Действующие письма Минобразование России. Письмо министерства


Действующие письма Минобразование России 2018

"Инструкция о порядке учета средств и составления отчетности по туристским многодневным походам, экскурсиям, экспедициям и туристским лагерям учащихся"

(утв. Минобразованием РФ 16.04.1997, направлено письмом Минобразования РФ от 10.06.1997 N 21-54-33ин/03)

<Письмо> Минобразования РФ N 03-8ин/22-03, Профсоюза работников народного образования и науки РФ N 11 от 07.02.2003

<Разъяснения по применению Положения о порядке аттестации педагогических и руководящих работников государственных и муниципальных образовательных учреждений>

<Письмо> Минобразования РФ N 06-52-206ин/25-06, Минздрава РФ N 2510/9113-98-32 от 12.10.1998

"О лицензировании образовательных учреждений среднего профессионального образования, реализующих образовательные программы медицинского и фармацевтического профиля"

<Письмо> Минобразования РФ N 23, ЦК профсоюза работников народного образования и науки РФ N 146 от 22.04.1997

"Ответы на вопросы, возникающие по аттестации руководящих и педагогических работников, оплате их труда, штатным нормативам, совместительству и другим вопросам"

<Письмо> Минобразования РФ N 26-06-627, Профсоюза работников народного образования и науки РФ N 142 от 23.10.2002

"Об отмене письма Министерства образования Российской Федерации и Профсоюза работников народного образования и науки Российской Федерации "Ответы на вопросы по применению Положения о порядке аттестации педагогических и руководящих работников государственных и муниципальных образовательных учреждений"

<Письмо> Минобразования РФ N 297/19-10, Профсоюза работников народного образования и науки РФ N 117 от 15.08.2000

"О некоторых вопросах применения Положения о порядке аттестации педагогических и руководящих работников государственных и муниципальных образовательных учреждений"

<Письмо> Минобразования РФ от 01.09.2003 N 14-52-1018ин/15

<О праве лиц, имеющих степень бакалавра юриспруденции, на занятие должности судьи>

<Письмо> Минобразования РФ от 02.10.2001 N 24-52-140/13

<О некоторых вопросах лицензирования образовательной деятельности>

<Письмо> Минобразования РФ от 03.04.1998 N 20-53-1053/20-4

<Ответы на некоторые вопросы, наиболее часто возникающие по оплате труда, предоставлению отпусков и др.>

<Письмо> Минобразования РФ от 03.06.1999 N 20-55-2780/20-3

"О порядке начисления "северных" надбавок к заработной плате лицам, работающим по совместительству"

<Письмо> Минобразования РФ от 03.10.2003 N 13-51-237/13

"О введении безотметочного обучения по физической культуре, изобразительному искусству, музыке"

<Письмо> Минобразования РФ от 04.04.2003 N 29-52-189

<О признании эквивалентности документов государственного образца о среднем (полном) общем образовании, выданных на территориях некоторых государств - бывших республик Союза ССР>

<Письмо> Минобразования РФ от 04.11.2003 N 24-55-313ин/10

"О порядке переоформления лицензий и свидетельств о государственной аккредитации"

<Письмо> Минобразования РФ от 05.04.1993 N 63-М

"О приведении в соответствие с Законом Российской Федерации "О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании" нормативных документов, используемых в своей деятельности органами управления образованием и образовательными учреждениями" (Зарегистрировано в Минюсте РФ 05.08.1993 N 320)

<Письмо> Минобразования РФ от 05.09.2003 N 14-52-1027ин/13

"О приеме бакалавров в аспирантуру"

<Письмо> Минобразования РФ от 06.02.2004 N 29-52-56

"О документах государственного образца о среднем (полном) общем образовании, выданных на территориях иностранных государств и признаваемых в Российской Федерации без свидетельства об эквивалентности"

<Письмо> Минобразования РФ от 07.05.2003 N 13-51-88/13

<О проведении в 2003 году единых (совмещенных) экзаменов>

<Письмо> Минобразования РФ от 09.06.2003 N 25-61ин/25-19

<О бланках дипломов государственного образца о высшем профессиональном образовании>

<Письмо> Минобразования РФ от 09.11.2001 N 17-55-99ин/17-11

<О рекомендациях по созданию университетских комплексов>

<Письмо> Минобразования РФ от 10.03.1999 N 16-52-16/16-16

"Об утверждении Порядка приема в государственные образовательные учреждения среднего профессионального образования (средние специальные учебные заведения) Российской Федерации"

<Письмо> Минобразования РФ от 10.03.2000 N 21-55-44ин/03

"О порядке перевода бухгалтерского учета на новый план счетов"

<Письмо> Минобразования РФ от 10.04.2002 N 14-55-259ин/15

<Об отмене письма Минобразования России от 03.08.2000 N 14-55-484ин/15 "Рекомендации по организации практики студентов образовательных учреждений высшего профессионального образования">

<Письмо> Минобразования РФ от 11.04.2002 N 110/31-13

"Об отмене писем Минобразования России о наименованиях государственных и муниципальных образовательных учреждений"

<Письмо> Минобразования РФ от 12.03.2003 N 28-51-181/16

"О деятельности музеев образовательных учреждений"

<Письмо> Минобразования РФ от 12.07.2002 N 18-52-1332/18-17

<О порядке приема в образовательные учреждения среднего профессионального образования победителей и призеров всероссийских и участников международных олимпиад школьников>

<Письмо> Минобразования РФ от 14.09.2000 N 20-58-4258/20-5

"О Порядке исчисления среднего заработка в 2000 - 2001 годах"

<Письмо> Минобразования РФ от 14.11.2003 N 32ю-50-2197/32-05

<Рекомендации о порядке замещения должностей профессорско-преподавательского состава на условиях внутреннего совместительства>

<Письмо> Минобразования РФ от 16.04.1997 N 1032/20-4

<О порядке уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации>

<Письмо> Минобразования РФ от 16.04.1997 N 12-51-46ин/12-23

"О реализации образовательных программ среднего профессионального образования"

<Письмо> Минобразования РФ от 17.04.2003 N 14-52-445ин/13

<О льготах по приему в государственные и муниципальные высшие учебные заведения>

<Письмо> Минобразования РФ от 17.05.2001 N 14-51-295ин/12

<Об отмене письма Минобразования РФ от 16.12.1998 N 01-50-205ин/32-03>

<Письмо> Минобразования РФ от 17.07.1992 N 27-М

"Об исчислении среднего заработка для оплаты отпусков" (Зарегистрировано в Минюсте РФ 28.07.1992 N 20)

<Письмо> Минобразования РФ от 18.04.2000 N 16-52-108ин/16-13

<О льготах при поступлении в образовательные учреждения высшего и среднего профессионального образования>

<Письмо> Минобразования РФ от 18.04.2000 N 16-52-109ин/16-13

<О льготах при поступлении военнослужащих в образовательные учреждения профессионального образования>

<Письмо> Минобразования РФ от 19.02.2004 N 14-51-38/13

"Об оформлении документов государственного образца об основном и среднем (полном) общем образовании"

<Письмо> Минобразования РФ от 19.04.1993 N 328/15-ф

"О денежных выплатах на детей, находящихся в детских домах семейного типа, под опекой, попечительством"

