Open Library - открытая библиотека учебной информации. Правила общения с пациентом


Правила общения с пациентом

Из всего многообразия тем обучения на сегодняшний день самыми востребованными для медицинских организаций являются темы: «Эффективное обслуживание клиентов», «Стандарты работы с пациентом», «Управление конфликтом и работа с претензией клиента». В первую очередь приоритет отдается обучению среднего медицинского персонала основам общения с пациентами. Такой выбор не случаен, он продиктован необходимостью соответствовать высоким покупательским требованиям к уровню сервиса в медицинских организациях. Люди хотят не просто получить квалифицированную медицинскую помощь, они хотят удовлетворить и другие потребности: в уважении, заботе, внимании, безопасности, комфорте и т.д. Ведь именно потому они выбирают ту или иную клинику. Умение общаться с людьми, понимать их, грамотно излагать свои мысли – эти навыки совершенно необходимы любому сотруднику медицинского учреждения. К сожалению, не всегда сотрудники, будучи профессионалами в своей области, настолько же хорошо владеют коммуникативными навыками, и как следствие могут возникать неприятные ситуации с пациентами, недопонимание, конфликты. Коммуникативные навыки можно развить, но важно понимать, что любое изменение, происходящее в нашем поведении, начинается с изменений в нашей голове. Поэтому для того, чтобы овладеть искусством общения с людьми, важно желание обучаемого, его внутренняя мотивация, понимание целей для чего ему это нужно.

С чего стоит начать? В первую очередь с изменений в собственных установках. Подумайте над единственным постулатом клиентоориентированного подхода: «клиент всегда прав». Как избита эта фраза и в то же время сколькими людьми она не понята! Как много противоречий она вызывает! Осознание того, что это высказывание – истина, станет первым шагом на пути к пониманию клиента, а умение понять – это один из четырех основных коммуникативных умений.

 

Основные правила взаимодействия с клиентом.

 

Правило 1. Внимание к посетителю. 

Очень часто на тренингах можно наблюдать такую картину, что люди, которые боятся конфликтных ситуаций, сами того не желая, приводят к ним из-за собственного неправильного поведения, неверно подобранных слов. Уже с первых секунд, как только человек заходит в вашу клинику, у него формируется впечатление о ней. Поэтому так важно сразу показать ему свое внимание, заинтересованность в нем желание помочь. В различных ситуациях проявить внимание можно разными способами. Если вы в данный момент не заняты другими пациентами, то можно встать, улыбнуться поздороваться первым, если же вы заняты другими клиентами, то достаточно будет визуального контакта, кивка головы, улыбки. Важно продемонстрировать вошедшему человеку, что он замечен. Безусловно, если в заняты другим человеком он не будет ожидать от вас, что вы бросите все и немедленно займетесь его проблемой. Но если в данный момент вы заняты другими делами, которые не видит пациент, ему будет казаться, что на него не обращают внимание, он будет чувствовать, что безразличен вам и уже у него может начать зарождаться некоторое недовольство. Поэтому помните, что если вошел посетитель – он сейчас самая главная ваша задача, ведь у вас не будет больше «второго шанса создать первое впечатление».

Еще одна важная деталь, важно быть внимательным к клиенту на протяжении всего его визита в вашу клинику, и когда он уходит, проявите искренность, пожелайте здоровья. Эти маленькие детали завершат в сознании клиента позитивный образ.

 

Правило 2. Будьте активны. 

Проявляйте инициативу при общении с клиентом: спрашивайте, отвечайте, предлагайте. Многие путают инициативность с назойливостью, но это принципиально разные вещи. Инициативность позволяет нам не плыть по течению, а контролировать процесс, направляя его в нужное нам русло. Часто во время процедуры «Тайный покупатель» я сталкиваюсь с ситуацией, когда в регистратуре мне только отвечают на мои вопросы. Да, вежливо, да, доброжелательно, но не более того. Я, как клиент, совершенно не вижу заинтересованности во мне, т.к. в процессе диалога не задается ни одного дополнительного вопроса, который бы продемонстрировал внимание ко мне, помог бы выяснить мои потребности для предложения дополнительных услуг. В дальнейшем на тренингах мы разбираем эти моменты и выясняется, что это вовсе не нежелание помочь диктует такое поведение, а страх показаться навязчивым. А в результате клиент может не получить ту услугу, в которой нуждается. Итак, будьте активны при общении с клиентами, они обратились к вам за помощью, они рассчитывают на вас. Активность – это ответственная позиция по отношению к клиенту, готовность взять на себя часть заботы о нем, ведь именно этого они и хотят.

 

Правило 3. Улыбайтесь. 

Очень важный момент общения – это ваши глаза и улыбка. Самый простой способ показать свое позитивное отношение к окружающим – это улыбнуться им. Улыбка важнее многих, сказанных вами слов. Когда вы улыбаетесь при встрече, улыбка говорит «Я рада вас видеть! Мне приятно с Вами разговаривать!» Глаза являются своеобразным центром общения. Когда вы говорите с собеседником, смотрите ему прямо в глаза. Если вы избегаете зрительного контакта, то человек может подумать, что он вам неприятен, вы его боитесь или что-то от него скрываете. Вы можете сказать клиенту: «Слушаю Вас!», и при этом смотреть мимо него, и человек больше поверит не сказанным вами словам, а невербальным проявлениям. Если вы не смотрите на собеседника, значит вы его не слушаете, сразу возникает диссонанс. Замечено, что люди избегают смотреть в глаза друг другу, если они обижены, недовольны или соперничают. Если же вам приятно общаться с человеком, вам нечего скрывать, то и смотреть вы будете ему в глаза открыто. Ваши глаза показывают вашу искренность по отношению к собеседнику.

 

Правило 4. Слушайте клиента. 

Важно научиться не просто слушать, но и слышать, что говорит клиент, распознавать его интонации, определяя по ним настроение и состояние собеседника, читать между строк мотивы, которые побудили его обратиться именно в вашу организацию. В искусстве общения умение слушать оказывается более полезным, чем умение красноречиво говорить и убеждать. Умение слушать непредвзято, открыто; слушать, давая знать другому человеку, что он услышан. Иногда мы попадаем в ловушки, которые сами себе расставили, когда вместо другого человека пытаемся закончить начатую им фразу, а оказывается, что ваш собеседник хотел сказать совсем другое, или когда мы слушаем, заранее зная, что человек хочет сказать, и внутренне уже готовим ответ, пропуская мимо ушей важную информацию. Итак, во время слушания важно сосредоточиться на говорящем, не отвлекаться на мелочи, внимательно слушать, при этом демонстрируя, что мы внимательно слушаем. Междометия, кивки, расположение тела поддерживают вашего собеседника и побуждают его к дальнейшему разговору.

 

 

Правило 5. Проявляйте заботу. 

Забота – ключевое слово в работе с клиентами, каждое действие и слово медицинских работников должно подтверждать, что они действительно проявляем заботу о них. Посещение медицинских учреждений, как правило, связано с тревогой, волнением, страхом. В каждом человеке просыпаются маленькие мальчик или девочка, которые в детстве так боялись врачей, поэтому ваша задача снять напряжение, барьер, помочь побороть тревогу и почувствовать уверенность и заботу о себе. Говорите простым и понятным языком, будьте предупредительны, тактичны, терпимы.

 

Правило 6. Не спорьте, не давайте оценок. 

Клиент – это не тот человек, с которым нужно спорить, отстаивать свою точку зрения, острить, воспитывать. Следует уважать его мнение, стараться понять, почему у него сложилась та или иная точка зрения. Вы должны выработать у себя умение спокойно реагировать на неожиданные или нетактичные вопросы и высказывания собеседника. Внимательно следите за своими словами, речью, чтобы не нанести клиенту обиду, оскорбление. Именно поэтому следует избегать оценочных суждений в отношении клиента, чего бы они не касались: его личности, его действий. Не нужно воспитывать клиента, он не за эти к вам обратился, вместо замечаний и проявления недовольства помогите ему, тактично подскажите правильные действия.

 

Соблюдать все эти правила довольно просто, главное искренне хотеть общаться со своим клиентом, быть готовым прийти ему на помощь и помнить, что именно душевную теплоту и заботу клиенты ценят больше всего.

goutmk.ru

Правила общения с больными

Психологическая сторона отношений "врач-больной" важна на всех этапах диагностического и терапевтического процессов, но особенно большое значение она приобретает при первой встрече, установлении психологического контакта, предшествующего диагностике и терапии. Оптимальный психологический контакт, по литературным данным, на 40% обеспечивает успешность, эффективность межличностного взаимодействия.

