Критический реализм (стр. 1 из 6). Реализм критический реализм это


критический реализм - это... Что такое критический реализм?

 критический реализм крити́ческий реали́зм художественное направление, возникшее в сер. 19 в. в ряде стран Европы и Америки и ставившее целью правдивое изображение повседневной жизни людей, прежде всего обездоленных и страдающих; обратившееся к злободневным современным сюжетам.

В. Г. Перов. «Сельский крестный ход на Пасхе». 1861 г. Государственная Третьяковская галерея. Москва

  Идеи критического реализма зародились в эпоху Просвещения (18 в.). Просветители (Д. Дидро, Ж. Ж. Руссо и др.) критиковали явления социальной несправедливости с точки зрения разума и нравственности. Черты критического реализма проявились во второй трети 19 в. во Франции в произведениях О. Домье и П. Гаварни, поражающих гражданским бесстрашием, глубиной социального анализа, остротой сатиры, перерастающей в трагичность. Позднее реалистические тенденции развили в своём творчестве Г. Курбе и Ж. Ф. Милле (Франция), А. Менцель и М. Либерман (Германия), М. Мункачи (Венгрия) и др. художники.

И. Е. Репин. «Крестный ход в Курской губернии». 1880—83 гг. Государственная Третьяковская галерея. Москва. Фрагмент

  Наиболее ярко и полно критический реализм проявился в русском искусстве во второй пол. 19 в. в творчестве художников-«шестидесятников» В. Г. Перова, И. М. Прянишникова, Н. В. Неврева, стремившихся вынести своими картинами «приговор современности», разоблачить социальную несправедливость, пробудить сострадание к «униженным и оскорблённым». В 1870-е гг. к ним присоединились Г. Г. Мясоедов, В. М. Максимов, К. А. Савицкий, А. И. Корзухин, В. Е. Маковский, Н. А. Ярошенко и др., объединившиеся в Товарищество передвижных художественных выставок (см. ст. Передвижники).

(Источник: «Искусство. Современная иллюстрированная энциклопедия.» Под ред. проф. Горкина А.П.; М.: Росмэн; 2007.)

.

  • Кранах
  • Кузнецов

Смотреть что такое "критический реализм" в других словарях:

  • КРИТИЧЕСКИЙ РЕАЛИЗМ — неоднородное течение в европейской и амер. философии втор. пол. 19 пер. пол. 20 в., для которого, наряду с признанием независимой от сознания реальности, характерно подчеркивание необходимости различать объект познания и его образ в сознании. К.р …   Философская энциклопедия

  • Критический реализм — Критический реализм: Критический реализм (литература)  направление в литературе Критический реализм (философия)  направление в философии …   Википедия

  • КРИТИЧЕСКИЙ РЕАЛИЗМ — условное обозначение в советском литературоведении (сер. 30 х кон. 80 х гг.) той ветви реалистического искусства 19 20 вв., в которой преобладало критическое отношение к изображаемой реальности; введено в литературный обиход М. Горьким. Ср.… …   Большой Энциклопедический словарь

  • критический реализм — I (филос.), течение в американской философии 20–х гг. XX в., в отличие от неореализма утверждало возможность лишь опосредованного познания. Основные представители: Д. Дрейк (D. Drake), А. О. Лавджой, Дж. Пратт (J. Pratt), А. Роджерс (A. Rogers),… …   Энциклопедический словарь

  • КРИТИЧЕСКИЙ РЕАЛИЗМ — в философии течение в американской философии 20 х гг. 20 в., возникшее как реакция на неореализм. Основные представители Д. Дрейк, А. О. Лавджой, Дж. Пратт, А. Роджерс, Дж. Сантаяна, Р. В. Селлерс, Ч. О. Стронг. Согласно критическому реализму… …   Большой Энциклопедический словарь

  • КРИТИЧЕСКИЙ РЕАЛИЗМ — один из видов философского реализма, развивавшийся в первой половине XX в. Для его сторонников характерно требование эпистемологического обоснования реальности предметов сознания и познания. Продолжая традицию кантовского критицизма, К.р.… …   Современная западная философия. Энциклопедический словарь

  • Критический реализм — I Критический реализм         в философии, направление современной идеалистической философии, ведущее своё происхождение от «критической философии» И. Канта. Исходные принципы К. р. были сформулированы в Германии в конце 19 начале 20 вв. А. Рилем …   Большая советская энциклопедия

  • критический реализм — художественный метод и литературное направление, сложившиеся в XIX в., разновидность реализма. Главная особенность критического реализма изображение человеческого характера в его обусловленности социальными обстоятельствами. Рубрика:… …   Терминологический словарь-тезаурус по литературоведению

  • критический реализм — см. в ст. реализм. Литература и язык. Современная иллюстрированная энциклопедия. М.: Росмэн. Под редакцией проф. Горкина А.П. 2006 …   Литературная энциклопедия

  • критический реализм — см. реализм …   Словарь многих выражений

dic.academic.ru

Что такое критический реализм? Черты реализма. Критический реализм 19 века :: SYL.ru

Стиль, хоть и зародился в Западной Европе, получил широкое распространение в России. Им восторгались и при Советском Союзе, считая предшественником социального реализма. Данное направление подарило миру множество талантов, ставших легендами своего времени.

Истоки

Пресытившись романтическими настроениями, писатели, художники и философы уже в эпоху Просвещения начинают все чаще обращаться к реалиям современности.

