Конспект и правила его составления Конспект. Правила составления конспекта


Конспект и правила его составления Конспект (2)

Памятка

Конспект и правила его составления

Конспект – это краткая письменная запись содержания статьи, книги, лекции, предназначенные для последующего восстановления информации с различной степенью полноты.

Конспект – это систематическая, логически связная запись, объединяющая план, выписки, тезисы или, по крайней мере, два из этих типов записи.

Исходя из определения, выписки с отдельными пунктами плана, если в целом они не отражают логики произведения, если между отдельными частями записи нет смысловой связи, - это не конспект.

В конспект включаются не только основные положения, но и доводы, их обосновывающие, конкретные факты и примеры, но без их подробного описания.

Конспектирование может осуществляться тремя способами:

- цитирование (полное или частичное) основных положений текста;

- передача основных мыслей текста «своими словами»;

- смешанный вариант.

Все варианты предполагают использование сокращений.

При написании конспекта рекомендуется следующая последовательность:

  1. проанализировать содержание каждого фрагмента текста, выделяя относительно самостоятельные по смыслу;

  2. выделить из каждой части основную информацию, убрав избыточную;

  3. записать всю важную для последующего восстановления информацию своими словами или цитируя, используя сокращения.

Разделяют четыре вида конспектов:

- текстуальный

- плановый

- свободный

- тематический.

Текстуальный (самый простой) состоит из отдельных авторских цитат. Необходимо только умение выделять фразы, несущие основную смысловую нагрузку.

Это прекрасный источник дословных высказываний автора и приводимых им фактов. Текстуальный конспект используется длительное время. Недостаток: не активизирует резко внимание и память.

Плановый – это конспект отдельных фрагментов материала, соответствующих названиям пунктов предварительно разработанного плана. Он учит последовательно и четко излагать свои мысли, работать над книгой, обобщая содержание ее в формулировках плана. Такой конспект краток, прост и ясен по своей форме. Это делает его незаменимым пособием при быстрой подготовке доклада, выступления.

Недостаток: по прошествии времени с момента написания трудно восстановить в памяти содержание источника.

Свободный конспект – индивидуальное изложение текста, т.е. отражает авторские мысли через ваше собственное видение. Требуется детальная проработка текста.

Свободный конспект представляет собой сочетание выписок, цитат, иногда тезисов, часть его текста может быть снабжена планом. Это наиболее полноценный вид конспекта.

Тематический конспект – изложение информации по одной теме из нескольких источников.

Составление тематического конспекта учит работать над темой, всесторонне обдумывая ее, анализируя различные точки зрения на один и тот же вопрос. Таким образом, этот конспект облегчает работу над темой при условии использования нескольких источников. 

Как составлять конспект:

  1. Определите цель составления конспекта.

  2. Записать название конспектируемого произведения (или его части) и его выходные данные, т.е. сделать библиографическое описание документа.

  3. Осмыслить основное содержание текста, дважды прочитав его.

  4. Читая изучаемый материал в первый раз, подразделяйте его на основные смысловые части, выделяйте главные мысли, выводы.

  5. Для составления конспекта составьте план текста – основу конспекта, сформулируйте его пункты и определите, что именно следует включить в конспект для раскрытия каждого из них.

  6. Наиболее существенные положения изучаемого материала (тезисы) последовательно и кратко изложите своими словами или приводите в виде цитат, включая конкретные факты и примеры.

  7. Составляя конспект, можно отдельные слова и целые предложения писать сокращенно, выписывать только ключевые слова, применять условные обозначения.

  8. Чтобы форма конспекта как можно более наглядно отражала его содержание, располагайте абзацы "ступеньками" подобно пунктам и подпунктам плана, применяйте разнообразные способы подчеркивания, используйте карандаши и ручки разного цвета.

  9. Используйте реферативный способ изложения (например: "Автор считает...", "раскрывает...").

  10. Собственные комментарии, вопросы, раздумья располагайте на полях.

Оформление конспекта:

  1. Конспектируя, оставить место (широкие поля) для дополнений, заметок, записи незнакомых терминов и имен, требующих разъяснений.

  2. Применять определенную систему подчеркивания, сокращений, условных обозначений.

  3. Соблюдать правила цитирования - цитату заключать в кавычки, давать ссылку на источник с указанием страницы.

  4. Научитесь пользоваться цветом для выделения тех или иных информативных узлов в тексте. У каждого цвета должно быть строго однозначное, заранее предусмотренное назначение. Например, если вы пользуетесь синими чернилами для записи конспекта, то: красным цветом - подчеркивайте названия тем, пишите наиболее важные формулы; черным - подчеркивайте заголовки подтем, параграфов, и т.д.; зеленым - делайте выписки цитат, нумеруйте формулы и т.д. Для выделения большой части текста используется отчеркивание.

Основные ошибки при составлении конспекта:

  1. Слово в слово повторяет тезисы, отсутствует связность при пересказе.

  2. Конспект не связан с планом.

  3. Многословие (много вводных слов) или чрезмерная краткость, незаконченность основных смысловых положений текста.

  4. При передаче содержания текста потеряна авторская особенность текста, его структура.

  • Цитата должна совпадать с текстом произведения.

