Сравнение двух видов ГБО: Пропан-бутан и Метан, отличия и особенности установки. Разница пропан и бутан


Чем отличается пропан от бутана

Пропан и бутан являются химическими углеводородными соединениями, относящимися к классу алканов. В обычных условиях это горючие газы со схожими свойствами. Однако, несмотря на то, что в гомологическом ряду алканов эти газы – соседи, различия между ними все же существуют. Рассмотрим, чем отличается пропан от бутана и что у них общего.

Алканы

Другие названия этого класса углеводородных соединений – парафины, а также насыщенные алифатические углеводороды. Это ациклические соединения углерода и водорода, в которых атомы образуют прямые или разветвленные цепи; общая формула алканов – Cnh3n+2. В этой формуле С – атомы углерода, Н – атомы водорода, а нижние индексы обозначают их количество в молекуле. Первым в ряду алканов стоит метан, имеющий формулу СН4. Пропан и бутан с формулами (соответственно) С3Н8 и С4Н10 занимают третью и четвертую позиции.

Отличие пропана от бутана не только в количестве находящихся в молекуле атомов углерода и водорода, разными являются и свойства соединений. Первое, что бросается в глаза при изучении их физических свойств, – разные условия перехода из одного агрегатного состояния в другое (то есть из твердого в жидкое и далее в газообразное) при обычном атмосферном давлении. Например, пропан переходит из твердого состояния в жидкое (то есть «плавится») при температуре –187,6 градусов по Цельсию, а из жидкого в газообразное («кипит») – при температуре –42,09 градуса. Для бутана эти цифры другие: он плавится при температуре –138,4 градуса, кипит при температуре –0,5 градуса. Оба газа плохо растворяются в воде.

к содержанию ↑

Сравнение

Поскольку и пропан, и бутан – горючие газы, общей областью их применения является использование в качестве топлива. Только, исходя из разных физических свойств, специализация у них несколько различается.

Пропан имеет более разноплановую специализацию, чем бутан. В качестве топлива он используется не только для заправки автомобилей и зажигалок, но и для резки металла, в дорожных работах (для прогрева битума и асфальта), в качестве топлива портативных электрогенераторов и так далее. Применять чистый бутан в столь широком диапазоне затруднительно в первую очередь из-за того, что у него слишком высокая температура сжижения. Это создает сложности при его эксплуатации в холодный период.

И пропан, и бутан (второй чаще) используются в качестве пропеллентов. Так называют вещества, с помощью которых в аэрозольных баллонах создается избыточное давление, позволяющее вытеснять из емкости летучее вещество и распылять его в воздухе. Применение этих газов в данном качестве возможно, поскольку в чистом виде они не имеют запаха, а в их рабочие горючие смеси добавляют специальные ароматические вещества, чтобы наличие пропана и бутана в воздухе определялось без использования специальных анализаторов. Из других их «профессий» можно упомянуть пищевую: пропан – пищевая добавка Е944, бутан – Е943. Кроме этого, они используются в качестве хладагентов в холодильных установках, так как экологичнее ныне популярных фреонов и не разрушают озонового слоя.

к содержанию ↑

Таблица

Ответ на вопрос, в чем разница между пропаном и бутаном, очевиден. Эти соединения углерода и водорода, стоящие в гомологическом ряду по соседству, отличаются друг от друга немного. Разность их свойств зависит в первую очередь от разного количества атомов составляющих их простых веществ, которые содержат молекулы соединений.

ПропанБутан
Химическая формулаС3Н8С4Н10
Что собой представляетБесцветный горючий газ без запахаБесцветный горючий газ без запаха
Физические свойстваТемпература плавления при нормальном атмосферном давлении –187,6 °С; температура кипения –42,09 °СТемпература плавления при нормальном атмосферном давлении –138,4 °С; температура кипения –0,5 °С
ИспользованиеСырье для химической промышленности, широко используется в качестве топлива, пищевая промышленность (пищевая добавка Е944), возможно применение в качестве хладагента в холодильных установкахСырье для химической промышленности, используется в качестве топлива (диапазон применения уже, чем у пропана), пищевая промышленность (пищевая добавка Е943), возможно использование в качестве хладагента в холодильных установках

thedifference.ru

Каким газом заправляют автомобили, пропан и бутан в чем разница

С появлением двигателей внутреннего сгорания поиск экономных и экологичных видов топлива не прекращается. Углеводородные газы уверенно, постепенно занимают нишу в этой области.

Несколько десятилетий владельцев транспортных средств волнует вопрос: какой вид газа оптимально решает проблемы экономичности топлива, пропан-бутан или метан?

Для чего нужно знать особенности пропана и метана?

