Социальная адаптация и ее виды. Социально адаптированный


Социальная адаптация и ее виды

Социальная адаптация: что это?

Определение 1

Социальная адаптация выступает в качестве одного из значимых объектов социологической науки. Исследователи определяют социальную адаптацию как особый процесс, который оказывает влияние на приспособление отдельной личности или более широкой социальной группы к новым условиям, или же к условиям, которые претерпевают постоянные изменения по различным параметрам (экономическим, политическим, социальным, духовным и иным). Иными словами, социальная адаптация – это результат приспособления человека к социальной группе или обществу, в котором он существует или планирует реализовывать свою жизнедеятельность.

От адаптационного процесса человека напрямую зависит возможность его самореализации, выявления и раскрытия творческого потенциала. Адаптируясь, человек вступает в совершенно новые социальные связи, и если они достаточно крепки, то и цели, которые ставит перед собой личность, адаптируясь, будут реализовываться более успешно. Тем не менее, адаптация – это не только привыкание и общение: это более глубокий процесс. Он предполагает оценку своих способностей, соотнесение возможности удовлетворения потребностей с теми ресурсами, которыми располагает общество.

Человек зависит не только от людей и социальных институтов, которые окружают его: он также зависит и от существующих в обществе установленных норм и законов. Попадая в новую среду, он обязан исполнять их, даже если они расходятся с его мировоззрением и пониманием ситуации. Только в этом случае он будет «своим», не будет отвергнут обществом. Особо это важно в том случае, если человек в течение долгого времени стремился стать частью какой-либо общности, и, попав в нее, негласно должен быть согласен с ее установками, ценностями и нормами.

Замечание 1

Адаптация – это непрерывный процесс. Он касается человека даже тогда, когда тот не планирует изменить место своего жительства, работы. Окружающие условия постоянно меняются, на первое место выходит технический прогресс и его особенности. Все это заставляет человека приспосабливаться, чтобы быть полноценным участником социальных, политических, экономических и иных отношений. В связи с этим человек сталкивается с несколькими проблемами. Во-первых, каким образом определить свое предназначение, и во-вторых, как найти смысл жизни, если действительность постоянно предлагает новые условия.

Виды социальной адаптации

Определение 2

Социальная адаптация – это особый процесс, который отличается управляемостью как извне, так и самим человеком, которому необходимо адаптироваться к новым условиям. По сути, самоуправление – основа социальной адаптации, ведь только сам человек может осознать важность своей адаптации и найти оптимальные пути восприятия новых условий, при этом не нарушая установленные социальные нормы.

Существует несколько основных видов социальной адаптации, которые исследователи подразделяют по определенному набору признаков. Безусловно, стоит сразу уточнить, что социальная адаптация является наиболее доминирующим видом, но мы хотели бы уточнить значение каждой:

  1. Управленческая адаптация, или как ее еще называют «организационная» - она подразумевает, что без управления никакая социальная система не может существовать и выполнять свои функции. В этой связи, благодаря управленческой адаптации, руководство может предоставить человеку наиболее благоприятные условия, а также создать предпосылки для дальнейшего развития человеческой личности, обеспечивать его профессиональную и повседневную жизнедеятельность.

  2. Экономическая адаптация – это процесс, который сложился во время усвоения новых социальных и экономических норм и принципов, которыми располагает общество. Это адаптирование к условиям труда, заработной платы, социальным выплатам, пенсиям, а также к условиям социального страхования, которые предоставляют человеку новые общества. Без материальных ресурсов человек попросту не сможет отрегулировать и удовлетворить свои потребности, поэтому экономическая адаптация также играет довольно важную роль.

  3. Педагогическая адаптация представляет собой процесс приспособления к системе образования, ее стандартам и нормам. Воспитание играет очень важную роль в жизни человека, поскольку образование и воспитание – непрерывны. Человек оканчивает школу, университет, но по-прежнему продолжает обучаться, что дает ему возможность совершенствоваться и в негласном порядке адаптироваться к новым условиям.

Функции социальной адаптации

Социальная адаптация выполняет ряд особых функций. Во-первых, это мобилизующая, которая заключается в принятии отдельных элементов, как и в социальном, так и в психологическом освоении ценностной системы. Вторая функция – это стимулирующая. Потребность в принятии новых норм и ценностей, стать «своим» в новой социальной группе в определенном смысле стимулирует человека совершенствоваться, изучать что-то новое, воспринимать совершенно новые, несвойственные ему формы жизнедеятельности.

По сути, процесс адаптации способствует развитию индивида, его процветанию, воспроизводству новых ценностей и вступлению в совершенно новую стадию социальной среды. Цель адаптации, как отмечают исследователи – это развитие личности в новых социально-политических, экономических и культурных условиях. Это, в свою очередь, означает рост потребностей, их выход из категории «базовые» в категорию «возвышенные». А этот процесс, в свою очередь, ведет к повышению уровня образования и культуры. По этой причине функционирование социальной адаптации представляется исследователями как преимущественно положительный процесс. Но стоит сделать оговорку о том, что успех можно констатировать лишь в том случае, если внешние требования общества совпадают с внутренними возможностями личностями, ее готовностью отказаться от некоторых своих базовых установок ради процветания как собственного, так и общественного.

spravochnick.ru

Социальная адаптация детей, инвалидов - проблемы, диагностика

Социальная адаптация – это форма взаимодействия субъектов с социальной средой, активное приспособление личности к ее условиям, требованиям социума. Также данный процесс можно назвать интеграцией человеческого субъекта в общество, следствием которого является достижение развития самосознания, выработка ролевого поведения, формирование способности к самообслуживанию и самоконтролю, создание адекватных взаимосвязей с окружающим социумом. Процесс социальной адаптации охватывает также непосредственную связь с преобразованием функций различных органов, переустройством систем, выработкой обновленных умений, привычек, качеств, способностей, что ведет к адекватности личности среде.

Социально-психологическая адаптация

Важнейшим и необходимым условием нормального функционирования социума в качестве неделимого социального организма является соответствующая норме адекватная социально-психологическая адаптация. Ведь она предполагает интеграцию субъекта в социальные условия посредством приобретения статуса, положения в социальном устройстве общества.

Социальная адаптация человека демонстрирует процесс присваивания предписаний и ценностных ориентиров конкретного общества.

Психологическая адаптация проявляется перестройкой динамического шаблона личности соответственно новым требованиям окружающего мира. В психологической науке процессы адаптации означают трансформации, происходящие в реактивной либо чувствительной сфере сенсорного органа чувств или рецептора, которые имеют временный характер.

Под адаптацией в социальной психологической науке понимается модифицирование системы взаимоотношений в культурном или социальном плане. Любые структурные трансформации либо поведенческая перестройка, обладающие жизненно важной значимостью рассматриваются в качестве социализации.

Социальная адаптация личности обуславливает, определенное состояние личности, при котором ее потребности и условия среды полностью удовлетворены, с одной стороны, а с другой – являет собой процесс, через который достигается такая гармония. Адаптация в качестве процесса приобретает форму трансформации среды и модификаций в организме субъектов посредством применения действий, которые будут соответствовать конкретной ситуации.

Существует две диаметрально противоположные классификации социально-психологического адаптационного процесса, предложенные А. Налчаджяном и И. Калайковым.

