Скрытый смысл сказки Колобок. Первоначальный смысл русских сказок. Смысл сказки колобок


Сакральный смысл сказки «Колобок»

С самых первых дней жизни ребёнок учится постигать этот мир, его устройство, пробует окружающую действительность на вкус, запах,  цвет, слух.

Очень важным подспорьем в познании являются детские сказки. Спору нет, сказка, с любовью рассказанная мамой, сама по себе является источником познаний. Но не все знают, что многие старые сказки, которые, казалось бы на первый взгляд, беЗхитростны и незатейливы, на самом деле содержат в себе глубочайший смысл. Задавались ли вы когда нибудь вопросом, каков смысл сказки «Колобок»? Сказка да и сказка. Для маленьких. Все мы с пелёнок знаем о похождении хлебо-булочного изделия, который трогательно распевал песни и печально закончил своё существование в утробе лисицы. Однако кто бы мог подумать, что в эту сказку вложен глубочайший смысл, гораздо более обширный, чем можно предположить. Сказка не зря называется народной, она насчитывает много веков и передаётся из поколение в поколение. Почему именно эта? Да потому, что наши гениальные предки изначально вложили в неё буквально тайну мироздания — ни больше, ни меньше. Разберём по порядку ничего не упуская.

Множество старых русских сказок начинается со слов «жили были-старик со старухой». К этим словам все давно привыкли и не считают их необычными, однако отстранившись от привычного можно было бы и удивиться — зачем сочинять сказки непременно про лиц преклонного возраста? Можно ведь, к примеру, для разнообразия  начать и с «жили-были брат и сестра», или «жили-были муж с женой и детьми», или «жили-были тётя и дядя».  Последняя несомненно заинтересовала бы и более старшую аудиторию))) Но всё же «жили-были старик со старухой». Всё дело в том, что в стародавнем понимании славян сотворение мира произошло от двух древнейших энергий — мужской и женской. И всё в мире — от них, от их начала. То есть старик и старуха — не буквально пожилые люди, это образы, как и всё в этой сказке. Далее рассмотрим просьбу старика к старухе в поисках муки «по сусекам поскрести, по амбарам помести» и старухино воплощение этого. Тут речь идёт ни о чём ином, как о создании человека. По древним преданиям тело создаётся из праха земного, в прах и уходит. Мука и «помести-поскрести» — это как раз символизированные прах и энергии созидающие. А душа — вечна. Вот потому-то и Колобок. Ведь «коло» в старославянском понимании имеет значение — «круг». А «круг», в свою очередь, считался символом беЗконечности, вечности. Вот и получается, что перед нами вовсе не незатейливая выпечка, а сакральное олицетворение духа и тела. Пригладьте вздыбленные волосы на голове — то ли ещё будет)))

Далее Колобок начал свой путь, покатившись, как водится, с окна на лавку, с лавки на пол, по полу в сени, с сеней на крыльцо, с крыльца на дорожку, за околицу и по тропинке в лес, обозначив, тем самым свободу выбора, свободу воли души человеческой. Но сказки это не просто болтовня для развлечения, они несут в себе непременно смысл, завет предков, если хотите. Есть он и здесь, да какой… Не будем забывать, что сказка — древнеславянская, а значит повествование в ней о загадочной славянской душе. И повествование это ни что иное, как предостережение, о котором русскому народу всегда следует помнить. Есть у славян одна черта, по-видимому заложенная в нас испокон веку, которая является равно как нашей добродетелью, так и нашим слабым местом. О чём речь станет понятно к концу повествования, я же пока предлагаю вам поразмыслить самостоятельно. Весь путь Колобка в лесу и все зверушки им встреченные, это опять же совсем не просто так. Заяц — первый, кого повстречал Колобок и первый, кто пообещал его съесть, то есть стать для него погибелью. Заяц — символ трусости, слабости. Но не так скроена русская душа. Ни трусость, ни слабость никогда не были чертой русского характера, напротив, храбростью и силой всегда славились русичи. Посему Зайчику колобок был конечно же не по зубам. И покатился Колобок дальше, на встречу с Волком. Волк  - образ алчности, жестокости. И это тоже не про нас. Не присущи такие качества русскому человеку, а значит и погубить его они не могут, ибо щедрость и добросердечие всегда были в чести. Волк так же остался не солоно хлебавши, а Колобку предстояла встреча с Медведем. Медведь — тотем власти, могущества. Но испытание властью так же не представляет опасности, ведь во все времена для русских были ценны простота и свобода. И катится Колобок к завершению своего пути, а именно ко встрече с Лисой… Которая притворно добра, щедра на похвалу, внезапно плохо слышит… Кто как не Лиса может олицетворять собой хитрость? А здесь и кроется ответ на вопрос, какая черта является для нас как добродетелью, так и уязвимым местом одновременно. До-вер-чи-вость. Это то, что делает нас похожими на детей — ясных, светлых, кристально чистых. Но вместе с тем именно доверчивость против вражеской хитрости — вот что способно погубить русского человека,  и именно от этого предостерегали нас мудрые предки, передавая из уст в уста эту, казалось бы, незатейливую сказку.

