Семейные ценности в Китае: Особенности воспитания. Особенности семья в китае


традиции и обычаи. Количество детей в китайской семье

В последнее время наблюдается снижение ценности института семьи в обществе, однако во многих странах по-прежнему сохраняются те семьи, которые со всей душой хранят обычаи и традиции, передают их из поколения в поколение и не поддаются влиянию современного общества. Настоящим примером является китайская семья.

Современность

На современные семьи Китая оказали существенное влияние в большей степени не культура или исторические особенности, а высокая динамика демографии. Судите сами. Сколько китайцев в мире? Если верить статистике, каждый четвертый житель планеты Земля – китаец. Первоначально жители Поднебесной радовались тому, что по численности они впереди всех. Но 20 век стал переломным моментом в сознании китайского народа. Ведь еще в 50-х годах в Китае насчитывалось порядка полумиллиона граждан, а уже в начале 80-х эта цифра перевалила за миллиард. Но загвоздка в том, что уже на то время ресурсы страны находились на стадии истощения, их хватало лишь на 800 миллионов человек, но никак не на миллиард. Такая критическая ситуация и возможность гуманитарной катастрофы вынудили руководство страны впервые озвучить следующий принцип, который является первостепенным до сих пор: «Одна семья – один ребенок».

Программа контроля снижения рождаемости

Пока большинство стран мира пытались всеми возможными способами повысить рождаемость, Китай разрабатывал программу контроля, которая способствовала бы снижению невероятных темпов роста численности населения. Так стратегия единственного ребенка в китайской семье начала набирать обороты. А в обиходе появилось такой термин, как «маленький император». Так называют единственного малыша в семье, буквально обожествляя его. Разные семьи вкладывают разные понятия в это название. Кто-то относится с юмором, кто-то с определенной долей восхищения. Если говорить о количестве детей в китайской семье - на каждую среднестатистическую семью приходится два ребенка.Тем не менее определенные результаты уже были достигнуты, и на сегодняшний день страна насчитывается порядка 70 миллионов семей, который придерживаются правила одного ребенка.

Современные семьи и древние традиции

Не только культура Китая, но и жизнь семей имеет яркий контраст между современными принципами жизни и традициями предков. Конечно же, веяния современной культуры и влияние мировых перемен имеют свой вес в развитии общества, однако отказываться от семейных традиций, который свято блюдутся на протяжении тысячелетий, китайцы не планируют. Чего не скажешь о множестве других стран. Например, испокон веков считается, что задача каждого мужчины, который является главой семьи, дожить не только до внуков, но и до правнуков, чтобы проконтролировать их воспитание, а также не допустить того, чтобы его род прервался. Как издревле принято, продолжение рода – это именно сыновья. Дочь после замужества отправляется в семью мужа, принимает его фамилию, покидает родительское гнездо и заботится уже не о своих родителях, а о родственниках новоиспеченного супруга. Всегда было принято, чтобы в каждой семье был сын – продолжатель рода. Именно поэтому мужчин в стране гораздо больше, нежели женщин. Это еще одна из традиций китайских семей.

Многодетные семьи

Традиционно считалось, что многодетная семья в Китае – благодать свыше. Отсутствие детей и бесплодность женщины всегда сопровождались неуважением и стеной непонимания со стороны общества и родственников.

Женщина, которая не могла выносить и родить ребенка, априори считалась никудышной хозяйкой. Этот фактор и был самой частой причиной разводов. Несмотря на то что нам это может показаться диким, такие традиции сохраняются в Китае и по сей день. Верх уважения и благородности – если женщина рожает мальчика. Появление на свет сыновей означает, что есть с кем делиться накопленными знаниями и опытом, что в будущем будет кому позаботиться о предках.

К девочкам относились равнодушно, ведь они все равно рано или поздно должны выйти замуж и покинуть родительский дом. Это наложило существенный отпечаток на восприятие семьи китайцами.

Регулирование рождаемости

Многим такие обычаи покажутся дикими, однако они имеют место и по сей день в некоторых регионах и сельской местности. Встречаются места, где к женщинам и сейчас относятся неуважительно, а от рожденных дочерей поскорее спешат избавиться.

Именно из-за таких традиций и обычаев правительству Китая сложно регулировать рождаемость, а прирост населения с каждым годом только возрастает. Улучшению демографической ситуации в стране и снижению рождаемости поспособствовали законодательные акты, которые закрепляют различные льготы для семей, которые имеют только одного ребенка. Существует даже специальный закон о планировании семьи. Те, кто нарушает закон, подвергаются наказаниям в виде штрафов или сталкиваются с системой высоких налогов. Осуждать Китай за такую политику не стоит, ведь при трезвой оценке экономической ситуации обеспечить такое огромное количество людей жильем, рабочими местами, продуктами питания достаточно непросто и это серьезно бьет по экономике.

Не секрет, что большие китайские семьи не живут богато, многие и вовсе сталкиваются с нищетой и безработицей. В больших семьях у родителей нет возможности обеспечить всех детей достойным уровнем образования, так как на это понадобится слишком много финансовых ресурсов. Но и избавиться от традиций, которые накапливались веками, у государства не получится.

Китайская свадьба

Особой популярностью в Китае пользуются древние свадебные традиции. Этих обычаев придерживаются многие семьи и по сей день, ведь это не только красиво и необычно, но и памятно. Например, традиционно день бракосочетания назначается не женихом и невестой, а святым человеком или гадалкой, которые, по мнению китайцев, способны определить точную дату, которая принесет исключительно счастье. Свадебная церемония и подготовка к торжеству предполагает проведение огромного количества ритуалов и обрядов, осуществление которых также стоит немалых денег. Поэтому подготовка отнимает много времени, сил и денежных средств. Китайская свадьба - поистине впечатляющее зрелище.

Что касается возраста

В Китае определен возраст вступления в брак. Да, оказывается, и здесь не все так просто. Для китайских женщин это 22 года, для мужчин – 24. После свадьбы новоиспеченная семья должна получить разрешение от местного комитета по планированию семьи на рождение ребенка. Для того чтобы пожениться, влюбленным придется получить на работе разрешение на бракосочетание, для чего придется попотеть и пройти медкомиссию и собеседование. Если все этапы прошли на отлично, можно начинать строить семью.

Разрешение на рождение ребенка действует в течение года, если зачать ребенка за 12 месяцев не получилось, придется повторить процедуру заново. Но несмотря на такую, казалось бы, жесткую политику в вопросах свадьбы и рождения детей в Китае достаточное количество незаконнорожденных малышей, ранних браков и родителей-одиночек.

Работа над ошибками

На плечи комитетов по планированию семьи ложится обязанность вести разъяснительные работы в первую очередь с жителями сельской местности, где родители не очень-то спешат блюсти законы, направленные на ограничение рождаемости. Несмотря на то что за нарушения законов предусмотрены немаленькие штрафы, на сельских жителей эти угрозы не оказывают достаточного влияния, ведь забирать у них практически нечего. Поэтому четверо-пятеро детей в одной семье в старых деревнях Китая – нормальная практика.

Горожане же придерживаются иной позиции и сами не стремятся заводить более одного ребенка. Мысли по этому поводу у молодых китайских семей простые: лучше обеспечить всем одного ребенка, чем не дать ничего четверым. В какой-то мере подобных взглядов придерживаются и европейцы.

Китайские семьи, проживающие в крупных городах, например Пекине или Шанхае, – пример партийной установки. Отец, мать, один ребенок. Такой принцип – не прихоть, а жизненно важная необходимость, государство таким образом заботится о благосостоянии населения. И если бы не были приняты меры по контролю рождаемости, населения в Китае сейчас было бы на 200 миллионов больше. Впечатляет, не правда ли?

Развитие Китая

Несмотря на все проблемы, Китай считается одной из самых развитых и постоянно совершенствующихся стран, где достаточно высокий уровень жизни.

Китайцы нашли выход из сложившейся ситуации. Чтобы ощущение большой семьи всегда жило в сердце, они свято берегут родственные связи: достаточно часто три, а то и четыре поколения одной семьи можно застать в каком-нибудь ресторанчике за пятничным ужином. Если верить статистике, на каждые 100 семей в Китае приходится порядка 400 человек.

