Эссе на тему: "Современный школьник. Какой он?". Современный школьник


Статья «Современный школьник… Какой он »

Эссе на тему «Современный школьник… Какой он »

Учитель английского языка  Алгаева

                                                 Валентина Владимировна

МБОУ «Уинская средняя общеобразовательная школа»

село Уинское Пермский край

Стремительно вперед несется время, Живем мы в век высоких скоростей. Растет и крепнет молодое племя Мобильных, любознательных людей. 

Современный школьник… Какой он? Ну, конечно, «продвинутый». Он живет в новом мире. Он новый человек- homo informaticus. Мы не можем представить сегодня современного школьника без Интернет-ресурсов, Яндекса, Гугла, без форумов и СМС. Он с легкостью воспринимает, сохраняет, преобразовывает и передает необходимую информацию. А какую же роль в становлении его личности играю я, современный учитель, педагог- homo informaticus,какие идеи продвигают меня, современного учителя? Я показываю ему дорогу, учу отличать хорошее от плохого, добро от зла, стараюсь охранять его от неприятностей. Я нахожусь рядом с ним, я хочу и могу научить его «сделать открытие», я передаю ему свой опыт и свои знания.

Я – учитель английского языка. Я с самого начала выбрала Слово. Ведь именно оно - самое древнее средство общения, самая универсальная система обмена информацией, ведь именно в него мы облачаем свои мысли. Я убеждена, что именно язык сделал человека – человеком. Язык – это бесценный дар мудрой природы человеку.

Я влюблена в английский язык. Бывают же люди, влюбленные в балет, в музыку, в театр, в живопись, в литературу. Мне же повезло с моими учителями и в школе. И в институте. Я – счастливый человек. Я могу сказать вслед за Бернардом Шоу и его профессором Хиггинсом: «Английский язык – это моя профессия и мое хобби».

  Каждый ребенок имеет свои собственные интеллектуальные и творческие способности, которые мы — учителя, должны уметь раскрывать и развивать в них. Проработав тридцать лет в школе, я приобрела драгоценный опыт общения с детьми. Я точно знаю, что ребёнка надо принимать таким, какой он есть.  Для того чтобы ребенку было интересно учиться, необходимо кардинально изменить педагогические установки, а именно — сместить акценты со слов «надо учиться» на «хочу учиться», «хочу познавать новое», «хочу развиваться», «хочу уметь общаться», «хочу уметь представлять себя и свои работы, идеи и проекты» и, наконец, «хочу добиваться успеха»! Важно, что стремление стать успешной и творческой личностью прививается детям именно в школьные годы. Урок английского языка, на мой взгляд, вносит весомый вклад в решение этой насущной образовательной задачи. 

На уроках я стараюсь сделать «скучные грамматические правила» увлекательными, преподнести новый лексический материал в интересной и неожиданной форме. В учебном процессе я широко использую современные компьютерные и проектные технологии, которые позволяют превратить рутинный, «знаниевый» урок в активную, творческую деятельность учащихся. Для этого я разрабатываю презентации по грамматике и лексике английского языка. В рамках проектной деятельности ребята с удовольствием разрабатывают творческие и исследовательские мультимедийные учебные проекты, выступают с ними на уроках и конференциях, учатся отстаивать свою точку зрения, развивая в себе одновременно и презентационные качества, и коммуникативные умения и навыки. В будущем это позволит им без проблем общаться на международном уровне, правильно выражать свои мысли.

Таким образом, мое педагогическое кредо заключается в трех китах: творчество учителя, мультимедийные и проектные технологии, творчество учащихся. Именно их гармоничное сочетание позволяет учащимся стать в будущем активными и творческими Личностями, идущими в ногу со временем.

xn----dtbhtbbrhebfpirq0k.xn--p1ai

Эссе на тему: "Современный школьник. Какой он?"

Эссе на тему " Современный школьник. Какой он?"

Жизнь не стоит на месте. Все меняется, соответственно, меняемся и мы. Нам приходится подстраиваться под эти изменения и нововведения. Это касается и школы. Современная школа – это уже не та школа, которую мы закончили 15 лет назад. В основном, современная школа – это инновационное учреждение, отвечающее всем требованиям бучения современного школьника.

Современный школьник – это, в первую очередь, продвинутый пользователь ПК, интерактивных досок и других средств ТСО. Он обладает широким кругозором благодаря сети Интернет, а также благодаря современным родителям, которые много путешествуют. Современный школьник шагает в ногу со временем, имея богатые возможности для самопознания, саморазвития, самосовершенствования.

Сегодня школьники очень заняты. Это касается не только учебы. Помимо школы обучающиеся посещают огромное количество дополнительных секций, кружков. Радует то, что ЗОЖ сейчас очень моден среди подростков и многие посещают именно спортивные секции такие, как хоккей, бассейн, танцы, легкая и тяжелая атлетика, волейбол, баскетбол, футбол. Все перечисленные секции очень популярны среди учеников нашей школы и они положительно влияют на их здоровье. Школьники 3,4,5 классов отдают предпочтение кружкам творчества, что развивает их творческое мышление и навыки.

Но, к сожалению, наряду с «продвинутыми» и увлеченными спортом, учебой детьми, есть и пассивные ученики. Речь идет о школьниках, которых трудно заинтересовать на уроках, они систематически не выполняют домашнее задание, пропускают уроки без уважительной причины, не посещают дополнительные секции. Они постоянно в списках «троечников», их самооценка падает, они начинают замыкаться в себе. На мой взгляд, в первую очередь мы должны обращать внимание именно на таких детей, бить тревогу при первом же невыполненном домашнем задании, при первом пропуске. Конечно, надо начинать с родителей. Ведь если родители не заинтересованы в успехах ребенка, то ребенок не будет мотивирован на получение хороших знаний. Необходимо проявлять индивидуальный подход, беседовать, а не критиковать, помогать, а не наказывать. Надо суметь поставить себя на место этого ребенка, понять его личные переживания, дать совет.