И последнее. Почему именно в детскую сказку для самых маленьких заключён такой громадный  смысл? Неужели дети в таком возрасте могут  всё это понять и осознать? Дело в том, что детское сознание ещё не критично, оно пока ещё не делит ничего на правильно-не правильно, может быть — не может быть. Оно принимает всё как есть без купюр. И записывает информацию прямиком как оно есть, без искажений. А потом человек, уже будучи взрослым, рассказывает старую сказку, которую рассказывали ему, уже своим детям. А те — своим. И важнейшие сакральные знания в первозданном виде передаются из поколения в поколение минуя времена смуты, неверия, кривды. Пока не наступит назначенное время и знания эти станут востребованы. Время света и воскрешения, время возвращения к истокам и пробуждения от сна и ложных наваждений.

Просыпайтесь.  Время пришло…

———————————————————————————————————-

А вот самый удачный и красочный, на мой взгляд, мультфильм про колобка. Колобок — само очарование))

Понравился наш сайт? Присоединяйтесь или подпишитесь (на почту будут приходить уведомления о новых темах) на наш канал в МирТесен!

natamama.mirtesen.ru

САКРАЛЬНЫЙ СМЫСЛ СКАЗКИ КОЛОБОК - БОГИ - ГОРДОСТЬ РУСИ - Каталог статей

Лысые поляны да топи в лесах –Это пляшет по пням весна.Эй, лихоманка вьюга-пурга,Что, взяла? – ха! – на-ка, выкуси-ка!Кыш, паскуда, чёрная ночь,Нынче Солнце да Масленица,Гуляй поле, ходи изба,Гойда, праздник, гойда!Дрянь твоё дело, дедушка-снег,Почёрнел да скукожился.Жги меня, Красное, жги меня, жги,Жги, чтобы ожил я!Жги меня, жги, а я тебе отплачуПламенем-песнею,Эй, птицы, синицы, снегири да клесты,Начинайте заутреннюю!

«Алиса», «Жар бог шуга».

Часть I.

Сюжет сказки «Колобок» настолько прост, что с первого прослушивания врезается в память так, что, вернувшись к нему повторно многие годы спустя, уже для того, чтобы рассказать внукам, любой из нас без труда вспомнит все его незатейливые коллизии. Я даже не буду цитировать эту сказку целиком, а напомню ключевые моменты конспективно.

Итак, некие дед и баба, находящиеся, как бы мы сказали сейчас официальным языком, в трудной жизненной ситуации в канун праздника из последних остатков муки пекут шарообразный хлебец –колобок. Оставленный остужаться у открытого окна, колобок внезапно оживает, соскакивает с подоконника и отправляется в самостоятельное путешествие. По дороге ему последовательно встречаются заяц, волк, медведь и лиса. Каждое из животных выказывает к необычному путешественнику гастрономический интерес. Колобку удаётся без труда удрать от первых троих, однако, у лисы, благодаря хитрости, получается колобка проглотить. Тут и сказочке конец!

Взбалмошное хлебобулочное ещё наслаждается семейной идиллией, но дорога уже зовёт его…

На первый взгляд сакрального смысла во всём в этом не больше, чем в яичнице. Ну, укатился у двух престарелых недотёп кусок хлеба. Ну, потрепали его лесные обитатели. Ну, сожрала его лиса… И?

И, как я выяснил, смыслов в сказке про колобка больше, чем действующих лиц.

Некое пособие для начинающих родителей, например, советует объяснять дорогим чадам эту сказку, как аллегорию тщеславия. Дескать, зашифровано в ней следующее: колобок много возомнил о себе, переоценил свои силы, сбежал из семьи, насмехался над ближними – я от дедушки ушёл, я от бабушки ушёл, а от тебя и подавно уйду! – и, ослеплённый гипертрофированным самомнением, стал, как последний лох, жертвой проходимки-лисы.

Другое аналогичное издание шагнуло дальше, дерзнув подняться над поверхностными детсадовскими трактовками. По его «астральной» версии колобок символизирует Луну, а вся сказка есть описание лунного цикла. Начав свой путь в целостности (полнолуние), колобок теряет кусочек после каждой встречи (Луна убывает) и в конце исчезает полностью (новолуние). Для питомцев советской академической школы такая версия просто революционный прорыв в сознании! Увы, от истины она далека, как декабристы от народа, хотя бы потому, что ни в одном варианте сказки я не нашёл даже намёков на то, что кто-то из зверей, кроме, разумеется, лисы, что-то от колобка откусывал. К тому же, «коло» означает Солнце, но никак не Луну!

Наш «ведический юморист» Михаил Николаевич Задорнов в своей версии так же не хочет видеть в колобке Солнце. Слово «колобок» он переводит по методике одиозного академика В.А. Чудинова как «на боку вокруг Солнца» и подразумевает под этим термином нашу грешную планету. А заяц, волк, медведь и лиса символизируют последовательно сменяющиеся четыре ведические эпохи и гибель нашего Мира по их окончании.

Символом Солнца считал колобка паладин нетрадиционных взглядов В.Н. Дёмин. Правда, его трактовка именно этой сказки сделала бы честь любому не то что традиционалисту, а марксисту-ленинцу с кафедры научного атеизма. Дёмин считал, что сказка про колобка есть мифологизированное описание реального противостояния племён или кланов, чьими тотемами были, соответственно, заяц, волк, медведь и лиса за право первосвященства в исповедании культа Солнца. Но при всём моём уважении к светлой памяти Валерия Никитича, такое объяснение лично мне представляется, мягко говоря, натянутым.

