Виды глаголов. Совершённый и несовершенный вид. Совершенного вида и несовершенного


Виды глаголов. Совершённый и несовершенный вид

Добрый день, уважаемый студент! Сегодня мы рассмотрим виды глаголов. Очень часто мои студенты задаются вопросом, почему в русском языке так много разных глаголов, как определить их время и почему некоторые глаголы употребляются с приставками, а некоторые без. Чтобы разобраться во всех этих вопросах, давайте разберем глаголы совершенного и несовершенного вида.

Форму глаголов несовершенного вида вы обнаружите в словаре, глагол в данном случае обозначает действие, а уже от этой формы образуются глаголы совершенного вида. При этом надо отметить,что способов этих достаточно много, вот некоторые из них:

При помощи приставок, сравните:

Несовершенный вид Совершенный вид
Читать [Chitat'] To read Прочитать [Prachitat'] Has red
Писать [Pisat'] To write Написать [Napisat'] Has written
Готовить [Gatovit'] Приготовить [Prigatovit'] Has cooked
Покупать [Pakupat'] To buy Купить [Kupit'] Has bought
Обратите, пожалуйста, внимание, что у нас есть слово-исключение, которое образуется в совершенном виде без приставки - это глагол "Купить". В несовершенном же виде этот глагол употребляется с приставкой -по.

При помощи разных суффиксов:

Несовершенный вид Совершенный вид
Решать [Rishat'] To solve/to decide Решить [Rishit'] Has solved/Decided
Показывать [Pakazyvat'] To show Показать [Pakazat'] Has shown
Забывать [Zabyvat'] To forget Забыть [Zabyt'] Has forgotten
При помощи совершенного иного слова:
Несовершенный вид Совершенный вид
Говорить [Gavarit'] To speak Сказать [Skazat'] Has spoken
Брать [Brat'] To take Взять [Vzyat'] Has taken
Итак, если мы хотим сказать,что действие происходит регулярно, нам нужен глагол несовершенного вида. Если действие произошло 1 раз в какой-то момент или день/час и т.д. и мы знаем о его результате, то мы имеем дело с глаголом совершенного вида. Такие глаголы отвечают на вопрос "что сделать?"

Если же мы говорим о повторяющихся действиях, то мы не только используем глаголы несовершенного вида, которые отвечают на вопрос "что делать?", но и используем различную дополнительную информацию в лице наречий, которые как раз-таки и показывают эту повторяемость. Например,

Анастасия не может готовить (что делать?), она готовит редко. [Anastasija ne mozhit gatovit', ana gatovit redka] Anastasiya cannot cooking, she cooks rare.

Я купила (что сделала?) красивое платье, оно мне очень идёт! (виден результат) [Ya kupila krasivae plat'e, ano mne ochin' idyot] I bought a new dress, it suits me much.

Чтобы правильно определить вид у глагола можно запомнить некоторые наречия, которые помогут правильно решить, точно ли тот или иной глагол относится к определенному виду:

Несовершенный вид Что делают? Когда? Как часто?

  1. Никита смотрит фильм Каждое утро/вечер/день, регулярно, часто, редко, иногда, обычно.
  2. Виталий покупает газеты
  3. Мы играем в волейбол
Совершенный вид Что они сделали? Когда?
  1. Никита посмотрел фильм "Титаник" Вчера, вечером, утром, сегодня, один раз, в пятницу, 2 дня назад, уже, еще не.
  2. Виталий купил газету "Известия"
  3. Мы сыграли в волейбол очень хорошо
Из этих примеров видно, что слова-наречия могут значительно облегчить определение того или иного вида глагола, главное, выучить вопросы и запомнить данные слова. Чтобы попрактиковаться, исправьте данные предложения, задавая глаголам правильные глаголы. Предложения написаны с ошибками:

Я доел кашу и шел гулять. Студенты задерживались в университете, но все-таки освоили материал. Она очень долго переделала доклад. Таня сильно плакала и никак не успокоилась. Дети много смеялись и учитель решала поиграть с ними еще.

Запомните, пожалуйста, что глаголы несовершенного вида имеют 3 формы: прошедшую, настоящую и будущую:

Читала, читает и будет читать (что делала, что делает и что будет делать?) [Chitala, chitaet i budet chitat'] Red, is reading, will read

Глаголы совершенного вида имеют только 2 временные формы: прошедшую и будущую

Посмотрели и посмотрим (Что сделали и что сделают?) [Pasmatreli i pasmotrim] Watched and will watch

Форма прошедшего времени изменяется по числам:

Бежал (единственное число) и бежали (множественное число) [Bizhal i bizhali] He ran and they ran.

www.ruspeach.com

Виды глаголов: совершенный и несовершенный вид

Глаголы бывают совершенного и несовершенного вида. Виды глаголов различаются по значению.

