Что такое:: методика обучения Петерсон. Система петерсона что это такое


Что такое:: методика обучения Петерсон — ikirov.ru

Мы живем в мире чисел и формул, в мире, где практически все определяется количеством и поддается исчислению. Поэтому без хорошего знания математики сегодня очень сложно обойтись. Нередко математический склад ума и отличное развитие логики являются залогом построения успешной карьеры. Причем базовые знания, умения и навыки по математике закладываются с детства.

На изучении математики делают акцент многие современные школы развития, разрабатываются различные продуктивные методики обучения этой точной науке. Одна из них - методика обучения Петерсон.

Просто о сложном

Автором этой всемирно известной методики обучения математике является Людмилы Гергиевны Петерсон, доктор педагогических наук, профессор, директор Центра системно-деятельностной педагогики «Школа 2000...», лауреат Премии Президента РФ в области образования.

Методика Петерсон построена по принципу «слоеного пирога». Суть ее в том, что знания преподаются детям в простой и доступной форме, причем ребенок как бы «наслаивает» новую информацию на уже имеющиеся знания. Важная особенность методики в том, что она приближена к реальным потребностям ребенка. Возможно, именно поэтому дети, обучающиеся по методике Петерсон, знают намного больше своих сверстников и опережают их по развитию примерно на 1 – 2 года. Причем обучение по данной методике возможно начинать уже с трехлетнего возраста. Даже сложные для освоения темы даются детям в простой, доступной форме, которая чаще всего проходит в интересной игровой форме.

Воспитательный момент

В отличие от традиционной методики обучения в школе, где учитель объясняет, а ученик усваивает, методика обучения Петерсон предполагает, что каждый ребенок добывает новые знания самостоятельно. Для этого ему даются определенные задания, которые он пока решать не умеет. Для того, чтобы справиться с поставленной задачей, ребенок должен предложить какой-то вариант решения, версию, гипотезу, объяснить и проверить ее. Истина рождается в результате совместного обсуждения, созидательной работы, которая воспитывает личность, при этом знания усваиваются гораздо глубже. Причем с каждым разом меняется глубина изучения и уровень восприятия полученной информации. Таким образом, если ребенок не выучил что-то на первом году обучения по методике Петерсон, у него есть все шансы овладеть этими знаниями на следующий год, правда задача при этом несколько усложнится. Чересчур сложный для изучения материал есть возможность на некоторое время отложить, чтобы затем освоить его уже на новом этапе своего развития.

Реалистичность обучения

Еще одна отличительная особенность методики Петерсон заключается в том, что она максимально приближена к реальному миру, что особенно важно на раннем этапе развития детей младшего дошкольного возраста. Дело в том, что сложные абстрактные понятия и формулы для малышей слишком трудны для освоения, особенно в плане их практического применения в жизни.

Урок-игра

Уроки по методике Петерсон напоминают увлекательную игру, что повышает интерес к процессу обучения и во многом облегчает его, вызывают положительные эмоции и интерес. У детей, занимающихся по методике Петерсон, перед глазами всегда большой числовой ручеек. Когда нужно, предположим, сложить два числа - 3 и 1, он ставит пальчик на число 1 и делает три шажка вперед. Если нужно из 5 вычесть 2, он ставит пальчик на число пять и делает два шажка назад. Вот и вся игровая логика!

  Наглядность

Во время письменных занятий на уроках по методике Петерсон используются красочные яркие тетради и учебные и наглядные пособия и игрушки, от одного взгляда на которые захочется играть не только детям, но и взрослым вместе со своими детьми. Тем более, методика построена таким образом, что для занятий необязательно посещать специальные кружки и школы раннего развития. Вполне возможно заниматься обучением детей по методике Петерсон в домашних условиях.

www.ikirov.ru

Плюсы и минусы программы петерсон

В 2016 году учебники математики для 1-4 классов авторства Петерсон Л.Г. не вошли в официальный перечень книг, рекомендованных Министерством образования РФ.

Понять, подходит ли вашему ребёнку эта программа, можно, если разобраться в её особенностях. О том, являются ли эти особенности положительными или отрицательными, каждый родитель решит сам.