Таким образом, в современной школе мы наблюдаем разных учеников – так называемых «продвинутых» и увлеченных учебой и школьной жизнью, а также «плывущих по течению». Многое зависит от того, с какой семьи ребенок Но, будучи педагогом, нам нельзя забывать об индивидуальных особенностях школьника.

infourok.ru

10 ПРОБЛЕМ СОВРЕМЕННОГО ШКОЛЬНИКА | Рыбинская Неделя

1. Общее эмоциональное неблагополучие

Современные школьники имеют практически все, что захотят, однако в большинстве своем гораздо менее счастливы, чем мы в их возрасте. Виной тому — кризис современной семьи. Огромное количество разводов, поиски родителями новых партнеров, замена живого общения с родителями современными игрушками, отсутствие должного внимания к личности ребенка. Как результат — неврозы, чувство одиночества, негативная самооценка.

2. Информационная перегруженность

Современные дети плавают в огромном количестве информации, льющейся на них с экранов телевизоров, мониторов компьютеров, учебников, книг, журналов. Дети рано усваивают, что хранить в голове какую-либо информацию практически бесполезно, ведь ее в любой момент можно «нагуглить» в Интернете. Как результат – снижение памяти, невозможность сосредоточиться на каком-то одном объекте. Ведь вокруг столько всего интересного!

3. Несамостоятельность, избалованность

Детоцентризм давно уже стал реальностью современного общества, серьезно влияя на отношения в семье. Наблюдается интенсивное соучастие родителей во взрослении ребенка. Родители стремятся «привязать» его к себе, делая его центром своего маленького мира, удовлетворяя малейшие его прихоти, решая за него все проблемы. Итог: позднее взросление, неумение контролировать свои прихоти, нежелание делать самостоятельный выбор.

4. Погоня за успехом

Современное общество и родители чрезмерно настроены на успех. С первого класса ребенок зациклен на достижении результатов. Современные школьники вынуждены расти в условиях, где их постоянно с кем-то сравнивают. Под влиянием общества, СМИ родители давят на детей, требуя от них высоких результатов, забывая о других общечеловеческих ценностях и о том, что находиться в условиях непрекращающейся гонки постоянно невозможно.

5. Высокая конкуренция

Причем конкуренция эта относится не только, и не столько к учебной стороне школьной жизни, сколько к межличностным отношениям в кругу сверстников. Какое место я занимаю в своей группе? Как я могу повысить свой статус? Как мне завоевать популярность среди одноклассников? На эти вопросы каждый школьник мучительно ищет ответ в зависимости от шкалы ценностей группы, к которой он себя относит.

6. Проблема разрешения конфликтов

Конфликты в школе были всегда. У современных школьников появилась проблема их разрешения, которая связана с развитием виртуального общения. Ведь в Интернет-пространстве ты как бы есть, а как бы и нет. В любой момент ты можешь прекратить общение, просто выйдя из сети. В итоге современный школьник не умеет ни мириться, ни идти на компромиссы, ни сотрудничать, ни объясняться.

7. Социальное расслоение

Школа — невероятно достоверная иллюстрация нашего общества. Дети несут в школу не только учебники, но и стереотипы, сформированные в родительской среде. А стереотипы зачастую просты — ты то, что ты можешь себе купить. И, доставая из портфеля дорогой планшет, ребенок достает вместе с ним часть своего статуса в школьной группе. Количество детей, отказывающихся ходить в школу из-за отсутствия дорогих гаджетов, неуклонно растет.

8. Дефицит времени

С первого класса у детей в расписании бывает 5 уроков в день. Старшеклассники не удивятся, увидев 8 занятий. По всем школьным предметам существует домашнее задание. Плюс спортивные секции, музыкальные, художественные школы, — ведь ребенок должен быть всесторонне развит в нашем конкурентном обществе. И не забываем про заманчивый мир социальных сетей, ежедневно съедающий от двух до пяти часов. Стоит ли удивляться, когда школьники порой признаются в том, что просто мечтают выспаться?

9. Рост ответственности за свой выбор

В современной школе широко распространено профильное обучение. Школьнику после 9 класса, а то и раньше, предлагают определиться с предметами для более глубокого изучения, полагая, что в этом возрасте ребенок вполне способен сделать самостоятельный выбор. Вынужденно школьники его делают, но зачастую не представляя, какие мотивы должны ими двигать. А уж при упоминании аббревиатуры ЕГЭ только совсем уж «пофигистически» настроенный школьник не расширит от страха глаза. И родители, и педагоги, начиная с первого класса, постоянно задают своим детям сакраментальный вопрос: « А ЕГЭ как сдавать будешь?»

10. Слабое здоровье

Статистика Минздрава указывает на прогрессивное ухудшение состояния здоровья всего населения, и в частности детского. Современный школьник с раннего возраста страдает болезнями желудочно-кишечного тракта, эндокринной системы, анемией. Причина столь глобальных изменений – изменение питания и отсутствие достаточных физических нагрузок.

