Прямая речь и слова автора. Прямая речь и диалог


Прямая речь, диалог. Русский язык, 5 класс: уроки, тесты, задания.

1. Составь схемы

Сложность: лёгкое

3
2. Исправь ошибки в оформлении прямой речи

Сложность: среднее

3
3. Исправь ошибки в оформлении диалога

Сложность: среднее

3
4. Из предложений с прямой речью в диалог

Сложность: среднее

3
5. Из диалога в прямую речь

Сложность: среднее

3
6. Оформление предложений с прямой речью

Сложность: сложное

3
7. Оформление диалога

Сложность: сложное

3

www.yaklass.ru

ПРЯМАЯ РЕЧЬ НАПИСАНИЕ... Пунктуация в прямой речи и диалогах (Энциклопедия К2)

Все авторы будут правильно оформлять прямую речь, — подумал Андрей, — и я им в этом помогу». Количество предложений внутри прямой речи не ограничено. Изредка в художественных текстах можно встретить предложения, в которых прямая речь находится внутри слов автора. И я им в этом помогу». Этот способ передачи чужой речи, в отличие от прямой речи, сохраняет содержание чужого высказывания, но не сохраняет его форму и интонацию.

Примечание 3. Внутренний монолог («мысленная речь»), имеющий форму прямой речи, также заключается в кавычки. Первая, главная часть предложения в этом случае представляет собой слова автора, а вторая – косвенную речь. Обратите внимание: слова автора стоят перед косвенной речью и отделяются от нее запятой. Друзья побывали в театре и в один голос заявили, что им очень понравился этот спектакль. Следующий способ включения чужой речи в авторский текст – это диалог.

Я не стал расспрашивать моего верного спутника__зачем он не повез меня прямо в те места_ (Тургенев). Для сравнения в косвенной речи: «Ты сказал, что вернёшься поздно». Обычно прямая речь выделяется в тексте кавычками либо дается отдельным абзацем, в начале которого ставится тире. К прямой речи в качестве её разновидности относятся цитаты.

Слова прямой речи всегда пишем с большой буквы. Слова автора — всегда с малой, кроме начала предложения. Если прямая речь сочетается с речью автора, то могут использоваться разные схемы расстановки знаков препинания.

То же, если высказывание говорящего передается приблизительно (тем самым утрачивается характер прямой речи): Предлагаемый проект, указал докладчик, получил уже апробацию на практике. Чужая речь — это высказывания других лиц, включенные в авторское повествование.

Если прямая речь представляет собой побудительное предложение, то при замене ее косвенной речью используется союз чтобы, например: Скажите, чтоб он убирался… В вопросительном или восклицательном предложении картина та же, но кавычки закрываются после вопросительного или восклицательного знака, и после кавычек точка не ставится. 5) Если прямая речь располагается внутри авторского пояснения, оформляется она следующим образом. Правильный вариант: — Нет… нет, это сон, — подлетев к зеркалу над комодом, я с удивлением рассматривала прямые волосы, кулон с вербеной и синюю ночнушку со слониками.

Справедливо сказал Гоголь, что «в Пушкине, как будто в лексиконе, заключилось все богатство, гибкость и сила нашего языка». Он отвернулся и, отходя, пробормотал: «А все-таки это совершенно против правил». Примечание 2. Правила, изложенные в данном параграфе, относятся также к предложениям, содержащим цитаты с указаниями, кому они принадлежат.

§ 48. Прямая речь перед авторскими словами

Тише, – говорит она мне, – отец болен, при смерти, и желает с тобою проститься» (Пушкин). Чуть было вы барышню не уморили». Вам хорошо известны такие понятия, как главная и придаточная части сложноподчиненного предложения. Сравните два способа передачи одного и того же высказывания на иллюстрации. Третий вариант очень похож на первый, но в нем нет двоеточия и кавычек. Все будет решено__умал он, подходя к гостиной_ объяснюсь с нею самою_.

Я отвечал с негодованием__что я, офицер и дворянин, ни в какую службу к Пугачеву вступать и никаких поручений от него принять не мог_ (по Пушкину). Он возле меня сел и начал сказывать__какой он знаменитой фамилии и важного воспитания_ (по Лескову). Федя и Кузьма молчали.

