прямой речи стоит запятая, а слова автора пишутся с маленькой буквы и после них ставится точка. Например:Тише, говорит она мне, отец болен, при смерти, и желает с тобою проститься (Пушкин) .

    Изредка в художественных текстах можно встретить предложения, в которых прямая речь находится внутри слов автора. В таком случае она заключается в кавычки, перед ней ставится двоеточие, а после тире. Обратите внимание, что вторая часть слов автора начинается с маленькой буквы. Например:Она вскрикнула: Ай, не он, не он! и упала без памяти (Пушкин) .

    Количество предложений внутри прямой речи не ограничено. Например:Слава богу, сказала девушка, насилу вы приехали. Чуть было вы барышню не уморили (По Пушкину) .В этом примере прямая речь состоит из двух предложений, первое из которых разорвано словами автора. Но если бы слова автора оказались между двумя предложениями, из которых состоит прямая речь, то после слов автора нужно было бы поставить точку. Сравните:Слава богу, насилу вы приехали, сказала девушка. Чуть было вы барышню не уморили .

    Следующий способ включения чужой речи в авторский текст это диалог.

    Чужие предложения, записанные этим способом, полностью сохраняют и форму, и содержание. Прямая или косвенная речь применяется авторами, когда нужно воспроизвести фразу, принадлежащую какому-либо одному персонажу, а диалог (от греч. dialogos разговор) используется в тех случаях, когда необходимо передать несколько реплик разговаривающих между собой героев.

    Доктор подошл к мальчику и сказал:

    Нет ли у тебя какой-нибудь вещи, которую держал в руках твой отец?

    Вот, сказал мальчик и вынул из кармана большой красный носовой платок.

    (Чуковский)

    В вашем примере

    - Не те нонеча времена , -обронил дед Макар .

  • Запятая, тире.

    - Не те нынче времена, - обронил дед Макар. - Да, не те.. . -отвечал Энквен.

    Если в конце предложения не точка, то без запятой.

    - Не те нынче времена! - обронил дед Макар. - Да ты шо? - воскликнул Энквен.

  • СОН

    Да, я знаю точно,

    Что ты со мною был

    Ты мне приснился ночью

    И ты меня любил.

    Ты говорил люблю, так тихо

    Слова твои, как мд,

    Ты обнимал меня, так лихо,

    Что в сердце таял лд.

    Люблю, люблю тебя, я помню,

    Ты говорил сто раз.

    Хочу, чтоб сон мой этот, сбылся

    Хотя бы один раз...

  • СОН

    Да, я знаю точно,

    Что ты со мною был

    Ты мне приснился ночью

    И ты меня любил.

    Ты говорил люблю, так тихо

    Слова твои, как мд,

    Ты обнимал меня, так лихо,

    Что в сердце таял лд.

    Люблю, люблю тебя, я помню,

    Ты говорил сто раз.

    Хочу, чтоб сон мой этот, сбылся

    Хотя бы один раз..

  • info-4all.ru

    Прямая речь — WiKi

    Прямая речь — высказывание, дословно введённое в авторскую речь (говорящего или пишущего). В отличие от косвенной речи, сохраняет индивидуальные и стилистические особенности речи того, чьё высказывание воспроизводится: диалектные черты, повторы, паузы, вводные слова и т. п. Прямая речь вводится без союзов, личных местоимений, глагольные формы обозначают отношение к лицу говорящего, например: «Ты сказал: „Вернусь поздно“». Для сравнения в косвенной речи: «Ты сказал, что вернёшься поздно». Обычно прямая речь выделяется в тексте кавычками либо дается отдельным абзацем, в начале которого ставится тире. К прямой речи в качестве её разновидности относятся

    Схемы

    Прямая речь перед словами автора Прямая речь после слов автора Слова автора внутри прямой речи Прямая речь внутри слов автора
    «П!» — а.

    «П?» — а.

    «П», — а.

    А: «П!»

    А: «П?»

    А: «П…»

    А: «П».

    «П, — а. — П».

    «П, — а, — п».

    «П, — а и а: — П»[1].

