Диагностическая работа по обществознанию. Открытия ломоносова изобретения кулибина труды менделеева


Диагностическая работа по обществознанию

Диагностическая работа по обществознанию.

Тема: «Человек и общество».

ОГЭ

1 - вариант.

Часть I.

При выполнении заданий этой части выберите один правильный ответ.

А1. Общество в узком смысле слова - это:

1) определённый этап исторического развития человечества

2) часть окружающей среды, которая создана человеком

3) совокупность элементов живой и неживой природы

4) способ отношения человека к внешнему миру

 

А2. Верны ли следующие суждения о соотношении общества и природы?

А. Природа является частью общества.

Б. Общество, влияя на природу, наносит ей определённый ущерб, то же можно сказать о влиянии природы на общество.

1) верно только 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

 

А3. В экономике государства А. господствует натуральное хозяйство, преобладание коллективные формы собственности. В политической сфере преимущества имеют армия и церковь. К какому типу относится общество А.?

1) информационное 2) индустриальное 3) постиндустриальное 4) аграрное

 

А4. Какой признак характеризует понятие «личность»:

1) биологические потребности 2) сознательные цели 3)физиологические особенности 4) природные задатки

 

А5. В семье А. часто возникают конфликтные ситуации. Однако жена И. старается не допустить открытых признаков конфликта и ожесточённости. В результате в семье наступает мир, гармония и тепло, но проблема остаётся. О каком стиле разрешения межличностного конфликта идёт речь?

1) принуждение 2) соперничество 3) сглаживание 4) компромисс

А6. Верны ли следующие суждения о сферах общественной жизни?

А. Развитие каждой сфер общественной жизни подчиняется собственным закономерностям.

Б. Неполадки в функционировании одной из сфер общественной жизни сказываются на состоянии других.

1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

 

А7. Открытия М.В. Ломоносова, изобретения И.П. Кулибина, труды Д.И. Менделеева представляют собой пример деятельности:

1) политической 2) интеллектуальной 3) художественной 4) государственной

 

А8. Что свойственно обществу индустриального типа?

1) механизация и автоматизация производства 2) преобладание сельского хозяйства в экономике

3) господство церкви и армии в политической сфере общества 4) сословная структура общества

 

А9. Верны ли следующие суждения о социальных последствиях научно-технической революции (НТР)?

А. НТР сокращает зависимость человека от техники.

Б. НТР превращает образование в необходимое условие полноценного человеческого существования.

1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

 

А10. Верны ли следующие суждения о единстве в современном мире?

А. Единство мира означает устранение различий между народами.

Б. Единство мира предполагает сохранение и преумножение самобытности народов.

1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

 

А11. В детском оздоровительном лагере «Огонёк» был проведён конкурс на лучшую карикатуру, сатирический или юмористический рисунок. Какая дополнительная информация позволит сделать вывод о том, что речь идёт об игре?

1) является формой деятельности человека 2) предполагает наличие цели

3) даёт человеку опыт действия с предметами 4) может носить коллективный характер

 

А12. К формам самопознания не относится (-ятся):

1) ведение личного дневника 2) заполнение профориентационной анкеты

3) выполнение психологических тестов 4) написание сочинения по литературе

 

А13. Верны ли следующие суждения о глобальных проблемах современности?

А. К числу глобальных проблем относят проблему сохранения мира.

Б. К числу глобальных проблем относят проблему борьбы с международным терроризмом.

1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

А14. Человек как один из людей:

1) индивид 2) гражданин 3) индивидуальность 4) личность

А15.Верны ли суждения о социализации?

А) К агентам первичной социализации относят формальное окружение человека;

Б) Процесс социализации продолжается в ходе всей его жизни?

1) верно только А 2) верно только Б 3) оба суждения верны 4) оба суждения неверны

А16.Верны ли суждения о реформе?

А) Реформа — это попытка законсервировать сложившийся в обществе порядок вещей.

Б) Чаще всего реформы проводят верхи общества.

1) верно только А 2) верно только Б 3) оба суждения верны 4) оба суждения неверны

 

А17. К числу основных сфер общественной жизни относится:

1) материальное производство 2) экономика 3) конституционное право 4) государство

А18. Верны ли суждения о конформизме?

А) Конформизм – осознанное внешнее согласие при внутреннем расхождении с мнением группы.

Б) Конформизм – сознательное согласие с мнением группы, принятие и активное отстаивание её ценностей, норм, идеалов.

1) верно только А 2) верно только Б 3) оба суждения верны 4) оба суждения неверны

 

А19. Общей чертой общества и природы является:

1) существование независимо друг от друга 2) наличие признаков системы

3) сознательная и волевая деятельность 4) действие в качестве создателя культуры

 

А20. Признаком общения не является:

1) обмен информацией 2) обмен опытом 3) обмен сувенирами 4) обмен впечатлениями

При выполнении заданий с кратким ответом (А 21-А)запишите ответ так, как указано в тексте задания.

А21.Ученик М. выступая с докладом на уроке о межличностных отношениях, подробно остановился на деловых и личных отношениях. Сравните два вида межличностных отношений, упомянутых в уловии задания, - деловые и личные. Выберите и запишите в первую колонку таблицы порядковые номера черт сходства, а во вторую колонку порядковые номера черт отличия.

1) носят официальный характер

2) строятся на взаимосвязи, взаимодействии и взаимопонимании людей

3) возникают как среди больших, так и среди малых социальных групп

4) складываются на основе частных взаимоотношений

Ответ:

Черты сходства Черты отличия
   

А 22.Установите соответствие между примерами потребностей человека и их видами. К каждому элементу, данному в первом столбце, подберите элемент из второго столбца.

ПРИМЕРЫ ПОТРЕБНОСТЕЙ ЧЕЛОВЕКА ВИДЫ ПОТРЕБНОСТЕЙ ЧЕЛОВЕКА

А) алкоголь, курение 1) биологические

Б) признание в обществе, общение 2) социальные

В) пища, одежда 3) духовные

Г) творчество, знания 4) ложные

Д) самореализация, самоутверждение

 

Запишите в таблицу выбранные цифры:

А Б В Г Д
         

 

А23.Прочитайте приведённый ниже текст, каждое положение которого отмечено буквой.

(А) В античной философии господствовало представление о том, что общество с прогрессом цивилизации деградирует. (Б) Существуют также теории, рассматривающие историю как поступательное развитие общества. (В) Представляется, что оно осуществляется посредством перехода от низших к более совершенным формам жизни.

Определите, какие положения текста

1) отражают факты

2) выражают мнения

Запишите в таблицу цифры, обозначающие характер соответствующих положений:

 

Прочитайте текс. Проанализируйте данные диаграммы и выполните задания В4 - В5.

 

Учёные опросили 20-летних жителей страны Z. Им задавали вопрос: «Какой фактор вы считаете основным в формировании личности?». Через 20 лет учёные вновь задали это вопрос тем же опрошенным. Результаты опроса (в % от числа опрошенных) представлены в виде диаграммы:

 

А24.Найдите в приведённом ниже списке выводы, которые можно сделать на основе диаграммы и запишите цифры, под которыми они указаны:

1) основными факторами развития личности опрошенные в 20-летнем возрасте признают семью и родственников, а также влияние друзей.

2) основным фактором развития личности половина опрошенных 40-летнего возраста считают семью и родственников.

3) основным фактором развития личности каждый четвёртый опрошенный, независимо от возраста, называет школу.

4) основным фактором развития личности большая доля 20-летних, по сравнению с 40 летними, считают наследственность.

5) основным фактором развития личности одинаковый процент опрошенных, независимо от возраста, признают деятельность СМИ.

 

А25. Результаты опроса, отражённые в диаграмме были опубликованы и прокомментированы в СМИ. Какие из приведённых ниже выводов непосредственновытекают из полученной в ходе опроса информации?

Запишите цифры, под которыми они указаны:

1) Граждане страны Z. мало читают.

2) Среди опрошенных преобладают те, кто плохо учился в школе

3) По мере взросления опрошенные более высоко стали ценить роль семьи в процессе формирования личности.

