Прямая речь: схемы и знаки препинания. Прямая речь как обозначается в схеме


Прямая речь: схемы и знаки препинания

В русском языке, чтобы передать в тексте чьи-то слова, используется такая синтаксическая конструкция, как прямая речь. Схемы (их четыре) в наглядной форме отображают, какие знаки и где ставятся. Чтобы в этом разобраться, нужно понимать указанные в них сокращения.

Разница между прямой речью и косвенной

Сообщать чьи-то высказывания можно либо от лица того, кто их произносит (это и есть прямая речь), либо от третьего лица, и тогда она будет косвенной. В статье рассмотрим подробнее первый вариант. Схемы прямой и косвенной речи отличаются, так как по-разному оформляются и звучат в тексте, например:

  • «Сегодня я поздно буду с работы», - сказала мама. Текст слово в слово отображает сказанное матерью, передавая информацию от нее лично. В этом случае схема прямой речи делится на того, кто говорит, и непосредственно на содержание.
  • Мама сказала, что сегодня будет поздно с работы. В этом варианте слова передаются не от лица говорящего. В письменном виде косвенная речь – это сложноподчиненная синтаксическая конструкция, в которой авторские слова идут вначале и являются ее главной частью.

Существует 4 схемы передачи прямой речи, в которых применяются следующие обозначения:

  • П – указывает на заглавную букву, с которой начинается прямая речь.
  • п – означает начало речи с маленькой буквы.
  • А – это авторские слова, начинающиеся с заглавной буквы.
  • а – строчная буква.

В зависимости от того, какие используются обозначения, и где они стоят в схеме, можно построить предложение. Которое будет ей соответствовать или, наоборот, уже имеющийся текст позволит расписать схематически.

Прямая речь в начале текста

Схемы прямой речи, в которых она предшествует словам автора, выглядят следующим образом:

  • «П», - а.
  • «П?» - а.
  • «П!» - а.

Если словам автора предшествует прямая речь, правила (схема отображает это) требуют заключать ее в кавычки, а между ними ставить знак препинания, соответствующий эмоциональной окраске высказывания. Если оно повествовательное, то части разделяются запятой. При вопросительной или восклицательной эмоции в речи ставятся знаки, передающие данную стилистическую окраску предложения. Например:

  • «Мы едем летом на море», - сказала девочка.
  • «Мы едем летом на море?» - спросила девочка.
  • «Мы едем летом на море!» - радостно крикнула девочка.

В данных примерах одно и то же содержание прямой речи передается с разной эмоциональной окраской. Слова автора также меняются в соответствии с этими изменениями.

Слова автора в начале речи

Схемы прямой речи (с примерами ниже), в которых слова автора начинают синтаксическую конструкцию, применяются, когда важно указать на говорящего. Они выглядят следующим образом:

  • А: «П».
  • А: «П?»
  • А: «П!»

По схемам видно, что за словами автора, которые начинаются с заглавной буквы, так как стоят в начале предложения, необходимо ставить двоеточие. Непосредственно прямая речь с обеих сторон охватывается кавычками и начинается с заглавной буквы, как самостоятельная синтаксическая конструкция. В конце ставится знак препинания, соответствующий эмоциональному содержанию текста. Например:

  • Мальчик подошел и сказал тихим голосом: «Мне нужно домой к больной маме». В данном примере прямая речь располагается за словами автора и имеет нейтральную окраску, поэтому в конце ставится точка.
  • Крик возмущения вырвался из ее уст: «Как вы можете не замечать этой несправедливости!» Предложение имеет эмоционально экспрессивную окраску, передающую сильное возмущение. Поэтому прямая речь, которая стоит за словами автора и взята в кавычки, заканчивается восклицательным знаком.

  • Девочка с удивлением посмотрела на него: «Почему ты не хочешь идти с нами в поход?» Хотя в словах автора указано на такую эмоцию, как удивление, прямая речь звучит в виде вопроса, поэтому в конце стоит вопросительный знак.

Важно помнить: прямая речь, стоящая за словами автора, всегда пишется с прописной буквы и отделяется от них двоеточием.

