Союз как часть речи. Союзы как часть речи


Союз как часть речи. Правила | Учеба-Легко.РФ

 

Союз – служебная часть речи, которая связывает однородные члены,  простые предложения в составе сложного, а также предложения в тексте. 

 

По строению союзы делятся на простые (однословные): 

  а, и, чтобы, если   и т. п.; 

на составные (неоднословные): 

потому что, как будто, то есть   и т. п.   

        По значению союзы делятся на сочинительные и подчинительные.   

     Сочинительные союзы — это союзы, которые служат для связи  однородных членов предложения и равноправных по смыслу  простых предложений в составе сложного: 

    Бывало, с самого раннего утра убегаю или на пруд, или в рощу, или на сенокос. Наступила ночь, и пошёл снег.    

    По значению сочинительные союзы делятся на три группы: 

cоединительные: 

            и, да в значении и, ни…ни, тоже, также, не только…но и, как…так и; 

противительные: 

            а, но, да в значении но, однако, однако же, зато; 

 

разделительные: 

            или, либо, то…то, не то…не то, то ли… то ли.   

      Соединительные союзы используются для выражения  одновременно или последовательно происходящих событий,  явлений действительности: 

        На небе облака летят и тают, и на земле творятся чудеса. 

        Но ветер пронесся и тучи унёс, и на небе стало чисто.   

      Противительные союзы выражают отношения противопоставления или разграничения: 

        Спеть бы песню грустную, но некогда грустить. 

        Надежда — мой компас земной, а удача — награда за смелость. 

      Разделительные союзы вносят в предложение значения чередования, выбора, предложения, неразличения:   

        За рекой гармонь играет, то зальется, то замрёт. 

        Будет солнце или буря — мы с тобою навсегда.   

 

       Запятая ставится между однородными членами, соединёнными  повторяющимися соединительными или разделительными союзами  (и...и, ни…ни, то…то, то ли…то ли, не то…не то, или…или, либо…либо): 

              То ли жизнь становится напевней, то ли в каждом доме соловей. 

              И берег, и море молчали. 

        Запятая не ставится между однородными членами, связанными  одиночным соединительным или разделительным союзом  (и,   да в значении и,   или,   либо). 

             Лодка качнулась, поднялась и исчезла.   

        Части некоторых составных союзов (как …так и, не только ….но и,  не то…не то и др.) находятся при разных однородных членах или  в разных частях сложного предложения. Запятая ставится перед  второй частью таких союзов: 

            Среди садовых цветов есть как нарядные, так и скромные виды. 

            Не то дым шёл от костра, не то туман поднимался над болотом. 

    Подчинительные союзы – это союзы, которые связывают  простые предложения в составе сложноподчинённого предложения.  В таком сложном предложении от одного предложения к другому можно  поставить вопрос. 

 

           Книжки густо измазаны карандашами, (почему?) потому что Серёжа любит раскрашивать картинки. 

 

        По значению подчинительные союзы бывают: 

изъяснительные: чтобы, что, как, будто, как будто, ли (союз-частица) и др.; 

временные:         когда, пока, как только, прежде чем, едва, перед тем как и др.; 

причинные:         потому что, ибо, так как, оттого что, вследствие, в связи с тем что и др.; 

условные:           если, если бы, раз, ли и др.; 

целевые:             чтобы, для того чтобы, с тем чтобы и др.; 

уступительные:   хотя, несмотря на то что, пускай и др.; 

сравнительные:   как, словно, будто, как будто, точно, подобно тому как и др.; 

следственные:     так что .     

uclg.ru

Союз (часть речи) - это... Что такое Союз (часть речи)?

У этого термина существуют и другие значения, см. Союз.

Сою́з — служебная часть речи, с помощью которой связывают между собой части сложного предложения, или однородные члены предложения.

