ХИМБИО-INFORM: Сайт учителя химии и биологии Ващенко Н.Ю.     . Реакции ионного обмена 9 класс примеры


Cайт учителя химии Ващенко Н.Ю.

Погода в Ногинске

Живой календарь

Праздники

1. Записывают формулы веществ, вступивших в реакцию, ставят знак «равно» и записывают формулы образовавшихся веществ. Расставляют коэффициенты.

2. Пользуясь таблицей растворимости, записывают в ионном виде формулы веществ (солей, кислот, оснований), обозначенных в таблице растворимости буквой «Р» (хорошо растворимые в воде), исключение – гидроксид кальция, который, хотя и обозначен буквой «М», все же в водном растворе хорошо диссоциирует на ионы.

3. Нужно помнить, что на ионы не разлагаются металлы, оксиды металлов и неметаллов, вода, газообразные вещества, нерастворимые в воде соединения, обозначенные в таблице растворимости буквой «Н». Формулы этих веществ записывают в молекулярном виде. Получают полное ионное уравнение.

4. Сокращают одинаковые ионы до знака «равно» и после него в уравнении. Получают сокращенное ионное уравнение.

5. Помните!

Р - растворимое вещество;

М - малорастворимое вещество;

ТР - таблица растворимости.

Алгоритм составления реакций ионного обмена (РИО)

в молекулярном, полном и кратком ионном виде

Примеры составления реакций ионного обмена

1. Если в результате реакции выделяется малодиссоциирующее (мд) вещество – вода.

В данном случае полное ионное уравнение совпадает с сокращенным ионным уравнением.

2. Если в результате реакции выделяется нерастворимое в воде вещество.

В данном случае полное ионное уравнение реакции совпадает с сокращенным. Эта реакция протекает до конца, о чем свидетельствуют сразу два факта: образование вещества, нерастворимого в воде, и выделение воды.

3. Если в результате реакции выделяется газообразное вещество.

ВЫПОЛНИТЕ ЗАДАНИЯ ПО ТЕМЕ "РЕАКЦИИ ИОННОГО ОБМЕНА"

Задание №1.Определите, может ли осуществляться взаимодействие между растворами следующих веществ, записать реакциив молекулярном,полном, кратком ионном виде:гидроксид калия и хлорид аммония.

Решение

- Составляем химические формулы веществ по их названиям, используя валентности и записываем РИО в молекулярном виде (проверяем растворимость веществ по ТР):

KOH + Nh5Cl = KCl + Nh5OH

так как Nh5OH неустойчивое вещество и разлагается на воду и газ Nh4 уравнение РИО примет окончательный вид

KOH (p) + Nh5Cl (p) = KCl (p) + Nh4 ↑+ h3O

-Cоставляем полное ионное уравнение РИО, используя ТР (не забывайте в правом верхнем углу записывать заряд иона):

K+ + OH- + Nh5+ + Cl- = K+ + Cl- + Nh4 ↑+ h3O

- Cоставляем краткое ионное уравнение РИО, вычёркивая одинаковые ионы до и после реакции:

OH

- + Nh5+ = Nh4 ↑+ h3O

- Делаем вывод:Взаимодействие между растворами следующих веществ может осуществляться, так как продуктами данной РИО являются газ (Nh4 ↑) и малодиссоциирующее вещество вода (h3O).

Задание №2

Дана схема:

2H

+ + CO32- = h3O + CO2↑

Подберите вещества, взаимодействие между которыми в водных растворах выражается следующими сокращёнными уравнениями. Составьте соответствующие молекулярное и полное ионное уравнения.

Решение

- Используя ТР подбираем реагенты - растворимые в воде вещества, содержащие ионы 2H

+и CO32-.

Например, кислота - H

3PO4 (p) и соль -K2CO3 (p).

- Составляем молекулярное уравнение РИО:

2H

3PO4 (p) +3 K2CO3 (p) -> 2K3PO4 (p) + 3h3CO3 (p)

так как угольная кислота – неустойчивое вещества, она разлагается на углекислый газ CO

2 ↑ и воду h3O, уравнение примет окончательный вид:

2H

3PO4 (p) +3 K2CO3 (p) -> 2K3PO4 (p) + 3CO2 ↑ + 3h3O

- Составляем полное ионное уравнение РИО:

6H

+ +2PO43- + 6K+ + 3CO32- -> 6K++ 2PO43-+ 3CO2 ↑ + 3h3O

-Составляем краткое ионное уравнение РИО:

6H

+ +3CO32- = 3CO2 ↑ + 3h3O

Сокращаем коэффициенты на три и получаем:

2H

+ +CO32- = CO2 ↑ + h3O

- Делаем вывод:

В конечном итоге мы получили искомое сокращённое ионное уравнение, следовательно, задание выполнено верно.