Остальные полтора десятка попыток объяснить банальную сказку про колобка, нарытые мною в И-нете, даже озвучивать не буду, поскольку они более подходят не для обсуждения, а для монографии «Творчество душевнобольных». Опять придётся скрытый смысл искать самостоятельно – благо, не в первой…

Сразу оговоримся, что сказка про колобка, как и все аналогичные фольклорные произведения, содержит несколько смысловых пластов. Можно рассмотреть её на уровне простой педагогической морали и сказать, что это напоминание о том, как опасно отрываться от своих корней, от семьи, от традиций и устоев (чем мы активно занимаемся со времён царя Петра!). Можно прочесть в ней предупреждение об опасности поддаваться на лесть. Можно расшифровать её как сигнал о том, что скрытые угрозы, как правило, таят большую опасность, чем явные. Да, много ещё чего… Я же далее собираюсь рассказать вам всего один, но самый глубокий, воистину сакральный, смысл этого произведения; довести до вас ту информацию, ради которой, как я полагаю, эта сказка и была создана неведомыми нам волхвами.

Итак, прежде всего, кто же такое колобок? В.И. Даль «Толковый словарь живаго великорусского языка» издание книгопродавца-типографа М.О. Вольфа, 1881 год, том II, стр. 138: «Колоб, колобок, колобочек, колобур, колобух, колобушек, колобуха, колобушка, колобка, колобан, колобашка, колобанчик, колобишка, колобища – скатанный ком, шар, груда, валенец, катанец, небольшой круглый хлебец, кокурка, толстая лепёшка, клецка из пресного теста».

Памятник колобку в Донецке (спасибо www.3kolobka.ru).

То, что это небольшой круглый хлебец, мы, в принципе, и сами догадались из контекста сказки. Обращает на себя внимание другое – количество синонимов, употребляемых для именования оного хлебца. Любой психолингвист вам скажет, что чем важнее была роль какой-то вещь в жизни этноса, тем больше эпитетов придумывал народ для её обозначения. Например, у эскимосов существуют более тридцати определений снега. 14 вариантов наименования главного героя рассматриваемой нами сказки однозначно говорит о том, что это хлебобулочное изделие пользовалось в русском народе весомым, но пока нам непонятным, авторитетом.

В основе всех его имён – корень «коло». Дословно коло означаеткруг, окружность, обод, обруч, колесо. От этого корня происходят слова около, околица, коломыка (бродяга), колобродить (ходить вокруг да около), коловорот, кологривый (о животном с пышной гривой по обе стороны шеи), колокол, Коломна… А священный арийский солярный символ свастика на Руси прозывался коловрат – дословно «круговое вращение».

Не этот ли знак был на гербе рязанского национального героя Евпатия Коловрата?

Слово коло входило в имя символа Солнца не случайно, потому, как, хотя оно и обозначало круг вообще, для наших предков, прежде всего, это был солнечный круг в значениях и самого светила (солнечное колесо), и его пути по небосводу. И сферический хлебец со множеством имён был не заурядным пунктом меню, а ритуальной пищей, символизирующей Солнце. Вот и в сказке про колобка речь идёт, конечно же, не о куске хлеба, а о нашем дневном светиле.

Создателями колобка в сказке выступают анонимные старик со старухой. В них без труда опознаются самые популярные после Ивана-царевича персонажи русских сказок дед да баба. О том, что под этими псевдонимами скрываются славянские языческие боги творец-прародитель Сварог и матерь богов Сва (Слава) я писал в исследовании «Послание нерождённым». Каюсь: то, что было написано про них в той статье – донельзя примитивизированная схема. Поддавшись популизму, я дал там упрощённое объяснение, что Сварог – дед и отец богов, а Сва – его дочь и супруга. По людским понятиям оно, конечно, так, но на самом деле, всё куда как сложнее и мерить богов мерками смертных просто некорректно.

Начнём с того, что, несмотря на обширный языческий пантеон, наши предки отлично понимали, что на самом-то деле Бог один, а все многочисленные божества – не более, чем Его проявления. «Аще блудят иные, которые улещают богов, разделив их в Сварге. Извержены они будут из рода, как не имеющие богов. Разве Вышень, и Сварог, и иные суть множество? Ибо Бог есть един и множественен, и пусть никто не разделяет того множества и не речёт, якобы имеем богов многих» («Велесова книга», II 30). Это очень сложная философская концепция! Фактически, это азы монотеизма, до которого «просвещённая» Европа дойдёт только после знакомства с иудео-христианством.

Изначальным и предвечным божеством по представлениям наших предков был Род. Он существовал ещё до рождения нашей Вселенной, пронизывая собой абсолютную пустоту. Очень созвучно, кстати, с «Земля же была безвидна и пуста и тьма над бездною, и дух Божий носился над водою» (Бытие, I 2). Еврейские теологи не рассказали нам ничего о самом процессе творения – «Библия» с места в картер начинается с «В начале сотворил Бог небо и землю» (Бытие, I 1). Зато прекрасно информированы были об этом славянские волхвы.

Проводя параллели с традиционной конфессией, надо сказать, что Род в тот момент был подобен христианскому Святому Духу – аморфен и нематериален. Но для того чтобы создать материальную Вселенную, Роду требовалось самому материализоваться. Он воплотился в космотворящую птицу – утку или, по другой версии, гоголя – и снёс яйцо на воды первичного океана. Причём, в том яйце он сам же и был заключён. Очень сложный философский пассаж, который, как я полагаю, не все поймут!