Классификация по строению

  • простые (как, словно)
  • составные (так как, для того чтобы)
  • производные (тоже, зато, чтобы, также, потому что…)
  • непроизводные (и, а, что, или, но…)
  • одиночные, неповторяющиеся (но, однако)
  • повторяющиеся (и…и, ни…ни)
  • двойные, парные (если…то, как…так и)

Классификация по значению

  • сочинительные:
    • соединительные (и, да (= и), не только … но и, также, тоже, и … и, ни … ни, как … так и)
    • разделительные (или, или … или, либо, либо … либо, то … то, то ли … то ли, не то … не то)
    • противительные (а, да (= но), но, зато, однако, однако же, все же)
    • градационные
    • присоединительные
    • пояснительные (то есть, а именно)
  • подчинительные:
    • изъяснительные (что, чтобы, как, …)
    • обстоятельственные
    • времени (когда, лишь, едва, …)
    • места
    • образа действия, меры, степени
    • сравнения (как, как будто, словно, будто, точно, как бы)
    • причины (так как, так что, …)
    • условия (если, если бы, коли, ежели, если … то,…)
    • уступки (несмотря на то, что, хотя, хоть, пускай, …)
    • цели (чтобы, дабы, с тем чтобы, …)
    • следствия (так что)

См. также

В этой статье не хватает ссылок на источники информации. Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена. Вы можете отредактировать эту статью, добавив ссылки на авторитетные источники. Эта отметка установлена 16 октября 2011.

dic.academic.ru

Союз – служебная часть речи - Правила - Русский язык - Методический кейс

Союз – служебная часть речи, которая связывает однородные члены,  простые предложения в составе сложного, а также предложения в тексте.  

По строению союзы делятся на простые (однословные): а, и, чтобы, если   и т. п.;  на составные (неоднословные):  потому что, как будто, то есть   и т. п.    

По значению союзы делятся на сочинительные и подчинительные.  

                      Сочинительные союзы.

Сочинительные союзы – это союзы, которые связывают между собой равные синтаксические элементы: однородные члены предложения, части сложносочиненного предложения, предложения в тексте или целые абзацы в тексте.По значению сочинительные союзы бывают следующих видов:1) Соединительные союзы: а, да, ни…ни, и…и, как…так, не только…но и, также и другие;

2) Противительные союзы: но, да (в значении «но»), а, однако, хотя, зато;

3) Разделительные союзы: или, не то…не то, либо, то ли…то ли;

4) Пояснительные союзы: а именно, то есть;

5) Градационные союзы: не столько…сколько, не только…но и, не то чтобы…а;

6) Присоединительные союзы: да, и, притом, тоже, также, причём.

                      Подчинительные союзы.Подчинительные союзы – это союзы, которые образуют связь между неравными компонентами: частями сложноподчиненного предложения или слов внутри простого предложения.

Существуют следующие разряды подчинительных союзов по лексическому признаку:

1) Причинные союзы: потому что, так как, ибо;

2) Временные союзы: пока, когда, в то время как, едва;

3) Целевые союзы: для того чтобы, чтобы, дабы, с той целью чтобы;

4) Условные союзы: коли, если, кабы;

5) Союзы следствия: так что;

6) Изъяснительные союзы: как, что, чтобы;

7) Сравнительные союзы: словно, как, будто, как будто, чем, точно.

                   Знаки препинания при союзах

1.Запятая ставится между однородными членами, соединёнными  повторяющимися соединительными или разделительными союзами  (и...и, ни…ни, то…то, то ли…то ли, не то…не то, или…или, либо…либо):  То ли жизнь становится напевней, то ли в каждом доме соловей.   И берег, и море молчали.  

2.Запятая не ставится между однородными членами, связанными  одиночным соединительным или разделительным союзом  (и,   да в значении и,   или,   либо).   Лодка качнулась, поднялась и исчезла.    

3.Части некоторых составных союзов (как …так и, не только ….но и,  не то…не то и др.) находятся при разных однородных членах или  в разных частях сложного предложения. Запятая ставится перед  второй частью таких союзов:  Среди садовых цветов есть как нарядные, так и скромные виды.  Не то дым шёл от костра, не то туман поднимался над болотом.  

4.В сложном предложении, включающем несколько простых, рядом могут оказаться сочинительный и подчинительный союзы:   Ребята шагали быстро, и, когда справа показался лесок,  до места ночлега оставалось всего три километра.  

Между союзами и   и   когда поставлена запятая, так как возможно изъять придаточное предложение, не нарушив связи:  Ребята шагали быстро, и до места ночлега оставалось всего три километра.  

Но если бы за придаточным предложением имелась вторая часть  союза — то, запятой ставить не следовало бы:  Ребята шагали быстро, и когда справа показался лесок, то до места  ночлега оставалось всего три километра.  

План разбора союза как части речи.

1. часть речи.2. изменяемый или неизменяемый?3. сочинительный или подчинительный?4. разряд по значению?5. простой или составной?6. что соединяет данный союз?