Яркие представители философского направления того времени, такие как Дидро и Руссо, оглядываются и замечают, что вокруг царит бедность, грязь, неподобающие условия труда и повышенная смертность. В этой реальности они черпают свое вдохновение. Новый стиль начинает становиться популярным.

Французский писатель Флобер уже не ищет романтики в человеческой сущности, он показывает только саму суть жизни, без художественного приукрашивания.

Девятнадцатый век

Начал формироваться критический реализм в литературе в двадцатых годах девятнадцатого века, а расцвет его припал на сороковые. Из года в год к списку известных деятелей культуры и искусства данного направения добавлялись новые имена. Появлялось все больше поклонников.

Самые яркие представители критического реализма: Флобер, Бальзак, Стендаль, Бронте, Диккенс, Гейне, Достоевский, Чехов.

После возвышенной романтики произведения этих гениев звучали как вызов всему обществу. И население сначала так и восприняло его. Писателей ругали, они вызывали возмущения. Многие подвергались гонению, их отказывались печатать.

Новизна реализма

Откровенные рассказы и картины повергали в шок. То, на что раньше закрывали глаза, всплыло наружу.

Критический реализм 19 века обнажил человеческую сущность. Он подал ее такой, как она есть на самом деле, со всеми недостатками.

Этот стиль быстро смешался с психологией и стал основой для судьбоносных открытий в этой и других науках.

За долгие годы писатели впервые не просто описывали события, но еще и старались понять, что движет персонажами, в каких социальных условиях они проживают.

Ушедшее время

Пафос эпохи Возрождения отошел на задний план. Однако просвещение и романтизм так сильно повлияли на реализм, что все писатели, поэты, художники того времени продолжали верить, что добро победит зло, в какие бы рамки, уловия и обстоятельства оно ни было заключено.

Во время революции 1789-1794 годов наука возвысилась над религиозными постулатами. Буржуазия становится доминирующей прослойкой населения. Ей хочется перемен в обществе. Она начинает открывать школы, читать книги, изучать языки и точные науки.

С расцветом реализма появляются идеи марксизма. Он влияет на стиль по-своему, привнося в него дух революции, мятежа. Класс рабочих теперь становится центральным.

Россия

Реализм в этой стране сразу же прижился. Он достиг небывалых высот в Российской Империи. Искусство реализма стало не только любимым в самом государстве, но и показательным для всех остальных. Его признавали во всем мире. Классиками данного направления из России восторгались далеко за ее пределами.

Русские идеологи

Это течение приобрело различные формы и знаменитых последователей. Главным представителем реализма, который находился у его истоков, был Александр Сергеевич Пушкин. Именно он впервые начал писать о крестьянских судьбах, жизни различных сословий.

Пушкин стал революционером. Он преобразил собой некогда отстающую литературу. После Александра Сергеевича был Гоголь, сочетавший мистицизм и критический реализм с большим умением. Благодаря этим двум видным литературным фигурам появилось целое направление под названием “Натуральная школа”.

Искусство было тесно связано с политикой. Когда Чернышевский повел за собой демократов, оно преобразилось. Критический реализм обрамили в новые цвета.

На мировую сцену вышли два самых известных представителя данного стиля. Лев Николаевич Толстой, который прославил свое имя остросоциальными романами, и Федор Михайлович Достоевский с психологическими драмами. Последним восхищался Ницше, создав модель «сверхчеловека» под впечатлением от произведения «Братья Карамазовы».

Оба писателя делали акцент на уникальности человеческой души. Они искали причины поступков собственных героев, и с особым эстетизмом изображали их.

Последними реалистами в России можно назвать Бунина и Куприна. После них, на смену им, пришел социальный реализм. Наступила новая эпоха. На Западе стиль развивался и дальше. Он подвергался влиянию других течений, видоизменялся.

Реализм в живописи

Новый стиль затронул все грани искусства. Не осталась в стороне и живопись. Художники принялись постигать глубины человеческой сущности, а затем изображать ее на бумаге.

Поскольку главными чертами этого стиля в России стали принципы борьбы за свободу и равенство, то старались рисовать бедных людей. Критический реализм в живописи быстро стал любимым течением всех жителей страны.

В 1863 году возникла "Санкт-Петербургская артель художников", а в 1970 г. была переименована в "Товарищество передвижных художественных выставок". В состав входило 14 выдающихся живописцев с общими интересами, которые покинули императорскую Академию художеств в знак протеста.

Они называли себя передвижниками. К ним относились Репин, Шишкин, Саврасов, Перов, Суриков, Серов, Левитан и многие другие замечательные художники. Идейным руководителем долгие годы был Крамской.

Они несли с собой реализм в живописи, создавая пейзажи, исторические картины, портреты. В своем творчестве изображали современную им жизнь трудового народа России.

В начале двадцатого века окончательно окрепли все традиции данного стиля. Тогда трудились художники Иванов, Коровин, Серов.

Их картины стали промежуточным этапом от критического к социалистическому стилю. В советские времена реализм получил новое дыхание и стал самым популярным течением в искусстве.

Русская литература

В начале девятнадцатого века кризис переживали Просвещение и Романтизм. Субъективность быстро уходила из моды. Реальность интересовала все больше молодое поколение представителей искусства.

Новый стиль складывался в нестабильных условиях революций, коренных изменений в мировосприятии народов и стран, формируя основные черты реализма.

