РАБОЧАЯ ПРОГРАММА элективного курса по биологии «Решение задач по генетике» (9 класс). Решение задач по биологии 9 класс


Решение генетических задач - Биология

Урок 93

14.05.

9 класс Биология

Тема:Решение задач .

1. Цели:

Образовательные: закрепить знания генетической символики и генетических терминов; сформировать умения использовать знания цитологических основ наследственности для решения генетических задач.

Развивающие: продолжить развитие умений логически мыслить, обобщать, делать выводы, проводить аналогии; содействовать развитию самостоятельности.

Воспитательные: способствовать в ходе урока нравственному воспитанию студентов.

2. Обеспечение занятия: дидактические карточки с генетическими задачами.

3. Порядок выполнения:

3.1. Отработка терминов и понятий.

3.2. Решение задач.

3.3. Самостоятельная работа.

4. Схема отчета:

4.1. Тема и цель занятия.

4.2. Решить задачи.

4.3. Выполнить проверочную работы.

5. Анализ преподавателем выполнения работы.

Отработка терминов и понятий

Гены – элементарные единицы наследственности, участки ДНК хромосом

Наследственность - свойство организмов повторять в ряду поколений сходные признаки и свойства

Изменчивость – способность организма приобретать новые признаки

Гибридологический метод – скрещивание организмов, отличающихся друг от друга какими-либо признаками, и последующий анализ характера наследования этих признаков у потомства

Чистые линии – генотипически однородное потомство, гомозиготное по большинству генов

Моногибридное скрещивание – скрещивание, при котором родительские организмы отличаются друг от друга лишь по одному признаку

Аллельные гены – гены, лежащие в одинаковых участках гомологичных хромосом и отвечающие за развитие одного признака

Альтернативные признаки – противоположные (красный – белый; высокий – низкий)

Гомологичные хромосомы – парные, одинаковые

Гомозигота – организм, содержащий два одинаковых аллельных гена

Гетерозигота - организм, содержащий два разных аллельных гена

Доминантный признак – преобладающий, подавляющий

Рецессивный признак - подавляемый

Первый закон Менделя (правило единообразия первого поколения) – при скрещивании двух гомозиготных организмов (чистых линий), отличающихся друг от друга одним признаком, в первом поколении проявляется признак только одного из родительских организмов. Этот признак называется доминантным, а поколение по данному признаку будет единообразным

Второй закон Менделя (закон расщепления) – при скрещивании между собой особей первого поколения во втором поколении наблюдается расщепление признаков в отношении 3:1 (3ч доминантных и 1ч рецессивных)

Закон чистоты гамет – гаметы чисты, т.е. при формировании гамет в каждую из них попадает только по одному гену из каждой аллельной пары.

Неполное доминирование – это случаи, когда доминантный ген не полностью подавляет рецессивный ген из аллельной пары. При этом будут возникать промежуточные признаки.

Генотип – совокупность генов организма

Фенотип – совокупность всех внешних и внутренних признаков организма

Анализирующее скрещивание – скрещивание особи, генотип которой неизвестен, с особью, гомозиготной по рецессивному гену (аа)

Дигибридное скрещивание – скрещивание особей, которые отличаются друг от друга по двум признакам.

Третий закон Менделя (закон независимого наследования признаков) – при дигибридном скрещивании гены и признаки, за которые эти гены отвечают, сочетаются и наследуются независимо друг от друга

Закон Моргана – гены, находящиеся в одной хромосоме, при мейозе попадают в одну гамету, т.е. наследуются сцеплено

Локус гена – строго определенное место гена в хромосоме

Символы:

P – родительское поколение

F1 - первое поколение потомков

F2 – второе поколение потомков

A – ген, отвечающий за доминантный признак

а – ген, отвечающий за рецессивный признак

♀ - женская особь

♂ - мужская особь

АА – гомозигота по доминантному гену

аа – гомозигота по рецессивному гену

Аа - гетерозигота

Самостоятельное решение задач

Задача №1. Выпишите все типы гамет

а) АА;б) ССDD;в) ААВЬ;г) АаВЬ;

д) ААВЬСсDd;е) АаРРNn;ж) МmРРКК;з) АаBbDd?

Задача №2. Определите генотипы и фенотипы потомства кареглазых гетерозиготных родителей.

Пример краткой записи

Дано:

А – карие глазаа – голубые глазаОпределить: F1

Решение

Гетерозиготные кареглазые родители Аа

Происходит расщепление признаков, согласно II закону Менделя:

по фенотипу 3 : 1 по генотипу 1 : 2 : 1

Задача № 3. У человека ген полидактилии (шестипалости) доминирует над нормальным строением кисти. У жены кисть нормальная, муж гетерозиготен по гену полидактилии. Определите вероятность рождения в этой семье шестипалого ребенка.

Задача №4. У человека ген длинных ресниц доминирует над геном коротких ресниц. Женщина с длинными ресницами, у отца которой ресницы были короткими, вышла замуж за мужчину с короткими ресницами.

а) Сколько типов гамет образуется у женщины?б) А у мужчины?в) Какова вероятность рождения в данной семье ребенка с длинными ресницами?г) Сколько разных генотипов может быть у детей в этой семье?д) А фенотипов?

Задача №5. Ген диабета рецессивен по отношению к гену нормального состояния. У здоровых супругов родился ребенок, больной диабетом.

а) Сколько типов гамет может образоваться у отца?б) А у матери?в) Какова вероятность рождения здорового ребенка в данной семье?г) Сколько разных генотипов может быть у детей в этой семье?д) Какова вероятность того, что второй ребенок родится больным?

Задача №6. У человека ген дальнозоркости доминирует над геном нормального зрения. В семье муж и жена страдают дальнозоркостью, однако матери обоих супругов имели нормальное зрение.

а) Сколько типов гамет образуется у жены?б) Сколько разных генотипов может быть у детей в данной семье?в) Сколько фенотипов может быть у детей в данной семье?г) Какова вероятность рождения в этой семье ребенка с нормальным зрением?д) Какова вероятность рождения в этой семье ребенка, страдающего дальнозоркостью?

Задача №7. У человека ген, вызывающий одну из наследственных форм глухонемоты, рецессивен по отношению к гену нормального слуха. Может ли от брака глухонемой женщины с нормальным гомозиготным мужчиной родиться глухонемой ребенок?

Задача №8. Мать и отец имеют II группу крови. Какие группы крови можно ожидать у детей в такой семье?

Задача № 9. Может ли быть у детей I группа крови, если у обоих родителей IV?

Задача № 10. У женщины с I группой крови родился ребёнок с I группой крови. Будет ли удовлетворён иск к Л. М., у которого IV группа крови?

