Характерные черты и признаки тоталитарного режима. Тоталитаризм признаки


16. Тоталитаризм: признаки и разновидности.

Термин "тоталитаризм" происходит от латинского слова "totalis" - весь, целый, полный. В политический лексикон его впервые ввел для характеристики своего движения Бенито Муссолини в 1925 г.

Позже использовалось немецкими и американскими политологами. Его истоки уходят в глубокую древность. Такого рода идеи высказывали Гераклит, Платон, в Китае - теоретики легизма.

Тоталитарный режим – режим, при котором государство, не довольствуясь функцией социального представительства, выступает единственным и исключительным выразителем общих потребностей и движений.

Признаки тоталитаризма:

1.центральное руководство и управление в экономической сфере

2.система всеобщего контроля за поведением индивидов в социальной сфере

3.признание руководящей роли 1 партии в политической сфере и осуществление ее диктатуры

4. господство официальной идеологии в духовной сфере и принудительное ее навязывание

5.сосредоточение в руках партии государства средства массовой коммуникации

6.культ руководящей личности на всех уровнях

7.сращивание партии и государственного аппарата, контроль исполнительными органами выборных

8.выход карательных органов из подчинения закону и обществу и, как результат, произвол, государственный террор и массовые репрессии

9.проникновение власти во все части социального механизма

Страх и слепая вера – основные источники тоталитарного режима.

Разновидности тоталитаризма:

1.Фашизм (Италия, Испания, Чили)

2.Коммунистический (СССР, Куба)

3.Национал – социализм (Германия)

Тоталитарный режим эффективен во время войн. При тоталитаризме отсутствует безработица, существует широкая социальная подготовка, малозаметный контроль в имущественном положении граждан, большое внимание уделяется воспитанию и образованию.

Тоталитарный режим способен меняться, эволюционировать (поссттоталитарный режим).

Посттоталитарный режим – особый тип недемократического режима, возникающий, как правило, после смерти вождя-создателя тоталитарного режима. Между посттоталитарным режимом и его предшественником существует органическая взаимосвязь и преемственность, выражающаяся в сохранении контроля единственной партии над государством, наследовании формально-правовых основ и т.п.

Главными характеристиками посттоталитаризма являются: ослабление полицейских служб или их нейтрализация с помощью армии; разрешение кризиса управления путем создания центра власти уже в виде коллективного, а не персонального руководства; переутверждение роли партии как бывшего источника легитимности лидера; постепенный процесс детоталитаризации (т.е. снятия наиболее жестких характеристик режима) во избежание радикального переворота, подготовленного открытой или скрытой оппозицией.

17. Авторитаризм: сущность и особенности проявления.

Авторитаризм означает антидемократический принцип власти. Авторитарным можно назвать политический режим, основанный на самовластии, диктатуре правителя или группировки, грубо нарушающих права и нравственность.

При авторитарной власти осуществляется централизованность и однолинейность сверху, игнорируется или существенно снижается роль других представительных институтов. Здесь гражданское общество не поглощается полностью.

Авторитаризму характерен отказ от тоталитарного контроля над обществом, ограничено вмешательство в различные сферы, присуще неограниченность власти, ее неподконтрольность гражданам.

Террор избирателен и направлен на устранение или запугивание лидеров оппозиций, отвергающих проводимую режимом политику.

Оппоненты – личные враги руководителей режима.

Для авторитаризма характерна монополия власти и политики.

Сущностно значимым при определении авторитаризма является характер отношений государства и личности: они построены больше на принуждении, чем на убеждении. При этом авторитарный режим либерализует общественную жизнь, не стремится навязывать обществу четко разработанной официальной идеологии, допускает ограниченный и контролируемый плюрализм в политическом мышлении, мнениях и действиях. Руководство различными сферами жизни общества не столь тотально, нет строго организованного контроля над социальной и экономической инфраструктурой гражданского общества, над производством, профсоюзами, учебными заведениями, массовыми организациями, средствами массовой информации. Автократия (от греч. autokrateia - самодержавие, самовластие, т.е. неограниченная власть одного лица) не требует демонстрации преданности со стороны населения, как при тоталитаризме, ей достаточно отсутствия открытого политического противостояния. Однако режим беспощаден к проявлениям реальной политической конкуренции за власть, к фактическому участию населения в принятии решений по важнейшим вопросам жизни общества. Авторитаризм подавляет основные гражданские права.

Разновидности авторитаризма:

1 – теократический, когда власть сосредоточена у религиозного клана (Афганистан)

2 – связан с правлением военных

Политическая деятельность ограничена или вообще запрещена (единств. У Ганда – режим Амина)

3 – персонифицированный режим

Когда власть принадлежит лидеру, бессильность институтов власти

4 – монархии

Саудовская Аравия, Иордания, Марокко, ОАЭ

Отличие тоталитарного и авторитарного режимов: при авторитарном разрешено все, кроме политики; при тоталитарном – контроль над всем.

studfiles.net

Режим тоталитаризм. Что такое тоталитаризм? Особенности, черты, суть тоталитаризма

Тоталитаризм - что такое? При таком устройстве государство в принудительном порядке регулирует жизнь всей страны. Нет права на самостоятельные мысли или деяния.

Власть контроля и репрессий

Нет таких областей жизни государства, которые бы не хотела контролировать власть. Ничто не должно укрываться от ее пристальных взоров. Если в демократическом понимании правитель должен выражать волю народа, то тоталитарные главы государств не стеснялись производить передовые идеи по своему разумению и навязывать их.

Люди должны безоговорочно подчиняться всем приказам и указаниям, которые поступают свыше. Человеку не предлагаются на выбор идеи и варианты мировоззрения, из которых он может выбрать то, что будет импонировать ему больше всего. Ему навязывали конечный вариант идеологии, которую он должен был принять или пострадать за свои убеждения, ибо не подлежали идеи государства ни оспариванию, ни сомнениям.

Где зародился тоталитаризм

Первым термин «тоталитаризм» начал использовать приверженец фашизма в Италии Дж. Джентиле. Это произошло в начале 20-го века. Италия – первое поле, где пустила ростки тоталитарная идеология.

Приемником стал Советский Союз, пребывая под правлением Сталина. Также популярна эта модель правления была в Германии, начиная с 1933 года. Каждая страна окрашивала тоталитарную власть теми чертами, которые были свойственны именно данному укладу, однако есть и общие особенности.