Задание №3

Запишите реакцию обмена между оксидом натрия и фосфорной кислотой в молекулярном, полном и кратком ионном виде.

1. Составляем молекулярное уравнение, при составлении формул учитываем валентности (см. ТР)

3Na

2O (нэ) + 2h4PO4 (р) -> 2Na3PO4 (р) + 3h3O (мд)

где нэ - неэлектролит, на ионы не диссоциирует,мд - малодиссоциирующее вещество, на ионы не раскладываем, вода - признак необратимости реакции

2. Составляем полное ионное уравнение:

3Na

2O + 6H+ + 2PO43- -> 6Na+ + 2PO43- + 3h3O

3. Сокращаем одинаковые ионы и получаем краткое ионное уравнение:

3Na

2O + 6H+ -> 6Na+ + 3h3OСокращаем коэффициенты на три и получаем:Na2O + 2H+ -> 2Na+ + h3O

Данная реакция необратима, т.е. идёт до конца, так как в продуктах образуется малодиссоциирующее вещество вода.

ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

Задание №1

Посмотрите следующий эксперимент

Взаимодействие карбоната натрия и серной кислоты

Составьте уравнение реакции ионного обмена карбоната натрия с серной кислотой в молекулярном, полном и кратком ионном виде.

Задание №2Закончите уравнения реакций в молекулярном, полном и кратком ионном виде:

ZnF

2 + Ca(OH)2 ->K2S + h4PO4 ->

При выполнении задания используйте таблицу растворимости веществ в воде. Помните об исключениях!

Задание №3

Посмотрите следующий эксперимент

Осаждение сульфата бария

Составьте уравнение реакции ионного обмена хлорида бария с сульфатом магния в молекулярном, полном и кратком ионном виде.

Задание №4

Закончите уравнения реакций в молекулярном, полном и кратком ионном виде:

Hg(NO

3)2 + Na2S ->K2SO3 + HCl ->

При выполнении задания используйте таблицу растворимости веществ в воде. Помните об исключениях!Реакции ионного обмена, идущие с выделением газаРеакции ионного обмена, идущие с образованием ярко-окрашенных солейРеакция нейтрализации

ТРЕНАЖЁР "РЕАКЦИИ ИОННОГО ОБМЕНА"

ТРЕНАЖЁР "РЕАКЦИИ В РАСТВОРАХ ЭЛЕКТРОЛИТОВ"

ПАМЯТКА "НЕОБРАТИМЫЕ РЕАКЦИИ"

Новости сайта

Поздравляем победителей и лауреатов Всероссийских дистанционных олимпиад по химии и биологии

Полезные ссылки

Архив записей

himiknoginsk.ucoz.ru

Реакции ионного обмена и условия их протекания.

Реакции ионного обмена — реакции в водных растворах между электролитами, протекающие без изменений степеней окисления образующих их элементов

Необходимым условием протекания реакции между электролитами (солями, кислотами и основаниями) является образование малодиссоциирующего вещества (вода, слабая кислота, гидроксид аммония), осадка или газа.

Расcмотрим реакцию, в результате которой образуется вода. К таким реакциям относятся все реакции между любой кислотой и любым основанием. Например, взаимодействие азотной кислоты с гидроксидом калия:

HNO3 + KOH = KNO3 + h3O (1)

Исходные вещества, т.е. азотная кислота и гидроксид калия, а также один из продуктов, а именно нитрат калия, являются сильными электролитами, т.е. в водном растворе они существуют практически только в виде ионов. Образовавшаяся вода относится к слабым электролитам, т.е. практически не распадается на ионы. Таким образом, более точно переписать уравнение выше можно, указав реальное состояние веществ в водном растворе, т.е. в виде ионов:

H+ + NO3− + K+ + OH‑ = K+ + NO3− + h3O (2)

Как можно заметить из уравнения (2), что до реакции, что после в растворе находятся ионы NO3− и K+ . Другими словами, по сути, нитрат-ионы  и ионы калия никак не участвовали в реакции. Реакция произошла только благодаря объединению частиц H+ и OH− в молекулы воды. Таким образом, произведя алгебраически сокращение одинаковых ионов в уравнении (2):

H+ + NO3− + K+ + OH‑ = K+ + NO3− + h3O

мы получим:

H+ + OH‑ = h3O (3)

Уравнения вида (3) называют сокращенными ионными уравнениями, вида (2) — полными ионными уравнениями, а вида (1) — молекулярными уравнениями реакций.