Мы узнали мнение и самих ребят. Анкетирование на тему «Проблемы современного школьника» проводилось с обычными учащимися 12-16 лет обычной рыбинской школы.И вот какие проблемы отметили наши дети:1. Страх перед выбором послешкольного обучения – 100% школьников.2. Боюсь не сдать ЕГЭ! — 95% школьников.3. Вражда между сверстниками – 73% школьников.4. Нехватка времени на личную жизнь, все время отнимают уроки – 70% школьников.5. Конфликты со взрослыми (педагогами, родителями) – 56% школьников.6. Слишком много ненужных предметов в расписании – 46% школьников.7. Введение школьной формы – 40% школьников.8. Маленький ассортимент в школьных столовых – 50% школьников.9. Мало времени на сон – 50% школьников.10. Невзаимная любовь, проблемы в личной жизни – 35% школьников.Мир вокруг изменился, общество стало более сложным, требовательным, непредсказуемым. Изменились и дети, но они все же дети. Влюбляются, дружат, волнуются, мечтают. Как и мы лет 20 назад.

Инесса РОМАНОВА

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

просмотров: 13 928

rweek.ru

Современное школьное здание

Образовательный смысл в жизни ребёнка несут не только учебники и уроки, но также и общение со сверстниками, и внешкольные впечатления, и, конечно же, пространства, которые ребёнок осваивает. 

Чтобы понять, какой смысл для развития ребёнка у того или иного явления и события, задайте себе вопрос: какой опыт получит ребенок, став его участником или очевидцем? Чему это ребёнка может научить? В нашей статье мы постараемся объяснить, какой образовательный смысл может нести пространство школы и каким оно должно для этого стать.

Мы уже обсуждали, что современная российская школьная архитектура остановилась в развитии на своём советском этапе. Большинство наших школьных зданий — это типовые коробки, подобные зданиям заводов, поликлиник, казарм и общежитий. 

Они созданы как места массового хранения безликих людей, которых после специальной унифицирующей обработки выпускают наружу, в так называемый «реальный мир».

Существуют разные попытки решить эту проблему. Например, с 60-х годов стали появляться школы, чьи здания больше похожи на современные вузы — технологичные, с индивидуальной архитектурой. Обычно они и возникают при университетах:

image_image

Гимназия при МГУ

(источник: msu.ru)

Подобные пространства помогают ученикам чувствовать себя наравне со взрослыми значимыми участниками образования. Этого стремятся достичь и те, кто проектирует школы-офисы, где у детей есть свои индивидуальные кубиклы или даже маленькие кабинеты. Подобные школы стали появляться в 90-е:

image_image

Школа-офис в Аризоне

(источник: hechingerreport.org)

Это, с одной стороны, тоже путь к унификации, но зато у учеников есть персональные пространства. Но что дают подобные здания? Фактически они с детства помещают ребёнка в мир, где он должен действовать как взрослый, тем самым ограничивают его возможности самореализоваться именно как ребёнку. 

Но задача школы — не поскорее закончить период детства, а дать ребёнку прожить его, насладиться им и извлечь из него необходимые уроки. Каким должно быть здание школы, где, с одной стороны, не принижают значимость личности ученика, а с другой, дают им возможности оставаться самими собой, а не указывают ему, как нужно вести себя, что быть похожим на взрослого?

Это здание должно представлять из себя индивидуальное и свободное общественно-культурное пространство, в котором ребёнок хочет находиться, в котором он может гулять, учиться, развиваться, радоваться и играть. Такое пространство, которое ученик будет готов с удовольствием осваивать по своей воле.

Каковы основные критерии такого здания и каковы тенденции при строительстве современных школ?

Открытость

image_image

Архитектурная концепция «Умной школы», Иркутск  

(источник: умная-школа.рф)

Учёба в школе, как и жизнь за её пределами, — это не путешествие в одиночку, а совместная деятельность. И школа должна отражать это — для всех учеников и учителей здание должно быть общим, доступным, открытым.

Понятно, почему эта тенденция появилась. Нам очень хочется уйти от этого типа школьного коридора, где практически нет света, где всё зажато, и где коридор - это просто проход от одного места обучения к другому.

Марина Битянова, научный руководитель Центра разработки образовательных систем «Умная школа»

Как этого достичь? Один из базовых принципов открытости состоит в том, чтобы обеспечить доступ ко всем учебным помещениям и позволить ученикам осваивать их в свободное время. Классы не должны быть закрыты на замок, как будто их обитателям есть что скрывать или чего стесняться. Очередь, выстроенная у закрытой двери столовой, спортзала, раздевалки, актового зала, — совершенно ненужная детям вещь. Они не преступники и не арестанты, чтобы скрывать от них то, что построено для их развития.

Одновременно с этим, каждый из нас имеет право на личное пространство и потребность в нём. И школьное здание должно обеспечить возможность уединиться, побыть наедине со своими мыслями или поговорить с кем-то наедине.

image_image

Хорошкола, Москва 

(источник: krost.ru)

Поэтому с открытостью лучше не перебарщивать. Во многих новых школах было принято решение делать лестницы прозрачными. Московская Хорошевская гимназия выбрала такое архитектурное решение. Да, это выглядит светлее и современнее, но для учениц и учительниц, которые ходят в школе в юбках, подобные прозрачные лестницы по понятным причинам вызывают серьёзный дискомфорт.

Просторность

image_image

Один из атриумов «Хорошколы», Москва

(источник: realty.rbc.ru)

Внутреннее устройство современных школ может удивить неподготовленного зрителя тем, насколько там просторно, насколько много там нефункционального места, которое просто радует глаз.

Такой подход к школьной архитектуре гораздо больше соответствует мироощущению современного человека. Даже в больших, экономически мощных и, казалось бы, насквозь прагматичных городах мы ищем непрагматическую альтернативу: такие места, где можно отвлечься от суеты, где можно насладиться эстетикой и получить чистые эмоции.

Безусловно, в просторном помещении больше красоты, но не для всех детей просторность автоматически означает комфорт. Наоборот: есть дети, которые теряются в таких пространствах, которым в них плохо. Например, это дети с расстройством аутистического спектра. 

