Безударная гласная в корне, проверяемая ударением слова. Безударные гласные. Слова с безударными гласными в корне слова


Безударная гласная в корне, проверяемая ударением слова. Безударные гласные

Как правильно писать: халодный или холодный, корабль или карабль, выростет или вырастет? Данные вопросы возникают у большинства людей, давно окончивших общеобразовательное учреждение, и у тех, кто еще в процессе обучения. Как правило, такая путаница связана с тем, что на гласную букву в корне названных слов не падает ударение.

Безударные гласные – это верный путь к ошибочному написанию письма. Но если изучить все необходимые правила, то можно легко создать грамотный текст.

В чем заключается сложность?

В русском языке существует довольно много выражений, при написании которых возникают разные вопросы касательно их «правильности». Так, все слова, имеющие в корне безударную гласную, можно разделить на 3 группы:

  • безударная гласная в корне, проверяемая ударением слова;
  • слова, у которых имеются чередующиеся гласные буквы в корне;
  • слова, имеющие непроверяемую безударную гласную в корне.

Чтобы правильно написать письмо, следует знать, как именно пишется безударная гласная в корне. Правило для таких слов существует не одно, а несколько (для каждого случая отдельное). Рассмотрим их более подробно.

Как правильно написать слово, в корне которого стоит безударная гласная? Ответим на этот вопрос прямо сейчас. К нему необходимо подобрать однокоренное проверочное слово, где на ту же самую букву будет падать ударение. После такой проверки в неударном слоге корня можно смело ставить такую же гласную, что стоит в ударном слоге.

Примеры слов

Чтобы стало более понятно, как осуществляется проверка безударных гласных в корне на практике, приведем несколько примеров:

  • Как написать правильно слово «ух...дить». Для начала следует подобрать проверочные слова. В качестве них могут выступать «ход» или «уход». Как вы успели заметить, в этих словах ударение падает на «о». Именно поэтому сомнений в том, как пишется безударный слог, не должно возникать («ухОдить»).
  • Как написать правильно слово «аргум...нтировать»? Для него так же необходимо подобрать проверочное слово. Например, «аргумент». Ударение в нем падает на «е». Следовательно, правильно будет «аргумЕнтировать».

Особенности правила

Безударная гласная в корне, проверяемая ударением слова, – это самое простое правило в орфографии. Однако во время такой проверки могут возникнуть трудности. Ведь очень важно подобрать правильные проверочные слова, в противном случае можно легко допустить ошибку.

Итак, рассмотрим слова «посв...щение» и «просв...щение». Проверочным словом для «посвящение» является «святость», поэтому его следует писать через букву «я». Проверочным словом для «просв...щение» является «свет». В связи с этим его необходимо писать через букву «е».

Рассмотрев эти примеры, можно смело сделать вывод о том, что используемые проверочные слова должно быть однокоренным (то есть максимально близкими по смыслу).

Какие трудности могут возникнуть?

Несмотря на то что правило «Безударная гласная в корне, проверяемая ударением слова», довольно простое, при его использовании все же могут возникнуть трудности. С чем они связаны? Дело в том, что при написании некоторых слов возникает сложность в том, чтобы подобрать для них подходящие проверочные слова.

Рассмотрим несколько из них:

  • покорять — покорный;
  • образцовый — образчик;
  • постигать — постигнуть;
  • извинение — невинный;
  • пастух — подпасок или пас;
  • неиссякаемый — иссякнуть;
  • поглощать — глотка;
  • нагромождать — громоздкий;
  • обнажать — наг;
  • разлиновать — линия.

Примечание

Гласные «а» и «о» в корнях глаголов совершенного вида ни в коем случае нельзя проверять глаголами несовершенного вида.

Приведем примеры:

  • Проглотить – глотка. Использовать слово «проглатывать» нельзя.
  • Опоздать - поздно. Использовать слово «опаздывать» нельзя.
  • Затопить - затопит. Использовать слово «затапливать» нельзя.
  • Раздвоить – двое. Использовать слово «раздвоить» нельзя.

Используя это правило на практике и обращая внимание на его особенности, вы сможете грамотно составить любой текст или письмо.

Слова, у которых имеются чередующиеся гласные буквы в корне

В русском языке имеется огромное количество корней, в которых гласные буквы чередуются. Таким образом, в одних словах данные корни пишутся с одной гласной, а в других – с другой. Следует особо отметить, что подобные выражения можно довольно легко принять за те, которые необходимо проверять при помощи ударного слога. В связи с этим список таких корней необходимо запомнить. При этом выбор той или иной гласной может зависеть от наличия в словах суффикса -а-, от значения корня, а также от ударения или буквы, следующей за ней. Приведем в пример несколько таких корней:

  • -лож- — -лаг-;
  • -кос- — -кас-;
  • -бер- — -бир-;
  • -ня- — -нима-;
  • -чет- — -чит-;
  • -мер- — -мир-;
  • -мя- — -мина-;
  • -мак- — -мок-;
  • -дер- — -дир-;
  • -блест- — -блист-;
  • -жа- — -жима-;
  • пер- — -пир-;
  • -стел- — -стил-;
  • -рос- — -раст-, -ращ-;
  • -жег- — -жиг-;
  • -ча- — -чина-;
  • -равн- — -ровн-;
  • -тер- — -тир- и проч.

