Разучиваем расположение нот на грифе гитары. Два способа. Струны на гитаре ноты какие


Расположение нот на грифе гитары

Что нужно знать, приступая к уроку:

Диапазон гитары составляет почти четыре октавы, но не обязательно зубрить расположение всех нот на грифе гитары, куда важнее понять принцип их расположения. Приведенное ниже схематичное изображение грифа гитары поможет Вам в этом.

Схематичное изображение грифа гитары и расположение нот на нем.

В таблице указаны только основные ноты, соответственно в пустых ячейках находятся производные от них. Октавы помечены разными цветами:

  • Малая октава - черный
  • Первая октава - синий
  • Вторая октава - зеленый
  • Третья октава - оранжевый
 струна / лад 0 I II III IV V VI VII VIII IX X XI XII XIII XIV XV XVI XVII XVIII XIX XX
1 Ми E Фа F   Соль G   Ля A   Си H До C   Ре D   Ми E Фа F   Соль G   Ля A   Си H  
2 Си H До C   Ре D   Ми E Фа F   Соль G   Ля A   Си H До C   Ре D   Ми E Фа F   Соль G
3 Соль G   Ля A   Си H До C   Ре D   Ми E Фа F   Соль G   Ля A   Си H До C   Ре D  
4 Ре D   Ми E Фа F   Соль G   Ля A   Си H До C   Ре D   Ми E Фа F   Соль G   Ля A  
5 Ля A   Си H До C   Ре D   Ми E Фа F   Соль G   Ля A   Си H До C   Ре D   Ми E Фа F
6 Ми E Фа F   Соль G   Ля A   Си H До C   Ре D   Ми E Фа F   Соль G   Ля A   Си H До C

Как видите, есть определенная закономерность, а начиная с двенадцатого лада ноты повторяются, только на октаву выше.

Расположение нот на нотном стане и табулатуре

Теперь посмотрим, как это выглядит на нотном стане и табулатуре:

Благодаря приведенным схемам Вы можете определить где на грифе гитары звучит та или иная нота, что поможет Вам в дальнейшем при определении аппликатуры.

Поделитесь ссылкой соцсетях или отправьте по почте:

gitarre.ru

Расположение нот на грифе гитары

Многие начинающие гитаристы при подборе композиций сталкиваются с некоторыми задачами, одна из которых это как определить какие-либо ноты на гитарном грифе. На самом деле не так уж и сложна подобная задача. Зная расположение нот на грифе гитары можно с лёгкостью подобрать любое музыкальное произведение. Устройство гитары далеко не самое сложное, а вот ноты на грифе располагаются немного иначе, чем, например, у клавишных инструментов.

Строй гитары

Для начала необходимо запомнить строй гитары. Начиная от первой струны (тонкой) и заканчивая шестой (самой толстой), стандартный строй будет следующим:

  1. E – нота «ми» извлекается на первой открытой (не зажатой ни  на одном ладу) струне.
  2. H – на второй открытой струне извлекается нота «си».
  3. G –воспроизводит ноту «соль» не зажатая третья струна.
  4. D – нота «ре» извлекается на открытой четвёртой струне.
  5. A – струна под номером пять, не зажатая – нота «ля».
  6. E – на шестой открытой струне извлекается нота «ми».

Это стандартный строй гитары, использующийся при настройке инструмента. Все ноты звучат на открытых струнах. Выучив наизусть стандартный строй гитары, отыскать любые ноты на гитарном грифе не доставит абсолютно никаких проблем.

