Михаил Васильевич Ломоносов как лингвист. Ломоносов о языке. Открытия ломоносова в грамматике


Михаил Васильевич Ломоносов как лингвист. Ломоносов о языке

Его, без сомнения, можно назвать отцом русской науки и культуры. В каждой отрасли, в которой Михаил Васильевич работал, он успел оставить свой яркий след и привнести в мир множество великих открытий.

К слову о Михаиле Васильевиче

Отличаясь от своих сверстников врожденной тягой к знаниям, еще в раннем возрасте он научился чтению и письму.

В 19 лет молодой человек направляется в Москву и, выдавая себя за приезжего дворянина, зачисляется в качестве студента в Славяно-греко-латинскую академию, где впоследствии получает хорошую теоретическую подготовку и в совершенстве овладевает латынью. Затем, в 1736 году, его переводят в Академический университет Петербурга, откуда по прошествии времени он будет отправлен в Германию учиться горному делу и металлургии. Свое образование М. В. Ломоносов продолжил во Фрайбурге, где принялся совершенствовать полученные знания на практике.

На протяжении своей научной деятельности он смело отстаивал интересы народа и требовал, чтобы образование стало доступным не только высшему сословию, но и крестьянству. Именно по инициативе Михаила Васильевича в Москве был создан университет, который и по сей день с гордостью несет имя основателя.

О лингвистической деятельности в целом

Михаил Васильевич привнес значительный вклад в развитие лингвистики. Несмотря на свою погруженность в специальные знания, он находил время и для филологических работ. По возвращении в Россию, в 1757 году он издал первую российскую грамматику, где раскрыл орфоэпические и грамматические нормы языка на основе полученных наблюдений за живой речью. Важно заметить, что первым, кто подошел к описанию грамматических особенностей русского, был Ломоносов. Как лингвист он занялся этим с научной точки зрения, именно им были также впервые рассмотрены понятия морфологии, синтаксиса и словообразования. На основе его «Российской грамматики» были впервые изданы учебники русского языка.

Ломоносовым был также внесен огромный вклад в развитие риторики. Его руководство к красноречию стало первой русскоязычной книгой такого рода. Также им была учреждена классификация частей речи, рассмотрены вопросы орфографии и пунктуации, переведены на русский язык многие научные термины.

Филологические заслуги Ломоносова

Весомый вклад в становление русского языка и литературы внесли труды Ломоносова. Как лингвиста, его волновали вопросы развития языка, систематизация его грамматических, орфоэпических и стилистических особенностей. Благодаря Михаилу Васильевичу была проведена важная реформа в отношении русского литературного языка, а также утверждена система стихосложения, дошедшая и до наших дней.

Будучи лингвистом, он рассуждал о русском языке, как о великом достоянии. Михаил Васильевич был первым, кто принялся читать академические лекции на родном языке.

Он стремился обогатить литературный язык, сделать его доступным, понятным и в то же время уникальным. Нами будет рассмотрен Ломоносов, как лингвист. Кратко о филологических заслугах этого великого человека мы сейчас и поговорим.

«Российская грамматика» М. В. Ломоносова

Основной заслугой Ломоносова является создание прочной почвы для становления нового русского языка. С его разработкой связано и знаменитое сочинение Михаила Васильевича под названием «Российская грамматика», увидевшее свет в 1755 году. Его составление есть воистину величайшая из заслуг, что привнес Ломоносов. Как лингвист он впервые в «Российской Грамматике» постарался разграничить такие понятия, как русский и церковнославянский языки.

Обособить каждый язык, признать его полностью самостоятельным в отношении другого - такого принципа в своей работе придерживался Ломоносов. Как лингвист, он опирался на определенные научные приёмы, которые помогали ему точно разграничить русский язык с церковнославянским. Это послужило достойному началу дальнейшего развития отечественной литературы. Как лингвист, Ломоносов основывался на исследованиях особенностей языка: он брал длинный перечень слов или словосочетаний, сравнивал и сопоставлял их между собой. И затем, уже на основании полученных результатов делал соответствующие выводы.

На исследовательских приемах Ломоносова, не претерпевших каких-либо весомых изменений, наука держится и по сей день.

Теория «трех штилей» М. В. Ломоносова

На основе своих исследовательских приемов великим русским реформатором была выпущена теория «трех штилей», нашедшая непосредственное применение при творении нового литературного языка. Михаил Васильевич учредил общий принцип взаимодействия различных стилей и жанров в лингвистике. Каждый «штиль» характеризовался непосредственной областью его применения. Своей теорией Ломоносов пользовался при описании стилистических процессов в языке. Как лингвист, он шел путем постоянного сочетания и уподобления того прекрасного и ценного, что есть в обоих языках.

«Высокий штиль»

Таким образом, к «высокому штилю» приписывались слова, которые использовали при создании всевозможных од, песен, поэм, выступлений или торжественных речей. Этот стиль можно по праву считать величественным. Однако слова такого штиля крайне редко использовались людьми в повседневной речи, но грамотному человеку понять их было под силу.

«Средний штиль»

«Средний штиль» предназначался для написания сатирических пьес, ироничных дружеских писем или исторических сочинений. Он характеризуется преобладанием русскоязычных слов с редким присоединением славянских.

«Низкий штиль»

«Низкий штиль» преисполнен русскими словами, которых нет в славянском языке. С помощью него создаются комедии, песни, описания «будничных дел». В данном стиле предпочтение отдавалось русским, простонародным словам.

Вся патетика вышесказанной теории Ломоносова характеризовалась необходимостью признания прав русского языка и литературы.

Вклад Ломоносова в литературу

Говоря о нем, как о выдающемся филологе, нельзя не упомянуть о литературных заслугах. Ведь изучением всевозможных теорий с дальнейшим применением их на практике Михаил Васильевич занимался наравне с другими науками.

Будучи в Германии, он пишет сочинение о нерешенных вопросах в отношении российского стихосложения. В этом письме он привносит свои поправки в реформу Тредиаковского, расширяя ее новыми стихотворными размерами, такими как анапест, дактиль и амфибрахий. В отличие от других поэтов того времени, он не пренебрегает использованием различных рифм в своих произведениях. Вторую часть его письма составляла ода на взятие Хотина, которую великий реформатор посвятил героизму русской армии. Она значительно отличалась от трудов его предшественников.