<Письмо> Минобразования РФ от 19.06.2003 N 14-55-723ин/15

<О сроке предъявления абитуриентами высших учебных заведений документа об образовании>

<Письмо> Минобразования РФ от 19.10.2001 N 34-55-364

<О приеме иностранных граждан в средние, высшие учебные заведения, а также в учебные заведения послевузовского образования>

<Письмо> Минобразования РФ от 20.07.1993 N 126-М

"О переводе и аттестации учащихся общеобразовательных учреждений Российской Федерации, обучающихся за рубежом по программам международного обмена"

<Письмо> Минобразования РФ от 21.02.2000 N 14-55-132ин/15

<О Рекомендациях по организации работы подготовительных отделений образовательных учреждений высшего профессионального образования (высших учебных заведений)>

<Письмо> Минобразования РФ от 21.03.2003 N 03-51-57ин/13-03

"Рекомендации по организации приема в первый класс"

<Письмо> Минобразования РФ от 21.11.2003 N 17-55-334ин/10

"Об обмене лицензий на право ведения образовательной деятельности"

<Письмо> Минобразования РФ от 22.10.2003 N 14-55-1180ин/15

<О совмещенных экзаменах, региональных олимпиадах для выпускников отдельных школ и целевом приеме профориентированных школьников в вузы>

<Письмо> Минобразования РФ от 23.01.2002 N 35-55-35ин/02-07

"О новом Типовом положении о стипендиальном обеспечении студентов"

<Письмо> Минобразования РФ от 23.06.2000 N 20-51-2760/20-5

<Об установлении тождественности по педагогическим должностям и образовательным учреждениям>

<Письмо> Минобразования РФ от 23.09.2002 N 489/19-12

"О дистанционном обучении безработных граждан и незанятого населения в образовательных учреждениях"

<Письмо> Минобразования РФ от 23.11.2001 N 14-52-607ин/13

"О порядке введения в вузах магистерских программ"

<Письмо> Минобразования РФ от 24.03.2003 N 13-51-56/13

<О порядке получения золотых и серебряных медалей выпускниками общеобразовательных учреждений, участвующих в эксперименте по проведению единого государственного экзамена>

<Письмо> Минобразования РФ от 25.11.1998 N 20-58-4046/20-4

"О выплате денежной компенсации на книгоиздательскую продукцию и периодические издания педагогическим работникам образовательных учреждений"

<Письмо> Минобразования РФ от 25.12.2002 N 31-52-122/31-15

"О лицензировании платных дополнительных образовательных услуг, предоставляемых образовательными учреждениями общего образования"

<Письмо> Минобразования РФ от 26.02.2002 N 14-55-130ин/15

"О дополнительных квалификациях"

<Письмо> Минобразования РФ от 26.06.2003 N 14-55-784ин/15

<О примерных нормах времени для расчета объема учебной работы и основных видов учебно-методической и других работ, выполняемых профессорско-преподавательским составом образовательных учреждений высшего и дополнительного профессионального образования>

<Письмо> Минобразования РФ от 26.10.2000 N 01-51-331/20-05

"О некоторых вопросах материального обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей"

<Письмо> Минобразования РФ от 28.05.1999 N 14-52-277ин/13

<О порядке установления оплаты за обучение по договорам в государственных вузах>

<Письмо> Минобразования РФ от 28.07.2000 N 996/11-13

"О внесении изменений в письмо Минобразования России от 17.02.97 N 150/14-12"

<Письмо> Минобразования РФ от 29.01.2001 N 14-51-63ин/12

<Извлечения из законодательных актов Российской Федерации, предусматривающих льготы по приему в высшие учебные заведения>

<Письмо> Минобразования РФ от 29.03.2002 N 483/28-5

"Об организации работы по передаче детей на воспитание в семьи, организации работы по осуществлению опеки (попечительства) над детьми"

<Письмо> Минобразования РФ от 30.12.2003 N 19-54-1308ин/19-28

"О филиалах средних специальных учебных заведений"

<Письмо> Минтруда РФ от 27.05.2003 N 504-АП, Минобразования РФ от 06.06.2003 N 20-51-1921/20-5, Минздрава РФ от 06.06.2003 N 2510/6223-03-32, Минкультуры РФ от 06.06.2003 N 3946-01-50/32, ПФ РФ от 06.06.2003 N МЗ-25-23/5901

<О порядке установления тождества профессий, должностей и организаций (структурных подразделений) для досрочного назначения трудовой пенсии по старости>

Инструктивное письмо Госкомвуза РФ от 14.03.1995 N 15

<О Порядке исчисления среднего заработка в 1995 году> (вместе с письмом Минтруда РФ от 17.02.1995 N 305-РБ, разъяснениями Минобразования РФ от 31.01.1995 N 32/15-Т)

Инструктивное письмо Минобразования РФ от 08.06.1998 N 30

"О статусе образовательных учреждений"

Инструктивное письмо Минобразования РФ от 12.01.1998 N 1

"О порядке лицензирования образовательных учреждений и организаций по новым для них образовательным программам послевузовского профессионального образования"

Инструктивное письмо Минобразования РФ от 14.11.1996 N 9

"Об усыновлении детей"

Инструктивное письмо Минобразования РФ от 15.12.1998 N 57

"О внебюджетных средствах образовательных учреждений"

Инструктивное письмо Минобразования РФ от 23.12.1997 N 65

"О некоторых вопросах, связанных с применением Гражданского кодекса Российской Федерации"

Инструктивное письмо Минобразования РФ от 28.05.1999 N 05

"Об исчислении среднего заработка в 1999 году"

Письмо Госкомвуза РФ N 09-34-24и/16, Минобразования РФ N 132/11 от 04.02.1994

"О реализации Базисного учебного плана в среднем специальном учебном заведении"

Письмо Минобразования России от 02.10.2002 N 15-52-468/15-01-21

"О развитии студенческого самоуправления в Российской Федерации" (вместе с "Информацией о развитии студенческого самоуправления в образовательных учреждениях высшего и среднего профессионального образования Российской Федерации", "Рекомендациями по развитию студенческого самоуправления в образовательных учреждениях высшего и среднего профессионального образования Российской Федерации")

Письмо Минобразования России от 04.09.1997 N 48

(ред. от 26.12.2000) "О специфике деятельности специальных (коррекционных) образовательных учреждений I - VIII видов"

Письмо Минобразования РФ N 06-51-48ин/23-10, Минтруда РФ N 4226-НП от 21.07.1998

"О лицензировании профессиональной подготовки и профессионального обучения работников организаций"

Письмо Минобразования РФ от 01.03.1995 N 13-М

"О внесении дополнений в порядок приема граждан в государственные учреждения начального профессионального образования"

Письмо Минобразования РФ от 01.10.2002 N 31ю-31нн-40/31-09

<О Методических рекомендациях по заключению договоров для оказания платных образовательных услуг в сфере образования>

Письмо Минобразования РФ от 02.07.2001 N 17-55-52ин/17-11

<О Примерном положении о представительстве государственного высшего учебного заведения, подведомственного Министерству образования Российской Федерации>

Письмо Минобразования РФ от 03.03.1995 N 16-М

"О формировании средств на установление доплат и надбавок работникам учреждений образования"

Письмо Минобразования РФ от 03.07.2002 N 03-14ин/14-03

"Порядок приема в государственные и муниципальные высшие учебные заведения участников всероссийских и международных олимпиад"