Контактная фаза общения - первый этап профессионального общения врача и больного, в течение которого знакомится со своим пациентом, между ними устанавливается психологический контакт, складывается первое впечатление друг о друге, формируются предпосылки для последующего межличностного взаимодействия. Наиболее важная задача, стоящая перед врачом в контактной фазе взаимодействия с больным - произвести на больного нужное впечатление. У пациента должно возникнуть представление о том, что врач хочет и может ему помочь. Первое основывается на эмпатических способностях врача, второе - на его уверенной манере поведения. Невербальное поведение врача на этапе установления контакта важнее, чем вербальное. Невербальное сообщение содержит наиболее значимую информацию, на которую реагирует больной при первой встрече с врачом. По наблюдениям психологов, впечатление о человеке возникает в течение 18 с знакомства. К врачу предъявляются повышенные требования, касающиеся как внешнего вида, так и манеры поведения. Ощущение психологического контакта дает такой важный элемент невербального взаимодействия, как контакт глазами (взгляд). Поэтому в первые же секунды профессионального общения врач должен посмотреть в глаза своему пациенту, давая понять, что готов внимательно его выслушать. Убедив взглядом больного в надежности и прочности психологического контакта, врач спрашивает о причинах визита. С этого момента начинается вторая фаза общения - фаза ориентации.

Невербальное поведение оцениваться по следующим основным параметрам: собственно невербальное поведение (межличностная дистанция, взаимное расположение собеседников, позы, жесты, мимика и взгляд) и паралингвистические компоненты общения (вздохи, стоны, зевота, покашливание) - все звуки, которые произносит человек, но не речь, а также такие характеристики речи, как громкость голоса, ее темп и ритм, паузы.

У каждого человека существует свое собственное "жизненное пространство" - зона, которую он охраняет от вторжения окружающих. В процессе общения собеседники регулируют эту межличностную дистанцию. Размеры "жизненного пространства" определяются тремя факторами: особенностями личности субъекта, характеристиками его актуального психического состояния, а также плотностью населения в той местности, где он воспитывался. Люди, детство которых проходило в большом столичном городе с высокой плотностью населения, привыкают находиться в условиях скученности, в толпе, не чувствуя при этом особого дискомфорта. Их "жизненное пространство" меньше, чем у жителей маленьких провинциальных городов с низкой плотностью населения, которые привыкли располагаться на большом расстоянии друг от друга. Исследования физиологов показали, что близкое присутствие рядом другого человека повышает уровень катехоламинов, и это субъективно отражается в сознании в виде беспредметной тревоги или психического напряжения. "Жизненное пространство", или то "психологическое поле", в котором человек чувствует себя комфортно, определяется также особенностями его личности и состояния. При выраженной интроверсии размеры "жизненного пространства" больше. Психическое состояние также влияет на межличностную дистанцию, человек с высоким жизненным тонусом, повышенным настроением сокращает дистанцию с другими людьми, а в состоянии уныния, печали или в астении межличностная дистанция увеличивается. При межличностном взаимодействии двух собеседников расстояние между ними определяется размерами "жизненного пространства" каждого из них. Для межличностной дистанции характерны две психологические закономерности. Первая указывает на связь психологической, эмоциональной и физической близости: чем более близкие, теплые, эмоциональные отношения между людьми, тем расстояние между ними меньше. Сокращение психологической дистанции, установление эмоциональной близости между партнерами по общению сопровождается сокращением физического расстояния между ними, то есть чем более холодные, формальные, официальные отношения между людьми, тем расстояние между ними больше. Вторая закономерность, определяющая межличностную дистанцию, подчеркивает различие в социальном статусе общающихся лиц: чем выше социальный статус собеседника, тем расстояние больше. Мы держимся дальше от людей, занимающих высокое положение в обществе, создавая для них большее "жизненное пространство".

studfiles.net

Общение медсестры с пациентом

Памятка для медицинских сестер

1. Постарайтесь создать комфортную психологическую обстановку для беседы

  • Прежде всего поинтересуйтесь у пациента, готов ли он к разговору, быть может он устал, боится чего-либо или у него что-то очень болит - тогда он, вероятно, будет слишком удручен и неразговорчив.
  • Важно, чтобы в помещении, где будет происходить общение не было никаких раздражающих факторов (например, слишком яркого света или громкой музыки). При наличии таких факторов можно попробовать их изменить. Если это невозможно - попробуйте просто перейти в другое помещение.
  • Возможно, пациент будет чувствовать себя скованно в присутствии посторонних людей, поэтому лучше спланировать беседу так, чтобы в этот момент не было соседей по палате, а посетителей можно попросить временно выйти в холл, если только пациент не будет возражать.
  • При наличии у пациента боли, выполните манипуляции, назначенные врачом. Отведите на разговор не меньше 15 минут. Не спешите - для хороших результатов беседа может продлиться и час. Предположим, что у Вас нет времени для непрерывного разговора. Разделите его на несколько частей и объясните больному, почему Вы это делаете.

2. Предварительно получите информацию о Вашем пациенте до разговора с ним

  • Найдите как можно больше информации о пациенте из доступных источников и предыдущих мест лечения (если они были). Таким образом, Вы сэкономите свое время и не утомите пациента лишними расспросами. Однако, не забудьте убедится в достоверности полученной Вами информации.

3. Задайте благожелательный тон разговора

  • Начните разговор с вопроса о самочувствии и позвольте пациенту выговориться о своей болезни, показывая ему при этом свою заинтересованность, понимание и сочувствие.
  • Дайте возможность больному отвечать на Ваши вопросы свободно, но если он слишком уклонится от темы - возвратите его к предмету разговора. Чтобы сделать это тактично задавайте ему наводящие вопросы, касающийся его болезни. (например: "Расскажите подробнее о боли в животе")
  • Если Вы не уверены, что пациент Вас понял, не стесняйтесь спросить его об этом и при необходимости объясните все заново.
  • Не разглашайте информацию, полученную от больного.
  • Не высказывайте своих собственных предположений по поводу невыясненных проблем пациента, не посоветовавшись с врачом.

4. Формулируйте точные и однозначные фразы

  • В ходе разговора контролируйте себя, говорите просто и понятно. Избегайте использования медицинских терминов. Помните, что Ваш пациент не захочет оставаться в неведении относительно их значения.

5. Делайте записи

  • Не полагайтесь на свою память. Лучше делать заметки во время беседы, чем потом заставлять пациента повторять несколько раз одну и ту же информацию.
  • Записывайте информацию кратко, не увлекайтесь и не создавайте паузы в беседе. Пишите только даты, ключевые слова и фразы, которые вы сможете дополнить позже.
Несколько правил терапевтического общения с пациентом.
  • Не забудьте представиться пациенту и сообщить ему цель беседы. Будьте вежливы, обращайтесь к пациенту на "Вы" и по имени и отчеству.
  • При общении с пациентом смотрите ему в лицо, найдите его глаза, улыбайтесь, одобрительно кивайте.
  • Внимательно слушайте.
  • Проявляйте сочувствие, искренний интерес и участие, будьте естественны.
  • Говорите внятно, доходчиво и неторопливо.
  • Пользуйтесь исключительно положительной интонацией Вашего голоса. Это очень важно.
  • Не раздражайтесь и не повышайте голоса!
  • Не ожидайте от пациента блестящего выполнения задания после Ваших инструкций.
  • Не нагружайте больного слишком большой ответственностью.
  • Не требуйте точной идентификации имен медперсонала, названий предметов или лекарств.
  • Не оценивайте поведение больного, как личное отношение к Вам.
  • Никогда не ругайтесь и не спорьте с пациентами.
  • Не показывайте своих чувств, особенно если расстроены.
Литература по теме "Общение медсестры с пациентом":
  1. Харди И. "Врач, сестра, больной." Психология работы с больными. - Будапешт, 1973.
  2. Косенко, В. Г. Медицинская психология для медсестер и фельдшеров : учеб. пособие / В. Г. Косенко, Л. Ф. Смоленко, Т. А. Чебуракова. - Ростов н/Д: Феникс, 2002. - 416 с.
  3. Хетагурова, А. К. Проблемы этики и деонтологии в работе медицинской сестры / А. К. Хетагурова. - М.: Медицинский проект, 2008. - 72 с. - (В помощь практикующей мед. сестре).
  4. Машкова, Т. В. Этические нормы и проблемы, связанные с работой сестринского персонала / Т. В. Машкова // Гл. мед. сестра. - 2003. - N 2. - C. 115-119.
  5. Основы сестринского дела (Учебные материалы Пиркко Мартикайнен)
  6. Хвощева С.Е. "Сестринское дело. Новое понятие - сестринский процесс"
Комментариев: 0

www.sisterflo.ru

Общение с пациентом.