Таблица совершенных и несовершенных глаголов ВидНеопределённая формаПрошедшее времяНастоящее времяБудущее время
НесовершенныйЧто делать?игратьЧто делал?игралЧто делаю?играюЧто буду делать?буду играть
СовершенныйЧто сделать?поигратьЧто сделал?поиграл-Что сделаю?поиграю

Глаголы несовершенного вида

Глаголы несовершенного вида в неопределённой форме отвечают на вопрос что делать?:

сидеть, говорить, играть

Глаголы несовершенного вида имееют три временные формы: прошедшее, настоящее и будущее сложное время. В любой временной форме они обозначают повторяющееся или продолжающееся действие, без указания на то, было ли это действие завершено. Например:

(что делал?) толкал – прошедшее время, возможно действие повторялось несколько раз и неизвестно был ли достигнут нужный результат

(что делают?) читают – настоящее время, продолжающееся действие, так как неизвестно сколько времени уже длится действие и сколько ещё будет длится

(что буду делать?) буду рисовать – будущее сложное время, возможно действие будет повторяться и нет указания на то, что оно будет доведено до конца

Подробнее про каждую временную форму глаголов вы можете посмотреть в теме Времена глаголов.

Глаголы несовершенного вида также могут обозначать действия, которые начинались, начинаются или будут начинаться:

зажигал, зажигаю, буду зажигать

Глаголы совершенного вида

Глаголы совершенного вида в неопределённой форме отвечают на вопрос что сделать?:

присесть, поговорить, прочитать

Глаголы совершенного вида имееют две временные формы: прошедшее и будущее простое время. В любой временной форме они обозначают завершённое (законченное) и неповторяющееся действие. Например:

(что сделал?) присел – прошедшее время, действие закончено и было сделано один раз, то есть не повторялось

(что сделают?) поговорят – будущее простое время, действие будет сделано полностью и не повторится

Глаголы совершенного вида также могут обозначать действия, которые уже начались или должны начаться:

заговорил, заговорю

Образование видов

От глаголов несовершенного вида можно образовать разными способами глаголы совершенного вида. Рассмотрим способы образования:

  • Добавление приставки:

    писать - подписать, сидеть - досидеть

  • Отбрасыванием суффиксов, например:

    давать - дать, спасать - спасти

  • Заменой суффиксов, например:

    удваивать - удвоить, решать - решить, прыгать - прыгнуть

  • Заменой суффиксов и чередованием звуков в корне:

    прощать - простить, засыхать - засохнуть

Видовые пары глаголов

Многие глаголы могут иметь совершенный и несовершенный вид. Два вида одного и того же глагола образуют видовую пару.

Видовая пара глаголов часто образуется с помощью образования одного вида от другого, например:

говорить - поговорить

читать - дочитать

решать - решить

Некоторые видовые пары имеют разные основы, но обозначают одно и тоже действие:

Несовершенный видСовершенный вид
брать ловить класть искать говорить взять поймать положить найти сказать

Отдельные видовые пары глаголов различаются только ударением:

засыпа́ть - засы́пать

разреза́ть - разре́зать

отреза́ть - отре́зать

Некоторые глаголы, в зависимости от предложения, в котором они употребляются, могут быть как несовершенного вида, так и совершенного:

Анна сейчас (что делает?) телеграфирует сестре о времени приезда. (настоящее время, несовершенный вид)

Она завтра (что сделает?) телеграфирует о своём отъезде. (будущее время, совершенный вид)

Такие глаголы называются двувидовыми, к ним относятся: телеграфировать, овладевать, ночевать, ранить, женить, казнить и некоторые другие.

naobumium.info

Причастия совершенного и несовершенного вида. Правила использования

Причастия – то, без чего редко обходится письменная речь. Взять любое классическое произведение, популярную художественную литературу, открыть на первой попавшейся странице — и можно встретить причастные обороты.

Причастия украшают письменную речь и несколько усложняют ее, по сравнению с повседневной разговорной. Причастия могут отличаться по своему виду, и чтобы их использовать правильно, нужно усвоить эту разницу. Что такое причастия совершенного и несовершенного вида? Чем они отличаются и как их использовать?