Ниже представлена классификация адаптации по А. Налчаджяну. Социальная адаптация человека может проходить соответственно норме, может отклоняться от нормы, тогда следует говорить о девиантной адаптации. Также он выделил патологическую адаптацию. Нормальный адаптационный процесс приводит личность к стабильной приспособленности в типичной проблемной обстановке без анормальных трансформаций ее структуры, также как и без нарушений предписаний, требований социального объединения, в которой проходит активность личности.

Девиантная или отклоняющаяся от нормы социализация характеризуется удовлетворением личностных потребностей в конкретной социальной обстановке или группе, однако наряду с этим ожидания других членов социального процесса не воплощаются в реальность вследствие поведения личности. Процесс, который целиком или отчасти реализуется при помощи анормальных механизмов и вариаций поведения, ведет к выработке патологических комплексов, черт характера, которые образуют невротическую симптоматику и психопатические синдромы. Такой процесс называется патологической адаптацией.

Классификация, предложенная И. Калайковым, в себе содержит три формы прохождения адаптации: внешнюю, внутреннюю и реадаптацию. Внешняя адаптация выражается в процессе, через который субъект приноравливается к объективным внешним проблемным ситуациям. Внутренней адаптацией он называл процесс трансформации внутренних качеств личности, образование новых вследствие воздействия внешних обстоятельств. Реадаптацию он характеризовал в качестве приспособления в новой общественной среде, коллективе, где превалируют иные ценности, правила, требования и способы поведения, где абсолютно другая ведущая деятельность. Реадаптации сопутствует пересмотр либо отказ частично или целиком от норм, предписаний, ценностей, социальных ролей, форм поведения, а также от отдельных адаптивных механизмов. Такой процесс сопровождается серьезными личностными модификациями.

Процесс социальной адаптации довольно тесно связан с формированием индивидуальности. Социальная адаптация индивидов обладает рядом индивидуально-психологических характеристик, вследствие чего она не может совершаться одновременно и с одинаковой силой в разных областях бытия субъектов.

Социально-психологической адаптацией называют процесс вживления индивидуумов в определенную группу, которая включает их в систему взаимоотношений, образовавшихся в ней. В социально-психологическом адаптационном процессе следует выделить два компонента. Первый содержит в себе рост количества неопределенных социальных событий, в которых определенное социальное объединение субъектов еще не обладает нормативными предписаниями о задачах и плодах собственной деятельности. Причем таких предписаний не существует еще ни со стороны групп, находящихся на более высоком социальном уровне, ни основанных на собственном групповом опыте. Второй компонент заключается в преобразованиях социальной реальности, которые сопровождаются зарождением новых форм социальной деятельности и социальных ролей, что ведет к соответственным многовариантным проявлениям на уровне коллективного сознания, появлению специфических, ранее не существовавших групповых предписаний, включающих и противоположные по своей направленности нормы.

Социальная адаптация личности служит связующим элементом между общественной деятельностью и социальным естеством индивида, при этом способствует развитию и содержательно обогащает социальную среду и природу индивида. Стержневым компонентом адаптационного процесса считается соотнесение самооценок, притязаний и желаний личности с ее потенциалом и действительностью социальных условий, также включающее тенденции формирования среды и индивида. Среда влияет на субъект или коллектив, который избирательно усваивает или преобразует такие воздействия согласно с собственным внутренним естеством, а субъект или коллектив активно воздействует на окружающие условия. Такой механизм адаптации, образуясь в ходе социализации личности, делается фундаментом ее деятельности и основой поведенческих реакций.

Социальная адаптация детей

Процесс социальной адаптации является составной частью социализации. Социализация служит для обучения, а адаптация – изменения того, чему научили. Социум навязывает индивидам определенные социальные роли, но их принятие, выполнение или отрицание всегда обусловлено личностным характером. Социальная адаптация детей имеет свои определенные уровни социальной адаптации: общественный, групповой и индивидуальный.

Для малыша поступлению в дошкольное образовательное заведение всегда сопутствуют определенные психологические трудности. Такие трудности появляются вследствие того, что родительское чадо переходит из привычной для него семейной обстановки в условия дошкольного заведения. Обстановка дошкольных учреждений может казаться малышу несколько специфичной. Ведь детский сад является особым микросоциальным мирком, который условиям семьи не может быть противопоставлен. К таким специфическим особенностям детских дошкольных учреждений следует отнести продолжительное пребывание в одном месте довольно большего числа сверстников одновременно, что ведет к росту вероятности инфицирования и быстрому утомлению детей.

Следующей специфической особенностью можно считать определенные педагогические приемы в подходах к малышам, которые провоцируют сковывание проявления индивидуальности детей. При неправильном воспитании это может привести к негативным реакциям и проявлениям со стороны детского поведения. Новая социальная обстановка требует от детей соответствующих такой обстановке форм поведения.

Способность субъектов модифицировать собственное поведение в соответствии изменениями социальной среды называется социальной адаптацией.

Понятие адаптация дословно означает приспособление. Способностью приспосабливаться к меняющейся обстановке обладают все живые существа на планете. Это универсальное явление. Так, например, растения адаптируются к почве и климату, а животные к среде обитания.

Для наиболее оптимального и комфортного существования организма создаются определенные условия благодаря свойствам адаптации. Если индивид полностью здоров, обладает хорошей эмоциональной реакцией, доволен собственной жизнью, то такое состояние называется физиологической адаптацией. Однако при возникновении необходимости какого-либо изменения, участвующие в этом системы начинают трудиться более интенсивно, ведь любое переустройство реакций требует усиление процессов напряжения. Например, когда индивид поднимается вверх, у него учащается дыхание и ускоряется сердцебиение. Такое состояние называется напряженной адаптацией. В случае такой перестройки, если при этом не наблюдается превышение возможностей адаптационных механизмов, то эта перестройка и вызванное ею напряжение приведут к следующему уровню физиологической адаптации, другими словами вызовут реакции, наиболее оптимально отвечающие потребностям конкретной ситуации.

В ходе превышения адаптационного потенциала функциональные системы принимаются трудиться в неблагоприятных нагрузках, что будет являться формой патологической адаптации. Типичным проявлением патологии адаптации считается болезнь. Стрессовые состояния возникают вследствие превышения возможностей адаптационных механизмов. В соответствии с тем, какая система организма более заинтересована в стрессовых реакциях, можно выделить болевой, эмоциональный или психический стресс.

Итак, каким образом формируются у малышей способности к адаптационным процессам? В какой мере это качество является врожденным, а что завоевывается в ходе развития? Ярчайшим проявлением биологической адаптации является рождение малыша. Переход из внутриутробного существования к внеутробному требует от крохотного человеческого организма перестройки коренным образом деятельности всех его стержневых систем, таких как система кровообращения, пищеварения, дыхания. К моменту рождения перечисленные системы должны обладать возможностью осуществления функционального преобразования, другими словами должен иметься в наличии соответственная врожденная степень готовности адаптационных инструментов. Здоровый новорожденный малыш обладает должной степенью готовности и довольно быстро адаптируется к бытию во внеутробной обстановке.

Система адаптационных механизмов аналогично другим функциональным системам продолжает собственное формирование и совершенствование на протяжении многих лет постнатального онтогенетического развития. У ребенка непосредственно после рождения формируется возможность к социальному адаптационному процессу постепенно по мере овладения ребенком окружающей его социальной обстановкой. Зарождение возможности к адаптации, с одной стороны, проистекает одновременно с развитием функциональной системы нервной деятельности, а с другой, тесно связано с выработкой поведенческих реакций, типичных для условий семьи.

