Природные минеральные краски: красная охра. Охра минерал


Природные минеральные краски: красная охра

Сейчас для художников не проблема найти подходящий оттенок красного цвета. Большинство современных красок – синтетические, изобретенные в техническую эпоху (после восемнадцатого века). А как же творили древние художники? Сколько цветовых оттенков было в их палитре? Знаменитый живописец Тициан говорил, что настоящему художнику достаточно иметь три краски: белую, черную и красную. Вся остальная гамма оттенков достигается путем смешения этих основных цветов. Как видим, без красного нельзя было обойтись и самому Тициану. Что же использовали древние живописцы, чтобы изобразить пурпурный, розовый, алый, бордовый? Природных красителей, имеющих цвет крови, и в античную эпоху было немало. Но самым древним из них является красная охра. Что это за минерал и как из него добывают стойкий пигмент, читайте в данной статье.

Что такое охра

Само название этого минерала греческое. Но это вовсе не значит, что охру изобрели или впервые стали использовать в Древней Элладе. Нет, минеральную краску находят даже на самых древних наскальных рисунках. Охра, что называется, была у людей под ногами, и для ее использования как красителя не нужны были какие-то технологии. Подобрал камешек и рисуй. Этот природный минерал состоит из гидрата окиси железа. А греческое слово «охрос» означает бледно-желтый.

Как же так? А откуда же берется охра красная? Цвет у природного минерала действительно желтый. В зависимости от глины, которая в естественных условиях примешивается к гидрату окиси железа, он варьируется от светлого бежевого до коричневатого. Желтая охра встречается в изобилии в любой части света. Поэтому она и стала первой краской, используемой древними художниками палеолита.

Что такое красная охра

Цвет крови и жизни всегда был притягательным для людей. Художникам хотелось изобразить раненого зверя, чтобы по симпатической магии обеспечить счастливый исход охоты. Но где взять минерал подходящего цвета? В местностях с активной вулканической деятельностью встречается безводная окись железа. В отличие от желтого гидрата, она при смешивании с глиной дает теплый оттенок красного.

Технология получения красителя, как мы видим, довольно проста. В местах, где нет вулканических пород, достаточно просто обжечь желтую охру. Вода из минерала испарится, и он поменяет цвет на красный. Нехитрая и незатратная технология привела к тому, что красная охра до сих пор широко используется для производства масляных, клеевых и прочих красок, а также в изготовлении набивного ситца. Следует упомянуть и безвредность минерала. По сравнению с суриком и киноварью, тоже дающими красный цвет, охра не приносит никакого вреда организму человека. Члены племени химба, обитающего в Намибии, покрывают этим минералом волосы и все тело. Охра, таким образом, защищает их от солнечных ожогов и перегрева.

Как в Древнем Египте получали красную охру

Нужно сказать, что «цвет» и «сущность» в этой цивилизации обозначались одним иероглифом. Египтяне стремились получить глубокий, насыщенный оттенок, чтобы возвеличить богов. Охра же дает теплые, невыразительные тона. В поисках насыщенности и глубины цвета египтяне стали первооткрывателями первого синтетического красителя. Правда, он имел голубой цвет. Пигмент был изобретен в третьем тысячелетии до нашей эры. Сначала из песка с примесью меди выдувалось стекло. Потом оно тщательно растиралось в порошок.

Египтяне также старились получить яркий оттенок красного. И таким красителем стала киноварь. Минерал растирался и тщательно промывался. Но и охра (желтая и красная) не была забыта. Она использовалась для придания изображению естественных оттенков. Красный цвет для египтян носил двоякое значение. С одной стороны, он символизировал кровь Осириса. Охрой и киноварью покрывали одежду Матери Мира, Изиды. Но красным цветом изображались и опасные демоны, а также угрожающий всему живому змей Апоп. Но в Древнем царстве тела мужчин принято было расписывать обожженной охрой. Это символизировало их жизненную силу.

