Знаки препинания при прямой речи. Примеры тире после прямой речи перед словами автора


Знаки препинания при прямой речи

Знаки препинания при прямой речи

Постановка знаков препинания в предложениях с прямой речью зависит от соотношения прямой речи и слов автора.

Пунктуация в предложениях с прямой речью показана в схемах. Буквы П, п в них обозначают прямую речь, первое слово которой пишется с прописной (П) или строчной (п) буквы; буквы А, а — слова автора, которые также начинаются или с прописной (А), или со строчной (а) буквы.

Прямая речь после слов автора

Если слова автора предшествуют прямой речи, после них ставится двоеточие, прямая речь заключается в кавычки. Первое слово прямой речи пишется с прописной (большой) буквы, в конце прямой речи употребляется соответствующий знак конца предложения. При этом вопросительный и восклицательный знаки, а также многоточие ставятся перед кавычками, точка — после них.

А: «П!» Над самым ухом прозвучал басистый голос: «Эй, посторонись!» (Ю. Яковлев)
А: «П?» Он приветливо спросил: «Вы давно изволили приехать в Ялту?» (А. Чехов)
А: «П...» Завтра мне скажут, смеясь, зеркала: «Взор твой не ясен, неярок...» (А. Ахматова)
А: «П». Кирила Петрович нахмурился и сказал, качая головою: «Тут замешалась Марья Кириловна». (А. Пушкин)
Прямая речь перед словами автора

Если прямая речь находится перед словами автора, то она заключается в кавычки, пишется с прописной буквы, после неё ставится запятая (после кавычек) либо восклицательный, вопросительный знак или многоточие (перед кавычками) и тире. Слова автора пишутся со строчной (маленькой) буквы.

«П!» — а. « Да это бунт!» — закричал исправник (А. Пушкин).
«П?» — а. «Что у вас стряслось?» — не выдержал Андрей (Д. Гранин).
«П..» — а. «Я хотел бы купить крестьян...» — сказал Чичиков, запнулся и не кончил речи (Н. Гоголь)
«П», — а. «Я влюблена», — шептала снова старушке с горестью она (А. Пушкин).
Слова автора внутри прямой речи

Если слова автора разрывают прямую речь, то возможны три варианта постановки знаков препинания:

1. Если прямая речь представляет собой одно предложение, то после первой её части ставятся запятая и тире, слова автора пишутся со строчной буквы, после них ставятся запятая и тире, вторая часть прямой речи пишется со строчной буквы; кавычки ставятся только в начале и в конце прямой речи и не ставятся между прямой речью и словами автора.

«П, — а, — п». «Вот княгиня Литовская, — сказал Грушницкий, — и с нею дочь её Мери, как она её называет на английский манер». (М. Лермонтов)
«П, — а, — п!» «Батюшка ты наш, — сказала она [Егоровна] пискливым голосом, — погубишь ты свою головушку!» (А. Пушкин)
«П, — а, — п?» «А скажите, товарищ, — спрашивала она робко, — не числится ли за сотрудниками авансовой задолженности?» (И. Ильф и Е. Петров)
«П, — а, п...» «Где уж ему читать, — заговорил Ликоспастов, — у него времени нету современную литературу читать... Ну, шучу, шучу...» (М. Булгаков)

2. Если прямая речь состоит из нескольких предложений и слова автора стоят между ними, то после первой части прямой речи ставятся запятая и тире (если в конце предложения прямой речи должна стоять точка), восклицательный, вопросительный знак или многоточие и тире; слова автора пишутся со строчной буквы, после них ставятся точка и тире; вторая часть прямой речи начинается с прописной буквы. Кавычки ставятся только в начале и в конце прямой речи. Знаки препинания в конце второй части прямой речи регулируются правилами, уже описанными выше.

«П, — а. — П». «П, — а. — П?» 1) «Столько времени протекло со дня нашей разлуки, — думал я. — Она, вероятно, забыла всё, что было тогда между нами». (А. Пушкин)

2) «Как вы меня испугали, — сказала она, тяжело дыша, всё ещё бледная, ошеломлённая. — О, как вы меня напугали! Я едва жива. Зачем вы приехали? Зачем?» (А. Чехов)

«П! — а. — П». «П! — а. — П!» 1) «Стой, братцы, стой! — кричит мартышка. — Погодите! Как музыке идти? Ведь вы не так сидите». (И. Крылов) 2) «Не понимаю, чему вы радуетесь! — с удивле­нием сказал Лжедмитриев. — Человек погибает, а вы радуетесь!» (И. Ильф и Е. Петров)
«П? — а. — П». «П? — а. — П?» 1) «Куда вы? — сказал Иван Игнатьич, догоняя меня. — Иван Кузьмич на валу и послал меня за вами. Пугач пришёл». (А. Пушкин) 2) «Вы с ним дрались? — сросил я. — Обстоятельства, верно, вас разлучили?» (А. Пушкин)
«П... — а. — П». <.П... — а. — П?» 1) «Обожди... — сказал Морозко угрюмо. — Давай письмо». (А. Фадеев) 2) «Погоди... — высвобождая свои льняные волосы из корявых, дрожащих пальцев деда, немного оживляясь, крикнул Лёнька. — Как ты говоришь? Пыль?» (М. Горький)

3. В авторских словах, разрывающих прямую речь, могут быть два глагола со значением речи или мысли; первый из них относится к прямой речи, стоящей перед словами автора, второй — к прямой речи после слов автора. В таких случаях перед второй частью прямой речи ставится двоеточие и тире.

«П, — а : — П».