Итак, для малыша меняются абсолютно все ключевые параметры среды, когда он зачисляется в детское учреждение. Все дети могут совершенно по-разному переносить сложности, связанные с эмоциональным напряжением в ходе приспособления к условиям детского дошкольного заведения. Здесь можно выделить легкий адаптационный процесс, средней тяжести и тяжелый.

При легкой форме адаптации ребенок выражает напряжение, которое у него присутствует, в виде кратковременного негативного эмоционального состояния. Часто у детей после вступления в дошкольное заведение в первое время наблюдается ухудшение сна и аппетита, им не хочется играть с остальными малышами. Все вышеперечисленные проявления проходят после поступления в течение месяца.

Адаптация средней тяжести характеризуется более медленно протекающей нормализацией эмоционального состояния малыша. Ребенок может в первый месяц перенести заболевание, которое будет длиться до 10 дней и не вызовет никаких осложнений.

Тяжелая адаптация характеризуется довольно продолжительным течением (временами может длиться несколько месяцев). Она может проходить в двух вариациях: либо будут случаться частые рецидивы заболеваний, которые нередко протекают с осложнениями, такими как отиты, бронхиты и т.п., либо будут наблюдаться стойкие нарушения поведенческих реакций, граничащих с предневрозным состоянием.

Проведенные исследования обнаружили, что такие малыши в старшем возрасте оказываются на учете в психоневрологических диспансерах. При сходных стрессовых ситуациях, таких как переход в старшую группу, в школу, у детей повторно наблюдаются неадекватные поведенческие реакции.

Если социальная адаптация детей и подростков, протекает в тяжелой форме, то таких детей следует обязательно направлять к психоневрологу на консультацию. Так как обе вариации тяжелой адаптации негативно воздействуют не только на детское формирование, но и на общее состояние здоровья. Именно поэтому первостепенной задачей родителей и воспитателей является предупреждение появления тяжелой адаптации вследствие поступления малыша в дошкольное или школьное заведение. Ведь в дальнейшем трудности адаптации остро станут перед детьми и в пубертатном периоде. С целью облегчения прохождения адаптации и помощи детям, испытывающим трудности в ходе адаптации, сегодня разработана программа социальной адаптации, содержащая в себе объем, формы и порядок осуществления мероприятий, целенаправленных на преодоление сложных жизненных ситуаций подростками.

Трудность адаптации может быть обусловлена следующими факторами: состоянием здоровья малыша, уровнем его развития, возрастом, обстоятельствами социального и биологического анамнеза, уровнем тренированности адаптационного потенциала. Более тяжело переносится разлука с родителями и изменения в условиях жизни в возрасте от 11 месяцев и до полутора лет. От получения психического стресса в этом возрасте довольно трудно уберечь малыша. В старшем возрастном периоде периодическая разлука с родителями постепенно утрачивает свое стрессовое воздействие.

К биологическим причинам относят токсикозы и перенесенные заболевания женщиной во время беременности, родовые осложнения, заболевания малыша до трех месяцев жизни. Постоянные болезни детей до прихода в дошкольное заведение также влияют на степень сложности адаптации. Также существенным значением обладают неблагоприятные влияния социальной сферы. Они появляются после рождения крохи и обнаруживаются в не обеспечении малышу правильного режима, соответствующего его возрасту. Несоблюдение режима ведет к быстрой утомляемости малышей, задержке развития психики, торможению процессов формирования навыков и личностных качеств, соответствующих возрасту.

Адаптационный потенциал не формируется сам по себе. Данная способность требует определенной тренировки, усложняющейся в процессе взросления, но превышающей возможностей конкретного возрастного периода. Формирование этого качества в норме происходит параллельно с социализацией малышей и развитием их психики. Ребенка нужно ставить в условия, при которых ему будет необходимо менять устоявшееся поведение, даже если принято решение не отдавать его в дошкольное заведение.

Социальный адаптационный процесс в школьной среде также характеризуется своими особенностями. Особенно сложным считается первый год школьного обучения. Это связано с видоизменением места ребенка в системе социальных взаимоотношений, со сменой всего его жизненного уклада, с возрастанием психоэмоциональной нагрузки. Беззаботное времяпровождение в виде игр сменяется учебной деятельностью, которая требует от детей напряженной умственной работы, активизации внимания, концентрации и практически неподвижного положения тела на уроках. Школьные уроки, увлечение детей просмотром телевизионных передач, занятиями музыкой, шахматами, иностранным языком ведут к снижению двигательной активности детей практически в два раза в сравнении с детсадовским периодом. Наряду с этим потребность в движении у них остается высокой.

Ребенку в школе приходится устанавливать межличностные контакты с одноклассниками и учительским составом, следовать требованиям школьной дисциплины, выполнять новые обязанности, диктуемые учебной работой. Далеко не все малыши могут быть готовы к этому. Психологи утверждают, что многим первоклассникам-шестилеткам довольно трудно социально адаптироваться. Причиной этого является несформированность личности, которая будет способна подчиняться режиму учреждения, усваивать нормы поведения, выполнять школьные обязанности. Поэтому многие ученые считают, что для адекватной социальной адаптации в школьной сфере, необходимо отдавать детей в школу не раньше, чем они достигнут возраста семи лет. В течение года, который отделяет шестилеток от семилеток, у ребенка вырабатывается произвольная регуляция собственного поведения, ориентировка на социальные предписания и требования.

Часто дети-первоклассники с собой берут в школу любимые игрушки. Это не стоит запрещать. Нужно лишь объяснить детям, что играть ими можно только лишь на перемене. Ведь малыш, беря с собой игрушку, ощущает себя защищенным.

Поступление в школу является очень серьезным шагом для детей. Это своеобразный переход от беззаботного и веселого детства к периоду, где главным будет чувство ответственности. Облегчить такой переход помогает процесс адаптации к школьному обучению и обязанностям.

Итак, социальная адаптация детей и подростков связана, главным образом, с их рождением, когда они окунаются в социум и адаптируются в нем. Следующими важными периодами адаптации являются поступление в дошкольное заведение и учебное учреждение.

Проблемы социальной адаптации

Социум считает нормальной личность, способную адаптироваться. Однако такой подход к пониманию в различных общностях и коллективах может разниться. Поэтому проблемы социальной адаптации, главным образом, могут появиться вследствие правил, которые приняты в этом конкретном обществе. К примеру, у иностранных граждан они могут появиться, как результат различий доминирующих норм в разнообразных культурах. Проблемы адаптации могут появляться вследствие поведения, несоответствующего предписаниям из-за индивидуальных личностных особенностей индивида. Так, например, робкий индивид просто не способен активно конкурировать с более пробивными коллегами.

В связи с разным реагированием людей на преобразования в собственной деятельности и всевозможные стрессоры, сегодня наиболее приоритетными задачами становятся изучение и разработка системы оптимизации этой способности с целью результативного воздействия на него. Поэтому рассматриваются возможности включения данной способности в качестве одной из основополагающих в требования к профессиональной пригодности специалиста и, главным образом, руководителя.

Если развитие считать жизненной стратегией, то исходя из этого, адаптация будет тактикой, позволяющей индивиду удерживаться в установленных эволюционных границах, тем самым обеспечивая возможность прогресса. Эффективная адаптация является одной из предпосылок успешной профессиональной самореализации.

Каждый индивид, в процессе жизненного развития вступает в новые для себя условия, вследствие чего неизбежно преодолевает более или менее длительные процессы адаптации.