Только после выступления рабочего класса писатели задумались о его жизни. Они начинают критиковать и глубоко возмущаться крепостными законами и вместе с тем восхвалять стойкость человеческой души, которая не согнулась под тяжестью жизненного бремени.

Главными героями становятся обычные люди из низших социальных слоев. Им не обязательно обладать лишь положительными качествами. Реалисты допускают, что в человеке есть не только добродетель, но и пороки.

Главные темы стиля

Литература начала тесно взаимодействовать с обычной жизнью. Многие реалисты начали упиваться безобразным, прославляя его.

Нравы, царившие в то время, стали поддаваться отчаянной критике. На поверхности оказывается ужасные условия жизни крепостных, нищих, складывая главные черты реализма.

Одним из главных, характерных для этого стиля образом стал богатый пресытившийся аристократ. У него всегда есть все, что он хочет, и достает он это любым путем.

Острой критике поддаются и религиозные фанатики. Схоластическое воспитание отбрасывается далеко назад. Прогресс становится главной идеей, основным стремлением героев.

Яркие представители заграничной литературы того времени - Шиллер и Гете - поддерживают идеи буржуазии в борьбе за собственные права, а также наций за независимость.

Феодальное общество само по себе приходит в упадок, становится пережитком прошлого.

Герой того времени

Реалисты описывают в своих работах будни обычного человека. Салтыков-Щедрин, Чехов не боятся показать того, как жизнь может обретать трагические обороты, испытывая главных героев.

Для реалистов 19 века в России было характерным показывать все конфликты и противоречия общества. Точно так же, как действительность постоянно двигалась, а не была константой, эволюционировали и герои.

После расцвета в период романтики поэзия начала уходить в небытие. На ее место пришли драматургия и народный эпос.

Жанр комедии перестал принадлежать к романтике, а начал освещать и социальные аспекты. Новую жизнь вдохнул в него Гоголь с романом «Ревизор». Любовная тема в нем практически не показана, зато нелепость устаревших социальных норм и правил становится основной линией. Главная тема – весь ужас распространенной на то время системы взяточничества и казнокрадства.

Русский критический реализм в стране того времени становится народным. Интеллигенция борется за права и свободы бедных.

Теперь не физическая, а моральная красота доминирует. Трудолюбие приобретает романтический оттенок.

Критический реализм в России

Основатель реализма в России, Пушкин позаимствовал свои идеи от движения декабристов. Его герои не пытаются отстраниться от социальных и политических событий. Они напрямую связаны с ними, вовлечены в пучину происходящего.

Поэт переживает за угнетения других людей. Он видит все, что происходит с бедными. Будучи вхожим в высшие круги общества, Пушкин оставался верен идеям равенства всех людей.

Александр Сергеевич оставался гуманистом до конца жизни. К нему гуманизм пришел еще во время написания «Бориса Годунова».

Идеи Пушкина поддержал Николай Васильевич Гоголь. Основное его реалистическое произведение - «Мертвые души». Он с жаром начинает критику действительности того времени. Гоголь старается расшатать закостенелые, отмирающие и статичные устои. С помощью комедийного жанра писатель высмеивает нелепости отсталого общества.

Сам начав с романтики, в сороковые годы он нещадно ее критикует. Не скрывает писатель того, что был таким же.

Новый виток в развитии реализма делает Тургенев с книгой «Записки охотника». Он старается делать акцент на современной истории, привнося в нее субъективные черты.

Роман «Отцы и дети» поднимает конфликт поколений на свет. В одной книге показаны почти все социальные сословия, политические позиции, пороки общества.

Судьбой незначительных людей занимается Достоевский. Он описывает трагичность и нелегкость жизни малоимущих. Достоевский переворачивает и будоражит общественность тем, что описывает судьбы людей, о которых стараются забывать. Писатель все же надеется на то, что в будущем люди смогут стать более нравственными. Добро обязательно победит зло.

Критический реализм своими главными чертами схож в любой точке мира. Главные герои – правдолюбы. Они хотят изменить мир. Каждый день сталкиваются с суровой реальностью. При этом не теряют оптимизм до последнего вздоха. Нередко их судьбы обрываются достаточно трагическим образом. Писатели этого стиля старались чему-то научить читателей. Открыть глаза на мир. Добиться изменений в сознании.

Им это удавалось. Критический реализм порождал социальные движения, борьбу за свободу. Русские сподвижники этого стиля подготовили фундамент к поединку за права рабочего класса.

www.syl.ru

КРИТИЧЕСКИЙ РЕАЛИЗМ - это... Что такое КРИТИЧЕСКИЙ РЕАЛИЗМ?