По прошествии лет он опубликовывает еще одно сочинение, где учреждает уже упомянутую теорию «трех штилей». Впоследствии она находит применение при становлении нового литературного русского языка.

Вклад Ломоносова в формирование научной терминологической базы русского языка

Ценный вклад в русскую науку внес Ломоносов. О языке он говорил как о великой ценности народа, его вечном достоянии. Михаил Васильевич был уверен в том, что русский язык очень богат и многогранен, что в нем всегда можно найти необходимые слова для обозначения тех или иных терминов или понятий.

Реформатор боролся за чистоту и совершенство русского языка, пытаясь избавить его от «иностранщины». Поэтому он либо дословно переводил понятие на русский язык, либо просто подбирал подходящие к нему эквиваленты. Благодаря ученому, такие слова, как энергия, величина, частицы, опыт, быстро закрепились в отечественной терминологии. Исключительной смелостью, упорством и бесконечной смекалкой отличался при создании научной терминологической базы Михаил Васильевич Ломоносов. Как лингвист он привнес огромный вклад учреждением русскоязычных терминологических понятий.

Прежде всего, Михаила Васильевича Ломоносова, как русского лингвиста, возмущало злоупотребление иностранными словами в литературе или в повседневной жизни. Его до глубины души сердили дворяне, которые, едва научившись понимать пару слов на французском языке, тотчас же начинали вставлять их там, где вздумается. Ломоносов указывал на то, что бесцельное перенимание слов иностранного происхождения представляет опасность для грамотного воспитания национальной культуры. Ввиду этого он настоятельно призывал чтить красоту, многогранность родного языка и противиться тем, кто вносит в него «оные непристойности».

И напоследок

Труды Ломоносова как лингвиста и известнейшего реформатора по сей день находят применение в научной деятельности. Этот великий человек был первым, кто по достоинству оценил глубину, богатство, мощь и уникальность русского языка. В своих сочинениях Михаил Васильевич Ломоносов о литературе отзывался как об искусстве слова.

Он предпринял множество шагов в формировании нового литературного языка и обозначил перспективы его дальнейшего развития.

Михаил Васильевич служил на благо народу. Именно по его идее был основан университет в Москве, который на сегодняшний день имеет мировую известность. Также ему удалось создать терминологическую базу, обогащением которой вслед за Ломоносовым занимались известные отечественные ученые последующих десятилетий. Именно таким был Ломоносов, русский лингвист. И по сегодняшний день мы помним этого великого человека и пользуемся его трудами.

fb.ru

Какие открытия сделал Ломоносов в Русском Языке?

Особую важность имеют труды Ломоносова в области языка и литературы.

М. В. Ломоносов создал Российскую грамматику, обосновал теорию трх штилей , разработал нормы русского литературного языка. Учение Ломоносова о трх штилях , как и разработанные им грамматические категории, - это шаг вперд в овладении богатейшими возможностями русской речи. Литературный язык до Ломоносова отличался лексической пестротой, обилием обветшавших слов.

Можно представить, каким был язык деловых книг, а тем более правительственных постановлений: реформа письменного, литературного языка была жизненно необходима. К выполнению этой ответственной задачи времени и приступил Ломоносов.

Он пришел к выводу, что совершенствование русского литературного языка возможно лишь на основе сближения с народной речью. Учный не только ощущал природную красоту и силу народного языка, но и показывал вс это на примере собственной речи. Карл Пятый, римский император, говаривал, - писал Ломоносов, - что ишпанским языком с Богом, французским с друзьями, немецким с неприятелем, итальянским с женским полом говорить прилично. Но если бы он российскому языку был искусен, то, конечно, к тому присовокупил бы, что им со всеми оными говорить пристойно, ибо нашл в нм великолепие ишпанского, живость французского, крепость немецкого, нежность итальянского, сверх того богатство и сильную в изображениях краткость греческого и латинского языка. Не правда ли, вс, о чм говорит Ломоносов, присутствует уже в самой его фразе? И крепость, и сила, поэтическая выразительность, и лгкость по тем временам необычайная.

Преодолеть слепоту и немоту народную (и не только народную) без ямной и толковой книги по русскому языку было невозможно. К созданию такой книги и обратился Ломоносов, опубликовав в 1757 году первую Российскую грамматику, в которой на научной основе разработаны основные грамматические категории родной речи.

Российская грамматика открывала доступ к образованию самым широким слоям населения. Написана она ясным и чтким языком, примеры красочны, легко запоминаются. Учный раскрывал в своих пояснениях и правилах значение человеческого слова. Слово, в истолковании Ломоносова, - это сгусток человеческого опыта. Оно отражает различные стороны бытия, в нм (и в выборе его) сказывается глубина восприятия отдельным человеком окружающего мира, связь с национальными традициями, темперамент личности. Значит, и относится к слову надо серьзно, ибо тупа оратория, косноязычна поэзия, неосновательна философия, неприятна история, сомнительна юриспруденция без грамматики.

4u-pro.ru

ОТКРЫТИЯ М.В. ЛОМОНОСОВА В РУССКОМ ЯЗЫКЕ

Слайд 1

I региональный предметный проект «Виртуальная энциклопедия «Эврика!» НАЗВАНИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ «ОТКРЫТИЯ М.В. ЛОМОНОСОВА В РУССКОМ ЯЗЫКЕ» Номинация «Русский язык» Автор: Денисенков Константин, учащийся 2 «В» класса МОУ «СОШ №6 г.Вольска Саратовской области» Руководитель: Арзамасцева Елена Михайловна, учитель начальных классов

Слайд 2

«Многие звезды украшали русское небо восемнадцатого столетия. Звездою первой величины явилась слава Михаила Ломоносова » Б. Шергин Я выбрал данную тему, потому что Михаил Васильевич Ломоносов – это ученый с Большой буквы. Его научные труды изучались, и будут изучаться еще долгое время. М.В. Ломоносов внес большой вклад в развитие лингвистики, поэтому такого человека нельзя оставить без внимания. Личность Ломоносова, его научная и литературная деятельность сыграли Первостепенную роль в развитии сознания русского общества и оставили глубокий след в истории русской культуры. Заветы М.В. Ломоносова волнуют, приобретают в наше время особую актуальность и остроту.