С проблемами адаптации в процессе жизнедеятельности сталкиваются многие возрастные категории людей, наиболее тяжело проходит адаптация в дошкольном, пубертатном и пенсионном возрасте.

Проблемы адаптации людей в предпенсионном и пенсионном возрасте часто связаны с так называемой возрастной депрессией. В этом возрасте индивиды переживают тяжелый психологический кризис, связанный с множеством конфликтов, происходящих в их жизни. В этом периоде на субъектов оказывают воздействие различные факторы: этапов жизни, здоровья, социальные факторы. Факторы этапов жизни заключаются в анализе индивидом собственной жизни. Именно поэтому очень важным является его оценка своего прошлого, настоящего и будущего. Факторы здоровья заключаются в психологическом преодолении индивидом естественного или вызванного болезнью ослабления физических сил. К социальным факторам следует отнести степень тяжести перенесения индивидом ухода детей во взрослую жизнь и другие социальные проблемы.

Проблемы с адаптацией появляются вследствие несовпадения ролей субъекта в разнообразных социальных группах. Поэтому для нормализации прохождения адаптации сотрудниками социальных служб была разработана программа социальной адаптации. Ведь стресс, порожденный адаптационными проблемами, бывает настолько серьезным, что его следствием и постоянными спутниками становятся нервозность и различные недомогания. Также были разработаны методики социально-психологической адаптации, целью которых является определения показателя уровня адаптации среди различных категорий населения.

Социальная адаптация инвалидов

Сегодня одной из самых серьезных проблем психологии остается проблема психосоциального развития лиц с инвалидностью в семье и социуме. Ведь травмы психологического характера получает не только сам больной, но и участники семейных отношений. Понятие «инвалид» имеет латинское происхождение и в дословном переводе означает неполноценный или непригодный. К сожалению, люди с инвалидностью даже в наш просветленный век, наиболее относятся к незащищенной группе населения. У них гораздо меньше возможностей получения достойного образования или профессии с высоким материальным доходом. Многие из них не в состоянии реализовать себя в межличностных взаимоотношениях. Все это свидетельствует о произвольной дискриминации инвалидов.

Социальная реабилитация и адаптация представляет собой комплекс мероприятий, целенаправленных на возрождение ранее разрушенных или потерянных индивидом социальных связей и взаимоотношений вследствие инвалидности. Люди с инвалидностью испытывают сложности с профессиональной реализацией, ростом и самосовершенствованием, таким необходимым любой личности. Отсутствие у них достаточных практических умений для самостоятельной жизни ведет к тому, что они становятся обузами для родственников. Сегодня для социума должна вызывать предельную тревогу катастрофическая динамика роста детской инвалидизации, их социальная неустроенность и туманность жизненной перспективы.

Социальная реабилитация и адаптация подразумевает под собой реализацию следующих задач: защиту прав и охрану интересов лиц с инвалидностью, получение ими равных с остальными членами общества возможностей для участия во всех областях жизнедеятельности социума, их интеграцию в социальную среду, формирование позитивного общественного мнения относительно лиц с инвалидностью, информирование социума о положении инвалидов и выполнение иных мер, направленных на реабилитацию и социальную защиту лиц с инвалидностью.

Диагностика социальной адаптации

Исследование характеристик процессов адаптации и связанных с ними свойств личности сегодня является одной из остро стоящих проблемных вопросов современности. Поэтому сейчас стали очень востребованными методики социально-психологической адаптации. Так, например, опросник, разработанный К.Роджерсом и Р.Даймондом, позволяет диагностировать особенности протекания социальной адаптации. Его стимульный материал представлен сто одним утверждением, сформулированным в единственном числе третьего лица, без употребления местоимений. Такая форма, по всей вероятности, используется авторами с целью избегания воздействия «прямого отождествления». Другими словами, чтобы испытуемые в некоторых ситуациях сознательно, напрямую не соотносили утверждения опросника с собственными особенностями. Такой прием считается формой «нейтрализации» установок испытуемых на социально-ожидаемые или подходящие ответы.

Определяющим фактором в физическом формировании индивида является его социальность. Любые социальные роли требуют использование определенных физических параметров, причем, чем тяжелее социальная деятельность индивида, тем выше будет степень дифференциации проявлений физического. В связи с ускоренными темпами социальных, технологических и даже климатических модификаций среды, от индивида требуется быстрая адаптация к среде и жизнедеятельности. Именно поэтому на современном этапе формирования социума по-новому видится задача воспитания гармонично развитых индивидуумов, имеющих высокую интеллектуальную и физическую работоспособность. С этой целью разработаны методики, объектом исследования которых являются уровни социальной адаптации индивидов, которые могут выступать в качестве как процесса адаптации и в качестве результата.

psihomed.com

Социальная адаптация

Понятие «социальная адаптация» используется в науке достаточно давно и широко. При этом, сфера применения понятия не ограничивается какой-либо одной, конкретной отраслью или направлением научного знания. Напротив, понятия «адаптация» и «адаптационный процесс» используются сегодня в биологии и социальной психологии, философии и кибернетике, социологии и экологии и т.п.

Можно утверждать, что проблемы адаптационных процессов – это проблемы комплексного исследования человека и окружающего его мира.

Начало этим исследованиям было положено биологическими науками, где адаптация рассматривается как процесс приспособления строения и функций организма к условиям существования и привыкание к ним.

В определённом смысле слова, процесс человеческой жизни можно свести к необходимости постоянно решать проблему «вживания» в новые системы социальных отношений, группы, системы ценностей и т.п. Это происходит, в первую очередь, в силу динамичного характера социальной жизни, приводящего к постоянным изменениям среды жизнедеятельности человека. В самом общем виде понятие «социальная адаптация» можно определить следующим образом: это процесс взаимодействия субъекта и социальной средой, в ходе которого согласовываются требования и ожидания его участников.

Социальная адаптация – процесс приспособления личности или социальной группы к новой среде жизнедеятельности путем активного ее усвоения. Социальная адаптация осуществляется в различных сферах жизнедеятельности человека

Социальная адаптация – интегративный показатель состояния человека, отражающий его возможности выполнять определенные биосоциальные функции:

- адекватное восприятие окружающей действительности и собственного организма;

- адекватная система отношений и общения с окружающими;

- гибкость (адаптивность) поведения в соответствии с ролевыми ожиданиями других.

        Важнейшим элементом этого процесса является согласование самооценок, притязаний и возможностей субъекта с реалиями социальной среды. Это согласование включает в себя, во-первых, реальный уровень процесса - состояние среды и социального субъекта на данный момент времени, и, во- вторых, потенциальный уровень - возможности, тенденции и закономерности развития как социальной среды, так и социального субъекта.

Из вышесказанного следует что, процесс социальной адаптации - это взаимонаправленный процесс, т.е. предполагающий взаимное воздействие социальной среды и социального субъекта друг на друга.

В процессе социальной адаптации формируются:

  • приемлемые окружением навыки общения;

  • поведения и деятельности, дающие возможность личности самоутверждаться, реализовывать свои потребности.

Социальная адаптация связана с другим процессом, связанным с освоением субъектом социальной среды, - процессом социализации.

Таким образом, понятия и процессы социальной адаптации и социализации взаимоопределяют и взаимодополняют друг друга. С одной стороны, социализация предполагает наличие у субъекта способности понять и усвоить изменяющиеся условия жизнедеятельности, с другой - социальная адаптация –представляет механизм и одну из форм социализации личности.

Вместе с тем, эти два процесса существенно отличаются друг от друга.