Диалоги и полилоги (разговор нескольких лиц) в художественной литературе, публицистике, а точнее, в печатных изданиях оформляются без использования кавычек. Когда он пришёл в себя, уже был вечер. Доктор посмотрел вокруг: – Какая досада! Ср.: Сегодня утром брала она у меня из кармана деньги, перед тем как идти в булочную, и напала на эту книжонку, вытащила.

2. Предложения с косвенной речью

А другие говорят, и без него можно (Л.Т.). Он немного подумал и добавил: — Придётся всё делать заново. Формула эта может иметь и другой вид, — пояснил профессор. Л.) Подлец, и я вас здесь отмечу, Чтоб каждый почитал обидой с вами встречу. Подошёл ко мне проводник и говорит: «Придётся на некоторые время задержаться».

Но уже сейчас известно, что есть жертвы». Только один раз мы встречаемся с Лукьян Лукьянычем (я ещё его не знал тогда), он и говорит: «За кем вы здесь волочитесь?» Я говорю: «Я за старшей». А н ф и с а (увидав Лыняева). Вот и ужин нам приготовлен. Объявят завтра, в девять вечера» (Трифонов). Для наглядности свожу все правила в одну небольшую заметку. 1) В одну строку в кавычках без авторских пояснений.

После смерти родителей Елена переезжает в фамильный замок к тёте и дяде. Какие тайны он хранит? Какова будет цена, чтобы отыскать ее в этом большом мире? И сколько ей придется пройти испытаний, чтобы добиться желаемой цели, ведь всего Одна ночь может изменить ход судьбы?!

Многие авторы испытывают трудности с оформлением прямой речи и диалогов. Они выделяют всю конструкцию с прямой речью целиком. Важным отличием диалога от прямой и косвенной речи является то, что в диалоге вообще могут отсутствовать слова автора. В стихах после прямой речи, кончающейся перед пробелом, тире не ставится. Существует четыре варианта оформления прямой речи на письме.

Предлагаю также ознакомиться:

kakbypridaser.ru

Прямая речь и диалог — ЮНПРЕСС

Владимир Билык | 28 мая 2016

 

Совсем недавно, на уроке школьного русского языка мы повторяли все то, что касается правил прямой речи. Нам было предложено подготовить доклад, но мне показалось скучным читать одноклассникам лекцию сухим словарным языком. Гораздо интереснее добавив немного фантазии увлечь одноклассников в цикл радиопередач « Интересный русский». И вот, что у меня получилось.

 

— И так, здравствуйте, наши уважаемые слушатели! Это наш третий выпуск программы «Интересный русский», и сегодня предлагаю поговорить на тему «Прямая речь и диалог». Мы пригласили к нам в студию на этот раз лингвиста, филолога Владимира Билыка. Добрый день Владимир!

 

— День добрый!

 

— Любой урок начинается с определений или понятий. Не могли бы и вы нам напомнить, что такое прямая речь и диалог.

 

— С удовольствием!

Прямая речь – это речь, которая передается без изменений. Она сопровождается словами автора, которые поясняют, кому принадлежит речь. Диалог — это разновидность прямой речи, представляющая собой разговор двух или более лиц.

 

— Вспомнили? Если мне не изменяет память, то в школьные годы я всё время путался в знаках препинания в прямой речи и диалоге. Конечно, сейчас, будучи ведущим на радио, для меня ситуация прояснилась, но, может быть, у некоторых слушателей до сих пор остался грешок перед учителем русского языка?