Фактически ионное уравнение реакции максимально отражает ее суть, именно то, благодаря чему становится возможным ее протекание. Следует отметить, что одному сокращенному ионному уравнению могут соответствовать множество различных реакций. Действительно, если взять, к примеру, не азотную кислоту, а соляную, а вместо гидроксида калия использовать, скажем, гидроксид бария, мы имеем следующее молекулярное уравнение реакции:

2HCl+ Ba(OH)2 = BaCl2 + 2h3O

Соляная кислота, гидроксид бария и хлорид бария являются сильными электролитами, то есть существуют в растворе преимущественно в виде ионов. Вода, как уже обсуждалось выше, – слабый электролит, то есть существует в растворе практически только в виде молекул. Таким образом, полное ионное уравнение данной реакции будет выглядеть следующим образом:

2H+ + 2Cl− + Ba2+ + 2OH− = Ba2+ + 2Cl− + 2h3O

Сократим одинаковые ионы слева и справа и получим:

2H+ + 2OH− = 2h3O

Разделив и левую и правую часть на 2, получим:

H+ + OH− = h3O,

Полученное сокращенное ионное уравнение полностью совпадает с сокращенными ионным уравнением взаимодействия азотной кислоты и гидроксида калия.

При составлении ионных уравнений в виде ионов записывают только формулы:

1) сильных кислот  (HCl, HBr, HI, h3SO4, HNO3, HClO4 ) (список сильных кислот надо выучить!)

2) сильных оснований (гидроксиды щелочных (ЩМ) и щелочно-земельных металлов(ЩЗМ))

3) растворимых солей

В молекулярном виде записывают формулы:

1) Воды h3O

2) Слабых кислот (h3S, h3CO3, HF, HCN, Ch4COOH (и др. практически все органические))

3) Слабых оcнований (Nh5OH  и практически все гидроксиды металлов кроме ЩМ и ЩЗМ

4) Малорастворимых солей (↓) («М» или «Н» в таблице растворимости).

5) Оксидов (и др. веществ, не являющихся электролитами)

Попробуем записать уравнение между гидроксидом железа (III) и серной кислотой. В молекулярном виде уравнение их взаимодействия записывается следующим образом:

2Fe(OH)3+ 3h3SO4 = Fe2(SO4)3 + 6h3O

Гидроксиду железа (III) соответствует в таблице растворимости обозначение «Н», что говорит нам о его нерастворимости, т.е. в ионном уравнении его надо записывать целиком, т.е. как Fe(OH)3 . Серная кислота растворима и относится к сильным электролитам, то есть существует в растворе преимущественно в продиссоциированном состоянии. Сульфат железа (III), как и практически все другие соли, относится к сильным электролитам, и, поскольку он растворим в воде, в ионном уравнении его нужно писать в виде ионов. Учитывая все вышесказанное, получаем полное ионное уравнение следующего вида:

2Fe(OH)3 + 6H+ + 3SO42- = 2Fe3+ + 3SO42- + 6h3O

Сократив сульфат-ионы слева и справа, получаем:

2Fe(OH)3 + 6H+ = 2Fe3+ + 6h3O

разделив обе части уравнения на 2 получаем сокращенное ионное уравнение:

Fe(OH)3 + 3H+ = Fe3+ + 3h3O

Теперь давайте рассмотрим реакцию ионного обмена, в  результате которой образуется осадок. Например, взаимодействие двух растворимых солей :

Na2CO3 +  CaCl2 = CaCO3↓+  2NaCl

Все три соли – карбонат натрия, хлорид кальция, хлорид натрия и карбонат кальция (да-да, и он тоже) – относятся к сильным электролитам и все, кроме карбоната кальция, растворимы в воде, т.е. есть участвуют в данной реакции в виде ионов:

2Na+ + CO32- +  Ca2+ + 2Cl− = CaCO3↓+  2Na+ + 2Cl−

Сократив одинаковые ионы слева и справа в данном уравнении, получим сокращенное ионное:

CO32- + Ca2+  = CaCO3↓

Последнее уравнение отображает причину взаимодействия растворов карбоната натрия и хлорида кальция. Ионы кальция и карбонат-ионы объединяются в нейтральные молекулы карбоната кальция, которые, соединяясь друг с другом, порождают мелкие кристаллы осадка CaCO3 ионного строения.

Примечание важное для сдачи ЕГЭ по химии

Чтобы реакция соли1 с солью2 протекала, помимо базовых требований к протеканиям ионных реакций (газ, осадок или вода в продуктах реакции), на такие реакции накладывается еще одно требование – исходные соли должны быть растворимы.  То есть, например,

CuS + Fe(NO3)2 ≠ FeS + Cu(NO3)2

реакция не идет, хотя FeS – потенциально мог бы дать осадок, т.к. нерастворим. Причина того что реакция не идет – нерастворимость одной из исходных солей (CuS).

А вот, например,

Na2CO3 +  CaCl2 = CaCO3↓+  2NaCl

протекает, так как карбонат кальция нерастворим и исходные соли растворимы.