Когда-то наиболее экономичным топливом было дизельное. Водители выбирали автомобили с соответствующим двигателем либо выполняли переоборудование. Со временем стоимость дизельного горючего намного увеличилась, самым дешёвым современным способом экономии топлива стало использование газа.

Сегодня газовые автомобильные системы активно внедряются в автопарках коммерческих, производственных предприятий, бюджетных учреждений. Переводят на ГБО свои автомобили многие владельцы частных транспортных средств.

Подключился и автопром. Появляются модели марок машин отечественного и зарубежного производства, которые на конвейере оборудованы газобаллонной системой. Причины понятны — газ позволяет существенно экономить средства на заправках. Если для кого-то не важен финансовый вопрос, экологичность применения газового топлива не оставляет сомнений.

Какой газ лучше для авто — пропан-бутановая смесь или метан? У каждого претендента на замену бензина есть положительные и отрицательные стороны. Автовладельцы делают выбор, исходя из условий использования альтернативного топлива. Разобраться в эксплуатационных характеристиках пропана и метана, значит сделать осознанный, просчитанный во всех отношениях выбор для своего автомобиля.

Если принято решение об установке газовой системы, следует учесть ряд особенностей. Нужно знать, как правильно заправлять автомобиль, определиться, ГБО какого поколения и производителя приобретать, куда обращаться за установкой, какой вид газового топлива для авто выбрать. Для начала нужно разобраться: чем отличается пропан от бутана и метана?

Метан, пропан и бутан

Пропан-бутановое топливо — сжиженная газовая смесь, метановое горючее — сжатая субстанция. Два вида газового горючего имеют различия по составу, особенностям и специфике применения.

Углеводородный газ пропан имеет органическое происхождение. Является продуктом переработки нефтепродуктов либо выделенным компонентом природного газа.

Каким газом заправляют автомобили? Существуют две марки газовых смесей:

  1. Пропан бутан автомобильный, используется как транспортное топливо;
  2. Техническая пропан-бутановая смесь, для расхода в быту.

Потребительские свойства пропановому горючему придают следующим образом:

  • газ подвергается процедуре тщательной очистки;
  • пропан соединяют с этаном и бутаном, в сжиженном состоянии нагнетают в ёмкости с давлением 10-15 атм.

Таким образом, в состав горючего входят пропан и бутан разница у которых заключается в том, что первый — зимний газ, второй — летний.

Сжиженный бутан не работает на морозе. Чистому «зимнему» пропану противопоказано лето, высокая температура повысит давление в газовом баллоне.

По госту содержание бутана в топливной газовой смеси не должно быть более 60%, для северных регионов и зимой доля пропана не должна быть ниже 75%. Такая газообразная субстанция хорошо ведёт себя в цилиндрах двигателя автомобиля.

C3H8 тяжелее воздуха, становится взрывоопасным, вредным для человека, если концентрация превышает 2,1%.

Сжиженный нефтяной газ сохраняет газообразные свойства при нормальном температурном режиме, любом давлении. Тот факт, что пропан-бутан может сжижаться, позволяет загружать в автомобиль большие объёмы топлива, значительно увеличивая запас хода. Пропан авто не повредит, если будет высокого качества.

Метан газ — это углеводород, легче воздуха, практически не растворим в воде. Добывают газ из недр земли.

Чтобы попасть к потребителю, Ch5 проходит несколько технологических этапов:

  1. Газ фильтруют.
  2. Дополняют одорантами.
  3. Метан сжимают компрессором до 200-250 атм.
  4. Автомобильную топливную смесь помещают в тяжёлые толстостенные резервуары повышенной прочности.

Взрывоопасным газ становится при концентрации в окружающей среде более 4,4%. Метан топливо имеет способность к накоплению в закрытых пространствах, быстро рассеивается. Стоит дешевле пропана, относится к самому чистому газовому топливу, в отличие от пропана, примесей в нём ничтожно мало, не требуется глубокая очистка.

На заметку! Влияние на человеческий организм метана минимально на открытых площадях из-за низкого веса.

В качественном компримированном метане не менее 90% природного газа.

Какое газовое горючее принесёт больше экономии автовладельцу?

Сравнительные характеристики метана и пропан-бутана:

  1. Установка пропанового газобаллонного оборудования обойдётся более чем в два раза ниже по цене.
  2. По стоимости топлива — метан гораздо дешевле пропан-бутана.
  3. Суг снижает показатели мощности автомобиля по сравнению с бензином до 3-5%, что проявляется на скорости от 140 км в час. Метан способен «ослабить» двигатель автомобиля до 20%. Современные поколения ГБО этот показатель нивелируют.
  4. По степени экологичности — у сжиженного газа больше примесей, пропан-бутан не относится к полностью безопасным веществам. Метановый газ отличается тем, что на данный момент это самый чистый топливный ресурс наряду со спиртовым, превосходит по безопасности электродвигатели.
  5. По весу газовых баллонов и объему горючего, у пропана-бутана, сжатого под невысоким давлением, явное преимущество, его объёма хватит на путь в три раза длиннее.
  6. Уровень взрывоопасности метана, который моментально рассеивается на открытом воздухе, в два раза ниже. Прочные метановые резервуары при аварии меньше подвержены деформации.
  7. По доступности заправочных азс — пропановые искать не нужно, они почти на одном уровне с бензиновыми. Метановые автозаправки — в крупных городах.
  8. Октановое число у пропан-бутановой смеси 100, у метановой 110.