Третья схема

Далеко не всегда прямая речь со словами автора следуют друг за другом. Часто для улучшения звучания художественного стиля они могут прерывать друг друга и в этом случае схемы предложения выглядят так:

  • «П, - а, - п».
  • «П, - а. - П».

По схемам видно, что прямая речь делится на 2 части словами автора. Пунктуация в данных предложениях такова, что они всегда отделяются от прямой речи с двух сторон дефисами. Если после слов автора поставлена запятая, продолжение прямой речи пишется с маленькой буквы, а если точка, то она начинается как новое предложение с заглавной буквы. Например:

  • «Я за тобой завтра заеду, - сказа Егор, садясь в машину, - не проспи».
  • «Мама приезжает ранним утром, - напомнил папа. – Нужно заранее заказать такси».
  • «Что ты здесь делаешь? – спросила Мария. – Разве ты не должен быть на лекции?»
  • «Какой ты упрямый! – воскликнула Света. – Не хочу больше тебя видеть!»

Важно: хотя в последних двух примерах начальная часть прямой речи заканчивается не запятой, а вопросительным и восклицательным знаками, слова автора пишутся с маленькой буквы.

Прямая речь между словами автора

Четвертая схема прямой речи поясняет, какие знаки ставятся, когда она стоит между словами автора.

  • А: «П» - а.
  • А: «П?» - а.
  • А: «П!» - а.

Например:

  • Диктор сказал: «Сегодня в новостях» - и почему-то запнулся.
  • Эхо принесло издалека: «Где вы?» - и снова стало тихо.
  • Брат грубо ответил: «Не твое дело!» - и быстрым шагом вышел за дверь.

Нельзя ограничиваться только перечисленными выше схемами, так как прямая речь может состоять из любого количества предложений, например:

«Как хорошо! – воскликнула бабушка, - думала, никогда не доберемся домой. Устала смертельно». Схема данной синтаксической конструкции выглядит следующим образом:

«П! - а, - п. П».

Русский язык очень выразителен и способов передачи чужой речи на письме больше, чем умещается в 4 классические схемы. Зная основные понятия о прямой речи и знаках препинания при ней, можно составить предложение любой сложности.

fb.ru

Прямая речь - это... Что такое Прямая речь?

Прямая речь — высказывание, дословно введённое в авторскую речь (говорящего или пишущего). В отличие от косвенной речи, сохраняет индивидуальные и стилистические особенности речи того, чьё высказывание воспроизводится: диалектные черты, повторы, паузы, вводные слова и т. п. Прямая речь вводится без союзов, личных местоимений, глагольные формы обозначают отношение к лицу говорящего, например: «Ты сказал: „Вернусь поздно“». Для сравнения в косвенной речи: «Ты сказал, что вернёшься поздно». Обычно прямая речь выделяется в тексте кавычками либо дается отдельным абзацем, в начале которого ставится тире. К прямой речи в качестве её разновидности относятся цитаты.

Прямая речь не является членом предложения.

Правила оформления прямой речи в русском языке

Схемы

Прямая речь после слов автора Прямая речь перед словами автора Прямая речь внутри слов автора
А: «П!» А: «П?» А: «П…» А: «П». «П!» — а. «П?» — а. «П», — а. А: «П!» — а. А: «П?» — а. А: «П…» — а. А: «П», — а.

Обозначения:

«П» — прямая речь, «А» — слова автора. Она спросила: «Как Анюта?»

Слова автора до прямой речи

  • Точка находится за кавычками.
Сидоров сказал: «Вернусь поздно».
  • Восклицательный и вопросительный знак остаются в кавычках.
Волк закричал: «Ну, погоди!»

В обоих случаях для разделения слов автора и прямой речи применяется двоеточие.

Слова автора разрывают прямую речь

В кавычки берется вся прямая речь. Между словами автора и второй частью ставятся точка и тире. В остальном правила те же.

«Буду поздно, — сказал Сидоров. — Ложись спокойно спать». «Ну, заяц! — закричал волк. — Ну, погоди!»

Диалог

Кавычек нет (даже если в одной есть слова автора). Каждая реплика начинается с новой строки, перед репликами ставится тире.

— Кто там? — Это я, почтальон Печкин, — последовал ответ. — Принёс заметку про вашего мальчика.