Слайд 3

Цель: осветить открытия М.В. Ломоносова в русском языке Задачи: исследовать работы М.В. Ломоносова в областях русского языка ; раскрыть деятельность М.В. Ломоносова как учёного; оценить какой вклад внес М.В. Ломоносов в науку и технику и как его исследования и открытия используются в настоящее время.

Слайд 4

БИОГРАФИЯ Родился Михаил Ломоносов 8 (19) ноября 1711 года в селе Денисовка (Архангельская губерния) в зажиточной семье. С ранних лет он любил выходить с отцом в море. Эти плавания оказали влияние на формирование представлений юного Ломоносова о красоте природы, закалили его характер. Грамоте и чтению Ломоносову удалось обучиться еще в детстве. В возрасте 14-ти лет Михаил уже умел грамотно писать. Узнав, что отец хочет его женить, в 19 лет решает бежать в Москву.

Слайд 5

Российская грамматика — одна из первых грамматик русского языка, составленная М.В. Ломоносовым в 1755 году, опубликована тиражом в 1200 экземпляров.

Слайд 6

«Говорят жжался , а не сжался » . Изучая живой русский язык, Ломоносов все разнообразие русских наречий и говоров сводит к трем группам или наречиям, “диалектам”: Московское ; Северное или приморское; Украинское или малороссийское

Слайд 7

М.В.Ломоносов очистил русский язык от иностранных слов и старославянизмов. Создал русский литературный язык на народной основе. Разработал учение «о трех штилях». Заложил основы русского технического и научного словаря. Продолжил реформу русского стихосложения . ТЕОРИЯ «ТРЕХ ШТИЛЕЙ» «Высокий» штиль (поэма, ода, ораторские речи) «Средний» штиль ( театраль ные пьесы, сатиры) «Низкий» штиль (комедии, письма)

Слайд 8

В начале 40-х гг ., по возвращению из Германии, у М.В. Ломоносова складываются собственные взгляды на высокое призвание и назначение поэта . Он начинает работать над формированием и совершенствованием русского литературного языка. Такая работа была неразрывно связана с поэтическим творчеством. Основные требования М.В . Ломоносова к современной поэзии Гражданская тематика Богатство идейного содержания Патриотическая направленность

Слайд 9

Правила русского стихосложения Разработал силлабо-тоническую систему стихосложения Двусложные и трехсложные размеры стиха Ввел мужские и женские окончания Рифмовку в конце строк. (парную, смежную, опоясывающую)

Слайд 10

Ломоносов М.В. отдавал предпочтение церковно-славянскому языку, как языку уже выработанному, приспособленному и к «высокому» стилю, между тем как в живом русском языке не находилось «средств для передачи отвлеченно научных понятий, какие были необходимы для новой литературы». Язык церковных книг должен служить главнейшим средством очищения русского литературного языка от наплыва слов иностранных, иноземных терминов и выражений, чуждых русскому языку, этих «диких и странных слова нелепостей, входящих к нам из чужих языков».

Слайд 11

М.В . Ломоносов борется за чистоту научного языка. Он по праву признаётся основателем научной и технической терминологии. Вместо иностранных терминов Ломоносов пытается ввести русские. Именно ему мы обязаны тем, что говорим : ЧЕРТЁЖ (АБРИС) РУДНИК (БЕРГВЕРГ) КРОВЛЯ (ДАК) МАЯТНИК (ПЕРПЕНДИКУЛА) СЛОЖЕНИЕ ( АТДИЦИЯ).

Слайд 12

Около 300 иноязычных терминов приобретают более простую форму. Подавляющее большинство слов выдержало проверку времени: квадрат, диаметр, пропорция, барометр, микроскоп, инструмент, атмосфера . Благодаря огромной плодотворной работе Ломоносова, наука в России стала развиваться на родном языке, который значительно обогатился и расширился.

Слайд 13

. Личность М.В. Ломоносова, его научная и литературная деятельность сыграли Первостепенную роль в развитии сознания русского общества и оставили глубокий след в истории русской культуры. Путь М.В. Ломоносова в науку оказался тернистым, но очень интересным и ярким. Преодолеть этот путь Ломоносов смог благодаря своей целеустремленности и невероятной трудоспособности .

Слайд 14

Изучая взгляды на жизнь и труды М.В. Ломоносова, можно сделать вывод, что он был человеком счастливым в полном смысле слова. Его безграничная, неистовая любовь к Родине постоянно воплощалась в новых открытиях, доказывая значимость русского народа всему миру. За свою недолгую жизнь М.В. Ломоносов внес огромный вклад во все отрасли науки, сделал очень много открытий для России. Великий ученый земли русской мечтал, что Россия станет могучей, свободной страной.

Слайд 15

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ: 1. Ломоносов Михаил Васильевич / Г.П. Шалаева [и др.] // Всё обо всех. Т. 2 / Г.П. Шалаева, Л.В. Кашинская , Ф.С. Капица , В.П. Ситников, научный ред. канд. филол . наук, доцент В.В. Славкин (МГУ им. М.В. Ломоносова). - М. : Филолог. об-во "Слово", Компания "Ключ-С", АСТ, 1997. - С. 163-167. 2. Лебедев , Е.Н. Огонь - его родитель / Е.Н. Лебедев. - М. : Современник, 1976. - 213, [3] с. - (Библиотека "Любителям Российской словесности"). 3. Ломоносов и его время // Детская энциклопедия : познавательный журнал для девочек и мальчиков. - 2011. - № 10. 4. Вавилов С.И. Михаил Васильевич Ломоносов М. 1961 . 5. Самин Д.К. 100 великих ученых. – М.: Вече, 2000 6. Шилинский А.Ю., Павлова Г.Е. М.В. Ломоносов – великий русский ученый. М. 1986 ИНТЕРНЕТ- РЕСУРСЫ http :// all-biography.ru/alpha/l/lomonosov-mixail-vasilevich-lomonosov-mikhail-vasilyevich#ixzz3yBs4WOye http:// lomonosov300.ru http :// pomnipro.ru/memorypage9466/biography

nsportal.ru

Михаил Васильевич Ломоносов как лингвист. Ломоносов о языке

Образование 22 января 2016

Его, без сомнения, можно назвать отцом русской науки и культуры. В каждой отрасли, в которой Михаил Васильевич работал, он успел оставить свой яркий след и привнести в мир множество великих открытий.