Как распознать тоталитаризм

О подобной системе можно говорить, если вам встретятся следующие черты тоталитаризма:

1. Как правило, провозглашают официальную идеологию. Все должны выполнять правила, предписанные ею. Контроль тотален. Похоже, будто полицейские следят за узниками или преступниками. Суть тоталитаризма заключается в том, чтобы найти злоумышленников и помешать им творить действия, которые могут повредить государству.

2. Органы власти могут всецело диктовать, что разрешено, а что – нет. Любое неповиновение строго карается. В основном функции надзирателя выполняет партия, устанавливающая монополию на управление страной.

3. Особенности тоталитаризма состоят в том, что нет такой сферы человеческой жизни, которая бы не подверглась наблюдению. Государство отождествляется с обществом для пущего контроля и регламентации. Ни в коей форме не дает ответа тоталитаризм, что такое свобода личности, право на самоопределение.

4. Демократические свободы здесь не пользуются популярностью. Человеку остается очень мало пространства для собственных интересов, устремлений и желаний.

По каким признакам можно определить тоталитаризм

Наиболее характерными для этой системы управления являются следующие признаки:

1. Демократия, тоталитаризм, авторитаризм – все это разные режимы. В том устройстве, которое мы рассматриваем, свобода не то что не берется в расчет как необходимость для человека, но и считается чем-то неприличным, деструктивным и разрушительным.

2. Черты тоталитаризма включают в себя наличие идеологического абсолютизма. То есть свод правил и идей, выработанный правящей верхушкой, возводится в рамки божественной нерушимой истины, аксиомы, которую нет никакой возможности оспорить. Это то, что нельзя изменить. Так было и так будет, потому что это правильно, и иначе быть не может. Демократия и тоталитаризм откровенно враждуют.

Нерушимая власть

Если при более свободных схемах власти можно менять правителей, вносить свои предложения и комментарии, то в ситуации единовластия конкретной партии даже мысль о подобных переменах наказуема вплоть до ссылки или даже казни. Так что если кому-то что-то не нравится, это его проблемы, и лучше об этом помалкивать для собственной же безопасности.

Есть единая партия, которая лучше знает, как должен жить народ. Она создает специальные структуры, шаблоны и схемы, по которым должно работать общество.

Жестокость управления

Понятие тоталитаризма не включает в себя бережное и заботливое отношение к гражданам. Организуют террор, возможны репрессии и прочие устрашающие действия. Характерна жестокость. Партия всесильна и неоспорима. Народ – зависимый и ведомый.

Власть держит за своей спиной силовую структуру, которая всегда сможет помочь своими услугами по притеснению граждан. Запуганные люди повинуются и подчиняются. На самом деле, как правило, большинство народа ненавидит подобную власть, но боятся открыть рот и заявить об этом.

Монополизирует правление в свою пользу тоталитаризм. Что такое свобода выбора граждане страны обычно не знают. Контролируются все информационные источники. Люди не узнают больше, чем хотелось бы правящим лицам.

Информационная скованность

Все СМИ служат партии и распространяют только ту информацию, которая должна быть обнародована. Инакомыслие жестоко карается и пресекается очень быстро. Все, что остается – обслуживать власть имущих.

Тоталитаризм – режим, при котором экономика контролируется централизованно и характеризуется командно-административным характером. Она принадлежит государству, выражает цели политики, а не отдельных лиц или предприятий.

Страна постоянно живет в состоянии готовности к войне. Если поселиться в государстве, где царит тоталитаризм, что такое покой вы вряд ли узнаете. Создается ощущение, будто живешь в военном лагере, со всех сторон которого враги. Они пробираются в ваши ряды и готовят вражеские планы. Либо ты уничтожаешь, либо уничтожают тебя.

Такую нервную обстановку создают главы стран своим гражданам. При том пропагандируется идея лучшего будущего, рисуется маяк, на чей свет люди должны идти. И только партия знает, как это сделать. Именно поэтому ей нужно всецело довериться и следовать приказам, если не хочешь потеряться, сойти с дороги и быть растерзанным хищными зверями, которые так и околачиваются вокруг, полные жажды крови.

Корни тоталитарной политики

Тоталитаризм кратко можно описать как свежее веяние прошлого века. Благодаря техническим достижением, стала доступной массовая пропаганда. Теперь есть больше возможностей для принуждения и подавления. В большинстве случаев такая смесь получается при сочетании экономических кризисов и связанных с ними периодов, когда особо высоко и активно промышленное развитие.

Тогда до культуры, социальных структур и прочих вещей, относящихся более к духовному и возвышенному спектру, никому особо дела нет. На повестке дня борьба за ресурсы, власть, дележ территорий.

Человеческая жизнь теряет ценность в глазах самих людей, они готовы идти по головам и жертвовать чужими жизнями. Для того, чтобы столкнуть народные массы лбами, им нужно промыть мозги, лишить возможности мыслить, превратить в стадо, пришпорить, как лошадей, и погнать на достижение собственных целей.

В таких плачевных условиях человек - все-таки живое, думающее и чувствующее существо, как бы это не мешало партии - ощущает себя плохо и потерянно, ему хочется понимания и покоя. Он ищет защиты.

Волк в овечьей шкуре

Рушатся старые традиции. Царит насилие и вандализм в прямом смысле слова. Самое интересное, что варварство подается под благородным предлогом заботы и опеки. Ведь впереди светлое будущее, нужно лишь потерпеть.

Не верите партии? Придется избавиться от такого человека, иначе он своими умными мыслями отвлечет страну от достижения новых пиков развития.

Люди видят в своем правлении добро и зло, покровителя и терзателя. Это как отчим, который бьет ребенка. Он вроде и мороженное иногда покупает, и на аттракционы водит, но пятой точке от этого все равно не легче. Так что лучше бы не водил, а оставил в покое.

Людям хочется этой самой отцовской защиты, но в качестве бонуса они получают еще и ремень с огромной железной бляхой, который очень больно бьется. С помощью такой дисциплины должны быстро решаться социальные проблемы, но на деле появляются новые.

Большие скопления людей поддерживают партию, но сами же перед ней несут ответ, она же и связывает им руки в момент, когда хочется немного свободы. Народ сам возводит идола на пьедестал, гнет перед ним спину, боготворит и боится, любит и ненавидит. В основе этого лежит еще и желание отдать ответственность в одни руки. Но кто же согласится принять на себя большие обязанности без возможности извлечь из этого свободу властвовать и управлять бесконтрольно?