В прошлом важной традицией функционирования семьи было наличие главы. Сейчас же супруги распоряжаются своим бюджетом и строят планы на будущее самостоятельно, не советуясь ни с кем из «старших». Повседневные обязанности равномерно распределяются между всеми членами семьи, а китайская женщина и ее супруг идут рука об руку и в домашних делах, и на работе.

Одна из важных китайских традиций, которая, к счастью, не теряет своей актуальности и поныне – забота о стариках и детях. Граждане стараются поддерживать теплые отношения со всеми родственниками. Вопрос о том, сколько китайцев в мире, волнует многих. На данный момент это 20% от всего населения планеты.

fb.ru

Особенности взаимоотношений в китайской семье

В настоящее время взаимоотношения России и КНР находятся на стадии развития и взаимодействия во всех сферах деятельности [1–3]. В связи с этим необходимо четко понимать и осознавать менталитет народа, с которым происходит столь тесное сотрудничество, а также в чем заключаются отличия образа мышления китайцев и русских [4].

В двух данных странах центральным компонентом общества является семья. С научной и юридической точки зрения семья — это сообщество, основанное на брачном союземужчины и женщины (отца, матери) и их детей (собственных и усыновленных), связанных духовно, общностью быта и взаимной моральной ответственностью. Семья создается на основе брака, кровного родства, усыновления, а также на других основаниях, не запрещенных законом и таких, которые не противоречат моральным принципам общества.

Несмотря на свою общеупотребительность, понятие семьи довольно многозначно, а его чёткое научное определение довольно затруднено. В различных обществах и культурах определение семьи может некоторым образом различаться. Кроме того, часто определение зависит также и от той области, относительно которой это определение даётся. Существует много определений семьи. Каждое из них зависит от конкретных исторических, этнических и социально-экономических условий, а также от конкретных целей исследования [5].

Если мы обратимся к словарю Ожегова, то найдем там следующую трактовку: «семья — группа живущих вместе близких родственников» [6]. Ушаков дает несколько более широкое определение понятию «семья»: группа людей, состоящая из родителей, детей, внуков и ближних родственников, живущих вместе [7]. В контексте данной статьи мы будем использовать термин «семья» согласно определению Ушакова, так как оно наиболее точно поясняет данное понятие в китайском и русском представлениях.

Каждый народ является носителем определённой культуры, традиций, норм и ценностей, которые меняются с течением времени. Следовательно, изменения ориентиров, разнообразные переломы являются предпосылками для дальнейшего развития, эволюции и революции ментальных особенностей той или иной нации [8]. Однако за историю человеческого существования семья была и до сих пор остаётся одной из важнейших ценностей для народов мира. Каждый человек нуждается в любящей и крепкой семье. Именно поэтому каждое государство стремится максимально укрепить статус семьи в обществе. Кроме того, семья способна в той или иной степени влиять на общество, регулировать быстро растущий индивидуализм, а также способствовать сохранению и передачи культурных норм и ценностей будущему поколению.

Для начала рассмотрим подробно особенности отношений в китайской семье. Китай традиционно уделяет особое повышенное внимание развитию института семьи. Семья всегда рассматривалась как некое маленькое государство, отец являлся «представителем» императора в этом государстве. Отношения между членами семьи, подобно отношениям между гражданами одной страны, базировались на нормах конфуцианской морали.

Религия в целом оказывала огромное влияние на развитие китайского общества, на житейский уклад, на духовную жизнь (искусство, образование) Китая. Под значительным воздействием оказался и китайский институт семьи.

Уклад в китайской семье всегда был строго патриархальным и имел определенные правила и нормы. На протяжении более чем 2000 лет в семье соблюдались «пять хороших проявлений», или «пять хороших качеств», «ухаоцзятин»:1) В семье должны быть уважение к старшим и любовь к юным; 2)должна быть гармония между мужем и женой; 3) семья должна поддерживать добрые отношения с соседями; 4)в семье должны присутствовать трудолюбие и бережливость; 5) семья должна заботиться об охране окружающей среды.

Традиционная китайская семья создавалась для конкретной цели — продолжение рода. Согласно конфуцианским нормам, человек, не желавший создавать семью, считался безнравственным, так как такой человек не думал о продолжении рода, а, значит, уклонялся от своего долга перед предками. На холостяков в Китае смотрели с презрением и подвергали суровому моральному осуждению. Внебрачные дети считались большим позором как для матери, так и для всей семьи.

В настоящее время молодые люди больше руководствуются понятиями «счастье» и «любовь» при выборе будущего партнера. Брак больше не является чем-то обязательным или навязываемым обществом. Кроме того, как раз в это же время китайские власти обратили внимание на остро стоящую демографическую проблему в стране, которая заключалась в стремительном и неконтролируемом росте населения. С тех пор государство проводит политику, требующую создавать исключительно нуклеарные семьи (то есть семьи, состоящие из родителей и детей, либо только из супругов).

В развитии китайского института семьи за последние десятилетия наметились следующие тенденции: 1)Уменьшение среднего размера семьи; 2)«вестернизация»; 3)изменение внутрисемейных отношений и положения детей в семье; 4)трансформация семейной морали; 5) нуклеаризация и др [9].

Во многих странах беременным женщинам оказывается особое внимание. Так и в Китае в течение беременности и некоторого времени после рождения ребенка мама и новорожденный особо опекались: матери не следовало часто вставать с кровати и вообще передвигаться, запрещалось стричь волосы, пить зеленый чай, следовало держать нижнюю часть тела в тепле и т. п. В этот период вся забота о ребенке и домашние обязанности ложились на плечи других родственников женского пола [9].

В традиционном Китае была особая система ухода молодых людей за старшим поколением, поддержка родителей являлась особой функцией семьи. Но жесткая демографическая политика, пришедшая на смену конфуцианским понятиям о большом потомстве, нанесла серьезный ущерб по системе семейного ухода за родителями. Единственному ребенку в семье приходилось теперь взваливать себе на плечи уход за своими родителями и двумя парами бабушек и дедушек.

В современном китайском обществе традиция ухода за старшими поколениями еще сильнее отошла на задний план. А концепция «абсолютного послушания отцу» постепенно сменилась идеей равенства между членами семьи. Таким образом, связь между поколениями постепенно ослабела и сейчас в отношениях родителей и их взрослых детей все больший акцент делается на материальную сторону отношений.

В конечном итоге, на китайские отношения внутри семьи сильно повлияла европейская культура. Дети по-прежнему питают уважение к старшим и заботятся о них, но молодое поколение стало более самостоятельным и менее зависимым от мнения своих родителей и прародителей [11].

Теперь перейдем к подробному описанию российской семьи. Так сложилось, что в прошлом, как в императорской России, так и в Советском Союзе, были сильны патриархальные воззрения. Они представляли собойсистему взглядов на мир традиционного русского общества, крестьянства, мещанства небольших российских городов. Это был патриархальный мир традиционного житейского уклада, который включал в себя веками отработанный механизм социализации, воспитывающий в человеке стремление работать на благо семьи, подчиненность детей и женщин главе семьи — мужчине.

Брак в дореволюционной России строился не на любви, а на выгоде. Женщина воспринималась как некий объект, который можно было выгодно «купить» и «продать». Настоящая любовь была редким явлением и уж точно не считалась поводом для заключения брака. Считалась, что хорошая жена должна была быть не столько красивой, сколько хозяйственной — на ней лежала вся работа по дому (воспитание детей в дворянской семье; уборка, готовка, работа в поле в крестьянской семье). Мужчина был главой семьи. Он должен был обеспечивать и защищать своих домочадцев, быть сильным, строгим и справедливым. Жена должна была быть прилежной, во всем подчиняться своему мужу.

Это подчинение оправдывалось одной из идей господствовавшей тогда в нашей стране религии — православия. Идея заключалась в превосходстве мужа над женой. Религия пронизывала все сферы общества и имела огромное влияние на сознание народа, так что никто не оказывал сопротивление этому укладу.