Письмо Минобразования РФ от 06.10.1999 N 14-51-445ин/12

"О вопросах приема в высшие учебные заведения"

Письмо Минобразования РФ от 07.04.2003 N 14-52-388ин/13

"О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации"

Письмо Минобразования РФ от 08.07.2002 N 31ю-31ин-28

<О приеме в образовательные учреждения высшего и среднего профессионального образования детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей>

Письмо Минобразования РФ от 09.06.1999 N 244/26-5

"О дополнительных мерах по защите жилищных прав несовершеннолетних"

Письмо Минобразования РФ от 12.01.1993 N 10/32-Т

<Об оплате труда работников образовательных учреждений>

Письмо Минобразования РФ от 12.05.1998 N 16-55-141ин/16

<Об отмене некоторых нормативных актов о приеме в высшие учебные заведения>

Письмо Минобразования РФ от 13.05.2002 N 277/19-12

"Разъяснение по поводу приема на обучение в образовательные учреждения начального профессионального образования иногородних граждан"

Письмо Минобразования РФ от 16.09.1999 N 16-51-198/16-15

"Рекомендации по применению Положения о производственной (профессиональной) практике студентов, курсантов образовательных учреждений среднего профессионального образования"

Письмо Минобразования РФ от 16.10.1995 N 74-М

"О выдаче пособий детям, обучающимся в вечерних (сменных) общеобразовательных учреждениях"

Письмо Минобразования РФ от 17.02.1998 N 15/81-6

"О паспортизации приемных семей"

Письмо Минобразования РФ от 17.07.2000 N 24-52-206/10

"О лицензировании высших учебных заведений по программам магистерской подготовки"

Письмо Минобразования РФ от 18.07.1997 N 974/14-12

"Об Обязательном минимуме содержания образовательных программ основной общеобразовательной школы"

Письмо Минобразования РФ от 20.05.2003 N 28-51-391/16

"О реализации дополнительных образовательных программ в учреждениях дополнительного образования детей"

Письмо Минобразования РФ от 20.07.1999 N 14-55-349ин/15

"О порядке реализации Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования в различных формах обучения"

Письмо Минобразования РФ от 20.10.1997 N 06-51-60ин/25-06

"О лицензировании образовательных учреждений среднего профессионального образования"

Письмо Минобразования РФ от 20.11.1997 N 01-50-187ин/32-03

<О запрете проведения вузами платных вступительных испытаний>

Письмо Минобразования РФ от 21.07.1995 N 52-М

"Об организации платных дополнительных образовательных услуг"

Письмо Минобразования РФ от 21.08.2000 N 16-52-208ин/16-13

<О Типовом положении о филиалах государственных образовательных учреждений среднего профессионального образования>

Письмо Минобразования РФ от 22.02.1999 N 220/11-12

"О недопустимости перегрузок обучающихся начальной школы"

Письмо Минобразования РФ от 25.03.1999 N 27/502-6

"Об условиях приема и обучения инвалидов в учреждениях высшего профессионального образования"

Письмо Минобразования РФ от 27.04.1998 N 01-50-75ин/32-03

<О документах о среднем (полном) общем образовании и среднем профессиональном образовании, выданных на территориях государств - участников СНГ и Балтии>

Письмо Минобразования РФ от 28.02.1994 N 23-М

"О премировании руководителей, установлении им надбавок и доплат. О нормах возмещения расходов работникам"

Письмо Минобразования РФ от 28.10.2003 N 18-52-1044ин/18-28

"О Рекомендациях по организации деятельности психологической службы в среднем специальном учебном заведении. О примерной должностной инструкции педагога-психолога среднего специального учебного заведения"

Письмо Минобразования РФ от 29.10.2001 N 1293/28-5

"Об оформлении трудовых отношений органов опеки и попечительства с приемными родителями"

Письмо Минобразования РФ от 29.12.1995 N 87-М

"О почасовой оплате труда в образовательных учреждениях"

ppt.ru

Письмо Министерства образования Российской Федерации от 12 марта 2003 года № 28-51-181/16 «О деятельности музеев образовательных учреждений»

Министерство образования Российской Федерации Письмо от 12 марта 2003 года № 28-51-181/16

«О деятельности музеев образовательных учреждений»

В последнее десятилетие усиливается интерес к истории родного края, активно разрабатываются и реализуются региональные и местные краеведческие программы. Это находит свое отражение в организации различных видов краеведческой образовательной деятельности: работе факультативов, кружков, поисковых отрядов, групп, клубов и других объединений в учреждениях образования; активном участии в программе туристско-краеведческого движения обучающихся Российской Федерации "Отечество", в системе всероссийских массовых мероприятий туристско-краеведческой направленности.

Участники движения "Отечество" - школьники и педагоги совершают экскурсии, походы и экспедиции по родному краю, местам ратной славы; ведут описание памятников истории, культуры и природы; оказывают посильную помощь в их сохранении и реставрационных работах; собирают свидетельства о событиях местной истории и людях, в них участвовавших, поддерживают связи с ними; пропагандируют материалы поисково-исследовательской работы в печати, на радио и телевидении.

Закономерным итогом краеведческой деятельности учащихся нередко становится создание музеев, выставок, экспозиций по истории, культуре и природе родного края, своего учреждения образования.

В настоящее время в школах, учреждениях дополнительного образования детей в Российской Федерации насчитывается около 5000 музеев, в том числе:- исторических - 2060;- военно-исторических - 1390;- комплексных краеведческих - 1060.

Приведенные данные касаются только паспортизированных музеев и не учитывают разнообразные формирования музейного типа - выставки, уголки, экспозиции.В школьных музеях проводятся встречи с местными жителями, земляками - ветеранами войны и труда, Вооруженных сил, организуются тематические экскурсии, уроки мужества, выставки, уроки, классные часы, вечера, дискуссии и др.

На базе музеев образовательных учреждении успешно действуют многочисленные детские объединения по интересам: кружки, клубы, секции и др.Как правило, вокруг музея формируется детский и взрослый актив, создаются органы самоуправления - совет музея, совет содействия или попечительский совет, секции, рабочие группы. При этом развивается сотрудничество музеев образовательных учреждений с государственными музеями, архивами, библиотеками, другими научными учреждениями и общественными организациями, в первую очередь отделениями Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры. Российского фонда культуры и др. С помощью специалистов актуализируется тематика и содержание поисково-собирательской и исследовательской работы в музеях, фонды школьных музеев пополняются новыми материалами, отражающими малоизученные или забытые страницы региональной и местной истории. Музеи образовательных учреждений также имеют большое значение для реализации регионального компонента в образовании.