Если в одном предложении есть две прямых речи, каждая со своим глаголом, то перед второй прямой речью, в дополнение к остальным знакам препинания, ставится тире.

— Идём, холодно, — сказал Макаров и угрюмо спросил: — Что молчишь? (Горький). (сравните: «Идём, холодно, — сказал Макаров и угрюмо спросил: — Что молчишь?»)

Диалог, вытянутый в строку

Короткие (2—3 реплики) диалоги разрешается писать в одной строке. Такие диалоги пишутся по обычным правилам прямой речи, но реплики отделяются друг от друга тире.

— Кто там? — спросил дядя Фёдор. — Это я!

Не являются прямой речью

Цитата всегда берётся в кавычки, но не всегда является прямой речью. Это может запутать несведущего.

  1. косвенной речью или другой органичной частью предложения. Такая цитата разбирается по составу наравне со словами автора, выделяется исключительно кавычками и пишется со строчной буквы. Справедливо сказал Гоголь, что «в Пушкине, как будто в лексиконе, заключилось все богатство, гибкость и сила нашего языка» (Белинский). Судьям хорошо известно, «кто есть кто», и обмануть их не удастся.
  2. Иногда вся цитата целиком является членом предложения [1]. Такая цитата также не является прямой речью. Она выделяется кавычками и заглавной буквой. «Любовная лодка разбилась о быт» — этой поэтической строчке уже 80 лет. (сравните: Поэтической строчке «пюбовная лодка разбилась о быт» уже 80 лет.)

См. также

Примечания

Ссылки

dic.academic.ru

какие бывают схемы предложений с прямой речью?

1."П !..-А. - П ". 2."П", - а. 3."П? - А. - П ". 4."П, - а. - П". 5.А : "П !" - а. 1."Ничего!. . — воскликнул Шамет и подтолкнул Сюзанну в плечо. - Мы, рядовые, тоже не выбираем себе ротных начальников. 2."Прочтите об ураганах, и вы увидите, какие они страшные", - продолжал капитан. 3."К чему заводить эти споры? - думает с досады Катя. - Надо самой найти хоть какое-нибудь наказание для девочки". 4."Вот оно как у меня, — сказал Хлобуев. — Теперь посмотрим дом". 5.Псари кричат: "Ахти, ребята, вор! " - и вмиг ворота на запор.

он сказал: "Она сегодня опоздала"

"Прямая речь", - слова автора. Слова автора: "Прямая речь. " "Прямая речь, - слова автора, - прямая речь. " после прямой речи может стоять и !, и ?

Помогите ответить На другой день после этого разговора Наташа надела то старое платье, которое было ей особенно известно за доставляемую им по утрам веселость, и с утра начала тот свой прежний образ жизни, от которого она отстала после бала. Она, напившись чаю, пошла в залу, которую она. особенно любила за сильный резонанс, и начала петь свои солфеджи (упражнения пения). Окончив первый урок, она остановилась на середине залы и повторила одну музыкальную фразу, особенно понравившуюся ей. Она прислушалась радостно к той (как будто неожиданной для нее) прелести, с которой эти звуки переливаясь наполнили всю пустоту залы и медленно замерли, и ей вдруг стало весело. «Что об этом думать много и так хорошо», сказала она себе и стала взад и вперед ходить по зале, ступая не простыми шагами по звонкому паркету, но на всяком шагу переступая с каблучка (на ней были новые, любимые башмаки) на носок, и так, же радостно, как и к звукам своего голоса прислушиваясь к этому мерному топоту каблучка и поскрипыванью носка. I. Из данного текста выпишите: 1.Все слова с безударными гласными в корне; где возможно, подберите проверочное слово. 2.Слова, в которых нужно восстановить орфограммы в приставках. 3.Постройте схемы предложений с прямой речью.