Видимый мотив

Чтобы убедить людей в правильности происходящего, говорят о теориях общей воли. Таким образом, один класс или нация должны воплотить все желания и идеалы человечества.

Инакомыслие в таком случае отвлекает людей с верного пути и должно быть искоренено, ведь слишком многое стоит на кону, просто нельзя допустить отвлечение от главной цели. Свободы и права человека имеют все меньше значения.

Все более пышно цветут утопические идеи, в которые верят, надеясь, что еще удастся дожить до их воплощения. Когда-то в счастливом будущем будет построено прогрессивное общество. Ну а сейчас для этого нужно немного поднапрячься и пролить пару капель крови тех, кто не понимает важности операции и осмеливается мешать ее ходу.

Тоталитарные системы, как правило, царствуют в тех государствах, где склоняются к идеологиям диктатуры и коммунизма. Муссолини - главарь фашистов в Италии - первым ввел это определение в обиход. Именно им государство было провозглашено главной ценностью для всех граждан, усилился контроль и репрессии.

Близкие схемы правления

Встречались даже примеры того, как абсолютный контроль сочетался с некоторыми свободами и авторитарной властью.

Под тоталитарной демократией подразумевается тот период, когда проводились массовые репрессии с Советском Союзе. Проходила повсеместная слежка, в которой принимали участие представители самых разных слоев населения. Целью наблюдения была частная жизнь сослуживцев, людей, живущих по соседству или родственников. Тогда широко использовалось понятие «враг народа», которым клеймили провинившихся на частых собраниях. Это считалось относительно демократическим стилем правления. Люди верили в целесообразность подобных акций и охотно принимали в них участие.

Что касается тоталитарного авторитаризма, эта форма власти имеет место тогда, когда не делается опора на силы широких масс. Повсеместный контроль ведется уже другими методами, преимущественно военными, присутствуют черты, характерные для диктатуры.

fb.ru

это... Признаки тоталитаризма :: SYL.ru

Общественная жизнь касается каждого человека. Мы зависим от того, как устроен социум. Взаимодействуя с ним постоянно, естественно, на «собственной шкуре» ощущаем все его плюсы и минусы. Так было всегда. Нынче в СМИ принято ругать на все лады тоталитаризм. Это стало модным в среде демократических деятелей. Но так ли уж плох этот общественный уклад? Чем он характеризуется? Давайте разбираться.

Феномен XX-го столетия

Тоталитаризм – это явление, характерное для прошлого столетия, хотя есть люди, утверждающие, что и нынче некоторые страны им «больны». Просто в те времена общество подверглось некоторым изменениям. Традиционное социальное поведение, характерное для девятнадцатого века, ушло в прошлое. Человек стал более активным. Возник новый термин: «активизация масс». Вспомните из истории, чем характеризовалось начало двадцатого века. Это было время революций в том или ином виде. Люди становились инициаторами и участниками перестройки общественного уклада. Тоталитаризм – это ответ власти на «активизацию масс». Ведь инициатива снизу способна разрушить любое государство. Ее необходимо было держать в узде, чтобы выжить в тех непростых условиях политической напряженности и экономической нестабильности. Так это нынче представляется исследователям. Получается, что тоталитаризм – это явление естественное, обусловленное объективными причинами.

История формирования понятия

В 20-е годы прошлого столетия политики, оппозиционные Муссолини, ввели этот термин в обращение. Однако он пришелся по вкусу самому Дуче. По его мнению, оно отлично характеризовало его политику. Тоталитаризм – режим полной власти единого лидера, беспрекословного подчинения ему масс. Термин стали применять фашистские идеологи. Гитлеру, кстати, он был противен. Лидер нацистской Германии считал, что он не отражает смысла его идей. Следует добавить, политологи того времени и СССР причисляли к тоталитарным странам. По их авторитетному мнению, в данном государстве все признаки авторитарного режима были налицо. Сталиным тоталитаризм в СССР не признавался. Термин считался чуть ли не ругательным, в любом случае унижающим советское общество. Стоит отметить, что само явление было придумано фантастами-утопистами. Так, оно описано в романе «Красная звезда» А. Богданова и «Мы» М. Замятина. Только у них не присутствует сам термин «тоталитаризм».

Основные черты по З. Бжезинскому

Любой общественный уклад, характерный для многих стран, обладает сходными характеристиками. Признаки тоталитаризма изучали многие специалисты. Каждый предлагал научному сообществу свою систему. Так, З. Бжезинский счел необходимым рассмотреть вопрос детально. Его признаки тоталитаризма таковы:

  • одна партия с харизматическим лидером;
  • единая идеология, приводящая к делению общества на «своих и чужих»;
  • монополия на СМИ и оружие;
  • легализация террора в отношении личности, несогласной с режимом;
  • централизованное управление экономикой.

Приведенный перечень исследователи сочли неполным. Критики утверждают, что в нем отсутствует «общий интегрирующий признак».

Уточнение признаков

Для углубления понимания данного явления следует учесть, что тоталитаризм – режим, при котором власть не подотчётна массам. То есть в этом случае народ исключается и процессов государственного строения. На этом основаны выводы американского политолога Дж. Линца. Он предложил лишь три признака тоталитаризма, но более емких. Они таковы:

  • отсутствие институциональных способов влияния на централизованную власть;
  • идеология, обосновывающая историческую миссию режима;
  • вовлечение населения в выполнение проектов и задач, определяемых единолично лидером.

Данная система признаков является более точной и всеобъемлющей. Она не только технически характеризует процессы в тоталитарном обществе, но и показывает его идеологию.

Тоталитаризм и демократия

Понятно, что эти два понятия несовместимы. Их антагонизм базируется на различном понимании роли гражданского общества в процессах становления государства. Если в демократии ему отводится основная роль, то тоталитарный режим является реакцией на бурный рост общественного самосознания. Для развития государства необходимо, чтобы каждый человек прилагал определенные усилия. Ситуация же с гражданским обществом в те времена была такова, что власти приходилось направлять его, используя непопулярные меры. Возможно, тоталитаризм являлся прогрессивным явлением. Он позволил мобилизовать население на серьезные достижения, невозможные при других условиях.

Перед странами, характеризующимися тоталитарным режимом (Германия и Россия, Италия и Испания), стояли задачи полной перестройки экономики, создания промышленного производства и сильной армии. Это было объективным условием сохранения их государственности.