Проверочная работа

Вариант 1

У человека ген тонких губ рецессивен по отношению к гену толстых губ. В семье у женщины тонкие губы, а у мужчины губы – толстые. У отца мужчины губы были тонкими.

а) Сколько типов гамет образуется у женщины ?б) Сколько типов гамет образуется у мужчины ?в) Какова вероятность рождения ребенка с тонкими губами?г) Сколько разных генотипов может быть у детей ?д) Сколько разных фенотипов может быть у детей?

Вариант 2.

У человека карие глаза доминируют над голубыми. Кареглазый мужчина, отец которого также имел карие глаза, а мать была голубоглазой, женился на голубоглазой женщине. У них родились 8 детей.

а) Сколько разных генотипов у детей?б) Сколько детей имеют карие глаза?в) Сколько детей гомозиготны?г) Сколько типов гамет образуется у мужчины?д) Сколько типов гамет образуется у голубоглазого ребенка?

Вариант 1: 1/ 2/ 50/ 2/ 2.

Вариант 2: 2/ 4/ 4/ 2/ 1.

Задачи для самостоятельного решения

Символы:

P – родительское поколение

F1 - первое поколение потомков

F2 – второе поколение потомков

A – ген, отвечающий за доминантный признак

а – ген, отвечающий за рецессивный признак

♀ - женская особь

♂ - мужская особь

АА – гомозигота по доминантному гену

аа – гомозигота по рецессивному гену

Аа - гетерозигота

Задача №1. Выпишите все типы гамет

а) АА;б) ССDD;в) ААВЬ;г) АаВЬ;

д) ААВЬСсDd;е) АаРРNn;ж) МmРРКК;з) АаBbDd?

Задача №2. Определите генотипы и фенотипы потомства кареглазых гетерозиготных родителей.

Пример краткой записи

Дано:

А – карие глазаа – голубые глазаОпределить: F1

Решение: Гетерозиготные кареглазые родители Аа

Происходит расщепление признаков, согласно II закону Менделя:

по фенотипу 3 : 1 по генотипу 1 : 2 : 1

Задача № 3. У человека ген полидактилии (шестипалости) доминирует над нормальным строением кисти. У жены кисть нормальная, муж гетерозиготен по гену полидактилии. Определите вероятность рождения в этой семье шестипалого ребенка.

Задача №4. У человека ген длинных ресниц доминирует над геном коротких ресниц. Женщина с длинными ресницами, у отца которой ресницы были короткими, вышла замуж за мужчину с короткими ресницами.

а) Сколько типов гамет образуется у женщины?б) А у мужчины?в) Какова вероятность рождения в данной семье ребенка с длинными ресницами?г) Сколько разных генотипов может быть у детей в этой семье?д) А фенотипов?

Задача №5. Ген диабета рецессивен по отношению к гену нормального состояния. У здоровых супругов родился ребенок, больной диабетом.

а) Сколько типов гамет может образоваться у отца?б) А у матери?в) Какова вероятность рождения здорового ребенка в данной семье?г) Сколько разных генотипов может быть у детей в этой семье?д) Какова вероятность того, что второй ребенок родится больным?

Задача №6. У человека ген дальнозоркости доминирует над геном нормального зрения. В семье муж и жена страдают дальнозоркостью, однако матери обоих супругов имели нормальное зрение.

а) Сколько типов гамет образуется у жены?б) Сколько разных генотипов может быть у детей в данной семье?в) Сколько фенотипов может быть у детей в данной семье?г) Какова вероятность рождения в этой семье ребенка с нормальным зрением?д) Какова вероятность рождения в этой семье ребенка, страдающего дальнозоркостью?

Задача №7. У человека ген, вызывающий одну из наследственных форм глухонемоты, рецессивен по отношению к гену нормального слуха. Может ли от брака глухонемой женщины с нормальным гомозиготным мужчиной родиться глухонемой ребенок?

Задача №8. Мать и отец имеют II группу крови. Какие группы крови можно ожидать у детей в такой семье?

Задача № 9. Может ли быть у детей I группа крови, если у обоих родителей IV?

Задача № 10. У женщины с I группой крови родился ребёнок с I группой крови. Будет ли удовлетворён иск к Л. М., у которого IV группа крови?

multiurok.ru

Решение биологических задач - Биология

Яснова Лидия Викторовна,

учитель биологии

Первомайского района

Оренбургской области

Конспект урока по биологии, 9 класс

Тема урока: Решение биологических задач.

Цель: закрепить знания о строении и функциях молекул ДНК, РНК; развить умения схематично изображать участки ДНК, строить комплементарные данному нуклеотиду; вспомнить алгоритм решения задач по генетики.

Тип урока: систематизации и обобщения знаний и умений

Ход урока:

I.Оргмомент – (девиз урока: « Жизнь учит лишь тех, кто ее изучает» (В. О. Ключевский) (на доске лист- напечатано)

- Здравствуйте все! Я рада видеть вас, хотелось бы, чтобы наша встреча оказалась полезной каждому из присутствующих, чтобы каждый познал что-то новое на сегодняшнем уроке. (Обратить внимание на девиз урока)

II. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

- Позвольте начать урок с притчи: (1-й слайд – титульный лист: Презентация «Маленькие притчи»

(2-й слайд) Надоело гвоздю без дела в коробке лежать. И пришла ему мысль: самому что-то в доме полезное сделать.

«Раз у меня есть шляпа, то значит, я – начальник или учёный!» -

решил он и принялся ковырять стены и царапать пол.

Пришлось потом хозяину молотком ему вдалбливать, что дело-то не в шляпе.

А в том, что под шляпой должно быть хоть немного ума…

Позвольте напомнить по этому поводу одну пословицу

Голова не для того дана, чтобы шапку носить, а чтобы ум-разум копить.

Что мы с вами и постараемся доказать в течение урока, при рассмотрении заявленной темы урока: Решение биологических задач. (слайд 1-й. презентация : Решение биологических задач)

Задача…С данным понятием сразу же ассоциируется решение задач по математике, это действительно так. Например, при решении задачи по ботанике (вспомнить определение)

(2-й слайд) предложенная задача подтверждает это:

Подсчитайте длительность сохранения жизнеспособности пыльцевых зерен различных растений. Известно, что жизнь пыльцевых зерен ячменя, ржи, кукурузы продолжается 2 дня; тюльпана – в 50 раз дольше, чем у кукурузы; яблони – в 2 раза дольше, чем у тюльпана; груши – на 10 дней дольше, чем яблони; подсолнечника – на 150 дней дольше, чем у груши; финиковой пальмы – в 10 раз дольше, чем подсолнечника.

