Как охарактеризовать духовные потребности человека? Процесс удовлетворения духовных потребностей это


Духовные потребности человека - что это такое: примеры удовлетворения

Низшие потребности, которые также называются физиологическими, есть у всех живых существ.

У обширной части животных присутствуют и более высокие потребности: нужда в безопасности, в социальных взаимодействиях.

Но только человек имеет духовные потребности, такие как стремление познать себя и мир вокруг, желание достигать успехов в выбранных областях знаний. Духовные потребности человека являются одним из ключевых двигателей развития человеческого общества.

Что такое соционика? Узнайте об этом из нашей статьи.

Что это такое?

Потребности — определенные нужды человека или животного, которые необходимо удовлетворять для создания чувства комфорта, уверенности, спокойствия.

Физиологические потребности являются опорой для все остальных, поскольку их недостаточное удовлетворение подрывает жизнедеятельность.

Согласно идеям Абрахама Маслоу, за физиологическими потребностями следуют социальные: необходимость общаться, ощущать общность, быть принятым окружающими, быть любимым и защищенным. И лишь после них идут духовные.

Духовные потребности — наиболее высокие потребности человека, которые можно должным образом удовлетворить только в том случае, если нужды более низшего уровня удовлетворены хотя бы относительно.

Какие бывают? Список духовных потребностей:

  • потребность в познавательной активности;
  • стремление самосовершенствоваться, развиваться;
  • потребность иметь одну или несколько любимых сфер деятельности;
  • необходимость понять смысл собственного существования и четко определить жизненные цели;
  • потребность реализоваться в определенных сферах деятельности, стать значимым, раскрыть свои возможности в полной мере;
  • потребность получать эстетическое удовольствие.

Главные проблемы, препятствующие человеку реализовывать духовные потребности, — это неудовлетворенность более низших нужд, психические и физические заболевания.

к содержанию ↑

Описание

При неудовлетворении духовных потребностей человек не умирает, его соматическое состояние здоровья не страдает, а в отдельных случаях это не влияет и на психическое здоровье, особенно если человек имеет различные врожденные либо приобретенные интеллектуальные отклонения.

При этом большинство людей все равно нуждается в удовлетворении духовных потребностей в той или иной мере. Какие потребности можно назвать духовными, что к ним относится?

к содержанию ↑

Познавательная активность

Даже в каменном веке и ранее люди стремились к познанию окружающего мира, пытались понять, как работает то, что их окружает, как можно объяснить те или иные явления.

Их умозаключения приводили к появлению первых верований и суеверий, поскольку наиболее простой способ объяснить происхождение обыденных для нынешних людей, но совершенно необъяснимых для древних явлений (грозы, огня, дождя) — это связать их с деятельностью потусторонних сил, богов, духов, магии.

Именно благодаря стремлению к познавательной активности человечество находится на нынешней ступени развития и продолжает совершенствоваться.

Эта потребность имеет тесную связь с другими духовными нуждами и является ключом к достижению важных для большинства людей целей.

Как удовлетворить эту потребность?

Каждому человеку важно найти свой путь к познанию и определить, какие сферы ему наиболее интересны.

Кому-то подойдет чтение книг и статей, кому-то — просмотр обучающих роликов, посещение секций, кружков, курсов.

Чтобы информация была должным образом усвоена и принесла пользу, важно регулярно использовать ее для достижения практических целей, совершенствовать навыки.

к содержанию ↑

Самосовершенствование

Эта потребность тесно связана с предыдущей, но не во всех аспектах, поскольку самосовершенствование включает в себя не только развитие, связанное с увеличением объема знаний и количества навыков, но и интеллектуальное (нельзя оценивать ум человека лишь по объему знаний в памяти, есть и другие критерии), физическое, моральное.

Под моральным развитием подразумевается совершенствование своих взглядов на окружающий мир: человек в процессе существования сталкивается с моральными задачами и, решая их, растет духовно, увеличивает силу воли, становится мудрее и доброжелательнее.

Под высоким интеллектом можно подразумевать ряд различных вещей, таких как:

  • умение быстро и правильно принимать решения;
  • способность быстро находить в памяти ответы на нужные вопросы;
  • высокая способность к запоминанию информации;
  • значительная развитость разных видов мышления;
  • умение длительно концентрироваться и быть продуктивным в течение этого времени.

И, разумеется, наличие багажа знаний, умений и навыков. Поэтому, говоря об интеллектуальном самосовершенствовании, есть смысл подразумевать нацеленность на развитие всех этих способностей или их части.

Люди, регулярно занимающиеся различной физической активностью, в среднем более здоровы (за исключением профессиональных спортсменов) и живут дольше.

Также физическая активность благоприятно влияет на психическое здоровье человека.

Как удовлетворить эту потребность? Могут помочь удовлетворить нужду в моральном самосовершенствовании качественные книги, фильмы, сериалы, игры.

Также важно смело идти навстречу трудностям, чтобы получить моральный опыт.

Чтобы стать сильнее и умнее, важно регулярно уделять время для саморазвития: тренироваться, изучать научные публикации, применять навыки, связанные с активным использованием мышления, на практике и так далее.

к содержанию ↑

Реализация в трудовой деятельности

Большинство людей стремятся добиться большего в деятельности, которой занимаются.

Этой деятельностью может быть как работа, так и хобби.

Не у всех есть возможность зарабатывать деньги, выполняя ту работу, которая вызывает теплые чувства, поэтому значительная часть людей вынуждена трудиться в сферах, которые им не слишком нравятся.

В таких случаях потребность реализоваться через работу способна снизиться, и человек может попытаться компенсировать это за счет хобби.

Реализация важна в плане удовлетворения не только духовных, но и социальных потребностей: если тебя ценят на рабочем месте, у тебя появятся друзья, чувство общности, безопасности.

В процессе достижения трудовых целей человек самосовершенствуется, получает новые навыки и знания, начинает ощущать собственную значимость, лучше понимает, чего хочет от жизни.

Как удовлетворить эту потребность? Уделяйте работе столько времени и сил, сколько можете, но при этом следите, чтобы Ваше психическое и физическое здоровье не страдали.