Инструкция 1 Прочитайте текст, для которого требуется составить схему. Найдите прямую речь. Для наглядности ее можно выделить, например, подчеркнуть красным карандашом. Определите, где начинаются и заканчиваются слова автора. Их подчеркните карандашом синего цвета. Обратите внимание, продолжается ли прямая речь после слов автора. Она может состоять из одного или двух предложений, связанных между собой интонационно. 2 Отметьте, какую эмоциональную окраску имеет прямая речь. Предложение может быть восклицательным, повествовательным, вопросительным. В конце его ставится соответствующий знак препинания, что важно отразить в схеме. 3 Используйте условные обозначения для составления схемы. Слова автора, как правило, обозначают заглавной или строчной буквой «а» , высказывание персонажа – заглавной или строчной буквой «п» . Речь персонажа заключается в кавычки. От слов автора ее отделяет тире. Однако тире не ставится перед прямой речью, начинающей предложение. 4 Проверьте составленную вами схему. Она должна соответствовать одному из приведенных ниже образцов. Если ваш вариант отличается от стандартного, возможно, вы допустили ошибку при определении места прямой речи и слов автора, либо пропустили необходимый знак препинания. 5 Схема №1: прямая речь перед словами автора. Высказывание персонажа пишется с заглавной буквы и заключается в кавычки. В конце него ставится запятая, восклицательный или вопросительный знак в соответствии с интонацией предложения. Слова автора пишутся со строчной буквы и отделены от прямой речи тире. Примеры: 1.«Гости пожаловали» , -сказал отец. 2.«Гости пожаловали!» , -обрадовался отец. 3.«Гости пожаловали? » - удивился отец. Для этих предложений схемы будут выглядеть следующим образом: 1.«П» , -а. 2.«П! » - а. 3.«П? » - а. 6 Схема № 2: прямая речь после автора. Слова автора пишутся с заглавной буквы. После них ставится двоеточие. Далее в кавычках с заглавной буквы следует прямая речь. Примеры: 1.Отец сказал: «Гости пожаловали» . 2.Отец обрадовался: «Гости пожаловали! » 3.Отец удивился: «Гости пожаловали? » Схемы подобных предложений имеют вид: 1.А: «П» . 2.А: «П! » 3.А: «П? » 7 Схема № 3: слова автора внутри прямой речи. В этом случае в кавычки заключается все предложение. После первой части прямой речи ставится запятая. Авторская часть пишется со строчной буквы. Перед словами автора и после них ставится тире. Вторая часть прямой речи может быть продолжением первой, тогда она пишется со строчной буквы. Если же это самостоятельное предложение, после слов автора ставится точка и далее текст начинается с заглавной буквы. Примеры: 1.«Гости пожаловали, - сказал отец, - пойду им навстречу» . 2.«Гости пожаловали, - сказал отец. – Пойду им навстречу» . Правильные схемы предложений в этом случае: 1.«П, - а, - п» . 2.«П, - а. – П» . 8 Схема № 4: прямая речь внутри слов автора. Первая часть слов автора пишется с заглавной буквы, вторая – со строчной. Прямая речь заключается в кавычки. Перед ней ставится двоеточие, после нее – интонационно необходимый знак препинания и тире. Примеры: 1.Отец сказал: «Гости пожаловали» , -и пошел им навстречу. 2.Отец обрадовался: «Гости пожаловали! » - и пошел им навстречу. 3.Отец удивился: «Гости пожаловали? » - и пошел им навстречу. Для таких предложений подходят следующие схемы: 1.А: «П» , -а. 2.А: «П! » - а. 3.А: «П? » - а.

touch.otvet.mail.ru

Прямая речь: схемы и знаки препинания

Образование 22 августа 2017

В русском языке, чтобы передать в тексте чьи-то слова, используется такая синтаксическая конструкция, как прямая речь. Схемы (их четыре) в наглядной форме отображают, какие знаки и где ставятся. Чтобы в этом разобраться, нужно понимать указанные в них сокращения.

Разница между прямой речью и косвенной

Сообщать чьи-то высказывания можно либо от лица того, кто их произносит (это и есть прямая речь), либо от третьего лица, и тогда она будет косвенной. В статье рассмотрим подробнее первый вариант. Схемы прямой и косвенной речи отличаются, так как по-разному оформляются и звучат в тексте, например:

  • «Сегодня я поздно буду с работы», - сказала мама. Текст слово в слово отображает сказанное матерью, передавая информацию от нее лично. В этом случае схема прямой речи делится на того, кто говорит, и непосредственно на содержание.
  • Мама сказала, что сегодня будет поздно с работы. В этом варианте слова передаются не от лица говорящего. В письменном виде косвенная речь – это сложноподчиненная синтаксическая конструкция, в которой авторские слова идут вначале и являются ее главной частью.

