Сущность, цели и объект региональной политики государства. Региональный политик


Региональная политика

Региональная политика государства является важной составной частью его экономической политики и охватывает совокупность разных административных, законодательных, экономических мероприятий, которые осуществляются как местными, так и центральными органами власти. Направлены все эти мероприятия на регулирование в размещении производительных сил.

Государственная региональная политика является отраслью управления социальным, экономическим и политическим развитием в стране в региональном (пространственном) аспекте. Другими словами, данная сфера связана с взаимоотношениями между районами и центральным аппаратом страны, а также отношениями районов друг с другом.

Региональная политика являет собой компонент национальной стратегии в социально-экономическом развитии и предусматривает несколько направлений.

  1. Формирование соотношения движущих сил районного развития и обеспечение взаимодействия между ними.
  2. Определение соотношений регионального и общегосударственного аспектов в развитии, уровней экономического управления.
  3. Освоение новых территорий и ресурсов, поднятие экономики в отсталых районах.
  4. Решение вопросов национально-экономического характера (в условиях многонациональной страны).
  5. Решение урбанизационных проблем (связанных с повышением роли городов).

Среди прочих направлений отрасли следует отметить районные аспекты аграрной, демографической политики. Проявляющееся отношение государственного аппарата к каждому из вышеописанных направлений и определенные мероприятия, которые осуществляются по ним, формируют содержание политики, проводимой госаппаратом на местах. В развитых странах содержание региональных мероприятий приблизительно одинаково.

  1. Реконструкция (восстановление) экономического состояния депрессивных (отсталых) промышленных районов, освоение территорий слаборазвитых.
  2. Децентрализация агломераций (выведение за пределы скопления) и районов с высокой концентрацией производства.
  3. Формирование новых узлов промышленности за рамками городских поселений, не имеющих связи с существующими промышленными центрами.

Региональная политика по вышеописанной схеме предотвращает усиление диспропорции как в масштабах всей страны, так и в ее регионах. Эта отрасль управления в развитых странах выполняет весьма значимую роль. При этом в державах менее развитых проблемы в районах часто стоят более остро. Это связано с тем, что региональная политика требует значительных затрат.

Направления работы с районами в развитых странах можно выделить следующие:

  1. Интеграция в единую торговую площадку всех районов в стране.
  2. Подъем экономики менее развитых регионов, смягчение диспропорций.
  3. Освоение в более полном масштабе людских и природных ресурсов.
  4. Размещение новых проектов промышленности с рациональной точки зрения.

В России региональной политике отводится значимая роль. Это обусловлено огромными различиями социально-демографических, природно-географических, экономических и прочих условий внутри страны. В РФ неприменим унифицированный подход к районам.

Значение региональной политики в процессе перехода к рыночным отношениям возрастает в значительной степени. Вместе с этим напряжение в социально-экономической ситуации в районах, ярко выраженные контрасты в социальных условиях могут угрожать существованию страны, приводя к ее распаду. В связи с этим предназначение региональной политики еще и в том, чтобы ослабить внутренние напряжения, сохранив единство и целостность державы. Изменение ситуации внутри страны провоцирует изменения в содержании работы с районами.

fb.ru

Региональная политика - это... Что такое Региональная политика?

 Региональная политика Региональная политика Региональная политика - составная часть государственного регулирования; комплекс законодательных, административных и экономических мероприятий, способствующих наиболее рациональному размещению производительных сил и выравниванию уровня жизни населения. Региональная политика охватывает все важнейшие отрасли материального производства, занятость населения, размещение сферы обслуживания, стимулирование туризма и т.д. Главная цель региональной политики заключается в сглаживании наиболее острых социальных и экономических диспропорций между отдельными районами страны.

По-английски: Regional policy

Финансовый словарь Финам.

.

  • Региональная лотерея
  • Региональная целевая программа конверсии

Смотреть что такое "Региональная политика" в других словарях:

  • Региональная политика — Региональная политика  составная часть государственного регулирования; комплекс законодательных, административных и экономических мероприятий, способствующих наиболее рациональному размещению производительных сил и выравниванию уровня жизни… …   Википедия

  • РЕГИОНАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА — (regional policy) Политика перераспределения дохода и рабочих мест между различными географическими регионами страны или, если речь идет о Европейском союзе (ЕС) (European Union, EU) между отдельными странами. Обычно региональная политика имеет… …   Экономический словарь

  • региональная политика — Система мер и законодательных актов государства по управлению экономическим и социальным развитием отдельных регионов и административных единиц страны …   Словарь по географии

  • Региональная политика — (от лат regionalis областной, поместный + гр. politike искусство управления государством; англ. regional politics) по законодательству РФ система целей и задач органов гос ной власти по управлению политическим, экономическим и социальным… …   Энциклопедия права

  • Региональная политика — REGIONAL POLICY Политика, направленная на устранение дисбаланса между регионами страны с точки зрения безработицы и уровня национального дохода на душу населения. Основной подход состоит в равномерном распределении производства по всем районам… …   Словарь-справочник по экономике

  • Региональная политика — (regional policy), программы центр, пр ва, направленные на регулирование социально эконом. развития регионов. Такая политика может быть позитивной и негативной. Позитивная Р.п. стремится поощрять региональное развитие, привлекая капиталовложения… …   Народы и культуры

  • региональная политика — сфера деятельности государственных органов (законодательных и исполнительных) по оказанию воздействия на территориальное разделение труда и экономическое развитие страны в пространственно региональном аспекте (независимо от государственного строя …   Географическая энциклопедия

  • Региональная политика —    в Российской Федерации система целей и задач органов государственной власти по управлению политическим, экономическим и социальным развитием регионов страны, а также механизм их реализации …   Гражданская защита. Понятийно-терминологический словарь

  • Региональная политика — (от лат regionalis областной, поместный + гр. politike искусство управления государством; англ. regional politics) по законодательству РФ система целей и задач органов гос ной власти по управлению политическим, экономическим и социальным… …   Большой юридический словарь

  • Региональная политика в РФ — Под региональной политикой в Российской Федерации понимается система целей и задач органов государственной власти по управлению политическим, экономическим и социальным развитием регионов страны, а также механизм их реализации... Источник: Указ… …   Официальная терминология

dic.academic.ru

Определение региональной политики

Региональная (социально-экономическая) политика государства - сфера деятельности по управлению политическим, экономическим, социальным и экологическим развитием страны в пространственном, региональном аспекте и отражающая как взаимоотношения между государством и регионами, так и регионов между собой. Вместе с тем в условиях деятельности зрелых межгосударственных интеграционных союзов, в частности западноевропейского Общего рынка (ЕС), когда отдельные внутригосударственные регионы успешно отстаивают свое право на обладание приоритетом перед существующими ныне национальными государствами, понятие «региональная политика» приобретает уже наднациональный подтекст.

В литературе понятия «региональная политика» и «региональная экономическая политика» нередко употребляются как синонимы безо всяких оговорок, хотя некорректность их полного отождествления очевидна: подобно тому, как экономика является лишь одной (хотя и неимоверно важной) сферой человеческой деятельности (включающей процессы общественного производства, обмена, распределения и потребления материальных и духовных благ и т. д.), так и региональная экономическая политика не охватывает всего спектра возможной управленческой деятельности государства.