 

— Действительно, это тема только на первый взгляд, кажется простой. Постараюсь всё-таки объяснить, что к чему. Итак, начнем с прямой речи.  Разберем три ситуации: слова автора могут стоять до прямой речи, могут после, а могут и разделять, т.е. стоять в середине речи. Рассмотрим первый случай, когда слова автора перед прямой речью. Тогда после слов автора ставится двоеточие, а прямая речь находится в кавычках. После прямой речи ставятся точка, кроме, когда речь заканчивается на !, ?, … Например, Митрофанушка заявил: «Не хочу учиться, хочу жениться!». Рассмотрим второй случай, когда слова автора после прямой речи. Здесь, если прямая речь находится в кавычках, после кавычек ставится запятая и тире, а после слова автора пишутся с маленькой буквы. Но если прямая речь заканчивается !, ?, или …, то запятая после кавычек не ставится. «Несть греха в курении табака», — сказал Кутейкин. Гораздо сложнее третий случай, когда слова автора разрывают прямую речь. В этом случаи кавычки открываются, далее идет прямая речь. Если после разрыва речь должна продолжаться и не должно стоять точки, то слова автора выделяются с двух сторон запятой и тире, после которых первое слово пишется со строчной буквы. Если же на месте разрыва должна стоять точка, !, ?, …, то слова автора заканчиваются  точкой. Следовательно, после разрыва первое слово пишется с большой буквы. Например, «Я говорю без чинов, – сказал Стародум. – Начинаются чины – перестает истинность». О случаи, когда слова автора разделяются прямой речью, не буду сегодня говорить, т.к. этот случай встречается крайне редко. Каждый слушатель, если заинтересуется, может сам об этом прочитать.

 

— Очень полезная информация! Сразу вспомнил эти схемки… Интересно проверить свои знания. Попробуем? Итак, диалог состоит из реплик (это ответ или замечание одного собеседника на слова другого). Самое главное, вместо кавычек в диалоге с красной строки ставится тире. Диалог может состоять из двух, трёх, четырёх реплик, иногда и более. Эти предложения-реплики должны быть тесно связаны между собой по смыслу и строению. Не следует забывать, что содержание и форму второй реплики определяет содержание и форма первой реплики.

 

— Абсолютно верно!

 

— Наша передача подходит к концу. Не мог ли бы вы дать какую-нибудь задачку напоследок?

 

— Ну, например:

 

Вышел Слон на лесную дорожку,

Наступил Муравью на ножку.

И вежливо очень сказал Муравью:

“Можешь и ты наступить на мою”.

 

Найдите в этом четверостишье прямую речь и правильно расставьте знаки препинания.

 

— Сейчас, уважаемы слушатели, вы можете отправить нам sms с ответом, и первому правильно ответившему мы подарим книгу. Спасибо Владимир Дмитриевич. До следующих встреч!

 

— До свидания!

ynpress.com

Прямая речь и диалог (Шпаргалка)

Оформление прямой речи и диалогов

Как ставить знаки препинания

Обозначения:

П - прямая речь с большой буквып - с маленькой

А - авторский текст с большой буквыа - с маленькой

Вариант 1:

А: "П". А: "П!" А: "П?" 

Обратите внимание, точка всегда ставится снаружи кавычек. Вопросительный и восклицательный знаки - внутри. 

Вариант 2:

"П", - а. "П!" - а. "П?" - а. 

Вне зависимости от типа знака в конце прямой речи, в данном случае это - одно предложение. Поэтому авторский текст тут всегда с маленькой буквы.

Вариант 3:

"П, - а, - п". 

Авторский текст разрывает ОДНО предложение прямой речи, поэтому после авторского текста стоит запятая, прямая речь продолжается с маленькой буквы."Для вас, ребята, всё это превосходно, - сказал он, - вам эта штука по душе, а мне - нет".( из книги "Трое в лодке, не считая собаки")

Вариант 4:

"П, - а. - П". "П? - а. - П". "П! - а. - П". 

Авторский текст следует после законченного предложения прямой речи."Кажется, чёртова палатка свалилась, - говорит он. - А где Билл?"А ты что делаешь? - кричит он в ответ. - Не можешь отпустить, что ли?""Ах, тогда! - ответил он, просияв. - Да, вспомнил!"( из книги "Трое в лодке, не считая собаки")

Вариант 5:

"П, - а и а: - П". А: "П", - а. 

"Тут не пройти, - сказал Джон. Он огляделся и проворчал: - Похоже, придётся вернуться".Билл предложил: "А если попробовать вон там", - и указал на едва заметную тропинку вдоль самой стены.