Вместе с тем многие музеи образовательных учреждений продолжают испытывать серьезные трудности организационно-методического и материального обеспечения. Вопросы эффективного использования потенциала музеев в учебно-воспитательном процессе образовательных учреждений еще не стали предметом пристального внимания и осмысления в педагогических коллективах, методических службах органов управления образованием. Работа педагогов - энтузиастов музейного дела не всегда находит должное внимание и поддержку со стороны администрации образовательных учреждений, педагогов. Слабо используются возможности применения должностей педагога дополнительного образования, педагога-организатора для материального стимулирования руководителей музеев образовательных учреждений. Не везде удается наладить полноценную подготовку и повышение квалификации кадров руководителей музеев образовательных учреждений, обеспечение сохранности и учета собранных материалов.Минобразование России рассматривает музеи образовательных учреждений как эффективное средство духовно-нравственного, патриотического и гражданского воспитания детей и молодежи, рекомендует образовательным учреждениям, органам управления образованием всех уровней уделять внимание педагогическим и памятникоохранительным аспектам организации и функционирования музеев в образовательных учреждениях, осуществлять необходимое взаимодействие с органами и учреждениями культуры, местными и государственными архивами, отделениями Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры. Необходимо изыскивать возможность оплаты работы руководителей детских объединений на базе школьных музеев, поощрения администрации, педагогических коллективов образовательных учреждений, эффективно работающих в данной области.С целью совершенствования деятельности музеев в образовательных учреждениях, обеспечения методической помощи в их организации и работе следует руководствоваться Примерным положением о музеях образовательного учреждения (школьном музее), которое может быть использовано для разработки также положений, уставов и других локальных актов образовательных учреждений по вопросам функционирования в них музеев, экспозиций, выставок.

Заместитель министраЕ.Е.Чепурных

Приложение. Примерное положение о музее образовательного учреждения (школьном музее)

Приложениек письму Минобразования Россииот 12 марта 2003 года № 28-51-181/16

Примерное положение о музее образовательного учреждения (школьном музее)

1. Общие положения

1.1. Школьный музей (далее - музей) - обобщающее название музеев, являющихся структурными подразделениями образовательных учреждений Российской Федерации независимо от их формы собственности, действующих на основании Закона Российской Федерации "Об образовании", а в части учета и хранения фондов - Федерального закона "О Музейном фонде Российской Федерации и музеях Российской Федерации".1.2. Музей организуется в целях воспитания, обучения, развития и социализации обучающихся.1.3. Профиль и функции музея определяются задачами образовательного учреждения.

2. Основные понятия

2.1. Профиль музея - специализация музейного собрания и деятельности музея, обусловленная его связью с конкретной профильной дисциплиной, областью науки или искусства.2.2. Музейный предмет - памятник материальной или духовной культуры, объект природы, поступивший в музей и зафиксированный в инвентарной книге.2.3. Музейное собрание - научно организованная совокупность музейных предметов и научно-вспомогательных материалов.2.4. Комплектование музейных фондов - деятельность музея по выявлению, сбору, учету и научному описанию музейных предметов.2.5. Инвентарная книга - основной документ учета музейных предметов.2.6. Экспозиция - выставленные на обозрение в определенной системе музейные предметы (экспонаты).

3. Организация и деятельность музея

3.1. Организация музея в образовательном учреждении является, как правило, результатом краеведческой, туристской, экскурсионной работы обучающихся и педагогов. Создается музей по инициативе педагогов, обучающихся, родителей, общественности.3.2. Учредителем музея является образовательное учреждение, в котором организуется музей. Учредительным документом музея является приказ о его организации, издаваемый руководителем образовательного учреждения, в котором находится музей.3.3. Деятельность музея регламентируется уставом (положением), утверждаемым руководителем данного образовательного учреждения.3.4. Обязательные условия для создания музея:- музейный актив из числа обучающихся и педагогов;- собранные и зарегистрированные в инвентарной книге музейные предметы;- помещения и оборудование для хранения и экспонирования музейных предметов;- музейная экспозиция;- устав (положение) музея, утвержденный руководителем образовательного учреждения.3.5. Учет и регистрация музеев осуществляются в соответствии с действующими правилами.

4. Функции музея

4.1. Основными функциями музея являются:

- документирование истории, культуры и природы родного края, России путем выявления, сбора, изучения и хранения музейных предметов;- осуществление музейными средствами деятельности по воспитанию, обучению, развитию, социализации обучающихся;- организация культурно-просветительской, методической, информационной и иной деятельности, разрешенной законом;- развитие детского самоуправления.

5. Учет и обеспечение сохранности фондов музея

5.1. Учет музейных предметов собрания музея осуществляется раздельно по основному и научно-вспомогательному фондам:- учет музейных предметов основного фонда (подлинных памятников материальной и духовной культуры, объектов природы) осуществляется в инвентарной книге музея;- учет научно-вспомогательных материалов (копий, макетов, диаграмм и т.п.) осуществляется в книге учета научно-вспомогательного фонда.5.2. Ответственность за сохранность фондов музея несет руководитель образовательного учреждения.5.3. Хранение в музеях взрывоопасных, радиоактивных и иных предметов, угрожающих жизни и безопасности людей, категорически запрещается.5.4. Хранение огнестрельного и холодного оружия, предметов из драгоценных металлов и камней осуществляется в соответствии с действующим законодательством.5.5. Предметы, сохранность которых не может быть обеспечена музеем, должны быть переданы на хранение в ближайший или профильный музей, архив.

6. Руководство деятельностью музея

6.1. Общее руководство деятельностью музея осуществляет руководитель образовательного учреждения.6.2. Непосредственное руководство практической деятельностью музея осуществляет руководитель музея, назначаемый приказом по образовательному учреждению.6.3. Текущую работу музея осуществляет совет музея.6.4. В целях оказания помощи музею может быть организован совет содействия или попечительский совет.

7. Реорганизация (ликвидация) музея

Вопрос о реорганизации (ликвидации) музея, а также о судьбе его коллекций решается учредителем по согласованию с вышестоящим органом управления образованием.

mosmetod.ru

Письмо Министерства образования Российской Федерации

от 31.03.2000 № 31ю-50-758/27-6

Органы управления образованием

субъектов Российской Федерации

Объявляю для сведения постановление Правительства Российской Федерации:

«ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 10 марта 2000 г. № 212 г. Москва

О внесении изменений и дополнений в Типовое положение о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии

Правительство Российской Федерации постановляет: Утвердить прилагаемые изменения и дополнения, которые вносятся в Типовое положение о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 12 марта 1997 г. № 288 (Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, № 11, ст. 1326).

Председатель Правительства

Российской Федерации В. Путин

УТВЕРЖДЕНЫ

постановлением Правительства

Российской Федерации

от 10 марта 2000 г. № 212

Изменения и дополнения,

Которые вносятся в Типовое положение о специальном

(Коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся,

Воспитанников с отклонениями в развитии

1. Пункт 1 изложить в следующей редакции:

«1. Настоящее Типовое положение регулирует деятельность государственных, муниципальных специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии.

Для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии создаются следующие специальные (коррекционные) образовательные учреждения:

специальная (коррекционная) начальная школа — детский сад;

специальная (коррекционная) общеобразовательная школа;

специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат.

Специальные (коррекционные) образовательные учреждения создаются для глухих, слабослышащих и позднооглохших, слепых, слабовидящих и поздноослепших детей, детей с тяжелыми нарушениями речи, с нарушением опорно-двигательного аппарата, с задержкой психического развития, для умственно отсталых и других детей с отклонениями в развитии.

Настоящее Типовое положение распространяется также на специальные классы, группы (в том числе для детей со сложными дефектами) и группы продленного дня, создаваемые в установленном порядке в образовательном учреждении.

Специфика образовательного процесса, направление деятельности по реабилитации обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии, а также уровень реализуемых образовательных программ определяются Министерством образования Российской Федерации по согласованию с Министерством здравоохранения Российской Федерации в зависимости от вида специального (коррекционного) образовательного учреждения».