К слову о Михаиле Васильевиче

Отличаясь от своих сверстников врожденной тягой к знаниям, еще в раннем возрасте он научился чтению и письму.

В 19 лет молодой человек направляется в Москву и, выдавая себя за приезжего дворянина, зачисляется в качестве студента в Славяно-греко-латинскую академию, где впоследствии получает хорошую теоретическую подготовку и в совершенстве овладевает латынью. Затем, в 1736 году, его переводят в Академический университет Петербурга, откуда по прошествии времени он будет отправлен в Германию учиться горному делу и металлургии. Свое образование М. В. Ломоносов продолжил во Фрайбурге, где принялся совершенствовать полученные знания на практике.

На протяжении своей научной деятельности он смело отстаивал интересы народа и требовал, чтобы образование стало доступным не только высшему сословию, но и крестьянству. Именно по инициативе Михаила Васильевича в Москве был создан университет, который и по сей день с гордостью несет имя основателя.

О лингвистической деятельности в целом

Михаил Васильевич привнес значительный вклад в развитие лингвистики. Несмотря на свою погруженность в специальные знания, он находил время и для филологических работ. По возвращении в Россию, в 1757 году он издал первую российскую грамматику, где раскрыл орфоэпические и грамматические нормы языка на основе полученных наблюдений за живой речью. Важно заметить, что первым, кто подошел к описанию грамматических особенностей русского, был Ломоносов. Как лингвист он занялся этим с научной точки зрения, именно им были также впервые рассмотрены понятия морфологии, синтаксиса и словообразования. На основе его «Российской грамматики» были впервые изданы учебники русского языка.

Ломоносовым был также внесен огромный вклад в развитие риторики. Его руководство к красноречию стало первой русскоязычной книгой такого рода. Также им была учреждена классификация частей речи, рассмотрены вопросы орфографии и пунктуации, переведены на русский язык многие научные термины.

Видео по теме

Филологические заслуги Ломоносова

Весомый вклад в становление русского языка и литературы внесли труды Ломоносова. Как лингвиста, его волновали вопросы развития языка, систематизация его грамматических, орфоэпических и стилистических особенностей. Благодаря Михаилу Васильевичу была проведена важная реформа в отношении русского литературного языка, а также утверждена система стихосложения, дошедшая и до наших дней.

Будучи лингвистом, он рассуждал о русском языке, как о великом достоянии. Михаил Васильевич был первым, кто принялся читать академические лекции на родном языке.

Он стремился обогатить литературный язык, сделать его доступным, понятным и в то же время уникальным. Нами будет рассмотрен Ломоносов, как лингвист. Кратко о филологических заслугах этого великого человека мы сейчас и поговорим.

«Российская грамматика» М. В. Ломоносова

Основной заслугой Ломоносова является создание прочной почвы для становления нового русского языка. С его разработкой связано и знаменитое сочинение Михаила Васильевича под названием «Российская грамматика», увидевшее свет в 1755 году. Его составление есть воистину величайшая из заслуг, что привнес Ломоносов. Как лингвист он впервые в «Российской Грамматике» постарался разграничить такие понятия, как русский и церковнославянский языки.

Обособить каждый язык, признать его полностью самостоятельным в отношении другого - такого принципа в своей работе придерживался Ломоносов. Как лингвист, он опирался на определенные научные приёмы, которые помогали ему точно разграничить русский язык с церковнославянским. Это послужило достойному началу дальнейшего развития отечественной литературы. Как лингвист, Ломоносов основывался на исследованиях особенностей языка: он брал длинный перечень слов или словосочетаний, сравнивал и сопоставлял их между собой. И затем, уже на основании полученных результатов делал соответствующие выводы.

На исследовательских приемах Ломоносова, не претерпевших каких-либо весомых изменений, наука держится и по сей день.

Теория «трех штилей» М. В. Ломоносова

На основе своих исследовательских приемов великим русским реформатором была выпущена теория «трех штилей», нашедшая непосредственное применение при творении нового литературного языка. Михаил Васильевич учредил общий принцип взаимодействия различных стилей и жанров в лингвистике. Каждый «штиль» характеризовался непосредственной областью его применения. Своей теорией Ломоносов пользовался при описании стилистических процессов в языке. Как лингвист, он шел путем постоянного сочетания и уподобления того прекрасного и ценного, что есть в обоих языках.

«Высокий штиль»

Таким образом, к «высокому штилю» приписывались слова, которые использовали при создании всевозможных од, песен, поэм, выступлений или торжественных речей. Этот стиль можно по праву считать величественным. Однако слова такого штиля крайне редко использовались людьми в повседневной речи, но грамотному человеку понять их было под силу.

«Средний штиль»

«Средний штиль» предназначался для написания сатирических пьес, ироничных дружеских писем или исторических сочинений. Он характеризуется преобладанием русскоязычных слов с редким присоединением славянских.

«Низкий штиль»

«Низкий штиль» преисполнен русскими словами, которых нет в славянском языке. С помощью него создаются комедии, песни, описания «будничных дел». В данном стиле предпочтение отдавалось русским, простонародным словам.

Вся патетика вышесказанной теории Ломоносова характеризовалась необходимостью признания прав русского языка и литературы.

Вклад Ломоносова в литературу

Говоря о нем, как о выдающемся филологе, нельзя не упомянуть о литературных заслугах. Ведь изучением всевозможных теорий с дальнейшим применением их на практике Михаил Васильевич занимался наравне с другими науками.

