Как школа стала школой: история создания единых стандартов образования. Школа когда появилась


Когда и как появились первые школы

24.04.2017 15:41 1815

школы, первые, появились, когда

 

Когда и как появились первые школы.

 

Школа имеет для человека очень большое значение, потому что именно в школьные годы мы получаем большинство знаний, которые используем потом на протяжении всей жизни.

Когда же появились первые в истории человечества школы и какими они тогда были? Для ответа на этот вопрос нам с вами нужно заглянуть в историю.

Первые упоминания о школах связаны с историей Древнего Востока, а точнее с народом называемым шумерами. О его существовании обществу стало известно лишь в  XIX (19) веке. К тому времени шумеры как народ уже давным-давно исчезли. 

Жил этот высококультурный для своего времени народ в низовьях таких рек, как Тигр и Евфрат. Шумеры знали и умели очень многое из того, что известно современному человеку - они пряли, занимались ткачеством, выковывали различные орудия труда из меди и бронзы, а также знали гончарное искусство и много чего еще. 

Еще за 3 тысячи лет до нашей эры, шумерский народ уже имел свою собственную письменность. Кроме того, им были знакомы основные правила алгебры - более сложного раздела математики.

Более того, у шумеров имелись даже школы, которые тогда назывались «домами табличек», потому что их ученики для занятий использовали глиняные таблички- на них писали, по ним читали и вообще учились. Скорее всего, именно эти учебные заведения и можно назвать самыми первыми школами в истории человечества.

Руководил такой школой уммиа, это примерно как сейчас директор. У него также было несколько подручных: учителя, помощник наставника - именовавшийся «старшим братом», а также человек, обязанностью которого было следить за дисциплиной. А надо сказать,что порядки в шумерскихшколах были очень строгие.

По названию самой школы, ее учеников называли «дети дома табличек». Отучившись, они получали должность писца.

Во времена Средневековья (период примерно с 5-го по 15-16 век нашей эры), самыми первыми учебными заведениями являлись школы находящиеся при монастырях и церковных приходах.

Посещать такую школу имели возможность только дети из богатых семей, поскольку обучение в них было платным. Все занятия здесь проводились на латинском языке. Детей обучали чтению, письму, простейшему счету, а также основам христианской религии и церковному пению. 

С XI (11) века стали появляться первые светские учебные заведения.То есть такие, в которых главным было изучение различных наук, а не только предметов связанных с религией.

В средневековой школе обучение делилась на два уровня, которые назывались ступенями. Во время обучения на первой ступени (она называлась тривиум) учащиеся изучали грамматику, риторику и логику.

В том случае, если учащийся добивался успехов в обучении, он переходил на следующую ступень (квадривиум), где преподавались арифметика, геометрия, астрономию, а также музыка. Полный курс обучения длился немного больше, чем в современной школе - от 12 до 13 лет.

А спустя еще два столетия самые крупные в Европе церковные и светские школы начали превращать в университеты. 

 

Что касается возникновения школ в Древней Руси, то они здесь появились еще до татаро-монгольского нашествия. Еще в 988 году от Рождества Христова, после принятия Киевской Руси христианства, Великий киевский князь Владимир приказал отдавать «на книжное учение» детей «лучших людей», то есть опять же знатных и богатых. 

Брат князя, Ярослав Мудрый оснавалв Великом Новгороде школу для детей старост ( государственных служащих) и духовных лиц. Обучение в ней велось на родном, то есть на старославянском языке.Ученики постигали науку чтения, письма, а также обучались основам христианской религии и счету (простейшим правилам математики). 

Существовали в Древней Руси и так называемые школы высшего типа.Это что-то вроде теперешних университетов. В них учащихся готовили к различной государственной и церковной деятельности. 

Помимо богословия в таких школах изучались философия, риторика, грамматика, а кроме того, учеников знакомили с научными трудами по истории, географии и естественным наукам.

В те далекие времена образование ценилось очень высоко. И в связи с этим в 1551 году было принято решение, о том, чтобы в доме каждого священика были созданы частные школы, для обучения детей грамоте. 

Как и в Европе, на Руси такие школы открывали при монастырях и церковных приходах. Преподавали в них конечно же священники, служившие в этих самых приходах и монастырях.

Но иногда учебные заведения содержали и светские люди.В этом случае учителями в них служили так называемые особые «мастера грамоты», которые получили образование за границей. 

Классы в таких школах были разнобойные, то есть в них могли одновременно учиться дети разных возрастов и разного уровня знаний - кто-то из них только начинал учить буквы, другие уже умели бегло читать, третьи и вовсе учились писать. Кроме изучения чтения и письма также преподавались нотная грамота и пение. 

Как и в Древней Греции, Египте и Риме, непременной частью обучения, в средневековой Руси, считались розги. Применялись они, как тогда говорилось , "для пущего усердия".

 

Получив в такой частной школе начальное образование, дети могли затем пополнять свои знания только читая книги, так как первое в России высшее учебное заведение,которым стала Славяно-греко-латинская академия, было открыто только в 1687 году.

 

В годы правления Петра Великого (с 1689 - по 1725) создание школ стало делом государственным. В одном из составленных царем планов было записано следующее: «Академии, школы, есть дело очень нужное для обучения народа». 

Традиция начинать учебный год именно первого сентября тоже уходит своими корнями в среднивековье. А все началось с того, что день 1 сентября в 1492 году был объвлен великим князем Иваном III первым днем нового года (Новолетием) и официальным церковно государственным праздником. 

