Парламентская республика. Основные характеристики. Парламентской республики


ПОНЯТИЕ, ХАРАКТЕРИСТИКА » Буквы.Ру Научно-популярный портал

смешанные (полупрезидентские).

Парламентская республика – разновидность современной формы государственного правления, при которой верховная роль в организации государственной жизни принадлежит парламенту.

Парламентарная республикахарактеризуется провозглашением принципа верховенства парламента, перед которым правительство несет политическую ответственность за свою деятельность. Формальной отличительной чертой парламентарной республики является наличие должности премьер-министра.

В парламентарной республике населением страны на строго определенный срок избираются высший представительный законодательный орган государственной власти. Особенность этих государств состоит в том, что парламенту в них принадлежит высшая государственная власть. Он не только является высшим законодательным органом государственной власти, но и, опираясь на представительный (делегированный народом) характер своей власти, формирует органы исполнительной власти (избирает президента или формирует правительство). При подобной конструкции, хотя и существует разделение властей на законодательную (парламент), исполнительную (президент и/или правительство) и судебную (верховный, конституционный и другие суды), положение исполнительной власти зависит от решения парламента. Такой орган получил название ответственного (перед парламентом) правительства.

Парламентарная республика характеризуется следующими признаками:

Парламент наряду с законодательной деятельностью и вотированием бюджета обладает учредительными функциями и правом контроля за деятельностью правительства. Главным из учредительных функций является формирование правительства на парламентской основе. Формально правительство назначает президент, однако делает это не по своему усмотрению, а на основе решения парламента о формировании кабинета из числа представлен партии или коалиции партий, располагающих большинством мест в парламенте (чаще — в его нижней палате). Обычно президент предлагает парламенту кандидатуру лидера победившей на выборах партии (или коалиции партий) в качестве будущего главы правительства. Предложенная президентом кандидатура главы правительства (или правительства в целом) должна (случить вотум доверия в парламенте, только после этого президент назначает правительство. Вотум недоверия правительству со стороны парламента влечет за собой либо отставку правительства с последующим формированием нового правительства, либо роспуск парламента и проведение досрочных парламентских выборов.

Глава государства — президент занимает в системе государственных органов парламентарной республики достаточно скромное место. Хотя формально он может быть наделен обширными полномочиями, фактически повсеместно они ограничиваются в основном представительскими функциями. Президент скрепляет своей подписью все важнейшие государственные акты, включая законы; осуществляет дополнительный контроль за правильностью оформления и соблюдения конституционной процедуры принятия законодательных и иных актов, направляемых ему на подпись. Президент, однако, не вправе отказаться от подписи вследствие несогласия с содержанием поступившего на подпись документа. Все поступающие к президенту акты должны быть контрассигнованы главой правительства или ответственным министром. Легитимность президента в парламентарной республике существенно уже, чем в президентской республике, так как население не участвует в его выборах. Президент избирается парламентом (например, в Италии) или особой избирательной коллегией (как в ФРГ).

Вся исполнительная власть в парламентарной республике находится в руках правительства. Поскольку оно опирается на парламентское большинство, то имеет возможность существенно влиять на деятельность парламента, прежде всего на осуществление законодательных полномочий парламента. Показательно, что большинство законопроектов, которые являются предметом парламентского рассмотрения, исходят именно от правительства (например, в ФРГ — свыше 80%).

Главной функцией парламента является законодательная деятельность и контроль за исполнительной властью. Парламент обладает важными финансовыми полномочиями, поскольку он разрабатывает и принимает государственный бюджет, определяет перспективы развития социально-экономического развития страны, решает основные вопросы внешней, в том числе оборонной политики. Парламентарная форма республиканского правления представляет собой такую структуру высших органов государственной власти, которая реально обеспечивает демократизм общественной жизни, свободу личности, создает справедливые условия человеческого общежития, основанное на началах правовой законности.

Парламентарными республиками являются сегодня ФРГ, Италия, Греция, Индия и др. Такая форма правления более присуща развитым странам, так как предполагает довольно высокий уровень развития демократии, наличие развитой партийной системы и высокой политической культуры населения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Монархия – в переводе с греческого означает единовластие. Она является одной самых древних форм правления, при которой верховная государственная власть принадлежит одному лицу, занимающему свою должность в установленном порядке престолонаследия. Хотя в современном мире — это означает не просто власть одного, а власть наследуемая. Она нередко обожествляется (монарх – помазанник Божий). Правда ныне божественное происхождение власти монарха мало кого волнует: из истории известно, что феодалы становились монархами и добывали трон для себя и своих потомков в результате иногда выборов, чаще насилия, изредка приглашения, то есть вполне земных процедур. Из этого исходит и большинство действующих конституций монархических государств. Можно с полным правом утверждать, что вплоть до начала девятнадцатого века монархия была правилом для всех государственно-организованных народов. Даже в современном мире, несмотря на то, что республика является исторически более прогрессивной формой правления спор между ней и монархией продолжается.

Монархия наряду с республикой является одной из двух форм правления, известных теории государства и права. Власть монарха, как правило, является пожизненной и передается в порядкепрестолонаследия.

Престолонаследие – переход власти монарха от одного представителя царствующего дома (династии) к другому в установленном законом порядке. В настоящее время существуют три основные системы престолонаследия. Салическаясистема сводится к тому, что наследование осуществляется только по мужской линии. Женщины из круга престолонаследников исключаются полностью (Швеция). Кастильскаясистема не исключает женщин из очереди престолонаследия, но отдает предпочтение мужчинам: младший брат исключает старшую сестру (Великобритания).

Одним из главных достоинств монархии является способность сохранять неформальность отношений монарха и подданного. Возможно, в силу этого монархия является более действенным символом единства. Правильно устроенная монархия может быть символом единства многонационального государства, в том числе — империи. Монархия также может являться символом единства нации, общественной стабильности. Даже формально конституционные, а фактически — декоративные монархии (вроде современной монархии в Великобритании), продолжают исполнять эту миссию — символа и инструмента единства.