Быстрый темп

Темп, в котором дети проходят программу, очень быстрый. Часто одной теме отводится буквально один урок, и дальше ребенок переходит к новому типу заданий. В учебнике нет пошаговых разборов упражнений и примеров решения задачек.

Например, в учебнике Моро М.И. в первом полугодии третьего класса школьники проходят числа до 1000. За это же время дети, которые занимаются по книге Петерсон, берут множества, миллионы и миллиарды.

Слабая теоретическая часть и отсутствие понятной структуры

Теоретической части как таковой в учебнике нет. На отдельных страницах встречаются небольшие подсказки в виде таблиц или рисунков. Детей это не напрягает. Ведь не надо заучивать правила. Открываешь книгу — и можно сразу приступать к решению примеров.

Отсутствие теоретической части — проблема для родителей. Если ребёнок пропустил урок или невнимательно слушал учителя, нужно как-то восполнять пробелы в знаниях дома. Поскольку правил в учебнике нет, родителям сложно разобраться, что именно объяснять ребёнку.

Я нашла выход из ситуации: подготовила собственную небольшую методичку, где расписала для каждого урока из учебника, какие темы мы проходим, а также алгоритмы решения и правила на эти темы.

Учит нестандартным решениям

Петерсон предлагает детям самостоятельно придумать алгоритмы, формулы, пути решения задач. Например, разбить фигуры по какому-то признаку, найти закономерность и продолжить её, придумать, как решить задачу. В этом учебнике поощряется, если ребенок приходит к решению без помощи преподавателя.

Проблема в том, что учителя редко следуют рекомендациям авторов и не ждут, пока школьник додумается до алгоритмов сам. Это происходит из-за нехватки времени. Когда не успеваешь пройти с детьми основную программу (сложение и вычитание в столбик, например), нет возможности давать школьникам время на длительные размышления. Приходится показывать отработанную схему решения.

letidor.ru

Методика петерсон

Методика Людмилы Георгиевны Петерсон известна во всем мире. Она позволяет изучить самое сложное в самых доступных формах: игра, общение и т.д. Главное – чтобы детям было весело и интересно!

Принцип слоеного пирога в методике Петерсон

Методика Петерсон построена по методу «слоеного пирога». Знания преподаются в простой доступной форме. Ребенок как бы «наслаивает» новую информацию на уже имеющиеся знания.Методика Петерсон дает каждому ребенку шанс отложить слишком сложный для него материал на время, а затем освоить его на новом витке развития. Кроме того методика Пересон учитывает, что ребенок быстрее усваивает те знания, которые ему нужны. В методике предусматривается мотивация – ребенок должен сам захотеть научиться считать!Методика Петерсон приближена к реальным потребностям ребенка. Наверное поэтому, дети, обучающиеся по методике Петерсон знают намного больше своих сверстников и опережают их по развитию на 1–2 года.

Методика изучения математики по Петерсон

Математика развивает логическое мышление, учит анализировать и прогнозировать события. Для развития ребенка создаются группы по изучению логики. А наиболее легко детям все усваивать, когда они играют. Ведь игра – это первые кирпичики знаний, опираясь на которые дети начинают сами придумывать новые варианты игр, развивая свои логические способности. Математика и логика – две неотъемлемые части аналитических способностей ребенка. Во многих специализированных школах математику изучают по методике Петерсон. Если при стандартном изучении математики мы в первом классе изучали сложение и вычитание, а затем – умножение и деление, то методика Петерсон предусматривает изучение всего и сразу! Только одно но – сначала самое простое, затем информация добавляется в более сложной форме. Это позволяет ребенку запоминать и одновременно повторять все азы математики, а также развиваться, развиваться и развиваться.Главное, что благодаря игровым формам подачи математических знаний у ребенка пропадает страх перед новым. Ребенок знает, что ему все под силу!

Методика Петерсон – с трех лет!

Обучение детей по методике Петерсон можно начинать с трех (или даже раньше!) лет. Только и в три, и в четыре, и в пять лет ребенок должен получать одни и те же знания с постепенным увеличением информации. Методика Петерсон предусматривает, что если ребенок что-то упустил в три года, он обязательно этому обучится в пять лет.

