Русский язык: орфограммы. Все орфограммы русского языка. Орфограмма буквы


Буквенная Орфограмма — Мегаэнциклопедия Кирилла и Мефодия — статья

Бу́квенная Орфогра́мма — буква, которая выбирается из нескольких возможных вариантов написания.

Буквенные орфограммы делятся на три типа:

  1. Графические. Подобные орфограммы связаны с особенностями русского письма: один и тот же звук, не требующий проверки, можно обозначить разными буквами. Это написание гласных после шипящих и Ц, Ь знак в конце слова, постановка Ъ и Ь, употребление букв Е и Э.
  2. Фонетические. Причиной большинства буквенных орфограмм является фонетическое чередование звуков при изменении их позиции в слове. К подобным орфограммам можно отнести безударные гласные, оглушение и озвончение согласных. Русское письмо является фонематическим: буквами на письме обозначаются только звуки в сильных позициях. В слабых позициях звук меняется количественно и качественно, в результате часть фонем в слове изменяются.
  3. Выбор строчной или прописной буквы. Основная функция прописных букв — выделительная: в русском правописании их используют в начале предложений, прямой речи, а также имен собственных. Основную трудность обычно составляет выбор прописной или строчной буквы в составных именах собственных, их можно проверить в специальных словарях.

Некоторые буквенные орфограммы могут одновременно относиться и к графическим, и к фонетическим. Например, в случае появления безударных гласных после шипящих и Ц сначала проверяется звук (решение фонетической орфограммы), а потом с помощью правила для графических орфограмм выбирается буква (решение графической орфограммы):

  1. Жирный — жир.
  2. Жирный — ЖИ.

Написание большинства буквенных орфограмм основано на морфологическом и фонематическом принципах: выбор буквы зависит от морфемы и позиции звука. Написание слова в таком случае регламентируется правилами. Однако написание некоторых слов основывается на историческом принципе: объяснить правописание без привлечения этимологии становится невозможно. В таком случае следует обращаться к орфографическому словарю.

megabook.ru

Орфография и орфограммы 1-4 классов

Орфография в русском языке - это правила написания слов. Т.е. под орфограммой понимают все случаи написания, где возможна орфографическая ошибка, где надо применить правило или заглянуть в словарь.

Орфограммы:

1. Заглавная буква в начале предложения и в именах собственных (Употребление больших (заглавных) букв).

В конце коридора я увидел Сашу с его щенком Пипином.

2. Безударная гласная буква в корне слова проверяемая и непроверяемая (Безударная гласная в корне).

морской - мо́ре, пенал - проверочного слова нет

3. Парная по звонкости - глухости согласная в корне (Правописание звонких и глухих согласных в корне слова)

кадка - кадушка, друг - дру́га

4. Буквосочетания жи - ши, ча - ща, чу - щу (Сочетания - ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ - в разных частях слова)

живет, шипение, чадо, чаща, чудеса, щука

5. Буквосочетания -оро-, -оло-, -ере- , -еле- (Правописание сочетаний -ОРО-, -ОЛО-, -ЕРЕ-, -ЕЛЕ)

ворона, волосы, перепелка

6. Буквосочетания -чк-, -чн-: мягкий знак не пишется (Мягкий знак в словах как показатель мягкости)

кочка, конечно, закончить, банщик

7. Двойная согласная (Слова с двойными (удвоенными) согласными)

аллея, суббота, класс, Марианна

8. Непроизносимая согласная (Проверяемая непроизносимая согласная в корне слова)

честность, сердце

9. Правописание предлогов (Предлог)

по, за, от, над, чрез, из

10. Раздельное написание предлогов (правописание предлогов и приставок)

об локоть, без ума, за стеклом

11. Правописание приставок (правописание предлогов и приставок, приставка)

побежал, забежал, прибежал

12. Мягкий знак, обозначающий мягкость согласных (Мягкий знак в словах как показатель мягкости)

капель, вкусненький, день

13. Мягкий знак в неопределенной форме глаголов перед -СЯ (Мягкий знак в словах как показатель мягкости)

влюбляться, учиться

14. Разделительные мягкий и твердый знаки (Разделительный мягкий и твердый знак)

обезьянка, объезд, шампиньон

15. Мягкий знак после шипящих в именах существительных (Грамматический мягкий знак)

ложь, мышь

16. Мягкий знак во 2-м лице единственного числа глаголов (Грамматический мягкий знак)

любишь, обнимаешься, споешь

17. Падежные окончания существительных

18. Падежные окончания прилагательных

19. Правописание суффиксов

20. Правописание "не" с глаголами

21. Правописание безударных личных окончаний глаголов I и II спряжений

budu5.com

орфограммы. Все орфограммы русского языка

Русский язык богат на орфограммы, это знает каждый ребенок. С самого детства на уроках русского языка мы учим многочисленные правила, которых не счесть, а все для того, чтобы знать правильное написание слов. Все орфограммы русского языка не счесть, их настолько много, что даже филологи порой их путают и забывают. Данная статья поможет разобраться в основных правилах орфографии.