Количество просмотров публикации Общение с пациентом. - 8825

Тема №3.

  1. Специфика общения медработника и пациента.

Любая работа с людьми неразрывно связана с процессом и проблемами общения, оно пронизывает профессиональную деятельность медработников на любом уровне. Индивидуальные особенности психики пациента в условиях лечебных взаимоотношений и взаимодействий приходят в соприкосновение с психологическими свойствами медицинского работника. Целью такого контакта является помощь, оказываемая пациенту. Как у пациента͵ так и медработника существуют собственные мотивы взаимодействия, медперсоналу при этом принадлежит роль в обеспечении бесконфликтного взаимодействия.

Медперсонал среднего звена на протяжении длительного времени находится в непосредственном контакте с пациентом, в связи с этим может оказывать как положительное, так и отрицательное влияние на пациента. Задача медперсонала – максимально избегать ненужных негативных психологических воздействий, способствовать созданию психологического климата͵ благоприятно влияющего на процесс выздоровления.

Предпосылки взаимодействия больного и медработника формируются исходя из ряда факторов, обуславливающих ожидания больного:

1. предварительной информации о медработнике

2. репутации медицинского учреждения

3. ʼʼдорогиʼʼ в мед. учреждение

Для эффективного и бесконфликтного взаимодействия с пациентами крайне важно наличие такого психологического параметра как коммуникативная компетентность.

Коммуникативная компетентность –способность устанавливать и поддерживать необходимые контакты с людьми, которая подразумевает достижение взаимопонимания между партнерами по общению, осознание ситуации и предмета общения. Она рассматривается также как система внутренних ресурсов, направленная на построение эффективной коммуникации в ситуции межличностного взаимодействия. Некомпетентность в общении способна нарушить диагностический и лечебный процесс.

Характеристики медработника, предрасполагающие к успешному общению с пациентом:

- эмпатия

- акцептация (безусловное принятие больного)

- аутентичность или самоконгруэнтность (естественность поведения, согласованность чувств и их выражения, искренность).

Состояние эмпатии является наряду с объективным ощущением психологического контакта между медработником и пациентом одним показателœей того, что понимающее общение состоялось.

Эмпатия (от английского empathy - чувствование) - это спо­собность чувствовать эмоциональное состояние другого человека, точно воспринимать смысловые оттенки его внутреннего мира, способность взглянуть на обстоятельства глазами собеседника. Эмпатия не предполагает обязательного активного вмешательства с целью оказания действенной помощи другому. Она подразуме­вает лишь вхождение в личный мир другого, деликатное пребывание в нем без его оценивания. Эмпатию следует отличать от эмо­циональной идентификации (уподобления, идентификации себя с другим, с его эмоциональным состоянием) и от сочувствия (пере­живания по поводу чувств другого). В случае если возникает состояние идентификации с эмоци­ональным состоянием пациента͵ то медработник теряет способность профес­сионально работать и ему требуется психологическая помощь.

Процесс общения с больным начинается с выбора дистанции взаимодействия, она должна быть такой, чтобы пациент чувствовал себя комфортно и безопасно. При изменении дистанции, особенно при ее сокращении, желательно объяснить свои действия, чтобы избежать нарастание психологического напряжения и агрессии. Пациент, находясь в ситуации стресса, обусловленного болезнью, нуждается в фиксированной территории, принадлежащей только ему. Позитивное взаимодействие зависит не только от территории, но и от социального статуса пациентов, их возрастной однородности.

Модели взаимодействия медработника и пациента.

Руководство – авторитарная модель, при пассивной роли больного в лечебном процессе, когда медработник исходит исключительно из своих профессиональных знаний, представлений о крайне важно сти лечебных мероприятий.

Партнерство- сотрудничество в вопросах лечения, разделœение ответственности за результаты обследования и лечения между медработником и пациентом.

Контрактная – сотрудничество на базе взаимных обязательств, обозначенных задач, ожидаемых результатов. Применяется в условиях платной медицины.

В общении медсестры и пациента͵ в процессе установления с ним отношений И. Харди выделяет три этапа, характерных для стационарного лечения:

1. ориентация – больной и медсестра знакомятся друг с другом.

2. развернутый этап – может иметь место сотрудничество друг с другом.

3. завершающий этап – этап выписки, связан с утратой чувства защищенности у больного.

Общие правила общения с пациентом.

1. Проявление искреннего интереса к пациенту.

2. понимание достоинств пациента и максимальное одобрение – похвала, подчеркивание значимости.

3. Понимание смысла его поступков вместо огульной критики.

4. Доброжелательность, приветливость.

5. Обращение к пациентам по имени и отчеству, первоочередное представление себя, использование бейджера.

6. Умение вести разговор в круге интересов собеседника.

7. Умение внимательно слушать и дать возможность пациенту ʼʼвыговоритьсяʼʼ.

8. Умение уважать мнение собеседника, без настойчивого навязывания своего мнения.

9. Умение указать пациенту на его ошибки, не нанося обиды.

10. Умение правильно формулировать вопросы и помочь вербализовать свое состояние пациенту.

11. Общаться с пациентом так, как бы медработник хотел, чтобы обращались с ним в случае заболевания.

12. Использовать оптимальные невербальные методы общения – спокойный тембр голоса, плавные жесты, правильная дистанция, знаки одобрения (похлопывание, ласковое дотрагивание) и т.п.

  1. Общение с пациентами разных возрастных групп, пациентами в стационаре.

Основными условиями эффективности профессионального об­щения медработника являются: демонстрация доброжелательности, такта͵ внима­ния, интереса, профессиональной компетентности.

Необходимо знать особенности психологическо­го отражения своего состояния пациентами разного возраста и осуществлять соответственно по отношению к ним деонтологическую тактику общения.

Для детей дошкольного возрастахарактерно:

- отсутствие осознания болезни в целом;

- неумение формулировать жалобы;

- сильные эмоциональные реакции на отдельные симптомы бо­лезни;

- восприятие лечебных и диагностических процедур как устра­шающих мероприятий;

- усиление дефектов характера, воспитания ребенка в период болезни;

- чувство страха, тоски, одиночества в стенах лечебного учреждения, вдали от родителœей.

Деонтологическая тактика - эмоциональное теплое отноше­ние, от­влечение от болезни, организация нешумных игр, чтение, проведе­ние процедур с уговорами., профессиональное обращение с род­ственниками больного ребенка.

Для подростковхарактерно:

- преобладание психологической доминанты возраста - ʼʼпри­тязание на взрослостьʼʼ;

- бравада как форма само­защиты при внутренней психологической ранимости;

- пренебрежи­тельное отношение к болезни, факторам риска.

Деонтологическая тактика - общение с учетом возрастных психологических особенностей, опоры на самостоятельность, взрослость подростка.

При работе с пациентами работоспособного возраста.

Необходимо, прежде всœего, познать личность пациента и ее индивидуальность. Выяснить отношение к болезни, медперсоналу, позицию на взаимодействие пациента с медперсоналом.

Деонтологическая тактика - ориентация на трудовую и социальную реабилитацию, выбор тактики общения проводить исходя из ВКБ, проведение коррекции неадекватных установок, психотерапию тревожно-мнитель­ных пациентов.

Для пациентамов пожилого и старческого возраста характерно:

- психологическая доминанта возраста - ʼʼуходящая жизньʼʼ, ʼʼприближение смертиʼʼ;

- чувства тоски, одиночества, нарастающая беспомощность;

- возрастные изменения: снижение слуха, зрения, памяти, суже­ние интересов, повышенная обидчивость, ранимость, снижение воз­можности самообслуживания;

- интерпретация болезни только че­рез возраст, отсутствие мотивации к лечению и выздоровлению.

Деонтологическая тактика - поддержание у пациента ощущения собственной значимости; подчеркнуто уважительное, тактическое, деликатное отношение, без фамильярности, приказного тона, нравоучений; ориентация на двигательную активность; мотивация на выздоровление.

Особенности общения с пациентом в стационаре

Заболевание, госпита­лизация выбивают человека из жизненной колеи, при этом он может чувствовать себя обиженным судьбой, несчастным. Его тревожат болезнь, возможные осложнения, прогноз, вынужденная крайне важно сть оставить работу, расста­вание с домом, незнакомое или малознакомое окружение, от кото­рого он к тому же становится зависим. При тяжелом состоянии, в случаях развития параличей, сильных болей, назначении строго­го постельного режима зависимость должна быть абсолютной.