Вместе с тем использование термина «социально-экономическая региональная политика» меняет дело: он максимально «раздвигает» диапазон управленческих действий страны, и практически «сливается» с термином «региональная политика». С учетом этого обстоятельства в учебном пособии предлагается оперировать всеми тремя понятиями как взаимозаменяемыми, но для краткости - отдавать предпочтение самому лаконичному из них, не забывая при этом о семантических нюансах.

Региональная политика обычно является составной частью национальной стратегии социально-экономического развития и как таковая полностью исходит из философской концепции властей. Однако подобно тому, как нередко «уживаются» универсальные общеэкономические категории и законы (например, закон стоимости) с субъективной их трактовкой (а то и попранием) в рамках отдельных государств, так и любая специфика национальной региональной политики не в состоянии отменить некоторых общих закономерностей ее реализации безотносительно к типу страны. (Следует также помнить о том, что региональная политика может быть осознанной, «полуосознанной» (когда сказываются косвенные региональные последствия федеральных программ) и даже неосознанной, поскольку все государственные акции так или иначе приурочены к определенной территории).

В тесной связи с региональной политикой находятся такие понятия как «региональная экономика», «региональное развитие», «региональное планирование», «региональное моделирование», «регионализация» и др. Региональная экономика исследует совокупность экономических и социальных факторов и явлений, обусловливающих формирование и развитие производительных сил и социальных процессов в пределах конкретных регионов. Региональное развитие подразумевает изменение внутренней социально-экономической структуры региона (обычно прогрессивное, поскольку в противном случае более уместно выражение «деградация»). Региональное планирование, которое обычно ассоциируется с региональным программированием, представляет собой одну из форм государственного вмешательства в экономику в целях смягчения острых региональных контрастов и социальных противоречий. Речь идет о разработке и реализации специальных программ развития отдельных районов (в странах с элементами плановой экономики - часто в контексте специальных национальных планов: пятилеток, семилеток и т. д.). Под региональным моделированием понимается эконометрическое (экономико-математическое) конструирование существующей или перспективной социально-экономической структуры региона с целью ее оптимизации (регио-нометрика). Наконец, регионализация (или районирование) обозначает ничто иное, как процесс так-сонирования регионов (районов).

psyera.ru

Региональная политика

Региональная политика представляет собой систему законодательных, административных, экономических и природоохранных мер, способствующих более рациональному размещению производительных сил, сглаживанию различий в уровнях развития отдельных регионов. Региональную политику проводят и страны Запада, и развивающиеся страны, и страны с переходной экономикой.

В странах Запада государство до Второй мировой войны сравнительно мало вмешивалось в вопросы размещения производительных сил. Если такое вмешательство и было, то оно носило спорадический характер и было связано либо с военной обстановкой, либо с экономическими кризисами. Так, в годы Великой депрессии в США (1929–1933) по инициативе президента Ф. Рузвельта была принята федеральная программа по освоению и развитию ресурсов долины р. Теннесси, имевшая задачей комплексное развитие всего штата Теннесси. До сих пор она остается предметом гордости американских специалистов.

После Второй мировой войны государственное регулирование экономики вообще приняло на Западе значительно большие масштабы, особенно в Западной Европе. Составной частью такого регулирования стала и региональная политика, которая начала охватывать все важнейшие отрасли производственной и непроизводственной сфер. Проводят ее обычно в двух главных формах. Первая из них – региональное планирование (программирование), которое выражается в составлении региональных планов (программ). Они могут быть кратко-, средне– и долгосрочными. При этом некоторые страны (Франция, Великобритания, Италия, Нидерланды, Швеция, Япония) проводят такое планирование с полным, а некоторые (ФРГ, Бельгия, США, Канада) с неполным охватом территории своих стран. Вторая форма – региональное прогнозирование. Органы осуществления региональной политики могут быть национальными (например, в США) и наднациональными (например, в ЕС).

На протяжении послевоенных десятилетий методы региональной политики не оставались неизменными. Так, сначала акцент делали в первую очередь на решении социальных задач, затем больше внимания стали уделять и экономическим задачам. Со временем для решения региональных проблем стали привлекать не только государственный, но и частный капитал. От крупномасштабных программ часто стали переходить к решению более локальных проблем. И тем не менее главная цель региональной политики остается неизменной. Она заключается в сглаживании наиболее острых социальных и экономических диспропорций между отдельными районами страны, чреватых массовыми выступлениями трудящихся и усилением напряженности в обществе, в выравнивании уровней качества жизни. В региональной политике широко используют как ограничительные, так и поощрительные меры.

На этом общем фоне обычно выделяют четыре главных конкретных направления региональной политики.

Первое направление заключается в подъеме отсталых аграрных районов. Их называют также бедствующими, проблемными, серыми. Это районы, мало затронутые НТР. Для них характерны отток и старение населения, повышенный уровень безработицы, недостаточность капиталовложений. Классический пример такого рода являет собой Юг Италии, сильно отстающий в развитии от промышленного Севера этой страны. Во Франции к подобным районам относят Центральный массив, Аквитанию, Северо-Запад, Корсику, в Испании – Галисию, некоторые районы Юга и Центра, в Великобритании – Северную Шотландию, в США – плато Озарк, район «Четыре угла», находящийся на стыке штатов Аризона, Колорадо, Нью-Мексико и Юта.

Региональная политика по отношению к таким районам предусматривает налоговые льготы, организацию специальных фондов (например, «Касса Юга» в Италии), создание на государственные средства производственной и социальной инфраструктуры, которая во многом определяет «деловой климат» района. Нередко в них создаются крупные промышленные предприятия, играющие роль «полюсов роста». Впервые в рамках региональной политики закон о «полюсах роста» был принят в Италии в 1957 г. В соответствии с ним на Юге было построено несколько крупных предприятий, например мощный металлургический комбинат в Таранто. «Полюса роста» стали создавать также в Испании, во Франции, в других странах. В последнее время наряду с индустриализацией в слаборазвитых районах много внимания уделяют также развитию сельского хозяйства, туризма и рекреации.

Второе направление региональной политики заключается в «реанимации» депрессивных районов. Это старопромышленные районы с преимущественным развитием угольной, железорудной, текстильной промышленности, которые возникли еще в период промышленных переворотов XVIII–XIX вв. В эпоху НТР переход энергетики с угля на нефть и газ, черной металлургии – с местной на более богатую заморскую железную руду, текстильной промышленности – с натурального на искусственное волокно привел к экономическому упадку, депрессии таких районов. Сам термин «депрессивный район» возник еще в период мирового экономического кризиса 1929–1933 гг. Но особенно сильно их отставание проявилось уже в эпоху НТР. Начались старение и отток населения, структурный кризис, структурная безработица.