Что такое причастие?

Первое, что нужно сделать, — выяснить, чем является причастие. Очень важно научиться отличать его от прилагательных. В чем заключается их главное отличие? Прилагательные образуются от существительных, наречий и т. д. Глаголы – это единственная часть речи, от которой образуются причастия. Однако причастие по некоторым признакам похоже на прилагательное, что очень сближает их и иногда вводит в заблуждение. И в то же время причастие обладает свойствами глагола.

Сравните прилагательное и причастие:

  • Скорость – скоростной. Это прилагательное и образовано оно от существительного.
  • Бежать – бегающий. Это уже причастие, поскольку образовано оно от глагола.

Глаголы бывают двух видов: совершенного и несовершенного. Следовательно, причастия также перенимают это свойство и могут иметь форму совершенного или несовершенного вида.

Причастия совершенного вида

Исходя из названия этих причастий, можно предположить, что образуются они от глаголов совершенного вида. Чтобы определить вид глагола, необходимо задать к нему уточняющий вопрос. Для совершенного вида это вопрос «Что сделать?». Глаголы, отвечающие на него, обозначают законченное действие.

Например:

  • Прочитать, написать, нарисовать, закрыть – всем этим глаголам соответствует вопрос «Что сделать?», следовательно, относятся к совершенному виду и означают законченное действие. «Нарисовать» — т. е. закончить рисунок, завершить его.

А вот так будут выглядеть причастия от глаголов совершенного вида:

  • Прочитавший, написавший, нарисовавший, закрытый. Словосочетание "прочитавший книгу" будет означать, что чтение уже закончено, действие завершено.

Причастия несовершенного вида

Глаголам несовершенного вида соответствует вопрос «Что делать?». Такие глаголы обозначают незаконченное действие.

Примеры:

  • Бегать, прыгать, рисовать, танцевать, слушать.

Следовательно, причастия от глаголов несовершенного вида будут отвечать на вопрос «Что делающий? Что делавший?».

Примеры:

  • Бегающий, прыгающий, рисующий, танцующий, слушающий. Эти действия обозначают процесс, т. е. они не завершены.

Словосочетание "рисующая девочка" говорит о самом процессе рисования, т. е. действие не завершено.

Главное различие между причастиями совершенного и несовершенного вида заключается в том, что они берут свое начало от разных форм глагола и обозначают либо законченное действие, либо процесс его совершения.

Действительные причастия

Причастия делятся на две большие группы: действительные и страдательные. В чем между ними разница?

Если причастие относится к предмету, который выполняет действие, то оно действительное.

Пример:

  • Кошка, гуляющая во дворе. / Кошка сама гуляет во дворе, т. е. выполняет действие самостоятельно.
  • Бабушка, накрывающая на стол. / Бабушка накрывает на стол, т. е. сама выполняет действие.

Действительные причастия могут использоваться в форме настоящего времени или прошедшего. Особое внимание при написании нужно обращать на суффиксы. Действительные причастия в настоящем времени берут свое начало только от глаголов несовершенного вида. Если причастие используется в настоящем времени и образовано от глагола первого спряжения, то оно может иметь следующие суффиксы: -ющ-, -ущ- . Если причастие образует глагол второго спряжения, то используются суффиксы –ащ-, -ящ-. Действительные причастия прошедшего времени происходят от глаголов как совершенного, так и несовершенного вида. В этом времени они будут иметь суффиксы –вш- или –ш-.

Страдательные причастия

Поскольку действительные причастия относятся к предмету, который сам выполняет действие, то легко предположить, что страдательные причастия относятся к предметам над которыми кто-то совершает действие.

Пример:

  • Собранные грибы лежали на столе. / Грибы не сами себя собрали, а кто-то выполнил это действие над ними, поэтому причастие «собранные» является страдательным.
  • Разобранный чемодан лежал возле шкафа. / Чемодан не сам себя разобрал, а кто-то сделал это, т. е. "разобранный" – это страдательное причастие.

Страдательные причастия, как и действительные, могут иметь форму настоящего времени и прошедшего. В настоящем они образуются только от глаголов несовершенного вида. Если глагол был первого спряжения, то причастие будет меть суффикс –ем- или –ом-. Если глагол был второго спряжения, то используется суффикс –им-. Форму прошедшего времени страдательные причастия могут образовывать от глаголов и совершенного, и несовершенного вида. В прошедшем времени используются суффиксы –н(н)-, -ен(н)-, -т-. Выбор определенного суффикса будет зависеть от глагола, от которого берет свое начало причастие. Но стоит отметить, что полные страдательные причастия совершенного вида пишутся с двумя –нн- в суффиксе, а одна –н- используется только в кратких страдательных причастиях.