  • Знаки препинания в цитате должны быть воспроизведены точно. Если под рукой нет текста произведения (экзамен в вуз), то следует расставить знаки в соответствии с правилами пунктуации.

  • Если вы цитируете не все слова отрывка, то на месте пропуска слов ставится многоточие. В этом случае необходимо проверить, не искажен ли смысл цитаты.

  • Варианты включения цитаты в текст сочинения могут быть различны:- "Я знаю в жизни только два действительные несчастья: угрызение совести и болезнь", - говорит князь Андрей Пьеру.- Князь Андрей говорит Пьеру, что знает в жизни "только два действительные несчастья: угрызение совести и болезнь".В этом случае прямая речь должна быть преобразована в косвенную, а цитируемый текст пишется со строчной буквы.

  • Пунктуация в прозаических цитатах совпадает с пунктуацией при прямой речи.

  • После двоеточия перед цитатой, пишущейся не с начала, ставится многоточие, например: Сам Раскольников говорит Лужину по поводу его рассуждений: "…доведите до последствия, что вы давеча проповедовали, и выйдет, что людей можно резать…"

  • Нельзя пересказывать поэтический текст своими словами (Пушкин пишет, что он любит Петра творенье).

Стихотворный текст можно цитировать двумя способами:

 A.  Соблюдая графический облик строфы, например: "Чудная картина…" А. Фета - зимний пейзаж. Это стихотворение передает ощущения поэта, вызванные созерцанием прекрасной природы:

Чудная картина, Как ты мне родна: Белая равнина, Полная луна

      В этом случае текст приводится без кавычек.

           Б.  Одну-две строки можно цитировать "в строчку", например:"Чудная картина" А. Фета - зимний пейзаж. Это стихотворение передает ощущения поэта, вызванные созерцанием прекрасной природы: "Чудная картина, // Как ты мне родна…"

      В этом случае необходимы кавычки.

Если речь в работе идет об одном авторе или одном поэтическом произведении, после цитаты имя автора и название стихотворения не указывается. Нет необходимости указывать имя поэта и в случае, когда оно предваряет цитату или называется после нее, например: А. Фет пишет:

Чудная картина, Как ты мне родна: Белая равнина,Полная луна…

Если цитируются произведения разных поэтов, в скобках после цитаты следует поставить имя автора, например:В обоих стихотворениях нарисован зимний пейзаж:

Чудная картина, Как ты мне родна:Белая равнина,Полная луна…(А. Фет)

Мчатся тучи, вьются тучи;

Невидимкою луна Освещает снег летучий; Мутно небо, ночь мутна… (Пушкин А.С.)

Те же правила оформления действуют, если речь идет о различных стихотворениях одного автора. Названия стихов приводятся под цитатой в скобках и в кавычках, например:

Под голубыми небесами Великолепными коврами,Блестя на солнце, снег лежит…

("Зимнее утро")

Мчатся тучи, вьются тучи; Невидимкою луна Освещает снег летучий; Мутно небо, ночь мутна…

("Бесы")

      Эпиграф оформляется на правой стороне листа без кавычек. Фамилия и инициалы автора в скобки не заключаются, точка после них не ставится.

gigabaza.ru

Правила оформления конспекта с примером

Конспект

Выполняется самостоятельно от руки (если иное не обговаривалось преподавателем отдельно), в тетради или на листах.

Конспект – работа с заданным текстом.

Конспект (лат. conspectus - «обзор, изложение») - форма записи прочитанного, объединяющая такие виды записей как пометки, выписки, цитаты, план, тезисы. Конспекты бывают текстуальными, свободными и смешанными.

В нашем конспекте:

- запись идет в соответствии с расположением материала в книге и в основном словами конспектируемого текста.

- если цитировать слишком долго (текст большой), то мысли автора излагаются цитатами и собственными словами.

- цитаты можно и нужно сопровождать своими комментариями, выводами и примерами.

Письменное выполнение:

в тетради или на отдельных листах.

Что должно быть в конспекте:

1 Название конспектируемого произведения.

2.Источник с точной библиографической ссылкой.

3.Номер вопроса конспекта и его название.

Вопросы представляют собой разделы, темы того или иного отрывка. Если вопросы к конспектируемому тексту не заданы, то их нужно сформулировать самостоятельно (как заголовки).

4. К каждому вопросу цитаты, выписки, комментарии.

+ Возле отрывков указываются страницы, если текст конспектируется с книги. Если в тексте есть внутреннее деление, то указываются номера отрывков (глав, стихов, аятов и т.п.)

+ Цитаты и собственные комментарии должны быть четко разграничены.

+ Все непонятные или малопонятные термины и понятия выписывают отдельно. В словарях нужно найти им определения.

Устный ответ:

На учебном занятии с преподавателем проводится семинар-коллоквиум (лат. colloquium - разговор, беседа) и (или) контрольная работа). Задаются вопросы по конспекту, на которые необходимо привести конкретную цитату-ответ и дать пояснение (комментарий).

Также конспект всегда проверяется в письменном виде.

***********************************************************************************

Пример: ☺

Конспект русской народной сказки «Колобок»

Колобок// Афанасьев А. Н. Народные русские сказки. М.: Альфа-Книга, 2008. – 1087 с. С. 578 – 580.