То же самое касается взаимодействия солей с основаниями. Помимо базовых требований к протеканию реакций ионного обмена, для того чтобы соль с основанием реагировали необходима растворимость их обоих. Таким образом:

Cu(OH)2 + Na2S – не протекает,

т.к. Cu(OH)2 нерастворим, хотя потенциальный продукт CuS был бы осадком.

А вот реакция между NaOH и Cu(NO3)2 протекает, так оба исходных вещества растворимы и дают осадок Cu(OH)2:

2NaOH + Cu(NO3)2 = Cu(OH)2 ↓+ 2NaNO3

Внимание! Ни в коем случае не распространяйте требование растворимости исходных веществ дальше реакций соль1+ соль2   и   соль + основание.

Например, с кислотами выполнение этого требования не обязательно. В частности, все растворимые кислоты прекрасно реагируют со всеми карбонатами, в том числе нерастворимыми.

Другими словами:

1)Соль1+ соль2 — реакция идет если исходные соли растворимы, а в продуктах есть осадок

2) Соль + гидроксид металла – реакция идет, если в исходные вещества растворимы и в продуктах есть садок или гидроксид аммония.

Рассмотрим третье условие протекания реакций ионного обмена – образование газа. Строго говоря, только в результате ионного обмена образование газа возможно лишь в редких случаях, например, при образовании газообразного сероводорода:

K2S + 2HBr = 2KBr + h3S↑

В большинстве же остальных случаев газ образуется в результате разложения одного из продуктов реакции ионного обмена. Например, нужно точно знать в рамках ЕГЭ, что с образованием газа в виду неустойчивости разлагаются такие продукты, как h3CO3, Nh5OH и h3SO3:

h3CO3 = h3O + CO2 ↑

Nh5OH = h3O + Nh4 ↑

h3SO3 = h3O + SO2 ↑

Другими словами, если в результате ионного обмена образуются угольная кислота, гидроксид аммония или сернистая кислота, реакция ионного обмена протекает благодаря образованию газообразного продукта:

Na2CO3 + h3SO4 = Na2SO4 + h3O + CO2 ↑

Nh5NO3 + KOH = KNO3 + h3O + Nh4 ↑

Na2SO3 + 2HCl = 2NaCl + h3O + SO2 ↑

Запишем ионные уравнения для всех указанных выше реакций, приводящих к образованию газов. 1) Для реакции:

K2S + 2HBr = 2KBr + h3S↑

В ионном виде будут записываться сульфид калия и бромид калия, т.к. являются растворимыми солями, а также бромоводородная кислота, т.к. относится к сильным кислотам. Сероводород же, являясь малорастворимым и плохо диссоциирцющим на ионы газом, запишется в молекулярном виде:

2K+ + S2- + 2H+  + 2Br— = 2K+ + 2Br— + h3S↑

Сократив одинаковые ионы получаем:

S2- + 2H+ = h3S↑

2) Для уравнения:

Na2CO3 + h3SO4 = Na2SO4 + h3O + CO2 ↑

В ионном виде запишутся Na2CO3, Na2SO4 как хорошо растворимые соли и h3SO4 как сильная кислота. Вода является малодиссоциирующим веществом, а CO2 и вовсе неэлектролит, поэтому их формулы будут записываться в молекулярном виде:

2Na+ + CO32- + 2H + + SO42- = 2Na+ + SO42 + h3O + CO2 ↑

CO32- + 2H + = h3O + CO2↑

3) для уравнения:

Nh5NO3 + KOH = KNO3 + h3O + Nh4↑

Молекулы воды и аммиака запишутся целиком, а Nh5NO3, KNO3 и KOH запишутся в ионном виде , т.к. все нитраты являются хорошо растворимыми солями, а KOH является гидроксидом щелочного металла, т.е. сильным основанием:

Nh5+ + NO3−+ K+ + OH− = K+ + NO3− + h3O + Nh4↑

Nh5+ + OH− = h3O + Nh4↑

Для уравнения:

Na2SO3 + 2HCl = 2NaCl + h3O + SO2 ↑

Полное и сокращенное уравнение будут иметь вид:

2Na+ + SO32- + 2H+ + 2Cl− = 2Na+ + 2Cl− + h3O + SO2 ↑

SO32- + 2H+ = h3O + SO2 ↑

scienceforyou.ru

Урок "Реакции ионного обмена". 9-й класс. Урок с применением базовой модели формирования критического мышления в рамках деятельностного подхода в обучении

I. Вызов

а) Собственно вызов

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

б) Актуализация знаний

 

 

 

 

II. Осмысление

а) Постановка проблемы и задач

 

 

б) Открытие нового знания

 

 

 

 

 

 

 

в) составление алгоритма

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

г) Первичное закрепление

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

III. Рефлексия

а) Самостоятельная работа

 

б) Собственно рефлексия

 

 

IV. Подведение итогов

Домашнее задание.