В сфере социальных отношений монархия проводит исключительно благородные принципы. Это, например, верность — один из самых благородных критериев в отношениях между людьми.

Одним из важных достоинств монархии является возможность принятия оперативного решения в тех случаях, когда времени на обсуждение просто нет.

Еще одним важным достоинством монархии является способность эффективно выдвигать наиболее талантливых людей на руководящие посты.

Главный недостаток династической монархии, как мне кажется, — случайность рождения. При династическом наследовании нет гарантии, что не родится умственно неполноценный наследник.

В Великобритании – парламентская монархия. Парламентарная монархия характеризуется тем, что монарх не обладает реальными полномочиями по управлению государством. Его полномочия носят в основном представительный характер. Кроме того, он обладает своеобразной функцией государственного нотариуса, скрепляя своей подписью все важнейшие государственные акты.

При этом его полномочия ограничиваются формальной проверкой правильности оформления акта. Влиять на материальное содержание того или иного документа монарх, как правило, не может. В силу этого, а также исходя из принципа «монарх не ответственен» (монарх не может нести политическую и юридическую ответственность за свои действия), подпись монарха обязательно нуждается в контрасигнации (т.е. должна предварительно скрепляться подписью премьер-министра или ответственного министра). Тем самым глава правительства или министр принимают на себя ответственность за данный акт монарха. На практике все акты монарха готовятся правительством. Монарх скрепляет своей подписью и законодательные акты, однако правом вето в отношении принятых парламентом законов он, как правило, не обладает. Объем полномочий монарха в странах с парламентарной формой правления неодинаков.

Монарх — это глава государства, источник суверенной власти и символ единства нации.

Согласно Акту о престолонаследии 1701 г. в Великобритании действует кастильская система, в соответствии с которой наследование трона умершего или отрекшегося монарха осуществляется старшим сыном, а при его отсутствии — старшей дочерью. Английский монарх должен быть протестантом по вероисповеданию и не может состоять в браке с католиком.

Нынешний суверен – королева Елизавета II, она вступила на престол в 1953. Монарх считается главой государства, верховным главнокомандующим, главой администрации и светским главой официальной церкви Англии. Монарх – важный символ национального единства. Клятвы верности короне произносят министры, государственные служащие, полицейские и вооруженные силы; управление государством производится именем Ее Величества. С викторианских времен монарх «царствует», но не правит, располагая всего двумя, обычно формальными, прерогативами: он имеет право роспуска парламента и назначения нового премьер-министра, или главы правительства. Сохранился ритуал консультативных встреч вечером по вторникам между монархом и премьером.

Монарх в Великобритании олицетворяет собой стабильность государственных институтов и единство нации. Его положение в системе власти определяется формулой «царствует, но не правит». При этом формально монарх обладает значительными полномочиями и еще большим влиянием на функционирование институтов власти. Большинство полномочий монарха определяется понятием «королевская прерогатива», другие полномочия закрепляются законом.

Королевская прерогатива — это совокупность полномочий монарха по общему праву. В английской истории эти полномочия рассматривались и как естественно присущие монарху от природы, и как делимые на «естественные» и «политические», и как «неотъемлемые», которые не могут быть ограничены даже Парламентом. Однако после 1688 г. королевская прерогатива стала восприниматься как ограничиваемая законом и определяемая судебной практикой. Сегодня любое из полномочий монарха, входящих в королевскую прерогативу, может при необходимости стать предметом законотворчества палат. Если Парламент принимает закон по вопросу, относившемуся к королевской прерогативе, то с этих пор он считается из нее изъятым. Это находит свое отражение в судебной практике.

В английском конституционном праве различают два основных вида прерогативных полномочий монарха: а) личные; б) политические.

Личные прерогативы в основном сводятся к ряду правил, обеспечивающих королевские иммунитеты и право собственности. Например, «монарх никогда не умирает», т. е. по общему праву междуцарствия быть не может, так как существующая система престолонаследия предусматривает постоянное функционирование института монархии. Другим примером личной прерогативы является правило, гласящее, что «монарх не может поступать неправильно». На практике это означает судебный иммунитет монарха. Из этого, однако, не следует, что Корона как институт власти не может быть ответчиком в суде. Речь идет лишь о личном иммунитете монарха.

Политические прерогативы. Эта группа полномочий весьма обширна и классифицируется в учебной и научной литературе по различным критериям. Один из них — полномочия в области внутренней и внешней политики.

В области внутренней политики королевскую прерогативу можно представить следующим образом: 1) прерогатива в области управления; 2) прерогатива в судебной области; 3) законодательная прерогатива.

Прерогатива в области управления означает: а) право монарха назначать и увольнять министров; б) руководство вооружёнными силами; в) управление собственностью Короны; г) назначение епископов; д) жалованье почетных званий; е) чрезвычайные полномочия и полномочия в области обороны.

Прерогатива в судебной области Основана на правиле «монарх — источник справедливости». Исторически британские монархи не только назначали судей, но и принимали участие в судебных заседаниях. Сегодня британские судьи осуществляют правосудие от имени монарха, но назначаются в соответствии с процедурой, установленной законом. Практически судебные прерогативы заключаются в наличии у монарха права помилования. Это право осуществляется монархом при активном участии министра внутренних дел.

Прерогатива в законодательной области проявляется двояко. Во-первых, это право монарха созывать и распускать Парламент — законодательный орган власти. Во-вторых, законодательные полномочия заключаются в праве подписи законопроектов, принимаемых палатами Парламента.

В области внешней политики королевские прерогативы состоят в следующем: 1) право объявления и заключения мира; 2) право заключения международных договоров; 3) право решения по аннексии и уступке территории; 4) право направления и аккредитации дипломатических представителей; 5) право на признание зарубежных государств и правительств.