Безударные проверяемые гласные в корне и орфограмма "ча, ща"

Это правило дети начинают изучать, как правило, в первом классе или в детсаду. Правило помогает узнать, какая буква пишется в корне слова. Например, в слове "оч_рование" можно написать как букву "о", так и букву "а". Чтобы узнать, какая буква пишется в слове, необходимо подобрать однокоренное слово. Подходящим словом будет "чара", ведь здесь ударение падает на букву "а". Значит, что и "очарование" пишется с буквой "а" в корне.

Стоит учитывать, что орфограммы в русском языке могут пересекаться. Например, еще одним, не менее важным правилом будет правописание "ча, ща". Слова на "ча, ща" всегда пишутся с буквой "а". Например, чаща, чара, очарование, чашка и т. д.

Непроверяемые гласные в корне слова

Непроверяемые гласные в корне слова – это то самое нелюбимое правило школьников в начальных классах. Ведь при написании слов с такой орфограммой не помогут никакие правила. Орфограммы русского языка с непроверяемой гласной в корне не проверяются, написание таких слов необходимо запомнить. Гласные нельзя проверить в таких словах, как: береза, малина, винегрет, аллея, завод, народ, банан, шоколад, алмаз и др. Написание таких слов необходимо запомнить раз и навсегда, чтобы не совершать ошибок.

Непроизносимые согласные в корне слова

Очень важно изучить правило непроизносимых согласных в корне слова, потому что данная орфограмма частенько встречается на письме. Чаще всего непроизносимые согласные в корне проверяются. Например: опасно – опасен, сердце – сердечко, солнце – солнышко, гигантский – гигант, счастливый – счастье, безмолвствовать – молва и др.

На самом деле, люди часто делают ошибки в приставках, оканчивающихся на з- и с-, пусть даже и хорошо знают русский язык. Орфограммы приставок встречаются часто, поэтому просто необходимо запомнить от чего зависит написание приставки. Приставками на з- и с- являются: воз-/вос-, чрез-/черес-, вз-/вс-, воз-/вос-, из-/ис-, раз-/рас-, без-/бес- и роз-/рос-.

Для того чтобы понять, какая буква пишется, необходимо посмотреть на последующую. Если последующая после приставки буква согласная глухая (к, п, т, ш, щ, ф, х, ч, с, ц), то пишется приставка на букву "с", такое правило предусматривает русский язык. Орфограммы указывают на то, что если последующий звук звонкий, то пишется приставка с окончанием "з". Примеры с "с": вспыхнуть, роспись, обесцветить, бесконечный и др. Примеры с "з": чрезмерный, безрадостный, изделие, взглянуть и др.

Чередование гласных в корнях – это важное правило, которое будет сопутствовать ученику с 5-го до 11-го классов. Орфограмма на чередование гласных в корнях есть практически во всех экзаменах, таких, как ОГЭ (ГИА) и ЕГЭ.

Орфограммы по русскому языку предусматривают существование четырех групп чередования, каждую необходимо подробно рассмотреть:

  • Корни, в которых написание гласной зависит от последующего суффикса:

-бер-/бир-, -тер-/-тир-, -пер-/-пир-, -стел-/-стил-, -блест-/-блист-, -дер-/-дир-.

В корне слова пишется буква "и" в случае если следует суффикс -а-: замирать (но замереть), сжигать (но сжечь), блистать (но блестеть) и др.

В корне слова пишется "а", если следует суффикс на -а-: касаться (но коснуться), предлагать (но предложить) и др.

  • Корни, в которых написание гласной зависит от ударения в слове:

-гар-/-гор-, -твар-/-твор-, -клан-/-клон-, -зар-/-зор-.

Если в слове ударение падает на букву "а", то в корне тоже пишется "а": загар, кланяться, зарево, заря и др.

Если в слове ударение не падает на корень, то пишется "о": творение, поклон, загорать, зорька и др.

  • Написание гласной в корне слова зависит от буквы, стоящей за этой гласной:

-раст-/-ращ-/-рощ-, -скак-/-скоч-.

Буква "а" пишется перед "ст" и "щ": растение, выращенный и др. Буква "о" пишется во всех остальных случаях. Исключения: росток, подростковый, рост, ростовщик, Ростов и др.

"А" пишется перед "к", а "о" пишется перед "ч": скакать, вскочить и др. Исключения: скачок, скачу и др.

  • Написание гласной в корне зависит от смысла:

-мак-/-мок-, -равн-/-ровн-.

В первом случае пишется "а", если значение слова имеет смысл погружения в воду: макать, обмакнуть и др. Пишется "о" со значением жидкости: мокрый, мокнуть, промок и др.

Во втором случае пишется "а", когда значение синонимично слову "одинаковый": равный, равен и др. Пишется "о", когда значение синонимично слову "прямой": ровный, выровнять и др.

