4 Вопрос: Государственно-правовые признаки России как федеративного государства. Российского государства признаки


Основные конституционные черты Российского государства.

Количество просмотров публикации Основные конституционные черты Российского государства. - 2256

Сущность и признаки государства, его определœение.

Сущность как философская категория означает главное, основное, крайне важно е в том или ином явлении. Следовательно, сущность государства есть то наиболее характерное, значимое в нём, что определяет его содержание, социальное назначение и функционирование.

Сущность государства – состоит в обеспечении и защите прав и свобод человека и гражданина.

Государство –это особая суверенная организация публичной власти, официально представляющая и охватывающая всё общество (народ, нации, классы) в пределах определённой территории и располагающая специальным аппаратом управления и принуждения.

Признаки государства.

1. Публичная политическая власть.Публичной она принято называть потому, что, не совпадая с обществом, выступает от его имени, от имени всœего народа. Публичная власть, делая свои велœения всœеобщими, охватывает населœение страны, осуществляет защиту общества в целом и каждого человека в отдельности. Политическую публичную власть отличают также универсальность, ᴛ.ᴇ. способность решать любые вопросы, затрагивающие общие интересы государства.

2. Государственный аппарат.Публичная политическая власть есть особая организация, состоящая из совокупности государственных органов, которые наделœены полномочиями управления (в соответствии со своей компетенцией) и осуществлять принуждение, когда в том возникает крайне важно сть.

3. Делœение населœения по территории.В процессе возникновения государства кровно-родственные связи, сложившиеся в предшествующий период, утрачивают своё значение. Οʜᴎ уступают место территориальным связям (по месту жительства). Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, жители в политическом отношении становятся тесно связанными с территорией, на которой они проживают. Переход к территориальному принципу делœения населœения вызывает крайне важно сть создания систем центрального и местного управления, образование государственного аппарата͵ осуществляющего данный вид деятельности, и, что самое главное, - системы административно-территориального делœения государства.

Государство имеет строго локализованную территорию, на которую распространяется его суверенная власть, а населœение, на ней проживающее, превращается в подданных или граждан государства. Возникают, таким образом, пространственные пределы государства, в которых появляется новый правовой институт -–подданство или гражданство.

4. Государству принадлежит суверенитет.Под которым принято понимать его верховенство внутри страны и его независимость от власти какого-либо иностранного государства. Суверенитет означает право государства самостоятельно определять свою внутреннюю и внешнюю политику.

5. Важнейшим средством осуществления государственной власти выступает право.Выполняя стоящие перед ним задачи, государство обладает правом издания нормативно-правовых актом, которые распространяются на всё населœение и на всю территорию. Государство, как и его органы и учреждения, в своей организации и деятельности связаны правом, обязаны строго следовать правовым предписаниям. В то же время право является основным и решающим средством выражения и реализации властных велœений государства.

5. Налоги, сборы, государственные пошлины.Государство вправе устанавливать налоги, сборы и государственные пошлины, с помощью которых формируется бюджет государства, который необходим для функционирования государства (выполнение функций, целœей, задач).

6. Государство обладает символикой: названием, флагом, гербом и гимном.

Статья 1 Конституции РФ устанавливает, Российская Федерация есть демократическое, федеративное, правовое государство с республиканской формой правления. Статья 7 Конституции РФ характеризует государство также как социальное, а статья 14 Конституции РФ – как светское.

1. Российская Федерация – демократическое государство.Важнейшие признаки демократического государства: 1)реальная представительная демократия; 2) обеспечение прав и свобод человека и гражданина. В Российской Федерации представительная демократия обеспечивается выборностью Государственной Думы и конституционно обусловлены формирование Совета Федерации, а также законодательных и представительных учреждений субъектов Федерации и органов местного самоуправления. Конституция РФ закрепила всœе известные мировой практике права и свободы человека и гражданина.

2. Российская Федерация – федеративное государство.Конституция закрепила Федерацию, состоящую из 89 равноправных субъектов, из которых 21 – республики, 1 – автономная область, 10 – автономные округа, 6 – края, 2- города федерального значения, 49 – области. Основы конституционного строя в области государственного устройства, сформулированные в ст. 5 Конституции, следующие: 1) Российская Федерация состоит из республик, краёв, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов – равноправных субъектов Федерации; 2) республики имеют свою конституцию и законодательство, а другие субъекты – устав и законодательство; 3) федеративное устройство основано на государственной целостности, единстве системы государственной власти, разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Федерации и её субъектов, равноправии и самоопределœении народов в Российской Федерации; 4) во взаимоотношении с федеральными органами государственной власти всœе субъекты Федерации между собой равноправны.

