Силы добра и зла в “Мастере и Маргарите”. Силы добра и зла


Силы добра и зла – "Новая жизнь" №392 | МЕЖДУНАРОДНАЯ АКАДЕМИЯ КАББАЛЫ

Передача 3 июня 2014 г.

Вопрос: Все религии представляют мир так, будто в нем правят две силы добра и зла. И так же воспринимает свою жизнь обычный человек, которому кажется, что на него воздействуют плохие и хорошие силы. Что такое добрая сила, вызывающая все хорошие события, и что такое злая сила, приносящая все несчастья?

Многие мечтают о том, чтобы в мире существовала лишь одна добрая сила и недоумевают, зачем вообще существует сила зла? Эта дуальность, постоянная борьба между добром и злом, светом и тьмой, разрушением и строительством, сопровождает нас всю нашу жизнь. Почему существует это противостояние между силой добра и силой зла?

М. Лайтман: Нет никакого противостояния. Это только мы считаем одни силы добрыми, а другие злыми. А в природе нет плохих или хороших сил. Действительно, есть противоположные силы: плюс и минус, притяжение и отталкивание, свет и темнота.

Без двух противоположных сил невозможна жизнь, нет метаболизма внутри живых организмов, обмена веществ, нет связи ни между элементарными частицами, ни между космическими объектами во вселенной, объединяющей их в одно целое.

Жизнь всегда основана на противостоянии двух сил и протекает в "средней линии", связывающей их обе. Жизнь возникает в предмете или теле, в котором взаимодействуют эти противоположные силы. Когда они достигают относительного равновесия, то рождается следующий этап обновленной жизни.

То есть противоборствующие силы, встречаясь в материале, устанавливают между собой некую гармонию. Выходит, что из электронов и позитронов – из противоположных внутриатомных сил, строятся целые атомы, которые затем соединяются между собой в молекулы.

А в молекулах противоположные силы уже действуют так, что могут между собой решить, что хорошо, а что вредно для их соединения. И потому они притягивают, усваивают, впитывают полезные им вещества, и выбрасывают вредные. Так происходит обмен веществ, возникает жизнь и развитие.

И все это за счет правильного совмещения двух противоположных сил. Без этого нет никакого развития и жизни. Иначе не смогла бы развиться даже наша вселенная, состоящая их неживой материи, а уж тем более растения. В растении противоположные силы находятся в еще более сложном сочетании, на животном уровне – еще сложнее.

А в разуме и восприятии человека происходит сложное выяснение, определение добра и зла на всех уровнях. Наш разум построен на том, что мы постоянно анализируем борьбу противоположных сил и ищем, какой формой своего соединения они могут принести наибольшую пользу.

Невозможно использовать лишь одну силу без другой – только в их взаимодействии. Так устроена вся жизнь.

На неживом, растительном и животном уровнях эта система замечательно работает, прекрасно развиваясь. Если мы иногда видим какие-то катаклизмы в природе, то лишь потому, что оцениваем их относительно самих себя. Но на самом деле, вся вселенная, весь неживой, растительный и животный мир продвигается под воздействием положительной и отрицательной силы, которые взаимодействуют между собой и движут вперед эволюцию.

Все прекрасно, пока дело не доходит до человека. На человека тоже воздействуют две эти силы "добра" и "зла", как мы их называем. Если бы мы знали программу природы и сохраняли равновесие положительных и отрицательных сил, то жили бы спокойно и безмятежно.

Но проблема в том, что человек обладает свободой выбора. Он сам выбирает баланс положительных и отрицательных сил по своему желанию. Тут и проявляется наша исходная, испорченная природа, из-за которой мы делаем более приятное и удобное нам решение, вместо правильного.

Мы больше заинтересованы в выгоде, чем в правде. И поэтому мы начинаем прокладывать кривой путь, не идущий посередине между отрицательной и положительной силой, которые должны быть равноправны и правильно сочетаться между собой, продвигая развитие. Вместо этого, мы все время склоняемся в удобную нам сторону, причем за счет других.

Ведь мы все – части одной интегральной природы, и должны были существовать в общей гармонии со всем неживым, растительным и животным миром, развиваясь в одном направлении с ним. Если бы обладая свободой выбора, мы тем не менее сохраняли равновесие между двумя силами, удерживая их в гармонии, то развивались бы правильно.

Мы не позволяли бы себе использовать силы природы больше необходимой нам меры, чтобы жить в гармонии между собой и окружающей средой. Наша жизнь была бы простой, но безмятежной. Мы получали бы от природы то, что необходимо нам для существования, а все остальные силы использовали для своего внутреннего развития.

Все несчастья человечества начались с того, как оно начало производить товаров больше, чем ему необходимо для жизни. Это переломная точка, с которой человечество начало портиться. От нее и далее, мы потеряли баланс сил и начали поворачивать их так, как было удобно нашему эгоизму.

Общая схема такова: есть положительная сила, отрицательная сила, а в середине мы, люди, со своим эгоизмом. Если бы мы использовали две эти силы природы для того, чтобы уравновесить свою жизнь, а весь прорывающийся в нас эгоизм реализовали только для своего внутреннего, духовного роста, то поднялись бы на следующую ступень, которая называется "человек".

Наша материальная жизнь, то есть жизнь наших тел на животном уровне, со всем им необходимым: пища, семья – осталась бы внизу в уравновешенном виде, в том состоянии, в каком она должна быть. А свой эгоизм мы использовали бы для того, чтобы привести в равновесие две противоположные силы и подняться на духовный уровень, к духовной жизни.

Вопрос: Зачем нужна вся эта игра между силой добра и силой зла? Разве не лучше, если бы существовала лишь одна сила добра?

М. Лайтман: Этим эгоизм и портит нам всю жизнь, ведь он хочет лишь одного: чтобы ему было хорошо. Он не понимает, что силу зла нужно использовать так же, как силу добра, приведя их обе в равновесие. Эгоизму это неудобно.

Вопрос: Что значит, равновесие между доброй и злой силами? Я хочу быть в гармонии с добром, но как можно быть в гармонии со злом?

М. Лайтман: Не может быть гармонии с добром или гармонии со злом. Гармония существует только между ними двумя, в их связи, в равновесии. Поэтому наша жизнь обязана состоять из добра и зла, иначе нет жизни.

Вопрос: Но представляете, как было бы чудесно, если бы в мире существовала лишь одна сила добра?

М. Лайтман: Надо перестать называть одну силу злой, а другую доброй. Добро и зло – это относительные понятия. Ты прилепляешь к ним одни ярлыки, а я могу прилепить прямо противоположные.

Есть две противоположные силы, данные нам от природы. То, что возникает между двумя этими силами, называется "жизнь", существование. Камни, растения, животные, люди существуют потому, что созданы переплетением двух этих сил, взаимно уравновешивающих друг друга. Такова природа.

Мы существуем в этом мире в животном теле, а потому должны сохранять этот баланс, к которому природа обязывает любое животное. А то дополнение поверх животного уровня, которое мы получаем благодаря своему человеческому разуму и чувствам, нам тоже надо уравновесить, но для того, чтобы использовать его уже не на животной ступени, а как люди.

Человеческая ступень предполагает совершенно другое равновесие сил добра и зла. Как человек, я обязан относиться к добру и злу объективно и признавать право на существование их обоих, решая, что между ними может быть. Таким образом я формирую свое мировоззрение, понимая, что должен использовать одну и другую силу в их взаимодействии, в балансе, в правильной взаимной связи.

Для меня не существует добра и зла. Обе эти силы, сочетаясь между собой, производят мое хорошее состояние, то есть более продвинутое, высокое. Гармония между двумя этими силами превращается для меня в добро. Не какая-то одна сила или другая – а связь между ними.

Вопрос: Это уже добро и зло в своем абсолютном виде, относительно нашего развития. Но я, обычный человек, восприму это развитие добрым или нет?