Многоточия в прямой речи:

А: "П..." "П..." - а. "П!.." - а. "П... - а. - П". "П, - а, - п..." 

Оформление диалогов происходит по тем же самым правилам

А: - П. - П? - а. - П! - а. 

- П, - а. - П. - П?- П! - а. - П...А:- П?- П, - а.

- Для вас, ребята, всё это превосходно, - сказал он, - вам эта штука по душе, а мне - нет.

- Кажется, чёртова палатка свалилась, - говорит он. - А где Билл?

- А ты что делаешь? - кричит он в ответ. - Не можешь отпустить, что ли?

- Ах, тогда! - ответил он, просияв. - Да, вспомнил!

- Тут не пройти, - сказал Джон. Он огляделся и проворчал: - Похоже, придётся вернуться.Билл предложил: - А если попробовать вон там, - и указал на едва заметную тропинку вдоль самой стены.

P.S. Если нажать на картинку, она откроется в новой вкладке и увеличится.

 

 

litnet.com

Диалог, замена прямой речи косвенной

  • Разговор двух и более лиц называется диалогом.
  • Отдельные сообщения и вопросы, из которых состоит диалог, называются репликами.

1. Каждая реплика заключается в кавычки и отделяется от другой тире, например:

  • „Ты разве одна здесь?"- спросил я девочку.  -„Одна", - произнесла она едва внятно.  -„Ты лесникова дочь?"  -„Лесникова", - прошептала она. (Т.)

2. В печатных произведениях каждая реплика диалога обычно начинается с новой строчки; перед нею ставится тире, а кавычкой не ставятся, например:

  • -Рагим! Расскажи сказку, -  прошу я старика.
  • -Зачем? - спрашивает Рагим, не оборачиваюсь ко мне.
  • -Так! Я люблю твои сказки (М.Г.)

 

Замена прямой речи косвенной.

Прямая речь может заменяться косвенной.

Косвенной речью называются придаточные предложения, заменяющие прямую речь, например:

  1. Товарищ сказал: „Я подожду" (выделенные слова — прямая речь).
  2. Товарищ сказал,  что он подождёт (выделенные слова — косвенная речь).

 

3. При замене прямой речи косвенной нужно обращать внимание на правильное употребление личных и притяжательных местоимений, так как в косвенной речи мы передаём чужие слова от своего имени, например:

Прямая речь:

  1. „Мы знаем, за что боремся,- говорили рабочие.
  2. „По моему мнению, эту работу можно выполнить".

Косвенная речь:

  1. Рабочие говорили, что они знают, за что борются.
  2. Главный мастер заявил, что, по его мнению, эту работу можно выполнить.

 

4. При замене прямой речи косвенной употребляются союзы  что и чтобы, например:

Прямая речь:

  1. „Погода будет отличная",- подумали охотники.
  2. „Приходи завтра"-сказал мне товарищ.

Косвенная речь:

  1. Охотники подумали, что погода будет отличная.
  2. Товарищ сказал мне, чтобы я приходил завтра.

 

5. Если прямая речь представляет собой вопросительное предложение с вопросительными местоимениями и наречиями, то при замене её речью косвенной эти местоимения и наречия превращаются в союзные слова.

6. Если прямая речь представляет собой вопросительное предложение без вопросительных местоимений и наречий, то при замене вводится союз-частица ли, например:

Прямая речь:

  1. „Который час?" -спросил я.
  2. „Куда едете?"- спросили мы встречных.
  3. „Решишь ты эту задачу?"- спросил я товарища.

Косвенная речь:

  1. Я спросил, который час.
  2. Мы спросили встречных, куда они едут.
  3. Я спросил товарища, решит ли он эту задачу.

Вопрос, переданный в косвенной речи, называется косвенным вопросом. После косвенного вопроса вопросительный знак не ставится.

← Цитаты и знаки препинания при них Прямая речь и знаки препинания при ней →
 

Еще по данной теме::

russkay-literatura.ru

Прямая речь и диалог - русский язык, уроки

Кызылординская область Шиелийский район

средняя школа №142 урок русского языка в 9 классе

на тему: «Прямая речь и диалог»

Подготовила и провела: Ембергенова Жанна Жалгасбаевна.