3. Российская Федерация – правовое государство.1) В конституции закреплён высший приоритет прав и свобод человека и гражданина – ст. 2 – человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства; 2) независимость суда,как главного механизма гарантий прав и свобод, прямо закреплена в ст. 120 Конституции; 3) в Конституции РФ закрепляется принцип верховенства Конституции.Устанавливается (ст. 15), что Конституция РФ имеет высшую юридическую силу, а законы и иные правовые акты не должны ей противоречить; в Конституции закреплён приоритет международного права(ч. 4 ст. 15) – во-первых, безусловно признаётся, что общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ являются составной частью её правовой системы, а во-вторых, в случае расхождения правил закона и международного договора России приоритет отдаётся правилам международного договора.

4. Российская Федерация – социальное государство.В Конституции РФ социальное государство характеризуется как государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь (ст. 7). В ч. 2 ст. 7 даётся некоторая расшифровка обязанностей государства: 1) охрана труда и здоровья людей; 2) установление гарантированного минимального размера оплаты труда; 3) обеспечение государственной поддержки семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых людей; 4) развитие системы социальных служб; 5) установление государственных пенсий, пособий; 6) иные гарантии социальной защиты.

5. Российская Федерация – светское государство.Давая такую характеристику Российскому государству, Конституция (ст. 14) раскрывает её в следующих положениях: 1) никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной; 2) религиозные объединœения отделœены от государства и равны перед законом.

6. Республиканская форма правления.Российская Федерация провозглашена республикой, что означает выборность главы государства.

referatwork.ru

По национальному признаку:

  1. Национально-территориальная (НТА)

НТА предполагает осуществление режима автономии в рамках специально создаваемых национально-территориальных образований.

Примеры: Автономные районы в Китае, Национальные районы в России

  1. Национально-культурная (НКА)

НКА предполагает образование этническими группами, проживающими в инонациональной среде, различных национально-культурных обществ, землячеств, этнокультурных центров с введением образования на родном языке, стимулированием развития национальной культуры, языка, религии, обычаев, традиций и т.д. В свердловской области функционируют национально-культурные автономии татар, башкир, грузин, немцев, азербайджанцев, чеченцев, евреев.

Российский федерализм.

План лекции:

  1. КПС Российского государства,

  2. Особенности России как федерации

  3. Распределение компетенции в РФ. Анализ решения КС РФ по «калининградскому», «мордовскому», «алтайскому» и «читинскому» делам.

  4. Правовое регулирование федеративных отношений в РФ

  5. Государственные символы в РФ

  6. Институт федерального вмешательства в дела субъектов РФ. Анализ решения КС РФ по «читинскому делу».

Кокотов. Русская нация российская государственность. Саликов, Умнова.

Кпс рф.

Из темы «Основы конституционного строя». Нас интересуют две характеристики государства:

Признаки России как суверенного государства

  1. Россия является носителем государственного суверенитета, что закрепляется конституционно. Суверенитет – это внутренне присущее государству свойство, выражающееся в его независимости и самостоятельности при решении всех вопросов внутри государства и во взаимоотношениях с другим государствами.

Государство суверенно, когда оно таковое фактически и юридически.

  1. Россия имеет собственную Конституцию, которую самостоятельно разрабатывает, принимает и ни с каким государством вовне не согласовывает.

  2. Россия имеет свои ОГВ, распространяющие свою юрисдикцию на всю территорию страны.

  3. Россия имеет своё законодательство, которое действует на территории всего государства.

  4. Россия имеет собственную компетенцию. А также компетенцию компетенции (право определять компетенцию субъектов).

  5. Россия имеет собственное гражданство.

  6. Россия располагает собственными Вооруженными Силами.

  7. Россия имеет свою территорию, которая целостна и неотчуждаема.

  8. Россия является субъектом международного права. Она самостоятельно заключает, ратифицирует и денонсирует международные договоры с иностранными государствами и международными организациями.

  9. Россия имеет свою единую денежную систему, действующую на территории всего государства. Введение и эмиссия других денег в России не допускается.

  10. Россия имеет символы государственного суверенитета или государственные символы.

  11. Россия имеет свою столицу – город Москва.

  12. Россия имеет свой государственный язык.

Признаки России как федеративного государства:

  1. Название государства свидетельствует о федеративной ФГУ.

  2. В состав РФ входят субъекты, а не административно-территориальные единицы, что закрепляется конституционно (ст. 65).

  3. Территория РФ состоит из территорий субъектов РФ (ст. 67)

  4. В России функционируют федеральная Конституция и региональные конституции (уставы), федеральная и региональная системы законодательства.

  5. В России функционируют федеральная и региональная системы ОГВ.

  6. Парламент РФ – Федеральное Собрание – состоит из двух палат: Совета Федерации и Государственной Думы. СФ формируется из представителей субъектов и выражают их интересы.