Старайтесь больше узнать о сфере, в которой работаете, повышайте собственную компетентность, общайтесь с опытными коллегами, развивайте когнитивные способности.

к содержанию ↑

Удовлетворение эстетических чувств

Стремление находиться в красивых интерьерах, любоваться красотой окружающего мира и общаться с привлекательными с точки зрения общества людьми крайне развито у человека.

Также эстетические чувства и желание нравиться окружающим толкают людей на коррекцию собственной внешности при помощи косметики, украшений, одежды, физической активности и даже пластических операций.

У человека, длительное время находящегося в однообразной обстановке, лишенной привлекательных с его точки зрения элементов, увеличивается вероятность развития депрессии.

Как удовлетворить эту потребность? Наслаждайтесь художественным контентом — фильмами, картинами, посещайте музеи, выставки, изучайте искусство.

Чаще гуляйте на свежем воздухе и в процессе прогулок присматривайтесь к разным элементам природного мира. Держите свой дом и свое тело в чистоте и порядке.

к содержанию ↑

Потребность отыскать смысл жизни

Философские вопросы часто терзают людей, особенно тех, которые находятся в кризисных периодах. Время от времени каждый может испытывать потребность переосмыслить собственную жизнь и найти новые цели.

Это важный процесс, и, если человек не найдет ответы, устраивающие его, у него могут возникать внутренние конфликты, психические заболевания.

Как удовлетворить эту потребность?

Важно уметь прислушиваться к себе, анализировать жизненную ситуацию, задавать правильные вопросы в процессе рассуждений.

Также стоит помнить, что смысл жизни не обязан быть глобальным, любые цели важны и значимы.

к содержанию ↑

Как формируются?

На процесс формирования духовных потребностей влияет ряд факторов, таких как:

  1. Семья. Родители — первые люди, с которыми активно контактирует ребенок. Их представления о нормах, потребностях и ценностях повлияют на него.
  2. Общество. В социуме уже давно сформированы представления о том, какие должны быть ценности у каждого человека.

    Кто-то назовет отдельные из них спорными, однако же влияние общества крайне велико, и большинство людей неосознанно подстраиваются под требования.

  3. Друзья, коллеги. Когда человек становится старше, на него начинает влиять более широкий круг людей.
  4. Состояние психического и физического здоровья. У серьезно больного человека представления о потребностях могут отличаться от тех, которые присутствуют у здорового. А люди со значительными интеллектуальными дефектами в принципе могут не иметь ярко выраженных духовных потребностей.
  5. Образование. Многое зависит от его качества и доступности, а также от компетентности преподавателей и руководства.

Духовные потребности начинают формироваться еще в раннем детстве.

к содержанию ↑

Отличие от материальных

Таблица базовых отличий:

Духовные Материальные
Ощущаются как что-то, без чего можно обойтись, разве что частично пострадает качество жизни. Ощущаются как необходимые.
Редко ориентированы на получение выгоды (такая цель может быть, но обычно она не стоит на первом месте), прежде всего нужны человеку для достижения гармонии, счастья, глубокого удовлетворения. Получение выгоды обычно в приоритете.
Нацелены на достижение психологического комфорта. Ориентированы на получение комфорта для тела (одежда, еда, жилье, физическая безопасность).
к содержанию ↑

Примеры удовлетворения

К примерам удовлетворения духовных потребностей можно отнести любые ситуации, когда человек стремится к познанию, саморазвитию ради достижения удовольствия и гармонии, а не ради прямой выгоды.

  1. Пример 1. Сергей работает сварщиком, и его полностью устраивает заработок. При этом в свободное от работы время он с интересом изучает точные науки и планирует поступать в университет, чтобы больше узнать о сфере, которая его интересует, и получить возможность реализоваться в деятельности, которая ему больше нравится.
  2. Пример 2. Светлана — воспитатель в детском саду, которая крайне увлечена сферой своей деятельности. Она активно изучает возрастную психологию и педагогику, много времени уделяет написанию планов занятий и делает все возможное, чтобы дети были счастливы, довольны и активно развивались.

Несмотря на то, что духовные потребности не выглядят как что-то крайне необходимое, они помогают человеку сохранять психическое равновесие, активно развиваться и чувствовать себя счастливее, спокойнее, значимее.

О духовных потребностях человека в этом видео:

Наша интересная группа Вконтакте:

psyholic.ru

Как охарактеризовать духовные потребности человека?

Потребности - недостаток или нужда в чем-то необходимом для нормальной жизнедеятельности человека, социальной группы и общества в целом. Они являются внутренним побудителем к активности.

Человек, являясь представителем животного мира, имеет физиологические потребности, удовлетворение которых необходимо для поддержания безопасности, обмена веществ и др.

Определение духовных потребностей

Духовные потребности человека - это стремление познавать окружающий мир и свое место в нем, самореализация, самосовершенствование, самопознание.

Это вид нужд, обусловленный внутренним миром человека, его стремлением к самоуглублению, концентрации на том, что не относится к социальным и физиологическим потребностям. Его удовлетворению способствуют изучение культуры, занятия искусством, религии, цель которых - понять высший смысл существования.

Пирамида потребностей

В общем потребности людей часто представляют в виде пирамиды. Физиологические лежат в ее основании, а на вершине - духовные потребности человека. К ним относятся: самовыражение (в спорте, религии, науке, искусстве и другое), общение (права, обязанности и прочее), самоутверждение (признание, уважение, власть и другое).

В этой статье подробно рассмотрим этот тип человеческих нужд.

Разные классификации потребностей

Наличие множества разных запросов объясняется сложностью человеческой природы, многообразием социальных и природных условий, в которых существуют люди.

Сложно выделить устойчивые группы, по которым классифицируются потребности, однако это не останавливает исследователей. Разные авторы предлагают свои основания и мотивы классификации. Например, К. Обуховский, польский психолог, отметил, что в настоящее время их насчитывается 120.