Для обеспечения инклюзивности с этими детьми нужна особая работа по адаптации к таким большим неконтролируемым пространствам. И, опять же, возникает потребность к диверсификации пространства — чтобы вместе с общей открытой территорией для ребёнка было доступно пространство с камерной обстановкой.

мобильность

image_image

Атриум в инженерном корпусе школы № 548, Москва

(источник: realty.rbc.ru)

Одна из важнейших тенденций в устройстве школьного здания — это изменяемость и вариативное использование пространств.

Нам очень хочется преодолеть сверхфункциональность, привязку к интерьеру и к образовательной задаче, которые всегда были в классическом кабинете.

Марина Битянова, научный руководитель Центра разработки образовательных систем «Умная школа»

В школах с мобильным внутренним интерьером ребёнок и учитель могут менять пространство под себя — всё передвинуть и переставить, как им требуется. У предметов нет своего место, оно появляется по необходимости. Только не сравнивайте это с перестановкой стульев и парт в классической школе — там это в первую очередь мука и физическая нагрузка, а не образовательный инструмент.

Однако, опять же, у мобильности есть обратная сторона. Многие дети и учителя сталкиваются со сложностями: они не понимают, что делать в этих пространствах, как заточить их под образовательные задачи. Так, в некоторых случаях в погоне за мобильностью школьная библиотека может получить «лежаки» вместо парт и стульев.

image_image

Пример менее удачной организации библиотечного пространства в школе № 1392 в Ватутинках, Москва

(источник: realty.rbc.ru)

Мобильная среда требует от ребёнка постоянных размышлений о том, как его использовать, в то время как в стандартном кабинете этой адаптации и трансформации пространства под себя не нужно.

креативность

Ещё недавно все кабинеты были абсолютно одинаковы, в какой бы город страны или мира мы ни приехали. Мы очень хотим, чтобы детское образовательное пространство было креативным. 

Марина Битянова, научный руководитель Центра разработки образовательных систем «Умная школа»

Современные школы стремятся как к тому, чтобы отличаться от других школ, так и к тому, чтобы внутри себя иметь функциональное разнообразие. Безусловно, индивидуально спроектированное здание и увлекательное пространство, которое ребёнку будет интересно исследовать, — это важный образовательный тренд.

Но у креатива тоже должна быть определённая граница — граница разумности. Образование — это в том числе усвоение нормы, привыкание к функциональному использованию того или иного пространства, предмета.

Марина Битянова, научный руководитель Центра разработки образовательных систем «Умная школа»

image_image

Пример мене удачного креативного оформления общественного пространства в начальной школе Св. Марии, Мельбурн

(источник: biteinto.info)

Опять же, дети с особенностями развития сталкиваются в «слишком креативном» пространстве с адаптивными проблемами, они не понимают, что от них требуется и как использовать окружающий их интерфейс.

Во всём нужен баланс

Хочется сказать всем проектировщикам образовательных пространств: воздержитесь от чрезмерной гонки за трендами. При проектировании здания обязательно необходимо соблюдать баланс:

Отсутствие этого баланса — типичная ошибка многих школ, как классических, так и современных школ «новой волны». 

Если вы пытаетесь сделать школу слишком закрытой, аскетичной и строгой, дети в ней будут чувствовать себя загнанными в узкие рамки системы. 

image_image

Пример менее удачной организации пространства в школе № 1392 в Ватутинках

(источник: realty.rbc.ru)

Если вы пытаетесь сделать школу сверхоткрытой, чистым экспериментом, то дети окажутся в очень сложной ситуации, когда пространство, вроде бы предназначенное для образования, будет непонятным и сложным к использованию. Сверхоткрытая, слишком просторная и до мозга костей креативная школа потеряет свою образовательную значимость и превратится просто в место временного содержания детей, не всегда при этом для них комфортного.

image_image

Этот спортивный блок в московской «Хорошколе» внушителен, но очень нагружен и практически лишён свободного пространства

(источник: realty.rbc.ru)

С чем ещё нужно быть аккуратнее, так это с цветом. У нас сложилось представление, что яркое и даже аляповатое — это то, что больше всего подходит детским пространствам. Но, по сути, это просто попытка действовать от противного — мы устали от мрачного однообразия классического школьного здания и пытаемся сделать всё по-другому. 

Опыт зарубежных коллег показывает, что лучше делать внутреннее убранство школы достаточно нейтральным, и не надо бояться холодных цветов и естественности дерева, камня или металла.

image_image

Вот так оформлять класс даже для начальной школы — перебор

(источник: i.pinimg.com)

Искать новое в привычном

Проектировщикам школ нужно понимать, что образовательным ресурсом могут обладать такие элементы здания, которые привычно не рассматриваются как образовательные инструменты. Современный тренд — это не только превращение образовательного пространства класса в нечто более сложное, но и превращение лестниц, коридоров, актовых залов — в полноценные образовательные пространства.

Образовательные зоны в коридорах и залах создаются с помощью изоляции участков пространства — с помощью ширм или специальной планировки. У образовательных уголков и стендов огромный потенциал, потому что они постоянно окружают детей, обращают на себя внимание, служат дополнительным источником для самообразования. Чем больше такого будет в школе, тем лучше.

Крайне мало в российских школах используется образовательный ресурс лестниц. А вы только посмотрите, как легко и просто они могут применяться для усвоения, например, арифметических навыков:

image_image

Лестница в одной из школ штата Вайоминг

(источник: static1.squarespace.com)

Что касается актовых залов, то традиционно внимание в них уделяется лишь сцене и зрительским местам — ведь это там, как кажется на первый взгляд, и происходит представление. Но тогда не учитывается, что большая часть  образовательного процесса при подготовке выступлений происходит и за сценой, и в оставшейся части зала. 