Сколько миллионов лет качалось Мировое яйцо на первичных водах – нам не ведомо, но однажды, когда пришёл срок, оно разбилось и из него вышел Сварог – мужская ипостась Рода. Сварог стал аналогом иудейского Яхве или христианского Бога Отца. Из обломков Мирового яйца он создал три Мира нашей Вселенной – верхний Мир богов (Правь), средний Мир людей (Явь) и низший Мир мёртвых (Навь).

Константин Васильев «Сварог-прародитель».

Когда все Миры были созданы, встал вопрос об их заселении. Тогда силой мысли Сварог создал Сва, которая, хотя теоретически приходилась ему дочерью, фактически являлась женской ипостасью Рода. От этой пары богов-прародителей, бывших на самом деле мужским и женским началами единого бога Рода, и народилось подавляющее большинство богов и богинь славянского пантеона, а от них, впоследствии, произошли и простые смертные. «…Так мы начинали, великую славу ему воспевали, Сварога – Деда богов восхваляли, что ожидает нас. Сварог – старший бог рода божьего и всему роду – вечно бьющий родник…» («Велесова книга» IIа).

А для Матери Сва со временем детородная функция стала основной и она превратилась из сложного божества женской энергии, одного из воплощений огня и повелительницы ветров в банальную домохозяйку – богиню любви и брака Ладу.

Матерь Сва (Слава).

Без её участия Сварог произвёл на свет только одного сына –Дажьбога. Дажьбог родился от искры, высеченной ударом молота Сварога об Алатырь-камень и упавшей в реку Рось, где от неё забеременела тамошняя русалка с тем же именем. Упоминаю я его здесь не только потому, что русские по языческой традиции считаютсяДажьбожьими внуками, а более потому, что Дажьбог – это солнцебог. И поскольку в сказке про колобка речь идёт о Солнце, то этот факт может нам пригодиться.

Дажьбог на солнечной колеснице, запряжённой грифонами.

Мы выяснили неоспоримый факт: сказка про колобка есть ни что иное, как упрощённое изложение космогонических представлений древних славян. В частности, зачин сказки отображает их взгляды на сотворение богами-прародителями Солнца, выведенного в образе горячего ритуального хлебца колобка.

Оставленный остывать на окне он внезапно оживает и пускается в путь. Эту аллегорию надо понимать так: Сварог – владыка небесной сферы. Каждая звёздочка на ней – окно, через которое он наблюдает за нами. Через такое «окно в небосводе» Солнце ускользнуло от Сварога и начало свой путь среди звёзд или, научно выражаясь, по эклиптике.

Автор - Хайрат

wikii.ru

Скрытый смысл сказки Колобок. Первоначальный смысл русских сказок.

Вот наконец я подошёл и одной из интереснейших тем как Славянские (Русские) народные сказки. А именно к скрытому, первоначальному смыслу этих сказок. И начать я хочу с самой простой и всем известной сказки под названием "Колобок".

Предисловие (для раскрытия и обозначения темы сказок):С давних пор в нас начали убивать всё русское. Переписывание истории, уничтожение письменности, навязывание чуждой нам культуры. Всё это привело к тому что мы даже перестали понимать смысл сказок доставшихся в наследство от наших мудрых предков. А что уж говорить о мудрости которая была предназначена для взрослых? Через сказки происходила первоначальная передача знаний от поколения к поколению. Фундамент знаний на которых формировалась славянская личность. Пора вспомнить и понять смысл заложенный в сказках.

И так СКАЗКА "КОЛОБОК" Вкратце вспомним сюжет, сказки (мало ли кто не помнит):

Дед попросил испечь колобок - баба испекла и положила на окошко студить. Колобок же укатился в лес. В лесу он встречается и поет свою песенку разным животным, от которых потом «убегает» и наконец встречает лису, которая его и съела.

Надо сказать, что изначальный вариант этой сказки был несколько иным: зверей было больше и каждый из зверей еще и откусывал от колобка по кусочку: Попросил Тарх ( Бог - Хранитель древней Великой Мудрости, сын Перуна) Живу (Богиня жизни,плодородия, рождения, весны, дочь Лады, жена Даждьбога): - Испеки мне Колобок. Жива по Сварожьим амбарам помела, по Чертожьим сусекам поскребла и испекла Колобок. Покатился Колобок по Дорожке. Катится-катится, а навстречу ему - Лебедь: - Колобок-Колобок, я тебя съем! И отщипнул клювом кусочек от Колобка. Катится Колобок дальше. Навстречу ему - Ворон: - Колобок-Колобок, я тебя съем! Клюнул Колобка за бочок и еще кусочек отъел. Покатился Колобок дальше по Дорожке. Тут навстречу ему Медведь: - Колобок-Колобок, я тебя съем! Схватил Колобка поперек живота, да помял ему бока, насилу Колобок от Медведя ноги унес. Катиться Колобок, катиться по Сварожьему Пути, а тут навстречу ему - Волк: - Колобок-Колобок, я тебя съем! Ухватил Колобка зубами, так еле укатился от Волка Колобок. Но Путь его еще не закончился. Катится он дальше: уж совсем маленький кусочек от Колобка остался. А тут навстречу Колобку Лиса выходит: - Колобок-Колобок, я тебя съем! - Не ешь меня, Лисонька, - только и успел проговорить Колобок, а Лиса его - "ам", и съела целиком.