Знаки препинания

На письме причастия с зависимыми словами называются причастным оборотом. Существуют некоторые правила оформления оборота при помощи знаков препинания.

Если определяемое слово стоит на первом месте, а за ним следует причастный оборот, то последний будет выделяться запятыми:

  • Картины, висящие на противоположной стене, восхищали и вдохновляли. / В этом предложении определяемое слово «картины», причастный оборот следует за ним, следовательно, с двух сторон стоят запятые.

Но если оборот находится перед определяемым словом, то он никак не выделяется запятыми:

  • Висящие на противоположной стене картины восхищали и вдохновляли. / «Картины» также остается определяемым словом, но теперь оно стоит после причастного оборота.

Как и во многих правилах, здесь есть свои исключения. Если определяемое слово выражено местоимением, то причастный оборот будет выделяться запятыми, даже если находится перед ним.

Если причастный оборот расположен перед словом, которое он определяет, но между ними есть еще другие члены предложения, то он также выделяется запятой.

Итак, чтобы легко использовать причастия в письменной и устной речи, хотя в устной они встречаются гораздо чаще, необходимо в первую очередь усвоить разницу между причастием и прилагательным. Поле этого нужно разобраться, какие формы используются в разных случаях. Например, как лучше использовать причастия совершенного и несовершенного вида.

И, наконец, для грамотного оформления оборотов на письме необходимо усвоить, как расставлять знаки препинания. Очень полезно просматривать художественную литературу, где причастные обороты встречаются довольно часто. Такие труды послужат наглядным примером. Встречая в тексте причастный оборот, можно останавливаться и анализировать то, как он использован и какие знаки препинания его окружают.

fb.ru

Совершенный и несовершенный вид глагола

Грамматика русского языка → Виды глагола

Глаголы в русском языке имеют два вида - совершенный и несовершенный. В предложениях "Отец писал письмо" и "Отец написал письмо" глаголы обозначают одно и то же действие, но "писал"просто указывает, что действие происходило, а "написал" — что действие закончено, доведено до результата.Таким образом, глаголы "писал" и "написал", совпадая по лексическому значению, различаются по виду: "писал" — глагол несовершенного вида, "написал" — совершенного.

Что означают глаголы совершенного и несовершенного вида

Глаголы несовершенного вида обозначают действие длительное, постоянное или повторяющееся, например: Он долго молчал; Река течёт на сёвер; Он ходит на работу пешком. С глаголаминесовершенного вида свободно сочетаются такие наречия, как «всегда», «долго», «обычно», «постоянно», «часто», указывающие ка отсутствие ограничений во времени, повторяемость.

Глаголы совершенного вида обозначают действие законченное, доведённое до результата или какого-нибудь предела, например: Я прочитал эту книгу; Ученики решили задачу; Сестра уехала вдеревню. Глаголы совершенного вида могут обозначать также действие, которое совершается один раз (однократное) (крикнуть, прыгнуть, толкнуть), или действие, которое началось (заговорить, закричать, запеть), которое продолжалось некоторое время и закончилось (поговорить, поработать, посидеть).

Два глагола, совпадающие по лексическому значению и различающиеся только по виду, образуют видовую пару: давать — дать, делать — сдёлать, готовить — приготовить, начинать — начать, решать — решить, уходить - уйти.

Наряду с глаголами, образующими видовые пары, встречаются так называемые одновидовые глаголы, имеющие или только форму несовершенного вида (быть, присутствовать, участвовать...), или только форму совершенного вила (понадобиться, закричать...).

Различия между несовершенным и совершенным видом проявляются и грамматически. Этo видно из следующей таблицы:

  Вид

  Настоящее

  Прошедшее

  Будущее

  Причастие настоящего времени

  Несовершенный

+

+

Сложное

+

  Совершенный

-

+

Простое

-

 

Таким образом, глаголы несовершенного вида имеют три времени: настоящее, прошедшее и будущее сложное, глаголы совершенного вида имеют два времени: прошедшее и будущее простое.

 

polyidioms.narod.ru

Совершенный и несовершенный вид глагола

 

Вид глагола в русском языке является постоянной его грамматической категорией, так как обнаруживается во всех формах этой части речи. Эта же причина позволяет не относить его к предикативным категориям, так как он может реализоваться не только в роли сказуемого.