Базовые потребности

Остановимся на классификации базовых потребностей, довольно обобщенной и распространенной. Базовые потребности - это такие нужды, которые присущи всем людям. К ним относятся: материальные, биологические, духовные и социальные. Важно то, что они выстраиваются в иерархическом порядке. Для того чтобы появились духовные и интеллектуальные потребности, необходимо, чтобы функционировали физиологические системы в нашем организме, то есть удовлетворялись материальные и биологические. Но далеко не все авторы абсолютизируют эту зависимость.

Определенно, последовательность удовлетворения нужд существует, но нельзя думать, что она абсолютно одинакова для всех индивидов. Известны случаи, когда необходимость в духовном развитии и творчестве оказывалась доминирующей не после того, как были удовлетворены другие потребности (биологические, признания, безопасности и пр.), а тогда, когда даже основные требования в жилье, пище и безопасности не были еще удовлетворены.

Любая из вышеперечисленных потребностей имеет направленность на тот или иной предмет, побуждает нас к тому, чтобы завладеть им.

Биологические нужды требуют обладания жизненными ресурсами, материальные - материальными средствами, необходимыми для удовлетворения всех потребностей, социальные - формами связи и общения с другими людьми. Духовные запросы человека требуют овладения духовностью.

Что же такое духовность? Сознательность и духовность являются однопорядковыми понятиями. Однако духовной является не любая сознательность. Например, рабочий, производящий некоторые операции на конвейере завода, делает их сознательно, со знанием дела. Вместе с тем, эти действия бездуховны, технологичны. Алкоголик сознательно выбирает спиртные напитки и закуску. Тем не менее при употреблении спиртных напитков он не видит разумной границы, его порабощение страстью не позволяет подняться выше, он впадает в состояние животного. Основная причина подобного падения - бездуховность.

Духовные способности и потребности

Духовные способности, которыми обладает человек, приводят к появлению духовных потребностей. В ребенке уже в первые годы жизни можно наблюдать их проблески - гнев, страх, удовольствие. В молодом и зрелом возрасте, если условия благоприятны, духовное развитие утончается, расширяется, совершенствуется, а в период старости - останавливается на достигнутой высоте и через некоторое время, по мере того как слабеет организм, все более ослабевает. Духовные потребности человека создает его духовная жизнь, соответствующая состоянию, развитию, влиянию внешней среды и материального организма. Прежде других возникают самые простые, самые грубые, отвечающие в первую очередь желанию удовлетворить самые сильные материальные нужды, а позже появляются более сложные и тонкие.

Общечеловеческие ценности

За долгий период истории человечество определило, какие духовные потребности являются ведущими. Они по-другому называются общечеловеческими или высшими ценностями, т. к. важны для большинства людей. К ним относятся, например, категории счастья, любви, дружбы, то есть физическая и духовная близость с любимым человеком, счастливая семейная жизнь, любовь к детям, наличие преданных друзей. Этот ряд можно дополнить и отнести сюда психическое и физическое здоровье, возможность творческого самовыражения, наслаждение красотами искусства и природы, интересную работу и деятельную активную жизнь в целом. Свобода воли, то есть независимость в действиях и поступках, а также уверенность в себе, то есть независимость от внутренних противоречий, также относятся к духовным потребностям.

Трансцендентность

Николай Михайлович Бережной для объяснения духовности в своем труде "Человек и его потребности" вводит понятие трансцендентности. Объемный и многогранный смысл данного понятия широко раскрывается в философских трудах Иммануила Канта. Но мы сейчас интересуемся трансцендентностью лишь по отношению к духовности. В этом смысле она представляет собой выход за границы естественного повседневного бытия человека, за границы достигнутого им миропонимания. Трансцендировать означает преодолевать рамки своего эмпирического бытия, себя, хотеть стать выше, стремиться к большей свободе.

Духовность представляет собой трансценденцию сознания за границы повседневного бытия до религиозного чувства, философского всеобъемлющего постижения мира, эстетического миропереживания. То есть это стремление к преодолению своего сознания, достижению более высоких целей, следование общественному и личному идеалам, высшим ценностям, а также самопознание. Это выражается и в стремлении к созерцанию природы, к прекрасному, в интересе к классическим произведениям искусства и литературы. Культура является субстанцией духовности, содержащей в себе все духовное развитие человечества, его квинтэссенцию.

Твердость духа

Понятие "твердость духа" применяют по отношению к человеку, последовательно осуществляющему в своей жизни однажды выбранный идеал, превратившему достижение этой цели в смысл всего своего существования. Твердый духом человек не отступает перед сложностями, не паникует перед трудными жизненными ситуациями, не меняет своих убеждений за деньги или по конъюнктурным соображениям. Он ведет себя согласно критериям справедливости, чести и истины. Воспитание духовности, твердости духа - наиболее благородная задача для молодых людей, поскольку это самый верный путь к пониманию и обретению смысла жизни, преодолению неудач и жизненных невзгод.

Духовность - ценнейшее богатство человека, которое нельзя взять взаймы или купить, его можно лишь создать своими собственными усилиями. Лишь духовно богатый человек способен на прочную любовь, бескорыстную дружбу. Характеристика духовности - не только сфера сознания, поскольку она может реализовываться в индивиде лишь тогда, когда у него присутствуют волевые качества, умение направлять жизненные силы в конкретном направлении. Поэтому бездуховный человек - прежде всего, бесхарактерный, безвольный. Хотя следует уточнить, что волевые качества сами по себе не сродни духовности.

Духовность - не просто сознательность

Обобщая вышесказанное, отметим, что духовность - это не просто сознательность, это функция деятельной сущности индивида. Человек, накапливая знания о внешнем мире и самом себе, обогащает внутренней энергией свое сознание, а энергия стремится к выражению в духе, так происходит самопознание.

Это стремление к тому, чтобы приобрести и обогатить духовность, освоить внутренний духовный мир человека, и называют духовными потребностями. Арсенал духовности очень многообразен. Это литература в жизни человека, искусство, знание о людях, обществе и мире. А также музыка, философия, художественное творчество. Сюда же добавим и роль религии в жизни человека.

Приобщение к духовной культуре, так называемое духовное потребление - это процесс удовлетворения духовных потребностей.