Слова, имеющие непроверяемую безударную гласную в корне

В некоторых случаях правописание безударных гласных в корне не поддается ни одному из представленных правил. В таких ситуациях учителя и преподаватели требуют их просто запомнить. Однако их настолько много, что заучить данные слова проблематично. В связи с этим рекомендуется записать их на отдельном листочке и использовать его тогда, когда у вас возникают сложности во время грамотного написания письма.

Представим неполный список слов, написание которых требуется знать наизусть:

  • авангард, авантюра, агроном, альманах, апельсиновый, апелляция;
  • баллон, багровый, беседующий, берлога, беспрецедентный;
  • вакцина, великолепный, вариант, вакансия, великий, вестибюль, винегрет, виртуоз, ветеран, восхищение, витраж;
  • гениальность, гербарий, гимназист, гипотеза, гипноз, горячий, горизонт;
  • диагноз, директор, дорогие, документ, дорожный;
  • железнодорожный, желать;
  • заинтересовать, завтрашний;
  • иждивенец, игнорировать, информационный, интерес, инцидент, информация;
  • календарь, карьерист, колыхать, комментарий, коммуникабельный, компаньон;
  • лелеять, лазурь, лингвистический, лиловый;
  • мандариновый, метафора, механика, миниатюра, молоко;
  • наваждение, неохотно, наречие;
  • озабоченный, околдовать, оригинальный, ошеломлённый;
  • панорама, пейзаж, поролон, президент, привилегия, прогреметь;
  • реальный, режим, рецензия, решить;
  • симпатия, собака, сражаться, стереотип, стипендия;
  • торопливый, торжественный, традиционный;
  • утрамбовать, удостоен, уничтожать;
  • филармония, философия, фразеологизм;
  • характер, характеристика;
  • церемония;
  • человек;
  • шедевр;
  • экспозиция, элемент, эксперимент, этикетка.

fb.ru

Слова с безударной гласной «е» в корне слова

Чтобы решить орфографическую задачу в слове, нужно выполнить правильные действия, или, как говорят, применить правило. Действия, или правила, надо знать. Сегодня на уроке вы узнаете правила проверки слов с безударными гласными в корне.

 

Прочитаем текст.

 

Два моря.

 

– Я тоже море? – спросила морская капля у моря.

 

– Конечно, — ответило море. – Просто ты ещё маленькая.

 

(В. Хмельницкий)

 

Найдём однокоренные слова.

 

Море, у моря – это формы одного слова, они различаются окончанием.

 

Мόре, морскáя – это однокоренные слова с корнем мор-.

 

М [ό] ре, м [а] рскáя

 

В слове море в корне ударный гласный о, в слове морская в корне безударный гласный а.

 

В русском языке гласные звуки под ударением слышатся ясно, чётко, а в безударных слогах – нет.

 

В однокоренных словах буква гласного в корне и под ударением, и без ударения пишется одинаково.

 

Слова с ударным гласным звуком в корне являются проверочными для однокоренных слов с безударным гласным в корне.

 

Мяч, край, поле, двор, стол.

 

Эти существительные стоят в единственном числе. В корнях слов нет орфограммы, так как буква гласного под ударением.

 

Изменим слова по числам:

 

мяч – м_чи

 

крáй – кр_я

 

пόле – п_ля

 

двόр – дв_ры

 

стόл – ст_лы

 

В этих словах есть орфограмма. Используя слова первого столбика, вставим буквы, подчеркнём орфограмму.

 

Мяч – мячи, край – края, поле – поля, двор – дворы, стол – столы.

 

Букву безударного гласного подчёркивай одной чертой, а букву ударного гласного – двумя чертами, выделяй, если можешь, корни.

 

Корни: мяч-, край-, кра-, пол-, двор-, стол-.

 

Итак, чтобы проверить безударный гласный в имени существительном, нужно изменить слово по числам, чтобы безударный звук стал ударным.

 

Проверяем безударный гласный в именах существительных:

 

Узнаем буквы, подбирая однокоренные (ласковые) проверочные слова.

 

… – тр_вá

 

… – з_рнό

 

… – скв_рéц

 

Трáвушка – травá (пишем букву а в корне трав-),

 

зёрнышко – зернό (пишем букву е в корне зёрн-зерн-),

 

сквόрушка – скворéц (пишем букву о в корне сквор-).

 

Узнали суффиксы -ушк-, -ышк- с уменьшительно-ласкательным значением?

 

Откроем ещё один способ изменения существительных.

 

Можно изменить слова по команде вопроса кто? или что? (в ед. ч. или мн. ч.), чтобы безударный звук стал ударным.

 

С в_дрόм – …

 

По ч_сáм – …

 

В стр_нé – …

 

На сп_нé – …

 

С в_дрόм – (что?) ведрό (это не проверочное слово, так как в корне безударный гласный), мн.ч. вёдра, букву е можно проверять буквой  ё, корень ведр-вёдр-.

 

По ч_сáм – (что?) чáс, пишем букву а в корне час-.

 

В стр_нé – (что?) странá(это не проверочное слово, так как в корне безударный гласный), мн.ч. стрáны, пишем букву а в корне стран-.

 

На сп_нé – (что?) спинá (это не проверочное слово, так как в корне безударный гласный), мн.ч. спѝны, пишем букву и в корне спин-.

 

Букву безударного гласного подчёркивай одной чертой, а букву ударного гласного – двумя чертами, выделяй, если можешь, корни.

 

Узнать буквы безударных гласных в корнях имён существительных можно так.

 

1. Подобрать однокоренное слово (назвать предмет ласково).

 

2. Изменить проверяемое слово

 

1. по числам (ед.ч. – мн. ч.)