Практически каждый мужчина в царской России был женат ввиду более высокого социального статуса по сравнению с женщиной. Для женщины же не выйти замуж («остаться старой девой») считалось позором. Это как бы говорило о том, что женщина не подходила под нормыи критерии того периода.

В настоящее время люди, не состоящие в браке, уже не вызывают общественного осуждения, не являются чем-то необычным.

Со времен СССР излишняя религиозность сменилась полным ее отсутствием. Выросло несколько поколений людей, сознание которых было свободно от православных предубеждений.

Таким образом, проанализировав весь пройденный путь становления российской семьи такой, какой мы видим ее сейчас, можно сделать вывод о том, что отношения семье и в обществе в целом стали более либеральными.

После всего вышесказанного можно перейти к сравнительному анализу. К сходствам можно отнести следующие суждения:

1.                  И русские, и китайские семьи на ранних этапах своего развития отличались особой патриархальностью.

2.                  Русским и китайским детям с раннего возраста прививалось уважительное отношение к старшим и любовь к труду как умственному, так и физическому.

3.                  Как Россия, так и Китай в конечном итоге пришли к относительному равноправию в семейных отношениях.

4.                  И в китайской, и в российской культуре мужчина и женщина представлялись как единое целое (отдельное подтверждение этому можно найти в древнерусских и в древнекитайских поговорках: «Муж без жены — что гусь без воды» (рус.), «Муж да жена — одна душа» (рус.), «Муж поет, а жена подпевает» (кит.), «В дружной семье всё получится» (кит.)).

5.                  В обеих странах положение женщин долгое время значительно принижалось.

Можно также отметить ряд отличий:

1.                  Если говорить о религиозной составляющей семейных отношений, то в российской семье отношения регламентировались христианством — Бог создал человека по своему образу и подобию, мужчина и женщина равны. Что же касается китайской семьи, то там огромное влияние оказывало конфуцианство. Семейные отношения между мужем и женой закреплены феодальной нормой: муж — руководитель жены. Семейное устройство напоминает государственное, в котором строгие нормы приводят к власти императора (отца). В российском обществе понятия «семья» и «государство» не были так близки [12].

2.                  В настоящий момент в Китае действует политика, направленная на сокращение рождаемости. В России же действует прямо противоположная политика.

3.                  Китай долгое время являлся закрытой страной, которая не испытывала влияния извне (этим можно объяснить те конфуцианские нормы, которые оставались неизменными на протяжении стольких веков). Россия на длительные периоды оказывалась под влиянием то Европы, то Азии, что, естественно, сказывалось на семейных отношениях (в период монголо-татарского нашествия в русской семье особо остро проявились элементы диктаторства; в середине XVIII века с началом европеизации положение женщин начало меняться (право на образование)).

Таким образом, мы можем сделать вывод о том, что между российской и китайской семьями сходств больше, чем различий. Несмотря на разные пути развития, менталитет и условия жизни эти страны имеют много общего. Это говорит о достаточной близости, схожести характеров этих, казалось бы, непохожих друг на друга стран. Познав семью данной страны, ее традиции и обычаи, мы начинаем лучше понимать культурные особенности данного государства. А это необходимо для установления дружеских отношений между странами, что как нельзя важно при нынешней политической ситуации в мире.

 

Литература:

 

1.                  Tikhonova E. V., Tereshkova N. S. Information and Communication Technologies in the Teaching of Interpreting // Procedia — Social and Behavioral Sciences. 2014. Т. 154. С. 534–538.

2.                  Кулманакова Е. В. Формирование и развитие коммуникативно-речевой компетенции студентов, изучающих китайский язык// Проблемы и перспективы развития образования в России. 2010. № 1. С. 178–181.

3.                  Кулманакова Е. В. Психология студентов и развитие их мотивации к изучению китайского языка// Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. 2010. № 12–2. С. 105–110.

4.                  Тихонова Е. В. Обучение будущих лингвистов устному последовательному переводу на основе анализа дискурса аудио- и видеоматериалов (китайский язык; профиль «Перевод и переводоведение»): автореферат дис.... кандидата педагогических наук: 13.00.02 / Московский государственный гуманитарный университет им. М. А. Шолохова. Томск, 2014.

5.                  Осипов Г. В., Коваленко Ю. П. «Социология», М., 2005.

6.                  Ожегов С. И. «Словарь русского языка» / Москва, 1990.

7.                  Ушаков Д. Н. «Толковый словарь русского языка» / Москва, 1935–1940. (4 т.).

8.                  Материалы III Общероссийской студенческой электронной научной конференции «Студенческий научный форум» 15–20 февраля 2011 года [Электронный ресурс] URL: http://www.rae.ru/forum2011/113/510 (дата обращения 10.09.2015).

9.                  Андрей Шляхов «Китай и китайцы. Привычки. Загадки. Нюансы» / Москва, 2015.

10.              Плескачевская И. Послания вышивкой / Дальний Восток, 2008.

11.              Пащенко Г. Инь Фен Оу Сян Отношение родителей и детей в Китае [Электронный ресурс] Электронный архив Сумского государственного университета URL: http://essuir.sumdu.edu.ua/bitstream/123456789/18062/1/15.pdf (дата обращения 11.09.2015).

12.              Ян Фан Концепт «семья» в русской и китайской языковых картинах мира// Известия Томского политехнического университета Выпуск № 6 / том 323 / 2013 [Электронный ресурс] Электрон.версия печат. публ. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/kontsept-semya-v-russkoy-i-kitayskoy-yazykovyh-kartinah-mira (дата обращения 03.09.2015).

moluch.ru

Китайская семья - Все о семье

    На современную китайскую семью наложила свой отпечаток даже не столько культура и история страны, сколько ее демография.  На сегодняшний момент каждый четвёртый житель Земли - это китаец.  Довольно долгое время китайцам очень нравилось, что их в мире больше всех. Однако во второй половине XX века в сознании жителей Китая произошёл перелом. Если в 1950 году в Китае было 552 миллиона граждан, то уже в 1980 их насчитывалось около миллиарда. Между тем природные ресурсы страны уже в то время были способны прокормить не более восьмисот миллионов человек. Возможная гуманитарная катастрофа заставила принять крайние меры. В конце 1970-х гг. в Китае впервые прозвучала формула, которая актуальна и до сих пор: "Одна семья - один ребёнок".

 

      Принятая в те годы программа контроля над рождаемостью способствовала снижению сумасшедших темпов роста населения, но в то же время отдала страну во власть так называемого всесильного "маленького императора" - единственного ребёнка в китайской семье. Впервые в истории огромное государство практически обожествило всех маленьких девочек и мальчиков, и с каждым годом их "диктатура" все усиливается. И хотя по статистическим данным на каждую китайскую семью в среднем приходится два ребёнка (в деревне строго регулировать число детей правительству удаётся с большим трудом), появилось 65 миллионов китайских семей (в основном городских), где всего лишь один потомок. В зависимости от своего воспитания, мироощущения, достатка родители вкладывают в понятие "маленький император" разный смысл: от восхищения до иронии.

    Для того, чтобы завести ребёнка, китайской семье требуется разрешение местного комитета по планированию семьи и рождаемости. Для женщин возраст вступления в брак  - 22 года, для мужчин - 24 года. Получив у себя на работе разрешение на брак, пройдя медицинскую комиссию и собеседование в домовом комитете, можно играть свадьбу. Для того, чтобы завести малыша, родителям нужно вновь обратиться в местный комитет, где их зарегистрируют и выпишут удостоверение сроком на один год, в течение которого можно зачать ребёнка. Если не успели, процедура повторяется вновь. И все-таки несмотря на такую строгую политику, в Китае, как и в других странах, достаточно часто встречаются и незаконнорожденные дети, и ранние браки, и матери-одиночки.

 

    Местные комитеты по планированию семьи и рождаемости ведут большую разъяснительную работу,  особенно в сельской местности, где родители нередко нарушают правила, ограничивающие рождаемость. На виновных накладываются большие штрафы. Однако штрафом крестьянина не проймёшь - лишать его особо нечего, вот и рождаются в семьях и третьи, и четвёртые дети. Очень часто в сельских районах можно увидеть плакаты или просто нарисованные на стенах агитки с изображением молодой женщины с ребенком на руках и лозунгами типа: "Рожай позже, да лучше". В тех районах, где ещё недавно были случаи умерщвления новорожденных девочек, встречаются плакаты с лозунгами "Девочка -- будущая мать защитников отечества".