Следует иметь в виду, что политические полномочия (прерогативы) монарха осуществляются по совету и при участии министров Правительства. Отдельно нужно сказать о праве заключения международных договоров. В соответствии со сложившейся с 1924 г. практикой международные договоры, подписанные главами государств, представляются на одобрение обеих палат Парламента. Это правило может рассматриваться как конституционное соглашение. Договоры экономического, торгового или технического характера не требуют вышеизложенной процедуры рассмотрения в Парламенте, если они: а) не содержат в своем тексте нормы, предусматривающей необходимость ратификации; б) не влекут за собой изменений британского права или налогообложения; в) не затрагивают частные права британских подданных.

 

Тайный совет представляет собой совещательный орган при монархе, исторически появившийся в системе власти Британии в XIII в.

В состав Тайного совета входят министры Кабинета, судьи Апелляционного суда, архиепископы англиканской церкви, спикер Палаты общин, британские послы в зарубежных странах и другие лица, занимающие или занимавшие высшие должности на государственной службе. Всего около 300 человек. В полном составе Тайный совет собирается по особенно торжественным случаям, например по случаю церемонии коронации монарха. Обычно в заседании принимают участие лишь несколько членов Совета. Кворум — три человека.

Тайный совет принимает решения от имени монарха либо в форме прокламаций, либо в форме приказов. Созыв и роспуск Парламента, объявление войны и мира и любое другое выступление монарха по торжественным поводам облекаются в форму прокламации. Решения по вопросам права и управления принимаются в форме приказов в Тайном совете. Правовая сила приказов в Совете признается судами, если эти решения: а) не выходят за рамки королевской прерогативы; б) не выходят за пределы полномочий, делегированных Короне парламентским статутом.

Тайный совет может создавать различные комитеты, важнейшим из которых, с точки зрения развития права, является Судебный комитет, учрежденный в соответствии с законом о Судебном комитете 1833 г. В состав Комитета входят: лорд — председатель Совета, Лорд-канцлер, бывшие лорды-председатели, «ординарные лорды по апелляции» (профессиональные судьи) и ряд других лиц, занимающих или занимавших высшие судебные должности. С 1833 г. юрисдикция Судебного комитета значительно сузилась, однако и сегодня он играет заметную роль в развитии британского права. В частности, Судебный комитет Тайного совета является апелляционной инстанцией на решения церковных судов и на решения трибуналов различных профессиональных организаций, например медицинских работников.

Судебный комитет обладает и специальной компетенцией, заключающейся в том, что монарх может затребовать его мнение по какому-либо вопросу права.

 

bukvi.ru

Парламентская республика. Основные характеристики

Парламентская республика – это вид республиканской формы правления. Главное отличие ее от монархии состоит в том, что правитель в стране является сменяемым и выборным. Власть главы считается производной от избирателей или от представительного органа.

Парламентская республика. Признаки

При этой форме правления президент является государственным главой только конституционно. Сфера руководства правителя не распространяется на парламент и всю его деятельность.

Парламентская республика предполагает, что глава исполнительной власти - это премьер-министр (Канцлер в Австрии и ФРГ). Именно он осуществляет всю политику. Премьер-министр и его правительство отчитывается перед парламентом.

В конституции Италии указано, что президент представляет единство всего народа и является главой в стране. Вместе с этим другая статья Основного Закона гласит, что руководство общей политикой и ответственность за ее ведение лежит на главе Совета Министров. Таким образом, согласно итальянским конституционным нормам, исполнительная власть сосредоточена в руках председателя правительства, но не президента.

Подобным образом определяют статус президента практически все парламентские республики.

Несколько нехарактерная для указанной формы правления правовая конструкция присутствует в Конституции Австрии. В Законе указано, что к высшим органам исполнительной власти относится федеральный президент, государственные секретари, федеральные министры и члены правительства земель. Вместе с этим в Конституции присутствует и очень подробное перечисление президентских полномочий. Этот список дает ясно понять, что глава государства является лишь формальным правителем.

Такая же ситуация наблюдается и в Основном Законе Греции.

Следует отметить, что парламентская республика как форма правления строится на принципе, согласно которому президент выступает в роли "арбитра", уравновешивающего ветви госвласти. Таким образом, определяется место главы страны в структуре органов, устанавливается объем полномочий, система выборов. Определяется также специфика взаимодействия с прочими органами власти.

Полномочия главы парламентской республики похожи на полномочия, которыми наделен конституционный монарх. И в первом, и во втором случае власть правителя чисто символическая. Вместе с этим в период политического кризиса роль главы страны резко возрастает. Только президент способен обеспечить сохранение преемственности власти, поддержание политической стабильности.

Парламентская республика (как форма правления) характерна для многих стран. Так, например, такой политический строй установлен в ФРГ, Италии, Швейцарии, Венгрии, Австрии, Ирландии и прочих державах. Из бывших республик Советского Союза только в Латвии установлена парламентская республика.

Указанная форма правления, безусловно, имеет положительные и отрицательные черты.

Основным достоинством системы считается то, что власть в большем объеме сосредоточена в одном органе. Принятие решений осуществляется большинством голосов. При парламентской республике нет должностного лица или какого-либо органа, который может препятствовать реализации решений парламента.

В указанной системе просматриваются границы ответственности за политические действия. В этом случае избиратель точно знает, кого обвинить в неудачах.

Немаловажен и тот факт, что правительство формируется непосредственно избирателями. Во время выборов своеобразную проверку на доверие проходят все кандидаты.

В условиях парламентской республики верховенство парламента исключает концентрацию власти в одних руках.

fb.ru

парламентская республика

По формам правления государства делятся на монархии и республики. Институт монархии сохранился в настоящее время более чем в 30 странах, а если учесть, что в ряде государств (Канада, Австралия, Новая Зеландия) главой юридически считается королева Великобритании, то это число еще больше.