Виды духовных потребностей

Важнейшей духовной потребностью является стремление к познанию, включая внешнее и самопознание. Это отмечали философы различных эпох. Аристотель писал, что все мы от природы стремимся к знанию. Мишель де Монтель, французский мыслитель, живший в шестнадцатом веке, утверждал, что стремление к знанию - самое естественное из всех других. Эстетическая потребность также является очень важной духовной потребностью. Ее составляющие: стремление видеть гармонию в людях и природе, осваивать мир по законам красоты. Сюда же относятся литература в жизни человека, живопись, музыка, поэзия, стремление к улучшению человеческих взаимоотношений. Другая духовная потребность - в общении. Сюда включаются дружба, любовь, товарищество, внимание друг к другу, психологическая и моральная поддержка, сопереживание, сочувствие, совместное творчество и обмен идеями.

Заключение

Потребности - движущая сила и основа человеческого поведения, его цель и побуждение. Ценности - это объекты внешнего мира, служащие удовлетворению человеческих потребностей. Духовное потребление - это процесс, при котором происходит удовлетворение духовных потребностей, развитие личности. Важнейшими из них являются потребность в познании, в общении, а также эстетическая.

Духовные ценности, в отличие от материальных, в процессе потребления не исчезают, а остаются частью духовного мира, обогащают его. Осмысление, восприятие их субъективно, это связано с уникальным индивидуальным опытом конкретного человека. Духовное потребление поэтому зачастую является творческим процессом, результатом которого являются изменение личностных качеств человека, развитие личности.

Формирование духовных ценностей, их выбор для потребления определяется во многом уровнем культуры индивида, его образованием. Это довольно длительный процесс. Чем выше общекультурный и образовательный уровень, тем выше духовные потребности человека, требования к качеству духовных ценностей.

fb.ru

1. Понятие духовных потребностей и их место в потребностях человека. Духовные потребности

Похожие главы из других работ:

Диапазон потребностей человека, приводящих его в ресторан среднего уровня

1. Структура потребностей человека

Для выявления диапазона потребностей человека, приводящих его в ресторан нужно, для начала, составить краткий анализ наиболее известных классификаций потребностей...

Духовные потребности

3. Удовлетворение духовных потребностей

Удовлетворение потребностей происходит в процессе потребления. Духовное потребление направлено на удовлетворение духовных потребностей людей. Оно может быть стихийным, когда никем не направляется и человек самостоятельно...

Информационные потребности в обзорно-аналитической информации

Глава 1. Сущность информационных потребностей

Основными субъектами информационного рынка являются потребители (пользователи) и производители информационной продукции...

Информационные потребности в обзорно-аналитической информации

1.1 Особенности формирования информационных потребностей

Одним из центральных понятий информационной науки и практики является понятие информационной потребности. В самом общем смысле под информационной потребностью (ИП) понимается необходимость в информации...

Культурные потребности современной молодёжи

2.1 Общая характеристика культурных потребностей

Потребности -это нужда или недостаток в чем-либо необходимом для поддержания жизнедеятельности организма, человеческой личности, социальной группы, общества в целом; внутренний побудитель активности...

Культурология как наука

Понятие культуры и ее место в жизни общества

Слово "культура" знакомо каждому, но мало кто возьмется объяснять, что такое "культура" с теоретической и научной точки зрения. Дело в том, что между обыденным и научным представлением о культуре «дистанция огромного размера»...

Культурология как научная дисциплина

3. Возрастание роли культурологии в исследовании социальных и духовных процессов современности

Современная культурология формируется, выходя из-под родительской опеки философии, обретает собственный предмет исследования и обосновывает соответствующие ему методы. Несомненно...

Особенности состава современных культурологических проектов

Понятие культурологического проекта и место Homo Ludens в современной культуре общества

Предметом систематического изучения игра становится, начиная с XX века, в связи с последствиями антропологического поворота, когда философия делает попытку центрации мира на человеке, ищет ориентиры...

Подход к потребностям человека в эпоху Возрождения

1. Содержание понятия «потребность», классификация потребностей

Рассмотрим общие характеристики потребности как явления, которые связаны с индивидуальной жизнедеятельностью человека. Духовные и материальные потребности - это явления человеческой психики. Современная наука...

Подход к потребностям человека в эпоху Возрождения

5. Содержание потребностей в эпоху Возрождения

В Западной Европе коренной переворот во взглядах на человека и человеческие потребности происходит в эпоху Возрождения (XIV-XVI вв.). Начиная с XIV в. в Италии формируется новое мировоззрение - гуманизм...

Религия, искусство и наука в пространстве культуры

Глава 1. Понятие и виды культуры. Роль и место культуры в жизни человека

Культура не существует вне человека. Человек - творит культуру. Артефакт - то, что искусственно создано человеком. Культура - совокупность артефактов. Культура начинается там, где человек существует не только как биологическое существо...

Содержание и особенности античной культуры

2. Античная культура, ее основные черты и особенности. Место человека в художественной культуре античности

Античная культура строится вокруг самостоятельного города-государства. Эта исходная форма обозначалась в греческом языке словом полис, в латинском, первое из этих слов переводится как город, второе как гражданская община...

Социально-культурное понятие Востока

Понятие природы для человека Востока

Восток никогда не терял связи с природой. В отличии от европейцев, восточный человек направлял свои силы на совершенствования себя. Человек в мире и природе воспринимался им не как хозяин, а как одна из составляющих частей...

Стилевая эволюция мебели от барокко к модерну

1. Роль и место мебели в жизни человека

Мысли выражаются словами. Идеальные образы и образования, наполняющие наше сознание, при их логическом анализе должны быть выражены в языке, иначе их невозможно ни зафиксировать для себя, ни передать другим. Язык - материальный носитель мысли...

Экономика и менеджмент в социально-культурной сфере

1.2.1 Понятие и состав сферы культуры. Ее место в национальном хозяйстве

Схема 1. Место сферы культуры в национальном хозяйстве. Обособление видов культурной деятельности в качестве сферы культуры связано с характером выполняемых ими функций...

cult.bobrodobro.ru

Духовные потребности человека - что такое, виды духовных потребностей

Мировоззрение

Под духовными потребностями обычно понимают вполне естественные стремления человека к достижению счастья, гармонии с собой и окружающим миром.