4) С возрастом люди начинают больше доверять своим близким.

5) Люди правильно понимают, что личность формируется под влиянием многих факторов.

Ответ:______________

Часть II.

Для ответов на задания этой части запишите сначала номер задания, а затем ответы к нему.
Прочтите текст и выполните задания С1- С6

«Глобальные проблемы современности не являются чем-то новым для нынешнего развития человечества, а представляют собой небывалое обострение и углубление в современных условиях существовавших ранее проблем в системе «человек — природа — общество».

Прежде всего в основе их обострения лежат два взаимосвязанных процесса. С одной стороны, это результат совершенствования и развития производительных сил, т.е. результат развития материальной культуры общества. С другой – возникновение и углубление глобальных проблем есть результат социального прогресса. Эти две основные причины возникновения глобальных проблем обусловили их углубление. Если на первых ступенях развития человеческой истории эти два процесса носили локальный, затем региональный характер, то в современных условиях они приобрели глобальный характер.

Условия современного этапа развития научно-технического прогресса знаменует собой небывалое совершенствование средств производства, новейшие технологии, что стало основой бесконтрольного и широкого вмешательства человека в природу. Но самое главное здесь – непредвиденные результаты этого вмешательства. Человек покорял природу, не задумываясь о возможных последствиях этой деятельности.

Значительное влияние на углубление глобальных противоречий оказало совпадение во времени бурного развития научно-технической революции и крупнейших социальных перемен в мире. Переворот в военном деле, создание оружия массового уничтожения в количествах, угрожающих существованию человеческой цивилизации, с небывалой остротой поставили и проблемы сохранения и выживания этой цивилизации в изменившихся условиях.

Все глобальные проблемы находятся в неразрывной связи друг с другом. Каждая глобальная проблема выступает не сама по себе, а как элемент структуры всей системы глобальных проблем. Системность глобальных проблем современности предполагает их комплексное исследование и рассмотрение в неразрывной связи друг с другом.

Основные группы глобальных проблем вырастают из отношений между человеком и природой, человеком и обществом.

Первая группа. (…) Общемировые глобальные проблемы современности. Они связаны с перестройкой международных отношений сообразно требованиям дальнейшего прогресса человечества (…)

Вторая группа. Общепланетарные глобальные проблемы (ресурсные). Они связаны с проблемами гармонизации и гуманизации отношений общества к природе.(…)

Третья группа. Общечеловеческие (…) проблемы социокультурного, гуманитарного ряда, которые сопряжены с демократизацией отношений общества и личности».

(Адаптировано по книге: Обществознание: Пособие для поступающих в вузы /В.В Барабанов, АА. Дорская, В.Г. Зарубин и др. ; под ред. В. В. Барабанова СПб. 2001 . С. 134 – 135, 138)

 

С1. Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые фрагменты текста и озаглавьте каждый из них.

 

С2. Что, согласно тексту, представляют собой глобальные проблемы современности? Каковы основные причины их возникновения?

С3. Почему, по мнению автора, глобальные проблемы современности требуют комплексного исследования и рассмотрения в неразрывной связи друг с другом?

 

С4. Используя содержание текста и обществоведческие знания, заполните таблицу.

Наименования основных групп глобальных проблем современности      
Примеры (два для каждой группы)      

С5. Познакомьтесь со следующими точками зрения.

Ф. Бэкон, английский философ Г.В. Плеханов, русский философ
«Знание и могущество человека совпадают, ибо незнание причины затрудняет действие. Природа побеждается только подчинением ей, и то, что в созерцании представляется причиной, в действии является правилом». «Пока люди не знают законы природы, они слепо подчиняются им, а раз они узнали их, тогда силы природы подчиняются людям».

 

Какая из этих точек зрения отражена в тексте? Приведите фрагмент текста, помогающий ответить на вопрос.

С6. Авторы отмечают, что глобальные проблемы с небывалой остротой поставили вопрос «сохранения и выживания» человеческой цивилизации. Согласны ли с точкой зрения, что разрешить глобальные проблемы современности не представляется возможным, поэтому человечество идёт к своему концу. С опорой на текст и обществоведческие знания приведите аргумент (объяснение) в защиту своей позиции.

 

Диагностическая работа по обществознанию.

Тема: «Человек и общество».

ОГЭ

2 - вариант.

Часть I.

При выполнении заданий этой части выберите один правильный ответ.

А1. Верны ли следующие суждения об обществе:

А. Общество - это всё человечество в прошлом, современности и перспективе.

Б. Общество - это совокупность людей, объединённых для совместного выполнения какой - либо деятельности.

1) верно только А 2) верно только Б

3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

 

А2. Укажите пример отрицательного последствия воздействия общества на природу:

1) массовая вырубка лесов

2) налаживание производства «экологически чистых» автомобилей

3) ограничение экспорта природных ресурсов

4) использование технологий, позволяющих уменьшить выброс вредных веществ

 

А3. К отрицательным последствиям научно – технической революции относится:

1) применение искусственных материалов, заменяющих природные ресурсы

2) увеличение промышленных отходов

3) овладение человеком высокими скоростями

4) возрастание роли научных знаний

 

А4. Общество в широком смысле слова - это:

1) весь мир в многообразии его форм

2) среда обитания человека

3) источник производственных ресурсов, необходимых человеку

4) совокупность способов взаимодействия людей

 

А5. Ольга работает технологом в конструкторском бюро. Она является принципиальным и ответственным человеком. В свободное от работы время она посещает курсы по изучению английского языка. Всё это характеризует Ольгу как:

1) специалиста 2) гражданина 3) индивида 4) личность

А6. Что свойственно обществу постиндустриального типа?

1) механизация и автоматизация производства

2) преобладание устной информации над письменной

3) увеличение удельного веса крестьянства в составе на­селения

4) ведущая роль науки и информации в обществе

 

А7. Верны ли следующие суждения о типах общества?

А. В традиционном обществе развито промышленное производство товаров массового потребления.

Б. В индустриальном обществе происходит разрушение традиционных сословных структур и социальных привилегий.

1) верно только А 2) верно только Б

3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

 

А8. Верны ли следующие суждения о социальных последствиях научно-технической революции (НТР)?

А. НТР решает проблему полной занятости населения.

Б. НТР сокращает зависимость человека от техники.

1) верно только А 2) верно только Б

3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

 

А9. К духовной сфере жизни общества не относится:

1) искусство 2) наука 3) семья 4) мораль

А10. Верны ли следующие суждения о единстве и многообразии современного мира?

А. Чем сильнее тенденция к единству мира, тем ярче проявляется многообразие культур образов жизни.

Б. Современный мир не оставляет большого простора для разнообразия: люди в разных уголках планеты едят одни и те же продукты, смотрят одни и те же телепередачи, читают одну и ту же литературу.

1) верно только А 2) верно только Б

3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

А11. Верны ли следующие суждения об общении?

А. В процессе общения нельзя проявлять уступчивость.

Б. В процессе общения формируется такое важнейшее качество человека, как принципиальность

1) верно только А 2) верно только Б

3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

 

А12. Сергей делится по телефону своими впечатлениями о просмотренном кинофильме Это приме:

1) игры 2) общения 3) учения 4) труда

 

А13. Самой общей характеристикой человека является термин:

1) индивид 2) гражданин 3) индивидуальность 4) личность

 

А14. Один гражданин утверждал:»Я никогда не иду против своего коллектива, даже тогда, когда я с ним не согласен. Зачем конфликтовать. Лучше быть как все». Этот гражданин является:

1) коллективистом 2) активистом 3) конформистом 4) эгоистом

 

А15.Возможность высказывать своё мнение – это:

1) ответственность 2) свобода 3) необходимость 4) долг

 

А16. Верны ли следующие суждения о межличностных конфликтах?

А. Межличностные конфликты всегда сопровождаются нравственно осуждаемыми действиями.

Б. Межличностные конфликты могут не выходить за рамки деловых аргументов, нравственных отношений.

1) верно только А 2) верно только Б

3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

А17. Верны ли суждения о мировоззрении?

А) Разнообразие мировоззрений обогащает общество.