Буквы "и", "ы" после "ц"

Богат на различные правила русский язык. Орфограммы встречаются то тут, то там. Именно так и с буквами "и", "ы" после согласной "ц", школьники очень часто путаются в их правописании. На самом деле, для того чтобы правильно писать слова с такой орфограммой, необходимо запомнить, в каких случаях пишут "и", а в каких "ы":

  • "и" пишут в корне слова: цифра, цитата, цирк, цилиндр и др.
  • "и" пишут в словах на "ция": нация, лекция, конференция, информация, приватизация и др.
  • "ы" пишут в окончаниях и суффиксах слов: (нет) царицы, (платок) лисицын, (нет) падчерицы и др.
  • "ы" пишут в словах-исключениях: цыган, цыпленок, цып-цып, цыкнуть, на цыпочках и др.

Правописание приставок пре- и при-

Правописание приставок довольно усложняет русский язык. Орфограммы на эту часть слова содержатся очень часто и в большом количестве. Однако правило на приставки пре- и при- запомнить довольно легко.

Употребляется приставке пре-, когда:

  • Она имеет значение приставки пере-: прекратить, преградить, преемник и др.
  • Придает слову высшую степень качества: премилый, предобрый, превозносить, превосходить, превышать и др.

Употребляется приставка при-, когда:

  • Имеет значение близости: приморский, приусадебный, придворный, привокзальный и др.
  • Имеет значение прибавления и приближения: пристегнуть, привести и др.
  • Указывает на неполноту действия: призакрыть, прилечь, приступить, приутихнуть и др.
  • Указывает на законченность действия: прирезать, приглушить и др.

Как известно, все орфограммы русского языка изучаются многие годы. Для того чтобы быть грамотным и образованным, необходимо заучивать эти правила орфографии и делать практические задания. В школах тщательно проходят каждое правило орфографии.

fb.ru

Что такое орфограмма? – Ответы на все вопросы

Орфограмма – это та часть слова, в которой можно легко допустить ошибку, а точнее – это написание слова в соответствии с правилами русского языка. Если у вас появляются сомнения в правильности написания какой-либо буквы в слове или сочетании букв, то вы столкнулись с орфограммой.

 

В качестве примера можно рассмотреть написание, когда вы сомневаетесь в том, глухая или звонкая согласная должна быть в конце слова. Чтобы не ошибиться при написании такого слова, нужно изменить форму или же подобрать однокоренное слово так, чтобы написание буквы стало очевидным, то есть, чтобы она оказалась в сильной позиции.

 

Рассмотрим для примера слово «дуб». Выделяем корень слова (в данном примере это будет всё слово) и видим, что буква «б» находится в слабой позиции и вместо неё можно случайно услышать и написать «п». Такое написание требует проверки, эта буква здесь представляет собой орфограмму. Нужно подчеркнуть орфограмму и выделить корень в слове. Для проверки орфограммы в слове «дуб» изменяем его форму и подбираем однокоренное слово: Дуб – Дубы. Теперь буква «б» находится в сильной позиции и написание полностью соответствует произношению. В слове «дубы» орфограмма отсутствует, в нём невозможно допустить ошибку.

 

Орфограммы могут присутствовать в любой части слова: приставке, корне, суффиксе, окончании. В слове «расположился» выделяем корень «лож» и видим, что орфограммой здесь является буква «о». Далее выделяем корень и подчёркиваем букву «о» одной чертой, также нужно подчеркнуть букву «ж» двумя чертами, написание этой чередующейся безударной гласной зависит от находящегося после неё согласного.

 

Однако мы рассмотрели не все части слова «расположился», в которых можно допустить ошибку. В этом слове также можно ошибиться при написании приставки. Её следует выделить, подчеркнуть букву «с» и последующий согласный «п». Букву «с» подчёркиваем одной чертой, а «п» – двумя.

 

В этом же слове в приставке «по» также можно допустить ошибку, поэтому не стоит оставлять без внимания и эту орфограмму. Выделяем приставку и подчёркиваем букву «о».

 

Так мы видим, что в одном только слове может быть сразу несколько орфограмм. Надеемся, что вы разобрались с вопросом «Что такое орфограмма?». Не ленитесь и всегда обозначайте орфограммы, это поможет вам писать грамотно.

 

Вместе со статьёй «Что такое орфограмма?» читают:

Что такое предложение в русском языке?

Загрузка...

snipeclass.ru

Обозначение орфограмм — Как обозначить орфограммы? Как найти орфограмму?

Обозначение орфограмм - Как обозначить орфограммы? Как найти орфограмму?

загрузка...

