Иерусалим: Великая израильская стена безопасности и евреи отрицающие Израиль. В израиле стена


что это, сбываются ли желания, где находится

О Стене Плача в Иерусалиме слышали все, но что это на самом деле, действительно ли сбываются желания рядом с ней, где именно находится этот памятник истории, творящий такие чудеса – знает далеко не каждый.

Что это такое?

Очень давно, в Израиле стояли два великих и без преувеличений, легендарных Храма – Первый Иерусалимский и храм Соломона. Построены они были рядом друг с другом и составили то, что сейчас обозначено исторической литературой, как комплекс Храмовой горы. Из этой же литературы можно узнать, что от называемого так комплекса из двух храмов не осталось ничего, кроме легенд и руин в западной части горы еще задолго до момента рождения Христа.

Восстанавливали место для молебнов при печально известном по библейским строкам царе Ироде, чуть восточнее той площади, где находится сейчас доступная каждому желающему Стена. 

Google Карты / google.ru

Стена Плача на карте сегодняшнего Израиля – это все, что осталось от восстановленного когда-то Иродом храмового комплекса, получившего название Второго Иерусалимского храма. В общем-то, оригинальное название этого места – הַכֹּתֶל הַמַעֲרָבִי, что произносится правильно так – «ха-Ко́тель ха-Маарави» и означает всего лишь – «западная стена».

Географически находится она на горе Мориа, сегодня уже не особо большом возвышении в Старом Иерусалиме, но во времена написания Заветов, то есть – задолго до наступления нашей эры, это действительно была настоящая гора.

Стены опоясывали гору еще при первом храме Израилевом, затем и при храме Соломона, а впоследствии при Втором, выстроенном Иродом. Поэтому где-то в основании Стены Плача в Иерусалиме есть камни, видевшие все и всех, о чем и о ком рассказывают Ветхий и Новый Заветы.

Все, что осталось от обросших легендами храмов – это только часть опоясывавших когда-то гору стен, их небольшой фрагмент на западном склоне, который сейчас и называют – Стеной Плача, также как и сравнительно небольшую мощеную площадку под ней.

DAVID HOLT / flickr.com

Памятник истории и веры возвышается над старым городом на 28 каменных рядов, а в земле скрыто минимум 17 рядов каменной кладки. Общая, занимаемая стеной площадь – 57 метров, согласно оценкам историков ее самая небольшая высота, без учета фундамента, была когда-то равной 32 метрам, сейчас над землей возвышается в среднем, 19 метров.

Каким чудом этот фрагмент уцелел после целенаправленного разрушения римскими войсками в 70 году Второго храма, сейчас сказать, разумеется, невозможно. Но тот факт, что она уцелела и стоит до сих пор, укрепляет старинную еврейскую легенду, рассказывающую о том, что сам Бог пообещал Соломону, что именно западная стена не будет разрушена никогда.

В сегодняшнем Иерусалиме, Стена Плача – не только достопримечательность, рядом с которой идет оживленная торговля «красными нитками», теми, какие нужно привязывать на запястье, не только место, где нужно написать записку, чтобы сбылось заветное желание, Стена – главная иудейская святыня, место массового паломничества верующих, поток которых не прекращается ни на один день в год.

Имеет свое значение Стена не только для иудеев, она священна для мусульман, ведь именно здесь вознесся Мухаммед (в верхней части горы – самая знаменитая на Ближнем Востоке мечеть, внутри стоит камень, с которого вознесся пророк), священна для христиан, именно здесь происходили все события Пятикнижия и Заветов.

Разумеется, оказавшись в Израиле, обойти памятник стороной просто нельзя – стена есть на каждой карте Иерусалима, независимо от ее формата и целевой аудитории.

Почему так называется?

История Стены Плача – это еще и история самого названия, дословно на иврите оно имеет немного другой смысл, более точно можно перевести, как «стена стенаний». Однако «стена плача» звучит более комфортно для восприятия.

То, что памятник так называется, сложилось исторически – после разрушения римлянами святыни, простоявшей свыше 600 лет, под тень уцелевшей стены начали приходить иудеи, «плакать», как рассказывают написанные в Риме хроники.

Paul Arps / flickr.com

Именно от иудейских стенаний по разрушенному священному месту и пошло это название западной стены.

Парадоксально, но с тех же времен стали замечать, что все просьбы, обращенные к Богу под Стеной – сбывались. Конечно, древние евреи не писали записок, они просто сетовали, молились, просили и верили, что все сказанное здесь обязательно должно сбыться.

Сбываются ли желания?

Все ли желания сбываются? Что и как нужно сделать? Как написать? Как обратиться? Важно ли, на каком языке писать?

Множество подобных вопросов обрушивается на любого экскурсовода в столице Израиля и задается онлайн на сайтах, посвященных тематике туризма в эту обетованную страну. Достаточно большое количество людей, планирующих первую поездку в Иерусалим, интересуются не только тем, сбудется ли загаданное рядом со святыней или те, как правильно оформить свою просьбу, но и тем, бесплатно ли это.

Записку можно оставить совершенно бесплатно, а самое сложное не в том, как ее написать, а в том, как найти для нее свободную щелочку. Тем, кто сильно волнуется, вероятно, будет полезно накануне отъезда своими глазами увидеть, что именно и как происходит у камней древней святыни.

Сделать это достаточно просто в любое абсолютно время. Дело в том, что на памятнике установлены веб-камеры, работающие 24 часа в сутки и передающие в сеть то, что происходит непосредственно сейчас под Стеной.

Трудностей в поисках трансляции не может возникнуть в принципе. Достаточно просто набрать в любом поисковом ресурсе «онлайн-трансляция от Стены Плача». Сайтов, показывающих передаваемый израильскими камерами сигнал, очень много, почему и становится совершенно нетрудно все заранее увидеть.

Paul Arps / flickr.com

Что касается самой записки, то писать ее можно как угодно. Единственное, что советуют местные старики, так это то, что письмо должно идти свободно, от сердца, без лишних мыслей. В записке должно быть сказано самое наболевшее, а уж сколько строк для этого понадобится – дело совершенно личное, никаких ограничений нет. Но, нужно понимать, что всунуть в щель «трактат-многотомник» не получится физически.

С точки зрения православного духовенства, Стена в Израиле является святыней всего мира, невзирая на религию. Поэтому к «идолопоклонничеству» или сектантству наши священники, как и все остальные, ритуал оставления записки не относят, впрочем, так же, как покупку и ношение продающихся чуть ли не прямо под стеной «красных ниток», приобретших в последнее время очень большую популярность.

Есть небольшой нюанс, на который первыми обратили внимание мусульмане, обращение с просьбой о чем-либо у священных древних камней памятника – это мольба к Богу, а не прошение к самой Стене. К сожалению, многие туристы или не понимают этого момента, или же искренне заблуждаются, полагая, что можно просто назвать письменно перечень желаемых материальных благ, а Стена это все тут же предоставит.

Все совсем не так, и если данное место действительно кому-то помогло, то дело здесь вовсе не в камнях, а в вере и намоленности, особой ауре места, куда люди приходили молиться уже на самой заре зарождения человеческого общества, тысячелетия назад.

Где находится?

Стена находится в Старом городе, от аэропорта Атарот до нее можно доехать как на машине, так и на транспорте. Путь в арендованном автомобиле, если хорошо знакома местность, также как и в такси, займет всего лишь 25-30 минут, если ехать по улице Намалха Теуфа и по пути не свернуть по ошибке к ресторану «Абу Шакри». Дело в том, что перед поворотом очень много указателей, смущающих не знакомого с местностью водителя.

DAVID HOLT / flickr.com

Если все же ошибка произошла, назад можно не возвращаться, достаточно свернуть после комплекса «Абу Шакри» влево, на улицу Дерек Бейт Ханина. Она также приведет к Старому Городу.

Первым на пути уже пешеходном, будет храм Гроба Господня, если свернуть от отмеченной указателями улицы вправо, если же следовать прямо по указателям, то можно попасть сразу к Стене, не отвлекаясь на другие достопримечательности.

Также до Старого города от аэропорта отходят автобусы, следуют они примерно три раза за час, идут тремя разными маршрутами. В пути находятся около часа.

Видео: Стена Плача в Иерусалиме.

Что еще нужно знать?

Среди туристов, побывавших у этого памятника, есть не только ушедшие воодушевленными и благодарными, есть и разочарованные, утверждающие, что «стена не работает».