  7. Компетенция в РФ распределяется между федеральным центром и субъектами РФ.

studfiles.net

Государственно-правовые признаки России как федеративного государства

Российская Федерация – это федеративное государство, созданное по воле ее многонационального народа. Ее правовой статус определяется Конституцией РФ, Декларацией о государственном суверенитете РСФСР от 12 июня 1990 г., Федеративным договором от 31 марта 1992 г. Конституционно-правовой статус РФ характеризуется рядом важнейших признаков, которые в совокупности обеспечивают суверенитет, территориальную целостность, защиту прав и свобод человека и гражданина. Рассмотрим эти признаки. 1. РФ является суверенным государством, самостоятельно и независимо осуществляющим свои внутренние и внешние функции. Суверенитет государства – это свойство государства самостоятельно и независимо от власти других государств осуществлять свои функции на своей территории и за ее пределами, в международном общении. Принято выделять три главных свойства суверенитета: верховенство, единство и независимость государственной власти. Верховенство государственной власти выражается в том, что она определяет весь строй правовых отношений в государстве, устанавливает общий правопорядок, правоспособность, права и обязанности государственных органов, общественных объединений, должностных лиц и граждан. Ярким выражением верховенства государственной власти является верховенство на всей территории государства Конституции и других законов, издаваемых высшими органами государственной власти. Единство государственной власти проявляется в наличии единого органа или системы органов, составляющих высшую государственную власть, охватывающую все необходимые для осуществления функций государства полномочия. Независимость государственной власти означает самостоятельность государства в отношениях с другими государствами. Значительным шагом на пути обеспечения подлинного суверенитета РФ явилась Декларация «О государственном суверенитете РСФСР», принятая 12 июня 1990 г. первым съездом народных депутатов РСФСР. Декларация характеризует Россию как суверенное государство, созданное исторически объединившимися в нем народами. Впервые носителем суверенитета и источником государственной власти в России признается ее многонациональный народ и закрепляется его право непосредственно осуществлять государственную власть. Суверенитет России распространяется на всю ее целостную и неприкосновенную территорию (п. 3 ст. 4 Конституции РФ). Гарантом государственной целостности РФ является глава государства – Президент РФ (ч. 2 ст. 80 Конституции РФ). Таким образом, суверенитет РФ закрепляется в следующих трех положениях:

  • суверенитет РФ распространяется на всю территорию;

  • Конституция РФ и федеральные законы имеют верховенство на всей территории России;

  • РФ обеспечивает целостность и неприкосновенность всей территории.

2. Территория. В конституционном праве России есть понятия «территория РФ» и «территория субъекта Федерации». Отношение между ними самое простое: первая включает в себя территории своих субъектов. Однако Федерация не вправе по собственному усмотрению менять границы своих субъектов. Границы между ними могут быть изменены только с их взаимного согласия. Территория – это сухопутная часть, внутренние воды, территориальное море, воздушное пространство над территориями субъектов (ч. 1 ст. 67 Конституции РФ).

3. Важным признаком, элементом конституционно-правового статуса суверенного государства является наличие единого федерального гражданства, которое приобретается и прекращается в соответствии с Федеральным законом «О гражданстве РФ» от 31 мая 2002 г., является единым и равным независимо от оснований его приобретения.

4. Наличие единой системы государственной власти: Президента, Федерального Собрания, Правительства и судов РФ. Государственную власть в субъектах РФ осуществляют образуемые ими органы государственной власти в соответствии с основами конституционного строя РФ и общими принципами организации представительных и исполнительных органов государственной власти, установленных федеральным законом.

5. РФ имеет единую систему права. Единую систему права  образуют, главным образом, федеральные нормативные правовые акты, нормативные правовые акты субъектов Федерации, а также нормативные правовые акты органов местного самоуправления. Составной частью правовой системы РФ являются также общепризнанные принципы и нормы международного публичного права и международные договоры РФ. Ядром системы права РФ служит ее Конституция, имеющая высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории РФ. Законы и иные нормативные правовые акты, принимаемые в РФ, не должны противоречить Конституции РФ.

6. Россия имеет свою государственную федеральную собственность, денежную и кредитную систему, единое экономическое пространство. Ст. 8 Конституции РФ закрепляет существование государственной собственности и ее защиту наравне с иными формами собственности. В соответствии со ст. 74 Конституции РФ на территории России не допускается установление таможенных границ, пошлин, сборов и каких-либо препятствий для свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств, что является гарантией единого экономического пространства.