Тема урока: Прямая речь и диалог.

Цель урока: обобщить и углубить изученный материал, вызвать интерес к теме урока «Прямая речь и диалог»

Знать: -понятия «прямая речь», «диалог», «реплика», «кавычки», «тире», «двоеточие»

-структуру предложений с прямой речью

- правила письменного оформления диалога

Уметь:-определять место слов автора и прямой речи;

- правильно ставить знаки препинания в предложениях с прямой речью и обосновывать их постановку;

- составлять схемы предложений с прямой речью

Оборудование: мультимедийный проектор, карточки с заданиями, лестница Знаний, схемы.

Тип урока: закрепление и обобщение знаний по теме

Метод урока: частично-поисковый, творческий, репродуктивный

Форма проведения: урок- практикум

Форма обучения: индивидуальная, групповая

Ход урока

I.Организационный момент.

Психологический тренинг.

( показываю три смайлика, с разными выражениями лица. Ученики выбирают им понравившийся. –А теперь, посмотрим друг на друга , улыбнемся и приступим к работе).

II.Сообщение темы урока, целеполагание.

Учитель: Сегодня на уроке мы закрепим знания, умения и навыки по теме «Прямая речь и диалог». До конца урока мы должны преодолеть высоту Знаний. Кто быстрее всех доберется до высоты «Финиш», тот получает звание ЧЕМПИОН УРОКА. Оценивать вашу работу будет эксперт, который будет вносить полученные вами баллы в ЛИСТ ОЦЕНКИ. В конце урока он объявит количество набранных за урок баллов. Желаю вам всем успехов в достижении высоты Знаний!

III. Основные этапы урока.

1. Первая высота-«Мы знаем!»

Задание: Ответить на вопросы:

- Что такое прямая речь?

- Чем сопровождается прямая речь?

- Где может стоять прямая речь?

- Что такое диалог?

- Как называется каждое предложение в диалоге?

2.Работа со схемами.

Задание: Учитель читает предложения, а ученики на слух подбирают соответствующие схемы к ним. «П»,-а «П,-а.-П?» А: «П». А: «П!»

3. Вторая высота-« Следопыты»

Задание: «Найдите ошибки». Тест. Индивидуальная работа.

1.В каком из предложений пропущены знаки препинания?

А. «Чего это он?»- снова подумал Ослик и вошел в дом.

Б) «Если у тебя будут клыки, то тебя все станут бояться- сказала Звезда.

В) «Чайку пришел попить»,- прохрипел Ослик.

Г) Медвежонок закричал: «Я только на прошлой неделе подарил тебе самовар!»

2. Найдите предложение без ошибки.

А) «Так ты пойдешь за мной повсюду?»- говорил он ей.

Б) Раздался чей-то голос: «к вам можно?»

В) Она не плакала, а только твердила-«О мой друг! О мой брат!»

Г) « Ведь это все-таки мой дом!- думала она!»

3. Найдите предложение без ошибки.

А) «Что же ты не едешь?»- Спросил я ямщика с нетерпением.

Б) « Нет, дело не ладно: надо достать лодку»,- промолвил Ермолай.

В) « Стой, братцы, стой»-кричит Мартышка.

Г) «Он приедет завтра вечером, его надо встретить»- добавил Макаров.

4. Найдите предложение с ошибкой.

А) «Где же город?»- подумал Кузьмин.

Б) А Балда приговаривал с укоризной: «Не гонялся бы ты, поп, за дешевизной»

В) Наконец-то я ей сказал: «Хочешь, пойдем прогуляться на вал?»

Г)»Пожар! Пожар!»: Раздался внизу отчаянный крик.

5. В каком предложении прямая речь оформлена правильно?

А) « Да неужели отец не догадался, что Белла у вас в крепости»-продолжил я.

Б) Столяр впадал в добродушный тон, подзывал к себе Каштанку и говорил ей:»Ты, Каштанка, насекомое существо и больше ничего».

В) Где-то далеко-далеко слышны человеческие голоса:»Какой у него пульс».

