Неврозы у детей или как избавить ребенка от стресса. У первоклассника стресс


Детский стресс первоклассника – как помочь малышу адаптироваться к школе?

Поступление ребёнка в первый класс – неизбежный для каждой семьи и достаточно критический момент, который нарушает привычный ход вещей и заставляет всю семью приспосабливаться к новым условиям, утверждают психологи. Для разных семей он проходит по-разному, но это всегда непросто. Большинство первоклассников поступают в школу из детского сада, где был очень спокойный режим – с ними играли в игры, водили на прогулки, они спали днём. А в школе маленькие дети резко оказываются в совершенно другой обстановке, где будут вынуждены работать в напряжённом режиме нескольких уроков в день с совсем небольшими перерывами, и к ним начнёт применяться новая система требований, к которой они не привыкли. Кроме этого, маленький первоклассник попадает в совершенно новый коллектив детей и взрослых, в котором ему нужно установить контакты и найти своё место.

Опыт родителей, практических психологов и школьных учителей показывает, что не все дети готовы к этому. Для многих первоклассников, и особенно шестилеток, социальная адаптация оказывается очень трудна, в основном из-за того, что личность ребёнка, способная слышать, понимать и подчиняться школьному режиму, нормам поведения и обязанностям, ещё не сформировалась.

Именно поэтому многие первоклассники, даже с высоким уровнем интеллектуального развития, плохо воспринимают школьный материал и с трудом переносят нагрузку, к которой обязывает школьное обучение. И, конечно же, начинают часто болеть. В первые недели и месяцы школьного обучения особенно часты жалобы детей на усталость, головную боль, они становятся раздражительными, капризными, плаксивыми, истеричными. Снижается аппетит, дети теряют в весе, плохо спят.

У многих детей в это время формируется устойчивое чувство страха перед посещением школы (вплоть до повышения температуры каждое утро), нежелание ходить в школу, отрицательное отношение к одноклассникам и учителям, негатив и страхи, связанные с недостаточными способностями.

Все эти симптомы носят названия "адаптационная болезнь", "школьный шок" и "школьный стресс".

Три группы первоклассников

Период адаптации ребёнка обычно длится от 3 недель до полугода и дольше. Это зависит от множества факторов: характера ребёнка, уровня сложности школьной программы, степени подготовленности ребёнка к школе. Чтобы приспособиться к новым условиям, понадобятся силы время и, конечно, большое внимание и любовь со стороны близких. По степени адаптированности детей условно принято разделять на три группы.

Фото с сайта egaga.pl

Первая группа – это дети, которые адаптируются в первые недели обучения. Они быстро вливаются в коллектив, принимают новые правила и с лёгкостью заводят друзей. При этом они спокойные, дружелюбные и послушные. И уже ко второму месяцу обучения в школе эти дети полностью адаптированы к своей новой роли, новым требованиям и новому режиму.

Вторая группа – это дети с более длительным периодом адаптации. Они не могут принять новую ситуацию обучения и общения с учителем, часто не слушаются, играют на уроках, выясняют отношения с товарищами во время занятий, не слышат, что им говорят, не реагируют на замечания учителей или уходят в слезы и обиды. Реакции таких детей становятся адекватными примерно через полгода обучения.

И третью группу составляют "трудные" дети. Они дольше всех не могут примириться с происходящим в школе, резко негативно ведут себя, открыто проявляют отрицательные эмоции или, напротив, положительные, такие как громкий смех во время урока, специально провоцируют учителя, почти не усваивают или усваивают с огромным трудом учебную программу. Именно на таких детей чаще всего жалуются учителя, и если дети из первых двух групп адаптируются со временем самостоятельно, то детям из третьей группы требуется внимание и помощь взрослых и детского психолога.

Типичные проблемы первоклассников

Хроническая неуспеваемость

Часты случаи, когда неуспеваемость ребёнка по основным предметам в школе связана с отношением родителей. Например, ожидание и даже требование от ребёнка только хороших оценок и демонстративное недовольство тем, что он с чем-то не справляется. Ребёнок становится "хорошим", когда у него получается, и "плохим", когда приносит плохие отметки. Многие родители при этом уверены, что это правильное воспитание и таким образом они стимулируют ребёнка лучше учиться, но на самом деле под влиянием такого оценочного поведения у первоклассника снижается уверенность в себе и повышается тревожность, возникает дополнительный страх вызвать недовольство домашних. Это приводит к волнению, ухудшению его концентрации и дезорганизует его при выполнении домашних заданий, что приводит к неудаче в школе. Каждая новая неудача вызывает осуждение дома, тревожность нарастает, и получается замкнутый круг, в котором ребёнок может начать бояться проявлять себя и привыкает к роли неудачника. У таких детей неуспеваемость становится хронической.

Как правильно поступать: не реагируйте слишком эмоционально на плохие и хорошие отметки своего ребёнка. Ругать его за неудачи и хвалить за успехи – не та практика, которая поможет ему сейчас. Ему нужна ваша добрая поддержка во всем, чтобы он смог нормально адаптироваться и войти в ритм обучения, на который он действительно способен.

Уход в себя

Это ситуация, когда ребёнок формально присутствует на уроке, но в то же самое время будто бы отсутствует. Он не воспринимает материал, не слышит и не выполняет задания учителя. При этом это не связано с тем, что его внимание занято посторонними занятиями и предметами, скорее, это уход в себя и в свой внутренний мир, в воображение и фантазии. Такое часто бывает с детьми, которые не получают достаточного внимания и любви дома, и, не находя поддержки во внешнем мире, они склонны уходить в лучший, вымышленный.