1) «Нет, ничего, прекрасно, — отвечал Павел Петрович и погодя немного прибавил: — Брата не обманешь, надо будет сказать ему, что мы повздорили из-за политики». (И. Тургенев)

Прямая речь внутри слов автора

Если прямая речь находится внутри слов автора, то перед ней после слов автора ставится двоеточие, прямая речь заключается в кавычки, а после неё ставится тире или запятая (в зависимости от контекста), слова автора пишутся с маленькой буквы.

Тире после прямой речи ставится, если:

а) на месте разрыва слов автора прямой речью не должно быть никаких знаков препинания;

б) в конце прямой речи стоит вопросительный, восклицательный знак или многоточие.

Если на месте разрыва в словах автора должна стоять запятая, то она ставится после прямой речи.

А: «П» — а. Одна пушкинская строка: «Тяжелёшенько вздохнула» — говорит больше, чем могли бы сказать целые страницы прозы или стихов (С. Маршак).
А: «П!» — а. Я воротился, шагнул к ней и непременно б произнёс: «Сударыня!» — если бы только не знал, что это восклицание уже тысячу раз произносилось во всех русских великосветских романах (Ф. Достоевский) (тире после воскли­цательного знака, которым заканчивается прямая речь).
А: «П?» — а. Я только тогда выпрямился и подумал: «Зачем это отец ходит по саду?» — когда опять всё утихло вокруг (И. Тургенев) (тире после вопросительного знака, которым заканчивается прямая речь).
А: «П...» — а. Однако постепенно он успокоился, обмахнулся платком и, произнеся довольно бодро: «Ну-с, итак...» — повёл речь, прерванную питьём абрикосовой (М. Булгаков) (тире после мно­готочия, которым заканчивается прямая речь).
А: «П», а. 1) Я только посмотрел на неё, а она отвернулась и, сказавши: «Ступайте за мной, мой паж», пошла к флигелю (И. Тургенев) (запятая закрывает деепричастный оборот). 2) Отец Василий поднял брови и курил, пуская дым из носа, потом сказал: «Да, так вот как», вздох­нул, помолчал и ушёл (А. Толстой) (запятая разделяет однородные сказуемые, связанные бессоюзно).

Примечание. Прямая речь заключается в кавычки, если она записывается в строку.

Если же её запись идёт с новой строки и тем самым она выделяется в абзац, то перед ней ставится тире (без кавычек). Такое оформление принято в печатных текстах. Например:

1) — Боже мой, Надя приехала! — сказал он и весело рассмеялся. — Родная моя, голубушка! (А. Чехов)

2) Волосы шевельнулись у меня на макушке, как будто кто-то дунул сзади, и как-то само собой у меня вырвалось, невольно:

— Сколько же лет Аристарху Платоновичу?! (М. Булгаков)

lingvotech.com

Способы передачи чужой речи

ПРЕДЛОЖЕНИЯ С ЧУЖОЙ РЕЧЬЮ

 Чужая речь — это высказывания других лиц, включённые в авторское повествование. Слова, вводящие чужую речь, называются словами автора или авторскими словами.

 

Способы передачи чужой речи

 Для передачи чужой речи существуют следующие способы:

1) предложения с прямой речью для передачи её без изменений.

Например: Миша попросил: «Витя, дай, пожалуйста, мне эту книгу».

2) сложноподчинённые предложения с косвенной речью для передачи чужой речи с изменениями.

Например:  Миша попросил, чтобы Витя дал ему книгу.

3) простые предложения с дополнением, называющим тему чужой речи.

Например:  И долго, долго дедушка о горькой доле пахаря с тоскою говорил. (Н. Некрасов.)

4) предложения с вводными словами и вводными предложениями для передачи источника сообщения.

Например: Как говорят поэты, началась осень жизни. (К. Паустовский.)

Разные способы передачи чужой речи являются синтаксическими синонимами и могут заменять друг друга.

 

Предложения с прямой речью

Прямая речь — это дословно воспроизведенное высказывание какого-либо лица или группы лиц, включенное в авторский текст.

В прямой речи сохраняются особенности чужой речи, поэтому в ней могут быть глаголы в форме 1-го и 2-го лица изъявительного и повелительного наклонения, местоимения 1-го и 2-го лица, обращения, неполные предложения, междометия и частицы.

Прямая речь может включать не одно, а несколько предложений.

Грамматическая связь авторского высказывания и прямой речи выражается при этом интонацией. Кроме того, эта связь осуществляется с помощью глаголов, вводящих прямую речь: говорил, заметил, закричал и др. Это глаголы с лексическим значением говорения и мысли. Вот некоторые из них: говорить, сказать, промолвить, повторить, приказать, заметить, просить, шептать, спросить, ответить, воскликнуть, кричать, думать, предполагать, решить, мечтать.

 

Нередко работу слов, вводящих прямую речь, выполняют глаголы, обозначающие способ передачи сообщения или чувства, сопровождающие речь.

Например: телеграфировать, сигналить, обидеться, радоваться, смеяться, получить телеграмму: На берегу мигал костер: «Сюда плывите!» (Мигал сопровождает действие звал).

 

Глаголы, вводящие прямую речь, в составе авторской речи могут находиться перед прямой речью, или после нее, или в середине нее.

Например: Вода в ручьях запела: «Весна идет!» «Скоро тронется лед на реке?» — спросил Вова. «Надо готовить, — решили ребята, — скворечники к прилету скворцов».

 

Иногда глаголы, вводящие прямую речь, могут отсутствовать.

Например: Но Грибоедов легок, он машет беспечно рукой: — Не будем об этом заботиться чрезмерно. Время само о себе позаботится. (Ю. Тынянов.)

 

Прямая речь разнообразна. Ею может быть:

1. Речь людей:

а) высказывания людей — обычный состав прямой речи.

Например: «Ну, ребята, - сказал комендант, - теперь отворяй ворота, бей в барабан. Ребята! Вперед, на вылазку, за мною!  (А. Пушкин.)