Применяя приёмы сложение и умножение решается данная задача.

- задача по зоологии (определение)

Эвглена движется в воде со скоростью 150 мкм в секунду. Рассчитайте, какое время потребуется эвглене для преодоления расстояния в 3 мм?При решении данной задачи нужно ещё вспомнить и физику, формулу, по которой находиться время, когда известны путь и скорость. (Решение:Время, за которое эвглена преодолеет расстояние в 3 мм, рассчитаем, используя формулу:Отсюда:Ответ: 20 секунд.)

III. (1). Актуализация знаний (пространственная модель ДНК)

В 9 классе задачи гораздо сложнее, мы научились их решать по определенному алгоритму. Постараемся сейчас это вспомнить. Задачи касаются двух областей: цитологии и генетики. Начнём с цитологии (определение). Предлагаю вам совершить Виртуальное путешествие . Заглянем внутрь клетки (3-й слайд)

-Клетка-сложная система, состоящая из органоидов и включений.

Назовите главные части клетки - Ядро, цитоплазма, клеточная мембрана

какие структуры расположены в ядре? Их функция – Хромосомы, хранение и передача наследственной информации

Химический состав хромосом? – ДНК, белок

образования , в которых заключена наследственная информация- ген.

(слайд 4)

Сравнение ДНК-РНК

- мономеры НК

-строение нуклеотида (в сравнении)

-молекула ДНК-РНК

(одно-двуцепочечная молекулы; комплементарность, связь между нуклеотидами через фосфорную кислоту)

- виды РНК: функции; т-РНК (вид листка клевера- почему?)

(5-й слайд). Трансляция (модель- игра) (2 учащиеся, используя динамическую модель данного процесса, объясняют принцип биосинтеза белка)

(Остальные учащиеся отвечают на вопросы:

Генетический код

- триплетность: одна аминокислота кодируется 3-мя нуклеотидами (триплет, кодон)

- избыточность: одну и ту же аминокислоту кодируют несколько триплетов

- специфичность: один триплет соответствует одной аминокислоте

- универсальность: у всех живых организмов одна и та же кислота кодируется одними и теми же триплетами

IV.(1). Обобщение и систематизация знаний:

Лист самоконтроля.

задание 1.Выполните тестовое задание. (работа в парах- вписать ответы в таблицу).

  1. В каком случае правильно указан состав нуклеотида ДНК?

а) рибоза, остаток фосфорной кислоты, тимин;

б) фосфорная кислота, урацил, дезоксирибоза;

в) остаток фосфорной кислоты, дезоксирибоза, аденин.

  1. Мономерами нуклеиновых кислот является:

а) аминокислоты;

б) глюкоза;

в) нуклеотиды.

  1. Вторичная структура ДНК поддерживается за счёт водородных связей между:

а) соседними нуклеотидами;

б) комплементарными основаниями в двух цепях;

в) остатками фосфорной кислоты в основе цепей.

  1. В клетке ДНК содержится:

а) в ядре и митохондриях;

б) только в ядре;

в) в ядре и цитоплазме.

  1. Какова функция ДНК в клетке:

а) хранение и передача наследственных свойств;

б) перенос аминокислот на рибосомы.

в) ускорение химических реакций.

  1. Установите соответствие между молекулами РНК и их функциями:

1) и – РНК; А) переносит аминокислоты на рибосомы к месту синтеза белка;

2) т – РНК; Б) определяет порядок аминокислот в белке;

3) р – РНК. В) определяет структуру рибосом.

  1. Какие типы нуклеотидов не встречаются в молекулах РНК:

а) аденин; б) тимин; в) цитозин; г) урацил; д) гуанин.

Ответы (самоконтроль): 1-в; 2-в; 3-б; 4-а; 5-а; 6- 1б, 2а, 3в; 7-б. (записать на доске)

2.Выполните задание.

На фрагменте одной цепи ДНК нуклеотиды расположены в последовательности:

А – А – Г – Т – Ц – Т – А – Ц – Г – Т – А – Т.

1) Нарисуйте схему структуры двухцепочечной ДНК. Объясните, каким свойством ДНК при этом вы руководствовались.

2) Какова длина (в нм) этого фрагмента ДНК? ( Каждый нуклеотид занимает 0,34 нм по длине цепи ДНК).

3) Сколько (в %) содержится нуклеотидов (по отдельности) в этой ДНК?

4) Запишите аминокислоты, синтезированные на данном участке ДНК

Решение.

1) I цепь ДНК : А – А – Г – Т – Ц – Т – А – Ц – Г – Т – А – Т

II цепь ДНК : Т – Т – Ц – А – Г – А – Т – Г– Ц – А – Т – А

(Принцип комплементарности А с Т, Г с Ц.)

2) Молекула ДНК всегда двухцепочечна, поэтому её длина равна длине одной цепи, а каждый нуклеотид в ней занимает 0, 34 нм;

следовательно, 12 нуклеотидов в цепи 12 х 0, 34 нм = 4, 08 нм.

3) Всего в двух цепях 24 нуклеотида, из них А = 8, т.к. А = Т, то Т = 8.

8 х 100%

А = Т = 8 = ———— = 33,4 % (А и Т по 33,4 %)

24

Г = 4, т.к. Г = Ц, то Ц = 4.

4 х 100%

Г = Ц = 4 = ———— = 16,6 % (Г и Ц по 16,6 %)

24

(2). Актуализация знаний. Генетика(определение)

ГЕН- участок молекулы ДНК, содержащий наследственную информацию

Каждый ген определяет строение одного из белков живой клетки и тем самым участвует в формировании признака или свойства организма. Наследование признаков подчинено определённым законам, которые впервые сформулировал и доказал Г. Мендель

(коротко о законах)

- Дигибридное скрещивание. У человека ген карих глаз доминирует над геном голубых глаз, а умение владеть преимущественно правой рукой над леворукостью. Обе пары генов расположены в разных хромосомах. (Условия задачи могут предложить учащиеся)

А) Какими могут быть дети, если их родители гетерозиготны?

Б) Какими могут быть дети, если отец левша, но гетерозиготен по цвету глаз, а мать голубоглазая, но гетерозиготна в отношении умения владеть руками?

генотип – это система взаимодействующих генов

- Множественный аллелизм (группа крови) – работа с динамической моделью. Решение задачи: Всегда ли родители могут быть донорами крови, в случае необходимости, своим детям? (Условия задачи предлагают учащиеся)

- «Генетика пола».Наследование признаков, гены которых находятся в Х-хромосоме или Y- хромосоме, называют наследование, сцепленное с полом. В отличие от генов, локализованных в аутосомах, при сцеплении с полом может проявиться и рецессивный ген, имеющийся в генотипе в единственном числе.

