Словосочетания с одной и более необходимыми связями (стр. 5 из 10). Словосочетания с


Наречные словосочетания - это... (25 примеров)

Наречные сло­во­со­че­та­ния состав­ля­ют наре­чие и зави­си­мое сло­во, свя­зан­ное с ним под­чи­ни­тель­ной свя­зью управ­ле­ния или при­мы­ка­ния. Укажем при­ме­ры нареч­ных сло­во­со­че­та­ний.

Типы словосочетаний

Два сло­ва объ­еди­ня­ют­ся в сло­во­со­че­та­ние, если меж­ду ними суще­ству­ет син­так­си­че­ски нерав­но­прав­ные отно­ше­ния. С этой точ­ки зре­ния неко­то­рые соче­та­ния слов не явля­ют­ся сло­во­со­че­та­ни­ем.

Словосочетание состав­ля­ют толь­ко лек­се­мы, соеди­нен­ные меж­ду собой под­чи­ни­тель­ной свя­зью: одно сло­во явля­ет­ся глав­ным, вто­рое — зави­си­мым:

  • луч (чего?) солн­ца;
  • гуляй­те (с кем?) с соба­кой;
  • под­прыг­нуть (как?) высо­ко.

Главное сло­во может быть выра­же­но лек­се­ма­ми имен­ных частей речи, гла­го­ла­ми и их фор­ма­ми, наре­чи­я­ми. В зави­си­мо­сти от это­го в син­так­си­се рус­ско­го язы­ка раз­ли­ча­ют сло­во­со­че­та­ния:

Что такое наречные словосочетания?

Термин «нареч­ные сло­во­со­че­та­ния» доста­точ­но точ­но ука­зы­ва­ет, что в соста­ве сло­во­со­че­та­ния име­ет­ся наре­чие. Уточним толь­ко, что наре­чие в соста­ве тако­го сло­во­со­че­та­ния явля­ет­ся глав­ным сло­вом. Оно может управ­лять суще­стви­тель­ным, тре­буя от него опре­де­лен­но­го паде­жа, и тогда меж­ду сло­ва­ми этих частей речи осу­ществ­ля­ет­ся под­чи­ни­тель­ная связь управ­ле­ния:

груст­но (до чего?) до слёз.

Если же наре­чие соче­та­ет­ся толь­ко по смыс­лу с неиз­ме­ня­е­мы­ми сло­ва­ми раз­ных частей речи и их фор­ма­ми, тогда меж­ду ними ука­жем под­чи­ни­тель­ную связь при­мы­ка­ния:

несо­мнен­но радост­но

Наречные сло­во­со­че­та­ния состав­ля­ют наре­чия с зави­си­мы­ми сло­ва­ми, меж­ду кото­ры­ми суще­ству­ет под­чи­ни­тель­ная связь управ­ле­ния или при­мы­ка­ния.

Рассмотрим подроб­нее, со сло­ва­ми каких частей речи может соче­тать­ся наре­чие в каче­стве глав­но­го сло­ва.

Примеры наречных словосочетаний

1. Наречие (наре­чие в фор­ме срав­ни­тель­ной сте­пе­ни) + суще­стви­тель­ное

  • близ­ко от леса;
  • бли­же к краю;
  • дале­ко от дома;
  • глу­бо­ко в уще­лье;
  • высо­ко в небе;
  • выше обла­ков;
  • напра­во от пар­ка;
  • сле­ва у колон­ны;
  • неза­дол­го до поезд­ки;
  • вверх нога­ми.

2. Наречие + место­име­ние

  • поза­ди от него;
  • напро­тив с ним;
  • подаль­ше от того;
  • близ­ко с нами;
  • спра­ва от неё;
  • вбли­зи перед чем-то.

3. Наречие + наре­чие

  • чрез­вы­чай­но весе­ло;
  • совер­шен­но без­раз­лич­но;
  • очень небреж­но;
  • совсем деше­во;
  • по-прежнему дол­го;
  • необы­чай­но холод­но;
  • по-дружески откро­вен­но;
  • слег­ка груст­но;
  • абсо­лют­но ясно;
  • чуть-чуть замет­но.

СОХРАНИТЬ В СОЦСЕТЯХ

russkiiyazyk.ru

Что такое словосочетание?

Русский язык богат на правила и неоднозначные толкования слов. Чтобы правильно понимать сказанное и самому выстраивать грамотные предложения, которые поймут другие люди, надо знать, какие слова можно употреблять друг с другом, а какие не стоит. полезно знать, что такое словосочетание, какими бывают словосочетания в русском языке, как их правильно применять на практике в письменной и разговорной речи.

Определение и признаки словосочетания

Словосочетание – это группа двух и более знаменательных слов, которые соединены между собой грамматически и по смыслу. В словосочетании есть главное слово и одно или несколько зависимых слов. Между главным и зависимым словами всегда устанавливается связь определенного рода. Если между словами связи нет, то эти слова не являются словосочетанием.  Основные признаки такой связи – общий падеж, род и пр. Яркий пример безграмотности - это несогласованность по падежу существительного и прилагательного, хотя по смыслу они являются словосочетанием.