Было холодно, я три ночи не спал, измучиляя и начал сердиться. «Веди меня куда-нибудь, разбойник! Хоть к черту, только к месту!» — закричал я. (М. Лермонтов.)

А мама всплеснула руками и говорит: «Не расстраивайся, Денис, из-за мышей. Нету и не надо! Пойдем купим тебе рыбку! Ты какую хочешь, а?» (В. Драгунский.)

Владелец зверя вытер ладонью мокрое лицо и предложил хозяину глухим и грозным голосом: — Купи шкуру, заведующий. (К. Паустовский.)

 

б) дословная передача в составе прямой речи высказывания другого лица.

Например: ...Любочка сама хотела писать тебе, но изорвала уже третий лист бумаги и говорит: «Я знаю, какой папа насмешник: если сделать хоть одну ошибочку, он всем покажет». Катенька все так же мила, Мими все так же добра и скучна. (Л. Толстой.)

 

2. Внутренняя речь, то есть мысли людей.

Например: Бывало, стоишь, стоишь в углу, так что колени и спина заболят, и думаешь: «Забыл про меня Карл Иваныч; ему, должно быть, покойно сидеть на мягком кресле и читать свою гидростатику, — а каково мне?» (Л. Толстой.) Господи, сколько я ожидал себе от этого путешествия! «Пусть не разгляжу ничего подробно, — думал я, — зато я все видел, везде побывал; зато из всего виденного составится что-нибудь целое, какая-нибудь общая панорама...» (Ф. Достоевский.)

 

3. Различные надписи, цитирование чужого текста.

Например: «Милый мой старик, — читала Татьяна Петровна, — вот уже месяц, как я лежу в госпитале. Рана не очень тяжелая — и вообще она заживает. Ради бога, не волнуйся и не кури папиросу за папиросой. Умоляю!» (К. Паустовский.) К. Чуковский пишет: «Образность поэзии Некрасова была ее величайшею силою».

 

4. Высказывания различных существ, предметов, которых фантазия человека наделяет способностью мыслить и говорить: высказывания животных и их внутренняя речь, высказывания мифических существ, растений, предметов неживой природы.

Например: Когда стало совсем темно, Каштанкою овладели отчаяние и ужас. Она прижалась к какому-то подъезду и стала горько плакать. <...> Если бы она была человеком, то, наверное, подумала бы: «Нет, так жить невозможно! Нужно застрелиться!» (А. Чехов.)

Заходил Садко в палату белокаменну:        Сидит в палате царь морской,        Голова у царя как куча сенная.        Говорит царь таковы слова:        — Ай же ты, Садко-купец, богатый гость!        Век ты, Садко, по морю езживал,        Мне, царю, дани не плачивал.

                                    (Былина «Садко».)

 

ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ ПРИ ПРЯМОЙ РЕЧИ

 В тексте прямая речь выделяется с помощью кавычек или тире.

Прямая речь выделяется кавычками, если идет в строку, без абзаца (она может стоять после слов автора, перед ними или внутри их).

Знаки препинания в предложениях с прямой речью представим в таблице:

 Схема предложен я с прямой речью Пример

 I. Прямая речь перед словами автора:

Если прямая речь стоит перед словами автора, после нее ставится запятая (вопросительный или восклицательный знак, многоточие) и тире, а слова автора начинаются со строчной буквы.

 «П», — а.

 «П?» — а.

 «П!» — а.

 «П...» — а.

 

    «Лесть и трусость — самые дурные пороки», — громко промолвила Ася.

    «Не пишешь ли ты стихов?» — вдруг спросил Петр Иванович.

    «Ой, да тут глубоко!» — со смехом сказала она.

     «А ты меня не пугай...» — равнодушно попросила она.

 II. Прямая речь после слов автора:

Если прямая речь стоит после слов автора, то перед ней (после слов автора) ставится двоеточие, первое слово прямой речи пишется с прописной буквы, прямая речь заключается в кавычки (со знаками препинания конца предложения).

 А: «П».

 А: «П?»

 А: «П!»

 А: «П...»

    Тут Мишка говорит: «Не надо спорить. Сейчас я попробую».

      Алёнка говорит: «Спорим, не пойдёт?» 

      Мишка кричит: «Здорово получается!»

   Хозяйка очень часто обращалась к Чичикову со словами: «Вы очень мало взяли…».

 III. Прямая речь разрывается словами автора:

      Если авторские слова стоят внутри прямой речи, то ставятся следующие знаки препинания:

       - если на месте разрыва нет никакого знака или стоит запятая, точка с запятой, двоеточие или тире, то слова автора выделяются с обеих сторон запятой и тире, после которых первое слово пишется со строчной буквы;

         - если на месте разрыва должна быть точка, то перед авторскими словами ставится запятая и тире, после них - точка и тире, а вторая часть прямой речи начинается с прописной буквы;

    - если на месте разрыва прямой речи стоит вопросительный или восклицательный знак, или многоточие, то эти знаки сохраняются перед авторскими словами и после соответствующего знака ставится тире. После слов автора ставится точка и тире, вторая часть прямой речи начинается с прописной буквы.

        При наличии в составе авторских слов двух глаголов речи или мысли, один из которых относится к первой части прямой речи, а другой - ко второй, перед второй частью прямой речи ставится двоеточие и тире и она начинается с прописной буквы. 

  «П, — а, — п».

 «П, — а. — П».

 «П? — а. — П».

 

 «П! — а. — П».

 

 «П... — а. — П». 

 

      «Сегодня, — сказала сестра, — нам нужно уезжать».

    «Нам придется здесь ночевать, — сказал он. — В такую метель через горы не переедешь».

  «Что вы говорите? — воскликнула Марья  Гавриловна.— Как это странно!»

   «Здравствуйте, товарищи! — крикнул он им.— Здорово».