А теперь - пояснение: эта сказка является образным описанием астрономического наблюдения Предков за движением Месяца по небосклону от полнолуния к новолунию.

Колобок у славян никогда не был ни пирожком, ни булочкой, ни "почти ватрушкой", как поют в современных сказках и мультиках самые разномастные хлебобулочные изделия, которых нам выдают за Колобка. Мысль народная куда более образна и сакральна, нежели ее пытаются представить. Колобок - это метафора, как почти все Образы героев русских сказок. Не даром русский народ повсюду славился своим образным мышлением.

Следующая сказка будет про Репку. Я надеюсь вам было интересно и вы узнали что-то новенькое

drakoshi.net

Сакральный смысл сказки «Колобок» | Я Русский

Современное содержание сказки «Колобок» всем известно. А теперь обратимся к исходному, подлинному тексту древней сказки «Колобокъ», где «коло» — это круг и «бок» какого-то круга. То есть мы видим бок какого-то круга, который ещё сам ходит по кругу. Посмотрите, читая сказку, на щит Числобога и Вам Всё будет понятно.

Попросил Расъ Деву: — Испеки мне Колобок. ДѢва по Сварожьим амбарам помела, по Чертожьим сусекам поскребла и испекла Колобок. Покатился Колобок по Дорожке. Катится-катится, а навстречу ему — Лебедь: — Колобок-Колобок, я тебя съем! И отщипнул клювом кусочек от Колобка. Катится Колобок дальше. Навстречу ему — Въронъ: — Колобок-Колобок, я тебя съем! Клюнул Колобка за бочок и еще кусочек отъел. Покатился Колобок дальше по Дорожке. Тут навстречу ему МедвѢдь: — Колобок-Колобок, я тебя съем! Схватил Колобка поперек живота, да помял ему бока, насилу Колобок от Медведя ноги унес. Катиться Колобок, катиться по Сварожьему Пути, а тут навстречу ему — Волкъ: — Колобок-Колобок, я тебя съем! Ухватил Колобка зубами, так еле укатился от Волка Колобок. Но Путь его еще не закончился. Катится он дальше: уж совсем маленький кусочек от Колобка остался. А тут навстречу Колобку Лиса выходит: — Колобок-Колобок, я тебя съем! — Не ешь меня, Лисонька, — только и успел проговорить Колобок, а Лиса его — «ам», и съела целиком.

Сказка, знакомая всем с детства, обретает совсем иной смысл и куда более глубокую суть, когда мы открываем для себя Мудрость Предков. Колобок у славян никогда не был ни пирожком, ни булочкой, ни «почти ватрушкой», как поют в современных сказках и мультиках самые разномастные хлебобулочные изделия, которых нам выдают за Колобка.

Мысль народная куда более образна и сакральна, нежели её пытаются представить. Колобок — это метафора, как почти все Образы героев русских сказок. Недаром русский народ повсюду славился своим образным мышлением. Сказка о Колобке — это астрономическое наблюдение Предков за движением Месяца (Луны) по небосклону: от полнолуния (в Чертоге Раса), до новолуния (Чертог Лисы). «Замес» Колобка — полнолуние, в данной сказке, происходит в Чертоге Девы и Раса (примерно соответствует современным созвездиям Девы и Льва). Далее, начиная с Чертога Вепря, Месяц идёт на убыль, т.е. каждый из встречающихся Чертогов (Лебедь, Ворон, Медведь, Волк) – «съедают» часть Месяца. К Чертогу Лисы от Колобка уже ничего не остаётся — Мидгард-Земля (по современному — планета Земля) полностью закрывает Месяц от Солнца. Наши Предки, выводя детей на улицу, показывали им, что вот там такое-то созвездие (чертог), там такое-то…

И дети видели, как колобок катится по небу и как исчезает. Образ этой сказки был понятен ребёнку. С помощью этой сказки дети получали начальные познания в астрономии: они днём видели Солнце, а теперь им показывали ночное небо, Месяц, небесные Чертоги (т.е. созвездия) и они образно изучали звёздную карту Мира.

Другие сказки также раскрывали перед детьми образы различных природных явлений. Славянские дети в отличие от христианских детей, запуганных с детских лет, не боялись Природы. Почему не боялись? Потому что знали, что нас породил РОД, а всё, что при нём – есть ПРИРОДА и всякое явление Природы подвластно воле Богов. А раз мы дети Божьи, значит, эти явления подвластны и нам. Но понятие властвовать означало – ЗНАТЬ. Подтверждение именно такой интерпретации Колобка мы находим в русских народных загадках (из собрания В.Даля): Голубой платок, красный колобок: по платку катается, людям усмехается. — Это про Небеса и Ярило-Солнце.

Интересно, как бы современные сказочные новоделы изобразили бы красного Колобка? Подмешали румян в тесто? Можете сравнить нашу сказку с современными данными о последовательном изменении освещённости Луны. Нигде Вы не найдёте связи с чертогами (созвездиями), как бы только освещённость Луны и всё.

Сакральный смысл сказки «Колобок»

Средняя оценка: 4.2. Голосов: 17

Мнение автора может не совпадать с мнением редакции.