Методика Петерсон – закономерности развивают логику

Если вы планируете заниматься с ребенком по методике Петерсон, то должны учесть, что эта методика (как и сама математика!) базируется на закономерностях.Ребенок должен уметь выстраивать закономерность из 3 желтых кубиков и 1 красного. В пять лет перед ним будет стоять уже более тяжелая задача: сформировать закономерность 2 синих , 2 зеленых и 2 красных.

Числовой ручеек в методике Петерсон

У детей, занимающихся по методике Петерсон, перед глазами всегда большой числовой ручеек. Когда надо прибавить 3 к 1, то он ставит пальчик на число 1 и делает три шажка вперед. Если нужно из 5 вычесть 2, то малыш ставит пальчик на число пять и делает два шажка назад. Вот и вся игровая логика! Но так математика детям дается очень легко!

Главный лозунг методики Петерсон: Зачем учить детей сложно, если можно легко!?

Цветовые ритмы в методике Петерсон

Выложите на полу кубики: 2 красных, 2 зеленых, 2 красных и 2 зеленых…Попросите продолжить эту линейку. Если ребенок, к примеру, положит желтый кубик, объясните ему, что нарушена цветовая последовательность.

Отличия по методике Петерсон

Когда ребенок будет знать, что предмет может быть большим или маленьким, красным или зеленым, шариком или кубиком, поиграйте с ним в отличия. Предложите ему вслед за большим синим шаром нарисовать какой-нибудь предмет, который будет отличаться от него по одному только признаку. Ребенок может нарисовать красный маленький шар или большой зеленый шар, или красный куб. Это его фантазия, главное, чтобы у него работала логика – основа математики!

Неравенства по методике Петерсон

Вы можете научить ребенка решать неравенства. Положите на одну тарелку 5 яблок, а на другую – 3 и спросите у ребенка, где яблок больше. Если ему будет трудно ответить на этот вопрос, выкладывайте с каждой тарелки по яблоку, а затем объясните ему, что в тарелке с оставшимися 2 яблоками яблок было больше. Дети обычно очень любят это задание.Играйте с детьми в математику, и, возможно, вашему ребенку будет очень легко и интересно учиться в школе.

olymp.com.ru

ОБУЧЕНИЕ ПО ПЕТЕРСОНУ. ВАШ ОПЫТ.

ОБУЧЕНИЕ ПО ПЕТЕРСОНУ. ВАШ ОПЫТ.

Узнайте как будет выглядеть ваш ребенок!

 

~

 

Дорогие мамочки, кто уже сталкивался с кошмаром под названием "Петерсон"? В первую очередь интересно мнение мамочек учеников начальной школы. :-|

  Анна

 

Так, а почему кошмар? Раскажите поподробнее.

  Ольга

 

Я сталкиваюсь уже третий класс. Нисего кошмарного, но требуются неплохие логические способности от ребенка. Проблемм нет. Елси у ребенка с логикогй не очень, то лучше выбрать что-то другое.

  Людмила

 

По Петерсону очень сложно учиться. Хорошо, если учитель объясняет задания, а если учитель слабый!!!!!

  Анна

 

Оль, а как у ребенка может быть "с логикой не очень"? По идее, ей  можно (и нужно) обучаться. Дело, наверное, в чем-то другом.

Скажите, а в чем суть Петерсоновской системы? Чем она отличается от других?

  Тамара

 

а Петерсон, вообще-то, женщина. Или еще какой-то другой есть? (fr) А если серьезно, то моя старшая на подготовку к школе ходит, там у них учебники Петерсон. Очень все замечательно, она даже самостоя тельно может многие задания делать!

  ~

 

Вот задание из Петерсонихи: разделите 188 на две  равные части, чтобы в каждой из частей было бы по 100. Успехов всем! (v)

  Светлана

 

1)Это шутка. просто 188 надо делить "физически", проведя воображаемую черту посередине числа.

2)"она даже самостоя тельно может многие задания делать!"    - это круто! А ведь должна все сама! только не обижайтесь - см. ниже

3)Этот учебник для особых детей с особым мышлением. И применять повсеместно - преступление. Но лично я в воссторге - мое логическое мышление развито хорошо. Я закончила отлично физ-мат школу, но в начальной школе я училась на тройки, т.к ничего тогда не понимала - физиология, блин!

