Задания по постановке ударений в словах(ВПР,2017,русский язык). Расставь ударения в словах


6.Расставьте ударения в словах:

Красивейший, торты, каталог, ворвалась, надолго, наделенный, укрепит, поняв, прозорлива, обострить, диспансер, бухгалтеров, позвала, наделит, дозвонится, начав, дефис, сливовый, закупорить, жалюзи, начатый, лгала, согнутый, донизу, мозаичный, бороду, из аэропорта, без бинта, клала, брала, недуг, наверх, краны, окружит, поднявший, отдав, прибывший, заселена, убрала, довезенный, вручит, свекла, отключенный, ждала, созыв, ободрала, банты, сироты, гражданство, заперла, углубить, отдав, досуха, щемит, эксперт.

7.Найдите и исправьте грамматические ошибки:

с две тысячи восьмого года, новые термоса, пара чулок, капает со свечей, семидесятью помощниками, ехай прямо, наиболее удачно, передайте привет, обоих спортсменок, уважаемые профессора, ихнее мнение, квалифицированные лектора, в двух тысячи четвертом году, пара туфлей, в пятистах случаях, много яблок, наиболее худший, оба кроссовка, заедь завтра, две пары ботинок, дольше часа, земные недры, старые конюхи, нет ясель рядом, трое подруг, дома деревней, в двухста пятидесяти шагах, звончее, здоровые десна, растет в грунте, ляжьте на пол, более широко, страховые полиса, мы не лгем, более лучший, поезжайте в Крым, печет ватрушки, более выше, прополощи белье, на их тетрадях, подпишите договора, плещет волна, менее трехста километров, их часы, двадцать яблоней, на шестьсот первом километре, на ветру, взглянь, опытные инженера, полки для кухней, предупрежу тебя, гора апельсин, со ста первого километра.

8.Найдите и исправьте грамматические ошибки:

1.Находясь в лесу, нас застала гроза. 2.Те, кто много читают, не делают ошибок. 3.Не только живопись, а и скульптура представлены на выставке. 4. Приехавшие делегаты на конференцию должны зарегистрироваться. 5.Используя метафоры и сравнения, достигается эмоциональность и экспрессивность описания. 6. Те, кто интересуется авиамоделированием, посещает кружок в доме творчества. 7.Лучший подарок к юбилею самого старейшего в городе института трудно было придумать. 8.Зал встретил писателя неожиданными аплодисментами для него. 9.Услышав сигнал, всех охватило ликование. 10.Марина Цветаева безмерно уважала и восхищалась творчеством Анны Ахматовой. 11.Журнал «Природу» мы выписываем регулярно. 12.Отзыв критика на недавно изданную книгу содержал в основном положительную оценку. 13.Согласно закона человек имеет право на получение образования. 14.Переводя один и тот же художественный текст, он по-разному интерпретируется переводчиками. 15.Каждый день я поливал и любовался этими цветами. 16.Перед студентами выступил заведующий библиотеки. 17.Вопреки приказа директора соревнования отменили. 18.По письмам и мемуарам, написанными современниками Пушкина, историки узнали много интересного о жизни поэта. 19.Восхищаясь природой, нас не покидали тревожные мысли. 20.Сегодня ряд серьезных экологических проблем требуют немедленного решения. 21.Школьники изучают и с интересом занимаются родным языком. 22.Этот пример доказывает о том, что приобретение автомобиля слишком ответственное дело. 23.В большинстве районов, оказавшимся в зоне засухи, использовали оросительную систему. 24.Вставая на рассвете, всем было радостно. 25.Настоящий успех может быть достигнут только благодаря настойчивости, целеустремленности и глубоких знаний человека. 26.Благодаря повышения уровня сервиса в магазинах стало больше покупателей. 27.Одна из главных черт, свойственных для Наташи Ростовой, – честность в отношениях с людьми.

studfiles.net

Задания по постановке ударений в словах(ВПР,2017,русский язык)

Постановка ударения в словах

Алфавит, брала, занята, километр.

Алфави́т, брала́, занята́, киломе́тр.

 3

Взяла, алфавит, документ, издавна.

Взяла́, алфави́т, докуме́нт, и́здавна.

4

Поняла, досуг, изредка, ворота.

 

Поняла́, досу́г, и́зредка, воро́та.

5

 

Жаворонок, занята, квартал, сантиметр.

Жа́воронок, занята́, кварта́л, сантиме́тр.

6

 

Принял, красивее, цемент, позвонят.

При́нял, краси́вее, цеме́нт, позвоня́т.

 

7

Брала, взяли, магазин, портфель.

 

 

Брала́, взя́ли, магази́н, портфе́ль.

 

8

Красивее, поняли, инструмент, столяр.

 

Краси́вее, по́няли, инструме́нт, столя́р.

 

9

Произнеси данные ниже слова, поставь в них знак ударения над ударными гласными.

 

Ожил, досуг, звонишь, километр.

 

о́жил, досу́г, звони́шь, киломе́тр.

 

10

 

Средства, повторим, шофёр, приняли.

 

 

Сре́дства, повтори́м, шофёр, при́няли.

 

11

Произнеси данные ниже слова, поставь в них знак ударения над ударными гласными.

 

Щавель, положит, звоним, задаст.

 

 

Щаве́ль, поло́жит, звони́м, зада́ст.

 

12

Звонит, средства, начать, углубить.

 

Звони́т, сре́дства, нача́ть, углуби́ть.

13

Произнеси данные ниже слова, поставь в них знак ударения над ударными гласными.

 

Столяр, статуя, инструмент, квартал, нефтепровод 

Столя́р, ста́туя, инструме́нт, кварта́л, нефтепрово́д.

14

 

Газопровод, жалюзи, избаловать, попила, цемент.

Газопрово́д, жалюзи́, избалова́ть, попила́, цеме́нт.

15

Произнеси данные ниже слова, поставь в них знак ударения над ударными гласными.

 

Ходатайствовать, договор, трубопровод, центнер, хвоя.