Итоговая разница следующая: газ метан дешевле и безопасней, но дороже по монтажу и обслуживанию. Чтобы заправляться пропан-бутаном, не обязательно жить в большом городе. ГБО доступное по цене, баллоны более лёгкие, но газ более вредный и опасный.

Поэтому понятно, почему владельцы частных и коммерческих грузовых автомобилей останавливают выбор на метане. Машины не чувствуют веса баллонного оборудования, потеря мощности не чувствительна. Экономия на горючем существенная.

Почему выгодно заправлять авто газом

При всех достоинствах и недостатках, у разновидностей газового горючего есть общие «бонусы», привлекательные для автовладельцев:

  • автогаз имеет более низкую стоимость относительно бензина;
  • высокая экологическая составляющая, газ оказывает меньшее негативное воздействие на человека, токсичность газовых выхлопов незначительна;
  • установка ГБО увеличивает запас гсм в автомобиле, если залить полный бак бензина и наполнить газовый баллон;
  • использование газа в комплексе с бензиновым горючим замедляет износ деталей машины (эффективнее, если двигатель приспособлен к газу с завода).

Эти качества позволяют автовладельцам использовать газ вместо бензина, сеть агзс год от года расширяется.

Мнение о том, что газобаллонное оборудование способно выводить из строя верхнюю часть блока цилиндров двигателя внутреннего сгорания, справедливо, когда ГБО на автомобиль установлено кустарным способом.

Газовая система будет иметь статус отличной надёжности, полную безопасность, высокий кпд, если устанавливать её у профессионалов, заправлять автомобиль качественным газом, не игнорировать регулярное прохождение технического осмотра. Правильно выполненный монтаж газового баллона поможет избежать повреждения оборудования в ДТП.

На заметку! Что касается утечек газа, то добавленные в газ меркаптаны с характерным запахом позволят сразу заметить дефекты в системе.

progbo.com

Зачем смешивают пропан и бутан – свойства газов

Основным компонентом автономной системы газоснабжения является пропан-бутановая смесь. При этом многие не понимают, зачем смешивают пропан и бутан, ведь каждый газ может использоваться как самостоятельное топливо. Тем не менее, в некоторых регионах России данные углеводороды нельзя применять в чистом виде для газификации объектов, что связано с их физико-химическими свойствами и климатическим фактором.

 

Свойства СУГ

Чтобы понять, зачем смешивают пропан с бутаном, необходимо знать особенности каждого компонента, в том числе их взаимодействие с внешней средой. С точки зрения молекулярного строения они относятся к углеводородным соединениям, которые можно хранить в жидком состоянии, что значительно упрощает транспортировку и эксплуатацию.

 

Одним из условий образования жидкого газа является высокое давление, поэтому его хранят в специальных резервуарах под давлением 16 бар. Второе условие для перехода углеводородных газов из одного состояния в другое – внешняя температура воздуха. Пропан закипает при -43°С, тогда как преобразование из жидкого в газообразное состояние у бутана происходит при -0,5°С, что является основным отличием данных углеводородов.

 

Таблица с некоторыми другими свойствами данных газов

 

Дополнительную информацию о свойствах сжиженного углеводородного газа можно прочитать в статье: пропан-бутан для газгольдера – свойства и особенности применения.

 

Зачем смешивают пропан и бутан в автономной системе газоснабжения

Учитывая физико-химические характеристики насыщенных углеводородов, их применение во многом зависит от климатических условий. Сжиженный бутан в чистом виде не будет работать при отрицательных температурах. Тогда как применение чистого пропана противопоказано в условиях жаркого климата, поскольку высокая температура вызывает чрезмерное повышение давления в газовом резервуаре.

 

Так как для каждого региона нецелесообразно производить отдельную марку газа, с целью унификации ГОСТом предусмотрена смесь с определенным содержанием двух компонентов в рамках установленных норм. Согласно ГОСТ 20448-90 максимальное содержание бутана в данной смеси не должно превышать 60%, при этом для северных регионов и в зимнее время года доля пропана должно быть не меньше 75%.

 

Процентное соотношение газов в разное время года

Кстати, больше статей нашего блога о газификации — в этом разделе.