Вопрос 1. Появление главного героя.

Цитата: «Жили-были дед да бабка.

Сидел как-то дед на печи, есть захотел, и говорит бабке:

- Испеки-ка, бабка, колобок!»

далее бабка сетует мужу, что муки уже давно нет, но он уговаривает ее поискать. Тогда она «по сусекам поскребла, по амбару помела, да наскребла таки муки на колобок! Замесила тесто, истопила печку, испекла колобок. Получился колобок и пышен, и ароматен. Положила бабка колобок на окошко остывать.»

Комментарий: Причиной появления главного героя было желание старика поесть. Колобок (то есть шарообразное изделие из теста) был создан его женой изначально для того, чтобы быть съеденным. Шарообразные или кругообразные изделия из теста у разных народов символизируют солнце.

Двое стариков жили, видимо, натуральным хозяйством, семья испытывала острую нужду в питании. В частности, в хлебе. Можно предположить, что время происходящих событий – весна: когда зимние запасы уже съедены. В качестве косвенных подтверждений: открытое в избе окно и то, что медведь, который повстречается колобку, не находится в спячке.

Словарь: Сусека (сусек) - отгороженное место в амбаре или овощехранилище в виде неподвижного сундука-ящика для хранения припасов. То же, что «закром». Происходит от «сечь», «отсекать».

studfiles.net

Правила конспектирования

Конспект (от лат. conspectus – обзор) является письменным текстом, в котором кратко и последовательно изложено содержание основного источника информации. Конспектировать – значит приводить к некоему порядку сведения, почерпнутые из оригинала. В основе процесса лежит систематизация прочитанного или услышанного. Записи могут делаться как в виде точных выдержек, цитат, так и в форме свободной подачи смысла. Манера написания конспекта, как правило, близка к стилю первоисточника. Если конспект составлен правильно, он должен отражать логику и смысловую связь записываемой информации. Им запросто можно воспользоваться через некоторое количество времени, а так же предоставить для применения кому-то еще, поскольку прочтение грамотно зафиксированных данных никогда не вызовет затруднений. «Умный» конспект помогает воспринимать информацию практически любой сложности, предварительно придавая ей понятный вид. В процессе учебы или при решении какой-то задачи в общем объеме информации мы выделяем самое важное и необходимое, вносим в конспект, таким образом, упрощая овладение материалом. В хорошо сделанных записях можно с легкостью обнаружить специализированную терминологию, понятно растолкованную и четко выделенную для запоминания значений различных слов. Используя законспектированные сведения, легче создавать значимые творческие или научные работы, различные рефераты и статьи.

Виды конспектов

Нужно уметь различать конспекты и правильно использовать ту категорию, которая лучше всего подходит для выполняемой работы.

ПЛАНОВЫЙ. Такой вид изложения на бумаге создается на основе заранее составленного плана материала, состоит из определенного количества пунктов (с заголовками) и подпунктов. В процессе конспектирования каждый заголовок раскрывается – дополняется коротким текстом, в конечном итоге получается стройный план-конспект. Именно такой вариант больше всего подходит для срочной подготовки к публичному выступлению или семинару. Естественно, чем последовательнее будет план (его пункты должны максимально раскрывать содержание), тем связаннее и полноценнее будет ваш доклад. Специалисты рекомендуют наполнять плановый конспект пометками, в которых будут указаны все используемые вами источники, т. к. со временем трудно восстановить их по памяти.

СХЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАНОВЫЙ. Эта разновидность конспекта выглядит так: все пункты плана представлены в виде вопросительных предложений, на которые нужно дать ответ. Изучая материал, вы вносите короткие пометки (2–3 предложения) под каждый пункт вопроса. Такой конспект отражает структуру и внутреннюю взаимосвязь всех сведений и способствует хорошему усвоению информации.

ТЕКСТУАЛЬНЫЙ. Подобная форма изложения насыщеннее других и составляется из отрывков и цитат самого источника. К текстуальному конспекту можно легко присоединить план, либо наполнить его различными тезисами и терминами. Он лучше всего подходит тем, кто изучает науку или литературу, где цитаты авторов всегда важны. Однако такой конспект составить непросто. Нужно уметь правильно отделять наиболее значимые цитаты таким образом, чтобы в итоге они дали представление о материале в целом.

ТЕМАТИЧЕСКИЙ. Такой способ записи информации существенно отличается от других. Суть его – в освещении какого-нибудь определенного вопроса; при этом используется не один источник, а несколько. Содержание каждого материала не отражается, ведь цель не в этом. Тематический конспект помогает лучше других анализировать заданную тему, раскрывать поставленные вопросы и изучать их с разных сторон. Однако будьте готовы к тому, что придется переработать немало литературы для полноты и целостности картины, только в этом случае изложение будет обладать всеми достоинствами.

СВОБОДНЫЙ. Этот вид конспекта предназначен для тех, кто умеет использовать сразу несколько способов работы с материалом. В нем может содержаться что угодно – выписки, цитаты, план и множество тезисов. Вам потребуется умение быстро и лаконично излагать собственную мысль, работать с планом, авторскими цитатами. Считается, что подобное фиксирование сведений является наиболее целостным и полновесным.

