Почему важно писать красиво? Тонкости образования. Почему нужно грамотно и аккуратно писать


Зачем нам уметь грамотно писать и что означает быть грамотным

Зачем нам уметь грамотно писать?

Совсем свежий случай из моей практики — сегодня проводила собеседование на позицию «Менеджер по сертификации», и, как обычно, просила заполнить две анкеты (информационного характера, и с вопросами о знаниях в сфере продаж). Соискательница, милая девушка 24 лет, похвасталась, что на 5 закончила институт, экономический факультет. Ну, отлично! — подумала я, так как первая часть собеседования прошла удачно. Все впечатление смазали эти злополучные анкеты…

Кстати, я всегда их использую еще и для того, чтобы увидеть, как человек пишет. Деловая переписка менеджера с клиентом отражает лицо компании, согласитесь. Что вы думаете, «сним» пишем вместе, «договориться о встречи« пишем с ошибкой на конце слова, «не нуждаюсь в поддержки» — такая же ошибка!!! Она не умеет грамотно писать! Конечно, теперь эта девушка будет однозначно иметь меньше шансов, устраиваясь на подобную работу и в других компаниях.

Что означает — уметь  грамотно писать?

Были времена, 1-2 века назад,  когда люди были безграмотными. Перед ними стояли совершенно другие задачи, ничего общего с грамотностью не имеющие. Так вот, среди них встречались «Грамотеи», это такие люди, которые были обучены грамоте и умели читать и писать. К ним-то и ходил весь безграмотный народ, чтобы вместо плюсика записать фамилию, какой-либо документ составить, письмо прочитать. Со временем, грамотеев становилось все больше, а тот, кто умел только читать, считался полуграмотным.

Конечно, и в наши дни сложно будет отыскать человека, не умеющего писать и читать. Зато можно оценить степень грамотности человека, от того, насколько хорошо он владеет навыками чтения и письма на родном языке. По сути, грамотностью можно считать знание исключений из правил. И чем раньше мы начнем изучать правила для того, чтобы узнать обо всех исключениях, тем правильнее мы будем писать впоследствии.

Сегодня, в 21 веке, быть грамотным  — значит быть образованной личностью. В настоящее время считается, что грамотность — это тот фундамент, на котором строится все развитие личности.

Зачем нужно уметь грамотно писать?

Каждый может по-разному ответить на этот вопрос. Я считаю, что уметь грамотно писать нужно для того, чтобы правильно, а не двояко, понимать друг друга. Правила и законы для того и существуют, чтобы люди жили и созидали в соответствии с ними. На мой взгляд — это причина № 1.

Причина № 2. Для того чтобы уважать и сохранять законы, традиции и культуру русского языка и своего народа.

Причина № 3. Грамотность — это мощный инструмент, и с другой стороны — мощное орудие, с помощью которого можно управлять. Хотите иметь в свое арсенале такой инструмент? Становитесь грамотным.

Причина № 4. Как написали семиклассники в сочинении на тему «Зачем нужно уметь писать грамотно» — для того, чтобы тебя взяли на хорошую работу. Отрадно, что детки уже многое понимают.

Причина № 5. Есть хорошее мнение, что первое впечатление о человеке складывается от того, какая на нем обувь. Чистая, ухоженная, или грязная и немытая — почувствуйте разницу сами. Какую обувь вы станете с бОльшим удовольствием носить? Точно так же дело обстоит и с грамотностью. Как только видишь, что человек неправильно пишет (я не имею в виду оЧеПЯтки, я имею в виду закономерности), так сразу же меняется к нему отношение. С плюса на минус.

Безусловно, своим образованием нужно заниматься. Для кого-то это может быть сложной задачей, не спорю. Но даже медленное движение всегда лучше любого застоя. И если тренироваться и работать над собой, то результат обязательно появится. (Вопрос на засыпку: слово «появится» в этом случае правильно написано? Мягкий знак в глаголах — вечная российская проблема).

Как научиться писать грамотно?

Вы думаете, я вам открою Америку? Вы и так все это знаете. Итак, что нужно делать на мой взгляд:

Много читать. Очень много читать. Очень-очень много читать. Сначала Вы будете читать, затем воспринимать, после — запоминать слова, фразы и предложения, которые потом уже будете воспроизводить на бумаге на подсознательном уровне.

Читать вслух. Механизм примерно такой же. Паузы, прямая речь, обороты, интонация — все это способствует запоминанию прочитанного.

Конспектировать. Отличный навык, который приобретается в течение долгого времени. Главное, научиться конспектировать без ошибок, часто сверяясь с оригиналом.

Переписывать. Многие мастера копирайтинга советуют, нет, даже настоятельно рекомендуют и заставляют своих учеников переписывать тексты. Для того, чтобы научиться писать продающие письма, нужно взять тексты известных мастеров своего дела и переписать их тысячи раз. Между прочим, это очень правильный совет. Этот навык отшлифует знание правил написания слов и предложений, и научит писать грамотно.

Научиться печатать. Я проходила курс «Слово на клавиатуре» Шахиджаняна, и где-то после 20-го урока мне уже не хотелось допускать ошибки — уж очень длинные тексты надо было перепечатывать заново. Прочтите об этом в моей статье «Научись печатать быстро».

По-моему, самообразование — посильная задача для любого человека. Ведь все эти действия должны выполняться нами еще со школьной скамьи. Но главное, на этом останавливаться нельзя ни в коем случае. После школы только начинается глубокое познание и изучение родного языка: у каждого из нас появляется своя профессиональная сфера деятельности, в которой мы должны уметь грамотно объясняться на профессиональном языке. А в школе этому нас не учат.

К большому сожалению, наш народ, особенно подрастающее поколение, в общей своей массе — безграмотен. И вы знаете, это очень выгодно власть имущим — безграмотным народом легче управлять! Это же аксиома: если ты не умеешь грамотно писать, значит ты очень многого не знаешь. А раз ты многого не знаешь, то тебя и облапошить будет нетрудно.

Вывод напрашивается сам собой. Надо учиться управлять собой и своей собственной жизнью. И нести за это личную ответственность. Если мы хотим быть грамотными, образованными людьми, то умение грамотно писать и говорить, должно быть обязательным качеством. От этого напрямую зависит наша успешность.

P.S. Пойду проверю свою статью на грамотность. А то окажется, что автор — «грамотейка» еще та, ошибок полно, а пишет о том, чего сама не умеет. Но страстно желаю себе и другим — легко писать любые тексты грамотно и без ошибок!

Предлагаю, «не отходя от кассы», пройти урок грамотности. Смотрите Хит-парад тотальных ошибок!