10 331 28 декабря 2016

Под духовными потребностями обычно понимают вполне естественные стремления к достижению счастья, гармонии с собой и окружающим миром. Духовные потребности человека базируются на общечеловеческих ценностях, таких как: добро, милосердие, истина, красота, любовь, искусство. Каждый из нас самостоятельно принимает решение о необходимости саморазвития и личностного роста. У всех людей есть духовные потребности, только у одних они выражены больше, у других меньше. Зрелая личность, как правило, стремится не только к материальной выгоде, но и к формированию чувства собственной значимости. Что входит в понятие духовных потребностей и рассматривает данная статья.

Виды духовных потребностей

Потребность в познании

Никакое познание невозможно без правильной мотивации. Личность, которая чувствует в себе необходимость узнавать новое, начинает стремиться разнообразить свои будни, всячески расширять кругозор. Например, люди начинают записываться на всевозможные курсы повышения квалификации, получают дополнительное образование, читают интересующую литературу. Духовная потребность в познании – одна из самых важных для состоявшегося человека. Если эта духовная потребность не удовлетворяется, личность, чаще всего, замыкается в себе и уже не хочет ничего менять.

Духовные потребности не могли бы в полной мере проявляться без стремления к познанию. Благодаря природному интересу к окружающей действительности, человек вообще предпринимает активные шаги в сторону достижения желаемого. Личностью всегда что-то движет: желание повысить свою грамотность, намерение достичь успеха, внутренняя духовная потребность в самореализации.

Самосовершенствование

Самосовершенствование – важная составляющая духовных потребностей личности. Оно включает в себя постоянную работу над характером, искоренение вредных привычек и воспитание вместо них полезных. Духовные потребности могут быть удовлетворены только путем постоянной плодотворной работы над собой. Занимаясь самосовершенствованием, важно знать, чем ты отличаешься от себя вчерашнего. Осознание того, что со временем ты как личность становишься лучше, приносит ощутимую пользу, влияет на все сферы жизни. Человек становится смелее в своих мечтаниях, уже строит далеко идущие планы, не боится смотреть в будущее с надеждой. Для того, чтобы заниматься самосовершенствованием, необходимо иметь четкое представление, что вы хотите в себе изменить. В противном случае ничего не получится.

Есть одна привычка, которая способна разрушить все планы человека, поселить в нем неуверенность и страхи. Это обыкновение постоянно оглядываться на мнение окружающих и во всем искать одобрения у коллег, друзей, знакомых. Никогда не следует сравнивать себя с другими. Достижения окружающих не должны никого вводить в заблуждение. Надо понимать, что у всех разные духовные потребности, возможности, равно как и цели в жизни. Каждый человек является свободной личностью, потому вправе принимать решения самостоятельно. Благодаря духовным потребностям человек имеет возможность взращивать в себе данный природой потенциал, стремиться к большим достижениям.

Любимое дело

Одна из самых значимых духовных потребностей. Ничто так не вдохновляет нас на новые свершения, как наличие такого занятия или деятельности, которое приносит удовлетворение и радость. Любимое дело дает дополнительную энергию для самореализации, нередко придает смысл происходящему, вдохновляет на подвиги.

К счастью, духовные потребности не исчерпываются только стремлением к познанию и самосовершенствованием. По-настоящему целостная личность всегда будет стремиться к тому, чтобы сполна выразить в мире свою индивидуальность. Кто-то достигает данной цели с помощью собственного таланта, другие начинают активно претворять в жизнь имеющиеся в голове идеи. Духовная потребность быть замеченным, узнаваемым и признанным – неотъемлемая составляющая любого сильного  человека. Любимое дело, которому посвящается много сил и времени, может способствовать ее реализации. Что может быть лучше, чем деятельность, которая вас вдохновляет? Пожалуй, ничего. Человек, который занимается творчеством или бизнесом, по доброй воле никогда не откажется от своего дела. Духовные потребности всегда требуют нашего внимания и каждодневного участия.

Любовь и счастье

Почти у каждого здравомыслящего человека на первом месте находятся семья и близкие люди. Действительно, о каком внутреннем удовлетворении может идти речь, если остается нереализованной главная духовная потребность – быть любимым и признанным. Причем здесь совершенно не идет речь о получении внимания со стороны общества, в котором живет человек. Гораздо значительнее обрести счастье со своей второй половинкой. Многие люди проводят много лет в поиске такого по-настоящему близкого человека, а некоторые пребывают в этом состоянии всю жизнь. Духовная потребность отдать кому-то свою любовь очень сильна. Можно ограничить себя в материальных благах, не иметь новомодных вещей, но если вы обделены заботой и вниманием, то будете чувствовать себя несчастным, несмотря на весь внешний успех. Одной из самых первостепенных духовных потребностей личности является потребность в любви. Никто не хочет жить в одиночку, закрывшись в страшной тоске от всего мира. Каждому необходимо чувствовать себя нужным и востребованным другими людьми.

Таким образом, духовные потребности руководят процессом познания и самопознания личности. Благодаря духовным потребностям мы имеем уникальную возможность проявить себя как индивидуальность: раскрывать природные способности, сполна выражать имеющиеся таланты и дарования.

Сохранить статью

psyh.info

Специфика духовных потребностей и их виды.

Духовные потребности есть стремление приобрести и обогатить свою духовность. Бесконечно многообразен арсенал духовности: знания о мире, обществе и человеке, искусство, литература, философия, музыка, художественное творчество, религия.

Процесс удовлетворения духовных потребностей называется духовным потреблением, приобщением к духовной культуре. Важнейшая духовная потребность человека - в познании. Другая важнейшая духовная потребность - эстетическая. Еще одна духовная потребность человека - в общении.