Что нужно делать: чаще всего в такой ситуации родителям необходимо пересмотреть в целом свои отношения с ребёнком, постараться уделять ему больше внимания, интересоваться его играми, играть вместе с ним, разговаривать с ним, стараться не оставлять его надолго одного.

Негативные выходки

Демонстративно негативное поведение, специально для того, чтобы позлить взрослых, получение удовольствия от совершения чего-то запретного, нарушения общего порядка, вызывание на себя гнева со стороны учителей, срывание уроков. На таких детей часто жалуются не из-за неуспеваемости, а за плохое поведение и нарушения дисциплины. При этом взрослые наказывают его, но парадоксальным образом для такого ребёнка это действует как поощрение и стимулирует его продолжать вести себя именно так. Такое поведение характерно для детей с повышенной потребностью во внимании. Позитивным образом привлечь повышенное внимание взрослых проблематично, поэтому они привлекают негативным и испытывают удовлетворение, когда это у них получается. На самом деле истинное наказание для таких детей – лишение внимания. Имеет смысл при реакции на выходки такого ребёнка это учитывать.

Фото с сайта intumama.ru

Как правильно поступать: как и в предыдущем случае, лучшим вариантом для родителей здесь будет пересмотреть свои отношения с ребёнком, понять, где они потеряли с ним связь и не уделяли ему достаточного внимания дома. И, конечно, лучший рецепт – ласка, любовь, понимание и приятие.

Вербализм

Высокая степень развития речи при задержке мышления. Вербализм формируется в дошкольном возрасте и чаще всего связан с прикладыванием родителями больших усилий к тому, чтобы ребёнок быстрее научился хорошо говорить – читать книжки, стихи, сказки, выступать с этим перед взрослыми и так далее. При этом развитие образного и логического мышления отстаёт.

Бойкая речь и чёткие ответы на вопросы привлекают внимание взрослых, которые постоянно поощряют за это ребёнка, и у него формируется высокая самооценка при достаточно средних способностях к решению более глубоких логических или образных задач. Естественно, в школе это вызывает трудности. Не понимая, в чем причина, родители склонны винить ребёнка за неуспешность – "ты же умный, почему ты не понимаешь?" – и заставлять ребёнка больше заниматься, вызывая у него неуверенность и тревожность. А это, как уже было описано выше, приводит к хронической неуспеваемости и страху перед школой.

Как правильно поступать: необходимо уделять больше времени развитию мышления ребёнка. Заниматься с ним музыкой, рисованием, конструированием, лепкой. Основная тактика здесь: сдерживать речевой поток и стимулировать продуктивные виды деятельности.

Постоянные заболевания

Одно ОРВИ сменяет другое, у него или неё болит то голова, то живот, странные дерматиты и высыпания, ребёнок становится капризным, плаксивым, плохо спит. При выполнении домашних заданий он хочет есть, спать или у него что-то болит, при этом в период выходных или каникул, когда он играет в компьютер или с друзьями, никаких недомоганий не проявляется. Причина здесь одна – ребёнок не хочет ходить в школу. И его организм с ним полностью согласен.

Что нужно делать: постоянно оставлять ребёнка дома и лечить одно его психосоматическое заболевание за другим – плохая тактика. Этим можно очень серьёзно подорвать детское здоровье. Придётся выяснить – что именно вызывает нежелание вашего ребёнка идти в школу? Это не сложившиеся отношения с одноклассниками или неуверенность в себе, страх перед получением негативных оценок или предпочтение своего внутреннего мира и привычного домашнего одиночества шумному внешнему миру школы, в который он никак не может вписаться – докопаться до истины имеет смысл. Не бойтесь в таком случае обратиться к школьному или независимому детскому психологу.

Лень

Обычно под тем, что учителя и родители называют ленью ребёнка, скрывается сразу несколько совершенно разных процессов.

Неуверенность в себе – "я не буду делать, потому что у меня все равно не получится", но так как делать заставляют – "я буду оттягивать всё настолько, насколько смогу". Этот процесс легко распознаётся, если в ситуациях, не связанных с обучением, ваш ребёнок обычно шустрый и не медлительный.

Фото с сайта malinalife.ru

Как правильно поступать: прекратить обвинять его за неудачи и, возможно, пересмотреть своё отношение к этому, потому что, если вы умолчите искусственно, ребёнок все равно считает ваше осуждение по невербальному каналу.

Особенности темперамента – возможно, ваш ребёнок трудится добросовестно, просто он делает это по-своему и несколько медленно, а родителям кажется, что ему лень шевелиться, они начинают его подгонять, раздражаются и проявляют недовольство. Ребёнок при этом чувствует, что он не нужен, что он "не такой".

Как правильно поступать: если ваш ребёнок медлителен в целом, вы не поможете ему ничем, подгоняя его. Это может измениться со временем, а пока примите его темперамент и, если нужно, останавливайте учителей, которые пытаются слишком подгонять его.

"Я не знаю, как делать" – и высокая тревога, связанная с этим чувством, иногда расценивается родителями как лень. Например, ребёнок никак не напишет фразу, потому что он глобально не уверен, как и что надо писать. Почему он боится уточнить – это следующий вопрос. Но из-за того, что он всё время не уверен, он увиливает от любого ответственного действия или бесконечно оттягивает его.