Пример морфологического разбора союза.Из-за туч выглянуло солнце, и мы стали собираться на прогулку. Мне хотелось поскорее выбежать во двор, но сестра долго что-то делала в своей комнате. Чтобы не терять время, я решил подождать снаружи. Я не столько хотел провести время с сестрой, сколько насладиться редким солнышком.

И – союз, неизменяемый, сочинительный, соединительный, простой, соединяет части сложносочиненного предложения.

Но – союз, неизменяемый, сочинительный, противительный, простой, соединяет части сложносочиненного предложения.

Чтобы – союз, неизменяемый, подчинительный, целевой, простой, соединяет части сложноподчиненного предложения.

Не столько…сколько – союз, неизменяемый, сочинительный, градационный, простой, соединяет части сложносочиненного предложения.

                                    Правописание союзов

Союзы тоже, также, чтобы пишутся слитно в отличие от созвучных  им сочетаний:                то же — местоимение с частицей;                так же — наречие с частицей;                что бы — местоимение с частицей.  

 В этих сочетаниях частицы же, бы, как правило, могут быть опущены  или переставлены на другое место:   Что бы такое придумать, чтобы развлечь больного?    Что такое придумать бы, чтобы развлечь больного?    Союзы тоже и также синонимичны (оба имеют значение союза и ) .  Сравните:  Вы тоже должны быть на собрании.   Вы также должны быть на собрании.  И вы должны быть на собрании.  

 Противительный союз зато синонимичен союзу но:   Дорого — зато мило,   дешево — зато гнило.    Этот союз необходимо отличать от сочетания предлога за с местоимением то ( за то ) :  Я поблагодарил Дерсу за то, что он вовремя столкнул меня с плота.    

Присоединительные союзы притом, причём, имеющие значения к тому же, пишутся слитно и могут заменять друг друга:  Он выполнил работу хорошо, причём обещал делать ещё лучше.  Он выполнил работу хорошо, притом обещал делать ещё лучше.    

Сочетания при чём и при том (предлог с местоимением) пишутся в два слова:    При том заявлении приложены и необходимые документы.    При чём же ты останешься?    Пишутся раздельно составные союзы так как, так что, потому что,  для того чтобы, тогда как, как будто, то есть,   и др.      

svitova-litera.at.ua

Союз как часть речи: классификация союзов и примеры

 

Союз является служебной частью речи, которая служит в роли связующего звена между однородными членами предложения в составе простого предложения, а также для частей сложного предложения, или отдельных частей текста.

Например: Он любил гулять по снежному лесу, по полям, по лугам. Солнце еще достаточно высоко светило над горизонтом, а в воздухе уже слышался упоительный запах ночи.

Союз как часть речи

Местонахождение союза в предложении может быть самым разнообразным: он может как открывать предложение, так и находится внутри самого предложения. 

Например: И Екатерина, и Елена, и Ольга – все занимались спортом. Мы сразу поняли, что несчастного старика мучает голод.

Союз никогда не указывает в предложении на объекты и явления действительности, а лишь помогает выстраивать взаимосвязь между ними.

Союзы очень часто можно перепутать с местоимениями и наречиями, которые часто выступают в роли союзных слов.

Например: Я сказала своей сестре, что (союз) сегодня пойду в оперный театр. Я рассказала маме, что (союзное слово) сегодня мы делали в институте.

Классификация союзов

В зависимости от структуры союзы бывают двух видов: простые (словно, как) и составные (для того чтобы, так как). По происхождению выделяют непроизводные (а, сто, но, или, и) и производные союзы (зато, чтобы, потому что, также).  

По структуре употребления союзы разделяются на три основных вида: повторяющиеся, одиночные и неповторяющиеся.

По характеру синтаксических отношений, союзы делятся на сочинительные и подчинительные. Сочинительными союзами называются те союзы, которые соединяют равноправные компоненты предложения.

Подчинительные союзы объединяют неравноправные части предложения, а также указывают на их зависимость. Также подчинительные союзы связывают однородные и неоднородные члены предложений. Например: Летом день намного длиннее, чем ночь. 

Образец морфологического разбора союзов в предложении

Все мы выпрыгнули из дома, но опять внезапность: слышался шум многих голосов, значило, что председатель вернулся не один, это было очень загадочно, так как он не предупредил нас о посетителях.

Анализируя данное предложение, мы видим, что первый союз «но» принадлежит к категории сочинительных, простых союзов, который соединяет части сложного предложения.

Союз «так как» - подчинительный, простой, соединяет части сложного предложения. Союз «что» - подчинительный, простой, соединяющий части сложного предложения.