Техника составления конспекта

Если вы хотите извлечь максимальную пользу при работе с книгами и учебными пособиями, необходимо учесть следующие моменты.

  1. Предварительно просмотрите материал. Так вы сумеете выявить особенности текста, его характер, понять, сложен ли он, содержит ли незнакомые вам термины. При беглом знакомстве с литературой вы сумеете выбрать подходящую разновидность конспектирования.
  2. Снова прочтите текст и тщательно проанализируете его. Такая работа с материалом даст вам возможность отделить главное от второстепенного, разделить информацию на составляющие части, расположить ее в нужном порядке. Используйте закладки – это отменное подспорье.
  3. Обозначьте основные мысли текста, они называются тезисами. Их можно записывать как угодно – цитатами (в случае, если нужно передать авторскую мысль) либо своим собственным способом. Однако помните: изобиловать цитатами можно тогда, когда вы используете текстуальные конспекты. Кроме того, дословную выдержку из текста всегда заключайте в скобки и помечайте ссылкой на источник и автора.

При конспектировании лекций рекомендуется придерживаться следующих основных правил.

  1. Не начинайте записывать материал с первых слов преподавателя, сначала выслушайте его мысль до конца и постарайтесь понять ее.
  2. Приступайте к записи в тот момент, когда преподаватель, заканчивая изложение одной мысли, начинает ее комментировать.
  3. В конспекте обязательно выделяются отдельные части. Необходимо разграничивать заголовки, подзаголовки, выводы, обособлять одну тему от другой. Выделение можно делать подчеркиванием, другим цветом (только не следует превращать текст в пестрые картинки). Рекомендуется делать отступы для обозначения абзацев и пунктов плана, пробельные строки для отделения одной мысли от другой, нумерацию. Если определения, формулы, правила, законы в тексте можно сделать более заметными, их заключают в рамку. Со временем у вас появится своя система выделений.
  4. Создавайте ваши записи с использованием принятых условных обозначений. Конспектируя, обязательно употребляйте разнообразные знаки (их называют сигнальными). Это могут быть указатели и направляющие стрелки, восклицательные и вопросительные знаки, сочетания PS (послесловие) и NB (обратить внимание). Например, слово «следовательно» вы можете обозначить математической стрелкой =>. Когда вы выработаете свой собственный знаковый набор, создавать конспект, а после и изучать его будет проще и быстрее.
  5. Не забывайте об аббревиатурах (сокращенных словах), знаках равенства и неравенства, больше и меньше.
  6. Большую пользу для создания правильного конспекта дают сокращения. Однако будьте осмотрительны. Знатоки считают, что сокращение типа «д-ть» (думать) и подобные им использовать не следует, так как впоследствии большое количество времени уходит на расшифровку, а ведь чтение конспекта не должно прерываться посторонними действиями и размышлениями. Лучше всего разработать собственную систему сокращений и обозначать ими во всех записях одни и те же слова (и не что иное). Например, сокращение «г-ть» будет всегда и везде словом «говорить», а большая буква «Р» – словом «работа».
  7. Бесспорно, организовать хороший конспект помогут иностранные слова. Наиболее применяемые среди них – английские. Например, сокращенное «ок» успешно обозначает слова «отлично», «замечательно», «хорошо».
  8. Нужно избегать сложных и длинных рассуждений.
  9. При конспектировании лучше пользоваться повествовательными предложениями, избегать самостоятельных вопросов. Вопросы уместны на полях конспекта.
  10. Не старайтесь зафиксировать материал дословно, при этом часто теряется главная мысль, к тому же такую запись трудно вести. Отбрасывайте второстепенные слова, без которых главная мысль не теряется.
  11. Если в лекции встречаются непонятные вам термины, оставьте место, после занятий уточните их значение у преподавателя.

Изучив все подробности правильного конспектирования, вы научитесь не только легко и результативно трудиться на лекциях или курсах, но станете делать это с удовольствием. Это большое наслаждение – познать те истины, которые доселе казались недоступными.

Карта памяти

Конспектирование в форме карты памяти становится популярным. Автор такого способа фиксирования информации – известный и прогрессивный психолог Тони Бьюзен. Происходит процесс следующим образом: строятся так называемые карты зрительных образов, которые создают глубокое эмоциональное впечатление, что существенно увеличивает возможность запоминания материала. Этот метод требует меньших усилий, чем при традиционном конспектировании, ведь осуществление записей происходит ненапряженно и творчески. При построении карт памяти основные идеи получаемых сведений становятся более лаконичными, четкими и понятными, обозначаются логические связи между ними. Карты могут изменяться по вашему усмотрению, например, расширяться путем повторения. Нужным образом организованное повторение, позволяет легко и прочно укрепить изученное в памяти.