Как правильно поступать: выяснить, чего он так боится. Сделать неправильно или задать вопрос? Почему он этого боится? Не требуете ли вы от него слишком много? Не осуждаете ли вы его?

Избалованность – ребёнок ленится, потому что не приучен к дисциплине и привык делать только то, что ему нравится.

Как правильно поступать: только в этом случае метод заставления действительно работает.

Общие рекомендации

В первые дни и недели первоклассника в школе самое лучшее, что вы можете сделать – помочь ребёнку поверить в себя и в свои силы. Проявите интерес к нему, к его школе, к его классу, спрашивайте его о том, как прошёл его день, что ему понравилось, а что нет. Очень полезно ребёнка просто послушать.

Не критикуйте ребёнка, когда он плохо пишет, читает, считает, когда он неаккуратен. Вы сможете это делать позже, но сейчас критика, и особенно при посторонних людях, только усилит его проблемы.

Учитывайте темперамент вашего ребёнка. Медлительные дети испытывают трудности с требованием быстро выполнять школьные задания, активным детям трудно долго сидеть на одном месте. Дайте ему пространство и место для восстановления. Активным детям после школы, возможно, нужно поорать и побегать на улице, медлительным – просто посидеть в своей комнате и поиграть во что-то привычное. Не усаживайте активных детей за уроки сразу после школы и не торопите к выполнению домашних заданий медлительных.

Хвалите ребёнка не только за хорошие оценки. Плохие воспринимайте философски и передавайте такое отношение и ребёнку.

Не сравнивайте своего ребёнка с другими – любая форма сравнения не приведёт ни к чему хорошему. Сравнивать можно только прежние его успехи с нынешними.

Уделите особое внимание диете ребёнка в период школьного стресса. Рацион должен быть максимально разнообразным и содержать много витаминов и полезных веществ. Давайте ему больше свежих овощей, фруктов и соков.

Независимо от того, насколько далеко находится школа от дома, даже если на соседней улице, а вы крайне заняты, по отношению к ребёнку будет несправедливым и неправильным заставить его с первых дней ходить в школу самостоятельно. Отводите его в школу и встречайте его. Во-первых, такому маленькому ребёнку требуется время, чтобы запомнить маршрут, а во-вторых, на фоне других детей, которых приводят и уводят из школы родители, он будет чувствовать себя также защищенно и уверенно.

Надеемся, что эти небольшие советы смогут облегчить вам жизнь. Удачного вам первого учебного года!

informburo.kz

Первый класс — первый стресс | Материнство

Начало школьной жизни — серьёзное испытание для большинства детей, приходящих в первый класс, связанное с резким изменением всего образа жизни. Они должны привыкнуть к коллективу, к новым требованиям, к повседневным обязанностям, — отмечает психолог МСОШ № 16, Наталья ПЛОТНИКОВА.

Начало обучения в школе совпадает с интенсивным психическим развитием. Идёт формирование познавательной деятельности, развиваются различные виды памяти, словесно-логическое мышление.

Для ребёнка наступает новая стадия развития — учебная деятельность. Новые правила, которые связаны с организацией учебной жизни («можно», «надо», «нельзя»), порой и идут вразрез с желаниями и побуждениями ребёнка.

Период адаптации у всех разный: пара дней, неделя. Если у ребёнка проблемы в семье или в психическом развитии, то этот период может затянуться на год, но такие случаи редки. Несмотря на то, что большинство первоклашек удачно справляются с этой задачей, для каждого ребёнка это является стрессом. Новый коллектив (учителя, одноклассники), другая атмосфера. Нужно забыть про игрушки, вести себя тихо и прилежно заниматься. Наряду с чувством радости, восторга и удивления от познания нового дети испытывают тревогу, растерянность и напряжение. В первые дни посещения школы у первоклассников снижается сопротивляемость организма, могут обостриться хронические заболевания, нарушиться сон, аппетит, повыситься температура. Дети без повода капризничают, плачут, раздражаются. Другие бывают очень скованны, робки.

Первоклассники, уже перешагнувшие семилетний рубеж, являются более зрелыми в плане психофизиологического, психического и социального развития, чем шестилетние школьники, — отмечает Наталья Сергеевна.

Первый год обучения порой определяет всю последующую школьную жизнь ребёнка. В этот период школьник под руководством взрослых совершает чрезвычайно важные шаги в своём развитии. Многое на этом пути зависит от родителей первоклассников.

Рекомендации родителям

  • Поддержите ребёнка в его стремлении стать школьником. Заинтересованность в школьных делах, серьёзное отношение к первым успехам и достижениям помогут первокласснику подтвердить значимость его нового положения и деятельности.
  • Обсудите с ребёнком те правила и нормы, с которыми он встретился в школе. Объясните их необходимость и целесообразность.
  • Ребёнок может ошибиться. Не ругайте его, ведь он только учится. Объясните, что сделано неправильно и, если требуется, помогите исправить.
  • Составьте вместе с первоклассником распорядок дня, следите за его соблюдением.
  • Если есть какие-то трудности, не запускайте их, а решите на начальном этапе.
  • Если вас что-то беспокоит в поведении ребёнка, его учебных делах, не стесняйтесь обращаться за советом к учителю или школьному психологу.
  • Несмотря на то, что большую часть времени будет занимать учёба, не лишайте ребёнка мелких радостей — игр, прогулок с друзьями.

materinstvo.ru

Сентябрьский стресс первоклассника.