Оттенки охры

Этот пигмент до сих пор широко используется благодаря богатству палитры. Ведь можно экспериментировать со степенью нагреванию желтой охры, получая оранжевые тона. Основная примесь к безводной окиси железа – глина – также привносит свою лепту в конечный цвет. Из-за нее может быть темно-красная охра или светлая, почти розовая. Между ними существует еще масса оттенков. Наиболее светлым охряным является венецианский красный. Это теплый тон. Несмотря на то что красный по определению не может быть холодным, охра дает такой оттенок. Он очень темный, почти коричневый. Называется этот цвет индийская или английская охра.

В поисках красного

Мы уже упоминали о киновари. Эта очень мощная, яркая и глубокая краска. Красная охра по сравнению с ней выглядит довольно тускло. Киноварь получали из обработанной железной руды. Но яркий красный цвет не всегда уместен в живописи.

Еще одним конкурентом охры был сурик. Это окись свинца. Сурик давал насыщенный красный цвет, но он опасен для здоровья. Не менее вредным является и вермильон. Эту краску изобрели в Китае три тысячи лет назад. Изготавливали его нагреванием серы и ртути.

Но самым дорогостоящим красным был тирийский пурпур. Его добывали из двух видов моллюсков. Одна улитка давала лишь два грамма красителя. Поэтому тирийским пурпуром покрывали одежду императора Римской империи, а сенаторы имели право лишь на одну полосу краски на тоге.

Использование минерального пигмента в живописи

Если верить Плинию, в античном мире главным местом, откуда поставлялась красная охра, был Понтус Юксинус в Синопе. Хоть оксид железа и проигрывает киновари в глубине и яркости цвета, у него есть одна особенность. Пигмент отлично смешивается с различными другими красителями, образуя, таким образом, огромную гамму цветовых оттенков. Охра абсорбирует масло и очень непрозрачна. Художники в Средние века и позже использовали ее при написании фресок. Ее применяли при написании картин маслом и в рисунках. Иконописец Дионисий широко использовал охру разных оттенков в своей живописи.

fb.ru

Природные минеральные краски - Полезные ископаемые

Минеральное сырье, из которого вырабатываются различные краски, значительно распространено в природе.

Охры. Это наиболее распространенные естественные минеральные краски желтого и красного цвета. Человек начал ими пользоваться в древнейшие времена — еще в эпоху каменного века, — о чем свидетельствуют многочисленные рисунки, прекрасно сохранившиеся на стенах пещер, в которых жили древнейшие наши предки.

Охры встречаются большей частью в виде отдельных гнезд. Желтая охра по своему составу представляет смесь водной окиси желза (иначе — бурого железняка) с глиной, а смесь безводной окиси железа (иначе — красного железняка) с глиной образует красную охру.

Количество окиси железа в желтой охре доходит до 25 процентов, а в красной — до 40 процентов. Красная охра темно-кровяного цвета называется мумией. Содержание окиси железа до 60 процентов придает охре более яркий красный цвет, и называется она уже не мумией, а железным суриком. Желто-коричневая охра известна под названием сиена, а коричневая — под названием умбра (по-латыни «умбра» — тень; Сиена — город в Италии). Состав естественных охр различен. Их качество зависит главным образом от примесей.

Наиболее вредными примесями к охре, помимо избытка глины, являются: песок, снижающий, как говорят, кроющую способность краски, а также мел и органические вещества. Хорошие сорта охр легко растираются между пальцами в тонкий порошок, напоминающий тальк. Если в охре нет примесей, ее можно употреблять без предварительной обработки.

При прокаливании желтая охра делается красной, так как водная окись железа (бурый железняк), теряя воду, превращается в безводную окись железа (красный железняк). Залежи охр обыкновенно расположены в районе распространения месторождений железных руд. Значительно чаще охр встречаются глины различных цветов: бледно-желтые, розовые, светло-серые, светло-коричневые, светло и темно-зеленые и других оттенков. Они тоже употребляются в качестве красок.

Цветные глины, по сравнению с охрами, отличаются более тусклым цветом и вязкостью, особенно в сыром состоянии — прилипают к лопате. Охры, наоборот, в сыром состоянии рассыпаются землистой массой и отдельными кусочками.

Широко применяются, кроме того, для побелки мел и каолин.