Б) Мировоззрение — это одновременно продукт и выражение духовной личности.

1) верно только А 2) верно только Б

3) оба суждения верны 4) оба суждения неверны

 

А18. Укажите характеристику человека, которая социально обусловлена:

1) способность мыслить логически

2) предрасположенность к определённым заболеваниям

3) чувственное восприятие мира

4) наличие кровеносной системы

 

А19. Верны ли суждения о деятельности?

А) Деятельность свойственна и животному, и человеку.

Б) Деятельность связана с преобразованием окружающей среды.

1) верно только А 2) верно только Б

3) оба суждения верны 4) оба суждения неверны

А20. Формой межличностных отношений не является:

1) дружба 2) знакомство 3) взаимопонимание 4) приятельство

Часть II.

При выполнении заданий с кратким ответом (В1-В5)запишите ответ так, как указано в тексте задания.

 

В1.Николай в первой половине дня работает лаборантом в научно-исследовательском институте, а вечером, являясь студентом, - учится на химическом факультете университета. Сравните две формы деятельности, упомянуты в условии задания, - труд и учение. Выберите и запишите в первую колонку таблицы порядковые номера черт сходства, а во вторую колонку порядковые номера черт отличия.

1) представляют перспективную ценность для других людей, общества

2) предполагает наличие цели

3) может иметь индивидуальный характер

4) преобразует внешнюю среду человека

Ответ:

Черты сходства Черты отличия
   

 

В2.Установите соответствие между примерами межличностных отношений и их видами. К каждому элементу, данному в первом столбце, подберите элемент из второго столбца.

 

ПРИМЕРЫ ВИДЫ

МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ

А) поездка с друзьями за город 1) личные

Б) беседа учителя с родителями учащегося 2) деловые

В) встреча главы иностранного государства

Г) партнёрство

Д) товарищество

Запишите в таблицу выбранные цифры:

А Б В Г Д
         

В3.Прочитайте приведённый ниже текст, каждое положение которого отмечено буквой.

(А) В понятии «деятельность» и через деятельность выявляется в самой общей форме человеческое бытие. (Б) Человек воздействует на внешнюю и на свою собственную природу и, в свою очередь, испытывает все возрастающие последствия этих взаимодействий и изменений. (В) В этом состоит, по – видимому, один из главных признаков его родовой сущности, критерий его предназначений в мире.

Определите, какие положения текста

1) отражают факты

2) выражают мнения

Запишите в таблицу цифры, обозначающие характер соответствующих положений:

 

Прочитайте текс. Проанализируйте данные диаграммы и выполните задания В4 - В5.

 

Учёные страны Z. провели опрос 18-летних и 40-летних граждан. Был задан вопрос: «Какой способ разрешения межличностного конфликта Вы считаете наиболее эффективным?».

Результаты опроса (в % от числа опрошенных) представлены в виде диаграммы:

 

 

 

В4.Найдите в приведённом ниже списке выводы, которые можно сделать на основе диаграммы и запишите цифры, под которыми они указаны:

1) уход от ситуации наиболее популярен среди опрошенных обеих групп

2) противоборство 18-летние выбирают чаще, чем 40-летние

3) большая часть 40-летних выбирают сотрудничество, а не уход от ситуации

4) одинаковы процент опрошенных обеих групп отмечают уступку как наиболее эффективный способ разрешения межличностного конфликта

5) среди 18-летних сотрудничество менее популярна, чем уступка

 

В5. Результаты опроса, отражённые в диаграмме были опубликованы и прокомментированы в СМИ. Какие из приведённых ниже выводов непосредственновытекают из полученной в ходе опроса информации?

Запишите цифры, под которыми они указаны:

1) Люди среднего возраста в большей степени, чем молодёжь, склонны к агрессии

2) большая часть опрошенных не понимает, что такое толерантность

3) современная молодёжь отличается повышенной толерантностью

4) при выборе способа разрешения конфликта проявляются возрастные различия

5) молодёжь в большей степени чем люди среднего возраста, склонна открыто бороться за свои интересы

Ответ:______________

Часть III.

Для ответов на задания этой части запишите сначала номер задания, а затем ответы к нему.
Прочтите текст и выполните задания С1- С6

 

«Малая социальная группа - объединение людей, имеющих непосредственный контакт друг с другом, объединенных совместной деятельностью, эмоциональной или родственной близостью, осознающих свою принадлежность к группе и признанных другими людьми. (…)

Интерес к малой группе обусловлен в основном двумя обстоятельствами: во – первых, именно в группах в наиболее прямой и непосредственной форме возникает и протекает абсолютное большинство процессов взаимодействия; во-вторых, в малой группе можно обнаружить множество самых разнообразных моделей социальных отношений, которые встречаются (…) в более крупных объединениях.

Границы малой группы определяются качественными признаками, основными из которых являются контактность и целостность. Контактность — это возможность каждого члена группы регулярно общаться друг с другом, воспринимать и оценивать друг друга, обмениваться информацией. Целостность определяется как социальная и психологическая общность входящих в группу людей, позволяющая воспринимать их как единое целое.

Помимо качественных признаков малой группы, выделяют ее количественные показатели. Нижняя граница размеров малой группы — три человека, поскольку в группе из двух человек (диаде) групповые социально-психологические феномены протекают особым образом. Верхняя граница малой группы определяется ее качественными признаками и обычно не превышает 20—30 человек. Оптимальный размер малой группы зависит от характера выполняемой совместной деятельности и находится в пределах 5— 12 человек.(…)

Малые группы разделяют на формальные и неформальные. В формальной группе чётко заданы все позиции, а также строго распределены и роли всех членов группы, в системе подчинении. (…) Неформальные группы — объединения людей, возникающие на основе внутренних, присущих индивидам потребностей в общении, принадлежности, понимании, симпатии и любви. (…) По времени существования выделяются группы временные, в рамках которых объединение участников ограничено во времени … и стабильные, относительное постоянство существования которых определяется их предназначением и долговременными целями функционирования».

(Адаптировано по книге: Горбунова М. Ю. Социология: Ответы на экзаменационные вопросы. М. 2007.

С. 165-168)

С1. Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые фрагменты текста и озаглавьте каждый из них.

 

С2. Что, согласно тексту, представляют собой малая социальная группа? Укажите два обстоятельства, обусловливающие значимость изучения этой группы.

С3. На основании текста заполните таблицу.

Малая социальная группа
Основные качественные признаки Количественные показатели
Нижняя граница размеров группы Оптимальный размер группы Верхняя граница размеров группы
1.      
2.

 

С4.Используя содержание текста и обществоведческие знания, приведите примеры видов малых социальных групп (по два примера на каждую группу), заполните графу таблицы.

Виды малых социальных групп Примеры
Формальные  
Неформальные  
Временные  
Стабильные  

С5. В небольшом городке В. появилась группа байкеров (мотоциклистов) состоящая из 18-20 человек, имеющая свою символику и ритуалы Мотоцикл в глазах байкеров приобретает двойной смысл: это механизм, созданный человеком и почти заменивший ему живую природу, а также безотказный и преданный друг. Длинные волосы, зачёсанные назад и, как правило, завязанные в хвост, платок на голове (бандана), татуировки, куртки – косухи кожаные штаны, каски, ковбойские сапоги, на выскоких каблуках (казаки) – всё это отличительные особенности байкера. Байкерство – это образ жизни, постоянная среда общения, определённый круг интересов. Какие признаки и количественные показатели позволяют сделать вывод о том, что речь идёт о малой социальной группе? Приведите фрагменты текста, которые помогли вам ответить на этот вопрос.

 

С6. Автор указывает на такой признак малой социальной группы, как «эмоциональная и родственная близость». Можно ли утверждать, что данная группа положительно влияет на человека? С опорой на текст и обществоведческие знания приведите аргумент (объяснение) в защиту своей позиции.

 

 

studopedya.ru

Как проявляются способности человека

Как проявляются способности человека?

Ответ

Способности, дарования человека проявляются и развиваются в процессе деятельности.