Процесс построения карт памяти

  • Используют различные графические средства (рисунки, символы, стрелочки, разные шрифты). Все они делаются разноцветными.
  • Лист располагают горизонтально, тем самым отводят больше места под рисунок (конспект).
  • В центре страницы обозначают главную идею.
  • Разноцветными ручками выводят из главной идеи линии, каждая из которых является определенной частью основной темы.
  • Каждая линия подписывается ключевым словом
  • Конспект можно детализировать, т. е. добавлять линии.
  • Ключевые слова обозначают печатными буквами, а размер шрифта выбирают согласно значимости ключевого слова.
  • На карте должно быть много рисунков и символов.
  • Стрелочки будут показывать связи между идеями

Скоростное конспектирование

Чтобы увеличить темп конспектирования можно использовать наиболее распространенный метод – элементарное сокращение слов (по принципу SMS-сообщения). Ведь самое главное для увеличения скорости письма – уменьшение времени на изложение информации. Достичь этого можно двумя способами. Первый – быстрее водить ручкой, что нередко приводит к искажению почерка и неаккуратности записей. Второй вариант – значительно уменьшить путь этой самой ручки. Каким образом сократить время записи?

  • Удалить из слов гласные буквы. Без тренировки не обойтись, зато через некоторое время вы с легкостью будете понимать, что клвтура – клавиатура и т. д.
  • Использовать общепринятые сокращения – физ-ра, зам, орг.
  • Применять пиктограммы и диаграммы. Конспект получается более наглядным, а материал запоминается лучше.

www.2mm.ru

Конспект и правила его составления Конспект

скачать Памятка Конспект и правила его составления Конспект – это краткая письменная запись содержания статьи, книги, лекции, предназначенные для последующего восстановления информации с различной степенью полноты.
Конспект – это систематическая, логически связная запись, объединяющая план, выписки, тезисы или, по крайней мере, два из этих типов записи.
Исходя из определения, выписки с отдельными пунктами плана, если в целом они не отражают логики произведения, если между отдельными частями записи нет смысловой связи, - это не конспект.

В конспект включаются не только основные положения, но и доводы, их обосновывающие, конкретные факты и примеры, но без их подробного описания.

Конспектирование может осуществляться тремя способами:

- цитирование (полное или частичное) основных положений текста;

- передача основных мыслей текста «своими словами»;

- смешанный вариант.

Все варианты предполагают использование сокращений.

При написании конспекта рекомендуется следующая последовательность:

  1. проанализировать содержание каждого фрагмента текста, выделяя относительно самостоятельные по смыслу;
  2. выделить из каждой части основную информацию, убрав избыточную;
  3. записать всю важную для последующего восстановления информацию своими словами или цитируя, используя сокращения.
Разделяют четыре вида конспектов:

- текстуальный

- плановый

- свободный

- тематический.

Текстуальный (самый простой) состоит из отдельных авторских цитат. Необходимо только умение выделять фразы, несущие основную смысловую нагрузку.

Это прекрасный источник дословных высказываний автора и приводимых им фактов. Текстуальный конспект используется длительное время. Недостаток: не активизирует резко внимание и память.

Плановый – это конспект отдельных фрагментов материала, соответствующих названиям пунктов предварительно разработанного плана. Он учит последовательно и четко излагать свои мысли, работать над книгой, обобщая содержание ее в формулировках плана. Такой конспект краток, прост и ясен по своей форме. Это делает его незаменимым пособием при быстрой подготовке доклада, выступления.

Недостаток: по прошествии времени с момента написания трудно восстановить в памяти содержание источника.

Свободный конспект – индивидуальное изложение текста, т.е. отражает авторские мысли через ваше собственное видение. Требуется детальная проработка текста.

Свободный конспект представляет собой сочетание выписок, цитат, иногда тезисов, часть его текста может быть снабжена планом. Это наиболее полноценный вид конспекта.

Тематический конспект – изложение информации по одной теме из нескольких источников.

Составление тематического конспекта учит работать над темой, всесторонне обдумывая ее, анализируя различные точки зрения на один и тот же вопрос. Таким образом, этот конспект облегчает работу над темой при условии использования нескольких источников. 

Как составлять конспект:

  1. Определите цель составления конспекта.
  2. Записать название конспектируемого произведения (или его части) и его выходные данные, т.е. сделать библиографическое описание документа.
  3. Осмыслить основное содержание текста, дважды прочитав его.
  4. Читая изучаемый материал в первый раз, подразделяйте его на основные смысловые части, выделяйте главные мысли, выводы.
  5. Для составления конспекта составьте план текста – основу конспекта, сформулируйте его пункты и определите, что именно следует включить в конспект для раскрытия каждого из них.
  6. Наиболее существенные положения изучаемого материала (тезисы) последовательно и кратко изложите своими словами или приводите в виде цитат, включая конкретные факты и примеры.
  7. Составляя конспект, можно отдельные слова и целые предложения писать сокращенно, выписывать только ключевые слова, применять условные обозначения.
  8. Чтобы форма конспекта как можно более наглядно отражала его содержание, располагайте абзацы "ступеньками" подобно пунктам и подпунктам плана, применяйте разнообразные способы подчеркивания, используйте карандаши и ручки разного цвета.
  9. Используйте реферативный способ изложения (например: "Автор считает...", "раскрывает...").
  10. Собственные комментарии, вопросы, раздумья располагайте на полях.
Оформление конспекта:
  1. Конспектируя, оставить место (широкие поля) для дополнений, заметок, записи незнакомых терминов и имен, требующих разъяснений.
  2. Применять определенную систему подчеркивания, сокращений, условных обозначений.
  3. Соблюдать правила цитирования - цитату заключать в кавычки, давать ссылку на источник с указанием страницы.
  4. Научитесь пользоваться цветом для выделения тех или иных информативных узлов в тексте. У каждого цвета должно быть строго однозначное, заранее предусмотренное назначение. Например, если вы пользуетесь синими чернилами для записи конспекта, то: красным цветом - подчеркивайте названия тем, пишите наиболее важные формулы; черным - подчеркивайте заголовки подтем, параграфов, и т.д.; зеленым - делайте выписки цитат, нумеруйте формулы и т.д. Для выделения большой части текста используется отчеркивание.
Основные ошибки при составлении конспекта:
  1. Слово в слово повторяет тезисы, отсутствует связность при пересказе.
  2. Конспект не связан с планом.
  3. Многословие (много вводных слов) или чрезмерная краткость, незаконченность основных смысловых положений текста.
  4. При передаче содержания текста потеряна авторская особенность текста, его структура.
скачать