Почему желание может так и остаться желанием, а может исполниться чуть ли не сиюминутно – вопрос для долгих диспутов. Но во избежание разочарований нужно не забывать, что Стена – не волшебный шатер, это святое место, предназначенное для молитвы, причем – действующее, так как под площадью расположена синагога.

Lyn Gateley / flickr.com

К этому нужно отнестись соответственно, с уважением, следует помнить, что, входя на территорию – входишь в храм, а не в музей:

  1. Колени, головы и плечи должны быть обязательно закрыты.
  2. Щелканье смартфонами и фотоаппаратами, особенно со вспышками – это проявление полного неуважения, уж если так хочется заснять что-то – нужно предварительно выключить звук и вспышку.
  3. Строго следовать от входа разделению по зонам – женская и мужская «половины» отдельно.
  4. В День Поминовения перед стеной проводится церемония с факелами – не стоит мешать людям и пытаться пролезать к камням с запиской, лучше прийти в другое время.
  5. Не стоит приходить во время шабата, обилие молящихся ортодоксальных иудеев всегда мешает остаться наедине со святыми камнями и собственными мыслями.
  6. Просьба в этом месте необязательно должна быть записана, можно всего лишь постоять и помолиться про себя.

Что касается записок, то их стали писать только в 18 веке, примерно в то же время, когда стали торговать перед входом красными веревочками-оберегами и лепешками с козьим сыром, до конца 18 века торговля шла в другом месте. Поэтому, если нет возможности непосредственно записать что-то – не нужно отчаиваться, писать совсем необязательно.

Если Стена Плача в Иерусалиме – объект достаточно неоднозначный, кто-то видит в ней исключительно свидетельство истории, кто-то – панацею и надежду, а кто-то обычное место для молитвы, то буквально в паре шагов от нее объект совершенно однозначный – туннель Хасмонеев. Это место проведения раскопок, сюда можно заказать экскурсию, здесь можно увидеть постройки времен царя Соломона и еще более ранние, с доказанной научно датировкой.

Экскурсии по Старому городу не дешевы – от 200 до 450 долларов за группу от 1 до 6 человек, цену диктует выбранный маршрут, самые дорогие экскурсии те, которые связаны с христианством в целом и самим Иисусом в частности.

turistigid.com

Стена Плача в Иерусалиме. Израиль, Стена Плача

Пожалуй, на Земле не найти еще одного такого места, как Стена Плача, куда бы ежегодно стремились тысячи паломников, дабы помолиться Богу, загадать желание или же просто прикоснуться к истории всего человечества. Западная стена (второе название Стены Плача) в Иерусалиме является главной религиозной достопримечательностью и иудейской святыней Израиля.

Немного об Израиле

Прежде чем начать говорить о Стене Плача, хочется немного рассказать об Израиле - стране, в которой она находится. Расположилась она в Юго-Западной части Азии. Столица Израиля – город Иерусалим. Численность населения – восемь миллионов человек. Земля Обетованная, как еще называют Израиль, является колыбелью цивилизации и родиной трех религий: иудаизма, христианства и ислама. Эта крошечная страна окружена лесами, морями, горами, пустынями. Это государство - выплаканное и выстраданное еврейским народом. Историческую значимость данного места трудно переоценить. Поэтому совсем неудивительно, что Израиль манит к себе тысячи и тысячи туристов со всего мира. Культурными, историческими и религиозными памятниками богат Израиль. Стена Плача в Иерусалиме - одно из важнейших мест для всех верующих людей. Потому каждый христианин должен непременно побывать хоть раз в Иерусалиме и, конечно же, посетить Стену Плача.

Происхождение названия

Термин «Стена Плача» более популярен у паломников, приезжающих в Иерусалим. Сами же евреи называют ее «Западной Стеной», первые явные упоминания о которой датируются одиннадцатым веком и принадлежат Ахимацу бен Палтилею. А название «Стена Плача» дали арабы, видевшие, как сюда приходят скорбеть иудеи о разрушенной святыне. Сейчас Западная стена - это фрагмент стены, оставшийся от укрепления Храмовой Горы, на которой был построен храм – святое место для всех евреев. Впоследствии храм был разрушен, но в священных иудейских писаниях сказано, что Божественное присутствие никогда не отходит от этого места.

Стена Плача: размеры и местоположение

Обычно под этой стеной понимают пятьдесят семь метров открытого фрагмента древней укрепительной стены, расположенного на западном склоне Храмовой Горы. Эта часть отведена для молитв и выходит на площадь еврейского квартала. Но полная величина ее составляет четыреста восемьдесят восемь метров, большая часть которой скрыта за жилыми постройками. Южная восьмиметровая часть стены расположена в мусульманском квартале священного города. В высоту Стена Плача составляет тридцать два метра, но над землей виднеется только девятнадцать из них, все остальное со временем скрылось под земляным насыпом. Стена Плача в Иерусалиме состоит из сорока пяти слоев камня, двадцать восемь из которых находятся над землей и семнадцать - под ней. Семь первых видимых слоев относятся к иорданскому периоду. Они сложены из идеально отполированных известняковых камней без какого-либо скрепления между собой. Средняя высота камней - один метр, длина - от полутора до трех метров. Каждый блок весит от двух до шести тонн. На лицевой стороне каждого такого камня находятся филенки очень тонкой резьбы.

История

В десятом веке до нашей эры на Храмовой Горе был построен Храм Соломона, который был разрушен вавилонянами в пятьсот восемьдесят шестом году до нашей эры. Постройку второго храма осуществил в первом веке до нашей эры иудейский царь Ирод. Таким образом он хотел восстановить разрушения, возникшие в ходе войны, и получить любовь своих подданных. Во внутреннюю часть храма никого не пускали, кроме священников, поэтому Ирод приказал обучить всех святых отцов строительному мастерству. Из-за этого предварительная подготовка заняла очень много времени. Строительство храма продолжалось девять с половиной лет. И даже после смерти царя еще долго шли отделочные работы. Но по иронии судьбы храм вновь был полностью разрушен римскими завоевателями через шесть лет после окончания строительства. Римляне сожгли, разграбили и полностью разрушили его, а саму Храмовую Гору распахали. Стена плача в Иерусалиме – это все, что осталось от грандиозного строения.

Стена в Иерусалиме сегодня

Стена Плача в Иерусалиме ежегодно притягивает тысячи туристов со всего мира. Кто-то приезжает сюда, чтобы поклониться Обетованной Земле своих предков, кому-то просто хочется побывать в культовом месте и прикоснуться к истории, другие возвращаются сюда вновь и вновь, чтобы в который раз ощутить мощнейшую энергетику, исходящую от стены, ну, а кто-то - вложить между камней записочку с заветным желанием. Сюда можно прийти любому человеку, независимо от веры, которую он исповедует. Никаких ограничений на этот счет нет. Единственное, чтобы подойти к Стене Плача в Иерусалиме, нужно соблюсти некоторые правила, которые нарушить вам не дадут смотрители. Во-первых, мужчина обязательно должен надеть кипу (маленькую шапочку). Если таковой нет, то при входе на площадь можно взять картонную кипу в корзине, абсолютно бесплатно. Женщины и мужчины молятся с разных сторон: мужчины с левой стороны, а женщины с правой. Отходить от стены можно только повернувшись к ней лицом – таков обычай. К Западной Стене приходят не только помолиться. Израильтяне очень многие праздники и важные для себя события отмечают в этом священном месте.

Откуда пошла традиция вкладывать записки с пожеланиями в стену

Каждый год тысячи туристов приезжают в Иерусалим. Стена Плача (фото представлено в статье) принимает множество посетителей, чтобы одним подарить надежду, другим - утраченную веру, а для кого-то это последнее место, где можно излить душу перед Богом. Но судя по тому, сколько в расщелинах между камнями записок, большинство непременно хочет отправить послание Богу, в надежде на то, что так просьба дойдет к Всевышнему быстрее. Традиция вкладывать в расщелины стены записки с просьбами повелась с давних времен. Существует легенда, что когда-то давным-давно один мудрец – Раба Хаим Бен Атар - написал записку Богу с просьбой о ниспослании своему ученику достатка. И попросил этого юношу отнести ее к Стене Плача и вложить между камнями. Вскоре ученику Раба Хаим Бен Атара улыбнулась удача. И мы его знаем как мудреца по имени Хида. Каждый еврей свято верит: как бы он далеко ни находился от родного места, если его мысли и молитвы направлены туда, где Стена Плача возвышается над площадью Иерусалима, он будет услышан Богом. Один раз в год смотрители за Стеной Плача выгребают записки и относят на Масличную гору, где складывают послания в специальном захоронении.