Хроматическая гамма

Далее необходимо обратиться к хроматической гамме, к примеру, гамма «до-мажор» приведённая ниже, значительно облегчит поиск ноты на гитарном грифе:

Отсюда следует, что каждая нота, зажатая на определённом ладу, звучит выше на полтона, чем зажатой на предыдущем ладу. К примеру:

  • Вторая не зажатая струна, как нам уже известно, это нота «си», следовательно, эта же струна будет звучать выше на полтона предыдущей ноты, то есть ноты «си», если её зажать на пером ладу. Обращаясь к хроматической гамме «до-мажор» определяем, что эта нота будет нотой «до».
  • Эта же струна, но зажатая уже на следующем ладу, то есть на втором, звучит выше на полтона предыдущей ноты, то есть ноты «до», следовательно, это будет нота «до-диез».
  • Вторая струна, соответственно, зажатая уже на третьем ладу это нота «ре», опять же обращаясь к хроматической гамме «до-мажор».

Исходя из этого, расположение нот на грифе гитары не обязательно заучивать наизусть, что, конечно, также будет полезным. Достаточно запомнить только строй гитары и иметь представление о хроматической гамме.

Ноты каждой струны на каждом ладу

И всё-таки без этого никак: расположение нот на грифе гитары, если стоит цель стать хорошим гитаристом, знать просто необходимо наизусть. Но сидеть и заучивать их целыми днями не обязательно, можно при подборе любой музыки на гитаре заострять внимание с какой ноты начинается песня, искать её расположение на грифе, затем с какой ноты начинается припев, куплет и так далее. Со временем ноты будут запоминаться, и отсчитывать их от строя гитары по полтона уже будет не обязательно.

А вот в помощь схема грифа гитары и всех нот расположенных на нём:

И в качестве итога вышеизложенному, хочется добавить, что скорость запоминания нот на гитарном грифе будет зависеть только от количества часов проведённых с инструментом в руках. Практика и только практика подбора и нахождения нот на грифе оставит в памяти каждую ноту соответствующею своей струне и своему ладу.

Автор – Станислав Колесник

Предлагаю послушать замечательную композицию в стиле транс, исполненную на классической гитаре Эваном Добсоном:

music-education.ru

Ноты на гитаре. Расположение нот на гитаре

Почти все начинающие гитаристы сталкиваются с проблемой понимания того, как именно располагаются ноты на гитаре. На самом деле, разобраться в этом не составит труда даже для тех, кто не знает в совершенстве нотную грамоту.

Ноты для гитары

Знание расположения нот поможет начинающему музыканту быстрее понять принцип построения аккордов и научит его строить любые необходимые созвучия. В таком случае гитаристу уже не нужно запоминать десятки и даже сотни существующих аккордов, что, несомненно, существенно ускорит процесс обучения.

Про ноты и лады

На каждой гитаре есть около двадцати ладов. Их количество варьируется в зависимости от типа гитары. Например, на классической гитаре – девятнадцать ладов, на электрогитаре – двадцать два и больше. Главное – это запомнить, что один лад равен одному полутону. Что касается самих нот, тут важно знать, что между ми и фа, как и между до и си – полутон, то есть один лад. Между всеми остальными нотами – целый тон, то есть два лада. Запомнив этот принцип, можно найти все ноты на грифе гитары, зная хотя бы одну. Через каждые двенадцать ладов ноты повторяются, например, на пятнадцатом ладу будет та же нота, что и на третьем, только выше на одну октаву. Октава – до, ре, ми, фа, соль, ля, си, то есть все известные вам ноты. Для шестиструнной гитары характерно то, что каждая открытая струна звучит так же, как предыдущая на пятом ладу. Исключение – вторая струна, она имеет такой же тон, как и третья струна на четвертом ладу. Все это необходимо знать для того, чтобы иметь возможность настраивать гитару без помощи тюнера или различных программ, а также, для того, чтобы связывать струны между собой по нотам.