Если вы хотите найти не менее интересные мои статьи, то вам — сюда! Копилка эффективных советов
В этой же рубрике:
Я согласен на обработку моих персональных данных в соответствии с Пользовательским соглашением

kopilkasovetov.com

Зачем писать грамотно? - Алина

Зачастую мы можем видеть людей, которые просто бравируют нарочитой безграмотностью, так что уж говорить о тех, кто безграмотными словечками просто прикрывает безграмотность реальную. Итак, зачем же нам писать грамотно?

Для того чтобы понять данную тему, нам нужно сначала определить, что же такое грамотность. Грамотность — степень владения человеком навыками письма и чтения на родном языке. Традиционно под словом «грамотный» подразумевают человека, умеющего читать и писать на каком-либо языке. В современном смысле это означает способность писать согласно установленным нормам грамматики и правописания.

В наш век высоких технологий мы можем не владеть основными правилами  русского языка – специальная программа Word вычитывает опечатки сама. Общаться в Интернете можно абсолютно свободно, для этого не нужно иметь специального филологического образования – все пользователи смотрят на ошибки других весьма благосклонно. А даже если на нашем пути и встречаются филологи, то они редко исправляют эти ошибки. Из всего этого можно сделать вывод, что современная молодежь обесценивает русский язык, делая даже в простых словах, предложениях неимоверное количество ошибок. Однако, это не так: в основном своем большинстве молодежь стремится к грамотности если не идеальной, то относительной – знание основ орфографии и пунктуации.

Что же заставляет людей становиться грамотнее, изучать наш родной язык?

Во-первых, безусловно, влияет введенный, обязательный для всех, Единый Государственный Экзамен по русскому языку. Не многим молодым людям хочется получить малое количество баллов по экзамену, желание большинства школьников девятых и одиннадцатых классов – получить наивысший балл, например, чтобы продолжить обучение в школе, либо чтобы поступить на бюджетное место в институте. Таким образом, Единый Государственный Экзамен является стимулом к изучению русского языка для всех граждан в возрасте от 6-7 до 17-18 лет – т.е., основная категория населения Российской Федерации.

Во-вторых, идеальное владение русским языком считается также и показателем престижа, высокого социального положения. В наше время считается, что известные люди близки к идеалу, их положение обязывает их к грамотности. Людям хочется подражать этому человеку, в наших глазах этот человек возносится до небес. Но как только мы видим ошибку в каких-либо текстах, написанных эти человеком, ошибки в произношении слов, мы сразу же меняем о нем свое мнение совсем не в лучшую сторону.

В-третьих, грамотность выступает как показатель ума человека. Видя, что человек правильно пишет и говорит, то мы подсознательно делаем вывод, что он начитан, а, следовательно, умен. Видя же как-либо ошибки, мы нередко определяем человека, как недалекого, несмотря на наличие у него каких-нибудь других важных заслуг. В нашем подсознании живет стереотип, что талантливый человек талантлив во всем.

В-четвертых, многие профессии связаны со знанием языка, ведь приходится что-то писать, печатать, объяснять, проводить собрания, конференции, где хотя бы элементарные знания языка просто необходимы. Ведь людям приятнее общаться с человеком, который в совершенстве знает свой родной язык.

В-пятых, мы можем назвать грамотность своего рода творчеством. Владея русским языком, зная его нюансы, можно создавать бесценные творения. Как правило, грамотный человек увлечен своими знаниями, ему хочется творить, делиться с миром своим творчеством.

В-шестых, грамотность хорошо сказывается на нашей памяти. Например, запоминание словарных слов улучшает память.

В-седьмых, если ни у кого из нашего поколения не будет грамотности, то кто же будет поступать на филологические факультеты? Кто будет учителем русского языка? Кто будет учить наших детей, внуков? Если этого не будет, то не будет и грамотности как таковой.

Обобщая все вышеперечисленное, нужно быть грамотным человеком для того, чтобы: быть умным, развитым человеком с которым приятно общаться; чтобы иметь успех на работе; чтобы другие поколения не были безграмотными; проявлять свои таланты, делиться своими мыслями с другими людьми.

В наше время практически ко всему можно применить понятие «эрзац»: есть эрзац-любовь, эрзац-шерсть, эрзац-кожа и т.д. Но возможно ли существование эрзац-грамотности? Конечно же, нет. Свою грамотность невозможно подделать, грамотность – одна из немногих вещей, которая не зависит от времени, взглядов на нее, моды, в конце концов. Грамотность – это качество, нужное каждому человеку. Как сказал великий писатель Оскар Уайльд: «Три письма, которые вы мне написали после нашего разрыва, так хороши и в них так много орфографических ошибок, что я до сих пор не могу удержаться от слез, когда перечитываю их». Так вот, чтобы добиться уважения у людей, стать по-настоящему умным, талантливым человеком, который ценит свои корни, свою Родину, нужно быть грамотным человеком, способным помочь своему государству.

Главное: нужно помнить, что русский язык – это основной инструмент, который требует бережного к нему обращения.

Решила поделиться своим эссе, написанным для  КФ РГГУ. Надеюсь, что имею на это право. 

dentelleoffrost.livejournal.com

Зачем писать грамотно?

В поисках ответа Елена обратилась за помощью к Всемирной паутине и обнаружила его в небольшой статье Дмитрия Быкова «Орфография как закон природы». Оказалось, что именно этот текст был текстом «Тотального диктанта» 2011 года…

Знакомьтесь, Елена ТУМАНОВА, филолог, организатор таких крупных городских акций, как «Тотальный диктант», «Библионочь», «Библиолето», и просто девушка, влюбленная в русское слово. Увлекается изучением родного языка Елена с детства. Еще в шестом классе она твердо решила поступать на филологический факультет, в одиннадцатом победила в областной олимпиаде по русскому языку, а на втором курсе стала обладателем Гран-при всероссийского конкурса «Молодой литератор».

– Елена, так зачем человеку быть грамотным?

– Грамотность – это портрет человека. Или, по словам того же Быкова, «высшая форма вежливости». Сейчас общение людей переместилось в интернет, и значительная масса речевых коммуникаций – это текст. По тому, как человек пишет, как общается, можно сделать определенные выводы о нем. Если какой-либо специалист заявляет о себе и своей деятельности на просторах Сети и делает это безграмотно, то уже можно подумать: а стоит ли к нему обращаться?

– В чем, по-твоему, причина массовой безграмотности? Большинство ошибок, которые допускают пользователи на форумах, в блогах, не оправдаешь ни сбоем программы, ни опечатками.