Сентябрьский стресс — что это за явление? 

Фото с сайта gazeta-parus.ru

Сентябрьский стресс хорошо знаком тем, кто выходит на работу после летнего отпуска. Особенно он ощутим в том случае, если вы, как говорят, попадаете с корабля на бал, точнее, на работу, не давая себе времени на адаптацию.

Для первоклассников — сентябрь одновременно и радостный, и стрессовый месяц.

Что является причиной стресса? Чтобы ответить на этот вопрос, проанализируем, что меняется в жизни первоклассника.

  1. Режим дня. Вполне возможно, что время подъёма и отхода ко сну останется прежним, но вот в дневном распорядке происходят существенные изменения. Я уже писала  о режиме дня первоклассника и о том, как сделать, чтобы он не усугублял сентябрьский стресс для малыша. Каким должен быть режим первоклассника,  подробно в своей статье пишет Степанова Мария  Исаковна, д.м.н., зав. лабораторией гигиены обучения и воспитания НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков ГУ НЦЗД РАМН
  2. Значительно возрастает объём поступающей информации, становясь причиной  информационного стресса. Поэтому совершенно не лишним будет уменьшить или исключить другие источники, способные создавать информационный шум — это компьютер и телевизор. Ребёнок считает,  что он отдыхает, когда после школы смотрит мультики или играет в любимую компьютерную игру. На самом деле в мозг продолжает поступать информация от слуховых, зрительных анализаторов, и вместо отдыха мозг продолжает перерабатывать информацию. Лучший отдых — сон, прогулка, неспешный разговор со взрослыми о позитивных моментах прошедшего учебного дня.
  3. Ребёнок попадает в коллектив. Хорошо, если вместе с ним в класс приходят его одногруппники по детскому саду или соседи по дому. Но даже в этом случае не каждому малышу просто адаптироваться к условиям нового коллектива, в котором завязываются  взаимоотношения, и где каждый ищет своё  «место под солнцем». Зачастую это весьма болезненный процесс для тех, кто не имеет опыта общения в детском коллективе, или этот опыт был невелик или  неуспешен. Трудно адаптироваться в коллективе и детям интровертированным, застенчивым, неуверенным. Один из барьеров на пути к успешному построению отношений в классе — это повышенная возбудимость ребёнка, агрессия, невоспитанность, педагогическая запущенность.
  4. Уменьшается двигательная активность ребёнка, что особенно чувствительно для организма растущего, наполненного энергией, которая не имеет при переходе в школу такого же выхода как раньше. Как помочь в такой ситуации? Самое простое — утренняя зарядка, прогулки, пробежка, плавание, спортивные секции. Помните, что младшим школьникам ежедневно рекомендуется  проводить на воздухе 3,5 часа Можно освоить несколько несложных упражнений, которые ребёнок будет делать прямо в школе. Возьмите за основу скрытую гимнастику В.И. Воробьёва, выстроив для ребёнка мини-комплекс, который позволит ему снять излишнее мышечное напряжение, которое непременно возникает у ребёнка на уроке.

Как понять, что первоклассник испытывает стресс, что процесс адаптации протекает не совсем гладко?

  1. Изменился характер и продолжительность сна ребёнка. Сон может стать беспокойным, с просыпанием по ночам или трудным засыпанием. Возможно, ребёнок не станет высыпаться за то же время, что раньше. Тогда и по утрам подниматься ему будет сложно, да и на уроке работоспособность будет не на высоте. По ночам во сне малыш может вскрикивать или разговаривать.
  2. Ребёнок, прежде не предъявляющий жалоб на головную боль или боль в животе,  вдруг начинает говорить, что плохо себя чувствует. Возможна тошнота, отказ от завтрака, подъём температуры. Такие симптомы, как правило, не проявляются в выходные дни или в каникулы.
  3. Меняются эмоции и поведение малыша. Появляются слёзы вроде бы по совершенно незначительному поводу, хотя раньше такого не наблюдалось.  Может резко меняться настроение. Агрессивность, нежелание подчиняться, негативизм, отказ от ранее интересных занятий, появившиеся страхи — всё это может быть проявлением стресса.

Родители могут воспользоваться анкетой, которая поможет определить, как протекает адаптация  ребёнка к школе.

Самое главное: помните, что сентябрьский стресс — явление проходящее, особенно если родители внимательны к первоклашке и готовы помочь ему.

И ещё : рядом есть специалисты, которые, если нужно, помогут и вам, и вашему малышу.

 

 

 

 

Что еще почитать?

l-pankova.ru

Как преодолеть стресс первоклассника

Каждые родители рано или поздно сталкиваются с таким периодом, когда их любимое чадо идет в первый класс. Это одновременно и радостный и очень волнительный момент и для родителей и для малыша. Если еще вчера ребенок был в самой старшей группе в садике, примером для подражания для других малышей, то завтра он окажется в самом начальном звене школьной скамьи. Безусловно, для ребенка это стресс.