 

Хода́тайствовать, догово́р, трубопрово́д, це́нтнер, хво́я.

16

Алфавит, километр, крапива, магазин, процент.

Алфави́т, киломе́тр, крапи́ва, магази́н, проце́нт.

17

Произнеси данные ниже слова, поставь в них знак ударения над ударными гласными.

 

Зави́дно, о́жил, и́скра, кладова́я, догово́р.

18

Произнеси данные ниже слова, поставь в них знак ударения над ударными гласными.

 

Туфля, торты, ненависть, ремень, бухгалтеры.

ту́фля, то́рты, не́нависть, реме́нь, бухга́лтеры.

19

Произнеси данные ниже слова, поставь в них знак ударения над ударными гласными.

 

Кулинария, цемент, каталог, документ, премировать.

 

Кулинари́я, цеме́нт, катало́г, докуме́нт, премирова́ть.

20

 

Сливовый, оптовый, краны, банты, перезвонит.

 

Сли́вовый, о́птовый, кра́ны, ба́нты, перезвони́т.

21

Произнеси данные ниже слова, поставь в них знак ударения над ударными гласными.

 

Шарфы, кухонный, туфля, звала, доверху.

Ша́рфы, ку́хонный, ту́фля, звала́, до́верху.

22

Произнеси данные ниже слова, поставь в них знак ударения над ударными гласными.

 

Щаве́ль, киломе́тр, по́нял, кварта́л.

23

Произнеси данные ниже слова, поставь в них знак ударения над ударными гласными.

 

Алфавит, банты, взяла, донельзя.

 

Алфави́т, ба́нты, взяла́, доне́льзя.

24

Произнеси данные ниже слова, поставь в них знак ударения над ударными гласными.

 

Сре́дства, киломе́тр, звала́, звони́т.

25

Произнеси данные ниже слова, поставь в них знак ударения над ударными гласными.

 

Километр, ворота, цемент, поняла.

 

Киломе́тр, воро́та, цеме́нт, поняла́.

26

Произнеси данные ниже слова, поставь в них знак ударения над ударными гласными.

 

Взяла, досуг, понял, документ.

Взяла́, досу́г, по́нял, докуме́нт.

27

Произнеси данные ниже слова, поставь в них знак ударения над ударными гласными.

 

Жаворонки, занята, красивее, цемент.

 

Жа́воронки, занята́, краси́вее, цеме́нт.

28

Произнеси данные ниже слова, поставь в них знак ударения над ударными гласными.

 

и́зредка, звоня́т, при́няли, ста́туя.

29

Произнеси данные ниже слова, поставь в них знак ударения над ударными гласными.

 

Звонит, магазин, повторит, шофер.

 

Звони́т, магази́н, повтори́т, шофе́р.

30

Произнеси данные ниже слова, поставь в них знак ударения над ударными гласными.

 

Брала, положил, звонит, километр.

 

Брала́, положи́л, звони́т, киломе́тр.

31

Произнеси данные ниже слова, поставь в них знак ударения над ударными гласными.

 

Каталог, банты, щавель, принял.

Катало́г, ба́нты, щаве́ль, при́нял.

32

Произнеси данные ниже слова, поставь в них знак ударения над ударными гласными.

 

Начался, глубоко, кладовая, инструмент.

 

Начался́, глубоко́, кладова́я, инструме́нт.

33

Произнеси данные ниже слова, поставь в них знак ударения над ударными гласными.

 

Августовский, взяла, брала, добыча.

 

а́вгустовский, взяла́, брала́, добы́ча.

34

Произнеси данные ниже слова, поставь в них знак ударения над ударными гласными.

 

Звонишь, столяр, щавель, проспала.

.

 

Звони́шь, столя́р, щаве́ль, проспала́.

35

Произнеси данные ниже слова, поставь в них знак ударения над ударными гласными.

 

Медведями, звала, красивее, торты.

Медве́дями, звала́, краси́вее, то́рты.

36

Произнеси данные ниже слова, поставь в них знак ударения над ударными гласными.

 

Цеме́нт, звони́ть, столя́р, повтори́м.

37

Произнеси данные ниже слова, поставь в них знак ударения над ударными гласными.

 

Красивее, портфель, хвоя, средства.

Краси́вее, портфе́ль, хво́я, сре́дства.

Произнеси данные ниже слова, поставь в них знак ударения над ударными гласными.

 

Магазин, начала, понял, портфель.

Магази́н, начала́, по́нял, портфе́ль.

Произнеси данные ниже слова, поставь в них знак ударения над ударными гласными.

 

Брала, изредка, магазин, портфель.

Брала́, и́зредка, магази́н, портфе́ль.

Произнеси данные ниже слова, поставь в них знак ударения над ударными гласными.

 

Досуг, звонит, повторим, поняла.

 

Досу́г, звони́т, повтори́м, поняла́.

Произнеси данные ниже слова, поставь в них знак ударения над ударными гласными.

 

Алфавит, брала, занята, километр.

 

2

Произнеси данные ниже слова, поставь в них знак ударения над ударными гласными.

 

Включит, ожила, силос, арбуз.

3

Произнеси данные ниже слова, поставь в них знак ударения над ударными гласными.

 

Взяла, алфавит, документ, издавна.

слова, поставь в них знак ударения над ударными гласными.

 

Поняла, досуг, изредка, ворота.

 

5

Произнеси данные ниже слова, поставь в них знак ударения над ударными гласными.

 

Жаворонок, занята, квартал, сантиметр.

6

Произнеси данные ниже слова, поставь в них знак ударения над ударными гласными.

 

Принял, красивее, цемент, позвонят.

 

7

Произнеси данные ниже слова, поставь в них знак ударения над ударными гласными.

 

Брала, взяли, магазин, портфель.

 

8

Произнеси данные ниже слова, поставь в них знак ударения над ударными гласными.

 

Красивее, поняли, инструмент, столяр.

 

9

Произнеси данные ниже слова, поставь в них знак ударения над ударными гласными.

 

Ожил, досуг, звонишь, километр.