4)Моему сыну этот учебник абсолютно не подходит, как и учитель, который это все преподает.  И все задания мы делали только вместе, предварительно я ему объясняла все, что нужно было отштудировать еще на уроке с учителем. Сейчас и у моего сына получше, но я жалею, что три года мы так промучались.

  Светлана

 

кстати, Тамара, мой сын на подготовке к школе тоже все сам делал. Уровень сложности резко возрасает во 2, 3 классе. Девочкам, правда, это проще дается.

  Ольга

 

Особенности в значительном количестве логических задач, геометрических задач уже со 2 класса. При этом не хватает практики счета, поэтому мой сынулы учится параллельно по Петерсон и Моро. А вообще много других авторов с хорошими логическими задачками, но это не школьная программа.

Насчет логики, ИМХО, можно и нуждно ее развивать, но все таки есть определнные,  данные ребенку способности.  

Еще согласна, что в 3 классе очень возрастает сложность. Кроме того, насколько я знаю после 4 класса ее учебников вообще нет и как это будет развиваться дальше пока не знаю.

Но Петерсон не так страшна как пугают. Она простозаставляет задумываться. Моему ленивому и способному детю это полезно)

  Анна

 

Ээээ, дорогие мои! Вы еще не видели заданий и учебников по системе Эльконина-Давыдова!  :-D ВОт там без специальных разъяснений родителям бывает даже не понятно что в учебнике написано  (md)

Наверняка, у системы Петерсон, как и у всех остальных, есть определенная теоретическая основа. Главная знать ответ на вопрос: зачем всё это нужно и что в результате должно сформироваться? Вот тогда станет ясно зачем все эти задачи и всё прочее. Именно это я хотела узнать. Впрочем, и узнаю...  :-)

  Елена

 

ну,мы еще до школы не дошли.. но второй год(с трех лет) в садике занимается.на самом деле,много заданий на смекалку. но в конце книжки очень подробные объяснения для родителей,да и воспитатели хорошо все объясняют.

  Елена

 

В школе учится надо а не шутки разгадавать, пускай и с логическим уклоном (это моё личное мнение).Я считаю что наша программа обучения лучше, потому что она наша и расчитана на наших детей с ихним складом ума и логикой свойственной только для определённой страны. Наши учёные досих пор признаны великими умами человечества и ценятся во всём мире,воспитанные на отечественной методике обучения каторая складывалась годами с характерной спецификой которая учитывает русский ментолитет.

  Анна

 

Елена, а у нас есть еще и Петерсоновские детские сады?  :-O Вот не знала...

  ~

 

Полностью согласна с Леночкой Моревой. Полный дурдом. Ни я ни моя дочь не имеем склонности к математике, поэтому я кровавыми слезами умываюсь, а у нас только первый класс. Я сама не врубаюсь в эти задания, а ведь у меня две вышки, но я - гуманитарий. И считаю, что система образования в Советском Союзе была лучшей в мире, а сейчас кто-то целенаправленно пытается убить нашу систему образования  :-@

  Анна

 

Юль, бросьте! Никто её убить не пытается  :-) Она сама себя изжила. Почему? Давайте совершим небольшой экскурс в историю...

Нынешняя традиционная система образования зародилась после революции. Её целью было научить неграмотный рабочий класс, который внезапно пришел ко власти в стране. Соответственно, что нужно было? Сажать их всех за парты и просто начитывать знания, которых у них не было. Так появилась традиционная система образования.

Такая форма обучения сохранилась до сих пор. Однако время изменилось! Сейчас нужны не просто знающие, эрудированные люди, а те, кто умеет работать с информацией, анализироватьи синтезировать её, кто умеет постоянно учиться новому, и креативно, если хотите, мыслить.

А традиция не справляется с такими задачами!

Вот Вам и один из аспектов этой проблемы...

  Анна

 

И потом, Юля, ну если вам так сложно, то зачем вы там учитесь, не понимаю? Переведите ребенка в другую школу!   (dt)

И кстати! Логика - это далекооо не только математика.  ^o)

Ну а если Вы с Еленой Моревой и правда такие патриоты нашего отечества, то могу предложить вам систему Эльконина-Давыдова. Это полностью отечетсвенный продукт! Но ОЧЕНЬ мало общего имеет с традицией.