Г)И еще тише отвечал другой голос, женский- «Пульс у него сто тридцать восемь. Температура тридцать девять»

4. Третья высота- «Штурм».

Работа по карточкам. Взаимопроверка .Соответствие предложений со схемами.

“А вы поняли тему?- спросил Винни Пух.-Я так надеюсь на вас.»

«П!»-а

Карлсон предложил мальчику : « Малыш, полетели со мной на крышу».

«П?»-а

Заяц спросил друзей: « Вы в гости ко мне придете?»

«П?-а.-П»

Карлсон крикнул : «Я самый лучший артист на свете!»

А:»П».

«Бегите от пчел!»- заорал Винни Пух

А:»П!»

«Где заяц?»- строго спросил волк

А:»П?»

5. Четвертая высота-«Грамотеи».

Диалоги на заданные темы. Работа групповая.

- Составить диалоги по схеме и началу:

1. Разговор по телефону.

Сауле позвонила Арману по телефону.

2. В магазине.

Айгуль пришла в магазин.

Разыграть диалоги.

6. Пятая высота-«Финиш»

Перестроить диалог с репликами в диалог с прямой речью.

( письменная работа у доски и в тетрадях)

ЗАПИШИТЕ ДИАЛОГ

«Угадай, Синица, какое у людей самое страшное оружие?»- спросил Воробей.«Ружье»,- прочирикала синица. « Э-э, не угадала!»- ответил Воробей. «Пушка?»- удивилась Синичка. « Опять не угадала!»- засмеялся Воробей. « Какое же тогда, Воробей?»- поинтересовалась Синица.  «Рогатка…»- сказал Воробей.

Перестройте диалог в диалог с репликами.

— Угадай, Синица, какое у людей самое страшное оружие?

  — Ружье.  — Э-э, не угадала!  — Пушка?  — Опять не угадала!  — Какое же тогда, Воробей?  — Рогатка...

IY. Обобщение по уроку. Встреча с журналистом.

- Добрый день ! Меня зовут Нурай. Я – журналист 8 класса. Вместе с экспертом мы внимательно наблюдали за вашей работой, отмечали каждый правильный ответ, следили за тем как вы работаете в группе. И мне тоже хочется задать вам несколько вопросов, т.е. продолжить диалог.

- Что же такое прямая речь, Кунымай?

- Гульнур, чем отличается прямая речь от диалога?

- Акбаян, где может стоять прямая речь в предложении?

- Как можно оформить диалог на письме, Бекболат?

- Гульжайна, можно ли назвать наш разговор диалогом?

Спасибо. Ну, а теперь несколько вопросов нашим гостям.

- Скажите , пожалуйста, вам понравился наш урок?

- Что именно вам понравилось?

- Что бы вы хотели пожелать ученикам? Спасибо.

Y. Подведение итогов урока. Слово эксперта.

(Эксперт знакомит учащихся с полученными баллами за каждое задание, называет итоговый балл за 5 заданий, объявляет ЧЕМПИОНА УРОКА и вручает переходящий флажок.)

YI. Домашнее задание: Составить диалог на тему: «Разговор за столом во время еды»

kopilkaurokov.ru

Прямая речь и диалог. Тематическое тестирование (тема «Прямая речь и диалог») - СВЕДЕНИЯ ПО СИНТАКСИСУ И ПУНКТУАЦИИ - РОДНОЙ ЯЗЫК 5 КЛАСС ПЛАНЫ-КОНСПЕКТЫ УРОКОВ - Уроки для 5 классов - конспекты уроков - План урока - Конспект урока - Планы уроков

СВЕДЕНИЯ ПО СИНТАКСИСУ И ПУНКТУАЦИИ

 

Урок № 46</р>

Тема: Прямая речь и диалог. Тематическое тестирование (тема «Прямая речь и диалог»)

 

Цель: закрепить знания учащихся о прямой речи и диалоге, умение употреблять знаки препинания в предложениях с прямой речью и тексты, содержащие диалог; выяснить уровень знаний и сформированности умений по теме «Прямая речь и диалог; формировать умение применять полученные теоретические знания на практике; развивать логическое мышление, память, внимание.</р>

Тип урока: комбинированный урок (закрепление знаний и умений; проверка и учет качества усвоенных знаний и умений).