Нужна помощь в учебе?

Предыдущая тема: Предлог: виды предлогов по образованию и по строению Следующая тема:&nbsp&nbsp&nbspЧто такое словосочетание (5 класс): что не является, виды словосочетания

Все неприличные комментарии будут удаляться.

www.nado5.ru

Союз как часть речи. Разряды союзов.

 

Союз – это служебная часть речи, с помощью которой оформляется связь между отдельными словами внутри простого предложения, между частями сложного предложения, а также между самостоятельными предложениями в тексте.

 

РАЗРЯДЫ:

1) По выражаемым отношениям:

· Сочинительные (равноправие)à однородные члены, ССП(и, или; но; не только, но и; однако)

· Подчинительные (подчинение)à СПП(чтобы, потому что)

2)

сочинительные
По семантике:

· Соединительные (и, да(=и), ни…ни)

· Противительные (однако, но, зато)

· Разделительные (или, либо,(не) то… (не) то)

· Пояснительные (то есть, а именно, или)

· Присоединительные (да и, и)

·

подчинительные
Градационные (не только … но и, как … так и, не столько … сколько)

 

· Изъяснительные (что, чтобы, будто)

· Временные (когда, пока, в то время как, до тех пора как)

· Причины (потому что, ибо, так как, оттого что)

· Целевые (чтобы, дабы)

· Уступительные (хотя, несмотря на то что)

· Условные (если, кабы, коли)

· Следственный (так что)

· Сравнительные (словно, будто, как, как будто)

· Сопоставительные (если…то, в то время как, тогда как)

3) По структуре:

· Простые (что, чтобы, а)

· Составные (так что, тогда как, потому что)

 

4) По количеству занимаемых мест:

· Одиночные = одно место(чтобы, и, благодаря тому что)

· Повторяющиеся = неопределенное кол-во мест(но…но, но…то, ни…ни)

· Двойные = два места(если…то, как…так и, не только…но и)

Частица как часть речи. Разряды частиц.

 

Частицы – это служебные слова, которые придают отдельному слову в высказывании или высказыванию в целом всевозможные смысловые, эмоционально-экспрессивные и модальные оттенки

 

Частицы бывают однозначные (неужели, далеко не) и многозначные.

 

1) По структуре:

· Простые (не, ишь)

· Составные (отнюдь не, что за)

2) По способу образования:

· Непроизводные (бы, не, ишь)

· Производные (вот, вон, пускай, а, и)

3) По функциям:

· Формообразующие – образование аналитических форм(бы, пусть, пускай)

· Смысловые – оттенки значенияà указательные (вон, вот)à определительно-уточняющие (именно, как раз)à выделительно-ограничительные (только, лишь)à усилительные (даже, и)à восклицательные (что за, ну и)à утвердительные (да, ладно, ага)à отрицательные (не, отнюдь не, далеко не)

Приложение 1

 

МОРФОЛОГИЧЕСКИЙ РАЗБОР S

 

1) Вопрос к S + флексия

2) S ('предметность')

3) Н.ф., вопрос к ней, флексия

4) Собств/нариц

5) Для нариц: конкр/отвл/вещ/собир

6) Одуш/ неодуш (чему равен В.п.)

7) Род (обозначает пол, если обозначает)

8) Склонение

 

9) Число (и его зн-е, если есть)

 

Значение ед.ч.

5) Единичность (Вошел мальчик)

6) Обобщенное (Человек человеку друг)

7) Синекдоха (Зверя здесь видимо – невидимо)

8) Дистрибутивная /распределительная (Толпы людей шли, обвязавши рты платком)

 

Значение мн.ч.

4) Множественность (В комнату вошли мальчики)

5) Неопределенное количество (Его убили фашисты)

6) Экспрессивное (Лебедь скользил по глади вод)

 

10) Падеж и его зн-е (субъектное/объектное/обстоятельственное/определительное)

11) Синтаксическая роль

 

 

Приложение 2

 

МОРФОЛОГИЧЕСКИЙ РАЗБОР A

1) Вопрос к A + флексия

2) A (‘признак предмета’)

3) Н.ф. (И.п., полн ф, положит ст), вопрос к ней, флексия

4) Лексико-грамматический разряд (качеств, отн, притяж)

5) Тип склоненияà адъективный (качеств, отн)à смешанный (притяж)à неизменяемый (напр, беж, бордо, хинди)

 

6) Полнота/краткость ТОЛЬКО ДЛЯ

7) Степень сравнения + зн-е КАЧЕСТВЕННЫХ A!