М. Лайтман: Это зависит от человека, от его подготовки, образования, восприятия мира. Младенец, пока не вырастет до определенного возраста, еще ничего не понимает и следует своему желанию, просто как животное. Он естественным образом выбирает то, что ему нравится и не нравится.

Поэтому нам приходится его ограничивать, потому что он уже с самого своего рождения – не животное, а маленький человек. В животном заложена внутренняя программа, позволяющая ему правильно использовать все свои силы.

Животное не упадет с высоты, не съест что-то вредное для себя, не повредит себе. А младенец может себе повредить, и поэтому нуждается в присмотре. Уже с самого первого дня после его рождения, мы обязаны начать его воспитывать.

Животное не требует воспитания. Если детеныш животного брошен в лесу, но рядом с ним есть еда, он уже может выжить. Он будет сам знать, что можно есть, а что нельзя, чего следует остерегаться, и останется жить. Но младенец не выживет один. Мы должны все время учить его тому, что хорошо для него и что плохо, и как ему следует пользоваться всеми вещами для того, чтобы расти.

И расти он должен не только физически, хотя этому его тоже нужно научить. Когда же он немного подрастет и научится жить в этом мире, заботиться о своем теле, тогда нужно начать учить его ментально, внутренне, психологически.

Понимание добра и зла означает, что ребенок умеет использовать две эти силы, находящиеся вокруг него, внутри него и в других, постоянно сохраняя свое равновесие с окружением. В сущности, жизнь – это равновесие внутри меня и вокруг. Этому и надо научить маленького человека: как достичь внутреннего равновесия и баланса с окружающей средой на животном уровне, где находится наше тело, и на человеческом – в социуме, в связи с другими людьми.

Страдание от недостатка равновесия

Вопрос: Почему вообще существует злая сила? Разве нельзя было сделать так, чтобы в жизни было все хорошо без всяких страданий?

М. Лайтман: Страдание свидетельствует о каком-то недостатке: нехватке кислорода, прохлады, тепла, пищи. Мы страдаем от отсутствия полноты, совершенства, равновесия. Это страдание заставляет нас устранять неравновесие, доставать недостающее для того, чтобы восполнить себя.

Мы постоянно ощущаем страдание, даже рука, спокойно лежащая на столе, страдает от его давления. Но если это небольшое страдание, то оно помогает нам чувствовать предметы и использовать их, то есть реагировать на окружающий мир.

Но есть такие реакции, которые уже переходят за порог приятного чувства и начинают ощущаться как настоящее страдание и боль. Боль – это тоже полезное явление. Боль оберегает нас, заставляет бежать от опасности, вынуждает лечить свои болезни. В мире не бывает просто зла – все зависит от того, как мы к нему относимся.

Вопрос: Я приведу пример: вчера во время моего отсутствия мне разбили окно в машине и украли сумку с деньгами и документами. Как я буду устранять этот недостаток и неравновесие? Что я могу тут восполнить и уравновесить?

М. Лайтман: Это прекрасный пример. Ты, конечно, страдаешь, и это свидетельствует о том, что ты болен. Все наше общество больное.

Ты еще не осознаешь, что таким путем тебе показали, что ты болен: каждый гражданин этой страны и все мы вместе больны. А теперь попытайтесь найти лекарство.

Не думай, что это случилось без всякой причины, как ребенок, уронивший чашку и утверждающий, что она сама разбилась. У всякого явления есть причина, и нужно ее изучить, чтобы она не повторилась снова.

Вопрос: Получается, что мы уже заранее обречены на болезни, если мир создан из недостатков и боли?

М. Лайтман: Нет, это мы сами производим болезни. Боль дается лишь для того, чтобы показать нам, где требуется восполнение. Если бы я засунул руку в огонь и не чувствовал боли, то она сгорела бы. Это полезная боль.

Страдание обращается во зло не от того, что у меня болит, а от того, что я правильно не реагирую на боль. Это зло находится только во мне, а не где-то еще.

Если меня хочет сожрать лев, то нельзя обвинить его, что он злой. Он действует согласно своей природе, своим внутренним инстинктам. Он проголодался, а я кажусь ему довольно вкусным. Плохой не лев, а я сам, потому что поставил себя в такое положение, что он смог на меня напасть.

Поэтому мне следует отдалиться от этого зла, чтобы больше не попадать в такие нехорошие ситуации. Я больше не поеду в джунгли или посажу льва в клетку.

Нет зла! Если я один раз ошибся, то это мне урок. Если же я повторил ошибку, то это уже глупость.

В мире нет зла

Вопрос: Человек может защитить себя от любого зла?

М. Лайтман: Человек может защититься от зла, если учится на пройденных ошибках или если его заранее научат родители, учителя, общество.

Мы передаем это воспитание из поколения в поколение, чего нет у животных, чтобы человек не ошибался. Он должен знать, что нет сил добра и зла, а есть две противоположные силы: получения и отдачи, и умел уравновешивать их между собой.

В мире нет зла – есть возможность все время творить добро, сохранять равновесие. Мы не увидели бы никакого зла, если бы установили равновесие во всем мире и воспринимали его как одну совершенную систему. Только из-за своего взгляда, неправильного подхода мы видим мир таким испорченным и плохим.

Но это мы сами испортили его, это мы не установили равновесие ни в одном месте и главное, в человеческом обществе! А потому нам кажется, что этот мир злой и все в нем плохо. Нам кажется, будто нам дали этот земной шарик, как игрушку, чтобы мы разломали его и выбросили. Человечество ведет себя на этой земле, как неразумный ребенок.

Но пора взяться за ум и понять, каким должен быть правильный подход к природе – в ней нет зла и нет добра, а есть две силы: плюс и минус, электрон и позитрон, и между ними мы должны устроить свою жизнь. Так давайте устроим ее, это может быть чудесная жизнь, если она протекает в гармонии между двух этих сил!

Добро находится не с какой-то одной стороны, а посередине, в состоянии равновесия. А по сторонам действуют просто две противоположные силы. "Положительная сила" называется так не из-за того, что она "добрая", а просто потому, что выделяет, отдает, выбрасывает наружу. Вторая сила называется "отрицательной", потому что она получает, притягивает к себе.

Это просто две противоположные силы, и если мы правильно уравновесим их, то сможем создать такую связь между ними, которая называется "жизнь".

Формула добра

Вопрос: Что такое сила получения и сила отдачи? Они несут разные энергии?

М. Лайтман: Это разные энергии, и одна не может существовать без другой. Они всегда существуют вместе – друг против друга. Но на неживой, растительной и животной ступенях они существуют уже автоматически в заранее уравновешенном виде за счет программы природы.

А на человеческой ступени нам нужно понять эту программу и самим уравновесить эти силы. Из этого мы учим программу природы и познаем высшую природу. Для этого нам и даны две эти силы, чтобы мы изучили их и поднялись на высоту человека, Адама, "подобного" (домэ) высшей силе.

Вопрос: Какова формула равновесия?

М. Лайтман: Формула равновесия – это гармония между всеми частями реальности: неживой, растительной, животной и главное, внутри человеческого общества. Гармония означает, что я соединен со всеми, и все соединены между собой и со мной, и мы все словно братья. Мы не чувствуем, что кто-то выше других, ближе или дальше, а все словно один человек с одним сердцем.

Такой ступени нам нужно достичь. Тогда мы будем жить в равновесии между двумя силами: получения и отдачи, и это будет действительно хорошая жизнь. И тогда мы скажем, что в мире существует лишь одна сила – сила добра: посередине, в равновесии!

www.kabbalah.info

Сила добра и сила зла. Часть первая

Вопрос: Все религии представляют мир так, будто в нем правят две силы добра и зла. И так же воспринимает свою жизнь обычный человек, которому кажется, что на него воздействуют плохие и хорошие силы. Что такое добрая сила, вызывающая все хорошие события, и что такое злая сила, приносящая все несчастья?