Республикой (лат. Res publica - общественное дело) называется такое государство, в котором верховная власть в стране принадлежит избранным на определенный срок органам государственной власти. В свою очередь, современные республики делятся на парламентарные, президентские и смешанные (полупрезидентские).

 Парламентские республики – правительство формируется победившей на парламентских выборах партией. Президент назначается парламентом. Акты президента, имеют силу лишь после контрасигнатуры главы правительства (премьер-министра, канцлера).

В отличие от президентской, парламентская республика (Италия, ФРГ, Венгрия, Латвия и др.) юридически характеризуется тем, что президент осуществляет свои полномочия, как правило, только по предложению правительства, возглавляемого премьер-министром. Парламент может уволить в отставку правительство, выразив ему вотум недоверия, который должно поддержать парламентское большинство. В этом случае президент имеет право по предложению правительства распустить парламент и объявить досрочные выборы.

В парламентарной республике населением страны на строго определенный срок избираются высший представительный законодательный орган государственной власти. Особенность этих государств состоит в том, что парламенту в них принадлежит высшая государственная власть. Он не только является высшим законодательным органом государственной власти, но и, опираясь на представительный (делегированный народом) характер своей власти, формирует органы исполнительной власти (избирает президента или формирует правительство). При подобной конструкции, хотя и существует разделение властей на законодательную (парламент), исполнительную (президент и/или правительство) и судебную (верховный, конституционный и другие суды), положение исполнительной власти зависит от решения парламента. Такой орган получил название ответственного (перед парламентом) правительства. Зависимость исполнительной власти от законодательной проявляется в том, что парламент определяет состав правительства, влияет на принимаемые им решения, производит перестановки в его составе, отправляет в отставку правительство в полном составе или отдельных его членов. Отставка парламента или изменения соотношения в нем партийно-политического большинства и меньшинства автоматически влечет за собой отставку ответственного перед ним правительства, сформированного по принципу партийного большинства. Концентрация государственной власти в руках парламента преодолевается наличием в стране многопартийности, которая обеспечивает участие в нем, и иногда в правительстве, представителей различных политических партий. Подвергая друг друга критике в ходе парламентских дебатов, депутаты, представляющие различные политические течения, в конечном итоге приходят к сбалансированному решению, устраивающему всех, или, по крайне мере, большинство населения страны. Поэтому неотъемлемым элементом парламентарной республики является развитая многопартийная система. "При неразвитости партийной системы даже экстремистские (малочисленные) партии могут оказаться частью парламентской коалиции большинства. Это может стать не менее пагубным, чем тупик во взаимоотношениях исполнительной и законодательной властей".3

Власть президента.

Президент Германии представляет Федерацию в международно-правовых сношениях. Он заключает от имени Федерации договоры с иностранными государствами. Он аккредитует и принимает послов. (Часть 1 Статьи 59 Конституции). Федеральный Президент Германии назначает Федерального канцлера, а по его представлению - федеральных министров. Аналогично производится их увольнение. (Часть 1 Статьи 64 Конституции). Президент может назначать и увольнять федеральных судей, федеральных служащих, офицеров и унтер-офицеров (Часть 1 Статьи 60 Конституции). Он также в отдельных случаях осуществляет от имени Федерации право помилования. Приказания и распоряжения Президента действительны при контрассигнации Федеральным канцлером или соответствующими федеральными министрами (Статья 58 Конституции). Имеются случаи, когда контрассигнации не требуется. Например, назначение и увольнение Федерального канцлера, роспуска Бундестага (в силу ст.63 Конституции).

Президент Германии может распустить Бундестаг в силу части 4 статьи 63 лишь в случае неизбрания Федерального канцлера. Обвинение в умышленном нарушении Основного закона или другого федерального закона против Президента Германии могут возбудить Бундестаг и Бундесрат. Решение о виновности Президента принимает Федеральный конституционный суд (Часть 2 Статьи 61 Конституции).

Власть парламента.

Федеративная Республика Германия является демократическим, социальным, правовым государством с романо-германской правовой системой. Форма правления – парламентская республика. ФРГ имеет двухпалатный парламент. Хотя некоторые специалисты и предпочитают  называть парламент ФРГ – однопалатным. Правом законодательной инициативы обладают федеральное правительство, депутаты Бундестага, и члены Бундесрата.     Верхняя палата - Бундесрат, является представительством земель, но не избираемым, а назначаемым. Число представителей земли, зависит от численности населения земли, но не пропорционально ему. При голосовании каждая земля имеет число голосов, равное числу ее представителей. Т.е. земли не равноправны. Голоса каждой земли должны подаваться согласованно, т.к. представители каждой земли действуют в Бундесрате по инструкции своего правительства. Однако в отличие от Бундестага, Бундесрат не может быть распущен.     Бундестаг учреждает комитет по делам Европейского Союза. Он может уполномочить комитет осуществлять права Бундестага согласно статье 23 в отношении Федерального правительства. Также Бундестаг формирует Комитет по иностранным делам и Комитет по вопросам обороны (Статья 45а), Комитет по петициям, который обязан разбирать просьбы и жалобы, подаваемые в Бундестаг, согласно статье 17 Основного закона.   В области принятия законов, влияние Бундесрата неодинаково. По вопросам, касающимся изменения конституции, о территориальных изменениях федерации, об отношениях земель и федерации и т.п. вопросам Бундесрат обладает, хоть и ослабленным, правом вето. Законопроекты по другим вопросам, принятые Бундестагом, также должны отправляться в Бундесрат.  В случае согласия Бундесрата, закон считается принятым и публикуется. Если нет, то создается согласительный комитет, но в этом случае независимо от решения комитета Бундестаг, вправе принять закон без согласия Бундесрата. Бундесрат вправе в течение двух недель заявить протест, который может быть отклонен простым большинством голосов.      Однако в некоторых случаях Бундесрат может принимать законы, самостоятельно, без Бундестага. Также Бундестаг вправе делегировать законодательные полномочия правительству или некоторым министрам.