Графит (по-гречески «графо» — пишу) употребляется как черная краска.

Встречается он в чешуйчатых, плотных и других образованиях, а также в землистых массах. Цвет графита железо-черный.

Блеск от металлического до матового. Твердость — 1-2.

На ощупь графит жирен, на бумаге оставляет черту.

Графит идет главным образом на производство тиглей (горшков для плавки металла), электродов, карандашей и черной краски.

Месторождения графита встречаются в гранитах, гнейсах, в каменных углях, а также на контактах изверженных пород с осадочными.

Синюю краску дают вивианит и азурит, или медная лазурь.

Вивианит. Этот минерал никак нельзя спутать с другим: в свежем состоянии он сероватого цвета, а на воздухе вследствие окисления быстро принимает синюю или голубовато-зеленую окраску. По химическому составу вивианит — фосфорнокислая соль железа. Встречается в торфяниках в виде небольших землистых скоплений, в бурых углях и углистых глинах.

Лазурит. В старину, когда еще не умели готовить темно-синюю краску (ультрамарин) химическим путем, растирали для этой цели в порошок минерал лазурит, называемый также и ляпис-лазурью.

Как красивый цветной камень глубокого темно-синего цвета, часто при этом с золотистыми крапинками пирита, лазурит в лучших образцах идет для различных поделочных работ.

Азурит (по-арабски — синий камень), или медная лазурь, образуется при выветривании медных соединений и с течением времени переходит в малахит. Встречается азурит в виде плотных и землистых масс лазурно-синего цвета вместе с малахитом, но значительно реже. Азурит используется как медная руда и синяя краска.

Малахит. В виде землистых масс он употребляется в качестве красивой и при этом прочной яркозеленой краски, а в плотных изумрудно-зеленых разностях с красивым узорчато-ленточным рисунком и шелковистым блеском — как ценный поделочный камень. Малахитом славится Урал. Название «малахит» происходит от древнегреческого «малахё»— мальва, крупный яркий цветок. И действительно, по красоте окраски и оригинальности рисунка малахит трудно спутать с другим минералом, так же как и приметную мальву с другим цветком.

Глауконит. Это очень распространенный минерал, встречающийся в виде мелких округленных зеленоватых зерен в песках, глинах и других осадочных породах. От примеси глауконита эти породы называются глауконитовыми песками, глинами и т. п. Цвет глауконита синевато- зеленый и темно-зеленый. Глауконит применяется для изготовления защитной зеленой краски, в качестве калийного удобрения (содержит до 12 процентов окиси калия), а также для очистки воды.

Волконскоит. Среди песчаников Среднего Прикамья встречаются ярко-зеленые прожилки и гнезда волконскоита. У этого хрупкого минерала, легко раскрашивающегося на кусочки с отчетливым раковистым изломом, твердость небольшая (2—2,5). На фарфоровой пластинке он оставляет зеленую черту. У художников волконскоит справедливо пользуется высокой оценкой, как замечательная по своим качествам краска. Кроме того, эта краска предохраняет металл от порчи, или, как говорят по-научному, от коррозии (по- латыни «коррозио» — разъедание).

С течением времени люди научились использовать не только природные краски, но и синтезировать синтетические, например эмаль ак 511

www.x-mineral.ru

Охра - это... Что такое Охра?

  • охра — охра, ы …   Русский орфографический словарь

  • ОХРА — (греч. ochra, от ochros желтый). 1) общее название соединения глины с водною окисью железа. 2) минерал, состоящий из кремня, квасцов, железной окиси и иногда извести: идет на краски желтого цвета. 3) самая краска. Словарь иностранных слов,… …   Словарь иностранных слов русского языка

  • охра — чернядь, глет, гематит, синопия, терра сиенна, лимонит Словарь русских синонимов. охра сущ., кол во синонимов: 13 • альмагра (1) • …   Словарь синонимов

  • ОХРА — природный желтый пигмент. Основные компоненты гидроксиды железа и глина. Благодаря невысокой стоимости широко применяется для приготовления красок, шпатлевок и грунтовок …   Большой Энциклопедический словарь