 

Положительная степень – признак вне сравнения

Сравнительная степень – большая степень признака

Превосходная степень – высшая степень признака

 

8) Число

9) * Род (только в ед.ч.)

10) *падеж (только у полн A)

11) Синтаксическая роль

 

 

Приложение 3

 

МОРФОЛОГИЧЕСКИЙ РАЗБОР ЧИСЛИТЕЛЬНОГО

1) Вопрос, флексия (без зависимых слов, сам по себе)

2) Имя числительное ('количество')

3) Н.ф. (И.п., м.р.), вопрос, флексия

4) Разряд по структуре (простое/сложное/составное)

5) Разряд по значению (количеств/собират

 

6) Падеж

7) * Род (если есть)

à один-одна-одноà два – две à оба-обеà полтора –полторы

 

8) * число (один – одни)

9) Синтаксическая роль (числит + S = единый член предложения)

 

 

 

Приложение 4

 

МОРФОЛОГИЧЕСКИЙ РАЗБОР V

1) Вопрос (изолированный), флексия

2) Глагол ('процесс')

3) Н.ф., вопрос, суффикс (-ть-, -ти-, -чь-)

4) Основы глагола1. Основа Inf2. Основа наст/буд вр

5) Класс V

6) Спряжение I (все остальные + искл: брить, стелить, зиждиться, зыбиться)II (-ить + 11 глаголов-исключений)Разноспрягаемые V (бежать, хотеть)Архаичное спряжение (дать, создать, есть, надоесть)

7) Возвр/невозвр

8) Перех/неперехПереходный – сочетаемость с В.п. без предлога

9) Вид (соверш/несоверш)

10) Залог (+значение)действительный – активное действиестрадательный – пассивное действие

 

11) Наклонениеизъявительное – реальное действиесослагательное – предполагаемое действиеповелительное – побуждение к действию

12) Время (только у изъявит накл)настоящее – действие в момент речипрошедшее – действие до момента речибудущее – действие после момента речи

13) Лицо ( в прошедшем времени нет)1л – субъект д-вия – говорящий2л – s – слушающий3л – s – объект речи

14) Число

15) Род

16) Синтаксическая роль

ЛИЦО И РОД НЕ МОГУТ БЫТЬ ОПРЕДЕЛЕНЫ СОВМЕСТНО!



infopedia.su

Союз как часть речи

Тема урока: Союз как часть речи.

Тип урока: вводный урок

Дидактическая цель: создать условия для осознания и осмысления

учебного материала, применение его в знакомой и

новой учебной ситуации, проверки уровня усвоения

системы знаний и умений средствами технологии

развивающего обучения.

Образовательные технологии: личностно-ориентированное развивающее

обучение.

Методы обучения: репродуктивный, частично-поисковый.

Формы организации учебной деятельности: фронтальная, групповая,

индивидуальная, коллективная.

Приёмы контроля: устный, письменный.

Форма контроля знаний: индивидуальный, текущий.

Аппаратное и программное обеспечение: учебник, мультимедийный

компьютер, интерактивная доска, экран.

Цели по содержанию урока:

Обучающие: повторить и обобщить теоретические сведения о союзе как служебной части речи, его морфологических признаках, роли в предложении; о союзных словах, их роли в предложении и отличии от подчинительных союзов; научить обнаруживать союзы, отличать их от наречий и местоимений с частицами; правильно писать; определять вид сложного предложения, различать сложносочиненное предложение и предложение с однородными членами, правильно ставить знаки препинания в них; правильно и уместно пользоваться союзными конструкциями в речевой практике, определять роль союза в построении текста.

Развивающие: развивать навык грамотной устной и письменной связной речи, аналитическое и логическое мышление, умение систематизировать и обобщать полученные знания с помощью языковых средств; развивать общую культуру, кругозор учащихся.

Воспитательные: воспитывать в детях интерес к данной теме, истории русского языка, дружелюбие, внимательность к людям, толерантность.

ХОД УРОКА

1. Организационный момент.

Учитель:

Прозвенел звонок, внимание, Хорошо, что все без опоздания.

Учитель: Добрый день, ребята! Прежде чем начать урок, я попрошу вас посмотреть на гостей и подарить им улыбки. Улыбнитесь друг другу, подарите и мне свои улыбки! Спасибо! Улыбка всегда располагает к общению. Каждый урок - это урок получения знаний, необходимых в жизни. Сегодня вы должны доказать это себе и мне.