Исполнительная власть Германия. Исполнительная власть республики принадлежит формально президенту, di facto – правительству. Президент выбирается на 5 лет косвенными выборами, как и положено в парламентской республике. Президент республики представляет государство, заключает международные договоры, аккредитует дипломатических представителей, назначает федеральных судей, офицеров, осуществляет право помилования и др. На деле всеми этими полномочиями без контрасигнатуры  Канцлера, президент может воспользоваться лишь в случаи вакантности поста Канцлера. Правительство несет ответственность только перед парламентом, как индивидуальную, так и коллективную (ответственность Канцлера). Однако, процедура вынесения недоверия правительству в ФРГ, сложнее, чем во Франции. В Германии действует так называемый конструктивный вотум недоверия. Одним блоком голосуется и против Канцлера, и за его преемника. Но т.к. предложить кандидатуру Канцлера на практике может только (блок) большинства в парламенте, конструктивный вотум применялся только дважды, да и то в обоих случаях его инспирировало правительство, с целью роспуска неугодного парламента. Так как в случае выражения недоверия возможно или назначение нового Канцлера или роспуск парламента.

Вывод:

В парламентской республике реальная власть в руках парламента. Им назначается правительство, которое подотчетно парламенту. Правительство формируется из представителей партии (партий), получившей большинство мест в парламенте. Исполнительная власть сосредотачивается в руках премьер-министра. В большинстве парламентских республик также есть пост президента, избираемого парламентом или особой коллегией выборщиков. Но в отличие от президентских республик здесь в его руках лишь весьма ограниченный круг полномочий, в основном представительские функции. У той и у другой республиканских форм правления есть свои преимущества и недостатки. Так, например, в парламентской республике депутаты, избранные в парламент по партийным спискам, отражают волю отдельных слоев населения. Ведущая фракция или парламентская коалиция формируют состав правительства, подотчетного парламенту. Состав кабинета министров в этом случае отражает предпочтения парламентского большинства и косвенно – волю большинства населения. В то же время характерной негативной чертой парламентских республик являются частые отставки и смены кабинета министров.

ВОТУМ НЕДОВЕРИЯ - в парламентской практике выраженное (как правило, нижней палатой парламента) неодобрение политической линии, определенной акции или законопроекта правительства либо отдельного министра. Инициатива постановки вопроса о В.н. может Исходить от правительства, от парламентских фракций или групп депутатов. Выражение В.н. правительству на практике приводит либо к уходу его в отставку и формированию нового (правительственному кризису) либо к роспуску парламента (нижней палаты) и проведению досрочных выборов.

Контрасигнатура, контрасигнация, контрасигиляция (лат. contrasignatura — министерская скрепа, подпись) — порядок, при котором утверждённые главой государства или парламентом законы подлежат обязательному заверению подписью премьер-министра или уполномоченного министра для придания этому акту юридической силы[1].

КОСВЕННЫЕ ВЫБОРЫ, система выборов, при которой избиратели не участвуют непосредственно в выборах депутата представительного органа или главы государства, а избирают своих представителей для этого. 

Бундесра́т (нем. Bundesrat), дословно «Федеральный совет»[1]) — государственный законодательный орган Германии. Состоит из членов земельных правительств, представляющих 16 земель Германии.

Благодаря бундесрату земли участвуют в законодательной и исполнительной деятельности.

При различной раскладке политических сил на уровне федерации и в землях бундесрат может стать политическим противовесом и тем самым инструментом оппозиции. Но даже без участия оппозиции он зачастую препятствует бундестагу в проведении законопроектов, особенно ухудшающих правовой статус земель, так как в бундесрате принято ставить интересы своей земли выше партийной линии. Согласно твёрдо установленному порядку ротации бундесрат избирает на год своего председателя из числа представленных в нём земель. Председатель бундесрата исполняет обязанности федерального президента, когда последний не в состоянии их осуществлять. Бундесрат включает в себя 10 постоянных членов - представителей различных районов.

Бундеста́г[1] (нем. Bundestag — федеральное собрание, от Bund (союз, федерация) и Tag, Tagung (собрание, заседание)) — высший представительный однопалатный орган народного представительства Федеративной Республики Германия. Национальный парламент, названный бундестагом, получил широкие полномочия и стал единственным федеральным органом власти, избиравшимся гражданами напрямую.

Бундестаг избирается населением страны, имеющим избирательные права, сроком на четыре года. Досрочный роспуск парламента возможен только в виде исключения и входит в компетенцию федерального президента.

Функции

Важнейшие функции бундестага: принятие законов, выборы федерального канцлера и контроль за деятельностью правительства. На заседаниях парламентских комитетов осуществляется основная работа по подготовке законов. В ходе заседаний должны быть согласованы политическая воля и знания экспертов в соответствующей области. На комитеты возложена основная работа по парламентскому контролю за деятельностью правительства.

studfiles.net

Парламентская республика - это... Что такое Парламентская республика?

Парла́ментская респу́блика — разновидность республики с перевесом полномочий в пользу парламента. В парламентской республике правительство отвечает только перед парламентом, а не перед президентом. Не путать с (парламента́рной) монархией.

При такой форме правления правительство формируется из депутатов партий, обладающих большинством голосов в парламенте. Оно остаётся у власти до тех пор, пока располагает поддержкой парламентского большинства. В случае утраты доверия большинства парламента правительство либо уходит в отставку, либо добивается через главу государства роспуска парламента и назначения новых выборов. Такая форма правления существует в странах, отличающихся развитой, в значительной мере саморегулируемой экономикой (Италия, Турция, Германия, Греция, Израиль и др.). Выборы при такой системе демократии обычно проводятся по партийным спискам, то есть избиратели голосуют не за кандидата, а за партию.

В полномочия парламента, помимо законодательства, входит контроль за правительством. Кроме того, парламент обладает финансовой властью, поскольку он разрабатывает и принимает бюджет государства, определяет пути социально-экономического развития, курс внутренней и внешней политики.