Будучи в Германии, он пишет сочинение о нерешенных вопросах в отношении российского стихосложения. В этом письме он привносит свои поправки в реформу Тредиаковского, расширяя ее новыми стихотворными размерами, такими как анапест, дактиль и амфибрахий. В отличие от других поэтов того времени, он не пренебрегает использованием различных рифм в своих произведениях. Вторую часть его письма составляла ода на взятие Хотина, которую великий реформатор посвятил героизму русской армии. Она значительно отличалась от трудов его предшественников.

По прошествии лет он опубликовывает еще одно сочинение, где учреждает уже упомянутую теорию «трех штилей». Впоследствии она находит применение при становлении нового литературного русского языка.

Вклад Ломоносова в формирование научной терминологической базы русского языка

Ценный вклад в русскую науку внес Ломоносов. О языке он говорил как о великой ценности народа, его вечном достоянии. Михаил Васильевич был уверен в том, что русский язык очень богат и многогранен, что в нем всегда можно найти необходимые слова для обозначения тех или иных терминов или понятий.

Реформатор боролся за чистоту и совершенство русского языка, пытаясь избавить его от «иностранщины». Поэтому он либо дословно переводил понятие на русский язык, либо просто подбирал подходящие к нему эквиваленты. Благодаря ученому, такие слова, как энергия, величина, частицы, опыт, быстро закрепились в отечественной терминологии. Исключительной смелостью, упорством и бесконечной смекалкой отличался при создании научной терминологической базы Михаил Васильевич Ломоносов. Как лингвист он привнес огромный вклад учреждением русскоязычных терминологических понятий.

Прежде всего, Михаила Васильевича Ломоносова, как русского лингвиста, возмущало злоупотребление иностранными словами в литературе или в повседневной жизни. Его до глубины души сердили дворяне, которые, едва научившись понимать пару слов на французском языке, тотчас же начинали вставлять их там, где вздумается. Ломоносов указывал на то, что бесцельное перенимание слов иностранного происхождения представляет опасность для грамотного воспитания национальной культуры. Ввиду этого он настоятельно призывал чтить красоту, многогранность родного языка и противиться тем, кто вносит в него «оные непристойности».

И напоследок

Труды Ломоносова как лингвиста и известнейшего реформатора по сей день находят применение в научной деятельности. Этот великий человек был первым, кто по достоинству оценил глубину, богатство, мощь и уникальность русского языка. В своих сочинениях Михаил Васильевич Ломоносов о литературе отзывался как об искусстве слова.

Он предпринял множество шагов в формировании нового литературного языка и обозначил перспективы его дальнейшего развития.

Михаил Васильевич служил на благо народу. Именно по его идее был основан университет в Москве, который на сегодняшний день имеет мировую известность. Также ему удалось создать терминологическую базу, обогащением которой вслед за Ломоносовым занимались известные отечественные ученые последующих десятилетий. Именно таким был Ломоносов, русский лингвист. И по сегодняшний день мы помним этого великого человека и пользуемся его трудами.

Источник: fb.ru

Query failed: connection to localhost:9312 failed (errno=111, msg=Connection refused).

monateka.com

Презентация по русскому языку "Открытия М.В. Ломоносова в русском языке".

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд Описание слайда:

I региональный предметный проект «Виртуальная энциклопедия «Эврика!» НАЗВАНИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ «ОТКРЫТИЯ М.В. ЛОМОНОСОВА В РУССКОМ ЯЗЫКЕ» Номинация «Русский язык» Автор: Денисенков Константин, учащийся 2 «В» класса МОУ «СОШ №6 г.Вольска Саратовской области» Руководитель: Арзамасцева Елена Михайловна, учитель начальных классов

2 слайд Описание слайда:

«Многие звезды украшали русское небо восемнадцатого столетия. Звездою первой величины явилась слава Михаила Ломоносова» Б. Шергин Я выбрал данную тему, потому что Михаил Васильевич Ломоносов – это ученый с Большой буквы. Его научные труды изучались, и будут изучаться еще долгое время. М.В. Ломоносов внес большой вклад в развитие лингвистики, поэтому такого человека нельзя оставить без внимания. Личность Ломоносова, его научная и литературная деятельность сыграли Первостепенную роль в развитии сознания русского общества и оставили глубокий след в истории русской культуры. Заветы М.В. Ломоносова волнуют, приобретают в наше время особую актуальность и остроту.

3 слайд Описание слайда:

Цель: осветить открытия М.В. Ломоносова в русском языке Задачи: исследовать работы М.В. Ломоносова в областях русского языка ; раскрыть деятельность М.В. Ломоносова как учёного; оценить какой вклад внес М.В. Ломоносов в науку и технику и как его исследования и открытия используются в настоящее время.

4 слайд Описание слайда:

БИОГРАФИЯ Родился Михаил Ломоносов 8 (19) ноября 1711 года в селе Денисовка (Архангельская губерния) в зажиточной семье. С ранних лет он любил выходить с отцом в море. Эти плавания оказали влияние на формирование представлений юного Ломоносова о красоте природы, закалили его характер. Грамоте и чтению Ломоносову удалось обучиться еще в детстве. В возрасте 14-ти лет Михаил уже умел грамотно писать. Узнав, что отец хочет его женить, в 19 лет решает бежать в Москву.

5 слайд Описание слайда:

Российская грамматика — одна из первых грамматик русского языка, составленная М.В. Ломоносовым в 1755 году, опубликована тиражом в 1200 экземпляров.