 КРИТИЧЕСКИЙ РЕАЛИЗМ (от греч. kritike — иск-во разбирать, судить и лат. realis — вещественный, действительный) — название, закрепившееся за осн. реалистическим методом иск-ва XIX в., получившим развитие и в иск-ве XX в. Термин «К. р.» подчеркивает критический, обличительный пафос демократического нск-ва по отношению к существующей действительности. Предложен Горьким для отличия этого типа реализма от социалистического реализма. Ранее использовался неудачный термин «буржуазный Р.», но и ныне принятый неточен: наряду с острой критикой дворянско-буржуазного об-ва (О. Бальзак, О. Домье, Н. В. Гоголь и «натуральная школа», М. Е. Салтыков-Щедрин, Г. Ибсен и др.) мн. произв. К. р. воплотили положительные начала жизни, настроения передовых людей, трудовые и нравственные традиции народа. Оба начала в рус. лит-ре представляют Пушкин, И. С. Тургенев, Н. А. Некрасов, Н. С. Лесков, Толстой, А. П. Чехов, в театре — М. С. Щепкин, в живописи — «передвижники», в музыке — М. И. Глинка, композиторы «Могучей кучки», П. И. Чайковский; в зарубежной лит-ре XIX в.— Стендаль, Ч. Диккенс, С. Жеромский, в живописи — Г. Курбе, в музыке — Дж. Верди, Л. Яначек. В конце XIX в. сложился т. наз. веризм, совмещавший демократические тенденции с нек-рым измельчанием социальной проблематики (напр., оперы Дж. Пуччини). Характерный жанр лит-ры К. р.— социально-психологический роман. На базе К. р. сложилась рус. классическая худож. критика (Белинский, Чернышевский, Добролюбов, Стасов), гл. принципом к-рой стала народность. В К- р. социально обосновываются формирование и проявление характеров, судьбы людей, общественных групп, отдельных классов (разорение поместного дворянства, укрепление буржуазии, разложение традиционного уклада крестьянской жизни), но не судьба об-ва в целом: изменение социального устройства и преобладающей морали мыслится в той или иной мере как следствие совершенствования нравственности или самосовершенствования людей, а не как закономерное возникновение нового качества в результате развития самого об-ва. В этом заключается присущее К. р. противоречие, в XIX в. неизбежное. Кроме социально-исторического и психологического детерминизма как дополнительный худож. акцент (начиная с творчества Г. Флобера) в К. р. используется биологический детерминизм;  у Толстого и др. он последовательно подчинен социальному и психологическому, но, напр., в нек-рых произв. литературного направления, глава к-рого — Золя теоретически обосновал и воплотил принцип натурализма, этот тип детерминации был абсолютизирован, что нанесло ущерб реалистическим началам творчества, Историзм К. р. обычно строится на контрасте «века нынешнего» и «века минувшего», на противопоставлении поколений «отцов» и «детей» («Дума» М. Ю. Лермонтова, «Сага о Фарсайтах» Дж. Голсуорси и др.), представлениях о периодах безвременья (напр., у О. Бальзака, М. Е. Салтыкова-Щедрина, А. П. Чехова, ряда писателей и художников начала XX в.). Историзм в таком понимании нередко препятствовал адекватному отражению прошлого в исторических произв. В сравнении с произв. на темы современности, произв. К. р., глубоко отражающих исторические события, немного (в лит-ре — эпопея «Война и мир» Толстого, в живописи — полотна В. И. Сурикова, И, Е. Репина, в музыке — оперы М. П. Мусоргского, Дж. Верди). В зарубежном иск-ве в XX в. К- р. приобретает новое качество, сближаясь с разными видами модернизма и натурализмом. Традиции классического К. р. развивают и обогащают Дж. Голсуорси, Г. Уэллс, Б. Шоу, Р. Роллан, Т. Манн, Э. Хемингуэй, К. Чапек, Лу Синь и др. В то же время мн. художники, особенно во второй пол. XX в., увлекаясь модернистской поэтикой отступают от худож. историзма, их социальный детерминизм приобретает фаталистический характер (М. Фриш, Ф. Дюрренматт, Г. Фаллада, А. Миллер, М. Антониони, Л. Буньюэль и др.). К большим достижениям К. р. в киноискусстве относится творчество режиссеров Ч. Чаплина, С. Креймера, А. Куро-савы; разновидностью К. р. был итал. неореализм.

Эстетика: Словарь. — М.: Политиздат. Под общ. ред. А. А. Беляева. 1989.

  • КРИТИКА художественная
  • КРОЧЕ (Сгосе) Бенедетто

Смотреть что такое "КРИТИЧЕСКИЙ РЕАЛИЗМ" в других словарях:

  • КРИТИЧЕСКИЙ РЕАЛИЗМ — неоднородное течение в европейской и амер. философии втор. пол. 19 пер. пол. 20 в., для которого, наряду с признанием независимой от сознания реальности, характерно подчеркивание необходимости различать объект познания и его образ в сознании. К.р …   Философская энциклопедия

  • Критический реализм — Критический реализм: Критический реализм (литература)  направление в литературе Критический реализм (философия)  направление в философии …   Википедия

  • КРИТИЧЕСКИЙ РЕАЛИЗМ — условное обозначение в советском литературоведении (сер. 30 х кон. 80 х гг.) той ветви реалистического искусства 19 20 вв., в которой преобладало критическое отношение к изображаемой реальности; введено в литературный обиход М. Горьким. Ср.… …   Большой Энциклопедический словарь

  • критический реализм — I (филос.), течение в американской философии 20–х гг. XX в., в отличие от неореализма утверждало возможность лишь опосредованного познания. Основные представители: Д. Дрейк (D. Drake), А. О. Лавджой, Дж. Пратт (J. Pratt), А. Роджерс (A. Rogers),… …   Энциклопедический словарь

  • КРИТИЧЕСКИЙ РЕАЛИЗМ — в философии течение в американской философии 20 х гг. 20 в., возникшее как реакция на неореализм. Основные представители Д. Дрейк, А. О. Лавджой, Дж. Пратт, А. Роджерс, Дж. Сантаяна, Р. В. Селлерс, Ч. О. Стронг. Согласно критическому реализму… …   Большой Энциклопедический словарь