 

2. по команде вопроса кто? или  что? (в ед. или мн. ч.)

 

Объясняем значение слова с помощью однокоренного:

 

Ещё один способ подбора проверочных слов – это объяснение значения слова с помощью однокоренного.

 

пов_р

 

м_слёнка

 

гр_знуля

 

к_нюшня

 

д_ждливый

 

ш_рстяной

 

кл_новый

 

л_сной

 

Кто такой пόв_р? – Это человек, который вáрит. Пишем букву а в корне вар-.

 

Гр_знýля – тот, кто грязный. Пишем букву я в корне гряз-.

 

Что такое м_слёнка? – Это посуда для мáсла. Пишем букву а в корне масл-.

 

К_нюшня – помещение, в котором живут кόни. Пишем букву о в корне кон-.

 

Д_ждлѝвый – в этот день идёт дόждь. Пишем букву о в корне дожд-.

 

Ш_рстянόй – сделанный из шéрсти. Пишем букву е в корне шерст-.

 

Кл_нόвый – принадлежит клёну. Пишем букву е в корне клен-.

 

Букву е можно проверять буквой ё.

 

Л_снόй – относится к лéсу. Пишем букву е в корне лес-.

 

Проверяем безударный гласный в глаголах:

 

Как узнавать буквы корня в глаголах?

 

Можно тоже объяснить значение слова с помощью однокоренного.

 

пос_нел

 

по_снить

 

ор_бел

 

зв_нит

 

тр_щать

 

св_стеть

 

Пос_нéл – стал сѝним. Пишем букву и в корне син-.

 

По_снѝть – сделать ясным. Пишем букву я в корне ясн-.

 

Ор_бéл – стал рόбким. Пишем букву о в корне роб-.

 

Зв_нѝт – что? звόн, пишем букву о в корне звон-.

 

Тр_щáть – что? трéск, пишем букву е в корне трещ – треск-.

 

Св_стéть – что? свѝст, пишем букву и в корне свист-.

 

Изменяем глаголы по командам вопросов

 

Прочитаем стихотворение.

 

Приобрёл я для жирафа

 

Тридцать три огромных шарфа,

 

Чтоб он горло зав_зал,

 

Чтоб в мороз не зам_рзал.

 

А жираф ск_зал: «См_три!»

 

Ещё нужны мне тридцать три.

 

Чтобы узнать буквы гласных в корнях, изменим слова по командам вопросов что делает? что сделает?

 

Завяжет – завязáл, пишем букву я в корне вяж-вяз-.

 

Замёрзнет – замерзáл, букву е можно проверять буквой ё, корень мерз-мёрз-.

 

Скáжет – сказáл, пишем букву а в корне скаж-сказ-.

 

Смόтрит – смотрѝ, пишем букву о в корне смотр-.

 

Узнать буквы в корнях глаголов можно так.

 

1. Объяснить значение слова с помощью однокоренного или подобрать однокоренное слово, которое отвечает на вопрос что?

 

2. Изменить слово по командам вопросов, например что делает? что сделает?

 

Знакома ли тебе такая проверка?

 

Л_жѝт, л_жáнка – лёжа (в корне леж-лёж- буква е)

 

Ст_ял, ст_янка – стόя  (в корне сто- буква о)

 

С_дéли, с_дéнье – сѝдя (в корне сид- буква и)

 

М_лчѝм, м_лчýн – мόлча (в корне молч- буква о)

 

Гл_жý, гл_дѝм – глядя (в корне гляж-гляд- буква я)

 

Букву безударного гласного подчёркивай одной чертой, а букву ударного гласного – двумя чертами, выделяй, если можешь, корни.

 

Наблюдаем над словами, которые звучат одинаково:

 

В русском языке есть слова, которые звучат одинаково. Послушайте текст.

 

На столе стояла чашка с топлёным молоком. Котёнку очень захотелось слизать с него пеночку. Только прыгнул Пушок на стол – вошла хозяйка. Пришлось шалунишке слезать со стола, так и не полакомившись.

 

[с л’ и з а т’] пеночку [с л’ и з а т’] со стола Определим написание слов, которые звучат одинаково.

 

Надо объяснить значение выражений так, чтобы появилось проверочное слово, и безударный гласный стал ударным.

 

Слизáть пеночку – лѝжет, буква безударного гласного и в корне лиж-лиз-.

 

Слезáть со стола – лéзет, буква е в корне лез-.

 

Ещё пример:

 

[з а п’ и в а т’] лекарство [з а п’ и в а т’] песню

 

Запивáть лекарство – пѝть, буква и в корне пи-.

 

Запевáть песню – пéть, буква е в корне пе-.

 

Безударные гласные, непроверяемые ударением:

 

Безударные гласные в корне могут и не проверяться ударением.

 

В_сенние обл_ка – как к_рабли под белыми п_русами. Надует их вет_р, и попл_вут они… (По Г. Скребицкому)

 

Написание слов облака, корабли, ветер надо смотреть в орфографическом словаре. Облака – буква безударного гласного а, корабли – буква безударного гласного о, ветер – буква безударного гласного е.

 

Проверим остальные слова.

 

Весéнние – что? вёсны, пишем букву е в корне весен-вёсн-.

 

Парусáми – что? пáрус, пишем букву а в корне парус-.

 

Поплывýт – что делать? плыть, пишем букву ы в корне плы-.

 

Заключение:

 

Теперь вы знаете правило: как решать одну из главных орфографических задач в корне. Чтобы правильно написать букву безударного гласного, надо изменить слово или подобрать такое однокоренное слово, чтобы безударный гласный стал ударным.