На примере, каких признаков рассматривается данный вопрос в учебниках?

Гемофилия- это наследственное заболевание, которое характеризуется повышенной склонностью к кровотечениям. Особенность гемофилии состоит в том, что женщины являются носителями данной патологии, а болеют мужчины. Ген гемофилии является рецессивным и находится в половой Х – хромосоме. Его наследование сцеплено с полом. В сознании людей любое упоминание о гемофилии в первую очередь ассоциируется с образом царевича Алексея - сыном последнего российского императора Николая II. Алексей был болен гемофилией, получив ее от матери - императрицы Александры Федоровны, унаследовавшей болезнь от своей матери принцессы Алисы, которая в свою очередь получила ее от матери - королевы Виктории. В связи с данным исключительным фактом гемофилию называют также «викторианской болезнью» или «царской болезнью».

Дальтонизм - цветовая слепота — наследственная, реже приобретённая особенность зрения человека и приматов, выражающаяся в неспособности различать один или несколько цветов.

А- У кошек ген чёрной и ген рыжей окраски сцеплены с полом, находятся в Х- хромосоме и дают неполное доминирование. При их сочетании получается черепаховая окраска шерсти. Каких котят можно ожидать от скрещивания:

1. кошки с черепаховой окраской с чёрным котом

2. кошки с черепаховой окраской с рыжим котом

Возможно, ли появление котов с черепаховой окраской шерсти, почему?

Почему не бывает трёхцветных котов?На вопрос на такой кто ответить готов?

Не бывает трёхцветных котов потому,

что у кошки с котом разные хромосомы.

Бедняге коту не везёт потому,

что Y-хромосома досталась ему,

А окраска что кошки, что кота

Только Х-хромосомой определена.

Вот здорово что пол у кошки

Можно определить сразу по одёжке!

Лист самоконтроля , 9 КЛАСС___________________________________

ЗАДАНИЕ 1.

ЗАДАНИЕ 2.

ДНК

А

А

Г

Т

Ц

Т

А

Ц

Г

Т

А

Т

и-РНК

т-РНК

амин.к

длина ДНК:

% нуклеотидов:

ЗАДАНИЕ 3. Дигибридное скрещивание

ДАНО: РЕШЕНИЕ

НАЙТИ:

ЗАДАНИЕ 4. Множественный аллелизм (группа крови)

ДАНО: РЕШЕНИЕ

НАЙТИ:

ЗАДАНИЕ 5. Генетика пола

ДАНО: РЕШЕНИЕ

НАЙТИ:

ПРИЛОЖЕНИЕ

Задание 1.Выполните тестовое задание. (работа в парах- вписать ответы в таблицу).

  1. В каком случае правильно указан состав нуклеотида ДНК?

а) рибоза, остаток фосфорной кислоты, тимин;

б) фосфорная кислота, урацил, дезоксирибоза;

в) остаток фосфорной кислоты, дезоксирибоза, аденин.

  1. Мономерами нуклеиновых кислот является:

а) аминокислоты;

б) глюкоза;

в) нуклеотиды.

  1. Вторичная структура ДНК поддерживается за счёт водородных связей между:

а) соседними нуклеотидами;

б) комплементарными основаниями в двух цепях;

в) остатками фосфорной кислоты в основе цепей.

  1. В клетке ДНК содержится:

а) в ядре и митохондриях;

б) только в ядре;

в) в ядре и цитоплазме.

  1. Какова функция ДНК в клетке:

а) хранение и передача наследственных свойств;

б) перенос аминокислот на рибосомы.

в) ускорение химических реакций.

  1. Установите соответствие между молекулами РНК и их функциями:

1) и – РНК; А) переносит аминокислоты на рибосомы к месту синтеза белка;

2) т – РНК; Б) определяет порядок аминокислот в белке;

3) р – РНК. В) определяет структуру рибосом.

  1. Какие типы нуклеотидов не встречаются в молекулах РНК:

а) аденин; б) тимин; в) цитозин; г) урацил; д) гуанин.

2.Выполните задание.

На фрагменте одной цепи ДНК нуклеотиды расположены в последовательности:

А – А – Г – Т – Ц – Т – А – Ц – Г – Т – А – Т.

1) Нарисуйте схему структуры двухцепочечной ДНК. Объясните, каким свойством ДНК при этом вы руководствовались.

2) Какова длина (в нм) этого фрагмента ДНК? ( Каждый нуклеотид занимает 0,34 нм по длине цепи ДНК).

3) Сколько (в %) содержится нуклеотидов (по отдельности) в этой ДНК?

4) Запишите аминокислоты, синтезированные на данном участке ДНК

-3. Дигибридное скрещивание. У человека ген карих глаз доминирует над геном голубых глаз, а умение владеть преимущественно правой рукой над леворукостью. Обе пары генов расположены в разных хромосомах

4. Множественный аллелизм (группа крови) –Всегда ли родители могут быть донорами крови, в случае необходимости, своим детям?

5.У кошек ген чёрной и ген рыжей окраски сцеплены с полом, находятся в Х- хромосоме и дают неполное доминирование. При их сочетании получается черепаховая окраска шерсти.

Источники информации:

http://beeskol.narod.ru/zoolog.html - задачи по зоологии

http://www.polismed.com/articles-gemofilija-prichiny-simptomy-diagnostika-i-lechenie-zabolevanija.html - гемофилия

http://www.coolreferat.com/%D0%93%D0%B5%D0%BC%D0%BE%D1%84%D0%B8%D0%BB%D0%B8%D1%8F_3 –гемофилия

http://www.wisdoms.ru/pavt/p110.html - афоризмы В.О.Ключеского

multiurok.ru

Решение задач по биологии на генетический код и биосинтез белка (9 класс)

Решение задач по биологии

Задача №1

Участок молекулы ДНК, кодирующий часть полипептида, имеет следующее строение:

-А –Ц –Ц –А –Т –А – Г –Т – Ц – Ц – А – А – Г – Г – А –

Определите последовательность аминокислот в полипептиде.

Дано:                                                                                       Решение:

Участок молекулы ДНК,                                                     1. Зная кодирующую цепь ДНК,

 кодирующий часть полипептида:                                       по принципу комплемента

 -А–Ц–Ц–А –Т–А–Г–Т–Ц–Ц– А– А– Г–Г–А –

Найти: последовательность аминокислот

в полипептиде.