nenuda.ru

Правила написание конспекта

Если вы хотите извлечь максимальную пользу при работе с книгами и учебными пособиями, необходимо учесть следующие моменты.

Предварительно просмотрите материал. Так вы сумеете выявить особенности текста, его характер, понять, сложен ли он, содержит ли незнакомые вам термины. При беглом знакомстве с литературой вы сумеете выбрать подходящую разновидность конспектирования.

Снова прочтите текст и тщательно проанализируете его. Такая работа с материалом даст вам возможность отделить главное от второстепенного, разделить информацию на составляющие части, расположить ее в нужном порядке. Используйте закладки.

Обозначьте основные мысли текста, они называются тезисами. Их можно записывать как угодно цитатами (в случае, если нужно передать авторскую мысль) либо своим собственным способом. Однако помните: изобиловать цитатами можно тогда, когда вы используете текстуальные конспекты. Кроме того, дословную выдержку из текста всегда заключайте в скобки и помечайте ссылкой на источник и автора.

При конспектировании лекций рекомендуется придерживаться следующих основных правил.

1. Не начинайте записывать материал с первых букв текста, сначала прочтите законченную мысль до конца и постарайтесь понять ее.

2. В конспекте обязательно выделяются отдельные части. Необходимо разграничивать заголовки, подзаголовки, выводы, обособлять одну тему от другой. Выделение можно делать подчеркиванием, другим цветом (только не следует превращать текст в пестрые картинки).

Рекомендуется делать отступы для обозначения абзацев и пунктов плана, пробельные строки для отделения одной мысли от другой, нумерацию. Если определения, формулы, правила, законы в тексте можно сделать более заметными, их заключают в рамку. Формируйте свою систему выделений.

3. Создавайте ваши записи с использованием принятых условных обозначений. Конспектируя, обязательно употребляйте разнообразные знаки (их называют сигнальными). Это могут быть указатели и направляющие стрелки, восклицательные и вопросительные знаки, сочетания PS (послесловие) и NB (обратить внимание).

Например, слово «следовательно» вы можете обозначить математической стрелкой =>. Когда вы выработаете свой собственный знаковый набор, создавать конспект, а после и изучать его будет проще и быстрее.

4. Не забывайте об аббревиатурах (сокращенных словах), знаках равенства и неравенства, больше и меньше.

5. Большую пользу для создания правильного конспекта дают сокращения. Однако будьте осмотрительны. Знатоки считают, что сокращение типа «д-ть» (думать) и подобные им использовать не следует, так как впоследствии большое количество времени уходит на расшифровку, а ведь чтение конспекта не должно прерываться посторонними действиями и размышлениями.

Лучше всего разработать собственную систему сокращений и обозначать ими во всех записях одни и те же слова (и не что иное). Например, сокращение «г-ть» будет всегда и везде словом «говорить», а большая буква «Р» – словом «работа».

6. Избегайте в конспекте записи сложных и длинных рассуждений.

7. При конспектировании лучше пользоваться повествовательными предложениями, избегать самостоятельных вопросов. Вопросы уместны на полях конспекта.

8. Не старайтесь зафиксировать материал дословно, при этом часто теряется главная мысль, к тому же такую запись трудно вести. Отбрасывайте второстепенные слова, без которых главная мысль не теряется.

9. Если в тексте встречаются непонятные Вам термины, оставьте место и уточните их значение в справочной литературе.

Изучив все подробности правильного конспектирования, вы научитесь не только легко и результативно учиться, но станете делать это с удовольствием.

studfiles.net

Образец написания конспекта

Поиск Лекций

Конспект

Конспектом называют краткое, но связное и последовательное изложения существенного содержания статьи, главы книги, брошюры, лекции и т.д. В конспекте обычно заносятся основные положения, важнейшие факты, примеры, цифры, цитаты.

Конспект, так же как и тезисы, -разновидность сжатого изложения, и к нему предъявляются те же требования, что и к сжатому изложению.

Конспект строится по определенной схеме: 1) план, который занимает 1/3 страницы и пишется слева; 2) собственно конспект, который занимает 2/3 страницы и пишется справа.