 

вернуться на страницу "Русский язык 3 класс" >>>

 

Если Вам понравилось — поделитесь с друзьями :

 

Присоединяйтесь к нам в Facebook!

Разговорный русский — Real Language Club

Смотрите также:

Подготовка к экзаменам по русскому языку:

Мы рекомендуем:

Самое необходимое из теории:

Предлагаем пройти тесты онлайн:

Рекомендуемые статьи и видео:

Ещё статьи >>>

reallanguage.club

Безударные гласные в корне

А13.

Правописание корней.

Задание А13  проверяет твои знания правил, с помощью которых ты определяешь, какую гласную писать в корне. В соответствии с этими правилами корни разделяются на три типа:

Начнем с самого простого правила – проверяемая гласная в корне, с которым ты познакомился еще во втором классе.

Правило.

Проверяемая гласная в корне в безударном положении проверяется ударением в однокоренном слове.

Ловушка №1!

Нельзя проверять гласные в корне глаголом с суффиксом -ЫВА-(-ИВА-):

хорОший – прихорАшИВАться.

Как вы видите, происходит чередование звуков, и можно ошибиться.

Ловушка №2!

В современном русском языке осталось много параллельных слов из древнерусского и старославянского языков:

вОРОта – привРАтник,

хОРОнить – охРАна,

зОЛОто – зЛАто,

хОЛОдный – прохЛАда.

Как вы, наверно, поняли, ПРОВЕРЯТЬ ЭТИ СЛОВА ДРУГ ДРУГОМ НЕЛЬЗЯ. Если в проверяемом -оро-/-оло (русское слово) – ищем однокоренное с –оро-/-оло. Таким же образом поступайте со словами на -ра-\-ла- (старославянское).

В русском языке полно слов, которые ударением проверить нельзя. Какое-то количество мы обязаны знать по выходу из школы, остальные ищем в словаре. Написания, которые нельзя проверить ударением, называются непроверяемыми.

аб…туриент - ?

в…кторина - ?

ор…гинал - ?

Корни с чередованием гласных – одни из самых сложных! Их нужно знать наизусть! Выучите эти примеры.

Формулировки задания А13 могут быть разные:

  • В каком ряду во всех словах пропущена безударная проверяемая (непроверяемая) гласная корня?
  • В каком ряду во всех словах пропущена буква (буква указана)?
  • В каком ряду во всех словах пропущена безударная гласная корня, проверяемая ударением?

Алгоритм действий №1.

1.                       В каждом варианте ответа выделить корни.

2.                       Проставьте пропущенные гласные в чередующихся корнях.

3.                       К остальным словам попытайтесь подобрать проверочные слова, в которых ударение падает на место пропуска.

4.                       Оставшиеся слова, по-видимому, являются словарными. Придется вспомнить, как они пишутся!!!

Разбор задания.

В каком ряду во всех трёх словах пропущена одна и та же буква?

1) абс..лютный, ост..лбенеть, оз..риться

2) авиак..мпания, ск..пившийся, пл..вец

3) автом..тизировать, стр..жайший, к..снуться

4) б..лагурить, обн..вляясь, сл..жившийся

Вариант №1.

Абс..лютный, ост..лбенеть, оз..риться.

Первое слово – словарное (абсОлютный),  второе – проверяемое (стОлб), третье – с чередованием в корне (в безударном положении пишется –А-).

Вариант №2.

Авиак..мпания, ск..пившийся, пл..вец.

Первое слово – словарное (кОмпания), второе – проверяемое (кОпит), третье – с чередованием (плОвец – слове, которое необходимо запомнить!).

Вариант №3.

Автом..тизировать, стр..жайший, к..снуться.

https://5-ege.ru/glasnye-v-korne/

Первое слово – проверяемое (автомАт), второе – проверяемое (стрОгий), третье – с чередованием (кОснуться – зависит от конечного согласного корня, вспоминаем огласовку – КАСАться, но КОСНуться).

Вариант №4.

Б..лагурить, обн..вляясь, сл..жившийся: первое слово – словарное (бАлагур), второе – проверяемое (нОвый), третье – с чередованием (зависит от конечного согласного корня, вспоминаем огласовку – ЛАГ, но ЛОЖ).

Таким образом, правильный вариант №2 (везде вставлена буква О).

Алгоритм действий.

1)                      В каждом варианте ответа выделить корни.

2)                      Посмотри, действительно ли гласная пропущена именно в корне, а не в суффиксе или приставке. Если такое слово попадается, то этот вариант уже неправильный.

3)                      Придется вспомнить чередующиеся корни. Не зная их, вы не сможете справиться с заданием!!! Варианты с чередующимися корнями исключай!

4)                      К оставшимся словам попытайся подобрать однокоренные проверочные слова, то есть поставь место пропуска под ударение.

5)                      Исключи те варианты, где проверочное слово не подбирается. По-видимому, ты столкнулся со словарным словом.

Помни! Задание с такой формулировкой не подразумевает, чтобы все пропущенные буквы в вариантах ответа были одинаковые. В правильном варианте ответа пропущенные гласные могут быть разные.  Главное – все три слова должны быть на одно правило.

Разбор задания.

В каком ряду во всех словах пропущена безударная проверяемая гласная корня?