В соответствии со ст. 75 Конституции РФ денежной единицей в России является рубль. Денежная единица страны – это законодательно установленный в стране денежный знак, основной элемент денежной системы страны, служащий для измерения и выражения цен всех товаров и услуг. Эмиссия (выпуск) денежных средств осуществляется исключительно Центральным Банком России. 7. Наличие единых Вооруженных Сил, единой системы обеспечения обороны и безопасности государства. Для осуществления обороны и обеспечения безопасности государства созданы Вооруженные Силы и установлена воинская обязанность граждан РФ. 8. РФ обладает международной правосубъектностью. В соответствии со ст. 79 Конституции России РФ может участвовать в межгосударственных объединениях и передавать им часть полномочий в соответствии с международными договорами, если это не влечет ограничения прав и свобод человека и гражданина и не противоречит основам конституционного строя РФ. Россия заключает международные и межгосударственные договоры и соглашения с иностранными государствами. 9. Государственный язык.  В соответствии со ст. 68 Конституции РФ и ст. 1 ФЗ от 1 июня 2005 г. «О государственном языке РФ» государственным языком РФ является русский язык. 10. Как и любое суверенное государство, РФ имеет свои государственные символы: Государственный флаг, Государственный герб, Государственный гимн и столицу. Их описание и порядок официального использования устанавливаются федеральными конституционными законами от 25 декабря 2000 г. «О Государственном флаге РФ», «О Государственном Гебе РФ», «О Государственном гимне РФ». 11. Важнейшим элементом конституционно-правового статуса РФ является наличие и закрепление в Конституции РФ (ст. 71 и 72) предметов ведения РФ и предметов совместного ведения Федерации и ее субъектов.

studfiles.net

Понятие и признаки государства. Российская государственность. — Государство

Государство представляет собой сложное явление. С древних времен предпринимались попытки дать определение понятия «государство», однако до настоящего времени отсутствует общепринятое, общепризнанное представление о нем.

Нередко пытаются определить государство через его роль в жизни общества, а также выполняемые функции. С этих позиций подчеркивается назначение государства управлять делами общества, обеспечивать правопорядок и общественную безопасность. Л. Гумплович определял государство как естественно выросшую организацию господства, призванную поддерживать правопорядок. Это соответствует действительности, но не раскрывает всей полноты данного явления.

В современной отечественной юридической литературе понятие государства определяется через перечисление его признаков. Это общепринятый прием. В наборе данных признаков среди ученых практически нет серьезных разногласий.

Государство — это властно-политическая организация, обладающая суверенитетом специальным аппаратом управления и принуждения и устанавливающая правовой порядок на определённой территории.

Несмотря на разнообразие государств, существующих как ныне, так и в различные исторические эпохи, на разном уровне их развития, определенной самобытности и т. д., всем государствам присущи некоторые общие черты, признаки, свойства. Они позволяют идентифицировать государство, выделить его из других организаций общества.

К признакам государства принято относить:

1) наличие публичной политической власти, располагающей специальным аппаратом управления и принуждения;

2) территориальную организацию населения;

3) государственный суверенитет;

4) всеобъемлющий, общеобязательный характер актов государства;

5) наличие государственной казны, что связано с налогообложением и взиманием налогов и иных средств на содержание государственного аппарата и иные нужды государства. Названные признаки составляют политико-юридическую характеристику государства.

Иногда среди основных признаков государства указывают единый язык общения, наличие армии, а также единой системы обороны и внешней политики и др. Однако данные признаки нельзя отнести к важнейшим. Они скорее вспомогательные, дополнительные. Например, в Швейцарии, являющейся многоязычной страной, установлено полное равноправие всех используемых языков. Что касается армии, то она есть не во всех странах. Согласно Конституции Японии 1947 г. этому государству запрещено иметь армию. Нет армии и в Коста-Рике, а конституционной поправкой 1991 г. Панаме запрещено иметь армию «на вечные времена». Таким образом, отсутствие армии в этих странах не дает оснований для непризнания их государствами.

Нельзя отнести к признакам государства и единую систему обороны и внешней политики. Ряд государств, как известно, конституционно закрепил политику постоянного нейтралитета (например, Австрия). Кроме того, единая система обороны и внешней политики нередко создается в результате международно-правового объединения государств в различные сообщества.

В повседневной политической лексике и публицистике термин “государственность” часто используется как синоним понятия “государство”. С этим не согласны исследователи, профессионально занимающиеся проблемами российской государственности. Однако в зависимости от методологических ориентации термину “государственность” они приписывают разный смысл.

В рамках системного подхода государственность представляется “сложным государственным организмом”. Так, И. Исаев, говоря о российской государственности, речь ведет о ее “принципах, идеологии властвования, ее структурах и аппарате” (И. Исаев).

С реляционистской точки зрения российская государственность рассматривается как отношение между “верховной властью и союзом людей” (Л. Тихомиров).