  • Орфограмма - это то место в слове, где мы можем допустить ошибку. Например: слово quot;зубкиquot;; орфограммой в данном слове будет глухая согласная quot;бquot;, которую мы проверяем звонкой согласной quot;бquot;, то есть мы проверяем парную согласную в слове, изменяя слово таким образом, чтобы четко услышать нужную нам букву. Но для этого нужно немного потрудиться и подобрать к слову quot;зубкиquot; такое однокоренное слово, которое бы заканчивалось либо на буковку quot;нquot; либо, чтобы после проверяемой согласной стояла гласная буква. Итак, слово quot;зубкиquot; мы проверяем словом quot;зубастыйquot;. Как же выделить данную орфограмму слова? Наверное, мы карандашиком подчеркнем черточкой проверяемую букву quot;бquot;, и ещ, обязательно, выделим корень -зуб-, а также, хорошо будет, если мы рядом с словом с орфограммой ( quot;зубкиquot; ), напишем проверочное слово ( quot;зубастыйquot; ). То есть: подчеркнули проверяемую букву, выделили корень слова, записали проверочное однокоренное слово.

  • Обозначить орфограмму - значит выделить в слове место, где может быть ошибка. Когда учитель говорит в домашнем задании выделить орфограмму, то в заданном тексте есть пробелы или даны две буквы на выбор. Это и есть орфограмма.

    Еще лучше знать, что орфограмма состоит из двух слов quot;орфоquot; - правильный, quot;граммаquot; - букваquot;, то есть правильная буква. Вот и получается, ищем в слове правильную букву, которая может быть написана неправильно

  • Каждый школьник сталкивается в школе с необходимостью обозначать орфограммы в словах. Чтобы не ошибиться и правильно совершить это действие, для начала необходимо понимать, что такое орфограмма, как е искать и, соответственно, затем выделять.

    Вот небольшая инструкция, отвечающая на все эти вопросы:

  • Как говорит Современный энциклопедический словарь:

    А если сказать очень просто, так чтобы понял и ребенок, то можно объяснить так: есть случаи, когда не возникает никаких вопросов, как написать какое-то слово, например, слово quot;домquot; - оно как слышится, так и пишется. Но есть слова, которые человек слышит и думает: quot;Как же это правильно написать?quot; Возникают сомнения: можно и так, и так... Для этих случаев люди и придумали орфограммы, то есть общие правила того, как писать quot;трудныеquot; слова, чтобы все мы могли друг друга легко понимать и не возникало путаницы (иначе один писал бы о шифре quot;мой кодquot;, а другой - quot;мой котquot;).

    Орфограммы бывают проверяемые и непроверяемые (которые нужно запомнить). Они могут касаться, например, безударных гласных, слитного или раздельного написания, строчных и прописных букв и других правил.

    Если есть задание найти орфограмму, то это значит, что нужно найти в слове случаи, где применяется какое-то правило написания. (Например в слове quot;глядетьquot; - безударная гласная quot;яquot; в корне слова, которая проверяется словом quot;взглядquot;).

    Когда необходимо выделить орфограмму на письме, то ее нужно подчеркнуть внизу карандашом.

  • В школе учитель часто требует обозначить орфограммы в разных словах. Но что такое на самом деле эта орфограмма и как ее находят? А ещ - как ее выделить? Если вы последуете следующим рекомендациям, они Вам могут немного помочь.

    Орфограмма - это определенное вид написания слова, которое основано на правилах русского языка. Если сказать просто, если вы не уверены, как написать слово, а часто это происходит, когда буква или сочетание букв находятся в quot;слабой позицииquot;, то в этом случае Вы имеете дело именно с орфограммой.

    К примеру, написание, которое основано на отличии глухих и звонких парных согласных в корне слова или в его конце. Чтобы правильно написать такое слово, необходимо изменить его форму или же подобрать однокоренное слово, для того, чтобы буква оказалась теперь уже в сильной позиции.

    К примеру, в слове quot;дубquot; выделите корень слова (в этом случае это все слово) и увидите, что буква Б здесь в слабой позиции, потому что слышится парный ей согласный П.

    Получается, что это написание нужно проверить, то есть эта самая буква и является орфограммой. Вам надо подчеркнуть букву Б, после чего выделить корень в слове. Таким образом Вы выделите орфограмму. Она называется в этом случае quot;Написание глухих согласных в корне словаquot;.

    Измените форму данного слова и подберите однокоренное слово.

    К примеру: Дуб - Дубы.

    Как Вы видите - теперь после буквы Б стоит гласная согласная буква, причм она находится в сильной позиции. Написание слова соответствует его произношению. Выходит, что в слове quot;дубыquot; орфограммы нет.

    Орфограммы могут появляться в разных частях слов: в окончании, в корне, в суффиксе, в приставке. Если вы видите орфограмму, и от Вас требуется е выделить, то нужно обозначить ту часть слова, в которой она находится, а кроме того графически обозначьте написание.

    К примеру, если Вы имеете дело с орфограммой вида quot;Чередующихся безударных гласных в корне словаquot;, то Вам нужно выделить корень, а также подчеркнуть гласную в корне (это и будет в данном случае орфограммой).

    Так, например, в слове quot;расположилсяquot; в его корне quot;ложquot; орфограммой считается написание буквы О. Выделите корень слова, подчеркните в нм букву О одной чрточкой, а букву Ж двумя, потому что написание этой безударной гласной зависит от следующего после него согласного.