      «Не надо...  — сказал Вершинин. - Не надо, парень».

   «Идем, холодно, — сказал Макаров и угрюмо спросил: — Что молчишь?»

      «Что же мне делать? — подумал он, а вслух сказал: — Ладно, иду с вами».

 IV. Прямая речь внутри слов автора:

 Если прямая речь стоит внутри авторских слов, то перед ней ставится двоеточие, а после нее — запятая или тире (по условиям контекста).

 А: «П», — а.

 А: «П?» — а.

 

А: «П!» — а.

    Он бросил через плечо: «Иди за мной», — и не оглядываясь зашагал по коридору.

    На вопрос мой: «Жив ли старый смотритель?» — никто не мог дать мне вразумительного ответа.

     Ему приказывают: «Стреляй!» — и он стреляет.

 

ДИАЛОГ. ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ ПРИ ДИАЛОГЕ

 

Передача чужой мысли с сохранением её формы и содержания характерна и для диалога

Диалог — это разговор двух или нескольких лиц.

Диалог (от греч. dialogos — «разговор, беседа») — это естественная форма непосредственного общения.

Слова каждого лица, участвующего в разговоре, называются репликами. Слова автора могут сопровождать реплику, или они могут отсутствовать. Каждая реплика диалога обычно начинается с новой строки, перед репликой ставится тире, а кавычки не ставятся.

Диалог состоит из нескольких реплик (из нескольких, но не менее двух). Вот диалог детей, переданный М. Пришвиным:

Этой весной снег в густых ельниках еще держался и в конце апреля, но в болотах всегда бывает много теплее: там в это время снега уже не было вовсе. Узнав об этом от людей, Митраша и Настя стали собираться за клюквой.

Настя, начиная собираться, повесила себе через плечо на полотенце большую корзину.

— Зачем тебе полотенце? — спросил Митраша.

— А как же? — ответила Настя. — Ты разве не помнишь, как мама за грибами ходила?

— За грибами? Много ты понимаешь: грибов бывает много, так что плечо режет.

— А клюквы, может быть, у нас еще больше будет.

Вы видите, как построен диалог: на каждое высказывание, заключенное в реплике одного лица, обязательно есть ответ в реплике другого лица. Реплики связаны друг с другом по содержанию: они как бы цепляются друг за друга. И каждая из реплик построена как предложение прямой речи. Знаки препинания ставятся в них по общепринятым правилам.

 

Диалог оформляется двумя способами:

1. Реплики следуют каждая с нового абзаца, не заключаются в кавычки, перед каждой ставиться тире.

Например:

— Ты придешь?

— Не знаю.

 

2. Реплики следуют в строку.

Например:

«Так ты женат? Не знал я ране! Давно ли?» — «Около двух лет». — «На ком?» — «На Лариной». — «Татьяне?» — «Ты им знаком?» — «Я им сосед» (А. С. Пушкин).

Если между репликами диалога при передаче его на письме нет авторских слов, а сами реплики заключены в кавычки, то между этими репликами ставится тире.

Например: <...> Приказчик не мог опомниться. «Ну что же, — продолжил генерал, — рассказывай: где ты встретился с Дубровским?» — «У двух сосен, батюшка, у двух сосен». — «Что же сказал он тебе?» — «Он спросил у меня, чей ты, куда идешь и зачем?» — «Ну, а после?» — «А после потребовал он письмо и деньги». — «Ну». — «Я и отдал ему письмо и деньги». — «А он?.. Ну - а он?» — «Батюшка, виноват». — «Ну, что же он сделал?..» — «Он возвратил мне деньги и письмо да сказал: ступай себе с Богом, отдай это на почту». (А. Пушкин.)

В тексте по соседству могут оказаться предложения прямой речи в кавычках и предложения – реплики диалога, выделенные тире.

Например:

Настала весна... Вот проснулись пчелки от своего зимнего сна...

Полетели пчелки к вишне: «Милая вишенка! Нет ли у тебя цветочка для голодных пчелок?» — Наведайтесь, милочка, завтра, — отвечает им вишня. — Сегодня еще нет на мне ни одного открытого цветочка. (К. Ушинский.)

В этом тексте два предложения прямой речи. Первое идет сразу после предложения авторской речи, примыкает к нему. Перед вторым предложением прямой речи ставится тире, так как это предложение начинает абзац.

 

ПРЕДЛОЖЕНИЯ С КОСВЕННОЙ РЕЧЬЮ

Предложения с косвенной речью служат для передачи чужой речи от лица говорящего, а не того, кто ее на самом деле произнес. В отличие от предложений с прямой речью они передают только содержание чужой речи, но не могут передать все особенности ее формы и интонации.

Предложения с косвенной речью представляют собой сложноподчиненные предложения, состоящие из двух частей (слов автора и косвенной речи), которые соединяются союзами что, будто, чтобы, или местоимениями и наречиями кто, что, какой, как, где, когда, почему и др., или частицей ли.

Прямая речь может занимать любое положение по отношению к словам автора, косвенная речь всегда следует после авторских слов.

Например: Мне сказали, что это был брат мой... (А. Пушкин.) Она требовала, чтобы я смотрел ей в глаза, и спрашивала, помню ли я пескарей, наши маленькие ссоры, пикники. (А. Чехов.) Говорили о том, как живут наловленные мною птицы. (М. Горький.)

 

Прямую речь можно заменить косвенной.

Косвенная речь с союзами что, будто выражает содержание повествовательных предложений чужой речи.

Например: Охотник сказал, что он видел на озере лебедей. Охотник сказал, будто он видел на озере лебедей. Гидрологи сообщили, что в поисках новых источников пресной воды они исследовали сотни озер в степях.