Для того чтобы узнать правила такого согласования, надо понимать, что такое словосочетание. Главное слово в словосочетании – это предмет, признак или действие, а зависимое слово поясняет или расширяет понятие главного. От главного слова всегда можно сформулировать вопрос к зависимому слову. Например, словосочетание «весенний лес». Главное слово «лес», зависимое – «весенний». Задаем вопрос от главного слова. Лес какой? – весенний. Следовательно, мы сделали правильный анализ словосочетания, оно составлено грамотно, зависимость установлена, эти слова являются словосочетанием.  В этом словосочетании одно слово подчиняет другое и формирует вид второго слова. 

Состав словосочетаний

Словосочетания делятся на два основных вида: простые и сложные. Простые словосочетания формируются из двух слов - из главного и зависимого. Сложные словосочетания состоят из трех и более слов или из нескольких простых словосочетаний. Это самое главное, что надо уяснить, изучая, что такое словосочетание сложное. Примеры простых словосочетаний мы встречаем очень часто и в устной речи, и на письме. "Деревянный стол", "умный пес", "продуктовый магазин", "крутой подъем" – это все примеры простых словосочетаний. "Деревянный стол в углу", "умный пес на поводке", "продуктовый магазин за углом", "крутой подъем около моста" – примеры сложных словосочетаний.

Предложение и словосочетание

Очень часто путают целое предложение и словосочетание. Чтобы понять, чем предложение отличается от словосочетания, надо знать, что подлежащее и

elhow.ru

Словосочетания с одной и более необходимыми связями

Министерство образования Российской Федерации

Государственное образовательное учреждение

Курский государственный педагогический университет

Специальность 021700-филология

Факультет филологический

Кафедра русского языка

Выпускная квалификационная работа на тему:

Словосочетания с одной, двумя и более

необходимыми связями

Студентка V курса

Бердышева Наталья Владимировна

Научный руководитель

Попов Александр Сергеевич,

профессор, кандидат

филологических наук

Курск, 2001 г.

С О Д Е Р Ж А Н И Е
Введение..........................................................................................................3

1. Словосочетание и его определение..........................................................7

1.1. Вопрос о словосочетании......................................................7

1.2. Вопрос об объеме словосочетания.......................................9

1.3. Словосочетание и слово......................................................11

1.4. Простые и сложные словосочетания.................................15

II . Сложные словосочетания.....................................................................20

2.1. Взгляд В.В. Виноградова и Н.Н. Прокоповича..................20

2.2. Взгляд Н.Ю. Шведовой..........................................................26

2.3. Взгляд А.С. Попова.................................................................29

III . Виды сложных словосочетаний..........................................................37

3.1. Сложные словосочетания.......................................................37

3.2. Сильное и слабое управление................................................42

3.3. Типы сложных словосочетаний.............................................46

Заключение...................................................................................................57

Использованная литература.....................................................................59

В В Е Д Е Н И Е

Слова, входящие в предложение, образуют непрерывную цепь, сочетаются между собой в определенной последовательности. Например: Американский сенат в среду заслушал ежегодный доклад директора ЦРУ.

Цепь связанных слов можно расчленить на простейшие сочетания (звенья). Звено – это наименьшее сочетание знаменательных слов в составе предложения, организованное на основе свободных синтаксических отношений. Каждое звено соотносится с определенным типом связи слов. Словосочетание возникает на основе подчинительной связи. Сочинительная связь дает не словосочетание, а ряд. Есть еще параллельная связь, но она дает группу, а группа – член предложения.

В.В. Виноградов утверждает, что простые словосочетания двучленны, их иногда называют синтагмами , состоят из двух знаменательных слов.

Таким образом, с чисто грамматической точки зрения простыми словосочетаниями должны быть признаны синтаксически организованные и семантически цельные сочетания двух знаменательных слов.

Но существуют, таким образом, разные подходы к вопросу о словосочетании:

1) номинативная единица;

2) звено в цепочке предложения.

Обе эти точки зрения правомерны, но мы придерживаемся второй. Основные понятия мы назовем так: стержневое слово или главное – «хозяином», зависимое – «слугой». «Слуга» без «хозяина» не может быть, имеет только одного хозяина, а хозяин может иметь несколько слуг.

Словосочетание имеет внешнее выражение подчинительной связи: согласование, управление, примыкание и разные синтаксические отношения: предикативность, атрибутивность, объектность, обстоятельственность.

Предикативные отношения – это отношения между подлежащим и сказуемым, например: сенат заслушал, коллектив представляет, машины пользуются, завод занял, кредиторы проголосовали, руководство увеличивает, люди засыпали, он почувствовал, журналист ставит и т.п.

В предложении зависимое слово выполняет роль сказуемого.

Атрибутивные отношения – «предметы и их признаки», например: чудесный вечер, наша молодежь, первый ученик, туфли из замши, зеленеющее поле, дом из блоков, книга брата, гнездо ласточки, синева неба, свет солнца, распоряжение директора и т.п.

В предложении зависимое слово выполняет роль определения.

Объектные отношения – «действия и предметы-спутники сопроводители действия», например: любить музыку, слушать песню, писать сочинение, читать сыну, подарить другу, писать матери, рубить топором, пилить пилой, писать мелом, мечтать о подвигах, думать о весне и т.п.

В предложении зависимое слово выполняет роль дополнения.

Обстоятельственные отношения – « признаки, характеризующие (определяющие) действия», например: быстро бегать, ходить пешком, ехать налегке, сидеть дома, гулять в саду, бегать на стадионе, въехать в село, спускаться с горы, подняться за облака, работать по вечерам, приехать в среду, спать днем .