 

     В городах китайские семьи в основном и не хотят иметь больше одного ребенка, рассуждая, что лучше дать одному все, чем всем ничего. В селах же, где нужны рабочие руки, разрешаются определенные послабления. Если первой родилась девочка, то разрешается повторить попытку произвести на свет сына, но сохранив при этом определенный интервал времени после рождения первого ребенка. В районах нацменьшинств - в зависимости от численности этой национальности, наличия местных ресурсов, состояния экономики, культурных традиций и т.д., семьи могут иметь по двое-трое детей. Ну а для слишком малочисленных нацменьшинств ограничения не устанавливаются вообще.

 

     К феномену "маленьких императоров" в китайском обществе относятся противоречиво. Существовавшая веками конфуцианская традиция воспитания в китайских семьях в современном Китае была разрушена за считанные годы. Современные дети в Китае купаются в лучах беспредельной родительской любви, растёт поколение, кардинально отличающееся от всех предшествующих. Никто не может с точностью сказать о своём "маленьком императоре", как он будет вести себя, когда станет большим.

 

    Времена меняются, философски замечают в Китае. Отходят в прошлое традиционные представления о китайской семье, где мужчина был неоспоримым главой.  Все чаще теперь власть в свои руки берет женщина. И это не голословное утверждение - таковы  данные статистики.

 

    Кому следует ходить по магазинам и делать покупки? Привычный ответ - женщине. В Китае однако все встало с ног на голову: основные покупатели здесь - мужчины. Правда, обленившиеся представители сильного пола не утруждаются походами по многочисленным магазинам. Им достаточно Интернета. В Китае доля мужчин, совершающих покупки во "всемирной паутине", составляет 75 % от общего количества покупателей в сети. Причем подавляющее их большинство находится в полном расцвете сил в возрасте от 18 до 35 лет. А на упреки своих жен находчивые супруги замечают, что так покупать дешевле и не надо толкаться в толпе - все привезут на дом.

 

     Кстати, из дома китайских мужчин особо никуда не тянет. Они с удовольствием берут на себя все заботы по домашнему  хозяйству, разрушая в очередной раз традиционные устои. По данным статистики, самые домовитые мужчины - шанхайцы: 73% из 1200 опрошенных в возрасте 28-32 лет готовы полностью посвятить себя домашнему очагу, если позволят условия или будет такая необходимость. На их фоне пекинские мужчины выглядят куда "серьезнее". Только 22 % из них могли бы полностью связать свою жизнь с домом. В других крупных городах Китая, где проводился данный опрос, этот показатель колеблется в районе 33 %.

 

    Что касается статистических данных численности населения, то в 2000 г. дети до 14 лет составляли в Китае 25, 7 процентов населения. От 15 до 64 лет - 67,6 процентов. Пожилые люди старше 65 лет - 6,7 процентов (или 86,87 млн. человек). С 1995 по 1999 гг.  рождаемость снизилась (с 20,63 млн. до 19,09 млн.), составив 15,23 процентов и немного повысилась смертность с 7,92 млн. до 8,10 млн. - 6,46 процентов. Чистый прирост населения в 1999 году составил 10,99 млн., естественный прирост - 8,77 процентов, снизившись на 0,76 процентов. По численности населения Китай по-прежнему занимает первое место в мире.

 

     Китайские семьи в Пекине и Шанхае, в полной мере, как правило,  иллюстрируют партийные установки: отец, мать и один ребенок. Это жестокая необходимость, продиктованная заботой о благосостоянии, поскольку показатели на душу населения относят Китай к развивающимся странам. Людей много, природных ресурсов и земли мало (первая в мире по народонаселению и третья по территории страна имеет на душу населения 0,075 га пашни - самый низкий показатель в мире). С 1957 по 2000 гг. численность населения страны увеличилась практически вдвое, а площадь пашни уменьшилась на одну восьмую (12,5 процентов). Жесткая демографическая политика принесла свои плоды: без нее жителей страны было бы сейчас примерно на 200 миллионов больше.

 

    По статистике же на каждые 100 китайских семей  в среднем приходится 358 человек. То есть современные семьи становятся все более малочисленными, более компактными. Но даже при ситуации, когда взрослые дети живут отдельно от родителей, родственные связи не угасают. Очень часто три-четыре поколения одной семьи можно встретить в ресторане за традиционной китайской вечерней трапезой.

 

    В прошлые годы в китайской семье обязательно был «глава». В настоящее время в большинстве семей супруги самостоятельно или же вместе с другими членами строят планы на будущее, совместно обсуждают текущие домашние дела. Более того, житейские заботы равномерно делятся между членами семьи. Как правило, жена и муж поддерживают друг друга в быту и в работе.

    Китайцы неизменно придерживаются традиций уважения к престарелым и заботы о младших. Хотя во многих семьях взрослые дети живут отдельно от родителей, между двумя поколениями существуют самые тесные родственные связи, и по закону взрослые дети несут обязательства по содержанию родителей и помогают им. У китайцев традиционно глубокие родственные чувства не только к родителям и детям, они поддерживают тесные связи с братьями и сестрами, дядями и тетями, с племянниками.

 

 

family-abc.ru

Семьи Китая

В настоящее время во многих странах сохранились семьи, которые очень бережно хранят все древние обычаи и традиции, передают своим детям и внукам основы национальной, традиционной семьи и не могут принять до сих пор современное влияние общества.

Есть семьи, в которых наоборот все эти традиции начинают постепенно умирать и сохраняются лишь в памяти или истории семьи. Такие современные семьи уже полностью приняли все дары, которые несет с собой цивилизованный мир.

Китайская семья отличается тем, что в ней ярко выражен контраст между современной жизнью и древними семейными традициями. Несмотря на действия современной культуры, в Китае не отказались от традиций, которые хранятся не сотнями, а тысячами лет, и которые невозможно просто взять и забыть.

По старым китайским обычаям и суеверным взглядам глава семьи мужчина должен, еще при своей жизни видеть своих детей, а особенно сынов, взрослыми, видеть, как они создают семью, растят своих детей, внуков. Получается, что глава семьи должен дожить до своих правнуков и увидеть их собственными глазами, если это возможно. Он всячески должен стараться сделать так, чтобы его род не прерывался.

За продолжение рода, конечно же, отвечает сын, ведь дочь в Китае, после того как выходит замуж, покидает родительский дом и уходит к семье своего мужа. Сын должен дальше продолжать род и в его семье обязательно должен быть сын, который также в свою очередь продолжит род.

Вследствие этого в Китае количество мужчин преобладает над количеством женщин, и в каждой семье обязательно должен быть сын. Женщина принимает фамилию мужа, и она уже будет заботиться не о своих родителях и родственниках, а о семье мужа.

Это происходит по той причине, что в Китае принято чтить умерших родственников, а за своими предками может ухаживать только представитель мужского пола. Для того, что бы было, кому заботиться о главе семьи в будущем, он должен оставить после себя того, кто будет этим заниматься, устраивать жертвоприношения, чтить память усопших.

Учитывая такие особенности, можно сказать о том, что многодетная семья в Китае – это настоящее благо. Если в семье не было детей, если женщина бесплодна, то она не заслуживает уважения со стороны родственников и со стороны общества в целом. Женщина, не способная иметь детей, не могла быть хорошей хозяйкой, и это могло быть причиной для разводов, потому что она не заслуживает того, чтобы находиться в семье мужа.

Все эти традиции и обычаи сохранились в Китае до настоящего времени. К женщинам относятся уважительно только в том случае, если она способна родить мальчика. Рождение сына – это большая радость в семье, потому что в этом случае можно будет передать все знания и обычаи ему, он способен почитать своих предков.

Если же родилась девочка, то ничего хорошего это не приносит, потому что она вырастет и покинет семью, не кому будет передать все семейные традиции. Вследствие этого сейчас многие женщины в Китае даже отказываются в роддоме от своих дочерей, всячески пытаются избавиться от рожденных девочек.

Такие жестокие законы, применяемые к женщинам, казалось бы, невозможны в наше время, ведь даже жестокие мусульманские законы сейчас начинают немного сдавать свои позиции. Относятся в Китае к женщинам жестоко, и особенно это происходит в сельских районах.

Бывают случаи, когда родившихся девочек душат и совершают различные махинации с женщинами и новорожденными детьми. Время, когда можно уже определить пол ребенка для женщины становится самым страшным моментом в жизни, и часто они сами уже заранее определяют судьбу новорожденной девочки.

В результате таких обычаев прирост населения в Китае с каждым годом все увеличивается, потому что женщины стараются родить мальчика для того, чтобы он мог продолжить свой род и заботиться о своих предках. Уважение в семье заслуживает только сын, дочери подвергаются дискриминации также как и матери.

Хотя для того, чтобы выдать дочь замуж не нужно тратить большие средства, потому что все расходы обычно берет на себя семья будущего супруга. В этом отношении родители девочки могут не беспокоиться. Достаточно только приготовить скромное приданое.

По этой причине правительство Китая сейчас обращает особое внимание на количество детей в семье и наличие больше одного ребенка считается просто непозволительным. Существует закон планирования семьи и те семьи, которые придерживаются этого закона, могут получить различные льготы.

Те же, кто идет против этого закона, могут подвергаться штрафным санкциям и их просто могут замучить огромными налогами. С одной стороны это правильный подход Китая, потому что невозможно обеспечить такое количество людей рабочими местами и жильем.

Большие семьи в Китае страдают от нищеты и безработицы. Нет возможности получать достаточно хорошее образование, потому что на это не хватает средств. С другой стороны изжить в одночасье древние вековые традиции и обычаи просто невозможно и правительству придется очень долго бороться с такими жестокими законами.

В Китае все еще также сохранились древние свадебные традиции, которых многие семьи все еще придерживаются. По традиции в Китае день свадьбы молодых назначается святым человеком, гадателем, который определяет счастливый день, в который молодые люди могут заключить брак.

По обычаю в ночь свадьбы молодые должны совершать различные обряды, должны жечь ладан, поклоняться предкам, бить поклоны своим предкам и возносить молитвы небу и земле. Молодые в Китае вместе вползают на коленях в пещеру, где должны выпить "напиток потомков" и совершить другие ритуалы.

По традиции от того момента, когда происходит договоренность родителей на свадьбу, и до дня самой свадьбы, молодые совершают множество всяких древних ритуалов, на которые уходит много сил. На сегодняшний день соблюдение такого древнего обычая сохранилось, но теперь расходы на все эти ритуалы тоже значительно возросли и подготовка к свадьбе теперь проходит намного дольше.

Популярные мифы.

Популярные факты.

Популярные советы.

Популярные сленг.

www.molomo.ru

Семейные ценности в Китае: Особенности воспитания

Путешественница и журналист-фрилансер Виктория Лоскутова специально для Simple Look разузнала все возможные подробности об укладе семейной жизни в Китае. Сейчас Вика живет на острове на юге страны, в провинции Хайнань и курортном городе Санья. Она учит деток английскому, ведет блог об Азии (куда я вас обязательно приглашаю) и радуется жизни. 

Кто определяет в семье, что нужно завести ребенка? 

— Решают вдвоем. Но если один из партнеров не согласен, то ничего не выйдет. Лучше говорить об этом до брака, иначе такой важный вопрос может перерасти в огромную проблему и пропасть между родными.

Типичная китайская семья (возраст родителей, характер, отношение к родительству).

— Семья в Китае — главное. На улицах всегда много людей с детьми, редко можно увидеть одиноко слоняющихся подростков, практически никогда. Все с семьей или заняты учебой, спортом, кружками. Жениться и выходить замуж в Китае считается нормальным после выпуска из высшего учебного заведения в возрасте от двадцати пяти до тридцати лет. В это же время хорошо заводить ребенка. Характер у китайцев разный, как и у людей любой другой национальности. Относительно недавно отменили закон, который запрещал уроженцам КНР заводить больше одного ребенка. Однако и после его отмены не многие решаются на второго, потому что детям в Китае отдается буквально все и тянуть двоих или больше — тяжелый труд и огромные деньги.

Иногда отношения между родителями плохие, но они живут вместе — ради детей. Малышей балуют, холят и лелеют, стараются дать максимум заботы, любви, все самое лучшее. Многие из них из-за этого растут избалованными, могут кричать на родителей и капризничать в общественном месте, зная, что им за это ничего не будет. Однажды дочь моей подруги (9 лет) была за что-то обижена на маму и прямо в ресторане подошла и вытерла рот о рукав ее белоснежной блузки. Я в тот момент перестала жевать. Подруга лишь недовольно посмотрела на дочь, поговорила с ней дома, но не на людях. Да, не била, не наказывала, просто поговорила. Она всегда говорит, что все свои уроки ее дочь получит позже, а пока надо дать ей ориентир для будущей жизни. Я не знаю, как она проводит с ней беседы, но заметила, что в последнее время поведение девочки изменилось в лучшую сторону.

Китайские мужчины присутствуют при родах жены? 

— Нет, ни в коем случае. Мужчинам запрещено присутствовать при родах. Китайские звезды ездят рожать зарубеж, где мужчины могут увидеть, как их ребенок появился на свет. Также среди звезд считается, что это лучше и, естественно, престижней.

Сколько принято сидеть в декрете среди китаянок?

— В каждой провинции по-разному. В основном это всего лишь около месяца — 30-35 дней! Китайские мамы очень много работают, наравне с мужчинами. В некоторых провинциях это 98, 127 декретных дней. В провинции Сычуань, известной своей очень острой кухней, например, на декрет отводится 158 дней.

Детские садики в Китае.

— Детские сады здесь популярны в формате gym baby. В такие принимают от 1,5 до 5 лет. Деток приводят в 8.30 и забирают около 16-17.00. Начинается день с завтрака и зарядки в игровом формате. Потом игры в специально оборудованных комнатах, пол в которых полностью застелен мягкими матами. Так что если ребенок падает (а падают они постоянно, когда бегают и прыгают), то он ничего не повредит себе ничего. Углы тоже отделаны так, что, ударившись о такой, малыш не почувствует боли. Игры чередуют с занятиями английским. Да, таких маленьких тоже учат! В основном это отдельные слова и короткие словосочетания. Во время занятий часто используют видео-программы в виде мультика и карточки с рисунками. Игрушки, конечно, тоже идут в ход. Между завтраком и обедом перекус фруктами. После обеда тихий час. После сна детки играются и вскоре их забирают родители. Это лишь одна модель китайского детского сада. Программа может отличаться. Есть, например, такие заведения, в которые родители, бабушки и дедушки могут вместе с малышами прийти поиграться, что-то вроде клуба для детей.

5b4c278afaf7941e93e8f8ac8b6c7dbf

Некоторые родители не знают, как грубо относятся к их детям воспитатели. А это очень сильно сказывается на психике ребенка, ведь в сад он ходит пять дней в неделю и почти на целый день. Я видела, как няньки орут на детей, толкают их, чуть ли не бьют, хватают за одежду. Ребенок может упасть от толчка и начать плакать, его никто не успокаивает. Если малыш не слушается, его унизительным образом могут вывести из комнаты, наорать, посадить отдельно. Безусловно, с детьми непросто, многие не слушаются, но я считаю, что ничего не оправдывает такого поведения. Руководители детских учреждений должны внимательней относиться к подбору персонала. А родители вдвойне должны переживать за атмосферу, в которой растет их дитя. Узнавать о саде заранее, слушать, читать отзывы. Хотя, я понимаю, что они многого не видят, но думаю, надо больше интересоваться, как прошел день (а китайских родителей часто можно увидеть носом в смартфон, когда они рядом с детьми). Тогда обязательно такие неприятности всплывут и нужно немедленно забирать документы и жаловаться руководству.

Развитие детей в Китае: интересные игрушки, развивающие секции, языки, спорт

— Для развития детей в Китае есть все. Игрушек полно, игровые площадки, огромные комнаты в моллах, в которых кроме батутов и горок есть также современные электронные игры. Например, настольный теннис (который популярен в Китае). На экране загружается игра и дети просто в воздухе управляют ракетками, отбивая воображаемый мячик рукой в воздухе. Там работают няньки, которые следят за детьми, пока родители занимаются покупками. Больше всего детей сейчас учат английскому, с самого раннего возраста. Для этого есть специальные тренинговые центры, в которые они ходят после общеобразовательной школы. Также нанимают репетиторов для занятий один на один с ребенком. В Китае популярны различные спортивные секции, кунг-фу, настольный теннис, упомянутый ранее. Очень популярно играть на пианино и других музыкальных инструментах. Вообще дети сильно загружены с утра до вечера, практически все семь дней в неделю.

Как в Китае родители проводят досуг с детьми? Распорядок дня типичной китайский семьи на выходных? 

— Все тренинговые центры больше всего загружены на выходных, так как в эти дни нет школьных занятий. Загружены и игровые комнаты в моллах, зоопарки, аквапарки, парки с площадками для роллеров. В больших отелях прямо под открытым небом показывают сказки или мультики, люди ходят в бассейны, на пляж (на юге Китая или летом), в кафе, рестораны. В ход идет мороженое и другие вкусности. В выходные все работает для семейного отдыха. В будние дни обычно родители работают, дети до вечера в школе и на кружках. 

345605772 osaka ciudad japones inocencia nino pequeno

Кто глава семейства обычно, как определяется? 

— Иногда глава мужчина, иногда женщина, зависит от того, кто больше получает. Бывает, мужчина получает много, но он прислушивается к жене. Также это зависит от провинции. В провинции Сычуань, например, правят женщины в семье. Мужчины боятся своих жен. Возможно, это как-то относится к острой пище, которую едят в этой провинции. Но говорят, что мужчины так сильно любят своих жен, что не хотят злить их, поэтому приходится слушаться! Я видела много ситуаций, когда женщины, мягко говоря, строго разговаривали со своими мужчинами и те лишь молчали в ответ. Кроме того, много лет назад считалось, что иметь сына — гордость, он император, наследник. А дочь — несчастье. Поэтому многие женщины, узнав, что беременны девочкой, делали аборт. Мальчиков баловали и исторически так сложилось, что девочкам приходилось быть сильнее и даже мужественней, чтобы выжить. Возможно, поэтому до сих пор в генах у китаянок столько силы и они пытаются управлять своими мужьями.

Значения няни в жизни китайских родителей? 

— Более состоятельные люди оплачивают няньку на втором месяце жизни ребенка. Это очень дорого — 15000 юаней в месяц ($2140). Такую няню называют Золотая Няня. Ее нанимают только на один месяц, чтобы научить маму, как кормить и ухаживать за младенцем. Это практикуют молодые семьи. Но чаще всего просят маму жены помочь. Обеспеченные семьи могут позволить себе няню на каждый день.

Главные принципы воспитания китайских родителей (говорят же, что французские дети не плюются едой, что в таком случае делают и не делают китайские дети)? 

— Нужно учиться делать все самостоятельно. При этом родители говорят: “Учись делать сам(а), потому что когда ты вырастешь, я уже не смогу этого сделать за тебя”. Особенным есть то, что старшие люди всегда накладывают еду себе первыми, самые маленькие — последними.

chinese girl

Если китайские дети балуются, как их усмиряют? 

— Если честно, они все время балуются. Родители либо никак их не усмиряют, либо наказывают, бывает, сильно, ругают, бьют… Если время есть, тебя звали-звали, а ты заигрался, могут оставить голодным. Несколько лет назад ввели закон, который запрещает родителям бить детей. Сперва это выговор в полиции, если ничего не меняется, то может быть суд и срок на несколько месяцев.

Отношения родителей: кто несет большую ответственность за ребенка? 

— Всегда мама. Папа занимается намного меньше детьми. Так сложилось исторически, что мама делает все, и дети рассчитывают больше на нее, чем на отца.

Что еще интересного хотелось бы рассказать.... 

  • Праздники в КНР имеют семейный уклон и семья обязательно собирается у родителей мужа. 
  • Старший сын всегда ответственен больше всех перед родителями. 
  • Если у девушки есть младшие братья, то один месяц после рождения ее ребенка, она не может жить дома с ними и мамой под одной крышей. Считается, что это нехорошо по отношению к братьям.
  • Но сейчас все традиции постепенно сводятся на нет. Китайцы смотрят в сторону запада, китаянки все чаще выходят замуж за иностранцев и покидают родину.

simple-look.com

Семья как ценность китайской культуры

Рецензент МОРОЗОВ А.В., доктор филологических наук, завотделом фольклористики и культуры славянских народов Института искусствоведения, этнографии и фольклора НАН Беларуси

Автор раскрывает роль семейных ценностей в традиционной китайской культуре: особенности заключения брака, положение женщины, воспитание детей, специфика даосского подхода к проблеме эроса, сопряжение рационального и эмоционального в формировании чувства любви.

The author describes the role of family values in the traditional culture of China, peculiarities of marriage, status of woman, parenting, the specificity of the Taoist approach to Eros, the conjugation of rational and sensible in developing a sense of love.

Сегодня китайцев можно считать самым любвеобильным народом: в мире их насчитывается 1 млд 300 млн, а это – 22% населения земного шара. Для того, чтобы познать их искусство любви в полной мере, необходимо исследовать традиционную китайскую культуру. В последние годы волевым государственным решением в сознание людей внедряется ограничивающий свободу брачных отношений принцип: «одна семья – один ребенок». Более того, в современном Китае насчитывается 17 млн супружеских пар, которые сознательно не имеют детей. В китайском интернете активизировалась служба знакомств для людей, желающих создавать бездетные семьи. Растет число разводов. И по последним данным в Китае распадается до 25% семей. В крупных городах большую часть разводов инициировали женщины. Все это свидетельствует о деформации традиционных основ китайской культуры. И все же традиционные установки пока еще противостоят противоречивым тенденциям современных глобализационных процессов. Так что же представляет собой традиционный подход к культуре любви в Китае?

В силу доминирующей роли традиционной морали и достаточно влиятельного практицизма в повседневной жизни, феномену влюбленности в деле создания крепкой семьи здесь отводилась явно второстепенная роль. Чувство долга по отношению к родителям здесь становится приоритетным. Базовая заповедь конфуцианства, которую ребенок впитывал с раннего детства, заключалась в особом почтении к отцу, матери (культ cяо) и культу предков, равного которому не было нигде. Именно эти ориентиры работали на укрепление семьи. Конфуций всегда настаивал на реализации сыновнего благочестия: «Ныне почтительность сводится к тому, чтобы быть в состоянии прокормить родителей. Но ведь собак и лошадей тоже кормят. И если отбросить благоговейное почтение, то в чем же тогда будет разница?» [1, с. 121]. Считалось, что необходимо постоянно слушаться, угождать родителям, вне зависимости от того, насколько они заслужили это почтение. Заботливый сын должен зимой согревать постель своих родителей. Уезжать из дома можно только с их согласия. В случае смерти отца или матери, сын был обязан соблюдать трехлетний траур, оставляя все свои дела. Даже если это был крупный чиновник, он уходил в отставку. Покладистость, послушание, почтительность были настолько важными требованиями, что в Китае запрещалось детям свидетельствовать в суде против своих родителей. Даже если отец творил злодеяния, сын не мог ему перечить. Не родители, а дети в Китае должны были настраиваться на самопожертвование во имя родителей. Существует история о том, как в голодный год один сын, чтобы спасти отца, отрезал от себя кусок тела и приготовил для больного бульон. Почитание предков выливается в культ стариков как носителей живой традиции. Старики пользовались всеобщим почитанием. Составной частью заботы о пожилых родителях становится весьма странный обычай – дарение шестидесятилетнему отцу гроба, который помещали в надежное место и тщательно следили за его состоянием, покрывая время от времени шпаклевкой и лаком. Этот грустный подарок, с одной стороны, побуждал пожилого человека через материализацию образа смерти острее переживать и интенсивнее проживать оставшийся отрезок жизни, а, с другой, не испытывать беспокойства по поводу недостойного завершения проводов в последний путь.

Согласно традиции, до смерти отца ни один из сыновей не имел право на долю имущества и не мог отделиться, чтобы вести самостоятельное хозяйство. Все сыновья и жены проживали в родительском доме и способствовали его процветанию. Поэтому китайская семья объединяла несколько поколений (как правило, несколько десятков человек) и всегда была самой надежной защитой для китайца.

С этой точки зрения становится понятным, почему не чувства влюбленных были здесь на первом плане, а чувство долга, укрепляющего интересы семьи. Брак рассматривался как важнейшее средство консолидации семейного коллектива во имя безупречного служения предкам. Потребности уже существующих, реальных семей диктовали правила игры при оформлении отношений молодых людей. Поэтому процедура заключения брака часто даже не предусматривала знакомства невесты и жениха друг с другом. Вопрос о целесообразности брака решался отцом через посредников, которые выясняли, была ли в сохранности девственность невесты, не болеет ли она, насколько добропорядочны ее родители и т.д. Заключение брачного контракта служило условием для первой встречи будущих супругов. Развод был крайне редким явлением. Случалось и такое, что свадьба происходила даже в случае смерти будущего мужа, и невеста переходила в его дом уже вдовой. Такова была сила договорных обязательств. Поскольку китайская семья носила патриархальный характер, положение женщины было приниженным. Замужество и воспитание детей считались ее главными обязанностями. Брачный возраст для девушки составлял 14–17 лет. В семье мужа она становилась служанкой, работницей. И фактически замужество означало бесповоротный разрыв с родным домом. Жена не имела права на ревность. Никто не интересовался многогранным развитием ее индивидуальности. От добропорядочной жены требовалось быть мягкой, спокойной, смиренной, целомудренной, порядочной, хорошо готовить, избегать громкого смеха, прясть и ткать. Она не должна выглядеть неряхой, чересчур пышно одеваться, сплетничать. Тех, кто не вышел замуж до 30 лет, считали старыми девами. За внебрачные связи женщин могли подвергнуть наказанию. Если чувства ослабевали, необходимо было все равно хранить верность друг другу. Долг выше любви. Вот почему любовь и супружество в Китае были нередко разными вещами. Не случайно специалист по китайской культуре В.В. Малявин обращает внимание на тот факт, что классическая китайская литература обходит молчанием любовное чувство. В народных песнях, стихах любовь девушки, женская доля практически всегда окрашена в минорную тональность.

Поистине горько родиться женщиной,

Трудно представить себе более низкую судьбу!

Никто не прольет слезинки, когда ее выдают замуж.

Любовь ее мужа далека от нее, как Млечный путь,

И все же она должна следовать за ним,

Как подсолнечник за солнцем.

Их сердца скоро будут разлучены, как огонь и вода,

Ее проклинают за все, что происходит не так [2, с. 560].

Мужчина в Китае имел гораздо более высокий уровень свободы. Он мог иметь одну главную жену и несколько второстепенных. Главная жена была хозяйкой дома, законной матерью. Второстепенные жены находились под присмотром главной жены. Известно, что состоятельные мужчины имели от трех и более жен и наложниц. Самые богатые – несколько десятков. Однако права каждой жены и наложницы должны были уважаться. И муж был обязан не только экономически их обеспечивать, но и общаться, удовлетворять сексуально. В одной из конфуцианских книг утверждалось, что пока женщина не достигла 50 лет, муж обязан вступать с ней в сексуальную связь раз в пять дней. Сохранение мира в семье считалось одной из самых важных задач, ибо кто не способен поддержать порядок дома, не может занимать ответственные должности в государственных органах. Холостяки подвергались жесткому моральному осуждению, ибо нежелание создавать семью рассматривалось, как отказ человека думать о продолжении рода. И, значит, не исполнялась главная обязанность перед предками.

В традиционной китайской культуре женственность не рассматривалась как важнейший признак красоты. Нередко женщины носили одежду, похожую на мужскую, главное назначение которой заключалась в скрадывании фигуры. Девушкам бинтовали грудь, ноги. Китайская живопись никогда не знала обнаженной натуры.

Главной задачей женщины после свадьбы было рождение ребенка. Отсчет возраста новорожденного начинался с момента зачатия. Здоровье беременной женщины оберегалось. Она выполняла только легкие работы, ей запрещалось участвовать в ссорах, наблюдать скандалы, взбираться на крутые холмы. Ее внутренне состояние должно быть гармоничным, а для этого следовало слушать, как читают вслух книги. Это называлось «обучением нерожденного младенца». И только в этом случае считалось, что ребенок вырастет умным, добрым, воспитанным. Бесплодие ставило женщину в положение изгоя. Рождение сына в семье считалось большим праздником. Новорожденного клали на красивую циновку, давали игрушки. А вот дочь была нежеланным ребенком. На третий день ее клали на пол под кроватью и ставили рядом прялку. Или размещали на куче тряпья и вместо игрушек давали черепки от глиняных сосудов. В ней воспитывали покорность, почтительность к другим, терпение по отношению к несправедливым обидам и оскорблениям. Начиная с 6-8 лет, девочек воспитывали отдельно от мальчиков.

Утилитарное, практическое отношение к семейному укладу жизни зафиксировано в иероглифе цзя, который представляет собой комбинацию знаков «крыша дома» и «свинья». Здесь нет и намека на возвышенные, романтические отношения. Поэтому даже если любовь и была, ее ни в коей мере не следовало демонстрировать. В книге «Сумеречная сторона любви» Ч. Хьюмана и Ван У отмечают факт особого отношения к поцелую в Китае. Когда европейцы начали селиться в Шанхае и других городах, то можно было увидеть, как мужья и жены приветствуют друг друга поцелуями. Китайцы, становившиеся свидетелями этих проявлений нежности, ожидали естественного продолжения развития событий. Идея поцелуя без продолжения казалась им совершенно бессмысленной, а сам поцелуй – бесполезным сексуальным столкновением. Еще большее недоумение вызывали случаи, когда мужчины приветствовали друг друга поцелуями.

Особое отношение к искусству эротических отношений демонстрировали представители даосской традиции. Они развивали идеи о культе утонченных сексуальных наслаждений, которым должны были овладевать мужчины с целью продления долголетия. Следует заметить, что важнейшей особенностью китайской культуры было стремление к гармонии телесного и духовного, культивирование полноты всех жизненных проявлений. Здесь сексуальные отношения рассматривались как неотъемлемая часть полноценной жизни. Человек должен учиться пользоваться этим природным даром. Китайскую философию секса достаточно емко выразил В.В. Малявин. Он полагал, что здесь духовное развитие не противостояло сексуальным наслаждениям. Ибо сексуальные переживания знаменовали высшую точку сознания, пик чувствительности в том смысле, что требовали максимальной открытости миру, точнее иному, которое присутствует в этом мире. Китайцы принимали и ценили эротическое влечение потому, что сексуальность являет собой наиболее полное раскрытие природности в человеческой жизни. В сексе зримо актуализируется даосский идеал следования естественности.

Наконец, в китайской культуре осознается значимость всеобщей любви и критикуется локальная любовь. Как утверждал Мо-цзы, корень всех бед в обществе – в отсутствии любви. Озлобленность возникает потому, что любовь имеет частный характер. Правитель любит свое царство и стремится нанести удар другим. Главы семей любят свои семьи и недоброжелательно относятся к другим. Так возникает вражда. Поэтому частную любовь необходимо заменить всеобщей. А главным признаком бескорыстной любви является ее бескорыстный характер. Она есть подлинное человеколюбие и проявляется в оказании помощи всем, кто в ней нуждается. Именно эта любовь побуждает смотреть на чужие дома как на свои, смотреть на других как на себя. Любовь не должна знать различий по степени родства. Идея вселенской любви находит свое развитие в философии Ван Шоуженя, который полагал, что Вселенная – это сердце, а сердце – это и есть высший принцип. Вне сердца нет предметов, явлений, справедливости, добра. Достаточно вспомнить, что и сам Конфуций считал высшим принципом человеческой жизни умение следовать велениям своего сердца. Так, Конфуций говорил: «В пятнадцать лет я ощутил сильное желание учиться; в тридцать лет я понял, что такое самостоятельность; когда мне было сорок лет, я был свободен от всяких предрассудков, сомнений; в пятьдесят лет я познал веление Небес; в шестьдесят лет мой слух научился отличать справедливость от несправедливости; в семьдесят лет я следую за повелениями моего сердца и не нарушаю обычаи» [3, с. 24–25].

В «Энциклопедии любви» Фэн Мэнлуна, изданной в 1632 г., утверждается, что чувство есть главная движущая сила человеческих отношений. Чувство – опора разумности. А подлинное чувство – это всегда со-чувствие. Настоящей школой воспитания чувства является брак. С точки зрения Фэн Мэнлуна искренние чувства настолько важны, что он отстаивает право молодых людей самим выбирать себе партнершу. Он даже не склонен осуждать жен, имевших романтическую связь с посторонним мужчиной, хотя и предупреждает о гибельности распутства.

Эта линия, нацеленная на культивирование свободных человеческих чувств, личностной уникальности, находит все большее понимание в современном Китае в силу динамичного развития техногенного мира и ослабления традиционного давления на каждого индивида. Сегодня молодые люди стремятся вступить в брак не по велению родителей, а по любви, поддерживая, в первую очередь, значимость романтических отношений. Возрастает уровень сексуальной свободы молодых людей. В КНР функционирует около трех тысяч секс-шопов. Все большую роль приобретает образ эмансипированной женщины. Девушки стремятся получить хорошее образование, построить успешную карьеру, приобрести финансовую независимость. В целом ряде больших городов до 70% разводов инициировано женщинами, что в традиционном Китае было немыслимо. И если ранее на первом плане находились отношения между родителями и детьми, вступившими в брак, то теперь первостепенное значение приобретают отношения между супругами. Все чаще браки становятся поздними. А государственная установка на рождение в семье только одного ребенка приводит к нарастанию индивидуализации в обществе, так как родители буквально молятся на своего единственного малыша. Сами китайцы называют таких детей «маленькими императорами».

И все же приверженность традиционным ценностям, дух коллективизма остается. Не случайно здесь каждый год отмечается один из самых ярких и добрых праздников – День любви (или День фонарей). По преданию, в Новый год незримые души умерших предков нисходят на землю и навещают тех, кого любят. И тогда уставшие души живущих наполняются новой энергией, неизбывной силой, радостью обновленного бытия. А в день, когда души предков возвращаются на небо, миллионы ярких, красочных фонариков, развешанных повсюду, приветствуют их, освещая дорогу обратно, чтобы в следующем году трогательная встреча родственных душ состоялась снова. Это – материализация света любящих сердец. Это – праздник живой, неиссякаемой памяти, неизменного уважения своих предков, великой благодарности ко всем ушедшим близким. И, значит, духовные нити любви пока еще прочно соединяют динамичный, рвущийся к техническому прогрессу китайский мир, в котором семейные ценности до сих пор являются путеводной звездой для абсолютного большинства китайцев в этом мятежном и воинственном человеческом мире.

  1. Васильев, Л.С. Культы, религии, традиции в Китае. 2-е изд. / Л.С. Васильев. – М. : Издательская фирма «Восточная литература» РАН, 2001. – 488 с.

  2. Малявин, В.В. Китайская цивилизация / В.В. Малявин. – М. : ИПЦ «Дизайн. Информация. Картография»: АСТ, 2003. – 627с.

  3. Конфуций / Сост. В.В. Юрчук. – 4-е изд. – Минск : Современное слово, 2004. – 384 с.

Статья поступила в редакцию 07.04.2011

29

studfiles.net

Семья и брак в Китае

У всех стран имеются свои свадебные обычаи, а семья в Индии и семья в Камбодже очень сильно отличаются друг от друга. Китайская семья тоже имеет свои особенности и традиции.

Многие интересуются, как женятся в Китае и сильно ли отличается семейная жизнь китайцев от нашей. Любовь, она и в Китае любовь, но вот особенности семейной жизни у всех разные.

Брак в Древнем Китае

В Древнем Китае мужчина мог иметь столько наложниц сколько хотел и мог себе позволить. Ситуации, когда молодая наложница подросток, в то время как муж — древний старик, были в порядке вещей. Бедные семьи часто продавали своих молодых дочерей богатым семьям, чтобы получить немного денег, а также избавиться от бесполезных женщин в семье.И лишь в 1950 году китайское правительство обнародовало закон, по которому один мужчина мог вступать в брак только с одной женщиной.

Еще несколько десятилетий назад были очень распространены браки, которые организовывали родители. Молодые люди женились только потому, что так решили их родители. Иногда молодые люди видели друг друга в первый раз только на собственной свадьбе. Также были распространены браки по договоренности. Свадьба организовывалась еще до рождения ребенка, по согласию родителей с двух сторон.

Брак в Китае сегодня

В наши дни все сильно изменилось. Сегодня китайские молодые люди женятся на тех, кого они любят. Но для того, чтобы показать свое уважение к родителям, официальное разрешение от родителей на свадьбу должно быть получено заранее.

  • Как проходит свадьба в Китае

Прежде чем жениться, молодые люди должны нанести официальный визит родителям своего избранника. При посещении родителей девушки, молодой человек должен принести с собой подарки. Когда девушка посещает дом жениха, его родители должны подготовить небольшой подарок для будущей невестки.

После свадьбы молодые люди предпочитают жить одни, без родителей, если они могут позволить себе заплатить за новую квартиру или дом.

Один из свадебных обычаев является подготовка приданного. Семья невесты покупает различные вещи, которые пригодятся в молодой семье — одежду, аксессуары, белье, посуду, предметы первой необходимости и т.д.

  • Выбор дня для свадьбы

Нужно обязательно выбрать хороший день, чтобы провести свадьбу. Это очень важно в китайской культуре. Свадьба должна быть проведена в день, который символизирует добро и хорошую энергию. Выбор дня для свадьбы делается на основе китайского лунного календаря. На восточный гороскоп тоже обращается большое внимание. Впрочем даты почти всех праздников в Китае основаны на лунном календаре.

  • Церемония бракосочетания в Китае

Жених приезжает к дому родителей невесты, приветствует своих будущих свекровь и оказывает им всяческое уважение. Затем пара направляется к дому родителей жениха, где молодые вместе приветствуют его родителей. Как и на европейских свадьбах, жених и невеста сопровождаются лучшими подружками и друзьями, которые, как правило, еще не состоят в браке. Одеты все, как правило, не в традиционную одежду, а в европейские наряды.

Банкет проходит после свадьбы. Приглашаются все родственники и друзья. На банкете молодожены должны выпить полстакана вина из стакана, перевязанного лентой. Затем молодожены меняют руку и выпивают другую половину вина. Считается, что после этой церемонии молодожены будут любить друг друга крепко и долго.

В некоторых провинциях Китая подают рыбу на банкетный стол, которая не должна быть съедена полностью. Голова, хвост и целый скелет рыбы должны быть оставлены нетронутыми. Это символизирует хорошее начало и конец браку.После банкета, друзья молодых продолжают ночь с играми и танцами.

Однако в наши дни многие молодые люди пытаются пропустить большую часть этих ритуалов и церемоний. Одни делают это потому, что они считают, что новые поколения не обязаны следовать старыми традициями, а другие отказываются о традиционного бракосочетания из экономии, стараясь сохранить побольше денег на дальнейшую семейную жизнь.

Если вам интересно как живут в Китае, что едят, где работают и делают покупки в Китае, читайте мои статьи в рубрике «Китай» на этом сайте. Там много интересного!

Этот пост, как и остальные посты про Италию, а также фотографии из своего личного архива и множество рассказов о жизни в Китае предоставила моя сестра Елена - спортсменка, умница и красавица, специалист по Китаю, а с недавнего времени и по Италии. Елена живет в Италии сейчас, несколько лет прожила в Китае. Вся информация, предоставленная ею - из первых рук.

economlegko.ru