 

10

Произнеси данные ниже слова, поставь в них знак ударения над ударными гласными.

 

Средства, повторим, шофёр, приняли.

 

11

Произнеси данные ниже слова, поставь в них знак ударения над ударными гласными.

 

Щавель, положит, звоним, задаст.

 

12

Произнеси данные ниже слова, поставь в них знак ударения над ударными гласными.

 

Звонит, средства, начать, углубить.

13

Произнеси данные ниже слова, поставь в них знак ударения над ударными гласными.

 

Столяр, статуя, инструмент, квартал, нефтепровод.

14

Произнеси данные ниже слова, поставь в них знак ударения над ударными гласными.

 

Газопровод, жалюзи, избаловать, попила, цемент.

15

Произнеси данные ниже слова, поставь в них знак ударения над ударными гласными.

 

16

Произнеси данные ниже слова, поставь в них знак ударения над ударными гласными.

 

Алфавит, километр, крапива, магазин, процент.

17

Произнеси данные ниже слова, поставь в них знак ударения над ударными гласными.

 

Завидно, ожил, искра, кладовая, договор.

18

Произнеси данные ниже слова, поставь в них знак ударения над ударными гласными.

 

Туфля, торты, ненависть, ремень, бухгалтеры.

19

Произнеси данные ниже слова, поставь в них знак ударения над ударными гласными.

 

Кулинария, цемент, каталог, документ, премировать.

20

Произнеси данные ниже слова, поставь в них знак ударения над ударными гласными.

 

Сливовый, оптовый, краны, банты, перезвонит.

21

Произнеси данные ниже слова, поставь в них знак ударения над ударными гласными.

 

Шарфы, кухонный, туфля, звала, доверху.

22

Произнеси данные ниже слова, поставь в них знак ударения над ударными гласными.

 

Щавель, километр, понял, квартал.

23

Произнеси данные ниже слова, поставь в них знак ударения над ударными гласными.

 

Алфавит, банты, взяла, донельзя.

24

Произнеси данные ниже слова, поставь в них знак ударения над ударными гласными.

 

Средства, километр, звала, звонит.

25

Произнеси данные ниже слова, поставь в них знак ударения над ударными гласными.

 

Километр, ворота, цемент, поняла.

26

Произнеси данные ниже слова, поставь в них знак ударения над ударными гласными.

 

Взяла, досуг, понял, документ.

27

Произнеси данные ниже слова, поставь в них знак ударения над ударными гласными.

 

Жаворонки, занята, красивее, цемент.

28

Произнеси данные ниже слова, поставь в них знак ударения над ударными гласными.

 

Изредка, звонят, приняли, статуя.

29

Произнеси данные ниже слова, поставь в них знак ударения над ударными гласными.

 

Звонит, магазин, повторит, шофер.

30

Произнеси данные ниже слова, поставь в них знак ударения над ударными гласными.

 

Брала, положил, звонит, километр.

31

Произнеси данные ниже слова, поставь в них знак ударения над ударными гласными.

 

Каталог, банты, щавель, принял.

32

Произнеси данные ниже слова, поставь в них знак ударения над ударными гласными.

 

Начался, глубоко, кладовая, инструмент.

33

Произнеси данные ниже слова, поставь в них знак ударения над ударными гласными.

 

Августовский, взяла, брала, добыча.

34

Произнеси данные ниже слова, поставь в них знак ударения над ударными гласными.

 

Звонишь, столяр, щавель, проспала.

35

Произнеси данные ниже слова, поставь в них знак ударения над ударными гласными.

 

Медведями, звала, красивее, торты.

36

Произнеси данные ниже слова, поставь в них знак ударения над ударными гласными.

 

Цемент, звонить, столяр, повторим.

37

Произнеси данные ниже слова, поставь в них знак ударения над ударными гласными.

 

Красивее, портфель, хвоя, средства.

38

Произнеси данные ниже слова, поставь в них знак ударения над ударными гласными.

 

Магазин, начала, понял, портфель.

39

Произнеси данные ниже слова, поставь в них знак ударения над ударными гласными.

 

Брала, изредка, магазин, портфель.

40

Произнеси данные ниже слова, поставь в них знак ударения над ударными гласными.

 

Досуг, звонит, повторим, поняла.

infourok.ru

Вопросум.ру » Ударения. Где ставится ударение в слове…

Правильно поставленное ударение в слове — весомый критерий в деле оценки грамотности устной речи человека.

Если вы не хотите прослыть необразованным человеком, то стоит запомнить где нужно ставить ударение в том или ином слове.

Русский язык никогда не был прост для изучения. Необходимость изучения расстановки ударений в словах — одна из многих граней этого сложного, но невероятно выразительного и красивого языка.

Ниже приведен список популярных слов, постановка ударения в которых неочевидна.

Так как список довольно обширен — вы можете воспользоваться комбинацией клавиш CTRL + F, чтобы включить поиск по странице в вашем браузере, а затем найти искомое слово, а также информацию, как правильно ставить ударение при его употреблении.

ТОП — самые популярные ошибки

каталОг

Ударение в слове каталОг ставится на букву О в последнем слоге.

Неправильно: катАлог.

красИвее

Ударение в слове красИвее падает на букву И.

Неправильно: красивЕе.

щавЕль

Ударение в слове щавЕль ставится на букву Е.

Неправильно: щАвель.

квартАл

Очень популярная ошибка. Правильно ставить ударение в слове следует на А в последнем слоге — квартАл.

Неправильно: квАртал.

звонИт, звонИш, созвонИмся, позвонИшь, позвонИм

Ударение в слове звонИт и производных от него ставится на букву И в последнем слоге. Постарайтесь запомнить это и не допускать такой неприятной ошибки. Удивительно, но мало кто знает, как правильно ставится ударение в данном случае. Это слово стало своеобразной «лакмусовой бумажкой» для определения грамотности речи.

Для этого слова есть простое мнемоническое правило.

ЗвОнит — говОрит

ЗвонИть — говорИть

Запомните его и будет проще.