  • КРИТИЧЕСКИЙ РЕАЛИЗМ — один из видов философского реализма, развивавшийся в первой половине XX в. Для его сторонников характерно требование эпистемологического обоснования реальности предметов сознания и познания. Продолжая традицию кантовского критицизма, К.р.… …   Современная западная философия. Энциклопедический словарь

  • критический реализм — художественное направление, возникшее в сер. 19 в. в ряде стран Европы и Америки и ставившее целью правдивое изображение повседневной жизни людей, прежде всего обездоленных и страдающих; обратившееся к злободневным современным сюжетам. В. Г.… …   Художественная энциклопедия

  • Критический реализм — I Критический реализм         в философии, направление современной идеалистической философии, ведущее своё происхождение от «критической философии» И. Канта. Исходные принципы К. р. были сформулированы в Германии в конце 19 начале 20 вв. А. Рилем …   Большая советская энциклопедия

  • критический реализм — художественный метод и литературное направление, сложившиеся в XIX в., разновидность реализма. Главная особенность критического реализма изображение человеческого характера в его обусловленности социальными обстоятельствами. Рубрика:… …   Терминологический словарь-тезаурус по литературоведению

  • критический реализм — см. в ст. реализм. Литература и язык. Современная иллюстрированная энциклопедия. М.: Росмэн. Под редакцией проф. Горкина А.П. 2006 …   Литературная энциклопедия

  • критический реализм — см. реализм …   Словарь многих выражений

aesthetics.academic.ru

КРИТИЧЕСКИЙ РЕАЛИЗМ это что такое КРИТИЧЕСКИЙ РЕАЛИЗМ: определение — История.НЭС

Критический реализм

художественный метод показа окружающей действительности с позиций демократических идеалов в искусстве. К.Р. не только правдиво воспроизводил жизнь во всех ее проявлениях, но и акцентировал свое внимание на ее социальных сторонах, показывал несправедливость и безнравственность, царящие в обществе, пытаясь тем самым активно воздействовать на него. Расцвет К.Р. приходился на вторую половину XIX в.

Оцените определение:

Источник: История культуры и искусств: словарь терминов и понятий. Учебное пособие для студентов

КРИТИЧЕСКИЙ РЕАЛИЗМ

художественноенаправление, возникшее в сер. 19 в. в ряде стран Европы и Америки и ставившее целью правдивое изображение повседневной жизни людей, прежде всего обездоленных и страдающих; обратившееся к злободневным современным сюжетам.

Идеи критического реализма зародились в эпоху Просвещения (18 в.). Просветители (Д. Дидро, Ж. Ж. Руссо и др.) критиковали явления социальной несправедливости с точки зрения разума и нравственности. Черты критического реализма проявились во второй трети 19 в. во Франции в произведениях О. Домье и П. Гаварни, поражающих гражданским бесстрашием, глубиной социального анализа, остротой сатиры, перерастающей в трагичность. Позднее реалистические тенденции развили в своем творчестве Г. Курбе и Ж. Ф. Милле (Франция), А. Менцель и М. Либерман (Германия), М. Мункачи (Венгрия) и др. художники.

Наиболее ярко и полно критический реализм проявился в русском искусстве во второй пол. 19 в. в творчестве художников-«шестидесятников» В. Г. Перова, И. М. Прянишникова, Н. В. Неврева, стремившихся вынести своими картинами «приговор современности», разоблачить социальную несправедливость, пробудить сострадание к «униженным и оскорбленным». В 1870-е гг. к ним присоединились Г. Г. Мясоедов, В. М. Максимов, К. А. Савицкий, А. И. Корзухин, В. Е. Маковский, Н. А. Ярошенко и др., объединившиеся в Товарищество передвижных художественных выставок (см. ст. Передвижники).

Оцените определение:

Источник: Энциклопедия Искусство в 4 томах.

КРИТИЧЕСКИЙ РЕАЛИЗМ

творческий метод в литературе и искусстве XIX–XX вв., отражающий действительность с позиции демократических идеалов. Этот метод стремился не только правдиво воспроизводить жизнь во всех ее проявлениях, но и критически ак-центировал на ее социальных сторонах, показывая несправедливость и безнравственность, царящие в обществе, пытаясь тем самым активно воздействовать на него.

Впервые термин «реализм» был использован применительно к произведениям художественной культуры в середине XIX в. французским литературным критиком Ж. Шанфлери для обозначения эстетики, противостоящей романтизму и символизму. Он стал продолжением ренессансного реализма эпохи Возрож-дения и просветительского реализма, критиковавшего современную действительность с точки зрения разума и справедливости. Реализм XIX в. выдвинул задачу правдивого, объективного и глубокого отображения действительности. Это не означало простого копирования реальности (к этому стремился натурализм), а требовало выделения наиболее существенных проявлений бытия, их духовного осмыс-ления, изображения жизни в формах самой жизни. При этом они развенчивали иллюзии, мечтательность, приукрашивание тех или иных сторон жизни человека, свойственных сентиментализму и романтизму, показывая человека, жившего в суровом реальном мире, действующего в конкретных обстоятельствах, переживавшего коллизии своей жизни. Главные герои боролись, отстаивая свою нравственную чистоту и, либо погибали, либо побеждали в борьбе со злом.