На предыдущих уроках мы выяснили, что свойства растворов электролитов зависят от свойств ионов. Но химия изучает отношение веществ друг к другу. Что будем наблюдать, если смешать растворы электролитов?

Демонстрация опытов:

Опыт 1. Смешивание растворов CuSO4 и NaOH.

Опыт 2. Смешивание растворов Na2CO3 и HCl.

Опыт 3. К раствору NaOH добавляют фенолфталеин и приливают раствор HCl.

Опыт 4. Смешивание растворов KCl и Na2SO4.

Вопросы по ходу проведения опытов:

- Есть ли признаки реакции?

- К какому типу реакций относятся реакции, проведенные в опыте?

- Какие частицы находятся в растворах электролитов?

 

 

Что же является предметом разговора сегодня на уроке? Как же мы сформулируем тему урока?

Запись темы урока на доске

Какую проблему предстоит решить нам в ходе урока, исходя из темы?

 

Для решения поставленной проблемы необходимо повторить основные положения теории диссоциации. Предлагаю использовать комплект "Малый химический тренажер" (Титова И.М.), дидактический материал №11 "Электролиты и неэлектролиты" по вариантам.

Предлагаю проверить правильность ответов

 

 

 

Делаю акцент на поставленной в начале урока проблеме. Выясняю, каковы задачи урока?

 

 

 

Предлагаю решать поставленные задачи через лабораторную работу, ход которой описан в учебнике (авт. Кузнецова Н.Е. и соавторы, параграф 12 стр. 39-40).

 

 

 

 

 

 

По результатам опытов и работы с текстом, предлагаю составить уголковую схему определения

Реакции ионного обмена

Предлагаю перейти к обсуждению формулировки определения "реакции ионного обмена".

Акцентирую внимание учащихся на признаках химической реакции, которые свидетельствуют о необратимости процессов

 

Определение реакций ионного обмена составлено на доске с помощью магнитных карточек.

 

 

 

 

 

 

 

На магнитной доске модель стакана, формулы электролитов, условные обозначения условий протекания реакций между растворами электролитов необратимо

Задание: при сливании каких пар растворов электролитов реакции ионного обмена возможны, т.е. протекают до конца?

Выберите условный знак каждого случая:

, , <->, Н2О

Пары электролитов:

1) K2SO4 и BaCl2

2) Na2CO3 и HCl

3) KOH и h3SO4

4) KCl и Na2SO4

Мы выяснили, что такое реакции ионного обмена, а в чем сущность реакций? Почему образуются неэлектролиты в ходе реакций?

Ответ дает составление ионных уравнений для реакции ионного обмена.

Разбираю последовательность составления ионных уравнений на примере взаимодействия растворов CuCl2 и NaOH.

 

 

 

 

 

 

 

Предлагаю составить ионные уравнения для следующих пар веществ:

I в. BaCl2 + h3SO4 ->

II в. FeSO4 + NaOH ->

Предлагаю проверить правильность составления уравнений, которые заранее составляют на доске два ученика.

Предлагаю обучающимся проанализировать усвоение материала, прикрепить значок необратимости или обратимости реакции ионного обмена в зависимости от понимания материала урока к соответствующей модели стаканчика с результатами реакций ионного обмена.

Параграф 12. "Задачник по химии-9"

№ 2-18(а,б,в)

 

 

 

наблюдают выпадение осадка

наблюдают выделение газа

наблюдают изменение цвета

признаков реакции не наблюдают

 

Обсуждение увиденного, предположения:

В одних случаях при смешивании растворов электролитов наблюдаются признаки реакции, т.е. процессы необратимы, в других признаков реакции нет.

В растворах электролитов находятся ионы и при смешивании этих растворов, электролиты обмениваются ионами.

Обучающиеся формулируют тему:

Реакции ионного обмена

Записывают тему урока в тетради

Исходя из темы урока, учащиеся формулируют проблему: В чем сущность реакций ионного обмена?

 

Работают в течение 5 минут по вариантам

В1 - 1,3,4,7,8,9

В2 - 1,2,3,4,5,6,9

В3 - 1,2,3,4,5,7,8,9

В4 - 1,2,3,4,5,6,9

В5 - 1,2,3,4,5,8

Исходя из поставленной проблемы, обучающиеся ставят задачи:

- выяснить, что такое реакции ионного обмена;

- научиться составлять уравнения таких реакций.

 

Проводят лабораторные опыты по инструкции учебника (с. 39-40)

Опыт 1. Смешивание растворов Al2(SO4)3 и NaCl

Опыт 2. Смешивание растворов CuCl2 и NaOH

Опыт 3. Смешивание растворов Na2CO3 и h3SO4

Опыт 4. Смешивание растворов NaOH, фенолфталеина и h3SO4

 

 

 

Учащиеся предлагают варианты определения реакций ионного обмена.