В предложении зависимое слово выполняет роль обстоятельства.

Графически это можно показать так:

связь =

синтаксические

отношения

подчинительное

сочинительное

параллельное

предикативные

атрибутивные

объектные

обстоятельственные

синтаксическое средство (согласование, управление, примыкание)

Следует различать сложные словосочетания от сетей словосочетаний. Было уже сказано, что простое словосочетание всегда двусловно и имеет одну связь, цепь (сеть) словосочетаний имеет две и более связей и состоит из трех и более слов, а вот сложное словосочетание имеет две связи при наличии третьей общей связи, т.е. когда зависимые слова исходят из одной точки (главного слова) и связаны между собой еще дополнительной связью.

хозяин

слуга

слуга

Например: почувствовал

горечь во рту

сменил

мундир на костюм

отбывает

наказание в колонии

Словосочетание (простое) имеет только одну связь. Две связи (и более) дают нам сочетание словосочетаний (цепь, сеть словосочетаний). Но бывает, что при наличии двух связей зависимые слова (слуги) имеют дополнительную связь (почувствовал горечь во рту – связь между последними компонентами горечь и во рту ). В этом случает перед нами не сеть (цепь) словосочетаний, а одно сложное словосочетание.

Можно сказать, что наличие двух связей в словосочетании еще не говорит о сложном словосочетании, а лишь только о том, что это цепь словосочетаний, а вот наличие третьей общей связи говорит о сложности словосочетания.

Так называемые неразложимые словосочетания тоже не являются сложными: девушка с голубыми глазами, человек большого таланта.

Видно, что зависимые слова не исходят из одной точки.

Н.Ю. Шведова внесла уточнения, руководствуясь тем, откуда исходят связи: из одной точки – сложные, из двух точек – комбинированные.

Но мы будем придерживаться того, что:

I . Словосочетание и его определение

1.1. Вопрос о словосочетании

Вопрос о словосочетании как синтаксической единице является дискуссионным. Начало учению о словосочетании положено «Российской грамматикой» М.В. Ломоносова, в которой описывались правила соединения слов на основе их синтаксических свойств. Но своим становлением и развитием теория словосочетания обязана Ф.Ф. Фортунатову, А.А. Шахматову, В.В. Виноградову. В работах Фортунатова словосочетание рассматривается в качестве основной единицы синтаксиса. Шахматов, поддерживая идею своего учителя, указывает, однако, что объектом учения о словосочетании следует считать лишь «незаконченное» словосочетание, т.е. «такое соединение слов, которое образует грамматическое единство, обнаруживаемое зависимостью одних из этих слов от других». Словосочетание выделяется им в составе главной синтаксической единицы – предложения и является, по существу, объединением второстепенного члена с главным или другим второстепенным членом.

mirznanii.com

Словосочетания с глаголами

В этом уроке разберем распространенные английские словосочетания с глаголами и увеличим словарный запас на целых 66 выражений! 

Конечно, глаголов и выражений с ними - вагон и маленькая тележка огромное множество, никакого урока не хватит. Поэтому для начала возьмем 22 глагола и сделаем 3 словосочетания  с каждым из них. Почему именно словосочетания с глаголами?

Я не устану повторять, что нет большого смысла заучивать слова по отдельности. В отрыве от контекста и словосочетаний речь представляет собой набор слов из серии "Ходить магазин купить еда ужин". Не уподобляйтесь, пожалуйста))

Мы говорим не словами, а словосочетаниями. Если взять 22 глагола и просто выучить их, словарный запас пополнится 22 разрозненными и вырванными из контекста словами.

А если к каждому из них подобрать частые словосочетания с глаголами - хотя бы по три штуки - словарный запас пополнится 66 новыми выражениями, готовыми к употреблению. Больше того, такой подход (называется лексический подход) дает понимание языка: как он живет, как функционирует, по каким принципам строить новые словосочетания в английском языке.

Ну что, приступим?))

Английские словосочетания с глаголами

Полистайте слайдшоу, посмотрите на распространенные английские словосочетания с глаголами:

Вы, наверное, обращали внимание, что в словарях и учебниках английские словосочетания с глаголами обычно даются в таком формате:

  • give somebody a compliment
  • forget one's name
  • talk to one's boss
  • help somebody (to) do something

И хотя такие формулировки вполне обоснованны, они практически бесполезны для изучающих английский. Поэтому мы здесь и попытались уйти от таких абстрактных somebody и one's, заменив их на:

  • give her a compliment
  • forget her name
  • talk to my boss
  • help me do this

Вернемся к нашим фразам. Эти английские словосочетания с глаголами можно представить и по-другому, в виде word webs:

Скачать word webs и распространенные словосочетания с глаголами (pdf):

Освоили словосочетания с глаголами? Тогда переходим к практике, иначе какой во всем этом смысл?

Упражнение 1 Verbs

В этом упражнении впишите глагол, подходящий ко всем трем картинкам. Постарайтесь никуда не подглядывать))

buycallgivedancehearhelpdrawmeetlook for;findseedrivepaintforget;remembertellswimruntalkplaywaitsingtakeuse

Check

Упражнение 2 Odd one out

Какая картинка и, соответственно, фраза лишняя? Впишите в поля словосочетания с глаголами, которые не вписываются в общий ряд.