Вид глагола – это его непременный признак. Он принимает прямое участие в словообразовании данной части речи. Все лексемы со значением действия эта категория делит на две группы: совершенный и несовершенный вид глагола. Средства их выражения имеют свою специфику. Заключается она в том, что вид глагола определяется его основой, а не флексией. А это, в свою очередь, обусловливает тесную взаимосвязь лексического значения части речи с данной категорией.

То есть вид глагола – категория семантическая, номинативная. Она указывает на то, как действие, которое называет глагол, проходит во времени. Также она помогает различать смысл тех высказываний, которые состоят из одинаковых словоформ. Например: Было утро. Солнце всходило и было утро. Солнце взошло. С помощью вида здесь отражаются различные ситуации. В то же время эта категория является интерпретирующей. Это означает, что с ее помощью одно и то же событие может по-разному изображаться субъектом речи. Например: Катя не выполняла упражнение. Катя не выполнила упражнение. Общая ситуация здесь одинакова: наличие невыполненного упражнения. Однако вид глагола объясняет ее по-разному. Несовершенный указывает на то, что Катя и не пыталась выполнять упражнение, а совершенный говорит о том, что она не смогла его выполнить.

В современной литературе языковеды грамматическое значение этой категории чаще всего определяют посредством различия между целостностью действия и его пределом.

Глаголы, относящиеся к совершенному виду, называют действие предельное. То есть во времени оно достигает такого предела, после которого или прекращается, или переходит в следующую фазу. Например: Малыш впервые пошел и продолжает ходить. Дерево сгорело. Действия, которые называет совершенный вид глагола, уже случились или могут произойти независимо от протекания их во времени. К нему нельзя поставить вопрос об актуальном, настоящем: что происходит сейчас? В этом смысле действие, которое он называет, нельзя поделить на части, на факты и события, оно представляется целостным.

Глаголы, относящиеся к несовершенному виду, называют или предельными, то есть теми, которые имеют предел, но еще продолжаются во времени (он читает книгу), или же непредельными (принадлежать). Для этого вида актуален вопрос: что происходит сейчас? Он обладает свойством обозначать действие, развивающееся во времени, но также может обозначать и то, которое завершившилось в реальности.

В структуре предложения вид глагола вместе с другими средствами служит для характеристики высказывания. Его контекстные значения еще называют частными.

Глаголы, принадлежащие к совершенному виду, обозначают:

1) Повторение нескольких действий в конкретной ситуации. Например: Котенок то придавит мышь, то отпустит, то снова поймает.

2) Конкретные факты, которые происходят единожды. Например: Он прибежал, запыхавшись, схватил забытые вещи и выскочил из комнаты.

Глаголы, принадлежащие к несовершенному виду, обозначают:

1) Ситуации, отношение к которым постоянно. Например: Люблю Отчизну я!

2) Ситуации, которые повторяются много раз. Например: Укладывая детей спать, мама поет им песни.

Учитывая все, сказанное выше, можно дать следующее определение виду: это морфологическая, двойная, номинативно-объяснительная категория, которая обозначает различия в протекании любого действия. Выражается она противопоставлением значений двух видов – совершенного и несовершенного.

 

fb.ru

Глаголы совершенного и несовершенного вида

 

Глагол совершенного вида Глагол несовершенного вида
Отвечает на вопрос что сделать?   Отвечает на вопрос что делать?  
Обозначает законченное, завершенное действие. Может быть в прошедшем и будущем времени. Обозначает незаконченное, незавершенное действие. Может быть в настоящем, прошедшем и будущем времени.
  прочитать, прочитал, прочитаю   читать, читаю, читал, буду читать

 

 

Возвратные и невозвратные глаголы

Возвратные глаголы Невозвратные глаголы
Употребляются с постфиксом –ся (-сь). Действие возвращается на себя Употребляются без постфикса –ся (-сь). Действие возвращается на тот предмет, который выполняет действие
учиться, встречаться (то есть учить себя, встречать себя с кем-то) учить, встречать

 

Переходные и непереходные глаголы

 

Переходный глагол Непереходный глагол
обозначает, что действие переходит на предмет обозначает, что действие не переходит на предмет
Сочетается: – с существительным, числительным или местоимением в винительном падеже без предлога; – с существительным или местоимением в родительном падеже без предлога, но только при отрицании или указании на часть чего-либо. Сочетается: – с существительным, числительным или местоимением в косвенных падежах (кроме винительного) без предлога или с предлогами. Непереходными являются: – все возвратные глаголы; – отыменные глаголы с суффиксом -е- и -нича-(-ича-)
Читать (что?) книгу Не чувствовать (чего?) боли Налить (чего) чаю   заболеть (чем?), увлекаться, обессилеть, ябедничать

 

Наклонения глагола

Глаголы имеют три наклонения: изъявительное, повелительное и условное (или сослагательное).