  • ОХРА — ОХРА, желтоватый или красный пигмент, образуемый при смешивании определенного вида железной руды (ЛИМОНИТА или ГЕМАТИТА) с глиной и измельчении получившегося сухого продукта в порошок. В древности употреблялся различными народами для религиозных… …   Научно-технический энциклопедический словарь

  • ОХРА — ОХРА, охры, мн. нет, жен. (греч. ochra). Минеральная краска желтого или красного цвета. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 …   Толковый словарь Ушакова

  • ОХРА — ОХРА, ы, жен. Минеральная жёлтая или красная краска. | прил. охренный, ая, ое, охровый, ая, ое и охряный, ая, ое. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 …   Толковый словарь Ожегова

  • ОХРА — жен. вохра; | вообще: глинистая или иная земля, окрашенная окисью метала, особ. железа; | малярное, желтая земляная краска, глина с водною окисью железа. Жженая вохра, темнокрасная. Охровый, охреный, охряный, охрой окрашенный, из нее состоящий,… …   Толковый словарь Даля

  • ОХРА — м л, желтая природная краска; представлена гл. обр. порошк. гидроокислами Fe (лимонит), Mn и глинистыми частицами. Геологический словарь: в 2 х томах. М.: Недра. Под редакцией К. Н. Паффенгольца и др.. 1978 …   Геологическая энциклопедия

  • охра — Природный железоокисный пигмент желтого цвета различных оттенков, представляющий собой глинистые минералы, окрашенные гидратированными окислами железа. [ГОСТ 19487 74] Тематики материалы лакокрасочные Обобщающие термины основные неорганические… …   Справочник технического переводчика

  • Охра — – природный железоокисный пигмент желтого цвета различных оттенков, представляющий собой глинистые минералы, окрашенные гидратированными окислами железа. [ГОСТ 19487 74] Рубрика термина: Пигменты Рубрики энциклопедии: Абразивное… …   Энциклопедия терминов, определений и пояснений строительных материалов

  • dic.academic.ru

    Природные минеральные краски: красная охра

    Сейчас для художников не проблема найти подходящий оттенок красного цвета. Большинство современных красок – синтетические, изобретенные в техническую эпоху (после восемнадцатого века). А как же творили древние художники? Сколько цветовых оттенков было в их палитре? Знаменитый живописец Тициан говорил, что настоящему художнику достаточно иметь три краски: белую, черную и красную. Вся остальная гамма оттенков достигается путем смешения этих основных цветов. Как видим, без красного нельзя было обойтись и самому Тициану. Что же использовали древние живописцы, чтобы изобразить пурпурный, розовый, алый, бордовый? Природных красителей, имеющих цвет крови, и в античную эпоху было немало. Но самым древним из них является красная охра. Что это за минерал и как из него добывают стойкий пигмент, читайте в данной статье.

    Что такое красная охра

    Цвет крови и жизни всегда был притягательным для людей. Художникам хотелось изобразить раненого зверя, чтобы по симпатической магии обеспечить счастливый исход охоты. Но где взять минерал подходящего цвета? В местностях с активной вулканической деятельностью встречается безводная окись железа. В отличие от желтого гидрата, она при смешивании с глиной дает теплый оттенок красного.

    Технология получения красителя, как мы видим, довольно проста. В местах, где нет вулканических пород, достаточно просто обжечь желтую охру. Вода из минерала испарится, и он поменяет цвет на красный. Нехитрая и незатратная технология привела к тому, что красная охра до сих пор широко используется для производства масляных, клеевых и прочих красок, а также в изготовлении набивного ситца. Следует упомянуть и безвредность минерала. По сравнению с суриком и киноварью, тоже дающими красный цвет, охра не приносит никакого вреда организму человека. Члены племени химба, обитающего в Намибии, покрывают этим минералом волосы и все тело. Охра, таким образом, защищает их от солнечных ожогов и перегрева.