 

Технологический фактор

Помимо климатического фактора, существует технологическое обоснование того, зачем смешивают пропан и бутан. На нефтеперерабатывающих предприятиях в процессе переработки попутных газов пропан и бутан производятся в разных количествах. Поэтому для оптимизации сырьевой политики данные углеводороды смешивают между собой в определенной пропорции. При этом, независимо от технологии изготовления сжиженного углеводородного газа, процентное содержание двух составляющих должно находиться в рамках, установленных ГОСТом.

 

Ценовая политика при заправке СУГ

Стоимость пропана-бутана зависит от содержания в нем первого (более дорогого) компонента. Поэтому неудивительно, что «зимняя» смесь для заправки автономной системы газоснабжения будет дороже «летней». Однако, если какая-либо компания предлагает заправку по цене, значительно уступающей среднерыночной, тогда ее представителю необходимо задать следующие вопросы:

  • Почему стоимость СУГ такая низкая?
  • Какое соотношение пропана-бутана?
  • Как этот состав будет работать зимой?
  • Есть ли в наличии соответствующая техническая документация?
  • Можно ли обратиться в компанию при возникновении проблем?

 

Будьте осторожны! Дешевая смесь может затем обойтись гораздо дороже.

 

Некоторые компании хитрят, предоставляя «зимнюю» смесь, которая не соответствует ГОСТу. Поэтому невысокая стоимость СУГ должна, как минимум, насторожить покупателя.

 

Для автономной газификации дома качество газа имеет определяющее значение, поскольку от этого зависит надежность работы всей системы. Поэтому важно понимать, зачем смешивают пропан с бутаном, и в какой пропорции данные компоненты должны находиться зимой и летом. Больше о газоснабжении частных объектов читайте в статье: автономное отопление пропан-бутаном.

 

Чтобы избежать проблем с газификацией своего дома, обращайтесь в компанию «Промтехгаз», которая уже доказала свой профессионализм и надежность. О чем свидетельствуют хорошие позиции на рынке, и отсутствие отрицательных отзывов от клиентов.

xn--80affkvlgiu5a.xn--p1ai

Что дороже пропан или бутан. Ликбез для тех, кто хочет всё знать про газовое топливо. Можно ли заправить в пустой кислородный баллон газ пропан

Бутан или пропан? September 21st, 2015

По статистике только 40% испанских домов обеспечены трубопроводным натуральным газом (gas natural), в основном север, там где зимой есть потребность в отоплении, потому что подключаться к газовой сети только для приготовления пищи и получения горячей воды невыгодно, а вся остальная Испания живёт на баллонном газе.

Этот гриль предназначен для природного газа и имеет решетку с эмалью с фарфором. Он измеряет 30, на 60, на 5 дюймов. В гриле есть встроенный термометр и закрытая тележка. Кроме того, он поставляется с 5-летней гарантией; поэтому он вполне надежный. Чистка легко, и весь блок достаточно прочный, чтобы выдерживать внешнюю среду.

Кухонное пространство достаточно большое, 547 квадратных дюймов, и оно также поставляется с двумя чугунными варочными решетками. Этот гриль имеет прочную конструкцию, достаточно прочную, и есть двухслойный вкладыш, который сохраняет тепло внутри. Это подразделение, которое вас не разочарует.

Газ в баллонах в Испании предлагается двух сортов: бутан (butano) и пропан (propano). Причем цена на эти два газа немного разная, пропан стоит дешевле бутана. Давайте разберёмся, чем они отличаются и можно ли съэкономить, если использовать вместо бутана пропан?

Бутан на момент написания поста стоил 12,80 евро, а пропан 11,25 евро за стандартный средиземноморский 26-литровый баллон. Сами баллоны совершенно одинаковые, единственное отличие: на бутановом баллоне просто написано "Butano", а на пропановом нарисовано черное кольцо, в котором написано "Propano", кроме маркировки больше никаких отличий нет. Но при этом бутана в баллоне налито 12,5 кг, а пропана только 11 кг. Получается, что один килограмм газа стоит 12,80 / 12,5 = 1,024 евро для бутана и 11,25 / 11 = 1,022 евро для пропана. Горят оба газа тоже практически одинаково: теплота сгорания бутана 45,8 МДж/кг, а пропана 48 МДж/кг. Стоимость килограмма газа и количество тепла от его сжигания в любом случае будут одинаковы и съэкономить ничего не получится. При этом бутана в баллоне несколько больше, что позволяет менять баллоны реже, отчего в Испании по умолчанию обычно используется бутан.