Example:

  • look for / find a parking space
  • look for / find a new job

BUT

Приступим?

buy a ticketwait for a replydance in the raintalk about politicshear an announcementsing a songdraw a picturerun awaybuy onlinewait for a trainforget my passwordtalk to a friendcall a taxihelp a friendtalk to my boss

Check

Упражнение 3 Missing phrase

А теперь впишите недостающие словосочетания с глаголами:

call the policedance all nighthelp financiallymeet for a drinksee the connectionpaint the walls whitetell the truthrun a race;run a marathonplay poolsing alonguse an ATMtake a lookwait for a bustalk to my bossswim in the poolforget her birthdaydrive homefind a parking space;look for a parking spacedraw a linehear a noisegive her a complimentbuy souvenirs

Check

Упражнение 4 Phrases in context

А теперь давайте применим новые английские словосочетания с глаголами в более осмысленных контекстах)) Впишите фразу в предложение. Кое-где нужно будет ее поменять, например:

  • поставить в другое время (прошедшее, будущее, настоящее)
  • добавить –ing или to
Тут, конечно, желателен уровень не ниже Pre-Intermediate, потому что кое-какие из этих форм не проходят на совсем начальных уровнях. Подробнее о том, что проходят на разных уровнях.

Поехали!

1. When the burglar realized we’d seen him, he 2. After work, my friends and I often 3. It was a romantic night: we walked around the city and 4. It’s always a good idea 5. I texted him but he hasn’t responded yet. I’m still 6. Let’s stop by the bank. I need 7. When I 8. Do you really think 9. I 10. I can’t 11. She’s going 12. 13. I love 14. In case of emergency, 15. I’ve 16. I enjoy making people smile and 17. I promise, I won’t be mad at you. Just 18. Can you 19. It’s impossible 20. I have a lot of virtual friends whom I’ve never 21. Let’s 22. I’ve been 23. When I listen to my favorite song, I always 24. I’m not good at 25. What’s the best way 26. I don’t have a GPS in my car. Can you

ran awaymeet for a drinkdanced in the rainto buy a ticket;to buy ticketswaiting for a replyto use an ATMdrive homepainting the walls whiteheard an announcementplay poolto talk to her bossSwimming in the pooltaking pictures;taking photoscall the policelooked for my car keygiving them compliments;giving complimentstell the truthsee the differenceto find a parking spacemet face-to-facetake a looklooking for a jobsing alongremembering names;remembering people’s namesto help a frienddraw a map

.in a bar..in advance...after work, I usually listen to some relaxing music.is a good idea?on the radio. It said the prices are going to go up soon., but I’d really like to learn.about a promotion.is not as fun as swimming in the sea.of friends and family members.immediately.everywhere...between various shades of blue?in the center of Moscow..at the sales figures.for 3 months now. No luck...in trouble?of the area for me?

Check

Упражнение 5 Word order

Ну и напоследок - для самых неугомонных - упражнение на порядок слов. В отличие от русского языка, порядок слов в английском довольно фиксированный. Тут нельзя просто накидать слов, надо кидать в определенном порядке))

Итак, английские словосочетания с глаголами и порядок слов.

Выберите правильный ответ:

1. I normally _______.buy tickets plane online;buy tickets for plane online;buy online plane tickets;buy plane tickets online42. In case of emergency, _______.immediately call the police;call immediately the police;call the police immediate;call the immediate police1

3. It’s a good idea to _______.call in advance a taxi;call a taxi in advance;call in a taxi advance;in advance call a taxi24. When I _______ , I usually listen to some relaxing music.drive after work home;drive home after work;drive to home after work;after work drive home25. It’s impossible _______.find to a parking space in the center of Moscow;to find in the center of Moscow a parking space;to find a parking space in the center of Moscow;in the center of Moscow to find a parking space36. I have so many accounts that I _______.forget my passwords all the time;all the time forget my passwords;forget all the time my passwords;forget all my passwords the time17. I’ve been so busy lately that I _______. completely forgot her birthday;forgot completely her birthday;completely her birthday forgot;her birthday completely forgot18. I _______.on the radio heard an important announcement;on the radio an important announcement heard;heard an important announcement on the radio;heard on the radio an important announcement39. When I _______ , I looked around to see who it was.footsteps heard behind me;heard behind me footsteps;heard footsteps behind me;behind me heard footsteps310. Do you think parents _______?should help financially their children;help financially their children should;should financially help their children;should help their children financially411. I’ve _______.looked everywhere for my car key;looked for my car key everywhere;everywhere for my car key looked;everywhere looked for my car key212. We’re going to _______.paint the bathroom walls white;paint white the bathroom walls;paint the walls bathroom white;paint the bathrooms white walls113. Before we move on to the budget, let’s _______.quick take a look at the sales figures;take a quick look at the sales figures;take a look quick at the sales figures;take a look at the sales figures quick214. I’m going to _______.talk to my boss about a promotion;talk to my boss a promotion about;talk to a boss about my promotion;talk my boss to promotion about115. There were a lot of people _______.waiting an intercity bus for;waiting intercity for a bus;waiting for a intercity bus;waiting for an intercity bus4Справились? Молодцы!)) Какие ваши любимые словосочетания с глаголами?