Сравните: «Я буду ждать тебя где-нибудь тут поблизости»,— сказала Валя. (А. Фадеев.) — Валя сказала, что она будет ждать меня где-нибудь тут поблизости.

 

Косвенная речь с союзом чтобы выражает содержание побудительных предложений чужой речи.

Например: Капитан приказал, чтобы шлюпки спустили на воду. Щука едва дышит и просит Ивана-царевича, чтобы он пожалел ее, бросил в синее море.

Сравните: Иван Фёдорович... попросил: «Назови, Люба, всех членов штаба и охарактеризуй каждого из них». (А. Фадеев.) — Иван Фёдорович попросил, чтобы Люба назвала всех членов штаба и охарактеризовала каждого из них.

Косвенная речь с местоимениями и наречиями что, кто, какой, как, где, куда, когда, почему и др. или частицей ли выражает содержание вопросительных предложений чужой речи.

Например: Я спросил, который час. Мы спросили встречных, куда они едут. Я спросил товарища, решил ли он эту задачу.

Сравните: «Уж не думаешь ли со мной в прятки играть?» — сказал Ваня с досадой. (А. Фадеев.) — Ваня сказал с досадой, не думаю ли я с ним в прятки играть.

Вопрос, переданный в косвенной речи, называется косвенным вопросом. После косвенного вопроса вопросительный знак не ставится.

При замене предложений с прямой речью предложениями с косвенной речью особое внимание нужно обращать на правильное употребление личных и притяжательных местоимений, так как в косвенной речи мы передаем чужие слова от своего имени. Важно также понимать, что не все особенности чужой речи могут быть переданы в косвенной.

Например, в косвенной речи не может быть обращений, междометий, форм повелительного наклонения и многих других форм, характерных для устной речи. Такие слова и формы при переводе прямой речи в косвенную или вообще опускаются, или заменяются другими.

Например: Учитель сказал: «Алеша, сходи за мелом». — Учитель сказал Алеше, чтобы он сходил за мелом.

Слова автора обычно предшествуют косвенной речи и отделяются от нее запятой. 

 

videotutor-rusyaz.ru

Как выделяется прямая речь в предложении, в диалоге?

Если прямая речь в предложении стоит только перед словами автора, то она заключается в кавычки и перед словами автора ставится тире. Обратите внимание, что после прямой речи и перед тире должен стоять один из трех знаков: либо восклицательный, либо вопросительный, либо запятая. Слова автора должны быть записаны с маленькой буквы. Например: «Далече ли до крепости? » – спросил я у своего ямщика (Пушкин) . Если прямая речь стоит в предложении после слов автора, то она заключается в кавычки и начинается с прописной буквы, а после слов автора ставится двоеточие. Например: Старый священник подошел ко мне с вопросом: «Прикажете начинать? » (Пушкин) . Если прямая речи разрывается словами автора, то кавычки ставятся в начале и в конце предложения, а слова автора с двух сторон отделяются от прямой речи знаками тире. Обратите внимание, что после первого отрывка прямой речи стоит запятая, а слова автора пишутся с маленькой буквы и после них ставится точка. Например: «Тише, – говорит она мне, – отец болен, при смерти, и желает с тобою проститься» (Пушкин) . Изредка в художественных текстах можно встретить предложения, в которых прямая речь находится внутри слов автора. В таком случае она заключается в кавычки, перед ней ставится двоеточие, а после – тире. Обратите внимание, что вторая часть слов автора начинается с маленькой буквы. Например: Она вскрикнула: «Ай, не он, не он! » – и упала без памяти (Пушкин) . Количество предложений внутри прямой речи не ограничено. Например: «Слава богу, – сказала девушка, – насилу вы приехали. Чуть было вы барышню не уморили» (По Пушкину) . В этом примере прямая речь состоит из двух предложений, первое из которых разорвано словами автора. Но если бы слова автора оказались между двумя предложениями, из которых состоит прямая речь, то после слов автора нужно было бы поставить точку. Сравните: «Слава богу, насилу вы приехали, – сказала девушка. – Чуть было вы барышню не уморили» . Следующий способ включения чужой речи в авторский текст – это диалог. Чужие предложения, записанные этим способом, полностью сохраняют и форму, и содержание. Прямая или косвенная речь применяется авторами, когда нужно воспроизвести фразу, принадлежащую какому-либо одному персонажу, а диалог (от греч. dialogos – разговор) используется в тех случаях, когда необходимо передать несколько реплик разговаривающих между собой героев. Доктор подошёл к мальчику и сказал: – Нет ли у тебя какой-нибудь вещи, которую держал в руках твой отец? – Вот, – сказал мальчик и вынул из кармана большой красный носовой платок. (Чуковский) В вашем примере - Не те нонеча времена , -обронил дед Макар .

Запятая, тире. - Не те нынче времена, - обронил дед Макар. - Да, не те.. . -отвечал Энквен. Если в конце предложения не точка, то без запятой. - Не те нынче времена! - обронил дед Макар. - Да ты шо? - воскликнул Энквен.

СОН Да, я знаю точно, Что ты со мною был Ты мне приснился ночью И ты меня любил. Ты говорил люблю, так тихо Слова твои, как мёд, Ты обнимал меня, так лихо, Что в сердце таял лёд. Люблю, люблю тебя, я помню, Ты говорил сто раз. Хочу, чтоб сон мой этот, сбылся Хотя бы один раз...

Вчера на фб программу, обучающую языкам. <a rel="nofollow" href="http://www.talk2travel.com/ru/about/video/50" target="_blank">http://www.talk2travel.com/ru/about/video/50</a> Позанималась по ней. Там после прямойречи, перед словами автора предлагают ставить не запятую и тире, а только запятую. "Будем капать картошку. " , сказала мама. И точка внутри, а не снаружи. Не думала, что есть разница в пунктуации с немцами. Такое возможно в принципе, может кто знает ?