Изъявительное наклонение Повелительное наклонение Условное (сослагательное) наклонение
обозначает реальное действие, которое происходило, происходит или будет происходить обозначает нереальное действие, приказ или просьбу образуется при помощи частицы «бы» и обозначает действие, которое возможно при определённых условиях
  Учил, учу, буду учить, выучу   Учи, выучи, пусть выучит   выучил бы

Время глаголов

Глаголы в изъявительном наклонении бывают прошедшего, настоящего или будущего времени.

Прошедшее время Настоящее время (только у глаголов несовершенного вида) Будущее время
Действие происходило до момента речи. Образуется при помощи суффикса –л   Действие происходит в момент речи   Действие будет происходить после момента речи  
выучил, писал учит, учу выучу, будет учить

 

Число, лицо, род глаголов

Число

Глаголы бывают единственного или множественного числа:   учу, учит – учим, учат  

Лицо

Глаголы бывают 1-го, 2-го и 3-го лица.

1-е лицо 2-е лицо 3-е лицо
я учу мы учим ты учишь вы учите он (она, оно) учит они учат

Род

Глаголы единственного числа изъявительного и условного наклонений бывают мужского, женского и среднего рода.   учил, учил бы; учила, учила бы; учило, учило бы.

Синтаксическая роль глагола

 

Глагол (в спрягаемой форме) в предложении обычно играет роль сказуемого, но может быть и любым другим членом предложения.

Подлежащее Сказуемое Дополнение Определение Обстоятельство
Что? Что делать? Что сделать? Вопросы косвенных падежей Какой? Где? Когда? Куда? Откуда? Почему? Зачем? Как?
Жить – Родине служить.   Любить– значит прощать Я (что делаю?)иду в школу Мы смотримтелевизор Прошу вас (о чём?) не шуметь. Командир приказал (что?)наступать Желание (какое?)учитьсябыло у него постоянным. Мечта (какая?)поехать на море с каждым днём становилась всё сильней. Я поехал в горы (с какой целью?)подлечиться. Наша семья летом поехала к морю (с какой целью?) отдохнуть

 

Написание суффиксов -ОВА-, -ЕВА-, -ИВА-, -ЫВА-

Если в 1-м лице настоящего времени глагол оканчивается на -ую, -юю, то в неопределенной форме и в прошедшем времени пишется -ОВА-, -ЕВА-   беседую – беседовать, беседовал (а не беседывать, беседывал)   воюю – воевать, воевал (а не воивать, воивал)
Если в 1-м лице настоящего времени глагол оканчивается на -ываю, -иваю без ударения на -А-,то в неопределенной форме и в прошедшем времени пишется -ЫВА-, -ИВА- рассказываю – рассказывать, рассказывал (а не рассказовать, рассказовал) рассматриваю – рассматривать, рассматривал (а не рассматревать, рассматревал)
Если в суффиксе ударение падает на -А-, то пишется -ЕВА-   одолева́ть, одолева́ю (а не одолива́ть, одолива́ю)

 

Правописание безударных личных окончаний глаголов

Личными называются окончания глагола, который изменяется по лицам.

Личными могут быть только глаголы настоящего и будущего времени.

Глаголы прошедшего времени не могут иметь личного окончания, т.к. они не изменяются по лицам, а изменяются только по родам (я читал, ты читал, он читал – окончания не изменяются)

Личные окончания глаголов:

I спряжение II спряжение
пишешь читаешь -ешь -ишь учишь строишь
пишет читает -ет -ит учит строит
пишем читаем -ем -им учим строим
пишете читаете -ете -ите учите строите
пишут читают -ут (-ют) -ат (-ят) учат строят

 

Правописание -СМОТР-, -СМАТР-

 

Без ударения пишется О   смотреть, пересмотреть, засмотреться
Под ударением что слышится, то и пишется посмОтрит, посмАтривал

 

Правописание глаголов с частицей НЕ

Частица НЕ с глаголами пишется раздельно.

Например: не учишь, не говорить, не будешь молчать, не играл бы.