Многие мечтают о том, чтобы в мире существовала лишь одна добрая сила и недоумевают, зачем вообще существует сила зла? Эта дуальность, постоянная борьба между добром и злом, светом и тьмой, разрушением и строительством, сопровождает нас всю нашу жизнь. Почему существует это противостояние между силой добра и силой зла?

Ответ: Нет никакого противостояния. Это только мы считаем одни силы добрыми, а другие злыми. А в природе нет плохих или хороших сил. Действительно, есть противоположные силы: плюс и минус, притяжение и отталкивание, свет и темнота.

Без двух противоположных сил невозможна жизнь, нет метаболизма внутри живых организмов, обмена веществ, нет связи ни между элементарными частицами, ни между космическими объектами во вселенной, объединяющей их в одно целое.

Жизнь всегда основана на противостоянии двух сил и протекает в «средней линии», связывающей их обе. Жизнь возникает в предмете или теле, в котором взаимодействуют эти противоположные силы. Когда они достигают  относительного равновесия, то рождается следующий этап обновленной жизни. Далее…

То есть противоборствующие силы, встречаясь в материале, устанавливают между собой некую гармонию. Выходит, что из электронов и позитронов – из противоположных внутриатомных сил, строятся целые атомы, которые затем соединяются между собой в молекулы.

А в молекулах противоположные силы уже действуют так, что могут между собой решить, что хорошо, а что вредно для их соединения. И потому они притягивают, усваивают, впитывают полезные им вещества, и выбрасывают вредные. Так происходит обмен веществ, возникает жизнь и развитие.

И все это за счет правильного совмещения двух противоположных сил. Без этого нет никакого развития и жизни. Иначе не смогла бы развиться даже наша вселенная, состоящая их неживой материи, а уж тем более растения. В растении противоположные силы находятся в еще более сложном сочетании, на животном уровне – еще сложнее.

А в разуме и восприятии человека происходит сложное выяснение, определение добра и зла на всех уровнях. Наш разум построен на том, что мы постоянно анализируем борьбу противоположных сил и ищем, какой формой своего соединения они могут принести наибольшую пользу.

Невозможно использовать лишь одну силу без другой – только в их взаимодействии. Так устроена вся жизнь.

На неживом, растительном и животном уровнях эта система замечательно работает, прекрасно развиваясь. Если мы иногда видим какие-то катаклизмы в природе, то лишь потому, что оцениваем их относительно самих себя. Но на самом деле, вся вселенная, весь неживой, растительный и животный мир продвигается под воздействием положительной и отрицательной силы, которые взаимодействуют между собой и движут вперед эволюцию.

Все прекрасно, пока дело не доходит до человека. На человека тоже воздействуют две эти силы «добра» и «зла», как мы их называем. Если бы мы знали программу природы и сохраняли равновесие положительных и отрицательных сил, то жили бы спокойно и безмятежно.

Но проблема в том, что человек обладает свободой выбора. Он сам выбирает баланс положительных и отрицательных сил по своему желанию. Тут и проявляется наша исходная, испорченная природа, из-за которой мы делаем более приятное и удобное нам решение, вместо правильного.

Мы больше заинтересованы в выгоде, чем в правде. И поэтому мы начинаем прокладывать кривой путь, не идущий посередине между отрицательной и положительной силой, которые должны быть равноправны и правильно сочетаться между собой, продвигая развитие. Вместо этого, мы все время склоняемся в удобную нам сторону, причем за счет других.

Ведь мы все – части одной интегральной природы, и должны были существовать в общей гармонии со всем неживым, растительным и животным миром, развиваясь в одном направлении с ним. Если бы обладая свободой выбора, мы  тем не менее сохраняли равновесие между двумя силами, удерживая их в гармонии, то развивались бы правильно.

Мы не позволяли бы себе использовать силы природы больше необходимой нам меры, чтобы жить в гармонии между собой и окружающей средой. Наша жизнь была бы простой, но безмятежной. Мы получали бы от природы то, что необходимо нам для существования, а все остальные силы использовали для своего внутреннего развития.

Все несчастья человечества начались с того, как оно начало производить товаров больше, чем ему необходимо для жизни. Это переломная точка, с которой человечество начало портиться. От нее и далее, мы потеряли баланс сил и начали поворачивать их так, как было удобно нашему эгоизму.

Общая схема такова: есть положительная сила, отрицательная сила, а в середине мы, люди, со своим эгоизмом. Если бы мы использовали две эти силы природы для того, чтобы уравновесить свою жизнь, а весь прорывающийся в нас эгоизм реализовали только для своего внутреннего, духовного роста, то поднялись бы на следующую ступень, которая называется «человек».

Наша материальная жизнь, то есть жизнь наших тел на животном уровне, со всем им необходимым: пища, семья – осталась бы внизу в уравновешенном виде, в том состоянии, в каком она должна быть. А свой эгоизм мы использовали бы для того, чтобы привести в равновесие две противоположные силы и подняться на духовный уровень, к духовной жизни.

zoar-sulam-rus.org

ЧАСТЬ V. ПУТЬ К СЕБЕ: ОБРЕТЕНИЕ ДУХОВНОЙ СИЛЫ. Глава 1 ПРОТИВОСТОЯНИЕ СИЛАМ ТЬМЫ. РАСПОЗНАВАНИЕ ДОБРА И ЗЛА. Путь к себе, обретение духовной силы. Ключников С. Ю. Страница 168. Читать онлайн

Добро и зло… Я уже касался этой сложнейшей темы в "Невидимой броне". Однако считаю необходимым вернуться к ней снова, именно в наше время, по сути дела выбросившее этику из круга приоритетов.

Вопрос "Что есть зло?" напоминает скептический вопрос Понтия Пилата Иисусу Христу: "Что есть истина?". Так сказал мне один бизнесмен, усомнившийся в правомерности его постановки и настаивавший на полной субъективности и относительности данного понятия. "Зла нет, есть только наше представление о нем, - вальяжно разглагольствовал он. То, что ты считаешь злом, на самом деле может в любой момент обернуться добром, и наоборот". В этот момент зазвонил его телефон, и бизнесмен начал темнеть лицом. "Я вышвырну его с фирмы завтра же, нет сегодня!" - почти кричал он в трубку. "Такую сделку сорвал!" - стукнул кулаком по столу. Оказалось, что он только что потерял гигантский контракт, который готовил почти год. Я не удержался и спросил, относится ли потеря к разряду абсолютного зла и может ли она обернуться добром? Но он уже забыл, о чем мы только что говорили и, убегая, бросил на ходу: "Какое добро? Пол-лимона потерял!" А я задумался о том, насколько он прав, говоря о субъективной природе зла.

Действительно, на первый взгляд, добро и зло - понятия, целиком зависящие от точки отсчета. Не бывает такого добра, от которого всем хорошо. Если мы делаем кому-то нечто доброе, то для кого-то, противоположного по сути, это доброе действие может стать злом. Например, один мой знакомый физик занят разработкой альтернативных источников энергии. Если они будут введены в массовое производство, это вызовет целую промышленную революцию. Казалось бы, добро стопроцентное, однако и здесь есть место страданиям. Разорятся нефтяные компании.

Но если все так зыбко и приблизительно, то как можно говорить о серьезных способах защиты? Они ведь тоже будут субъективными и ненадежными.

Не буду подробно касаться этих высоких философских проблем, на которых сломано столько копий. Для меня важно выделить точные практические критерии, по которым каждый человек может отнести людей, дела и обстоятельства либо к тому, либо к другому полюсу. С точки зрения эзотерики, зло - прежде всего, энергия низшего разряда, направленная кому-то во вред. Темное излучение, идущее от ауры тех людей, дел, помещений. Именно характер излучения позволяет говорить о зле как об объективно существующей реальности. Зло заразительно. Оно проникает сквозь пробои и деформации в ауру слабого, нравственно нестойкого человека. Для такого проникновения требуется присутствие зла в самом человеке. Внутреннее зло притягивает внешнее.