В ходе обсуждения формулируется определение:

 

Реакции ионного обмена

-> реакции обмена ионами

-> в растворах электролитов

-> с образованием неэлектролита

в виде ->  осадка ()

-> газа ()

-> малодиссоциирующего вещества (h3O)

Обучающиеся выбирают к каждой паре электролитов условное обозначение протекания реакций ионного обмена до конца (необратимо)

 

1)

2)

3) Н2О

4) <->

 

 

 

 

 

Обучающиеся записывают в тетради молекулярное уравнение:

CuSO4 + 2NaOH -> Na2SO4 + Cu(OH)2

составляют ионное полное уравнение:

Cu2+ + SO42- + 2Na+ + 2OH- -> 2Na+ + SO42- + Cu(OH)2

Подчеркивают ионы, не принимающие участие в образовании неэлектролита. Составляют сокращенное ионное уравнение:

Cu2+ + 2OH- > Cu(OH)2

Делают вывод, что сущность реакции заключается в связывании ионов с образованием неэлектролита.

Учащиеся самостоятельно составляют ионные уравнения, результаты работы сдают учителю.

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

Реакции ионного обмена » HimEge.ru

 

В разбавленных растворах электролитов (кислот, оснований, солей) химические реакции протекают обычно при участии ионов. При этом все элементы реагентов могут сохранять свои степени окисления (обменные реакции) или изменять их (окислительно – восстановительных реакции).В соответствии с правилом Бертолле, ионные реакции протекают практически необратимо, если образуются твердые малорастворимые вещества (они выпадают в осадок), легколетучие вещества (они выделяются в воде газов) или растворимые вещества —  слабые электролиты (в том числе и вода). Ионные реакции изображаются системой уравнений – молекулярным, полным и кратким ионным. Ниже полные ионные уравнения опущены.При написании уравнений ионных реакций надо обязательно руководствоваться таблицей растворимости.   Примеры реакций с выпадением осадков:a)   Ba(OH)2 + h3SO4 = BaSO4↓ + 2h3OBa2+ + SO42- = BaSO4↓б)  AgNO3 + KI = AgI↓ + KNO3Ag+ + I— = AgI↓в) MgCl2 + 2KOH = Mg(OH)2↓ + 2KCl      Mg2+ + 2OH— = Mg(OH)2↓г) 3Zn(Ch4COO)2 + 2Na3PO4 = Zn3(PO4)2↓ + 6Na(Ch4COO)3Zn2+ + 2PO43- = Zn3(PO4)2↓Обратите внимание, AgCO3, BaCO3 и CaCO3 ПРАКТИЧЕСКИ НЕРАСТВОРИМЫЕ В ВОДЕ И ВЫПАДАЮТ В ОСАДОК КАК ТАКОВЫЕ, НАПРИМЕР:Ba(NO3)2 + K2CO3 = BaCO3↓ + 2KNO3Ba2+ + CO32- = BaCO3↓ Соли остальных катионов, такие как MgCO3, CuCO3, FeCO3, ZnCO3  и другие, хотя и нерастворимые в воде, но не осаждаются из водного раствора при проведении ионных реакций (т.е. их нельзя получить этим способом).Например карбонат железа (II) FeCO3, полученный «сухим путем» или взятый в виде минерала сидерит, при внесении в воду осаждается без видимого взаимодействия. Однако при попытке его получения по обменной реакции в растворе между FeSO4 и K2CO3 выпадает осадок основной соли (приведен условный состав, на практике состав более сложный) и выделяется углекислый газ:2FeSO4 + h3O + 2Na2CO3 = 2Na2SO4 + Fe2CO3(OH)2↓ + CO2↑2Fe2+ + h3O + 2CO32-  = Fe2CO3(OH)2↓ + CO2↑Аналогично FeCO3, сульфид хрома (3) Cr2S3 (нерастворимый в воде) не осаждается из раствора:

2CrCl3 + 6h3O + 3Na2S = 6NaCl + 2Cr(OH)3↓ + 3h3S↑2Cr3+ + 6h3O + 3S2- = 2Cr(OH)3↓ + 3h3S↑Некоторые соли разлагаются водой – сульфид алюминия Al2S3 (а также BeS) и ацетат хрома(III) Cr(Ch4COO)3:а) Al2S3 + 6h3O = 2Al(OH)3↓ + 3h3S↑б) Cr(Ch4COO)3 + 2h3O= Cr(Ch4COO)(OH)2↓ + 2Ch4COOHСледовательно, эти соли нельзя получить по обменной реакции в растворе:а) 2AlCl3 + 6h3O +3K2S = 6KCl + 2Al(OH)3↓ +3h3S↑2Al3+ + 6h3O + 3S2- = 2Al(OH)3↓ + 3h3S↑б) CrCl3 + 2h3O + 3Na(Ch4COO) =3NaCl + Cr(Ch4COO)(OH)2↓ + 2Ch4COOHCr3+ + 2h3O + 3Ch4COO— =Cr(Ch4COO)(OH)2↓ + Ch4COOH