– Думаю, большую роль играет школа, которая теперь не вполне ориентирована на воспитание грамотного поколения. Основная цель школьников сейчас – сдать экзамен в виде тестов, а не написать грамотный, связный текст. Ребята крайне мало читают, и это ключевая проблема, с которой нужно бороться. В том числе и с помощью таких акций, как «Тотальный диктант» и «Библионочь».

Когда человек начинает читать рано и много, ему впоследствии практически не нужно учить правила, где ставить знаки препинания и какие буквы писать, – он воспринимает эти правила из книг, часто бессознательно. Причем читать необходимо качественную литературу, а не форумы и блоги. Только так воспитывается языковое чутье. Воспитывать литературный вкус нужно на проверенных временем и читателями текстах. Хотя к содержанию школьной программы по литературе у специалистов давно много вопросов. Нынешним подросткам малопонятны и «Ревизор», и «Горе от ума». Это другая эпоха, другие реалии, другой язык.

И еще одна причина безграмотности – не всеобщей, кстати, но довольно ощутимой – в том, что люди вообще мало задумываются над тем, что и как они пишут. Доверяют компьютерным программам, когда-то полученным знаниям. Привычка задумываться о том, что и как ты пишешь, не развита или утрачена. И боюсь, что современная школа с ее тестами этот навык не всегда прививает.

– Мы с тобой еще из того поколения, когда сдавали классические экзамены: сочинение, диктант. Натаскивание на решение тестов тоже ведь как-то отражается на уровне грамотности. В лучшую ли сторону?

– Насколько я знаю, преподаватели в вузах, особенно на гуманитарных факультетах, сейчас хватаются за головы: после ЕГЭ в институты приходят ребята, некоторые из которых похожи на инопланетян. Они не чувствуют язык. Опять же можно не знать правил, но интуитивно чувствовать язык и писать грамотно. А этого у ребят, которые готовятся к ЕГЭ, очень часто нет.

Я помню, как готовилась на филологический по шикарным диктантам, составленным для абитуриентов юридического факультета, наслаждаясь каждым текстом. А многочасовые сочинения? Это же умение излагать свои мысли цельно, связно, грамотно. Теперь же идет натаскивание на шаблоны. Письменная часть ЕГЭ по русскому языку – это четкая схема: ни шагу в сторону, пространство для творчества в ней, конечно, небольшое.

Я своим ученикам часто напоминаю: вы изучаете не просто русский язык, вы изучаете структуру языка вообще. Какой бы европейский язык вы ни начали учить, вам понадобится понимать его строение, отличать подлежащее от сказуемого, предлог от союза. Изучайте основы языкознания на основе русского – это же значительно проще! Сейчас многие дети не могут выделить в предложении грамматическую основу. А уж причастный оборот с деепричастным вместе – это, что называется, темный лес. Отсюда и неумение правильно расставить запятые: как мы выделим запятыми причастный оборот, если даже не знаем, как он выглядит? Мне даже кажется, что в наше время любой троечник это знал. Странно говорить – в наше время. Это даже не поколение, всего 7-10 лет прошло.

– Я замечаю, что и взрослые люди, которым по 30, 40 и более лет, объясняют свою безграмотность тем, что у них в школе по русскому языку была тройка. Получается, что человек после окончания школы ничего и не читал, не пытался ни разу открыть учебник, словарь. Это же страшно. А диктант грамотности не учит. Это проверочное средство.

– Зато человек будет иметь возможность научиться после диктанта, когда неизбежно начинается рефлексия. Люди видят свои ошибки, вспоминают правила, начинают листать учебники и словари. Скажем, узнав оценку за «Тотальный диктант», многие подходят к организаторам и просят обосновать ее. У нас среди участников, например, была потрясающая женщина, закончившая в 40-е годы филфак Ленинградского университета. Она не получила пятерку и долго спрашивала, в чем ее ошибки. Я объясняла ей – и я ее убедила. Это очень приятно.

Были и обиды, кто-то возмущался результатами. Приходилось объяснять, что оценка за диктант не является оценкой интеллекта и даже оценкой грамотности. Это лишь повод задуматься, понять, что стоило бы повторить, вспомнить.

Есть и такие, кто говорит: я математик, мне стопроцентная грамотность ни к чему. А в этом году в диктанте первое место занял инженер… Язык ведь не профессия. Это средство связи, которое необходимо всем нам.

– Каких ошибок было больше? Что хромает – орфография, пунктуация?

– Пунктуация, конечно. Часто люди ставят запятые, полагаясь на интонацию.

Или ситуация буквально по тексту Быкова: «Не знаешь, что ставить, – ставь тире». Так многие участники и делали. Кто-то говорил об авторских знаках: мол, писатель кое-где допустил пунктуационные вольности. Однако в текстах диктантов всегда все соответствует правилам, поскольку тексты адаптируются филологами.

– А какие люди приходят на диктант?

– Самые разные. Всех возрастов, профессий, национальностей. Были среди участников учителя, журналисты, депутаты, руководители предприятий.

Когда диктант проводился в первый раз, мы рассчитывали человек на 50. А пришло 260, все аудитории Дома книги были заполнены.

У нас есть небольшая статистика, откуда люди узнали о «Тотальном диктанте». Интересно, что модные социальные сети в этом списке не лидируют. О диктанте узнают из афиш, газет, телерепортажей. Многие приходили по рекомендации знакомых, родственников. Приходили семьями, коллективами.

– Какие оценки получили дзержинцы?

– Пятерок у нас пока не было. Но и система оценок строгая: две ошибки, и балл снижается. Отмечу, что в этом году троек и четверок было значительно больше, чем в прошлом. Это отчасти объясняется тем, что текст этого года, подготовленный писателем Алексеем Ивановым, оказался интереснее и в чем-то, видимо, ближе участникам акции, чем прошлогодний текст про интернет.

Кстати, тогда было много споров, как писать слово «интернет» – с большой или с маленькой буквы. На тот момент, по правилам русского языка, оно писалось с большой буквы и не допускало вариантов. Буквально через месяц после диктанта в Сети появилась информация о том, что Орфографическая комиссия РАН «разрешила» писать «интернет» со строчной. На мой взгляд, это логично, потому что это теперь не столько имя собственное, сколько наименование средства связи, как радио или телевидение. Возможно, «Тотальный диктант» отчасти повлиял на решение комиссии.

Следить за изменениями в языке нужно и интересно. Правила иногда меняются, и это естественный процесс. Скажем, в словаре Ушакова (1935-1940-е годы) слово «шепот» писалось через «о», сейчас такой вариант даже не допускается.