Неправильно: звОнит.

ходАтайство, ходАтайствовать

Типичная ошибка работников судебной системы и правоохранительных органов.

Ударение здесь ставится на букву А во втором слоге.

Неправильно: ходатАйство, ходатАйствовать.

обеспЕчЕние

Примечательно, но с 2009 года ошибиться при постановке ударения в слове обеспЕчЕние стало весьма затруднительно. В 2009 году Министерство образования приняло оба варианта как правильные.

Однако, я рекомендую вам использовать в речи вариант обеспЕчение, так как ранее именно он считался правильным.

донЕльзя

Довольно неочевидный вариант, отсюда и множество ошибок в произношении.

Ударение в слове донЕльзя ставится на букву Е и никак иначе.

Неправильно: дОнельзя.

тОрты

Говоря об этом кондитерском изделии во множественном числе, необходимо ставить ударение на букву О в первом слоге — тОрты.

Неправильно: тортЫ

чЕрпать, исчЕрпать, исчЕрпав

В этих словах ударение падает на букву Е.

Неправильно: черпАть, исчерпАть, исчерпАв

баловАть, избаловАть, баловАться, балОванный, избалОванный

Как видите, в глаголах ударение ставится на букву А в последнем слоге, а в прилагательных — на О.

Неправильно: бАловать, избАловать, бАловаться, бАлованный, избАлованный

долбИт

Ударение на И в последнем слоге

Неправильно: дОлбит.

слИвовый

Ударение в этом слове ставится на И в первом слоге — слИвовый..

Неправильно: сливОвый.

Иконопись

Ударение в слове, означающее процесс писания икон ставится на первую букву И.

Неправильно: икОнопись.

бАнты, бАнта, бАнтов

В названии красивого украшения школьниц нужно делать ударение на А в первом слоге.

Неправильно: бантЫ.

свЁкла

Простейший для запоминания вариант. Ударение всегда падает на Ё.

Неправильно: свеклА.

принятА

В слове принятА ударение ставится на букву А в последнем слове.

Неправильно: прИнята, принЯта.

облегчИть

Нужно облегчить ваши страдания в поиске правильного ударения, в этом слове оно ставится на И в последнем слоге.

Неправильно: облЕгчить.

кУхонный

Неожиданно, правда? В слове кУхонный правильно ставить ударение именно на букву У в первом слоге и никак иначе.

Неправильно: кухОнный.

договОр

Классика жанра, знаменитое ударение на слово договОр. Незнание этого правила особенно подводит деловых людей во время бизнесс-переговоров.

Ударение в слове договОр ставится на букву О в последнем слове.

Неправильно: дОговор.

 

На этом мы закончим ТОП самых распространенных ошибок, связанных с ударением. Во второй части статьи вы найдете слова, которые пользуются информационным спросом, но не так популярны, как вышеописанные.

voprosum.ru

Помогите пожалуйста "Расставьте ударение в словах?"

Не путайте бедных школьников разными ответами! Им ведь это для экзамена нужно! баловАть (без вариантов) , облегчИть (без. вар.) , заржАветь и заржавЕть, завИдно, плЕсневеть (без вар.) , вероисповЕдание (без вар.) , договОр, Авсгустовский и августОвский (в зависимости от значения) , джинсОвый, созвонИмся, откУпорить, красИвее, обеспЕчение, оптОвый, холЁный, столЯр, щавЕль, мусоропровОд, углубИть, фенОмен, премировАть, жалюзИ

баловАть, каталОг, облегчИть, ходАтайствовать, заржАвЕть (2 ударения) , завИдно, плесневЕть, вероисповедАние, договОр, Августовский, буксИровать, джИнсовый, созвонИмся, откУпорить, красИвее, обеспЕчение, оптОвый, столЯр, щавЕль, мусоропрОвод, углубИть, феномЕн, премировАть, жалюзИ (здесь не знаю)

БАловать, катАлог, облЕгчить, ходатАйствовать, заржавЕть, завИдно, плесневЕть, вероисповедАние, договОр, Августовский, буксИровать, джИнсовый, созвонИмся, откупОрить, красИвее, обеспечЕние, Оптовый, холЕный, сИлос, столЯр, щАвель, мусоропрОвод, углубИть, феномЕн, премИровать, жалюзИ.

ба*ловать, катало*г, ходататай*ствовать, зпржаве*ть, за*видно, пле*сневеть, веро*исповедание, догово*р, а*вгустовский, букси*ровать, джи*нсовый, созвони*мся, откупо*рить, краси*вее, обеспече*ние, оптовы*й, холе*ный, си*лос, сто*ляр, щаве*ль, мусоропрово*д, углуби*ть, фено*мен, преми*ровать, жалюзи*. может быть так, а может быть и нет.

БАловать, каталОг, облегчИть, ходатАйствовать, заржавЕть, зАвидно, плЕсневеть, вероисповедАние, договОр, Августовский, буксИровать, джИнсовый, созвонИмся, откУпорить, красИвее, обеспечЕние, Оптовый, холЁный, сИлос, стОляр, щАвель, мусоропрОвод, углубИть, фенОмен, премИровать, жалюзИ

бАловать, каталОг, облЕгчить, ходАтайствовать, заржавЕть, зАвидно, плЕсневеть, вероисповедАние, договОр, Августовский, буксИровть, джИнсовый, созвонИмся, откУпорить, красИвее, обеспЕчение, оптОвый, холЁный, сИлос, столЯр, щавЕль, мусоропрОвод, углубИть, фЕномен, премИровать, жалюзИ

баловАть, каталОг, облегчИть, ходАтайствовать, заржавЕть, завИдно, плЕсневеть, вероисповЕдание, договОр, Августовский, буксИровать, джинсОвый, созвонИмся, откУпорить, красИвее, обеспЕчение, оптОвый, холЕный, сИлос, столЯр, щавЕль, мусоропровОд, углубИть, фенОмен и феномЕн, премировАть, жалюзИ