Исключение: частица НЕ пишется слитно с глаголами, которые не употребляются без НЕ.

Например: невзлюбить, нездоровится, ненавидеть, негодовать, недоумевать, неволить.

В глаголах следует различать приставку НЕДО- и частицу с приставкой НЕ ДО-.

НЕДО употребляется в значении «мало», НЕ ДО – в значении «не до конца довести действие».

НЕДО- (в значении «мало», имеет антоним с ПЕРЕ-) Значение недостаточности действия: завершить действие НЕВОЗМОЖНО! НЕ ДО- (в значении «сделал не до конца»). Значение незавершённости действия: завершить действие ВОЗМОЖНО!
недоедать (голодать) – антоним: переедать   недоглядеть за больным(нельзя доглядеть за больным) недосмотреть за ребенком(нельзя досмотреть за ребенком) не доедать суп из-за спешки(можно потом доесть) не доглядеть спектакль (можно доглядеть в следующий раз) не досмотреть фильм (можно вернуться и досмотреть его)

 

ЗАПОМНИТЬ!

1) Глагол «недоставать»(в значении «отсутствовать в нужном количестве») пишется с НЕ слитно, т.к. НЕДО- является приставкой. Также НЕДО- пишется слитно в устойчивом выражении «Этого ещё недоставало!».

Например:

Этой семье постоянно недоставало денег.

В пейзаже недоставало красок.

НО!

Мальчик НЕ доставал до полки. (НЕ пишется раздельно, т.к. действие может быть закончено).

2) Есть глаголы с приставкой ДО-, которые не употребляются без частицы НЕ:

НЕДОлюбливать, НЕДОоценить, НЕДОпонимать, НЕДОслышать.

 

Мягкий знак в глаголах, -ТСЯ и -ТЬСЯ

Мягкий знак пишется на конце глаголов после согласных:

Правила Примеры Исключения
  В глаголах неопределенной формы   гулять, прогуляться   --
В глаголах 2-го лица единственного числа настоящего и будущего времени гуляешь погуляешь прогуляешься --
В глаголах повелительного наклонения (в том числе и перед –СЯ и –ТЕ) жарь жарься жарьте ляг – лягте приляг – прилягте
В возвратной частице, стоящей после гласной улыбнусь улыбнулись улыбнитесь  

 

Правописание -ТСЯ, -ТЬСЯ

В глаголах 3-го лица пишется -ТСЯ, в глаголах неопределенной формы пишется -ТЬСЯ.

Примеры:

Он учиТСЯ (глагол 3-го лица)

Он пойдет учиТЬСЯ (глагол неопределенной формы)

Правописание глаголов прошедшего времени

 

Перед суффиксом -Л- пишется та же гласная, что и перед -ТЬ в неопределенной форме (инфинитиве).

Например:

видЕть – видЕл

выпИть – выпИл

надеЯться - надеЯлся

 

Безличные глаголы

 

Глаголы, которые обозначают действия, происходящие сами по себе, без действующего лица (предмета), называются безличными.   В предложении безличный глагол-сказуемое употребляется без подлежащего. Дышится (легко). Нездоровится. Смеркалось.

 

Безличные глаголы употребляются в изъявительном и условном наклонениях и в неопределенной форме:

В изъявительном наклонении для каждого времени имеют форму 3-го лица единственного числа и форму среднего рода единственного числа прошедшего времени Вечереет. Будет вечереть. Вечерело.  
В условном наклонении имеют только одну форму Потеплело бы.  
В неопределенной форме никаких специфических особенностей не имеют Нездоровиться  

 

Две основы глагола

В отличие от других частей речи, глагол имеет не одну, а две основы:

основу инфинитива и основу настоящего времени.

Пример:

Возьмем слово говорить.

Основа инфинитива – говори.

Основа настоящего времени – говор.

 

Пояснение:

- чтобы найти основу инфинитива, надо от глагола инфинитива отбросить суффикс -ть (-ти):говори-ть.

- чтобы найти основу настоящего времени, надо преобразовать глагол в форму 3-го лица множественного числа настоящего времени и выделить основу: говор-ят.