Однако, стоит отметить, что тогда еще далеко не все учебные заведения начинали учебный год именно в этот день. Так было потому, что Российские гимназии подчинялись государству и строго соблюдали предписаные правила. В то время как частные учебные заведения начинали обучение тогда, когда это было удобно их содержателям.

С течением времени система образования менялась и школы естественно тоже. Теперь они такие, какими их знаете вы друзья. 

Labirint.ru - ваш проводник по лабиринту книг

yznavaika.ru

История появления первых школ. | История

Школы в древнем мире

Первые школы появились достаточно  давно. Первые школы были незаменимым атрибутом развития человеческой цивилизации. Древнейшая цивилизация — Древний Египет, то именно здесь появились первые школы древнего мира.

Школьная традиция в древнем Египте  формировалась  на протяжении нескольких тысяч лет. Учиться в  древнем Египте могли не все, а только благородные  юноши. Это прежде всего дети фараона,  жрецов и высокопоставленных чиновников. Школьной формы  ещё не появилось.Вместо тетрадей школьники древнего Египта использовали папирус, именно на нём они делали записи и пометки. При поступлении в школу  и её окончании школьники сдавали экзамены, это напоминает наше время.  Очень важным атрибутом обучения в Египте являлось посвящение  в  религиозные мистерии школьников. Вероятно в первую очередь в школе обучали только им, особенно на раннем этапе. Об этом многие учёные утверждают в связи с тем, что все школы в древнем Египте находились при храмах.

Затем от древнего Египта перенесёмся в древний Восток — города Междуречья (Тигра и Евфрата). По данным учёных в каждом городе  Междуречья существовали школы, находились в своём большинстве  при храмах.  По-шумерски школа переводилась как «эдубба» – «дом табличек». Основное предназначение школы в Шумерском царстве — подготовка писцов. В процессе обучения в школе письму использовались в Шумере  глиняные таблички,  писали на которых ученики заостренной палочкой. По данным археологов,  школы были небольшими, обучалось письму в них около  20–30 учеников с одним учителем.  Учитель в таких школах создавал нужные таблички с текстом, дети их переписывали и учили наизусть, так происходило обучение письму. В крупных «эдуббах» (больших школах) было несколько учителей, дети в таких школах обучались также счёту и рисованию.

Школьной формы в Шумере не было, но дети одевались  как будущие писцы. Школьники всегда носили с собой несколько табличек и палочку, по этим атрибутам их всегда можно было отличить. К I тысячелетию до н. э. в Шумере складывается некий идеал образования, он включает в себя владение письмом на хорошем уровне, умение  составления документов, музыка и пение,  знание обрядов магии, основных сведений из биологии и географии, математические вычисления.

Из Египта и Междуречья школа как институт обучения детей переходит и в Грецию. Древние греки большое внимание уделяли образованию детей. Древние греки хотели воспитать человека интеллектуально и физически развитого в равной степени. По данным историков, в  V в. до н.э. среди свободных греков  не было неграмотных людей. В это же время в Греции обучение полностью переходит в школы, ранее оно происходило дома.

http://referat.nur.kz/

Первая известная школа  была создана  в древней Греции известным на весь мир  философом и ученым Пифагором. Она и была названа в его честь  – Пифагорейская школа.  Пифагор в юношеские годы много путешествовал  по миру в поисках  знаний, он  проходил обучение в одном из египетских храмов. Пифагор был усердным учеником, тянулся к знаниям. Все свои знания, полученные в Египте, он со временем перенёс  в Грецию и создал Пифагорейскую школу. Затем школы распространились по всей Греции.

vladhistory.com

Когда были открыты первые школы?

Когда была открыта первая школа, Вы узнаете из этой статьи.

Когда были открыты первые школы?

Подобие школы появилось еще в Древнем Египте, где обучали приближенных к фараону людей и детей.

Первая известная школа  была открыта  в древней Греции философом и ученым Пифагором и была названа в его честь  – Пифагорейская школа.  Пифагор много путешествовал  по миру в поисках  знаний, он  проходил обучение в одном из египетских храмов. Пифагор был усердным учеником, тянулся к знаниям. Все свои знания, полученные в Египте, он со временем перенёс  в Грецию и создал Пифагорейскую школу. Затем школы распространились по всей Греции

Когда были открыты первые школы на Руси?

С самого существования Древней Руси образование не играло нужной роли. Освоить науку позволялось только детям из богатых семей бояр и дворян. Считалось, что крестьянам она вовсе не нужна. Они должна заниматься обработкой не только своих земель, но и угодий хозяина. Но с периода крещения Руси ситуация в корне изменилась.

Историки считают, что на Руси первые школы были учреждены в городе Киеве в 988 году. Об этом говориться в летописи под названием «Повесть временных лет».  Зарождением образования мы обязаны князю Владимиру Святославовичу, который издал указ. Согласно ему всех детей в боярских и дворянских семьях отдавали в школы для обучения книжных дел. Тогда матери не понимали, почему у них забирали детей, воспринимая обучение как пытку, они оплакивали и прощались с детьми. Словно провожая их на войну.

Открытая усилиями князя Владимира школа имела название «Книжное учение». Она являла собой настоящее дворцовое учебное заведение. В школе училось 300 детей, разбитых на группы и каждая группа имела своего учителя.  Позже при храмах и монастырях также стали открываться подобные школы.