– А сколько человек было в команде проверяющих диктанты? Это были учителя, преподаватели вузов?

Ты удивишься, но на 260 работ в этом году было всего трое проверяющих. Журналист Наталья Слепнева, преподаватель русского языка технического колледжа Марина Никандрова и я. Мы проверяли до часа ночи, после основной работы, не получая за это зарплату. Мне, как координатору, приходилось потом еще и перепроверять все работы – не потому, что я не доверяю коллегам, а просто четыре глаза лучше, чем два.

Но это была прекрасная работа, особенно когда мы встречали забавные ошибки. Например, в прошлом году участник вместо фразы «полярники Антарктиды» написал «паяльники Антарктиды». Теперь наша волонтерская группа так и называется – «Паяльники Антарктиды». Такого же не придумаешь специально, это народное творчество! Или «презентовая палатка», «беспощадное солнцепеке», «не преступные скалы». На тему последних уже появились рисунки: скалы, которые сидят за решеткой.

– Сейчас много новых слов приходит в язык из интернет-среды. Все эти словечки, вроде «лайкать», «гуглить», «фолловить»… Они вроде построены по всем правилам языка, но слух режут.

– Полагаю, все эти слова неизбежно войдут в систему языка. Когда слово обрастает русскими суффиксами, окончаниями, оно уже не кажется чужеродным. Язык – это живой организм, он развивается, откликается на требования его носителей.

Многие школьники, к примеру, и не догадываются, что привычные слова, вроде «капюшон», «тротуар», «театр», «школа», пришли к нам из других языков. Они когда-то тоже воспринимались как чужеродные, а потом адаптировались к русской фонетике, обросли окончаниями, суффиксами, стали «родными». Так, скорее всего, произойдет и со словом «гуглить». Мы же привыкли к слову «ксерить» в значении «копировать». А ведь «Ксерокс» изначально – название фирмы, производящей копировальные аппараты.

Было несколько значительных «волн» проникновения иноязычных слов в русский язык. Первая связана с монголо-татарским нашествием, затем Петровские времена, а дальше – влияние наполеоновской эпохи, когда русская аристократия общалась на французском языке…

Грамотному и чуткому носителю языка лучше занять нейтральную позицию, не встречать в штыки все новшества, но и не быть консерватором, как когда-то соратники писателя Шишкова, которые упорно именовали галоши «мокроступами». С другой стороны, не стоит думать, что можно общаться как угодно, писать безграмотно, надеясь, что язык все стерпит.

– Чем ты сама объяснишь столь массовый интерес к диктанту среди горожан? Многие же утратили навыки писать большие тексты вручную.

– «Тотальный диктант» – это акция, где многие факторы сошлись. Во-первых, люди снова сели за парты. Как бы человек ни учился в школе, всегда очень приятно и волнительно хоть ненадолго вернуться в те времена. Во-вторых, момент азарта: людям хочется проверить свои силы. Кто-то влюблен в русское слово. А кто-то живет себе и не думает, как эти самые знаки препинания ставить. И тут ему предлагают проверить себя.

Безусловно, многие действительно отвыкли писать вручную. Хочется вновь испытать эти эмоции. Жаль, что некоторые не приходят из чувства страха: «А вдруг двойку получу?». Или почерк у человека неразборчивый, и человек стесняется. Почерк, кстати, значения не имеет, мы разбираем любой.

«Тотальный диктант», по сути, – это всемирный флешмоб: в один день десятки тысяч людей из разных стран пишут диктант. Причем пишут добровольно. Это событие, объединяющее людей, они приходят не смотреть на других, а сами участвовать. На диктанте встречались, знакомились. Такие акции показывают, что общаться и встречаться здорово.

– Ты еще и организатор дзержинской «Библионочи». Это, насколько я знаю, совсем молодая акция.

– Да, этой акции всего три года, но она не менее масштабна, чем «Тотальный диктант». Узнала я о ней в прошлом году, но тогда не оставалось времени на организацию. Был жуткий цейтнот: «Тотальный диктант» и через неделю «Библионочь». К тому же не совсем было понятно, что с ней делать, поскольку общероссийского сценария нет. Мы стали изучать опыт других библиотек. Однако важно было найти ту «изюминку», которая заинтересует именно дзержинцев. Так и возникла идея литературной «Мафии». Это сейчас такая же любимая игра, как во времена наших родителей домино или шашки. Огромное спасибо волонтерам, которые адаптировали «Мафию» под нашу акцию. Они это сделали изумительно: у нас за одним столом сидели Андрей Болконский, Татьяна Ларина, граф Дракула… У каждого персонажа была своя легенда. Игрокам безумно понравилось!

Но была не только «Мафия». Были экскурсия по библиотеке с посещением книгохранилища, поэтический вечер, кинопоказ, литературная «дегустация», где гостям по предложенному отрывку надо было отгадать произведение. После нее многие участники пообещали прочитать книги, отрывки из которых их заинтересовали.

– И вот 11 июня еще и «Библиолето». Это уже дзержинская акция?

– Да, и проводится она по многочисленным просьбам участников. Всем так понравилась «Библионочь», что нашу команду просто забросали вопросами: «Когда следующая?». А следующая «Библионочь», как и «Тотальный диктант», в следующем году… Так мы решились на проведение «Библиолета». Правда, немного сомневались насчет даты: июнь – пора экзаменов у школьников и студентов. С другой стороны, это вечер накануне длинных выходных. Поэтому надеемся, что мы снова проведем по-настоящему интересную акцию.

Принципиального отличия от традиционной «Библионочи» не будет. Люди также соберутся в Доме книги, будут участвовать в новых мероприятиях, отдыхать, общаться. Наша задача – вернуть людей в библиотеки, ведь кто-то не был там уже очень давно, а кто-то приходит только взять новые книги и вернуть уже прочитанные. И он не знает, что это за пространство, что за удивительный мир – библиотека вообще и Дом книги в частности.

– Несколько слов о волонтерах. Кто они, откуда? Это друзья, представители какой-то молодежной организации?

– Сейчас мне кажется, что эти люди были всегда. Как-то сами они появлялись, знакомые и не очень, совершенно бескорыстно предлагая идеи, помощь. Замечательное руководство Дома книги сразу согласилось предоставить свои помещения под мероприятия, сотрудники даже выходили на работу в выходной, оставались после работы. К счастью, во время подготовки «Тотального диктанта» нашлись и спонсоры, которые обеспечили нас важными материалами: ручками, бумагой, подарками для участников. А акцию «Библионочь» поддержала «Нижегородская служба добровольцев», благодаря которой участники получили на память магниты с логотипом акции.