Схема написания конспекта

План Конспект  
   

 

Языково- стилистические особенности конспекта

1. Сложные предложения и распространенные словосочетания трансформируются в более краткие. Например, это объясняется тем, что= т.к., остается неизменным= не изменяется, если опухоль разрастается= при разрастании опухоли, во время процесса воспаления в его острой фазе= при остром воспалении и т.п.

2. При написании конспекта часто используются сокращения слов.

В конспекте преимущественно употребляются предложения, между которыми нет союзной местоименной или наречной связей. Соединяются предложения посредством простого подробный анализ одного текста- первоисточника. Он отвечает на вопрос

Образец написания конспекта

План Конспект
1.Отражение личности пишущего на почерке. 2. Черты характера присущие представителям разных медицинских специальностей. Специалисты по графологии из американского концерна «Pilot Pen» изучили почерк 120 000 врачей разных стран. Их выводы. Врачи пишут разборчиво, склонны угождать начальству и не гоняться за деньги. 9 из 10 докторов имеют хороший почерк. 10% пишущих каракулями, характеризуются поверхностными отношениями к вещам и отсутствием стремления вникать в проблемы. Крючки в начале букв указывают на алчность пишущего. Многие доктора больше всего любят говорить, чем слушать (такую черту характера демонстрируют линии на буквах о и а). Кардиологи энергичны, открыты для всего нового и способны быстро принимать решения. Неврологи умеют видеть далеко вперед, обладают интуицией, они находчивы, заинтересованы и изысканны. Только 15% хирургов-ортопедов оказались правшами, если судить по почерку. Мужчины-гинекологи- самые нервные и подавленные из всех специалистов из-за жадности и неблагодарности семей, а также из-за многочисленных судебных исков по поводу врачебных ошибок. Женщины-гинекологи оптимистичны и полны энергии. Анестезиологи способны судить трезво и объективно, не склонны к импульсивности.    

 

 

Конспект подразумевает объединение плана, выписок, тезисов .

·

 
 
Основные требования к написанию конспекта: 1. системность; 2. логичность 3. краткость; 4. убедительность; 5. доказательность.

·

 
Этапы конспектирования: 1. Прочитай текст, отметь в нем новые слова, непонятные места, имена, даты; составь перечень основных мыслей, содержащихся в тексте, составь простой план. 2. Выясни в словаре значение новых непонятных слов, выпиши их в тетрадь. 3. Вторичное чтение сочетай с записью основных мыслей автора и их иллюстраций. Запись веди своими словами, не переписывай текст статьи. Стремись к краткости, пользуйся правилами записи текста. 4. Прочитай конспект еще раз, доработай его.

·

 
 
ПРАВИЛА ЗАПИСИ ТЕКСТА Запись должна быть краткой. При записи текста необходимо пользоваться сокращениями. Необходимо применять выделения и разграничения.

·

 
 
Выделения и разграничения Подчеркивание и отчеркивание . Отступы .Пробельные строки . Нумерация. Рамки. Цветовые выделения .

·

 
 
Подчеркивание и отчеркивание для выделения: - заголовков, - подзаголовков, выводов, тем.

·

 
 
Отступы Необходимы для обозначения абзацев и пунктов плана. Они обозначают переход к новой микротеме. Обозначаются в виде красной строки.

·

 
 
Рамки Обычно в рамки заключают -определения - формулы - правила – законы.

·

 
 
Цветовые выделения должны быть системными, при этом не следует превращать текст в пестрые картинки. Виды конспектов:

·

 
 
План-конспект - сжатый в форме плана пересказ прочитанного или услышанного. Тематический – это конспект ответа на поставленный вопрос или конспект учебного материала темы . Текстуальный (цитатный) - это конспект, созданный из отрывков подлинника – цитат . Свободный требует серьёзных усилий при составлении; в высшей степени способствует усвоению материала, требует умения активного использования всех типов записей: планов, тезисов, выписок.

·

 
 
План - конспект - это сжатый в форме плана пересказ прочитанного или услышанного. Характеристика: краток, прост, быстро составляется, учит выбирать главное, помогает четко и логично излагать мысли, дает возможность усвоить материал в процессе изучения.

·

 
 
Тематический конспект . Конспект ответа на поставленный вопрос или конспект учебного материала темы. Характеристика: может быть обзорным и хронологическим, учит анализировать различные точки зрения на один и тот же вопрос. привлекать имеющиеся знания и личный опыт. используется в процессе работы над докладом, сообщением, рефератом.

·

 
 
Обзорный тематический конспект – это тематический обзор с использованием одного или чаще нескольких источников.

·

 
 
Текстуальный (цитатный) конспект .Это конспект, созданный из отрывков подлинника – цитат. Характеристика: строится из высказываний автора, используется для работы с первоисточником, к нему можно обращаться неоднократно. Однако он не способствует активной мыслительной деятельности. Служит как правило иллюстрацией к изучаемой теме.

·

 
 
Свободный конспект. Это сочетание выписок, цитат, тезисов . Характеристика: он требует серьезных усилий при составлении, в высшей степени способствует усвоению материала ,требует умения активного использования всех типов записей, планов, тезисов, выписок.