люди я в шоке ..появилась программа для получения золота бесплатно! Она очень проста! И совсем не сложная! Вообщем призы тоже хорошие :700 золота, 70000 серебра и 7000 энергии! Что бы всё это получить, вам нужно скопировать это и написать это в любые 5 комментарии! Потом зайди в игру и нажми на пробел 10 раз! пойди в салон и нажми на кресло! Потом вернись домой и нажми снова на пробел 10 раз! И та дам !! У тебя будут все призы ) Это не обман !! Проверено 20000людьми! Анна Переман : ух ты !!Класс вообще! Сама не поверила, а теперь сижу и трачу золото в своё удовольствие! Саша Абдулоав : скажу честно, что сначала я не поверил что это не спам а то обычно пишут и врут! а сейчас я сам в шоке! спасибо за такую отличную программу! советую всем

Составьте слова из следующих звуков

Ответы неверные! Зачем Вы их публикуете? Сбиваете с толку обучающихся. Пусть заглядывают в академические словари!

touch.otvet.mail.ru

Расставить ударение в словах

Оказывается существует целая наука 🎓 — акцентология, которая изучает особенности постановки ударений в словах. В соответствие с канонами неправильно поставленное ударение считается речевой ошибкой.

Чтобы избегать ошибок в речи рекомендуется обращаться к орфоэпическому словарю, и запоминать как правильно произносить слова.

ТОрты или тортЫ

В случае с тОртами 🎂, для запоминания правильного ударения можно использовать стишок:

****************************************************Долго ели тОрты 🎂 — не налезли шОрты,Лучше жить без тОртов 🎂, чем гулять без шОртов!*****************************************************

Ударение

В разговорной речи мы часто слышим неправильное ударение, а все потому, что в дневнерусском языке во множественном числе мужского рода не существовало окончания -а (-я), была лишь форма двойственного числа: два дома 🏡🏡, два сапога 👢👢 или же парные: рукава, глаза 👀.

Начиная с 14 века двойственное число стало заменяться множественным. И в случае, когда во множественном числе и именительном и винительном падежах слова имели подвижное ударение, то постепенно возникла вторая форма, оканчивающаяся на -а(-я).

Новая форма со временем распространилась и стала настолько привычной, что стала переноситься на слова, где ударения является неподвижным, в том числе в слове «торты» 🎂. Именно поэтому и возникла тенденция не правильно произносить такие слова как тОрты 🎂, бАнты 🎀 и шАрфы.

#акцентология #ударение #ПравильноеУдарение #ОрфоэпическийСловарь

shkolnaiapora.ru

Задание № 1. ОРФОЭПИЧЕСКИЕ НОРМЫ. 5. Расставьте ударения в словах — Мегаобучалка

5. Расставьте ударения в словах. Укажите возможные варианты.

Начать, гренки, корысть, премированный, феномен.

 

6. Укажите, какими звуками обозначается сочетание ЧН:[ЧН] или [ШН]?

Ильинична, булочная, конечно, заочный, досрочно.

 

Задание № 2. ЛЕКСИЧЕСКИЕ НОРМЫ.

4. Произведите синонимические замены иностранных слов.

Карт-бланш, коммюнике, демпинг, афера, юрисдикция.

 

5. Устраните речевую избыточность и тавтологию.

1. Последним остатком свободной торговли являются стихийные базары. 2. Мы добились столь высоких хороших результатов. 3. Пресса высоко позитивно оценивает результаты выборов.

 

6. Подберите к данным паронимам подходящие синонимы из скобок.

1. Длинный – длительный (протяженный, долговременный). 2. Злой – злостный (свирепый, злонамеренный). 3. Комический – комичный (смехотворный, комедийный). 4. Удачный – удачливый (везучий, успешный). 5. Нетерпимый – нестерпимый (недопустимый, невыносимый).

Задание № 3. ФРАЗЕОЛОГИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ЯЗЫКА

3. Исправьте ошибки, связанные с употреблением фразеологизмов.

1. Он перемывал из пустого в порожнее. 2. Никому и никогда он шапку не ломал 3. Бабушка на двоих сказала.

2. Объясните смысл образных выражений.

1. Панический страх. 2. Перейти Рубикон. 3. Свирепый, как Цербер.

 

Задание № 4. МОРФОЛОГИЧЕСКИЕ НОРМЫ.

1. Определите род существительных и составьте с ними словосочетания (используйте слова из скобок).

Образец: (теплый)какао – теплое какао.

(Шерстяной) кашне, (мощный) пенальти, (пятый) авеню, (красный) вуаль, (теплый) Сочи.

 

2. Образуйте от данных существительных форму родительного падежа множественного числа.

Носки, манжеты, очистки, святыня, полотенце.

 

3. Напишите цифры прописью, составьте с ними предложения.

4) с 582, 2) о 374, 3) к 8121, 4) в 32.

 

 

Задание № 5. СИНТАКСИЧЕСКИЕ НОРМЫ.

1. Составьте словосочетания, правильно используя связи слов.

Образец: Упрекать (бездеятельность) –упрекатьв бездеятельности.

Очарован (пейзаж), написано (ум), ставить (карта), пародия (классицизм), раненный (дуэль).

 

4. Замените определительные предложения причастными оборотами.

1. Тополя, которые были покрыты росой, наполняли воздух нежным ароматом. 2. Мой друг, который был подавлен воспоминаниями, отвернулся и замолчал. 3. Грузинка, которая держала кувшин над головой, медленно спускалась к реке.

 

Задание № 6. НОРМЫ ПРАВОПИСАНИЯ.

Вставьте буквы, раскройте скобки, расставьте знаки препинания.

На фоне раск…ле(н, нн)ого тр…угольника по склонам гор образующих его угольно чернели деревья. В дву…стах метрах за окном к…юты м…лчал каме(н, нн)ый стари(н, нн)ый форт. Его пр…зем..стые б…ст…оны скраш…вало несколько пальм. Правее за гав…нью в которой двумя кильватерными коло(н, нн)ами стояли распяле(н, нн)ые на бочках и як…рях суда виднелись крыши Порт-Луи. Выделялось белое здание храма с больш…й статуей (по)середине. Серая крепость и к…т…лический собор.