Практически вся команда «Тотального диктанта» плавно перешла в команду «Библионочи». Это очень творческие, увлеченные ребята. Многие участники акции продолжают писать, предлагают помощь. Буквально несколько дней назад незнакомый молодой человек Никита сделал потрясающие афиши для «Библиолета». Я в таких случаях всегда вспоминаю слова из стихотворения Андрея Дементьева: «Хороших людей слишком мало, но все-таки их большинство!».

И еще «Тотальный диктант» и «Библионочь» помогают понять: если ты чем-то недоволен или тебе чего-то не хватает – культурной жизни в городе, к примеру, начинай менять ситуацию сам. Не жди никого. Становись паровозом и веди людей за собой. И если за тобой идут, значит, вы делаете что-то по-настоящему нужное.

Беседу провела Наталья УВАРОВА.

reporter-dz.ru

Зачем писать грамотно? - блог Привычка не думать

Добрый день.

Каждый сентябрь сотни школьников обращаются к поисковым системам с вопросом: «Зачем изучать математику?» (видимо, им это задают на первом уроке учебного года для разминки). Но ведь кроме математики есть ещё масса важных дел, о которых тоже надо поговорить. Например, есть такой вопрос: «А зачем грамотно писать?»

Распространённое заблуждение звучит примерно так: «Чтобы не показывать свою необразованность». На мой взгляд, куда правильнее с близкими людьми быть искренним и открытым (другими словами, не надо чего-то там скрывать), а с остальными можно почти никогда не общаться. Поэтому ответ о сокрытии своего низкого уровня развития я отвергаю. Можно, конечно, ещё поспекулировать на тему сохранения высокой культуры, но есть куда более понятный и естественный ответ.

Почему же надо грамотно писать? В следующем абзаце я попытаюсь это показать.

Вот представте себе обы4ный текст в интернете. В нём 4асто буквы 3аменены цифрами, при ставки отделены от слов пробелами, а де-фисы испол3уются там, где их не-должно быть итак далее. К стати, можно ещё 3абывать ставить мягкий знак и вне запно обнаруживать с ою3ы и при длоги в на4алах любых слов, то же отделяя их пробелами. Кавы4ки то4ки и 3апятые всякии тоже не надо у потреблять это некогда не мешает легко понимать 4то хотел ска3ать автор отделным пунктом идёт спойсобность ставйть букву й в любойе неожиданойе место. По этому сей час нечего не-мешает быстро понимать идеи, не теряя зря время.

Понимаете? Если под фотографией написано «я с лево», то мозг автоматически пытается понять, с кем же этот «я». Если написано «в двоём», то мозг, видя знакомую конструкцию, пытается найти ответ на вопрос «где?» (в чём?). Если пишут «пол года», то ожидается, что речь идёт о поле. А от строки «во чтобы то не стало» читатель вообще теряется.

Ключевое слово здесь — «теряется». Я написал, что теряется читатель, но на самом деле теряется, конечно, время. Это очень важно. Писать безграмотный текст плохо, потому что читатель вынужден терять много времени на его разбор.

Возможно, со следующим тезисом многие не согласятся, но он мне важен. Мелкие ошибки в длинных словах почти не мешают. Если в слове «дискриминант» какие-то из букв «и» будут заменены на «е», то, скорее всего, большинство не потеряет на это ни мгновения времени. Это длинное слово не может запутать, даже если написать его с небольшой ошибкой. А вот если «берут машину на прокат» или «выбирают какой не будь диван», то время на вытаскивание смысла теряется.

Я не призываю писать длинные слова с ошибками, а пытаюсь расставить приоритеты. Времени мало, а дел много, поэтому приходится выделять самые эффективные направления. Поэтому мне кажется, что очень важно после тся/ться тренажёра сделать упор на следующее:- «чтобы» и «что бы»,- «и так» и «итак»,- «со всем» и «совсем»,- а заодно пройтись по «к стати», «сей час» и так далее.

Что я предлагаю? Давайте сделаем новый тренажёр «правильных пробелов»! Мне кажется, сейчас уже многие люди понимают, что ставят пробелы как попало, но не могут освоить правила. Давайте поможем им!

Во-первых, мы определим список тем/ошибок, подберём яркие примеры, коротко сформулируем правила.Во-вторых, мы сформируем тестовую базу (короткие фрагменты из какой-нибудь классической книги), в которых неправильное положение пробела заведомо является ошибочным.В-третьих, мы постараемся распространить тренажёр по сети.

Кто готов поучаствовать в этом? В комментариях предлагаю пока обсудить первый пункт (список основных ошибок, на которых мы сконцентрируемся).

Хорошего дня!

P.S.Всем, кто обнаружил ошибки в тексте выше, отдельная просьба: пожалуйста, напишите примерно такой комментарий: «Как может делать тренажёры грамотности человек, который сам не умеет нормально писать?»

my-tribune.blogspot.com

Зачем нужно писать грамотно? Какой в этом смысл?

Зачем нужно писать грамотно? Какой в этом смысл?

  • Кто-то,кажется, Горький, сказал, что слова - одежда мыслей.

    Вам захочется уютным вечером за чашечкой кофе вести беседу с грязным,вонючим,растрепанным,рыгающим человеком? Сомневаюсь, думаю, что Вы даже рванете сломя голову куда подальше.

    Если человек не удосужился научиться выражать свои худенькие мысли без грубых ошибок, элементарно придерживаясь норм правописания, то о каких блестящих находках,озарениях,новых и нестандартных мыслях может вообще идти речь, у такого человека неопрятная, сумбурная,бессмысленная речь, письменная и устная.

    Куцые мыслишки, убогие построения,бедность интеллектуальная и эмоциональная.

    Впрочем, это ведь все исправимо, стоит только начать читать настоящую литературу,а не книжки-поганки.

    Уверена, читающий и любящий Паустовского, Бабеля, Франса, Пруста просто не опустится до уровня малограмотного обывателя.

    Ему и в голову не придт оправдывать невежество и неграмотность.

  • Приблизительно затем же, зачем мы стараемся не чавкать и кушать аккуратно, иметь опрятный вид, не причинять неудобств повышенной шумностью, быть вежливыми и терпеливыми. Это - показатель уважения и культуры. Существуют правила, нарушение которых не ведет ни к чему ужасному. Никто не умрет от неграмотного письма, от неприличного поведения или от пятна кетчупа на галстуке. Но общаться с человеком, который скажет quot;а че таково?quot; после произведения всех этих действий, почему-то не хочется.