Ярким примером депрессивного района по крайней мере до недавнего времени мог служить Аппалачский район США, полностью или частично охватывающий территорию 13 штатов с населением около 20 млн человек. Этот район, в котором находится главный каменноугольный бассейн страны, давно уже переживает экономический застой. Структурный кризис поразил и большинство каменноугольных и железорудных бассейнов, старых текстильных районов зарубежной Европы.

Региональная политика в депрессивных районах, как правило, включает в себя внедрение в их экономику новых и новейших отраслей производства, тесно связанных с НТР, перепрофилирование предприятий, переспециализацию рабочей силы, создание филиалов ТНК.

Третье направление региональной политики заключается в сдерживании гипертрофированного роста городских агломераций, особенно столичных. Такой рост, происходивший в 60—70-х гг. XX в., имел своим последствием возникновение довольно общего явления, которое стали называть кризисом городов. Он проявился в угрожающем загрязнении городской среды и ухудшении санитарно-гигиенических условий жизни, в перегрузке транспорта, в ухудшении жилищного фонда и т. д. В результате начался массовый отток зажиточных слоев населения из центральных частей городов в пригороды.

Главной задачей региональной политики в этой сфере стало обуздание таких «сверхгородов». Это достигается прежде всего при помощи районной планировки, которую стали широко применять во Франции, в Нидерландах, Японии, США, Канаде. В Великобритании, во Франции большие масштабы приняло сооружение городов-спутников Лондона и Парижа и вообще новых городов, которые способствуют разгрузке городских агломераций. Есть отдельные примеры осуществления так называемой дегломерации – как пассивной (ограничение нового строительства в крупнейших городах), так и активной (вынос предприятий из таких городов).

Четвертое направление региональной политики заключается в освоении новых ресурсных районов с экстремальными природными условиями. До Второй мировой войны страны Западной Европы, США, Япония могли опереться на топливно-сырьевые ресурсы своих колоний и полуколоний. Поэтому их интерес к районам Севера, к Австралии был эпизодическим, связанным преимущественно с «золотыми лихорадками» (Клондайк, Калгурли), после которых нередко оставались лишь «города-призраки». После крушения колониальной системы интерес стран Запада к районам нового освоения повысился. При этом отчетливо проявилось стремление переориентировать тяжелую промышленность на собственные ресурсы, уменьшить зависимость от импорта сырья и топлива из развивающихся стран. В результате началось широкое освоение этих районов, занимающих вместе огромную территорию в 18 млн км2(рис. 62).

В целом результаты региональной политики в экономически развитых странах Запада можно охарактеризовать как довольно ограниченные. Во всяком случае, подразделение районов на высокоразвитые, отсталые и депрессивные остается. Очаги тяжелой промышленности, создаваемые в отсталых районах в соответствии с региональными программами, представлены большей частью предприятиями черной металлургии, нефтепереработки и других базовых отраслей, которые в большинстве стран переживают застой и к тому же мало связаны с местной экономикой. А в освоении новых ресурсных районов приоритет зачастую принадлежит интересам военно-стратегического плана. И тем не менее нельзя отрицать, что без проведения региональной политики многие территориальные диспропорции в странах Запада были бы значительно острее.

Рис. 62. Районы нового освоения в экономически развитых странах Запада (по Л. Н. Карпову)

В развивающихся странах региональная политика имеет свои особенности. Например, для них в целом мало актуальна проблема «реанимации» старопромышленных депрессивных районов. Но остальные три направления такой политики оказываются весьма актуальными. Это и подъем отсталых районов, в том числе при помощи крупных промышленных новостроек – «полюсов роста» (например, Асуан в Египте, Бхилаи в Индии). Это и сдерживание гипертрофированного роста «сверхгородов», особенно столичных. Это и освоение новых ресурсных районов, наиболее ярким примером которого может служить бразильская Амазония. Кстати, для освоения глубинных районов некоторые развивающиеся страны (Бразилия, Пакистан, Танзания, Нигерия, Кот-д'Ивуар) уже предприняли перенос своих столиц из приморских городов в города, расположенные вдали от побережья. Изменения в экономической модели развития и свертывание госсектора (например, в Латинской Америке) не привели к отмене региональных программ, хотя и видоизменили их формы.

Россия имеет большой опыт осуществления региональной политики, поскольку в бывшем Советском Союзе были разработаны многие крупные региональные программы, хотя в большинстве своем они так и не были завершены. После распада СССР нарушились экономические связи не только между бывшими союзными республиками страны, но и между вновь созданными субъектами Российской Федерации. Поэтому государственной региональной политике ныне придается все большее значение. Ее проводят на федеральном, межрегиональном и внутрирегиональном уровнях, а ее «адресатами» стали все 86 субъектов РФ. На переходном этапе развития страны сформировались восемь межрегиональных ассоциаций экономического взаимодействия: «Северо-Запад», «Центр России», «Черноземье», «Большая Волга», «Северный Кавказ», «Урал», «Сибирь», «Дальний Восток и Забайкалье». С 1995 г. в стране работает Международная академия регионального развития и сотрудничества (МАРС), в деятельности которой активно участвуют и географы. А с 2000 г., когда началась коренная административная реформа и были образованы семь федеральных округов (Центральный, Северо-Западный, Приволжский, Южный, Уральский, Сибирский и Дальневосточный), можно, повидимому, говорить и о новом этапе осуществления государственной региональной политики. В 2001 г. была принята первая новая региональная программа «Юг России». За ней последовали и другие.

Похожие статьи:

poznayka.org

РЕГИОНАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА - это... Что такое РЕГИОНАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА?

 РЕГИОНАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА РЕГИОНАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА (regional policy) Политика перераспределения дохода и рабочих мест между различными географическими регионами страны или, если речь идет о Европейском союзе (ЕС) (European Union, EU) между отдельными странами. Обычно региональная политика имеет целью довести развитие регионов с очень низким уровнем дохода на душу населения до среднего по стране и снизить долю безработицы в тех регионах, где она слишком высока. Кроме того, разрабатываемые программы призваны смягчить остроту социальных проблем и перенаселенность в результате чрезмерной концентрации деловой активности в наиболее населенных районах. Цель региональной политики – стимулирование как государственных, так и частных инвестиций в наименее развитые районы. Это может осуществляться в форме прямого использования государственных средств или виде налоговых льгот.

Экономика. Толковый словарь. — М.: "ИНФРА-М", Издательство "Весь Мир". Дж. Блэк. Общая редакция: д.э.н. Осадчая И.М.. 2000.

Экономический словарь. 2000.