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА ПО КУРСУ

«РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА РЕЧИ»

Для студентов-заочников всех специальностей и студентов МИППС

ВАРИАНТ № 36

 

Задание № 1. ОРФОЭПИЧЕСКИЕ НОРМЫ.

3. Расставьте ударения в словах. Укажите возможные варианты.

Гастрономия, гусеница, каталог, крапива.

 

4. Укажите, какие гласные звуки произносятся в словах:

Боккаччо, Вольтер, Шопен, Флобер, Золя.

 

Задание № 2. ЛЕКСИЧЕСКИЕ НОРМЫ.

4. Произведите синонимические замены иностранных слов.

Чартер, ноу-хау, лоббизм, коррупция, авеню.

 

5. Устраните речевую избыточность и тавтологию.

Прейскурант цен, народный фольклор, монументальный памятник, габаритные размеры, реальная действительность, период времени.

 

6. Составьте словосочетания с паронимами.

Процесс – процессия, признание – признательность, здравница – здравица, обидный – обидчивый, одеть – надеть.

Задание № 3. ФРАЗЕОЛОГИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ЯЗЫКА.

1. Исправьте ошибки, связанные с употреблением фразеологизмов.

1. Получив с ворот поворот, фирмач обратился к другим поставщикам. 2. Скрепя душу, мы собрали вещи и тронулись в дорогу. 3. Сыр-бор в основном развернулся из-за закрытия стадиона.

 

2. Объясните смысл образных выражений.

1. Плясать под чужую дудку. 2. Весы Фемиды. 3. Сизифов труд.

 

Задание № 4. МОРФОЛОГИЧЕСКИЕ НОРМЫ.

1. Определите род существительных и составьте с ними словосочетания (используйте слова из скобок).

Образец: (теплый)какао – теплое какао.

(Глубоководный) Эри, (красивый) тюль, (маленький) пони, (новый) кашне, (разноязыкий) Сан-Франциско.

 

2. Образуйте от данных существительных форму родительного падежа множественного числа.

Говорунья, черешня, стрельбище, сапог, якут.

 

Задание № 5. СИНТАКСИЧЕСКИЕ НОРМЫ.

1. Составьте словосочетания, правильно используя связи слов.

Образец: Упрекать (бездеятельность) –упрекатьв бездеятельности.

Приговорить, осудить (казнь), гордиться, радоваться (успехи), вопреки (угроза).

 

2. Замените придаточные предложения причастными оборотами.

1. Иллюстрации к рассказам, которые были присланы на конкурс, исполнены мастерски. 2. Матрос, который спас утопающих, награжден медалью. 3. Многие из тех, которые посетили выставку, были приезжими.

 

megaobuchalka.ru

5 класс Расставьте ударения в следующих словах

5 класс

1. Расставьте ударения в следующих словах: алфавит, партер, средства, шофер, положил, красивее, документ, километр, хозяева, случай.

2. Какой частью речи могут быть слова покрой, жгут, стих, пила? Составьте словосочетания.

3. Напишите слова, значение которых дано ниже:

А. Место на реке, где ее можно перейти –

Б. Отверстие вулкана –

В. Наука о небесных светилах –

Г. Место, где скрещиваются улицы –

Д. Речь, произнесенная одним актером –

4. Найдите однокоренные слова в следующем тексте, выпишите их, выделите корень.

Дождик льет – кругом вода,

Мокнут столб и провода,

Мокнут кони и подвода,

Дым над крышами завода,

От бегущих быстрых вод

Задрожал водоотвод.

Протекает небосвод –

На земле водоворот,

А по лужам у ворот

Дети водят хоровод.

( Л. Яхнин)

5. Составьте словосочетания, в которых слова седой, бархатный, прямой будут употреблены в переносном значении.

6. Определите, к каким частям слова относятся двойные согласные в словах.

Подделка, восстание, ссора, воссоединение, ссылка, конный.

7.Замените данные фразеологизмы одним глаголом, имеющим то же значение.

Клевать носом, душа в пятки ушла, делать из мухи слона, унести ноги, зарубить на носу.

8.В старину слово КОЛО значило «круг, колесо». Подберите слова, произошедшие от этого корня (5 слов).

9. Назовите произведение и его автора.

А) Спи, дитя моё, усни! Б) Весело на пашне;

Сладкий сон к себе мани: Ну! Тащися, сивка!

В няньки я тебе взяла Я сам-друг с тобою,

Ветер, солнце и орла. Слуга и хозяин.

10. Запишите определения данных ниже литературных терминов.

А)Художественные произведения, созданные коллективным творчесвом народа и существующие в форме устных рассказов или песен, ….

Б) Эпическое произведение о фантастических событиях и приключениях … .

В) Одинаковое или похожее звучание последних слогов стихотворных строк… .

6 класс

1.Подчеркните слова, в которых количество звуков и букв совпадает.

Баян, рояль, косьба, солнце, роль, люстра, гамма, смеюсь.

2.Расставьте ударения в словах.

Процент, каталог, прибыл, положил, красивее, приговор, средства, звонит.

3.Обозначьте состав слов.

Зелень, выносливость, загорались, наладчик, заранее, двумястами.

4.Какими русскими словами можно заменить заимствованные слова.

Трасса,дискуссия, авеню, маэстро, фиаско, шеф.

5. Замените устаревшие слова синонимами.

Чело, перст, глаголет, брадобрей.

6. Объясните значение данных фразеологизмов, подберите к ним синонимичные фразеологизмы.

Вить веревки,ни бе ни ме, молоть языком.

7.Перед вами предложение на непонятном языке, в котором, однако, приставки, суффиксы, окончания, а также правила соединения слов в предложения точно такие же, как и в русском. Определите части речи слов в данном предложении.