Распорядок жизни пациента в стационаре определяют меди­цинские работники, сама жизнь пациента в стационаре ока­зывается исходя из их знаний, умений, ответственности, их доброты. При этом для пациента особенно значимы от­ношения, которые складываются у него со средними медицински­ми работниками, прежде всœего, с медсестрами, которые общаются с пациентами постоянно.

Взаимоотношения с пациентами следует строить исходя из возраста͵ про­фессии, общего культурного уровня, характера, настроения, тяжести и особенностей заболевания. Все мероприятия по лечению пациентов и уходу за ними сле­дует выполнять спокойно, точно, аккуратно, стараясь не раздражать их, не причиняя им боли, ни в коем случае не унижая их челове­ческого достоинства. Надо учитывать обычно свойственное паци­ентам чувство неловкости, досады в связи со своей беспомощно­стью и зависимостью.

Средний медработник должен знать, какой диагноз поставлен пациенту, почему врачом назначены те или иные лекарства, процедуры, лабораторные исследования. При этом в беседе с пациентом нужно проявлять осторожность, беседа должна носить успокаивающий характер. Размещено на реф.рфНи в коем случае нельзя ему говорить то, что может его огорчить и напугать. Недопустимо в процессе общения с ним говорить, что он сегодня плохо выглядит, что у него ʼʼввалились глазаʼʼ, плохие анализы.

Необходимо помнить, что при многих заболева­ниях у пациентов возникают те или иные особенности психиче­ской деятельности. Так, при атеросклерозе сосудов головного мозга возможны значительное снижение памяти, рассеянность, слабоду­шие, слезливость, обидчивость, эгоцентризм. Пациенты с патологией сердца часто испытывают чувство страха за свою жизнь, бывают настороженны, повышенно эмоциональны. При болезнях печени, желчного пузыря нередко отмечаются раз­дражительность, язвительность, озлобленность. При острых инфек­ционных заболеваниях, подоболочечном кровоизлиянии возможны эйфория, недооценка тяжести своего состояния. При высоком внут­реннем давлении пациент обычно вял, малоподвижен, пассивен, апатичен, на вопросы отвечает с промедлением, лаконично, как бы нехотя, часто пребывает в какой-нибудь фиксированной позе. Оп­ределœенные особенности психического состояния и поведенческих реакций свойственны многим эндокринологическим, онкологиче­ским и другим болезням, различным формам эндогенной интокси­кации, отравлений.

Значительные особенности имеет работа медсестры в детских отделœениях, т.к. пребывание в стационаре без матери является для детей суще­ственным психотравмирующим обстоятельством. Сложными бывают отношения медицинских работников с родственниками больных детей. Кратковременное общение с родите­лями иногда может лишь взволновать больного ребенка, кото­рый частично адаптировался к больничным усло­виям.

В общении с родственниками пациентов крайне важно быть тактичным, вежливым, делать всœе возможное, чтобы успокоить их, убедить в том, что пациенту делается всœе необходи­мое. Вместе с тем необходима достаточная твердость для того, чтобы не допустить нарушения родственниками установ­ленного в стационаре режима.

Подлинная культура общения необходима и в самом коллек­тиве медработников. Доброжелательность в отношениях с колле­гами и взаимопомощь обязательны для создания оптимального психологического климата в лечебном учреждении, для оказания полноценной медицинской помощи. При этом весьма существенное значение имеют дисциплини­рованность членов коллектива, соблюдение ими субординации.

  1. Общение в сложных конфликтных ситуациях.

Считается, что сложные межличностные, конфликтные ситуации, в т.ч. возникающие между медработниками и пациентами, в первую очередь обусловлены затруднениями в общении. Челове­ческое общение способно стать источником проблем, неудач, волнений, стеной, разделяющей людей. То, какими будут взаимоотно­шения людей, зависит от их психологической грамотности.

Столкновение интересов (потребностей) является истоком конфликтов, однако факторы, которые провоцируют конфликт, крайне разнообразны. К ним бывают отнесены характеро­логические особенности человека: пониженная самокритичность, предубеждение и зависть, корыстолюбие, эгоизм, желание подчи­нить других себе; его настроение, самочувствие, интеллект, знание и незнание психологии человека, психологии общения и т.д.

В итоге всœе, что составляет межличностную ситуацию общения, может выступать в роли конфликтогенного фактора, барьера в общении, создать сложную психологическую ситуацию.

Вероятность наступления конфликтов повышается при:

- несовместимости характеров и психологических типов;

- наличии темперамента холерика;

- отсутствии трех качеств: способности критически относиться к себе, терпимости к другим и доверии к другим.

Нередко причиной конфликта является неправильное поведе­ние участников общения. В конфликтной ситуации нельзя:

- критически оценивать партнера;

- приписывать ему плохие намерения;

- демонстрировать знаки превосходства;

- обвинять и приписывать ответственность за конфликт только партнеру;

- игнорировать его интересы;

- видеть всœе только со своей позиции;

- преувеличивать свои заслуги;

- раздражать, кричать, нападать;

- задевать ʼʼболевыеʼʼ точки партнера;

- обрушивать на партнера множество претензий.

Конфликты между медработником и пациентом бывают разделœены на реалистические и нереалистические.

Реалистические (предметные)- вызваны неудовлетворением требований или ожиданий участников общения, несправедливым распределœением обязанностей, преимуществ, такие конфликты направлены на достижение конкретных результатов и т.п.

Часто связаны с несовпадением ожиданий пациента и реальностью.

Нереалистические (беспредметные)- имеют целью открытое выражение накопившихся беспредметных эмоций, обид, враждебности, когда сам конфликт является целью. К примеру - предвзятое отношение к медицинской службе или к отдельному медработнику.

Даниэль Дена выделил три уровня конфликтов; стычки, стол­кновения и кризисы.

Под стычкамиподразумеваются незначительные конфликты, которые разрешаются или исчезают сами по себе и не влияют на способность отношений удовлетворять потребности участников. Пример - пациент после сде­ланного замечания вновь опоздал на процедуру.

Столкновение.Признаком конфликта этого уровня является продолжительное повторение одних и тех же аргументов по одному и тому же поводу; расширение круга причин, вызывающих ссоры; уменьшение желания сотрудничества с другим, уменьшение веры в доброе отношение другого человека; раздражение в течение нескольких часов, дней; появле­ние сомнений в правильности своего представления об этих от­ношениях. Пример - ситуация, в которой приходиться неоднократно исправлять ошибки коллеги, а на замечания он не ре­агирует и воспринимает их как результат придирчивости.

Кризис— такой уровень конфликта͵ который угрожает даль­нейшему продолжению отношений. Признаком конфликта этого уровня считается решение окончательно прервать отношения; опа­сения, что другой разорвет отношения в одностороннем порядке; чувство, что отношения носят нездоровый характер, опасения эмо­ционального срыва, в случае если они будут продолжаться; опасение фи­зического насилия.

Неумение находить выход из конфликтных ситуаций психологи называют барьером межличностного общения.

Барьеры общения — это те многочисленные факторы, кото­рые случат причиной конфликтов или способствуют им. Барьерами межличностного общения бывают: барьеры техники навыков общения, расхождение интересов, целœей, потребностей, способов деятельности, смысловые, языковые бартеры, предубеждения, пред­рассудки, социальные штампы, приписывание чуждых намерений собеседнику и др.

  1. Средства общения и использование их в психотерпевтических целях.

Содержательная сторона общения реализуется через способы и средства. Главным средством общения в человеческом обществе является язык, однако параллельно с ним широко используются и неречевые средства общения.

Для практической деятельности медработника характерна своя специфика вербального общения.

Эффективным считается простое, ясное, заслуживающее доверия, уместное сообщение, переданное в удачно выбранное время с учетом индивидуальных особенностей пациента. Под простотой понимают краткость, законченность фраз, понятность слов. Критерии ясности предполагают, что после получения сообщения пациент может однозначно ответить на вопрос, касающийся его дальнейших действий (что, как, сколько, где, когда, почему). Критерий ʼʼзаслуживающий доверияʼʼ очень важен для эффективного общения, на доверие к медработнику влияют – отношение к нему других медработников, знание медработником обсуждаемого вопроса, соблюдение конфиденциальности. Критерии ʼʼуместности сообщенияʼʼ и ʼʼудачный выбор времениʼʼ можно объединить в один – ʼʼуместностьʼʼ, что предполагает обращения внимания на пациента во время ожидания им врачебного обхода, выполнения манипуляций, процедур и т.п. Учёт индивидуальных особенностей пациента во время пребывания в ЛПУ крайне важен как критерий вербальной адекватности передачи информации. Именно он является мерой простоты, ясности, уместности, доверительности для конкретного пациента. К вербальным навыкам общения следует отнести также умение слушать, что предполагает наличие дисциплины, требует усилий.