Оборудование: тестовые задачи.</р>

Ход урока

И. Сообщение цели и задач урока.

 

II. Воспроизведение теоретических сведений.

Работа с учебником. Молчаливое чтение правила (стр. 95).

 

ИII. Выполнение упражнений на закрепление.

Переписать, расставляя знаки препинания (подаем тексты без их изъятия).

1. - Дождика, дождика, иди туда, где просят.

- Где косят? - недослышал дождик и побежал на сенокос.

- Дождика, дождика, иди туда, где ждут.

- Где жнут? - недослышал дождик и побежал на жатву.

- Дождика, дождика, иди туда, где черно.

- Где вчера ?- недослышал дождик и побежал туда, где недавно лил.

Народное творчество.

2. - Откуда дождь идет?

- С неба!

- Где идет тот дождь?

- Где надо!

Без дороги ходит везде: через поле, через лес.

- А есть ли у него ноги?

- И зачем дождевых ноги, когда ходит без дороги!

Есть. Гуцало.

3. – Почему, вітриську, расходился, хазяйнуєш в саду?

- Это я в письме заблудился и дороги не найду.

- А зачем тряс сливы в некошену траву?

- Потому прибег нелінивим, без работы не живу!

- Ой вітриську, делаешь вред! Угамуйся хоть на миг!

- Лучше вон пойду с огорода, в чистом поле буду жить!

Т. Коломиец.

 </р>

ИV. Проверка самостоятельной работы учеников.</р>

 

V. Проведения тематического тестирования.

ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ ДЛЯ ТЕМАТИЧЕСКОГО КОНТРОЛЯ (образцы)

1. Прямая речь - это

а) высказывания определенного лица, переданное от имени того, кто с ней общался;

б) точно воспроизведенное высказывание какого-либо лица, передаваемая от его имени;

в) примерно переданное выражение определенного лица.

Составить (вспомнить) и записать предложение с прямой речью после слов автора, прямую речь подчеркнуть (напр.: То же цвела калина, краснела, достигала, всему миру заявляла: “Я – страна Украина! На горе калина!” (П. Тычина.) Ветви и травы тихо молятся коленопреклоненно: «Бессмертная любой, калина-Украина» (Д. Белоус.). Раз мне говорила мать: “Можешь языков много знать, каждый язык уважать, и один из языков всех чтобы в сердце ты сберег!” (М. Хоросницька.)

2. Прямая речь берется

а) в кавычки;

б) в скобки;

в) в тире с обеих сторон.

Начертить схему предложения с прямой речью после слов автора.

3. Диалог - это

а) связное высказывание одного лица;

б) разновидность прямой речи, которая передает разговор двух или нескольких лиц;

в) слова, которые указывают, кому принадлежит прямая речь.

Составить (вспомнить) и записать диалог ииз двух реплик (напр.: - Почему ты, Петенька, печальный? - Говорит мама: “Руки мой!” (В. Марсюк.).

4. Реплика - это

а) слово, которое называет лицо, которое участвует в диалоге;

б) заключительные слова каждого из диалогов;

в) слова одного из участников диалога.

Составить схему диалога из трех реплик (или диалог ис трех реплик).

5. В предложении Говорил пан: “Кожух дам!» (Род. творческим.) слова кожух дам есть

а) вставными словами;

б) словами автора;

в) прямой речью.

Представленное выше предложение перестроить так, чтобы слова автора стояли после прямой речи.

6. Высказывания - Поехали с нами, бабушка!

  - Никогда, сынок, ехать, надо идти! (Род. творческим.)

а) является предложением с прямой речью;

б) является диалогом из двух реплик;

в) является диалогом из трех реплик.

Представленные выше предложения распространить словам автора.

 

VИ. Ответы учителя на вопросы учеников относительно ответов на тесты и выполнение тестовых заданий (после того, как собрано тетради).

 </р>

VII. Подведение итогов урока.

 </р>

VIII. Домашнее задание.

Повторить п. 13, упражнение 246.

schooled.ru