2. Объявление темы урока, постановка цели.

Учитель: Ребята, посмотрите, пожалуйста, на доску. Я предлагаю вам задание на логику. Вы видите 4 картинки, которые объединены одним словом. Вы уже догадались, какое это слово? (Союз) Правильно. А какое еще значение имеет слово союз? (Это часть речи) Совершенно верно! Давайте откроем рабочие тетради и запишем тему урока.

Теперь займемся постановкой целей урока. Скажите, пожалуйста, вы уже знаете что-нибудь о союзе? Тогда первым делом нам нужно повторить. Но вы также знаете, что с каждым годом мы узнаем все больше и больше нового и интересного, поэтому нам нужно узнать., закрепить. а потом и проверить.

3. Фронтальный опрос.

Учитель: Начнем с повторения. Какую часть речи мы называем союзом? (Союз – это служебная часть речи, которая служит для связи однородных членов или частей сложного предложения)

Учитель: Чем отличаются служебные части речи от самостоятельных, знаменательных? (В отличие от самостоятельных частей речи, служебные не изменяются и не являются членами предложения)

4. Просмотр видео. Беседа.

Учитель: Давайте просмотрим видео и запишем в тетрадь для правил схему, которую оно содержит. Вопросы. Какими бывают союзы по строению? А по употреблению? Что вы узнали о сочинительных союзах? Что вы можете рассказать о подчинительных союзах?

5. Слово учителя.

Учитель: Не все знают, что союз – древнее название части речи и по происхождению является греческим. Несмотря на то, что это количественно небольшая группа служебных слов, по частоте употребления она занимает седьмое место. И главенствует в ней союз И. Кстати, очень любил этот союз А. С. Пушкин. Свидетельство тому – строки из его произведений. Обратите внимание, как намеренно часто использует А.С. Пушкин союз И. На использовании союзов основано стилистическое средство художественной изобразительности, которое называется многосоюзием, которое замедляет фразу, придаёт предложению плавность, усиливает выразительность речи.

Учитель: А теперь, ребята, внимание! Перед вами строки из произведения А.С. Пушкина.

Читает ученик.

Пирует Петр. И горд, и ясен. И славы полон взор его. И царский пир его прекрасен.

(Поэма А.С. Пушкина "Полтава")

Учитель: Можно ли назвать этот небольшой отрывок текстом? (Да, потому что предложения связаны по смыслу и грамматически)

Учитель: А с помощью какой части речи осуществляется грамматическая связь предложений в тексте? (С помощью союза и)

Учитель: Значит, какой можно сделать вывод о роли союза в тексте?

Учащиеся самостоятельно приходят к выводу, что союз является средством художественной изобразительности, а также средством связи отдельных предложений в тексте.

6. Закрепительные упражнения.

Учитель: Верно. А еще сочинительные союзы соединяют однородные члены предложения и части сложносочинённого предложения, а подчинительные – части сложноподчинённого. Выполняя такую работу, союзы способствуют и созданию текста.

Учитель: Внимание на доску. (читает ученик)

Жила-была на свете девушка по имени Любовь. Скучно ей было жить на земле без подружки. Решила обратиться она к старому, седому волшебнику:

- Помоги мне, дедушка, выбрать подружку, чтобы я могла дружить с нею всю отпущенную мне жизнь.

Подумал волшебник и сказал:

- Приходи ко мне завтра утром, когда первые птицы запоют, и роса еще не просохнет…

Утром, когда алое солнце осветило землю, пришла любовь в условленное место… Пришла и видит: стоят пять прекрасных девушек, одна другой краше.

- Вот, выбирай,- сказал волшебник, - одну зовут Радость, другую – Удача, третью – Красота, четвертую - Печаль, пятую – Доброта.

- Они все прекрасны, - сказала Любовь. – Не знаю, кого и выбрать…

- Твоя правда, - ответил волшебник, - они все хороши, и ты в жизни еще встретишься с ними, а, может, и дружить будешь, но выбери одну из них. Она и будет тебе подружкой на всю жизнь.

Подошла Любовь к девушкам поближе и посмотрела в глаза каждой. Задумалась Любовь.

А кого выбрали бы вы? Почему? (Ответы)

Любовь подошла к девушке по имени Доброта и протянула ей руку.