Существует 4 схемы передачи прямой речи, в которых применяются следующие обозначения:

  • П – указывает на заглавную букву, с которой начинается прямая речь.
  • п – означает начало речи с маленькой буквы.
  • А – это авторские слова, начинающиеся с заглавной буквы.
  • а – строчная буква.

В зависимости от того, какие используются обозначения, и где они стоят в схеме, можно построить предложение. Которое будет ей соответствовать или, наоборот, уже имеющийся текст позволит расписать схематически.

Прямая речь в начале текста

Схемы прямой речи, в которых она предшествует словам автора, выглядят следующим образом:

  • «П», - а.
  • «П?» - а.
  • «П!» - а.

Если словам автора предшествует прямая речь, правила (схема отображает это) требуют заключать ее в кавычки, а между ними ставить знак препинания, соответствующий эмоциональной окраске высказывания. Если оно повествовательное, то части разделяются запятой. При вопросительной или восклицательной эмоции в речи ставятся знаки, передающие данную стилистическую окраску предложения. Например:

  • «Мы едем летом на море», - сказала девочка.
  • «Мы едем летом на море?» - спросила девочка.
  • «Мы едем летом на море!» - радостно крикнула девочка.

В данных примерах одно и то же содержание прямой речи передается с разной эмоциональной окраской. Слова автора также меняются в соответствии с этими изменениями.

Видео по теме

Слова автора в начале речи

Схемы прямой речи (с примерами ниже), в которых слова автора начинают синтаксическую конструкцию, применяются, когда важно указать на говорящего. Они выглядят следующим образом:

  • А: «П».
  • А: «П?»
  • А: «П!»

По схемам видно, что за словами автора, которые начинаются с заглавной буквы, так как стоят в начале предложения, необходимо ставить двоеточие. Непосредственно прямая речь с обеих сторон охватывается кавычками и начинается с заглавной буквы, как самостоятельная синтаксическая конструкция. В конце ставится знак препинания, соответствующий эмоциональному содержанию текста. Например:

  • Мальчик подошел и сказал тихим голосом: «Мне нужно домой к больной маме». В данном примере прямая речь располагается за словами автора и имеет нейтральную окраску, поэтому в конце ставится точка.
  • Крик возмущения вырвался из ее уст: «Как вы можете не замечать этой несправедливости!» Предложение имеет эмоционально экспрессивную окраску, передающую сильное возмущение. Поэтому прямая речь, которая стоит за словами автора и взята в кавычки, заканчивается восклицательным знаком.

  • Девочка с удивлением посмотрела на него: «Почему ты не хочешь идти с нами в поход?» Хотя в словах автора указано на такую эмоцию, как удивление, прямая речь звучит в виде вопроса, поэтому в конце стоит вопросительный знак.

Важно помнить: прямая речь, стоящая за словами автора, всегда пишется с прописной буквы и отделяется от них двоеточием.

Третья схема

Далеко не всегда прямая речь со словами автора следуют друг за другом. Часто для улучшения звучания художественного стиля они могут прерывать друг друга и в этом случае схемы предложения выглядят так:

  • «П, - а, - п».
  • «П, - а. - П».

По схемам видно, что прямая речь делится на 2 части словами автора. Пунктуация в данных предложениях такова, что они всегда отделяются от прямой речи с двух сторон дефисами. Если после слов автора поставлена запятая, продолжение прямой речи пишется с маленькой буквы, а если точка, то она начинается как новое предложение с заглавной буквы. Например:

  • «Я за тобой завтра заеду, - сказа Егор, садясь в машину, - не проспи».
  • «Мама приезжает ранним утром, - напомнил папа. – Нужно заранее заказать такси».
  • «Что ты здесь делаешь? – спросила Мария. – Разве ты не должен быть на лекции?»
  • «Какой ты упрямый! – воскликнула Света. – Не хочу больше тебя видеть!»