Чтобы школьный театр стал полноценным образовательным пространством, нужно приспособить его для самых разных нужд. В частности, обязательно сделать так, чтобы зрительские места могли убираться удобно и быстро, и зал превращался в открытую для экспериментов площадку.

image_image

Пример отличного актового зала в московской «Новой школе»

(источник: realty.rbc.ru)person_image

Автор: Марина Битянова

научный руководитель Центра разработки образовательных систем «Умная школа»

О Центре разработки образовательных систем «Умная школа»: по заказу основателя благотворительного фонда «Новый дом», российского предпринимателя и филантропа Альберта Авдоляна центр реализует уникальный образовательный проект, в рамках которого на берегу реки Ангары у границы Иркутска будет построен масштабный образовательный комплекс, включающий школу, детский сад и посёлок постоянного проживания приёмных семей. Школа проектируется по индивидуальному проекту, в котором соблюдён баланс между открытостью и безопасностью, свободой и функциональностью. Задача «Умной школы» — соединить архитектурную идею, психологический дизайн и психологическое знание о развитии человека с образовательными целями. Подробнее о проекте можно прочитать здесь.

18 октября 2017, 17:00 Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.

АВТОРСКАЯ КОЛОНКА

Умная школа

Центр разработки образовательных систем «Умная школа» открывает этот блог для учителей, родителей, директоров школ, представителей сообщества приемных семей и органов опеки – для всех, кто интересуется настоящим, будущим школьного образования и просто любит российскую школу.

Нашли опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter.

newtonew.com

Интересности: Современные школьники. Поколение Вконтакте.

Об «этом молодом поколении» нынешних школьников сейчас высказываются почти все. По просьбе «СП» свои впечатления от них высказали профессионалы. Так, Антон Иванов, учитель истории на Юго-Западе Москвы, утверждает, что ребята действительно труднее поддаются обучению, чем поколение их старших братьев или, тем более, советских школьников:

«СП»: — По вашему опыту, можно ли говорить о том, что в школе сменились поколения, и дети, условно говоря, 10 лет назад сильно отличались от нынешних?

— Особенно заметна разница между детьми 7-9 классов этого года с их сверстниками 5-летней давности. Совсем сузился кругозор, дети так и говорят: а зачем нам это?

Это касается даже интернета — они в нём ничего не знают, кроме сайта «ВКонтакте». Они не понимают, как его можно использовать, скажем, для написания реферата или небольшого доклада — тех, кто знает, что такое «Википедия», совсем немного и это большой прогресс. Общий уровень знаний очень низкий. То, что нашему поколению было естественно знать в 5-6-м классе — например, столицы крупнейших стран, личности из истории — этого не знают даже старшеклассники: «Нам этого не надо». Мы смеялись над американцами, которые не знали, где находится Ирак — из этих детей, по моим оценкам, о его местонахождении не будут знать 95-97%. Какая там война в Южной Осетии?

При этом новое поколение не жестокое, спокойное. Еще одна отличительная черта - глубокий пофигизм.

«СП»: — Если сегодня в 9-м классе, или в 7-м, или в 5-м скажут: выбирайте, вы будете глубже изучать гуманитарные дисциплины, или же математические, или ещё что-то, они смогут выбрать?

— Им всё равно! Они будут тыкать пальцами просто так — там, где меньше требуют, где можно будет на уроке спокойно играть «в телефоне». Какой-либо выбор им абсолютно безразличен. Иногда их пытаются ориентировать родители, но они тоже стали другими: гораздо меньше интересуются школьной жизнью ребенка.

Это видно по тому, как посещаются школьные собрания. Сейчас в нашей школе ходит, дай бог, половина родителей, тогда как раньше отсутствие одного-двух уже было странным. При этом все дети уверены, что они поступят в институты.

«СП»: — Высшее образование они воспринимают, как продолжение школы?

— Да, но при этом как они будут поступать в вузы, совершенно непонятно. Они искренне уверены, что всё будет нормально — никаких нервов, никакого испуга, полное спокойствие. Они живут в своём виртуальном мире, в своём «ВКонтакте», где есть приложения, в которые они играют, смотрят идиотские видеоролики, над которыми смеются, и общаются друг с другом. Других соцсетей, «Фейсбук» или ещё что-то они просто не знают. Сидят на уроке и обсуждают, кто какую машину «прокачал».

«СП»: — Растительная жизнь?

— Абсолютно. Говорят: «кто-то хочет отменить наше образование». Да дети давно уже сами его отменили! Не надо питать иллюзий. То,что предлагается Министерством образования, достаточно логично и разумно, исходя из реалий сегодняшней школы. Безусловно, существуют хорошие, престижные школы — но их, кстати, совсем немного — вот там пытаются как-то бороться за качество.

Я уж молчу про то, как пишутся всякие мониторинги, «срезы знаний» — их стало больше, но 99,9% этих проверок выполняются самими учителями, и это ни для кого не секрет. Дети давно ничего не пишут, и, что главное, совершенно не боятся этого — «ну, не написал, ну подумаешь».

«СП»: — Ну, если вспоминать школу 90-х — постоянные драки были, хулиганы-траблмейкеры, кто-то разливал водку на задних партах, и так далее. Сейчас это есть?

— Нет, сейчас с этим спокойнее. Перепалки с учителями остались, но меньше внутренней злобы. Основное оскорбление — «придурок». Мат тоже есть, но кроме основных слов они практически не используют производных. Даже тут кругозора, изобретательности не хватает! Одно из любимых занятий — услышали новое ругательство и целый день его друг другу повторяют.

«СП»: — Вы говорите — «меньше внутренней злости» — а куда она делась? Подростки всегда были жестокими.