Термин «школа», как мы привыкли его понимать, на Руси появился в 1382 году. Он пришел от европейских традиций  и обозначал учебные заведения, в которых люди обучались ремеслам и получали специализированные знания.

В мае 1086 года на Руси появилось первое училище для девушек. Его основателем был князь Всеволод Ярославович. Анна Всеволодовна, его дочь, и обучалась в нем наукам и, одновременно, возглавляла заведение. С 1096 года подобные школы начали открываться на всей территории Руси.

Первые школы появились в таких городах —  Владимир, Муром и Полоцк. С XV века школы при храмах и монастырях перестают открываться. Натомись  стали появляться частные школы, которые назывались «мастера грамоты».

Надеемся, что из этой статьи Вы узнали, когда были открыты первые школы. 

kratkoe.com

Посвящается 1 сентября: как появились первые школы и как отмечают Первый звонок в разных странах

Когда возникли первые школы в России и в мире, чем они отличались от современных и как отмечают день знаний в разных странах.

Для большинства из нас школа — необходимый и обязательный этап жизни. За десять лет, которые дети проводят в стенах образовательного учреждения, они получают базовые знания не только по различным наукам. Школа — это еще и обучение искусству общения, понимание своей роли в обществе и искусство взаимодействия со сложным миром. Как развивалась школа от самых истоков в России и других странах мира и как принято отмечать День Знаний — в нашем материале.

Где и когда возникла первая школа

Наверняка прообраз школы возник в тот самый момент, когда человечество обнаружило, что детей обучать чему угодно проще в компании сверстников, а родители, в свою очередь, получают возможность хоть немного передохнуть от детских проказ или же поработать. Первые ростки образования взошли в странах Древнего Востока — Индии, Китае, Месопотамии и Египте, обучение было строго функциональным: жреческим, дворцовым или же военным.

Само слово “школа” возникло от греческого “сколе”, что в переводе означает всего-навсего “досуг”. Существовало два способа обучения детей — афинский и спартанский. Сам процесс образования афинской версии заключался в мирном и неспешном обмене философскими мыслями детей и умных взрослых с перерывами на обучение грамоте и гимнастические упражнения. Ученики Спарты больше внимания уделяли военно-физическому развитию, однако прекрасно умели читать и писать. Дети отбирались у родителей в семилетнем возрасте и воспитывались строгими менторами, а с 15 до 20 лет обязательным становилось еще умение громко и хорошо петь, не прекращая усиленных занятий спортом. Заметим, что именно суровые спартанцы прославились умением коротко и четко отвечать даже на самые хитроумные вопросы, особенно преуспели в этом жители Лаконии. Именно здесь таятся корни выражения “лаконичный стиль”. Педагогами же греки называли рабов, единственной функцией которых было провожать детей в школу и обратно.

Самым старым образовательным учреждением считается мусульманский университет Карауин, документы фиксируют его открытие в 859 году, однако так же достоверно известно и о том, что образование давалось в первых христианских монастырях, свидетельства этому до сих пор можно увидеть в коптских монастырях Египта, самый старый из которых начал свое существование как минимум в III веке нашей эры.

Да, образование девочек очень долго сводилось лишь к посвящению в тонкости ведения быта и ухода за младшими братьями и сестрами — исключение позволялось лишь для дочек знати и тех, кому была уготована жреческая карьера при некоторых древних культах.  В некоторых странах и в наше время ситуация не слишком поменялась.

Когда в России появились первые школы

Россия обязана появлению школ Владимиру-Красному Солнышку, крестившему Русь: сразу после этой глобальной акции правитель, видимо, решил, что новую веру эффективнее всего насаждать в молодые головы, посаженные чинно рядышком в большом количестве. Ярослав Мудрый в Новогородском княжестве сделал обязательным обучение грамоте для детей знати и духовных лиц.

Важность школы для государства в полной мере понял только реформатор Петр I: прорубив окно в Европу, он принялся за дело с поистине царским размахом. Посылал детей на обучение в соседние просвещенные страны, а в Россию выписывал иностранных преподавателей. Так, в 1700 году в Москве Петром была открыта Школа математических и навигацких наук, первое светское образовательное учреждение. Преподавательский состав был целиком из Англии и Голландии, тогдашних лидеров мореходного дела. Одновременно в школе учились около 500 учеников на полном казенном содержании с обязательной прогрессивной стипендией, однако побег из учебного заведения карался сурово: смертной казнью. Император лично курировал процесс образования, знал всех учеников, которые впоследствии заняли ключевые посты в динамично развивающемся государстве.

После Петра образование было весьма неоднородным: церковно-приходские школы, дававшие минимум знаний простым людям, духовные заведения при монастырях и, разумеется, знаменитый Царский Лицей для избранных. До 1918 года обучение было раздельным: объединение школы наделало немало шума и эта модель просуществовала четверть века, чтобы вновь разделиться в 1943 и окончательно вернуться к привычной нам модели совместных школ в 1954-55 гг.  Споры о необходимости обучать девочек и мальчиков раздельно то и дело возникают и сейчас: у модели существует множество сторонников и противников, аргументы и доводы каждой из сторон кажутся вполне логичными и разумными. С одной стороны, девочки и мальчики, например, действительно сильно отличаются эмоционально, что должно диктовать разный подход учителя к манере общения с классом. С другой стороны, после школы им предстоит жить в смешанном обществе, а социальные навыки закладываются именно в детском возрасте. Время покажет, в какую сторону эволюционирует модель школы, уже сейчас некоторые российские школы в порядке эксперимента вернули раздельное обучение.