Бесплатная доставка записок в Стену Плача

И если у кого-то нет возможности полететь в Израиль и собственноручно вложить в Стену записку с самым заветным желанием, не беда. Есть сайты, на которых вы абсолютно бесплатно можете заполнить соответствующую форму и отправить послание, а израильские волонтеры, распечатав его, отнесут к священному месту. Но каким бы способом вы ни стремились доставить листок с просьбой к Богу, адрес у него всегда один: Иерусалим, Стена Плача. Записки тысяч людей ежегодно попадают к месту, где всегда чувствуется присутствие Всевышнего.

Отели вблизи Стены Плача

Паломников, устремившихся к берегам Земли Обетованной, все же будут интересовать насущные проблемы. Потому может возникнуть вопрос: «А где же поселиться на время пребывания в Священном городе?» Недалеко от Еврейской площади есть много уютных отелей, дорогих и не очень. В полукилометре находится небольшой отель под названием New Imperial Hotel. Расположен он в исторической части Иерусалима. В уютных номерах есть кондиционер, Wi-Fi, телевизор. В обеденной зоне вы найдете холодильник и чайник. На завтрак сервируют «шведский стол». Цены очень демократичные. Еще один отель, расположенный недалеко от Стены Плача, - это Mamilla Hotel (пять звезд). На крыше находится панорамная терраса, откуда открывается чудесный вид на старый город. Уютные номера снабжены постельным бельем из натурального египетского хлопка, а в некоторых ванных комнатах есть стеклянные стены, которые можно включать и выключать. На территории отеля находится множество ресторанчиков, есть также спа-салон. Это дорогой отель с шикарным сервисом. До Стены Плача всего один километр.

Другие достопримечательности Иерусалима

Израиль богат религиозными, культурными и природными достопримечательностями. И одной из величайших христианских святынь является Храм Гроба Господня. По преданию, святилище было построено на месте, где распяли и похоронили Иисуса Христа. После разрушения храм окончательно отстроили в тысяча восемьсот десятом году. Сейчас храмовый комплекс включает Алтарь распятия на вершине Голгофы, ротонду с большим куполом, часовню Кувуклия, которую возвели на месте погребения Христа, подземный храм Обретения Живородящего Креста, соборный храм иерусалимской церкви Кафоликон, несколько пределов и храм святой равноапостольной Елены. Еще обязательно стоит посетить Храм Рождества Христова, который является одной из главных святынь христианского мира. Эта церковь построена на месте, где, по легенде, родился Иисус Христос. Голгофа – это одно из самых почитаемых мест для верующих христиан. Еще стоит отметить камень Миропомазания и, конечно же, Мертвое море. Все это и многое другое предстанет перед глазами путешественников, решивших посетить Израиль. Потому непримеено поезжайте в этот удивительный край.

Заключение

В заключение можно сказать, что священная земля радушно примет всех верующих, невзирая на конфессию. Приехав на Обетованную Землю всех иудеев, вы не только прикоснетесь к истории древнего народа, но и обогатитесь духовно. Посетив Стену Плача, вы сможете обратиться к Богу через священное послание, и ваши просьбы обязательно будут услышаны.

fb.ru

Иерусалим: Великая израильская стена безопасности и евреи отрицающие Израиль

Интересный город Иерусалим! Причем, чем дальше вы от стандартных туристических троп, тем больше удивительного вас ждет. Вот, скажем, представляете ли вы себе евреев, отрицающих существование государства Израиль и дружащих с Ахмадинеджадом? А знали ли вы, что в Израиле возводится стена, стремящаяся к лаврам Великой Китайской? А знали ли вы, что муниципальные блага иерусалимцев распределяются по национальному признаку, и если вы палестинец - плохи ваши дела? А вы слышали про пещеру длиной в 330 метров, проникнув в которую вы можете вылезти аккурат через канализацию Храма Гроба Господня?

В этот свой приезд в Вечный город, я зарекся не входить в старую его часть. Старый Иерусалим внутри стен втягивает, и если вы туда вошли - не скоро выберетесь. Поэтому изначально решил - что угодно, только не Старый город. И выискал себе отель, максимально удаленный от стандартных туристических троп, зато с потрясающими видами. Отель - Panorama Jerusalem (их сайт), обошелся в $55 за двухместный номер с удобствами. Бронировал через booking.com, оплачивал наличными в самом отеле. Вот оцените, какая красота открывалась с крыши моего отеля, расположенного в арабским квартале Силуан (израильтяне его называют Шилоах) - Главное не стойте близко к краю! Все же 4 этажа - больно приземляться! За несколько дней до поездки мои разумом овладел интересный альтернативный путеводитель по Иерусалиму. Оппсс...чуть не забыл. Дорогие израильские друзья, то что я расскажу дальше не всем придется по вкусу. Ибо я не намерен петь оды тому, что не считаю благом. Равно как и не стану умалчивать о том, что считаю неприемлемым. Таким образом, кому то может показаться, что я открываю перед потенциальными туристами то, что надо бы скрывать. Пусть так. Но это история сего места, и история эта была не всегда образчиком справедливости и человеколюбия. Итак, вот какой необычный путеводитель написали итальянцы про Иерусалим Decode Jerusalem. Это не про Крещение Христа и не про Стену Плача. Увы, это более близкое к нам. Это путеводитель о том, где можно воочию увидеть, как уживаются арабы и евреи в Вечном городе. Там можно прочитать про то, где израильская стена безопасности отрезала школы от учеников, мечеть от прихожан и кладбище от родственников. Там же рассказывается о том, в каких условиях живут жители Восточного Иерусалима. Весьма необычное и увлекательное чтиво. Вот я и задумал пройтись тропами упомянутого путеводителя и увидеть своими глазами, что люди делят в этом городе, и почему над всеми этими святынями так и веет злоба и ненависть всех ко всем. Согласитесь, задача чрезвычайно жизнеутверждающая, не так ли? Сразу же подчеркну, что не ставлю своей целью давать экскурсы в историю и навязывать свое видение происходящего. Ограничусь фотографиями и краткими комментариями для общего понимания картины. Итак - Часть первая. Великая израильская стена. Признаюсь, когда я впервые узнал про строящуюся стену, то порадовался. Наконец-то евреи отделятся от палестинцев и наступит долгожданный мир на Ближнем Востоке. Друзья, не торопитесь прозвать меня наивным. Конечно же я не верил ни в какой мир. Ведь для мира нужно желание всех сторон конфликта. А на Ближнем Востоке такого желания и воли нет ни у кого, включая сам Израиль. Поэтому, когда стена стала разрастаться, стало ясно,что строят ее не с целью изолировать враждующие стороны. А с целью усугубить конфликт. Стена, которая по крайней мере изначально строилась с целью воспрепятствовать проникновению в Израиль палестинских боевиков, странным образом "влезла" вглубь собственно палестинских территорий, и фактически присоединила к Израилю густонаселенные палестинские анклавы. Еще раз подчеркну - стена не отделила евреев от арабов, нет! Более того, стена даже не присоединила к Израилю каких-либо стратегических высот. Дико извиваясь змеем, стена прошла через центры арабских городов, разделив их на две части. Таким образом, на израильской стороне стены оказались сотни тысяч палестинских арабов, не являющихся гражданами Израиля. Посмотрите как это выглядит в районе Иерусалима -

Видите мечеть за стеной? Так вот я фотографирую из центра арабского пригорода Абу-Дис, находящегося на израильской стороне. За стеной - вторая половина городка, которая стала частью Палестинской автономии. Иными словами, палестинцы и там, и здесь. Евреями же на многие километры не "пахло" ни там (за стеной), и не тут. В чем смысл? Фотография сделана на восток, с часовни евангелистской церкви Августы-Виктории, что на Оливковой горе. Вдали на горизонте израильский город Маале Адумим, еще дальше (в дымке) - Мертвое море. Внизу - стена, разделившая арабский городок Эль-Азария надвое. Проще говоря, еврейский город Маале Адумим фактически отделен от Иерусалима плотным кольцом арабских пригородов. Теперь эти пригороды обнесли стенами. Мощный КПП между Израилем и палестинскими территориями в районе Абу-Диса, через который основная часть палестинцев попадает на израильскую сторону стены, где живут такие же арабы, как и они. Еще один вид на стену, петляющую по горам. Обратите внимание на дома сразу же за церковью (кстати, это церковь Св.Петра в Галиканту). Это арабские дома, такие же точно, как и за стеной. Вид из Иерусалима в направлении Мертвого Моря и города Маале-Адумим (на горизонте). Внизу обратите внимание на военный КПП. Вы будете его проезжать, если соберетесь на Мертвое море. Или наоборот, оттуда в Иерусалим. Но не стоит переживать. Если ваше лицо не типично арабское - вас не тронут. Теперь немного отвлечемся от стен и заборов. Обратите внимание на фотографии ниже. Да, там есть несколько симпатичных ракурсов. Но сейчас речь немного не о том. Обратите внимание на черные баки на крышах арабских домов -