1)   р…стительный, переск..чил, вн..мал

2)   д…лины, нап..дение, в…дать

3)   ст…реть, закл..наю, пон…мать

4)   тв..рчество, расст..лать, нач..нать

Следуем алгоритму. Выделяем корни:

1)   р…стительный, переск…чил, вн…мал

2)   д…лины, нап…дение, в…дать

3)   ст…реть, закл…наю, пон…мать

4)   тв…рчество, расст…лать, нач…нать

Мы убедились, что все гласные пропущены именно в корне. Находим чередующиеся корни.

1)   р…стительный, переск…чил, вн…мал

2)   д…лины, нап…дение, в…дать

3)   ст…реть, закл…наю, пон…мать

4)   тв…рчество, расст…лать, нач…нать

Знание чередующихся корней дает результат. Остается один вариант ответа – №2. Его мы и проверим: д…лины – дОл, нап…дение – напАсть, в…дать – вЕдаю.

Значит, правильный ответ – вариант №2.

Потренируйся.

1. В каком ряду во всех словах пропущена безударная проверяемая гласная корня?

1) хр..нитель, дин..мический, мет..орология

2) разд..лительный, к..смонавтика, зам..реть

3) уб..диться, с..мпатия, изб..гающий

4) пож..леть, загр..мировать, ан..литический

2. В каком ряду во всех словах пропущена безударная проверяемая гласная корня?

1) заст..лю, соб..ратель, ч..мпионат

2) выч..сть, оп..раясь, разр..кламированный

3) п..рила, пост..рать, бл..снуть

4) среднев..ковый, разм..стить, сод..ржательный

3. В каком ряду во всех словах пропущена безударная проверяемая гласная корня?

1) экз..менатор, парад..ксальный, пол..скать (кошку)

2) ав..нгард, утр..мбовать, возг..рание

3) фил..рмония, рест..врировать, безотл..гательный

4) ц..ремония, заг..релый, неприк..сновенность

Ответы: 4, 4, 1.

Рекомендуем:

5-ege.ru

1 класс. Русский язык. Безударные гласные в корне слова. Подбор проверочных слов к словам с безударным гласным в корне - Безударные гласные в корне слова. Подбор проверочных слов к словам с безударным гласным в корне

Комментарии преподавателя

§1. Безударные гласные в корне слова

В начале урока следует вспомнить, что такое буквы и звуки.

Буквы мы читаем и пишем, а звуки слышим и произносим.

На письме звуки обозначаются буквами.

Какие бывают буквы и звуки?

Гласными и согласными.

Когда мы произносим согласные звуки, то во рту встречаем преграду в виде языка, зубов или губ.

Гласные звуки – [а], [о], [и], [ы], [э], [у] – состоят только из голоса.

При их произнесении воздух проходит через речевые пути свободно, не встречая препятствий.

Гласные звуки могут быть ударными и безударными.

Если ударение падает на гласный звук, то мы его называем ударным гласным звуком. Например, в слове во́дный ударение падает на первый слог.

Гласный звук [о] является ударным.

Гласный [ы] во втором слоге – безударный.

В слове может быть только один ударный гласный звук.

Безударные гласные произносятся не так отчетливо, как ударные и поэтому написание букв, соответствующих безударным звукам, обычно вызывает затруднения.

Написание таких безударных гласных, как е, а, о, и, я требует проверки.

Чтобы не ошибиться в написании безударной гласной в корне, следует знать порядок проверки слова.

§2. Проверка слов с безударными гласными в корне

Чтобы проверить безударную гласную в корне, нужно изменить слово или подобрать однокоренное слово так, чтобы проверяемая гласная стала под ударение.

Безударных гласных много,

Значит, нам нужна подмога.

Что же делать? Где решенье?

Букву ставь под ударенье.

Ты за нами поспевай,

Смело слово изменяй.

(Лебедева С. А.)

Зная это правило, следует рассуждать так:

Во-первых, следует в слове поставить ударение, определив тем самым безударные и ударные гласные звуки.

Во-вторых, изменить само слово или подобрать однокоренное слово так, чтобы безударный звук стал ударным.

И наконец, услышав четко гласный звук под ударением, можно записывать само слово.

Изменить слово можно так: был много  предметов – стал один.

Например, в слове дома ударение падает на гласный звук [а], в первом слоге звук слышится нечётко: что писать – о или а?

Изменим слово: дома – дом.

Под ударением слыши

www.kursoteka.ru

Правописание гласных в корне слова

Не всегда при произношении слова можно явно понять, как оно пишется. Например, в слове насорить гласная о, в корне слова, произносится как а. Но как же проверить правильность написания этой буквы?

Эта гласная в корне слова – безударная. Для её проверки надо изменить слово или подобрать родственное слово так, чтобы ударение падало на эту гласную:

В некоторых случаях, таким образом, не определить, как правильно пишется гласная в корне слова, с помощью ударения. Это могут быть слова со звуком о после шипящих в корне слова. Или слова с чередующимися гласными: коснуться – прикасаться.Мы разберем такие случаи и поймем, как правильно писать слова в таких случаях.

Итак, если Вы не уверены в правильном написании гласной в корне слова надо:

1) определить в слове корень: белеет – корень бел

2) подобрать родственное однокоренное слово, в котором ударение будет падать на проверяемую гласную: белеет – белый

Буква ё называется – королевой ударений потому, что на неё всегда падает ударение. Если в корне слова появляется буква ё, то без ударения пишется буква е:

весна – вёсны, летать – полёт, слеза – слёзы.