1 сентября – День Знаний

За появление этой даты в наших календарях в качестве точки отсчета нового учебного года мы тоже должны поблагодарить Петра I. До царя-реформатора в этот день отмечалось наступление нового года: окончание сбора урожая считалось вполне веским поводом устроить грандиозный праздник, и эта практика считалась нормальной не только в России. Еще одна причина, по которой дети начинают учебу лишь в сентябре тоже привязана к земледельческим хлопотам: до относительно недавнего времени миллионы детей принимали самое активное участие в этом важном процессе, и сроки уборки урожая часто диктовали смещение начала учебного года. Окончательно дата стала обязательной только в 1930 году, до этого момента разные школы России начинали принимать учеников в разное время, что порядком всех путало.

Именно поэтому нет ничего удивительного, что эта же дата обозначает начало учебного года и во многих других странах, а в тех, где она смещена, это все равно привязано к возделыванию полей: например, австралийцы и латиноамериканцы отправляют детей на учебу 1 февраля, что в южном полушарии эквивалентно нашему 1 сентября.

Вместе с российскими детьми на праздничную линейку 1 сентября пойдут их сверстники почти во всех странах пост-советского пространства и Израиля. Великобритания, Канада и США совпадают с этой датой, если она приходится на первый вторник месяца, во всех остальных случаях привязка к дню недели оказывается сильнее числа. Греки учатся с 12 августа, шведы – с 15-го, а итальянцы с испанцами – с 1 октября.

В Индии, Японии и почему-то Норвегии школьники садятся за парты в апреле, в Сингапуре – в январе, в Таиланде и на Филиппинах – плавающие даты в апреле-мае.

Как принято отмечать День знаний в разных странах

В какую бы дату это ни происходило, это всегда праздник. Дети надевают праздничную одежду, школы украшаются цветами и воздушными шариками. Есть и очень трогательные традиции: например, в Австрии и Германии принято дарить детям «сахарные кульки», наполненные сладостями, а израильтяне сразу после «линейки» устраивают настоящий парад воздушных шаров, когда каждый ребенок пишет пожелание, прежде чем запустить шарик в небо. Комфортнее всех начинать учебу японским первоклашкам: нарядные и степенные, они обходят вместе с родителями и учителями украшенную школу, а затем еще неделю проводят дома, постепенно привыкая к новому для них статусу учеников.

В Чехии вместо торжественной линейки для первоклассников устраивают праздничный концерт с клоунами, а в Польше не принято дарить цветы на 1 сентября, вместо этого букеты вручаются учителям на 14 октября (День Учителя) в конце учебного года, в июне.

Школьники Камбоджи вместо привычных нам цветов несут с собой в первый учебный день в подарок учителю мыло, полотенце, или даже бытовые приборы, если школа престижная, а родители могут позволить себе такие подарки.

В Ирландии не проводится никаких особых торжеств, просто звенит звонок, и дети садятся за парты, зато учебный год никогда не начинается в понедельник: этот день ирландцами считается “Днем Духов”. А в Голландии все наоборот: именно понедельник считается самым удачным днем для начала занятий, детей ничему не учат в День Знаний, зато угощают мороженым от имени школы, то есть бесплатно.

Российские школьники тоже чаще всего не учатся в этот день, предпочитая общаться с одноклассниками, узнавая школьное расписание на год и, конечно же, радуясь новому учебному году. Мы поздравляем школьников, родителей и, конечно же, учителей с этим чудесным осенним праздником и желаем всяческих успехов в этом нелегком, но таком важном труде обучения.

 

kto-chto-gde.ru

История Школы В Мире

 

Вся история воспитания и обучения ведет свой отсчет с начала развития цивилизации на нашей планете. Практически во всех древних цивилизациях начало обучению и появлению школ дало возникновение письменности. Становление системы образования  можно рассмотреть на примере истории школы в древнем Египте. Еще в период  Древнего царства при дворце фараона стали появляться первые школы. Они создавались для обучения строителей, архитекторов, врачей и чиновников, к обучению подходили очень серьезно и, как правило, простые люди туда не попадали.

С дальнейшим развитием государства история возникновения школ получила свое продолжение, появились школы при храмах. Здесь обучали письму, эта профессия в те времена пользовалась большим спросом. Позднее при крупных государственных учреждениях появились школы, где в основном обучали мальчиков в возрасте от 7 до 16 лет. Основные предметы для обучения были грамота, письмо и счет. Для письма ученики использовали тонкую тростниковую палочку и черную краску, а новую строку начинали красной краской. Отсюда происходит название «красная строка». Свою тренировку в письме дети производили на полированных пластинах известняка, так как писать на папирусе было слишком дорого. Пластинки делали разграфленными в линейку или в клетку в зависимости от предмета обучения. История школы до сих пор сохранила тетради в линейку и в клетку.