Это новая жизнь, в которой уже нельзя будет постоянно играть, гулять и спать, здесь появляется новая и самая главная обязанность – учиться! Конечно, ребенку знакомы уже некоторые развивающие занятия, которые проводили с ним дома родители и воспитатели в детском саду в игровой форме. Но тут все будет совсем по-другому, по-взрослому и даже оценки будут ставить! Так как же справиться с таким переходом от беззаботной жизни к более серьезной и сложной, но не менее интересной?

Еще до школы обязательно приучайте ребенка к самостоятельности, он сам должен уметь собирать портфель и готовить школьную одежду на следующий день. Так же можно разыгрывать с малышом ситуации, которые могут произойти в школе – он уже будет знать как действовать в подобных ситуациях, покажите как правильно сидеть за партой. Можно придумать маленький талисман, который будет храниться в портфеле у Вашего малыша.

Главная психологическая проблема, с которой может столкнуться первоклассник – это новый незнакомый коллектив. Если Ваш ребенок с трудом адаптируется к новому коллективу – поговорите с классным руководителем о том, чтобы он уделял Вашему ребенку особое внимание, в начальной школе это довольно распространенная практика и не нужно этого бояться. Чтобы заранее  подготовить ребенка психологически, расскажите ему о том, как Вы пошли первый раз в школу, как преодолевали страхи, про добрую первую учительницу и веселых одноклассников, и тогда у Ваше чадо будет с нетерпением ждать когда же он наконец  станет Школьником. 

В первые дни обучения для ребенка самое главное – это поддержка родителей. Расспрашивайте его каждый день о том, что произошло в школе, как проходили занятия, что ему нравится и что беспокоит. Так Вы сможете быстро выявить проблему, если она имеется и решить ее.

Немаловажным является и распорядок дня Вашего чадо. Полноценное здоровое питание, сон и прогулки – основа хорошего самочувствия. Если первоклассник не устает после занятий и полон сил, можно отдать его в секцию или кружок. Но тут все зависит от желаний ребенка. Лучшим вариантом будет спортивная секция, так как во время уроков ребенок будет продолжительное время сидеть в одном положении. Спортивные занятия помогут расслабиться и крепко спать ночью.

И последний совет – никогда не ругайте ребенка, если у него что-то не получается, а помогайте ему! Эмоциональная поддержка близких чрезвычайно важна для любого человека, особенно для первоклассника!

www.kraskizhizni.com

Неврозы у детей или как избавить ребенка от стресса

Рассказывает детский психотерапевт психоневрологического дис­пансера Елена Остапенко.

Стресс — это состояние напряжения, возникающее у человека под влияни­ем сильных неблагоприятных для орга­низма факторов. Эти факторы называют стрессорами.

Определенный уро­вень стресса необходим для организ­ма, поскольку мобилизует его для со­противляемости стрессорам. Но чрез­мерная интенсивность стресса может привести к патологическим изменени­ям и болезням.

Стресс, возникающий при сильных нервно-психических нагрузках, называ­ют эмоциональным. И стрессорами здесь являются сильные негативные эмоции — гнев, тоска, тревога, страх, по­давленность.

В основе высшей нервной деятель­ности находятся два основных процес­са — возбуждение и торможение, точ­нее, их слаженная, сбалансированная работа. Упрощенно: возбуждение — это активная, работоспособная фаза, тормо­жение — фаза расслабления, отдыха. Под действием сильных негативных эмо­ций происходит «сшибка» этих процес­сов — нарушается их баланс. И в пси­хической деятельности человека начи­нают преобладать либо процессы воз­буждения, либо торможения.

Психофизиологи считают возраст младших школьников переходным пе­риодом в психическом развитии ребен­ка — теперь ведущей его деятельнос­тью становится учебная. От 6—7лет до 10—11 лет закладываются основы тео­ретического мышления, происходит осознание ребенком того, как он в дей­ствительности воспринимается окружа­ющими, дети становятся готовыми к со­держательному сотрудничеству со взрослыми. Для любого переходного возраста характерна эмоциональная неустойчивость, которая проявляется быстрой, часто беспричинной сменой настроения — от смеха к слезам, а так­же игнорирование требований взрос­лых. У младших школьников это избе­гание ситуации — он как бы «не слы­шит» вас. Еще одной психологической особенностью семилеток является по­теря непосредственности. Временами они начинают вести себя неестествен­но, «манерничать» или копировать по­ведение взрослого человека. Все это возрастное, а значит, проходящее. Но помнить об этом стоит, поскольку это фон, на который накладывается стрес­совая ситуация.

К причинам, способствующим эмо­циональному стрессу у детей, относят конфликтную ситуацию в семье, недо­статочное внимание к ребенку, повы­шенные психологические нагрузки, в том числе огромный поток информа­ции, обрушивающийся на растущий, еще не сформировавшийся организм, различные хронические заболевания.

Но даже для вполне здорового и благополучного в семье 7-летнего ре­бенка поступление в школу является стрессовой ситуацией. Почему?

Первокласснику предстоит адапта­ция к новым для него условиям жизни. Прежде всего ему необходимо приспо­собиться к большей дистанции между им и взрослым (учителем). Воспита­тельницы в детском садике частично брали на себя функции родителей, во всем опекая маленьких дошколят. В школе между учителем и учеником от­ношения более взрослые. Вторая за­дача — нужно найти контакты с одно­классниками. Да и всей семье требу­ется адаптация к новым для нее усло­виям. Наконец, где-то в середине пер­вого класса у ребенка наступает пре­сыщение учебой — он получил боль­шое количество информации, на его взгляд, совершенно оторванной от ре­альной жизни. Это тоже стресс.