Буловой линт тресело гужмит ланную гашу

18.Обведите номера слов, относящихся к женскому роду:

1)вуз, 2)ВДНХ, 3)СОШ, 4)МГУ

9. Исправьте ошибки, связанные с неправильным употреблением слов.

1)Благодаря урагану многие дома остались без крыш.

2)За окном шел проливной ливень.

3)У меня сегодня праздное настроение.

4)Моя мама по профессии терапевт, а по специальности врач.

5)Ихние работы лежали на столе.

10. Продолжите данные определения.

1)Краткий стихотворный или прозаический рассказ поучительного характера называется… .

2)Небольшое эпическое произведение, повествующее об одном или нескольких событиях в жизни человека, называется … .

3)Событие или ряд событий, изображённых в произведении в определённой последовательности, называется … .

4)Эпический жанр фольклора, героическая песня повествовательного характера называется … .

  1. класс
1.Укажите слова, в которых перед е произносится мягкий согласный?

Индекс, фланель, бизнес, шинель, темп, свитер, кодекс, термин, брюнет, анемия.

2.Запишите слова в три колонки(1-слова с материально выраженным окончанием; 2-с нулевым окончанием; 3-без окончания).

Листья, ручей, молоко, беличий, НИИ, пальто, взялся, вчера, трудится, трудиться, высоко, зодчий, вёз, пой, жизнь, глубок, оставьте, красивее.

3.Произведите совообразовательный разбор данных слов.

Ветвиться, выспаться, послезавтра,землекоп,вечнозелёный.

4.Определите род данных имён существительных и допишите окончания.

Солнечн… Сочи, нов… бистро, силн… пенальти, вкусн… драже, светов… табло, нов… шампунь, вкусн…кольраби, симпатичн… кенгуру, свеж… салями, безлюдн…авеню.

5.Словосочетания, приведённые во множественном числе, поставьте в форму единственного числа.

Высокие жирафы, белые клавиши, новые туфли, высокие ботфорты, домашние тапочки, старые мозоли, железнодорожные плацкарты.

6.Подберите к заимствованным словам русские синонимы.

Сервис, имидж, игнорировать, полемика, инцидент.

7. Замените фразеологизмы одним словом:

1) Мозолить глаза; 3) Витать в облаках;

2) Точить лясы; 4) Как снег на голову;

5) Ждать у моря погоды.

8.Запишите, заменяя цифры словами.

К 3125 прибавить 1239.

От 28754 отнять 381.

Обучается около 888 студентов.

248-дневный

9.Запишите определение данных ниже литературных терминов.

А)Преувеличение свойств изображаемого предмета … .

Б)Построение художественного произведения … .

В)Двусложный размер стиха с ударением на первом слоге … .

10.Назовите автора, героя, название произведения .

Автору, как и его герою, свойственны «пламенная страсть» к свободе, стремление к действию, «боренью».Неволя не смогла убить в нём стремление к свободе, наоборот, она ещё больше разожгла в нём желание любой ценой «пройти в родимую страну».

8 класс

1. . Подберите по 2 пары слов, которые различаются :

а) одним гласным звуком;

б) одним согласным звуком;

в) полностью совпадают по звучанию.

2. Запишите слова в три колонки(1-слова с материально выраженным окончанием; 2-с нулевым окончанием; 3-без окончания).

Листья, ручей, молоко, беличий, НИИ, пальто, взялся, вчера, трудится, трудиться, высоко, зодчий, вёз, пой, жизнь, глубок.

3.Распределите предложенные словосочетания в зависимости от вида подчинительной связи между главным и зависимым словом. В отдельную группу выпишите сочетания слов, которые не являются словосочетаниями, и обоснуйте почему.

Серьёзное дело, костюм в клетку, цвет хаки, привычка путешествовать, очень мудрый, вручить призы, буду мечтать, крепкий кофе, говорить негромко, около озера, борьба в одиночку, увлекающийся человек.

4.Определите, какая из двух форм причастий является правильной в каждой паре.

1)Полощущий, полоскающий;

2)приобретший, приобревший;

3)мучившийся, мучавшийся;

4)обезопасенный, обезопашенный;

5)брезжащий, брезжущий;

6)движимый, движемый.

5. Распределите фразеологизмы по группам, каждую озаглавьте.

Высунув язык, со всех ног, лодыря корчить, втирать очки, сломя голову, сидеть сложа руки, во все лопатки, бить баклуши, водить за нос, собак гонять, во весь дух, вводить в заблуждение .

6.Определите, чем выражено подлежащее.

1) Наступило роковое «послезавтра».

2) Разговаривать с ним было наслаждением.

3)Утром его «хо-хо-хо» раскатилось по всему дому.

4) Кто-то из пассажиров встал.

5) Пятеро спорили.

6) Человек десять офицеров сидели за столом.

7)Его дело- охранять кедровник.

7.Замените заимствованные слова русскими синонимами.

Абсурд, хобби, консенсус, фатальный, лицедей, эмиграция, иммиграция, конкурс, прогноз, фортуна.

8.Назовите литературоведческие термины по определению.

1)Необычный порядок слов, придающий фразе особую выразительность … .

2)Событие или ряд событий, изображённых в произведении в определённой последовательности … .

3)Повторение однородных звуковых особенностей, чередование ударных и безударных слогов… .

9.Назовите автора и название произведения .

Прощай, свободная стихия!

В последний раз передо мной

Ты катишь волны голубые

И блещешь гордою красой. 9 класс

1.Расставьте ударения в словах.

Мускулистый, подростковый, досуг, заплесневеть, вдовство, бряцать, вероисповедание, госпитальный, духовник, жерло, сливовый, инсульт, каучук, кедровый, маркетинг, мусоропровод, некролог, пригошня, столяр, христианин.

2.Составьте словообразовательную цепочку, начальным и конечным звеном которого являлись бы слова вред и вредительствовать.

3.Установите соответствие между паронимами и словами, с которыми они согласуются

А)ветреный 1)заграждение

2)погода

Б)ветровой 3)мельница

4)юноша

В) ветряной 5)двигатель

6)поведение

7)стекло

8)энергия

4.Замените заимствованные слова русскими синонимами.