Почему Любовь выбрала Доброту? (Ответы)

Учитель: Докажите, что это текст. (Потому что предложения связаны по смыслу и грамматически)

Учитель: При помощи чего наблюдается смысловая и грамматическая связь в тексте? (При помощи союзов)

Учитель: Верно. Назовите союзы и их морфологические признаки. (Называют, записывают)

Учитель: Как бы вы озаглавили этот текст? (Варианты ответов: “Подружка”.)

Учитель: Какая проблема поднимается в тексте? Аргументируйте свой ответ. (Проблема выбора друзей, товарищей, знакомых)

Учитель: Добрый человек, ребята, доставит вам радость, принесёт удачу, наполнит вас красотой. Добрый человек проявит терпимость к другим людям, посочувствует, поможет. Это человек, который обладает чувством самоуважения и уважаемый окружающими. Как можно одним словом назвать все эти качества? (Толерантность)

Учитель: Верно. Молодцы. Немножко из истории… в XVIII–XIX веках во Франции жил некто Толейран Перигор, князь Беневентский. Он отличался тем, что при разных правительствах оставался неизменно министром иностранных дел. Это был человек, талантливый во многих областях, но более всего – в умении учитывать настроения окружающих, уважительно к ним относиться, искать решение проблем способом, наименее ущемляющим интересы других людей. И при этом сохранять свои собственные принципы, стремиться к тому, чтобы управлять ситуацией, а не слепо подчиняться обстоятельствам. С именем этого человека связано понятие “толерантность”.

Учитель: Толерантность – это социологический термин, обозначающий терпимость к иному мировоззрению, образу жизни, поведению и обычаям. Толерантность необходима по отношению к особенностям различных народов, наций и религий. Толерантность означает уважение, принятие и правильное понимание других культур, способов самовыражения и проявления человеческой индивидуальности.

7. Физминутка.

Учитель:

Вижу я, что вы устали, Позову Весельчака. Проведёт он физминутку, Всем понравится она.

Физминутка. (Танцевальные движения)

Учитель: А сейчас я предлагаю вам выполнить следующее задание. Рассмотрите схемы, составьте по ним предложения и объясните, какой союз употреблен в каждом из предложений, и, главное, что он соединяет.

1. [ ], а [ ]

2. [ ], (потому что)

3. [ =, = ]

Задание выполняется в рабочих в тетрадях. Дети читают свои предложения и объясняют, какой союз употреблен и что он соединяет.

Учитель: Итак, мы вспомнили, какая часть речи называется союзом, установили его роль в предложении и тексте. Вспомнили и назвали морфологические признаки союза.

7. Самостоятельная проверочная работа.

Теперь вам предстоит небольшая самостоятельная работа. Давайте откроем учебники на стр. 183 и выполним упражнения. 1 вар – упр. 425, 2 вар – упр. 427.

8. Игра «Путаница»

Ребята, давайте поиграем в игру «Путаница». На экране вы видите пословицы, но начало и конец у них перепутались, вам нужно собрать пословицы. Я раздам вам листочки, на которых вы и запишете правильные пословицы, указывая в них союзы. Как мы выделяем союзы в предложении?

9. Итог урока.

Учитель: Какая была тема урока? Какие цели мы преследовали по ходу всего урока? Какие виды работы мы выполнили? Как вы считаете, мы достигли цели урока? Как вы оцениваете свою работу на уроке?

10. Рефлексия

Учитель:

- А сейчас я попрошу, чтобы вы сами оценили себя и свою работу на уроке. Для этого нам нужно вспомнить фразеологизмы. Например, спустя рукава, не покладая рук, как белка в колесе, засучив рукава, в поте лица, ни в зуб ногой, пропустить мимо ушей, как свои пять пальцев и т.д. Свои ответы записывайте на листочки и сдавайте их.

Оценки за работу на уроке.

11. Домашнее задание.

Упражнение 1 вар – 430, 2 вар – 431, пар 52, стр. 182.

Учитель: Сядьте удобно, закройте глаза и прикройте их сверху ладонями.

Отдохнём одну минутку, Восстановим зоркость глаз И почувствуем всем телом, Как тепло согрело нас. Как уютно в нашем классе, Нет печали, нет тревог. Потрудились славно дети, Завершается урок.

intolimp.org

СОЮЗ (часть речи) - это... Что такое СОЮЗ (часть речи)?