Единое управление

З. Бжезинский считает, что тоталитаризм, культ личности невозможны один без другого. По системе признаков, им разработанных, этот режим возглавляется харизматическим лидером. В принципе ничего дурного в том, что государственный деятель обладает большими способностями, нет. Но политологи пришли к выводу о невозможности создания справедливого строя в обществе, руководство которого не подвергается контролю. То есть всегда необходим баланс, корректирующий поведение власти. Без этого она становится «врагом» народа, по-иному – деспотом. Так как вооружение является прерогативой властных структур, то насилие без общественного контроля может применяться несправедливо, не во благо. Именно это ставят в вину И. В. Сталину. Исследователи утверждают, что он использовал свою полную власть неправомочно, даже незаконно. В качестве примера принято вспоминать ГУЛАГ. Стало общепринятым утверждать, что в этот лагерь ссылали не врагов народа, а ненавистников лично Сталина.

Об абсолютности власти

Принято утверждать, что инициативы и изменения при тоталитарном режиме происходят из единого центра. Народ к этим процессам привлекается только в качестве безропотного исполнителя. Он лишен возможности иметь, а также высказывать собственное мнение. Гражданское общество практически отсутствует либо крайне неразвито. У. Черчилль по этому поводу говорил, что в СССР запрещено все, а можно только то, что приказано. Экономические интересы полностью монополизированы властью. Развивается только то, что считается необходимым «сверху». Исследователи усмотрели в этой черте сходство с восточными деспотиями. Основным здесь считается вторичность экономических интересов людей, которыми власть просто пренебрегает. Личность при этом ставится в полностью подчиненное положение. Права ее не признаются. Она, что песчинка в потоке, лишена возможности на самоопределение или самовыражение.

www.syl.ru

Шесть признаков тоталитарного государства | Международный Институт Новейших Государств

Тоталитаризм - это такой политический строй, который характеризуется полным контролем государства над всеми сферами общественной жизни, фактической ликвидацией прав и свобод граждан, репрессиями в отношении оппозиции и инакомыслящих.

Первый признак - полная монополизация власти тем или иным политическим лидером. Генсек, фюрер или каудильо соединяет в своем лице законодательную и исполнительную власти, а судебная поставлена в такие условия, что она практически теряет свою независимость. Оказавшийся на вершине тоталитарной системы политик мнит себя вождем и спасителем народа. На пути к абсолютному господству он непременно кого-нибудь свергает, подавляет или что-нибудь разрушает. Так, Гитлер, идя к тотальной власти, организовал поджог рейхстага (парламента), а в 1933 г. упразднил его совсем.Присвоив всю полноту власти, верховный вождь создает собственную командную вертикаль. Нижестоящих начальников он назначает и смещает своей волей. Каждый чиновник обязан ему карьерой и должен безоговорочно исполнять его указания. Неугодные вождю государственные чиновники освобождаются от занимаемых должностей, предаются суду или забвению.

Второй признак тоталитарного режима – стремление к ликвидации многопартийности, установлении господства одной политической партии в обществе. Однопартийная система позволяет создать и внедрить в массы единую идеологию, поддерживающую и защищающую интересы правящего политического режима. В такой системе нет места критическим выступлениям и оппозиционным движениям.Пропаганда, информационное обеспечение населения носят централизованный государственный характер. Для политической риторики тоталитаризма характерно использование терминов-ярлыков, слов, оторванных от действительного происхождения и содержания понятий, которые ими первоначально обозначались, и используемых для создания образа “врага нации”, “отщепенца”, “врага народа”.Информационный монополизм открывает возможность создавать легко усваиваемые общественные мифы, своеобразную гиперреальность, иллюзорный мир, которые целиком захватывают массовое сознание. Люмпенизированные слои населения начинают верить, что они участвуют в политической жизни, тогда как в действительности их использует власть в качестве средства для укрепления своих позиций в обществе.

Третий признак тоталитарного режима - создание широких общественно-политических движений, обеспечивающих ей массовую социальную поддержку. Эти движения внедряют в массовое сознание тоталитарную идею, помогают тоталитарному режиму поддерживать всеобъемлющий контроль над различными проявлениями общественной жизни, формируют положительное отношение к существующей власти со стороны народа. С помощью аппарата устрашения и активистов этих движений в обществе нагнетается атмосфера подозрительности и шпиономании. Повсюду начинают искать врагов, распространяется доносительство и круговая порука. В таких условиях лучшим способом продемонстрировать лояльность режиму становится личная преданность и угодничество.Массовый характер общественно-политических движений придает тоталитарному режиму видимость народовластия, демократичности, обеспечивает ему известную устойчивость.

Четвертый признак тоталитаризма - государственно направляемый террор, посредством которого существующая власть стремится добиться всеобщей лояльности граждан. Вместе с тотальной пропагандой террор порождает всеобщее насилие, вызывающее у граждан постоянный страх и неуверенность в собственных силах. Репрессивные действия государственных карательных органов начинаются с "охоты на ведьм", с расправы над оппозицией. Но со временем террор достигает общенационального размаха. Чувство незащищенности отдельного человека перед государственной машиной становится настолько явным, личная безопасность оказывается столь минимальной, что наступает паралич индивидуальной воли, появляется трусость, предательство и подозрительность людей друг к другу.

Пятый признак тоталитарной системы - это ее стремление к созданию замкнутого, обособленного экономического механизма, который находится под жестким, централизованным контролем государства. Строго централизованный порядок экономической жизни требуется правящей верхушке для того, чтобы иметь неограниченный доступ к материальным и финансовым ресурсам, необходимым для реализации тех или иных волевых решений, проектов, а также для того, чтобы максимально повысить экономическую зависимость людей от тоталитарного государства.Добиваясь государственного монополизма в хозяйственной сфере, тоталитарный режим изгоняет из экономики ту часть промышленного и финансового бизнеса, которая не идет на сотрудничество с ним. Отнятые средства производства, капиталы присваиваются тоталитарным государством или переходят в руки лояльных ему предпринимателей.