Важно: хотя в последних двух примерах начальная часть прямой речи заканчивается не запятой, а вопросительным и восклицательным знаками, слова автора пишутся с маленькой буквы.

Прямая речь между словами автора

Четвертая схема прямой речи поясняет, какие знаки ставятся, когда она стоит между словами автора.

  • А: «П» - а.
  • А: «П?» - а.
  • А: «П!» - а.

Например:

  • Диктор сказал: «Сегодня в новостях» - и почему-то запнулся.
  • Эхо принесло издалека: «Где вы?» - и снова стало тихо.
  • Брат грубо ответил: «Не твое дело!» - и быстрым шагом вышел за дверь.

Нельзя ограничиваться только перечисленными выше схемами, так как прямая речь может состоять из любого количества предложений, например:

«Как хорошо! – воскликнула бабушка, - думала, никогда не доберемся домой. Устала смертельно». Схема данной синтаксической конструкции выглядит следующим образом:

«П! - а, - п. П».

Русский язык очень выразителен и способов передачи чужой речи на письме больше, чем умещается в 4 классические схемы. Зная основные понятия о прямой речи и знаках препинания при ней, можно составить предложение любой сложности.

Источник: fb.ru Образование Союзы и знаки препинания при однородных членах предложения: правило

В этой статье мы расскажем о том, какие ставятся знаки препинания при однородных членах и в каких случаях необходима постановка того или иного из них. Прежде всего, определимся с самим понятием "однородные члены"....

Образование Практикум по русскому языку: обобщающие слова и знаки препинания при них

В русском языке к однородным членам предложения примыкает особая группа слов, которая называется обобщающими.Что такое обобщающие слова

Образование Обращение и знаки препинания при нем. Знаки препинания при обращениях и междометиях

Были времена, когда мы писали друг другу открытки, записки, письма и телеграммы. Сегодня все чаще шлем эсэмэски. Сообщения стали лаконичнее, но, по большому счету, суть от формы передачи информации не меняется....

Образование Прямая речь. Знаки препинания при прямой речи

В русском языке любая «чужая» речь, высказанная дословно и включенная в текст автора, называется прямой. В разговоре она выделяется паузами и интонацией. А на письме может быть выделена двумя способами: в ...

Новости и общество Правила русской речи на производстве и оформление прямой речи в тексте

Вероятно, следует уже в детском саду объяснять детям, что нет ничего хорошего в матерщине, взрослым людям следует знать, что нужно соблюдать правила русской речи на производстве, вести себя так, как того заслуживает ч...

Образование Пунктуация в английском языке: особенности, знаки препинания и правила

Пунктуация в английском языке изучается с самой ранней стадии его освоения. Основным принципом при этом, конечно, является упор на знание правил. Такие составляющие, как орфография, пунктуация английского языка, а так...

Образование Звукоподражательные слова и междометия: правописание, знаки препинания, примеры

Звукоподражательные слова и междометия играют особенную роль в русском языке. Без них мы бы с трудом могли выражать свои чувства. Морфологические свойства этих частей речи, их разряды, грамматические особенности, а та...

Образование Причастный и деепричастный оборот: упражнения, правила, знаки препинания

Многие обучающиеся интересуются: что такое причастие и деепричастие, чем отличаются причастный и деепричастный оборот? Упражнения по нахождению обособленных определений и обстоятельств представлены в статье. В ней же ...

Образование Схема предложения: пример. Схема предложения с прямой речью

Схемы предложений в русском языке необходимы для объяснения постановки знаков препинания. Также они незаменимы при анализе данной синтаксической единицы, особенно если речь идет о сложном предложении. Прямая речь вызы...

Образование Деепричастный оборот. Знаки препинания при деепричастном обороте, деепричастии и причастном обороте

Что такое деепричастный оборот? Какие знаки препинания используются на письме для выделения деепричастного оборота? Какова роль деепричастного оборота в предложении? В данной статье мы разберем эти вопросы, а также от...

monateka.com

Как составить схему предложения с прямой речью Оброзование для всех

Текст Оброзование для всех"Как составить схему предложения с прямой речью":

Прямая речь используется в художественных, публицистических, научно-популярных текстах для дословной передачи высказывания или мыслей какого-либо лица. Предложения с прямой речью состоят из двух частей: реплика персонажа и пояснения автора. Объединение частей происходит без введения союзов. В зависимости от места нахождения в предложении слов автора существует несколько способов оформления прямой речи на письме. Для каждого из них можно составить особую схему.