Ребёнок играет. Складывает из кубиков дом. Строит из песка крепость. Собирает модель из деталей конструктора. Играет в маму, укладывая спать куклу, в лётчика, продавца, водителя автомашины, космонавта. В игре он повторяет действия старших, приобретая первый опыт человеческой деятельности. Игра учит ребёнка планировать свои действия, намечать их цели, искать подходящие средства. В игровой деятельности развиваются многообразные человеческие качества.

Наступает время, когда рядом с игровой развивается учебная деятельность. В ней шаг за шагом осваивается опыт. Изучая учебные тексты, читая произведения художественной литературы, решая задачи, выполняя разнообразные учебные задания, человек приобретает необходимые для жизни в обществе знания и умения, совершенствует мышление и речь, развивает свои творческие способности, приобретает профессию. Наряду с учёбой появляется трудовая деятельность. Сначала это работа по дому, затем, возможно, в школьной мастерской, на приусадебном участке и далее труд взрослого человека — профессиональная деятельность на производстве, в сфере услуг, интеллектуальная деятельность. Труд расширяет творческие возможности человека, способствует формированию целеустремлённости, самостоятельности, настойчивости, общительности и других человеческих качеств.

Трудовая деятельность может быть различной. Обработанные поля, орудия труда, жилые дома и храмы — всё это плоды производственной деятельности. Русская Правда, Судебник 1497 г., другие законодательные акты — результат государственной деятельности. Расширение границ, формирование многонационального государства — следствие политической деятельности. Победы на Чудском озере, на Куликовом поле, в Северной войне или Отечественной войне 1812 г. — результат военной деятельности. Открытия М. В. Ломоносова, изобретения И. П. Кулибина, труды Д. И. Менделеева — продукт интеллектуальной деятельности. Знаменитый русский балет, картины передвижников — воплощение художественной деятельности.

schoolotvety.ru

Заслуги Ломоносова в науках (кратко). Главная заслуга Ломоносова. Заслуги Ломоносова в физике, химии, литературе и русском языке

Михаил Васильевич Ломоносов - уникальная фигура в истории нашей страны. Он многое сделал для России, проявив себя в самых разных областях. Заслуги Ломоносова во многих науках велики. Безусловно, Михаил Васильевич Ломоносов (годы жизни - 1711-1765) - человек разносторонних интересов и энциклопедических знаний. Это первый ученый-естествоиспытатель в нашей стране, достижения которого имеют мировое значение. Михаил Васильевич является историком, поэтом, художником, одним из основоположников такой области знания, как физическая химия. Представляем вашему вниманию основные заслуги Ломоносова в различных областях знания.

Химия и физика

Михаил Васильевич считал химию основной своей профессией. Главная заслуга Ломоносова в том, что он разработал фундаментальные положения современного атомно-молекулярного учения. В 1748 году ученый впервые сформулировал закон сохранения массы веществ, наблюдаемый в химических реакциях.

Заслуги Ломоносова в химии связаны не только с открытием законов. Он говорил о необходимости объединить усилия различных ученых для совместного решения задач. В 1751 году Михаил Васильевич создал "Слово о пользе химии". В нем он требовал применения достижений таких наук, как физика и математика, для исследования различных химических явлений.

Заслуги Ломоносова в физике также велики, однако главное достижение его в этой области - атомно-корпускулярная теория, описывающая строение материи и вещества. Ученый объяснил, по каким причинам вещества принимают агрегатные состояния, а также создал теорию теплоты.

География

Под руководством Михаила Васильевича был подготовлен к изданию "Атлас России", который превосходил аналогичные европейские атласы. В нем были уточнены географические сведения, а также было представлено описание империи в экономическом и политическом ракурсе.

Ломоносов, по сути, провел полную инвентаризацию государства. Михаил Васильевич разработал план экономического и статистического изучения России. Экспедиции по всей стране были снаряжены благодаря ему. Кроме того, в каждую губернию были отправлены опросные листы. Обширнейшая информация была собрана для атласа. В нем были представлены физико-географические характеристики различных местностей страны (информация о строении берегов рек, о крупных возвышенностях), а также экономические показатели, соотносимые с природными условиями (где находится город, расположен ли он на берегу реки, какие в нем заводы и фабрики, ремесла и промыслы, звериные и рыбные ловли, ярмарки, площади).

Но это еще не все заслуги Ломоносова в данной науке. Михаил Васильевич считается основоположником такой области знания, как экономическая география. Ломоносов в 1758 году стал главой Географического департамента, принадлежащего Академии наук. Михаил Ломоносов был учителем для множества русских картографов, географов, океанографов и геодезистов.

С детства Михаил Васильевич любил море. Он заботился о развитии в стране мореплавания, интересовался изучением полярных стран. Ломоносов писал о неизученных землях, находящихся в Ледовитом океане. Первая отечественная научная экспедиция под руководством Чичагова и Челюскина осуществилась благодаря стараниям Михаила Васильевича. Именно он был ее организатором, а также создал подробную инструкцию для членов этой экспедиции.

Геология

Ломоносов в 1763 году создал работу под названием "О слоях земных". В ней было дано изложение современной геологии, которое считается первым в истории. Самой науки тогда еще не существовало. Ломоносов отметил, что минеральные жилы различаются по возрасту, объяснил происхождение окаменелостей, металлоносных россыпей, чернозема, землетрясений.

Филология

Весьма обширны круг интересов и заслуги Ломоносова и в области лингвистики. Поражает разнообразием даже перечень трудов этого великого ученого. Перечислим основные заслуги Ломоносова в русском языке. Именно он создал первую в нашей стране большую грамматику. В ней были изложены нормы и правила нового литературного языка, представленные системно. Ломоносов является автором работ по русской диалектологии, по сравнительно-историческому исследованию языков, по поэтике художественной литературы и стилистике языка, по ораторскому искусству, а также по теории стихосложения и прозы. Кроме того, в его наследии имеются и труды, связанные с общими вопросами развития языка.

Литература

Ломоносов является отцом русской поэзии. Он утвердил в отечественной поэзии современную систему стихосложения - силлабо-тоническую. В 1739 году Ломоносов написал "Оду на взятие Хотина". Она была создана с использованием четырехстопного ямба, который впервые был представлен в русском стихе. Эта ода положила начало новой эпохе отечественной поэзии.

Отметим, что Ломоносов особенно любил этот жанр. Торжественный язык оды, наполненный ораторскими обращениями и восклицаниями, гражданский пафос, развернутые сравнения и метафоры, библейские образы и славянизмы - все это привлекало его. Ломоносов считал, что в этом заключены "высокость и великолепие". Созданные им оды взяли за образец практически все русские поэты, создававшие свои произведения в 18-м веке. Ломоносов в своих творениях пропагандировал просвещение и науку. Он воспевал мирный труд, славил русский народ. Кроме того, Ломоносов поучал царей, создавая идеал императрицы в своих произведениях.

История

Многие заслуги Ломоносова в науках, в частности в области истории, не так просто оценить, основываясь на оригинальных текстах. Чаще всего трудность прочтения и понимания созданных им трудов объясняется тем, что язык Ломоносова является архаичным. Однако по нравственно-художественным характеристикам он очень высок, а по стилю, структуре и форме гармоничен и отточен. Именно Михаил Васильевич представил историю России в исключительной чистоте и целостной реалистичности. Он избегал высказывать личное мнение, а свою "Историю Российскую" создал на основании тщательно проработанных и разнообразных источников, прочитанных им за годы.

Ломоносов пытался "очистить исторические корни" нашей страны. Он доказал, что славяне не являются шведами, поэтому "норманнскую" версию следует считать ошибочной. Михаил Васильевич открыто выступил, хотя и с большой осторожностью и чуткостью, против церковного догмата. По этому догмату считалось, что славяне ведут свое происхождение от внука библейского Ноя, Мосоха.

Фарфоровые пробы

Михаил Васильевич внес большой вклад в развитие производства фарфора. К сожалению, для суждения об открытиях, сделанных им в этой области, сохранились довольно скудные материалы. В созданных им "Лабораторных записях" (раздел "Фарфоровые пробы") представлены некоторые рецепты фарфоровых масс. Другая их часть находится в "Лабораторном журнале".