Процесс социализации - это длительный, постепенный процесс эволюционного характера, включающий узнавание, накопление и усвоение новых знаний, умений и навыков, процесс превращения социальных ценностей и норм во внутренние механизмы регуляции собственной деятельности (процесс интериоризации).

Процесс адаптации имеет более сжатые временные границы, это,

скорее, революционный процесс, в ходе которого необходимо в относительно короткие промежутки времени устранить или усвоить создавшиеся социальные изменения и проблемы.

   В ходе социальной адаптации осваиваются и усваиваются не все, а относительно стабильные и значимые элементы социальной среды и наиболее типичные формы и способы решения социальных проблем.

Человек, группа или организация должны, в первую очередь, адаптироваться именно к таким условиям и использовать результаты этого процесса как основу или базу для углубления и конкретизации последующего процесса социальной адаптации.

Стадии социальной адаптации

Социальная адаптация - процесс, который представляет собой единство следующих стадий:

  1. Адаптационный шок, под которым понимается общее расстройство функций социального субъекта или системы, вследствие какого-либо потрясения социогенного характера, вызванного резким нарушением привычного взаимодействия с внешней средой. Это одна из наиболее болезненных стадий социальной адаптации, и период парализующего страха и бездействия и, одновременно, первичной, эмоциональной оценки и попытки самого первого осмысления сути происходящих изменений. Именно на этой стадии социальной адаптации субъект впервые сталкивается с необходимостью освоения новых элементов социальной среды и узнаёт их позитивные и негативные стороны.

На этой стадии происходит осознание личностью (социальной группой) того обстоятельства, что ее прежнее поведение не содействует достижению успеха и необходимо менять модель поведения с учетом требований новой социальной среды. Для смены поведенческих образцов необходима активная позиция личности.

Рассматриваемая стадия социальной адаптации представляет собой достаточно серьёзную опасность для социальных субъектов, социальный, психологический и физический потенциал которых недостаточен для преодоления возникающих трудностей. В ряде случаев, адаптационный шок может стать основой для разрушения человеческой личности или даже её физической гибели.

  1. Мобилизация адаптационных ресурсов. Здесь для субъектов, сумевших пережить стадию адаптационного шока, наступает этап глубокого осмысления ситуации и концентрации усилий на сознательном поиске выхода из неё.

     Эта стадия связана с активным, сознательным поиском, выбором и

освоением на поведенческом уровне новых моделей жизнедеятельности. В этом случае субъект, опираясь на результаты первичного освоения новой социальной среды на предыдущей стадии социальной адаптации, получает возможность

выбрать и реализовать на практике наиболее подходящий для него способ поведения и деятельности, активизируя собственные способности и возможности.

Настоящая стадия социальной адаптации предполагает активизацию адаптационного потенциала субъекта, под которым понимается совокупность свойств и ресурсов, которая имеется у человека или группы в

скрытом виде и актуализируется в процессе социальной адаптации.

  1. Ответ на «вызов среды». Это завершающая стадия процесса социальной адаптации. Её содержание представляет собой реализацию конкретной модели поведения и деятельности, которые выбираются субъектом с учётом собственных адаптивных ресурсов и возможностей, представлений о происходящем, а также основных характеристик социальной среды, в которой протекает процесс социальной адаптации.

При этом, необходимо помнить о том, что сделанный субъектом выбор не обязательном должен соответствовать требованиям среды. Субъект может

ошибиться в своём выборе, избрав модель поведения и деятельности, которая

соответствует его собственным целям, стремлениям и возможностям, но противоречит объективным закономерностям и тенденциям развития ситуации, в которой протекает процесс социальной адаптации. Это обстоятельство может впоследствии привести человека к серьёзным проблемам и трудностям.

Существуют и иные подходы к выделению стадий социальной адаптации. Ряд исследователей выделяют четыре качественные стадии социальной адаптации:

- первая (начальная) стадия, когда адаптирующийся индивид улавливает лишь правила поведения, но система ценностей социума внутренне им не признается;

- вторая стадия (терпимость), когда как социальная среда, так и индивид признают равноценность эталонов поведения в отношении друг друга;

- третья стадия - приспособления, "аккомодации" - связана с взаимными уступками: индивид признает и принимает систему ценностей среды, но и представители этой среды признают некоторые его ценности;

- четвертая стадия - полной адаптации, "ассимиляции", когда индивид отказывается от прежних образцов и ценностей и полностью принимает новые. В процессе социальной адаптации деятельность субъекта может быть:

1. Адаптивной, когда он сам стремится приспособиться к среде (кон-

формизм, ритуализм и ретритизм):

2. Адаптирующей, при которой субъект стремится к самостоятельному изменению среды в соответствии со своими целями, задачами и потребностями. Наиболее эффективный результат социальной адаптации может быть достигнут в случае сочетания в поведении субъекта, адаптивного и адаптирующего аспектов.

Процесс приспособления индивида к новой среде жизнедеятельности

предполагает выделение тех её сторон, свойств и характеристик, к которым необходимо адаптироваться, прежде всего, т.е. объекта социальной адаптации.

В зависимости от объекта социальной адаптации, можно выделить некоторые ее виды.

1. Функциональная, представляющая собой приспособление субъекта к новой социальной среде через освоение и выполнение новых социальных функций. Например, адаптация ребёнка к школе возможна, в том числе, и через освоение им функциональных обязанностей учащегося.

2. Организационная, связанная с освоением и приспособлением субъекта к новым организационным структурам, к новой системе социальной или внутригрупповой стратификации. Примером подобной адаптации может служить освоение человеком иерархических отношений в новом для него коллективе. Например, на работе, воинской службе.

3. Ситуативная, представляющая собой внешнее приспособление субъекта к новым условиям существования и жизнедеятельности. Данный вид социальной адаптации можно наблюдать, когда субъект начинает приспосабливаться к среде через выполнение некоторых её требований, правил и норм.

studfiles.net

Методики социальной адаптации

Понятие о методиках социальной адаптации

Замечание 1

Социальная работа с проблемными категориями населения заключена, прежде всего, в создании условий для их необходимой адаптации в социуме. Люди и социальные группы, ведущие социально активную жизнь, полностью приспособлены к жизни в данном обществе, т.е. адаптированы. У них есть и возможности, и место для созидательной деятельности.

Для людей, ведущих асоциальный образ жизни, обладающих разной степенью маргинализации, свойственна дезадаптация, они не приспособлены к созидательной деятельности.

Методы и формы социальной адаптации соответствуют общей технологической схеме социальной работы и подразделяются в зависимости от причин дезадаптации.

Социальная диагностика занимается выявлением причин дезадаптации, что является первым этапом общей технологической схемы социальной работы.

Социальная адаптация – технология, объединяющая все формы и виды социальной работы, это своеобразный процесс приспособления к системе норм, ценностей, правил данного общества.

Формы социальной адаптации

Социальная адаптация обладает множеством разнообразных средств и возможностей, зависящих от того, где именно, в какой области деятельности индивиды проявляют признаки дезадаптации. Исходя из этого выделяют следующие формы адаптации:

  • социально-психологическая – процесс коррекции отношений к окружающим людям и событиям, поведения;
  • профессиональная - процесс профессиональной ориентации, стажировки и трудоустройства;
  • экономическая – процесс формирования способности собственным трудом обеспечивать себя, приобретение экономической самостоятельности;
  • социально-бытовая – процесс приспособления к деятельности в повседневной социальной среде и бытовых условиях;
  • культурная – процесс освоения правил, норм, ценностей социальной среды.