Как справиться с этими трудными задачами адаптации и ребенку, и се­мье? Только вместе.

К ответственности надо приучать еще до школы — уже в 5 лет у ребенка должно быть в семье домашнее пору­чение. А в самом начале первого клас­са обязательно организуйте ребенку рабочее место и вместе с ним напи­шите подробный распорядок дня.

Контактам с одноклассниками не научишь, это приходит только с опы­том, поэтому еще до школы не стоит изолировать своего малыша дома от сверстников. Когда ребенок пошел в школу, ищите «золотую середину» организации жиз­ни всей семьи. Все равно вам вместе с ним «учиться» в первом классе. Все это поможет справиться первоклашке со стрессом. В противном случае может произойти «сшибка» процессов возбуж­дения и торможения. Родители обра­щают внимание на неадекватное пове­дение своего ребенка, перестают «уз­навать» свое чадо. «Он стал раздражи­тельным, непослушным и грубым. Со сверстниками ведет себя агрессивно, часто ссорится и дерется», «Очень силь­но устает в школе, вялый, спит на ходу», «Начал так хорошо учиться, а теперь совсем плохо, и вообще в школу идти не хочет», — вот типичные рассказы родителей. А это все последствия стрессовой ситуации. Это еще не бо­лезнь. Справиться с этим поможет пси­холог в школе или в центре социаль­ной помощи семье и детям, который есть в каждом районе нашего города.

Если нет эффекта от этих занятий — контакт с ребенком не восстанавлива­ется, поведение его все более ухуд­шается, значит, это уже невроз — функциональное нарушение высшей не­рвной деятельности. Увы, но ими стра­дают до 15 процентов младших школь­ников.

Как это выглядит? Состояния, описан­ные выше, ухудшаются: усиливается аг­рессивность и конфликтность и с родными, и в школе. Могут появиться расторможенность и невнимательность, часто сопровождающиеся нарушением сна. Ребенок во сне может разговари­вать или ходить. Возможно появление различных страхов, патологических при­вычек грызть ногти, выдергивать воло­сы и т. д. Очень пугает родителей, ког­да ребенок навязчиво повторяет дви­жения и действия, начинает однообраз­но играть с предметами, не имеющими игрового назначения, то есть без кон­ца перекладывает с места на место ка­кой-либо предмет или без конца мо­нотонно постукивает им по столу. Это признаки заболевания. Следовательно, при возникновении любой из этих пе­речисленных проблем необходимо обратиться в детскую районную поли­клинику к участковому педиатру, кото­рый направит ребенка в психоневро­логический диспансер. Здесь прово­дят полное обследование ребенка. И сразу начинают комплексное лечение. Невроз — это функциональное рас­стройство, он успешно лечится, но луч­ше не доводить дело до серьезного расстройства.

Профилактика неврозов у детей

Соблюдение режима дня поможет организовать жизнь ребенка так, чтобы нагрузки чередовались с отдыхом. Хо­рошо, если кто-то из родителей в пер­вый месяц учебы первоклассника бе­рет отпуск. Утром после зарядки на­кормите ребенка завтраком не на ско­рую руку. И с первых дней выработай­те «школьный ритуал»: утром собира­емся в школу, обсуждаем по дороге важные дела малыша. После школы вместе обедаем, обсуждая события в школе. Замечательно, если у ребенка есть возможность поспать днем после школы. Затем прогулка, а вечером под­готовка к школе.

Не стоит с первого же месяца отда­вать ребенка в группу продленного дня или в различные дополнительные сек­ции. А вот к ноябрю занятия в спортив­ных секциях: плавание, коньки, лыжи, для мальчиков — восточные единобор­ства. Очень полезны танцевальные и театральные кружки — здесь выплес­кивается вся накопившаяся за день энергия, ребенок получает навыки не­формального общения. Что же касает­ся дополнительных интеллектуальных занятий — в разумных количествах они не повредят. Но если у ребенка не остается времени на игры и прогулки, за­нятия любимым делом — вы лишаете его радостей, обеспечивая ему стресс и все его последствия.

О ночном сне: он должен длиться 9—10 часов в сутки. Причем очень ва­жен сон от 21 до 24 часов, поскольку именно в это время восстанавливаются после дневной нагрузки клетки цент­ральной нервной системы, а в следую­щие ночные часы восстанавливаются другие системы организма.

Четыре совета родителям

1. Детские неврозы чаще всего возникают там, где стресс первоклассника накладывается на семейные проблемы. Развод родителей действует на психику ребенка как угроза жизни и вызывает острый стресс с последующим тяжелейшим нервным потрясением. Бес­ конечные ссоры и конфликты между членами семьи, а то и просто непонятное для ребенка поведение родителей, бумерангом отзываются на его психическом здоровье.

Ребенок очень чутко улавливает на­строение и психическое состояние близких. И по невидимой связи ему пе­редается их напряжение и тревога. На­учитесь справляться со своими стрес­сами сами, тогда и у вашего ребенка не будет нервных срывов.

2. Непривычная обстановка в школе и необходимость постоянно концентрировать внимание отнимает много сил. Пусть у вашего ребенка будет хорошее настроение, тогда он будет меньше уставать. Не забывайте подбадривать и хвалить первоклассника, особенно первое время. А вот критикой увлекаться не стоит. Любые замечания своему ребенку надо делать только с глазу на глаз — присутствие посторон­них вызовет только обиду. И постарай­тесь делать это в спокойной форме, без крика.