Ломоносов начал работы по фарфору, скорее всего, в 1750 году. Рецепты, описанные им, относятся либо к 1751-му, либо к началу 1752 г. Нельзя точно сказать, осуществлял ли он позже фарфоровые пробы. Однако ясно, что Ломоносов вел исследования самостоятельно. Он пошел иным путем, нежели Виноградов, его друг. Такой вывод можно сделать, сравнив фарфоровые массы, созданные двумя этими исследователями. У Ломоносова они были двухкомпонентными, состоящими из кварцсодержащего компонента и глины. Массы различались лишь кварцевыми материалами, сортами глин, предварительной подготовкой - степенью измельчения, прокаливанием, промыванием. Кроме того, количественное соотношение входящих в их состав компонентов было различным. Виноградов же использовал третий компонент в качестве плавня - алебастр (гипс).

Работа с мозаикой

Михаил Васильевич работал с мозаикой - видом монументальной живописи. Почему же его заинтересовала именно она? Ученый писал, что живописцы используют основные цвета, а все остальные составляют с помощью смешения. Ему же хотелось найти короткие и простые пути передачи изображения.

Михаилу Васильевичу было тесно и душно в стенах Академии наук. Он стремился уйти из-под опеки канцелярии, найти деятельность, где могла бы реализовать себя его кипучая натура.

Ломоносов заинтересовался мозаикой еще задолго до того, как он обзавелся собственной химической лабораторией. Его очень привлекало древнее искусство создавать из смальт (стеклянных сплавов разных цветов) немеркнущие портреты и картины. В 1746 году граф М.И. Воронцов привез из Рима несколько мозаичных работ. В доме этого графа часто бывал Михаил Ломоносов.

Теория "трех цветов"

Михаил Васильевич принялся разрабатывать теорию "трех цветов". Безусловно, она имела большое значение для дальнейшего развития цветоведения. Ученый установил, что все многообразие цветов обладает трехмерностью. Михаил Васильевич нашел пути решения различных практических задач, которые сегодня применяются в кино, печати, цветной фотографии. Ломоносов пытался создать приборы, с помощью которых можно было бы получить любой цвет путем вычитания или сложения трех основных.

"Полтавская баталия"

Наиболее известная мозаичная работа Михаила Васильевича - "Полтавская баталия". Эта картина сложена из кусочков смальты. Длина столбиков составляет 5 см, а толщина - всего 1-6 мм. Это настенное полотно было задумано Ломоносовым для Петропавловского собора как часть серии мозаик, помещенных внутри здания. По размерам эта работа огромна - более 300 кв. м. В левой части ее изображен Петр I на коне. Он представлен смелым полководцем, который ведет в бой русские войска. Взгляд Петра решителен и смел, его поза величественна. За ним следуют его соратники, среди которых узнается А. Д. Меншиков и Б. П. Шереметев. В центре композиции представлен простой солдат, который преграждает путь царю. Этот солдат с мушкетом как будто сдерживает Петра I от порыва пробиться вглубь схватки и опасности погибнуть. Эта фигура олицетворяет простой народ. По мысли автора, роль его не менее значительна, чем роль Петра I.

Итак, мы изложили основные заслуги Ломоносова кратко. Конечно, мы рассказали не обо всех достижениях этого ученого. Всю его обширную деятельность в одной статье охватить просто невозможно. Выдающиеся заслуги Ломоносова в литературе и русском языке, химии, географии, физике и других областях знания делают его одной из самых значимых фигур в отечественной истории.

fb.ru

Тема: «Человек и общество»

Диагностическая работа по обществознанию.

Тема: «Человек и общество».

ГИА

1 - вариант.

Часть I.

При выполнении заданий этой части выберите один правильный ответ.
А1. Общество в узком смысле слова - это:

1) определённый этап исторического развития человечества

2) часть окружающей среды, которая создана человеком

3) совокупность элементов живой и неживой природы

4) способ отношения человека к внешнему мируА2. Верны ли следующие суждения о соотношении общества и природы?

А. Природа является частью общества.

Б. Общество, влияя на природу, наносит ей определённый ущерб, то же можно сказать о влиянии природы на общество.

1) верно только А 2) верно только Б

3) верны оба суждения 4) оба суждения неверныА3. В экономике государства А. господствует натуральное хозяйство, преобладание коллективные формы собственности. В политической сфере преимущества имеют армия и церковь. К какому типу относится общество А.?

1) информационное 2) индустриальное

3) постиндустриальное 4) аграрное А4. Какой признак характеризует понятие «личность»:

1) биологические потребности 2) сознательные цели

3)физиологические особенности 4) природные задаткиА5. В семье А. часто возникают конфликтные ситуации. Однако жена И. старается не допустить открытых признаков конфликта и ожесточённости. В результате в семье наступает мир, гармония и тепло, но проблема остаётся. О каком стиле разрешения межличностного конфликта идёт речь?

1) принуждение 2) соперничество 3) сглаживание 4) компромиссА6. Верны ли следующие суждения о сферах общественной жизни?

А. Развитие каждой сфер общественной жизни подчиняется собственным закономерностям.

Б. Неполадки в функционировании одной из сфер общественной жизни сказываются на состоянии других.

1) верно только А 2) верно только Б

3) верны оба суждения 4) оба суждения неверныА7. Открытия М.В. Ломоносова, изобретения И.П. Кулибина, труды Д.И. Менделеева представляют собой пример деятельности:

1) политической 2) интеллектуальной

3) художественной 4) государственнойА8. Что свойственно обществу индустриального типа?

1) механизация и автоматизация производства

2) преобладание сельского хозяйства в экономике

3) господство церкви и армии в политической сфере общества

4) сословная структура обществаА9. Верны ли следующие суждения о социальных последствиях научно-технической революции (НТР)?

А. НТР сокращает зависимость человека от техники.

Б. НТР превращает образование в необходимое условие полноценного человеческого существования.

1) верно только А 2) верно только Б

3) верны оба суждения 4) оба суждения неверныА10. Верны ли следующие суждения о единстве в современном мире?

А. Единство мира означает устранение различий между народами.

Б. Единство мира предполагает сохранение и преумножение самобытности народов.

1) верно только А 2) верно только Б

3) верны оба суждения 4) оба суждения неверныА11. В детском оздоровительном лагере «Огонёк» был проведён конкурс на лучшую карикатуру, сатирический или юмористический рисунок. Какая дополнительная информация позволит сделать вывод о том, что речь идёт об игре?

1) является формой деятельности человека 2) предполагает наличие цели

3) даёт человеку опыт действия с предметами 4) может носить коллективный характерА12. К формам самопознания не относится (-ятся):

1) ведение личного дневника 2) заполнение профориентационной анкеты

3) выполнение психологических тестов 4) написание сочинения по литературеА13. Верны ли следующие суждения о глобальных проблемах современности?

А. К числу глобальных проблем относят проблему сохранения мира.

Б. К числу глобальных проблем относят проблему борьбы с международным терроризмом.

1) верно только А 2) верно только Б

3) верны оба суждения 4) оба суждения неверныА14. Человек как один из людей:

1) индивид 2) гражданин 3) индивидуальность 4) личностьА15. Верны ли суждения о социализации?

А) К агентам первичной социализации относят формальное окружение человека;

Б) Процесс социализации продолжается в ходе всей его жизни?

1) верно только А 2) верно только Б

3) оба суждения верны 4) оба суждения неверныА16. Верны ли суждения о реформе?

А) Реформа — это попытка законсервировать сложившийся в обществе порядок вещей.

Б) Чаще всего реформы проводят верхи общества.

1) верно только А 2) верно только Б

3) оба суждения верны 4) оба суждения неверныА17. К числу основных сфер общественной жизни относится:

1) материальное производство 2) экономика 3) конституционное право 4) государствоА18. Верны ли суждения о конформизме?

А) Конформизм – осознанное внешнее согласие при внутреннем расхождении с мнением группы.

Б) Конформизм – сознательное согласие с мнением группы, принятие и активное отстаивание её ценностей, норм, идеалов.