Если ученик уже в совершенстве овладевал навыками письма, то ему разрешалось писать на небольшом свитке папируса. Для написания специально подбирались тексты, содержание которых помогало дальнейшему обучению будущих специалистов (это были наставления, гимны и религиозные тексты). История развития школы в древнем Египте говорит о том, что в те времена большое внимание уделялось созданию библиотек, в них собирались и хранились древние тексты. При археологических раскопках находили тетради с решением разных практических задач, например расчет количества рабочих для строительных работ, определение необходимой площади посевов и другие. Будущим чиновникам в Египте давали задания по заучиванию религиозных текстов, на более высоких ступенях образования усиленно изучались практические науки.

История школы в Египте свидетельствует о том, что кроме основных предметов, ученики занимались плаванием, гимнастическими упражнениями, изучали хорошие манеры. Высшая знать отдавала своих детей в военные школы. Ученики в школах при храмах изучали астрономию и медицину, но особое внимание уделялось религиозному образованию. Подобный путь развития, как показывает история возникновения школ, прошло обучение и в других древних цивилизациях. Есть много фактов, свидетельствующих о занятиях с учениками в Вавилонской цивилизации, в древней Индии и Китае, а также в цивилизации индейцев майя и у ацтеков.

Продолжила свое развитие история школы уже в древнем Риме и Греции. Тогда школа совсем не напоминала современную. К учителю приходил один единственный ученик, и не было никаких школьных зданий. В дальнейшем греческие философы и ораторы стали брать на обучение уже по несколько учеников, чтобы читать им лекции о различных умных вещах. Кстати, слово «школа» переводится с греческого языка, как «досуг». Интересно, не правда ли?  Всем известный философ Платон создал свою небольшую школу, которую назвал академией. Так с течением времени проходила история школы и она, наконец, стала такой, какой мы ее сейчас знаем. В древней Руси слово «школа» стало употребляться, начиная с XIV века, хотя уже в XI веке существовала школа при дворце князя Владимира в Киеве, а в 1030 году Ярослав Мудрый основал школу в Новгороде. В систему образования включались античные семь свободных искусств: три основных (грамматика, диалектика и риторика) и вспомогательные (арифметика и геометрия, астрономия и музыка). Сначала преподавание вели византийские, а затем уже отечественные ученые.

 

fb.ru

Кто придумал школу?

кто придумал школу

Наверное, многих людей волнует вполне несложный вопрос, кто придумал школу. Таким вопросом зачастую задаются дети, которые по незнанию определенных предметов начинают злиться на учителей, заставляющих писать контрольные работы, диктанты, сочинения и т.д. А потом экзамены… О, это для некоторых невыносимо сложный процесс.

Появление первых школ было обусловлено потребностью государства в грамотных людях. Развитие образовательной сферы давало толчок к развитию, как государства, так и самого общества в целом. Впервые упоминания об учебных заведениях появились в таких странах как: Древний Египет, Древняя Греция, Древний Рим, а также Месопотамия. До возникновения первых школ известно, что обучение происходило либо в домашних условиях, либо совсем отсутствовало. Что касается учебных дисциплин, которые присутствовали в выше указанных заведениях, то они имели некоторые различия в зависимости от государства, где происходило обучение. Например, большое внимание в Древней Греции уделялось таким направлениям воспитания как интеллектуальное и физическое. В то же время в Древнем Египте образование большей частью сводилось к обучению письменности.

Имя того, кто придумал школу и был основателем школьного образования в Древнем Египте и других странах востока на данном этапе неизвестно. Но следует указать, что у первоистоков школьного образования в Древней Греции стоят Платон и Аристотель.

Кто придумал школу и зачем?

Развитием общества в целом, а также отдельных ее стран и городов обусловлено появление социальных институтов, которые в дальнейшем имели название школ. Обществу необходимо было наличие образованных, квалифицированных, знающих людей, которые в будущем могли вывести ту или иную страну на более высокий уровень развития. Изначально не все дети могли посещать учебные заведения. Сначала лишь дети высокопоставленных чинов могли себе это позволить, но около ста лет назад была принят документ, зафиксированный Европейской конвенцией по правам человека, в котором говорилось, что все дети имеют право на получение образования.

В данный период времени известно, что основополагателем создания школы в современном виде был Ян Амось Коменский – он по праву заслужил звание создателя школы. Именно этот известный педагог и писатель ввел классно-урочную систему и довел школы до вида, который мы с вами сейчас имеем.

Создатель первой школы

Первые школы появились в античные времена в Древней Греции. Обучение, которое происходило в эти времена, имело мало сходств с нынешним методом. Изначально к учителю-философу приходил лишь один ученик, с которым велось обучение. И лишь позже детей стало больше и поэтому занятия начали проходить на площадке открытого типа. Это обучение проходило в форме дискуссий, и лишь изредка слушателям давались лекции. Такую форму обучения предложил Платон, назвав ее академией. Период посещения такой школы был приблизительно 3-4 года. Похожее учебное заведение предложил и другой кто придумал школу имягреческий философ Аристотель. Форма обучения была схожа, лишь название он дал иное - лицей.

Кто придумал школу в России?

Система школьного образования в России зародилась в 18 веке. Идеей введения такого новшества в стране является Петр Первый. Именно этому человеку принадлежит идея основания школ по всей территории России. Документально известно, что занятия начинались после того, как заканчивалась работа на полях, в октябре-ноябре месяце. Что касается гимназий, то они начали действовать в начале того же восемнадцатого столетия.

kak-bog.ru

Как школа стала школой: история создания единых стандартов образования

Все привыкли, что существуют утверждённые министерством образования программы, обязательные списки книг и конкретные темы, которые нужно пройти в каждом классе. Но единый образовательный стандарт появился по историческим меркам относительно недавно. Егор Сенников рассказывает, кто придумал стандарты и когда они появились в школе.