2. В абзаце четвертом пункта 13 слова: «Министерством общего и профессионального образования Российской Федерации» заменить словами: «Министерством образования Российской Федерации».

3. Пункт 16 дополнить текстом следующего содержания:

«В коррекционном учреждении устанавливается следующая предельная наполняемость классов, групп (в том числе специальных классов (групп) для детей со сложными дефектами) и групп продленного дня:

для глухих — 6 человек;

для слабослышащих и позднооглохших с легким недоразвитием речи, обусловленным нарушением слуха, — 10 человек;

для слабослышащих и позднооглохших с глубоким недоразвитием речи, обусловленным нарушением слуха, — 6 человек;

для слепых — 8 человек;

для слабовидящих и поздноослепших — 12 человек;

для имеющих тяжелые нарушения речи — 12 человек;

для имеющих нарушения опорно-двигательного аппарата—10 человек;

для имеющих задержку психического развития — 12 человек;

для умственно отсталых— 12 человек,

для глубоко умственно отсталых — 10 человек;

для имеющих сложные дефекты — 5 человек».

4. Пункт 24 после слова: «педагогические» дополнить словом: «инженерно-педагогические».

5. В пункте 26 слова: »Во вспомогательный класс (группу)» заменить словами: »В специальный класс (группу)».

6. Пункт 27 изложить в следующей редакции:

«27. Специальные классы (группы) коррекционного учреждения комплектуются из воспитанников со сложными дефектами по мере выявления таких воспитанников в ходе психолого-медико-педагогического наблюдения в условиях образовательного процесса».

7. Пункт 46 дополнить абзацем следующего содержания: «Воспитанники, не проживающие в коррекционном учреждении, обеспечиваются бесплатным двухразовым питанием».

Постановление Правительства Российской Федерации от 12 марта 1997 г. № 288 «Об утверждении Типового положения о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии» доведено до органов управления образованием субъектов Российской Федерации письмом Министерства общего и профессионального образования Российской Федерации от 10.04.97 № 19».

Заместитель министра Е. Е. Чепурных

studfiles.net

Как написать письмо министру: инструкции, образец письма

Как написать письмо министруКак написать письмо министру? Порядок составления обращений в адрес высокопоставленных должностных лиц мало чем отличается от общих правил написания писем в государственные органы и органы местного самоуправления. Рассматриваются такие сообщения в соответствии с Федеральным законом № 59-ФЗ. В этом же законе указаны и требования к письменным обращениям.

По очевидным причинам, сами тексты в наименьшей степени унифицированы и трафаретны. Поэтому основные трудности у граждан возникают на этапе изложения самой проблемы, причины обращения.

Правила оформления

Как и в любой другой подобной корреспонденции, вначале необходимо оформить шапку документа. Так как отправителем может быть частное лицо, коллектив или организация, шапка заявления может принимать разный вид.

Если адресант – частное лицо или группа лиц, в правой верхней части листа указываются следующие реквизиты:

  • кому адресован документ, например, «Министру образования и науки РФ О.Ю. Васильевой»;
  • ниже можно указать заместителя министра «Заместителю министра образования и науки РФ В.В. Переверзевой»;
  • ФИО отправителя «От Петрова П.П.» или коллектива «От группы учителей ГБОУ СОШ № 292, г. Санкт-Петербург», в конце письма помечаются фамилии, инициалы и подписи всех участников коллектива;
  • почтовый адрес, адрес места жительства, а также e-mail.

Если отправителем является организация или учреждение, обычно, в левом верхнем углу страницы указываются такие реквизиты:

  • логотип организации;
  • полное наименование организации;
  • почтовый адрес;
  • телефон, факс, e-mail;
  • в конце документа в левом нижнем углу с подписью отмечается директор учреждения «Директор Лицея «Физико-техническая школа» П.П. Петров».

В обоих случаях в правой нижней части страницы ставится дата.

Каждый отдельный элемент реквизита должен начинаться с новой строки.

Как правильно изложить сообщение

Для начала текст можно озаглавить, например, «Уважаемая Ольга Юрьевна!», или, если его суть сводится к каким-либо предложениям, «Рекомендательное письмо». Само изложение должно состоять из логически связанных вводной и основной части.

В вводной части обозначается причина обращения. Это какое-либо событие или обстоятельство, в связи с которым пишется письмо. Основная часть включает в себя жалобу, предложение или заявление, основанное на вводной части. Такая структура облегчает восприятие текста.

С точки зрения композиции текст должен быть поделен на абзацы. Каждая новая мысль должна отделяться абзацем. В начале абзаца определяется его тема, затем выражаются основные сведения. В конце абзаца даются комментарии, суммирующие суть абзаца. Подобная рубрикация также упрощает усвоение текста читателем.

Какие письма не рассматриваются

Сообщение в министерство не рассматривается, если в нем:

  • отсутствует фамилия и имя отправителя;
  • присутствует ненормативная лексика, оскорбление;
  • присутствует угроза жизни, здоровью и собственности должностного лица и его семьи;
  • есть вопрос, ответ на который уже был дан отправителю ранее.

Также нельзя направлять обращения, касающиеся обжалования судебных решений, так как законодательством запрещено любое вмешательство в судебные процессы. Исполнительная и законодательная власти действуют независимо от судебной.

Лучше всего ознакомиться с правилами приема и обработки обращений на сайте конкретного министерства. Так, например, в соответствии с законом РФ «О государственной тайне» в Минобороны нельзя отправлять корреспонденцию, содержащую сведения о государственной тайне.

Образец

Пример оформления заявления от группы лиц:

Пример оформления коллективного заявления

Языковые и стилистические особенности

Основное правило составления письма министру – конкретное изложение вопроса. Поэтому нельзя писать такой документ в состоянии эмоционального всплеска, гнева или волнения. В ином случае текст получится сумбурным и его будет тяжело понять. Каждое написанное предложение должно восприниматься читателем однозначно. Если в вопросе предполагаются какие-то даты, места, наименования, их нужно указывать точно.

Текст должен быть лаконичным, но завершенным. Если в заявлении содержится просьба, ее нужно выражать тактично с применением любой производной формой глагола «просить». Обращаться к любому должностному лицу, министру положено в почтительном тоне.

Способы передачи письма

Передать обращение министру можно любым удобным способом.

Интернет-приемные

Наиболее быстро отправить заявление можно зайдя на официальный сайт соответствующего министерства. Далее нужно перейти в раздел интернет-приемной и заполнить все поля. Затем в соответствующем поле изложить суть заявления. Текст сообщения не должен превышать 2 тысячи символов.

Форма электронного обращения

В качестве дополнительных материалов допускается приложение цифровых фотографий, видео, аудиофайлов. Их размер не должен превышать 5 Мб.

Во время рассмотрения, сведения, содержащиеся в заявлении, не разглашаются. Но, после того, как ответ получен, обращение может быть опубликовано на сайте.

Почта

Применяется в том случае, если текст слишком длинный. Чтобы удостовериться в том, что корреспонденция передана в министерство, необходимо отметить на конверте, что это заказное письмо с уведомлением.