  ~

 

И куда я должна перевести учиться дочь? на другой конец москвы в школу возить? я, как и всё моё поколение, как и многие другие поколения, училась по отечественной, нормальной системе, без загиба мозгов. И повторюсь,  стала достаточно грамотным человеком. Литератором. Моё поколение и предыдущие (последующие уже - нет) дали России много учёных, писателей, актёров. И все они - не идиоты, как-то выжили без петерсонщины.  (N)

  Ирина

 

Юлия, а Вы купите поурочные разработки к учебнику. Там все очень подробно описано. Все проблемы с математикой решите сразу! Сама пользуюсь - очень полезная вещь. (Y)

  ~

 

Ирочка, а не подскажете, где купить?  Там же, где учебники? Я в "Молодой Гвардии" учебники брала.

  Светлана

 

Моя дочка Петерсона изучала ещё в садике с 3 лет, сейчас в первом классе я очень довольна. Ничего такого мозг выносящёго там нет.

  ~

 

надо же... завидую....аж слов нет.

  Анна

 

Я думаю, что Петерсон и прочие развивающие системы просто-напросто не для ленивых...  *-)

Юля, откровенно сказать, школ в Москве довольно много, почему же сразу "на другой конец Москвы" возить? Наверняка (убеждена!) есть недалеко от дома так Вами любимая традиция. И потом, Вам что важнее собственное балгополучие и благополучие ребенка или предпочитаете учиться по "неудобной" системе и всё время быть недовольной? Определитесь для начала.

Пересоновская система - это АЛЬТЕРНАТИВА, не основная. Но она имеет полное право на существование.

Вы-то выбирайте сами что ВАМ нужно! Зачем ругать то, что не подходит, если нужно просто выбрать то, что подходит?  (dt)

 

1 2

 

www.detki-laski.ru

Методика Петерсон

В России в последнее время чрезвычайно популярны всевозможные зарубежные и отечественные методики раннего развития и воспитания детей. Многие из них направлены на развитие у детей логического мышления.

Среди них, большой интерес представляет методика Петерсон Л.Г, которая стала популярной благодаря положительным результатам и оценкам знаний у дошкольников, прошедших подготовку к школе по этой системе обучения.

Людмилой Георгиевной Петерсон была разработана уникальная методика дошкольного обучения детей математике и обучения этой науке школьников начальных классов. В свет вышли такие учебные программы, как «Игралочка», «Ступеньки», «Учусь учиться».

Прелесть данной методики в том, что воспитатели, а более того и сами родители, могут заниматься с детьми и готовить их первому классу не прикладывая больших усилий.

Методика Петерсон готовит ребятишек к самостоятельной работе над заданиями. Занимаясь по ярким красочным пособиям с увлекательными заданиями, ребенок учится самостоятельно принимать решение, анализируя условия задачи и пытаясь найти ответ.

Материал, в комплектах пособий по Петерсон организован по принципу усложнения и дополнения материала: когда поверх пройденного материала добавляется новая информация, которая к следующему уровню сложности будет еще больше усложнена.

Дети, начиная от трех и до десятилетнего возраста, обретают примерно одинаковые знания, с той лишь разницей, что степень их сложности с каждой ступенькой становиться выше.

Если при решении какой-нибудь из задач дошкольнику или младшему школьнику сложно найти решение, ему предлагается ее отложить, поскольку в дальнейшем она обязательно ему встретится, но степень ее сложности будет чуть выше.

На уроках по Петерсон преподаватель объясняет деткам условие задачки. Ребятишки при ее решении участвуют в активном обсуждении, подключают логику, делают выводы и в итоге находят ответ.

Самый большой плюс, который видят многие отечественные педагоги в методике Петерсон – мотивация. На уроках будут присутствовать интерес и стремление к знаниям, так как весь процесс будет организован в увлекательной игровой форме.

У всех детей разные способности. В пособиях материал организован в доступной форме. Там присутствует минимум, необходимый для усвоения, также предлагаются к решению более сложные задания.

Все материалы снабжены методическими рекомендациями для преподавателей и родителей, а также поурочные планы с ответами и разбором заданий.