Рассылка «Мела»

Мы отправляем нашу интересную и очень полезную рассылку два раза в неделю: во вторник и пятницу

Разные учебные заведения с начальным образованием существовали и в Древней Руси, и в Средние века: школы грамоты, церковно-приходские и духовные школы, епархиальные училища. Нас больше интересует развитие школьного образования уже в Новое время — именно тогда появилась единообразная система начального и среднего школьного образования.

Первые опыты массового образования: от цифирных школ до гимназий

Петр I уделял много внимания созданию образовательных учреждений. Но образование скорее было дополнением к бурно развивавшимся армии и флоту. Так, например, в 1714 году был издан указ о создании цифирных школах при архиерейских домах и монастырях. В этих школах должны были учить грамоте и арифметике. А подчинялись эти школы Адмиралтейств-коллегии (отдельной коллегии по делам образования Петр не создал).

При Петре I был издан указ о создании цифирных школ / Фото: Wikimedia Commons

Несмотря на то что проект потенциально мог стать успешным, у всей этой системы были серьёзные недостатки. Цифирные школы не были популярны у населения — не только из-за принудительной учёбы, но и потому что многие посадские люди хотели, чтобы их дети изучали ремесло и торговлю, а не арифметику. Разным был и уровень образования в этих школах, потому что учителей, которых присылали из Академии морской гвардии, различались по уровню подготовки. Наконец, цифирные школы проигрывали по популярности среди духовенства: священники старались отдавать детей в духовные школы. А духовенство в те времена было одной из самых образованных групп населения в Российской империи. В конце 1720-х годов цифирные школы стали закрываться. Адмиралтейство хотело избавиться от них, но Святейший Синод не захотел объединения цифирных школ с духовными. В конце концов, система цифирных школ была отменена в 1744 году.

Здание Санкт-Петербургского адмиралтейства, где располагалась Адмиралтейств-коллегия, контролирующая цифирные школы / Фото: Wikimedia Commons

Тогда же в XVIII веке заложили фундамент будущей системы образовательных учреждений — гимназий. Первая гимназия была открыта в Москве в 1701 году пастором Эрнстом Глюком. Но после его смерти в 1705 году она быстро потеряла актуальность и была закрыта уже в 1715 году. Следующая гимназия открылась почти десять лет спустя, в 1726 году, известная Академическая гимназия при Академии наук. Первый её инспектор и организатор Готлиб Байер пытался привести программу в гимназии в соответствии с теми уставами и программами, которые были распространены в германских гимназиях того времени. В написанном позднее уставе, кроме латинского языка, было предписано преподавать греческий язык, римскую поэзию, риторику и логику. Но развиваться академии было непросто: сказывался и недостаток учеников, и дефицит преподавателей, которые могли учить на русском языке. Академическая гимназия просуществовала до начала XIX века.

Здание гимназии, открытой Эрнстом Глюком

В середине XVIII века были открыты две новых гимназии: сначала Московская (1755 год), затем Казанская (1758 год). Московская гимназия находилась при Московском университете и была поделена на два отделения — для дворян и для разночинцев. Образовательная программа ориентировалась на европейские (прежде всего германские) стандарты гимназического образования, в неё входили предметы тривиума и квадривиума: грамматика, риторика, красноречие, арифметика, геометрия, география, философия и иностранные языки. Студенты учились либо за свой счёт, либо за казённый.

Здание Первой Казанской мужская гимназия / Фото: Wikimedia Commons

Школьная реформа Екатерины II: от хаоса к порядку и системе

В XVIII веке система школьного образования была разрозненной. Существовали разные типы образовательных учреждений (военные, духовные, светские), которые сильно отличались друг от друга и программами, и качеством учеников и преподавателей. Стандарты образования уже появлялись, но до создания единой системы было далеко.

Изменения в образовательной системе Российской империи произошли во время правления Екатерины II / Фото: Wikimedia Commons

Серьёзные перемены произошли в 1780-х годах, когда Екатерина начала школьную реформу. В те годы появилась Комиссия об учреждении народных училищ, которая спустя 20 лет стала частью новоучрежденного Министерства народного просвещения. В результате реформы учредили главные народные училища с четырьмя классами (в столице каждой губернии) и малые народные училища с двумя классами (в уездных городах или в больших губернских, где одного главного училища было недостаточно). На учёбу брали детей всех сословий кроме крепостных крестьян. Образование было бесплатным, а малоимущим даже за казённый счёт выдавались учебники и тетради.

Самое важное — в новой системе были единообразные образовательные планы, утверждённые для училищ. Подчинялись училища одному институту — приказу общественного призрения, который следил за преподаванием и за тем, чтобы система оставалось целой и спокойной.

Земская школа в Вятской губернии, которая относилась к начальным народным училищам, 1890-е годы / Фото: Wikimedia Commons

Идеологом реформы образования была императрица Екатерина II и Иван Иванович Бецкой, но конкретную форму ей придал иностранный специалист — Федор (Теодор) Иванович Янкович, серб по происхождению. О нём Екатерина узнала от австрийского императора Иосифа II, с которым встретилась в Могилёве в 1780 году. До этого Янкович успешно провёл школьную реформу в Австрийской империи и за это получил дворянство. В России Фёдор Иванович руководил системой образования до начала XIX века и вышел в отставку уже при Александре I. Благодаря ему в России к концу XVIII века удалось сформировать целую сеть учебных заведений, в которую входило примерно 550 училищ с 60-70 тысячами учеников ежегодно.