Примеры реакций с выделением газа:а) BaS + 2HCl = BaCl2 + h3S↑S2- + 2H+ = h3S↑б) Na2CO3 + h3SO4 = Na2SO4 + CO2↑ + h3OCO32- + 2H+ = CO2↑+ h3Oв) CaCO3(T) + 2HNO3 = Ca(NO3)2 + CO2↑ + h3OCaCO3(T) + 2H+ = Ca2+ + CO2↑ + h3O   Примеры реакций с образованием слабых электролитов:а) 3NaOH + h4PO4 = Na3PO4  + 3h3O3OH— + h4PO4 = PO43- + 3h3Oб) Mg(Ch4COO)2 + h3SO4 = MgSO4 + 2Ch4COOHCh4COO— + H+   = Ch4COOHв) Nh5F + HBr = Nh5Br + HFF— + H+ = HFЕсли реагенты и продукты обменной реакции не являются сильными электролитам, ионный вид уравнения отсутствует, например:Mg(OH)2(T) + 2HF = MgF2↓ + 2h3O

himege.ru

Реакции ионного обмена | Учись легко

Реакции ионного обмена

05.11.2012 Автор: Т U

Реакции ионного обмена — реакции, протекающие между ионами в растворе электролитов.

Для составления уравнений реакций ионного обмена необходимо помнить следующее:

  1. Диссоциации не подвергаются: оксиды, газообразные вещества, вода, нерастворимые в воде соединения
  2. Реакция ионного обмена идёт до конца если образуется:
  • газ
  • осадок
  • вода

Алгоритм составления уравнений реакций ионного обмена:

1) Записывают уравнение в молекулярном виде и расставляют коэффициенты:

На этом шаге надо обратить внимание на 2 момента:

  • составление формул продукта реакции (Только по валентности. Можно воспользоваться и таблицей растворимости — заряд иона по модулю равен валентности иона. Напр., чтобы составить формулу, состоящую из катиона бария и сульфат-аниона, мы записываем их рядом. Заряд катиона бария — 2+ , а значит его валентность равна II, заряд сульфат аниона — 2-, а следовательно, валентность также равна II. Т.о. формула BaSO4) Повторить темуВалентность
  • расстановка коэффициентов (число атомов одного и т

4schoolchild.wordpress.com

Презентация по химии "Реакции ионного обмена" (9 класс)

(размещается в архиве с материалом)

Автор материала (ФИО) *

Беседина Зинаида Григорьевна

Должность (с указанием преподаваемого предмета) *

Учитель химии

Образовательное учреждение

МБОУ СОШ №11 п. Новотерский Минераловодского района Ставропольского края

Название материала *

Реакции ионного обмена

Класс (возраст) *

9 класс

Учебный предмет *

химия

Название учебного пособия, образовательной программы (УМК) с указанием авторов, к которому относится ресурс

УМК Г.Е.Рудзитис, Ф.Г.Фельдман;

другие УМК.

Вид ресурса (презентация, видео, текстовый документ и другие) *

Презентация

Техническое оснащение (компьютер, интерактивная доска и другие.) *

Компьютер, мультимедийный проектор

Цели,

Задачи материала *

Цель : Сформировать представление о реакциях ионного обмена, раскрыть механизм РИО, формировать умения обучающихся прогнозировать результаты происходящих реакций.

Задачи:

  • формирование умения составлять уравнения химических реакций ионного обмена.

  • формирование умения применять теоретические знания в новой ситуации.

  • развитие способности учащихся самостоятельно успешно усваивать новые знания, умения и компетентности через формирование универсальных учебных действий.

Краткое описание работы с ресурсом

(на каком этапе предполагается применение, форма использования: индивид, групповая и другое, на усмотрение автора). *

Данный ресурс используется при изучении на уроке реакций ионного обмена, при закреплении и обобщении материала по теме, повторении к ГИА и ЕГЭ.

Навигация в презентации осуществляется с помощью гиперссылок, триггеров и управляющих кнопок.

На 2 слайде – условия протекания реакций ионного обмена до конца. По гиперссылке –переход на слайды 3-5. Возврат на слайд 2 по управляющим кнопкам

Слайды 6-10.

Интерактивные задания для обучающихся, проверка осуществляется сразу на уроке.