Определив с помощью ударения правильность написания гласной в корне слова, мы знаем, как писать однокоренные слова:

повар – варит, варка, навар, самовар, заварка

повстречались – встреча, встречный

Но даже если мы не можем проверить ударением гласную в корне, то мы можем запомнить написание этой буквы в одном слове, чтобы правильно писать все однокоренные родственные слова.

Например, в словах: собака, сарай, вокзал, стакан – для проверки гласных в корне не подобрать проверочного слова, но мы можем запомнить правильность написания одного слова, и будем знать, как писать однокоренные слова:

стакан – подстаканник, стаканчик

собака – собачий, собакам

вокзал – привокзальный, вокзалам

Мы узнали, как проверить правописание слов с одной безударной гласной в корне слова. А что делать, если безударных гласных в корне две!?

Например: золотой, колотиться, трепетали

В этом случае надо подобрать два проверочных слова с ударениями на те буквы, которые надо проверить:

золотой – золото, позолота

колоситься – колос, колосья

трепетали – трепет, трепещет

Итак, мы выяснили: чтобы проверить правописание безударной гласной в корне слова, надо подобрать однокоренное родственное слово с ударением на проверяемую гласную. Если безударных гласных в корне две, значит надо подобрать два однокоренных родственных слова с ударениями на проверяемые гласные.

Но, эти правила не применяются к словам в корнях, которых гласные чередуются:

Правда эту тему проходят в средней школе, но иногда для правильного написания слов, это может понадобиться.

1. Корни с чередованием о – а;

2. Корни с чередованием е – и.

В первом случае это такие корни, как:

• кос – кас: в корне пишется а, если сразу за корнем следует суффикс а. Например: коснуться – касаться;• лож – лаг: в корне пишется а, если сразу за корнем следует суффикс а. Например: приложение – прилагать;• клон – клан: в корне по ударением может быть как о так и а, но без ударения пишется только о. Например: поклон – кланяться;• твор – твар: как и в предыдущем случае, под ударением может быть и о и а, но без ударения только о. Например: творец – тварь;• гор – гар: буква а бывает только под ударением, без ударения пишется о. Пример: гореть – загар;• плав – плов: буква о пишется только в двух словах: пловец и пловчиха, в остальных словах пишется а. Пример: плавучий, сплавить;• зар – зор: без ударения пишется только а. Пример: зарево – зори. Исключение: зорянка, зоревать;• раст – рос: перед ст и щ в словах без ударения пишется а. Пример: расти – росло, возраст, взращённый; Перед с без последующего т пишется о. Пример: выросший, недоросль; Исключение: ростовщик, росток, Ростислав, Ростов, отрасль;• равн – ровн: корень равн пишется преимущественно в словах, связанных по значению со словом «равный» («одинаковый»). Пример: сравнить, равномерный. Корень ровн пишется преимущественно в словах, связанных по значению со словом «ровный» («прямой, гладкий»). Пример: подровнять, ровнять;• мак – мок: корень мак пишется в таких словах, которые означают «опускать, что-нибудь в жидкость». Пример: макать, обмакнуть. Корень мок пишется в словах означающих «становиться влажным, впитывать жидкость». Пример: мокнуть, намокать, промокнуть.

Во втором случае это корни, в которых гласные е – и чередуются:

• бер – бир: беру – собираю;• дер – дир: дерет – сдирает;• мер – мир: умереть – умирать;• пер – пир: запереть – запирать;• тер – тир: стереть – стирать;• жёг – жиг: зажёг – зажигать;• стел – стил: стелить – подстилать;• блест – блист: блестеть – блистать;

В приведенных примерах глаголов, в корне пишется буква и вместо е, если после корня следует суффикс а.

Исключения: сочетать, сочетание, словосочетание, бракосочетание.

От перемены приставки в глаголе написание корня не меняется: выберу – выбираю, вычесть – вычитатать…

Хотя во множественном числе пишется дети, слова дитятко и дитя пишутся с буквой и.

В корнях слов под ударением после шипящих вместо буквы о пишется е(ё). В том случае, если при изменении слова в этом корне появляется е.

Пример: жёлтый – желтеть, шёл – шедший, шёлк – шелка

Если чередования с е нет, то в корнях под ударением после шипящих пишется буква о.

Пример: мажорный, шов, шорох, крыжовник…

Спасибо, что Вы с нами.

Понравилась статья - поделитесь с друзьями:

Подпишитесь на новости сайта:

Оставляйте пожалуйста комментарии в форме ниже

beginnerschool.ru

Написание слов с безударными гласными в корне

КОНТРОЛЬНОЕ СПИСЫВАНИЕ

1. Записать слова. Поставить ударение.

I. Воробей, ворона, город, деревня, дежурный, заяц, Киев, корова, лисица, лопата, мебель, медведь, молоко, мороз, Москва, одежда, пенал, петух, посуда, ребята, сапоги, собака, сорока.

II. Стакан, большой, сердитый, больной, воздушный, бежать, лететь, носить, звонить, здравствуй, до свидания, спасибо, пожалуйста, украинский, учительница, тетрадь, дневник, рисовать, хочу, могу, помогу.

 

2. Записать и прочитать предложения. Обозначить корни и поставить ударение в выделенных словах.

1. Сороки и вороны зимуют в городе. 2. На столе пенал и тетрадь. 3. Хитрая лисица поймала зайчишку. 4. Вкусное у коровы молоко! 5. По реке плывёт корабль. 6. На дереве гнездо. 7. Отец взял лопату. 8. На опушке леса лосиха. 9. На яблоне крупные плоды. 10. За лесом грохочет гроза. 11. Сердитый волчишка бродит по лесу. 12. Мой родной город — Харьков. 13. Хорошо летом в лесу? 14. На лесной поляне шумели вековые сосны.