Источник: интернет-магазин слингов «ВСлинге»

Далее на видео вы можете более подробно ознакомиться с методикой Петерсон.

kupidonchik.org

Школа работает над тем, чтобы воспитать успешного человека — Российская газета

Легко ли заниматься по авторским программам? Для чего нужны абстрактные задачи по математике? Может ли академик учить первоклашек?

Об этом и многом другом "РГ" рассказывает автор одной из популярных учебных методик, по которой занимаются самые сильные российские школы, Людмила Петерсон.

Российская газета: Людмила Георгиевна, назовите основные программы, по которым работает начальная школа?

Людмила Петерсон: Это программы "Школа России", "Перспектива", Занкова, Эльконина-Давыдова, "Гармония", "Школа 2100", "Школа XXI век", мы - "Школа 2000", есть и другие. Все они реализуют федеральный стандарт, а их отличия - в способе преподавания материала и методиках.

РГ: Что надо знать родителям, которые выбрали школу, где учат математику по программе Петерсон?

Петерсон: Их школа работает над тем, чтобы не только хорошо подготовить ребенка по математике, но и воспитать успешного человека. Поэтому и образовательный процесс организован иначе. В традиционной школе учитель объясняет, а ученик усваивает. У нас каждый ребенок добывает новые знания сам. Для этого ему даются задания, которые он пока решать не умеет. У него рождаются версии, он начинает их обсуждать, выдвигает и проверяет гипотезы. Идет созидательная работа, которая воспитывает личность, а знания при этом усваиваются глубже.

РГ: Я почитала отзывы родителей и встретила такой комментарий: "В учебнике математики есть задачи, которые даже взрослые не могут решить!" О каких задачах идет речь?

Петерсон: О тех, которые требуют не столько знаний по математике, сколько сообразительности. Поэтому часто дети решают их быстрее, чем взрослые. И это готовит их к современной жизни, где даже освоение новой версии мобильного телефона - нестандартная задача.

Давайте решим, к примеру, задачку для первого класса: "Арбуз весит 3 килограмма и еще пол-арбуза. Сколько весит арбуз?" Правильный ответ: 6. Дети находят его чуть ли не чаще родителей. И в этом нет ничего плохого. Помню, когда-то в "Учительской газете" была статья о том, что если мама не умеет кататься на коньках, это большое счастье для ребенка: он будет учиться вместе с ней, что-то делать не хуже, чем мама, и поверит в себя. Поэтому наряду с "обычными" задачами и примерами, которых все-таки в учебнике большинство, появляются и нестандартные задачи, и задачи-шутки.

РГ: Хорошо, а для чего нужны задачки типа: мама купила пять пачек соли, две съели за обедом. Сколько осталось?

Петерсон: Для того, чтобы приучать детей внимательно работать с информацией, уметь ее анализировать. Действительно, в задании может быть недостаточно условий, данных, могут быть лишние данные, условия, далекие от реальной жизни, неоднозначно поставлен вопрос - "пойди туда, не знаю куда". В данном случае правильных ответов может быть несколько, но каждый из них необходимо аргументировать. Ребенок, который осознанно решит задачу с солью, например, скажет, что две пачки соли за обедом съесть нельзя, вряд ли напишет в ответе: два с половиной землекопа или три с четвертью рабочих.

Имея опыт обсуждения таких заданий, дети будут грамотно составлять и свои задачи, что им предлагается делать довольно часто. А когда такой ребенок пойдет работать, ему не придет в голову написать: на каждую семью в России должно приходиться 2,2 ребенка.

РГ: Допустим, у ребенка нет абстрактного мышления и больших творческих способностей. Как ему заниматься по вашей методике?

Петерсон: Для таких детей развитие средствами математики еще важнее. Исследования показывают, что многие из тех, кого называли "слабыми", выравниваются и становятся "сильными". Эйнштейна в школе считали самым тупым.

Постоянное обращение к творчеству пробуждает врожденные способности и любознательность, и тому есть много подтверждений. Например, около 75% детей, которые ежегодно приходят на математический праздник в Москве, занимались по нашей методике. Такой же процент и среди победителей. А в специализированном интернате при МГУ, где учатся одаренные дети, по нашей программе занимались 50 процентов ребят.