Расположение

Для начала давайте рассмотрим расположение всей нотной гаммы малой октавы. Ноту до (латинское обозначение С) вы сможете найти на третьем ладу пятой струны или на восьмом ладу шестой. Нота ре (или же D) через два лада – на пятом ладу пятой струны и открытая четвертая, ведь, как уже говорилось выше, открытая струна равна предыдущей на пятом ладу. Ми (она же Е) – второй лад, четвертая струна. Фа (или F, легче всего запомнить) будет на третьем ладу четвертой струны (вспомните, между ми и фа только полутон или же один лад). Итак, едем дальше, нота соль (ее латинское обозначение G) у нас будет на пятом ладу четвертой, она же открытая третья струна. Ноту ля (или А) попробуйте найти самостоятельно, и если вы нашли ее на втором ладу третей струны, то вы все сделали верно. Ну и си (В) будет находиться на четвертом ладу третей или открытая вторая струна. Нота до следующей первой октавы располагается на первом ладу второй струны, так как между си и до также всего лишь полутон. Разобравшись в этом принципе, можно легко находить ноты на гитаре, а также полутона всех остальных октав. Латинские обозначения нот, приведенные в скобках, также полезно знать, ведь с их помощью обозначаются аккорды. Скажем, аккорд ля минор обозначается как Am. Маленькая буква m означает минорный аккорд, а вот при мажорных аккордах буква вообще не пишется. Например, ми мажор будет писаться как просто E.

Полутона

Если вы совершенно не разбираетесь в музыкальной теории, то после прочтения предыдущего абзаца у вас может возникнуть вопрос: «Так, на третьем ладу – до, на пятом – ре. А что же тогда на четвертом?» А на четвертом ладу находится так называемый до диез (он же ре бемоль). Как уже говорилось выше, между некоторыми (но не всеми) нотами есть полутона, причем каждый полутон имеет сразу два имени. Диез (#) и бемоль (b) означают повышение и понижение соответственно на один полутон. Называют полутон относительно одной из нот, между которыми он находится. Возьмем для примера полутон между ля и си. Он выше ля, поэтому имеет название ля диез. И он же ниже си, отсюда - си бемоль. И конечно, необходимо помнить, что между ми и фа, как и между си и до, полутонов не существует. Зная это и сделав нехитрые вычисления, можно понять, почему на одной струне октава равна именно двенадцати ладам.

Рекомендации

Новичкам рекомендуется запомнить все ноты на гитаре при открытых струнах, а также на пятом и десятом ладах. Здесь все ноты целые, без полутонов, зная их, можно легко находить соседние. Начинающим гитаристам не рекомендуется наизусть заучивать все ноты и лады, это тяжелый бесполезный труд. Достаточно просто понять основные принципы, по которым располагаются все ноты на гитаре. Остальное придет с опытом игры. Знание нот, помимо прочего, поможет вам в таком процессе, как настройка гитары. Ноты помогут вам также в написании собственных песен.

Расположение на ладах

Первым делом, рассмотрим, какие ноты на гитаре располагаются при открытых струнах. Здесь особое место занимает нота ми. Для настройки гитары сначала необходимо найти именно эту ноту, так как она располагается сразу на двух струнах в открытом положении, а именно – на первой и на шестой струнах. На первой струне ми звучит в первой октаве, на шестой – в большой. Далее снизу вверх: пятая струна – ля большой октавы, четвертая струна – ре малой октавы, третья струна – соль малой октавы, вторая струна – нота си малой октавы.

Уже зная эти ноты, можно без проблем находить все остальные и строить различные аккорды. Переходим к пятому ладу. Тут у нас две ноты ля на шестой и первой струне большой и первой октавы соответственно. Пятая струна – ре малой октавы. Четвертая – соль той же октавы. На третьей струне пятого лада находится до уже следующей первой октавы. И вторая струна – это ми этой же первой октавы. Из всего приведенного выше очень легко складывается последовательность. Ну и перейдем к десятому ладу, тут у нас: шестая струна, как и первая – ре, но уже малой и второй октавы. На второй струне – соль малой. Нота до первой октавы будет на третьей струне десятого лада. Далее, на четвертой – фа той же первой октавы, как и ля, которая будет на второй струне. И еще одно следует держать в уме: ноты для гитары обычно пишутся на октаву выше, то есть большая октава будет равна малой, малая – первой и так далее.