Финиш, теолог, атеист, комплекс, досье, атлет, шеф, банкротство.

5.Какими частями речи являются выделенные слова?

1)У человека с достаточно сильной волей хватает самообладания, чтобы побороть в себе чувство страха.

2)Вознаграждение достаточно, так что сможем себе позволить многое.

3)Мне достаточно сделать несколько шагов- и я уже дома.

4)Сколько раз я просила его помочь.

5)В окно тихо стукнули:раз, два,три…

6)Как-то раз я уже приходил в этот парк.

7)Раз я люблю тебя, то ты должен мне доверять.

6.Раскройте скобки, выбрав верный вариант написания наречий.

Сыграть (в) ничью, мало (по) малу справились, врать (на)пропалую, повторить (в) (сто) (двадцать) пятых ,мне (не) (к) спеху, пойти (на)попятную, сделать (в) одиночку,(в) миг решать головоломки, сказал (на) удачу.

7.Подчеркните в предложениях сказуемое и определите его тип.

1.Яблоко бах с ветки.

2.Петя попросил маму помочь ему с домашним заданием.

3.Государство оказывает деревне огромную помощь.

4.Ведь предмет просто - фу-фу.

8.Укажите художественный приём, используемый Ф.И.Тютчевым в стихотворении.

Ещё природа не проснулась,

Но сквозь редеющего сна

Весну послышала она

И ей печально улыбнулась.

9.Кому из персонажей Д.И.Фонвизина «Недоросль» принадлежат следующие высказывания?

1)… тиранствовать никто не волен.

2) Вот злонравия достойные плоды.

3) Без наук люди живут и жили.

4) Не хочу учиться, хочу жениться. 10 класс

1.Определите, какой согласный звук является общим для слов каждого ряда:

1) пятьсот, целостный, фламандцы; 3) здравствовать, фасетчатый, вперёд;

2) помощник, сумасшедший, шаландщик; 4) сегодняшний, павильон, квадрильон.

2. Выпишите слова, состоящие из четырёх морфем. Разберите их по составу.

СЛОВА

В них лёгкость ветерка и крепость стали. Они всех взлётов разума основа,

Влюблённый вздох. Призыв.Приказ. Набат. Сердец и душ связующая нить.

Из них эпохам памятники ставили, Будь осторожен, выбирая слово,-

Их в рев сражений гнали, как солдат. Им осчастливить можно и убить.

3.Выберите правильную форму управления.

Импичмент (президент), командующий (фронт), плата (услуги), оплата (проезд),отзыв (реферат), рецензия (программа),компетентный (вопрос).

4.Определите, в каких рядах представлены формы одного и того же глагола:

1)идти, шёл,иди, идём; 4)молоть,мелешь,молола,мелют;

2)бегать, бегаете, бегал, беги; 5)лечь, ложись,лягут,легли.

3)дать, дам, даю,дали;

5.Определите, какими частями речи являются выделенные слова.

1.Раз в крещенский вечерок девушки гадали.

2.Что может быть лучше моря?

3.Я не спрашиваю, сделал ли ты упражнение.

4.Сидеть дома в тепле куда лучше, чем мёрзнуть на улице.

5.Лишь единицы смогли добраться до берега.

6.Укажите средства связи в сложноподчинённых предложениях. Назовите виды придаточных частей.

1.Чтобы узнать человека, надо с ним пуд соли съесть.

2.Где тонко, там и рвётся.

3.Чует кошка, чьё мясо съела.

4.Каковы сани, таковы и сами.

5.Не говори гоп, пока не перепрыгнешь.

6.Когда в хвосте начало, то в голове мочало.

7.Как аукнется, так и откликнется.

8.Сколько волка ни корми, он всё в лес смотрит

7.В чём видовая особенность слов миновать, молвить, казнить. Составьте предложения с данными словами.

8. Объясните с морфемной точки зрения неграмотность реплики «Ложи сюда».

9.Назовите жанры, характерные для классицизма и романтизма (три и более для каждого направления). 11 класс

1.Подберите слова, в которых встречаются указанные чередования звуков:

а) д//ж//жд; в) в//вл д) а//им//м

б) м//мл; г) з//ж

2.Что такое нулевой аффикс? Приведите все возможные примеры нулевых аффиксов.

3.Определите, в каких словах есть звук[ д ].

Голландский, поздно, бездна, молотьба, зодчий, отдалить, громоздкий, бороздчатый, поддержка, городской, отбой, кодекс, декольте, адъютант.

4.Установите, к какой части речи относятся выделенные слова.

1) Помещение полно народу;

2) Полно, хватит горевать;

3) Эта вещь устроена очень просто;

4) Я не пойду к директору- просто не хочу нарываться на неприятности;

5) Жарко, печка натопила избу;

6) Друзья жарко обнялись;

5.Назовите слова, употребляющиеся в русском языке со следующими интернациональными словообразовательными элементами:

Нео…(греч.-новый), пан…(греч.-все), фраз…(греч.-выражение), экстра…(лат.-сверх)

6.Определите, есть ли обращения в следующих предложениях.

1) Славная осень! Морозные ночи, ясные, тихие дни…

2) Пора понимать, кто ты! Жена! Мать!

3) Весна, весна! И всё ей радо.

4) Милый друг! О, будь благословенна

Красота и молодость твоя! (И.А.Бунин)

7.Расставьте недостающие знаки препинания. Найдите варианты, где значит выступает в качестве вводного слова.

А) Знать значит уметь.

Б) Если я говорю значит так оно и есть.

В) Человек значит неизмеримо больше, чем принято думать о нём.

Г) Из сада доносились голоса, смех, удары деревянных молотков. Значит в доме была молодёжь.

8.Прочитайте.

Санька надел шапочку и фертом прошёлся по комнате.

Что обозначает выражение пройтись фертом? Каково его происхождение?

9.Назовите характерные особенности акмеизма и наиболее ярких его представителей.

www.dereksiz.org