Основной вклад реализма XIX в. в развитие художественной культуры состоит в углубленном исследовании судьбы личности, зависящей от социальной сре-ды. В большей степени это свойственно литературе. Живопись и музыка реже ставили перед собой большие социальные задачи, ограничиваясь правдивым описанием повседневной жизни. Для этого стал использоваться широкий диапазон средств, позволяющих найти более точный, содержательно богатый тон повествования; в театре возросла роль режиссуры при отказе от декоративности и пышности, большее вни-мание уделялось искренности актерской игры, в музыке стали широко использоваться народные песенные ме-лодии, в опере драматургия музыкального действия и характеристика героев также приблизилась к реальной жизни. Таким образом выражалась основная стилевая установка реализма — выявление нравственной, поли-тической и художественной несостоятельности буржуазного общества, показа его уродующего воздействия на психологию и поведение человека. Это отдавало в художественной культуре приоритет литературе, а в ней — жанрам романа и повести. Крупнейшими пред-ставителями критического реализма на Западе были О. Бальзак, Г. Флобер (в литературе), О. Домье, Г. Курбе, барбизонцы (в живописи). В России — Н. В. Гоголь, И. С. Тургенев, Л. Н. Толстой, Ф. М. Достоевский, А. П. Чехов (в литературе), П. А. Федотов, В. Г. Перов, передвижники (в живописи).

Оцените определение:

Источник: Мировая художественная культура. Словарь

interpretive.ru

Критический реализм

Критический реализм в литературе и его основные творческие принципы формировались в обществе, классовая структура которого находилась в классическо-буржуазной форме. В тех условиях действительно существовала только эта одна социальная форма. Представления же людей о некоем "бесклассовом" обществе являлись сугубо теоретическими. И в этих условиях принадлежность, факт прикрепления человека к определенной социальной среде являл собой непреложную закономерность, став духовным и художественным способом восприятия и освоения жизни.

Вместе с тем, социально-классовая определенность пришла в критический реализм не в форме обычного воспроизведения того или другого социального типа. Не было ее появление и самостоятельным процессом. Критический реализм отражал творческий синтез этого детерминизма с заинтересованным, общественно активным отношением к жизни.

Этот синтез явно просматривается в исторической связи индивида с его социально-классовой структурой. Критический реализм характеризует эту взаимосвязь как враждебную личности, сковывающую возможности и стремления человека. Господствующая среда существовала, подавляя, уродуя, разрушая человеческие родовые качества. Критический реализм – это отражение страданий и крайней нищеты трудового населения.

Созданные картины правдиво характеризуют социальную особенность той действительности, являвшей собой замкнутость и враждебность по отношению к целостной и свободной жизни человека. Этот принцип являлся основой критического реализма. Жизненное восприятие, осваивающее классовую систему, проявлявшую враждебность не только к движениям своего, но и последующих времен, правдиво воспроизводилось в искусстве.

Критический реализм устанавливает не объективную, а субъективную связь между узкосоциальными типами и общественным развитием. Проявляется эта связь в форме изучения социальных обстоятельств, а также в виде внутреннего стремления человека к обычному, свободному, не подверженному влиянию социума общению с другими людьми.

Чаще всего в литературе того времени это стремление выражалось в форме любви – чувстве, не признающем никаких общественных классификаций и разграничений. Оно могло зародиться между людьми, имеющими разные взгляды и занимающими разное положение. Вместе с тем, стремление могло выражаться в утверждении себя в сфере деятельности, полезной для общества. Более того, индивид в некоторых случаях пытался укрепить принцип бескорыстных, внесоциальных, свободных человеческих отношений как нормальное общение людей друг с другом.

Вместе с этим, литература критического реализма все попытки человека жить "по-человечески", с чистыми чувствами и бескорыстными стремлениями приводит к конфликту с существующей вокруг него системой. Везде делается упор на исключительно положительные человеческие качества: честность крестьянина, порядочность буржуа, добродетель интеллигента, благородство дворянина.

Формирование искусства критического реализма происходило в тесной связи с общедемократическими движениями народов Европы. Здесь следует отметить и противостояние французов против монархии Бурбонов, а впоследствии против стремления крупных буржуа к различным формам политического и экономического господства. В это же время происходила борьба английского народа за демократию в государстве, против того же буржуазного господства. Следует сказать и о более чем столетнем сопротивлении германской нации и ее борьбе за буржуазно-демократические реформы. В России было сформировано антифеодальное движение в начале 19 века, включавшее революционное дворянство, а впоследствии и другие социальные слои – рабочих, крестьян, разночинцев, буржуазию.

fb.ru

Критический реализм | Краткий словарь по эстетике

КРИТИЧЕСКИЙ РЕАЛИЗМ — разновидность реализма, сложившаяся в 20-30-е гг. XIX в. и получившая широкое распространение в мировом искусстве. Основным принципом критического реализма является раскрытие социально-исторической обусловленности художественного отражения явлений жизни. Социальный детерминизм сочетается с критическим воспроизведением социальных условий жизни, ограничивающих человека, подавляющих или развращающих и уродующих его.