Методы социальной адаптации

Методы исследования эффективности социальной адаптации предоставляют количественные показатели критериев, их изменений, которые происходят в процессе адаптации, а также статистический анализ полученных результатов.

Замечание 2

В картине динамики адаптационного процесса наибольшее значение представляют собой психологические силы развития личности, а именно, особенности самоприятия и самооценивания, локус контроля, эмоциональный контроль, стремление к доминированию и т.д. Поэтому особенно актуальна надежная диагностика этих состтавляющих.

К социологическим методам адаптации индивида к социальной среде относятся:

  1. Методы сбора и анализа информации. Используются в макросоциальной работе, в социальном прогнозировании и проектировании.
  2. Методы социальной статистики. Применяются для анализа и оценки эффективности социальных программ и социальной работы. Существенно модифицированы в микросоциальной работе.
  3. Социально-экономические методы. Оказывают содействие повышению материального благосостояния, используются для профилактики социального иждивенчества, криминализации населения, в социальной терапии инвалидов и некоторых других социальных групп. К данным методам относятся: организация социального партнерства, самозанятости, кооперативной и артельной деятельности и т.д.
  4. Социально-психологические. Способствуют процессу нормализации поведения при микросоциальной работе, применяются в качестве мер социальной терапии при групповой и индивидуальной работе.
  5. Социально-педагогические. Комплекс различных воспитательных мероприятий: групповые собрания, беседы, дискуссии, диспуты по жизненно важным вопросам, поощрения за проявление позитивной социальной активности. Чаще всего используются при работе с детьми, молодежью, семьями.
  6. Социально-культурные. Социальная адаптация и социализация через приобщение индивидов к историческому наследию и определенным культурным традициям. В основном применяются при социально-профилактической работе с подростками и молодежью. К социально-культурным методам относятся: просветительская работа, клубная работа, культурно-массовые мероприятия.
  7. Медико-социальные методы. Применяются при макросоциальной профилактической работе с целью поддержания здоровья определенных категорий населения: инвалидов, пенсионеров и др. реализуются при помощи оздоровительных мероприятий: отдых на свежем воздухе, оздоровительная и лечебная физкультура, уход за лицами с нарушенным здоровьем, диспансеризация, пропаганда здорового образа жизни.
  8. Организационные, или методы управления социальными системами (организациями и объединениями людей). Применяются в макросоциальной работе при непрямых мероприятиях.
  9. Методы проектирования и прогнозирования. Используются в виде моделирования и экстраполяции событий в макросоциальной работе для обозначения целей и задач разработки социальных программ, выявления направлений социального развития.
  10. Методы посредничества и разрешения конфликтов. Помогают установить взаимосвязи между специалистами, объектом работы, различными организациями.

Методика диагностики социальной адаптации К. Роджерса и Р. Даймонда

Замечание 3

В 1954 году К. Роджерсом и Р. Даймондом была разработана методика диагностики социально-психологической адаптации.

Методика показала значительные дифференцирующие возможности в диагностике состояний адаптации и дезадаптации, в определении особенностей личностного восприятия, перестройки этих представлений в различные возрастные критические периоды, в критических ситуациях, когда происходит переоценка своих возможностей и себя.

Методика включает опросник, содержащий высказывания об индивиде, его образе жизни: мыслях, переживаниях, стиле поведения, привычках и др. Испытуемому предлагается «примерить на себя» высказывания опросника и в соответствии с этим, оценить. Выбранные варианты ответов заносятся в специальный бланк, после чего соответствующим образом интерпретируются. Интерпретация результатов проводится по специальным таблицам, в которых отображены установленные границы выявления адаптации или дезадаптации.