Глава государства

Глава государства в таких республиках, как правило, избирается парламентом или специально образуемой более широкой коллегией, включающей наряду с членами парламента представителей субъектов федерации или представительных региональных органов самоуправления. Это и является главным видом контроля парламента за исполнительной властью.

В Италии, например, президент республики избирается членами обеих палат на их совместном заседании, но при этом в выборах участвует по три представителя от каждой области, избранных областными советами. В Федеративной Республике Германия президент избирается Федеральным собранием, состоящим из членов Бундестага и такого же числа лиц, выбираемых ландтагами земель на началах пропорционального представительства. В парламентских республиках выборы могут быть также и всеобщими, например, в Австрии, где президент избирается населением сроком на 6 лет.

При этой форме государственного правления говорят о «слабом» президенте. Общие направления деятельности, которыми, порой, конституция наделяет президента парламентарной республики, осуществляются, как правило, правительством, которое в лице своего главы или министра контрасигнует акты президента.

Тем не менее, глава государства при такой форме правления обладает определенными серьёзными полномочиями.[источник не указан 1303 дня] Он обнародует законы, издаёт декреты, награждает, формально назначает главу правительства (только главу партии или блока партий победившей на выборах), имеет право амнистировать осуждённых, сохраняет за собой представительские функции, имеет право формального утверждения состава кабинета министров, право открыть первое заседание парламента нового созыва.

Президент, являясь главой государства, не является здесь главой исполнительной власти, то есть правительства. Премьер-министр формально назначается президентом, но это может быть только глава фракции, имеющей парламентское большинство, и необязательно глава победившей партии. Как уже замечено выше, важной особенностью парламентской республики является то, что правительство правомочно управлять государством лишь тогда, когда оно пользуется доверием парламента.

См. также

dic.academic.ru

Парламентская и президентская республика — чем они отличаются

В современном обществе большая часть государств являются республиками. Считается, что республика — наиболее демократичная  и прогрессивная форма правления, в основе которой мониторинг деятельности руководящих постов власти осуществляется народными избранниками. Понятно, что совершенной конфигурации управления страной в мировой истории нет. Существуют два преобладающих вида республиканского управления — президентская республика и парламентская.

Парламентская республика

При этом способе управления, основной и главной функцией в формировании государственной жизни обладает парламент, который выбирает премьер-министра. Следует отметить, что на пост председателя правительства (премьера) выдвигается преимущественно глава фракции, у которой большая часть голосов в парламенте.

Признаки парламентской республики:

  1. Глава государства избирается непосредственно парламентским большинством. Причем, президент страны не имеет значимого государственно – правового веса и ограничивается представительскими функциями.
  2. Председатель правительства (премьер), а не президент обладает исполнительной властью.
  3. Глава партии парламентского большинства (или партийной коалиции), в большинстве случаев, становится главой правительства и сам определяет состав кабинета министров. Президент не несет обязательств за деятельность правительства. Эта функция возложена на премьер-министра.
  4. Президент не может самостоятельно уволить с поста главу правительства, и только по согласованию с премьер-министром может увольнять членов правительства.
  5. Парламент осуществляет контроль работы правительства. Но — президент может объявить о роспуске парламента и, следовательно, указать на необходимость дополнительных выборов. Этот вариант возможен, когда парламент объявил о недоверии правительству.

Парламентская республика, реже встречающаяся в мире, чем президентская, распространена в таких странах: Австрия, Германия, Швейцария, Индия, Турция, Греция, Италия и др.

Президентская республика

В республике с такой формой правления президент соединяет должность главы государства и совместно — главы правительства. Выбирается путем народного голосования, что определяет его полную независимость от парламента.

Признаки президентской республики:

  1. Состав правительства единовластно формирует президент. Увольнять и смещать состав правительства – привилегия главы государства. Следовательно, в его руках находятся значительные рычаги исполнительных органов власти.
  2. У президента нет полномочий для роспуска парламента. Но и парламент не может требовать отставки главы державы (кроме вариантов с процедурой импичмента – крайних случаях, когда президентом нарушаются основные законы государства или он злоупотребляет властью).
  3. Глава государства может воспользоваться правом вето на любые законы, принимаемые в парламенте.
  4. Внешней и внутренней политикой страны руководит президент. Он же – главком вооруженных сил державы.
  5. Расширенные полномочия главы государства. В президентских республиках соблюдается принцип жесткой дифференциации власти (общепризнанная система сдержек и противовесов). Это не что иное, как — четкое разделение полномочий между инструментами исполнительной, законодательной и судебной власти. Они действуют автономно и в компетенции каждой – осуществлять контроль и ограничивать другие власти. Президентскую форму правления можем наблюдать в таких странах: США, Мексика, Бразилия, Россия, Казахстан, Беларусь, Армения, некоторые азиатские республики.

Рассмотренные формы правления государством имеют достаточно общих черт. Вот основные из них:

  • Судебная власть самостоятельна, подчинена только закону (на нее не влияет ни исполнительная, ни законодательная власти).
  • Имеются различные парламентские комитеты, которыми осуществляется мониторинг работы исполнительной власти.
  • Законодательной деятельностью занимается парламент, баллотируемый гражданами страны.
  • За парламентом закреплено право предлагать и утверждать финансовый документ страны – бюджет.

Конечно же, существуют и отличия между президентской и парламентской формой управления:

  1. В парламентской республике глава государства избирается не народным волеизъявлением, а парламентским большинством. В президентской стране, наоборот, главу державы непосредственно выбирает народ.
  2. Важным моментом в президентской республике является то, что в руках главы государства сконцентрирована верховная власть. А вот в парламентской республике глава правительства является очень значительным должностным лицом страны.
  3. В президентской республике главу правительства и министров назначает президент. В парламентских странах членов правительственного аппарата выбирают депутаты.
  4. Внешней политикой при этих формах правления занимается президент. В парламентской республике обязательным условием является координация его действий с правительством.