Принцип историзма проявляется в искусстве критического реализма в том, что характерные явления жизни, человеческие характеры и окружающие их обстоятельства изображаются как типические для определенной эпохи. Персонажи в произведениях критического реализма — это люди своего времени, «лишние люди», «отцы» или «дети», «старые» или «новые» люди. Но движение истории, поступательный процесс общественного развития представляется в искусстве критического реализма как результат субъективной деятельности людей. Поэтому и источником положительного начала в человеке изображается только его внутренний мир, его вера или убеждения, а источником лучшего будущего — волевые усилия людей, таких, как движимые человеколюбием Пьер Безухов Л. Толстого и Алеша Карамазов у Достоевского или действующие в соответствии со своими социалистическими убеждениями «новые люди» у Чернышевского. Критический реализм не указывает пути к лучшей жизни, а лишь изображает обстоятельства, враждебные человеческим стремлениям к такой жизни. Поэтому эта разновидность реализма и получила обозначение критического реализма.

В критическом реализме XX в. достаточно определенно наметились две тенденции. Одна характеризуется изображением повседневной жизни людей, их стремления к лучшей доле, однако изменить жизнь к лучшему человеку не удается. Это, например, романы, Ремарка, Стейнбека, кинофильмы Антониони, Феллини. Другая тенденция выражается в художественном освоении народных освободительных движений, в том числе социалистических движений XX в., и благодаря этому в оптимистической перспективе общественного развития, например в «Драмах революции» Р. Роллана, в романе Джека Лондона «Железная пята», в повести Драйзера «Эрнита». По своей тематике и идейно-художественному пафосу эта тенденция в критическом реализме ближе всего стоит к другой разновидности реализма XX в.— социалистическому реализму.

esthetiks.ru

Критический реализм

Мариупольский строительный техникум

Курсовая работа
По предмету: «Зарубежная культура»

На тему: «Критический реализм»

Выполнил: студент группы ОС – 21

Курмаз А.А

Мариуполь 2002

План.

1. Понятие о критическом реализме.

2. Развитие русского реализма:

а) творчество писателей – реалистов;

б) искусство и живопись русских реалистов.

3.Заключение.

4.Литература.

1. Понятие о критическом реализме.

Реализм – (от лат. realis, вещественный) – художественный метод в искусстве литературы. История реализма в мировой литературе необычайно богата. Само представление о нём менялось на разных этапах художественного развития, отражая настойчивое стремление художников к правдивому изображению действительности.

Новый тип реализма складывается в XIX веке. Это критический реализм. Он существенно отличается от ренессансного и от просветительского. Расцвет его на Западе связан с именами Стендаля и Бальзака во Франции, Дикенса, Теккереяв Англии, в России – А. Пушкина, Н. Гоголя, И. Тургенева, Ф Достоевского, Л. Толстого, А. Чехова.

Критический реализм по-новому изображает отношение человека и окружающей среды. Человеческий характер раскрывается в органической связи с социальными обстоятельствами. Предметом глубокого социального анализа стал внутренний мир человека, критический реализм потому одновременно становится психологическим. В подготовке этого качества реализма большую роль сыграл романтизм, стремившийся проникнуть в тайны человеческого «Я».

Углубление познания жизни и усложнение картины мира в критическом реализме XIX века не означает, однако, некоего абсолютного превосходства над предыдущими этапами, ибо развитие искусства отмечено не только завоеваниями, но и утратами. Утрачена была масштабность образов эпохи Возрождения. Неповторимым оставался пафос утверждения, свойственный просветителям, их энтузиастическая вера в победу добра над злом.

Подъем в странах Запада рабочего движения, формирование в 40-х годах XIX века марксизма не только оказывают влияние на литературу критического реализма, но и вызывают к жизни первые художественные опыты изображения действительности с позиций революционного пролетариата.

В России XIX век является периодом исключительного по силе и размаху развития реализма. Во второй половине века художественные завоевания реализма выводят русскую литературу на международную арену, завоевывают ей мировое признание. Богатство и многообразие русского реализма XIX века позволяют говорить о разных его формах.

Формирование его связано с именем Пушкина, который вывел русскую литературу на широкий путь изображения «судьбы народной, судьбы человеческой». В условиях ускоренного развития русской литературы Пушкин как бы навёрстывает её прежнее отставание, прокладывает новые пути почти во всех жанрах и своей универсальностью и своим оптимизмом оказываясь сродни талантам Возрождения. В творчестве Пушкина закладываются основы критического реализма, развитого в творчестве Гоголя и – за ним – в так называемой натуральной школе.

Выступление в 60-е годы революционных демократов во главе с Н. Чернышевским придаёт новые черты русскому критическому реализму.

Особое место в истории русского реализма принадлежит Л. Толстому и Достоевскому. Именно благодаря им русский реалистический роман приобрёл мировое значение. Их психологическое мастерство, проникновение в «диалектику» души открывали путь художественным исканиям писателей XX века. Реализм в XX веке во всём мире несёт на себе отпечаток эстетических открытий Толстого и Достоевского.

Важно подчеркнуть, что русский реализм XIX века не развивался изолированно от мирового историко-литературного процесса. Это было началом эпохи, когда, по словам К. Маркса и Ф. Энгельса, «плоды духовной деятельности отдельных наций становятся общим достоянием» (Маркс К., Энгельс Ф. Соч.,I4,с. 428).

Критический реализм, продолжавшийся развиваться в русской литературе до Октября (И. Бунин, А. Куприн) и на Западе, в XX веке получили дальнейшее развитие, при этом претерпев существенные изменения. В критическом реализме XX века на Западе более свободно усиливаются и перекрещиваются самые различные влияния, в том числе некоторые черты нереалистических течений XX века, что не исключает борьбы реалистов против нереалистической эстетики.