1) верно только А 2) верно только Б

3) оба суждения верны 4) оба суждения неверныА19. Общей чертой общества и природы является:

1) существование независимо друг от друга 2) наличие признаков системы

3) сознательная и волевая деятельность 4) действие в качестве создателя культурыА20. Признаком общения не является:

1) обмен информацией 2) обмен опытом 3) обмен сувенирами 4) обмен впечатлениямиЧасть II.

При выполнении заданий с кратким ответом (В1-В5)запишите ответ так, как указано в тексте задания.
В1. Ученик М. выступая с докладом на уроке о межличностных отношениях, подробно остановился на деловых и личных отношениях. Сравните два вида межличностных отношений, упомянутых в уловии задания, - деловые и личные. Выберите и запишите в первую колонку таблицы порядковые номера черт сходства, а во вторую колонку порядковые номера черт отличия.

1) носят официальный характер

2) строятся на взаимосвязи, взаимодействии и взаимопонимании людей

3) возникают как среди больших, так и среди малых социальных групп

4) складываются на основе частных взаимоотношений

Ответ:

Черты сходства Черты отличия

В2. Установите соответствие между примерами потребностей человека и их видами. К каждому элементу, данному в первом столбце, подберите элемент из второго столбца.

ПРИМЕРЫ ПОТРЕБНОСТЕЙ ЧЕЛОВЕКА ВИДЫ ПОТРЕБНОСТЕЙ ЧЕЛОВЕКА

А) алкоголь, курение 1) биологические

Б) признание в обществе, общение 2) социальные

В) пища, одежда 3) духовные

Г) творчество, знания 4) ложные

Д) самореализация, самоутверждение Запишите в таблицу выбранные цифры:

В3. Прочитайте приведённый ниже текст, каждое положение которого отмечено буквой.

(А) В античной философии господствовало представление о том, что общество с прогрессом цивилизации деградирует. (Б) Существуют также теории, рассматривающие историю как поступательное развитие общества. (В) Представляется, что оно осуществляется посредством перехода от низших к более совершенным формам жизни.
Определите, какие положения текста

1) отражают факты

2) выражают мнения

Запишите в таблицу цифры, обозначающие характер соответствующих положений:

Прочитайте текс. Проанализируйте данные диаграммы и выполните задания В4 - В5.

Учёные опросили 20-летних жителей страны Z. Им задавали вопрос: «Какой фактор вы считаете основным в формировании личности?». Через 20 лет учёные вновь задали это вопрос тем же опрошенным. Результаты опроса (в % от числа опрошенных) представлены в виде диаграммы:

В4. Найдите в приведённом ниже списке выводы, которые можно сделать на основе диаграммы и запишите цифры, под которыми они указаны:

1) основными факторами развития личности опрошенные в 20-летнем возрасте признают семью и родственников, а также влияние друзей.

2) основным фактором развития личности половина опрошенных 40-летнего возраста считают семью и родственников.

3) основным фактором развития личности каждый четвёртый опрошенный, независимо от возраста, называет школу.

4) основным фактором развития личности большая доля 20-летних, по сравнению с 40 летними, считают наследственность.

5) основным фактором развития личности одинаковый процент опрошенных, независимо от возраста, признают деятельность СМИ.В5. Результаты опроса, отражённые в диаграмме были опубликованы и прокомментированы в СМИ. Какие из приведённых ниже выводов непосредственно вытекают из полученной в ходе опроса информации?

Запишите цифры, под которыми они указаны:

1) Граждане страны Z. мало читают.

2) Среди опрошенных преобладают те, кто плохо учился в школе

3) По мере взросления опрошенные более высоко стали ценить роль семьи в процессе формирования личности.

4) С возрастом люди начинают больше доверять своим близким.

5) Люди правильно понимают, что личность формируется под влиянием многих факторов.

Ответ:______________

Часть III.

Для ответов на задания этой части запишите сначала номер задания, а затем ответы к нему.
Прочтите текст и выполните задания С1- С6
«Глобальные проблемы современности не являются чем-то новым для нынешнего развития человечества, а представляют собой небывалое обострение и углубление в современных условиях существовавших ранее проблем в системе «человек — природа — общество».

Прежде всего в основе их обострения лежат два взаимосвязанных процесса. С одной стороны, это результат совершенствования и развития производительных сил, т.е. результат развития материальной культуры общества. С другой – возникновение и углубление глобальных проблем есть результат социального прогресса. Эти две основные причины возникновения глобальных проблем обусловили их углубление. Если на первых ступенях развития человеческой истории эти два процесса носили локальный, затем региональный характер, то в современных условиях они приобрели глобальный характер.

Условия современного этапа развития научно-технического прогресса знаменует собой небывалое совершенствование средств производства, новейшие технологии, что стало основой бесконтрольного и широкого вмешательства человека в природу. Но самое главное здесь – непредвиденные результаты этого вмешательства. Человек покорял природу, не задумываясь о возможных последствиях этой деятельности.

Значительное влияние на углубление глобальных противоречий оказало совпадение во времени бурного развития научно-технической революции и крупнейших социальных перемен в мире. Переворот в военном деле, создание оружия массового уничтожения в количествах, угрожающих существованию человеческой цивилизации, с небывалой остротой поставили и проблемы сохранения и выживания этой цивилизации в изменившихся условиях.

Все глобальные проблемы находятся в неразрывной связи друг с другом. Каждая глобальная проблема выступает не сама по себе, а как элемент структуры всей системы глобальных проблем. Системность глобальных проблем современности предполагает их комплексное исследование и рассмотрение в неразрывной связи друг с другом.

Основные группы глобальных проблем вырастают из отношений между человеком и природой, человеком и обществом.

Первая группа. (…) Общемировые глобальные проблемы современности. Они связаны с перестройкой международных отношений сообразно требованиям дальнейшего прогресса человечества (…)

Вторая группа. Общепланетарные глобальные проблемы (ресурсные). Они связаны с проблемами гармонизации и гуманизации отношений общества к природе.(…)

Третья группа. Общечеловеческие (…) проблемы социокультурного, гуманитарного ряда, которые сопряжены с демократизацией отношений общества и личности».

(Адаптировано по книге: Обществознание: Пособие для поступающих в вузы /В.В Барабанов, АА. Дорская, В.Г. Зарубин и др. ; под ред. В. В. Барабанова СПб. 2001 . С. 134 – 135, 138)С1. Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые фрагменты текста и озаглавьте каждый из них.С2. Что, согласно тексту, представляют собой глобальные проблемы современности? Каковы основные причины их возникновения?С3. Почему, по мнению автора, глобальные проблемы современности требуют комплексного исследования и рассмотрения в неразрывной связи друг с другом?С4. Используя содержание текста и обществоведческие знания, заполните таблицу.

Наименования основных групп глобальных проблем современности
Примеры (два для каждой группы)

С5. Познакомьтесь со следующими точками зрения.

Ф. Бэкон, английский философ Г.В. Плеханов, русский философ
«Знание и могущество человека совпадают, ибо незнание причины затрудняет действие. Природа побеждается только подчинением ей, и то, что в созерцании представляется причиной, в действии является правилом». «Пока люди не знают законы природы, они слепо подчиняются им, а раз они узнали их, тогда силы природы подчиняются людям».

Какая из этих точек зрения отражена в тексте? Приведите фрагмент текста, помогающий ответить на вопрос.С6. Авторы отмечают, что глобальные проблемы с небывалой остротой поставили вопрос «сохранения и выживания» человеческой цивилизации. Согласны ли с точкой зрения, что разрешить глобальные проблемы современности не представляется возможным, поэтому человечество идёт к своему концу. С опорой на текст и обществоведческие знания приведите аргумент (объяснение) в защиту своей позиции.

Диагностическая работа по обществознанию.

fil.na5bal.ru

Главные открытия Ломоносова  | Kratkoe.com

Какие открытия сделал Ломоносов, академик, русский ученый, реформатор русского языка, поэт, историк и художник Вы узнаете в этой статье.