МЕсли прямая речь в предложении стоит только перед словами автора, то она заключается в кавычки и перед словами автора ставится тире. Обратите внимание, что после прямой речи и перед тире должен стоять один из трех знаков: либо восклицательный, либо вопросительный, либо запятая. Слова автора должны быть записаны с маленькой буквы. Например: «Далече ли до крепости? » – спросил я у своего ямщика (Пушкин) . Если прямая речь стоит в предложении после слов автора, то она заключается в кавычки и начинается с прописной буквы, а после слов автора ставится двоеточие. Например: Старый священник подошел ко мне с вопросом: «Прикажете начинать? » (Пушкин) . Если прямая речи разрывается словами автора, то кавычки ставятся в начале и в конце предложения, а слова автора с двух сторон отделяются от прямой речи знаками тире. Обратите внимание, что после первого отрывка прямой речи стоит запятая, а слова автора пишутся с маленькой буквы и после них ставится точка. Например: «Тише, – говорит она мне, – отец болен, при смерти, и желает с тобою проститься» (Пушкин) . Изредка в художественных текстах можно встретить предложения, в которых прямая речь находится внутри слов автора. В таком случае она заключается в кавычки, перед ней ставится двоеточие, а после – тире. Обратите внимание, что вторая часть слов автора начинается с маленькой буквы. Например: Она вскрикнула: «Ай, не он, не он! » – и упала без памяти (Пушкин) . Количество предложений внутри прямой речи не ограничено. Например: «Слава богу, – сказала девушка, – насилу вы приехали. Чуть было вы барышню не уморили» (По Пушкину) . В этом примере прямая речь состоит из двух предложений, первое из которых разорвано словами автора. Но если бы слова автора оказались между двумя предложениями, из которых состоит прямая речь, то после слов автора нужно было бы поставить точку. Сравните: «Слава богу, насилу вы приехали, – сказала девушка. – Чуть было вы барышню не уморили» . Следующий способ включения чужой речи в авторский текст – это диалог. Чужие предложения, записанные этим способом, полностью сохраняют и форму, и содержание. Прямая или косвенная речь применяется авторами, когда нужно воспроизвести фразу, принадлежащую какому-либо одному персонажу, а диалог (от греч. dialogos – разговор) используется в тех случаях, когда необходимо передать несколько реплик разговаривающих между собой героев. Доктор подошёл к мальчику и сказал: – Нет ли у тебя какой-нибудь вещи, которую держал в руках твой отец? – Вот, – сказал мальчик и вынул из кармана большой красный носовой платок. (Чуковский) В вашем примере - Не те нонеча времена , -обронил дед Макар .

в диалогах повторяющиеся слова в вопросе отмечаются " " ?

СОН Да, я знаю точно, Что ты со мною был Ты мне приснился ночью И ты меня любил. Ты говорил люблю, так тихо Слова твои, как мёд, Ты обнимал меня, так лихо, Что в сердце таял лёд. Люблю, люблю тебя, я помню, Ты говорил сто раз. Хочу, чтоб сон мой этот, сбылся Хотя бы один раз..

touch.otvet.mail.ru

Знаки при прямой речи - «Грамота.ру» – справочно-информационный Интернет-портал «Русский язык»

Пунктуация

Знаки при прямой речи

§ 195. Для выделения прямой речи употребляются тире или кавычки, а именно:

1. Если прямая речь начинается с абзаца, то перед началом ее ставится тире, например:

    Маленькая девочка бежала и кричала: – Не видали маму?

    М. Горький

2. Если прямая речь идет в строку, без абзаца, то перед началом и в конце ее ставятся кавычки, например:

    Маленькая девочка бежала и кричала: «Не видали маму?»

Примечание. Цитаты, вставленные в середину предложения, также выделяются кавычками, но перед ними не ставится двоеточие, например:

    Справедливо сказал Гоголь, что «в Пушкине, как будто в лексиконе, заключилось все богатство, гибкость и сила нашего языка».

    Белинский

§ 196. Предложение, стоящее при прямой речи и указывающее, кому она принадлежит («слова автора»), может:

а) предшествовать прямой речи; в этом случае после него ставится двоеточие, а после прямой речи – знак препинания в соответствии с характером прямой речи, например:

    Он отвернулся и, отходя, пробормотал: «А все-таки это совершенно против правил».

    Лермонтов

    Наконец я ей сказал: «Хочешь, пойдем прогуляться на вал?»

    Лермонтов

    Она взглянула и вскрикнула: «Это Казбич!»

    Лермонтов

б) следовать за прямой речью; в этом случае после прямой речи ставится знак вопросительный, или восклицательный, или многоточие, или запятая (последняя вместо точки), а за этим знаком – тире, например:

    «А что Казбич?» – спросил я нетерпеливо у штабс-капитана.

    Лермонтов

    или:

     

    – А что Казбич? – спросил я нетерпеливо у штабс-капитана.

     

    «Как это скучно!» – воскликнул я невольно.

    Лермонтов

    или:

     

    – Как это скучно! – воскликнул я невольно.

     

    «Умерла...» – эхом откликнулась Аксинья.

    Шолохов

    или:

     

    – Умерла... – эхом откликнулась Аксинья.

     

    «Вон окружной атаман», – шепнул Пантелей Прокофьевич, толкая сзади Григория.

    Шолохов

    или:

    – Вон окружной атаман, – шепнул Пантелей Прокофьевич, толкая сзади Григория.