Личная передача

Заместитель министра или директор департамента осуществляет личный прием граждан в соответствии с графиком, который размещается на официальном сайте министерства. Прием проводится в специальных помещениях, оборудованных компьютерами и оргтехникой. Переданное во время приема заявление будет зарегистрировано и рассмотрено в соответствии с Федеральным законом № 59-ФЗ. При себе гражданин обязан иметь паспорт или другое удостоверение личности.

Сроки рассмотрения

Обращения к министру рассматриваются в соответствии со статьей 12 Федерального закона № 59-ФЗ. Согласно этой статье заявления регистрируются в министерстве в течение трех дней, а затем рассматривается на протяжении 30 дней.

Отдел, рассматривающий подобную корреспонденцию, может запросить дополнительную информацию, а также имеет право уточнять достоверность сведений о заявителе. В таком случае рассмотрение, как правило, задерживается еще на 30 дней.

Видео: Прием населения замминистра здравоохранения

oletter.org

Министерство образования и науки Российской Федерации

Перед направлением электронного обращения в Минобрнауки России, пожалуйста, ознакомьтесь с изложенными ниже правилами работы данного интерактивного сервиса.

Правила рассмотрения электронных обращений граждан

1. В электронном обращении может содержаться заявление, жалоба, предложение или запрос.

2. Электронные обращения, направленные через официальный Интернет-портал Минобрнауки России, поступают на рассмотрение в отдел по работе с письмами граждан. Министерство обеспечивает объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение обращений.

3. В соответствии с Федеральным законом от 02.05.2006 г. N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации"электронные обращения регистрируются в течение трёх дней и направляются в зависимости от содержания в структурные подразделения Министерства. Обращение рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации. Электронное обращение, содержащее вопросы, решение которых не входит в компетенцию Минобрнауки России, направляется в течение семи дней со дня регистрации в соответствующий орган или соответствующему должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов, с уведомлением об этом гражданина, направившего обращение.

4. Электронное обращение не рассматривается при: - отсутствии фамилии и имени заявителя; - наличии в тексте нецензурных или оскорбительных выражений; - наличии в тексте угрозы жизни, здоровью и имуществу должностного лица, а также членов его семьи; - использовании при наборе текста некириллической раскладки клавиатуры или только заглавных букв; - наличии в тексте вопроса, на который заявителю уже давался письменный ответ по существу в связи с ранее направленными обращениями.

5. Ответ заявителю обращения направляется по адресу (электронному или почтовому), указанному при заполнении формы.

6. При рассмотрении обращения не допускается разглашение сведений, содержащихся в обращении, а также сведений, касающихся частной жизни гражданина, без его согласия. Информация о персональных данных заявителей хранится и обрабатывается с соблюдением требований российского законодательства о персональных данных.

7. Обращения, поступившие через сайт, обобщаются и представляются руководству Министерства для информации. На наиболее часто задаваемые вопросы периодически публикуются ответы руководителей Министерства. Ваше обезличенное обращение может быть опубликовано на сайте.

Прочитать правила

xn--80abucjiibhv9a.xn--p1ai

Письмо Министерства образования и науки РФ от 11 августа 2016 г. № ВК-1788/07 «Об организации образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»

Письмо Министерства образования и науки РФ

от 11 августа 2016 г. № ВК-1788/07

«Об организации образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»

В связи с участившимися обращениями по вопросам организации образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), лицензирования и аккредитации образовательной деятельности общеобразовательных организаций, осуществляющих обучение обучающихся указанной категории, Минобрнауки России направляет разъяснения.

Приложение: на 4 л. в 1 экз.

В. Ш. Каганов

Об организации образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

Статьей 79 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Закон) установлено, что содержание образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (далее – ОВЗ) определяется адаптированной образовательной программой.

Основой для разработки адаптированных основных общеобразовательных программ для обучающихся с умственной отсталостью является федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (далее – ФГОС для обучающихся с умственной отсталостью), утвержденный приказом Минобрнауки России 19 декабря 2014 г. № 1599.

ФГОС для обучающихся с умственной отсталостью вступает в законную силу с 1 сентября 2016 г.

ФГОС для обучающихся с умственной отсталостью может быть реализован при организации обучения обучающихся с умственной отсталостью совместно с другими обучающимися, в отдельных классах, группах или в отдельных организациях, осуществляющих образовательную деятельность (общеобразовательные организации, медицинские организации, санаторные организации, детские дома-интернаты системы социальной защиты), или вне их – в форме семейного образования, а также на дому.

На основе ФГОС для обучающихся с умственной отсталостью разработана и включена в федеральный реестр примерных общеобразовательных программ (fgosreestr.ru) примерная адаптированная основная общеобразовательная программа для обучающихся с умственной отсталостью.

В программе прописан примерный учебный план, на основе которого образовательная организация разрабатывает свой учебный план.

Определение варианта образовательной программы, форм и методов психолого-медико-педагогической помощи, необходимости создания специальных условий для получения образования обучающимися с ОВЗ осуществляется на основе рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии, сформулированных по результатам комплексного психолого-медико-педагогического обследования обучающегося (приказ Минобрнауки России от 20 сентября 2013 г. № 1082 «Об утверждении положения о психолого-медико-педагогической комиссии»).

Адаптированная основная общеобразовательная программа реализуется через организацию урочной и внеурочной деятельности.

В ФГОС для обучающихся с умственной отсталостью прописано количество учебных занятий по предметным областям и «Коррекционно-развивающей области», являющейся обязательным элементом структуры учебного плана.

Продолжительность занятий, продолжительность перемен. между уроками и коррекционно-развивающими занятиями и внеурочной деятельностью определяется санитарно-эпидемиологическими требованиями к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья 2.4.2.3286-15 (далее – СанПиН ОВЗ), утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 10 июля 2015 г. № 26.

СанПиН ОВЗ вводятся в действие с 1 сентября 2016 г. и распространяются на организации, осуществляющие образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ОВЗ, на отдельные классы и/или группы для обучающихся с ОВЗ, в том числе группы продленного дня, организованные в образовательных организациях.

Образование согласно СанПиН ОВЗ для всех обучающихся с ОВЗ осуществляется в 1 смену по 5-дневной учебной неделе.

Согласно статье 28 Закона образовательная организация обладает автономией, под которой понимается самостоятельность в осуществлении образовательной, научной, административной, финансово-экономической деятельности, разработке и принятии локальных нормативных актов, в том числе разработке и утверждении образовательных программ.

Организации, осуществляющие образовательную деятельность, разрабатывают образовательные программы в соответствии с ФГОС и с учетом соответствующих примерных основных образовательных программ (часть 7 статьи 12 Закона).

Для обучающихся с умственной отсталостью, правоотношения с которыми возникли с 1 сентября 2016 года, применяется ФГОС для обучающихся с умственной отсталостью. Основанием для разработки образовательных программ для них является примерная адаптированная основная общеобразовательная программа для обучающихся с умственной отсталостью, размещенная на сайте fgosreestr.ru.

Для обучения лиц с умственной отсталостью, зачисленных в образовательные организации до 1 сентября 2016 г., при разработке образовательных программ Минобрнауки России рекомендует также использовать примерную адаптированную основную общеобразовательную программу образования обучающихся с умственной отсталостью, размещенную на сайте fgosreestr.ru., или руководствоваться учебным планом, утвержденным приказом Минобразования России от 10 апреля 2002 г. № 29/2065-п «Об утверждении учебных планов специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии», в части, не противоречащей законодательству в сфере образования.