Структура духовной жизни общества весьма сложна. Основными элементами духовной жизни общества принято считать:

- духовные потребности;

- духовная деятельность и производство;

- духовные ценности;

- духовное потребление;

- духовные отношения;

- проявления межличностного духовного общения

 

Специфика духовных потребностей

 

- Свойственны только человеку

- Наследуются, формируются только социально

- Могут быть выражены у разных людей очень неодинаково

- Отличаются относительной необходимостью удовлетворения, степень свободы выбора средств значительно больше, нежели у материальных

- По своему характеру преимущественно неутилитарны, связь между субъектом и объектом характерным бескорыстностью

- Процесс удовлетворения духовных потребностей – безграничен

 

 

31. Познавательная потребность.

 

Потребность в познании— это стремление человека к знанию объективных явлений, свойств и закономерностей действительности. Она порождается материальными потребностями в успешной трудовой деятельности, которая не может существовать и совершенствоваться без накопления знаний о мире. Затем потребность в познани может приобретать относительную самостоятельность, превращаться в самоцель, так что ее связь с материальными потребностями становится опосредованной и завуалированной. У древних людей эта потребность удовлетворялась только с помощью обыденного познания. Затем появляются более сложные пути удовлетворения потребности в знаниях — мифология и религия. В религии действительные знания о мире переплетаются с верой в сверхъестественное — т. е, идеями, которые объявляются истинными без доказательств, на основе традиции. Наиболее развитые формы познания — научное и художественное.

 

Уровни и формы познавательной потребности - Первый, начальный уровень этой потребности - это потребность во впечатлениях. На этом уровне индивид реагирует первым делом на новизну стимула. Потребность во впечатлениях составляет фундамент познавательной потребности. Следующий уровень - потребность в знаниях (любознательность). Она выражается в интересе к предмету, склонности к его изучению, любви к чтению книг и т. д. Познавательная потребность на уровне любознательности носит стихийно-эмоциональный характер и чаще всего не имеет социально значимого продукта деятельности.

На высшем уровне познавательная потребность имеет характер целенаправленной деятельности и приводит к общественно значимым результатам.

Первой формой проявления потребности в познании является усвоение готовых знаний (усвоение знаний, их интеграция, систематизация и, наконец, потребность в накоплении знаний).

Второй ее формой выступают исследование действительности с целью получения нового знания, анализ впечатлений, интерес к проблемным ситуациям и, наконец, стремление к целенаправленной творческой деятельности.

Познавательная потребность различается также по широте и глубине познания, по интенсивности (экстенсивности) познавательной деятельности.

Тот круг деятельностей, в которые включен ученик, побуждается разнообразными потребностями. В процессе обучения учителю важно поддержать, в частности, развитие познавательных потребностей ребенка: в младших классах-его любознательности, в средних и старших - потребности в творческой деятельности.

Потребность, <находя> предмет, способный ее удовлетворить, становится мотивом, направляющим соответствующую деятельность.

 

32. Потребность в образовании.

Образование — это процесс усвоения систематизированных знаний, умений и навыков. Оно является одной из главных потребностей человека, так как стало необходимым условием подготовки к труду и общению. Потребность в образовании по существу является конкретизацией и более развитой формой потребности в познании. В современном обществе человек нуждается не в каком-то неопределенном наборе знаний, а в качественной системе образования и в надежных критериях этого качества. Образование рассматривается в современном мире как одна из частей сферы услуг. Им занимаются особые организации — в основном учебные заведения. Государство осуществляет контроль за образованием для придания ему легитимности: лицензирование образовательных услуг является подтверждением их качества и обеспечивает их стандартизацию, официальное признание при оценке уровня образованности конкретного лица.

 

Эстетическая потребность.

Эстетическая потребность имеет своей генетической основой прежде всего потребность общения. В то же время эстетическая потребность как никакая другая человеческая потребность обнаруживает многофункциональную природу в том смысле, что проявляет себя через побуждения познавательного, нравственно-оценочного, творческого, практически преобразовательного порядка.

 

Эстетическое чувство — это эмоционально выраженное отношение человека к разнообразным эстетически значимым явлениям окружающей действительности, которое формируется в процессе жизни и деятельности; будучи не только актуальным состоянием, но и свойством личности, оно выступает одновременно и как потенциальная психологическая способность личности так или иначе реагировать при соответствующей ситуации.

Эстетическая потребность – потребность человека как биосоциального существа в оптимальной и гармонической деятельности, реализуемая в различных формах эстетической деятельности, в том числе – в искусстве.

Эстетическое отношение коренится в эстетических потребнос­тях человека. Эстетические потребности – показатель объективно существующего несоответствия, противоречий между человеком и окружающим миром и стремления устранить это несоответствие. Человек хочет преодолеть ограниченность, узость повседневных отношений между собой и окружающим миром, выявить в них общее, существенное и духовно-эмоционально приобщиться к этому общему, проявляю­щемуся в единичном. Однако своеобразие эстетических потребностей заключается в том, что это стремление утвердить свою индивидуальность, обособиться от мира, осознать своё “Я”, а не растворить­ся в объекте. Отсюда возникает характерная черта эстетических отношений – специфическая эстетическая дистанция, выделение себя из окружающего мира и одновременно стремление приобщиться к су­щественному и дружественному человеку в объективной действительно­сти.

Под воздействием эстетических потребностей в эстетическом сознании формируются представления о том, каким должен быть ок­ружающий мир и каким должен быть социальный мир личности, проис­ходит сопоставление этих миров. Поэтому в эстетическом сознании имеет место чувственное отражение всеобщности и личностного смысла всех явлений действительности.

Именно для удовлетворения потребности непосредственно созерцать то, что как раз и характеризует нас как людей, видеть себя в контексте окружающего мира, выявлять свою антропологическуюсущность человек создаёт специфические предметы – продукты художественного творчества.

Таким образом, глубочайшая сущность эстетических потребностей состоит, с одной стороны, в воплощении “сущностных сил” че­ловека в соответствующих объективных явлениях и, с другой сторо­ны, в созерцании, организации и регуляции своих внутренних духовных состояний при помощи восприятия произведений искусства.

 

 

34. Нравственная потребность.