 СОЮЗ (часть речи) СОЮЗ (часть речи) СОЮ́З, часть речи — служебное слово (см. СЛУЖЕБНЫЕ СЛОВА), выполняющее синтаксическую функцию соединения слов, предложений или их частей и указывающее на характер отношений между ними, напр. соединительный («и»), противительный («но»), разделительный («или») союз.

Энциклопедический словарь. 2009.

  • СОЮЗ (космический корабль)
  • СОЮЗ БЛАГОДЕНСТВИЯ

Смотреть что такое "СОЮЗ (часть речи)" в других словарях:

  • Союз (часть речи) — У этого термина существуют и другие значения, см. Союз. Союз  служебная часть речи, с помощью которой связывают между собой части сложного предложения, или однородные члены предложения. Классификация по строению простые (как, словно)… …   Википедия

  • Часть речи — У этого термина существуют и другие значения, см. Часть речи (значения). Эта статья должна быть полностью переписана. На странице обсуждения могут быть пояснения …   Википедия

  • часть речи — ▲ вид ↑ слово части речи грамматические виды слов. заменательные слова части предложения. знаменательные части речи. имена глагол наречие. адвербиальный. адвербиализация. служебные слова. служебные части речи. союз. уступительный союз.… …   Идеографический словарь русского языка

  • Частица (часть речи) — У этого термина существуют и другие значения, см. Частица. Частица служебная часть речи, которая вносит различные значения, оттенки в предложение или служит для образования форм слова. Содержание 1 Общие свойства частиц 2 Разряды частиц …   Википедия

  • Причастие (часть речи) — Причастие  самостоятельная часть речи или особая форма глагола.[1] Причастия есть, например, в русском и венгерском языках, а также во многих из эскимосских языков (сирениксий [1]). Причастие  самостоятельная часть речи, обладающая как признаками …   Википедия

  • Наречие (часть речи) — Наречие  это самостоятельная часть речи, которая не склоняется, не спрягается. Обозначает признак действия (быстро ехать, медленно вращая), признак состояния (очень больно), признак другого признака (крайне холодный),редко признак предмета (яйца… …   Википедия

  • Союз (значения) — Союз: Союз  политическое, государственное, семейное или иное объединение (напр., Советский Союз, Австралийский союз, брачный союз). Союз  одна из организационно правовых форм некоммерческих организаций (напр., Российский союз… …   Википедия

  • СОЮЗ — муж. соуз, ·стар. взаимные узы, связь, скрепа, соединенье, смык, сцепленье; | союзы мн. у сапожников, кожаная нашивка вкруг передов сапожных, коли они пробиты, для прочности. | Союз, ·в·знач. тесной связи меж людей, дружба, товарищество, условное …   Толковый словарь Даля

  • СОЮЗ — СОЮЗ, часть речи служебное слово, употребляемое для соединения слов, предложений или их частей и указывающее на характер отношений между ними, например соединительный ( и ), противительный ( но ), разделительный ( или ) союз …   Современная энциклопедия

  • СОЮЗ — часть речи служебное слово, выполняющее синтаксическую функцию соединения слов, предложений или их частей и указывающее на характер отношений между ними, напр. соединительный ( и ), противительный ( но ), разделительный ( или ) союз …   Большой Энциклопедический словарь

Книги

  • Практическая грамматика на уроках русского языка В 4-х частях. Часть 4, Зикеев А.Г.. Эта книга будет изготовлена в соответствии с Вашим заказом по технологии Print-on-Demand. В четыре выпуска пособия вошли упражнения, направленные на развитие лексической,… Подробнее  Купить за 390 руб
  • Практическая грамматика на уроках русского языка: учебно-методическое пособие для работы с учащимися 4-7 классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений. В 4-х частях. Часть. 4. Служеб, Зикеев Анатолий Георгиевич. В четыре выпуска пособия вошли упражнения, направленные на развитие лексической, словообразовательной, морфологической, синтаксической, фразеологической и стилистической сторон речи учащихся.… Подробнее  Купить за 213 грн (только Украина)
  • Практическая грамматика на уроках русского языка: учебно-методическое пособие для работы с учащимися 4-7 классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений. В 4-х частях. Часть. 4. Служеб, А. Г. Зикеев. В четыре выпуска пособия вошли упражнения, направленные на развитие лексической, словообразовательной, морфологической, синтаксической, фразеологической и стилистической сторон речи учащихся.… Подробнее  Купить за 213 грн (только Украина)
Другие книги по запросу «СОЮЗ (часть речи)» >>

dic.academic.ru