  • РЕГИОН РАЗВИТИЯ/РАЙОН, НУЖДАЮЩИЙСЯ В ЭКОНОМИЧЕСКОМ РАЗВИТИИ
  • РЕГИСТР АКЦИОНЕРОВ

Смотреть что такое "РЕГИОНАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА" в других словарях:

  • Региональная политика — Региональная политика  составная часть государственного регулирования; комплекс законодательных, административных и экономических мероприятий, способствующих наиболее рациональному размещению производительных сил и выравниванию уровня жизни… …   Википедия

  • Региональная политика — составная часть государственного регулирования; комплекс законодательных, административных и экономических мероприятий, способствующих наиболее рациональному размещению производительных сил и выравниванию уровня жизни населения. Региональная… …   Финансовый словарь

  • региональная политика — Система мер и законодательных актов государства по управлению экономическим и социальным развитием отдельных регионов и административных единиц страны …   Словарь по географии

  • Региональная политика — (от лат regionalis областной, поместный + гр. politike искусство управления государством; англ. regional politics) по законодательству РФ система целей и задач органов гос ной власти по управлению политическим, экономическим и социальным… …   Энциклопедия права

  • Региональная политика — REGIONAL POLICY Политика, направленная на устранение дисбаланса между регионами страны с точки зрения безработицы и уровня национального дохода на душу населения. Основной подход состоит в равномерном распределении производства по всем районам… …   Словарь-справочник по экономике

  • Региональная политика — (regional policy), программы центр, пр ва, направленные на регулирование социально эконом. развития регионов. Такая политика может быть позитивной и негативной. Позитивная Р.п. стремится поощрять региональное развитие, привлекая капиталовложения… …   Народы и культуры

  • региональная политика — сфера деятельности государственных органов (законодательных и исполнительных) по оказанию воздействия на территориальное разделение труда и экономическое развитие страны в пространственно региональном аспекте (независимо от государственного строя …   Географическая энциклопедия

  • Региональная политика —    в Российской Федерации система целей и задач органов государственной власти по управлению политическим, экономическим и социальным развитием регионов страны, а также механизм их реализации …   Гражданская защита. Понятийно-терминологический словарь

  • Региональная политика — (от лат regionalis областной, поместный + гр. politike искусство управления государством; англ. regional politics) по законодательству РФ система целей и задач органов гос ной власти по управлению политическим, экономическим и социальным… …   Большой юридический словарь

  • Региональная политика в РФ — Под региональной политикой в Российской Федерации понимается система целей и задач органов государственной власти по управлению политическим, экономическим и социальным развитием регионов страны, а также механизм их реализации... Источник: Указ… …   Официальная терминология

dic.academic.ru

Региональная экономика и политика РФ

Сущностью региональной политики является управление региональным развитием для достижения общенациональных целей.

Под региональной политикой в Российской Федераций понимается система целей и задач органов государственной власти по управлению политическим, экономическим и социальным развитием регионов страны, а также механизм их реализации.

Для России региональная политика имеет исключительно важное значение из-за огромных различий природно-географических, социально-демографических, экономических и других условий. В современных условиях, в период перехода к рыночным отношениям, роль региональной политики еще больше возрастает. Это обусловлено:

· усилением центробежных, сепаратистских настроений в регионах, дезинтеграцией экономического пространства;

· необходимостью учета специфики регионов при проведении реорганизации экономики и учет резко отличающихся начальных условий в регионах;

· незавершенностью и противоречивостью разграничения компетенции федеральных и региональных органов управления;

· политической нестабильностью и межэтнической напряженностью в ряде регионов;

· геополитическими и социально-экономическими последствиями распада СССР;

· экономическим кризисом, острыми проблемами в регионах.

Цели региональной экономической политики Правительства России носят долговременный характер и связаны со стратегическим направлениями социально-экономического развития страны (табл. 4.1).

Таблица 4.1

Цели и задачи региональной политики РФ

Цели региональной

политики РФ

Задачи региональной политики РФ

1

2

укрепление экономического единства страны на основе принципов федерализма, местного самоуправления и общероссийского рынка;

повышение уровня и качества жизни населения, обеспечение примерно равных условий социального развития во всех регионах России;

всемерное использование региональных факторов и благоприятных предпосылок для формирования в регионах эффективной

обеспечить работоспособность основных систем жизнеобеспечения, научно-производственного потенциала, федеральных и региональных инфраструктурных систем, преодолеть спад производства прежде всего в наиболее развитых опорных регионах, свести к минимуму социальный и экономический ущерб от свертывания неконкурентоспособных производств;

содействовать созданию в каждом регионе субъекте Федерации ресурсно-финансового потенциала, достаточного для решения основных задач социально-экономического развития;

содействовать восстановлению нарушенных межгосуда-рственных и межрайонных экономических связей, остающихся рациональными в новых условиях;

развивать общероссийский рынок как интегрированную систему региональных рынков товаров, услуг, капитала и рабочей силы;

социально-ориентированной экономики

сократить разрыв в уровнях социального и экономического развития регионов – субъектов Федерации путем активной поддержки отсталых и депрессивных территорий;

решить острые социально-экономические проблемы регионов Крайнего Севера и Дальнего Востока с учетом специфических интересов проживающих здесь малочисленных народов, восстановить хозяйственный потенциал Чеченской республики;

удержать в социально безопасных рамках безработицу в крупных центрах и индустриальных районах;

принять меры к урегулированию миграции населения, обеспечить расселение переселенцев и беженцев в регионах, имеющих необходимые предпосылки

В практическом осуществлении задач региональной экономической политики Правительство Российской Федерации опирается на разнообразные формы и методы государственного воздействия:

· использование государственного бюджета для перераспределения финансовых ресурсов между регионами;

· осуществление федеральных программ развития регионов и отраслей с долевым государственным финансированием, участие в отдельных структурообразующих инвестиционных проектах с использованием конкурсной и контрактной системы их реализации;

· размещение федеральных заказов на поставку продукции для общегосударственных нужд.

В составе каждой федеральной целевой программы должен разрабатываться территориальный блок.

Объектами особого внимания со стороны государства, согласно данной концепции, являются проблемные регионы, которые выделяются в зависимости от уровня развития, глубины кризисных процессов, значения в решении общегосударственных социально-экономических задач. Основными типами проблемных регионов в современной ситуации являются: отстающие, депрессивные, кризисные, а также регионы особого стратегического значения.

Отстающие в экономическом отношении регионы – регионы, которые характеризуются чрезмерно низкими душевыми доходами населения и недостаточным производственным и финансовым потенциалом.

Депрессивные районы – территории, обладающие достаточным экономическим потенциалом, но охваченные в результате структурного кризиса устойчивым снижением производства и реальных доходов населения и растущей безработицей. К этой категории территорий следует относить не только субъекты Федерации, но и конкретные части областей, краев или республик в составе России, что позволит оказывать целевую помощь депрессивным местностям, не распространяя ее на развитые центры субъектов Федерации.

Основной формой поддержки депрессивных регионов является концентрация уже предусмотренных нормативно-законодательными актами методов и механизмов поддержки предпринимательства, привлечения частных (в том числе иностранных) инвестиций, содействие инвестиционной активности, реструктуризации предприятий, переподготовке кадров с целью обеспечения доступа к действующим каналам финансовой помощи.

Кризисные регионы – регионы, отличающиеся экстремальным характером экономических, социально-политических и экоприродных процессов (остановка подавляющей части промышленных предприятий, межэтнические конфликты, последствия природных катаклизмов).

Проблемы кризисных регионов решаются с помощью федеральных целевых программ. На кризисные регионы распространяются меры, предпринимаемые в отношении депрессивных регионов.