spravochnick.ru

Социальная адаптация | Социальная работа

Социальная адаптация — процесс активного приспособления индивида к условиям социальной среды; вид взаимодействия личности или социальной группы с социальной средой.Важным компонентом социальной адаптации являются: согласование оценок, притязаний индивида, его личных возможностей (реальный и потенциальный уровень) со спецификой социальной среды; целей, ценностей, ориентации личности со способностью их реализации в конкретной социальной среде. Адаптация является одной из сторон процесса социализации, который непременно переживает каждый индивид в ходе своего взросления. Кроме того, в жизненной практике индивидам, семьям, группам приходится вновь осуществлять адаптацию в случае нормального или катастрофического изменения их социального окружения или своего статуса в нем (смена места работы, утрата работы, переезд, вынужденное переселение, обретение инвалидности и т.д.).Одним из видов социальной адаптации является адаптация социально-психологическая, т.е. такое взаимодействие личности и социальной среды, которое приводит к оптимальному соотношению целей и ценностей личности и группы. Этот вид приспособления предполагает поисковую активность личности, осознание ею своего социального статуса и социально-ролевого поведения, идентификацию личности и группы в процессе выполнения совместной деятельности, принятие индивидом норм, ценностей и традиций социальной группы.Адаптационный потенциал — степень скрытых возможностей субъекта оптимально включаться в новые или изменяющиеся условия окружающей его социальной среды. Он связан с адаптивной подготовкой — накоплением человеком такого потенциала в процессе особым образом организованной деятельности по приспособлению к социальным условиям. Внешние трудности, болезнь, состояние затяжной экстремальности, голод и т. д. снижают адаптационный потенциал индивида, и при встрече с ситуацией, угрожающей его жизненным целям, может возникнуть дезадаптация. Различные формы асоциальной активности — наркомания, алкоголизм, психическая напряженность — следствие неудачной социальной адаптации либо дезадаптации. Именно с людьми, социально дезадаптированными или характеризующимися преобладанием неадекватной активности, чаще всего приходится взаимодействовать социальному работнику. Одно из важнейших направлений работы с ними — реадаптация, т.е. восстановление адаптационных способностей, для чего применяется ряд социальных технологий. (См. также Социальная реабилитация)Социальная адекватность — способность индивидов или групп действовать в соответствии с требованиями и ожиданиями общества, правильно применять знания, установки, представления и навыки, полученные в процессе социализации.Формирующаяся личность воспринимает не только знания и представления той общности, в которую она входит, но и способы поведения, типы психических реакций, свойственные ей. Все эти знания и навыки обладают не только приспособительным эффектом, но и определенной социальной рациональностью, способствуют наилучшему функционированию индивида (группы) в своем окружении. Одно из проявлений социальной адаптации — степень ограничения, «окультуривания» тех глубинных, идущих из биологической подосновы эмоций, которые человек испытывает бессознательно, вне контроля разума и вне контроля своего социального окружения, но выражение которых подчиняется контролю социальной нормы.С другой стороны, абсолютное подчинение нормам и установкам общества, абсолютный конформизм непродуктивны в плане социально-личностных перспектив, они характеризуют личность, неспособную к развитию, и общество, не желающее развития его членов. В связи с этим можно сказать, что социальная адаптация включает в себя также понятие меры включенности в установившуюся структуру отношений и представлений общества, меры подчиненности его поведенческим и эмоциональным стереотипам. Эта мера никогда не может быть максимальной: абсолютное принятие внешних по отношению к индивиду параметров жизнедеятельности лишает его возможности изменяться, двигаться, развиваться. Личность, абсолютно определяемая рамками внешних условий, уязвима, ригидна, склонна к подчинению внешним силам. Локус контроля такой личности лежит вне ее, индивиды с такой жизненной установкой испытывают страх перед переменами, болезненно приспосабливаются к изменению внешних обстоятельств, склонны к отстаиванию неприкосновенности своих жизненных условий. Для этой защиты они готовы пользоваться «всеми средствами», т.к. не считают, что силой знаний, политической компетентности, собственной энергии смогут отстоять свои позиции. Поэтому определенное пространство эвристической свободы, поисковой неопределенности входит в понятие социальной адаптации, придавая личности потенциал развития, гибкость, способность к приспособлению в меняющихся социальных обстоятельствах.Те индивиды и группы, которые обладают некоторой внутренней свободой в принятии или отвержении требований и установок общества, действуют в соответствии с одним из важнейших принципов системности — принципом оптимального уровня упорядоченности системы, наиболее рационального сочетания организованности и неопределенности. Эти субъекты социального действия живут в уверенности в том, что способны сами повлиять на свои обстоятельства, воздействовать на внешние условия своей жизнедеятельности. Локус их самоконтроля лежит внутри, в рамках возможностей воздействия личности. Их социальные реакции являются адекватными не в том смысле, что они отвечают ожиданиям окружающих, а в том, что они отвечают требованиям действительности, особенностями социальной ситуации.Cоциальная реабилитация — комплекс мер, направленных на восстановление разрушенных или утраченных индивидом общественных связей и отношений вследствие нарушения здоровья со стойким расстройством функций организма (инвалидность), изменения социального статуса (пожилые граждане, беженцы и вынужденные переселенцы, безработные и некоторые др.), девиантного поведения личности (несовершеннолетние, лица, страдающие алкоголизмом, наркоманией и токсикоманией, освободившиеся из мест заключения и т.п.).Целью социальной реабилитации является восстановление социального статуса личности, обеспечение социальной адаптации в обществе, достижение материальной независимости. Объекты социальной реабилитации — группы людей, отдельные категории населения, нуждающиеся в социальной помощи, в т.ч. семьи, оказавшиеся в кризисной ситуации; несовершеннолетние граждане; дети-инвалиды и их родители; дети-сироты; взрослые инвалиды; люди пожилого возраста; подростки с девиантным поведением; лица, страдающие хроническим алкоголизмом, употребляющие наркотические и одурманивающие вещества; несовершеннолетние матери; женщины и дети, подвергающиеся насилию, безработные; бездомные; беженцы, мигранты и т.д.Субъекты социальной реабилитации — государство, общественные и общественно-политические объединения, фонды, конфессии, органы местного самоуправления, профессионалы социальной работы, т.е. социальные субъекты, участвующие в реализации программ социальной реабилитации, в оказании помощи и поддержки человеку, попавшему в сложную жизненную ситуацию.Социальная реабилитация включает в себя социально-средовую ориентацию, социально-бытовую адаптацию и социально-бытовое устройство. Важной частью социального блока реабилитационной программы являются меры материальной помощи, в т.ч. социальные пенсии и компенсационные выплаты, адресная натуральная поддержка в виде помощи продуктами, одеждой, другими предметами обихода, техническими средствами и тд.Меры социальной реабилитации имеют целью уменьшить проявления социальной недостаточности. Мероприятия данного вида проводятся путем социального обслуживания на дому и в условиях учреждений социального обслуживания под патронажем органов социальной защиты населения. Координация различных направлений социальной реабилитации осуществляется специалистами по социальной работе, которые поддерживают связь с органами здравоохранения, образования, занятости, правовыми службами, организуют необходимые консультации, активизируют социальный потенциал семьи, содействуют финансовой и материальной помощи семье.Применяя разнообразные меры социальной реабилитации, необходимо объективно оценивать их результаты. Следует учитывать, что эффективность социальной реабилитации достигается всем комплексом реабилитационных мер (медицинских, психологических, профессиональных, социальных). Степень их эффективности определяется уровнем социализации клиента, его способностью адаптироваться в обществе.Основными принципами социальной реабилитации являются: как можно более раннее начало осуществления реабилитационных мероприятий, непрерывность и поэтапность их проведения; системный и комплексный характер осуществляемых программ; индивидуальный подход к определению объема, характера и направленности мероприятий

Опубликовано 20.11.2010.

soc-work.ru

Проблема социальной адаптации человека

Каждый является социальным представителем, который рождается в обществе и живет в нем. Лишь отдельные индивиды по воле случая оказываются огражденными от человеческой среды, воспитываясь другими существами животного мира. Однако человек, живущий в социуме, обязан в нем адаптироваться.

Именно процесс адаптации вызывает множество вопросов, которые пытаются решить психологи. Что человеку нужно делать, чтобы стать социально приспособленным? Какими качествами нужно обладать? Что поможет ему контактировать абсолютно с любыми людьми?

Если вы посмотрите на мир, то поймете, насколько актуальными являются данные вопросы. Несмотря на то, что человек живет с самого рождения в социуме, он к нему не приспособлен. Тот малый круг людей, с которыми каждый постоянно общается, еще нельзя назвать социальной интеграцией. Вот когда человек научится общаться абсолютно с любыми людьми, тогда можно говорить о его социальной приспособленности.

На сегодняшний день наблюдаются две основные тенденции:

  1. Отрицательная:
    • Люди становятся все более разобщенными за счет социального статуса, отгораживаясь и отчуждаясь от тех, кто «им не ровня»;
    • Преследуется выгода и удобства в общении, которые включают рациональное мышление;
    • Рациональное, поверхностное общение становится главным, отодвигая на второй план эмоциональное и глубинное;
    • Люди перестают уделять друг другу время, затрачивать свои интеллектуальные и эмоциональные способности, чтобы построить взаимоотношения. На первый план выходят такие критерии, как стереотипные, «заученные», экономические способы общения;
    • Люди начинают скучать, завидовать, лгать, отстаивать свои политические и религиозные убеждения.
  2. Положительная:
    • Исчезает социофобия;
    • Человек стремится к объединению с другими людьми, больше знакомится, обретает друзей;
    • Возникает потребность к групповому взаимодействию.

Как указывает интернет-журнал psytheater.com, все же некоторые люди испытывают определенные трудности в социальной адаптации – в умении контактировать с разными слоями. Это обусловлено тем, что было выше перечислено в отрицательных тенденциях. Человек не способен войти в общество и эффективно общаться с окружающими, если обладает определенными коммуникативными шаблонами и комплексами, которые его отгораживают.

Все это составляет проблему, которую пытаются решить психологи. Ведь с самого детства родители научают своих детей определенным образом общаться с окружающими, чтобы стать частью социальной жизни. Когда человек вырастает, он непременно начинает общаться с незнакомыми для себя людьми.

Как у него это получается? Способен ли он не просто знакомиться, но и выстраивать долгосрочные взаимоотношения с другими людьми? Все это определяется его социальными и коммуникативными навыками, которые в первую очередь базируются на его психолого-личностных особенностях.

Что такое успешная социальная приспособленность? Это умение человека эффективно общаться и взаимодействовать с людьми как однородной, так и разнородной по составу группы.

Чего желает человек достичь в контакте с социумом?

  • Благоприятного положения в группе;
  • Удовлетворенности от принадлежности к социуму;
  • Удовлетворить потребность в общении;
  • Достижения взаимного принятия и симпатии;
  • Активного участия в группе;
  • Достижения принадлежности к группе, нахождения общности, вместе с тем сохранения индивидуальности и самоценности.