 

ДНК:     - А –Ц –Ц – А – Т – А – Г – Т – Ц – Ц – А – А – Г – Г – А –

и –РНК:-У – Г – Г – У – А – У – Ц – А – Г – Г –У – У – Ц – Ц – У –

2. Используя таблицу генетического кода, определяем последовательность аминокислот в полипептиде.

УГГ – триптофан

УАУ – тирозин

ЦАГ – глутамин

ГУУ – валин

 ЦЦУ – пролин

Ответ: триптофан – тирозин – глутамин – валин – пролин

 Задача №2

Сколько нуклеотидов содержит ген (обе цепи ДНК), в котором запрограммирован белок инсулин из 51 аминокислоты?

Дано:                                                                              Решение:

Белок инсулин – 51 аминокислота                      Одним из свойств генетического кода

Найти: количество нуклеотидов,                         является то, что каждая аминокислота

содержащихся в гене, в котором                           кодируется триплетом ДНК.

запрограммирован белок инсулин?

 1.Подсчитаем количество нуклеотидов в одной цепи ДНК.

51*  3=153 нуклеотида

2.Подсчитаем, сколько нуклеотидов содержит ген (обе цепи ДНК)

153* 2 =306 нуклеотидов

Ответ: 306 нуклеотидов.

Задача №3

Одна из цепей ДНК имеет молекулярную массу 34155. Определите количество мономеров

Белка, запрограммированного в этой ДНК.

Дано:                                                                                Решение

Масса ДНК – 34155                                                       Молекулярная масса одного нуклео-

Найти: количество мономеров белка?                        тида 345

 

1.       Подсчитаем  количество нуклеотидов в ДНК.

34155 : 345 = 99 нуклеотидов

2.Подсчитаем количество мономеров белка.

99 : 3 =33 триплета в ДНК кодируют 33 аминокислоты белка

Ответ: 33 мономера

 

Задача №4

Какова молекулярная масса гена (двух цепей ДНК), если в одной его цепи

Запрограммирован белок с молекулярной массой 1500?

Дано:                                                                        Решение

Масса белка – 1500                                                      1.Подсчитаем количество          

Найти: массу гена двух цепей ДНК?                         аминокислот в белке.

                                                                                         1500: 100 = 15 аминокислот

2. Подсчитаем количество   нуклеотидов в одной цепи гена.

15* 3 =45 нуклеотидов

3.Найдем молекулярную массу одной цепи гена.

45* 345 = 15525

4.Найдем молекулярную массу двух цепей.

15525 * 31050

Ответ: 31050

Задача №5

Фрагмент молекулы ДНК содержит 2348 нуклеотидов. На долю адениновых приходится 420. Сколько содержится других нуклеотидов? Найдите массу и длину фрагмента ДНК.

Дано:                                                                                Решение.

ДНК – 2348 нуклеотидов                                  1. Исходя из принципа комплементар-

А -420                                                                   ности можно определить количество Т.

Найти: Т- ? Г - ? Ц - ?                                        А = Т , А = 420, значит и Т = 420                                      

Массу ДНК - ?                                                   2.Подсчитаем общее количество Г и Ц.

Длина ДНК - ?                                                  2348 -840 = 1508

 

2.       Определяем количество Г и Ц.

3.       1508 : 2 = 754

4.       Подсчитаем массу и длину ДНК.

mДНК  -  2348 * 345 = 810060

LДНК – 1174 * 0,34 нм = 399,16 нм

 

Ответ: А – 420, Т = 420, Г = 754, Ц = 754;

            MДНК - 810060

            LДНК – 399,19 нм

 

Задания  для самостоятельной работы

 

Задача №1

Сколько нуклеотидов содержит ген (обе цепи ДНК), в котором запрограммирован белок инсулин из 51 аминокислоты?

Задача №2

Какова молекулярная масса гена (двух цепей ДНК), если в одной его цепи

Запрограммирован белок с молекулярной массой 1800?

 

Задача №3

Участок молекулы ДНК, кодирующий часть полипептида, имеет следующее строение:

-А –Ц –Ц –А –Т –А – Г –Т – Ц – Ц – А – А – А – Ц – Ц –

Определите последовательность аминокислот в полипептиде.

 

Задача №4 Одна из цепей ДНК имеет молекулярную массу 41400. Определите количество мономеров белка, запрограммированного в этой ДНК.

 

Задача №5

Фрагмент молекулы ДНК содержит 3048 нуклеотидов. На долю цитозиновых приходится 460. Сколько содержится других нуклеотидов? Найдите массу и длину фрагмента ДНК.

 

 

 

Литература.

А.Ю. Гаврилова Биология 10 класс . Поурочные планы. Часть 1. Волгоград. Изд. «Учитель»

 

 

 

infourok.ru

Программа элективного курса по биологии «Решение задач по генетике» 9 класс

Программа элективного курса по биологии

«Решение задач по генетике» 9 класс

Пояснительная записка

Предлагаемый курс охватывает основные разделы « Генетика» и « Молекулярная биология», которые являются одним из самых сложных для понимания в школьном курсе биологии. Использование практических навыков, опирающихся на знания теории, позволяют выполнять триединость целей образования: научить, развивать, воспитывать.

Использование этих задач развивает логическое мышление, позволяет учащимся добиваться получения качественных, углубленных знаний, дает возможность самоконтроля и самовоспитания.

Целью данного курса является развитие у учащихся умения и навыков решения задач по основным разделам классической генетики.

Задачи курса:

- усвоение основных понятий, терминов и законов генетики;

- применение теоретических знаний на практике;

- развитие интереса к предмету;

- ознакомление с практической значимостью общей биологии для различных отраслей производства, селекции и медицины. Курс позволяет учащимся подготовиться к сдаче ЕГЭ. Данная программа рассчитана на 9 часов. В 9 классе мы изучаем предмет « Основы общей биологии» издательства « Вентана – Граф» и я считаю целесообразным ведение данного курса.

После прохождения курса учащиеся должны знать:

-основные понятия, термины и законы генетики;

-генетическую символику;

Учащиеся должны уметь:

-правильно оформлять условия, решения и ответы генетических задач;

-решать типичные задачи;

-логически рассуждать и обосновывать выводы.

Основная концепция курса

Чтобы помочь учащимся раскрыть собственный потенциал, в программе реализуются принципы, составляющие следующие педагогические концепции.

- добровольность;

-активная позиция;

-научность;

- развивающий характер;

-экологическая направленность;

- профессиональная направленность;

Режим занятий

Программа рассчитана на 9 часов, целесообразно проведение курса как закрепляющего, после изучения тем на уроках биологии.

Количество занятий в неделю-1

Периодичность занятий- 1 раз в неделю.

Учебно - тематичесий план

Название темы

Количество часов

1.