Народное хозяйство России не может нормально развиваться без природных ресурсов Крайнего Севера. Сохраняется приоритетное значение государственной поддержки топливно-энергетического и горно-промышленного комплекса. Здесь необходимо прежде всего решать проблемы структурной перестройки промышленности Севера в направлении ликвидации непрофильных, убыточных и экологически "грязных" предприятий, развития транспортной инфраструктуры, включая совершенствование трансарктической навигации, а также создать благоприятные условия для коренных народностей Севера, обеспечить жизнедеятельность населения индустриальных центров, переселить избыточное население в районы, более благоприятные для проживания.

Особое геополитическое положение Дальнего Востока и Калининградской области предопределяет необходимость принятия специальных целевых федеральных программ социально-экономического развития этих регионов, укрепления их транспортных связей с Центральной Россией, усиления их роли во внешнеэкономических отношениях.

Требуют внимания регионы, граничащие с республиками бывшего СССР. Новое приграничье России глубоко интегрировано с сопредельными зарубежными территориями в экономическом, культурно-этническом и демографическом плане, поэтому необходимо посредством правовых и экономических инструментов поощрять стремление приграничных районов к всеобъемлющему сотрудничеству с соседними областями Казахстана, Украины, Беларуси, других республик бывшего СССР.

3ys.ru

сущность, основные цели, проблемы – тема научной статьи по экономике и экономическим наукам читайте бесплатно текст научно-исследовательской работы в электронной библиотеке КиберЛенинка

НОВЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ПО РЕГИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКЕ

РЕГИОНАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА: СУЩНОСТЬ, ОСНОВНЫЕ ЦЕЛИ, ПРОБЛЕМЫ

Анимица Е.Г.

В контексте современных общемировых пространственных процессов обоснована необходимость обновления теории регионального развития России. Рассмотрена эволюция и дана авторская трактовка понятий "район", "регион", "региональная политика". Конкретизированы объекты и субъекты региональной политики, сформулированы требования, предъявляемые к властным структурам России при ее формировании.

Неравномерное региональное развитие относится к фундаментальным общемировым процессам. Подобный феномен обусловлен не только разнообразием физико-географических, геополитических, экономических, исторических и многих других условий, но и тенденциями концентрации и деконцентрации производительных сил, которые в итоге ведут к неравномерному размещению хозяйства и населения по территории планеты, страны и региона. Поэтому практически все страны принимают меры по сдерживанию межрегиональных экономических и социальных различий, проводя ту или иную региональную политику.

Необходимость проведения активной региональной политики наиболее актуальна для России, которая выделяется огромными территориями, уникальным разнообразием природных, геополитических, этнонациональ-ных и других условий в разных частях государства. Тем более, что с началом рыночных реформ и демократических преобразований усилилась дифференциация регионов, наметились неблагоприятные тенденции дивергенции и дезинтеграции экономического пространства России [1,2].

Региональная политика в России стоит сегодня перед необходимостью радикального обновления, поиска и выбора новой парадигмы - целостной системы базовых положений, научных взглядов, исходных принципов, представлений, правил, убеждений, логически связанных между собой и образующих в итоге некий образец, который адекватно отражает в определенный момент (отрезок) времени социальные, экономические, политические и иные общественные процессы и преобразования в пространстве страны.

Старая парадигма районного (регионального) развития, сложившаяся в советское время, уже не в состоянии объяснить современные пространственные процессы [3]. В связи с этим возникла объективная необходимость построения новой теории регионального развития, объясняющей сущест-

вующие проблемы и разрабатывающей основные принципы новой стратегии пространственного развития России. Но прежде чем говорить о региональной политике, необходимо определить свое отношение к определениям родовых понятий "район", "регион" и "политика".

В трактовке узлового понятия - "политика" (от греч. ро/лт1кг| - наука о государстве, искусство управления государством), известного еще со времен Аристотеля, наблюдаются содержательная путаница и концептуальная невнятность.

Не втягиваясь в дискуссию по поводу трактовки понятия "политика", мы рассматриваем политику и как область общественных взаимодействий, взаимоотношений (в частности, между органами власти разных уровней, партиями, общественными движениями, а также личностями) в связи с конкретными планами, программами, интересами и целями, и как программу действий, осуществляемую людьми (или группой людей) по отношению к какой-либо проблеме (например, в области наркомании, малого бизнеса и т.п.), стоящей перед сообществом, и как совокупность институтов, механизмов, форм согласования интересов, которые определяются правом или традициями.

Все эти три трактовки понятия "политика", невзирая на различия, по существу взаимосвязаны, поскольку общественная жизнь - это та сфера, где люди противопоставляют друг другу программы действий, в том числе и в сфере регионального развития.

Учение о районах, об экономическом районировании органически связано с развитием русской науки. Пожалуй, в XVIII и XIX вв. не было таких крупных ученых или общественных деятелей, которые так или иначе не касались бы вопросов районирования или связанных с ним проблем. Среди выдающихся ученых, мыслителей и государственных деятелей -В.М. Ломоносов, В.Н. Татищев, А.Н. Радищев, К.И. Арсеньев, Н.П. Огарев, Д.И. Менделеев, Н.Г Чернышевский, В.П. Семенов-Тяншанский. Им принадлежит честь обоснования выдающегося значения районирования для научного познания России с ее огромными масштабами территории, природно-климатическим, социально-экономическим, национальным и конфессиональным разнообразием [4].

Категория "район" (от лат. regio - область, край) в России начала употребляться в XIX в., а с конца того же века этот термин стал широко применяться в географической и экономической литературе.

Анализируя различные трактовки понятия "район", даваемые русскими учеными, можно привести обобщенную его формулировку. Район -это целостная территория (пространство, зона и т.п.), выделенная по совокупности каких-либо взаимосвязанных признаков и явлений, обладающая внутренним единством (однообразием) составляющих естественно-

исторических, общеэкономических, этнодемографических и иных элементов, и по этим же признакам отличающаяся от сопредельных территорий.

В советское время для окончательной победы нового общественного строя над капиталистическим важное значение придавалось новому районированию страны.

Становление новой парадигмы районов связывается с планом ГОЭЛ-РО ("вторая программа" партии большевиков), в котором первостепенную роль, наряду с электрификацией, отводилась и экономическому районированию [5].

По существу, именно с этого времени окончательно закрепляется категория "район" в советской экономико-географической и экономической литературе. Термин "район" (в том числе в сочетании с другими словами) стал чрезвычайно широко применяться и в практической деятельности.

В 20-е годы XX в. наблюдается бурная активизация исследований и публикаций по проблемам районирования. Это была своеобразная реакция на государственный заказ. К работам по районированию привлекались такие известные ученые, как И.Г. Александров, Л.С. Берг, C.B. Бернштейн-Коган, В.Э. Ден, К.Д. Егоров, Б.Н. Книпович, Г.М Кржижановский, Н.П. Никитин, Е.Я. Шульгин и др., которые занимались проблемами районирования и в дореволюционное время.

Именно использование плодотворной идеи районирования, опора на ее потенциальные возможности и традиции позволяла советской власти решать три крупные проблемы:

а) помочь национально-государственному строительству;

б) приступить к новому административно-территориальному устройству;

в) способствовать выравниванию уровня экономического развития ранее отсталых территорий.