Альтернативные строи

Помимо стандартного строя гитары, который был выложен выше, существуют другие альтернативные строи, в которых будут уже другие ноты для гитары. Для начинающих достаточно знать хотя бы стандартный строй, но также необходимо помнить и о существовании других. Например, так называемый Drop D. Drop с английского переводится, как падение. Во всех строях с такой приставкой нижняя шестая струна опускается или «падает» на один тон относительно других. То есть, чтобы поставить гитару в Drop D, необходимо одну шестую струну спустить на тон, до ноты ре, отсюда и название строя. Такой строй обычно используется на электрогитарах, он, во-первых, добавляет еще один тон в доступный диапазон, а во-вторых - позволяет легче брать квинты и так называемые «пауэр аккорды». Берете Drop D, спускаете все струны на тон и получаете Drop C – еще более низкий строй. В таком строе обычно играют различные металл-команды, исполняющие тяжелую музыку, так как строй делает звучание гитары довольно низким. Всего же существует большое количество разных альтернативных строев, каждый музыкант выбирает строй под себя в зависимости от жанра, вокального диапазона певца и многих других факторов.

Самое главное

Для того, кто действительно хочет разобраться во всех тонкостях расположения нот, нет ничего сложного. Главное – иметь терпение и не пытаться выучить все и сразу. Все необходимые знания придут с опытом, нужно лишь больше времени проводить за инструментом. К тому же знание нот – это не самое главное в процессе обучения. Понимание самого процесса игры на гитаре и быстрый поиск нужных аккордов, созвучий и интервалов – вот то, что принесут вам ноты. Песен для гитары написано огромное множество, но многие авторы даже не знали нотной грамоты. Взять хотя бы самый яркий пример – группу The Beatles. Ни один участник группы не знал нот, все песни писались на слух. И это не помешало коллективу выйти на мировой уровень. Так что необходимо самому расставлять приоритеты в своем процессе обучения, и главное – действительно хотеть научиться играть.

fb.ru

основы сольфеджио и не только...

Гитара – один самых известных и в то же время непредсказуемых инструментов, способных затронуть самые чувственные струны души. Но и у самой гитары они имеются.

Мало кто обращает внимание на название струн на гитаре, считая это совершенно ненужным. А ведь зачастую исполнение любой композиции зависит именно от настройки. Любой диссонанс вызывает ассоциативное неприятие композиции в целом. Но в данном материале основное внимание будет уделено настройке инструмента и его использованию для начинающих музыкантов.

Название струн на гитаре: классический вариант

Вообще, классикой считается 6-струнная гитара. Однако можно вспомнить достаточно много примеров великих композиторов, которые предпочитали шести струнам семь (хотя бы Высоцкий).

Однако, согласно музыкальной теории и сольфеджио, названия струн не различаются вообще. Исходя из правил, установленных общей теорией музыки, ноты, по которым строится любой инструмент имеют свои названия и аббревиатуры в виде латинских символов и языковых интерпретаций. В нашем случае это:

  • C – до.
  • D – ре.
  • E – ми.
  • F – фа.
  • G – соль.
  • A – ля.
  • H – си (отдельно указывается B – си-бемоль).

Знаки альтерации (диезы, бемоли, бекары или их дубль-версии) применяются соответственно. Но струн всего 6.

Струна на гитаре вверху грифа совпадает по звучанию с первой внизу через три октавы. Поэтому и первая, и шестая являются как бы главенствующими, но только применительно к 6-струнному инструменту (основной строй производится именно в ми-миноре).

Ми-си-соль-ре-ля-ми: правильная ли последовательность в настройке

Достаточно часто многие начинающие гитаристы, пытающиеся постичь азы техники, сразу же сталкиваются с проблемой настройки, не зная, какая струна соответствует тому или ному символу в обозначении или звуку.

Если пройти перебором, последовательно от шестой струны до первой, выглядеть она будет как «ми-ля-ре-соль-си-ми». А вышеуказанная последовательность является обратной.