 

От основы настоящего времени образуются личные окончания глагола настоящего времени, повелительного наклонения, причастия настоящего времени:

говор-ю (-ишь, -ит, -им, -ите, -ят)

говор-ите

говор-ящий

lektsia.com

Время говорить по-русски::Урок 08::Сцена 01::Грамматический комментарий

Грамматический справочник

Может быть, вы уже заметили, что в русском языке при описании действия используются очень похожие, но все же неодинаковые глаголы. Эти глаголы обозначают одно действие, имеют одно лексическое значение – но они разные. Например:

Я писал письмо. Я написал письмо.Вы начинали смотреть фильм? Вы начали смотреть фильм?Друзья пили пиво. Друзья выпили пиво.

Какое отличие между ними? Это глаголы разных видов. Обычно глагол с одним лексическим значением в русском языке имеет две формы – несовершенного или совершенного вида (хотя в русском языке есть и особые глаголы).

Теперь, когда вы знаете, что в русском языке существует совершенный и несовершенный вид глагола, нужно ответить на два самых важных вопроса:

  1. Какие формальные признаки у обоих видов? Другими словами, как понять, какой глагол перед вами – совершенного или несовершенного вида?
  2. Когда, в какой ситуации вам нужно выбрать глагол одного вида, а когда – другого? Какие правила существуют в русском языке при выборе вида глагола?

ОБРАЗОВАНИЕ ВИДОВЫХ ФОРМ ГЛАГОЛА

Главной, базовой, формой считают форму несовершенного вида – её вы найдете и в словаре. Глагол несовершенного вида обозначает собственно действие. От этой формы образуется форма совершенного вида разными способами.

  1. При помощи различных приставок
  2. При помощи разных суффиксов
  3. Путем использования совершенно другого слова

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ГЛАГОЛОВ НЕСОВЕРШЕННОГО И СОВЕРШЕННОГО ВИДОВ.

Использование глаголов несовершенного и совершенного вида для выражения повторяющихся действий, однократного и результативного действия.

Когда мы хотим сказать о действии, которое происходит регулярно, нам нужен глагол несовершенного вида. Если действие произошло один раз в конкретный момент – день и час – и мы знаем о его результате, нас интересует этот результат – берем совершенный вид.

Обратите внимание, что когда мы хотим сказать о повторяющихся действиях, то мы не только используем глаголы несовершенного вида, но и включаем дополнительную информацию – включаем в предложения слова (обычно наречия), которые обозначают эту повторяемость: иногда, часто, регулярно, днём и др.

Ирина не любит готовить, она редко готовит.

Словосочетания со словом «каждый» – каждый день, каждое утро, каждый год и др., выражающие повторяемость, должны всегда стоять в винительном падеже (4).

Мы завтракаем каждый день утром в 8 часов.Родители звонят мне каждую неделю.

Когда мы говорим о действии, которое произошло однажды или один раз, но результат которого нам важен, актуален, – мы используем глаголы совершенного вида.

Я купила вкусный торт – вот он, давай его съедим!Друзья посмотрели новый фильм вчера – фильм им очень понравился.

Сравните:

Марина обычно не покупает вещи в магазине, а покупает их на рынке. Но сегодня она увидела на рынке красивое пальто и шляпу и купила их.

Игорь редко звонит мне домой так поздно, а вчера вечером он почему-то мне позвонил.

Вы уже знаете, что когда мы хотим сказать о том, что какой-то предмет кому-то принадлежит, то мы в русском языке используем притяжательные местоимения: мой, твой, его и т. д., например:

Это я. Этой мой дом.

Вот мой друг. Мы давно знаем его жену.

Здесь учатся студенты. Я покажу тебе их аудиторию.

Наряду с этими притяжательными местоимениями для указания принадлежности предмета лицу, которое выступает в роли субъекта в предложении, используется возвратно-притяжательное местоимение свой.

Местоимение свой изменяется по родам, падежам и числам точно так же, как притяжательные местоимения:

Обратите внимание! В сочетании с существительным в именительном падеже используются только притяжательные местоимения (мой, твой, наш, ваш и т.п.), местоимение свой – никогда:

Это я, это мой друг. – друг – это субъект, выраженный существительным в именительном падеже (1)

Вчера к нам пришли в гости наши друзья. – друзья – это субъект, выраженный существительным в именительном падеже (1)

Возвратно-притяжательное местоимение свой используется, только если в предложении субъект действия и обладатель предмета совпадают.

Обратите внимание на разницу в значении предложений с притяжательными местоимениями и с возвратно-притяжательным местоимением свой:

Это Ве́ра и её маши́на.Она е́здит на рабо́ту на свое́й маши́не.Это Кири́лл и его́ маши́на.Он е́здит на рабо́ту на свое́й маши́не.

speak-russian.cie.ru