6 слайд Описание слайда:

«Говорят жжался, а не сжался». Изучая живой русский язык, Ломоносов все разнообразие русских наречий и говоров сводит к трем группам или наречиям, “диалектам”: Московское; Северное или приморское; Украинское или малороссийское

7 слайд Описание слайда:

М.В.Ломоносов очистил русский язык от иностранных слов и старославянизмов. Создал русский литературный язык на народной основе. Разработал учение «о трех штилях». Заложил основы русского технического и научного словаря. Продолжил реформу русского стихосложения. ТЕОРИЯ «ТРЕХ ШТИЛЕЙ» «Высокий» штиль (поэма, ода, ораторские речи) «Средний» штиль (театраль ные пьесы, сатиры) «Низкий» штиль (комедии, письма)

8 слайд Описание слайда:

В начале 40-х гг., по возвращению из Германии, у М.В. Ломоносова складываются собственные взгляды на высокое призвание и назначение поэта. Он начинает работать над формированием и совершенствованием русского литературного языка. Такая работа была неразрывно связана с поэтическим творчеством. Основные требования М.В. Ломоносова к современной поэзии Гражданская тематика Богатство идейного содержания Патриотическая направленность

9 слайд Описание слайда:

Правила русского стихосложения Разработал силлабо-тоническую систему стихосложения Двусложные и трехсложные размеры стиха Ввел мужские и женские окончания Рифмовку в конце строк. (парную, смежную, опоясывающую)

10 слайд Описание слайда:

Ломоносов М.В. отдавал предпочтение церковно-славянскому языку, как языку уже выработанному, приспособленному и к «высокому» стилю, между тем как в живом русском языке не находилось «средств для передачи отвлеченно научных понятий, какие были необходимы для новой литературы». Язык церковных книг должен служить главнейшим средством очищения русского литературного языка от наплыва слов иностранных, иноземных терминов и выражений, чуждых русскому языку, этих «диких и странных слова нелепостей, входящих к нам из чужих языков».

11 слайд Описание слайда:

М.В. Ломоносов борется за чистоту научного языка. Он по праву признаётся основателем научной и технической терминологии. Вместо иностранных терминов Ломоносов пытается ввести русские. Именно ему мы обязаны тем, что говорим : ЧЕРТЁЖ (АБРИС) РУДНИК (БЕРГВЕРГ) КРОВЛЯ (ДАК) МАЯТНИК (ПЕРПЕНДИКУЛА) СЛОЖЕНИЕ (АТДИЦИЯ).

12 слайд Описание слайда:

Около 300 иноязычных терминов приобретают более простую форму. Подавляющее большинство слов выдержало проверку времени: квадрат, диаметр, пропорция, барометр, микроскоп, инструмент, атмосфера. Благодаря огромной плодотворной работе Ломоносова, наука в России стала развиваться на родном языке, который значительно обогатился и расширился.

13 слайд Описание слайда:

. Личность М.В. Ломоносова, его научная и литературная деятельность сыграли Первостепенную роль в развитии сознания русского общества и оставили глубокий след в истории русской культуры. Путь М.В. Ломоносова в науку оказался тернистым, но очень интересным и ярким. Преодолеть этот путь Ломоносов смог благодаря своей целеустремленности и невероятной трудоспособности.

14 слайд Описание слайда:

Изучая взгляды на жизнь и труды М.В. Ломоносова, можно сделать вывод, что он был человеком счастливым в полном смысле слова. Его безграничная, неистовая любовь к Родине постоянно воплощалась в новых открытиях, доказывая значимость русского народа всему миру. За свою недолгую жизнь М.В. Ломоносов внес огромный вклад во все отрасли науки, сделал очень много открытий для России. Великий ученый земли русской мечтал, что Россия станет могучей, свободной страной.

15 слайд Описание слайда:

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ: 1. Ломоносов Михаил Васильевич / Г.П. Шалаева [и др.] // Всё обо всех. Т. 2 / Г.П. Шалаева, Л.В. Кашинская, Ф.С. Капица, В.П. Ситников, научный ред. канд. филол. наук, доцент В.В. Славкин (МГУ им. М.В. Ломоносова). - М. : Филолог. об-во "Слово", Компания "Ключ-С", АСТ, 1997. - С. 163-167.  2. Лебедев, Е.Н. Огонь - его родитель / Е.Н. Лебедев. - М. : Современник, 1976. - 213, [3] с. - (Библиотека "Любителям Российской словесности").  3. Ломоносов и его время // Детская энциклопедия : познавательный журнал для девочек и мальчиков. - 2011. - № 10.   4. Вавилов С.И. Михаил Васильевич Ломоносов М. 1961. 5. Самин Д.К. 100 великих ученых. – М.: Вече, 2000 6. Шилинский А.Ю., Павлова Г.Е. М.В. Ломоносов – великий русский ученый. М. 1986 ИНТЕРНЕТ- РЕСУРСЫ http://all-biography.ru/alpha/l/lomonosov-mixail-vasilevich-lomonosov-mikhail-vasilyevich#ixzz3yBs4WOye http://lomonosov300.ru http://pomnipro.ru/memorypage9466/biography

Найдите материал к любому уроку,указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

Выберите категорию: Все категорииАлгебраАнглийский языкАстрономияБиологияВсемирная историяВсеобщая историяГеографияГеометрияДиректору, завучуДоп. образованиеДошкольное образованиеДругоеДругойЕстествознаниеИЗО, МХКИзобразительное искусствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИспанский языкИсторияИстория РоссииИстория Средних вековИтальянский языкКлассному руководителюКультурологияЛитератураЛитературное чтениеЛогопедияМатематикаМировая художественная культураМузыкаМХКНачальные классыНемецкий языкОБЖОбществознаниеОкружающий мирОсновы безопасности жизнедеятельностиПриродоведениеРелигиоведениеРисованиеРусский языкСоциальному педагогуТехнологияУкраинский языкФизикаФизическая культураФилософияФинский языкФранцузский языкХимияЧерчениеЧтениеШкольному психологуЭкология

Выберите класс: Все классыДошкольники1 класс2 класс3 класс4 класс5 класс6 класс7 класс8 класс9 класс10 класс11 класс

Выберите учебник: Все учебники

Выберите тему: Все темы

также Вы можете выбрать тип материала:

infourok.ru

Михаил Васильевич Ломоносов (1711-1765)

Ломоносов, быть может, наш первый гений со времён Андрея Рублёва…Даниил Андреев, «Роза Мира»

 

Биография. М.В. Ломоносов родился 19 ноября 1711 года в деревне недалеко от Холмогор Архангельской губернии, на крайнем севере России. Его отец Василий Дорофеев, как и многие жители Поморья, занимался рыбными помыслами, а юный Ломоносов помогал ему. Мать будущего учёного Елена Ивановна Сивкова умерла, когда Ломоносову исполнилось 9 лет. С детства отличаясь тягой к знаниям, Ломоносов овладел грамотой и пристрастился к книгам. Первыми и любимыми его книгами стали «Грамматика» Смотрицкого, «Арифметика» Магницкого и «Стихотворная Псалтырь» Симеона Полоцкого. Эти книги Ломоносов назовёт впоследствии «вратами своей учёности». Именно тяга к знаниям заставила девятнадцатилетнего юношу в 1730 году уйти тайком вместе с рыбным обозом в Москву и поступить в Славяно-греко-латинскую академию.