С.В. Кривцова и Е.А. Мухаматулина выделяют активное, пассив­ное и эмпатическое слушание. Под активным они понимают слуша­ние, при котором на первый план выступает отражение информации, а под эмпатическим — отражение чувств.

Медработник в основном кон­тактирует с ослабленными людьми, которым порой трудно общать­ся с помощью слов, ᴛ.ᴇ. вербально. По этой причине они должны владеть навыками кодирования и декодирования невербальных сигналов, имеющих свою специфику при организации общения с пациентом. Вместе с тем, важно владеть и профессиональным языком тела. Важность языка тела обус­ловлена тем, пациенты не только испытывают боль или недомогание, но также могут тревожиться по поводу своих шансов на выздоровление, беспокоиться об оставленном доме и домочадцах и т.д. Одним словом, пациенты нуждаются в психологической под­держке и заботливом к себе отношении.

Применение невербальных средств общения в психотерапевтических целях со стороны медработника предполагает готовность к зрительному контакту, улыбке и другим положительным формам мимики, кивкам при выслушива­нии сетований пациента͵ открытые жесты, наклон корпуса в сторо­ну пациента͵ малую дистанцию и прямую ориентацию, а также ак­тивное использование прикосновений, выражающих поддержку (дер­жать за руку, обнимать за плечи, легонько прижимать к себе и т.п.), аккуратный внешний вид, тщательную синхронизацию процес­са общения с пациентом и использование ободряющих междоме­тий.

специальность ʼʼСестринское делоʼʼ

referatwork.ru

Модели отношения врач-пациент. Общие правила общения с пациентом

Коммуникация с пациентом, как правило, вызывает ряд определенных сложностей. Именно от врача зависит, насколько успешным будет первичный контакт, а значит, и само лечение. Существует ряд негласных правил и рекомендаций, как сделать прием комфортным и благополучным для обеих сторон. Разберемся, какие модели врач-пациент существуют и в чем их особенности.

Модели отношений врач-пациент

В науке (по классификации Роберта Вича) принято выделять четыре модели отношений врач-пациент.

Техническая модель. В данной модели пациент не рассматривается как личность, лечение становится технической процедурой. Главная задача врача – устранить неполадки и вернуть человека к действию.

Сакральная модель. Данную модель можно обозначить как взаимоотношения родителя и ребенка. Врач опекун сопереживает и морально поддерживает пациента, его задача – помочь и не навредить.

Коллегиальная модель. Пациент занимает активную позицию, является помощником и союзником врача. У них общая цель – преодолеть болезнь. В этой модели отношения врач согласует все решения с пациентом, не скрывая деталей болезни.

Контрактная модель. Пациент и врач несут равную ответственность за лечение, выступая в тандеме. Ведущим является врач, он назначает лечение, обосновывая свой выбор, пациент – рассказывает о процессе лечения, соблюдая рекомендации.

Образ врача – установка из детства

Одним из главных критериев удачного приема и дальнейшего лечения является расположение пациента к врачу. Однако часто случается так, что пациент приходит на прием заранее настроившись на то, что врач ему не поможет или даже ухудшит его состояние. В его сознании уже выработаны общие правила общения врача с пациентом, которым он, не осознавая, следует. Важно понимать, что корни такого поведения уходят в детство: у ребенка формируется стереотип врача, который должен обладать набором определенных качеств, чаще всего отрицательных. Задача врача – изменить отношение пациента, установить контакт.

Существует и другой вариант. Пациент наделяет врача качествами волшебника, не просто ждет, а требует от него помощи. Такое отношение является более благоприятным, однако нужно объяснить пациенту, что исход лечения зависит от него самого, его дисциплинированности и готовности следовать рекомендациям.

Каждый врач – психолог, нужно уметь понимать пациента, делать выбор – соответствовать или нет его представлениям.

Возможно, вам будет интересно

Общие правила общения с пациентом

Разберем несколько общих правил, касающихся общения врача с пациентом. Первичный прием – основной и самый сложный этап в становлении таких отношений. Во время первого приема врач помогает пациенту открыться, рассказать о том, что его беспокоит. Доктор должен показать заинтересованность, посылая невербальные сигналы, уточняя и поощряя поведение пациента. Данный эффект называется «психической вентиляцией» или освобождением. Коммуникативные навыки врача, умение проникнуться станут важными факторами при создании комфорта и взаимопонимания. По возможности не обрывайте рассказа, но не забывайте, что время приема ограничено.

Среди общих правил общения с пациентом упомянем также невербальные сигналы – они являются отличным способом расположить к себе пациента. Однако нужно быть осторожным, не стоит перегибать палку. Не нарушайте личного пространства пациента, не приближайтесь слишком близко, избегайте дружеских жестов, таких как похлопывание по плечу или рукопожатие. Вашим основным орудием должен стать зрительный контакт. Именно с помощью взгляда вы даете пациенту понять, что вы сопереживаете и хотите помочь.

Грамотно формулируйте вопросы, но не навязывайте пациенту свое мнение. Используйте разные виды вопросов. Например, вопросы открытого типа: «Расскажите, что Вас беспокоит?»; уточняющие «Как часто Вы испытываете неприятные ощущения?». Вопросы активного внушения «Вы испытываете боли после занятий спортом?»; пассивного-внушения «Вас беспокоит боли подобного типа?».

Реакция пациента будет меняться в зависимости от вопросов, он будет вспоминать и дополнять свой рассказ, что поможет при постановке диагноза и назначении правильного лечения.

www.dirklinik.ru

4.6 Эффективность общения с пациентом

Для повышения эффективности общения с пациентом нужно учитывать необходимость следующих качеств у медицинского работника.

Эмпатичность - это улавливание настроения человека, сопереживание его проблемам, выявление его установок и ожиданий, понятие его внутреннего мира.

Эмпатичный человек понимает любое чувство (гнев, печаль и радость), переживаемое другим человеком и выражает свое понимание этих чувств. Такое эмоциональное сопереживание является основой для возникновения внутренней близости.

Для лучшего понимания сущности эмпатии хочется привести высказывания ученых-педагогов:

«У личности развивается одна из самых тонких потребностей – в человеке»

В.А. Сухомлинский

«Чтобы понимать человека, надо уметь поставить себя в его положение надо перечувствовать его горе и радость»

Д.И. Писарев

Рефлексия - это осознание человеком того, как он сам воспринимается партнером по общению, осознание отношения партнера к себе. Если человек чувствует это, он может настроиться на волну партнера, вовремя закончить беседу, вовремя уйти (если чувствует, что его присутствие тягостно партнеру по общению). Рефлективный человек осознает и чувствует, нравится он или не нравится собеседнику, симпатичен он сам партнеру или неприятен, приятно его присутствие или пора удалиться.

Беседуя с пациентом, знакомясь с ним, собирая, анамнез медицинская сестра и врач должны быть рефлексивны, то есть осознавать, как пациент их принимает, как он к ним относится. Это не значит вести себя неестественно, чтобы непременно понравиться пациенту. Это значит сформировать у больного положительное эмоциональное отношение к себе, доверие, уважение.

Аттракция - «привлекать к себе». Аттракция, то есть искусство привлечения к себе, очень нужное при устройстве на работу (различные собеседования, кастинги), при знакомстве, желании обратить на себе внимание. Каждый человек сам выбирает себе приемы привлечения. Однако есть основные правила аттракции, выполнение которых гарантирует успех в общении с любым партнером. В медицинской практике это тоже может пригодиться, когда приходится работать с замкнутыми, необщительными больными, с теми, кто трудно вступает в контакт, не склонен беседовать. Медицинской сестре нужно обратить на себя внимание, «привлечь к себе» пациента, вести себя так, чтобы быть приятной, симпатичной для него.

Эти правила аттракции следующие.

Обращаться к человеку по имени. Имя собственное, то есть наше имя – это дорогая для каждого человека вещь, действительно «собственность», которую мы ценим и оберегаем. Очень мало встречается людей, которые не любили своего имени или хотели бы его сменить.

Поэтому, обращение к человеку по имени – это проявление к нему уважения, тепла, доброжелательности. Каждому человеку приятно, когда знают его имя и называют по имени или по имени – отчеству.