Шестым признаком тоталитарной власти является насаждение в обществе одной, единственно верной идеологии. Ее содержание образуется совокупностью специально придуманных мифов и псевдонаучных теорий. Проводя в жизнь свою идеологию, власть подчеркивает исключительный характер своей исторической миссии, она непременно кого-то или что-то "защищает", "спасает" и т.п.

www.iines.org

Характерные черты и признаки тоталитарного режима

Едреев Тамерлан Шайх-Магомедович ассистент кафедры уголовного права и криминологии ФГБОУ ВО Чеченский государственный университет, г. Грозный E-mail: edreevtam@mail.ru

Путем анализа всего спектра тоталитарных государств, можно отметить, что для тоталитарного режима любого государства были характерны определенные схожие черты и признаки. Так, основные черты тоталитаризма были выделены в работах Х. Арендт «Истоки тоталитаризма» (1951), Р. Арона «Демократия и тоталитаризм» (1956), К. Фридриха и З. Бжезинского «Тоталитарная диктатура и автократия» (1956).

В частности, в работе «Тоталитарная диктатура и автократия» К. Фридрих и З. Бжезинский обращают внимание на следующие характерные черты тоталитарного режима:

1) наличие единственной политической партии с собственной идеологией, возглавляемой харизматичным лидером;

2) государственная монопольная идеология, в рамках которой регулируются практически все общественно важные отношения;

3) полная монополия и контроль над средствами массовой информаций, деятельность которых строго регламентируется и контролируется партийными функционерами;

4) монополия на все средства вооруженной борьбы;

5) политический террор в отношении «внутренних врагов»;

6) плановая директивная экономика государства.

Таким образом, под тоталитаризмом мы понимаем такую форму отношения общества и власти, при которой государственная власть берет под свой полный контроль социум, и образует с ним единое целое — тоталитарное общество. [1, с. 35]

На фоне вышесказанного следует отметить, что тоталитарный характер государства неизбежно ведет к избирательности закона, вседозволенности и бесконтрольности представителей власти, так как противодействие в отношение них рассматривается как посягательство на интересы всего тоталитарного государства.

Всесторонний контроль государства за всеми сферами общественной жизни приводит к становлению «атмосферы страха» в обществе, всеобщему недоверию и подозрительности, заключающейся в постоянном поиске иностранных шпионов и внутренних диверсантов. В свою очередь, тоталитарное государство умело пользуется подобными настроениями, так как недоверие людей друг другу обеспечивает полную власть над умами людей и снижает вероятность коллективной борьбы против действующей власти.

В зависимости от того, на какой вектор развития общества и государства делается основной акцент, а также в зависимости от того, что служит фундаментальной идеей сложившегося тоталитарного режима, можно отметить такие типы тоталитаризма как:

1. Тоталитарный политический режим социалистического (коммунистического) типа, основой которого выступает марксистская идеология с положениями о социальном равенстве, формировании экономически однородного бесклассового общества.

2. К тоталитарному режиму следующего типа следует относить политические режимы фашистского или национал-социалистского типа. В государствах, где имелся тоталитарный режим нацистского типа, стремились выстроить моноэтническое, расовооднородное общество. Данную задачу стремились достичь посредством возвышения одной из наций и соответствующего уничтожения и дискриминации прочих. В качестве классического образца тоталитаризма подобного типа следует отметить нацистскую Германию.

3. Наконец, к третьему тип тоталитаризма следует относить режимы, в которых главенствует идея религиозного фундаментализма, фанатизма. Таковым, в частности, является теократический тоталитаризм. Для тоталитарного режима подобного типа свойственно стремление к формированию общества, функционирование которого полностью основывается на догмах и канонах господствующей религии в ее наиболее ортодоксальном, непримиримом варианте.

Список литературы:

  1. Самойлов И.Д. Совершенствование личности и общества в рамках феномена тоталитарной власти // Вестник Челябинского государственного университета. 2012. № 35 (289).Философия. Социология. Культурология. Вып. 28.

journalpro.ru

I. Тоталитаризм: сущность и основные признаки

План

1) Введение

2) Тоталитаризм: сущность и основные признаки;

3) Разновидности тоталитарных политических режимов;

4) Возможности тоталитаризма;

5) Заключение;

6) Список литературы.

Введение

Каждое государство имеет свой политический режим, от которого зависит жизнь каждого гражданина данного государства.

ХХ век одарил человечество значительным расширением горизонтов знания, достижениями научно-технического прогресса. Возможно, еще более важен уникальный опыт духовного и социального развития.

Одним из политических режимов XX века является тоталитаризм. Многие государства в минувшем столетии использовали его при управлении страной, В настоящее время в мире нет страны, политический режим которой можно было бы назвать последовательно тоталитарным. Поэтому точное и полное понимание сути тоталитаризма дает практика несегодняшнего дня. Обращаясь к наиболее ярким образцам тоталитаризма теперь уже ушедшей эпохи, мы имеем возможность выявить характерные черты тоталитаризма в целом. Знание их имеет принципиальное значение для политически образованного гражданина. Во-первых, потому что тоталитаризм - противоположность конституционализму. В его основе принципиально иная парадигма не только политического строя, но и всего образа жизни. Поэтому знание основ конституционализма и тоталитаризма - это условие сознательного выбора гражданской позиции. Во-вторых, тоталитаризм во многом поучителен для всех. Для России особенно, так как Россия 30-50-х годов наиболее последовательный пример тоталитаризма. Знание тоталитаризма полезно и для будущего. Если бегство в тоталитаризм произошло на фоне выдающихся прорывов научной социальной мысли, завоеваний гуманизма и демократии, то не исключается вероятность нового возврата в условиях нового кризиса и на фоне новых выдающихся достижений культуры. Поэтому рассмотрение данной проблемы является актуальный в настоящее время

Термин «тоталитаризм» происходит от позднелатинского слова «totalitas» означающее «цельность» Он возник и получил распространение в 20-30 годы 20 века и использовался для обозначения политических систем в фашисткой Италии, нацисткой Германии и большевистском СССР, а так же так называемых народно-демократических режимов, установленных после второй мировой войны в ряде стран Восточной Европы и Азии.

Тоталитаризм - это полный (тотальный) контроль и жесткая регламентация со стороны государства над всеми сферами жизнедеятельности общества и каждым человеком, опирающиеся на средства прямого вооруженного насилия. При этом власть на всех уровнях формируется закрыто, как правило, одним человеком или узкой группой лиц из правящей элиты Осуществление политического господства над всеми сферами жизнедеятельности общества возможно лишь в том случае, если власть широко использует развитую карательную систему, политический террор, тотальную идеологическую обработку общественного мнения.