Подписывайтесь на нас в ЯндексДзен и Google+.Добавляйте в библиотеку в GooglePlay Прессе.

ya-russ.ru

Сакральный смысл русских народных сказок. Колобок

«Ложью» у cлавян называлась неполная, поверхностная Правда. Например, можно сказать: «Вот целая лужа бензина», а можно сказать, что это лужа грязной воды, затянутая сверху пленкой бензина. Во втором утверждении — Правда, в первом же — сказана не совсем Правда, т. е. Ложь. «Ложь» и «ложе», «ложа» имеют однокоренное происхождение. То, что лежит на поверхности, или на поверхности чего можно лежать, или поверхностное суждение о предмете.

И всё же, почему к Сказам применено слово «ложь», в смысле «поверхностная правда», «неполная правда»? Дело в том, что Сказка — это действительно Ложь, но только для Мира Явного, проявленного, в котором сейчас пребывает наше сознание. Для других Миров: Нави, Слави, Прави — те же сказочные персонажи, их взаимодействие, являются истинной Правдой. Т. о., можно сказать, что Сказка — это всё-таки Быль, но для определенного Мира, для определенной Реальности. Если Сказка навевает в вашем воображении какие-то Образы, значит, откуда-то эти Образы пришли, прежде чем их вам выдало ваше воображение. Никакой оторванной от реальности фантастики не существует. Всякая фантастика также реальна, как наша явная жизнь.

Наше подсознание, реагируя на сигналы второй сигнальной системы (на слово), «вытаскивает» Образы из коллективного поля — одной из миллиардов реальностей, среди которых мы живём. В воображении не существует лишь одного, вокруг чего закручено так много сказочных сюжетов: «Пойди Туда, неведомо Куда, Принеси То, неведомо, Что». Ваша фантазия может представить себе что-либо подобное? До поры нет. Хотя у наших Многомудрых Предков и на этот вопрос был вполне адекватный ответ.

«Урок» у славян означает нечто, стоящее У Рока, т. е. некоторую фатальность Бытия, Судьбу, Миссию, которая есть у любого человека, воплощённого на Земле. Урок — то, что необходимо усвоить прежде, чем твой эволюционный Путь продолжится дальше и выше. Т. о., Сказка — Ложь, но в ней всегда присутствует Намёк на тот Урок, который каждому из людей предстоит познать в течение своей Жизни.

Колобок

В старых сказках вы нигде не найдёте, чтобы кто-то заблудился в лесу или в дороге. Картами и компасами раньше не пользовались. А как же тогда ориентировались в пути? Некоторые утверждают, что у людей была способность чувствовать силовые линии Земли, и они просто шли по этим линиям и поэтому не могли заблудиться. Да, были и такие люди, но не все. Какими же ориентирами пользовались люди? Звёздами и созвездиями (Чертогами). Уместно было бы спросить, а кто им тогда преподавал, скажем, так, астрономию? Да вот дед и отец и преподавали. И первый наглядный пример астрономии, который дети видели наяву — это сказка «КОЛОБОК».

Колобок сказка.jpg

А теперь обратимся к исходному, подлинному тексту древней сказки «Колобок», где «коло» — это круг и «бок» какого-то круга. То есть мы видим бок какого-то круга, который ещё сам ходит по кругу. Посмотрите, читая сказку, на щит Числобога и вам всё будет понятно.

Читаем неискаженную сказку Колобок

Попросил Тарх Перунович Дживу: «Создай колобок».

И Она по Сварожьим Сусекам поскребла, по чертожьим амбарам помела и слепила колобок, и положила на окно Чертога Рады.

И засиял колобок, и покатился по Перунову Пути. Но недолго он катился, в Чертог Вепря прикатился, отгрыз Вепрь у колобка бок, но не весь откусил, а крошечку.

Покатился дальше колобок и докатился до Чертога Лебедя, и Лебедь отклевал кусочек, и в Чертоге Ворона — Ворон отклевал кусочек, в чертоге Медведя — Медведь колобку бок помял.

Волк в своём Чертоге почти пол-колобка обглодал, а когда докатился колобок до Чертога Лисы, то Лиса его съела.

Или в другом изложении:

Попросил Рас Деву: «Испеки мне Колобок».

Дева по Сварожьим амбарам помела, по Чертожьим сусекам поскребла и испекла Колобок.

Покатился Колобок по Дорожке. Катится-катится, а навстречу ему — Лебедь: «Колобок-Колобок, я тебя съем!»

И отщипнул клювом кусочек от Колобка. Катится Колобок дальше. Навстречу ему — Ворон: «Колобок-Колобок, я тебя съем!»

Клюнул Колобка за бочок и еще кусочек отъел. Покатился Колобок дальше по Дорожке.

Тут навстречу ему Медведь: «Колобок-Колобок, я тебя съем!» Схватил Колобка поперёк живота да помял ему бока, насилу Колобок от Медведя ноги унёс.

Катится Колобок, катится по Сварожьему Пути, а тут навстречу ему — Волк: «Колобок-Колобок, я тебя съем!» Ухватил Колобка зубами, так еле укатился от Волка Колобок.

Но Путь его ещё не закончился. Катится он дальше, уж совсем маленький кусочек от Колобка остался.

А тут навстречу Колобку Лиса выходит: «Колобок-Колобок, я тебя съем!» — «Не ешь меня, Лисонька», — только и успел проговорить Колобок, а Лиса его: «Ам», — и съела целиком.