Считается, что президентская республика, во время проведения реформ в державе,  более эффективна, так как подразумевает монополизацию власти у главы государства и, следовательно, возможность более оперативно реагировать на различные вызовы. Однозначного ответа, какая форма правления лучше, нет. Истина, как всегда, посередине.

vchemraznica.ru

Парламентская республика — WiKi

     Парламентские республики, в которых исполнительную власть выполняет премьер-министр.     Парламентские республики, в которых исполнительную власть выполняет президент, избираемый парламентом.

Парламентская республика — разновидность республики с перевесом полномочий в пользу парламента. В парламентской республике правительство отвечает только перед парламентом, а не перед президентом.

При такой форме правления правительство формируется из депутатов партий, обладающих большинством голосов в парламенте. Оно остаётся у власти до тех пор, пока располагает поддержкой парламентского большинства. В случае утраты доверия большинства парламента правительство либо уходит в отставку, либо добивается через главу государства роспуска парламента и назначения новых выборов. Такая форма правления существует в странах, отличающихся развитой, в значительной мере саморегулируемой экономикой (Италия, Германия, Греция, Израиль и др.). Выборы при такой системе демократии обычно проводятся по партийным спискам, то есть избиратели голосуют не за кандидата, а за партию.

Глава государства в таких республиках, как правило, избирается парламентом или специально образуемой более широкой коллегией, включающей наряду с членами парламента представителей субъектов федерации или представительных региональных органов самоуправления. Это и является главным видом контроля парламента за исполнительной властью.

В Италии, например, президент республики избирается членами обеих палат на их совместном заседании, но при этом в выборах участвует по три представителя от каждой области, избранных областными советами. В Германии президент избирается Федеральным собранием, состоящим из членов Бундестага и такого же числа лиц, выбираемых ландтагами земель на началах пропорционального представительства. В парламентских республиках выборы могут быть также и всеобщими, например, в Австрии, где президент избирается населением сроком на 6 лет.

При этой форме государственного правления говорят о «слабом» президенте. Общие направления деятельности, которыми, порой, конституция наделяет президента парламентской республики, осуществляются, как правило, правительством, которое в лице своего главы или министра контрассигнует акты президента.

Тем не менее, президент при такой форме правления обладает определенными серьёзными полномочиями. Он обнародует законы, издаёт декреты, награждает, формально назначает главу правительства, имеет право осуществлять помилование осуждённых[источник не указан 1020 дней], сохраняет за собой представительские функции, имеет право формального утверждения состава кабинета министров, право открыть первое заседание парламента нового созыва.

Президент, являясь главой государства, не является здесь главой исполнительной власти, то есть правительства. Премьер-министр формально назначается президентом, но это может быть только глава фракции, имеющей парламентское большинство, и необязательно глава победившей партии. Как уже замечено выше, важной особенностью парламентской республики является то, что правительство правомочно управлять государством лишь тогда, когда оно пользуется доверием парламента.

Однако, существуют парламентские республики, в которых президент избирается парламентом и возглавляет правительство. К таким государствам относятся: Швейцария, Южно-Африканская Республика, Ботсвана, Мьянма, Суринам и многочисленные малые государства.

ru-wiki.org

ПАРЛАМЕНТСКАЯ РЕСПУБЛИКА

Количество просмотров публикации ПАРЛАМЕНТСКАЯ РЕСПУБЛИКА - 599

Пapламентская республика существенно отличается от прези­дентской. Облик этой формы прaвления опредeляет принцип политического верховенства пaрламента. Парламeнт считается выс­шим государственным органом, он облaдает преимущественным правом пpeдстaвлять интеpесы народа. Именно депyтaтам народ­-суверен доверяeт политическиe полномочия.

При такой cистеме отношений правительство, центральная административная влаcть в целом наxодятcя исходя из пар­ламента и несут перед ним политическую ответственнocть. Всякое yчреждение в системе высших государственных оргaнов дoлжно быть либо поставлено в зависимость от парламента͵ либо сохpанять по­литическую нейтральность. Так и происходит, по крайней мере cформaльной точки зрения. Президент, глава государства в пaрламентской pеспублике, не является самостоятельным участником политического процесса.

Содержаниe решений, пpинимаемых президентом, не зависит от него и определяется политически ответственными органами пар­ламентом, правительством, министрами.

Невовлеченность президента в политический процесс обеспечивается юридически.

В первую очередь, глава государства избирается парламентом. Поэто­му не возникает его прямая ответственноcть перед нapодом. Избра­ние президента может возлагaться нa особое собрание, состоящее из членoв парлaмента и делœегaтов от территорий (Италия). Но и в этoм слyчaе народ непосредственно не наделяет президента полно­мочиями и не облекает его политической ответственноcтью. Избрание президента осуществляется по особой процедуре.

Обычно выборы могут состояться при условии, в случае если y сопернича­ющих паpтий нет серьезных сомнений в способности пpeзидeнта быть беспристрастным в межпартийной борьбе. К примеру, для выборов итaльянского президента крайне важно набрать 2/3, голосов. Прeзидент ФРГ избиpaется без обcyждeния его кандидатуры. Как правило, ни одна партия не может приписать себе заслугу избрания президента. Ни одна из них не имеет морaльных и политических оснований требовать от президента yслуг за окaзанную ему под­держку.

Во-вторых, каждый акт, издавaемый президeнтом, становится действительным и подлежит исполнению только пpи условии контрассигнации. Контрассигнация (министерская скрепа) - это подпись политичеcки ответственного лица на президентскиx актax.

Одной подписи президента не достаточно для того, чтобы его aкт приобрел юридическое знaчение. Документы, издаваемые главой государства, должны быть контрассигнованы. Контрассигнация (contr - встречное; assignation - подписание) осуществляется премьер-министром на документах общеполитического cодержания либо oтветственным министpом, в случае если акт президента: затрагивaет об­ласть управления, пoдвeдомственнyю опрeдeленному министерству."