    В слове quot;расположилсяquot; есть ещ одна орфограмма - это написание приставки. Е также нужно выделить, после чего надо ещ подчеркнуть букву С и последующую согласную П, потому что написание слова зависит от того, глухой или звонкий согласный находится после приставки. Буква С здесь подчркивается одной чертой, а буква П - двумя чертами.

    В том же слове нужно отметить ещ одну орфограмму в приставке quot;поquot;. Выделите для этого приставку и подчеркните в не букву О.

    Как Вы видите - в слове расположился, например, необходимо выделить не одну, а сразу несколько орфограмм.

    Если Вы не будете лениться обозначать орфограммы, то это очень может помочь Вам писать слова грамотно.

  • Орфограмма - это такое место в слове, написать которое правильно можно не на основании здравого смысла, а согласно правилам правописания. Здравый смысл основывается на том, что слышит ухо. Морфемный принцип, традиция и аналогия - три кита русской орфографии. С юных лет школьников учат находить quot;подводные камниquot; орфографии, узнавать подозрительные места и не спешить, останавливаться, задумываться над тем, какую букву нужно написать, слитно, раздельно или через дефис.

    Буквы - это знаки. Использование любых знаков предполагает кодировку. В случае с правописанием звуковые реалии трансформируются в визуальные, при этом предполагается полноценная обратная перекодировка - из визуальных во звуковые. То есть мы можем записать то, что говорим, и прочитать то, что написали. Где код и программирование, там возникает необходимость выбора из предложенных вариантов в зависимости от ситуации. Вс это звучит мудрено, а на самом деле любой думающий ребнок способен выбрать правильную букву, склоняя слово, находя однокоренные слова, где сомнительное место (орфограмма) находится под ударением, и т. д.

    Основные орфограммы перечислены здесь, подробные правила с примерами можно найти на сайте грамота.ру, посвящнном разным аспектам грамотности, в том числе и правописанию.

    Типичная проблема - правописание безударных гласных, поскольку редукция гласных звуков во внеударных позициях - одно из свойств русской фонетики, отличающей наш язык не только других славянских, но и вообще от большинства языков в мире. Чаще всего она проявляется в необходимости писать quot;оquot; там, где слышится quot;аquot;. На самом деле там quot;слышитсяquot; ни quot;оquot;, ни quot;аquot;, а возможны совсем другие звуки, для которых нет букв в русском алфавите, но большинству говорящих по-русски привычно узнавать в них именно quot;аquot;. Распознать орфограмму - полдела, нужно ещ правильно определить участь сомнительной буквы. Часто получается так, что перестраховщики видят в любом безударном звуке quot;аquot; замаскированную букву quot;оquot; и пишут quot;порольquot; или quot;удолитьquot;. То есть понимание того, что данной позиции (безударной) соответствует какое-то правило правописания, уже есть, но умения его применить для правильного выбора ещ нет.

    Изменения в правилах, призванные упростить правописание, часто приводят к появлению ошибок нового типа. До революции приставки раз- и без- писались всегда с буквой quot;зquot; в конце, например quot;разсказъquot;. Типичной ошибкой было написание буквы quot;сquot; вместо quot;зquot;, поскольку перед глухими согласными происходила ассимиляция по звонкости-глухости. Теперь же, когда правильно писать рассказ, ученики quot;экономятquot; на второй букве quot;сquot;. С приставкой без- вообще конфуз приключился: с отменой букв quot;ятьquot; и quot;ерquot; написание слова quot;бесquot; полностью совпало с написанием приставки перед глухими согласными. и вот уже мнительные люди ищут и находят quot;славного бесаquot; в слове бесславный, а поскольку слов с данной приставкой в русском языке очень много, то бесы атакуют тех, чь внимание занято не теми знаками, которым следует уделять внимание, по крайней мере - на письме.

    Люди часто путают орфографию с грамматикой. Тревожные возгласы в СМИ и Интернете о том, куда же катится русский язык, в большинстве случаев оказываются сетованиями именно на орфографические ошибки или на робкие разговоры об изменении правил правописания. Когда вместо заяц предлагают писать quot;заецquot;, русский язык никуда не катится - это лишь обсуждение целесообразности перекодировки в конкретном случае. Язык катится тогда, когда употребление несклоняемого существительного кофе становится позволительным с прилагательными в среднем роде. Ещ дальше язык покатится, если это слово начнут склонять, но даже тогда речь пойдт о внутренней логике развития языка, а не обязательно о его порче.

  • В моей памяти нет термина quot;орфограммаquot;. Видимо, двадцать лет назад детей учили без излишней терминологии, объясняя основы русского языка другими доступными словами. Насколько помню, мы не обозначали в словах орфограммы. Мы просто учили правила, которые намертво закрепились в нашей памяти. Но это так... лирическое отступление.