 

ВЫБОРОЧНЫЕ И ТВОРЧЕСКИЕ ДИКТАНТЫ

1. Выписать строки стихотворения, которые помогут правильно писать безударные гласные в корне.

Безударный хитрый гласный.

Слышим мы его прекрасно,

А в письме какая буква?

Здесь поможет вам наука:

Гласный ставь под ударенье,

Чтоб развеять все сомненья!

(Из сборника «Занимательная грамматика»}

 

2. Выписать парами слова с безударными гласными в корне и проверочные слова. Поставить в них ударение.

На берегу, растёт сосна,

А рядом с нею сосны.

Горит прекрасная звезда,

А рядом с нею звёзды.

На траве лежит роса,

А рядом с нею росы.

Вот по траве спешит коса,

А рядом с нею косы.

(Из сборника «Занимательная грамматика» )

 

3. Выписать слова с безударными гласными в корне. Рядом записать

проверочные слова.

Гряда, цена, скала, весна,

Коза, стрела, стена, сосна,

Места, земля, столяр, сова —

Проверить надо все слова.

Речной, лесной, гористый,

Морской, родной, лесистый,

Проверь слова, да не спеши.

Красиво, грамотно пиши.

 

4. Выписать слова с безударными гласными в корнях. Подобрать к ним проверочные слова.

 

ПЕСНЯ МОРЯКА

Я моряк, моряк бывалый.

Знают все: я добрый малый!

Но тверда моя рука

В этом сила моряка!

 

ЛЕСНОЙ ОЛЕНЬ

Осенью в дождливый серый день

Проскакал по городу Олень.

Он летел над гулкой мостовой

Рыжим лесом пущенной стрелой.

Он бежал, и сильные рога

Задевали тучи-облака.

И казалось, будто бы над ним

Становилось небо голубым!

(Ю. Энтин)

 

ЧЕРЕПАХА

Черепаха

Всех смешит,

Потому что

Не спешит.

Но куда спешить тому,

Кто всегда в своём дому?

(Б. Заходер)

 

ПРЕКРАСНОЕ ДАЛЁКО

Слышу голос из Прекрасного Далёка,

Голос утренний в серебряной росе.

Слышу голос — и манящая дорога

Кружит голову, как в детстве карусель.

Я клянусь, что стану чище и добрее

И в беде не брошу друга никогда.

Слышу голос — и спешу на зов скорее

По дороге, на которой нет следа.

(Ю. Энтин )

 

ДОЖДИК

Дождик песенку поёт:

Кап, кап…

Только кто её поймёт —

Кап, кап?

Не поймёшь ни я, ни ты,

Да зато поймут цветы,

И весенняя листва,

И зелёная трава.

Лучше всех поймёт зерно:

Прорастать начнёт оно!

(Б. Заходер)

 

5. Отгадать загадки. Выписать слова с безударными гласными в корнях. Где возможно, написать проверочные слова.

1. Заря-заряница, красная девица,

По небу гуляла, слёзы потеряла;

Месяц видел — не поднял,

Солнце встало — подобрало. (Роса)

 

2. Два братца друг на друга глядят —

Сойтись не могут. (Берега реки)

 

3. Построили хлевец

На пятеро овец. (Рукавица)

 

4. Своих глаз нет, а другим видеть помогают. (Очки)

 

5. Закутан ребёнок

В сорок пелёнок. (Кочан капусты)

 

6. С бородой, а не мужик,

С рогами, а не бык,

С пухом, а не птица,

Лыко дерёт,

А лаптей не плетёт. (Козёл)

 

7. Брат брата гонит,

Никак не догонит. (Колеса)

 

8. Не море, не земля —

Кораблям плавать нельзя. (Болото)

 

ОБЪЯСНИТЕЛЬНЫЕ И ПРОВЕРОЧНЫЕ ДИКТАНТЫ

В выделенных словах обозначить корни, поставить ударение и подчеркнуть безударные гласные корня.

 

РОДИНА

Красив родной край! Широкие степи, голубые реки. В зелёных лесах шумят вековые сосны. Молодые берёзки стоят стройными рядами. Звенят голоса птиц. Над землёй голубое небо с пушистыми облаками. Я люблю свою Родину.

33 слова.

 

НОВЫЙ ЖИЛЕЦ

Я нашёл на улице маленького котёнка. Он жалобно мяукал под скамейкой. Котёнок был голодный. Я взял его домой. Сестра налила ему сметаны. Котёнок наелся и повеселел. Мы решили оставить его у себя. И маме понравится новый жилец.

39 слов.

 

ВОЗДУШНЫЙ ЗМЕЙ

Мне подарили воздушного змея. В воскресенье мы с отцом запустили его в небо. Крепко натянулась у меня в руке нитка. Змей легко парил на ветру. Прибежали ребята. Им тоже интересно. Рядом с ярким хвостом змея пролетел удивлённый воробей. Что за чудо-птица?

43 слова.

 

КОНТРОЛЬНЫЕ ДИКТАНТЫ

Рядом с выделенными записать слова для проверки безударных гласных корня.

 

ЗИМНИЙ ЛЕС

Зима в лесу. На высокой сосне каркает ворона. Среди ветвей ели мелькает рыжий хвост белочки. На снегу следы оленя. Вот пробежала лисица. Сердитый волчище сидит за деревом. Маленький зайчишка дрожит под кустом. Страшно ему в зимнем лесу.