Не буду мучить читателя загадками. Черные баки это вода. Обычная водопроводная вода. Дело в том, что подача воды в Восточный Иерусалим налажена плохо. К примеру, в еврейской части города отключения и перебои с водой это нонсенс. Зато в арабской части - повседневность. Посему, не имеющие иного выбора жители стали устанавливать баки на своих крышах - когда есть вода, бак наполняется. Когда воды нет - пользуются той, что в баке. Спрашивается, почему так, ведь вроде бы израильтяне говорят, что Иерусалим это вечная и неделимая столица Израиля? Сложный вопрос. Столица - да, бесспорно, по крайней мере технически. Пусть и пока не признанная ни одной страной мира. Зато Кнессет в Иерусалиме и все министерства. А вот что касается вопроса неделимости - тут дела обстоят еще хуже. Город не только разделен как никогда, но и его фактическое разделение активно проводится в жизнь самой же администрацией. Покойный Тедди Колек, бессменный мэр Иерусалима в течении почти 25 лет, как то в сердцах заметил "...Мы и водопровод то провели им [арабам] только потому, что появились случаи холеры, и мы опасались что это перекинется на еврейскую часть города". А вот еще пример. Мой отель расположен в пригороде Силуан, напротив стен Старого города. А прямо внизу, в Кидронском ущелье, отделяющем Силуан от Иерусалима, вовсю идут строительные работы. Возводится археологический парк "Город Давида". Будет много зелени, будет гуляльная улица, будут доведенные до ума памятники архитектуры. Казалось бы, где тут засада? А вот где засада. Жители 85(!) домов Силуана получили предписания о сносе их жилищ. Вот, посмотрите на фото ниже - Видите, внизу расширяют дорогу? Так вот, в ширину комплекс будет 150-200 метров, и в длину около полутора километров. Снесены будут все здания, что попадают в эту зону. Иными словами все те, что внизу, и два яруса вверх. Хочется задать сакраментальный вопрос - будут ли палестинцы в восторге от нового парка? Часть вторая. Евреи отрицающие Холокост и сам Израиль. В большинстве стран Европы приняты законы, исходя из которых отрицание Холокоста приравнено к уголовному преступлению. Излишне говорить, что любой поставивший под сомнение геноцид евреев во время войны считается нацистом, расистом и фашистом. И это, вне всякого сомнения, справедливо. Тем более удивительно, что религиозные иудеи, жители иерусалимского квартала Меа Шеарим, открыто отрицают Холокост, и призывают к исчезновению Израиля как государства. Более того, они же являются активными участниками всех возможных антисемитских сходок. Взять организованный Ахмадинеджадом в Тегеране симпозиум по обсуждению "преступлений сионизма". Ортодоксы из Меа-Шеарим были там полноправными гостями.Как такое может быть, спросит читатель? Почему эти люди не в тюрьме? Ситуация такова. Есть веяние в иудаизме, называемой Натурей Карта (их официальный сайт). Оно возникло в 1935 году в венгерском местечке Сатмар (Санта Мария). Раввины его самым категорическим образом отказывались поддержать идею возвращения евреев в Эрец Исраэль, а также сионизм. Члены этой общины поэтому не поддерживают никакой связи с государством Израиль и его официальными учреждениями. Они не признают израильские гражданские суды, не принимают участия в муниципальных и всеобщих выборах, их дети учатся в особых школах и не служат в армии. Они не пользуются ивритом в качестве языка повседневного общения. Они отказываются получать деньги от государства (несмотря на то, что большинство из них исправно платят налоги), а для некоторых День независимости Израиля является днем траура. Будучи в Иране, иудаистские ортодоксы заявили, что Израиль должен разоружиться, ибо от него сегодня исходит главная опасность для стран Ближнего Востока. «Мы хотим не возвращения государства к границам 1967 года, - подчеркнул они при этом, - а возвращения страны палестинцам, чтобы мы могли жить с ними вместе». Более того, выступая перед иранскими студентами, раввины говорили о необходимости проведения четкой границы между «иудаизмом и сионизмом, чтобы ярость против «оккупантов в Палестине» не обращалась против тех, кто хочет мирно жить под мусульманским правительством, как это было в прошлом». «Сионисты замешаны почти во всех преступлениях на Земле, - считают раввины, - и, к несчастью, они называют себя представителями еврейского народа». По их мнению, сионизм был рожден «воспаленным воображением Герцля». Не обошли раввины стороной и Холокост, полностью поддержав самых жестких антисемитов. На той самой конференции в Тегеране, они завили, что «Мусульмане чувствуют несправедливость: почему можно оскорблять пророка Мухаммада и рисовать на него карикатуры, а отрицать холокост нельзя?», - говорится в их заявлении. «Сионисты используют холокост ради своих выгод». Вот такие вещи можно встретить в упомянутом ортодоксальном районе Меа Шеарим - Ну а в целом, если абстрагироваться от описанного выше, то Меа Шеарим (Сто Врат) это крайне колоритный квартал, куда несомненно стоит сходить. Там вы увидите традиционный уклад жизни еврейского гетто, как это было 100 лет назад, и 200 и 300. Словно назад на машине времени - Квартал буквально залеплен вот такими вот воззваниями "Одевайтесь скромно". Непосредственно этот плакат я снял на входе в самый обычный банк. Посетителей призывают одеваться скромно и не броско. И даже комментируют как именно следует идти получать ипотеку, или снимать наличные в банкомате "Длинные рукава, закрытая рубашка, не обтягивающее". Обращение к проходящим через квартал "Не мешайте нам вести еврейский образ жизни". Часть третья. Разделенный город. Думаете, я буду опять о стене, отделяющей еврейские кварталы от палестинских? Нет. Не о том. Все гораздо более интересно, и уходит корнями в 1948 год. Израиль завершил свою первую войну, Войну за Независимость, довольно успешно, закрепившись на более выгодных позициях, чем перед войной. Но непосредственно в Иерусалиме успехи были куда скромнее. Старый город со всеми его святынями так и остался под контролем Иордании. До 1967 года, когда Израиль в течении 6 дней захватил Синай у Египта, Голанские высоты у Сирии и Западный берег с Иерусалимом у Иордании. Но в течении 19 лет, с 1948-го по 1967-ой год, Иерусалим был разделенный городом. Со стеной. Как Берлин. Сейчас про это уже немногие помнят, а захватив обе части города, израильтяне снесли все то, что напоминало о разделении. И все же, несколько мест осталось. Например "Байт Турджман" - старинное здание, располагавшееся на линии раздела, и где был наблюдательный пост Цахала. Сейчас в этом доме функционирует тематический музей (сайт музея), куда очень рекомендую сходить. Это своего рода подобие Музея Стены в Берлине. Кстати, одну из своих поездок в Берлин я посвятил именно реликтам эпохи разделения города. Неподалеку от Байт Турджман располагался единственный в городе КПП между Израилем и Иорданией, называвшийся Mandelbaum Gate, что не может не напомнить о берлинском Brandenburger Tor, где тоже был КПП во времена Холодной войны. Cейчас от израильского перехода остался лишь маленький монумент, а раньше, до 1967 года, это выглядело вот так -