В жизни это нужно обязательно учитывать. Если нужно поговорить с человеком, следует заранее узнать его имя – отчество. Если собеседник моложе по возрасту, иногда можно просто называть его по имени (но не во всех ситуациях). Если вы не знаете имени собеседника (или забыли его), в начале беседы нужно вежливо сказать: «Напомните мне, пожалуйста, как вас зовут». Это будет партнеру гораздо приятнее, чем обратиться к нему _ «девушка», «женщина» и т.п. При обращении к больному нужно всегда заранее узнать его имя (амбулаторная карта, титульный лист истории болезни). Здороваясь с пациентом, нужно называть его по имени – отчеству, а затем представиться самому. Во время беседы желательно еще 2-3 раза, обращаясь к пациенту, назвать его по имени-отчеству. Это создает теплоту во взаимоотношениях и успокаивает пациента.

Улыбка.

Улыбка воспринимается человеком, партнером по общению, как сигнал «я ваш друг». Это мощный фактор социальной поддержки человека, с которым вы общаетесь.

Улыбка на лице врача или медицинской сестры очень влияет на общение с пациентом. Улыбка-это выражение одобрения, удовольствия, симпатии. Улыбающийся человек всегда воспринимается приветливым, доброжелательным, при знакомстве с пациентом, входя в палату, нужно улыбнуться больному, чтобы он чувствовал себя спокойнее и увереннее.

«Золотые слова» - комплимент. Слушать похвалу, одобряющие слова в свой адрес приятно каждому человеку. Но комплимент должен быть сказан вовремя, по существу и, самое главное, он должен быть искренним. В противном случае, человек выслушивающий комплимент в свой адрес ,чувствует крайнюю неловкость и даже раздражение. Комплимент должен быть сдержанным. Не следует чрезмерно расхваливать какое-либо качество личности, костюм, прическу, поступок. У скромных, либо робких, интровертированных людей это вызывает дискомфорт.

По отношению к пациенту комплименты нужно высказывать довольно осторожно. Например, вместо фразы: «Вы сегодня прекрасно выглядите», лучше сказать: «Вы сегодня выглядите лучше, бодрее, чем вчера».

Это звучит гораздо естественнее. Даже тяжелобольному можно сказать комплимент, то есть приятные для него слова или фразы. Это может касаться его состояния, настроения, аппетита, сна и т.д. например : « Мне нравится сегодня ваше бодрое настроение. Вы меня этим очень обрадовали». « Хорошо, что у вас появился аппетит, - это говорит о вашем выздоровлении». Нужно обязательно сказать о любом улучшении в состоянии больного, даже самом малозаметном. Для пациента важно любое ободряющее слово, любой сдержанный комплимент, хотя и немногословный, но очень значимый.

«Терпеливый слушатель».

Очень важно быть хорошим слушателем, научиться внимательно и терпеливо выслушивать собеседника.

Каждый человек знает, как приятно общаться, если в беседе тебя внимательно и заинтересованно слушают. «Активный слушатель » - это тот, который реагирует на обращенные к нему слова внимательным выражением лица, кивком головы, улыбкой. « Активный слушатель» задает вопросы по существу, сдержанно комментирует. Его поза и мимика говорят о его активном участии в беседе. Такой человек обязательно привлечет к себе собеседника своим умением слушать.

Это правило аттракции (привлечения) активно используется в обычном общении между партнерами. Чем внимательнее и терпеливее выслушивает собеседник своего партнера ( а тот, в свою очередь, делает тоже самое), тем привлекательнее собеседники друг для друга и тем эффективнее общение.

При работе с пациентом, особенно при первой встрече с ним, врач и медицинская сестра могут достаточно долго с ним беседовать. Во время беседы им приходится выслушивать больного, его рассказ о себе, своем заболевании, а иногда и о совсем посторонних вещах. Речь пациента может быть взволнованная, сумбурная, не совсем последовательная. Тем не менее, его нужно внимательно слушать, терпеливо направлять повествование в нужную сторону.

Смысл аттракции (привлечения) в этом случае заключается в том, чтобы стать для больного симпатичным, привлекательным, возбудить в нем искреннее доверие к себе с помощью правильно построенной беседы.

Проявить внимание к личной жизни, семье, интересам, увлечениям.

В беседе с человеком очень благоприятное на него впечатление оказывает внимание не только к самой теме беседы, но и к личности его самого. Это могут быть вопросы о детях, внуках, успехах в работе, учебе, спорте, проведении досуга, о хобби и т.д.

Если вы беседуете с пациентом, то спрашивая об этом, нужно очень хорошо чувствовать, не принесут ли эти вопросы огорчение, отрицательные эмоции человеку, не вызовут ли они волнение или слезы (например, при горестных воспоминаниях). Поэтому вопросы о личной жизни должны быть сдержанными.

Если же Вы знаете о жизни этого человека, уверены в том, чтобы ваши вопросы будут ему приятны, можете поговорить с ним на эти темы (дети, внуки, огород, домашние животные и т. д.). Пациенты старшего возраста особенно положительно отзываются на эти темы и остаются довольны беседой.

Когда разговор ведется с учетом желаний, вкусов, интересов партнера, в круге его увлечений, то общение будет эффективным и успешным. Партнеры будут привлекательны друг для друга и испытывать взаимную симпатию.

Ассертивность

Ассертивный способ поведения в общении предполагает следующее:

- человек, который общается, хорошо знает, что он хочет и чего не хочет

- он может это четко сформулировать, не испытывая при этом страха, смущения, неуверенности, иронии, дискомфорта.

Ассертивный человек:

- не действует в ущерб кому–то

- уважает права других людей

- не позволяет «вить из себя веревки»

- может добиться своего, не манипулируя людьми, не используя при этом приемы эмоционального шантажа (например, навешивая чувство вины)

- получая отказ, не замыкается в себе

- может найти компромисс, договориться при столкновении интересов.

Ассертивное поведение отличается ясностью и прямотой, оно предполагает существование искренних отношений. Ассертивный человек – сам творец своего душевного благополучия и счастья.

Ассертивное поведение и общение – лучший способ выяснения любых сложных проблем, не вступая в серьезный конфликт, уважая и признавая достоинства и недостатки друг друга.

Если между медицинским работником и пациентом устанавливается такое общение (разумеется, и медицинский работник и пациент – ассертивные люди, обладающие всеми вышеперечисленными качествами), то оно будет эффективным, установятся взаимопонимание, спокойные, доброжелательные, честные отношения, душевный комфорт.

studfiles.net

Общение с пациентом.

Психология Общение с пациентом.

просмотров - 1140

Тема №3.

  1. Специфика общения медработника и пациента.

Любая работа с людьми неразрывно связана с процессом и проблемами общения, оно пронизывает профессиональную деятельность медработников на любом уровне. Индивидуальные особенности психики пациента в условиях лечебных взаимоотношений и взаимодействий приходят в соприкосновение с психологическими свойствами медицинского работника. Целью такого контакта является помощь, оказываемая пациенту. Как у пациента͵ так и медработника существуют собственные мотивы взаимодействия, медперсоналу при этом принадлежит роль в обеспечении бесконфликтного взаимодействия.

Медперсонал среднего звена на протяжении длительного времени находится в непосредственном контакте с пациентом, в связи с этим может оказывать как положительное, так и отрицательное влияние на пациента. Задача медперсонала – максимально избегать ненужных негативных психологических воздействий, способствовать созданию психологического климата͵ благоприятно влияющего на процесс выздоровления.

Предпосылки взаимодействия больного и медработника формируются в зависимости от ряда факторов, обуславливающих ожидания больного:

1. предварительной информации о медработнике

2. репутации медицинского учреждения

3. «дороги» в мед. учреждение

Для эффективного и бесконфликтного взаимодействия с пациентами крайне важно наличие такого психологического параметра как коммуникативная компетентность.

Коммуникативная компетентность –способность устанавливать и поддерживать необходимые контакты с людьми, которая подразумевает достижение взаимопонимания между партнерами по общению, осознание ситуации и предмета общения. Она рассматривается также как система внутренних ресурсов, направленная на построение эффективной коммуникации в ситуции межличностного взаимодействия. Некомпетентность в общении способна нарушить диагностический и лечебный процесс.

Характеристики медработника, предрасполагающие к успешному общению с пациентом:

- эмпатия

- акцептация (безусловное принятие больного)

- аутентичность или самоконгруэнтность (естественность поведения, согласованность чувств и их выражения, искренность).