При деятельностном подходе внимание акцентируется в одном случае на “практической деятельности государственных институтов” (С. Авакьян), в другом — на способах решения государством исторически сложившихся в развитии российского общества проблем (А. Венгеров).

Все эти представления в той или иной мере вписываются в понятие государственности как определенной “государственно организованной формы общества” на разных этапах развития России (А. Венгеров).

В зависимости от того, как понимается российская государственность, определяется и ее специфика. Одни исследователи усматривают специфику российской государственности в особенностях функционирования “государственного механизма” в России, во “взаимодействии в ее истории традиций и заимствований” (И. Исаев). Другие — в особенностях верховной власти в России как власти единоличной (ответственной), сильной (авторитетной), справедливой (нравственной), существующей для народа, но “служащей не народу, а Правде” (Л. Тихомиров). Третьи — в “двойных стандартах” оценки деятельности институтов власти; в политической нетерпимости; во взаимном неуважении властей; в нерегламентированности процедур властной деятельности; в слабой экономической обоснованности разработки правовых актов; в отсутствии уважения к праву; в особенностях российского самосознания (С. Авакьян).

Иногда специфику российской государственности усматривают в наличии в ее истории таких пяти перманентно обостряющихся вопросов, как крестьянский, национальный, геополитический, питейный, и модернизационный (А. Венгеров).

ifreestore.net

Территория как один из признаков Российского Государства

Введение.

§ 1. Признаки государства.

Признаки любой вещи являются свойствами данной вещи, образующими ее качественную, а не количественную сторону. Традиционно в юридической литературе чаще всего выделяют следующие признаки государства - публичная власть, административно-территориальная организация населения, суверенитет. Эти признаки нередко включаются и в содержание самих понятий или определений государства.

Публичная власть как признак раскрывает государство прежде всего как институциональную систему, совокупность институтов власти, государственный аппарат, государственные властные органы, правоохранительную систему, систему военных органов, карательные, репрессивные органы. Публичная власть включает в себя и специальный слой людей, т.е. государственных служащих, чиновников, которые на материально-финансовой основе осуществляют профессионально властную, управленческую, правотворческую, правосудную, военную, дипломатическую и иные виды деятельности.

Публичная власть особенно ярко показывает несовпадение, нетождественность государства и общества. При этом нисколько не снижается научная значимость понятия государства как политической формы, способа организации общества в целом. Именно данный признак фиксирует деление общества на властвующих и подвластных, управляющих и управляемых. Одновременно сохраняет свою научную и практическую значимость деление элементов структуры общества по имущественным, идеологическим, религиозным, половозрастным, национальным, классовым, сословным, групповым основаниям.

Деление общества в связи с публичной властью на властвующих и властных, управляющих и управляемых не следует рассматривать как недостаток, дефект, болезнь общества, от которых необходимо поскорее избавиться. Этот признак не подводит к тому, чтобы понимать государство только и исключительно как добро или зло. И теоретически, и практически он раскрывает, насколько сложным, неоднозначным, противоречивым и даже трагическим может быть соотношение государства и общества. Общество может испытывать доверие или недоверие к институтам публичной власти. Более того, отношение общества к власти может принять самые радикальные революционные формы. И этому история дает немало примеров. Другими словами, государство, публичная власть могут отделить себя, например, от церкви, но никогда не сумеют отделить себя от общества, человека даже в состоянии крайнего отчуждения от своей социальной основы.

Публичная власть как признак государства называется публичной по следующим основаниям. Во-первых, она является предметно-институциональным воплощением, реализацией объективных общественных потребностей в государстве. Во-вторых, она выступает и действует всегда (даже на официальном уровне - монарх, президент, парламент, правительство, суд, армия, даже в случаях ошибки) от имени общества, народа, нации. В-третьих, по своему назначению, целям, задачам, функциям она действует, призвана действовать в интересах общества. В-четвертых, она открыта и доступна обществу в той или иной форме (политические партии, избирательные системы, общественные организации, общественные движения вплоть до революционных выступлений, восстаний и др.).

Административно-территориальная организация населения как признак государства, прежде всего, раскрывает взаимосвязь таких понятий и реальностей, как власть, население (общество), территория. Данный признак показывает, что государство, каким бы оно ни было (большим или малым, сильным или слабым, развитым или слаборазвитым), всегда существует и функционирует в определенных территориально-пространственных и социальных (население, общество, нация, народ) границах. Поэтому нет мирового государства, мировой публичной власти (мирового правительства).