    Для начала нужно понять: что такое орфограмма? А это всего лишь написание слов в соответствии с орфографическими правилами русского языка. Существует около 70 видов орфограмм.

    Орфограммой может быть:

    • Безударная гласная в корне, суффиксе или приставке слова, которую можно проверить, подобрав проверочное слово с ударением на эту гласную. Пример: запЕвать или запИвать песню? В данном случае орфограмма буква quot;Еquot;. Для обозначения подчеркиваем ее одной чертой. Проверочное слово quot;пЕтьquot;.
    • Непроверяемая безударная гласная в слове. Например: кОрова. В данном случае орфограммой является буква quot;Оquot;, на которую не падает ударение. Подчеркиваем ее. Нужно просто запомнить, что корова пишется через quot;Оquot;. Другой пример: цЫпленок. Орфограммой является буква quot;Ыquot;. По правилам, в корне слова после буквы quot;Цquot; пишется буква quot;Иquot;, но есть исключения: цЫган на цЫпочках стоял и цЫц цЫпленку повторял. Это тоже необходимо запомнить.
    • Проверяемая согласная в слове. Например: слово quot;столБquot;. В конце звучит глухой звук quot;Пquot;, а писать нужно через букву quot;Бquot;. Это значит, что буква quot;Бquot; является орфограммой. Подчеркиваем ее. Правильное написание можно проверить, подобрав слово, в котором после орфограммы quot;Бquot; будет гласная: столБы.
    • Непроверяемая согласная в слове. Например: раЗрушить. Орфограммой является буква quot;Зquot; в приставке quot;раЗ-quot;. Подчеркиваем ее одной чертой. Правило гласит: если корень начинается со звонкой согласной, используем приставку quot;раЗquot;; если с глухой - приставка quot;раСquot;. Мы видим зависимость правильного написания приставки от буквы, с которой начинается корень. Значит, нужно эту букву подчеркнуть двумя чертами, чтобы выделить зависимость орфограммы.

    Чаще всего орфограммой является буква, которая звучит не так, как пишется. Но орфограммой может быть и дефис, и разделительное написание (пробел). Например: quot;по моему мнениюquot; и quot;по-моемуquot;. В этом примере орфограммами являются:

    1) пробел между предлогом quot;поquot; и притяжательным местоимением quot;моемуquot;;

    2) дефис в наречии по-моему. Чтобы графически обозначить эти орфограммы, нужно подчеркнуть пробел и дефис.

    Подведем итог: орфограммы дело хорошее, выделяйте их, но этого мало. Учите правила русского языка и тогда намного легче будет грамотно писать: вы автоматически будете ориентироваться на правила.

  • Как известно, орфография - это набор правил, который определяет правильность написания слов определнного языка. Если для того, что бы при письме избежать ошибки в слове, вам приходится прибегать к использованию определнного правила, то в данном слове имеется орфограмма. Например в слове quot;котquot; нет орфограммы, а вот в слове quot;моешьсяquot; она есть.

    Чтобы найти орфограмму нужно хорошо знать 27 правил орфографии и уметь их эффективно использовать. Особое внимание при письме нужно обращать на следующие моменты, которые могут свидетельствовать о наличии орфограмм:

  • Орфограммой в русском языке называют проблемы в написании слов, то есть те буквы, в которых легко ошибиться, которые нуждаются в проверке.

    Например, написание безударных гласных в корне слова всегда необходимо проверять для того, чтобы написать правильно. Возьмм слово quot;дубquot;. Писать quot;Бquot; или quot;Пquot;? Если возникает этот вопрос, значит, эта буква и является орфограммой.

    Обозначается орфограмма вот как: подчркивается буква, которую нужно проверить, а также выделяется корень слова. В данном случае проверочное слово quot;дубыquot;.

  • Как обозначается орфограмма, лучше показать на примере.

    В следующем примере имеется орфограмма, в которой идт речь о безударных гласных в корне слова. В таком случае нужно выделить сам корень слова, а чередующуюся гласную в корне (которая в данном случае и есть орфограмма) подчеркнуть.

    Возьмм слово quot;расположилсяquot;. Здесь может возникнуть сложность при написании буквы quot;Оquot; в корне слова quot;ложquot;. Обозначаем орфограмму:

    • буква quot;оquot; подчркивается одной чертой;
    • буква quot;жquot; подчркивается двумя чрточками, так как написание quot;оquot; зависит от последующей согласной quot;жquot;.
  • info-4all.ru

    Что такое орфограмма для школьников?

    Один из самых сложных языков - это русский. Большинство его слов пишется не так, как произносится. Поэтому трудности в правописании испытывают не только иностранцы, изучающие русский язык, но и люди, говорящие на нем с детства. Как только ребенок начинает учиться писать, он сразу сталкивается с необходимостью учить разные правила правописания, то есть орфограммы. Только при их применении возможно грамотно писать на русском языке. Поэтому с понятием, что такое орфограмма, школьник встречается уже в первом классе.