Форма использования: фронтальная, парная, групповая, индивидуальная.

Список использованной литературы.

Ссылки на Интернет - источники *

  1. Гара Н. Н. Химия. Уроки в 9 классе. Пособие для учителя, 2009

  2. Корощенко А.С. Пособие "Типовые тестовые задания для подготовки к ГИА 2013 по химии», 2013

  3. Рудзитис Г.Е., Фельдман Ф.Г. Неорганическая химия, 9класс, 2011

  4. Материалы и наработки автора

  5. Фон презентации

http://propowerpoint.ru/ximiya-shablon-powerpoint/

Методика работы с ресурсом

Работа с ресурсом осуществляется с помощью управляющих кнопок и триггеров.

* - Поля обязательные к заполнению

infourok.ru

Персональный сайт - Каталог статей

 НЕОБРАТИМЫЕ РЕАКЦИИ

 

Реакции с образованием малорастворимых веществ (осадков).

Составим молекулярное и ионно-молекулярные уравнения реакции между растворами хлорида железа(III) и гидроксида натрия.

 

1. Запишем молекулярное уравнение и подберем коэффициенты:

 

                      FeCl3   +   3NaOH  =  Fe(OH)3   +  3NaCl

 

2. Найдем вещество, которое вызывает протекание реакции. Это Fe(OH)3. Ставим знак осадка ↓:

 

                      FeCl3   +   3NaOH  = Fe(OH)3↓  + 3NaCl

 

3. Укажем силу основания и растворимость солей:

 

                      FeCl3       +      3NaOH     =    Fe(OH)3↓     +    3NaCl

               растворимая          сильное           осадок           растворимая

                      соль                основание                                      соль

 

 

4. Запишем полное ионно-молекулярное уравнение (в виде ионов представляем растворимые соли и сильное основание):

 

                      Fe3+  + 3Cl –  + 3Na+  + 3OH –  =  Fe(OH)3↓  + 3Na+ + 3Cl –

 

5. Подчеркнем формулы, не участвующие в реакции (это формулы одинаковых ионов в обеих частях уравнения):

 

                      Fe3+  + 3Cl –  + 3Na+  + 3OH –  =  Fe(OH)3↓  + 3Na+ + 3Cl –

 

6. Исключим подчеркнутые формулы и получим сокращенное ионно-молекулярное уравнение:

 

                      Fe3+  + 3OH –  =  Fe(OH)3↓

 

Сокращенное ионно-молекулярное показывает, что сущность реакции сводится к взаимодействию ионов  Fe3+ и OH –, в результате чего образуется осадок гидроксида железа(III) Fe(OH)3.

 

Реакции с образованием слабодиссоциирующих веществ (слабых электролитов).

Составим молекулярное и ионно-молекулярные уравнения реакции между растворами азотной кислоты и гидроксида калия.

 

Молекулярное уравнение:

 

                      HNO3      +      KOH         =       KNO3        +       h3O

                    сильная           сильное           растворимая         слабый 

                    кислота          основание              соль              электролит

 

Полное молекулярно-ионное уравнение:

 

                      H+  +  NO3–   +   K+  +  OH –   =   K+  NO3–  +   h3O

 

Сокращенное ионно-молекулярное уравнение:

 

                      H+  +  OH –  =  h3O

 

Реакции с образованием газообразных веществ.

Составим молекулярное и ионно-молекулярные уравнения реакции между растворами сульфида натрия и серной кислоты.

 

Молекулярное уравнение:

 

                        Na2S       +       h3SO4       =       Na2SO4       +       h3S↑

                 растворимая         сильная             растворимая              газ

                          соль              кислота                  соль

 

Полное молекулярно-ионное уравнение:

 

                        2Na+  +   S2–   +   2H+   +   SO42–   =   2Na+   +   SO42–   +   h3S↑

 

Сокращенное ионно-молекулярное уравнение:

 

                        2H+   + S2–  =  h3S↑

 

 

ОБРАТИМЫЕ РЕАКЦИИ

 

Разберем процессы, протекающие при сливании растворов нитрата калия и хлорида натрия.

 

Молекулярное уравнение:

 

                        KNO3         +         NaCl         =         KCl          +        NaNO3

                   растворимая        растворимая       растворимая         растворимая

                         соль                     соль                       соль                     соль

 

Полное молекулярно-ионное уравнение:

 

                        K+  +  NO3–  +  Na+  +  Cl –  ⇄  K+  +  Cl –  +  Na+ +  NO3–

 

В данном случае сокращенное ионно-молекулярное уравнение написать нельзя: согласно теории электролитической диссоциации, реакция не протекает. Если такой раствор выпарить, то получим смесь четырех солей: KNO3,  NaCl,  KCl,  NaNO3.

himi4ok.ucoz.ru