В общем, категория "район" в советской географической и экономической литературе трактовалась достаточно "жестко". В парадигму района, наряду с такими двумя основными базовыми признаками, как специфика территории и единство (взаимосвязанность) совокупности составляющих элементов, был введен и третий признак - управляемость. Данный "триединый" методологический подход (специфика - единство - управляемость) был положен в основу определения любого района, в том числе и экономического района как фундаментального понятия экономической географии [6, с. 226 - 227].

Следует отдать должное таким ученым-географам и экономистам, как Н.Т. Агафонов, П.М. Аламниев, М.К. Бандман, H.H. Баранский, Т.М. Калашникова, В.В. Кистанов, H.H. Колосовский, И.В. Комар, А.Е. Пробст, Ю.Г. Саушкин, Я.Г. Фейгин, М.Д. Шарыгин, Р.И. Шнипер и др., которые в

течение десятилетий в силу ряда обстоятельств несли всю тяжесть проблем обоснования размещения производительных сил и решения задач территориального планирования.

Обсуждение вопросов районирования часто сопровождалось острой полемикой, затрагивающей идеологические и политические аспекты рассматриваемой проблемы. В научной литературе нередко утверждалось, что если экономические районы рассматривать "безотносительно административно-территориальных и национальных делений", то подобные исследования и разработки неверны, искажают объективную реальность, или, и того хуже, базируются на идеологических концепциях буржуазного общества [7, с. 95 -96].

Естественно, ученые, специалисты стремились освободиться от довольно жесткого и идеологизированного термина "район", который нужно было употреблять с опаской. Постепенно в экономической и географической науке все чаще стали использовать более эластичный термин "регион". Этому способствовали острые научные дискуссии начала - середины 70-х годов XX в. по поводу региональной экономики, о месте и роли ее в системе географических и экономических наук [7-13].

После крушения социалистической доктрины хозяйствования и советского районирования "скомпрометированный" термин "район" быстро потерял свою научную ценность. Дело дошло до того, что в большинстве экономических словарей и справочников понятие "район" вообще отсутствует.

Коренные разнохарактерные перемены в стране, как справедливо отметил А.Г. Гранберг, отразились на отечественной регионалистике, по-видимому, в большей степени, чем на других социально-экономических науках [14, 15].

Категория "регион" (от лат. regio (regionis) - область, округ, край) употребляется в современной географической, экономической и юридической литературе довольно многозначно. Анализ показывает, что в отечественной литературе выделились следующие основные подходы к обоснованию сущности категории "регион":

1. Административно-хозяйственный, в соответствии с которым любая административная территория (область, край, республика) рассматривается как регион. В частности, А.И. Гаврилов пишет, что "регион - это территория в административных границах субъекта Федерации, характеризующаяся: комплексностью, целостностью, специализацией и управляемостью" [16, с. 15], подобная трактовка региона приводится во многих учебниках по юриспруденции, в законодательных актах.

2. Экономико-географический, в соответствии с которым под регионом понимается крупная территория страны с более или менее однород-

ными природными условиями и характерной направленностью развития производительных сил. "Под регионом, - писал H.H. Некрасов, - понимается крупная территория страны с более или менее однородными природными условиями, а главным образом характерной направленностью развития производительных сил на основе сочетания комплекса природных ресурсов с соответствующей сложившейся и перспективной материально-технической базой, производственной и социальной инфраструктурой" [17, с. 29].

3. Воспроизводственный подход, который рассматривает регион как первичное звено территориальной формы общественного производства, в границах которого происходит согласование территориальных и отраслевых форм хозяйственной деятельности, сохраняется целостность воспроизводственного процесса. Например, по И.В. Арженовскому, регион - это "выделившаяся в процессе общественного (территориального) разделения труда часть территории страны, которая характеризуется специализацией на производстве тех или иных товаров и услуг, общностью и специфическим по отношению к другим территориям характером воспроизводственного процесса; комплексностью и целостностью хозяйства; наличием органов управления, обеспечивающих решение стоящих перед регионом задач" [18, с. 19].

Н.М. Ратнер также рассматривала регион "как обособленную территориальную социально-экономическую систему воспроизводства в ранге субъекта права - субъекта Российской Федерации" [19, с. 16].

A.C. Новоселов определяет регион как "подсистему социально-экономического комплекса страны, относительно самостоятельную его часть с законченным циклом воспроизводства и специфическими особенностями социально-экономических процессов" [20, с. 19].

4. Территориальный, пространственный подход рассматривает регион как обозримую территорию с какими-то признаками, возникающими, прежде всего, на основе территориальной общности. Такой подход содержится в "Основных положениях региональной политики в Российской Федерации», утвержденных Указом Президента РФ от 3 июня 1996 г. В них под регионом понимается "...часть территории Российской Федерации, обладающая общностью природных, социально-экономических, национально-культурных и иных условий. Регион может совпадать с границами субъекта Российской Федерации или объединять территории нескольких субъектов" [21, ст. 2756].

В материалах Европейского союза содержится следующая трактовка понятия "регион": это территория, представляющая очевидную общность с географической точки зрения, или такая территориальная общность, где есть преемственность и чье население в русле гражданского общества раз-

деляет определенные общие ценности и стремится сохранить и развить свою самобытность в целях стимулирования культурного, экономического и социального прогресса [22, 23].

В этом определении акцент делается на социальные и социологические критерии выделения региона, на социально-территориальную общность населения, на политическую самобытность.

5. В научной литературе можно встретить также понимание региона как историко-культурных зон [24], объекта политологического анализа [25] и субъекта политик и общественных отношений [26].

Хотя во всех указанных трактовках содержание понятия "регион" рассматривается и конкретизируется в разных формах, но все они так или иначе имеет один важнейший признак - территориально-пространственную привязку, подчеркивающую неразрывную связь с местом, определенным пространством.

Мы отстаиваем следующую принципиальную трактовку понятия "регион": это относительно целостное территориальное образование, зачастую значительное по размерам, но не обязательно являющееся таксономической единицей административно-территориального деления, внутри которого взаимодействуют природно-географические, экономические, социальные, этнодемографические и иные процессы, способствующие саморазвитию территории.

Региональная наука пока не сумела обобщить результаты многолетних теоретических дискуссий и дать емкое определение региональной политики. Сформировалось несколько групп типичных трактовок данного понятия.

Одни ученые при определении региональной политики имеют в виду только (или преимущественно) политику государства по отношению к регионам (субъектам РФ). Наиболее развернутое определение региональной политики под этим углом зрения дал Э.Б Алаев: "Региональная политика государства - сфера деятельности по управлению экономическим, социальным и политическим развитием страны в пространственном, региональном аспекте, т. е. связанная с взаимоотношениями между государством и районами, а также районов между собой" [6, с. 189 - 190].