    Признаки орфограмм

    Для того чтобы писать грамотно, мало знать, что такое орфограмма, нужно уметь ее находить в словах и правильно применять. Для этого школьника нужно научить узнавать ее признаки. Ведь орфограммы есть не во всех словах, а только в тех, где звук находится в слабой позиции. Это место на конце слова, в стечении согласных, безударная позиция гласного звука или гласный после шипящих, сложные слова и некоторые другие случаи. Например, "вода", "зуб", "счастье", "желтый" или "самолет".

    Виды орфограмм

    После того как найдена в слове позиция орфограммы, нужно определить условия выбора правильного написания. Обычно это зависит от части речи, места звука в слове или от значения самого слова. В соответствии с этим выделяются разные виды орфограмм. Например, правописание безударных гласных в корне слова, в приставках, окончаниях, после шипящих, правописание согласных, слитное и раздельное написание "не" и ни" и многие другие. Всего в школе изучается 70 орфограмм. Но даже выучив их все наизусть, не каждый ребенок может их применять и писать грамотно.

    Самую большую трудность вызывает правописание гласных в корне слов. Очень сложно определить на слух, что в этом месте присутствует орфограмма. Слова, которые нужно запомнить, собраны в орфографический словарь. Их очень много, и редко кто знает их все. Кроме того, в русском языке постоянно появляются новые слова, правописание которых тоже нужно запоминать. Очень сложно запомнить также правильное написание терминов и слов иностранного происхождения. Например, "хоккей", "коалиция", "легитимный" и многие другие.

    Трудность в изучении русского языка еще и в том, что из большинства правил есть исключения. Поэтому их все желательно учить наизусть. Например, правописание гласных после шипящих, "н" и "нн" в суффиксах или словарные слова. Не поддаются правилам написания слов "парашют", "ветреный" или "заря".

    Как применять орфограммы при написании

    Поэтому, даже если ученик знает, что такое орфограмма, и выучил их все, это еще не гарантирует того, что он будет грамотно писать. Труднее всего иностранцам, изучающим русский язык. Ведь для правильного применения орфограмм нужно разбираться в тонкостях лексического значения слов, уметь выделять в них морфемы, определять часть речи, к которой относится слово. Например, от значения слова зависит выбор гласной в таких сочетаниях: "запевать песню" или "запивать лекарство". Кроме того, очень важно правильно произносить слово. Часто именно от этого зависит выбор нужной буквы при написании. Например, после шипящих в суффиксах и окончаниях существительных и прилагательных под ударением пишется "о" - так, как и произносится: "крючок", "пушок", "кумачовый".

    Почему же большинство учеников, окончив школу, допускают ошибки в словах? Ведь они знают, что такое орфограмма, могут рассказать правила, но у них не получается их применять. Многие просто не видят место, в котором можно сделать ошибку. Ведь чтобы определить место орфограммы в слове, нужно знать правила русского языка: уметь различать части речи, определять грамматическое и лексическое значение слов и разбирать слова по составу. Кроме того, нужно развивать у школьников фонетический слух, чтобы они смогли сразу услышать, в какой позиции находится звук, куда падает ударение, и есть ли в слове разделительные "ъ" и "ь".

    fb.ru

    Каким образом обозначить орфограммы

    Как правило, большинство родителей, как молодых, так и в возрасте, забывают быстро школьную программу и иногда, чтобы помочь своим детям им приходится пристально изучать все по-новому. К таким вещам можно отнести и частые просьбы учителей в наше время об обозначении орфограммы в словах предложения. Многим детям это сделать сложно, а наша статья вполне подойдет родителям, которые просто забыли, как это сделать.

    Итак, предлагаем Вашему вниманию простую инструкцию по определению и обозначению орфограммы в словах. А для этого Вам нужно знать, что орфограммы — это написание слова немного по-другому и делается это для понимания правил русского языка.

    То есть, когда у Вас возникает сомнение по поводу того или иного слова. Возьмем слово «зуб» и если писать согласно правилу «Написание глухих согласных в корне слова», то Вы все сделаете правило, хотя здесь присутствует орфограмма на конце слова, потому что слышится буква «п» на конце слова. Если изменить форму слова и применить множественное число, то мы получим слово «зубы», где орфограммы уже нет и беспокоится уже не о чем. Соответственно делаем вывод, что обозначить орфограмму нужно в букве «б», подчеркиваем ее.

    Есть и другие, более сложные формы орфограмм, например «Буквы З, С на конце приставок», где есть закономерность правонаписания перед гласными и звонкими согласными пишется буква З, перед глухими согласными — С. А приставки «З» и вовсе нет в русском языке.

    Присутствуют орфограммы и в более сложном исполнении, к примеру, в слове «расположился» есть орфограмма в букве «О» и букве «Ж», их необходимо выделить, так как бывают и другие буквы в этих словах в зависимости от их написания, например, «располагаться». Есть орфограмма и в приставке, где нужно выделить буквы «С» и «П», об этом читайте немного выше.