Покупка газового барбекю может быть немного сложнее. Мало того, но газовые баллоны поставляются с клапанами различного размера. Бутан чаще использовался для барбекю, чем пропан за один раз, но в последние годы ситуация, похоже, изменилась. Фактически многие, если не большинство, барбекю могут использовать либо бутан, либо пропан в зависимости от регулирующего клапана, установленного на барбекю. Большинство барбекю теперь оснащены стандартным красным регулятором пропана. Но один газ лучше другого?

Газовый баллон с синим регулятором бутана прилагается. Ниже приведено описание свойств различных варочных газов. При сжигании кубический метр природного газа обеспечит 38 мегаэлектроэнергией. Так бутан должен быть лучше? Неудобно бутан плохо работает при низких температурах. Когда он слишком холодный, он остается в виде жидкости и давление газа падает. Это означает, что баллон с бутановым газом будет давать более низкое давление после того, как температура бутылки опустится ниже 10 градусов. Бутылки на самом деле становятся холоднее в использовании, так как тепло удаляется из бутылки, когда жидкий бутан вскипает в газ, выходящий из регулятора.

Почему бутана удается засунуть в баллон больше, чем пропана?

Температура кипения бутана -0,5C, а температура кипения пропана -42C, поэтому места под паровую подушку в баллоне можно оставлять меньше, и заливать баллон с бутаном почти под вентиль, да еще бутан плотнее пропана, плотность жидкого бутана 580 кг/куб.м, а жидкого пропана 510 кг/куб.м.

Чем выше скорость использования газа, тем холоднее получается бутылка. Используйте его слишком быстро при низких температурах, и давление газа может значительно снизиться. На одном уровне это не имеет значения - кто хочет барбекю в холодную погоду? Как насчет кого-то, кто потерпел силовую травму из-за метелей?

Данное количество бутана будет гореть более горячим, чем пропан, но на самом деле пропановые регуляторы высвобождают газ с более высокой скоростью для компенсации. На самом деле многие люди скажут вам, что пропан горит горячее. Оба газа тяжелее воздуха, что является одной из причин, по которым барбекю имеют дыры в их днищах. Если бы они этого не сделали, какой-то просачивающийся газ будет нарастать на дне, готовый взорваться перед лицом кого-то, освежающего барбекю.

А зачем вообще продают пропан, если по умолчанию везде используется бутан?

Пропан, в силу более низкой температуры кипения и лучшей испаряемости, используется там, где нужно обеспечить большой расход газа, например, в кафе или ресторанах, либо в холодных районах Испании, например, в горах.

Взаимозаменяемость газов.

Для бытового потребления, по большому счету, можно просто не заморачиваясь менять бутан на пропан, но тут небольшое отличие всё же есть. Дело в том, что хотя, если считать в килограммах, теплота сгорания у бутана и пропана одинакова, то при расчетах в кубометрах газообразного газа разница имеется: 1 куб.м газообразного бутана при сжигании дает 125 МДж/куб.м, а 1 куб.м пропана дает 95 МДж/куб.м, поэтому, чтоб не потерять в мощности газового прибора, при переходе с бутана на пропан нужно применять другой баллонный редуктор. Для бутана нужно использовать редуктор с вы

gnk86.ru

Бутан или пропан? - Записки странствующего слесаря

По статистике только 40% испанских домов обеспечены трубопроводным натуральным газом (gas natural), в основном север, там где зимой есть потребность в отоплении, потому что подключаться к газовой сети только для приготовления пищи и получения горячей воды невыгодно, а вся остальная Испания живёт на баллонном газе.

Газ в баллонах в Испании предлагается двух сортов: бутан (butano) и пропан (propano). Причем цена на эти два газа немного разная, пропан стоит дешевле бутана. Давайте разберёмся, чем они отличаются и можно ли съэкономить, если использовать вместо бутана пропан?

Бутан на момент написания поста стоил 12,80 евро, а пропан 11,25 евро за стандартный средиземноморский 26-литровый баллон. Сами баллоны совершенно одинаковые, единственное отличие: на бутановом баллоне просто написано "Butano", а на пропановом нарисовано черное кольцо, в котором написано "Propano", кроме маркировки больше никаких отличий нет. Но при этом бутана в баллоне налито 12,5 кг, а пропана только 11 кг. Получается, что один килограмм газа стоит 12,80 / 12,5 = 1,024 евро для бутана и 11,25 / 11 = 1,022 евро для пропана. Горят оба газа тоже практически одинаково: теплота сгорания бутана 45,8 МДж/кг, а пропана 48 МДж/кг. Стоимость килограмма газа и количество тепла от его сжигания в любом случае будут одинаковы и съэкономить ничего не получится. При этом бутана в баллоне несколько больше, что позволяет менять баллоны реже, отчего в Испании по умолчанию обычно используется бутан.

Почему бутана удается засунуть в баллон больше, чем пропана?