Возникли вопросы? Задайте в комментариях!

Как думаете, английские словосочетания с глаголами (существительными, прилагательными) - полезная штука?

anglofeel.ru

Словосочетания с одной и более необходимыми связями

а) такие, которые могут выступать только как трехсловные, так как без пояснительного слова при зависимом существительном они были бы семантически, по смыслу недостаточны: шел полной достоинства походкой ;

б) такие, наряду с которыми возможны и простые двусловные: судья с бледным лицом поднял веки .

В качестве зависимого члена в таких сложных единицах могут выступать адъективные, субстантивные и глагольные словосочетания:

[полная достоинства] походка

Все сказанное относительно адъективных словосочетаний этой группы полностью относится и к субстантивным. В частности, и здесь можно выделить такие разновидности:

а) словосочетания, которые могут употребляться только как трехсловные, так как главное слово зависимого словосочетания без пояснительного семантически неполноценно;

б) словосочетания, наряду с которыми возможны и простые, двусловные сочетания.

К этой же группе примыкают сложные субстантивные словосочетания такого типа, как: солдат с винтовкой в руках, скатерть в пятнах по краям и т.д.

Сложные словосочетания с такой же структурой обнаруживаются и в системе глагольных. Таковы, например: Танки горели голубым пламенем среди белых ромашек; быстрыми шагами она шла к дому.

Характерные особенности второй рассмотренной нами группы сложных словосочетаний заключаются в следующем:

1) В качестве зависимого компонента, распространяющего стержневое слово, здесь выступает не отдельное слово, а простое словосочетание. Не теряя своего семантического номинативного единства, оно в целом дополняет в каком-либо отношении распространяемое им стержневое слово и вместе с последним выражает хотя и более сложное, но единое значение:

кудрявый [от мелкого кустарника],

достойных [лучшей участи].

2. При этом зависимое слово в распространяющем простом словосочетании грамматически и по смыслу связано с главным словом только этого простого словосочетания. Лишь через него в его составе связывается оно с главным словом всего сложного словосочетания. Этим, в частности, сложные словосочетания второй группы отличаются от сложных словосочетаний первой группы, в которых оба зависимых слова не будут связаны друг с другом, грамматически зависят от главного слова распространяемого простого словосочетания.

3. В связи с этим, в отличие от сложных словосочетаний первой группы, в сложных словосочетаниях второй группы варианты к группировке составляющих их компонентов исключены.

4. Вместе с тем, как и словосочетания первой группы сложные словосочетания второй группы по существу своему всегда парны в том смысле, что в основе их построения всегда лежит модель простого двусловного словосочетания.

К третьей группе относятся сложные словосочетания с такой структурой: стержневое слово плюс два (или три) зависимых слова, не связанных друг с другом и не образующих словосочетания. Таковы некоторые глаголы приставочного образования, «в самой грамматической структуре» которых бывает заложена «способность распространения сразу двумя существительными», например: вложить патрон в ружье . Сюда же относятся некоторые субстантивные словосочетания, например: превращение пустыни в сад и т.д.

Нетрудно заметить, что и в третьей группе в основе построения лежит модель простого двусловного словосочетания.

До сих пор шла речь о сложных словосочетаниях, состоящих из трех слов. В таких словосочетаниях наиболее четко выступают структурные особенности сложного словосочетания. Конечно, наряду с трехсловными встречаются сложные словосочетания с четырьмя, пятью и больше полнозначными словами.

Даже при самом большом усложнении словосочетания способы сцепления составляющих его элементов сохраняются: в основе построения лежат различные типы сложных словосочетаний, а в конечном счете – модели двусловных, простых словосочетаний.

2.2. Взгляд Н.Ю. Шведовой

Н.Ю. Шведова словосочетания делит на простые, сложные и комбинированные.

Простое словосочетание образуется на основе:

1) одиночной связи ;

2) двойной или тройной сильной связи и

3) такого соединения сильной и слабой связи, при котором слабая связь осуществляется только при наличии сильной связи. Именно эти случаи могут быть названы сложными словосочетаниями, а те, которые В.В. Виноградов и Н.Н. Прокопович называли сложными словосочетаниями, являются сетями, цепочками, сочетаниями словосочетаний, а не отдельными словосочетаниями. Соответственно, по мнению Н.Ю. Шведовой, простые словосочетания могут быть двучленными (читать книгу, новый дом ), трехчленными (дать книгу ученику, спасти жизнь бойцу ) и четырехчленными (перевести книгу с русского на хинди ). Простое словосочетание является минимальной конструкцией на уровне словосочетаний. На основе этой минимальной конструкции образуются конструкции усложненного типа – сложные и комбинированные словосочетания.

Сложное словосочетание образуется на основе двух и более разных связей, исходящих от одного стержневого слова, например: увлеченно читать книгу (увлеченно читать и читать книгу) .

Комбинированное словосочетание образуется на основе связей, исходящих от разных стержневых слов; зависимое слово в таком словосочетании одновременно является стержневым словом какого-то простого (или сложного) словосочетания, например: увлеченно читать интересную книгу (увлеченно читать, читать книгу, интересная книга) .

В зависимости от того, какое слово в словосочетании является стержневым, все простые (и сложные) словосочетания делятся на глагольные (стержневое слово – глагол), субстантивные (имя существительное), адъективные (прилагательное или порядковое числительное) и наречные (наречие).