    Как в Древнем Египте получали красную охру

    Нужно сказать, что «цвет» и «сущность» в этой цивилизации обозначались одним иероглифом. Египтяне стремились получить глубокий, насыщенный оттенок, чтобы возвеличить богов. Охра же дает теплые, невыразительные тона. В поисках насыщенности и глубины цвета египтяне стали первооткрывателями первого синтетического красителя. Правда, он имел голубой цвет. Пигмент был изобретен в третьем тысячелетии до нашей эры. Сначала из песка с примесью меди выдувалось стекло. Потом оно тщательно растиралось в порошок.

    Египтяне также старились получить яркий оттенок красного. И таким красителем стала киноварь. Минерал растирался и тщательно промывался. Но и охра (желтая и красная) не была забыта. Она использовалась для придания изображению естественных оттенков. Красный цвет для египтян носил двоякое значение. С одной стороны, он символизировал кровь Осириса. Охрой и киноварью покрывали одежду Матери Мира, Изиды. Но красным цветом изображались и опасные демоны, а также угрожающий всему живому змей Апоп. Но в Древнем царстве тела мужчин принято было расписывать обожженной охрой. Это символизировало их жизненную силу.

    Оттенки охры

    Этот пигмент до сих пор широко используется благодаря богатству палитры. Ведь можно экспериментировать со степенью нагреванию желтой охры, получая оранжевые тона. Основная примесь к безводной окиси железа – глина – также привносит свою лепту в конечный цвет. Из-за нее может быть темно-красная охра или светлая, почти розовая. Между ними существует еще масса оттенков. Наиболее светлым охряным является венецианский красный. Это теплый тон. Несмотря на то что красный по определению не может быть холодным, охра дает такой оттенок. Он очень темный, почти коричневый. Называется этот цвет индийская или английская охра.

    В поисках красного

    Мы уже упоминали о киновари. Эта очень мощная, яркая и глубокая краска. Красная охра по сравнению с ней выглядит довольно тускло. Киноварь получали из обработанной железной руды. Но яркий красный цвет не всегда уместен в живописи.

    Еще одним конкурентом охры был сурик. Это окись свинца. Сурик давал насыщенный красный цвет, но он опасен для здоровья. Не менее вредным является и вермильон. Эту краску изобрели в Китае три тысячи лет назад. Изготавливали его нагреванием серы и ртути.

    Но самым дорогостоящим красным был тирийский пурпур. Его добывали из двух видов моллюсков. Одна улитка давала лишь два грамма красителя. Поэтому тирийским пурпуром покрывали одежду императора Римской империи, а сенаторы имели право лишь на одну полосу краски на тоге.

    Использование минерального пигмента в живописи

    Если верить Плинию, в античном мире главным местом, откуда поставлялась красная охра, был Понтус Юксинус в Синопе. Хоть оксид железа и проигрывает киновари в глубине и яркости цвета, у него есть одна особенность. Пигмент отлично смешивается с различными другими красителями, образуя, таким образом, огромную гамму цветовых оттенков. Охра абсорбирует масло и очень непрозрачна. Художники в Средние века и позже использовали ее при написании фресок. Ее применяли при написании картин маслом и в рисунках. Иконописец Дионисий широко использовал охру разных оттенков в своей живописи.

    autogear.ru

    Охра (энциклопедическая статья)

    (минерал.) - см. Бурый железняк и Железный блеск.

    Охра (техн.). - Под именем охры, или вохры, известна естественная минеральная краска, довольно распространенная в природе и имеющая обширное применение в малярном деле. В природе встречается два сорта охры: желтая, по составу представляющая смесь гидрата окиси железа с глиной, и красная охра, смесь безводной окиси железа с глиной. Обыкновенно красная охра готовится из желтой обжиганием ее.

    Охра встречается во многих местах, но большие залежи ее очень редки и она большей частью встречается отдельными гнёздами. Состав естественной охры весьма изменчив и доброкачественность ее находится в прямой зависимости от количества гидрата окиси железа, а также от количества и состава находящихся в ней примесей. Попадаются сорта желтой охры, которые настолько чисты, что без всякой обработки могут идти в дело и есть сорта, которые требуют тщательной сортировки, измельчения, отмучивания, а иногда и прокаливания.