На бемольную последовательность такая секвенция не тянет, поскольку она должна выглядеть как «си-ми-ля-ре-соль-до-фа». Однако же, мы отвлеклись от темы.

Основной тон и настройка

Название струн, как уже понятно, является стандартным для любого инструмента. Что касается настройки гитары (6-струнной) делается это достаточно просто.

Есть несколько способов, из которых начинающему музыканту подойдет унисон открытой струны ниже по грифу, с той, что зажата на пятом ладу выше. Все струны, кроме третьей, строятся по этому правилу. Можно использовать эффект флажолетов на разных ладах (между собой струны вибрируют) или включить дисторшн-эффект, который добавит драйва и усилит вибрацию. То есть, перестраивать струны придется до полного совпадения в звучании. У профессиональных электрогитар для этого есть специальное устройство микроподстройки на деке).

Главные аккорды для начинающих

Нота «ля» у многих начинающих гитаристов, как правило, ассоциируется с аккордом, который является вторым по простоте применительно к гитарной технике.

Он состоит всего лишь из трех пальцев: два на втором ладу (четвертая и третья струна) и один на второй струне на первом ладу. Нота «ля» в данном случае выступает тоникой.

Но самым простым аккордом все-таки является ми-минорный аккорд. Всего две струны – пятая и четвертая на втором ладу. Мажорный аккорд в постановке от «ми» подразумевает зажатие третьей струны на втором ладу, а мажорный аккорд с тоникой «ля» и того проще – три пальца на втором ладу (вторая, третья и четвертая струна).

Прием баррэ

Хотя название струн на гитаре уже не вызывает непонимания, отдельно стоит отметить прием, называемый баррэ (зажатие указательным пальцем всего лада).

Любой стандартный аккорд можно построить именно с помощью этой техники. По сути, те же простейшие аппликации, указанные выше, можно применить к этому случаю, но только в роли баррэ выступает порожек возле колкового механизма на головке грифа.

Разновидности техники игры

Название струн на гитаре часто подчеркивается некими символами, хотя напрямую и не афишируется. К примеру, в стандартном варианте обозначаются третий, пятый, седьмой и двенадцатый лад (иногда девятый). У многих известных гитаристов можно встретить разного рода знаки, включая черепа или что-то еще. Такие гитары делаются на заказ.

И играть на любом инструменте достаточно сложно, будь то перебор, бой, тэппинг, слайдинг и т. д. С возникновением «примочек» техника вышла на новый уровень. Один только Джимми Хендрикс чего стоит… А современные гитаристы вообще демонстрируют такие чудеса техники, что просто в голове не укладывается.

Тот же Стив Вай, Марти Фридманн или Кирк Хэммэт – это же уникумы нашего времени. И они, кстати, хоть и знают классическую школу, далеко не всегда используют ее в своих импровизациях. Например, Фридман склонен играть квинтолями или по девять нот за проход. И техника у всех разнится. Но если задаться целью, нет ничего невозможного. Может, и современный читатель в будущем станет великим гитаристом, как знать?

fb.ru

Учим ноты для гитары на сайте Павла Старкошевского

Научиться распознавать ноты на грифе гитары не так уж и сложно, если придерживаться некоторых правил и серьезно отнестись к обучению. Ведь изучение расположения звуков поможет быстро ориентироваться на грифе во время игры, откроется такая возможность, как импровизация, и возможность самостоятельно сочинять разнообразные мелодии. Но прежде чем приступить к обучению, давайте определимся, какие цели Вы преследуете. Если возникло желание сочинять красивые мелодии, для этого понадобится хорошенько потрудиться. Если Вас интересует только изучение аккордов, с целью играть аккомпанемент к песням, в этом случае ориентировка суживается к изучению нот басовых струн, так как все аккорды построены на них.Проще всего начать обучение с названий нот для гитары на открытых струнах, в самом распространенном строе «Ми» или «Стандартный». С этого и начнём. Названия нот начиная с первой (самой тонкой): «ми», «си», «соль», «ре», «ля», «ми», как не странно, но эта последовательность названий звуков в быстром произношении напоминает что-то вроде: «Меси соль ремнями». Вместо звука «ми» слог «ме», и «мня» вместо «ля». На самом деле запомнить ноты открытых струн не так уж и сложно, даже не применяя эту, не совсем логичную, «скороговорку».