Словосочетание имеет свое собственное значение: это значение равно отношению, которое возникает между знаменательными словами, соединившимися на основе того или другого вида подчинительной связи.

Классификация словосочетаний по значениям проводится внутри простых словосочетаний; ни в сложных, ни в комбинированных словосочетаниях нет единого значения: в них представлена сумма значений соединившихся простых словосочетаний.

Для подавляющегося большинства слов возможно абсолютивное (пишет, сочиняет, умеет писать ) и неабсолютивное (пишет письма ) употребление. При абсолютивном употреблении позиция зависимой формы при данном слове остается незанятой; при неабсолютивном употреблении позиция зависимой формы при данном слове занята грамматически подчиненной ему словоформой. В тех случаях, когда категориальными свойствами слова в случае его неабсолютивного употребления предопределено регулярное обязательное появление при нем определенной зависимой словоформы и, соответственно, возникновение определенного вида синтаксических отношений, между таким словом и подчиненной ему словоформой возникает сильная связь. В тех случаях, когда появление такой зависимой словоформы не предопределено как регулярное в случае неабсолютивного употребления главенствующего слова, возникает слабая связь. Сильная связь: зависимое слово обязательно, необходимо, его нельзя вычеркнуть. Слабая связь: зависимое слово необязательно, может отсутствовать, его можно легко выбросить, устранить, вычеркнуть.

На основе характера связи и формальных средств выражения зависимости все подчинительные связи делятся на согласование, управление и примыкание.

Изучая «Грамматику русского литературного языка», мы заметили, что Н.Ю. Шведова иногда сама себе противоречит. Говоря о том, что к простым словосочетаниям относятся такие, которые образуются на основе двойной или тройной сильной связи и такого соединения сильной и слабой связи, при котором слабая связь осуществляется только при наличии сильной связи, она приводит примеры таких словосочетаний в параграфе о сложных словосочетаниях, например: тереться боком о забор, оставить товар за покупателем, дважды повторить приказание, снова велеть сыну ехать, ехать от Москвы до Ленинграда, ждать от полуночи до утра, ходить от дома к пруду, легко перевести книгу с русского на немецкий.

Н.Ю. Шведова относит к простым такие словосочетания, которые мы будем рассматривать как сложные с необходимой связью, например: отдать книгу ученику, снабдить экспедицию снаряжением, допустить студента к экзамену, вбить гвоздь в стенку, велеть ученику читать, научить сына плавать, спасти жизнь бойцу, сходить отцу за папиросами, упасть на шею другу.

В отличие от В.В. Виноградова Н.Ю. Шведова дает такое определение словосочетанию: «Словосочетание – это синтаксическая единица, образующаяся соединением двух или более знаменательных слов (слова и словоформы) на основе подчинительной грамматической связи – согласования, управления или примыкания – и тех отношений, которые порождаются этой связью ».1

2.3. Взгляд А.С. Попова

А.С. Попов говорит, что слова, входящие в предложение, образуют цепь, сочетаются между собой в определенной последовательности.

Цепь связанных слов можно расчленить на простейшие сочетания, которые мы назовем звеньями. Звено – это наименьшее сочетание знаменательных слов в составе предложения, организованное на основе свободных синтаксических отношений.

Свободные синтаксические отношения противопоставляются несвободным, которые наблюдаются во фразеологизмах и синтаксически неразложимых сочетаниях. В составе звена на месте знаменательного слова могут употребляться фразеологизмы или синтаксически неразложимые сочетания. Назовем эти элементы звена членами .

mirznanii.com

Словосочетания с одной и более необходимыми связями

Словосочетания, включающие слова с двойной синтаксической зависимостью: сказать правду о себе, построить дом за городом и т.д. (ср.: сказать о себе правду – сказать о себе, сказать правду, построить за городом дом – построить за городом, построить дом ).

Итак, по определению В.В. Виноградова, словосочетание, представляя собой синтаксическую конструктивную единицу, служит средством номинации, сближаясь таким образом со словом, но сохраняя резкое отличие от отдельного (даже сложного) слова.

В.В. Виноградов писал: «…с чисто грамматической точки зрения простыми словосочетаниями должны быть признаны синтаксически организованные и семантически цельные сочетания двух знаменательных слов, выражающих единое сложное значение и способное быть обозначением предмета, действия, качества и т.п.»1 .

Коммуникативную функцию словосочетание, как и слово, выполняет лишь при посредстве предложения в его составе. Словосочетание лишено основных признаков предложения и поэтому качественно отличается от него, хотя постоянно взаимодействует с ним.

В соответствии с этим В.В. Виноградов рассматривает типы словосочетаний как «исторически сложившиеся в языке формы исторического объединения двух и больше знаменательных слов, лишенных основных признаков предложения, но создающие расчлененное обозначение единого понятия»2 . Таким образом, выделяются прежде всего наиболее употребительные словосочетания, состоящие из двух полнозначных слов, иначе простые словосочетания. Эти последние могут распространяться другими словами, образуя словосочетания сложные, состоящие из трех и более слов. Границы сложного словосочетания определяются возможностью выступать в качестве единого, хотя и сложного обозначения предметов, действий, качеств. С другой стороны, усложнение словосочетания не может выходить за рамки так называемых непредикативных сочетаний слов.