    Xopoшие сорта естественной охры очень легко истираются между пальцами, оставляя то же впечатление, что и тальк.

    Обыкновенная и наиболее частая примесь - глина при не очень большом содержании не может считаться вредной примесью. Песок, мелкий кварц или кристаллическая кремнекислота представляет вредную примесь, как в значительной степени понижающую кроющую способность охры. Нередко, как примесь, в охре находится и мел. Эти две примеси до известной степени могут быть удалены отмучиванием.

    Если, однако, из желтой охры прокаливанием готовится красная, то находящиеся в ней мел представляет уже существенное неудобство, так как по прокаливании в краске остается едкая известь, во многих случаях ограничивающая употребление такой охры в смеси с другими красками.

    Содержание гигроскопической воды в средних сортах охры не превышает 7-8 %, глины 20-50 %, мела 2-3 %, песка до 45 %. Содержание главной составной части, водной окиси железа, изменяется тоже в довольно широких пределах, от 5 до 40 %. Лучшие сорта естественной охры находятся в Италии. Всеобщей известностью пользуются "римская охра", "терра-ди-сьенна" и "умбра". Очень xopoшиe сорта охры находятся во многих местах России, между прочим в Кривом Роге, во Франции около Нанта и Бордо, в Германии около Амберга и Касселя ("касельская земля").

    Так как очень хорошие сорта охры встречаются сравнительно редко, то на заводах приходится перерабатывать и средние сорта. Качественная проба руды состоит в том, что определенную навеску охры растворяют в соляной кислоте, раствор процеживают через взвешенный фильтр, несколько раз промывают водой оставшийся нерастворимый остаток и затем собирают его на фильтр, высушивают и взвешивают. Этот остаток состоит из глины и песка; чем меньше его, тем охра лучше.

    Если в охре содержался мел или углемагнезиальная соль, то при обливании соляной кислотой замечается шипение, выделение углекислоты. Обработка руды состоит в высушивании на воздухе, измельчении ее под бегунами и, если руда содержит много песка или мелких камешков, то в отмучивании. Иногда усиливают красящую способность охры, для чего ее прокаливают. Необходимо, однако, заметить, что при этом изменяется оттенок цвета.

    Прокаливание, если желают получить однородный продукт, всегда ведут до одной и той же температуры и в продолжение одного и того же времени, что заранее выясняют рядом предварительных опытов над малыми пробами. Чем выше подымают температуру, тем большее количество конституционной воды удаляется из руды и тем более темный оттенок приобретает краска. При красном калении удаляется последняя конституционная вода; окись железа при этом совершенно обезвоживается и получается красная охра. Если красное каление поддерживается в течение продолжительного времени, то окись железа претерпевает молекулярное превращение и красный цвет краски переходит в фиолетовый. Для прокаливания измельченная руда помещается на железный лист, непосредственно обогреваемый топочными газами.

    Если прокаливание ведут при очень высокой температуре, напр. при красном калении, то употребляют глиняные реторты. Нередко охра готовится также и искусственно из железного купороса. Последний растворяется в двойном или тройном количестве воды и этот раствор приливается, при постоянном помешивании и понемногу, к заранее приготовленному и протертому через сито известковому молоку. При этом в осадке получается закись железа и гипс.

    Чем больше по отношению к извести взято было купороса, тем темнее получается охра.

    Осадку дают отстояться, сливают с него воду, собирают и высушивают на полках до тех пор, пока вся масса не будет окрашена в совершенно однообразный цвет, после чего продукт готов. Для получения охры с большей кроющей способностью, раствор железного купороса предварительно окисляется азотной кислотой в соль окиси и к такому раствору прибавляют только строго необходимое количество извести (на 100 ч. купороса 36 ч. негашеной извести), тщательно избегая употребления избытка ее.

    К полученному осадку, состоящему из окиси железа и гипса, прибавляют заранее определенное количество разведенной глины и затем дальнейшую обработку ведут как и в первом случае. Этот сорт искусственной охры можно прокаливать и таким путем получать охру самых разнообразных оттенков и с высокой кроющей способностью. Так как при прокаливании гипс обезвоживается, то для того, чтобы он вновь поглотил воду, прокаленную, еще горячую охру вбрасывают в холодную воду.