Здание Славяно-греко-латинской академии в Москве (ул. Никольская)

Эта академия была открыта в 1687 году и положила начало высшему образованию в России. Несмотря на бедность, Ломоносов проявляет незаурядные способности, проходя программу обучения в три раза быстрее своих одноклассников. Через шесть лет в числе двенадцати лучших студентов Ломоносова отправили продолжать учёбу сначала в Санкт-Петербург, затем в Германию. Михаил Васильевич учится в Марбургском университете, переводится в Фрейберг, где его обучают химии, горному делу, естественной истории, физике, геометрии и тригонометрии, механике, гидравлике и гидротехнике. Одновременно Ломоносов пишет стихи. Его первым произведением становится «Ода на взятие Хотина», прославившая победы русских над турками.К 1740 году Академия Петербурга сокращает расходы на обучение русских студентов в Германии, и Ломоносов отправляется странствовать по Германии. Женится на Елизавете-Христине Цильх. Из нескольких детей, рождённых в браке, останется лишь дочь Елена, впоследствии вышедшая замуж за сына брянского священника. В 1741 году возвращается в Петербург, становится адъюнктом, затем профессором химии при Академии наук, читает лекции студентам по физике и химии, сопровождая теорию демонстрацией опытов. Занятие естественными науками не мешает увлечению филологией: Ломоносов создаёт «Риторику», «Российскую грамматику», «Предисловие (трактат) о пользе книг церковных в российском языке», продолжает писать литературные произведения. В 1755 году вместе с графом И.И. Шуваловым принимает активное участие в открытии Московского университета, ныне носящего имя Ломоносова.

Первое здание Московского университета, открытого в 1755 году на Красной площади (сейчас на этом месте Исторический музей)

Сконструированный Ломоносовым телескоп позволил ему сделать ряд открытий в области астрономии, а «ночезрительная труба», изобретённая им, стала одним из первых в истории науки прибором ночного видения. В 1760-е гг. Ломоносов занимается географическими трудами, выдвигает ряд предложений по увеличению рождаемости в России (трактат «О сохранении и размножении российского народа»). Создаёт фундаментальный труд «Древняя российская история от начала российского народа до кончины Ярослава Первого». 4 апреля 1765 года Ломоносов умер в Петербурге и был похоронен в Александро-Невской лавре.

Научные открытия. Исследования Ломоносова позволили ему сделать важнейшие открытия в области химии физики горного дела географии математики астрономии филологии историиВсе эти открытия положили начало современной концепции естествознания и языкознания.

Ломоносов разработал теорию об атомно-молекулярном строении материи, сформулировал закон сохранения массы вещества, выдвинул кинетическую теорию теплоты, изучил агрегатные состояния вещества. Открыл атмосферу на Венере. Открытия Ломоносова в области естественных наук позволили ему заняться искусством мозаики на основе разработанной им технологии производства цветных стёкол.

Мозаика Ломоносова "Полтавская баталия"

 

Самая известная мозаичная картина Ломоносова – «Полтавская баталия».

Открытия Ломоносова в области русской словесности. 

1) 1739 – «Письмо о правилах российского стихотворства». В этой работе, созданной совместно с В.К. Тредиаковским, Ломоносов описывает силлабо-тоническую систему стихосложения, составляющую основу русской поэзии по сей день. Это открытие позволило уйти от не вполне приемлемой для русского языка силлабической системы стихосложения, которой пользовались поэты 17 и начала 18 века.2) 1748 – учёный пишет книгу о науке красноречия, обычно именуемую «Риторика», но у Ломоносова она имела очень длинное название: «Краткое руководство к красноречию. Книга первая, в которой содержится риторика, показующая общие правила обоего красноречия, то есть оратории и поэзии, сочиненная в пользу любящих словесные науки». 3) 1755 – «Российская грамматика». Это первая научная грамматика русского языка. Ломоносовым был сформулирован ведущий принцип русской орфографии – морфемный. Тредиаковский предлагал ввести фонетическое правописание («пишем, как слышим»), однако в разных регионах большой страны это породило бы разные варианты написания одного и того же слова. Ломоносовым были описаны также части речи, знаки препинания, основы лексики и синтаксиса русского языка. 4) 1758 – «Предисловие о пользе книг церковных в российском языке». Здесь Ломоносов описал свою знаменитую теорию «трёх штилей», положившую начало стилистике русского языка. Все слова языка учёный разделил на «три рода речений»: высокий, средний и низкий. При этом произведения «высоких» жанров полагалось писать только высоким «штилем», а разного рода просторечия и «грубые» слова можно было использовать в сатирах, баснях и комедиях. 5) Среди литературных произведений М.В. Ломоносова  20 од (по версии профессора Макогоненко): «Ода на день восшествия…», «Ода на взятие Хотина», "Ода на торжественный праздник рождения Императора Иоанна III", "Я знак бессмертия себе воздвигнул..." и другие две трагедии: «Демофонт» и «Тамира и Селим» научные стихотворения («Письмо о пользе стекла», "Случились вместе два астронома в пиру...",  "Утреннее размышление о Божием величестве", "Вечернее размышление о Божием величестве..." и другие) поэма «Пётр Великий» сатиры («Гимн бороде», "Женился Стил...", "О сомнительном произношении буквы Г в российском языке", "Злобное примирение Сумарокова с Тредиаковским" и другие) 

Задания по творчеству М.В. Ломоносова

mosliter.ru

Научные изыскания и вклад Ломоносова в литературу

Михайло Васильевич Ломоносов навсегда вошел в историю как великий реформатор русского языка и стихосложения. Российская литература в XVIII веке находилась под влиянием значительных изменений, которые пришли в культурную и общественную жизнь страны после реформ Петра. М. В. Ломоносов оказался у истоков зарождения новой русской литературы. Он – не только великий ученый своего времени, но и лучший поэт той эпохи. Так какой вклад Ломоносова в литературу? Его перу принадлежат произведения совершенно разных жанров: басни, эпиграммы, лирические стихи, сатирические, оды, трагедии. Но заслуга его не только в этом.