Фёдор Иванович Янкович / Фото: Wikimedia Commons

Первый чёткий образовательный план и единый список учебников

Система не стояла на месте. Уже в самом начале царствования Александра I начались новые школьные реформы. В 1820 году появилось Министерство народного просвещения, власть которого расширилась и на высшие учебные заведения, и на Академию Наук. С 1803 года главные народные училища стали преобразовываться в гимназии. Руководил этим процессом Николай Иванович Фусс, русский математик (по рождению швейцарец), который ориентировался на французские лицеи и делал упор на классическое образование: гуманитарные науки были в приоритете, в отличие о точных и естественных. Составленный им образовательный план выглядел так:

«А. Математика — один старший учитель, 18 ур. (I кл. — алгебра, геометрия и плоская тригонометрия; II кл. — окончание чистой математики и начало прикладной, и III кл. — прикладная матем. и опытная физика).

Б. История, география и статистика — один старший учитель, 18 ур. (I кл. — древняя история и география, мифология и древности; II кл. — история и география новые и в частности история и география отечественные; III кл. — общая статистика и IV кл. — статистика Российской империи).

В. Философия, изящные науки и политическая экономия — один старший учитель, 20 ур. (I кл. — логика и всеобщая грамматика, II кл. — психология и нравоучение; III кл. — эстетика и риторика, и IV кл. — право естественное, право народное и политическая экономия).

Г. Естественная история, технология и коммерческие науки — один старший учитель, 16 ур. (III кл. — естественная история, приноровлённая к сельскому и лесному хозяйству, и IV кл. — естественная история в более широких размерах, технология и наука о торговле).

Д. Латинский язык — 16 ур. (I кл. — грамматика, II кл. — чтение более лёгких прозаических писателей и III кл. — поэтов; во II кл. 1 час посвящался на переводы с русского яз. на латинский, а в III кл. — на обучение «в составлении лат. стихов»).

Е. Языки: немецкий и французский — по 16 ур. во всех 4-х кл. (I кл. — грамматика, II кл. — переводы с языков, III кл. — объяснение прозаических писателей и переводы на отечественный яз. и IV кл. — чтение поэтов и стихотворство).

Ж. Рисование — 4 ур. Обязательных уроков в каждом классе было 32.

Г. Могли также, если позволяли средства, «иметь учителей танцования, музыки и гимнастики», и «с позволения высшего начальства умножить число учебных предметов и учителей».

Тогда же был создан единый лист учебных пособий. К 1805 году специальный комитет во главе с тем же Фуссом, а также учёным-естествоиспытателем Николаем Озерецковским и астрономом Степаном Румовским подготовил список учебников, рекомендованных для обучения гимназистов. Созданная при Александре I система гимназий стала основой образования на целый век: большинство русских математиков, химиков, инженеров, писателей, филологов, литературоведов XIX века окончили эти гимназии.

Николай Иванович Фусс

Следующую школьную реформу провели при Александре II: ей занимались министр народного просвещения Дмитрий Толстой и националист и медиамагнат Михаил Катков. С помощью реформы они хотели бороться с распространением революционного и нигилистического духа и собирались добиться с помощью корректирования гимназической программе. Толстой добился введения в учебные программы больших объёмов математики вместе со значительным усилением преподавания латинского и греческого языков в гимназиях, причём только воспитанникам классических гимназий было предоставлено право поступать в университет; бывшие реальные гимназии преобразованы в реальные училища. Таким образом, русский классицизм в образовании стремился к созданию очень дисциплинированных, глубоко образованных людей, но достаточно сухих и искушённых в точных науках.

Дмитрий Толстой и Михаил Катков / Фото: Wikimedia Commons

Земские школы как основа массового образования

На стандартизацию школьного образования особенно сильно повлияли земские школы. Они появились после земской реформы 1864 года, когда появились земства — институты местного самоуправления. Земства финансировали земства, а образование было одной из самых важных проблем, которые решали земства (и самой большой статьёй их расходов).

В земских школах учились три года (в начале XX века стали появляться и четырёхлетние земские школы), чаще всего дети от 8 до 12 лет. Согласно Положению 1874 года, в обязательной программе были чтение, письмо, первые четыре действия арифметики и Закон Божий (при этом последний занимал небольшое место от общего объёма программы).

Урок в земской школе / Фото: Wikimedia Commons

Позднее программа обучения в земских школах расширялась, в неё вошли простейшие курсы по истории, географии и природоведению. Вообще, по качеству образования земские школы довольно сильно отличались друг от друга: разный уровень финансирования земств сказывался и на уровне грамотности в разных регионах даже одной и той же губернии. Однако именно эту систему земских школ в начале XX века правительство стало рассматривать как базис для создания всеобщего образования во всероссийских масштабах. Это повлияло на рост финансирования школ и количества земских училищ: с 38 тысяч в 1903 году до 80 тысяч в 1915 году.

Похвальный лист земской школы, 1905 год / Фото: Wikimedia Commons

Несмотря на то что в Российской империи смогли достичь успехов в создании высококачественной системы образования, сама эта система оставалась ограниченной из-за недостаточного охвата населения. По данным переписи 1897 года, лишь около 20% населения империи были грамотными. И хотя следующие 20 лет количество грамотных возрастало, их было намного меньше, чем в большинстве европейских стран.