Первый способ

Не пытайтесь заучить расположения ноты для гитары по всему грифу за один день, это только вас запутает. Выучите некоторые расположения нот и повторяйте их в течение дня.

Часть первая

Этот раздел для тех, кто обрёл желание полностью овладеть инструментом, выучить все ноты для гитары и быстро ориентироваться на грифе. Разучивать ноты, желательно, не спеша, для начала достаточно будет знать набор звуков, который входит в первых три лада каждой струны. Три первых лада плюс открытые дают две октавы, так что учить есть что. Казалось бы, на грифе бесконечное число нот, но его обширность объясняется наличием повторов одних и тех же звуков на разных струнах. Всего гитарный гриф обладает тремя с половиной октавами, если отталкиваться от общего количества, а их девять, то не так уж и много. Начните играть открытые струны, параллельно напевая или проговаривая их. Произнесение вслух нот, поможет быстрее освоить их месторасположение в нотном стане и на гитаре. Ниже на картинке изображён нотный стан со звуками первых трёх (тонких) открытых струн. Буквы над нотными линейками обозначают пальцы правой руки, которыми будут извлекать звук из струн: (a) –безымянный; (m) –средний; (i) – указательный.

Следующий шаг – открытые басовые струны: «ми», «ля» и «ре». Эти ноты для гитары выходят за пределы пяти основных линеек, поэтому рисуют их на добавочных линиях, как изображено на картинке. Данное упражнение играется правой рукой, используя большой палец, обозначают его буквой (P). Очень легко запомнить следующее: для первых трёх ладов добавочные линии рисуются только для шестой и пятой струны. То есть: первый, второй и третий лад этих струн дают низкие звуки, которые рисуются на дополнительных линиях, а, уже начиная с открытой четвёртой струны – используют основные. Учитывая это, вы сможете легче распознавать ноты с добавочными линейками.

Часть вторая

После того, как были выучены ноты открытых струн и их место расположения на нотоносце, можно переходить к изучению грифа. Вы уже знакомы с названием звуков открытых струн, теперь к ним добавляем новый – «ре», он расположен на второй струне третьего лада.Следующий этап – игра перебором, используя только открытые струны, упражнение №30. Играйте, в обязательном порядке, сохраняя аппликатуру. Изображенный ниже перебор – один из самых известных и часто используемых.

Часть третья

Упражнение «нарастает» и становится немного сложнее, но при освоении нот первых трёх ладов открывается возможность играть несложные пьесы. Изучение расположения нот на грифе происходит постепенно, с каждым разом добавляя в упражнение новую ноту. В этот раз, к уже известной ноте «ре» добавляем «ля», располагается она на третьей струне второго лада, обязательно запоминаем ёё место на нотном стане.Следующее упражнение будет содержать ещё один дополнительный звук «ми», прижимается он на втором ладу четвёртой струны. Для лучшего усвоения и запоминания – произносите во время игры названия нот.

Часть четвёртая

Перед тем как начать новое упражнение – повторим звуки открытых нот. После чего выучим сразу две новых ноты: «си» пятой струны и «соль» шестой, рисуются они под первой добавочной линией, и под двумя добавочными линиями соответственно.Чтобы закрепить материал, исполним греческую и венгерскую народные песни.

Часть пятая

Теперь, когда мы знаем уже часть нот, можно ускорить процесс изучения. В следующем упражнении добавлено будет сразу три ноты «фа» и «соль» первой струны (первый и третий лад) и нота «до»струна вторая, лад первый.Для дальнейшего обучения следует перейти к практике, и шаг за шагом изучать простые пьесы. Эта система станет отличным помощником, для желающих научиться играть красивые мелодии, и разбираться в расположении звуков на гитарном грифе.