    Таким образом, нам кажется, что знание и умение правильно выделять и обозначать орфограммы в словах дают возможность детям изначально научиться грамотно писать слова и предложения. Орфограммы показывают, в каких местах в слове можно допустить ошибку и в будущем стараться не делать этого. А ниже вы можете просмотреть полный список всех имеющихся в русском языке орфограмм, как для начальных классов, так и для ребят постарше:

    1. Безударные проверяемые гласные в корне слова;
    2. Непроверяемые гласные и согласные;
    3. Проверяемые согласные в корне в корне слова;
    4. Непроизносимые согласные в корне слова;
    5. Буквы и, у, а после шипящих;
    6. Разделительные ъ и ь;
    7. Раздельное написание предлогов с другими словами;
    8. Употребление ь на конце существительных после шипящих;
    9. Употребление ь для обозначения мягкости согласных;
    10. Гласные и согласные в приставках;
    11. Буквы з и с на конце приставок;
    12. Буквы о и а в корне -лаг-, -лож-;
    13. Буквы о и а в корне -раст-, -рос-;
    14. Буквы ё и о после шипящих в корне слова;
    15. Буквы и и ы после ц;
    16. Большая буква и кавычки в собственных наименованиях;
    17. Буквы е и и в падежных окончаниях имен существительных;
    18. Буквы о и е после шипящих и ц в окончаниях существительных и прилагательных;
    19. Безударные гласные в окончаниях имен прилагательных;
    20. Краткие прилагательные с основой на шипящую;
    21. Не с глаголами;
    22. Мягкий знак после шипящих в неопределенной форме глаголов и во втором лице единственного числа;
    23. Буквы е и и в корнях с чередованием;
    24. Буквы е и и в окончаниях глаголов I и II спряжения;
    25. Буквы о и а в корне -кос-, -кас-;
    26. Буквы о и а в корне -гор-, -гар-;
    27. Буквы ы и и после приставок;
    28. Гласные в приставках пре- и при-;
    29. Соединительные о и е в сложных словах;
    30. Буква е в суффиксе -ен- существительных на –мя;
    31. Слитное и раздельное написание не с существительными;
    32. Буквы щ и ч в суффиксе -щик, -чик;
    33. Гласные е и и в суффиксах существительных -ек, -ик;
    34. Буквы о и е после шипящих в суффиксах существительных;
    35. Дефисное и слитное написание слов с пол- и полу-;
    36. Слитное и раздельное написание не с прилагательными;
    37. Буквы о и е после шипящих и ц в суффиксах прилагательных;
    38. Одна и две буквы н в суффиксах прилагательных;
    39. Различие на письме суффиксов –к- и -ск-;
    40. Дефис в сложных прилагательных;
    41. Мягкий знак в середине числительных;
    42. Буква И в окончаниях количественных числительных от 11 до 19;
    43. Не в неопределенных местоимениях;
    44. Дефис в неопределенных местоимениях;
    45. Различие приставок не- и ни- в отрицательных местоимениях;
    46. Слитное и раздельное написание не и ни в отрицательных местоимениях;
    47. Мягкий знак в глаголах повелительного наклонения;
    48. Гласные в суффиксах глаголов -ова-,-ева- и -ыва-,-ива-;
    49. Гласные в суффиксах действительных причастий настоящего времени;
    50. Гласные в суффиксах страдательных причастий настоящего времени;
    51. Слитное и раздельное написание не с причастиями;
    52. Две буквы н в суффиксах полных страдательных причастий прошедшего времени и прилагательных, образованных от глаголов;
    53. Одна и две буквы н в суффиксах кратких страдательных причастий прошедшего времени и прилагательных, образованных от глаголов;
    54. Гласные перед одной и двумя буквами н в страдательных причастиях и прилагательных, образованных от глаголов;
    55. Буквы ё и е после шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени;
    56. Раздельное написание не с деепричастиями;
    57. Слитное и раздельное написание не с наречиями на -о, -е;
    58. Буквы е и и в приставках не- и ни- отрицательных наречий;
    59. Одна и две буквы н в наречиях на -о, -е;
    60. Буквы о и е после шипящих на конце наречий;
    61. Буквы о и а на конце наречий;
    62. Дефис между частями слова в наречиях;
    63. Мягкий знак после шипящих на конце наречий;
    64. Слитное и раздельное написание предлогов, образованных от наречий;
    65. Слитное и раздельное написание предлогов, образованных от существительных с предлогами;
    66. Буква е на конце предлогов в течение, в продолжение, вследствие;
    67. Слитное написание союзов также, тоже, чтобы;
    68. Дефисное написание частицы –то со словами;
    69. Дефисное написание частицы –ка со словами в повелительном наклонении;
    70. Дефис в междометиях;
    71. -тся и -ться в глаголах;

    Понравился материал? Поставь оценку и поделись в соцсетях чтобы и друзья были в курсе.Остались вопросы? Задайте их в комментариях.

    Загрузка...

    voprosy-pochemu.ru