Для общества свойственны разнообразные, разносодержательные, равнозначимые отношения и связи - экономические, имущественные, религиозные, нравственные, психо-эмоциональные, ценностные, кровнородственные и др. Собственно, эти связи и отношения и делают общество обществом. Если же в обществе есть государство, то к данным отношениям с необходимостью добавляются властеотношения, государственные управленческие отношения, административно-территориальные связи. Данный признак (конечно, не только он) естественно и не случайно порождает такие институты и явления, как "гражданство", "гражданин", юрисдикция", "действие государства и его законов в пространстве и по кругу лиц". Государство наряду с иными видами социальных связей выполняет функцию своего рода политико-правовой скрепы общества, его формы, способа организации жизнедеятельности и существования общества.

Суверенитет как признак государства означает верховенство и независимость государства, государственной власти внутри и вне общества, на территории, на которой возникло, существует и действует данное государство, и по отношению к другим иностранным государствам. Как политико-правовое явление суверенитет свойствен государству в целом, но не отдельным его институтам, должностным лицам, представителям, - например, монарху, президенту, правительству, главе правительства, парламенту, депутату парламента, судье.

За последние несколько сот лет сложились различные теории суверенитета - доктрины "государственного суверенитета", "суверенитета народа", "суверенитета нации", "ограниченного суверенитета", "абсолютного суверенитета" вплоть до современных авангардистских теоретических версий об утрате суверенитетом в условиях глобализационных процессов своего научного и политико-практического значения.

Как признак государства суверенитет фиксирует уникальное и единственно возможное место, которое занимает государство в обществе. Он есть непосредственное выражение самостоятельности (пусть и относительной) государства по отношению к обществу в целом, составляющим его социальным классам, группам, сословиям, нациям, этносам, политическим партиям, общественным организациям, отдельной личности. Без самостоятельности, без суверенитета государство не смогло бы сколько-нибудь эффективно и даже просто реально реализовать свое назначение, свои функции. Правда, такие теоретические и политико-правовые конструкции, как "суверенитет народа", "народ - единственный источник власти", "право нации на самоопределение", "государственное образование" показывают сложную и противоречивую природу государственного суверенитета, которая реально зависит от формы правления государства, формы государственного устройства, социально-экономических, политических, национальных процессов и движений в обществе, от конкретно-исторического типа общества.

Суверенитет государства стремится быть абсолютным, т.е. неограниченным. Однако в реальной жизни он ограничивается факторами различного свойства - внешними, внутренними, объективными, субъективными. Среди них можно назвать мировую систему государств, военный захват всей территории или части территории государства другими государствами, объективные экономические законы, нравственный и духовный мир человека.

В качестве признаков государства в юридической литературе называются также налоги, займы, иногда - даже право и государственный язык. Несомненно, именно государство устанавливает, взимает налоги, формирует или изменяет налоговую систему. Однако налоги по своей природе, прежде всего, экономический, а точнее, социально-экономический институт, который возникает в результате действий сложнейших социально-экономических механизмов и процессов. Здесь же наряду с налогами возникают и такие институты, как "деньги", "прибыль", "проценты", "заработная плата" и т.п. С такого рода оговорками налоги можно считать одним из признаков государства.

Право возникает в силу одних и тех же объективных причин и потребностей одновременно с государством. В своем взаимодействии они образуют своеобразное единое целое - "государство-право", существуя и функционируя в этом взаимодействии неразрывно друг от друга. Однако это еще не означает, что государство и право являются друг для друга признаком, причиной своего возникновения.

Примерно то же самое можно сказать и о понимании государственного языка как признака государства. Язык как средство коммуникации, знаковая система, инструмент мышления и передачи информации рождается долгим историческим опытом (в том числе и государственно-правовым) данного общества, народа. Он развивается по свойственным ему логике и закономерностям, испытывая при этом на себе воздействие и со стороны общества, государства. Государство "разговаривает" с обществом, личностью, общественными институтами на том языке, который объективно сложился и функционирует в данном обществе, народе. Государственный язык - теоретико-практически, политико-юридически важное, значительное, но самостоятельное понятие.

В своем предметно-вещественном, организационном содержании признаки существовавших и существующих государств, естественно, неодинаковы. Известны различные варианты института монархии, парламента, правительства, судебной системы, полицейской системы, армии (истории известны примеры отсутствия армии), административно-территориальной организации (области, края, районы, провинции, губернии, земли, штаты и др.), налоговой системы (история знает случаи отсутствия налогов вообще).