 

Нравственная потребность может быть исследована, во-первых, как потребность общества в целом или определенной общественной группы, проявляющаяся в специфической системе регуляции человеческих отношений, в особом типе их оценок; и, во-вторых, как потребность индивида в определенного рода поведении. Особое значение в этом контексте приобретает потребность в общении.

 

В отличие от потребности в регуляции совместной деятельности, которая является внешней по отношению к индивиду, потребность в общении может быть охарактеризована и как потребность общества, и как потребность индивида. Опустим дискуссионную проблему — следует ли эту потребность выводить из биологических потребностей индивида или она изначально социальна, — важно, что общение принадлежит к коренным человеческим потребностям.

 

Поскольку нравственные потребности индивида не передавались по наследству в готовом виде, их онтогенез приобрел специфический характер и не был простым повторением филогенеза. Марксистская трактовка проблемы возникновения нравственных потребностей в индивидуальном развитии человека несовместима ни с идеалистическими теориями преформизма, ни с метафизически понятым эпигенезом, ни с вульгарно-социологической интерпретацией биогенетического закона.

 

В своем историческом развитии общество непрерывно воспроизводит и совершенствует на расширенной основе нравственные потребности, реализуемые в процессе совокупной нравственной деятельности, передавая из поколения в поколение моральные традиции и нормы поведения. Однако это не простые «передача и воспроизведение».



infopedia.su

Духовные потребности

Духовные потребности – это необходимая часть жизни человека, наряду с потребностями физическими. Удовлетворение духовных потребностей – это самореализация, творческая активность, использование своих способностей и получение удовлетворения от этого.

Духовные потребности человека

Для того, чтобы лучше понять сам термин, обратимся к разработкам известного ученого А.Г. Здравомыслова, который выделил три важных аспекта:

  • духовные потребности – это стремление приобщиться к науке, искусству, культуре;
  • реализация духовных потребностей ведет к гармоничному развитию личности;
  • духовные потребности отражают социально-классовые отношения.

Духовные потребности личности – это внутренняя тяга к творчеству, к прекрасному, к общению. Это та часть жизни человека, в которой он углубляется в собственные ощущения, анализ прекрасного.

Материальные и духовные потребности: отличия

Чтобы отличить духовные потребности от материальных, достаточно просто определить, присущи ли конкретной потребности такие черты:

  • духовная потребность всегда возникает в сознании, душе, она не идет от тела;
  • по сравнению с физиологическими и материальными, духовные потребности не выглядят необходимыми;
  • материальные потребности всегда имеют ограниченные спектр средств для реализации, а духовные рамок практически не имеют;
  • удовлетворение духовных потребностей всегда требует свободного времени;
  • духовные потребности бескорыстны, они имеют своей целью только эстетическое, моральное удовольствие и никакой личной выгоды;
  • удовольствие от духовных потребностей можно получать неограниченно много.

Духовные потребности показывают ту сторону человеческого существа, которая является творческой, для которой самореализация превыше выгоды.

Духовные потребности и их виды

Существует довольно подробная классификация духовных потребностей. К ним относятся такие варианты:

  • потребность в труде, работе;
  • потребности эстетические – созерцать прекрасное;
  • потребности нравственные – быть честным, уважаемым;
  • потребность в общении, социуме;
  • потребности научно-познавательные – открывать новое;
  • потребности в крепком здоровье;
  • потребности патриотические (например, воинский долг).

Чем лучше человек реализуется в этих сферах, тем выше его удовольствие от самого процесса и выше уровень моральных устоев и духовности.

 

womanadvice.ru

Духовные потребности

Содержание

Введение. 3

1. Понятие духовных потребностей и их место в потребностях человека 4

2. Духовные потребности как элемент духовной жизни общества. 7

3. Удовлетворение духовных потребностей. 11

Заключение. 13

Список литературы.. 15

Оптимальное, на мой взгляд, определение потребности дано в. "Философском энциклопедическом словаре". "Потребности - нужда или недостаток в чем-либо необходимом для поддержания жизнедеятельности организма, человеческой личности, социальной группы, общества в целом; внутренний побудитель активности" [6].

Физиологические потребности определены тем, что человек, как представитель животного мира, должен удовлетворять потребности в энергетическом обеспечении своего организма, поддержании в нем необходимого обмена веществ, безопасности и т.д.

Духовные потребности человека – это потребность познать окружающий мир и себя самого, стремление к самосовершенствованию и самореализации.

Духовные потребности людей обусловлены внутренним миром человека, стремлением «уйти в себя», самоуглубиться, сконцентрироваться на том, что не связано с физиологическими и социальными потребностями. Такие потребности побуждают к занятию искусством, культурой, религией не ради удовлетворения физиологических и социальных нужд, а из внутреннего духовного побуждения, из стремления понять высший смысл своего существования.

В целом потребности людей можно представить в виде пирамиды, в основании которой лежат физиологические, а на ее вершине — духовные потребности. К духовным потребностям (запросам) относятся: общение (обязанности, права и др.), самовыражение (в религии, спорте, искусстве, науке и др.), самоутверждение (уважение, признание, власть и др.).

Целью данной работы является изучение духовных потребностей человека. В работе поставлены следующие задачи: рассмотрение понятия духовных потребностей, рассмотрение духовных потребностей как элемент духовной жизни общества, а также рассмотрение процесса удовлетворения духовных потребностей.

Плюрализм потребностей определяется многогранностью человеческой природы, а также многообразием условий (природных и социальных), в которых они проявляются.

Трудность и неопределенность выделения устойчивых групп потребностей не останавливает многочисленных исследователей искать наиболее адекватную классификацию потребностей. Но мотивы и основания, с которыми походят различные авторы к классификации, совершенно разные. Так, например польский психолог Обуховский К. насчитал 120 классификаций. Сколько авторов, столько и классификаций [1].

В данной работе я остановлюсь на довольно обобщенной классификации так называемых базовых потребностей. Базовые потребности: это всеобщие потребности, присущие всем людям. К базовым потребностям относятся: биологические, материальные, социальные, духовные потребности.

Важным аспектом анализа потребностей является их иерархия. Условием возникновения интеллектуальных и духовных потребностей, по мнению многих авторов, является функционирование физиологических систем человеческого организма, т.е. удовлетворение биологических и материальных потребностей. Однако многие авторы эту зависимость абсолютизируют.