Второй способ

Второй, и более простой способ предназначен для тех, кто ставит за цель разбираться в аккордах при игре аккомпанемента к песням.

Для того чтобы освоить этот способ достаточно знать только три басовые струны: «Ми» – E, «ля» – A, «ре» – D. На приведенной ниже схеме будут даны все буквенные обозначения звуков ( «до» – C, «ре» – D, «ми» – E, «фа» – F, «соль» – G, «ля» – A, «си» –H). Нота «си» имеет две буквы, которыми она может обозначаться, это буква H и B. В нашем случае будем использовать букву H. Обратите внимание, схема прерывается на двенадцатом ладу, так как ноты XII лада полностью повторяют звуки открытых струн гитары, но звучат на октаву выше, следовательно, и все остальные звуки будут повторяться, и идти в том же порядке. К примеру, на тринадцатом ладу те же ноты, что и на первом и т.д.Как вы уже догадались, ноты на гитарном грифе расположены, отнюдь, не хаотично, каждая из них на своём законном месте. И пользуясь некоторыми нехитрыми закономерностями можно легко выучить весь гриф. К примеру, выучена до XII лада четвёртая струна, поможет ориентироваться по пятой. Как это работает? Всё очень просто, открытая четвёртая струна даёт один и тот же звук с пятой, прижатой на пятом ладу, соответственно первый лад четвёртой струны даст звук шестого лада пятой струны. Поэтому можно сделать вывод, что расположение нот на пятой струне достаточно выучить до V лада. По тому же принципу «эксплуатируем» шестую струну по отношению к пятой.

Выучив ноты на грифе гитары, вы можете переходить к следующему шагу – учить ноты песен для гитары. Это закрепит ваши знания, и даст навыки необходимые любому гитаристу мечтающему хорошо играть на своём инструменте.

Источник: www.guitarprofy.ru

22.05.2015 .

muzachos.com

Какие октавы на грифе гитары? Шпаргалка для новичков.

Наверное, каждый гитарист задавался этим вопросом в начале своего пути. В отличие от фортепиано ноты на гитарном грифе располагаются немного по-другому, что сказывается и на расположении октав на грифе. Так происходит потому что способы формирования звука у этих инструментов очень отличаются. Так же различается и количество октав, которые может использовать музыкант. Так на клавишах пианино расположены 7 полных октав и 2 неполных, а на грифе гитары всего 4.

Схема расположения нот и октав на грифе гитары

(изображение кликабельно)

На схеме можно заметить одну закономерность, а именно что все ноты повторяются после 12 лада. Однако эти ноты звучат уже на октаву выше.

Немного о самих октавах

Весь диапазон звуковых частот, которые может слышать человек делят на октавы. Октавой называется музыкальный интервал, в котором звуки отличаются по частоте в 2 раза, т.е. частота высокого звука в 2 раза больше частоты низкого. Человеческое ухо воспринимает такие звуки как почти одинаковые.

Так же в мире октавы на гитаре могут называться двумя способами:

  1. По Гельмгольцу. Этот способ используется в русскоязычной музыкальной литературе. Названия октав: субконтроктава, контроктава, большая малая, первая, вторая, третья, четвертая, пятая.
  2. Способ, который предложило в 1939г. Американское акустическое общество. В этом случае субконтроктава имеет название нулевой, а контроктава называется первой и так далее по номерам.

 

ПОЛУЧИ БЕСПЛАТНЫЙ ВИДЕОКУРС "5 лучших гитарных техник на акустике, которые используют профессионалы"

guitar-place.ru

Ноты на грифе гитары

Для многих начинающих гитаристов не так уж и легко определить расположение нот на гитаре. Итак, как, например, узнать, где находится нота До на грифе гитары? У гитары довольно простое устройство, но расположение нот на её грифе весьма отличается, например, от расположения нот на клавишных инструментах.