Эзотерические учения говорят: зло не является некоей вселенской реальностью, существующей в космическом масштабе. Ареал распространения зла - человечество, сознание и сердца отдельных людей. Зло воплощается в человеческих делах, поступках, взаимоотношениях и нравах. Все отрицательные события, происходившие на протяжении истории человечества, есть проявление зла, живущего в глубинах человеческого сознания. Зло как негативная энергия, программирующая людей действовать эгоистично, причинять вред и разрушение, сосредоточено не только внутри сознания человека, но и в так называемом коллективном бессознательном, или тонком мире. Силы зла, населяющие астральный мир, имеют достаточно сложные иерархию и уровень организации. Темная иерархия пародирует светлую. Она включает в себя развоплощенные сущности, отдельные и организованные в черномагические астральные сообщества и школы, темных элементалий и лярв, а также негативно окрашенные энергетические потоки и сгустки тонкой материи. Сущности и лярвы влияют на человека, внушая ему различные темные мысли и программы поведения, а иногда и пытаясь внедриться непосредственно в его ауру. А сгустки негативной астральной материи могут незаметно оседать на ауре человека, подобно пыли.

Человек напрасно приписывает себе авторство любых мыслей. Между тем, многие мысли приходят к нему из тонкого мира, привлеченные, как магнитом, сходной вибрацией его собственных мыслей. Другие мысли подбрасываются развоплощенными сущностями и так называемыми лярвами и бесами, которые считывают мыслеобразы, возникающие в головах людей, и усиливают их собственными мысленными посылками. Классический пример подобного разрастания негативной мысли, пришедшей явно извне, но попавшей на питательную почву, описан у Достоевского в "Преступлении и наказании". Раскольникова вначале пугает идея убить старушку, но потом он сам раскручивает до такой степени, что уже не может ей противостоять. Можно уверенно утверждать, что любой темный замысел, появившийся у человека в голове и постепенно доведенный до исполнения, - продукт совместного "творчества" тонких сил зла, окружающих человека, и самого человека, ставшего нравственным или уголовным преступником. Влияние внешних сил в данном случае не снимает ответственности с человека, согласившегося на подобное сотрудничество и допустившего внедрение темных идей и мыслей на своей психологической территории.

Должен ли человек, претендующий на звание ученика, бороться со злом, или не надо отвечать на проявления зла, поскольку насилие порождает насилие? Этот вопрос волновал многих мыслящих людей на протяжении всей истории человечества. Лев Толстой дал на него ответ формулой о "непротивлении злу насилием". Ему оппонировал русский философ Иван Ильин, написавший книгу "О противлении злу силой", где выдвинул противоположную идею о том, что злу надо сопротивляться, не опускаясь на его уровень, с помощью силы духа. О том, что необходимо противиться злу всей мощью духа, писала Е. И. Рерих, уточняя, что при этом надо избегать мстительных чувств, поскольку это уравнивает агрессора и защитника. Отражая удар со злобой, человек перестает защищать добро и высокие идеи, а начинает защищать самого себя.

Человека на тонком уровне бытия окружают не только силы зла и тьмы, хотя, чем более он эгоистичен и несовершенен, тем более подвержен их влиянию. Тем не менее, нас окружают и незримые силы добра и света, помогающие духовному восхождению, совершенствованию и защищающие от зла. Борьба между силами света и тьмы, добра и зла, проходит сквозь человеческое сердце, сравниваемое в христианской литературе с полем битвы. Они борются за каждое человеческое существо, и от решения самого человека зависит, кто же победит, в чьем лагере он окажется. Согласно Агни Йоге, самый верный принцип классификации людей - это деление по светотени. Оно выражает глубинную онтологическую природу человека. Каждое мгновение перед нами стоит выбор - пойти по трудной дороге, помогающей сохранить достоинство, или по более легкой, но ведущей к потере связи с Высшим. Человек постоянно подвергается не только жестким ударам извне, но и изнутри - мягким и вкрадчивым соблазнам. Как защититься от шквала искушений и нападений?

bookap.info

СИЛА ДОБРА И СИЛА ЗЛА

 

«Доброе дело, совершаемое ради какой-то пользы, не считается добродеянием».

Добро и зло общепринято рассматривать как некие противоположные категории. В древнем мире существовало три типа понимания противоположностей. Согласно первому пониманию - они переходят друг в друга (Китай). Согласно другому - находятся в абсолютном равновесии (Индия). Согласно третьему - сталкиваются в борьбе (Греция).

Противоположности, в конечном счете, можно рассматривать как волю Божью и свободную волю сотворенного. Между ними находится свобода, которая является залогом любви, залогом добровольного совпадения этих двух противоположностей без применения насилия. То, что эти две воли могут бороться, - не выдерживает никакой критики - просто «весовые категории» несравнимы. Эмпедокл считал, что любой объект использует свою свободу воли либо для любви либо для вражды. Воля Божья используется только для любви. Она не борется, просто отходит в сторону, и объект остается без источника сил. И борется исключительно с собственным бессилием. Грешник не видит хорошее, так как все хочет сделать сам, а сам хорошо сделать не может. Не видит по простой причине - он стоит спиной к Источнику добра, а лицом, соответственно, к злу. Абсолютного добра или зла нет, относительное ­существует. В Целом - нет, в отдельном - может быть. Зло - это ошибки, следствие свободной воли, по «попущению Божьему». Но без попущения нет свободы. Нет любви.

Злом мы привыкли считать ситуацию, в которой испытываем недостаток чего-либо. Недостаток денег, здоровья, возможностей, времени. И это нас действительно может разозлить. Добро есть всегда. Добро -это то, что у нас есть, это присутствие. Конечно, если что-то присутствующее начинает мешать нашему счастью жизни, оно изымается, и мы опять это воспринимаем как зло. Люди, видящие кругом зло, смотрят в пустоту, в то, чего нет. Добро они не воспринимают, не пользуются им. Ведь им просто некогда перевести взгляд на то, что у них есть. Счастливы те, кто видит, что есть сейчас. Несчастливы те, которые смотрят на то, что есть у других - этого всегда будет больше, это бездонная яма, которую никогда не наполнить. И тогда человек, реально находясь на хорошем месте, ощущает себя в постоянной нужде, в яме. «Мы не хотим хорошо, мы хотим как лучше». (Ф.Ницше) Как только захотим «как лучше», хорошее, в котором мы пребывали, исчезает, и мы сразу чувствуем себя хуже. Постоянное нахождение в этом «хуже» нам обеспечивает оценочное сознание, которое все время занято сравнением. Также дело обстоит с достоинствами и недостатками. Достоинство есть достояние, нам принадлежащее; недостатки человека - это то, что человеку недостаёт, так стоит ли обращать внимание на несуществующее? Вот почему есть смысл говорить людям об их достоинствах и использовать свои, и нет смысла говорить о чужих недостатках и бороться со своими - бороться с пустотой! Человек теряет удачу, хорошее настроение, успех в жизни, потратив время на иллюзию. Теряет реальность, теряет любовь. «Недостаток в человеке увидеть нельзя. Недостаток - отсутствие чего-либо. Говоря о недостатках - мы просто не соглашаемся с увиденным» (Парменид, VI век до н.э.). Недостатки в людях становятся «видимы» нам, когда нами овладевает какое-то желание. Мы что-то хотим, у нас этого пока нет, это то, что нам недостаёт.Недостаёт нам желаемого потому, что мы не готовы его использовать так, чтобы не навредить себе и окружающим, или желание не совсем чистое. И тогда человек, из-за которого мы не можем получить желаемое, демонстрирует нам эту нечистоту или неготовность, то есть недостаток какого-нибудь качества: щедрости (жадность), памяти (забывчивость) итак далее.