Можно привести следующую более лаконичную трактовку: "региональная политика - это государственные мероприятия по перераспределению ресурсов между регионами страны ради заданных целей" [27, с. 38]. В документе Правительства РФ зафиксировано такое определение: "Под региональной политикой понимается система целей и задач органов государственной власти по управлению политическим, экономическим и социальным развитием регионов страны, а также механизм их реализации" [21, ст. 2756]. В контексте данных определений субъектом региональной политики

выступает исключительно государство в лице специально уполномоченных институтов. Оно - творец региональной политики, суверен, правовая и политическая сила. Судьбу региона - объекта региональной политики -решает только Центр.

Другие ученые определяют региональную политику как регулирование взаимодействий государства по отношению к регионам, так и регулирование регионами отношений между собой, обеспечивающих и интересы государства, и интересы регионов. Так, петербургские ученые-географы считают, что региональная политика государства - это сфера деятельности по управлению политическим, экономическим, социальным и экологическим развитием страны в пространственном, региональном аспекте и отражающая как взаимоотношения между государством и регионами, так и регионов между собой [28, с. 19].

По существу аналогичной представляется и следующая (довольно пространная) формулировка: "региональной политикой можно считать лишь такую систему намерений и действий, которая реализует интересы государства в отношении регионов и внутренние интересы самих регионов методами и способами, учитывающими природу современных региональных процессов, и которая осуществляет все это преимущественно в структуре меж- и внутрирегиональных связей" [29, с. 51].

В данных определениях проводится идея, что наряду с государством регионы, в лице своих лидеров, региональных органов власти, обладают собственной ценностной системой, своими интересами, соответствующей экономической, политической и интеллектуальной мощью, способностью самостоятельно и под свою ответственность принимать и реализовывать те или иные решения в отношении частей территории, находящейся под их юрисдикцией.

Учитывая данную концептуальную установку в трактовке региональной политики, в ее структуре следует выделять общегосударственную (федеральную) и региональную части. В первом случае можно говорить о политике, имеющей государственный статус, а во втором - речь идет о региональной политике самих регионов, в том числе и в отношении своих территорий. Федеральный компонент в региональной политике играет решающую роль, отражает позицию общества в целом к его территориальным частям и поэтому формулируется и осуществляется "сверху вниз" [30, с. 51; 31, с. 22]. С данной позицией вполне коррелирует следующее определение региональной политики: "это деятельность органов государственной власти и управления по обеспечению оптимального развития субъектов Федерации и решению территориальных проблем межрегионального и общегосударственного характера" [32, с. 17].

Третьи имеют в виду региональную политику, формирующуюся, главным образом, на уровне субъектов РФ. Так, Центр региональной политики ИСЭП РАН предлагает следующую формулировку: "Под региональной политикой понимается новое общественное явление, которое зарождается и развивается в результате экономического и политического реформирования, прежде всего на региональном уровне, в форме самостоятельной региональной общности, имеющей возможность создавать собственные органы власти и управления и руководствоваться в своем социально-экономическом развитии интересами региона (в сочетании с задачами общественного и государственного развития)" [33, с. 19]. В данном случае предметом региональной политики является комплексное развитие всех взаимосвязанных элементов региона. В границах субъекта РФ сформировались определенные условия для осуществления воспроизводственных процессов: здесь имеются необходимые ресурсы, созданы управленческие структуры, формируется нормативно-законодательная база, обеспечивающие нормативную жизнедеятельность на территории. Процедуры согласования региональных и общегосударственных интересов - это особый, специфический тип методов регулирования, присущий именно региональной политике.

Четвертая группа ученых и специалистов "подтягивает" к региональной политике весь спектр социально-экономических, этнодемографиче-ских, политических, управленческих и иных процессов и проблем на том основании, что все они имеют территориальную привязку (например, региональная политика, проводимая банками, корпорациями и др.). Так, В.Л. Бабурин и ЮЛ. Мазуров понимают под региональной политикой "учет факторов географической и региональной социально-экономической среды, обусловливающих территориальную дифференциацию управления" [34, с. 227].

Объектом региональной политики в странах рыночной экономики являются различного рода пространственные неравенства - различия в уровне и условиях жизни, в занятости и безработице, в условиях предпринимательства и т.п. [35, 36]. Причем региональная политика выступает в форме государственного вмешательства в разные подсистемы региона.

Региональная политика в нашем понимании - это совокупность целей, задач, намерений и действий государственных (федеральных и региональных) и муниципальных органов власти, а также иных акторов (корпораций, партий, союзов и др.), направленных на создание условий для саморазвития территорий, достижение определенного пространственного социально-экономического и иного равновесия страны с учетом соблюдения общенациональных, собственно региональных и местных (локальных) интересов.

Новизна данной дефиниции региональной политики по сравнению с ранее сформулированными [37 - 39] заключается в том, что, во-первых, субъектом региональной политики могут выступать конкретные представители власти всех трех уровней: федерального, регионального и муниципального. Только при взаимосогласованных действиях органов местного самоуправления, органов городской власти возможно достижение экономической и политической стабильности в регионе.

Во-вторых, в круг субъектов региональной политики включаются не только органы власти, но и различные общественные организации (ассоциации, объединения, союзы, группы), физические лица, которые правомочны выражать региональные интересы, способны представлять, защищать и реализовывать их как субъекты правоотношений. В-третьих, общим объектом региональной политики являются регионы - относительно целостные территориальные образования, обладающие общностью природных, социально-экономических, научно-культурных и иных условий, способствующих саморазвитию территории как целостности и стимулирующих к встраиванию их в разноуровневые пространства национальной и мировой экономики. В-четвертых, региональная политика, направленная на изменение сложившихся траекторий и тенденций в распределении ресурсов между регионами, в социально-экономической деятельности преследует реализацию таких основных целей, как создание условий для удовлетворения общественных потребностей населения, соблюдение территориальной справедливости (т.е. выстраивание доступа граждан к основным общественным центрам и социальным гарантиям вне зависимости от места (района) проживания), выравнивание уровней социально-экономического развития регионов, сохранение территориальной целостности государства.

Следует подчеркнуть, что как система политических, экономических и общественных инициатив и действий региональная политика предполагает высокий уровень соответствия и единство позиций в первую очередь между федеральными и регионально-территориальными структурами власти, а также формирующимися "снизу" региональными компонентами гражданского общества. Местные (муниципальные) органы власти, отстаивающие интересы жителей местных сообществ, значительно повышают эффективность действий как раз регионального уровня власти. Но в формировании региональной политики на федеральном уровне органы местного самоуправления не играют заметной самостоятельной роли. Они могут дополнять, усиливать и уточнять функции субъектов РФ в деле проведения региональной политики.

Региональная политика является не только результатом политического, административного и экономического давления со стороны федеративного государства на регионы (т.е. инициатива, идущая "сверху"). Скорее

нужно говорить о комбинированном движении инициатив, идущих как со стороны центрального правительства, так и "снизу" - со стороны регионов. Лишь в таком диалектическом единстве можно в полной мере учесть интересы и самого государства, и интересы его регионов. Формирующийся широкий консенсус взаимоотношений между центром и регионами способствует конструктивному и согласованному движению общества в общем направлении политической, экономической и социальной стабилизации.