  • Абсолютно согласен со Скрепкой, что это показатель культуры и уважения к окружающим. По моему здесь не должно быть никаких сомнений, грамотно писать или нет, тем более, что писать грамотно не так уж сложно, по крайней мере, с точки зрения орфографии, ведь сегодня практически любой текстовый редактор имеет спеллинг.

  • Существуют общие правила, не соблюдение которых, просто приведт к хаусу. Если забить на грамматику и писать как хочется, это войдт в привычку и тогда люди не смогут разборчиво заполнить документы и похожие слова могут набирать другого значения.

  • То есть, вопрос, почему люди пишут безграмотно так, что их писанину не разберешь, Вас вообще не волнует?

    1. Противные филологи придумали единые нормы грамматики, чтобы человека, в первую очередь, понимали. Некоторые лопочут такое, что их бессвязную бредятину не разберешь: по 2-3 ошибки в каждом слове, ни единой запятой, нелогичное построение предложения...А потом еще злятся, когда их не понимают. Если им указывают на ошибки, они сильно возмущаются и начинают наезжать уже на того, кто поправил (ай-ай-ай, бессовестный, как посмел обидеть quot;генияquot;?).
    2. Подумайте об иностранцах. Как бы они изучали тот же русский язык, если бы писать и говорить можно было что-попало и как-попало? Любой человек, изучающий иностранный, сошел бы с ума от такого абсурда. В итоге мы просто перестали бы изучать иностранные языки (раз выучить их нереально). И каждое государство стало вакуумным: без въездов и выездов, без дипломатических отношений, без импорта, экспорта и т.д...
    3. Представьте художественное произведение, написанное как-попало и с кучей ошибок. Лично мне было бы очень тяжело прочитать подобное и вникнуть в контекст.
    4. Для самоуважения и уважения со стороны других людей. Человек, безграмотно заполняющий документ, будет в пролете из-за существования тех самых литературных норм языка. Да и вообще, такой индивид будет выглядеть странным и неадекватным в глазах других, учитывая то, что в нае все заканчивают школу и никто не воспитывается в пещере.
    5. Мне вообще неприятно читать любой текст, в котором куча ошибок. Создается впечатление, что его написал самоуверенный нарцисс, которому до фени, что подумают о его интеллекте и развитии. Он доволен собой, и вс тут.
  • Писать грамотно нужно прежде всего, что бы люди понимали вас и друг друга. А то ведь мы знаем известное словосочетание, в котором одна не правильно поставленная запятая, очень сильно меняет смысл предложения. Так же можно в одном слове поменять букву и слово уже будет не то.

    Казнить нельзя, помиловать. Или все таки. Казнить, нельзя помиловать.???))

  • Некоторые пишут с такими ужастными ошибками, что просто непонятно что вообще человек от тебя хочет и что пытаетя донести. Писать нужно правильно для того, что бы люди тебя понимали хотя бы.

  • info-4all.ru

    kak-pisat-gramotno | Profi SPACE

    «Писать безграмотно — значит посягать на время людей, к которым мы адресуемся, а потому совершенно недопустимо в правильно организованном обществе».Академик АН СССР, лингвист Лев Щерба.

    Общепринятая точка зрения такова: писать нужно без ошибок. Нам это вкладывали в головы еще со школы. Казалось бы – это само собой разумеется, это общее место, трюизм. Но нередко встречается другое мнение: не так уж важно, есть ли в тексте орфографические ошибки, главное – суть! Давайте попробуем рассмотреть аргументы за и против.

    Некоторые аргументы против или Почему грамотность неважна:

    «Мне казалось смешным переживать из-за того, правильно ли ты написал что-то или нет, потому что английское правописание — это не более чем человеческая условность, которая никак не связана с чем-то реальным, с чем-то, что относится к природе. Любое слово можно написать по-другому, отчего оно не станет хуже».Ричард Фейнман, физик-ядерщик, Нобелевский лауреат по физике

    1) Мой шеф пишет с ошибками, но зарабатывает очень много, в его жизни грамотность не сыграла роли. Что ж, он молодец. Вероятно, пока все учились в школе правописанию, он овладел другими, очень эффективными социальными навыками. Честь ему и хвала! Но если успешный бизнесмен нуждается в построении имиджа и пользуется услугами пиарщика, спич-райтера и стилиста, то услугами корректора он тоже не станет пренебрегать.Вспомним, к примеру, скандал с певицей Ваенгой: ее пост на социально-политическую тему со словами типа «мИчеть» вызвал гомерический хохот. Интернет веселился, как автобус с детьми. И конечно, никто серьезно не воспринял ее точку зрения – именно из-за массы орфографических ошибок. Если публичный человек уличен в неграмотности, это плохо отображается на его имидже – пусть даже он трижды «проффесор». Вряд ли разумно занижать требования к себе, практичнее ставить высокую планку.

    2) Я пишу в своем уютном бложике, кому какое дело? Личное – это политическое, сказала Кэрол Ханиш. Удивительно, но этот радикальный тезис сегодня, в определенном смысле, становится применимым к нашей обыденности. Все, написанное вами онлайн (даже анонимно), в любой момент может стать общественным достоянием. Неграмотные письма или записи в блоге не прибавят вам веса в глазах коллег и руководителей. А если привычка писать без ошибок не выработана, то вы больше времени и усилий будете тратить на важные тексты и документы.Действительно ли каждый человек, который апеллирует к такому аргументу, находится в том положении, когда ему и правда плевать, что о нем думают другие? Много ли людей находятся на том уровне, когда могут сами задавать тон происходящему?«Но есть одна «маленькая, но гордая» группа нейронов, которая «взвивается», когда грамматика нарушена, и сигнализирует об этом мозгу. Зачем это нужно? Вероятно, затем, что понимание речи часто идет в первую очередь за счет анализа граматики».

    Святослав Медведев, член-корреспондент РАН, директор Института мозга человека РАНhttps://www.nkj.ru/archive/articles/11158/

    3) Главное, чтобы меня поняли. Написанный с ошибками текст никак не упростит понимание. Усложнить – может, но не облегчит. Согласитесь, написать смс подруге «Опаздаю» — одно, а процитировать Пушкина в письме от ухажера к девушке «я дрочистый изумдруд» (реальная ситуация) – совсем другое.

    Зачем нужна грамотность?