Неиспользуемое добро есть зло. В мире нет ничего про запас, иначе мир напоминал бы свалку. Видящих зло, хоть завали добром, - они его не заметят, поскольку привыкли смотреть только на то, чего у них не хватает. Это не насыщаемо. Как в сказке о рыбаке и рыбке. Старуха попросила корыто и получила его. И что же? Она разве начала стирать? Нет. Тут же возникают новые желания. В конце концов, у человека забирают почти все, чтобы он обратил внимание на то добро, которое у него есть, и начал с этим добром что-то делать. И когда человек выходит из оцепенения, которое производит на него пустота, и начинает действовать, тогда ему могут дать и большее. Ведь как дать большее, когда он и с малым не справляется? Видящие зло - это не желающие трудиться, они отгораживаются от деятельности баррикадами в виде «не получится», в виде «нехватки средств, времени». Об одном и том же стакане можно сказать, что он наполовину пуст или наполовину полон. Всё зависит от того, обделённым чувствует себя человек или нет. На самом деле в мире нет пустоты, и совершенный человек будет говорить только о содержимом, не упомянув о стакане вообще. Пустоту мы видим тогда, когда стараемся не видеть содержимое «стакана» - реальность, с которой нам нужно что-то делать, и мы смотрим куда угодно, лишь бы ее не видеть. И тогда видим пустоту - собственную ложь. Зло - отсутствие, небытие Добро - присутствие, реальность, Бытие, Бог. Учиться видеть добро - учиться видеть Бога.

Сколько уже говорилось о равновесии добра и зла. О том, что они равны качественно и количественно. Но на практике мы видим, что зло вроде бы «сильнее». Сломать здание легче и быстрее, чем его построить. И где же здесь равновесие? Ведь разрушительные силы действуют на деле быстрее.(Справедливости ради стоит упомянуть, что добро может разрушать, например то, что построило зло. Поэтому понятия «разрушать» и «строить» очень относительны.) Дело тут в том, что зло, которое мы производим, всегда искреннее, настоящее, а добро зачастую не совсем настоящее. Здесь могут быть замаскированные под добродетель (от самого себя) эгоистические внутренние мотивы, то есть попростусамообман. Сила проявляется только при соответствии внутреннего желания и внешнего действия. Настоящее добро всегда молчит о себе, поддельное разоблачает себя тем, что хвастается о содеянном. Если мы создаем нечто не потому, что хотим это создать, а для того,чтобы от этого что-то получить, то наше действие неискренне, то есть лживо. Ложь есть ничто. А от «ничто» какая сила?

Настоящее добро проявляет себя быстро и мощно. Быстрое мгновенное выздоровление говорит об истинности процесса. Благое дело, идущее с препятствиями говорит о нечистых побуждениях. «Если сознательное желание человека противоречит его Истинному Желанию, то он растрачивает силы впустую. Не стоит и надеяться на то, что в этом случае он сможет сколько-нибудь эффективно повлиять на свою окружающую среду» (А.Кроули). Неискреннее действие не дает нам опыта ни позитивного, ни даже негативного. Негативный опыт дает искренний плохой поступок. Неискреннее действие - это, по сути, - самоистязание, мазохизм. Такой контакт с самим собой не научит ничему, разве что приведет к решению прекратить этим заниматься. Настоящее добро, как и зло, не нуждается в длительной подготовке. Воскресить человека можно так же быстро, как и убить. Но много ли мы знаем таких примеров? Подобная деятельность настолько редка, что принимается нами за чудо, а деятель - за святого. С этой точки зрения, святой - это человек, не занимающийся самообманом.

 

 

Дата добавления: 2015-07-16; просмотров: 63 | Нарушение авторских прав

Читайте в этой же книге: ТЕНЬ РЕАЛЬНОСТИ | НЕДОВОЛЬСТВО | УСЛОВИЕ ЧУДА | ГОРДОСТЬ НЕ СПОСОБНА УЧИТЬСЯ | НА ЗАМЕТКУ ЦЕЛИТЕЛЯ | СПРАВКА О ЗЕРКАЛАХ | ПУСТОТА | ПРАКТИКА ПРАВДЫ | МИР БЕЗ НАСИЛИЯ | ОБНОВЛЕННОЕ ЗЛО |mybiblioteka.su - 2015-2018 год. (0.011 сек.)

mybiblioteka.su

II. Добро и зло — две силы, приводящие во вращение колесо жизни. «Древо познания добра и зла»

 

Среди вопросов, которыми задаются люди, есть один, вызывающий особенную озабоченность и удовлетворительный ответ на который они находят с большим трудом, — это вопрос о смысле существования зла: зачем существует зло?… Ответ, в сущности, очень прост.

Я приведу вам пример. Часто в прошлом, когда хотели достать воду из колодца, пользовались большим колесом, которое приводилось во вращение с помощью быков, лошадей или даже людей. Тот, кто наблюдал за ними, видел, как одни из них как бы приближаются к колесу, а другие в то же время как бы удаляются от него, и можно было прийти к выводу, что они движутся в двух противоположных направлениях. Но если бы человек мог наблюдать этот процесс с высоты, то он бы ясно увидел, что и те, и другие идут в одном и том же направлении и выполняют одну и ту же работу.

Этот пример показывает нам, что добро и зло, которые выглядят как противоположные проявления, в действительности являются двумя силами, впряженными в одну работу, но поскольку на них не смотрят с высоты, то есть с духовной, посвященческой точки зрения, то говорят, что это две силы, которые выступают друг против друга. Все те, кто смотрит на факты, события снизу, то есть на том уровне, где они происходят, ошибаются. Если бы они попытались подняться, чтобы наблюдать за ними с точки зрения мудрости, с точки зрения духа, то они имели бы правильное видение. Они увидели бы круг, колесо… и они бы поняли, что добро и зло — это две силы, запряженные вместе, чтобы вращать колесо жизни.

Если мы хотим уничтожить зло, то добро тоже будет уничтожено. Конечно же, это не значит, что мы должны питать и усиливать зло, нет, оно достаточно сильно и без нашей помощи, но не надо также пытаться избавиться от него — впрочем, это и не удается. Что нужно, так это использовать его и определить, какое отношение к нему нужно выработать. Да, сейчас приходит время дать человечеству новую философию.

Если бы вы находились в солнце, вы, возможно, и не знали бы темноты, но вы вышли из солнца, вы пришли на землю, и так как земля вращается вокруг солнца, то на ней свет чередуется с тьмой. Поскольку вы вне солнца, нужно признать это чередование дня и ночи, света и тьмы, добра и зла, и не только признать, но и уметь это использовать. Если бы тьма была злом, то как же получается, что именно в темноте — темноте земли или подсознания — начинают зарождаться достижения самого большого значения? В действительности, темнота является условием рождений или будущих возрождений. Почему ребенок, почему зерно начинают свой рост в темноте?… И вы, как вы используете ночь? Замечательно, не правда ли: вы спите, и когда вы просыпаетесь на следующее утро, вы восстановили все свои силы, чтобы снова приступить к труду.

Вы скажете: "Да, но каково происхождение зла?" Существует вечный Принцип, который является Источником всех творений. И когда этот вечный Принцип поручил Элоимам творить… (не будем заглядывать слишком далеко, будем вести речь не о космосе, а только о нашей земле), то, поскольку они работали с двумя принципами — мужским и женским, положительным и отрицательным (потому что для проявления необходимы эти оба полюса), было бы неизбежным появление то тут, то там каких-то отходов — элементов, которые еще не были ни организованы, ни использованы и которые нарушали гармонию целого. Эти материалы, эти энергии, которые не представляли зла ни для Создателя, ни для Архангелов, вредны для людей, которые не знают, как их использовать.