— Не могу утверждать с полной уверенностью, но мне кажется, что у них есть всё, что они хотят. Людей, лишённых желаемого, практически нет. Что хочет это поколение: мобильный телефон с поддержкой приложений, компьютер дома и доступ интернет. У них нет этого «у моего соседа по парте есть, у меня нет, как несправедливо устроен мир». Недовольству взяться неоткуда. (Речь идёт о подростках из небогатого и социально-однородного района Москвы — «СП»).

«СП»: — Социологи констатируют, что новое поколение гораздо больше времени проводит дома, никуда не ходит, «дети-домоседы».

— А зачем им куда-то ходить, если можно посидеть в любимой соцсети? Да, кто-то ходит на футбол, но это не тренд. Самое яркое впечатление, тема для обсуждений — как кто напился у кого-то на квартире. Главное слово — «прикольно», если учителя что-то заметили — слово «запалить», от слова «палево» (никаких «отстоев» сейчас нет). Вот пришёл в этом году 10-й класс — несколько человек чем-то интересуется, остальным ничего не надо, главное, чтобы их не трогали. А возможностей вмешаться у учителей стало меньше — и у детей сейчас максимально комфортная ситуация.

«СП»: — Раньше могли двойку поставить, человек на второй год мог остаться, или вовсе вылететь.

— Сейчас двойка в четверти запрещена, они об этом знают с 7-8-го класса. Они прекрасно знают, что и в журналы двойки не ставят вообще. Мы существуем в трёхбалльной системе, и ученики отлично понимают, что до 8-9-го классов их доведут.

Максимум, что может сейчас сделать школа — это попытаться выдавить после 8-го класса. Но дети замечательно перемещаются из школы в школу. Сейчас и выгонять перестанут, и возьмут без проблем, потому что теперь школы получают деньги из бюджета в зависимости от количества учеников. Будут набирать всех, чтобы лучше платить учителям. И теперь дети будут точно знать, что им ничего не угрожает.

Я не понимаю, что вообще из них может получиться. Кстати, во многом они повторяют конформистское поведение своих родителей — меньше высовывайся, иначе ничего не добьёшься, не лезь, не вмешивайся, и так далее.

У них другие ценности. Их совершенно не возмущает понятие взятки — они считают это нормальным. Ребятки максимально адаптировались к этой жизни, и недовольных своим положением среди них нет.

Да, ученики стали другими – соглашается Анна Меньшикова, директор санкт-петербургской школы № 279, бронзовый призер конкурса «Директор школы-2010». И делает совершенно другие выводы:

- Сегодняшние школьники – совершенно адекватны сегодняшнему времени.

«СП»: - А по сравнению с учениками 10-летней, скажем, давности – они лучше или хуже?

- Нельзя так сравнивать – лучше или хуже. Они просто совершенно другие. Если 10 лет назад мы были ещё очень замкнутой страной, с замкнутым менталитетом и очень ограниченным узким мировоззрением, то и дети были такие же, как их родители, как страна в целом. Сейчас дети не чувствуют ни границ, ни рамок, в хорошем смысле этого слова. Они – то, что когда-то красиво называлось «люди мира».

«СП»: - И что из этого вытекает для школы?

- Получается, что нужны учителя совершенно иного качества, с иными умениями и навыками. В образовании должны применяться новые, не очень популярные и даже вовсе неизвестные в старой школе технологии. А сравнивать ребят одного поколения с другим – категорически нельзя.

Безусловно, совершенно недопустимо в присутствии детей делать то, что так любят делать многие учителя сегодняшнего дня: говорить, что «раньше дети читали, а эти не читают», что «раньше они интересовались, а эти не интересуются»… Это совсем не так: просто это совершенно разные люди из совершенно разных поколений. Из них понятным образом получаются совершенно разные ученики.

«СП»: - Хорошо. Но ведь дети действительно меньше читают? Если да, то как они компенсируют это?

- Мы понимаем «читает», как «завернулся в плед, забился в угол дивана с книжкой в руках и начинаешь запоем читать». Но такое чтение - это, безусловно, не сегодняшний день. Есть такое понятие, как «книжная культура» - она культивировалась в СССР, поэтому русские были самой читающей нацией мира. И есть другое понятие, «экранная культура», к тому же сейчас многие не «читают» книги, а «слушают». Соответственно, сегодняшние дети никак не менее информационно развиты. Просто они более прагматичны, и у них в голове задерживаются только те сведения и знания, про которые они понимают: зачем им это надо.

«СП»: - Но ведь многие отмечают, что дети стали вообще менее любознательными. Что им не интересно, как устроена Вселенная…

- Вообще любознательность – очень индивидуальная черта. В Средние века народ вообще не интересовало, как устроена Вселенная. А самых любознательных на кострах сжигали. Но… это же ничего не значит! От того, знает человек или не знает, как устроена Вселенная, ничего практического в его жизни не изменится. Но при этом, если ребенок попал к учителю, который может его заразить, повести за собой и увлечь – то такому учителю можно ставить памятник. Тогда ребенок будет интересоваться тем, «что вокруг чего вертится». Таким образом, тут, как и во все времена, на первое место выходит роль личности учителя.

«СП»: - Можно ли таких личностей воспитывать, так сказать, индустриально?

- Нет. Это – дар Божий, либо он есть, либо нет. Его не воспитаешь.