    1) Практическая ценность. Правила орфографии и пунктуации возникли вместе с потребностью унифицировать способы написания. Каждое слово, за редчайшими исключениями, имеет единственно верное словарное написание. Давайте зададимся вопросом, есть ли разница между словами «велосипед» и «виласипед»? Ведь и так понятно, о чем речь – о двухколесном транспортном средстве. Но таким путем можно дойти до абсурда: как определить разницу между словами «стол» и «стул», «пот» и «под», если писать, как хочется? Даже одна буква может изменить значение слова, и, как следствие – целого предложения и всего текста вообще. Представьте себе юридический документ с ошибками. Например, ваш адрес указан неверно: не улица Ленина, а улица Ленена. Я не юрист, но допускаю, что такая ошибка может послужить поводом для оспаривания документа. Грамотность – это однозначность, она исключает неверную трактовку вашего текста.

    «.. таким оброзом, кагда, взгляд натыкаеца наашыбку, он тутжэ, астанавливаица и, скорасть чтениа, падоет. паэтаму, нада, песать граммотно, иначи панимание адного абзаца текста будит занимат, пьадь менут, вместа, десити сикунт»

    2) Удобство. Лет 10 назад в интернете особенно стал популярным «олбанский» язык, когда все слова намеренно писались «с ашипками». Совершенно ясно, что такой стеб придумали вполне образованные и грамотные люди, и это было смешно — до поры, до времени. Но ведь большой текст в таком духе сложно читать. Мы читаем не буквами, а словами – точнее, мы узнаем знакомые слова, не вчитываясь в каждую букву. Взгляд может не остановиться на пропущенной букве (именно поэтому нередко авторам сложно вычитывать свои тексты), но он спотыкается, когда ошибок много и они нагромождены одна на другой.

    3) Хорошие манеры. Отправили бы вы письмо с ошибками английской королеве? Это риторический вопрос. (Кстати, ходят слухи про наш родной МИД, который написал «ваше Величество» в ноте к послу Великобритании. Почем знать, может это был изощренный дипломатический ход…) Так почему же не избегать ошибок и во всех прочих случаях? Грамотность можно считать проявлением уважения к вашему деловому партнеру, руководителю, подчиненному или другу.

    4) Профессиональное образование. Никто не хочет, чтобы его считали необразованным или малограмотным. Если у вас есть высшее образование, но вы путаете «-ться» и «-тся», то может возникнуть вопрос – как хорошо вы владеете профессиональными знаниями? Не хотелось бы, чтоб коллеги хихикали за спиной из-за ваших ошибок и ошибочек. Это уж точно не бонус для вашей карьеры.

    5) Общий культурный уровень. Вы же не говорите «калидор» и «квантиранты», правда? Даже от диалектизмов приходится избавляться, если они не общеприняты, что уж говорить об исковерканных словах. Моя бабушка говорила «чемпийоны» вместо «шампиньоны», но ведь у нее четыре класса образования, ей простительно. А уж для человека, окончившего 11 классов обычной школы, допускать такие ошибки не годится, что уж говорить о письменной речи.

    Какие бывают ошибки:

    1) Опечатки. Самый простой вид. Он говорит о вашей небрежности или поспешности: прпущенная буква или же неверный пордяок букв. Спеллчекер в большинстве случаев поможет побороть опечатки.

    2) Неправильное написание слов. Вот здесь уже сложнее. Бесконечные «а как-же», «если-бы», «девченки», «в ущельИ» «нЕоткуда»… Спеллчекер и здесь часто помогает. Но ведь бывают вопросы со слитным и раздельным написанием: «в пору» и «впору», «ни с кем» и «не с кем»… Такие ошибки – неприятный симптом. Орфографический словарь и легкое гугление, как используются варианты написания, могут помочь.

    3) Фразеологизмы. «Дышать наладом», «Эльфиева башня», «несоли нахлебавшись», «секрет полушинели», «скрипя серцем», «из пустого порожня» — прекрасную подборку собрала блоггер corpuscula.(http://corpuscula.blogspot.com/2013/03/blog-post_2534.html ).Она назвала подобные ошибки «банальным невладением родной речью», и тут не поспоришь. Вывод: нужно четко понимать, что обозначает любое слово или фраза, которую вы используете. Толковый словарь и энциклопедия – лучший помощник в этом деле. Глядишь, и выражение «плохая экология» наконец исчезнет из обихода.

    «Ты, пришёл такой ненужный. Я, тебя поцеловала».

    4) Знаки препинания. Они призваны облегчить прочтение. Оскому набивший пример «Казнить нельзя помиловать» очень показателен. Поэтому, если вы пишете так: «я, благодарю вас за оказанное содействие» или «Чтобы этого добиться — нам нужно конкурировать внутри страны» — то сбиваете с толку читателя и раздражаете его. Такую ли цель вы преследовали, когда писали ваш текст? Текстовый редактор не всегда подчеркнет вам зелененьким ваши ошибки; лучше все же освоить правила и поначалу избегать сложноподчиненных предложений. Не на пользу пойдет и излишнее усердие, когда каждое второе слово выделяется, как вводное – а это распростаненная ошибка«По-моему, козёл Вы вонючий, вот Вы кто»Наталья Белюшина, «Торжество Абырвалга»https://snob.ru/profile/26524/blog/62101

    5) Я знаю, как правильно! На самом деле нет. Нередко появляются ошибки из-за перестраховки. Как тут не вспомнить Секту Свидетелей Больших Букв. Возникла она, вероятно, под влиянием английского правописания: «Украинцы», «Французский», и «». А что уж говорить про «Вы» к месту и не к месту… Институт русского языка РАН дал разъяснения еще в 2000 году: с большой буквы «Вы» пишем в официальных документах и письмах. Комментарии в соцсетях и двухсотый емейл деловому партнеру к таким случаям не относятся.

    Как бороться с ошибками?

    1) Чтение. Существует расхожее мнение, что чем больше книг мы читаем, чем выше качественный уровень привычной нам литературы, тем грамотнее мы пишем.Есть и другая точка зрения. Питерский нейрофизиолог и филолог, преподаватель с 20-летним стажем Наталья Романова не согласна с этим. Она убеждена, что количество прочтенных книг ни на что не влияет, что школьный курс грамматики и орфографии совершенно бессмысленный, потому что при написании слов мы не вспоминаем заученные правила, а задействуем совершенно иные механизмы. Причины ошибок у детей – незрелость речевых систем и бессмысленная зубрежка слов и правил.(https://www.facebook.com/redheadlg/posts/959423990796081)Значит ли это, что читать не важно? Важно! Чтение книг помогает не допускать ошибки, связанные с пониманием устойчивых фраз и выражений и развивает речь вообще.

    2) Спеллчекер. Как минимум, прогнать ваш текст через спеллчекер поможет избежать грубейших ошибок. Даже если вы пишете грамотно, лучше себя проверить лишний раз.

