Род имен существительных. Мужской и средний род. Род мужской средний и женский род


Род имен существительных. Мужской и средний род.

Приветствую тебя, уважаемый студент!

Я уже писала статью про женский род существительных, а сейчас речь пойдет про мужской и средний род. Для того,чтобы в дальнейшем правильно составить предложение, написать слово без ошибок и употребить его в речи, необходимо для начала разобраться сo склонением существительных по родам. Если уметь правильно определять род существительных, то в дальнейшем, например, при склонении слова (изменении) по падежам, не возникнет очень сложных вопросов. Итак, начнем с мужского рода:

Обычно, для того,чтобы определить род существительных, достаточно посмотреть на окончания слова, мужской род оканчивается на согласную букву, такое окончание часто называют "нулевым" или на букву "Й", есть категория слов, которые оканчиваются на "Ь", их стоит запомнить. Есть особая категория слов, которая не зависит от окончаний, а главную роль играет смысл, например: "папа", "дядя", "воевода", "дедушка", "парень", "молодой человек" - эти слова относятся к мужскому роду, по физическому признаку. Рассмотрим более подробные примеры:

"КафетериЙ" - оканчивается на букву "Й", поэтому принадлежит к мужскому роду

"СтуЛ" - оканчивается на согласную букву "Л", или как мы решили обозначить, имеет "нулевое" окончание ( обычно слова в русском языке оканчиваются на гласную букву, если в конце стоит согласная, мы называем такое окончание "нулевым"), поэтому тоже относится к мужскому роду.

"ГостЬ" - оканчивается на "Ь", но относится к мужскому роду, чтобы запомнить такие слова, надо обратиться к русскому словарю, где дается форма и род существительного.

Средний род существительных имеет окончание "о/е", например:

"НебО" - слово оканчивается на букву "О", поэтому относится к среднему роду существительных

"СтеклО" - и в данном случае на конце стоит буква "О", поэтому "стекло" среднего рода.

"ВареньЕ" - слово оканчивается на букву "Е", а мы уже знаем,что окончание "О" или "Е" указывает нам на средний род.

Но в русском языке есть слова -исключения, их надо выучить, они относятся к среднему роду, в независимости от окончания, их всего 10 :

  • ДитЯ
  • ВремЯ
  • ВымЯ
  • ПламЯ
  • ТемЯ
  • ЗнамЯ
  • ИмЯ
  • СтремЯ
  • СемЯ
  • ПлемЯ
Из таблички видно, что эти слова оканчиваются на "Я", но несмотря на это относятся к среднему роду.

Напоследок, несколько слов для практики: распределите слова по родам: "Поле", "горе", "море", "зеркало", "дерево", "молоко", "грач", "зонт", "рисунок", "соболь", "пень", "огород", "баклажан", "стол", "рай", "май", "русло", "хозяин", "солнце", "пейзаж", "куст", "имя", "полено".

www.ruspeach.com

Какие бывают слова среднего рода?

Для правильного употребления слов необходимо понимать, какого они рода. Вот кофе, например, среднего ими мужского рода? Если среднего, то нужно говорить: «Мое кофе остыло». А если мужского - «Мой кофе остыл». Как не прослыть безграмотным человеком, определяя средний род?

Какие бывают слова среднего рода. Примеры

Деление частей речи по родам (женский, средний и мужской) присуще не только русскому языку. Определяет принадлежность к среднему роду окончание слова. Существительные среднего рода обычно неодушевленные, хотя есть и исключения:

  • существо,
  • животное,
  • чудовище,
  • божество,
  • дитя,
  • страшилище,
  • лицо (официальное).

Если слово пришло из другого языка, имеет окончание на гласную, неодушевленное и по сложившейся традиции не склоняется, его считают среднего рода.

Существительные среднего рода отвечают на вопрос: чье оно? Если про какое-то слово можно сказать: «Оно мое», то это существительное среднего рода. Окончание у таких слов бывает двух типов:

  1. -о, -е, -е, -ие . Это, например, такие слова: кашпо, озеро, кашне, ружье, понимание.
  2. –мя. Например, стремя, темя, имя.

Слова среднего рода могут быть не только существительными, но и прилагательными, числительными и местоимениями.

Кофе – оно или он?

Похоже, что слово "кофе" не подчиняется правилу: оканчивается на «е», но при этом не среднего, а мужского рода. Неужели это исключение? Не совсем. Дело в том, что слово вместе с напитком пришло в Россию с Петром Первым. Уже был давно известен чай, и по аналогии с этим напитком новинку стали именовать «кофей». Тогда никто не сомневался, что слово это мужского рода. Его уменьшительный вариант «кофеек» и сейчас не вызывает сомнений.