В соответствии с частью 1 статьи 91 Закона лицензирование образовательной деятельности осуществляется по видам образования, по уровням образования, по профессиям, специальностям, направлениям подготовки (для профессионального образования), по подвидам дополнительного образования.

В приложении к лицензии указываются сведения о видах образования, об уровнях образования (для профессионального образования также сведения о профессиях, специальностях, направлениях подготовки и присваиваемой по соответствующим профессиям, специальностям и направлениям подготовки квалификации), о подвидах дополнительного образования, а также адреса мест осуществления образовательной деятельности, за исключением мест осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам, основным программам профессионального обучения (часть 4 статьи 91 Закона). Сведения о конкретных образовательных программам в приложении к лицензии не указываются.

Вместе с тем, в настоящее время Минобрнауки России разрабатывается проект федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» в части регулирования вопросов образования лиц с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья (далее – законопроект), которым предусматривается проводить лицензирование образовательной деятельности обучающихся с умственной отсталостью по образовательным программам (адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с нарушениями интеллекта), что влечет изменения статьи 91 Закона об образовании и нормативно-правовых актов, регламентирующих процедуру лицензирования образовательной деятельности.

Законопроект размещен на официальном сайте regulation.gov.ru в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», ссылка доступa.

В дополнение к письму Минобрнауки России от 20 августа 2014 г. № ВК-1748/07 сообщаем, что законопроектом аккредитация образовательной деятельности по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с умственной отсталостью не предполагается.

Заместитель директораДепартамента государственнойполитики в сфере защиты прав детей

 И. О. Терехина

Ответственный: Швец Евгения Анатольевна, методист ГМЦ ДОгМ.

Телефон: 8 (499) 763-67-64.

mosmetod.ru

Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 15 ноября 2013 г. № НТ-1139/08

ОБ ОРГАНИЗАЦИИ ПОЛУЧЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ В СЕМЕЙНОЙ ФОРМЕ

Письмо Министерства образования и науки Российской Федерацииот 15 ноября 2013 г. № НТ-1139/08

Министерство образования и науки Российской Федерации в связи с возникающими вопросами по получению образования в семейной форме после вступления в силу Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон) сообщает.

В соответствии с частью 4 статьи 43 Конституции Российской Федерации основное общее образование обязательно. При этом получение детьми основного общего образования обеспечивают родители или лица, их заменяющие. Аналогичное положение предусмотрено статьей 63 Семейного кодекса Российской Федерации.

Федеральным законом предусмотрены различные формы получения образования и обучения с учетом потребностей и возможностей личности.

Частью 2 статьи 63 Федерального закона установлено, что общее образование может быть получено как в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, так и вне их. Обучение в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, осуществляется в очной, очно-заочной или заочной форме. Вне организаций, осуществляющих образовательную деятельность, образование и обучение предусмотрено в семейной форме и в форме самообразования. В целях получения образования и обучения допускается сочетание различных форм получения образования и обучения (статья 17 Федерального закона). Форма получения общего образования и форма обучения по конкретной основной общеобразовательной программе определяются родителями (законными представителями) несовершеннолетнего обучающегося. При выборе родителями (законными представителями) несовершеннолетнего обучающегося формы получения общего образования и формы обучения учитывается мнение ребенка (часть 4 статьи 63 Федерального закона).

Учитывая, что статьей 43 Конституции Российской Федерации гарантированы общедоступность и бесплатность основного общего образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях, родители (законные представители), выбирая получение образования в семейной форме, отказываются от получения образования в образовательных организациях и принимают на себя в том числе, обязательства, возникающие при семейной форме получения образования (вне образовательных организаций).

В частности при выборе семейной формы образования у родителей (законных представителей) возникают обязательства по обеспечению обучения в семейной форме образования - целенаправленной организации деятельности обучающегося по овладению знаниями, умениями, навыками и компетенцией, приобретению опыта деятельности, развитию способностей, приобретению опыта применения знаний в повседневной жизни и формированию у обучающегося мотивации получения образования в течение всей жизни.

Вместе с тем, в соответствии с частью 4 статьи 17 и пунктом 2 части 3 статьи 44 Федерального закона ребенок, получающий образование в семейной форме, по решению его родителей (законных представителей) с учетом его мнения на любом этапе обучения вправе продолжить его в любой иной форме, предусмотренной Федеральным законом, либо использовать право на сочетание форм получения образования и обучения.

Органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов ведут учет детей, имеющих право на получение общего образования каждого уровня и проживающих на территориях соответствующих муниципальных образований, а также форм получения образования и обучения, определенных родителями (законными представителями) детей. При выборе родителями (законными представителями) детей получения общего образования в форме семейного образования родители (законные представители) информируют об этом выборе орган местного самоуправления муниципального района или городского округа, на территориях которых они проживают (часть 5 статьи 63 Федерального закона).

Обучающиеся в форме семейного образования в соответствии с частью З статьи 34 Федерального закона имеют право пройти промежуточную и государственную итоговую аттестацию в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по соответствующей имеющей государственную аккредитацию образовательной программе. Указанные лица, не имеющие основного общего или среднего общего образования, вправе пройти экстерном промежуточную и государственную итоговую аттестацию в организации, осуществляющей образовательную деятельность по соответствующей имеющей государственную аккредитацию основной общеобразовательной программе, бесплатно. Образовательной организацией должен быть принят соответствующий локальный акт, регламентирующий порядок организации и прохождения промежуточной и государственной итоговой аттестации, в том числе экстернами. При этом вышеуказанный локальный акт должен быть доступен для беспрепятственного ознакомления, в том числе на сайте образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети Интернет.

Согласно статье 33 Федерального закона, экстернами являются лица, зачисленные в организацию, осуществляющую образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам, для прохождения промежуточной и государственной итоговой аттестации.

Следует отметить, что согласно Федеральному закону экстерны являются обучающимися (часть 1 статьи 33 Федерального закона) и обладают всеми академическими правами, предоставленными обучающимся в соответствии со статьей 34 Федерального закона. В частности, экстерны наравне с другими обучающимися имеют право на развитие своих творческих способностей и интересов, включая участие в конкурсах, олимпиадах, в том числе, всероссийской олимпиаде школьников, выставках, смотрах, физкультурных мероприятиях, спортивных мероприятиях, в том числе в официальных спортивных соревнованиях, и других массовых мероприятиях.

Кроме этого, экстерны могут рассчитывать на получение при необходимости социально-педагогической и психологической помощи, бесплатной психолого-медико-педагогической коррекции (статья 42 Федерального закона).

Основаниями возникновения образовательных отношений между экстерном и образовательной организацией являются заявление родителей (законных представителей) о прохождении промежуточной и (или) государственной итоговой аттестации в организации, осуществляющей образовательную деятельность, и распорядительный акт указанной организации о приеме лица для прохождения промежуточной аттестации и (или) государственной итоговой аттестации (часть 1 статьи 53 Федерального закона).

Необходимо отметить, что в отличие от случая, когда обучающийся зачислен в образовательную организацию, и она в соответствии со статьей 28 Федерального закона несёт ответственность за качество образования, при получении общего образования в форме семейного образования, организация, осуществляющая образовательную Деятельность, несёт ответственность только за организацию и проведение промежуточной и итоговой аттестации, а также за обеспечение соответствующих академических прав обучающегося.