А израильские пограничники иногда угощали иорданских коллег сигаретами, что приятно удивляет, не одним же пулям летать туда-сюда. Так или иначе, но все же недолго израильтяне и иорданцы угощали друг-друга сигаретами. Иорданский король Хуссейн (ныне покойный) обьявил Израилю войну в качестве поддержки Сирии и Египту, с которыми Иордания имела соответствующее соглашение о взаимной обороне. В своей автобиографии Хуссейн потом, уже в 1974 году, напишет "Конфронтация с Израилем была ошибкой. Мы могли избежать кровопролития. Мы вступили в войну движимые идеями Пан-арабизма, и наши братья нас предали". Очевидно, что Хуссейн под предательством подразумевает тот факт, что Гамаль Абдель Насер ввел его в заблуждение относительно происходящего на фронте. Хуссейн, будучи уверенным что израильская армия разгромлена, решил вступить в войну и урвать и себе часть территорий. На самом же деле, ситуация оказалась абсолютно иной. Разгромленными оказались армии Египта и Иордании, и перебросив войска с синайского фронта, израильтяне в течении двух дней разделались вдобавок и с Иорданией. В ответ на мощный артобстрел со стороны иорданцев, израильтяне в ночь с 5-го на 6-ое июня 1967 года предприняли атаку на иорданские позиции в Иерусалиме. Самые тяжелые бои имели место в северной части города, на холме, получившем название "Гиват Ха'тахмошет" (Оружейная горка). Здесь располагался мощный иорданский укрепрайон, откуда простреливалась большая часть города. В наши дни, гуляя среди окопов и бункеров, несложно представить, что задача у израильтян была не из легких. Они взяли высоту силами 55-ой десантной бригады, но ценой 182 солдат, здесь погибших в ту ночь. Сейчас на этом месте впечатляющий мемориал и музей, где несомненно стоит побывать всякому интересующемуся военной историей Ближнего Востока. Кстати, у них есть сайт с русской версией. Ниже несколько фотографий снятых на Гиват Хатахмошет -

Автор: puerrtto

venividi.ru

Стена Плача в Иерусалиме — Эйлат Израиль 2018: экскурсии и отели

Стена Плача представляет собой часть западной стены Второго Храма, разрушенного римлянами в семидесятом году нашей эры.

Этот уцелевший участок стены имеет длину четыреста восемьдесят пять метров и высоту тридцать два метра. Большая часть кладки скрыта под землей. Открытая же часть выступающая над землей пятьдесят семь метров длиной и девятнадцать высотой. Остальная часть находится под землей.

Иногда те, кто собирается посетить Израиль впервые, Стену Плача ошибочно называют Плачущая Стена. На самом деле плачут не камни стены, а люди, находясь возле разрушенной святыни.

Стена сложена из сорока пяти горизонтальных слоев огромных, гладких камней. Двадцать восемь слоев видны над землей. Камни в высоту имеют размер около метра, а в длину от полутора метров до трех. Весят они от двух до шести тонн. Очень выделяется размерами из общей кладки один из камней. Размеры этого гиганта впечатляют – его длина тринадцаь метров, а вес пятьсот семьдесят тонн!

Стена Плача на Видео

Автор: Олег Голубчик.

Стена Плача находится в Израиле, в Старом городе Иерусалима на Храмовой горе так же известной как гора Мориа.

На английском ее называют The Western Wall, на иврите – Котель Марави (котель - כותל  - стена, марави -מערבי – западная), на французском Mur des Lamentations (Mur – стена, Lamentations – стенание), на немецком Klagemauer (кlage – жалоба, mauer – стена). На арабском el-Mabka – место стенаний. Название Стена Плача скорее всего произошло от ее первоначального названия на арабском. Арабы, видя что евреи приходят на это место оплакивать разрушение Храма, дали ей такое имя. Значение стены для евреев заключается в том что это единственное материальное, что спустя века напоминает о величии Первого Храма и что возле этой стены присутствует Шхина – чему можно дать определение как Божественное присутствие.

В Иерусалиме в Музее Израиля есть модель Старого города и Второго Храма.

История донесла до нас историю Стены Плача.

Первый Храм был построен царем Соломоном в 10 веке до нашей эры по завету отца, царя Давида. Храм олицетворял объединение Израильского Царства. В пятьсот восемьдесят шестом году вавилонянский царь Навуходоносор разрушил его, а сокровища и богослужебные предметы были разграблены. Иерусалим был сожжен, а уцелевших после штурма города жителей Иудеи угнали в рабство.

Второй Храм был построен в пятьсот шестнадцатом году до нашей эры. Строительство было заложено Киром Великим, разрешившим изгнанникам вернуться в Иудею, а Ирод Великий реконструировал Храм.

В семидесятом году нашей эры римская армия, во главе с Титом, подавляя антиримское восстание, осадила Иерусалим. Спустя пять месяцев осады и боев римлянам удалось подавить сопротивление.

Иерусалим был сожжен и превращен в руины, Храмовая гора была распахана.  Второй храм разграблен и разрушен спустя всего шесть лет после завершения строительства. Он перестал существовать в тот же день что и Первый храм – 9-го Ава по еврейскому календарю.

По словам пророков на Храмовой горе будет воздвигнут и Третий храм.

А пока каждый день к Стене Плача приходят израильтяне и паломники проехавшие тысячи километров. Чтобы помолиться, подумать и оставить записку в щелях между камнями западной стены Второго Храма с просьбами о здоровье, достатке, исцелении.

Как видите, понятие Плачущая стена в Иерусалиме не имеет ничего общего с реальностью. Такого места в древнем городе нет. Речь идет о Западной Стене, Стене Плача.

israel-eilat.ru

Стена плача в Иерусалиме — подробная информация с фото и видео

Стена плача

Стена Плача (Western Wall) является остатками укрепляющих конструкций, которые были возведены Иродом Великим рядом с Храмовой Горой в Иерусалиме. Здесь располагался Второй Иерусалимский Храм – в 70 году н.э. его разрушили римляне. Стена Плача не была частью Храма, однако она достаточно близка к ней, поэтому превратилась в самую значимую святыню для еврейского народа. Многие столетия здесь собирается большое количество верующих, это место служит центром паломничества и молитв. Наиболее ранний источник, который связывает иудеев со Стеной, относится к IV веку. Длина сооружения составляет 57 м, высота – 19 м.

Видео: Стена Плача в Иерусалиме

История и происхождение названия

Стена Плача имеет 45 рядов кладки, 28 из них находятся над землей, остальные – снизу. Сооружение возводилось постепенно – во времена правления Ирода, Омейядов и Османской империи. Для обеспечения прочности все ряды каменных блоков устанавливались с некоторым углублением внутрь конструкции, при этом Стена создавалась без применения специального раствора.

При строительстве укрепления Ирод Великий разработал хитрый план, чтобы получить одобрение Рима. Правитель послал в Рим гонца и в то время, пока тот добирался, начал возводить Стену. Ирод знал, что поездка в Рим будет длиться долго – когда гонец вернулся оттуда, строительство уже завершилось. Ответное письмо было лаконичным, в нем Октавиан Август говорил, что сооружение не стоит возводить, но если работы уже завершены, можно оставить его.

Свое название Стена получила из-за того, что здесь оплакиваются Первый и Второй Храмы, которые были разрушены в один день, но в разные годы. Священные писания содержат сведения о том, что эти события не являлись случайностью – евреев наказали за создание идолов и постоянное кровопролитие.

Сооружение также называют Западной стеной – так звучит его название на иврите. Фрагмент защитного укрепления Храмовой Горы находился именно в западной части, поэтому его так стали именовать. Арабы же, увидев, что евреи приходят сюда молиться Богу и сожалеть о разрушении Храма, прозвали остатки укрепления «Стеной Плача». Это название стало популярно в других странах и сейчас данная достопримечательность имеет два наименования.

МолящиесяРазделение стены плача на две зоны

Традиции и обычаи

Стена плача

В современном мире Стена Плача является особенным местом для всех иудеев. Сооружение также привлекает путешественников со всех уголков планеты. Сейчас Стена разделена на две части – левая предназначена для мужчин, а к правой подходят женщины. Существует традиция оставлять записки с заветными желаниями между её камней. Так люди имеют возможность обратиться к Всевышнему.

На площади перед Стеной Плача проводятся торжественные мероприятия во время государственных праздников Израиля. Здесь принято отмечать значимые события в жизни верующих, например, достижение возраста религиозного совершеннолетия. Площадь является местом приношения присяги военнослужащими армии обороны страны. В дни поста иудеи сидят на земле около Стены, молясь и напевая печальные мелодии.

Записки в Стене Плача

Традиция помещения кусочков бумаги с написанными на них желаниями в щели Стены Плача зародилась несколько сотен лет назад. На данный момент здесь находится более миллиона записок от верующих и путешественников. Данный обычай обрел популярность среди знаменитостей, приезжающих в Израиль.