Реформа русского языка

С именем Ломоносова мы связываем и реформу русского языка. Он первым создал научную русскую грамматику. Его работа о трех стилях, суть которой в том, что церковно-книжная речь устарела и является своеобразным тормозом, была революционной в ту пору. А потому вклад Ломоносова в развитие литературы трудно переоценить. Он первым призвал развивать понятный и живой язык. А для этого заимствовать все лучшее из народной речи и вносить эти элементы в художественные произведения. В «Письме о правилах российского стихотворства » (1739) он говорит, что язык развивать нужно, основываясь на его природных свойствах, и не заимствовать элементы чужой речи. А ведь это замечание очень актуально и в наши дни, когда русский язык переполнен англоязычными терминами, американизмами, которые вытесняют родную речь.

М. В. Ломоносов: вклад в русский язык и литературу

Языкознание и литературоведение – науки многогранные. В процессе их изучения уделяется внимание и стилистике. И тут поистине неоценим вклад Ломоносова в литературу. Он предложил использовать низкий, посредственный и высокий стили. Что это такое? Высокий стиль должен был использоваться для написания од, поэм, праздничных речей. Средний – для дружеских писем. А низким стилем рекомендовалось излагать обычные истории, слагать комедии, эпиграммы, песни. В таком ключе допускалось и использование простонаречий. Так Михаил Васильевич гармонично объединил и старое, и новое в одно целое.

Фраза о том, что Ломоносов сделал огромнейший вклад в развитие русского языка и литературы, – это не просто патетика. Он обладал глубокими знаниями в сфере точных наук, был знаком с западноевропейскими языками, латинским и греческим. Природные таланты позволили Ломоносову заложить фундамент русской научной, технической терминологии. Его советы в этой области имеют большое значение и в настоящее время. Мы зачастую даже не замечаем, что многие термины, составленные по его рекомендациям, употребляются и сейчас. Например, удельный вес, ось земли… Именно Михайло Васильевич ввел в научную терминологию ряд слов, имеющих обыкновенное бытовое значение: движение, частицы, опыты. Постепенно эти нововведения вытеснили прежнюю терминологию. Так великий знаменитый русский ученый заложил основы научного языка, без которого сложно было бы обходиться и современным ученым мужам, и простым обывателям.

Достижения в сфере литературного творчества

А теперь давайте вернемся к главной теме нашего разговора и вспомним (а кто-то, возможно, только узнает), каким же был вклад Ломоносова в литературу… Следует сказать, что он завершил реформу стихосложения и подкрепил ее собственными произведениями поэтического жанра.

Кроме того, Ломоносов содействовал становлению классицизма в русской литературе. Своими одами он прославил победы русских над своими врагами («Ода на взятие Хотина»). Но в них присутствовали и научные, и религиозные темы («Утренние размышление о божием величестве»). Ломоносов по своей натуре был поэтом-гражданином. В своих произведениях он ярко демонстрирует собственное отношение к поэзии. Михайло Васильевич воспевает императрицу Елизавету Петровну как сторонницу просвещения, приветствует мир и спокойствие как залог развития наук. Он славит реформы Петра.

А как поэт описывает просторы матушки-России, моря, реки и леса! Всеми этими богатствами должны овладеть и поставить их на службу державе и народу ученые люди. Ломоносов глубоко верил в русский народ. По его мнению, сила и благо державы кроются в развитии точных наук.

Многогранная личность

Вклад Ломоносова в литературу – это и новый размер стиха, и другая речь, и содержание. По сути, с этого началась новая эпоха в литературе. Следует отметить, что при всей ценности трудов Ломоносова в данной сфере, они для него были лишь побочными. Главной его специализацией было естествознание. В этой области гениальность этого человека проявилась с большей силой. А на свои литературные произведения он смотрел как на наиболее хорошую форму выражения революционных мыслей. Ломоносов использовал и такие формы поэзии, как эпиграммы, сатирические произведения, стихотворные шутливые пьесы. При скучности литературы тех времен его пьесы вызывали порой бурю и резкую критику.

Труды великого ученого

Теорию классицизма Ломоносов ввел в рождающуюся русскую литературу, где она господствовала весь восемнадцатый век. Важнейшими трудами Михайла Васильевича в области русского литературного языка и стихосложения стали: «Российская грамматика» (1755-1757), «Рассуждение о пользе книги церковных в российском языке» (1757), «Письмо о правилах российского стихотворства» (1739).Чтоб оценить вклад Ломоносова в литературу и язык, необходимо понимать, в каком положении находился русский язык в ту эпоху. В древнерусском письме изначально установилось резкое расхождение между литературной речью, живой и языком «книги». Такая ситуация сохранялась семь столетий. А вот с реформами Петра Великого появляется неопределенная смесь новых элементов. И лишь Ломоносов, со свойственной ему гениальностью, сумел из хаоса построить стройные ряды нового литературного языка. В деле изучения русской грамматики Михайло Васильевич впервые сформулировал строгие научные правила, точно определив разницу между литературным и церковным языком.

Подводя итоги

Что же сделал для нас М. В. Ломоносов? Вклад в русский язык и литературу этого ученого мужа поистине огромен, впрочем, как и достижения в области точных наук. Он расширил грани строго регламентированной поэтики классицизма, показал дальнейшие пути развития отечественного стихосложения. Поэты-романтики будут пользоваться его приемами и в начале девятнадцатого века. Михайло Васильевич стал основоположником оды, выработав особую поэтическую форму, необходимую для изложения высоких патриотических идей.

Вот таким был вклад Ломоносова в русскую литературу.

fb.ru