    А: «П», — а.

    А: «П?» — а.

    А: «П!» — а.

    А: «П…» — а.

    Обозначения:

    «П» — прямая речь, «А» — слова автора.

    Слова автора перед прямой речью

    • Точка находится после кавычки
    Сидоров сказал: «Буду поздно».
    • Восклицательный и вопросительный знак остаются в кавычках.
    Волк закричал: «Ну, погоди!»

    В обоих случаях для разделения слов автора и прямой речи применяется двоеточие.

    Слова автора разрывают прямую речь

    В кавычки берется вся прямая речь. Между словами автора и второй частью ставятся точка и тире. В остальном правила те же.

    «Буду поздно, — сказал Сидоров. — Ложись спокойно спать». «Ну, Заяц! — закричал Волк. — Ну, погоди!»

    Диалог

    Кавычек нет (даже если в какой-то реплике есть слова автора). Каждая реплика начинается с новой строки, перед репликами ставится тире.

    — Кто там? — Это я, почтальон Печкин, — последовал ответ. — Принёс заметку про вашего мальчика.

    Если в одном предложении есть две прямых речи, каждая со своим глаголом, то перед второй прямой речью, в дополнение к остальным знакам препинания, ставится двоеточие.

    — Идём, холодно, — сказал Макаров и угрюмо спросил: — Что молчишь? (Горький). (сравните: «Идём, холодно, — сказал Макаров и угрюмо спросил: — Что молчишь?»)

    Диалог, вытянутый в строку

    Короткие (2—3 реплики) диалоги разрешается писать в одной строке. Такие диалоги пишутся по обычным правилам прямой речи, но реплики отделяются друг от друга тире.

     — Кто там? — спросил дядя Фёдор. — Это я!

    Цитата — дословная выдержка из какого-либо текста или дословно воспроизведённые чьи-то слова. Цитаты обычно выделяются кавычками и могут быть оформлены как предложения с прямой речью[2].

    Знаки препинания при цитатах[2]:

    1. Цитата может быть оформлена как прямая речь. В этом случае она сопровождается словами автора и ставятся соответствующие знаки препинания.
    2. При цитировании стихотворного текста, расположенного обособленно от авторского, после авторского текста ставится двоеточие, цитата пишется без кавычек так, как она оформляется в подлиннике.
    3. Если после стихотворной цитаты предложение продолжается, в конце стихотворной строки ставится либо тире либо (вместо точки в конце цитаты) запятая и тире.
    4. Если стихотворения цитата включается в авторский текст как чужая речь и пишется в строку, она заключается в кавычки.
    5. Если цитата приводится не полностью, то пропуски отмечаются многоточием.
    6. Если цитата включается в авторское предложение как его часть, она заключается в кавычки, но пишется со строчной буквы.
    7. Эпиграф обычно пишется без кавычек, при этом указание на источник в скобки не заключается и помещается на следующей строке.

    Цитата, не являющаяся прямой речью

    Цитата всегда берётся в кавычки, но не всегда является прямой речью. Это может запутать несведущего.

    1. Цитата является косвенной речью или другой органичной частью предложения. Такая цитата разбирается по составу наравне со словами автора, выделяется исключительно кавычками и пишется со строчной буквы. Справедливо сказал Гоголь, что «в Пушкине, как будто в лексиконе, заключилось все богатство, гибкость и сила нашего языка» (Белинский). Судьям хорошо известно, «кто есть ху», и обмануть их не удастся.
    2. Иногда вся цитата целиком является членом предложения[3]. Такая цитата также не является прямой речью. Она выделяется кавычками и заглавной буквой. «Любовная лодка разбилась о быт» — этой поэтической строчке уже 80 лет. (сравните: Поэтической строчке «Любовная лодка разбилась о быт» уже 80 лет.)

    ru-wiki.org

    как оформляются разные случаи употребления прямой речи в предложении?