Температура кипения бутана -0,5C, а температура кипения пропана -42C, поэтому места под паровую подушку в баллоне можно оставлять меньше, и заливать баллон с бутаном почти под вентиль, да еще бутан плотнее пропана, плотность жидкого бутана 580 кг/куб.м, а жидкого пропана 510 кг/куб.м.

А зачем вообще продают пропан, если по умолчанию везде используется бутан?

Пропан, в силу более низкой температуры кипения и лучшей испаряемости, используется там, где нужно обеспечить большой расход газа, например, в кафе или ресторанах, либо в холодных районах Испании, например, в горах.

Взаимозаменяемость газов.

Для бытового потребления, по большому счету, можно просто не заморачиваясь менять бутан на пропан, но тут небольшое отличие всё же есть. Дело в том, что хотя, если считать в килограммах, теплота сгорания у бутана и пропана одинакова, то при расчетах в кубометрах газообразного газа разница имеется: 1 куб.м газообразного бутана при сжигании дает 125 МДж/куб.м, а 1 куб.м пропана дает 95 МДж/куб.м, поэтому, чтоб не потерять в мощности газового прибора, при переходе с бутана на пропан нужно применять другой баллонный редуктор. Для бутана нужно использовать редуктор с выходным давление 28-30 mbar, а для пропана 37 mbar. И вообще, покупая редуктор (regulador para bombona de gas) будьте внимательны, если при установке бутанового редуктора на пропан ваш газовый прибор будет просто чуть-чуть хуже гореть, то при установке пропанового редуктора на бутан возможен опасный перегрев газового прибора. Покупая редуктор обязательно смотрите, на какое выходное давление он рассчитан и покупайте правильный редуктор, сообразно типу вашего прибора и используемого газа.

График зависимости давления насыщенных паров пропана и бутана от температуры.

Также полезно знать, что в Испании любят переводить газ в киловатты: 1 баллон бутана = 159 kWh.

Для Малаги, Бенальмадены и Торремолиноса заказать доставку газа можно тут: http://www.pedirgas.com или http://www.inagas2001.es/pedidos/pedirgas.asp.

Оригинал статьи тут: http://udarnik-truda.ru/workshop/propan-butan/propan-butan.htm

Добавить журнал в друзья

udarnik-truda.livejournal.com

Сравнение двух видов ГБО: Пропан-бутан и Метан отличия и особенности установки

Здравствуйте. Сегодня на gboshnik.ru продолжим разговор о двух типах газового топлива и более детально сравним метан и пропан-бутан. Вы узнаете не только об отличиях между метаном и пропан-бутановой смесью, но и о технических особенностях этих двух типов топлива.

Как-то мы уже сравнивали пропан и метан в одной из статей, кому интересно вот ссылка. Однако тогда мы не углублялись в техническую составляющую и рассматривали исключительно отличия одного типа топлива от другого. Сегодня же поговорим о том, как отличается установка ГБО на метане от установки пропан-бутанового ГБО.

Как вы знаете, в качестве альтернативы бензину и солярке сегодня все чаще выступает газ, который стоит дешевле и позволяет неплохо экономить. Однако само газовое топливо, которое используется в автопромышленности, может быть двух видов: метан, а также пропан-бутановая смесь. Каждый тип топлива имеет ряд отличий, и как я уже говори, заключаются они не только в химическом составе, но и в оборудовании, которое необходимо для интеграции того или иного типа ГБО на тот или иной автомобиль. Об этом мы как раз сегодня и поговорим.

Пропан-бутан

Данный тип топлива чаще всего называют просто "Пропаном" или газом, подразумевая пропан-бутановую смесь. Это объясняется большой популярностью данного типа топлива и его доступностью по сравнению с метаном. Смесь пропана и бутана хранится в специальном резервуаре, который в большинстве случаев просто называют баллоном под давлением 16 атмосфер. Топливо находится в сжиженном состоянии, отсюда и название сжиженный нефтяной газ СНГ. Как уже понятно из расшифровки аббревиатуры СНГ — пропан-бутановая смесь является продуктом нефтепереработки. Октановое число пропан-бутана варьируется в диапазоне от 95 до 110. То есть, как вы понимаете, на данном топливе мотор будет работать с повышенной степенью сжатия. За счет последнего увеличивается КПД самого топлива, а также температурный режим двигателя. Стенки баллона, в котором хранится СНГ, имеют толщину порядка 3-х мм и вес в районе 30-40 кг, зависимости от того какой тип и объем баллона. Вместительность резервуара может достигать 120 л на авто с большим объемом двигателя, сам баллон может быть цилиндрическим или тороидальным. При использовании пропана расход топлива увеличивается примерно на 10-20%. Кроме того, из-за особенностей состава пропан-бутанового топлива мощность двигателя снижается примерно на 10-15%