Приведу вам еще один пример. У вас есть дом: и в этом доме предусмотрено место для помойного ведра или мусорницы, а также для туалета. Ибо что бы вы ни делали, даже если вы самое просвещенное и самое рассудительное существо, у вас всегда будут какие-то отходы для мусорного ведра: бумага, пустые бутылки и банки, кожура, остатки пищи; и в вашем организме тоже имеются отходы, от которых вы должны освободиться. Даже лучшая вещь на свете имеет, по крайней мере, хоть один маленький отрицательный аспект… как говорится, оборотную сторону медали. Это замечено всеми. Так как же так происходит, что люди не поняли языка всех этих деталей повседневной жизни, которые постоянно находятся у них перед глазами? Когда была создана земля, нужно было где-то собрать неиспользованные материалы, разбитые стекла и кирпичи, негодные к употреблению доски и гвозди — символически выражаясь. Поэтому земля тоже имеет свои мусорницы: это находящийся за ней конус темноты, ее тень. Знают ли это астрономы?

Источник зла здесь, в отходах материалов, использовавшихся при создании земли; и поскольку отходы привлекают различных животных, муравьев, мух, червей и т. п. — этих-то созданий мы и должны обязательно встретить при посещении этой сферы, хотя мы воображаем, что найдем здесь радости и удовольствия. Предназначение этой сферы, называемой Адом, миром тьмы — собирать мусор: именно там собираются и скапливаются все нечистоты.

Спрашивается, почему же есть создания, идущие сюда в поисках счастья? Потому что подобно тому, как есть люди, настолько обнищавшие, что они должны искать себе на помойке остатки пищи или какие-нибудь старые башмаки, так и в духовном мире существуют несчастные, у которых нет возможности питаться в ресторанах наверху, около Ангелов, Архангелов, Господа. У них нет необходимых денег (этими деньгами, конечно же, являются достоинства и добродетели), чтобы купить себе эту чистую и светящуюся пищу, идущую от солнца, и они, таким образом, вынуждены идти питаться в дьявольские рестораны, где собирается вся нечисть и падшие создания.

В этой области зла, в этой области неорганизованных сил можно все же найти много чего, и если бы вы знали, как взяться за дело, чтобы подобно земле преобразовать все отходы, то вы бы извлекли из этой области силы и элементы, способные питать даже Ангелов… Удалось же найти химические способы очистки зараженных вод! У природы имеются все способы для переработки отходов, и у человека есть все эти средства, он должен их найти и научиться ими пользоваться. Но для этого он должен сначала понять, что такое добро, ибо только поняв, что такое добро, он в состоянии противостоять злу.

Добро — это вечный принцип, созидательный и всемогущий, это сам Бог…. хотя в действительности Бог находится над добром. В Каббале добро и зло представлены как два проявления одной силы, которая выше их. Но для простоты понимания можно представить Бога как Принцип добра, даже если в действительности Бог над добром. Добро — это проявление Бога, а зло — это отход добра, нечто, что не смогло найти своего места в космической гармонии. Таким образом, зло никогда не может быть сравнимо с добром, оно не обладает вечностью, силой, мощью, как добро. Поэтому ошибаются те, кто думает, что добро и зло — это две сущности равной силы, сражающиеся между собой, но ни одна из них не может окончательно победить другую.

Зло, как я вам сказал, это отход добра; его можно сравнить с веществом, которое остается после того, как была извлечена квинтэссенция из лепестков роз или других цветов, с веществом, которое не может быть очищенным до состояния, в котором оно может отразить Божество. Зло — это то, что остается, когда всё добро «извлечено». Значит, там, где есть добро, фатальным образом присутствует и зло, так как зло — это то, что остается от добра, оно не может существовать само по себе, у него нет независимого существования; оно зависит от добра, оно родилось от добра, его создало добро. Пока люди наделяют зло собственным существованием, независимым от существования добра, им никогда не удастся преобразовать его, и зло будет продолжать им досаждать, потому что это они, по своему невежеству, наделяют его силой и независимостью.

Это свет порождает тьму. Там, где есть свет, фатальным образом есть тень. Присутствие предмета дает тень. Может ли быть тень, когда нет света? Нет. Вы скажете: "Но бывает, что тьма царит именно потому, что нет никакого света". Нет, даже если в каком-то месте полная темнота, то это потому, что свету препятствует какой-то предмет. Поэтому всегда половина земли погружена в темноту. Без света потемки не могли бы существовать, и зло не существовало бы, если бы не было добра.

Следовательно, проявления зла необходимы, но они не вечны и не абсолютны, они зависят от сил добра. Теперь, чтобы суметь решить проблему, нужно идти дальше добра, а чтобы идти дальше добра, нужно, в первую очередь, иметь правильное представление о том, что оно из себя представляет. Добро — это гармоничное проявление, включающее в себя любовь, силу, ум, красоту, нежность и т. д… Но как я вам сказал, добро еще не есть сам Бог; оно является проявлением Бога, но оно — не Бог. Бог выше добра и зла, мы не можем знать, что Он такое.

Но поскольку добро — это проявление Бога, то, думая о добре, соединяешься с Творцом вселенной, с вечным Принципом: наше сознание смещается — оно покидает область тьмы, где находятся страдания, страхи, ужасы, чтобы достичь Центра, всеобъемлющего созидательного Принципа. И поскольку это именно Бог — Создатель, Ему известна роль всех элементов, всех сил, всех созданий, и Он будет знать, как помочь. Мы же знать не можем, а Он обладает всеми возможностями, и, значит, именно к Нему, потому что Он выше добра и зла, мы должны прибегнуть, чтобы просить о помощи. В этот момент мы способны привести в действие исключительно тонкие силы, которые станут работать во всей вселенной.

Вот наиболее достойная и славная работа для ученика. И пусть он не беспокоится, если эта работа не дает немедленно ощутимых результатов! Большинство людей работает лишь над материальными достижениями на физическом плане, и поэтому они испытывают столь сильное разочарование: так как эти достижения непродолжительны. Когда вы решаетесь работать с самым недоступным Существом, с Самим Богом, тогда у вас появляются настоящие достижения, достижения внутренние, в сознании, и это достижения немедленного действия. То, что наиболее удалено, на самом деле наиболее близко, а то, что представляется близким, на самом деле оказывается наиболее удаленным: желая пережить что-то, вы этого не переживаете, желая заполучить что-то, этого не получаешь. И только когда вы работаете над самыми отдаленными реалиями, вы живете ими немедленно.

Да, если вы хотите получить немедленные результаты, поставьте перед собой далекую цель. Скажите себе: "Я понял, где истина, где сила, где настоящая жизнь: она в том единственном центре над добром и злом". И вы думаете о нем, вы всё время сливаетесь с ним, вы верите лишь в него, вы ищете только его, вы работаете только с ним… Тогда этот центр коснется добра, которое начнет проявляться в вас как улучшение вашей внутренней жизни, прежде чем проявится однажды также и вне вас.

Конечно же, легче творить зло нежели добро. Но почему?.. Не потому, что добро слабо, а зло сильно, нет, нет и нет. А потому, что здесь, на земле, те условия, которые постепенно создало человечество, гораздо благоприятнее для зла и способствуют ему. Вы хотите причинить зло? Все готовы помочь вам. Но как только речь идет о добре, всё иначе, добро как будто парализовано, усыплено, немощно. Это так, потому что в низших сферах всегда так, а люди слишком много пребывают именно в низших сферах. Но, как только удается выбраться из этих сфер, происходит обратное: зло задушено, задержано, связано. Когда живешь в высших сферах, невозможно причинять зло, и если хочешь сделать добро, то это получается само собой.

Я могу привести вам пример: предположим, что сейчас зима, кругом сырость, всё покрыто снегом; если вы захотите поджечь лес, ничего не получится, огонь не займется. Но летом, когда жарко, достаточно маленького осколка стекла, который сконцентрирует солнечные лучи, чтобы всё поджечь; как будто бы весь лес согласен запылать, потому что условия благоприятствуют этому. Попробуйте также выстрелить из пушки, если порох сырой — ничего не выйдет… И так далее. Теперь вы понимаете, что если на земле зло гораздо сильнее добра, то это потому, что люди создали для него более благоприятные условия. Но однажды всё изменится, всё будет наоборот; зло больше не сможет проявляться, благоприятных условий для него больше не будет.