Обучающиеся по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования в форме семейного образования, не ликвидировавшие в установленные сроки академической задолженности, продолжают получать образование в образовательной организации (часть 10 статьи 58 Федерального закона)[1] Академической задолженностью признаются неудовлетворительные результаты промежуточной аттестации по одному или нескольким учебным предметам, курсам, дисциплинам (модулям) образовательной программы или непрохождение промежуточной аттестации при отсутствии уважительных причин.

Родители (законные представители) несовершеннолетнего обучающегося и образовательные организации, обеспечивающие получение обучающимся обучения в форме семейного образования, обязаны создать условия обучающемуся для ликвидации академической задолженности и обеспечить контроль за своевременностью ее ликвидации (часть 4 статьи 58 Федерального закона).

В связи с изложенным:

1. Учет детей, получающих общее образование в семейной форме, ведется органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов (в городах федерального значения - органами, определенными законами этих субъектов Российской Федерации). В связи с этим для организации прохождения детьми соответствующей аттестации родители (законные представители) при информировании органа местного самоуправления (иного уполномоченного органа) по месту жительства о выбранной форме семейного образования одновременно должны обеспечить обучение в семейной форме и получить сведения об образовательных(ой) организациях(и), в которых(ой) предусмотрена возможность прохождения детьми соответствующей аттестации. Порядок прохождения аттестации образовательной организации целесообразно определять с учетом мнения родителей (законных представителей), в том числе исходя из темпа и последовательности изучения учебного материала.

Представляется разумным, что по желанию родителей (законных представителей) такая образовательная организация может быть определена на весь период получения общего образования, на период прохождения конкретной аттестации или на период одного учебного года в зависимости от объективных обстоятельств и наиболее эффективной реализации прав и свобод ребенка.

Взаимоотношения между родителями (законными представителями) и образовательной организацией определяются в заявлении родителей (законных представителей) о прохождении промежуточной и (или) государственной итоговой аттестации в организации, осуществляющей образовательную деятельность, и распорядительном акте указанной организации о приеме лица для прохождения промежуточной аттестации и (или) государственной итоговой аттестации.

Следует отметить, что в качестве образовательной организации для прохождения промежуточной или итоговой аттестации, могут быть определены не только общеобразовательные организации, но и образовательные организации других типов, Например, вузы, которым Федеральным законом предоставлено право осуществлять образовательную деятельность по основным общеобразовательным программам. Это будет способствовать повышению объективности оценки получения образования и обучения в семейной форме. Особенно актуально в условиях, когда ребенок, не ликвидировавший в установленные сроки академическую задолженность, должен продолжить получение общего образования, как правило, в общеобразовательной организации.

2. Учитывая целостность образовательного процесса, взаимосвязь обучения и воспитания, для обучающихся в форме семейного образования системой образования должны быть созданы условия по их социализации, интеграции в соответствующие детские коллективы. Указанные условия могут быть обеспечены путем предоставления возможности таким обучающимся осваивать дополнительные образовательные программы, в том числе в образовательных организациях, в которых они проходят соответствующую аттестацию.

3. Статья 35 Федерального закона гарантирует право обучающихся по основным образовательным программам за счет бюджетных ассигнований бюджетов различных уровней в пределах федеральных государственных образовательных стандартов на бесплатное пользование во время обучения учебниками и учебными пособиями, необходимыми в учебном процессе.

В этой связи, обучающиеся по образовательным программам в форме семейного образования должны быть обеспечены учебниками и учебными пособиями.

Причём обеспечение указанных обучающихся учебниками и учебными пособиями возможно производить не только из фондов библиотеки организации, осуществляющей образовательную деятельность, в которой обучающийся проходит промежуточные и (или) государственную итоговую аттестации, но и посредством создания специализированного библиотечного фонда субъекта Российской Федерации (муниципального образования).

4. Согласно статье 9 Федерального закона обучающимся, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, своем развитии и социальной адаптации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации организуется предоставление психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи.

Указанная помощь в том числе, помощь обучающимся в составлении индивидуального учебного плана, в случае необходимости обучающимся в семейной форме может быть оказана психологами, педагогами-психологами организаций, осуществляющих образовательную деятельность, в которых такие дети проходят аттестацию, либо в центрах психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи.

5. В соответствии с частью 2 статьи 99 Федерального закона нормативные затраты на оказание государственной или муниципальной услуги в сфере образования определяются по каждому уровню образования в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, по каждому виду и направленности (профилю) образовательных программ с учетом форм обучения, а также с учетом иных предусмотренных Федеральным законом особенностей организации и осуществления образовательной деятельности (для различных категорий обучающихся).

Таким образом, учредителем образовательной организации могут быть определены нормативные затраты на оказание государственной (муниципальной) услуги по реализации общеобразовательной программы в форме семейного образования, покрывающие затраты на проведение промежуточной и государственной итоговой аттестаций, затраты на приобретение учебных изданий (учебники, учебные пособия и учебно-методические материалы), периодических изданий, издательских и полиграфических услуг, услуг доступа к электронным изданиям, непосредственно связанных с реализацией общеобразовательной программы, затраты на оказание психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи.

Кроме того, при выборе родителями (законными представителями) сочетания различных форм получения образования (семейная форма) и форм обучения (в организации, осуществляющей образовательную деятельность) нормативные затраты помимо вышеуказанных должны предусматривать затраты, покрывающие возможность освоения отдельных компонентов образовательной программы в организации.

6. В части возможности оказания поддержки родителям (законным представителям) при получении несовершеннолетними общего образования в форме семейного образования.

В целях реализации права каждого человека на образование федеральными государственными органами, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления осуществляется полностью или частично финансовое обеспечение содержания лиц, нуждающихся в социальной поддержке в соответствии с законодательством Российской Федерации, в период получения ими образования (статья 5 Федерального закона).

Таким образом, учитывая, что Российская Федерация поддерживает различные формы образования и самообразования субъекты Российской Федерации в рамках имеющихся полномочий вправе предусмотреть оказание поддержки нуждающимся семьям при их выборе получения образования в семейной форме. Субъектом Российской Федерации может быть введена для таких семей компенсация в качестве меры социальной поддержки. Полномочия по ее предоставлению (включая основания и порядок их предоставления) органами государственной власти субъектов Российской Федерации в рамках предмета совместного ведения осуществляются самостоятельно за счет средств субъекта Российской Федерации (Федеральный закон от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти  субъектов Российской Федерации»)[2].

Первый заместитель министраН.В. Третьяк

[1] Зачисление в образовательную организацию лица, находящегося на семейной форме образования для продолжения обучения в образовательной организации осуществляется в соответствии с Порядком приема в общеобразовательные учреждения, утвержденным приказом Минобрнауки России от 15 февраля 2012 г. №107

[2] В соответствии со статьей 26.3.1 Федерального закона от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ органы государственной власти субъекта Российской Федерации вправе устанавливать за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением финансовых средств, передаваемых из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации на осуществление целевых расходов) дополнительные меры социальной поддержки и социальной помощи для отдельных категорий граждан вне зависимости от наличия в федеральных законах положений, устанавливающих указанное право.

xn--273--84d1f.xn--p1ai