Региональная политика в подобной трактовке предстает как сложное многоаспектное и многоплановое явление. Она прямо или косвенно затрагивает множественные и разнонаправленные интересы отдельных людей, их территориальных, хозяйственных, политических и иных сообществ, органов власти и управления федерального, регионального и муниципального уровней, хозяйствующих субъектов. Интересы всех перечисленных сторон субъектов региональной политики генетически связаны и в значительной степени реализуются в структуре экономических, социальных, экологических, природно-ресурсных, инновационных, инфраструктурных, этно-демографических, общественно-политических и иных отношений.

Региональная политика эффективна и действенна настолько, насколько ей удается поддерживать баланс различных интересов. Но есть все основания утверждать, что государство пока еще не справляется с функцией развития регионов. Пространство России (экономическое, социальное, культурно-историческое, политико-административное) все более фрагмен-тируется. Одни административные регионы - субъекты РФ и федеральные округа - не могут в полной мере выполнять функцию пространственного развития страны. Процессы регионообразования в России активизировались, и они не должны загоняться в "прокрустово ложе" исторически сложившихся административно-территориальных образований, как было в советское время. Пока еще не осуществлен на федеральном уровне выбор субъектов региональной политики, не определены ее институциональные формы.

Стране остро необходима новая региональная политика с внятно сформулированными целями, четкими задачами и действенными механизмами реализации.

ЛИТЕРАТУРА

1. Гранберг А.Г. Экономическое пространство России: трансформации на рубеже веков и альтернативы будущего// Общество и экономика. 1999. №3 -4.

2. Гранберг А.Г. Россия регионов. Многообразие и целостность // Россия регионов. Материалы научно-практической конференции. 12-13 октября 2000 г., Нижний Новгород, 2000.

3. Хорев Б.С. Региональная политика в СССР. М.: Мысль, 1989.

4. Вальская Б.В. Обзор опытов районирования России с конца XVIII в. по 1861 г. // Вопросы географии. М., 1950. Сб.17; Белоусов H.H. Основы учения об экономическом районировании. М.: Изд-во МГУ, 1976.

5. План ГОЭЛРО. Изд. 2-е. М.: Госполитиздат, 1955; Александров И.Г. Экономическое районирование России // Вопросы экономического районирования СССР. Сб. материалов и статей (1917 - 1929 гг.) под общей ред. акад. Г.М. Кржижановского. М.: Госполитиздат, 1957.

6. Алаев Э.Б. Социально-экономическая география. Понятийно-терминологический словарь. М.: Мысль, 1983.

7. Лаврищев А. О предмете экономической географии СССР и ее современных задачах // Коммунист. 1979. № 15.

8. Кротов В.А. Экономическая география и региональная экономика // Теоретическая география. Рига, 1973.

9. Кротов В.А. Теоретические проблемы региональной экономики. Материалы научной конференции. М., 1973.

10. Константинов O.A. Экономическая география и региональная экономика // Изв. ВГО. 1974. Вып. 6.

11. Некрасов H.H. Проблемы региональной экономики. М.: Мысль,

1974.

12. Покшишевский В.В. "Экономизированная" география или что-то совсем иное? // Изв. АН СССР. Сер. геогр. 1975. № 6.

13. Пробст А.Е. Региональная экономика и экономическая география // Теоретические аспекты экономической географии. Л., 1975.

14. Гранберг А.Г. Региональная экономика и региональная наука в Советском Союзе и России // Регион: экономика и социология. 1994. № 1.

15. Гранберг А.Г. Региональная экономика и региональная наука в России: десять лет спустя // Регион: экономика и социология. 2004. № 1.

16. Гаврилов А.И. Региональная экономика и управление: Учеб. пособие. М.: ЮНИТИ, 2002.

17. Некрасов H.H. Региональная экономика. Изд. 2-е. М.: Экономика,

1978.

18. Арженовский И.В. Региональный рынок: воспроизводственный аспект. Нижний Новгород, 1997.

19. Ратнер Н.М. Основы региональной экономики. Екатеринбург, Изд-во: УрГЭУ, 1998.

20. Новоселов A.C. Теория региональных рынков. Учебник. Ростов-на-Дону: Феникс; Новосибирск: Сибирское соглашение, 2002.

21. Об Основных положениях региональной политики в Российской Федерации: Указ Президента РФ от 3 июня 1996 г. № 803 // Собрание законодательства РФ. 1996. № 23.

22. Семененко И. Группы интересов в Европейском Союзе: региональный аспект // Мировая экономика и международные отношения. 1998. №4.

23. Семененко И. Региональное развитие: опыт России и Европейского Союза. М.: Экономика, 2000.

24. Основания регионалистики. Формирование и эволюция историко-культурных зон / Под ред A.C. Герда, Г.С. Лебедева. СПб., 1999.

25. Шинковский М.Ю. Российский регион: становление политического режима в условиях глобализации. Владивосток, 2000; Нечаев В. Региональные политические системы в постсоветской России // Pro et contra. 2000. Т.5. № 1.

26. Регион как субъект политик и общественных отношений / Под ред. Н.В. Зубаревич. М.: МОНФ, 2000.

27. Лившиц А.Я., Новиков A.B., Смирнягин Л.В. Региональная стратегия России // Регион: экономика и социология. 1994. № 3.

28. Гладкий Ю.Н., Чистобаев А.И. Основы региональной политики: Учебник. СПб: Изд-во В.А. Михайлова, 1998.

29. Лексин В., Андреева Е., Ситников А., Швецов А. Региональная политика России: концепции, проблемы, решения // РЭЖ. 1993. № 9.

30. Лавров A.M. Методические проблемы региональной политики: опыт сравнительного анализа // Регион: экономика и социология. 1995. №2.

31. Селиверстов В.Е. Современные тенденции региональной политики в России // Регион: экономика и социология. 1995. № 3.

32. Штульберг Б.М., Введенский В.Г. Региональная политика России. Теоретические основы, задачи и методы реализации. М., 2000.

33. Маркин Л.В., Суханов О.В. Региональная политика в российской реформе (теоретический аспект). СПб., 1993.

34. Бабурин В.Л., Мазуров ЮЛ. Географические основы управления. М.: Дело, 2000.

35. Wadley D. Restructuring the Regions: Analysis, Policy Model and Prognosis / OECD - Paris, 1986 ; Regional Policies in Germany // OECD. Paris, 1989.

36. Ларина Н.И., Кисельников A.A. Региональная политика в странах рыночной экономики. М.: Экономика, 1998.

37. Анимица Е.Г. Региональная политика - в центре проблем реформирования России // Региональная политика и местное самоуправление. Материалы VIII российско-американского научно-практического семинара. 4.1. Екатеринбург, 1998.

38. Анимица Е.Г., Шарыгин М.Д. Региональная политика в общегосударственном, региональном и местном измерении // Вопросы теории и практики развития современной экономики. Пермь: ПГУ, 1998.

39. Анимица Е.Г., Шарыгин М.Д. Становление новой региональной политики в России // Экономико-географический вестник Ростовского государственного университета. 2004. № 1.

cyberleninka.ru