Чтобы управлять злом, властвовать над ним или преобразовывать его, недостаточно быть служителем добра, потому что добро, как я вам сказал, ограничено. Добру не удалось победить зло, поскольку это еще не Сам Бог, это только лишь половина, а вторая половина — это зло. Добро и зло — это брат и сестра, если угодно, но это не отец. А идти нужно к отцу, потому что это он управляет сыном и дочерью, или же двумя братьями. Идти к отцу — это значит стать служителем Бога, а не только служителем добра. Значит, надо подниматься еще выше, чтобы служить Богу, который управляет добром и злом. Настоящее убежище там. Конечно же, наверху зла нет, и в той мере, в какой добро означает совершенство, можно сказать, что быть служителем добра — это значит быть служителем Бога. Но добро в том виде, в каком мы его понимаем умом, то есть как противоположность злу, еще не есть Бог; это всего лишь его половина.

Я могу привести вам и другие примеры, которые подтвердят вам истинность того, что я вам говорю. Возьмем кровообращение. Если бы существовало только артериальное кровообращение, то жизнь была бы невозможна, потому что нужно, чтобы ушли все отходы, и тогда начинает действовать другая половина — венозное кровообращение: оно приносит кровь в легкие, где она очищается, а когда кровь чистая, она поступает в сердце, откуда вновь уходит в артерии. Следовательно, из сердца выходит чистая кровь, добро; да, но это добро через некоторое время загружается новыми нечистотами, и так далее… То же явление свойственно движению автомашин на дорогах: встречное движение машин слева и справа… Если бы существовало лишь одно направление, одна сторона движения, то что бы делали машины, которым нужно вернуться?

Значит, зло не заключено только в том факте, что якобы существуют противоположные силы, ибо они работают в одном направлении. Но если вместо того, чтобы делать работу, определенную космическим Разумом, эти силы стали бы сталкиваться, сражаться и уничтожать друг друга, то это уже было бы зло. Это как огонь и вода. Сколько необыкновенных вещей можно сделать, поставив воду на огонь!.. но с разделяющей их перегородкой, иначе огонь испарит воду или вода потушит огонь, что случается во всех областях жизни, если вы невежественны. Силы зла, яды вредны только для человека, который недостаточно образован и недостаточно силен, чтобы их использовать. Но для природы это не вредно.

Можно даже сказать, что некоторым образом зло заключено в добре. Возьмем пример питания. Когда мы едим, то мы усваиваем элементы, которые полезны, необходимы для нашего здоровья, и мы устраняем те из них, которые организм не может усвоить, и которые, кстати говоря, отравили бы его, если бы он не мог от них избавиться. Таким образом, зло содержится в добре, они связаны, и это дело организма — отделить и устранить зло. Возьмем другие примеры. Вы встречаете самую очаровательную, самую привлекательную девушку, и вы на ней женитесь: это великое благо. Да, но не вы один очарованы этим созданием, другие тоже интересуются ей, и вот начинается: подозрения, ревность, ссоры… и хорошо еще, если на этом закончится! Вообразите себе, что вы наследуете огромное состояние: теперь вы богаты, это замечательно! Да, но тут тоже начинаются заботы: у вас всё время будут клянчить деньги, вы рискуете, что в любой момент вас ограбят, у вас больше никогда не будет покоя… И то же самое — какую область жизни ни возьми. Только мудрость способна использовать добро и зло, и тем более сделать так, чтобы добро не превратилось во зло.

Как я вам говорил вначале, добро и зло впряжены в одно колесо; если бы существовало только добро, то оно бы не смогло заставить его вращаться. Может быть, только я один осмеливаюсь говорить, что добро не способно сделать всю работу, если зло ему не поможет. Вы скажете, однако, что зло — это противоположная сила… Вот именно, это и нужно, чтобы она была противоположной! Когда вы хотите закупорить или откупорить бутылку, вы пользуетесь обеими вашими руками, и они действуют в противоположных направлениях: одна толкает в одну сторону, а другая — в обратную сторону, но благодаря этому противодействию вам и удается воткнуть или же вытащить пробку. Теперь вы понимаете, как противоположные силы работают с определенной целью… Это процесс, который у вас перед глазами каждый день, но вы его не видите.

В заключение я вам скажу, что вы должны каждый день думать о том, как вам соединиться с Господом, с Центром, содержащим всё. И, со своей стороны, Господь (а Он неутомим, никогда не отдыхает, Он вечен и неразрушим, Он находится над добром) объединит силы добра, и силы добра очистят и всё замечательно организуют.

litresp.ru

Силы добра и зла в “Мастере и Маргарите”

Я бы хотела рассказать о возможно наиболее значительном произведении Михаила Булгакова “Мастер и Маргарита”. “Мастер и Маргарита” – это историко-философский роман. Он отличается от других тем, что в нем присутствуют как бы два романа. Главы этих романов тесно переплетаются между собой, хотя действие в них происходит в разное время. Одни главы можно назвать “московскими”, другие – “ершалаимскими”. В начале романа непонятно, как два разных произведения связаны между собой. Но по ходу развития событий читатель может увидеть связующее звено. Это один из главных героев – Воланд. Я о нем еще более подробно расскажу. А сейчас мне бы хотелось отметить тот факт, что “Мастер и Маргарита” очень сходен с романом Гёте “Фауст”. Михаил Булгаков взял из гетевского произведения цитату, которую вынес в качестве эпиграфа к своему роману: …Так кто же ты, наконец? – Я – часть той силы, Что вечно хочет Зла и вечно совершает благо. Эти строки приоткрывают для читателя тему книги. Главный герой романа “Мастер и Маргарита”, о котором я упомянула выше, очень сходен с героем Гёте Фаустом. Воланд тоже одет во все черное. Он носит всегда трость с набалдашником в виде головы пуделя. Особое внимание привлекают глаза Воланда. Один – зеленый, а другой – как черная бездонная дыра. Воланд может появляться в разных обликах.