II . Сложные словосочетания

2.1. Взгляд В.В. Виноградова и Н.Н. Прокоповича

В.В. Виноградов утверждает, что следует различать словосочетания простые и сложные. Простые словосочетания обычно двусловны: они состоят из двух знаменательных слов, например: простые люди, решить задачу и т.п. К простым словосочетаниям семантически примыкают те трехсловные словосочетания, в которых определительная часть представляет собой семантически неделимое словосочетание с целостным смысловым содержанием: человек острого ума, девушка скромного поведения .

Однако необходимо иметь в виду, что даже трехсловные словосочетания типа человек твердого характера близки к простым только с семантической точки зрения; в синтаксическом же отношении они ничем не отличаются от сложных словосочетаний (ср.: старик с бородой – старик с седой бородой ).

Таким образом, с чисто грамматической точки зрения простыми словосочетаниями должны быть признаны синтаксически организованные и семантически цельные сочетания двух знаменательных слов, выражающие единое сложное значение и способные быть обозначением предмета, действия, качества и т.п.

Сложное словосочетание, по мнению В.В. Виноградова, в большинстве случаев является продуктом распространения словосочетания . При этом каждое новое слово, или словосочетание, присоединяющееся к простому словосочетанию, должно прибавляться не к основному, господствующему слову, а к целому словесному комплексу, например: близкий друг, наш [близкий друг], [близкий друг] нашего семейства и т.п.

Но есть и другой способ образования сложных словосочетаний – присоединение к господствующему слову не отдельного слова, а целого словосочетания. Именно так входят в сложные словосочетания двусловные словосочетания, функционально сближающиеся с наречиями и выражающие обстоятельственные значения: ср.: вяло идти, идти вялой походкой; тихо поздороваться и поздороваться тихим голосом и т.д. На этой основе возникает синонимический параллелизм двусловных и трехсловных словосочетаний.

Н.Н. Прокопович утверждает, что сложные словосочетания, т.е. состоящие из трех и более полнозначных слов, при значительном их разнообразии могут быть сведены по существу к трем основным типам.

Первую группу составляют сложные словосочетания такой структуры: простое словосочетание плюс зависимое от него отдельное слово. Сюда относятся такие, например, адъективные словосочетания, как в приведенных ниже предложениях:

1) В его душе пробуждалось смутное сожаление к тем близким ему по крови людям, которые… ;

2) … нигде не могли бы достовернее сказать о широко известном в городе актере;

3) Он зорко следил за тем, чтобы все солдаты… берегли оружие и держали его всегда готовым к бою …

Сложные словосочетания такого типа представляют собой продукт присоединения к простому словосочетанию зависимого слова, уточняющего первое в целом:

[близкий ему] по крови;

[широко известный] в городе;

всегда [готовый к бою].

Это можно объяснить иначе:

ему близкий

по крови

широко известный;

известный в городе.

Таким образом, на основе распространения простого словосочетания, сохраняющего свое номинативное единство и выступающего в качестве стержня, возникает новое, более сложное, но единое по своему значению словосочетание. Словосочетание членится при распространении.

Сложные сочетания такого типа широко представлены и в кругу субстантивных словосочетаний. Например: На нем был офицерский сюртук без эполет …; Ей вспомнилась… покосившаяся хатенка около школы .

[офицерский сюртук] без эполет

Сложные словосочетания подобного типа отмечаются и в системе глагольных словосочетаний:

[спасти жизнь] другу

с мольбой [просить о помощи]

Характерные особенности рассмотренной группы сложных словосочетаний заключаются в следующем:

1) следует различать форму и смысл. Форма – ведущее начало;

2) зависимое слово, распространяющее простое словосочетание, уточняет последнее и относится по смыслу к нему в целом, а не к главному, стержневому его члену;

3) возможность употребления зависимого слова определяется главным, стержневым словом распространяемого простого словосочетания; с ним присоединяемое зависимое связано грамматически по способу согласования или управления;

4) зависимое слово, распространяющее простое словосочетание, и зависимое слово, входящее в состав последнего, ни по смыслу, ни грамматически друг с другом не связаны;

5) в связи со сказанным в рассмотренных сложных словосочетаниях возможны варианты в группировке представленных в них слов. Так, в сложном словосочетании покосившаяся хатенка около школы наряду с приведенным мог бы быть и другой вариант: покосившаяся хатенка около школы. Это обусловлено употребление словосочетания в речи, степенью смысловой связи различных членов словосочетания. При этом структурно рассматриваемый тип не меняется;

6) таким образом, сложные словосочетания по существу всегда парны: в основе их всегда лежит модель простого, двусловного словосочетания.

Вторая группа состоит из сложных словосочетаний такой структуры: стержневое слово плюс зависимое от него простое словосочетание. Таковы адъекватные словосочетания в приведенных предложениях:

1) … сколько я видел прекрасных молодых людей, достойных лучшей участи …;

2) Налево , параллельно дороге, тянулся холм, кудрявый от мелкого кустарника ;

3) Необычная для начала весны раскохалась теплынь.