Состояние эмпатии является наряду с объективным чувством психологического контакта между медработником и пациентом одним показателœей того, что понимающее общение состоялось.

Эмпатия (от английского empathy - чувствование) - это спо­собность чувствовать эмоциональное состояние другого человека, точно воспринимать смысловые оттенки его внутреннего мира, способность взглянуть на обстоятельства глазами собеседника. Эмпатия не предполагает обязательного активного вмешательства с целью оказания действенной помощи другому. Она подразуме­вает лишь вхождение в личный мир другого, деликатное пребывание в нем без его оценивания. Эмпатию следует отличать от эмо­циональной идентификации (уподобления, идентификации себя с другим, с его эмоциональным состоянием) и от сочувствия (пере­живания по поводу чувств другого). В случае если возникает состояние идентификации с эмоци­ональным состоянием пациента͵ то медработник теряет способность профес­сионально работать и ему требуется психологическая помощь.

Процесс общения с больным начинается с выбора дистанции взаимодействия, она должна быть такой, чтобы пациент чувствовал себя комфортно и безопасно. При изменении дистанции, особенно при ее сокращении, желательно объяснить свои действия, чтобы избежать нарастание психологического напряжения и агрессии. Пациент, находясь в ситуации стресса, обусловленного болезнью, нуждается в фиксированной территории, принадлежащей только ему. Позитивное взаимодействие зависит не только от территории, но и от социального статуса пациентов, их возрастной однородности.

Модели взаимодействия медработника и пациента.

Руководство – авторитарная модель, при пассивной роли больного в лечебном процессе, когда медработник исходит исключительно из своих профессиональных знаний, представлений о крайне важности лечебных мероприятий.

Партнерство- сотрудничество в вопросах лечения, разделœение ответственности за результаты обследования и лечения между медработником и пациентом.

Контрактная – сотрудничество на основе взаимных обязательств, обозначенных задач, ожидаемых результатов. Применяется в условиях платной медицины.

В общении медсестры и пациента͵ в процессе установления с ним отношений И. Харди выделяет три этапа, характерных для стационарного лечения:

1. ориентация – больной и медсестра знакомятся друг с другом.

2. развернутый этап – может иметь место сотрудничество друг с другом.

3. завершающий этап – этап выписки, связан с утратой чувства защищенности у больного.

Общие правила общения с пациентом.

1. Проявление искреннего интереса к пациенту.

2. понимание достоинств пациента и максимальное одобрение – похвала, подчеркивание значимости.

3. Понимание смысла его поступков вместо огульной критики.

4. Доброжелательность, приветливость.

5. Обращение к пациентам по имени и отчеству, первоочередное представление себя, использование бейджера.

6. Умение вести разговор в круге интересов собеседника.

7. Умение внимательно слушать и дать возможность пациенту «выговориться».

8. Умение уважать мнение собеседника, без настойчивого навязывания своего мнения.

9. Умение указать пациенту на его ошибки, не нанося обиды.

10. Умение правильно формулировать вопросы и помочь вербализовать свое состояние пациенту.

11. Общаться с пациентом так, как бы медработник хотел, чтобы обращались с ним в случае заболевания.

12. Использовать оптимальные невербальные методы общения – спокойный тембр голоса, плавные жесты, правильная дистанция, знаки одобрения (похлопывание, ласковое дотрагивание) и т.п.

  1. Общение с пациентами разных возрастных групп, пациентами в стационаре.

Основными условиями эффективности профессионального об­щения медработника являются: демонстрация доброжелательности, такта͵ внима­ния, интереса, профессиональной компетентности.

Необходимо знать особенности психологическо­го отражения своего состояния пациентами разного возраста и осуществлять соответственно по отношению к ним деонтологическую тактику общения.

Для детей дошкольного возрастахарактерно:

- отсутствие осознания болезни в целом;

- неумение формулировать жалобы;

- сильные эмоциональные реакции на отдельные симптомы бо­лезни;

- восприятие лечебных и диагностических процедур как устра­шающих мероприятий;

- усиление дефектов характера, воспитания ребенка в период болезни;

- чувство страха, тоски, одиночества в стенах лечебного учреждения, вдали от родителœей.

Деонтологическая тактика - эмоциональное теплое отноше­ние, от­влечение от болезни, организация нешумных игр, чтение, проведе­ние процедур с уговорами., профессиональное обращение с род­ственниками больного ребенка.

Для подростковхарактерно:

- преобладание психологической доминанты возраста - «при­тязание на взрослость»;

- бравада как форма само­защиты при внутренней психологической ранимости;

- пренебрежи­тельное отношение к болезни, факторам риска.

Деонтологическая тактика - общение с учетом возрастных психологических особенностей, опоры на самостоятельность, взрослость подростка.

При работе с пациентами работоспособного возраста.

Необходимо, прежде всœего, познать личность пациента и ее индивидуальность. Выяснить отношение к болезни, медперсоналу, позицию на взаимодействие пациента с медперсоналом.

Деонтологическая тактика - ориентация на трудовую и социальную реабилитацию, выбор тактики общения проводить в зависимости от ВКБ, проведение коррекции неадекватных установок, психотерапию тревожно-мнитель­ных пациентов.

Для пациентамов пожилого и старческого возраста характерно:

- психологическая доминанта возраста - «уходящая жизнь», «приближение смерти»;

- чувства тоски, одиночества, нарастающая беспомощность;

- возрастные изменения: снижение слуха, зрения, памяти, суже­ние интересов, повышенная обидчивость, ранимость, снижение воз­можности самообслуживания;

- интерпретация болезни только че­рез возраст, отсутствие мотивации к лечению и выздоровлению.

Деонтологическая тактика - поддержание у пациента ощущения собственной значимости; подчеркнуто уважительное, тактическое, деликатное отношение, без фамильярности, приказного тона, нравоучений; ориентация на двигательную активность; мотивация на выздоровление.

Особенности общения с пациентом в стационаре

Заболевание, госпита­лизация выбивают человека из жизненной колеи, при этом он может чувствовать себя обиженным судьбой, несчастным. Его тревожат болезнь, возможные осложнения, прогноз, вынужденная крайне важность оставить работу, расста­вание с домом, незнакомое или малознакомое окружение, от кото­рого он к тому же становится зависим. При тяжелом состоянии, в случаях развития параличей, сильных болей, назначении строго­го постельного режима зависимость может быть абсолютной.

Распорядок жизни пациента в стационаре определяют меди­цинские работники, сама жизнь пациента в стационаре ока­зывается в зависимости от их знаний, умений, ответственности, их доброты. При этом для пациента особенно значимы от­ношения, которые складываются у него со средними медицински­ми работниками, прежде всœего, с медсестрами, которые общаются с пациентами постоянно.

Взаимоотношения с пациентами следует строить в зависимости от возраста͵ про­фессии, общего культурного уровня, характера, настроения, тяжести и особенностей заболевания. Все мероприятия по лечению пациентов и уходу за ними сле­дует выполнять спокойно, точно, аккуратно, стараясь не раздражать их, не причиняя им боли, ни в коем случае не унижая их челове­ческого достоинства. Надо учитывать обычно свойственное паци­ентам чувство неловкости, досады в связи со своей беспомощно­стью и зависимостью.

Средний медработник должен знать, какой диагноз поставлен пациенту, почему врачом назначены те или иные лекарства, процедуры, лабораторные исследования. При этом в беседе с пациентом нужно проявлять осторожность, беседа должна носить успокаивающий характер. Ни в коем случае нельзя ему говорить то, что может его огорчить и напугать. Недопустимо в процессе общения с ним говорить, что он сегодня плохо выглядит, что у него «ввалились глаза», плохие анализы.

Необходимо помнить, что при многих заболева­ниях у пациентов возникают те или иные особенности психиче­ской деятельности. Так, при атеросклерозе сосудов головного мозга возможны значительное снижение памяти, рассеянность, слабоду­шие, слезливость, обидчивость, эгоцентризм. Пациенты с патологией сердца часто испытывают чувство страха за свою жизнь, бывают настороженны, повышенно эмоциональны. При болезнях печени, желчного пузыря нередко отмечаются раз­дражительность, язвительность, озлобленность. При острых инфек­ционных заболеваниях, подоболочечном кровоизлиянии возможны эйфория, недооценка тяжести своего состояния. При высоком внут­реннем давлении пациент обычно вял, малоподвижен, пассивен, апатичен, на вопросы отвечает с промедлением, лаконично, как бы нехотя, часто пребывает в какой-нибудь фиксированной позе. Оп­ределœенные особенности психического состояния и поведенческих реакций свойственны многим эндокринологическим, онкологиче­ским и другим болезням, различным формам эндогенной интокси­кации, отравлений.