Однако значительно раньше тоталитаризм развивался как направление политической мысли, обосновывающее преимущества этатизма (неограниченной власти государства), автократии (от греческого «самовластный», «имеющий неограниченное право»). В далекой древности идеи тотального подчинения индивида государству были реакцией на развившееся многообразие человеческих потребностей и форм разделения труда. Считалось, что примирить различные интересы и тем самым достичь справедливости можно только с помощью сильного государства, которое будет управлять всеми социальными процессами.

Автократическая традиция в управлении обществом была свойственна политической мысли не только Востока, но и Запада. Тоталитарные идеи обнаруживаются в политической философии Платона и Аристотеля, Так, для формирования нравственно совершенного человека, по Платону, необходимо правильно организованное государство, которое способно обеспечить общее благо. Для правильно организованного государства главное состоит не в том, «чтобы лишь кое-кто в нем был счастлив, но так, чтобы оно было счастливо все в целом». Ради блага целого, т. е. справедливости, запрещается или упраздняется все, что нарушает государственное единство: запрещается свободный поиск истины; упраздняются семья, частная собственность, поскольку они разобщают людей; государство жестко регламентирует все стороны жизни, в том числе частную жизнь, включая половую; утверждается унифицированная система воспитания (после рождения дети не остаются с матерями, а поступают в распоряжение специальных воспитателей).

Всякий раз, когда в развитии человеческого общества происходили заметные сдвиги в системе разделения труда и появлялись новые группы потребностей, это приводило к определенной потере управляемости социальными процессами. Заметно усложненное и дифференцированное общество далеко не сразу находило адекватные способы регуляции, что вызывало рост социальной напряженности. Власти на первых порах пытались преодолеть возникающий хаос начального этапа структурных изменений системы простыми решениями, поиском идеи, способной объединить все группы общества. Так происходило теоретическое приращение идей тоталитаризма.

Позже, в начале XX в., тоталитарная мысль воплотилась в политическую практику в ряде стран, что позволило систематизировать и выделить признаки тоталитаризма, сформулировать его видовую специфику. Правда, практика социально-экономического и политико-культурного развития тоталитарных систем привела ряд ученых к выводу о том, что тоталитаризм представляет собой не только политический режим, но и определенный тип общественной системы. Однако доминирующей в политической науке является трактовка его как по­литического режима

Термин «тоталитаризм» широко использовал Б.Муссолини, который придавал ему положительный смысл в своей «теории органистского государства»(stato totalitario) олицетворяющего мощь официальной власти и призванного обеспечить высокую степень сплочения государства и общества. Муссолини говорил: «Мы первыми заявили, что чем сложнее становится цивилизация, тем более ограничивается свобода личности...»

В более широком смысле положенная в основу данной теории идея всесильной и всепоглощающей власти разрабатывалась теоретиками фашизма Дж. Джентиле и А. Розенбергом, встречалась в политических сочинениях «левых коммунистов», Л. Троцкого. Параллельно представители «евразийского» течения (Н. Трубецкой, П. Савицкий) вы­работали концепцию «идеи-правительницы», освещавшую установление сильной и жестокой по отношению к врагам государства власти. Настойчивая апелляция к сильному и могучему государству способствовала вовлечению в теоретическую интерпретацию этих идеальных политических порядков и трудов этатистского содержания, в частности, Платона с его характеристикой «тирании» или произведений Гегеля, Т. Гоббса, Т. Мора, создавших модели сильного и совершенного государства. Но наиболее глубоко предлагавшаяся система власти описана в антиутопиях Дж. Оруэлла, О. Хаксли, Е. Замятина, которые в своих художественных произведениях дали точный образ общества, подвергшегося абсолютному насилию власти.

Вторая мировая война, а затем разгром фашистских режимов и начало "холодной войны" дали новый импульс теоретическому осмыслению тоталитаризма.

Концепция Фридриха и Бжезинского, получившая в историографии название "тоталитарный синдром", оказала большое влияние на последующие исследования в этой области. В то же время неоднократно указывалось на несовершенство их формулы, что, впрочем, признавали и сами авторы.

При всей своей сложности и многовекторности тоталитарный режим имеет достаточно четкий набор основных характерных черт, самых главных, отражающих суть этого режима признаков. К этим характеристикам относятся следующие:

1. Тоталитаризм всегда испытывает очень серьезные проблемы с легитимностью власти. Тоталитарный режим никогда не устанавливается в результате свободных, честных выборов. Установлению тоталитаризма обычно предшествуют революции, государственные перевороты, мятежи, путчи, узурпация власти и т.д. Таким образом тоталитарный режим не получает мандат народа и поэтому не может считаться легитимным.

2. Происходит абсолютное отчуждение подавляющего большинства населения от возможности не только формировать власть, но и влиять на власть, контролировать государство. В результате этого государство получает в свое распоряжение практически абсолютную, никем и ничем не ограниченную власть над народом. Это приводит ко всеобщей, тотальной бюрократизации всех процессов и отношений в обществе и жесткой регламентации их со стороны государства, полностью разрушается гражданское общество, происходит полное огосударствление не только политической сферы, не только социальных и экономических отношений, но также научных, культурных, бытовых, межличностных, брачно-семейных и всех иных отношений. Власть устанавливает жесточайший контроль над литературой и искусством, насаждает в обществе новую, государственную мораль и нравственность.

3. Логичным завершением тотального контроля государства над страной является огосударствление личности, превращение граждан тоталитарного общества в государственных крепостных или государственных рабов. Развитый тоталитаризм чаще всего устанавливает не только фактическую, но даже формально-юридическую личную зависимость граждан от государства. Тоталитарному государству это необходимо для воссоздания системы, которая позволяла бы принудительно изымать рабочую силу граждан в пользу государства методами прямого внеэкономического принуждения.

4. Для того, чтобы обеспечить такую эксплуатацию граждан, государством создастся организованная система внутреннего террора власти, против собственного народа. Чтобы обеспечить решение этой задачи ,власть нагнетает в стране атмосферу всеобщей подозрительности, недоверия, тотальной слежки граждан друг за другом, атмосферу всеобщего доносительства. Это подогревается искусственно нагнетаемой атмосферой шпиономании, поиском многочисленных внутренних и внешних врагов, создания в общественном сознании представления о якобы постоянно существующей для страны угрозы из вне, создание атмосферы осажденного лагеря, что в свою очередь требует усиления милитаризации общественной жизни, милитаризации экономики, увеличения степени ее проникновения во все общественные и государственные организации.