Михаил Ломоносов главные открытия

  1. Открытия Ломоносова в химии

Открытие Ломоносова в области химии были довольно значительными, ведь именно он был создателем первой химической лаборатории в России при академии наук, которая начала свое функционирование с 40-вых годов XVIII столетия.  В ней ученый занимался исследованием веществ и разрабатывал новые способы получения материалов. Благодаря своей работе он смог основать уникальные химические производства в России.

Михаил Ломоносов, используя физические экспериментальные методы и законы для исследования химических реакций и химических веществ, вывел новый способ исследования, который он назвал физической химией.

Также ученый дал определение корпускулы, элемента, смешанных и простых веществ. В 1741 году он начал разрабатывать свою корпускулярную теорию. Им были сформулированы в 1744 году главные положения молекулярно-кинетической теории теплоты. Ломоносов является автором закона сохранения массы веществ, открыв его в 1745 году. Кроме того, ученый наблюдал в концентрате HNO3 явление пассивации.

2. Открытия Ломоносова в астрономии

Михаил Ломоносов  немало своего времени уделял астрономии. Самым известным и масштабным его достижением в данной сфере является открытие у планеты Венеры атмосферы. Кроме того ему принадлежит усовершенствование устройства телескопа. Ученый пропагандировал и поддерживал идеи Коперника и подтверждал своими экспериментами то, что за пределом планеты действуют такие законы, как и на ней.

3. Открытия Ломоносова в физике

Открытия сделанные Ломоносовым в области физики нельзя переоценить. Чего только стоит атомно-корпускулярная теория касательно строения материи и вещества. В рамках ее исследований, ученый объяснил, почему возникают такие агрегатные состояния веществ как жидкое, твердое и газообразное состояния.

Ломоносов установил несколько эмпирических закономерностей грозовых явлений, проведя многолетние блестящие исследования в области атмосферного электричества. В своей работе под названием «Слово о явлениях воздушных, от электрической силы происходящих», которая была издана в 1753 году, ученый пояснил, почему возникает электричество в грозовых облаках. Он также разъяснил причину  возникновения у поверхности планеты конвекцией теплого воздуха и появления в верхних слоях атмосферы холодного воздуха.

На базе своих исследований и опытов Михаил Ломоносов выдвинул новую теорию света и разработал трехкомпонентную теорию цвета. Теория подробно поясняет механизмы цветовых явлений – они появляются под воздействием 3 родов эфира и 3 видов материи, которая составляет дно глаза.  Теория цветового зрения, которую Ломоносов  вывел в 1756 году, в истории физической оптики заняла должное время.

5. Открытия Ломоносова в разных областях науки

Ломоносов сформулировал закон сохранения движения  и материи, который считается в естествознании всеобщим законом.

Также ученый развивал теорию о том, что все в природе происходит равномерно – если одном месте к чему-то что-то прибавилось, то в другом оно отнимается. Например, если  человек увеличивает время отдыха и сна, то время бодрствования уменьшается.

Эта теория распространялась также на закон движения тел – если тело, движущее другое тело своей силой, теряет некоторую скорость в движении, то ее оно передает телу, которое движется за его счет.

Михаил Ломоносов много сил отдавал развитию образования и науки в России. Ученый основал Московский университет.

6. Открытия Ломоносова в литературе

Михаил Ломоносов является автором новейшей орфографии  и создателем современного русского языка.

Также он делал попытки писать произведения, и это получалось у него довольно-таки неплохо.  Первое свое произведение было написано еще во время стажировки за границей. В «Отчетах» в Академию Наук он прислал в стихах французский перевод «Оды Фенелона» и оригинальную «Оду на взятие Хотина» в 1739 году.

Ломоносов является основоположником торжественной русской оды, обращенной к правителям, и философской оды. Его поэзия насыщена космической, научной и натурфилософской образностью. К ним следует отнести его «Размышление», посланное Шувалову.

Также велик его вклад в русскую сатиру. Он писал в этом жанре много эпиграмм, а наиболее известной сатирой является «Гимн бороде».

Михаил Ломоносов начал писать поэму под названием «Петр Великий». Несмотря на то, что он не успел ее закончить, поэма считается наследием национального эпоса. Много строк, написанных этим великим и всесторонне развитым человеком стали крылатыми.

Надеемся, что из этой статьи Вы узнали, какие научные открытия сделаны Ломоносовым Михаилом.

kratkoe.com

Как проявляются способности человека? - Обществознание

Способности, дарования человека проявляются и развиваются в процессе деятельности.

Ребёнок играет. Складывает из кубиков дом. Строит из песка крепость. Собирает модель из деталей конструктора. Играет в маму, укладывая спать куклу, в лётчика, продавца, водителя автомашины, космонавта. В игре он повторяет действия старших, приобретая первый опыт человеческой деятельности. Игра учит ребёнка планировать свои действия, намечать их цели, искать подходящие средства. В игровой деятельности развиваются многообразные человеческие качества.

Наступает время, когда рядом с игровой развивается учебная деятельность. В ней шаг за шагом осваивается опыт. Изучая учебные тексты, читая произведения художественной литературы, решая задачи, выполняя разнообразные учебные задания, человек приобретает необходимые для жизни в обществе знания и умения, совершенствует мышление и речь, развивает свои творческие способности, приобретает профессию. Наряду с учёбой появляется трудовая деятельность. Сначала это работа по дому, затем, возможно, в школьной мастерской, на приусадебном участке и далее труд взрослого человека — профессиональная деятельность на производстве, в сфере услуг, интеллектуальная деятельность. Труд расширяет творческие возможности человека, способствует формированию целеустремлённости, самостоятельности, настойчивости, общительности и других человеческих качеств.

Трудовая деятельность может быть различной. Обработанные поля, орудия труда, жилые дома и храмы — всё это плоды производственной деятельности. Русская Правда, Судебник 1497 г., другие законодательные акты — результат государственной деятельности. Расширение границ, формирование многонационального государства — следствие политической деятельности. Победы на Чудском озере, на Куликовом поле, в Северной войне или Отечественной войне 1812 г. — результат военной деятельности. Открытия М. В. Ломоносова, изобретения И. П. Кулибина, труды Д. И. Менделеева — продукт интеллектуальной деятельности. Знаменитый русский балет, картины передвижников — воплощение художественной деятельности.

ingvarr.net.ru

Все открытия Менделеева

Русский ученый Дмитрий Менделеев (1834-1907) больше всего известен благодаря его периодическому закону химических элементов, на основе которого им была построена таблица, знакомая каждому человеку еще со школьной скамьи. Однако на самом деле великий ученый интересовался самыми разными областями знаний. Открытия Менделеева связаны с химией, физикой, метрологией, экономикой, геологией, педагогикой, воздухоплаванием и т. д.

Периодический закон

Периодический закон – один из фундаментальных законов природы. Он заключается в том, что свойства химических элементов зависят от их атомного веса. Менделеев открыл периодический закон в 1869 году. Совершенная им научная революция была осознана химиками не сразу.

Русский исследователь предложил закономерную систему, с помощью которой оказалось возможным предсказать неизвестные тогда химические элементы и даже их свойства. После их скорого открытия (речь идет о галлии, германии и скандии) ученые с мировым именем начали признавать фундаментальность периодического закона.

Открытия Менделеева происходили в эпоху, когда наука пополнялась все новыми разрозненными фактами об окружающем нас мире. Из-за этого периодический закон и построенная на его основе периодическая таблица элементов оказались перед серьезными вызовами. Например, в 1890 гг. были открыты благородные газы и явление радиоактивности. Защищая свою теорию, Менделеев продолжал совершенствовать таблицу, соотнося ее со все новыми научными фактами. В 1900 году химик поместил аргон, гелий и их аналоги в отдельную нулевую группу. Со временем фундаментальность периодического закона становилась все яснее и бесспорнее, а сегодня он по праву считается одним из величайших открытий в истории естественных наук.