Инструкция

Прочитайте текст, для которого требуется составить схему. Найдите прямую речь. Для наглядности ее можно выделить, например, подчеркнуть красным карандашом. Определите, где начинаются и заканчиваются слова автора. Их подчеркните карандашом синего цвета. Обратите внимание, продолжается ли прямая речь после слов автора. Она может состоять из одного или двух предложений, связанных между собой интонационно.

Отметьте, какую эмоциональную окраску имеет прямая речь. Предложение может быть восклицательным, повествовательным, вопросительным. В конце его ставится соответствующий знак препинания, что важно отразить в схеме.

Используйте условные обозначения для составления схемы. Слова автора, как правило, обозначают заглавной или строчной буквой «а», высказывание персонажа – заглавной или строчной буквой «п». Речь персонажа заключается в кавычки. От слов автора ее отделяет тире. Однако тире не ставится перед прямой речью, начинающей предложение.

Проверьте составленную вами схему. Она должна соответствовать одному из приведенных ниже образцов. Если ваш вариант отличается от стандартного, возможно, вы допустили ошибку при определении места прямой речи и слов автора, либо пропустили необходимый знак препинания.

Схема №1: прямая речь перед словами автора. Высказывание персонажа пишется с заглавной буквы и заключается в кавычки. В конце него ставится запятая, восклицательный или вопросительный знак в соответствии с интонацией предложения. Слова автора пишутся со строчной буквы и отделены от прямой речи тире. Примеры: 1. «Гости пожаловали», - сказал отец.2. «Гости пожаловали!», - обрадовался отец.3. «Гости пожаловали?» - удивился отец. Для этих предложений схемы будут выглядеть следующим образом:1. «П», - а.2. «П!» - а.3. «П?» - а.

Схема № 2: прямая речь после автора. Слова автора пишутся с заглавной буквы. После них ставится двоеточие. Далее в кавычках с заглавной буквы следует прямая речь. Примеры:1. Отец сказал: «Гости пожаловали».2. Отец обрадовался: «Гости пожаловали!»3. Отец удивился: «Гости пожаловали?»Схемы подобных предложений имеют вид:1. А: «П».2. А: «П!»3. А: «П?»

Схема № 3: слова автора внутри прямой речи. В этом случае в кавычки заключается все предложение. После первой части прямой речи ставится запятая. Авторская часть пишется со строчной буквы. Перед словами автора и после них ставится тире. Вторая часть прямой речи может быть продолжением первой, тогда она пишется со строчной буквы. Если же это самостоятельное предложение, после слов автора ставится точка и далее текст начинается с заглавной буквы. Примеры:1. «Гости пожаловали, - сказал отец, - пойду им навстречу».2. «Гости пожаловали, - сказал отец. – Пойду им навстречу».Правильные схемы предложений в этом случае:1. «П, - а, - п».2. «П, - а. – П».

Схема № 4: прямая речь внутри слов автора. Первая часть слов автора пишется с заглавной буквы, вторая – со строчной. Прямая речь заключается в кавычки. Перед ней ставится двоеточие, после нее – интонационно необходимый знак препинания и тире. Примеры:1. Отец сказал: «Гости пожаловали», - и пошел им навстречу.2. Отец обрадовался: «Гости пожаловали!» - и пошел им навстречу.3. Отец удивился: «Гости пожаловали?» - и пошел им навстречу.Для таких предложений подходят следующие схемы:1. А: «П», - а.2. А: «П!» - а.3. А: «П?» - а.

Прислал: Васильева Светлана . 2017-09-18 13:07:31

obrazovanie.imysite.ru

Прямая речь - Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 2 июня 2015; проверки требуют 48 правок. Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 2 июня 2015; проверки требуют 48 правок.