Хотя некоторая последовательность в удовлетворении потребностей, несомненно, существует, однако ее нельзя считать одинаковой для всех людей. Известны факты, когда потребность в творчестве и духовном совершенствовании становилась доминирующей не после удовлетворения всех остальных потребностей (биологических, безопасности, признания и т. д.), а, по существу, на грани выживания, когда еще не удовлетворены были основные потребности в пище, жилье и безопасности [2].

Любая из обозначенных выше потребностей характеризуется направленностью на какой-либо предмет, побуждает человека к овладению этим предметом.

Биологическая потребность побуждает человека к овладению всеобщими жизненными ресурсами, материальная потребность имеет своим предметом материальные средства удовлетворения всех потребностей, социальная потребность побуждает человека к овладению формами общения и связи с другими людьми. Предметом духовной потребности является духовность. Но что такое духовность?

Духовность и сознательность - понятия однопорядковые. Но не всякая сознательность духовна. Например, рабочий, совершающий операции на заводском конвейере, проделывает их со знанием дела. Но эти действия технологичны, бездуховны. Алкоголик совершает сознательный выбор спиртных напитков, а также выбор пищи в качестве закуски. Но он не осознает разумной границы употребления спиртных напитков, не способен в силу порабощения страстью подняться выше ее и впадает в животное состояние. Главная причина такого падения – бездуховность.

Обладая духовными способностями, человек имеет духовные потребности. Уже в ранние годы детства замечаются в ребенке проблески духовной жизни - страх, гнев, удовольствие. В лета юности, молодости и зрелого возраста, при благоприятных условиях, духовное развитие человека расширяется, утончается, совершенствуется, с наступлением старости - приостанавливается на достигнутой высоте и затем, по мере ослабления организма, все более и более ослабевает. Духовная жизнь, соответственно своему развитию, состоянию, влиянию материального организма и внешней среды, создает человеку духовные потребности. Сначала появляются более простые, более грубые, главным образом отвечающие стремлению к удовлетворению наиболее сильных материальных потребностей, а потом выступают более тонкие и более сложные [7].

За свою долгую жизнь человечество уже определило ведущие духовные потребности. Они еще называются высшими или общечеловеческими ценностями, т.к. являются важными в той или иной степени для большинства людей. К общечеловеческим ценностям относятся, к примеру, категории Любви, Счастья, Дружбы – подразумевается духовная и физическая близость с любимым человеком, любовь к детям, счастливая семейная жизнь, наличие верных друзей. Этот список можно продолжить: физическое и психическое Здоровье, возможность заниматься Творчеством, наслаждаться Красотой природы и искусства, иметь Интересную работу, и, в целом, вести Активную деятельную жизнь. К духовным потребностям относятся Свобода воли, как независимость в своих поступках и действиях и Уверенность в себе, как свобода от внутренних противоречий.

Для объяснения феномена духовности Н.М. Бережной («Человек и его потребности» [1]) использует понятие трансцендентности. Многогранный смысл этого понятия широко раскрыт в философии И. Канта. Но нас интересует трансцендентность лишь применительно к духовности.

Трансцендентность есть выход за пределы повседневного естественного бытия человека, за пределы достигнутого человеком понимания мира. Трансцендировать – значит преодолевать рамки своего эмпирического бытия, преодолевать себя, стремиться стать выше, выйти на новый виток свободы [6].

Духовность – трансценденция сознания за пределы повседневного бытия до высоты религиозного чувства, эстетического миропереживания, всеобъемлющего философского постижения мира.

Таким образом, духовность - это стремление преодолеть себя в своем сознании, достичь высоких целей, следовать личному и общественному идеалу, общечеловеческим ценностям. Духовность проявляется также в стремлении к прекрасному, к созерцанию природы, к классическим произведениям литературы и искусства. Культура – субстанция духовности, в ней - квинтэссенция духовного опыта человечества [1].

Существует такое понятие: "твердость духа". Так говорят о человеке, последовательно осуществляющем однажды избранный идеал, превратив достижение его в смысл всей своей жизни.

Человек, обладающий твердостью духа, не спасует перед трудностями, не впадет в панику перед сложным» жизненными ситуациями, не впадет в соблазн перед денежными посулами взамен его чести и достоинства не будет менять своих убеждений по конъюнктурным соображениям. Все свои поступки он будет совершать по критериям чести, справедливости, истины Нет более благородной задачи для молодежи, чем воспитание в себе твердости духа, ибо это наиболее верный путь к обретение смысла жизни, к преодолению жизненных невзгод и племенных неудач. Духовность - самое ценное богатство человека, его нельзя ни купить, ни взять взаймы у кого-либо, его можно только формировать собственными лилиями. Только духовно богатый человек способен на истинную бескорыстную дружбу, на прочную любовь, связующую мужчину и женщину брачными узами.

Характеристика духовности не ограничивается сферой сознания, она может реализовываться в индивидуальной жизни лишь при наличии развитых волевых качеств индивида, его способности направлять свою жизненную энергию в определенном направлении, а бездуховный человек - это, прежде всего, безвольный, бесхарактерный человек. Хотя сами по себе развитые волевые качества не сродни духовности.

Резюмируя, духовность - не просто средоточие функций сознания, она - функция деятельной сущности человека. Накапливая знания о себе и внешнем мир, человек обогащает свое сознание внутренней энергией, которая стремится выразить себя в духе.

Духовные потребности есть стремление приобрести и обогатить свою духовность. Бесконечно многообразен арсенал духовности: знания о мире, обществе и человеке, искусство, литература, философия, музыка, художественное творчество, религия.

Процесс удовлетворения духовных потребностей называется духовным потреблением, приобщением к духовной культуре.

Важнейшая духовная потребность человека - в познании. Об этом говорили философы разных эпох. Аристотель писал: "Все люди от природы стремятся к знанию". А французский мыслитель XVI в. М. Монтень утверждал: "нет стремления более естественного, чем стремление к знанию".

mirznanii.com