Введение

1

2.

Моногибридное скрещивание

1. Закономерности наследования при моногибридном скрещивании

1

Решение задач

1

3.

Дигибридное скрещивание.

1.Закономерности при дигибридном скрещивании

1

2.Решение задач.

2

4.

Итоговое занятие

2

5.

Защита проектной работы с презентацией « Составление генетических задач»

1

Содержание программы

Общее количество часов 9

1.Введение. 1 час.

Теоретический курс

Наследственность и изменчивость – свойства организмов. Генетика – наука о закономерностях наследственности и изменчивости. Методы генетики. Генетическая терминология и символика. История генетических открытий.

2.Моногибридное скрещивание.

Теоретический курс- 1 час.

Закономерности наследования генов при моногибридном скрещивании, установленные Г. Менделем и их цитологические основы. Промежуточное наследование. Анализирующее скрещивание. Множественный аллелизм. Кодоминирование. Летальные гены.

Практический курс- 1 час.

Решение прямых задач на моногибридное скрещивание. Определение вероятности появления потомства с заданными признаками. Определение количества потомков с заданными признаками. Определение количества генотипов и фенотипов потомков. Решение обратных задач на моногибридное скрещивание. Решение задач на промежуточное наследование признаков. Решение задач на определение групп крови потомков и родителей по заданным условиям. Решение задач на анализирующее скрещивание.

3. Дигибридное скрещивание 3 часа.

Теоретический курс – 1 час.

Закономерности наследования при дигибридном скрещивании. Цитологические основы наследования , III закон Менделя.

Практический курс –2 часа.

Решение прямых задач на дигибридное скрещивание. Решение обратных задач на дигибридное скрещивание. Выяснение генотипов особей. Определение генотипа организма по соотношению фенотипических классов в потомстве. Определение вероятности появления потомства с анализируемыми признаками. Выяснение доминантности или рецессивности признаков. Независимое наследование при неполном доминировании.

4.Итоговое занятие 2 часа.

Самостоятельное решение задач всех типов.

5.Защита проектных работ с презентацией « Составление генетических задач» - 1 час.

Прогнозируемые результаты обучения и способы их проверки

В результате обучения школьники должны:

- расширить знания об основных генетических законах;

- овладеть специальной генетической терминологией;

- научиться решать генетические задачи повышенной сложности;

- уметь применять различные генетические законы при решении задач:

- уметь прогнозировать вероятность передачи по наследству различных генетических нарушений;

-уметь готовить доклады по теоретическому материалу.

5. Оценивание учащихся на протяжении курса не предусматривается и основной мотивацией является познавательный интерес и успешность ученика при изучении материала повышений сложности.Поэтому на последних занятиях целесообразно провести итоговую зачетную работу по решению всех изученных типов задач, по результатам которой оценить в форме « зачтено», « не зачтено»

Литература для учащихся

1.Богданова Т. Л., Солодова Е. А.Справочное пособие для старшеклассников и поступающих в ВУЗы.-М.: АСТ- ПРЕСС ШКОЛА,2002.-816с.

2 Киреева Н. М. Биология для поступающих в ВУЗы. Способы решения задач по генетике.-Волгоград: Учитель,2003-50с.

Литература для учителя.

1.Муртазин Г. М. задачи и упражнения по общей биологии. Пособие для учителей.-М.: Просвещение,1981.-192с.

2.Рувинский А. О., Высоцкая Л.В., Глаголев С.М. Общая биология: Учебник для 10-11 классов с углубленным изучением биологии.-М.: Просвещение,1993.-544с.

infourok.ru

Генетические задачи по биологии для 9-10 классов

Задачи для решения по генетике.

1. У томатов, ген обуславливающий красный цвет плодов, доминирует над геном желтой окраски. Какие по цвету плоды окажутся у растений при скрещивании а) гомозиготных красных с желтым; б) гетерозиготных красных с желтым; в) гетерозиготных красных друг с другом?

2. У человека карий цвет глаз доминирует над голубым. Муж и жена кареглазые, а первый ребенок в семье-голубоглазый. Определите генотип родителей.

З. При скрещивании между собой растения красноплодной земляники всегда дают потомство с красными ягодами, а бесплодной — с белыми, В результате скрещивания обоих сортов получаются розовые ягоды. Какое потомство возникнет при скрещивании между собой гибридных растений с розовыми ягодами? Какое потомство получится при опылении красноплодной земляники пыльцой гибридного растения с розовыми ягодами? -

4. У человека шестипалость детерминирована доминантным геном «Р», а пятипалость — его аллелью «р». Какова вероятность рождения пятипалого ребенка в семье, где оба родителя гетерозиготные шестипалые? Один родитель гомозиготный шестипалый, а другой пятипалый? Оба родителя пятипалые?

5. У человека карий цвет глаз доминирует над голубым, а способность лучше владеть правой рукой доминирует над леворукостью:

А) Кареглазый правша женится на голубоглазой левше. Какие признаки можно ожидать у детей в случае, если мужчина гомозиготен по обоим признакам, и в случае, если он гетерозиготен?

Б) Голубоглазый правша женился на кареглазой правше. У них родилось двое детей_ кареглазый левша и голубоглазый правша. Каковы генотипы родителей?

В) Голубоглазый правша (отец которого был левшой) женился на кареглазой левше из семьи, все члены которой в течение нескольких поколений имели карие глаза. Какое потомство в отношении этих двух признаков следует ожидать то такого брака?

Г) Кареглазый правша женился на голубоглазой правше. Их первый ребенок левша и имеет голубые глаза. Какова вероятность рождения второго ребенка с такими же признаками?

6. У человека дальтонизм (цветовая слепота) — рецессивный признак сцеплен с полом, а нормальное цветоощущение — его доминантная аллель.

А) Здоровая женщина, гетерозиготная по гену дальтонизма, вышла замуж за здорового мужчину. Какова вероятность того, что их ребенок будет дальтоником?

Б) Женщина здорова и гомозиготна по гену нормального цветоощущения, а ее муж — дальтоник. Будут ли дальтониками их дети?

7. Если мать имеет вторую группу крови, а отец—третью то какова вероятность того , что дети унаследуют группы крови своих родителей?

8. Если мужчина - дальтоник женится на нормальной женщине, и они имеют двоих детей, приче.4 сына — дальтоника, а дочь нормальную, что можно сказать о генотипе матери?