Прямая речь — высказывание, дословно введённое в авторскую речь (говорящего или пишущего). В отличие от косвенной речи, сохраняет индивидуальные и стилистические особенности речи того, чьё высказывание воспроизводится: диалектные черты, повторы, паузы, вводные слова и т. п. Прямая речь вводится без союзов, личных местоимений, глагольные формы обозначают отношение к лицу говорящего, например: «Ты сказал: „Вернусь поздно“». Для сравнения в косвенной речи: «Ты сказал, что вернёшься поздно». Обычно прямая речь выделяется в тексте кавычками либо дается отдельным абзацем, в начале которого ставится тире. К прямой речи в качестве её разновидности относятся цитаты.

Прямая речь не является членом предложения.

Прямая речь[ | ]

Схемы[ | ]

Прямая речь перед словами автора Прямая речь после слов автора Слова автора внутри прямой речи Прямая речь внутри слов автора
«П!» — а.

«П?» — а.

«П», — а.

А: «П!»

А: «П?»

А: «П…»

А: «П».

«П, — а. — П».

«П, — а, — п».

«П, — а и а: — П»[1].

А: «П», — а.

А: «П?»: — а.

А: «П!»: — а.

А: «П…»: — а.

Обозначения:

«П» — прямая речь, «А» — слова автора.

Слова автора перед прямой речью[ | ]

  • Точка находится после кавычки
Сидоров сказал: «Буду поздно».
  • Восклицательный и вопросительный знак остаются в кавычках.
Волк закричал: «Ну, погоди!»

В обоих случаях для разделения слов автора и прямой речи применяется двоеточие.

Слова автора разрывают прямую речь[ | ]

В кавычки берется вся прямая речь. Между словами автора и второй частью ставятся точка и тире. В остальном правила те же.

«Буду поздно, — сказал Сидоров. — Ложись спокойно спать». «Ну, Заяц! — закричал Волк. — Ну, погоди!»

Диалог[ | ]

Кавычек нет (даже если в какой-то реплике есть слова автора). Каждая реплика начинается с новой строки, перед репликами ставится тире.

— Кто там? — Это я, почтальон Печкин, — последовал ответ. — Принёс заметку про вашего мальчика.

Если в одном предложении есть две прямых речи, каждая со своим глаголом, то перед второй прямой речью, в дополнение к остальным знакам препинания, ставится двоеточие.

— Идём, холодно, — сказал Макаров и угрюмо спросил: — Что молчишь? (Горький). (сравните: «Идём, холодно, — сказал Макаров и угрюмо спросил: — Что молчишь?»)

Диалог, вытянутый в строку[ | ]

Короткие (2—3 реплики) диалоги разрешается писать в одной строке. Такие диалоги пишутся по обычным правилам прямой речи, но реплики отделяются друг от друга тире.

 — Кто там? — спросил дядя Фёдор. — Это я!

Цитата — дословная выдержка из какого-либо текста или дословно воспроизведённые чьи-то слова. Цитаты обычно выделяются кавычками и могут быть оформлены как предложения с прямой речью[2].

Знаки препинания при цитатах[2]:

  1. Цитата может быть оформлена как прямая речь. В этом случае она сопровождается словами автора и ставятся соответствующие знаки препинания.
  2. При цитировании стихотворного текста, расположенного обособленно от авторского, после авторского текста ставится двоеточие, цитата пишется без кавычек так, как она оформляется в подлиннике.
  3. Если после стихотворной цитаты предложение продолжается, в конце стихотворной строки ставится либо тире либо (вместо точки в конце цитаты) запятая и тире.
  4. Если стихотворения цитата включается в авторский текст как чужая речь и пишется в строку, она заключается в кавычки.
  5. Если цитата приводится не полностью, то пропуски отмечаются многоточием.
  6. Если цитата включается в авторское предложение как его часть, она заключается в кавычки, но пишется со строчной буквы.
  7. Эпиграф обычно пишется без кавычек, при этом указание на источник в скобки не заключается и помещается на следующей строке.

Цитата, не являющаяся прямой речью[ | ]

Цитата всегда берётся в кавычки, но не всегда является прямой речью. Это может запутать несведущего.

  1. Цитата является косвенной речью или другой органичной частью предложения. Такая цитата разбирается по составу наравне со словами автора, выделяется исключительно кавычк

www.encyclopaedia.bid