Отношения между компонентами в структуре таких сложных словосочетаний графически обозначаются так:

достойных [лучшей участи]

Сложные словосочетания этого типа характеризуются номинативным единством. Следует отметить, что сложные словосочетания рассматриваемого типа могут быть подразделены на две подгруппы:

mirznanii.com

Глагольные словосочетания: примеры и характеристики

Словосочетания изучает раздел русского языка под названием синтаксис. Они отличаются структурой и видом главного слова. В статье описываются глагольные словосочетания, примеры даются с опорой на контекст.

Классификация словосочетаний

В русском языке словосочетанием называется совокупность двух или более слов, где одно слово главное, другие - зависимые. Существует несколько классификаций словосочетаний.

По характеру подчинительной связи выделяют сочетания слов на основе согласования (зависимое слово уподоблено главному в числе роде и падеже: свежий ветер), управления (главное слово управляет именной частью речи, стоящей в косвенном падеже: дружить с сестрой) и примыкания (слова связаны только по смыслу: красиво рисовать).

Исходя из того, какой частью речи является главное слово, выделяют именные, глагольные, наречные словосочетания. В именных главное слово представлено существительным, прилагательным, местоимением или числительным: высокий дом, некто веселый, упрямый по-хорошему, десятеро в машине. Если главное слово представлено глаголом - это глагольные словосочетания. Примеры: вырваться вперед, держать слово, вести переговоры. Наречных словосочетаний в русском языке меньше. В них главное слово - наречие: еще нескоро, очень спокойно, сильно больно.

Ниже более подробно будут рассмотрены глагольные и именные словосочетания.

Отношения между членами словосочетаний

В неодинаковых по структуре словосочетаниях возникают разные отношения. Там, где согласование - связь определительная, управление - объектная, примыкание - обстоятельственная. Глагольные и именные словосочетания в русском языке составляют подавляющее большинство. Подчинительная связь при этом может быть различной.

Именное обычно строится на согласовании (воздушный змей) и управлении (платье в цветочек), редко на примыкании (кафе в Сочи). Глагольные словосочетания в русском языке базируются на управлении (говорить с артистом) и примыкании (сложить быстро). Таким образом, все три типа отношений в словосочетаниях одинаково распространены. При выполнении разбора словосочетаний с точки зрения синтаксиса следует указать его тип по главному слову, по характеру связи и по особенностям отношений.

Управление в глагольных словосочетаниях

Глагол, который связан с именем существительным в косвенном падеже, иллюстрирует такой характер подчинительной связи, как управление. То есть те сочетания слов, которые построены на управлении, где главное слово представлено глаголом - это глагольные словосочетания. Примеры: привезти из города, зайти за другом, увидеть закат, ехать мимо площади.

Нормы управления

С такими словосочетаниями связаны некоторые грамматические нормы управления. Так, глагол оплатить требует после себя имя существительное без предлога в винительном падеже (оплатить ремонт), тогда как глагол заплатить связывается с таким же существительным, но с предлогом (заплатить за ремонт). Иногда допускаются ошибки при употреблении глаголов со значением визуального восприятия. Если слово смотреть часто используется с предлогом на (смотреть на закат), то слову любоваться предлог не требуется (любоваться закатом - ошибочно, правильно любоваться на закат).

Особенным является глагол скучать, который управляет предложным падежом, поэтому правильно говорить скучать по семье, по тебе, по вас. Некоторые глаголы после себя требуют существительное в родительном падеже, тогда как нередко ошибочно употребляются с винительным: бояться, достигать, избегать и другие.

Примыкание в глагольных словосочетаниях

Весьма распространены словосочетания на основе примыкания, где главное слово представлено глаголом, то есть глагольные словосочетания. Примеры: стоять, размышляя, смотреть сосредоточенно, приехал поговорить, выпить какао. В примыкании зависимые слова выражены неизменяемым словом. Это могут быть инфинитив, деепричастие, существительное, наречие, которые соединяются с главным словом только по смыслу.

Глагольные словосочетания и составные сказуемые

Словосочетание, где главное слово - глагол и зависимое - глагол-инфинитив, бывает сложно отличить от составного глагольного сказуемого. Дело в том, что такое сказуемое имеет похожую с глагольным словосочетанием структуру. К примеру, позвонил уточнить - это словосочетание (в предложении подчеркиваются как разные члены), а хотел уточнить - составное сказуемое (подчеркивается как один член предложения).

Отличить такие конструкции нетрудно. В составном глагольном сказуемом перед инфинитивом стоит неполнозначный глагол, который сам не несет смысловой нагрузки: начал делать, желал поделиться, решил приехать. В глагольном словосочетании с зависимым словом инфинитивом оба глагола полнозначные: прилег отдохнуть, договорилась прогуляться, приказал наступать.

Примеры глагольных словосочетаний из литературы

Встречаются такие задания по русскому языку, в которых требуется привести примеры того или иного языкового явления из художественной литературы. Ниже даны предложения с глагольными словосочетаниями, взятые из текстов русских писателей. "Слышится опять ровный... голос унтера". "Сам себя веди аккуратно". "Служил хорошо... с полным усердием" (Короленко В.Г. "Чудная"). "Сруб ледника мало подается вперед". "В ясную погоду он высох совершенно". "Посреди... хлопот август и сентябрь промчались незаметно" (Фет А.А. "Осенние хлопоты"). "...зеленоватые волны скользили мимо". "...город чувствовал... взгляд и стоял чутко и мирно". "...луна... пристально глядела... с чистого неба" (Тургенев И.С. "Ася").

fb.ru