Метан

Метан также называют сжатым природным газом СПГ так как он имеет природное происхождение. Этот газ не имеет запаха и цвета и является простейшим углеводородом. Из-за особых химических характеристик хранение данного газа в жидком состоянии невозможно. Этот тип альтернативного топлива для двигателей внутреннего сгорания используется реже нежели СНГ (пропан) по ряду причин, о которых вы скоро узнаете. Простые баллоны для метановой установки не подходят по той причине, что метан содержится в специальных резервуарах под высоким давлением порядка 220 атмосфер. Стенки такого баллона довольно толстые, от 0.6 см и толще. Для увеличения прочности используется бесшовная конструкция баллона. Вес такого баллона превышает 60 кг, а объем газа, который в них хранится, варьируется в диапазоне от 11 до 15 кубометров. Кроме того, баллоны для метана используются исключительно цилиндрические, тороидальные не подходят ни в коем случае. Отличается также и КПД топлива, на метане мотор сжигает на 10-20% больше нежели на бензине. То есть, в переводе на цифры получается, что 1 кубометр метана равен 1 литру бензина. Из-за чего на метановом ГБО принято использовать сразу несколько довольно громоздких баллонов. Снижение мощности при этом составляет порядка 20%, это объясняется тем, что метан имеет меньшую теплоотдачу, а при поступлении в двигатель занимает большой объем в цилиндрах. Отличия касаются также и степени сжатия, у СНГ приемлемым является соотношение 11:1, в то время как для СПГ этот показатель составляет — 13:1. При этом необходимо понимать, что существенное увеличение степени сжатия сделает невозможным использование бензина в качестве топлива.

Подача газового топлива осуществляется посредством мембранных редукторов, для пропана используются одноступенчатые редукторы, для метана — двух. Цена газовых редукторов примерно одинаковая, чего не скажешь о баллонах. Как я писал выше, для метана используется более прочный бесшовный баллон, цена которого может варьироваться в диапазоне от $400 до $800.

Коррекция зажигания. Для улучшения эффективности работы мотора при использовании ГБО применяют корректировку зажигания. Из-за более высокого октанового числа газовое топливо горит медленнее, а значит зажигать ее следует раньше. На ГБО 4 поколения используется специальное устройство под названием вариатор УОЗ, о котором я уже рассказывал в предыдущих своих статьях. Также может производиться перепрограммирование микроконтроллера. В карбюраторных ДВС производится ручная корректировка трамблера, он смещается на определенный угол.

Отличается также и установка пропан-бутанового ГБО и ГБО работающего на метане. В большей мере речь идет о безопасности. Так для метановых установок выносное заправочное устройство (ВЗУ) должно устанавливаться за пределами багажного отделения, то есть на внешней стороне кузова (как правило бампер). В то время как для пропана место ВЗУ может располагаться где угодно, в бампере, в лючке бензобака, в багажнике и т. д.

Большое внимание уделяется метановым газовым магистралям, которые должны проходить в специальных вентиляционных рукавах. Сам рукав должен оснащаться эжектором с выходом в забортное пространство. Магистрали должны быть оснащены деформационными навивками, которые позволяют предупредить разрыв, протирание от вибрации или деформацию в случае аварии.

Метановые баллоны крепятся максимально тщательно и надежно, в местах вероятных трений устанавливаются специальные мягкие прокладки.

Что касается пропан-бутана, здесь обязательно наличие мультиклапана, который выполняет сразу несколько функций: контролирует заполнение баллона, стравливает избыточное давление, а также выступает в качестве запорной арматуры. Баллоны должны регулярно проходить процедуру освидетельствования и располагаться вне краш-зоны. То есть в местах с наименьшей вероятностью повреждения в случае ДТП, как правило, это область заднего ряда сидений, багажник или место где располагается запаска.

На сегодня все. Как видите отличий между двумя типами газа довольно много и заключаются они даже не в химическом или молекулярном составе… Важно знать и понимать на каком именно газе ездит ваш автомобиль для того, чтобы знать на какой заправке вам заправляться, а также как именно и с какой частотой вам обслуживать ваш автомобиль.

Свои вопросы и пожелания вы можете оставить, используя форму для комментариев. Буду рад если вы дополните меня, в случае если я упустил какой-то важный момент. Всем пока, спасибо за внимание и до новых встреч на ГБОшнике.

gboshnik.ru

Основные отличия и сходства между природным газом и пропаном

Для того что бы сравнивать эти два газообразных вещества, стоит разобраться, что представляет и то и другое.

Природный газ – это состав из смеси разных газов, что был создан при разложении органических веществ глубоко под землёй без участия кислорода или воздуха атмосферы земли.