Записки в расщелинах стеныСолдаты израильской армии пишут записку

Текст пожелания пишется на любом из языков, а длина сообщения варьируется от пары слов до целых посланий. Достаточно часто в записках цитируют отрывки из Библии. Люди просят у Господа здоровья, достатка, спасения и удачи. Можно использовать любую бумагу – её размер и цвет не имеют никакого значения. Важна лишь искренность желания и его понятное изложение, поэтому стоит продумать текст обращения заранее. После помещения записки между камней принято отдавать немного денег на благотворительность. Можно поделиться едой с нищим или помочь немощному. Если человек хочет обрести то, о чем просил, ему стоит продемонстрировать готовность меняться в лучшую сторону.

Согласно иудейским верованиям, молитвенные записки Стены Плача нельзя выбрасывать или сжигать. Несколько раз в год их собирают и хоронят на еврейском кладбище на Масличной горе. Традиция оставлять послания Богу положительно воспринимается представителями различных вероисповеданий, поэтому записку имеет возможность оставить каждый желающий.

Туннель Западной стены

В туннеле Западной стены

Туннель пролегает под землей вдоль Стены Плача и находится перед её центральной частью и рядом с северным участком. В подземном комплексе можно увидеть дополнительные 485 м стены, которые недоступны, если смотреть на сооружение сверху. В ходе раскопок археологи обнаружили тут многочисленные находки, относящиеся к разным периодам истории Израиля. В северной части Западной стены нашли остатки водного канала, при помощи которого на Храмовую Гору подавалась вода. Самый крупный камень сооружения весит несколько сотен тонн – это один из тяжелейших объектов, поднятых человеком без применения специальной техники. Посетители имеют возможность войти в туннель с южной стороны и выйти из его северной части.

Сведения для туристов

К Стене Плача можно пройти в любое время года, она доступна для посещения круглые сутки. Добираться рекомендуется автобусом, поскольку места для личных транспортных средств на стоянке обычно заняты. На каждом из трех входов на площадь осуществляется контроль; скромная одежда обязательна. Женщины должны прикрыть плечи и ноги ниже колен, а мужчинам, желающим подойти к стене, выдаются бумажные ермолки (молитвенные шапочки). В субботу и еврейские праздники здесь нельзя курить, фотографироваться и говорить по мобильному телефону. Категорически запрещается приходить сюда с домашними питомцами. Стоимость визита составляет 25 шекелей для взрослых и 15 – для детей. Во время праздников оплачивать посещение достопримечательности не нужно.

Вход в туннель Стены Плача разрешается только туристам с гидами по предварительной договоренности. Экскурсии на иврите и английском проводятся с группами до 30 человек. Туристы пребывают внизу в течение полутора часов, посещение доступно с 7 утра до 11 вечера, в пятницу – до обеда. Экскурсии не проводятся в субботу и праздничные дни.

wikiway.com

Стена Плача – фото, история

Уже прошло более трех тысяч лет с эпохи правления мудрого царя Соломона. Во время правления Соломона был воздвигнут величественный храм, в котором хранились священные реликвии еврейского народа – Ковчег завета со свитками божественных заповедей. В начале был он укрыт незатейливым навесом, и стоял на вершине самой высокой горы. Архитекторы царя долго думали над проектом храма, ведь местность здесь гористая, а потому, решая задачу по созданию храма в специфических условиях, придумали и в итоге выложили очень красивую, широкую лестницу из белых каменных монолитов, которые были доставлены в эту местность из южного и западного склона горы.

Созданный храм сиял на солнечном свете, как ожившее уникальное чудо. Великолепный храм был построен не как памятник царю, не как сооружение для его славы, а как святое место Бога, которое способно приблизить божественные откровения к народу. Храм в течение всей истории государства несколько раз разрушался, восстанавливался и снова был разрушен. Но течение времени и разрушения оказались бессильными перед священным местом. Храм по-прежнему священное место в сердцах всего еврейского народа. В современном мире символ прошлого и надежда на будущее – в Израиле Стена Плача, западная стена Храма, сохранившаяся до сего дня.

Особой святостью первоначально Стена Плача не обладала. Эта стена была оборонительной стеной, которая располагалась вокруг Храмовой горы. Чуть позже уже Царь Ирод, укреплял стену ее, камнем за камнем и в итоге, она превратилась в мощную защиту и надежную опору для священной Храмовой горы. Вот так судьба этого укрепления, произведенная Иродом, превзошла все его даже самые смелые ожидания.

Сегодня, возведенная более двух тысяч лет назад, тысячами людей, в Израиле Стена Плача остается символом надежды и возрождения. Это воплощение всех чаяний народа, который видит в Израиле свое прошлое, живет настоящим и мечтает о будущем. С течением времени, святость Стены все больше и больше укреплялась. Многие поколения сменялись, а стена, сооруженная для защиты и укрепления, стала символом твердого духа еврейского народа.

Совсем недавно, в Израиле Стена Плача была одной из частей городской улицы, по которой торговали в лавках, жили люди. Никто не молился возле нее, и даже после того, как Второй храм был разрушен, верующие предпочитали нести молитвы у восточных и южных частях города, там, где были пышнее и богаче стены. Никто не мог и предположить, что эта стена станет святыней израильского народа – Плачем Израиля.

И только в 16 веке, когда город полностью попал под власть Османской империи, Стена Плача стала самым святым местом еврейского народа, получила всеобщее признание. Именно с той поры началась новая история этого сооружения. Стена Плача с тех времен и до сего дня – это объект паломничества для всех евреев, которые согласно религиозной традиции должны три раза в год приходить к Стене Храма.

Количество населения старого города стремительно росло, строились дома и кварталы, а улица возле стены стала узким темным переулком, куда попасть в праздничные дни на молитву было очень проблематично, и не все могли совершать этот традиционный обряд, так как места всем желающим не хватало.

Параллельно с еврейскими религиозными традициями развивались и традиции мусульманства. Согласно преданию, именно с этого священного места пророк Магомет был воскрешен и вознесся на небеса. А потому в последствии у представителей разных религий возникли необычайные разногласия, касающиеся контроля и ухода за этой достопримечательностью Израиля, историческим святым местом.

Вообще история Стены плача в Израиле очень насыщена, а в некоторых местах и трагична. В период войны в Израиле за независимость в 1948 году священное место евреев попало под власть Иорданского легиона. В 1949 году, согласно условиям перемирия, евреям разрешалось ее посещать, однако эти условия практически никогда не соблюдались. И только в 1967 году, когда в ходе Шестидневной войны, парашютисты израильской армии освободили Иерусалим, а вместе с городом в Израиле и Стену Плача, святыня стала полностью израильским достоянием.

За последние десятилетия площадь у Стены Плача существенно расширена, для того, чтобы все желающие совершить молитву около этого священного места смогли обеспечить себе свободный доступ. В ходе дополнительных раскопок, археологи обнаружили и другие слои Стены. Сегодня Плач Израиля – это своеобразная синагога на открытом воздухе, где можно совершить молитву, попросить господа о здоровье и благополучии. Здесь, многие израильтяне и приезжие отмечают свои семейные праздники. В районе Стены плача есть также и другие достопримечательности, связанные с историей и культурой древнего еврейского народа – Хасмонейские туннели, арка Робинсона, южная стена, арка Беркли и Вильсона.

Сегодня Стена плача – это 45 рядов кладки, из них 28 уровней размещены над землей, а 17 – устроены под землей. Семь первых видимых рядов кладки относятся ко времени правления Царя Ирода, тогда как 4 последующих к периоду омеядскому и 14 к периоду правления и господства оттаманской империи. Стена была сооружена из обтесанных камней белого цвета, имеющих разную величину: в среднем это камни, длина которых 1-1,2 метра, а ширина 1,5 – 3 метра, вес такого камня составлял от 2 тонн и до 8. Что интересно, Стена Плача сооружена без скрепляющего раствора, специальной кладкой.

Сегодня около Стены Плача в любое время суток можно встретить людей, которые молятся. Миллионы туристов и паломников приезжают в Израиль для того, чтобы прикоснутся к святыне, прочесть молитву, попросить Бога о сокровенном, оставив записку с просьбой к Всевышнему между камней Стены плача.

Традиционно на молитву к Стене плача мужчины подходят слева, женщины – с правой стороны. К Стене Плача могут подходить и обращаться с молитвами к Богу и не евреи, однако обязательно нужно быть соответствующим образом одетыми, а мужчины в головных уборах – кипах.