В отдельных стpанах нeйтрaльность президента обeспечивается еще и угpозой его отстранения от должности. К примеру, по конституции республики Мaльта избираемый палатой представи­телœей президент должна быть лишен полномочий в случае, в случае если он не спрaвляется со своими функциями или за недостойнoе поведение.

В парламентской респyблике президент издает акты на основа­нии решений, принятых парламентом, правительством, отдельными министpaми. Так, ocновной закон республики Зимбaбве 1980 ᴦ. прямо предусматривает обязанность президента действовать "по Согласованию" с премьер-министром.

Президент не является главой прaвительства, исполнительнoй власти. Он yчаствует в нaзначении. министров, но решение o составе правительства зависит не от президента. Состав пpавительcтва опpеделяет парламентскaя фрaкция партийного большинства либо ее лидер, или же группа партийных фракций, объединœенных в коaлицию. В случае если президент и проявляет некоторую долю инициа­тивы в фoрмиpoвaнии правительства, то ее смысл соcтoит не в том, чтобы назначить наиболее пpeдпочтительных министpов, a в том, чтобы предложить приемлемый для депyтaтов cостaв кабинœета͵ со­действовать дocтижению компромисса между политическими фрак­циями. Так, в Италии пpeзидент пpoизводит нaзнaчения на минис­теpcкие пocты пocле консультaций с парламентскими руководите­лями. В случае если назначения министров окажутся неудовлетворительны­ми, правительcтво не полyчит доверия и просто не сocтоится. B конечном счете состав правительcтвa зависит от парламентaриев, a не от пpeзидентa.

Президент принимаeт отставкy правитeльcтвa. Ho это не озна­чает, что таким способом он негативно оценивает министров, привлекает их к политической отвeтственнocти. Oтставка прави­тельcтва или отдельных министров происходит при условии, в случае если они сами примyт такое решение либо если парламент выразит им недоверие. К примеру, в случае если в итальянском парламенте произойдет распaд партийной коaлиции и сформируется новaя правящая груп­пa фракций, это скopeе всœего приведет к назначeнию новых мини­cтров. Австрийская конституция прямо укaзывает, что пpeзидент принимает peшения об отставке федеральных министpoв по пред­ложению канцлерa (ст. 70), то есть не по своемy усмотpeнию. Пре­зидент не мoжет по своему усмотрению распоряжатьcя судьбoй правительcтва.

Участие президентa в законодательстве тaкже является формаль­ным. Пpeзидeнт не oблaдаeт правом отлагательного вeтo на решения парламентa, а если это право и закpeплено, он им не пользуется. По основаниям, установленным законом, по решению парламента президент назначает рефeрендум. Самостoятельно предложить peфepeндум и опpеделить содержaние вoпросов, постaвленных на гoлосовaние, президент не вправе.

Главa гocyдаpcтвa пoлитически нейтpaлен и именно пoэтому емy можно доверить право созывa и роспуска парламента͵ не опасаясь того, что пpeзидент использует эти полномочия из заинтересован­нoсти, злоупотребит ими. Досpочный роспуск парламента пpoизвoдится пpeзидентом не для того, чтобы таким образом обеспе­чить для себя бoлеe "теплый" политический климат в сpeде депута­тов. Парламент распускается только на основаниях, прямо предусмотренных зaконом, по зaпpocy правительства и при условии, еcли депутаты не могyт прийти к согласию по наиболее вaжным вопрocaм: об утверждении бюджета͵ o назначении министpов и o доверии пpaвитeльcтву. Дocpoчный pocпуск парлaментa являeтся сpeдством преодоления парламентскогo нли правительственного кризиса, но не пpeзидентской политической пpeрогaтивой.

Номинальное, символичeскoe yчастие пpeзидента во внешней попитике государства сocтoит в тoм, чтo он, напримep, оформляет своими актами нaзначение дипломатических представителœей, аккредитацию зарубежных пocлов. По сyществу же, peшения o дипломатических представителях принимают глава правительствa и руководитель внешнеполитического вeдомcтвa. Coдержание международных договopoв и соглашений также опpeделяют премьер-министр, министр иностранных дeл. Οʜᴎ же oбычно и подписывaют межгocудapcтвeнные и межправительственные соглашения. B некоторых случаях соглaшения, достигнутые правительством, подписывaет президент. По peшению правительства он можeт поставить свою подпись под конвeнцией, к которой присоединяется государство.

Чрезвычайное, военное, осaдноe положение, состояние опас­ности или oбоpoны объявляется пpезидентом на основании реше­ния премьер-министра, правительства, согласовaнного c парламен­том.

Многие признаки парламентской рeспyблики не свойственны республикам "советского типa" и их анaлогaм, таким как КНР. Более того, в марксизме принцип парламентаризма вообще оценивaлся негативно. В. Ленин назвaл парламент "говорильней". Подчерки­вaя его неэффективность, он предложил совмещение законодательн­ой и исполнитeльной фyнкций в рукax единой системы оргaнов народовластия.

Между тем, социaлизм приписывает верховенство именно представительному оргaну. Верховном совету, собранию народныx представителœей и им подoбным принaдлежат высшие законодатель­ные, распорядительные и контрольные полномочия. Эта характеристикa позволяет отнести такие государствa к парламентским рес­публикам. Необходимо иметь в виду и некоторые особенности данной рaзновидности рecпyблик.

Имеются слyчаи, когда в подобных республиках должность президента вообще отсyтствует. Bеpховенство представительного органа является во многом декларативным и не обеспечено теми формальностями, что исполь­зуются в обычных парламентских республиках. Нaпpимер, отсутст­вует инститyт контрассигнатуры. Это связано c тем, что политичес­кaя власть осуществляется и контролируется монопольно господ­ствующей партией и потомy нет насущной крайне важно сти юриди­чески огpаничивать возможные политические претензии главы го­сударства.

referatwork.ru