в) разрывать прямую речь на две части; в этом случае ставятся:

перед словами автора знак вопросительный, или знак восклицательный, или многоточие в соответствии с характером первой части прямой речи, или запятая (если ни один из указанных знаков не требуется), а после них – тире;

после слов автора – точка, если первая часть прямой речи представляет собой законченное предложение, и запятая – если незаконченное, далее ставится тире; если при этом прямая речь выделяется кавычками, то они ставятся только перед началом прямой речи и в самом конце ее, например:

    – Не хотите ли подбавить рому? – сказал я моему собеседнику. – У меня есть белый из Тифлиса; теперь холодно.

    Лермонтов

    – Ну, полно, полно! – сказал Печорин, обняв его дружески. – Неужели я не тот же?

    Лермонтов

    – Выслушайте меня... – сказала Надя, – когда-нибудь до конца.

    Чехов

    – Меня зовут Фомой, – отвечал он, – а по прозвищу Бирюк.

    Тургенев

    – Дождь пойдет, – возразил Калиныч, – утки вон плещутся, да и трава больно сильно пахнет.

    Тургенев

Примечание 1. Если в слова автора заключаются два глагола со значением высказывания, из которых один относится к первой части прямой речи, а другой ко второй, то после слов автора ставится двоеточие и тире, например:

    – Идем, холодно, – сказал Макаров и угрюмо спросил: – Что молчишь?

    М. Горький

Примечание 2. Правила, изложенные в данном параграфе, относятся также к предложениям, содержащим цитаты с указаниями, кому они принадлежат.

Примечание 3. Внутренний монолог («мысленная речь»), имеющий форму прямой речи, также заключается в кавычки.

§ 197. Если несколько реплик следует в строку без указания, кому они принадлежат, то каждая из них выделяется кавычками и, кроме того, отделяется от соседней посредством тире, например:

    «Скажи-ка мне, красавица, – спросил я, – что ты делала сегодня на кровле?» – «А смотрела, откуда ветер дует». – «Зачем тебе?» – «Откуда ветер, оттуда и счастье». – «Что же, разве ты песнею зазывала счастье?» – «Где поется, там и счастливится».

    Лермонтов

www.gramota.tv

Пожалуйста подскажите *правила прямой речи*

«П» — ПРЯМАЯ РЕЧЬ. Прямая речь после слов автора: А: «П! » А: «П? » А: «П… » А: «П» . Прямая речь перед словами автора: «П! » — а. «П? » — а. «П… » — а. «П» , — а. Прямая речь внутри слов автора: А: «П! » — а. А: «П? » — а. А: «П… » — а. А: «П» , — а. СЛОВА АВТОРА ПОСЛЕ ПРЯМОЙ РЕЧИ Вместо точки применяется запятая и тире, находящиеся за кавычками. «Вернусь поздно» , — сказал Сидоров. Восклицательный и вопросительный знак остаются в кавычках. Тире находится за кавычками. «Ну, погоди! » — закричал волк. СЛОВА АВТОРА ДО ПРЯМОЙ РЕЧИ Точка находится за кавычками. Сидоров сказал: «Вернусь поздно» . Восклицательный и вопросительный знак остаются в кавычках. Волк закричал: «Ну, погоди! » В обоих случаях для разделения слов автора и прямой речи применяется двоеточие. СЛОВА АВТОРА РАЗРЫВАЮТ ПРЯМУЮ РЕЧЬ В кавычки берется вся прямая речь. Между словами автора и второй частью ставятся точка и тире. В остальном правила те же. «Буду поздно, — сказал Сидоров. — Ложись спокойно спать» . «Ну, заяц! — закричал волк. — Ну, погоди! » ДИАЛОГ Кавычек нет (даже если в одной из реплик есть слова автора) . Каждая реплика начинается с новой строки, перед репликами ставится тире. — Кто там? — Это я, почтальон Печкин, — последовал ответ. — Принёс заметку про вашего мальчика. Если в одном предложении есть две прямых речи, каждая со своим глаголом, то перед второй прямой речью, в дополнение к остальным знакам препинания, ставится тире. — Идём, холодно, — сказал Макаров и угрюмо спросил: — Что молчишь? (Горький) . (сравните: «Идём, холодно, — сказал Макаров и угрюмо спросил: — Что молчишь?» ) ДИАЛОГ, ВЫТЯНУТЫЙ В СТРОКУ Короткие (2—3 реплики) диалоги разрешается писать в одной строке. Такие диалоги пишутся по обычным правилам прямой речи, но реплики отделяются друг от друга тире. «Кто там? » — спросил дядя Фёдор. — «Это я, почтальон Печкин» . Не являются прямой речью: Цитата всегда берётся в кавычки, но не всегда является прямой речью. Это может запутать несведущего. Цитата может быть косвенной речью или другой органичной частью предложения. Такая цитата разбирается по составу наравне со словами автора, выделяется исключительно кавычками и пишется со строчной буквы. Справедливо сказал Гоголь, что «в Пушкине, как будто в лексиконе, заключилось все богатство, гибкость и сила нашего языка» (Белинский) . Судьям хорошо известно, «кто есть кто» , и обмануть их не удастся. Иногда вся цитата целиком является членом предложения . Такая цитата также не является прямой речью. Она выделяется кавычками и заглавной буквой. «Любовная лодка разбилась о быт» — этой поэтической строчке уже 80 лет. (сравните: Поэтической строчке «Любовная лодка разбилась о быт» уже 80 лет. ) (материал взят с wikipedia.ru)

мне само это нужно

touch.otvet.mail.ru

Скажите как правильно оформляется прямая речь в тексте?