Ноты на клавишных инструментах

На клавишных инструментах ноты строятся по гамме До-мажор – по крайней мере, это справедливо для белых клавишей. Между двумя белыми клавишами умещается интервал, величиной в тон (два полутона). Черные клавиши предназначены для игры полутонов (диезов, бемолей). Для большего понимания посмотри следующую картинку:

Где какие ноты на грифе гитары? Два простых правила

На гитаре мы учим ноты не по белым и черным клавишам, а по струнам и ладам. В данной статье я исхожу из того, что твоя гитара настроена в стандартном строе.

Итак, струны на гитаре обозначаются следующим образом (если идти от самой толстой к самой тонкой струне): 

E (ми) – A (ля) – D (ре) – G (соль) – B (си) – E (Ми).

Для того, чтобы выучить ноты на грифе гитары тебе нужно следовать двум основным правилам:

1. Название струны обозначает ноту, которая звучит на ней в том случае, когда струна открыта (т.е. не прижата)

 

Это значит, что когда ты дергаешь открытую (т.е. не прижатую ни на каком из ладов) E(Ми)-струну, звучит нота E(ми). Когда ты дергаешь открытую струну A(ля), звучит нота A(ля) и так далее.

2. Нота, прижатая на данном ладу всегда выше на пол тона ноты, прижатой на предыдущем ладу

 

Таким образом, расположение нот на грифе гитары не подчиняется гаммам, как в случае с белыми клавишами фортепиано, оно полностью хроматическое. Рассмотрим это на простом примере:

Если мы дернем открытую струну Ми(E), мы получим ноту Ми(E). Теперь прижав первый лад струны Ми(E), мы получим ноту Фа(F). Почему? Потому что Фа(F) на пол тона выше ноты Ми(E). Идем дальше: нота на втором ладу струны Ми(E) – F#( Фа #). Так как на первом ладу была нота Фа(F), сдвинувшись на пол тона вверх, получаем Фа#( F #).

Если ты выучишь наизусть хроматическую гамму, сможешь определить любую ноту на грифе гитары. Ты помнишь хроматическую гамму? Если подзабыл, то вот тебе напоминание:

C – C# – D – D# – E – F – F# – G – G# – A – A# – B – C

Ещё один простой пример

Согласно гамме До-мажор, ты знаешь что на третьем ладу струны Ля(A), расположена нота До(С). Если не знаешь, можно это очень просто вычислить:

  • Открытая струна A(Ля) – это нота A(Ля)
  • Первый лад струны A(Ля) находится на пол тона выше, чем нулевой (т.е. открытая струна). Поэтому на нем находится A#(Ля#) (согласно указанной выше хроматической гамме).
  • Второй лад струны A(Ля) находится на пол тона выше, чем первый. Поэтому на нем находится нота B(Си) (для быстрого понимания, смотри хроматическую гамму, приведенную выше).
  • Третий лад струны A(Ля) находится на пол тона выше, чем второй B(Си). Поэтому на нем находится нота C(До)

Какая нота прозвучит, если мы прижмем 4-ый лад струны Ля(A)?

Правильно - До#(C#)! Как видишь всё очень просто :)

Вот все ноты на грифе гитары (кликни, чтобы посмотреть увеличенное изображение)

P.S. Рекомендую данную статью, чтобы узнать простые шаги, с помощью которых можно легко и просто выучить ноты на грифе гитары.

P.S. Рекомендую прочитать с этой статьей следующие материалы:

Источник: six-strings.de

На клавишных инструментах ноты строятся по гамме До-мажор – по крайней мере, это справедливо для белых клавишей. Между двумя белыми клавишами умещается интервал, величиной в тон (два полутона). Черные клавиши предназначены для игры полутонов (диезов, бемолей). Для большего понимания посмотри следующую картинку:

guitargeek.ru