РГ: Как выпускники сдают ЕГЭ в школах, где учат по Петерсон?

Петерсон: В Москве у нас больше 30 школ - экспериментальных площадок. Опыт показывает: процент успешных работ там существенно выше.

РГ: Правда ли, что занятия по вашей методике не требуют домашних заданий?

Петерсон: Знаю учителей, которые не дают задания на дом. Но я - за домашнее задание, только разумное, без перегрузки. Его обязательная часть - не более 15-20 минут самостоятельной работы ребенка, так, чтобы он не обращался ко взрослым. В этой части нужен и творческий компонент: ребенок должен что-то придумать, создать по аналогии с тем, что он делал в классе. Дополнительная, необязательная часть - только для тех, кому интересно: это одно-два более сложных, нестандартных задания, которые по желанию могут выполняться вместе с родителями.

РГ: Как вы считаете, нужны оценки в начальной школе?

Петерсон: Нужны, но не в форме "решения суда", а как фактор, мотивирующий детей к учебной деятельности. Например, в первом классе - это не балл, а символ - плюсик, звездочка, картинка-"штампик", который дети потом раскрасят. Со второго класса можно вводить баллы, но подход должен оставаться прежним.

РГ: А у преподавателя какой интерес работать по вашей методике? Одно дело: дал задание - класс тихо решает. Другое - методом общего обсуждения докопаться до истины. Это же шум, крик! А у педагога - нервы и голова болит.

Петерсон: Недавно я этот вопрос задала одной учительнице из Ярославля. Она сначала попробовала работать по нашей методике, а потом отказалась - нужна ведь большая подготовка. Стала вести традиционные уроки. А ученики у нее спрашивают: "Когда у нас снова будут интересные уроки? Это когда вы нам даете задание, мы сначала не можем его решить, а потом думаем-думаем, и у нас самих получается такое же правило, как и в учебнике!" Учительница мне говорит: "Ну как я могу их подвести?"

Настоящий учитель, а таких много, понимает свою ответственность за детей, ощущает свою миссию. Ведь не может артист выйти на сцену и сказать: "Друзья, у меня сегодня болит голова, я не буду играть Офелию!" И учитель не может себе такого позволить, ведь от его работы во многом зависят судьбы детей.

РГ: Сегодня к педагогам общество предъявляет огромные требования? Способны ли они их выполнить?

Петерсон: Гениальный математик Лобачевский сказал: чтобы выполнить педагогическую миссию, надо ничего не разрушать и все совершенствовать. Поэтому нам надо создать условия, чтобы каждый учитель сделал свой шаг вперед.

РГ: Нынешние школьники из рук вон плохо знают математику. Как улучшить качество преподавания этого предмета?

Петерсон: Число часов на преподавание математики сокращено более чем на треть. Это привело к резкому снижению качества математического образования и негативно отразилось на качестве общего среднего образования в целом. Математическое образование требуется ребенку, прежде всего, для того, чтобы помочь ему развить свое мышление и освоить универсальные инструменты успешного действия, поведения и саморазвития. А для этого количество часов на математику в 1-9 классах школы надо увеличивать хотя бы до 6 часов в неделю.

РГ: Может быть, стоит привлечь к работе в школе известных ученых? Из РАН, например? Как вам кажется, смогли бы они вести уроки?

Петерсон: Конечно, общение с яркими личностями, такими как ученые, принесет школьникам только пользу. Посмотрите, например, какое колоссальное значение имеет работа со школьниками лауреата Нобелевской премии Жореса Алферова, преподавателя Физтеха, руководителя национальной сборной по математике Назара Агаханова и многих других.