Сказка, знакомая всем с детства, обретает совсем иной смысл и куда более глубокую суть, когда мы открываем для себя Мудрость Предков. Колобок у славян никогда не был ни пирожком, ни булочкой, ни «почти ватрушкой», как поют в современных сказках и мультиках самые разномастные хлебобулочные изделия, которых нам выдают за Колобка. Мысль народная куда более образна и сакральна, нежели её пытаются представить. Колобок — это метафора, как почти все Образы героев русских сказок. Недаром русский народ повсюду славился своим образным мышлением.

Сказка о Колобке — это астрономическое наблюдение Предков за движением Месяца по небосклону: от полнолуния (в Чертоге Раса) до новолуния (Чертог Лисы). «Замес» Колобка — полнолуние, в данной сказке происходит в Чертоге Девы и Раса (примерно соответствует современным созвездиям Девы и Льва). Далее, начиная с Чертога Вепря, Месяц идёт на убыль, т. е. каждый из встречающихся Чертогов (Лебедь, Ворон, Медведь, Волк) — «съедают» часть Месяца. К Чертогу Лисы от Колобка уже ничего не остается: Мидгард-Земля (по-современному — планета Земля) полностью закрывает Месяц от Солнца.

Подтверждение именно такой интерпретации Колобка мы находим в русских народных загадках (из собрания В.Даля): «Голубой платок, красный колобок: по платку катается, людям усмехается». — Это про Небеса и Ярило-Солнце.

Лебедь.jpg

Для детишек ещё пара-другая загадок:

Белоголовая корова в подворотню смотрит. (Месяц)

Молодой был — молодцом глядел, под старость устал — меркнуть стал, новый родился — опять развеселился. (Месяц)

Вертится вертушечка, золотая коклюшечка, никто её не достанет: ни царь, ни царица, ни красная девица. (Солнце)

Кто на свете всех богаче? (Земля)

Следует учитывать, что славянские созвездия не соответствуют в точности современным созвездиям. В Славянском Круголете — 16 Чертогов (созвездий), и имели они иные конфигурации, чем современные 12 Знаков Зодиака. Чертог Раса (семейство Кошачьих) примерно можно соотнести с  зодиакальным знаком Льва.

Можете сравнить нашу сказку с современными данными о последовательном изменении освещённости Луны.

Система Земля-Луна-Солнце

Луна по своему пути вокруг Земли освещается Солнцем, она сама не светится.

  1. новолуние,
  2. первая четверть,
  3. полнолуние,
  4. последняя четверть.

Последовательное изменение видимой луны на небе

Луна проходит следующие фазы освещения:

  1. новолуние — состояние, когда Луна невидна — первое появление Луны на небе после новолуния в виде узкого серпа.
  2. первая четверть — состояние, когда освещена половина луны 
  3. полнолуние — состояние, когда освещена вся Луна целиком 
  4.  последняя четверть — состояние, когда снова освещена половина луны.

Чтобы отличить первую четверть от последней, находящийся в северном полушарии может использовать следующие правила: если лунный серп в небе похож на букву «С», то это — луна «Стареющая», то есть это последняя четверть. Если же он повёрнут в обратную сторону, то, мысленно приставив к нему палочку, можно получить букву «Р» — луна «Растущая», то есть это первая четверть.

Растущий Месяц обычно наблюдается вечером, а стареющий — утром.

Следует заметить, что вблизи экватора Месяц всегда виден «лёжа на боку», и данный способ не подходит для определения фазы, а в южном полушарии фазы луны проходят в обратном порядке. Без знаний звездочтения наши Предки не обходились в повседневной жизни. Эти знания нужны были не только для использования их в сельскохозяйственной деятельности. Рождение ребёнка под определённым созвездием определяло его характер, наклонности и способности к определённому виду трудовой деятельности. Всё это учитывалось в воспитании детей.

Автор иллюстраций: Елена Бутакова

www.oum.ru

В чем суть(смысл) сказки "колобок"?

  • Я думаю, что эта сказка учит прежде всего детей не бегать от родителей, чем это чревато для него. А также, чтобы дети слушались родителей, ведь колобок не послушал своих и вон в какую историю влип.

  • Мораль сказки Колобок и ее уроки можно трактовать в разных ключах.И она учит тому,что нельзя доверяться каждому встречному поперечному,и нужно иметь свою голову на плечах для принятия какого либо решения.

    И еще она говорит о том,что льстивые речи,которые вам льют часто в ваш ушки,не могут быть искренними и говорятся для того,чтобы потом манипулировать человеком.

    И еще там важная мысль есть-что твой дом,это на самом деле будет всегда твоей крепостью.

    И дома и стены родные всегда могут поддержать.

    А для детей это урок-что нужно слушать своих родителей,и никогда их не огорчать и не убегать из дома.

  • Сказка quot;Колобокquot; для совсем маленьких деток, смысл этой сказки в том, что Колобку не следовало уходить от родных, то есть от Бабушки с Дедушкой, этому и учит сказка деток, не уходить из дома без разрешения. Так же сказка учит не слушать льстивые речи хитрых людей, в сказке таким персонажем была Лиса, но это могут понять уже детки по старше.

  • Смысл сказки в том, что из-за глупости и бахвальства колобка участь его была печальной. Если бы он был осторожнее, а не выпендривался, считая себя бессмертным, то вс могло быть намного лучше. И колобок катился бы и катился дальше.