Всеобщая грамотность и обязательное среднее образование

Задачу о создании массового и стандартного школьного образования решали уже после революции 1917 года. Советская власть считала одной из своих главных задач в образовании — борьбу с безграмотностью. Координирование этой борьбы было возложено на Государственную комиссию по народному просвещению, председателем которой стал Луначарский. Но не стоит думать, что все изменилось в один час, сразу после издания первых декретов. Во-первых, в системе начального школьного образования продолжали работать те же люди, что и до революции (профессия народного учителя в земской школе была одной из самых массовых и до революции, равно и как самой массовой интеллигентной профессией). Во-вторых, процесс создания единой школы шёл туго. В-третьих, было немало заимствовано из дореволюционного опыта, в том числе некоторые учебные пособия.

Первый нарком просвещения РСФСР Анатолий Васильевич Луначарский / Фото: Wikimedia Commons

На 1920-е годы пришлось много реформ и экспериментов в образовании. И о создании стандарта советской школы в то время говорить не приходится. Шли затяжные баталии о будущем школы, сравнивались разные подходы, выбрасывались из школьного предмета целые курсы (например, с 1923 по 1932 годы не преподавали историю) и практиковались абсолютно разные методы преподавания в школе.

Несмотря на то что «Декрет о Единой трудовой школе», который отменял все ранее существовавшие типы учебных заведений, был опубликован ещё в октябре 1918 года, по-настоящему единообразным преподаванием не было. Главными реформаторами школьной системы была Надежда Крупская, вдова Ленина, и педагог и психолог Павел Блонский. Только после окончания бурных 1920-х, после прекращения хаотической внутрипартийной борьбы и эпохи разнообразных экспериментов, в СССР начал формироваться единый образовательный стандарт. Власти поняли, что эксперименты 1920-х оказались не очень эффективными. Базовым институтом начального и среднего школьного образования стала семилетняя школа. Хотя и сохранялась градация: школа первой ступени (4 года) и второй ступени (9 лет обучения). Школа понималась не как исключительно образовательное учреждение, но и как инструмент идеологической обработки молодёжи. Школа должна была стать не только учителем, но и агитатором, прививать любовь к труду и трудовой дисциплине.

Конец экспериментов

К 1933 году были окончательно сформированы единые программы и написаны учебники по математике, физике, химии, зоологии, географии, истории, обществоведению, литературе. Конспекты и черновики этих учебников обсуждали на Политбюро, а Сталин лично вносил правки в пособия. 1930-е годы стали периодом жёсткой регламентации и введения новых правил работы в советской школе — именно в те годы окончательно закрепился тот тип урока, который существует и по сей день — с ведущей ролью учителя, чёткими правилами и методиками преподавания.

Созданная тогда система с небольшими изменениями просуществовала до конца 1980-х. В 1940-х годах, во время Великой Отечественной войны, были приняты важные дополнительные правила, касающиеся школ, — об учёбе с 7 лет, о введении пятибалльной системы оценок успеваемости и поведения учащихся, о выпускных экзаменах по окончании начальной и средней школы, о награждении золотыми и серебряными медалями за успешное окончание школы. После войны было принято стратегическое решение об увеличении срока обучения в школе с 7 лет до 8.

Свидетельство Министерства Просвещения РСФСР об окончании семилетки, 1947 год / Фото: Wikimedia Commons

Тот же курс продолжался в 1960-1970-х годах: всё больше было 10-летних школ, а государство взяло курс на обеспечение всеобщего среднего образования — положение об этом было даже включено в советскую Конституцию 1977 года, которая прямо гарантировало право советского гражданина на него. Там же было закреплено право на бесплатное образование любого уровня — это было важно, ведь, например, с 1940 по 1956 год школьное и высшее образование было платным. Тогда же, в середине 1970-х, стал увеличиваться объём точных и естественных наук в образовательном стандарте.

В середине 1980-х была попытка профессионализировать школы: школа становилась 11-летней, обучение начиналось с 6 лет, 10 и 11 класс должны были быть посвящены профессиональному трудовому образованию по самым массовым профессиям конкретного региона. Но такая система просуществовала недолго и уже к концу 1980-х признана нецелесообразной.

Современные стандарты образования

Распад Советского Союза, с одной стороны, сильно либерализировал сферу школьного образования, с другой стороны — внёс долю хаоса в ту систему, которая сложилась в советское время. У этого процесса были и положительные, и отрицательные стороны.

Конечно, 1990-е были временем образовательных экспериментов и создания совершенно разного типа школ, но при этом вновь начался поиск удобного и полного образовательного стандарта. Несмотря на то что образовательные стандарты разрабатывались и существовали ещё с начала 90-х годов, только в 2009 году появились стандарты нового поколения — федеральные государственные (ФГОС).

Федеральные государственные образовательные стандарты нового поколения появились в 2009 году / Фото: mos.ru

Школа — это очень живое явление, которое постоянно находится в движении и поиске лучшего способа передачи знания и воспитания новых поколений. За последние 300 лет российская школа прошла большой путь в направлении стандартизации и систематизации образования, добившись многих успехов. Но процесс улучшения качества образования и внедрения новых эффективных методик не закончен и не закончится, наверное, никогда.

mel.fm