Природный газ относится к полезным ископаемым. Залегает он в глубоких слоях земли, так называемых пластах. Обычно встречается в виде газа, что заполняет земляные карманы. Можно встретить и скопление газа над нефтяными месторождениями или добыть его с той же нефти, как побочный продукт помимо керосина. Встречаются и залежи кристаллического природного газа, так называемого газогидрата.

В одна тысяча восемьсот тринадцатом году, группа учёных химического исследовательского центра, пришла к заключению, что природный газ, по составу, сравним с болотным газом, который выделяется с торфа. Они пришли к этому выводу, найдя и в первом и во втором образце примесь метана, небольшой доли азота и двуокись углерода.

Как и в атмосферном воздухе, есть и в природном газе основное вещество. Оно представлено метаном. Его концентрация колеблется от 70% до 98%. Так как это смесь газов на основе метана, то в состав могут входить и газы с его гомологического ряда. Например, этан, пропан и бутан. Помимо всего прочего, составными компонентами могут выступать водород, сероводород, диоксид углерода, азот, гелий и множество других газов с инертными свойствами.

Для повышения безопасности быта и облегчения обнаружения утечек, в природный газ стали подмешивать пахучие вещества, которые ещё называют одоранты. Зачастую можно учуять запах прелого сена, навоза или тухлых яиц.

Самовозгорается природный газ при температуре 650 градусов Цельсия. Он легче чем воздух в 1,8 раза. Что бы произошло возгорание природного газа, его концентрация в воздухе должна быть больше 5%, но меньше 15%.

Пропан – вещество, что относится к органическим веществам класса алканов. Входит в состав природного газа. Добыть его можно путём крекинга нефтяных продуктов, выделить из газа, что выделяется из нефти, или же добыть путём различных химических реакций. Газ пропан не имеет запаха, хотя при использовании в производстве, добавляют пахучие вещества.

Пропан самовоспламеняется при температуре 466 градусов Целсия. Что бы спровоцировать взрыв или воспламенение, концентрация газа должна быть выше 2,1% и ниже 9,5%.

Пропан используют:

  • В работах по заготовке.
  • При резке метала для переплавки.
  • Для черновых работ со сваркой.
  • Для обогревания складских помещений, ферм и ботанических помещений.
  • Для плавки битума и при кровле крыши.
  • Как топливо для газовых плит.
  • Как топливо для генераторов электричества.
  • Как отопительное вещество на котельных станциях для обогрева многоэтажек.
  • Широко используется как высокооктановое топливо (120 -150) для автомобилей.

Отличия пропана и природного газа

  1. Синтетика и натуральность. Пропан, так называемый, синтетический газ. Его получают путём отделения от других газов либо как побочный продукт различных химических реакций. Природный газ – попадает к потребителю в не изменённом виде. Можно даже сказать, что природный газ потребитель получает «прямо с места рождения».
  2. Примеси и чистота. Учитывая то, что пропан почти нигде не используется в чистом виде, его размешивают с бутаном. Концентрация последнего регулируется производителем государством и сезонностью. К примеру, существует ГОСТ, согласно которому, доля бутана в холода должна ровняться в среднем 75%, а летом – 40%. Природный газ не подвергается никаким трансформациям кроме сжатия, это по сути чистый метан (не смотря на указанную выше информацию, для промышленности используют газ с долей метана 98%). Остальные 2% занимает диоксид углерода.
  3. Безопасность. Пропан имеет большую плотность чем воздух, поэтому при утечке, он распространяется в низу. Природный газ же стремится вверх из-за плотности ниже чем атмосферный воздух. А концентрация пропана, что требуется для воспламенения, немного ниже чем у природного газа. Эти факторы делают пропан опаснее чем его аналог.
  4. Ценовой фактор. Так как пропан, это продукт переработки нефти, он и стоит дороже природного газа.
  5. Ограниченность ресурсов. В то время, как пропан является побочным продуктом нефтяной переработки. Природный газ есть самостоятельным полезным ископаемым и не зависит от количества нефти в мировом запасе.

Из общего можно выделить следующее:

  1. Пропан есть гомологом метана, то есть он схож по своей структуре на природный газ.
  2. И первый, и второй используются в промышленности довольно широко.
  3. Схожи как по физическим, так и по химическим свойствам (плохо растворяются в воде, довольно легко воспламеняемые).
  4. Имеют схожую допустимую концентрацию для воспламенения.
  5. И пропан, и природный газ добываются путём раскопок, хотя пропан и требует дальнейшей обработки.

Это интересно:

В 1971 году, при раскопках, случился обвал буровой станции в подземную полость. В ней был обнаружен природный газ. Что бы он не выходил наружу и не травил окружающих жителей, было решено поджечь залежи. Предполагаемое время горения в несколько дней растянулось на десятилетия. «Врата ада» не погасли и по сегодняшний день.

vchemraznica.ru