    3) Курсы. Курсов грамотности для взрослых не так уж много, но они есть. Заняться самообразованием и вспомнить школьный курс не так уж сложно.

    4) Корректор и редактор. Для написания документов, деловой переписки и даже для личного блога эти профессии незаменимы. Ни одно серьезное издание не пренебрегает корректурой. Их услуги сегодня вполне доступны.

    Как реагировать на чужие ошибки?

    Никак. Не надо реагировать. Конечно, за исключением случаем, когда речь идет о работе над общим продуктом или должностных обязанностях. Иногда человек будет искренне благодарен за подсказку о его недочетах. Но в большинстве случаев лучше следовать принципу: даже если вы заметили faux pas другого человека – ковыряется ли он в носу на людях или же написал «ципленок», — не стоит подавать виду.И напоследок вспомню жизненную ситуацию. Один приятель рассказывал, что с ним, привлекательным мужчиной, много и часто флиртует на фейсбуке хорошенькая девица. Однако ее неграмотность лишь отталкивает, и все усилия барышни пропадают зря. Противоположные ситуации, когда ухаживания были неуспешны из-за орфографии, мне в жизни не встречались.

    ВыводЕсли писать грамотно, то это не помешает, а вот безграмотность навредить может.

    Марина ГладыревскаяПалинолог, соискатель степени кандидата наук

    www.profi-space.com

    Почему важно писать красиво? Тонкости образования

    Споры по поводу почерка были в методике преподавания грамоты всегда. Основные мнения по этому вопросу до сих пор полярны. Педагогика предполагает, что формирование хорошего почерка ведет за собой хорошее развитие ребенка. Многие современные родители уверены, что, напротив, почерк не важен и никакого влияния на развитие не оказывает. Психологи утверждают, что почерк — отражение характера человека. Истина, как всегда, где-то посередине.

    Обучение каллиграфии — это еще и воспитание ребенка

    Оказывается, чем красивее и аккуратнее пишет человек, тем больше он ценит других людей, их время, внимание. Но здесь существует другая крайность — ребенок может перестать думать о смысле слов, важнее для него станет то, как выводит буквы — красиво или нет? Вот почему важно, обучая письму, учить школьника думать, логически рассуждать, не изнуряя, а увлекая, заинтересовывая. Однако зачастую, как бы учитель ни старался, из тридцати учеников в классе лишь двое оказываются способны писать аккуратно, красиво и правильно.

    Исследования в области физиологии, психологии и педагогики показали, почему ребенок не может писать каллиграфическим почерком. Физиологи пришли к следующим выводам.

    Ребенок не сможет писать красиво, если он в процессе письма:

    — поджимает ноги, наваливается на стол грудной клеткой;— слишком сильно склоняется над тетрадкой;— выдвигает левое плечо, засовывает левую руку (кисть) подмышку другой руки, опора для головы при этом — левая рука;— неверно располагает на столе правую руку: локоть чересчур сильно отводится вправо, прижимается к телу или сильно опущен вниз;— наклоняет голову к плечам;— слишком напряжен и скован.

    Современные дети, с одной стороны, более развиты по сравнению с предыдущими поколениями — сказывается изобилие информации и компьютерная грамотность, прививаемая «с пеленок». Сегодня популярно обучение иностранным языкам с возраста детского сада: изучение английского через скайп, общение на иностранном языке с репетитором, так называемое погружение в языковую среду — не редкость уже в возрасте ребенка 4−5 лет. В окружающем мире столько всего интересного! Именно поэтому нередко у детей отсутствует мотивация к тому, чтобы в школе учиться аккуратно писать. Ученик оказывается не заинтересованным делом каллиграфии, ему оно кажется скучным и утомительным. На самом деле, редко можно встретить ребенка, которому в начальных классах нравится писать. А ведь это новая коммуникативная функция, которая кажется детям ненужной. Школьник начальных классов часто просто не желает учиться писать красиво, не понимая, зачем ему это нужно? Монотонность и однообразие в написании букв, их комбинаций быстро ведет к потере интереса к такому занятию.

    Тетрадь ребенка быстро становится «грязной» и неинтересной: уголки загнуты, истерты, записи делаются неаккуратно, много ошибок;нет графического навыка, соответственно, отсутствует ситуация успеха: ребенок не видит результата от затраченных усилий; рука во время письма движется неправильно: овалы пишутся не в том направлении, петельки у букв загибаются не в ту сторону (ученику нужно наглядно показывать, как надо водить рукой, простого объяснения здесь недостаточно). Быстрое утомление из-за слишком сильного напряжения мышц плеча ведет к чересчур мелкому, растянутому или укрупненному написанию букв. Чем дольше ученик пишет, тем более корявым становится его почерк. Исправить такой почерк весьма трудно. Нужно работать над расслаблением мышц во время письма.

    Важную роль в обучении ребенка письму играет и учитель начальных классов, и родители. Что нужно знать родителям, чтобы сформировать у ребенка умение писать красиво?

    Уметь создавать вдохновляющую на работу ситуацию успеха: «Какая у тебя „а“ красивая получилась, ты молодец!» — обязательно хвалим, проверяя тетради, даже если все остальные буквы, кроме «а», написаны коряво. Ребенок в дальнейшем будет стараться писать другие буквы так же аккуратно, как ту, за которую получил похвалу.

    Для улучшения почерка можно использовать кальку или специальные тренажеры для письма. Через нее обводятся буквы, начертанные в прописях. Не нужно требовать от ребенка при этом безотрывного письма, пусть отдыхает после каждой буковки хотя бы пару секунд. Так он меньше утомится в процессе занятия.

    Заинтересовывайте ребенка, ему не должно быть скучно. Можно писать маленькие сочинения о том, как прошел день, какой мультик посмотрели и т. д. Покажите папе или бабушке написанное эссе, чтобы мысли ребенка не остались незамеченными. Так он научится не только красиво писать внешне, он будет учиться строить предложения, выражая свои мысли. Такая практика оказывается важной для многих предметов, не только для письма. Умение строить и выражать мысли важно для всех устных предметов, преподаваемых в школе, а также для иностранных языков: будь то стандартное обучение или английский для школьников по скайпу,

    Чтобы почерк был красивым, нужен частый массаж кончиков пальцев. Способствует этому рисование, плетение из бисера, создание фигурок из пластилина, вязание, пальчиковая гимнастика.

    Помогите своему ребенку стать успешным, развив его почерк. Каллиграфический почерк — показатель того, что ребенок трудолюбив и аккуратен, что, естественно, вызывает уважение к ученику у учителя.

    Екатерина Лидовская

    www.bajena.com