В самом начале он появляется в образе иностранца в клетчатом костюме и всегда может принять облик то мага, то директора театра, только глаза его никогда не меняются. Воланд – это олицетворение злой силы, дьявола. Казалось бы, он должен приносить людям несчастье, творить зло. Но не совершает его. Одних людей он наказывает, например, Берлиоза, Алоизия Могарыча. Других же учит жизни, заставляет пересмотреть свои взгляды. В этом плане очень примечателен Иван Бездомный. Он долгое время заблуждался. Непонимание жизни и упорная вера в свое правильное суждение привели к тому, что он попал в психиатрическую больницу. Только здесь он смог встать на путь истинный. Другими главными героями являются Мастер и Маргарита. Мастер живет в подвале одного большого дома. Он пишет роман о Христе. Маргарита – жена богатого мужчины. Но она очень любит Мастера. Она согласна отказаться от дорогих платьев и украшений, от красивого дома, в котором живет, лишь бы быть всегда рядом с Мастером. Впоследствии Воланд поможет соединиться влюбленным. Но перед этим они пройдут тяжелые испытания. Именно роман Мастера как бы вплетается в роман самого Булгакова. Главные герои ершалаимских глав романа – это Иешуа (так назван Иисус Христос) и прокуратор Иудеи Понтий Пилат. Наиболее важный из них, на мой взгляд, Понтий Пилат. В нем живут все душевные муки человека. На суде Пилат понимает, что перед ним стоит необычный человек. Чем же был необычен Иешуа? (Кстати, нужно сказать, что у Булгакова Христос представлен обычным человеком, не так, как в Евангелии.) Иешуа необычен тем, что он всегда говорил только правду. Для него ложь была самым тяжким грехом, даже ложь во имя спасения самого себя. Пилат не смог изменить решение суда о смертной казни на кресте для Иешуа. Понтий Пилат предлагает солгать и тем самым спасти себя. Но, как мы понимаем, Иешуа не может этого сделать, он до конца верен себе. Для Пилата очень дорога власть, и он не желал ее потерять. Но после смерти Иешуа читатель может наблюдать, как страдает Пилат от того, что в самую важную минуту не смог перебороть себя и не спас невинного человека. Для Понтия Пилата до самой смерти остается заветным желанием снова увидеть Иешуа и поговорить с ним о смысле жизни. Через главных героев писатель передает свои наиболее важные мысли. Булгаков пытается ответить на вопрос: что же такое смысл жизни и где он? На мой взгляд, писатель смог ответить на волнующую его проблему. Человек должен говорить всегда правду, и тогда душа его будет свободна и светла. Человек должен идти до конца и добиваться поставленной цели, даже если придется пройти через страдания. В конце пути ему воздастся за все мучения. Так, в романе обретают друг друга Мастер и Маргарита и остаются навсегда вместе. Они оба многое выстрадали, и Воланд вознаграждает их за верность друг другу. Для Мастера главным мучением была его книга, потом что рассудок настолько был затуманен, что он не смог окончить роман. А для Маргариты самым страшным мучением был бал Сатаны. Здесь показано все то плохое, на что способен человек: убийство, воровство, ложь, прелюбодеяние и многое другое. Читается роман легко. Язык у Михаил Булгакова необычайно красив и прост. Нет иностранных слов. Единственное, чем “замусорен” роман, так это новыми словами, которые создала советская власть, например МАССОЛИТ, или различными надписями на дверях того же самого МАССОЛИТа: “Полнообъемные творческие отпуска от двух недель (рассказ-новелла) до одного года (роман, трилогия)…” “Мастер и Маргарита” – сложное произведение. Рядом существуют прокуратор Иудеи и суетливые, приспосабливающиеся московские граждане. “Мастер и Маргарита” является лирико-философской поэмой в прозе о любви и нравственном долге, о бесчеловечности зла, об истинном творчестве, которое всегда преодоление бесчеловечности, всегда порыв к свету и добру. “Мастер и Маргарита” – это роман, о котором можно говорить всегда и каждый раз можно увидеть что-то новое. Это произведение, на мой взгляд, останется актуальным во все времена, так как проблемы, поднятые в нем, волнуют людей всех поколений.

ukrtvory.in.ua

Силы добра и зла в “Мастере и Маргарите”

Я бы хотела рассказать о возможно наиболее значительном произведении Михаила Булгакова “Мастер и Маргарита”. “Мастер и Маргарита” – это историко-философский роман. Он отличается от других тем, что в нем присутствуют как бы два романа. Главы этих романов тесно переплетаются между собой, хотя действие в них происходит в разное время. Одни главы можно назвать “московскими”, другие – “ершалаимскими”. В начале романа непонятно, как два разных произведения связаны между собой. Но по ходу развития событий читатель может увидеть связующее звено. Это один из главных героев – Воланд. Я о нем еще более подробно расскажу. А сейчас мне бы хотелось отметить тот факт, что “Мастер и Маргарита” очень сходен с романом Гете “Фауст”. Михаил Булгаков взял из гетевского произведения цитату, которую вынес в качестве эпиграфа к своему роману: …Так кто же ты, наконец? – Я – часть той силы, Что вечно хочет Зла и вечно совершает благо. Эти строки приоткрывают для читателя тему книги. Главный герой романа “Мастер и Маргарита”, о котором я упомянула выше, очень сходен с героем Гете Фаустом. Воланд тоже одет во все черное. Он носит всегда трость с набалдашником в виде головы пуделя. Особое внимание привлекают глаза Воланда. Один – зеленый, а другой – как черная бездонная дыра. Воланд может появляться в разных обликах.

В самом начале он появляется в образе иностранца в клетчатом костюме и всегда может принять облик то мага, то директора театра, только глаза его никогда не меняются. Воланд – это олицетворение злой силы, дьявола. Казалось бы, он должен приносить людям несчастье, творить зло. Но не совершает его. Одних людей он наказывает, например, Берлиоза, Алоизия Могарыча. Других же учит жизни, заставляет пересмотреть свои взгляды. В этом плане очень примечателен Иван Бездомный. Он долгое время заблуждался. Непонимание жизни и упорная вера в свое правильное суждение привели к тому, что он попал в психиатрическую больницу. Только здесь он с Мог встать на путь истинный. Другими главными героями являются Мастер и Маргарита. Мастер живет в подвале одного большого дома. Он пишет роман о Христе. Маргарита – жена богатого мужчины. Но она очень любит Мастера. Она согласна отказаться от дорогих платьев и украшений, от красивого дома, в котором живет, лишь бы быть всегда рядом с Мастером. Впоследствии Воланд поможет соединиться влюбленным. Но перед этим они пройдут тяжелые испытания. Именно роман Мастера как бы вплетается в роман самого Булгакова. Главные герои ершалаимских глав романа – это Иешуа (так назван Иисус Христос) и прокуратор Иудеи Понтий Пилат. Наиболее важный из них, на мой взгляд, Понтий Пилат. В нем живут все душевные муки человека. На суде Пилат понимает, что перед ним стоит необычный человек. Чем же был необычен Иешуа? (Кстати, нужно сказать, что у Булгакова Христос представлен обычным человеком, не так, как в Евангелии.) Иешуа необычен тем, что он всегда говорил только правду. Для него ложь была самым тяжким грехом, даже ложь во имя спасения самого себя. Пилат не смог изменить решение суда о смертной казни на кресте для Иешуа. Понтий Пилат предлагает солгать и тем самым спасти себя. Но, как мы понимаем, Иешуа не может этого сделать, он до конца верен себе. Для Пилата очень дорога власть, и он не желал ее потерять. Но после смерти Иешуа читатель может наблюдать, как страдает Пилат от того, что в самую важную минуту не смог перебороть себя и не спас не – винного человека. Для Понтия Пилата до самой смерти остается заветным желанием снова увидеть Иешуа и поговорить с ним о смысле жизни. Через главных героев писатель передает свои наиболее важные мысли. Булгаков пытается ответить на вопрос: что же такое смысл жизни и где он? На мой взгляд, писатель смог ответить на волнующую его проблему. Человек должен говорить всегда правду, и тогда душа его будет свободна и светла. Человек должен идти до конца и добиваться поставленной цели, даже если придется пройти через страдания. В конце пути ему воздастся за все мучения. Так, в романе обретают друг друга Мастер и Маргарита и остаются навсегда вместе. Они оба многое выстрадали, и Воланд вознаграждает их за верность друг другу. Для Мастера главным мучением была его книга, потом что рассудок настолько был затуманен, что он не смог окончить роман. А для Маргариты самым страшным мучением был бал Сатаны. Здесь показано все то плохое, на что способен человек: убийство, воровство, ложь, прелюбодеяние и многое другое. Читается роман легко. Язык у Михаил Булгакова необычайно красив и прост. Нет иностранных слов. Единственное, чем “замусорен” роман, так это новыми словами, которые создала советская власть, например МАССОЛИТ, или различными надписями на дверях того же самого МАССОЛИТа: “Полнообъемные творческие отпуска от двух недель (рассказ-новелла) до одного года (роман, трилогия)…” “Мастер и Маргарита” – сложное произведение. Рядом существуют прокуратор Иудеи и суетливые, приспосабливающиеся московские граждане. “Мастер и Маргарита” является лирико-философской поэмой в прозе о любви и нравственном долге, о бесчеловечности зла, об истинном творчестве, которое всегда преодоление бесчеловечности, всегда порыв к свету и добру. “Мастер и Маргарита” – это роман, о котором можно говорить всегда и каждый раз можно увидеть что-то новое. Это произведение, на мой взгляд, останется актуальным во все времена, так как проблемы, поднятые в нем, волнуют людей всех поколений.

rus-lit.com