Государство существует в обществе всегда в единственном числе. Его трудно и даже невозможно спутать с другими политическими и неполитическими институтами (партии, профсоюзы, церковь и др.) данного общества. Это верно и в той ситуации, когда какой-либо государственный орган образно называют "государством в государстве". Поэтому еще раз подчеркнем мысль о том, что признаки, прежде всего, показывают, раскрывают содержательные, сущностные, институциональные стороны государства.

mirznanii.com

Понятие и признаки функций российского государства — Мегаобучалка

Функции государства отражают его динамическую характеристику. Они показывают, что должно делать государство для достижения и осуществления тех целей и задач, которые стоят перед ним в определенный исторический период. Однако функции государства как основные направления его деятельности не следует сводить к самой деятельности, так как на практике государство иногда уклоняется или искажает эти направления. Не следует их отождествлять и с целями и задачами, стоящими перед государством. Если цель указывает на то, к чему стремится государство, а задача — на средства и способы ее достижения в определенных условиях, то функция отражает скоординированные направления деятельности государственного механизма. Одна задача может решаться посредством выполнения нескольких функций.

Функции — это такие объективно необходимые направления предметной деятельности государства, без которых общество не может нормально существовать и развиваться. Они устойчиво сложились в определенных сферах общественной жизни и требуют согласованных управленческих решений и действий всех составных частей государственного механизма. Поэтому функции государства не следует отождествлять с функциями отдельных государственных органов.

Функции отражают не только направления избирательного воздействия государства, но и согласование, сопоставление управленческой деятельности государства с аналогичной деятельностью иных общественных объединений. Поэтому функции государства объективно обусловлены закономерностями функционирования данной политико-правовой системы, особенностями взаимодействия общества и государства, актуальными целями и задачами, встающими перед ними как на протяжении всей истории использования государства, так и в определенный исторический период. В то же время они выделяются из числа иных направлений деятельности государства не столько по степени важности выполняемых задач, сколько по степени общности, комплексности деятельности государства. При их реализации велико значение и субъективного фактора, так как только от людей зависит, насколько верно поняты эти закономерности и насколько адекватно выбраны средства и способы решения стоящих перед обществом проблем.

При этом каждая функция имеет свой объект (сферу общественной жизни) и содержание (те управленческие шаги и конкретные действия, которые предпринимаются государством для достижения социально полезных целей).

Перечень и содержание функций конкретного государства предопределяются целым комплексом факторов внутреннего и внешнего характера. Среди этих факторов особо следует выделить своеобразие сущности государства (чьи интересы оно выражает и обеспечивает), особенность и актуальность экономических, политических, национальных, экологических и других проблем, стоящих перед данным обществом.

Поэтому на одном этапе исторического развития государства приоритет может отдаваться экономическим, на другом — политическим или социально-культурным функциям, на третьем — функциям обороны и т. д. Причем если сами функции остаются относительно постоянными, то формы и методы их осуществления изменяются порой весьма значительно в зависимости от задач, стоящих перед обществом.

На заре своего существования государство выполняло весьма небольшой перечень функций. Содержание большинства из них носило ярко выраженный классовый характер. Государство активно поддерживало социальное расслоение общества и обеспечивало преимущественное удовлетворение интересов экономически господствующих кланов и социальных групп.

По мере развития и усложнения социальных связей, изменения положения человека в окружающем мире возрастает управленческая роль государства, меняются его функции. Одни из них отмирают, теряя былое значение, другие изменяются, третьи возникают вновь.

Классовое содержание функций современного государства проявляется не столь жестко и открыто, как это было ранее. Для этого используются косвенные способы, связанные с системой налогов и сборов, трудового законодательства и т. д. Повышается значимость общесоциальных функций. Качество их выполнения предопределяет ценность и социальную востребованность государства в целом. Невнимание именно к этим функциям вызывает ослабление, а порой и исчезновение государств. В функциях наглядно проявляются национальные особенности страны, так как государство обязано обеспечивать геополитические интересы этноса, поддерживать развитие национальной культуры, языка и т. п. По функциям можно судить о том, кому служит данное государство, чьи интересы выражает.

Особую актуальность для функций современного государства приобретают факторы, вызывающие необходимость межгосударственного сотрудничества для решения проблем выживания цивилизации в целом. К ним относятся, прежде всего, экологические проблемы, отражающие негативные последствия научно-технического прогресса, вопросы ядерного вооружения, демографические, сырьевые и иные международные проблемы современности.

Таким образом,функции государства - это наполненные особым содержанием основные направления деятельности государства, в которых выражается и конкретизируется его сущность и социальное назначение в общественной жизни.

megaobuchalka.ru

45. Государственно-правовые признаки Российской Федерации как суверенного государства по Конституции 1993 года.

Суверенитет — независимость и верховенство гос-ва во внутренних и внешних вопросах.

Верховенство государственной власти означает такое состояние власти, при котором над ней не стоит и не может стоять никакая другая власть. Состояние суверенности исключает и наличие рядом какой-либо иной государственной власти (двоевластие).

Однако, есть ограничения:

- воля народа, которую он выражает в процессе формирования представительной власти или при принятии решений на референдумах;

- право, которое распространяется не только на подвластных, но и на саму государственную власть.