  • Сказку quot;Колобокquot; рассказывают детям совсем нежного возраста и, конечно, дети сочувствуют храброму и отважному Колобку, отправившемуся в длинное и полное приключений путешествие из родного дома. Все окончилось для героя сказки весьма печально. Как ни храбрился, как ни хохорился безрассудный Колобок, а нашла коса на камень: хитрая лиса улестила ласковыми речами и похвалой Колобка да и вкусно пообедала им.

    Думается, что мораль этой незатейливой сказочки в том, что маленьким детям негоже гулять в одиночку по полям и лесам, где светятся голодные глаза и блестят острые зубы, которых невозможно избежать. Нужно набираться ума и опыта дома от своих родителей, слушаться их, и только, когда подрастешь, можно улетать из родного гнезда.

  • Сказка quot;Колобокquot; учит тому, что:

    • не надо рисковать и убегать от родных, если не знаешь, какие опасности могут тебя подстерегать в пути;
    • не слушать лживые похвалы посторонних людей, потому что можешь потерять жизнь, доверяя им.
  • Смысл сказки quot;Колобокquot; наверное в том, что каким бы ты шустрым, умным, хитрым не был, все равно найдется тот, кто умнее и хитрее тебя и сможет тебя обмануть. Поэтому надо быть внимательным и менее доверчивым.

  • Сказка quot;Колобокquot; является олицетворением русской пословицы quot;сколько вервочке не виться, конец будет вс равноquot;, то есть, как бы не оправдывал себя постоянно рискующий человек, какие бы объяснения не находил своим пустым, неоправданным рискам, рано или поздно он напорется на неприятности. Всегда найдтся тот, кто умнее, хитрее и расчтливее, поэтому всякие свои поступки необходимо как следует обдумывать. Есть и ещ одна пословица - quot;бережного Бог бережтquot; - она тоже подходит для этой сказки.

  • Смысл этой сказки мне видится в том, что своих родителей надо чтить и почитать, и ни в коем случае не бросать их на старости лет. Прежде всего, как мы поступаем со своими родителями, так и с нами потом будут поступать наши дети. А далее родители всегда желают только добра своим детям, пусть в том виде, в каком это представляется им, но в не стоит забывать, что хоть в чем-то они обязательно правы, хотя бы в силу своего опыта.

    Что касается дальнейшего путешествия, то прежде всего не следует разговаривать с незнакомцами, не следует хвастать своими способностями, потому что всегда найдется ловкач ловчее и конечно не следует уходить одному далеко от дома.

  • Сказка quot;Колобокquot; учит не слушать льстивые речи, не поддаваться на неискренние речи и не верить всему подряд, что слышишь. Сказка учит осторожности маленьких детей, не всегда золото оказывается золотым и не всегда человек в возрасте первый друг.

  • Смысл думаю такой -УЙДЕШЬ ДАЛЕКО ОТ ДОМА - СОЖРУТ !!! и никакие твои хитрости и песенки не помогут (не спасут). А так как на детском уровне проще вразумить через сказочных персонажей Колобок оказался самым удачным... Сказка короткая и конец печальный...

  • info-4all.ru

    Скрытый смысл сказки колобок: чему учит, психология

    Эта сказка таит педагогический подтекст не только для малышей, но и для взрослых. Её сюжет очень прост и быстро запоминается. Поэтому когда ребёнок вырастет, он бессознательно будет пользоваться выводами из сказки как житейским опытом. Ведь уже во взрослой жизни он будет сталкиваться с людьми, наделёнными качествами быстрого зайца, злого волка, сильного медведя и хитрой лисы.

    Все чему учит «Колобок» можно разделить на следующие уроки:

    • последствия непослушания;
    • возможность избежать неприятностей;
    • распознавание добра и зла.

    Разберём каждый пункт более подробно.

    Обычно малыши всегда отождествляют себя с главным героем. Колобок – это весёлый ребёнок, у которого есть семья. Он ещё не вырос и не набрался никого жизненного опыта, но уже решил покинуть отчий дом. Важно отметить факт, что его «родители» не давали согласия, ведь колобок сбежал от старика со старухой. Кроме того, он нарушил запрет общения с незнакомцами. В итоге колобка съели. Если в семье актуальна проблема непослушания, в конце сказки можно добавить: «Вот что происходят с детьми, которые убегают от родителей и разговаривают с незнакомыми людьми».

    Ещё один скрытый смысл сказки заключается в умении главного героя избегать неприятности. На протяжении всего повествования колобок встречается с различными опасностями, но у него получалось вовремя скрыться. Для этого главный герой пел песенку, чтобы отвлечь врага и, благодаря округлой форме своего тела, быстро катился прочь. Совсем маленьких слушателей это история учит различать добро и зло. В сказке есть положительные и отрицательные персонажи. К первым относятся старик, старуха и главный герой, а вот все звери плохие, ведь они хотят съесть колобка.

    Изначально у наших предков существовала другая версия истории. В ней главный герой представлялся круглой луной. Зверей, которые символизировали созвездия, было больше и все они откусывали часть колобка. Конец у обеих сказок одинаковый, только во втором случае лисе досталась совсем маленькая часть главного героя.

    Используйте такой вариант «Колобка», чтобы познакомить ребёнка с лунным циклом и звёздными созвездиями.

    Когда читаете своему малышу сказку, обязательно задумайтесь, какой в ней таится смысл. Ведь гораздо интереснее и проще воспитывать кроху, рассказывая на ночь полезную историю.

    www.wday.ru