Все это требует определенных навыков: эмоциональная чувствительность, принятие других людей, умение контролировать собственное поведения в установленных социумом нормах. Также немаловажным здесь становится толерантность – это проявление терпимости и умение жить в мире с окружающими. Сюда включается принятие, уважение и понимание разности культур, взглядов, форм самовыражения, потребностей и проявлений индивидуальности каждого собеседника.

В проблеме социальной адаптации способность к толерантному поведению рассматривается как один из эффективных методов приспособления. Тот, кто может позволить себе оставаться индивидуальностью и разрешать другим сохранять свои личности, более социально адаптированный, нежели представители, не обладающие толерантностью.

psytheater.com

АДАПТАЦИЯ СОЦИАЛЬНАЯ это что такое АДАПТАЦИЯ СОЦИАЛЬНАЯ: определение — Педагогика.НЭС

Адаптация социальная

активное приспособление человека к условиям социальной среды (среде жизнедеятельности) путем усвоения и принятия целей, ценностей, норм и стилей поведения, принятых в обществе.

Оцените определение:

Источник: Словарь терминов по общей и социальной педагогике

СОЦИАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ

процесс интеграции человека в общество, в результате которого достигается формирование самосознания и ролевого поведения, способности к самоконтролю и самообслуживанию, адекватных связей с окружающими. См. также Адаптация социальная

Оцените определение:

Источник: Хрестоматия-педагогический словарь библиотекаря

Социальная адаптация

взаимодействие военнослужащего или группы с социальной средой, в ходе которого согласуются требования и ожидания участников взаимодействия. Важнейшим компонентом С.а. является согласование самооценок, притязаний и ожиданий субъекта с его возможностями и с реальностью социальной среды.

Оцените определение:

Источник: Психолого-педагогический словарь офицера воспитателя корабельного подразделения

СОЦИАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ

1) процесс активного приспособления индивида к условиям социальной среды; вид взаимодействия личности или социальной группы с социальной средой; 2) это непременное условие и результат успешной социализации ребенка, которая, как известно, происходит в трех основных сферах: деятельности, общения и сознания.

Оцените определение:

Источник: Учебное пособие «Педагогический словарь по темам»

Адаптация социальная

1) процесс активного приспособления индивида к условиям социальной среды; 2) вид взаимодействия личности или социальной группы с социальной средой для соответствия ожиданий и требований участников взаимодействия; 3) способность изменять среду и приводить ее в соответствие со своими личностными особенностями.

Оцените определение:

Источник: Словарь социального педагога

Адаптация социальная

процесс и результат активного приспособления человека к условиям и требованиям социальной среды. Содержанием ее являются сближение целей и ценностных ориентации группы и входящего в нее индивида, усвоение им групповых норм, традиций, социальных установок, принятие на себя социальных ролей. Является одним из механизмов социализации личности.

Оцените определение:

Источник: Терминологический словарь. Педагогические технологии

Адаптация социальная

от лат. adaptatia — приспособление, и socium — общество) — активное приспособление к условиям социальной среды путем усвоения и принятия целей, ценностей, норм и стилей поведения, принятых в обществе. А.с. детей с ограниченными возможностями здоровья затруднена из-за психофизиологических отклонений в развитии. Этим обусловлено значение коррекционно-воспитательной работы с детьми, имеющими различные отклонения в психофизическом развитии.

Оцените определение:

Источник: Коррекционная педагогика и специальная психология: словарь

Адаптация социальная

активное приспособление к условиям социальной среды путем усвоения и принятия целей, ценностей, норм и стилей поведения, принятых в обществе ; 1) процесс активного приспособления индивида к условиям социальной среды; 2) вид взаимодействия личности или социальной группы с социальной средой для соответствия ожиданий и требований участников взаимодействия; 3) способность изменять среду и приводить ее в соответствие со своими личными потребностями.

Оцените определение:

Источник: Словарь социального педагога

СОЦИАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ

от лат. adapto — приспособляю и socialis — общественный) — постоянный процесс активного приспособления индивида к условиям социальной среды и результат этого процесса. Соотношение этих компонентов, определяющее характер поведения, зависит от целей и ценностных ориентации индивида, возможностей их достижения в социальной среде. Несмотря на непрерывный характер процесса социальной адаптации, ее обычно связывают с периодами кардинальной смены деятельности индивида и его социального окружения.

Оцените определение:

Источник: Профессиональное образование. Словарь. Ключевые понятия, термины, актуальная лексика

АДАПТАЦИЯ СОЦИАЛЬНАЯ

1) активное приспособление человека к изменившейся среде с помощью различных соц. средств, к-рое характеризуется тем, что человек, сам осознав необходимость изменений в отношениях со средой, формирует новые способы поведения, направленные на гармонизацию отношений с окружающими; 2) оптимизация взаимоотношений личности и группы, сближение целей их деятельности, ценностных ориентации, усвоение индивидом норм и традиций группы, вхождение в ее ролевую структуру; 3) процесс и результат освоения ребенком новых для него соц. ролей и позиций, значимых для самого ребенка и его соц. окружения — родителей, учителей, сверстников, др. людей, всего социума.

Оцените определение:

Источник: Педагогический словарь

Адаптация социальная

1) активное приспособление человека к изменившейся среде с помощью различных соц. средств, которое характеризуется тем, что человек, сам осознав необходимость изменений в отношениях со средой, формирует новые способы поведения, направленные на гармонизацию отношений с окружающими; 2) оптимизация взаимоотношений личности и группы, сближение целей их деятельности, ценностных ориентации, усвоение индивидом норм и традиций группы, вхождение в ее ролевую структуру; 3) процесс и результат освоения ребенком новых для него соц. ролей и позиций, значимых для самого ребенка и его соц. окружения - родителей, учителей, сверстников, др. людей, всего социума.

Оцените определение:

Источник: Педагогическая энциклопедия «Воспитание здорового образа жизни учащихся»

Социальная адаптация

лат. – приспособление к обществу) – приспособление человека к условиям социальной среды, способность изменяться самому в зависимости от изменения этих условий или при попадании в новую среду. Социальная адаптация – это усвоение человеком культуры общества, стиля поведения, норм, отношений. Сюда входит также способность человека корректировать среду «под себя», находить в ней свою «нишу», сохраняя способность к нормальной жизнедеятельности. Социальная адаптация нужна детям и учителям при смене коллектива школы, вуза или лагеря, взрослым при смене профессии и рабочего места, всем и каждому при смене общественно-экономических условий школы. Слишком повышенная социальная адаптивность проявляется как конформизм, мимикрия, а слабая – как консерватизм, ригидность.

Оцените определение:

Источник: Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога)

АДАПТАЦИЯ СОЦИАЛЬНАЯ

от лат. adapto - приспособляю)процесс взаимодействия личности и социальной среды, в ходе которого согласовываются требования и ожидания его участников; один из социально-психологических механизмов социализации личности. Результатом социально-психологической адаптации личности являются сформированные социальные и профессиональные качества деятельности, поведения, общения, принятые в обществе. (Евладова Е.Б., Логинова Л.Г., Михайлова Н.Н. Дополнительное образование детей. - М., 2002. ) — приспособление человека к условиям новой социальной среды, один из общественно-психологических механизмов социальной личности. (Глоссарий современного образования. - Харьков, 1998. ) — процесс и результат активного приспособления человека к условиям и требованиям социальной среды. ( Успенский В.Б., Чернавская А.П. Введение в психолого-педагогическую деятельность. - М., 2003. ) См. также Социальная адаптация

Оцените определение:

Источник: Хрестоматия-педагогический словарь библиотекаря

didacts.ru