«СП»: - Что вы можете сказать о социальных сетях и компьютерных играх – не секрет, что многие учителя их попросту ненавидят…

- Знаете, у меня очень горестное ощущение: если взять средний возрастной показатель наших школьных учителей, то дистанция между ними и учениками окажется такого огромного размера… Есть такое социальное понятие – «ускорение мира», именно с точки зрения жизни социума. Историки условно считают, что время жизни одного поколения – 40 лет. Но когда-то декабристы к месту своей ссылки ехали месяцами, потом на Дальний Восток начали ехать сутками, теперь можно добраться за несколько часов. Ускоряется общий ритм, ускоряется поток информации, физических, невротических реакций на окружающую среду. Сейчас живем по-другому – быстро узнал, быстро обменялся мнением, быстро поспорил, быстро забыл…чтоб освободить место для новой информации. Поэтому, наверное, сейчас пожилой – после 65 лет – учитель даже при очень позитивном настрое к детям неспособен понять, что та же социальная сеть «ВКонтакте», которую очень модно ругать в педагогической среде, является объективным срезом сегодняшнего общества. Там и взрослые, и подростки, и дети – все мы с вами.

«СП»: - Иными словами, школа нуждается-таки в приспособлении под современных детей?

- Я бы сказала, что в какой-то момент школа категорически отстала. Все «побежали» – а школа осталась «лягушкой на болоте».

«СП»: - Какой же должна быть школа для нынешних ребят?

- Во-первых, она должна быть абсолютно современная – с любых точек зрения. С внешнего оформления, с точки зрения применяемых технологий, методик. Обязательно активное (но не бездумное) использование электронных образовательных ресурсов.

Когда-то давно хорошие учителя-словесники старались увлечь своих учеников, показывая им фрагменты кинофильмов, заказанных в фильмотеках. Потом появились видеофильмы, потом цифровые ресурсы. Школа пытается догнать медиасферу.

Сейчас модно говорить об образовании, как «оказании услуг» населению. Ну, тогда, как минимум, эти услуги обязаны быть современными. С другой стороны, опять-таки, если вспомнить роль личности, по-настоящему интересный человек может, как в каменном веке, рассказывать устно – и дети пойдут за ним!

«СП»: - То есть – никакого дубового паркета и зеленого сукна?

- Пожалуй, да. Впрочем, дубовый паркет – это прекрасно, но слишком уж дорого на сегодняшний день!

«СП»: - Тогда, получается, правительство верно разрабатывает новые стандарты? Вообще, с того ли конца чиновники взялись за эту задачу, как вы считаете?

- Знаете: сейчас модно ругать стандарты, а у меня не получается. Школьную реформу нужно делать, это очень вовремя – я бы даже сказала, что поздновато. Но – как быть уверенными, что разумные идеи не испортят тупоголовые исполнители, что в России бывает сплошь и рядом? Вот если этот фактор не принимать во внимание – то да, это безусловно нужно, правильно и своевременно.

«СП»: - А ведь стандарт ругать не менее модно, чем «ВКонтакте»!

- Это как в том анекдоте, сидят бабушки на завалинке и говорят – всё сейчас не такое, и молодежь не такая, и магазины не такие. И кошки у нас не такие, «ах эти нынешние кошки!» Так можно сетовать постоянно, но какой смысл?

«СП»: - Давайте тогда поговорим о смысле. Вы считаете, что действительно нужно приспосабливать школу к детям, а не детей к некоей универсально правильной школе на все времена?

- Начнем с главного – какова задача школы? Зачем ребенок приходит в школу? Научиться, получить знания-умения-навыки – это хорошо, но это не самое главное. Есть самое главное: ребенок вырастает, заканчивает школу и приходит в большую жизнь. И он должен соответствовать требованиям и ожиданиям социума; он должен быть конкурентоспособным студентом, потом специалистом, найти свое место в жизни.

Не дети сами, с бухты-барахты, стали другими; изменился социум вокруг. Значит, школы – если они желают добра своим ученикам – должны выпускать детей, подготовленных к жизни в социуме, который существует сегодня. А еще бы лучше – который будет завтра.

Классические тургеневские барышни в шляпках под зонтиками – это ужасно мило. Но, могу вам сказать точно – потому что у меня, к моему горю и радости одновременно, именно такая дочь – это плохо. Это неправильно. Потому что, если говорить о способности пробить себе дорогу локтями, соответствовать, обучаться, брать нужные, актуальные знания и так найти свое место в жизни – для этого нужны бойцовские качества, и гимназическая трогательность может сыграть во вред.

Как бы нам ни было грустно – нужно всплакнуть, смахнуть слезу, но принять и понять сегодняшний день. Во благо собственных детей.

interesnocti.blogspot.com

ЧЕМ ОТЛИЧАЮТСЯ СОВЕТСКИЕ ШКОЛЬНИКИ ОТ СОВРЕМЕННЫХ? - Дети

В преддверии Дня знаний МЫ решили спросить наших родителей об их школьных временах и молодых родителей о том, как выглядит школьник сегодня.

СОВЕТСКИЙ ШКОЛЬНИК

— Канцтовары были у всех одинаковые. На ранних порах ученики писали чернилами, поэтому в каждую тетрадь был вложен специальный лист, «промокашка», которая быстро высушивала чернила и предотвращала их размазывание. Пластмассовые линейки в некоторых школах считались диковинкой. Еще один атрибут советского школьника — нарукавники, которые надевались на уроки трудов или во время письма, чтобы не замарать рукава и не протереть их.

Источник: livejournal.com

— У учеников было сильно развито чувство патриотизма. Быть в комсомоле — это гордость для ребенка. Чтобы попасть в комсомол, дети проходили строгий отбор: отличная успеваемость и знание устава. Многие дети могли до слез расстроиться, если они не прошли отбор.

— Внешний вид строго стандартизирован: строгое платье с черным в будние дни и с белым в праздничные дни фартуком, бантики, грубая, но качественная обувь, пиджаки с обычным воротником или воротником стойкой. Возможно, в городе было и разнообразие в одежде, но в сельских магазинах, если размер подошел, то продавец тут же заворачивал покупку и отдавал ее покупателю, так как не было смысла выбирать из чего-то. Спортивной обувью у учеников были не кроссовки, а исключительно кеды.