Смотрите на примеры: 1) Прямая речь после авторских слов: Хозяйка очень часто обращалась к Чичикову со словами: «Вы очень мало взяли» - --- --- -- 2) Прямая речь впереди авторских слов: «Дедушку знаешь, мамаша? » – матери сын говорит - --- --- --- 3) Авторские слова внутри прямой речи: «Я могу читать, – первый опять заговорил Петрусъ, – и скоро выучусь писать пером» «Их распустили до приговора, – сказал дворник. – Объявят завтра, в девять вечера» - --- -- 4) Прямая речь внутри авторских слов: - Отец Василий поднял брови и курил, пуская дым из носа, потом сказал: «Да, так вот как» , вздохнул, помолчал и ушел (запятая разделяет однородные сказуемые сказал и вздохнул, между которыми находится прямая речь) - На вопрос мой: «Жив ли старый смотритель? » – никто не мог дать мне удовлетворительного ответа (тире поставлено в связи с тем, что предшествующая прямая речь заканчивается вопросительным знаком) - запятая и тире ставятся между двумя репликами разных лиц, находящимися внутри авторских слов: Когда приказчик говорил: «Хорошо бы, барин, то и то сделать» , – «Да, недурно» , – отвечал он обыкновенно.. .

Слова автора: "Прямая речь". "Прямая речь, "- слова автора

‒ Ну, кто сказал, что если в 50 любви нет, то уже и не будет? Убить бы того гада. Нет, это определённо высказался мужик, который сам уже ничего не хочет. И думает, что женщины его возраста такие же сдохшие. Вот мне 50, а почему-то любви хочется всё больше и больше. А её как раз и нет. Может, просто, нужно оказаться в определённом месте и в определённых обстоятельствах, - размышляла она, рано утром сидя у окна и потягивая кофе. Кофейный запах витал по кухне, создавая ощущение теплоты и уюта.

"...."- автор Автор: "...."

спасибо помогли

Очень помогли

Спасибо огромное. Вы мне очень помогли

Вот на этом поле», — сказал Ноздрев, — «Русаков такая гибель, что земли не видно».

touch.otvet.mail.ru

как на письме оформляются предложения с прямой речью, которая стоит до и после слов автора

1, Учитель сказал: " Коля, иди, пожалуйста, к доске". Я спросил друга: " Ты пойдёшь сегодня на каток? " В классе закричали: "Ура! Мы всем классом идём в лес! " "Коля, иди, пожалуйста, к доске, "--сказал учитель. "Ты пойдёшь сегодня в кино? "--спросил я друга. " Ура! Мы всем классом идём в лес! "--закричали в классе.

"Привет! - Сказал он. - Как дела? "

Вася сказал: "Пошли гулять! " "Пошли! "- ответил Петя.

кавычки, прямая речь, знак препинания, слова автора, знак препинания, прямая речь, кавычки

ПРАВИЛА ОФОРМЛЕНИЯ ПРЯМОЙ РЕЧИ В РУССКОМ ЯЗЫКЕ Схемы «А» — АВТОРСКАЯ РЕЧЬ. «П» — ПРЯМАЯ РЕЧЬ. Прямая речь после слов автора: А: «П! » А: «П? » А: «П… » А: «П» . Прямая речь перед словами автора: «П! » — а. «П? » — а. «П… » — а. «П» , — а. Прямая речь внутри слов автора: А: «П! » — а. А: «П? » — а. А: «П… » — а. А: «П» , — а. СЛОВА АВТОРА ПОСЛЕ ПРЯМОЙ РЕЧИ Вместо точки применяется запятая и тире, находящиеся за кавычками. «Вернусь поздно» , — сказал Сидоров. Восклицательный и вопросительный знак остаются в кавычках. Тире находится за кавычками. «Ну, погоди! » — закричал волк. СЛОВА АВТОРА ДО ПРЯМОЙ РЕЧИ Точка находится за кавычками. Сидоров сказал: «Вернусь поздно» . Восклицательный и вопросительный знак остаются в кавычках. Волк закричал: «Ну, погоди! » В обоих случаях для разделения слов автора и прямой речи применяется двоеточие. СЛОВА АВТОРА РАЗРЫВАЮТ ПРЯМУЮ РЕЧЬ В кавычки берется вся прямая речь. Между словами автора и второй частью ставятся точка и тире. В остальном правила те же. «Буду поздно, — сказал Сидоров. — Ложись спокойно спать» . «Ну, заяц! — закричал волк. — Ну, погоди!»

"Садись Потапов, Два," -- строго сказал учитель

ПРАВИЛА ОФОРМЛЕНИЯ ПРЯМОЙ РЕЧИ В РУССКОМ ЯЗЫКЕ Схемы «А» — АВТОРСКАЯ РЕЧЬ. «П» — ПРЯМАЯ РЕЧЬ. Прямая речь после слов автора: А: «П! » А: «П? » А: «П… » А: «П» . Прямая речь перед словами автора: «П! » — а. «П? » — а. «П… » — а. «П» , — а. Прямая речь внутри слов автора: А: «П! » — а. А: «П? » — а. А: «П… » — а. А: «П» , — а. СЛОВА АВТОРА ПОСЛЕ ПРЯМОЙ РЕЧИ Вместо точки применяется запятая и тире, находящиеся за кавычками. «Вернусь поздно» , — сказал Сидоров. Восклицательный и вопросительный знак остаются в кавычках. Тире находится за кавычками. «Ну, погоди! » — закричал волк. СЛОВА АВТОРА ДО ПРЯМОЙ РЕЧИ Точка находится за кавычками. Сидоров сказал: «Вернусь поздно» . Восклицательный и вопросительный знак остаются в кавычках. Волк закричал: «Ну, погоди! » В обоих случаях для разделения слов автора и прямой речи применяется двоеточие. СЛОВА АВТОРА РАЗРЫВАЮТ ПРЯМУЮ РЕЧЬ В кавычки берется вся прямая речь. Между словами автора и второй частью ставятся точка и тире. В остальном правила те же. «Буду поздно, — сказал Сидоров. — Ложись спокойно спать» . «Ну, заяц! — закричал волк. — Ну, погоди!»

"Как дела"-Сказала Катя

touch.otvet.mail.ru