    Для выделения прямой речи употребляются тире или кавычки, а именно: 1. Если прямая речь начинается с абзаца, то перед началом ее ставится тире, например: Маленькая девочка бежала и кричала: – Не видали маму? М. Горький 2. Если прямая речь идет в строку, без абзаца, то перед началом и в конце ее ставятся кавычки, например: Маленькая девочка бежала и кричала: «Не видали маму? » Примечание. Цитаты, вставленные в середину предложения, также выделяются кавычками, но перед ними не ставится двоеточие, например: Справедливо сказал Гоголь, что «в Пушкине, как будто в лексиконе, заключилось все богатство, гибкость и сила нашего языка» . Белинский § 196. Предложение, стоящее при прямой речи и указывающее, кому она принадлежит («слова автора») , может: а) предшествовать прямой речи; в этом случае после него ставится двоеточие, а после прямой речи – знак препинания в соответствии с характером прямой речи, например: Он отвернулся и, отходя, пробормотал: «А все-таки это совершенно против правил» . Лермонтов Наконец я ей сказал: «Хочешь, пойдем прогуляться на вал? » Лермонтов Она взглянула и вскрикнула: «Это Казбич! » Лермонтов б) следовать за прямой речью; в этом случае после прямой речи ставится знак вопросительный, или восклицательный, или многоточие, или запятая (последняя вместо точки) , а за этим знаком – тире, например: «А что Казбич? » – спросил я нетерпеливо у штабс-капитана. Лермонтов или: – А что Казбич? – спросил я нетерпеливо у штабс-капитана. «Как это скучно! » – воскликнул я невольно. Лермонтов или: – Как это скучно! – воскликнул я невольно. «Умерла... » – эхом откликнулась Аксинья. Шолохов или: – Умерла.. . – эхом откликнулась Аксинья. «Вон окружной атаман» , – шепнул Пантелей Прокофьевич, толкая сзади Григория. Шолохов или: – Вон окружной атаман, – шепнул Пантелей Прокофьевич, толкая сзади Григория. в) разрывать прямую речь на две части; в этом случае ставятся: перед словами автора знак вопросительный, или знак восклицательный, или многоточие в соответствии с характером первой части прямой речи, или запятая (если ни один из указанных знаков не требуется) , а после них – тире; после слов автора – точка, если первая часть прямой речи представляет собой законченное предложение, и запятая – если незаконченное, далее ставится тире; если при этом прямая речь выделяется кавычками, то они ставятся только перед началом прямой речи и в самом конце ее, например: – Не хотите ли подбавить рому? – сказал я моему собеседнику. – У меня есть белый из Тифлиса; теперь холодно. Лермонтов – Ну, полно, полно! – сказал Печорин, обняв его дружески. – Неужели я не тот же? Лермонтов – Выслушайте меня.. . – сказала Надя, – когда-нибудь до конца. Чехов – Меня зовут Фомой, – отвечал он, – а по прозвищу Бирюк. Тургенев – Дождь пойдет, – возразил Калиныч, – утки вон плещутся, да и трава больно сильно пахнет. Тургенев Примечание 1. Если в слова автора заключаются два глагола со значением высказывания, из которых один относится к первой части прямой речи, а другой ко второй, то после слов автора ставится двоеточие и тире, например: – Идем, холодно, – сказал Макаров и угрюмо спросил: – Что молчишь? М. Горький Примечание 2. Правила, изложенные в данном параграфе, относятся также к предложениям, содержащим цитаты с указаниями, кому они принадлежат. Примечание 3. Внутренний монолог («мысленная речь») , имеющий форму прямой речи, также заключается в кавычки. § 197. Если несколько реплик следует в строку без указания, кому они принадлежат, то каждая из них выделяется кавычками и, кроме того, отделяется от соседней посредством тире, например: «Скажи-ка мне, красавица, – спросил я, – что ты делала сегодня на кровле? » – «А смотрела, откуда ветер дует» . – «Зачем тебе? » – «Откуда ветер, оттуда и счастье» . – «Что же, разве ты песнею зазывала счастье? » – «Где поется, там и счастливится» . Лермонтов

    Прочти и запомни <a rel="nofollow" href="http://rusyaz.ru/pr/pzpr.html" target="_blank" >Знаки при прямой речи</a>