Источник: nnm.me

— Советская школа обеспечивала своих детей практически всем. Если ученики жили далеко от школы, то их зачастую селили в интернате, где обеспечивали всем необходимым, иногда бесплатно давали ученикам молоко и булочки, спортзал был оснащен всем разнообразным инвентарем.

— Школьники были более приобщены к спорту. Система ставила жесткие требования к детям, а они, в свою очередь, охотнее стремились им соответствовать.

СОВРЕМЕННЫЙ ШКОЛЬНИК

— Ребенок сейчас находится в невообразимой гуще информации, из-за чего нынешние подростки и дети более продвинутые, чем родители в их возрасте, умнее и более целеустремленные. Они уже четко могут сформулировать то, какими видят себя в будущем. Отчасти такая ситуация продиктована более жесткой конкуренцией и развитой мотивацией.

— У школьника сейчас есть огромный выбор. Это относится ко всему: от рисунка на обложке тетради до системы обучения.

Источник: altaynews.kz

— Сейчас дети менее самостоятельны, так как родители больше опекают их. Мамы и папы больше уделяют времени своим детям, чего не скажешь о временах, когда родители пропадали на работе.

— В плане школьной формы сейчас каждая школа может проявить индивидуальность. Красные пиджаки, серо-зеленые жилеты, нагрудные нашивки с гербом — по этим признакам можно узнать, в какой школе обучается ребенок. В остальных же случаях, школы придерживаются государственных норм: белый верх, темный низ.

Источник: liter.kz

— Развитие технологий, конечно, не могло не повлиять на облик современного школьника. Рефераты теперь пишутся исключительно на компьютере и с помощью интернета, уравнения решаются на продвинутых приложениях для телефона, а расписание и шпаргалки передаются через WhatsApp и «ВКонтакте». Это не могло не сказаться на здоровье детей: многие из них, не достигнув 17 лет, уже имеют проблемы со зрением или осанкой.

А что вы можете сказать о современных и советских школьниках?

Благодарим Куаныша Джуматаева, Юлию Гончарову, Мадину Байболову, Алию Нургуатову, Ербола Нургуатова, Елену Шикеру, Гульзиру Абдраимову, Дамеш Мишелеву, Зайру Мухамеджарову и Алтыншаш Успанову за помощь в создании материала.

weproject.kz

Проблемы современного ученика в школе.

Почему дети становятся жестокими? Детская жестокость – одна из самых больших проблем в современном мире. На эту тему написано множество трудов, проводятся исследования, она беспокоит и родителей, и учителей, и психологов.

Некоторые ученые считают, что жестокость в людях запрограммирована генетически. Другими словами, если у человека есть этот ген, то уже ничто не удержит его от проявления жестокости. Существует и другая гипотеза – у ребенка, рожденного путем кесарева сечения, в дальнейшем могут сформироваться черты характера, вызывающие немотивированную агрессию. Верить ученым или нет, конечно, дело лично каждого.

Изучая и анализируя поведение детей, психологи сформулировали 4 основных фактора, провоцирующие проявление жестокости.

1. Физиологический фактор

Любой человек по сути своей склонен к жестокости, но маленький ребенок, совершая агрессивные действия, поступает инстинктивно, неосознанно. Согласно исследованиям, признаки неосознанной жестокости появляются у детей очень рано, в 2-3 года. Эмоции в таком раннем возрасте захлестывают сознание, а малыш еще не умеет ими управлять. Поэтому он может ударить такого же малыша или разломать в гневе игрушку, не понимая, что поступает плохо.

2. Фактор воспитания

Дети ищут выход из накопившихся отрицательных эмоций, пытаются вымещать свою злость на тех, кто слабее, наблюдая такое поведение у взрослых. Часто у некоторых родителей воспитательный процесс ограничивается шлепками и криками. В итоге, ребенок, в отсутствии мамы, папы или других взрослых поступает точно так же по отношению к тем, кто младше. Это шаг к будущей агрессивности.

3. Фактор среды, окружения

Большое влияние на формирование характера ребенка оказывают телевидение, интернет, компьютерные игры, которые часто демонстрируют жестокость и агрессию. При этом роль родителей в воспитательном процессе снижена либо из-за недостатка времени, либо из-за отсутствия желания разбираться в данной проблеме. Появляется очень много детей, которые предоставлены сами себе.

Наблюдается рост детской жестокости и в школе. Класс – это общество в миниатюре, и развивается по аналогичной схеме: всегда находится кто-то, кого можно унизить, обидеть. Но если для детей младшего школьного возраста такое поведение еще не представляет очень серьезной угрозы при правильном воспитании, то с детьми постарше возникает гораздо больше проблем. Вспомните фильм Ролана Быкова «Чучело» – к сожалению, в психологии подрастающих детей с тех пор мало что изменилось.

4. Опасности переходного возраста

В переходном возрасте у детей резко снижается авторитет семьи, родителей, учителей. Меняется и уровень общения между собой, процветает хамство, которое стало считаться нормой в подростковой среде, начинается половое созревание, что тоже оказывает существенную роль в становлении характера ребенка.

Еще один регулятор поведения подростков – формирование собственного «Я». И если есть расхождения между притязаниями и реальностью, дети подросткового возраста реагируют на это очень болезненно. Тогда даже грубое слово учителя, скандал с родителями, несостоявшаяся первая любовь, критика могут привести к срывам, к неосознанной агрессии.

Детскую жестокость также могут провоцировать проблемы в семье (постоянные ссоры или развод родителей), эгоизм, стремление любым путем получить желаемое, искажение понятия «свобода», которое воспринимается как вседозволенность.

xn--j1ahfl.xn--p1ai