3.  Не стоит постоянно твердить ре­бенку, что «в его годы вы были…» и т. д. Вы сами незаметно развиваете у соб­ственного чада всевозможные комплек­сы неполноценности и чувство безус­пешности его попыток сравняться в будущем со своими родителями. Не лучше ли будет вспомнить, какими вы были на самом деле и откровенно рас­сказать о своих переживаниях и ошиб­ках ребенку?

4.  Важно не сколько времени роди­тели проводят со своими детьми, а как они его с ними проводят. Надо быть вместе с ним. Вы удивитесь, как много­му вы сможете научить своего ребен­ка. И незаметно будет вырабатываться модель поведения на будущее, по об­разу и подобию родителей.

Дети не могут успешно развиваться без внимания родителей. Почаще го­ворите своему ребенку, как вы его любите. Именно вы, родители, а не только бабушки и дедушки.

Материал подготовила Надежда Фролова

kraszdrav.su

Снимаем стресс у первоклассников

Сегодня праздник — День знаний. Многие ученики пойдут в школу не впервые и быстро адаптируются к учебному процессу, а некоторым из них — первоклассникам — будет нелегко.

Стрессы, которые родители не замечают, волнение перед неизвестным — все это ждет их уже сегодня. Как предотвратить стресс у ребенка, который после длительных каникул собирается в школу? Что делать родителям? Как их стимулировать к обучению, чем помочь?

Необходимо поддерживать своего ребенка во всем, подсказывать и советовать ежедневно. Ведь для ребенка школа — это первый шаг к взрослой жизни. Вот несколько советов, которые нужно помнить всем родителям:

• Обратите внимание на прием пищи в те часы, которые будут привычные для ребенка, который учиться. Обязательно завтракайте перед школой! Потому что, не позавтракав, ребенок во время уроков думать не об учебе, а о том, что бы что-то перекусить.

• Проверьте, имеет ли ваш ребенок все предметы, необходимые школьнику: канцтовары, школьную форму (это можно выяснить заранее с учителем), ведь если ребенок не будет иметь чего-то, что имеют другие его одноклассники, он будет чувствовать себя обделенным, это большой стресс для школьника!

• Первоклассникам, а также и учащимся средних классов, необходимо внимание взрослых. Идя в школу, кто-то из родителей должен провести ребенка, дать хорошее наставление, подбодрить, чтобы ученик шел в школу довольным, как на праздник! Учеников младших классов нужно обязательно встречать и забирать из школы. Следите, чтобы вы успевали забирать ребенка не последним! Лучше подождать несколько минут, чтобы школьник набегался, пообщался с друзьями, но чтобы ни в коем случае не ожидал вас последним.

• Что бы ни случилось: ребенок подралась с одноклассниками, испортил чужую или свою вещь — никогда не упрекайте его, выслушайте, поддержите его желание исправиться. Впоследствии в процессе разговора или игры, подскажите ребенку варианты, как можно было бы поступить по-другому, избежать этой ситуации.

• Проверьте здоровье своего ребенка. Например, если ребенок быстро устает, можно договориться в школе о дополнительном выходном или индивидуальном режиме обучения, обучение на дому. Если у ребенка были какие-то травмы, следует обратиться к врачу и взять освобождение от уроков физкультуры.

Сегодня в школах часто встречаются школьники-непоседы. Существует даже термин «синдром гиперактивности», такие дети в первую очередь становятся предметом замечаний учителей. Как учить таких детей? Как реагировать на замечания и добиваться от ребенка подчинения общим правилам?

Не все непоседливые дети есть гиперактивные. Чтобы это утверждать, у ребенка должны прослеживаться три симптома: нарушение активного внимания, импульсивность и гиперактивность. Вот некоторые признаки этого заболевания: ребенок постоянно перебивает в разговоре родителей и окружающих, не может выстоять с мамой в очереди магазина, прежде чем что-то спросить, выкрикивает или восклицает, в первую минуту после замечания делает опять то же самое и смотрит честными глазами, не понимая, за что его ругают. Такое поведение у ребенка из-за того, что его внимание сосредоточено на другом, такие дети на такую «мелочь» как замечания родителей просто не обращают внимания, не принимают его во внимание. И потому создается впечатление, что ребенок не слышит. На самом деле ребенок слышит вас хорошо — просто занят другим.

Как же заставить учить уроки ребенка с таким диагнозом?

Учить уроки такой ребенок должен в полной тишине, без посторонних предметов на столе, ручка, тетради и другая канцелярия должны быть неяркими, желательно одного цвета, чтобы ничего не отвлекало внимание ученика. Мама рядом с таким ребенком должна спокойно наблюдать, не подгонять и не кричать на школьника, можно гладить его по спине.

Если это настоящая гиперактивная проблема, то есть такой диагноз "гиперактивное расстройство поведения с дефицитом внимания» (который может установить только врач), то в таком случае от нашего воспитания (от наших указаний) ничего не зависит, нужно постепенно и настойчиво тренировать у ребенка правильное поведение. На практике это означает проводить максимальное время с ребенком, останавливать сразу неправильные действия ребенка. Например, ребенок бежит на дорогу, берет в руки острые и опасные предметы, вы должны сразу и четко это прекращать. В таком случае у ребенка выработается условный рефлекс, ребенок еще не знает почему, но запомнит, что этого делать нельзя.