    Для выделения прямой речи употребляются тире или кавычки, а именно: 1. Если прямая речь начинается с абзаца, то перед началом ее ставится тире, например: Маленькая девочка бежала и кричала: – Не видали маму? М. Горький 2. Если прямая речь идет в строку, без абзаца, то перед началом и в конце ее ставятся кавычки, например: Маленькая девочка бежала и кричала: «Не видали маму? » Примечание. Цитаты, вставленные в середину предложения, также выделяются кавычками, но перед ними не ставится двоеточие, например: Справедливо сказал Гоголь, что «в Пушкине, как будто в лексиконе, заключилось все богатство, гибкость и сила нашего языка» . Белинский § 196. Предложение, стоящее при прямой речи и указывающее, кому она принадлежит («слова автора») , может: а) предшествовать прямой речи; в этом случае после него ставится двоеточие, а после прямой речи – знак препинания в соответствии с характером прямой речи, например: Он отвернулся и, отходя, пробормотал: «А все-таки это совершенно против правил» . Лермонтов Наконец я ей сказал: «Хочешь, пойдем прогуляться на вал? » Лермонтов Она взглянула и вскрикнула: «Это Казбич! » Лермонтов б) следовать за прямой речью; в этом случае после прямой речи ставится знак вопросительный, или восклицательный, или многоточие, или запятая (последняя вместо точки) , а за этим знаком – тире, например: «А что Казбич? » – спросил я нетерпеливо у штабс-капитана. Лермонтов или: – А что Казбич? – спросил я нетерпеливо у штабс-капитана. «Как это скучно! » – воскликнул я невольно. Лермонтов или: – Как это скучно! – воскликнул я невольно. «Умерла... » – эхом откликнулась Аксинья. Шолохов или: – Умерла.. .– эхом откликнулась Аксинья. «Вон окружной атаман» , – шепнул Пантелей Прокофьевич, толкая сзади Григория. Шолохов или: – Вон окружной атаман, – шепнул Пантелей Прокофьевич, толкая сзади Григория. в) разрывать прямую речь на две части; в этом случае ставятся: перед словами автора знак вопросительный, или знак восклицательный, или многоточие в соответствии с характером первой части прямой речи, или запятая (если ни один из указанных знаков не требуется) , а после них – тире; после слов автора – точка, если первая часть прямой речи представляет собой законченное предложение, и запятая – если незаконченное, далее ставится тире; если при этом прямая речь выделяется кавычками, то они ставятся только перед началом прямой речи и в самом конце ее, например: – Не хотите ли подбавить рому? – сказал я моему собеседнику. – У меня есть белый из Тифлиса; теперь холодно. Лермонтов – Ну, полно, полно! – сказал Печорин, обняв его дружески. – Неужели я не тот же? Лермонтов – Выслушайте меня.. .– сказала Надя, – когда-нибудь до конца. Чехов – Меня зовут Фомой, – отвечал он, – а по прозвищу Бирюк. Тургенев – Дождь пойдет, – возразил Калиныч, – утки вон плещутся, да и трава больно сильно пахнет. Тургенев Примечание 1. Если в слова автора заключаются два глагола со значением высказывания, из которых один относится к первой части прямой речи, а другой ко второй, то после слов автора ставится двоеточие и тире, например: – Идем, холодно, – сказал Макаров и угрюмо спросил: – Что молчишь? М. Горький Примечание 2. Правила, изложенные в данном параграфе, относятся также к предложениям, содержащим цитаты с указаниями, кому они принадлежат. Примечание 3. Внутренний монолог («мысленная речь») , имеющий форму прямой речи, также заключается в кавычки. § 197. Если несколько реплик следует в строку без указания, кому они принадлежат, то каждая из них выделяется кавычками и, кроме того, отделяется от соседней посредством тире, например: «Скажи-ка мне, красавица, – спросил я, – что ты делала сегодня на кровле? » – «А смотрела, откуда ветер дует» . – «Зачем тебе? »

    А не легче схему показать

    touch.otvet.mail.ru