Защита суверенитета России осуществляется в различных формах: военной — Вооруженными Силами Российской Федерации, которые защищают ее государственные интересы и территориальную целостность; дипломатической — осуществляется Президентом и Правительством России, а также государственными органами, управляющими различными сферами жизни. Важная роль в охране государственного суверенитета принадлежит и правоохранительным органам.

Признаки РФ как суверенного федеративного государства:

  • федеральная учредительная власть;

  • территориальное верховенство РФ;

  • федеральная правовая система;

  • система высших федеральных органов государственной власти;

  • федеральное гражданство;

  • федеральный бюджет, федеральные налоги и сборы, федеральная государственная собственность;

  • единая кредитно-денежная система РФ;

  • единые Вооружённые силы РФ;

  • единая внешняя политика РФ;

  • государственный язык;

  • государственные символы РФ – флаг, герб, гимн, столица.

46. Принцип разграничения предметов ведения рф и субъектов рф и полномочий органов государственной власти рф и ее субъектов. Правовые формы разграничения предметов ведения и полномочий.

Российская Федерация не может эффективно существовать как государство, если не будут разграничены полномочия между центром и субъектами. Данные полномочия

были разграничены Федеративным договором от 31.03.92, который подписали все субъекты РФ, кроме Татарстана и Чечни, после чего он был включен в Конституцию РСФСР(РФ) 1978г.

После принятия Конституции РФ 1993г. Федеративный договор сохранил свое действие, но перестал быть частью Основного закона.

В настоящее время разграничение полномочий между центром и субъектами осуществляется на основании:

  1. Конституции РФ

  2. Федеративного договора

  3. Договоров между РФ и отдельными субъектами.

Основной принцип разграничения- выделение трех сфер ведения::

  1. исключительного ведения РФ

  2. совместного ведения РФ и субъектов РФ

  3. ведения субъектов РФ

2. К сфере исключительного ведения РФ относятся группы вопросов: ст.71 КРФ

  1. государственного строительства

  2. регулирования экономики и социального развития

  3. внешней политики и внешнеэкономической деятельности

  4. обороны и охраны границы

  5. создания правоохранительных органов и правовой системы

  6. метеорологии и статистики

  7. государственных наград и почетных званий

3.Сфера совместного ведения федерации и субъектов РФ: ст.72 КРФ

  1. обеспечение соответствия нормативных актов субъектов РФ Конституции РФ и законам

  2. обеспечение законности и правопорядка

  3. установление общих принципов организации местного самоуправления

  4. природопользование

  5. здравоохранение

  6. местные налоги и сборы, налоги и сборы субъектов РФ

  7. подбор кадров судебных и правоохранительных органов

  8. адвокатура

  9. нотариат

  10. административное, административно-процессуальное, трудовое, семейное, жилищное, водное законодательство, законодательство о недрах и об охране окружающей среды.

Все иные вопросы, которые не входят в сферу ведения Российской Федерации и в сферу совместного ведения, отнесены к ведению субъектов РФ.

4. Между РФ и субъектами РФ могут заключаться договоры о разграниченииполномочий. Они не должны противоречить Конституции РФ и Федеративному договору и решать вопросы, не урегулированные Конституцией РФ и Федеративным договором.

По предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ. В случае отсутствия федерального закона действует закон субъекта РФ (на соответствующей территории).

Федеральным законом от 24 июня 1999 г. «О принципах и порядке разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации»*.

Договоры заключаются между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ по вопросам разграничения предметов ведения и полномочий. Соглашения заключаются между федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов РФ о передаче друг другу осуществления части своих полномочий.

Договор может быть заключен:

1) при прямом указании в федеральном законе по предмету совместного ведения на допустимость заключения договора по данному предмету совместного ведения;

2) при отсутствии федерального закона по предмету совместного ведения — с условием приведения такого договора в соответствие с федеральным законом по данному предмету совместного ведения после принятия такого федерального закона.

Предметами договора могут быть: конкретизация предметов ведения и полномочий, установленные Конституцией и федеральными законами; условия и порядок осуществления разграниченных договором полномочий; формы взаимодействия и сотрудничества при исполнении положений договора;

Соглашение может быть заключено на основании федерального закона по предметам совместного ведения или договора. Предметами соглашения могут быть: передача осуществления части полномочий; условия и порядок передачи осуществления части полномочий; материально-финансовая основа передачи осуществления части полномочий; формы взаимодействия и сотрудничества при исполнении положений соглашения; иные вопросы, связанные с исполнением положений договора.

В случае противоречия между федеральным законом и нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, изданным вне пределов ведения Российской Федерации и совместного ведения, действует нормативный правовой акт субъекта Российской Федерации.

studfiles.net