Обширная площадь перед Стеной плача в Израиле – это огромная синагога под синим израильским небом. Здесь же проводятся различные торжественные обряды и церемонии израильского народа, в том числе и День независимости страны, День освобождения Иерусалима. Здесь на площади у Стены Плача приносят свою присягу новобранцы ЦХАЛ.

Loading...

www.pro-israel.ru

Великая израильская стена безопасности и евреи отрицающие Израиль: puerrtto

Интересный город Иерусалим! Причем, чем дальше вы от стандартных туристических троп, тем больше удивительного вас ждет. Вот, скажем, представляете ли вы себе евреев, отрицающих существование государства Израиль и дружащих с Ахмадинеджадом? А знали ли вы, что в Израиле возводится стена, стремящаяся к лаврам Великой Китайской? А знали ли вы, что муниципальные блага иерусалимцев распределяются по национальному признаку, и если вы палестинец - плохи ваши дела? А вы слышали про пещеру длиной в 330 метров, проникнув в которую вы можете вылезти аккурат через канализацию Храма Гроба Господня?

В этот свой приезд в Вечный город, я зарекся не входить в старую его часть. Старый Иерусалим внутри стен втягивает, и если вы туда вошли - не скоро выберетесь. Поэтому изначально решил - что угодно, только не Старый город. И выискал себе отель, максимально удаленный от стандартных туристических троп, зато с потрясающими видами. Отель - Panorama Jerusalem (их сайт), обошелся в $55 за двухместный номер с удобствами. Бронировал через booking.com, оплачивал наличными в самом отеле. Вот оцените, какая красота открывалась с крыши моего отеля, расположенного в арабским квартале Силуан (израильтяне его называют Шилоах) -

 Главное не стойте близко к краю! Все же 4 этажа - больно приземляться!

За несколько дней до поездки мои разумом овладел интересный альтернативный путеводитель по Иерусалиму. Оппсс...чуть не забыл. Дорогие израильские друзья, то что я расскажу дальше не всем придется по вкусу. Ибо я не намерен петь оды тому, что не считаю благом. Равно как и не стану умалчивать о том, что считаю неприемлемым. Таким образом, кому то может показаться, что я открываю перед потенциальными туристами то, что надо бы скрывать. Пусть так. Но это история сего места, и история эта была не всегда образчиком справедливости и человеколюбия. Итак, вот какой необычный путеводитель написали итальянцы про Иерусалим Decode Jerusalem.

Это не про Крещение Христа и не про Стену Плача. Увы, это более близкое к нам. Это путеводитель о том, где можно воочию увидеть, как уживаются арабы и евреи в Вечном городе. Там можно прочитать про то, где израильская стена безопасности отрезала школы от учеников, мечеть от прихожан и кладбище от родственников. Там же рассказывается о том, в каких условиях живут жители Восточного Иерусалима. Весьма необычное и увлекательное чтиво.

Вот я и задумал пройтись тропами упомянутого путеводителя и увидеть своими глазами, что люди делят в этом городе, и почему над всеми этими святынями так и веет злоба и ненависть всех ко всем. Согласитесь, задача чрезвычайно жизнеутверждающая, не так ли? Сразу же подчеркну, что не ставлю своей целью давать экскурсы в историю и навязывать свое видение происходящего. Ограничусь фотографиями и краткими комментариями для общего понимания картины. Итак -

Часть первая. Великая израильская стена.

Признаюсь, когда я впервые узнал про строящуюся стену, то порадовался. Наконец-то евреи отделятся от палестинцев и наступит долгожданный мир на Ближнем Востоке. Друзья, не торопитесь прозвать меня наивным. Конечно же я не верил ни в какой мир. Ведь для мира нужно желание всех сторон конфликта. А на Ближнем Востоке такого желания и воли нет ни у кого, включая сам Израиль. Поэтому, когда стена стала разрастаться, стало ясно,что строят ее не с целью изолировать враждующие стороны. А с целью усугубить конфликт. Стена, которая по крайней мере изначально строилась с целью воспрепятствовать проникновению в Израиль палестинских боевиков, странным образом "влезла" вглубь собственно палестинских территорий, и фактически присоединила к Израилю густонаселенные палестинские анклавы.

Еще раз подчеркну - стена не отделила евреев от арабов, нет! Более того, стена даже не присоединила к Израилю каких-либо стратегических высот. Дико извиваясь змеем, стена прошла через центры арабских городов, разделив их на две части. Таким образом, на израильской стороне стены оказались сотни тысяч палестинских арабов, не являющихся гражданами Израиля. Посмотрите как это выглядит в районе Иерусалима -

 Видите мечеть за стеной? Так вот я фотографирую из центра арабского пригорода Абу-Дис, находящегося на израильской стороне. За стеной - вторая половина городка, которая стала частью Палестинской автономии. Иными словами, палестинцы и там, и здесь. Евреями же на многие километры не "пахло" ни там (за стеной), и не тут. В чем смысл?

Фотография сделана на восток, с часовни евангелистской церкви Августы-Виктории, что на Оливковой горе. Вдали на горизонте израильский город Маале Адумим, еще дальше (в дымке) - Мертвое море. Внизу - стена, разделившая арабский городок Эль-Азария надвое. Проще говоря, еврейский город Маале Адумим фактически отделен от Иерусалима плотным кольцом арабских пригородов. Теперь эти пригороды обнесли стенами.

Мощный КПП между Израилем и палестинскими территориями в районе Абу-Диса, через который основная часть палестинцев попадает на израильскую сторону стены, где живут такие же арабы, как и они.

  Еще один вид на стену, петляющую по горам. Обратите внимание на дома сразу же за церковью (кстати, это церковь Св.Петра в Галиканту). Это арабские дома, такие же точно, как и за стеной.Теперь немного отвлечемся от стен и заборов. Обратите внимание на фотографии ниже. Да, там есть несколько симпатичных ракурсов. Но сейчас речь немного не о том. Обратите внимание на черные баки на крышах арабских домов -

Не буду мучить читателя загадками. Черные баки это вода. Обычная водопроводная вода. Дело в том, что подача воды в Восточный Иерусалим налажена плохо. К примеру, в еврейской части города отключения и перебои с водой это нонсенс. Зато в арабской части - повседневность. Посему, не имеющие иного выбора жители стали устанавливать баки на своих крышах - когда есть вода, бак наполняется. Когда воды нет - пользуются той, что в баке. Спрашивается, почему так, ведь вроде бы израильтяне говорят, что Иерусалим это вечная и неделимая столица Израиля? Сложный вопрос.

Подробнее про перебои с водой в Восточном Иерусалиме можно почитать на ряде официальных израильских сайтов, например Ассоциация гражданских прав Израиля (ACRI), или на официальном сайте Международной организации здравoхранения (WHO).

Столица - да, бесспорно, по крайней мере технически. Пусть и пока не признанная ни одной страной мира. Зато Кнессет в Иерусалиме и все министерства. А вот что касается вопроса неделимости - тут дела обстоят еще хуже.

Город не только разделен как никогда, но и его фактическое разделение активно проводится в жизнь самой же администрацией. Покойный Тедди Колек, бессменный мэр Иерусалима в течении почти 25 лет, как то в сердцах заметил "...Мы и водопровод то провели им [арабам] только потому, что появились случаи холеры, и мы опасались что это перекинется на еврейскую часть города".

А вот еще пример. Мой отель расположен в пригороде Силуан, напротив стен Старого города. А прямо внизу, в Кидронском ущелье, отделяющем Силуан от Иерусалима, вовсю идут строительные работы. Возводится археологический парк "Город Давида". Будет много зелени, будет гуляльная улица, будут доведенные до ума памятники архитектуры. Казалось бы, где тут засада? А вот где засада. Жители 85(!) домов Силуана получили предписания о сносе их жилищ. Вот, посмотрите на фото ниже -

Видите, внизу расширяют дорогу? Так вот, в ширину комплекс будет 150-200 метров, и в длину около полутора километров. Снесены будут все здания, что попадают в эту зону. Иными словами все те, что внизу, и два яруса вверх. Хочется задать сакраментальный вопрос - будут ли палестинцы в восторге от нового парка?

Несколько видов Иерусалима

Часть вторая. Евреи отрицающие Холокост и сам Израиль.