    Охра получается и как побочный продукт при приготовлении железного купороса из колчеданов, а также при приготовлении квасцов.

    Цена различных сортов охры колеблется в пределах 2-6 р. за пуд.

    Охра, как желтая, так и красная, употребляется как водяная, масляная и клеевая краска, а также и в ситцепечатании - для получения различных бланжевых оттенков, причем в этом случае она закрепляется на волокне альбумином. Для живописи по фарфору употребляется водная окись урана, представляющая порошок желтого цвета и встречающаяся в природе в виде урановой охры. Она готовится также искусственно из урановой руды, добываемой в Богемии, саксонских Рудных горах и Корнваллисе.

    А. П. Лидов.

    www.ukoha.ru

    Пигменты

     

    Охра

    Охра (ώχρος) - слово греческого происхождения и в буквальном переводе означает бледно-желтый.

    Впервые с желтыми охрами мы встречаемся в настенных росписях пещеры Альтамира (Испания). Желтые охры были общераспространенной краской среди древних живописцев.

    С течением времени охрами стали называть и глинистые породы, окрашенные окислами и гидроокислами железа в желтые, коричневые и красные тона. Охры различались по назначению и свойствам — личная, телесная, слизуха, каменная. По месту добычи или приобретения известны охры: грецкая, калужская, коломенская, копорская, неаполитанская, немецкая, римская, русская, французская, царьградская и др.

    Неоднозначность определения привела к тому, что одни и те же пигменты описывались как охры, сиены, марсы, мумии и др.

    Пигментные свойства охр обусловлены присутствием в них гидроокислов железа. Главным образом их альфа формы - гетита (FeOOH) и гидрогетита (FeOOHnН2О), весьма редко – гамма формы (лепидокрокита). Желтый цвет охр обусловлен наличием игольчатых кристаллов гетита (гидрогетита) (см. фото ниже). В природных системах "иголки" гетита зачастую срастаются в звездчатые и ежикоподобные агрегаты. Размерность иголок колеблется в пределах сотых-десятых долей мкм. Кроме гидроокислов в охрах могут присутствовать оксиды железа (гематит), а также глинистые минералы (колинит, галлуазит, монтмориллониты, хлориты), тальк, гидрослюды и слюды, кварц, халцедон.

    Необходимо отметить, что состав примесей непосредственно связан с обстановками формирования охр. В пигментах сформировавшихся в условиях болот присутствуют высокие содержания органических веществ и водорастворимых солей. Залегающих в непосредственной связи с месторождениями сульфидов металлов (медные, свинцово-цинковые) могут присутствовать водорастворимые соли и значимые концентрации свинца, цинка, меди, кадмия в минеральной и сорбированной формах, а также, золото и серебро. В «озерных» охрах зачастую присутствует сидерит.

    С точки зрения долговечности следует отдавать предпочтение охрам, сложенным стабильными глинистыми минералами: каолином, гидрослюдой, тальком. Присутствие «живых минералов» группы монтмориллонита отрицательно сказывается на качестве охр -  проявляется склонность к окомкованию, отмечается повышенная маслоемкость и способность изменять объем при изменении влажности среды. Последнее может привести к растрескиванию красочных покрытий. С другой стороны монтмориллонит способствует созданию взвеси в лакокрасочной системе, и хорошо взаимодействует с грунтом.

    Достоверно установлено, что природные гидрооксиды железа характеризуются меньшей сорбционной cпособностью и, соответственно, меньшей маслоемкостью по отношению к синтетически полученным. Они также гораздо устойчивее к действию кислот и более инертны.

    Желто окрашенные породы весьма широко распространены в природе, но при проверке оказывается, что подавляющее большинство этих образований не отличается чистотой цвета, содержат только несколько процентов оксидов железа и не представляют интереса в качестве пигмента. Довольно редко встречаются качественные глинистые желтые охры, содержащие 10 – 30 % гидрооксидов железа. Как правило, в выкрасках они характеризуются темно-желтым тоном, получившим у художников название «охряно-желтого». Светло-желтые тона встречаются исключительно редко.