Исследования силикатов

Периодический закон – крайне важная страница в истории науки, однако открытия Менделеева в области химии на нем не закончились. В 1854 году он исследовал финский ортит и пироксен. Также один из циклов работ Менделеева посвящен химии силикатов. В 1856 году ученый издал диссертационную работу «Удельные объемы» (в ней была дана оценка взаимосвязи между объемом вещества и его характеристиками). В главе, посвященной кремнеземным соединениям, Дмитрий Иванович подробно остановился на природе силикатов. Кроме того, он первым дал правильную трактовку явления стеклообразного состояния.

Газы

Ранние открытия Менделеева были связаны с еще одной химической и одновременно физической темой – исследованием газов. Ученый занялся ею, углубившись в поиск причин закона периодичности. В XIX веке в этой области науки ведущей была теория о «мировом эфире» - всепроникающей среде, через которую передается тепло, свет и гравитация.

Изучая данную гипотезу, русский исследователь пришел к нескольким важным выводам. Так совершились открытия Менделеева в физике, главным из которых можно назвать появление уравнения идеального газа с универсальной газовой постоянной. Кроме того, Дмитрием Ивановичем была предложена собственная термодинамическая шкала температур.

Всего Менделеев издал 54 труда, посвященных газам и жидкостям. Самыми известными в этом цикле стали «Опыт химической концепции мирового эфира» (1904) и «Попытка химического понимания мирового эфира» (1905). В своих работах ученый использовал вириалные изложения и тем самым заложил основы современных уравнений для реальных газов.

Растворы

Растворы интересовали Дмитрия Менделеева на протяжении всей его научной карьеры. Относительно этой темы исследователь не оставил полной теории, а ограничился несколькими принципиальными тезисами. Самыми важными моментами касательно растворов он считал их отношение к соединениям, химизм и химическое равновесие в растворах.

Все открытия Менделеева проверялись им с помощью экспериментов. Некоторые из них касались температуры кипения растворов. Благодаря детальному анализу темы, Менделеев в 1860 году пришел к выводу, что, переходя при кипении в пар, жидкость теряет теплоту испарения и поверхность натяжения вплоть до нулевого значения. Также учение Дмитрия Ивановича о растворах повлияло на становление теории растворов электролитов.

Менделеев критично относился к появившейся в его время теории об электролитической диссоциации. Не отрицая саму концепцию, ученый указывал на необходимость ее доработки, что напрямую было связано с его работами о химических растворах.

Вклад в воздухоплавание

Дмитрий Менделеев, открытия и достижения которого охватывают самые разные сферы человеческих знаний, интересовался не только теоретическими предметами, но и прикладными изобретениями. Конец XIX века прошел под знаком повышенного интереса к зарождавшемуся воздухоплаванию. Разумеется, русский эрудит не мог не обратить внимания на этот символ будущего. В 1875 году он создал проект собственного стратостата. Теоретически аппарат мог подниматься даже в верхние атмосферные слои. На практике первый такой полет произошел только пятьдесят лет спустя.

Другим изобретением Менделеева стал работающий на двигателях аэростат. Воздухоплавание интересовало ученого не в последнюю очередь в связи с другими его работами, связанными с метеорологией и газами. В 1887 году Менделеев совершил экспериментальный полет на аэростате. Воздушному шару удалось покрыть расстояние в 100 километров на высоте почти 4 километров. За полет химик получил золотую медаль Академии аэростатической метеорологии Франции. В своей монографии о вопросах сопротивления среды Менделеев посвятил воздухоплаванию один из разделов, в котором подробно описал свои взгляды на эту тему. Ученый интересовался разработками пионера авиации Александра Можайского.

Освоение Севера и кораблестроение

Прикладные открытия Менделеева, список которых можно продолжить таковыми в области кораблестроения, делались при сотрудничестве с исследовательскими географическими экспедициями. Так, Дмитрий Иванович первым предложил идею опытового бассейна – экспериментальной установки, необходимой для гидромеханических исследований судовых моделей. В реализации этой задумки ученому помог адмирал Степан Макаров. С одной стороны, бассейн нужен был для торговых и военно-технических целей, но в то же время он оказался полезным и для науки. Экспериментальную установку запустили в 1894 году.

Помимо всего прочего, Менделеев сконструировал ранний прототип ледокола. Ученый был включен в комиссию, выбравшую проект для государственного ассигнования первого в мире такого корабля. Им стал ледокол «Ермак», спущенный на воду в 1898 году. Менделеев занимался исследованиями морской воды (в том числе ее плотности). Материал для изучения ему предоставлял все тот же адмирал Макаров, побывавший в кругосветном путешествии на «Витязе». Открытия Менделеева в географии, связанные с темой покорения Севера, были изложены ученым в более чем 36 напечатанных работах.

Метрология

Помимо остальных наук, Менделеева интересовала метрология – наука о средствах и методах измерения. Ученый работал над созданием новых способов взвешивания. Как химик он был сторонником химических методов измерения. Открытия Менделеева, список которых пополнялся год от года, были не только научными, но и буквальными – в 1893 году Дмитрий Иванович открыл Главную палату мер и весов России. Также он изобрел собственную конструкцию арретира и коромысла.

Пироколлодийный порох

В 1890 году Дмитрий Менделеев отправился в длительную заграничную командировку, целью которой было знакомство с иностранными лабораториями по разработке взрывчатых веществ. Ученый занялся данной тематикой с подачи государства. В морском министерстве ему предложили внести свой вклад в развитие русского порохового дела. Инициатором командировки Менделеева был вице-адмирал Николай Чихачев.

Менделеев считал, что в отечественном пороходелии больше всего необходимо развивать экономическую и промышленную стороны. Также он настаивал на использовании в производстве исключительно российского сырья. Главным же итогом работы Дмитрия Менделеева в этой сфере стала разработка им в 1892 году нового пироколлодийного пороха, отличавшегося своей бездымностью. Военные специалисты высоко оценили качество этого взрывчатого вещества. Особенностью пироколлодийного пороха был его состав, в который входила подверженная растворимости нитроклетчатка. Готовя к производству новых порох, Менделеев хотел наделить его стабилизированным газообразованием. Для этого при изготовлении взрывчатого вещества были использованы дополнительные реагенты, в том числе всяческие присадки.

Экономика

На первый взгляд, открытия Менделеева в биологии или метрологии вовсе не связаны с его образом прославленного химика. Однако еще более отдаленными от этой науки были исследования ученого, посвященные экономике. В них Дмитрий Иванович подробно рассматривал направления развития хозяйства своей страны. Еще в 1867 году он вступил в первое отечественное объединение предпринимателей – Общество для содействия русской промышленности и торговли.

Менделеев видел будущее экономики в развитии независимых артелей и общин. Этот прогресс подразумевал конкретные реформы. Например, ученый предлагал сделать общину не просто сельскохозяйственной, а занятой фабрично-заводской деятельностью в зимний период, когда пустуют поля. Дмитрий Иванович выступал против перепродаж и любых форм спекуляции. В 1891 году он участвовал в разработке нового Таможенного тарифа.

Протекционизм и демография

Менделеев, открытия в области химии которого затмевают его успехи в гуманитарных науках, все свои экономические исследования вел с вполне практичной целью помощи России. В этой связи ученый был последовательным протекционистом (что, например, отразилось в его работах в отрасли пороходелия и его же письмах к царю Николаю II).

Менделеев изучал экономику неразрывно от демографии. Незадолго до смерти он в одной из своих работ отметил, что в 2050 году население России составит 800 миллионов человек. Прогноз ученого стал утопией после двух мировых и Гражданской войны, репрессий и других катаклизмов, обрушившихся на страну в XX столетии.

Опровержение спиритизма

Во второй половине XIX века Россию, как и весь остальной мир, охватила мода на мистицизм. Эзотерикой увлекались представители высшего света, богема и простые городские жители. Меж тем открытия Менделеева в химии, список которых состоит из множества пунктов, заслоняют его длительную борьбу с популярным тогда спиритизмом.

Ученый разоблачал приемы медиумов вместе с соратниками из Русского физического общества. С помощью ряда экспериментов с манометрическими и пирамидальными столиками, а также другими инструментами гипнотизеров Менделеев пришел к выводу, что спиритизм и похожие практики – лишь суеверие, на котором наживаются спекулянты и мошенники.

fb.ru