Кстати

Как говорит Людмила Петерсон, в последние годы к ним в академию на переподготовку стали часто приходить выпускники педвузов. Деятельностная педагогика становится основой нового стандарта общего образования, но студентов этому учат явно недостаточно. Они не готовы работать по новым требованиям. Надо кардинальным образом перестраивать систему подготовки учителей, менять метод преподавания. Уже на студенческой скамье будущий учитель должен видеть, что такое деятельностный метод. Преподаватели вузов и колледжей должны иначе вести занятия, хотя менять что-то очень сложно. Но такой опыт есть, например, в московских педколледжах N 8, 10, 13.

rg.ru

ОСОБЕННОСТИ МАТЕМАТИКИ Л. Г. ПЕТЕРСОН

ОСОБЕННОСТИ МАТЕМАТИКИ Л. Г. ПЕТЕРСОН

        Федорова Екатерина Борисовна

Абдуллина Лилия Бакировна

В настоящее время по всему миру очень популярно раннее развитие детей. Основная масса методик раннего развития наряду с развитием креативного мышления акцентируют свое внимание на развитии у детей логического мышления. 

В нашей стране одной из самых известных систем обучения математике и развития у детей логики стала как раз методика Петерсон. Современная система образования и новаторские методики воспитания большое внимание акцентируют на личности ученика, чтобы помочь полноценному формированию у него качеств и черт характера, которые помогли бы ему справляться в будущем с возможными трудностями жизни и принимать взвешенные и самостоятельные решения, чтобы развитие ребенка было полноценным. 

Если целью прежней традиционной системы обучения являлась передача учащимся всех необходимых знаний, навыков и умений в рамках школьной программы, то методика Петерсон, помимо передачи знаний, формирует у учеников способность к самостоятельному принятию решений, практических действий, адекватному анализу полученных результатов. Дети на занятиях учатся общаться между собой, уважать друг друга и других людей.

Вся система обучения по Петерсон строится по принципу наслоения, так называемого «слоеного пирога» – постоянного развития сложности материала и периодического повторения основных методических и содержательных основ курса. По сути, ребенок от трех до десяти лет получает одни и те же знания, но с разным уровнем сложности, соответствующим по возрасту. 

Обучение математике по методике Петерсон предполагает использование специальных учебников-тетрадей, в которых дети могут рисовать, писать решения задач и т.п. При этом сам процесс изучения материала должен быть построен особым образом: учитель не объясняет ребенку новую тему, а только указывает на проблему и подталкивает к правильным решениям и выводам при необходимости. При этом основной целью является формирование логического мышления, тренировка творческих и коммуникативных способностей детей. Поскольку, по мнению Петерсон, те или иные знания могут стереться из памяти, но базовые навыки, общее представление о мире, умение логически мыслить и любовь к творчеству и общению должны остаться.

Программа Л. Г. Петерсон ставит своей целью создание интересной, содержательной и значимой с позиции общих представлений об окружающем мире системы математических понятий. Поэтому одна из основных задач курса – обучение школьников построению, исследованию и применению математических моделей окружающего их мира. При этом уделяется внимание всем трем этапам формирования и изучения таких моделей. Ими являются:

- этап математизации действительности, то есть построения математической модели некоторого фрагмента действительности;

- этап изучения математической модели, то есть построения математической  теории, описывающей свойства построенной модели;

- этап приложения полученных результатов к реальному миру.

В практике обычно первый и третий этапы опускают, считая, что задачей школьного курса математики является лишь построение математических теорий, а о возникновении математических понятий и их практическом приложении речь, как правило, не идет. В результате обучающиеся плохо осознают практическую значимость математической науки и ее место в системе наук. Их деятельность на уроках математики становится формальной, теряет личный смысл.

Особенность изучения составных задач в этой программе – их раннее введение.

Методика Петерсон дает детям главное – мотивацию. Построенная по игровому принципу, понятно и интересно, на основе реальных предметов и вещей, доступных для детского понимания, а не на абстрактных понятиях, она хороша тем, что родители сами смогут прекрасно по ней заниматься с детьми.

Библиографический список

 1. Алексеева А.В., Бокуть Е.Л., Сиделева Т.Н. Преподавание в начальных классах: Психолого-педагогическая  практика. / Учебно-методическое пособие – М.: ЦГЛ, 2008.

2. Артёмов А.К., Истомина Н.Б. Теоретические основы методики  обучения математике в начальных  классах. / Пособие  для  студентов  факультета подготовки учителей начальных  классов  заочного отделения.         –  М.: Институт практической психологии, Воронеж: НПО «МОДЭК», 2005.

3. Петерсон Л.Г. Методические рекомендации к учебнику "Математика 3" М., 2011.

nsportal.ru