5. В этой ситуации в стране фактически исчезает правовая система. Вместо нее создается система законодательных актов, а также равных им по степени важности (или даже превосходящих их) подзаконных секретных директив, указов и т.п., которая отражает уже не нормы права, а политическую волю властных структур или даже отдельных вождей. Применение законов не носит универсальный характер, а власть, не связанная никакими нормами права, может применять законы по своему разумению.

На основе такой системы законодательства часто создаются институты внесудебной расправы государства над гражданами, создаются особые или чрезвычайные суды и т.д., которые получают право по своему усмотрению решать судьбы людей. Гражданин тоталитарного общества может быть осужден не только за то, что он совершил, но и за то, что он мог иметь намерение совершить нечто предосудительное с точки зрения власти, а также за свое социальное происхождение, имущественное состояние, идейные убеждения, родственные или дружественные связи и т.п.

6. В политической системе тоталитарного строя вся полнота высшей власти концентрируется в руках вождя, его ближайшего окружения. Практическая реализация директив высшего политического руководства осуществляется партийно-государственной бюрократией, которая в своей деятельности руководствуется не законами, а прежде всего секретными циркулярами, указами, постановлениями, решениями вышестоящих государственных и партийных инстанций. В тоталитарном государстве полностью отсутствует принцип разделения властей.

7. Для тоталитарного режима характерно существование одной безраздельно властвующей, политической партии. Благодаря жесткой системе производственно-территориального принципа функционирования и устройства, эта политическая партия охватывает всю страну, пронизывает при помощи первичных партийных организаций все государственные и общественные структуры, все предприятия, систему образования, здравоохранения, культуру и т.п.

Создавая многочисленный партийный бюрократический аппарат и получая тотальный контроль над кадровой политикой, такая политическая партия, сращивается с государством, возвышается над ним, становится выше законов, общества, морали. Это создает идеальную среду для многочисленных злоупотреблений властью и деньгами, для создания системы всеобщей и тотальной коррумпированности. Легальная политическая оппозиция в стране отсутствует, власть опирается, на насилие или постоянную угрозу насилия. Одна из опор власти - системное оболванивание граждан, тотальное “промывания мозгов”.

8. Характерной особенностью тоталитарного режима является создание культа личности вождя, раздувание этого культа до гипертрофированных размеров, превращение личности вождя в подобие полубога.

9. Политизация и идеологизация всех процессов и отношений в обществе экономических, социальных , культурных, научных, бытовых, межличностных, брачно-семейных и т.п.

10. Власть тоталитарного режима в своей социальной политике стремится проводить принцип “разделяй и властвуй”. С этой целью общество делится на “исторически прогрессивные” и “исторически реакционные” классы и социальные группы, потенциально опасны для общества. Результатом такой социальной политики является противопоставление одних социальных групп другим (по национальному, этническому, религиозному, социальному признакам, имущественному положению и т.п.).

11. Важнейшей характеристикой тоталитарного режима является создание и насаждение особого вида тоталитарного массового сознания. В его основе лежит отождествление, типа государственной власти и общества, полное игнорирование индивидуальных прав и свобод личности и сознательное подчинение их интересам различных типов коллектива, стремление объединить все общество вокруг некой высшей идеи, представить весь народ как некое единое коллективное целое, объединенное единой волей монолитного государства во главе с мудрым вождем и непогрешимой правящей партией, которая обладает монополией на высшею истину “в последней инстанции”.

Это влечет крайнюю нетерпимость по отношению к любым формам инакомыслия, расправу с любыми носителями такого инакомыслия. Свой политический и государственный строй объявляется единственно правильным, спасителен всего человечества, которое “неразумно” противится своей интеграции в систему тоталитарных ценностей. Утверждается высокомерно-снисходительное или враждебно-подозрительное отношение ко всему иностранному вследствие самоизоляции тоталитарного общества от внешнего мира, закрытости, от мировой цивилизации.

12. Экономический строй тоталитарного общества опирается на всеобъемлющее господство государственной собственности, которая функционирует в режиме жесткой плановой экономической системы. Широко применяются методы прямого насилия государства по отношению к негосударственному производителю, господствует неадекватная оплата труда занятых по найму или полностью бесплатное присвоение рабочей силы государством.

Разумеется, в зависимости от конкретной разновидности тоталитаризма, а также ступеней его развития в той или иной стране в связи с конкретными условиями жизни названные черты или свойства тоталитаризма реализуются с разной полнотой: одни больше, другие меньше; на одних этапах больше внимания уделяется одним из них, на других – другим. Всегда имеются и различия в степени контроля тоталитарным режимом тех или иных сфер общественной жизни. … А если еще учесть неспособность тоталитарных режимов к саморазвитию, их слабую адаптацию к изменениям общественных реалий, то станет ясно, что раньше или позже, но неизбежно возникают предпосылки и возможности для разрушения или извержения тоталитаризма».

Однако не все обществоведы так сходу приклеивают тоталитаризму определение «антигуманная система». Здесь, как и вообще в вопросах гуманитарного знания, характеристике социальных и человеческих реальностей, далеко не всегда можно дать однозначную оценку многосложной общественной реальности. Вот попытка более взвешенного мнения, где автор высказывается в том числе о невозможности подчинить все многообразие жизни какой-либо одной власти и идеологии:

«Слово «тоталитаризм» стало применяться западными социологами после Второй мировой войны. С помощью этого термина делались попытки охарактеризовать правление и Сталина, и Гитлера, а также некоторых их союзников, сателлитов. Появление термина связано с резкими изменениями во внешней политике, наступившими в то время, когда западные союзники тотчас же после разгрома держав оси оказались вовлеченными в ожесточенную холодную войну со своими прежними союзниками. Термин этот нельзя считать удачным, поскольку, представляя собой попытку найти какой-то общий знаменатель для обоих режимов, он не отражал существенных различий в предпосылках, структуре, целях и функционировании этих режимов… При составлении перечня специфических черт, присущих и третьему рейху, и СССР, исследователи столкнулись с тем фактом, что обе системы претерпели изменения… Западные исследователи, по-прежнему используя этот термин, стали говорить о смягченном тоталитаризме, о тоталитаризме нового направления, что уже само по себе показывает, насколько неудовлетворителен сам термин.