9. Муж и жена здоровы. Могут ли они иметь сына — гемофилика? Напишите генотипы родителей и сына. -

10. У попугаев сцепленный с полом ген «С» определяет зеленую окраску, а ген «с» пеструю. Зеленую самку скрещивают с пестрым самцом. Каковы генотипы родителей и потомства? Какова вероятность появления среди птенцов зеленых самцов?

www.metod-kopilka.ru

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА элективного курса по биологии «Решение задач по генетике» (9 класс)

Содержание программы.

1.Введение. 1 час.

Теоретический курс

Наследственность и изменчивость – свойства организмов. Генетика – наука о закономерностях наследственности и изменчивости. Методы генетики. Генетическая терминология и символика. История генетических открытий.

2.Моногибридное скрещивание. 6 часов.

Теоретический курс- 1 час.

Закономерности наследования генов при моногибридном скрещивании, установленные Г. Менделем и их цитологические основы. Промежуточное наследование. Анализирующее скрещивание. Множественный аллелизм. Кодоминирование. Летальные гены.

Практический курс- 5 часов.

Решение прямых задач на моногибридное скрещивание. Определение вероятности появления потомства с заданными признаками. Определение количества потомков с заданными признаками. Определение количества генотипов и фенотипов потомков. Решение обратных задач на моногибридное скрещивание. Решение задач на промежуточное наследование признаков. Решение задач на определение групп крови потомков и родителей по заданным условиям. Решение задач на анализирующее скрещивание.

3. Дигибридное скрещивание. 6 часов.

Теоретический курс – 1 час.

Закономерности наследования при дигибридном скрещивании. Цитологические основы наследования, III закон Менделя.

Практический курс – 5 часов.

Решение прямых задач на дигибридное скрещивание. Решение обратных задач на дигибридное скрещивание. Выяснение генотипов особей. Определение генотипа организма по соотношению фенотипических классов в потомстве. Определение вероятности появления потомства с анализируемыми признаками. Выяснение доминантности или рецессивности признаков. Независимое наследование при неполном доминировании.

4.Итоговое занятие. 1 час.

Самостоятельное решение задач всех типов.

5.Защита проектных работ с презентацией « Составление генетических задач»

Прогнозируемые результаты обучения и способы их проверки.

В результате обучения школьники должны:

- расширить знания об основных генетических законах;

- овладеть специальной генетической терминологией;

- научиться решать генетические задачи повышенной сложности;

- уметь применять различные генетические законы при решении задач:

- уметь прогнозировать вероятность передачи по наследству различных генетических нарушений;

-уметь готовить доклады по теоретическому материалу.

Оценивание учащихся на протяжении курса не предусматривается и основной мотивацией является познавательный интерес и успешность ученика при изучении материала повышений сложности. Поэтому на последних занятиях целесообразно провести итоговую зачетную работу по решению всех изученных типов задач, по результатам которой оценить в форме « зачтено», « не зачтено».

Календарно-тематическое планирование

Название разделов, тема занятий

Кол-во

часов

Дата проведения

План

факт

Введение (1 ч)

Кереш

1

Вводное занятие. Генетика – наука о закономерностях наследственности и изменчивости.

Кереш дәрес. Генетика – нәселдәнлек һәм үзгәрүчәнлек закончалыклары турындагы фән.

1

23.01

Моногибридное скрещивание (6 ч)

Моногибрид кушылдыру

2

Закономерности наследования при моногибридном скрещивании.

Моногибрид кушылдыруда нәселдәнлек закончалыклары

1

30.01

3

Решение прямых задач на моногибридное скрещивание. Определение вероятности появления потомства с заданными признаками. Определение количества потомков с заданными признаками. Определение количества генотипов и фенотипов потомков.

Моногибрид кушылдыруга туры мәсьәләләр чишү. Бирелгән билгенең килеп чыгу мөмкинлекләрен ачыклау, санын билгеләү, буында фенотип һәм генотип чагыштырмасын билгеләү.

1

6.02

4

Решение обратных задач на моногибридное скрещивание.

Моногибрид кушылдыруга кире мәсьәләләр чишү.

1

13.02

5

Решение задач на промежуточное наследование признаков.

Нәселдә арадаш билгеләр килеп чыгуга мәсьәләләр чишү.

1

20.02

6

Решение задач на определение групп крови потомков и родителей по заданным условиям.

Ата-ана һәм нәселдә бирелгән шартлар буенча кан группасын билгеләүгә мәсьәләләр чишү.

1

27.02

7

Решение задач на анализирующее скрещивание.

Анализлаучы кушылдыруга мәсьәләләр чишү.

1

6.03

Дигибридное скрещивание. (7 ч)

Дигибрид кушылдыру

1

13.03

8-9

Закономерности при дигибридном скрещивании.

Дигибрид кушылдыру закончалыклары

2

20.03 1.04

10

Решение прямых задач на дигибридное скрещивание.

Дигибрид кушылдыруга туры мәсьәләләр чишү.

1

10.04

11

Решение обратных задач на дигибридное скрещивание.

Дигибрид кушылдыруга кире мәсьәләләр чишү.

1

17.04

12

Выяснение генотипов особей. Определение генотипа организма по соотношению фенотипических классов в потомстве.

Затларның генотибын билгеләү. Нәселдәге фенотипик билгеләр чагыштырмасы буенча организмның генотибын билгеләү.

1

24.04

13

Определение вероятности появления потомства с анализируемыми признаками. Выяснение доминантности или рецессивности признаков.

Нәселдә анализланучы билгенең килеп чыгу мөмкинлеген билгеләү. Билгеләрнең доминант яки рецессивлыгын билгеләү.

1

1.05

14

Независимое наследование при неполном доминировании.

Тулы булмаган доминирлау вакытында бәйсез күчү.

1

8.05

Итоговое занятие (1 ч)

Йомгак

15

Самостоятельное решение задач всех типов.

Барлык типтагы мәсьәләләрне мөстәкыйль чишү.

1

15.05

Защита проектной работы с презентацией « Составление генетических задач» (2 ч

“Генетик мәсьәләләр төзү” презентация белән проект эшен яклау

16-17

Защита проектных работ с презентацией « Составление генетических задач»

“Генетик мәсьәләләр төзү” презентация белән проект эшен яклау

2

22.05

Литература для учащихся

1.Богданова Т. Л., Солодова Е. А.Справочное пособие для старшеклассников и поступающих в ВУЗы.-М.: АСТ- ПРЕСС ШКОЛА,2002.-816с.

2 Киреева Н. М. Биология для поступающих в ВУЗы. Способы решения задач по генетике.-Волгоград: Учитель,2003-50с.

3. Сборники тестов для подготовки к ОГЭ

Литература для учителя

1.Муртазин Г. М. задачи и упражнения по общей биологии. Пособие для учителей.-М.: Просвещение,1981.-192с.