Со временем слово «кофей» стало устаревшим, его заменил «кофе». Слово стало несклоняемым. И вот тут возник парадокс. По правилам это слово должно иметь средний род. Вот почему интуитивно люди стали употреблять «кофе» как слово среднего рода. Пошел процесс, который перевел слово «метро» из мужского рода в средний. Помните, наверное, песню Утесова: "Но метро сверкнул перилами дубовыми…"

Почему же лингвисты не признают за кофе средний род? Потому, что это слово на особом счету. Употребление его в среднем роде противоречит литературной традиции, поэтому воспринимается как неграмотное. Кофе попало в список слов, за которые борются носители грамотной русской речи. Это слова договор, звонит, жалюзи, творог, обеспечение и несколько других.

И хотя с 2002 года в разговорной речи можно сказать «мое кофе», в письменной форме признается только мужской род.

Склонение

Изменение слов по падежам называется склонением. Слова среднего рода с окончанием могут склоняться. Для существительных среднего рода существуют следующие правила (см. таблицу).

Падеж

Единственное число

Множественное число

И. П.

-о, -е, -е: окно, здание, острие

-а, -я: окна, поля, здания, деревья

Р. П.

-а, -я: окна, здания, острия

Нулевое окончание, -ей, ев, ов: окон, полей, деревьев

Д. П.

-у, -ю: окну, зданию, острию

-ам, -ям: окнам, полям, деревьям

В. П.

-о, -е, -е: окно, здание, острие

-а, -я: окна, поля, здания, деревья

Т. П.

-ом, ем, -ем: окном, зданием, острием

-ами, -ями: окнами, остриями

П. П.

-е, -и: о здоровье, о здании, на острие

-ах, -ях: об окнах, о деревьях

Часто допускаемые ошибки

Типичной ошибкой стало неправильное определение рода некоторых слов. Из-за окончания «о», которое в безударном варианте произносится как «а», некоторые склоняют такие слова по форме женского рода. Пример:

  • В буфете продают пироги с повидлой, мангой и курагой.
  • Мы видели туземцев, живущих в бунгале.
  • Соседи купили фортепиану.

Правильными вариантами будет использование выделенных слов в форме среднего рода. То есть: с повидлом, с манго, в бунгало, купили фортепиано.

Второй распространенной ошибкой является попытка изменять по падежам несклоняемые существительные. Путаются не только дети, и возникают невероятные слова женского, мужского, среднего рода.

Слова, которые не изменяются по падежам. Примеры

Кроме склоняемых есть и неизменяемые по падежам слова среднего рода:

  • арпеджио,
  • бра,
  • видео,
  • граффити,
  • драже,
  • декольте,
  • купе,
  • кафе,
  • манго,
  • мини,
  • нейтрино,
  • пенальти,
  • пианино,
  • рандеву,
  • соло,
  • трио,
  • такси,
  • фуэте,
  • факсимиле.

Список этот далеко не полный. Поэтому при возникновении затруднений лучше обратиться к словарям.

Как запомнить слова без окончаний: игра

Чтобы не сделать ошибки в склонении, есть простой и веселый способ проверки. Попробуйте поставить эти слова в несколько разных падежей. Если получается смешно и нелепо, значит, это слово не склоняется по падежам.

Пример:

  • Кенгуру надел пенсню (неправильно, такого слова нет, нужно поставить «пенсне»).
  • Чтоб добраться до кафе, я поехал на таксе (правильно будет: «такси»).
  • Мы объелись крем-брюлой, бланманжою и дражой (правильно: «кремом-брюле, бланманже и драже»).
  • Встретимся возле депа и пойдем смотреть кину «Динаму» (нужно: «возле депо, кино «Динамо»).
  • Недоволен я паспартой с фотой и панной (грамотно будет так: «паспарту с фото и панно»).

Поиграйте с детьми в эту игру. Она несложная, главное - не забывать, что эти слова не склоняются по падежам. Регулярные игры со словами развивают интеллект и пополняют словарный запас. Скоро ребенок будет чувствовать, как нужно строить фразу и употреблять слова, и не станет делать ошибок.

fb.ru

Микропреподавание по теме "Мужской,женский и средний род имени существительного"

Лексическая тема: Здоровье – самое ценное у человека

Тема: Мужской, средний, женский род имен существительных.

Тема урока: Мужской, женский и средний род имени существительного.

Школа: КГУ «Чунджинская средняя школа №1»

Дата: 03.02.2018г.

ФИО учителя: Курбаниязова М.К.

КЛАСС: 2

Количество присутствующих:

Количество отсутствующих:

Цели обучения, которые необходимо достичь на данном уроке

2.5.15.1

Знать как определить род имени существительного.

Цели обучения (ожидаемый результат)

Все учащиеся смогут:

Узнают о мужском, женском и среднем родах имени существительного.

Большинство учащихся будут уметь

Смогут определять род имен существительных

Некоторые учащиеся смогут

Выделять имена существительные в предложении. Определять род имени существительного.