 



poisk-ru.ru

Конспект и правила его составления Конспект (1)

Памятка

Конспект и правила его составления

Конспект – это краткая письменная запись содержания статьи, книги, лекции, предназначенные для последующего восстановления информации с различной степенью полноты.

Конспект – это систематическая, логически связная запись, объединяющая план, выписки, тезисы или, по крайней мере, два из этих типов записи.

Исходя из определения, выписки с отдельными пунктами плана, если в целом они не отражают логики произведения, если между отдельными частями записи нет смысловой связи, - это не конспект.

В конспект включаются не только основные положения, но и доводы, их обосновывающие, конкретные факты и примеры, но без их подробного описания.

Конспектирование может осуществляться тремя способами:

- цитирование (полное или частичное) основных положений текста;

- передача основных мыслей текста «своими словами»;

- смешанный вариант.

Все варианты предполагают использование сокращений.

При написании конспекта рекомендуется следующая последовательность:

  1. проанализировать содержание каждого фрагмента текста, выделяя относительно самостоятельные по смыслу;

  2. выделить из каждой части основную информацию, убрав избыточную;

  3. записать всю важную для последующего восстановления информацию своими словами или цитируя, используя сокращения.

Разделяют четыре вида конспектов:

- текстуальный

- плановый

- свободный

- тематический.

Текстуальный (самый простой) состоит из отдельных авторских цитат. Необходимо только умение выделять фразы, несущие основную смысловую нагрузку.

Это прекрасный источник дословных высказываний автора и приводимых им фактов. Текстуальный конспект используется длительное время. Недостаток: не активизирует резко внимание и память.

Плановый – это конспект отдельных фрагментов материала, соответствующих названиям пунктов предварительно разработанного плана. Он учит последовательно и четко излагать свои мысли, работать над книгой, обобщая содержание ее в формулировках плана. Такой конспект краток, прост и ясен по своей форме. Это делает его незаменимым пособием при быстрой подготовке доклада, выступления.

Недостаток: по прошествии времени с момента написания трудно восстановить в памяти содержание источника.

Свободный конспект – индивидуальное изложение текста, т.е. отражает авторские мысли через ваше собственное видение. Требуется детальная проработка текста.

Свободный конспект представляет собой сочетание выписок, цитат, иногда тезисов, часть его текста может быть снабжена планом. Это наиболее полноценный вид конспекта.

Тематический конспект – изложение информации по одной теме из нескольких источников.

Составление тематического конспекта учит работать над темой, всесторонне обдумывая ее, анализируя различные точки зрения на один и тот же вопрос. Таким образом, этот конспект облегчает работу над темой при условии использования нескольких источников. 

Как составлять конспект:

  1. Определите цель составления конспекта.

  2. Записать название конспектируемого произведения (или его части) и его выходные данные, т.е. сделать библиографическое описание документа.

  3. Осмыслить основное содержание текста, дважды прочитав его.

  4. Читая изучаемый материал в первый раз, подразделяйте его на основные смысловые части, выделяйте главные мысли, выводы.

  5. Для составления конспекта составьте план текста – основу конспекта, сформулируйте его пункты и определите, что именно следует включить в конспект для раскрытия каждого из них.

  6. Наиболее существенные положения изучаемого материала (тезисы) последовательно и кратко изложите своими словами или приводите в виде цитат, включая конкретные факты и примеры.

  7. Составляя конспект, можно отдельные слова и целые предложения писать сокращенно, выписывать только ключевые слова, применять условные обозначения.

  8. Чтобы форма конспекта как можно более наглядно отражала его содержание, располагайте абзацы "ступеньками" подобно пунктам и подпунктам плана, применяйте разнообразные способы подчеркивания, используйте карандаши и ручки разного цвета.

  9. Используйте реферативный способ изложения (например: "Автор считает...", "раскрывает...").

  10. Собственные комментарии, вопросы, раздумья располагайте на полях.

Оформление конспекта:

  1. Конспектируя, оставить место (широкие поля) для дополнений, заметок, записи незнакомых терминов и имен, требующих разъяснений.

  2. Применять определенную систему подчеркивания, сокращений, условных обозначений.

  3. Соблюдать правила цитирования - цитату заключать в кавычки, давать ссылку на источник с указанием страницы.

  4. Научитесь пользоваться цветом для выделения тех или иных информативных узлов в тексте. У каждого цвета должно быть строго однозначное, заранее предусмотренное назначение. Например, если вы пользуетесь синими чернилами для записи конспекта, то: красным цветом - подчеркивайте названия тем, пишите наиболее важные формулы; черным - подчеркивайте заголовки подтем, параграфов, и т.д.; зеленым - делайте выписки цитат, нумеруйте формулы и т.д. Для выделения большой части текста используется отчеркивание.

Основные ошибки при составлении конспекта:

  1. Слово в слово повторяет тезисы, отсутствует связность при пересказе.

  2. Конспект не связан с планом.

  3. Многословие (много вводных слов) или чрезмерная краткость, незаконченность основных смысловых положений текста.

  4. При передаче содержания текста потеряна авторская особенность текста, его структура.

gigabaza.ru