В большинстве стран Европы приняты законы, исходя из которых отрицание Холокоста приравнено к уголовному преступлению. Излишне говорить, что любой поставивший под сомнение геноцид евреев во время войны считается нацистом, расистом и фашистом. И это, вне всякого сомнения, справедливо. Тем более удивительно, что религиозные иудеи, жители иерусалимского квартала Меа Шеарим, открыто отрицают Холокост, и призывают к исчезновению Израиля как государства. Более того, они же являются активными участниками всех возможных антисемитских сходок. Взять организованный Ахмадинеджадом в Тегеране симпозиум по обсуждению "преступлений сионизма". Ортодоксы из Меа-Шеарим были там полноправными гостями.Как такое может быть, спросит читатель? Почему эти люди не в тюрьме?

Ситуация такова. Есть веяние в иудаизме, называемой Натурей Карта (их официальный сайт). Оно возникло в 1935 году в венгерском местечке Сатмар (Санта Мария). Раввины его самым категорическим образом отказывались поддержать идею возвращения евреев в Эрец Исраэль, а также сионизм. Члены этой общины поэтому не поддерживают никакой связи с государством Израиль и его официальными учреждениями. Они не признают израильские гражданские суды, не принимают участия в муниципальных и всеобщих выборах, их дети учатся в особых школах и не служат в армии. Они не пользуются ивритом в качестве языка повседневного общения.

Они отказываются получать деньги от государства (несмотря на то, что большинство из них исправно платят налоги), а для некоторых День независимости Израиля является днем траура. Будучи в Иране, иудаистские ортодоксы заявили, что Израиль должен разоружиться, ибо от него сегодня исходит главная опасность для стран Ближнего Востока. «Мы хотим не возвращения государства к границам 1967 года, - подчеркнул они при этом, - а возвращения страны палестинцам, чтобы мы могли жить с ними вместе».

Более того, выступая перед иранскими студентами, раввины говорили о необходимости проведения четкой границы между «иудаизмом и сионизмом, чтобы ярость против «оккупантов в Палестине» не обращалась против тех, кто хочет мирно жить под мусульманским правительством, как это было в прошлом». «Сионисты замешаны почти во всех преступлениях на Земле, - считают раввины, - и, к несчастью, они называют себя представителями еврейского народа».

По их мнению, сионизм был рожден «воспаленным воображением Герцля». Не обошли раввины стороной и Холокост, полностью поддержав самых жестких антисемитов. На той самой конференции в Тегеране, они завили, что «Мусульмане чувствуют несправедливость: почему можно оскорблять пророка Мухаммада и рисовать на него карикатуры, а отрицать холокост нельзя?», - говорится в их заявлении. «Сионисты используют холокост ради своих выгод». Вот такие вещи можно встретить в упомянутом ортодоксальном районе Меа Шеарим -

 Ну а в целом, если абстрагироваться от описанного выше, то Меа Шеарим (Сто Врат) это крайне колоритный квартал, куда несомненно стоит сходить. Там вы увидите традиционный уклад жизни еврейского гетто, как это было 100 лет назад, и 200 и 300. Словно назад на машине времени -

 

Квартал буквально залеплен вот такими вот воззваниями "Одевайтесь скромно". Непосредственно этот плакат я снял на входе в самый обычный банк. Посетителей призывают одеваться скромно и не броско. И даже комментируют как именно следует идти получать ипотеку, или снимать наличные в банкомате "Длинные рукава, закрытая рубашка, не обтягивающее".Обращение к проходящим через квартал "Не мешайте нам вести еврейский образ жизни".

Часть третья. Разделенный город.

Думаете, я буду опять о стене, отделяющей еврейские кварталы от палестинских? Нет. Не о том. Все гораздо более интересно, и уходит корнями в 1948 год. Израиль завершил свою первую войну, Войну за Независимость, довольно успешно, закрепившись на более выгодных позициях, чем перед войной. Но непосредственно в Иерусалиме успехи были куда скромнее. Старый город со всеми его святынями так и остался под контролем Иордании. До 1967 года, когда Израиль в течении 6 дней захватил Синай у Египта, Голанские высоты у Сирии и Западный берег с Иерусалимом у Иордании.

Но в течении 19 лет, с 1948-го по 1967-ой год, Иерусалим был разделенный городом. Со стеной. Как Берлин. Сейчас про это уже немногие помнят, а захватив обе части города, израильтяне снесли все то, что напоминало о разделении. И все же, несколько мест осталось. Например "Байт Турджман" - старинное здание, располагавшееся на линии раздела, и где был наблюдательный пост Цахала. Сейчас в этом доме функционирует тематический музей (сайт музея), куда очень рекомендую сходить. Это своего рода подобие Музея Стены в Берлине. Кстати, одну из своих поездок в Берлин я посвятил именно реликтам эпохи разделения города. Оцените, кажется вышло неплохо?

До 1967-го года здесь была не улица. Тут тянулся пограничный забор с Иорданией

Неподалеку от Байт Турджман располагался единственный в городе КПП между Израилем и Иорданией, называвшийся Mandelbaum Gate, что не может не напомнить о берлинском Brandenburger Tor, где тоже был КПП во времена Холодной войны. Cейчас от израильского перехода остался лишь маленький монумент, а раньше, до 1967 года, это выглядело вот так -

А израильские пограничники иногда угощали иорданских коллег сигаретами, что приятно удивляет, не одним же пулям летать туда-сюда.

Так или иначе, но все же недолго израильтяне и иорданцы угощали друг-друга сигаретами. Иорданский король Хуссейн (ныне покойный) обьявил Израилю войну в качестве поддержки Сирии и Египту, с которыми Иордания имела соответствующее соглашение о взаимной обороне. В своей автобиографии Хуссейн потом, уже в 1974 году, напишет "Конфронтация с Израилем была ошибкой. Мы могли избежать кровопролития. Мы вступили в войну движимые идеями Пан-арабизма, и наши братья нас предали".

Очевидно, что Хуссейн под предательством подразумевает тот факт, что Гамаль Абдель Насер ввел его в заблуждение относительно происходящего на фронте. Хуссейн, будучи уверенным что израильская армия разгромлена, решил вступить в войну и урвать и себе часть территорий. На самом же деле, ситуация оказалась абсолютно иной. Разгромленными оказались армии Египта и Иордании, и перебросив войска с синайского фронта, израильтяне в течении двух дней разделались вдобавок и с Иорданией.

В ответ на мощный артобстрел со стороны иорданцев, израильтяне в ночь с 5-го на 6-ое июня 1967 года предприняли атаку на иорданские позиции в Иерусалиме. Самые тяжелые бои имели место в северной части города, на холме, получившем название "Гиват Ха'тахмошет" (Оружейная горка). Здесь располагался мощный иорданский укрепрайон, откуда простреливалась большая часть города.

В наши дни, гуляя среди окопов и бункеров, несложно представить, что задача у израильтян была не из легких. Они взяли высоту силами 55-ой десантной бригады, но ценой 182 солдат, здесь погибших в ту ночь. Сейчас на этом месте впечатляющий мемориал и музей, где несомненно стоит побывать всякому интересующемуся военной историей Ближнего Востока. Кстати, у них есть сайт с русской версией. Ниже несколько фотографий снятых на Гиват Хатахмошет -

Можете почитать про водопроводную проблему Иерусалима здесь:

Ассоциация гражданских прав Израиля http://www.acri.org.il/pdf/EastJer2008eng.pdf (ACRI), или на официальном сайте Международной организации здравоохранения http://apps.who.int/gb/ebwha/pdf_files/WHA60/A60_29Add1-en.pdf (WHO).Другие мои отчеты об Израиле и Палестинских территориях:

Рождение и гибель первого отеля на Мёртвом мореЖелезная дорога в никуда, или Тропами оттоманских железнодорожников Израильская линия Мажино - Голанские высоты (по местам боев 1973 года) Таба: географический спор, или история одной границы в фотографиях Израильский музей артиллерии в Зихрон-Якове Музей израильских ВВС в пустыне Негев, или ода британским авиаторам Израильский музей бронетанковых войск, или куда пропала советская техника? Иерусалим: Великая израильская стена безопасности и евреи отрицающие Израиль Темная сторона истории Хайфы: палестинские беженцы и бунт марокканских евреев Суэцкий канал: европейские города и израильские танки Хеврон - город, где зарождается ненависть, или Берлинская стена возвращается Самаритяне с горы Гризим, палестинские территории и некоторые советы Хайфские дворы, или мой второй родной город. Третий и четвертый - на подходе!

 

puerrtto.livejournal.com