2. Развитие русского реализма.

30-40-е годы XIX века – это время кризиса просветительских и субъективно-романтических концепций. Просветителей и романтиков сближает субъективный взгляд на мир. Действительность не была ими понята как объективный процесс, развивающийся по своим законам, независимым от роли людей. В борьбе с социальным злом мыслители эпохи Просвещения уповали на силу слова, морального примера, а теоретики революционного романтизма – на героическую личность. И те, и другие недооценивали роль объективного фактора в развитии истории.

Раскрывая общественные противоречия, романтики, как правило, не видели в них выражения реальных интересов определённых слоёв населения и поэтому не связывали их преодоление с конкретной социальной, классовой борьбой.

Большую роль в реалистическом познании социальной действительности, сыграло революционно-освободительное движение. До первых мощных выступлений рабочего класса сущность буржуазного общества, его классовая структура во многом оставались загадочными. Революционная борьба пролетариата позволила снять с капиталистического строя печать таинственности, обнажить его противоречия. Поэтому вполне закономерно, что именно в 30-40-е годы XIX века в Западной Европе происходит утверждение реализма в литературе и искусстве. Обличая пороки крепостнического и буржуазного общества, писатель-реалист находит прекрасное в самой объективной реальности. Его положительный герой не вознесён над жизнью (Базаров у Тургенева, Кирсанов, Лопухов у Чернышевского и др.). Как правило, он отражает чаяния и интересы народа, взгляды передовых кругов буржуазной и дворянской интеллигенции. Реалистическое искусство ликвидирует разомкнутость идеала и действительности, характерную для романтизма. Конечно, в произведениях некоторых реалистов имеют место неопределённые романтические иллюзии там, где речь идёт о воплощении будущего («Сон смешного человека» Достоевского, «Что делать?» Чернышевского …), и в этом случае можно с полным правом говорить о наличии в их творчестве романтических тенденций. Критический реализм в России явился следствием сближения литературы и искусства с жизнью.

Реалисты XX века широко раздвинули границы искусства. Они начали изображать явления самые обыкновенные, прозаические. Действительность вошла в их произведения со всеми своими социальными контрастами, трагическими диссонансами. Они решительно порвали с идеализирующими тенденциями карамзинистов и отвлечённых романтиков, в творчестве которых, даже бедность, по выражению Белинского, представала «опрятной и умытой».

Критический реализм сделал шаг вперёд по пути демократизации литературы также в сравнении с творчеством просветителей XVIII века. Он значительно шире захватил современную ему действительность. Крепостническая современность вошла в произведения, критических реалистов не только как самоуправство крепостников, но и как трагическое положение народных масс – крепостного крестьянства, обездоленного городского люда. В творчестве Филдинга, Шиллера, Дидро и других писателей эпохи Просвещения человек среднего сословия изображался главным образом как воплощение благородства, честности и тем самым противостоял развращённым бесчестным аристократам. Он раскрывался лишь в сфере своего высокого морального сознания. Его повседневная жизнь со всеми своими горестями, страданиями и заботами оставалась, по существу, за пределами повествования. Только у революционно мыслящих сентименталистов (у Руссо и особенно у Радищева) и у отдельных романтиков (Сю, Гюго и др.) эта тема получает разработку.

В критическом реализме наметилась тенденция к полному преодолению риторики и дидактизма, наличествовавших в произведениях многих просветителей. В творчестве Дидро, Шиллера, Фонвизина рядом с типическими образами, воплощающими психологию реальных классов общества, действовали герои, воплощающие идеальные черты просветительского сознания. Обличие безобразного не всегда уравновешивается в критическом реализме, изображением должного, что обязательно для просветительской литературы XVIII века. Идеал в творчестве критических реалистов часто утверждается через отрицание безобразных явлений действительности.

Аналитическую функцию реалистическое искусство осуществляет не только раскрывая противоречия между угнетателями и угнетёнными, но и показывая социальную обусловленность человека. Принцип социальности – эстетики критического реализма. Критические реалисты подводят в своём творчестве к мысли о том, что зло коренится не в человеке, а в обществе. Реалисты не ограничиваются критикой нравов и современного им законодательства. Они ставят вопрос о бесчеловечном характере самых основ буржуазного и крепостнического общества.

В исследовании жизни критические реалисты пошли дальше не только Сю, Гюго, но и просветители XVIII века Дидро, Шиллер, Филдини, Смолетт остро, с реалистических позиций критиковали феодальную современность, но их критика шла в идеологическом направлении. Они обличали проявления крепостничества не в экономической области, а главным образом в юридической, моральной, религиозной и политической сферах.

В произведениях просветителей большое место занимает образ развращённого аристократа, не признающего никаких ограничений своим чувственным вожделениям. Развращённость властителей изображается в просветительской литературе как порождение феодальных отношений, при которых аристократическая знать не знает никакого запрета своим чувствам.В творчестве просветителей получило отражение бесправие народа, произвол князей, которые продавали подданных в другие страны. Писатели XVIII века остро критикуют религиозный фанатизм («Монахиня» Дидро, «Натан Мудрый» Лессиниа), выступают против доисторических форм правления, поддерживают борьбу народов за свою национальную независимость («Дон Карлос» Шиллера, «Эгмант» Гёте).

mirznanii.com