39 слов.

 

ЩЕГОЛ

Щегол ослабел от голода и холода. Он упал на дорогу и почти замёрз. Саша принёс щегла в школу. Все ребята кормили его. Щегол ожил и повеселел. Всю зиму он прожил в классе. Пришла весна. Птичка улетела в окно. До свидания, дружок!

42 слова.

 

НА ЛЕСНОМ ОЗЕРЕ

На лесном озере наступили холода. Падают снежинки в чёрную воду. На краях появился тонкий ледок. Лебеди плещутся в ледяной воде. Они достают корм со дна. Только северный ветер со снегом прогонит их в тёплые края.

38 слов. (По Г. Снегирёву)

 

ЖАРКИЙ ПОЛДЕНЬ

В жаркий летний полдень собирали мы грибы в сосновом бору. В знойном воздухе звенела мошкара. Горячий ветерок не освежал. Нас мучила жажда. Лесная тропинка привела нас к роднику. Там мы напились прохладной водички и хорошо отдохнули.

38 слов.

 

ИЮЛЬСКОЕ УТРО

Летнее июльское утро. Зелёной чертой ложится след ваших ног по росистой побелевшей траве. Воздух напоён свежей горечью полыни, мёдом гречихи. Вдали стеной стоит дубовый лес и алеет на солнце. Ещё свежо. Но уже чувствуется близость жары.

38 слов. (По И. Тургеневу)

 

САД

Наш класс решил посадить сад возле школы. Во дворе большая машина с саженцами. Дружно взялись ребята за работу. Мальчики взяли лопаты и копают землю. Девочки сажают молодые деревья. Это яблони. Учителя помогают поливать деревца из больших вёдер.

39 слов.

idikt.ru

Слова с безударными гласными в корне, проверяемые ударением

Разделы: Начальная школа

Цель урока: Развивать умения подбирать проверочные слова с безударными гласными в корне.

Девиз урока: "Не пером пишут, а умом"!

Ход урока

Орг. момент. Настрой на работу.

Девиз урока: "Не пером пишут, а умом".

Чистописание.

ом, ял, ил, ля, вя, вл (выводим соединительный элемент).

ягода, яблоня, вишня

Словарная работа (по вариантам).

- вставьте пропущенную гласную.

- расставьте ударение в словах.

г * рох ур * жай
з * мл * ника мес * ц
д * рога п * года
к * ртоф * ль п * м * дор
ч * рный ж * лтый

- Проверка слов с доски - (+) за правильную работу.

- Назовите прилагательные.

- Какой часть речи являются остальные слова?

5. Письмо слов под диктовку. (+)

- Докажите правильное написание слов правилом.

рыжий зарядка крылья
пушистый погрузка перья
встреча берёзка
трещат
молчу
свищут

- Назовите слова с гласными послешипящих.

- Назовите слова с разделительным ь.

- Назовите слова с безударными гласными в корне.

- Подберите к ним проверочные слова.

(Треск, молча, свист.)

Игра "Альпинист".

- Поиграем в игру "Альпинист". Для этого мы разделимся на две команды.

- Давайте вспомним правило, как проверить слова с одной безударной гласной в корне.

- Поднимитесь в гору подбирая проверочные слова и вставляя буквы в свободные клетки.

н * чной з * мной
р * чной л * сной
м * сной р * дной
с * рдечный б * реговой
т * жёлый ч * совой

- На какое правило, мы повторили слова?

(Как проверить слова с одной безударной гласной в корне.)

- А как проверить слова с двумя безударными гласными в корне?

(Нужно подобрать два проверочных слова).

- Чтение правила в учебнике.

7. Прочитайте слова.

- О чём говорят вам эти слова?

(Прежде чем написать нужно, подумать и доказать).

г * л * дал голод, голодный голодал
х * л * да холод, холодный холода
ст * р * на стороны, сторонка сторона
д * р * гой дорого, дороже дорогой

- Со словом голодный составьте предложение.

(Голодный волк бродит по лесу.)

- Объясните орфограммы в словах.

- Разберите по членам предложения.

- Обозначьте части речи.

8. Письмо под диктовку. (По 1 предложению.)

1). С горы доносились весёлые голоса детей.

- Назовите слова с безударными гласными в корне.

(горы, доносились, весёлые, голоса, детей)

- Как проверить безударные гласные в корне?

- Подберите проверочные слова.

- Назовите предлог. (с горы)

- Докажите, что это предлог.

- Назовите слово с приставкой. (доносились)

- Что такое приставка?

2). Молодой лесок укрыт пушистым снежком.

- Найдите слова с безударными гласными.

(молодой, лесок, снежком)

- Найдите слова с гласными после шипящих.

(пушистым)

- Найдите слова с парными звонкими и глухими согласными.

(снежок)

- Найдите слова с приставками.

(укрыт)

9. Сочинение-миниатюра. (устно)

- Прочитайте слова. Подумайте!

- Вспомним девиз нашего урока: "Не пером пишут, а умом".

Сн * жок, к * вёр, з * мля, вес * ло, сн * жки, в * сёлая, снежная баба, д * твора.

- Составьте рассказ с данными словами.

Наступила зима. Выпал пушистый снег. Весёлая детвора выбежала во двор. Дети играют в снежки, лепят снежную бабу. Хорошо зимой!

9. Итог урока:

- Что вам понравилось сегодня на уроке, а что нет?

- Под каким девизом мы работали?

- Как проверить безударные гласные в корне?

10. Выставление оценок.

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai