Аравийские племена в начале новой эры. Основные вопросы жизни племени бедуинов решал


Бедуин - это кочевник пустыни

Для того чтобы понять, кто такие бедуины, необходимо проникнуть в историю, быт, образ жизни этих людей. Кстати, их наименование не служит обозначением определённой народности, а указывает лишь на свободный уклад жизни. Бедуин - это обитатель пустыни, кочующий с места на место. Именно так было принято европейцами именовать всех жителей арабского мира. В переводе с арабского языка, "бедуин" - это «кочевник» или «обитатель пустыни».

«Дети пустыни» никогда не были привязаны к одному месту, в независимости от их национальности или религии. Кочевники осваивали территории с достаточно суровыми условиями климата.

История развития и вероисповедания

Бедуин - это, как правило, выходец из мест Аравийского полуострова. Именно эта земля считается их первобытной родиной. Впоследствии кочевники распространились по Египетской и Сирийской пустыням. А после завоевания мусульманскими арабами Африки в 7 веке, бедуины расселились и по территории пустыни Сахары, в результате чего эти земли стали второй родиной кочевников. Будучи воинственными, племена бедуинов постепенно завоевывали новые территории. И к концу 7 века земли кочевников значительно увеличились и простирались уже от Персии до Атлантического океана.

Для того чтобы понять, кто такие бедуины по вероисповеданию, необходимо вернутся на несколько тысяч лет назад. Как известно из исторических источников, первоначально они были язычниками, но позднее, приблизительно в четвёртом веке, бедуины стали исповедовать христианство. Спустя три столетия, кочевники приняли ислам и начали говорить на арабском языке.

Способы самоуправления

У бедуинов, как и у большинства племён, существует иерархия, где в качестве главы выступает - шейх. Этот человек считается старейшиной рода, именно он занимается всеми организационными вопросами племени и решает различные конфликты. Интересно, что это звание передаётся исключительно по мужской линии.

Также в бедуинском обществе не последнюю роль играет «кади», (человек духовного сана, военачальник и судья). В его обязанности также входит проведение процесса бракосочетания.

Бедуин - это кочевник пустыни

Основным местом проживания бедуинов является Сирийская и Арабская пустыня, Синайский полуостров, а также пустыня Сахара, расположенная в Северной Африке. Кочевники всегда предпочитали жить в засушливых районах, тогда как большинство других народов выбирали территории с более мягким климатом, селились возле рек и водоёмов.

Обитатели пустыни проживают во многих странах мира, включая Израиль, Египет, Иорданию. А также в таких государствах как Тунис, Марокко, Ливия и другие.

С учётом того, что это постоянно кочующие люди, перепись их вести достаточно проблематично. Поэтому на данный момент цифра в 4,5 миллиона бедуинов считается условной. Она указывает ориентировочное количество всех кочевников в мире. В Сирии проживает более одного миллиона бедуинов. Крупнейшим кланом этой страны является племя Рувалла.

Культура обитателей пустыни

Бедуинам присуща древняя традиция кровной мести, ведь конфликты между племенами не являлись редкостью. В связи с этим, в ходе истории, опираясь на способ жизни и религиозность, сформировался механизм разрешения конфликтов. Этим вопросом непосредственно занимается шейх, если к нему обращаются враждующие стороны. Глава назначает сумму моральной компенсации, и после ее выплаты инцидент считается исчерпанным.

Бедуины, как и другие племена, своё политическое и социальное устройство формируют на патриархальной основе. Все кочевники подразделяются на кланы «хамуллы» и племена. Они проживают родами в шалашах и шатрах, причём в каждом роду может насчитываться более сорока деревень. Бедуины (фото их представлено вашему вниманию в статье) считаются отменными охотниками и превосходными наездниками, а также интересными сказочниками и хорошими танцорами.

Верблюд – еда или средство передвижения?

Бедуины из-за частых перекочёвок используют ограниченное количество всего необходимого, а причиной этому служит особенность уклада жизни. Для перемещения и перевозки грузов по пустыням пригодны только верблюды, что ограничивает возможность транспортировки в больших объёмах. По этой же причине шатры бедуинов быстро собираются и разбираются. В основном они состоят из полотнищ, сделанных из овечьей шерсти, которые легко укладываются на каркас из жердей и шестов.

Основной вид деятельности кочевников - разведение верблюдов, коз и овец. Для этих людей верблюд является достаточно ценным животным. Служит он как для транспортировки грузов, так и для верховой езды. Вместе с этим, двугорбое животное снабжает хозяев шерстью, а также является ценным предметом продажи.

Одним из самых важных продуктов каждодневного меню бедуинов считается верблюжье молоко. Дополнением к питанию являются рис, финики, сорго и изделия из пшеничной муки. Мясо кочевники едят исключительно по праздникам и другим особым торжествам, для чего забивают овцу и готовят её на открытом огне. Мятный чай и кофе являются их любимыми горячими напитками.

Большая часть современных бедуинов, также как и предшествующие поколения продолжают вести кочевой образ жизни, занимаясь земледелием и разведением скота. Но многие из них в наши дни занимается в основном обслуживанием туристов. Демонстрируя им при этом «быт и обычаи бедуинов». В большей степени это присуще египетским и синайским кочевникам. Что касается израильских бедуинов, то они получили помощь от государства, в виде льгот и привилегий, благодаря чему большая часть из них осела, создав поселения и деревни. Впоследствии многие бедуины перешли от разведения скота к современным профессиям.

fb.ru

Аравийские племена в начале новой эры — КиберПедия

Большая часть Аравийского полуострова представляла собой пусты­ню. Отдельные очаги земледелия и животноводства могли существо­вать лишь возле немногочисленных оазисов. Здесь жили племена ко­чевников-бедуинов, у которых к VII веку сохранялись многие черты родоплеменного строя. Основные вопросы жизни племени решал меджлис — совет, состоящий из глав семей или родовых общин. За­метную роль играли военные вожди.

Племена часто воевали друг с другом. Борьба шла за контроль над источниками воды. Целью войн был также захват рабов, скота, при этом в качестве наибольшей ценности рассматривались верблюды.

Каждое племя поклонялось своим божествам, определенное влияние имели религии спасения — иудаизм и христианство. Тем не менее все арабские племена поклонялись общей святы­не — черному камню Кааба (его происхождение неизвестно, предположительно это метеорит), хранившемуся в центральном храме одного из крупнейших городов Аравии — Мекки. Возле храма устанавливались изображения племенных божеств.

Первые города на Аравийском полуострове возникли в I тысяче­летии до н.э. Они были центрами ремесла и торговли и находились на караванных путях из Северной Африки в Азию, к Персидскому заливу и в Индию.

К началу VII века в Аравии все острее ощущалась проблема пере­населенности. Торговля переживала серьезный кризис, контроль над торговыми путями в основном перешел к Ирану. Угроза голода, рост цен, засилье ростовщиков были причиной массового недовольства городских низов.

Возникновение ислама

Основателем новой религии был Мухаммад (это имя означает «одержимый духом», или «пророк»). Он родился в 570 г. в Мекке, ходил с торговыми караванами, стал состоятельным купцом.

По словам Мухаммада, ему часто являлись видения ангелов, оде­тых в белые одежды. В 610 г. перед ним предстал архангел Джебрил (Гавриил), изложивший ему основы нового учения и провозгласив­ший Мухаммада пророком единого Бога — Аллаха.

Проповедь нового учения, ислама (это слово означает «покор­ный»), вызвала раздражение жрецов Мекки. В 622 г. Мухаммад вы­нужден был перебраться в город Ятриб (Медина). Дата его переселения (хиджры) считается в исламских странах точкой отсче­та нового летоисчисления.

Возникшая исламская община быстро расширяла свое влияние. Вскоре ее сторонники начали войну с Меккой и остающимися язы­ческими племенами. Ко времени смерти Мухаммада в 632 г. вся Ара­вия была объединена сторонниками ислама.

Исламское учение после смерти пророка было изложено в свя­щенной книге — Коране, составленной в стихотворной форме. Кроме того, ряд изречений Мухаммада, не вошедших в Коран, был включен в особый сборник — сунну.

Ислам по своей сути принадлежал к религиям спасения, мусуль­мане признавали пророками Ноя, Моисея и Христа. Однако, предпи­сывая жить по законам праведности, обещая вознаграждение после смерти, ислам значительно отличался от христианства.

Внешней стороной этих различий были гораздо более жесткие требования к нормам праведной жизни.

Правоверные должны пять раз в день совершать молитву, омовение, строго соблюдать посты. Им запрещалось пить ви­но, есть свинину, играть в азартные игры. Как и иудеям, им предписывался обряд обрезания. Женщинам полагалось но­сить чадру. Каждый мусульманин должен был хотя бы раз в жизни совершить паломничество в священный город Мекку, платить особый налог в помощь бедным.

К числу различий относились следующие.

Во-первых, ислам выступал не только религией, он жестко рег­ламентировал основы повседневной жизни. Каждый шаг право­верного мусульманина должен был сверяться с нормами Корана. Шариат, включавший нормы праведного поведения, был единст­венным источником права. Их нарушение рассматривалось не только как моральный грех перед Богом (как в случае пренебрежения христианских заповедей), но и как наказуемое властями преступление. Соответственно в исламском мире не разграничивались светская и духовная власть, церковный и светский суд.

Во-вторых, ислам был воинствующим учением. При провозгла­шении джихада, священной войны с неверными, участие в ней рас­сматривалось как долг каждого мусульманина. Считалось, что по­гибшие в этой войне сразу обретают вечное блаженство. В философском и поведенческом планах ислам не поощрял сомнения. Он основывался на фатализме (вере в предопределенность), убежде­нии, что все случающееся в мире, в жизни отдельного человека реша­ется волей единого Бога — Аллаха.

В-третьих, ислам закреплял нормы патриархата, отводя жен­щине подчиненную роль. Это обеспечило поддержку новой рели­гии со стороны аравийских племен, в которых сохранявшиеся традиции матриархата уже изжили себя.

 

Арабские завоевания

Преемники Мухаммада имели титул халифов (это слово означает «наместник», «заместитель»), им принадлежала вся полнота духов­ной и светской власти. Под их руководством арабские войска на­несли поражение двум крупнейшим державам, ведущим борьбу за контроль над Ближним Востоком, — Византии и Ирану. Арабы за­воевали Месопотамию, Сирию, Палестину, покорили Иран, неодно­кратно (в 668, 673—678, 716-718) осаждали Константинополь. Двигаясь на восток, арабы дошли до реки Амударьи, Северной Ин­дии, Западного Китая. На западе им удалось покорить всю Север­ную Африку, захватить большую часть Пиренейского полуострова, вторгнуться в Галлию, где в 732 г. в битве при Пуатье они потерпе­ли поражение от франков.

Быстрота и легкость завоеваний объясняются многими причина­ми. Бедуины, привыкшие к суровым условиям пустыни, закаленные постоянными межплеменными стычками, фанатично верующие в то, что они ведут священную войну (джихад), и не боящиеся смерти, были грозными воинами. Мало кто мог им противостоять. Их во­енные победы стали сильным аргументом в пользу ислама. Ряды их сторонников пополнялись за счет населения захваченных тер­риторий.

Идеи ислама, более простые и понятные, чем идеи византий­ского христианства и иранского зороастризма, быстро усваива­лись широкими массами населения в покоряемых землях. В исла­ме еще не сложилось отчужденной от рядовых верующих церковной иерархии. Мусульманским священником, муллой, мог стать любой верующий, знающий Коран. Необходимость подчине­ния суровым законам шариата нередко воспринималась как мень­шее зло по сравнению с произволом византийских и иранских чи­новников. В ходе завоеваний многие бывшие крупные землевладельцы погибали или бежали. Их владения частично пе­реходили к крестьянским общинам, принявшим ислам. Брошен­ные земли оказывались в распоряжении халифов. Эти земли обра­батывались в основном трудом рабов, которых захватывали в результате войн и набегов.

Арабских воинов называли «дети пустынь». У них не было тради­ций владения землей и ее обработки, они не претендовали на нее. Поэтому они селились в укрепленных лагерях-гарнизонах, некото­рые из них впоследствии стали крупными городами (Басра в Месо­потамии). Слоя феодалов-рыцарей, на манер западноевропейского, в исламских странах не сложилось.

Утверждению ислама на завоеванных территориях способствова­ла гибкая политика халифов. Арабские завоеватели не навязывали своей религии. Подавив вооруженное сопротивление, они следовали принципам веротерпимости. Однако мусульмане оказывались в луч­шем экономическом положении. Они платили лишь поземельный налог (харадж) и небольшой налог на помощь бедным. Привержен­цы же других вероисповеданий и горожане должны были вносить еще подушную подать (джизью). Это косвенно содействовало рас­пространению ислама.

 

Распад Арабского халифата

Огромная исламская держава (сперва ее столицей был Дамаск, затем Багдад) недолго сохраняла единство. В 750 г. в отдельный халифат выделилась Испания. В начале IX века возникли самостоятельные халифаты в Марокко, Египте, Иране, Средней Азии.

Во владениях Багдадского халифата, по мере того как завоевате­ли осваивались с хозяйственным укладом покоренных земель, нача­ли обостряться внутренние противоречия.

Местная знать, землевладельцы территорий, вошедших в хали­фат, приняв ислам, постепенно оказались в составе новой правящей элиты. Она стала костяком аппарата управления империей. Халифы начали жаловать землей приближенных, выделяли им в управление обширные территории с правом сбора налогов. Особенно распрост­ранилась эта практика при Гаруне аль Рашиде (правил в 786—809), о котором сохранилось немало легенд, вошедших в сборник сказок «Тысяча и одна ночь».

Усиливаясь, местная знать стремилась избавиться от опеки цент­ральной власти, проявляла сепаратистские стремления. Растущие поборы, бремя которых тяжким грузом ложилось на земледельцев, были причиной восстаний крестьян и рабов. Чаще всего они прохо­дили под религиозными лозунгами.

Относительно немногочисленных арабских воинов не хватало для охраны границ обширной державы, поддержания порядка, набе­гов на земли «неверных». В составе армии возрастающую роль нача­ли играть наемники, в основном из кочевых племен, принявших ис­лам, — берберов из Северной Африки и особенно турок. Это воинственное кочевое племя, живущее на северо-востоке халифата, постепенно переходило к земледелию, оседая на землях вблизи границ Ирана.

В X веке начальник турецкой гвардии получил звание эмир эми­ров. В XI веке турки подняли восстание и захватили Багдад. Их предводитель принял титул султана, или шах-ин-шаха (царя царей). Власть халифа стала чисто номинальной.

Обострение противоречий в Арабском халифате сопровождалось ростом религиозных разногласий.

Почти сразу после смерти Мухаммада возник спорный вопрос о том, кто может быть халифом. Он вызвал раскол среди мусульман. Одна группа, шииты, полагали, что только потомки Мухаммада до­стойны этого поста. Те, кто считал святой книгой не только Коран, но и сунну (сунниты), полагали, что халиф должен избираться религи­озной общиной Мекки. Борьба суннитов и шиитов, связанная с кон­фликтом между династиями, представляющими различные местные кланы знати (потомками Мухаммада, Омейадами, Аббасидами), не­редко приобретала вооруженный характер. Хариджиты, исходя из традиций родоплеменного строя, доказывали, что халиф должен вы­бираться правоверными без каких-либо ограничений, связанных с его происхождением.

Позднее в исламе сложились и другие течения. Так, исмаилиты верили в скорый приход нового пророка, Махди, который освободит мир от скверны и несправедливости. Секта карматов, близкая исма-илитам, проповедовала общность имущества, доказывая, что облада­ние богатствами противоречит Корану. Суфиты отстаивали аске­тизм. Они образовали особые братства дервишей, живущих подаянием и отказывающихся от мирских радостей жизни. Мотазелиты (их взгляды считались еретическими, книги сжигались) были сторонниками разграничения светской и духовной власти. Они счи­тали, что Бог может устанавливать лишь нравственные законы.

 

cyberpedia.su

Бедуины. Жизнь и традиции бедуинов — Мир Африки

Бедуины – это люди, которые ведут кочевой образ жизни. Они занимаются разными видами деятельности, однако никогда не останавливаются на одном месте надолго.

Ими создаются деревни, места для отдыха и временной жизнедеятельности.

Бедуины – представители исламского мира, причем значения, к какому государству или национальности относится один из бедуинов, практически не существует.

У этих людей не спрашивают, кто они или откуда, главное – что представители этих слоев населения кочуют.

Однако кочевой образ жизни – это не все, и у бедуинов есть масса своих традиций, обычаев и даже законов.

Бедуины – кто это?

Бедуины – это люди, которые ведут, как уже говорилось ранее, кочевой образ жизни. Как правило, занимаются они торговлей и приготовлением хлеба. Постоянного места жительства нет. Все бедуины делятся на племена и кланы.

Среди бедуинов часто можно встретить понятие «кровная месть».

Даже если представители одного племени знают, что представители другого были замешаны в неприятных историях с родственниками или предками, такие обиды не забываются никогда.

Однако не всегда все заканчивается кровопролитием – в ряде случаев работает принцип выкупа.

Например, один шейх выплачивает компенсацию другому, который главенствует в племени бедуинов, которое было ранее обижено.

Главное, чтобы суть проблемы была признана двумя сторонами, а бедуины умеют договариваться и обсуждать. По сути, это спокойные взвешенные люди, но справедливые и бесстрашные.

Где можно встретить бедуинов в Египте

Если туристы отправляются в путешествие в Египет, можно заказать экскурсию в пустыню на квадрациклах.

Впрочем, большинство туров, покупаемых в нашей стране, уже предусматривают возможность такой поездки.

Лучшее время экскурсии – раннее утро, когда еще темно. Чем меньше в команде людей – тем лучше. Бедуинов можно настигнуть к рассвету, через пару часов от выезда с самых популярных мест, где сосредоточены туристические центры.

Отдых в Шарм ель Шейх может предусматривать несколько таких путешествий, которые не будут наскучивать.

Свадебные традиции бедуинов

Акт замужества среди бедуинов вполне демократичный. Среди жителей племен нет обязанностей, за кого выходить девушкам замуж, а за кого нет.

Родители тоже практически ничего не решают. Если парень хочет, чтобы девушка стала его женой, он обращается к шейху, чтобы тот собрал обед семьи вместе.

После того, как шейх (бедуин) собирает, девушка должна вежливо обслужить всех, приготовить пищу, преподнести ее. При этом в процессе общения о том, согласна ли потенциальная невеста выйти замуж, не говорится. Об этом узнает только парень, и то по вкусу чая.

Если девушка приготовит несладкий чай, она будет против замужества, а если сладкий – окажется за.

В ряде случаев одна девушка может отказать многим мужчинам. В этом ее никто не упрекнет, поскольку выбор всегда остается за женщиной несмотря на то, что в большинстве мусульманских стран все происходит иначе.

Интересно, что когда проходит свадьба у бедуинов, они готовят большого верблюда и собирают множество гостей вокруг себя.

Бедуины живут не так, как аборигены. Они отличаются более богатой культурой, современными обычаями, спокойствием и демократичностью.

Жилье бедуинов

Живут бедуины в палатках. Есть летние и зимние варианты.

Летние отличаются тем, что они тканевые, хорошо пропускают воздух, прохладные.

Главное их предназначение – создать защитный визуальный барьер. Внутри палатки разделены на три комнаты:

  • гостевая. Здесь можно заходить всем. Среди бедуинов нет негостеприимных людей. Даже если сюда придет турист, хозяева дома не будут агрессивно к нему относиться, а только вежливо спросят, что ему надобно;
  • жилая. В жилой части располагаются нужные вещи, предметы и мебель. Здесь сосредоточены все удобства дома;
  • женская. В женской комнате проводятся, как ни странно, работы, которые возлагаются на женщин.

Какими бы ни были города Египта, бедуины, проживающие неподалеку от них, в зимнее время прячутся в палатках, состоящих из козьей шерсти.

Они плотные, хорошо сохраняют тепло, помогают обеспечить жилье необходимым уровнем влажности.

Такие палатки можно купить, но стоит они 2 000 долларов за каждую.

Впрочем, у бедуинов такие деньги есть – эти люди зарабатывают на торговле довольно неплохие средства.

Бедуины и туристы

Даже если турист захочет посетить деревню с бедуинами, при этом с ним не будет экскурсовода, опасаться за собственное здоровье все таки стоит.

Ведь существуют как современные бедуины, так и бедуины отшельники, которые расположены по всему Синаю.

Это достаточно опасные ребята. У них серьезные проблемы с властями, потому как, немало из них торгуют наркотиками и оружием.

Бедуины-отшельники могут взять вас в плен, чтобы обменять на своих родственников, которые сидят за какие-либо преступления.

Не смотря на это, есть и современные бедуины, которые всегда рады видеть вас, приняли христианство и зарабатывают на туристах.

Эти люди каждого гостя угощают вкусной едой, хлебом собственного изготовления, рассказывают интересные истории из жизни, позволяют лучше ознакомиться с традициями.

Особенно гостей любят дети бедуинов, которые постоянно что-то рассказывают, а также показывают то, что у них есть.

Однако нельзя забывать, что есть и элементарные нормы поведения и культура среди бедуинов.

Нельзя входить в дом обутым, каким бы на ваш взгляд он ни был неухоженным, иначе бедуины попросту обидятся. Также рекомендуется входить именно с северной части палатки – там и будет гостевая часть.

afrika-raj.ru

Бедуины – дикие и бесстрашные люди пустыни

Считается, что бедуинов в Египте – 150 000 человек, но это очень приблизительная цифра, так как живут эти дети пустыни без паспортов и в переписях населения не участвуют.

Бедуин (обитатель пустыни, кочевник) – это не национальность, а приверженность к определенному образу жизни. На протяжении уже  25 веков бедуинские племена кочуют по Аравийским пустыням, продолжая свято придерживаться старых законов.

Они превосходные наездники, ловкие охотники, искусные танцоры и талантливые сказочники. Бедуины  жилисты, юрки и выносливы, привычны к любым невзгодам. Живут они  в шатрах родами. Роды объединяются в деревни, которыми управляет шейх. 40-50 деревень подчиняются кади, который является для них и судьей, и военачальником.

У бедуинов издавна существует традиция кровной мести и  конфликты между племенами  - не редкость. Примирения можно достичь, если судьей выступят шейхи или кади других племен. Обычно они  договариваются о материальной компенсации нанесённого ущерба, и после его выплаты конфликт считается исчерпанным. Но бывают случаи, когда не может помочь даже кади.

Недавно в Египте произошла нашумевшая история. 14-летняя Алия повредила ногу. Народный лекарь табиб ничем не мог помочь – нога начала распухать. Тогда родители решили обратиться в местную больницу. На третий день они пришли навестить дочь, но пациентка бесследно исчезла из палаты.

 Полиция стала ее разыскивать, и  выяснилось, что одновременно с Алией из больницы пропал молодой врач из Шри-Ланки.  Целый год беглянка  не давала о себе знать, но потом все же объявилась. Родители были потрясены: оказывается, Алия сбежала вместе с молодым доктором и даже вышла за него замуж по всем правилам народа Шри-Ланки.

Видимо, причиной такого бесшабашного поступка был страх остаться старой девой.  Дело в том, что у бедуинов девочки выходят замуж очень рано, в 13 – 14 лет. Пятнадцатилетняя невеста считается уже «залежалым товаром». Алие было уже 14 лет, а жениха все не было. Вот она и сбежала с первым встречным.

Семья новоиспечённого мужа жила в Коломбо и считалась зажиточной, девушке ни в чем не отказывали.  Можно сказать – они открыли ей свои объятия, оформили паспорт как родственнице, сыграли свадьбу, выделили жилплощадь. Но бедуинка Алия недолго выдержала в таком раю. Ей не нравилась жизнь в большом городе, приемы гостей, походы по магазинам. Говорят, что она тосковала бескрайней египетской пустыне, где надо вставать с восходом и ложиться с закатом. Вполне вероятно, что Алия не любила своего мужа, и жизнь с ним была ей невыносима. Родив ребенка, через год она сбежала на свою суровую родину.

История эта вызвала много толков и пересудов во всем Египте. Алию активно осуждали, ведь она  позволила себе нарушить устои целого народа. В жизни  бедуинов не бывает внебрачных связей, поэтому нет и слова «проститутка». Но зато есть понятие - не уважающая родителей. К счастью, пятнадцатилетняя грешница Алия и ее ребенок не были отвергнуты бедуинским племенем. Спустя пару лет Алию взял в жены 30-летний кочевник в качестве второй жены, поскольку первая оказалась бесплодной.

В настоящее время большая часть бедуинов Египта сторонятся населенных пунктов. Старики учат детей чтению Корана. Женщины занимаются хозяйством, мужчины охотятся, а днем сидят в теньке под тентами без какого-либо движения, размышляя, видимо, об Аллахе. 

Но есть часть бедуинов, которые открыли для себя неожиданные промыслы. Они занялись туристическим бизнесом и предлагают прогулки на верблюдах, культурную программу в виде плясок и песен у костра с незамысловатым ужином и кофепитием.

 Бедуины говорят о кофе, что он должен быть крепкий, как любовь, и горький, как жизнь. Особенно примечательны рецепт приготовления напитка и сама церемония  потребления. Его пьют из особой посуды, под жарким солнцем, ведя дружескую беседу, в том числе с туристами. Неважно, что не понимают язык друг друга. Если повезет, то туристам, во время экскурсии в бедуинские поселения, можно стать свидетелем бедуинской свадьбы.

Это очень красивая церемония, с ритуальными танцами и широким и щедрым застольем, с обилием праздничных блюд из мяса. Примечательно, что даже состоятельные цивилизованные бедуины, живущие в городах, проводят свадебные церемонии только в пустыне.

Обычно парень, если присмотрел себе невесту, приходит к вождю племени вместе со своими родителями. После этого вождь приглашает девушку к себе и просит приготовить ему и его гостям чай. Девушка подает его всем присутствующим. Отпивая первый глоток, юноша очень волнуется, ведь если его возлюбленная положила туда сахар – значит, она согласна быть его женой. Если же нет, то неудачливый жених, переживая отказ любимой,  не пьет и не ест несколько дней.

После сладкого чая встает вопрос о калыме. Родственники девушки стараются увеличить его размер, родственники юноши делают все возможное, чтобы сэкономить. Они отыскивают у девушки физические недочеты - нездоровые зубы, некрепкие волосы.  Чтобы определить, например,  крепость волос, будущая свекровь  встает на возвышение и наматывает прядь невестиных волос на кулак. Невеста обязана присесть и повиснуть на собственных волосах. Если она при этом не оставляет вырванных волос, то размер калыма должен быть увеличен. Тут можно и на хитрость пойти – например, взять более тонкую прядь.

После определение крепости волос доверенные кумушки раздевают девушку, изучают кожу (она должна быть без родинок и прыщей), белки глаз, ступни (ценятся узкие с удлиненными пальцами), фигуру, суставы (необходимо приседать без скрипа и хруста). После выплаты калыма назначается день свадьбы, куда приходит все племя.  Чтобы стать участниками такого празднества, туристам достаточно выложить долларов по 80. 

Также можно встретить в пустыне местного шейха, который содержит в Хургаде или Шарм-эль-Шейхе приличный особняк с целым парком автомобилей и  прислугой, но время от времени  бросает все и срываются в пустыню, чтобы неделю – другую пожить в тесной лачуге. Видимо, дух свободы и любовь к пустыне у всех бедуинов в  крови.

repin.info

Быт и традиции бедуинов в Египте.

Дата создания: 01.10.2005, изменено: 13.01.2012, общий рейтинг: 3.875

Целый месяц египетская полиция безрезультатно искала пропавшую девушку, пока та сама не позвонила из Коломбо и не сообщила, что вышла замуж за гражданина Шри-Ланки и приедет к родителям только тогда, когда родит им внука.Эта история для племени бедуинов была подобна землетрясению. Она бросала вызов всему устою их жизни, cводила на нет авторитет убеленного сединами вождя, разрушала семейные уклады. В лексиконе бедуинов нет слова "путана", поскольку в принципе нет такого явления, как внебрачные связи. Но есть понятие гораздо более оскорбительное – "не уважающая родителей".

14-летнюю Алию из деревни Радда, что в Аравийской пустыне, вывезли в город Луксор – показать врачу (после падения она стала прихрамывать). На третий день она исчезла из палаты. Одновременно уволился и молодой врач из Шри-Ланки, работавший в этом же госпитале.

Что же заставило молодую девушку пойти на нарушение вековых традиций? Ответ простой – страх остаться старой девой. Обычно в кочевых племенах девушек выдают замуж в возрасте от 11 до 14 лет. С ревностью наблюдая, как ее подруги одна за другой становятся замужними дамами, Алия запаниковала, подумав, что навсегда останется обузой для родителей и будет до самой смерти терпеть косые взгляды и насмешки соплеменников. Она решилась на отчаянный шаг, откликнувшись на ухаживания доктора и согласившись бежать с ним в чужую страну.

Родственники шри-ланкийца были достаточно состоятельными людьми. Они оформили ей в Индии паспорт как своей родственнице. Сыграли свадьбу, молодые стали жить в семье мужа. Тут-то и начались проблемы. Традиции, воспринятые с молоком матери, и бедуинский быт, в котором она прожила до 14 лет, оказались несовместимыми с укладом жизни светской семьи ее новых родственников. Через год с малышом на руках Алия вернулась к родителям.

Необходимое зло

Любые традиции, существующие на протяжении веков, достойны уважения уже потому, что они сохранились. Что заставляет людей из поколения в поколение следовать одним и тем же правилам? Тому есть одно разумное объяснение: в отточенных веками устоях есть сугубо практический смысл – они облегчают людям жизнь.

Бедуинские племена кочуют по Аравийской пустыне Египта более 25 веков. За это время они не рассеялись по городам, не изменили географию своих путешествий и продолжают свято придерживаться древних законов. Весь быт бедуинов от рождения до смерти регламентирован строжайшими нормами, пересмотреть которые никому не приходит в голову. Особо жестко нормирована жизнь бедуинских женщин.

Рождение девочки воспринимается бедуинами как неизбежное зло, Зло - потому что не мальчик, будущий работник, продолжатель рода, наследник. Неизбежное – потому что надо же кому-то этих наследников рожать. Воспитывают детей бедуины незамысловато: ребенка, еще не умеющего ходить, кормят, чтобы не плакал, и привязывают за ногу к вбитому в землю колышку – чтобы не уполз. На этом первоначальный этап воспитания заканчивается. Увидев в аравийской деревне Радда такого малыша, сидящего голышом на раскаленном песке, я протянул ему шоколадный батончик. Ребенок взял его, потом вдруг дернулся ко мне, насколько позволяла привязь, и вырвал у меня бутылку с водой. Запрокинув ее над головой, стал жадно пить. И лишь затем принялся за батончик, поедая его вместе с оберткой. Сидевшая рядом на корточках пожилая женщина смотрела на эту сцену отрешенным взглядом.

Главная забота родителей о девочке заключается в том, чтобы она росла здоровой, – в этом залог ее будущего семейного благополучия. Хорошо также, чтобы во время детских игр она бы не получила увечий. С семи-восьми лет девочек начинают приобщать к ведению хозяйства, что впоследствии и станет их основным занятием.

За редким исключением бедуины не обращаются за помощью к городским докторам. В каждом племени имеется свой народный лекарь – табиб, умеющий врачевать все болезни с помощью различных трав. Рожают бедуинки тоже по старинке: в походных условиях и с помощью повитух, владеющих всем комплексом средств оказания помощи, включая хирургические.

Любопытно, что при всей этой архаике бедуины оказываются значительно здоровее жителей городов.

Демократия по-бедуински

Бедуинок готовят к замужеству с 11–12 лет, но своего будущего супруга они выбирают сами. Происходит это так.

Юноша, положивший глаз на девушку, просит вождя племени принять его для беседы. Родители юноши, со своей стороны, под покровом ночи приходят к вождю с подарками и дают ему понять, что они вовсе не против такой-то девушки. После чего с согласия родителей девушки вождь приглашает ее к себе и просит приготовить ему обед, – все очень целомудренно и никакого секса! И вот, наконец, юноша удостаивается беседы с вождем, а девушка подает им чай. Молодой человек отпивает один глоток, споласкивает чашку, благодарит вождя и уходит. Смотрины состоялись.

Дальше события могут развиваться по двум сценариям. Либо соискатель приходит к родителям и говорит: "Засылайте сватов, она согласна!", либо он несколько дней не пьет, не ест, переживая отказ своей возлюбленной. Как он узнает об этом? Очень просто. Все в руках девушки: если она положила юноше в чай сахар – значит, согласна, если не положила – значит, нам с вами не по пути.

Этот древний обычай дает возможность отверженному юноше "сохранить лицо" – не зря он споласкивает за собой чашку! А поскольку у вождя постоянно прислуживают разные девушки и за советом к нему приходят разные юноши, то соплеменники не могут отследить тайные смотрины и потом судачить по углам. Такая вот деликатность. Все играют по правилам, и все хранят молчание. Девушка может выбирать суженого сколько ей угодно. Но, как правило, после двух-трех отказов невеста дает добро.

Как сэкономить на невестке

В принципе, после сладкого чая вопрос о скорой свадьбе уже решен. Остается не менее важный вопрос – о размере калыма. Родители невесты хотят, чтобы он был как можно больше, поскольку эти деньги – своего рода стабилизационный фонд, они остаются у женщины даже после развода. Родители же юноши сделают все возможное, чтобы сэкономить. Вот тут уже не до деликатности. Во время смотрин жених должен найти у девушки физические недостатки, а невеста - сделать все для того, чтобы их скрыть их. Первый и главный показатель здоровья девушки – это зубы. Именно их состоянием определяется базовая стоимость "товара". На втором месте волосы. Они могут быть любого цвета (у бедуинов в основном темные), но желательно чтобы блестели и были "сильными". Определить прочность волос избранницы доверяется будущей свекрови. Та встает на возвышение и наматывает прядь невестиных волос на кулак. Девушка должна присесть и повиснуть на собственных волосах. Если в руках у свекрови не останется вырванных волос, то к калыму добавляется серьезный процент. Если будущая свекровь симпатизирует девушке, она берет прядь потолще, если нет – старается помучить.

После экзекуции девушку оценивают "целиком". Доверенные кумушки разденут ее, изучат кожу (хорошо, когда без родинок и прыщиков), белки глаз (чем белее – тем лучше), ступни (надо, чтобы узкие с длинными пальцами), фигуру (ей же рожать и кормить грудью!), суставы (нужно приседать без скрипа и хруста). И, разумеется, производится самый главный осмотр – проверка девственности.

Чем заканчиваются сказки

Свадьба – дело хлопотное. Нужно: зарезать нескольких верблюдов, мясо которых варят в котлах и запекают на углях; наготовить пшеничных лепешек на соленой воде Красного моря; приготовить напитки из целебных трав, верблюжьего и козьего молока; обеспечить стол овощами и фруктами...

На свадьбу приглашается все племя, причем голодных и недовольных остаться не должно. Не исключается и спиртное, но его употребляют только мужчины – в ограниченных дозах, исключительно для поднятия настроения.

В разгар пиршества, накормив жениха и невесту мясом и особыми травами, способствующими скорейшему зачатию, их отправляют в отдельное помещение и оставляют в покое. Но специальные люди остаются вблизи спальни молодых и прислушиваются. Как только наступает кульминационный момент, они спешат войти к молодоженам и вынимают из-под них простынь, призванную подтвердить, что родственники невесты не соврали, калым уплачен не зря. Особую гордость родственники молодых будут испытывать, если выяснится, что невеста понесла в ту же ночь. Родственники невесты, равно как и родственники жениха, будут считать это своей заслугой.

Не уважающая родителей-2

Как ни странно, вернувшаяся Алия и ее ребенок не были отвергнуты бедуинским племенем. 15-летнюю мамашу не стали особо осуждать, только с той поры ее пример приводился в назидание другим девушкам, чтоб им неповадно было отрываться от своих корней. Нашелся вскоре и жених для Алии. Им стал 30-летний кочевник, которому жена все никак не могла родить наследника. Алия стала хоть и второй, но вполне полноправной женой, и вскоре в их семье появился еще один младенец. Богатая семья отца первого ребенка приезжает иногда посмотреть на своего внука, вносит солидный денежный взнос в казну племени и щедро одаривает Алию. Ведь когда ребенок вырастет, он наверняка захочет побывать на родине отца.

Если, конечно, совет племени разрешит.

Шамиль Нугаевtravel.ru

svr.su

Проблема бедуинов и единственное ее решение

Создается впечатление, что проблема земли возникла из-за того, что бедуины, разбросанные по району, строят дома на земле, которая принадлежит государству, без разрешения на строительство, без общего плана и инфраструктуры. Теперь государство хочет навести порядок в этих делах, потому что возникают вопросы, например, сколько должен получить каждый бедуин в рамках договоренности, и какую денежную компенсацию он получит за территорию, которую он отдает, несмотря на то, что у бедуинов нет никаких доказательств прав собственности на землю, которую они утверждают своей. Из-за этого, до сегодняшнего дня все юридические претензии бедуинов, которые поступили в суды, потерпели неудачу, и теперь государство заинтересовано в решении вопроса о незаконных поселениях бедуинов юридическим путем.

Однако суть дела - в том, что проблема заключается не только в вопросе земли и незаконных поселений бедуинов на государственных землях, но шире и глубже. Шире – потому что есть еще серьезные проблемы между государством и бедуинами и глубже – потому что все эти различия проистекают из огромного разрыва между бедуинской культурой и культурой государства.

Еще одна проблема, связанная с бедуинами - это проблема полигамии. Примерно, четыре года назад (21 апреля 2009), в газете The Marker, экономическом приложении к газете Гаарец, Мейрав Арлозоров опубликовала информацию о том, что в то время в Негеве насчитывалось 5829 матерей-одиночек, которые имели 23,855 детей. На то время 155 женщин имели по 10 детей, и были две женщины, которые имели по 17 детей. Каждый может легко понять, что они не были никакими одиночками, а каждая женщина являлась второй, третьей или четвертой женой, согласно исламским законам Шариата, одного мужчины и проживали вместе с ним в одном доме. Если таково было положение четыре года назад, то какова ситуация сегодня?

Нынешняя ситуация стала возможной из-за двух факторов: культурного и экономического. Культурный фактор относится к традиционной бедуинской культур, где мужчина должен жениться на более, чем одной женщине для того, чтобы доказать свою мужественность. Человек, который живет с одной женщиной, считается слабым и бесполезным. Кроме того, мужчина стремится сделать свою семью как можно больше, так, чтобы она имела больше экономического, социального и политического веса в системе бедуинского общества. Например: количество голосов на выборах в местный совет будет больше, поэтому все кандидаты придут к нему, чтобы заручиться его поддержкой.

Экономический фактор в полигамии – это то, что социальное правительственное учреждение предоставляет субсидии, в соответствии с пособиями на детей каждой женщине отдельно, независимо от ее семейного положения, поэтому производство детей – это выгодный бизнес. В этом году (26 Июль 2013), в газете Цедек, приложении к газете Макор ришон, Иегуда Итфрах предал гласности тот факт, что семьи бедуинов получают сотни миллионов шекелей в год от государственных программ социального обеспечения с помощью фиктивных разводов в судах шариата, выплачивая незначительные алименты «разведенным» (которые обычно продолжают жить со своими мужьями), а социальное правительственное учреждение обязано платить им надбавки.

Вся история полигамии в Негеве очень загадочна, поскольку полигамия противоречит закону в Израиле. Поэтому сразу возникает вопрос: почему государство не применяет этот закон к бедуинам, и почему оно финансирует полигамию среди них путем предоставления пособий на детей и социальных добавок? Ответ очевиден: государство понимает, что этот вопрос является культурным вопросом, связанным с бедуинами, поэтому им предпочитают платить, используя ресурсы, которые предназначены для других секторов, лишь бы сохранить спокойствие бедуинов, чтобы они не демонстрировали и не перекрывали дороги.

Еще одним вопросом, связанным с браком, являются родственные браки. Большинство супружеских пар в Негеве являются родственниками, и в результате получается, что многие дети страдают от генетических заболеваний, некоторые из которых являются серьезными и опасными для жизни. Высокий уровень младенческой смертности в бедуинском секторе частично проистекает от этой причины. Государство должно выделять большие ресурсы, чтобы заботиться о детях, которые страдают от генетических дефектов. Брак между родственниками - это также культурный вопрос, связанный с племенным договором.

Еще одним вопросом, связанным с культурой, является вопрос убийства чести и кровной мести. В этом вопросе государство также предпочитает закрывать глаза и не видеть серьезных нарушений, которые совершаются в бедуинском секторе, из-за трудности в их расследовании ( ни один бедуин не будет свидетельствовать против другого бедуина) или снисходительности, с которой правоохранительные органы (полиция, государства прокурор, суды, тюрьмы и механизм помилования) относятся к этим актам убийства. Исследователь, Манар Хасан вскрыл эту снисходительность в важной и болезненной статье, которая была опубликована в книге «Секс, гендер и политика», под редакцией Д. Израэли.

Дополнительные проблемные вопросы, связанные с бедуинами, которые высветились в последние годы, относятся к культуре «денег для защиты» при строительстве жилья и промышленных площадей, например, индустриальная зона Эмек Сара в Беэр-Шеве и контрабанда наркотиков, оружия, женщин и иностранных рабочих из Иордании и Синая. Все эти вопросы – незаконное строительство на государственной земле, полигамия, брак между родственниками, убийства, кровная месть, защита и контрабанда, связанные с бедуинами, доказывают, что, не будучи случаем нескольких изолированных инцидентов, проблема заключается в том, что культура бедуинов видит закон государства как закон, который не является частью их культуры. В этом бедуины в Израиле не отличаются от бедуинов во всем арабском мире, живущих параллельно и отдельно от остальной части государства и в рамках другой правовой системы - «обычаев и традиций», которая основана на чувстве «мы здесь и есть государство». Группа дает им власть, потому что государство – по соображениям удобства – не имеет дела с каждым отдельным бедуином, а с консолидированным и насильственным племенем, которое не стесняется прибегнуть к насилию, если чувствует, что его интересы находятся под угрозой.

Племенная культура лежит в основе всех проблем, связанных с бедуинами, не только в Израиле, но и на всем Ближнем Востоке: в Ливии, Ираке, Йемене, Сирии, Алжире, Египте (Синай) и во многих других местах. Племена борются с государством в целях сохранения их культуры, законов, обычаев и традиций, которые, как правило, противоречат законам государства и его правилам. Племя имеет свое собственное руководство и свою собственную правовую систему и во многих вопросах, оно ведет себя как независимое образование, отделенное от государства. У бедуинов государство считается враждебным образованием, поскольку стремится распространить с вои законы на племя.

Ситуация бедуинов в Негеве не отличается в принципе от их положения на всем Ближнем Востоке. Со времени создания государства Израиль 65 лет назад оно неправильно занималось этим вопросом. В начале в 1968 году государство Израиль предпринимает попытки поселить бедуинов в городах, которые были построены для них: Рахат, Тель-Шева, Кузейфа, Лакия, Хура, Ароэр и Сегев Шалом. Значительная часть бедуинов действительно двинулась в эти города и существенно изменила свой образ жизни, но трибализм также переехал из пустыни в город: расселение происходит, согласно племенному коду, и поведение людей по-прежнему имеет традиционные племенные черты: в одном из бедуинских поселений в Негеве, ребенок был сбит членом другого племени, и все дети, принадлежащие к племени водителя, прекратили посещать районную школу, т.к. каждый ребенок стал потенциальным кандидатом на убийство как месть за сбитого ребенка. Они требовали, чтобы государство построило для них отдельную школу, потому что путь к этой школе проходит через квартал, где проживал убитый ребенок, и поэтому они больше не могут ходить в общую школу сообщества.

Переезд в город не решает вопроса полигамии, так как в городах также есть семьи, в которых один мужчина проживает с несколькими женами, согласно исламскому шариату, несмотря на нарушение законов государства. И многие бедуины в городах продолжают зарабатывать себе на жизнь незаконным путем. Государство не решается ужесточить соблюдение законов в бедуинском секторе, и это выражается в отсутствии соблюдения законов планирования и строительства. Местная политика в бедуинских городах основана на племени, а межплеменные конфликты затрудняют функционирование местных органов власти. Во многих случаях министр внутренних дел вынужден распускать городской совет бедуинского города, увольнять мэра и назначать комитет и мэра со стороны для управления городом.

Заключение: основой проблем в бедуинском секторе является то, что он был брошен на платформе, тогда как поезд государства ушёл в 21-й век. Большая часть бедуинов по-прежнему живет племенной жизнью, согласно правилам, которые противоречат законам государства. Племенная жизнь влияет на все сферы жизни – тип жилья, образование, род занятий и семейные отношения, и нарушает способность государства решать проблемы граждан бедуинского сектора. Государство никогда не пыталось решать эту проблему комплексно, а, скорее, пытались решать проблему жилья независимо от борьбы с другими проблемами.Вот, откуда происходят трудности в решении проблемы земель и жилищного строительства. В отсутствие государственной политики, дверь открыта для участия иностранных органов, таких как исламское движение, которое эксплуатирует неразбериху в государственных учреждениях и производит бум незаконного строительства на государственных землях в проекте, включающем тысячи людей, которых привезли в Негеве для этой цели. Эти проекты осуществляются открыто со множеством рекламы до и после, и государство ничего не делает. Оно становится парализованным, как только сталкивается с решительностью исламского движения.

Решение задачи

Ниточка, которая связывает вместе все проблемы бедуинов, ведет к бедуинской культуре, которая основана на племени. Племенная культура становится высоким барьером, отделяющим бедуинов от жизни современного государства, которое ведет себя в соответствии с законом о равенстве всех своих граждан. Если государство желает привести бедуинов к ситуацию, когда они станут законопослушными гражданами, оно должно не только извлекать их из пустыни, но оно должно извлечь пустыню из них. Решение проблем бедуинов в Негеве не должно ограничиваться рассмотрением вопроса о жилье, так как проблема жилья является лишь небольшой частью племенной культуры. Если государство хочет решить проблему коренным образом, оно должно позаботиться о решении проблем, которые являются результатом племенной культуры.

Лечение бедуинов должно носить целостный, всеобъемлющий характер и касаться всех областей жизни: жилья, рода занятий, образования и семейных отношений. Кроме того, государство должно относиться к бедуинскому нарушителю закона, как к любому другому нарушителю закона, и если он нарушает закон, то государство не должно относиться к нему снисходительно только потому, что он родился в большом и мощном племени бедуинов, которое может оказать давление на правоохранительные органы.

Жилье для бедуинов должно быть спланировано, с наличием инфраструктуры: воды, канализации, электричества и связи. С государственными учреждениями, промышленными зонами, службами занятости и социальными услугами. Государство должно инвестировать все необходимые ресурсы в эти усилия для того, чтобы поселения бедуинов в Негеве были равны любому другому городу государства Израиль. С другой стороны, частные здания, рассеянные за пределами общин, необходимо рассматривать как серьезные нарушения законов государства, и нарушители должны быть осуждены и наказаны. Государство должно вести себя в отношении граждан в Негеве, точно так же, как в отношение граждан Тель-Авива или Герцлии, потому что, если так не сделать, то создастся тяжелая дискриминация между гражданами государства: создастся ситуация, при которой гражданам Тель-Авива будет запрещено строить незаконно на государственной земле, в то время как гражданам Негева - разрешено.

В бедуинских городах государство должно создать рабочие места и промышленные районы с целью разработки стимулов, и предоставить своим гражданам бедуинам возможность жить достойно с помощью законных профессий. Учреждения высшего образования в государстве должны быть открыты и доступны для любого бедуина, мужчины или женщины, которые заинтересованы и способны к обучению в них. С другой стороны, государство должно применять закон в его полном объеме к тем, кто занимается контрабандой, «защитой» или любым другим незаконным занятием.

Государства должны использовать системы образования, чтобы привить молодому поколению бедуинов концепции гражданства, которые заменят племенные законы. Девушка-бедуинка должны знать, что согласно закону государства, а также исламского права, она имеет право на выбор спутника жизни для себя, даже если он из другого племени и что она может выйти за него замуж с условием, что он не возьмет еще одну жену после нее. Системы образования должны дать молодежи бедуинского сектора информацию о генетической опасности, связанной с браком между родственниками, и что каждый человек – женщина или мужчина, имеет право учиться, прогрессировать в жизни и развивать профессиональную карьеру.

Системы образования должны прививать молодежи этого сектора обязанность подчиняться законам государства, особенно, если они противоречат законам племени. Запрещение насилия должно быть руководящим принципом для каждого гражданина, включая бедуинов. Образование должны быть связано с полигамией как с чем-то, что противоречит закону и поэтому запрещено. Образовательные сообщения должны дать новому поколению мужчин бедуинов понимание, что их мужественность не проистекает от количества жен, которых они имеют, а от того, как каждый человек относится к своей единственной жене, и что количество детей менее важно, чем их образование и уверенность, что каждый ребенок получает все то, что любой современный ребенок должен получать от своих родителей.

Педагоги в бедуинском секторе должны действовать в соответствии с принципом, что их задача состоит в том, чтобы внушить молодому поколению желание и способность быть гражданами с равными правами и обязанностями, что каждый отдельный человек имеет право самостоятельно принимать решения и не является подчиненным у любой группы.

Государство должно применять закон национального страхования таким образом, чтобы он не субсидировал нарушение закона, который запрещает многоженство. Государство должно ограничить пособия на детей, в соответствии с каждой семье таким образом, чтобы каждый мужчина мог получать пообие только на одну жену, с которой он состоит в законном браке, и ее детей. Государство должно прекратить выплачивать пособия на жен, которые были привезены в пустыню Негев с горы Хеврон, Иордании, Саудовской Аравии или сектора Газа, включая сестру Исмаила Ханийе. Нет никаких оснований, чтобы государственные деньги тратились на граждан иностранных государств.

Политика правительства в отношении бедуинов должна быть последовательной с годами, независимо от изменений в правительстве. Культурные изменения не происходят, за одну ночь и требуют больших и долгосрочных инвестиций. Государство должно выделить необходимые ресурсы, чтобы произвести эти культурные изменения в секторе бедуинов для приведения его в двадцать первый век, в противном случае, этот важный сектор останется в культурной пустыне Ближнего Востока.

Поделиться с друзьями:

www.translarium.info

Бедуины. Жизнь и традиции бедуинов.

Окт 30th Кто такие бедуины?

Произошло это в одночасье, сразу по прибытии нашей журналистской группы в крупнейший туристический центр Египта Хургаду. «Поедете на пустынное сафари?» — спросила экскурсовод Таня. Еще бы! О чем разговор? И уже урчат моторами взнузданные по-походному джипы — целый караван, и рассаживается в них веселая, разноязыкая толпа: русские, французы, итальянцы. «Держитесь, — предупреждает Таня наш экипаж, — вам достался лихой водитель». И понеслись.

100 километров в час по песку вовсе не то же самое, что по хорошему шоссе. Да лихой водила знай себе расчетливо кидает машину то влево, то вправо. Единственная среди бескрайнего простора горка, конечно же, наша. Замерев от ужаса, все покорно ждут, пока мощная машина вскарабкается наверх, чтобы с криком отчаяния устремиться вместе с ней в бездну.

«Следующим номером нашей программы — мираж», — объявляет Таня. Мираж по заказу? Бедная пустыня! Неужели ее приручили до такой степени? Разминая конечности, все вышли из джипов и стали озираться. И — ничего. «Вы, наверно, хотите увидеть сказочный город, — засмеялась Таня, — или огромную бутылку с «пепси». А что главное в пустыне? Правильно, вода.

Так вот, если долго смотреть вдаль, на горы, а потом опустить глаза туда, где скалы смыкаются с песком, можно заметить небольшое озеро».

Мы дружно вытаращились в указанном направлении и — как планировалось — увидели наконец то самое озеро. Когда летом, в жару, едешь дорогой, часто наблюдаешь такой же эффект «мокрого асфальта». Ты приближаешься — лужа удаляется или исчезает совсем. В общем, могу констатировать: на довольного жизнью путника, за которым по пустыне тащится груженный прохладительными напитками джип, мираж не способен произвести должного впечатления.

Еще 10 минут езды — и мы в гостях у бедуинов.

Бедуины — это кочевые африканские племена. Как цыгане, с той лишь разницей, что сытому раздолью европейских столиц бедуины предпочитают гордое одиночество в пустыне. Самый нелепый вопрос: зачем они кочуют? И самый достойный ответ: потому что им так нравится. Они никуда не спешат, не ведают мирской суеты и живут вечно (или по крайней мере 90 лет). Бедуины гораздо более рьяные мусульмане, чем остальные, оседлые, арабы. В пустыне они чувствуют себя ближе к Аллаху и очень ценят эту свою богоизбранность. А воду находят, ориентируясь на поведение птиц и верблюдов.

Прекрасно разбираются в целебных свойствах каждого случайного корешка или «верблюжьей колючки», умеют ловить газелей и буквально «из ничего» печь лепешки. Но цивилизация уже добралась и до вольных странников. Всех их переписали, задокументировали, заставляют служить в армии. Появились целые деревни — страшно сказать — оседлых бедуинов. Вот в такую-то деревню, числом в 40-45 жителей, нас и привезли. Прямо в гости к «шейху района», сотрудничающему с властями и живущему в основном доходами с туризма.

Шейх сказочно богат: у него целых пять верблюдов и автомобиль «Нива». И хотя шейх оказался каким-то чересчур современным (у него даже жена только одна, и не потому, что мало денег, а потому что однолюб), экскурсия по деревне вышла очень познавательной.

Каменный дом — только у шейха — сараюшка, по нашим представлениям. Остальные жилища из картона и прочих отходов турбизнеса. Вот так — из муки и воды — пекут лепешки, можно попробовать, так — нанизывают бусины для украшений, можно купить. Там — голубятня (голуби — любимое лакомство бедуинов), здесь – загончик с двумя газелями. Дальше «ботанический сад» — если уж есть водный источник, нужно сажать кактусы и пальмы.

И в завершение экскурсии — катание на верблюдах. Я долго выбирала себе «корабль пустыни», чтобы был поменьше ростом — страшно ведь сразу оказаться на двухметровой высоте, а вдруг «понесет»? И выбрала. Но в придачу к нему прилагался погонщик лет четырех от роду. Погонщика-то я не заметила, а потом было уже поздно. Кривляясь и подпрыгивая, как любой нормальный ребенок, маленький бедуинчик поминутно дергал поводья «моего» верблюда, а мне оставалось только надеяться на то, что умное животное само знает, как себя вести.

Закат в пустыне, когда красное солнце, послушно вписываясь в твою программу, усаживается именно на ту скалу, где его удобнее всего сфотографировать, достоин отдельной книги. Ни длинных сумерек, ни рассеянных лучей, ни полутонов — только что был день, и сразу ночь. Причем «белая ночь», почти как на Севере. Просто лунный свет отражается не от снега, а от песка. А звезд на небе — целый астрономический атлас.

Потянуло вкусным дымком из бедуинской деревни — на костре дошли до кондиции городские куры, которых всю дорогу тащил за нами джип-трудяга. Нарезаны салаты, очищены фрукты, готовы горячие лепешки. Разложены подушки на деревянных настилах — никаких столов, конечно, не полагается. Зато есть салфетки и одноразовые тарелки, так что санитарно-гигиенических проблем тоже не возникает. Здесь же, возле «раздачи», вертится наглый, откормленный приезжими бедуинский кот — рыжий и усатый. Протянул лапу к ближайшей тарелке и — хвать с нее куриную ногу! Даже убегать поленился, прекрасно знает, что, пока он под защитой туристов, наказания не последует.

Уставшие и слегка осоловевшие после застолья все медленно бредут к джипам. Довольные тем, что их наконец-то оставляют в покое, бедуины достают свои музыкальные инструменты — какие-то дуделки и стучалки типа бубнов — и вдохновенно исполняют заунывную прощальную песню. «Спасибо вам, — комментирует Таня, что вы скрасили наше одиночество». Уезжать не хочется. Не зря же гиды постоянно рассказывают об одной европейской туристке, которая так вдохновилась простой и здоровой жизнью бедуинов, что попросилась к ним. На время. Две недели ее, воздевающую руки к небу, еще встречали в деревне следующие группы. А потом она пропала. «Ее приняла пустыня», — сказал шейх, положив тем самым начало красивой легенде.

Нас тоже приняла пустыня. И пусть все выглядело несколько театрально, но песок и скалы, честное слово, были настоящими. Так добрый, могущественный великан может приласкать, а может, играючи, продемонстрировать свою силу. И тогда ласковое солнце прожжет все живое насквозь, а колючий ветер иссушит останки несчастного странника. Мы не нарушали законов пустыни, и она отпустила нас с миром.

Автор: Елена Салина.

P. S. В последнее время современные бедуины все больше живут за счет туризма. Правда и им теперь приходится думать о таких туристически-бюрократических вещах, как например, гостиница отчетные документы и прочая, прочая.

Posted in Африканский быт by Admin with .

africaners.com