2.Рувинский А. О., Высоцкая Л.В., Глаголев С.М. Общая биология: Учебник для 10-11 классов с углубленным изучением биологии.-М.: Просвещение,1993.-544с.

3. Сборники тестов для подготовки к ОГЭ

MULTIMEDIA - поддержка курса «Введение в общую биологию и экологию. 9 класс»

Интернет-ресурсы

Адреса сайтов в ИНТЕРНЕТЕ

http://bio.1september.ru - газета «Биология» - приложение к «1 сентября»

www.bio.nature.ru - научные новости биологии.

www.edios.ru - Эйдос - центр дистанционного образования.

www.km.ru/education -Учебные материалы и словари на сайте «Кирилл и Мефодий»

Оборудование и приборы: ноутбук, проектор, образовательные диски

infourok.ru

Практическая работа №2 по биологии "Решение элементарных задач по молекулярной биологии" (9 класс)

9 класс Практическая работа №2

Тема «Решение элементарных задач по молекулярной биологии»

Цель: научиться применять теоретические знания для решения задач по молекулярной биологии

Ход работы

Задания 1варианта

1. Вирусом табачной мозаики (РНК-содержащий вирус) синтезируется участок белка с аминокислотной последовательностью: Ала – Тре – Сер – Глу – Мет-. Под действием азотистой кислоты (мутагенный фактор) цитозин превращается в урацил. Какое строение будет иметь участок белка вируса табачной мозаики, если все цитидиловые нуклеотиды подвергнутся указанному химическому превращению?

2. При синдроме Фанкони (нарушение образования костной ткани) у больного с мочой выделяются аминокислоты, которым соответствуют кодоны в иРНК: АУА, ГУЦ, АУГ,

УЦА, УУГ, ГУУ, АУУ. Определите, выделение каких аминокислот с мочой характерно для синдрома Фанкони, если у здорового человека в моче содержатся аминокислоты

аланин, серин, глутаминовая кислота и глицин.

3. Определите порядок следования аминокислот в участке молекулы белка, если известно, что он кодируется такой последовательностью нуклеотидов ДНК: ТГА ТЦЦ ГТТ ТАТ ГЦГ ЦЦЦ. Как изменится белок, если химическим путем будут удалены девятый и тринадцатый нуклеотиды?

_________________________________________________________

Задания 2 варианта

1. Исследования показали, что в и-РНК содержится 34% гуанина, 18% урацила, 28% цитозина и 20% аденина. Определите процентный состав азотистых оснований в

участке ДНК, являющейся матрицей для данной и-РНК.

2. Исследования показали, что в иРНК содержится 18% гуанина, 36% урацила, 22% цитозина. Определите процентный состав азотистых оснований в участке ДНК, являющегося матрицей для данной иРНК.

3. Химическое исследование показало, что 30 % общего числа нуклеотидов данной информационной РНК приходится на урацил, 26 % - на цитозин, 24 % - на аденин. Что можно сказать о нуклеотидном составе соответствующего участка двухцепочечной ДНК, слепком с которого является и-РНК?

________________________________________________________

Задания 3 варианта

1. Полипептидная цепь одного белка животных имеет следующее начало: лизин —

глутамин — треонин — аланин— аланин — аланин — лизин...

С какой последовательности нуклеотидов начинается ген, соответствующий этому белку?

Найдите длину данного участка ДНК.

2. Какой последовательностью нуклеотидов ДНК кодируется участок белка, если он имеет следующее строение: пролин — валин — аргинин — пролин — лейцин — валин —

аргинин? Определите длину участка ДНК.

3 . Фрагмент молекулы белка содержит аминокислоты:

глутамин – серин – лизин– валин- пролин. Определите: структуру участка молекулы ДНК, кодирующего эту последовательность аминокислот; количество (в %) различных видов нуклеотидов в этом участке гена.

__________________________________________________________

Задания 4 варианта

1. Белок состоит из 315 аминокислот. Установите число нуклеотидов участков молекул ДНК и и-РНК, которые кодируют данный белок, а также число молекул т-РНК,

необходимых для переноса этих аминокислот к месту синтеза белка. Ответ поясните.

2. Какую длину имеет участок ДНК, в которой закодирована первичная структура белка, если молекула его содержит 124 аминокислоты, а один нуклеотид занимает 0,34 нм в цепи ДНК? Сколько молекул т-РНК будет участвовать в переносе этого количества аминокислот к месту синтеза?

3. Белковая молекула образована 98 аминокислотами. Сколько т-РНК принимало участие в синтезе этого белка? Определите число нуклеотидов в и-РНК и в молекуле ДНК.

__________________________________________________________

Задания 5 варианта

1. Фрагмент молекулы ДНК, на котором синтезируется участок тРНК, имеет следующую последовательность нуклеотидов АТА-ГЦТ-ГАА-ЦГГ-АЦТ. Установи­те нуклеотидную последовательность участка тРНК который синтезируется на данном фрагменте. Какой кодон иРНК будет соответствовать антикодону этой, тРНК, если она переносит к месту синтеза белка аминокислоту ГЛУ. Ответ поясните.

2. В процессе трансляции участвовало 30 молекул т-РНК. Определите число аминокислот, входящих в состав синтезируемого белка, а также число триплетов и нуклеотидов в гене, который кодирует этот белок.

3. Антикодоны тРНК поступают к рибосомам в следующей последовательности нуклеотидов УЦГ, ЦГА, ААУ, ЦЦЦ. Определите последовательность нуклеотидов на иРНК, последовательность нуклеотидов на ДНК, кодирующих определенный белок и последовательность аминокислот во фрагменте молекулы синтезируемого белка, используя таблицу генетического кода.

_____________________________________________________________________________________

Задания 6 варианта

1. В процессе диссимиляции в тканях произошло расщепление 6 молекул глюкозы, из которых полному кислородному расщеплению подверглась только половина. Определите, сколько грамм молочной кислоты и углекислого газа образовалось вследствие реакции. Сколько молекул АТФ образовалось и сколько энергии аккумулировалось?

2. В процессе диссимиляции в тканях произошло расщепление 7 молекул глюкозы, 4 из которых подверглись полному кислородному расщеплению. Определите, сколько грамм молочной кислоты и углекислого газа образовалось вследствие реакции. Сколько молекул АТФ образовалось и сколько энергии аккумулировалось?

3. В процессе энергетического обмена произошло расщепление 7 моль глюкозы, из которых полному подверглось только 2. Определите: а) сколько моль молочной кислоты и СО2 при

этом образовалось? б) сколько АТФ при этом синтезировано? в) сколько энергии запасено в этих молекулах АТФ?

infourok.ru