Языковая цель

Основные термины и словосочетания:

Род имени существительного, мужской, женский и средний род,

окончание, упражнение, пословица, тема, идея, ключевые слова, текст, стихотворение, рассказ, статья, правило, вопрос, ответ, предложение,слово, кроссворд.

Используемый язык для диалога/письма на уроке:

Вопросы для обсуждения:

Какие народные традиции здорового образа жизни ты знаешь?

Вопросы для обсуждения:

Как определить род имен существительных?

Какие вопросыпомогают определить род имен существительных?

Можете ли вы сказать, почему?

Подсказки: предметные картинки, презентация.

Предыдущее обучение (что изучалось по данной теме)

Группы слов с предметным и абстрактным значением. Слова, близкие или противоположные по значению.

Большая прописная буква в именах собственных.

План

Планируемые сроки

Планируемые дейстия

Ресурсы

Начало урока

1мин.

Изучение новой темы

10мин.

Создание положительного эмоционального настроя.

Я настрой себе нашел,

Чтобы быть везучим.

Повторю сто раз его –

Разойдутся тучи.

У меня все хорошо –

А будет еще лучше!

Прозвенел уже звонок,

Начинается урок.

Н. Борбат

Стартер.

Чтобы быть успешным на уроке отгадайте формулу успеха. Вставьте нужные слова в формулу и прочитайте.

СТАРАНИЕ +ВНИМАНИЕ+СООБРАЗИТЕЛЬНОСТЬ=УСПЕХ

Воспользуйтесть этой формулой.

Какой частью речи мы с вами знакомы?

Что знаете об имени существительном?

Актуализация жизненного опыта. Целеполагание.

Цель: ввод ситуации для открытия и постановки целей.

Учитель предлагает ученикам составить вопрос из букв.

1 группа-ЧЬЯ?

2группа- ЧЕЙ?

3группа-ЧЬЁ?

Подобрать из картинки слова - ответы к вопросам

чья?чьё?чей?

Показ слайда

Подберите к своему вопросу подходящее словосочетание.

Прочитайте: ЧЬЯ? ОНА МОЯ, ЧЬЁ?ОНО МОЁ, ЧЕЙ? ОН МОЙ

Что можете сказать о данных словосочетениях.

Какой вывод можно сделать?

(Г) Видео-сказки о том как у существительных появился род .

(К, И) Работа с правилом «Секрет королевы».

Женский род запомню я и скажу: ОНА МОЯ.

И запомню род мужской и опять скажу ОН МОЙ

Средний род : ОНО МОЁ! Это правило твоё!

Постановка задач:

Какого рода бывают имена существительные?

Как определить род имен существительных?

Изменяются ли существительные по родам?

Подбертие свои существительные мужского женского и среднего рода.

Конверт с буквами.

Картинки

Слайд

Сказка

Середина урока (осмысление)

3мин.

Работа над темой урока.

Цель: усвоение содержания темы.

Индивидуальная работа по карточкам.

А. Выпиши существительные в три столбика.

Спорт, спортсменка, соревнование, колесо, зарядка,

чемпион.

мужской род

женский род

средний род

Б.Рассмотри картинки. Запиши имена существительные. Определи род имен существительных.

С .Вставь пропущенные буквы. Определи род имён существительных.

Руслан и Оля опаздывают на тренировку. Мальчик предложил б…жать напрямик через оз…ро. Девочка остановила Руслана, потому что можно провалиться в воду.

Взаимооценивание по образцу данное учителем.

Критерии оценивания

Нет ошибок -10

1-2ошибки-8б

3-4ошибки-6б

5и более ошибок 4б

Индивидуальные карточки

Итог этапа осмысление. (рефлексия)

Рефлексия «Светофор»

(В течении урока учащиеся получают стикеры трех цветов со словами-предметами)

Поднимите стикеры со словами мужского рода

Поднимите стикеры со словами женского рода

Поднимите стикеры со словами среднего рода

Молодцы!

Дополнительная информация

Мотивированные

дети могут

рассказать о

правилах сохранения

жизни и здоровья

человека. Учитель

помогает

немотивированным

детям составить и

записать окончание

рассказа.

Формативное оценивание.

– Самооценивание в тетради «Что я знаю и умею».

– Взаимооценивание при работе в паре, группе, классом.

– Результаты наблюдения учителем качества ответов учащихся на уроке.

– Определение уровня усвоения навыка

по теме (тетрадь «Что я знаю и умею»).

Межпредметные связи

– литература

– физкультура

– самопознание

– изобразительное

искусство

– правила дорожного

движения

Рефлексия для учителя:

Важные вопросы

по уроку:

Комментарии по проведенному уроку:

Итоговая оценка (с точки зрения преподавания и обучения)

Какие два момента

были наиболее

успешны?

Какие два момента

улучшили урок?

Что я узнал из урока

о классе и

отдельных людях,

что я расскажу на

следующем уроке?

kopilkaurokov.ru