Стремление тоталитаризма к переделке человеческой природы – одна из основных отличительных особенностей его от всех других форм традиционного деспотизма, абсолютизма и авторитаризма. С этой точки зрения тоталитаризм является феноменом исключительно двадцатого века. Он ставит задачу полной переделки и трансформации человека в соответствии с идеологическими установками, конструирования нового типа личности с особым психическим складом, особыми ментальностью, мыслительными и поведенческими характеристиками, путём стандартизации, унификации индивидуального начала, его растворения в массе, сведения всех индивидов к какому-то среднестатистическому знаменателю, подавлению личностного начала в человеке. Таким образом, конечная цель создания «нового человека» – формирование индивида, полностью лишённого всякой автономии. Таким человеком не нужно даже управлять, он будет самоуправляться, руководствуясь теми догмами, которые на данный момент выдвигаются правящей верхушкой. Однако на практике проведение этой политики породило доносительство, писание анонимок и привело к моральному разложению общества.

В тоталитарном обществе всё: наука, искусство, экономика, политика, философия, мораль и отношения между полами направляются одной ключевой идеей. Одним из важнейших показателей проникновения тоталитарных начал во все сферы жизни является «newspeak» – обтекаемый язык, который является средством, делающим трудным, если не невозможным выражение иных форм мысли. Ф. Хайек писал»: …легче всего убедить людей в подлинности ценностей, которым их заставляют служить, если объяснить им, что это те самые ценности, в которые они всегда верили, просто раньше эти ценности понимались неправильно. Характерная особенность всей интеллектуальной атмосферы тоталитарных стран: полное извращение языка, подмена смысла слов, призванных выражать идеалы нового строя».

Однако в конечном итоге это оружие оборачивается против режима. Так как люди вынуждены приспосабливаться к иррационализму языка, они вынуждены вести существование, при котором следовать официальным предписаниям невозможно, но необходимо делать вид, что руководствуешься ими. Это порождает как бы двойной стандарт в поведении тоталитарного человека. Появляются феномены, названные Дж. Оруэллом «doublethink» – двоемыслие и «thoughtcrime» – мыслепреступление. То есть жизнь и сознание человека как бы раздваиваются: в обществе он вполне лояльный гражданин, а в частной жизни проявляет полное равнодушие и недоверие к режиму. Таким образом, нарушается один из основополагающих принципов «классического» тоталитаризма: тотального единства массы и партии, народа и вождя.

studfiles.net

Признаки тоталитарного режима, перечень

Между тоталитарными режимами существуют отличия и свои особенности, но для всех характерны общие признаки:

  1. Тоталитарные режимы — это радикальные движения, которые сформировали свои идеологии, является официальным и обязательным для всех. Осуществляется идеологизация всех сфер государственной, политической, общественной и личной жизни. Идеология — система политических, экономических, правовых, моральных, эстетических, философских и религиозных взглядов, теорий, принципов, которые выражают интересы определенных социальных слоев населения.
  2. Тоталитарные режимы ставят своей целью построение нового строя, очищенного от недостатков предыдущих периодов: большевики — бесклассовое коммунистическое общество; национал-социалисты (нацисты) Германии — расистский, свободный от евреев, арийский рай;фашисты Италии — восстановлена ​​Римская империя, сильная, мощная, влияние которой распространяется на целые народы.
  3. Существование в стране единой массовой партии, как носителя их идеологии, но монопольной структуры, стоящей над государством и всеми сферами общественной жизни. Государственные структуры выполняют партийные заказы.
  4. Создание культа партийного лидера, «культа личности» (фюрер, вождь, дуче, «великий кормчий» и т.п.), его обожания, концентрация всей власти в его руках. Превращение населения в толпу, послушный воле вождя.
  5. Ликвидация демократических институтов государства, прав и свобод граждан.
  6. Запрет политической или иной оппозиции.
  7. Признание репрессий, насилия над гражданами эффективным способом руководства государством и средством достижения своей цели.
  8. Полная монополия на информацию. Абсолютный контроль всех источников информации, наступательная пропаганда.
  9. Насаждения монополии в искусстве, которое прославляет руководящую роль партии, превозносит роль вождя и связь партии с народом. Для всех тоталитарных режимов характерны:• изображения величественных портретов вождя,• гигантские скульптурные фигуры вождя,«Грандиозные общественные здания и тому подобное.
  10. Каждый тоталитарный режим придумывал «врагов», с которыми надо бороться.
  11. Распространяется психология ненависти, воспитывается ненависть к внутренним и внешним «врагов»: у фашистов — «врагами» были евреи и коммунисты; у коммунистов — кулаки и вымышленные саботажники, контрреволюционеры, «враги народа» и др.
  12. Злоупотребление властью, политическое насилие, преступления и репрессии (массовые аресты и расстрелы, концентрационные лагеря, отдельные убийства).
  13. Создание аппарата массового террора и повышение роли и значения в обществе репрессивных органов.
  14. Общественные интересы выше личных. Организация разносторонней деятельности, чтобы укрепить коллективные связи и ослабить роль семьи, уничтожить индивидуальность.
  15. Пренебрежение к либеральной демократии, исповедующая гуманизм, веру в компромисс, приверженность к праву, к исполнению закона и тому подобное.
  16. Всестороннее влияние на личность через дошкольные учреждения, школу, средства массовой информации, государственные и общественные организации, учреждения культуры, находящихся под полным контролем партии и государства.
  17. Соблюдались принципа «цель оправдывает средства».
  18. Абсолютная регламентация всей жизнедеятельности общества.
  19. Полный контроль над экономикой, огосударствление экономики, централизация управления экономикой.
  20. Навязывание своей идеологии другим народам, внешняя экспансия, стремление к мировому господству.Экспансия (от лат. — Распространение) — распространение своего влияния на другие страны и народы экономическими методами (вывоз капитала, валютная политика) путем дипломатического давления или вооруженной интервенции.
  21. Провозглашение высшей ценностью служения идее: в СССР — коммунистическое общество, в Германии — «тысячелетний рейх», «нация превыше всего», в Италии — «великий Рим».Идея — это сущность, смысл, значение; форма осмысления реальности.
  22. Засилье бюрократизма, характеризующий отделения власти и ее аппарата от общества.
Теги: национализм, Оппозиция, Проявления тоталитаризма, Расизм, режим, тоталитаризм, Шовинизм

bagazhznaniy.ru