Значительные особенности имеет работа медсестры в детских отделœениях, т.к. пребывание в стационаре без матери является для детей суще­ственным психотравмирующим обстоятельством. Сложными бывают отношения медицинских работников с родственниками больных детей. Кратковременное общение с родите­лями иногда может лишь взволновать больного ребенка, кото­рый частично адаптировался к больничным усло­виям.

В общении с родственниками пациентов крайне важно быть тактичным, вежливым, делать всœе возможное, чтобы успокоить их, убедить в том, что пациенту делается всœе необходи­мое. Вместе с тем необходима достаточная твердость для того, чтобы не допустить нарушения родственниками установ­ленного в стационаре режима.

Подлинная культура общения необходима и в самом коллек­тиве медработников. Доброжелательность в отношениях с колле­гами и взаимопомощь обязательны для создания оптимального психологического климата в лечебном учреждении, для оказания полноценной медицинской помощи. При этом весьма существенное значение имеют дисциплини­рованность членов коллектива, соблюдение ими субординации.

  1. Общение в сложных конфликтных ситуациях.

Считается, что сложные межличностные, конфликтные ситуации, в том числе возникающие между медработниками и пациентами, в первую очередь обусловлены затруднениями в общении. Челове­ческое общение способно стать источником проблем, неудач, волнений, стеной, разделяющей людей. То, какими будут взаимоотно­шения людей, зависит от их психологической грамотности.

Столкновение интересов (потребностей) является истоком конфликтов, однако факторы, которые провоцируют конфликт, крайне разнообразны. К ним бывают отнесены характеро­логические особенности человека: пониженная самокритичность, предубеждение и зависть, корыстолюбие, эгоизм, желание подчи­нить других себе; его настроение, самочувствие, интеллект, знание и незнание психологии человека, психологии общения и т.д.

В итоге всœе, что составляет межличностную ситуацию общения, может выступать в роли конфликтогенного фактора, барьера в общении, создать сложную психологическую ситуацию.

Вероятность наступления конфликтов повышается при:

- несовместимости характеров и психологических типов;

- наличии темперамента холерика;

- отсутствии трех качеств: способности критически относиться к себе, терпимости к другим и доверии к другим.

Нередко причиной конфликта является неправильное поведе­ние участников общения. В конфликтной ситуации нельзя:

- критически оценивать партнера;

- приписывать ему плохие намерения;

- демонстрировать знаки превосходства;

- обвинять и приписывать ответственность за конфликт только партнеру;

- игнорировать его интересы;

- видеть всœе только со своей позиции;

- преувеличивать свои заслуги;

- раздражать, кричать, нападать;

- задевать «болевые» точки партнера;

- обрушивать на партнера множество претензий.

Конфликты между медработником и пациентом бывают разделœены на реалистические и нереалистические.

Реалистические (предметные)- вызваны неудовлетворением требований или ожиданий участников общения, несправедливым распределœением обязанностей, преимуществ, такие конфликты направлены на достижение конкретных результатов и т.п.

Часто связаны с несовпадением ожиданий пациента и реальностью.

Нереалистические (беспредметные)- имеют целью открытое выражение накопившихся беспредметных эмоций, обид, враждебности, когда сам конфликт является целью. К примеру - предвзятое отношение к медицинской службе или к отдельному медработнику.

Даниэль Дена выделил три уровня конфликтов; стычки, стол­кновения и кризисы.

Под стычкамиподразумеваются незначительные конфликты, которые разрешаются или исчезают сами по себе и не влияют на способность отношений удовлетворять потребности участников. Пример - пациент после сде­ланного замечания вновь опоздал на процедуру.

Столкновение.Признаком конфликта этого уровня является продолжительное повторение одних и тех же аргументов по одному и тому же поводу; расширение круга причин, вызывающих ссоры; уменьшение желания сотрудничества с другим, уменьшение веры в доброе отношение другого человека; раздражение в течение нескольких часов, дней; появле­ние сомнений в правильности своего представления об этих от­ношениях. Пример - ситуация, в которой приходиться неоднократно исправлять ошибки коллеги, а на замечания он не ре­агирует и воспринимает их как результат придирчивости.

Кризис— такой уровень конфликта͵ который угрожает даль­нейшему продолжению отношений. Признаком конфликта этого уровня считается решение окончательно прервать отношения; опа­сения, что другой разорвет отношения в одностороннем порядке; чувство, что отношения носят нездоровый характер, опасения эмо­ционального срыва, если они будут продолжаться; опасение фи­зического насилия.

Неумение находить выход из конфликтных ситуаций психологи называют барьером межличностного общения.

Барьеры общения — это те многочисленные факторы, кото­рые случат причиной конфликтов или способствуют им. Барьерами межличностного общения бывают: барьеры техники навыков общения, расхождение интересов, целœей, потребностей, способов деятельности, смысловые, языковые бартеры, предубеждения, пред­рассудки, социальные штампы, приписывание чуждых намерений собеседнику и др.

  1. Средства общения и использование их в психотерпевтических целях.

Содержательная сторона общения реализуется через способы и средства. Главным средством общения в человеческом обществе является язык, однако параллельно с ним широко используются и неречевые средства общения.

Для практической деятельности медработника характерна своя специфика вербального общения.

Эффективным считается простое, ясное, заслуживающее доверия, уместное сообщение, переданное в удачно выбранное время с учетом индивидуальных особенностей пациента. Под простотой понимают краткость, законченность фраз, понятность слов. Критерии ясности предполагают, что после получения сообщения пациент может однозначно ответить на вопрос, касающийся его дальнейших действий (что, как, сколько, где, когда, почему). Критерий «заслуживающий доверия» очень важен для эффективного общения, на доверие к медработнику влияют – отношение к нему других медработников, знание медработником обсуждаемого вопроса, соблюдение конфиденциальности. Критерии «уместности сообщения» и «удачный выбор времени» можно объединить в один – «уместность», что предполагает обращения внимания на пациента во время ожидания им врачебного обхода, выполнения манипуляций, процедур и т.п. Учет индивидуальных особенностей пациента во время пребывания в ЛПУ крайне важен как критерий вербальной адекватности передачи информации. Именно он является мерой простоты, ясности, уместности, доверительности для конкретного пациента. К вербальным навыкам общения следует отнести также умение слушать, что предполагает наличие дисциплины, требует усилий.

С.В. Кривцова и Е.А. Мухаматулина выделяют активное, пассив­ное и эмпатическое слушание. Под активным они понимают слуша­ние, при котором на первый план выступает отражение информации, а под эмпатическим — отражение чувств.

Медработник в основном кон­тактирует с ослабленными людьми, которым порой трудно общать­ся с помощью слов, ᴛ.ᴇ. вербально. По этой причине они должны владеть навыками кодирования и декодирования невербальных сигналов, имеющих свою специфику при организации общения с пациентом. Вместе с тем, важно владеть и профессиональным языком тела. Важность языка тела обус­ловлена тем, пациенты не только испытывают боль или недомогание, но также могут тревожиться по поводу своих шансов на выздоровление, беспокоиться об оставленном доме и домочадцах и т.д. Одним словом, пациенты нуждаются в психологической под­держке и заботливом к себе отношении.

Применение невербальных средств общения в психотерапевтических целях со стороны медработника предполагает готовность к зрительному контакту, улыбке и другим положительным формам мимики, кивкам при выслушива­нии сетований пациента͵ открытые жесты, наклон корпуса в сторо­ну пациента͵ малую дистанцию и прямую ориентацию, а также ак­тивное использование прикосновений, выражающих поддержку (дер­жать за руку, обнимать за плечи, легонько прижимать к себе и т.п.), аккуратный внешний вид, тщательную синхронизацию процес­са общения с пациентом и использование ободряющих междоме­тий.

специальность «Сестринское дело»

Читайте также

  • - Общение с пациентом.

    Тема №3. Специфика общения медработника и пациента. Любая работа с людьми неразрывно связана с процессом и проблемами общения, оно пронизывает профессиональную деятельность медработников на любом уровне. Индивидуальные особенности психики пациента в условиях... [читать подробенее]

  • - На тему № 4 «Общение с пациентом».

    Вторичные факторы ФАКТОР «F1» «—». Низкая тревожность Жизнь в целом удовлетворяет, способен достичь желаемого, но слабая мотивация и отсюда неспособность к достижению трудных целей. «+». Высокая тревожность, но не обязательно невротик, так как тревога может быть... [читать подробенее]

  • oplib.ru