© Моя семья — mojasemja.ru. Все права защищены. Копирование материалов возможно лишь с согласия администрации сайта и при наличии прямой ссылки на mojasemja.ru.

mojasemja.ru

Как уменьшить стресс у первоклассника? - Ребёнок

Первое сентября – праздник для всех школьников, их родителей и учителей, но в особенности для тех детей, для которых это самый первый школьный день. И хотя в этот день все красиво наряжены и пришли с букетами астр и георгин в руках, у некоторых детей новый учебный год может вызвать стресс, потому что происходят перемены, и они не знают, что их ждет в ближайшее время.

Для того чтобы школьная пора доставила больше радостей, чем беспокойства, врач, консультант по холистическому менеджменту и тренер по осознанному питанию Инесе Миллере делится советами, как успешнее помочь первокласснику справиться с опасениями и стрессом в связи с началом учебы.

Стресс не всегда считается чем-то плохим. Испытывая стресс, организм вырабатывает адреналин или гормон, освобождающий организм от запасов энергии. Адреналин придает дополнительные силы и мотивирует организм к действию.

Нашим предкам стресс был необходим для выживания, потому что помогал избегать опасных для жизни ситуаций. Между тем в наши дни, когда необходимость в этом уменьшилась, стресс зачастую может стать помехой и даже причиной эмоционального дискомфорта, а также причинить вред здоровью организма в целом.

Констатировать стресс у ребенка не всегда просто. Но существуют признаки, которые могут свидетельствовать о беспокойстве ребенка. Нарушения сна, привычка грызть ногти, боль в животе или головная боль, трудности концентрации, внезапные проблемы с дисциплиной и другие изменения в поведении ребенка могут свидетельствовать о психоэмоциональных изменениях.

Следует понимать, что как взрослым, так и детям необходимо время, чтобы привыкнуть к новой ситуации.

Вместе с тем, чтобы избежать нежелательной напряженности, лучше всего уменьшить количество вещей, с которыми ребенок незнаком.

В этом случае особое значение имеет коммуникация родителей со своим ребенком – перед началом учебного года родителям рекомендуется обсудить с ребенком все связанное с тем, что ожидает в школе. В качестве иллюстрации могут пригодиться школьные фотографии, или, если это возможно, желательно самим обойти школьную территорию.

Стоит рассказать детям о времени своей учебы в школе и поделиться самыми душевными школьными воспоминаниями, что могло бы создать у ребенка позитивные чувства в связи с предстоящей учебой в школе. Во время этих разговоров родителям особенно важно прислушиваться, чтобы узнать, из-за чего ребенок испытывает беспокойство, и во время разговора помочь будущему школьнику преодолеть эти страхи.

Для повышения устойчивости ребенка к стрессу, большое значение имеют также физическая активность, достаточный отдых и здоровое питание.

Нередко из-за современного образа жизни нам не хватает различных питательных веществ. Стресс потребляет большие ресурсы организма, поэтому в подобных условиях необходимо обратить внимание на сбалансированное питание ребенка, и в особенности на вещества, которые мы не можем получить только с пищей. Это, например, omega 3 жирные кислоты, которые помогают улучшить способность к концентрации и укрепить иммунитет ребенка.

Зачастую в пище не хватает не только витаминов, но и важных для организма минеральных веществ. Одним из таких "лидеров" является магний, который во время стресса потребляется больше всего. Очень важно заботиться о достаточном количестве магния в питании как детей, так и взрослых, поскольку его нехватка может вызвать нервное возбуждение, мышечные судороги, усталость, уменьшить способность к концентрации, а также повлечь расстройства в питании, что в долгосрочной перспективе может привести к сахарному диабету и другим серьезным заболеваниям. Магний можно получить, если есть орехи, рыбу, фрукты и овощи.

Для того, чтобы организм усваивал магний более успешно, пищу следует пополнить витаминами группы В6, которые содержатся в гречке, бананах, печной картошке и других продуктах. Если имеются опасения, получает ли ребенок с пищей необходимые витамины и минеральные вещества в нужных количествах, то можно использовать приобретенные в аптеке витамины и минеральные вещества в концентрированном виде.

Ребенку также очень важно соблюдать определенный режим дня. Для того, чтобы будущий школьник смог успешнее привыкнуть к предстоящему распорядку дня, рекомендуется перед началом школы уже заранее начать раньше ложиться спать и раньше вставать утром. Чтобы после летнего отдыха расшевелить ум, перед сном можно почитать книгу или, если ребенку нравятся головоломки, приобрести книгу кроссвордов. Упомянутое выше касается и более старших школьников, и в этом случае каждому родителю следует индивидуально оценить интересы и привычки своего ребенка.

Независимо от того, начинает ли ребенок учебу в первом классе или уже знаком со школой, родителям перед началом школьных занятий рекомендуется оценить и собственный режим дня и уделять ребенку немного больше времени. Совместная подготовка к учебному году поможет спокойнее чувствовать себя и ребенку, и самим родителям.

Более подробную информацию о стрессе у детей и подростков можно найти и на домашней странице www.stress.lv, где любой желающий может ознакомиться и скачать информационные материалы о причинах, следствиях, лечении и профилактике детского и подросткового стресса.

www.maminklub.lv