    Охры обладают исключительной устойчивостью к свету и воздействию атмосферных факторов. Они устойчивы к действию щелочей и слабых кислот. При нагревании более 230°С, гидрооксиды теряют кристаллизационную воду и переходят в гематит. При этом они соответственно меняют цвет с желтого на красный или коричнево-красный. На этом явлении основано получение жженых сортов охр.

    Среди глинистых охр наибольшей известностью издавна пользуются французские охры, которые до сих пор считаются эталоном желтого цвета. В начале 20-го века они поставлялись по всему миру, в том числе и в Россию. Известностью пользуются и Кипрские охры, отличающиеся правильным желтым цветом, высоким содержанием Fe2O3 и генетически связанны с месторождениями медноколчеданных сульфидных руд. Значительные месторождения желтых охр имеются также в ЮАР, Бразилии, Украине, Чили. В России наиболее известна Журавская охра, добываемая в промышленных масштабах на Журавском и Бутурлиновском месторождениях Воронежской области с 1902 года. Этот пигмент характеризуется насыщенным охряно-желтым тоном, содержит от 10 до 20 % Fe2O3.

    На Урале нами обнаружены залежи высококачественных желтых охр, не уступающих по цветовым характеристикам французским. Они состоят из каолинита, гидрослюды и гетита. Содержание Fe2O3 - в "Охре светлой уральской" (№ 212) составляет 14-19 %, в "Охре желтой уральской" (№ 213) содержание Fe2O3 достигает 35 %. Охра желтая уральская близка к классической кипрской.

    В пределах Башкортостана обнаружены темные желтые охры холодного оттенка, в нашей палитре № 215 "Охра башкирская светлая". Свойства: содержание Fe2O3 - 60 -78% , маслоемкость 30-37г на 100г масла, содержание водорастворимых солей 0,1 – 0,22%, летучие соединения 0,6%, укрывистость 22г/м2

    В нашей коллекции представлена "Охра золотистая" № 2111 - пигмент желтого цвета с теплым оттенком. Содержит гидрооксидов железа 20–25 %, оксидов железа - 1-2 %, каолинита и гидрослюды – 70 %.

    Вохра - термин, применявшийся в древности к неярким желто-коричневым пигментам различных оттенков, использовавшихся главным образом для личного письма. Говорит само за себя название села Вохринка, в окрестностях подмосковных Бронниц.

    Железоокисные охры - в некоторых классификациях так называются охры, содержащие высокие концентрации железа. Этот термин не несет смысловой нагрузки для пигментов, используемых в художественных красках.

    Карбонатные охры - карбонатная мука, обогащенная гидроокислами железа. Образована, как правило, при выветривании карбонатных пород, обогащенных железом. Наиболее известное месторождение – Куровское в Московской области. Карбонатные охры имеют ограниченное применение. Нежелательно их использование в большинстве связующих, т.к. пигмент неустойчив в щелочной среде.

    Желтый железоокисный - синтетический железоокисный пигмент.    Желтый железоокисный пигмент обладает хорошей свето и атмосферостойкостью, технологичен, но все-таки уступает по этим показателям природным пигментам. Идеальный размер кристаллов: толщина 0,2 - 0,4 мкм при длине 1,5 мкм. Синтезом выращиваются игольчатые кристаллы гетита. Известно несколько способов его получения (сульфатный, хлоридный, нитратный), во всех технология используются кислоты. В завершающей стадии, для удаления водорастворимых сульфатов, хлоридов и других водорастворимых соединений пигмент подвергается декантации (отмывке). Но какое-то количество (обычно около 1 %) солей остается... Долговечность и устойчивость синтетических железоокисных пигментов резко уступает  природным аналогам. Связано это с менее стабильной структурой минералов.

    Лимонит - такого минерала не существует, под этим термином изначально понималась болотная железная руда, состоящая из смеси гидрооксидов и оксидов железа. В настоящее время, в геологической литературе лимонитом принято называть горную породу, состоящую из агрегатов гидроокислов железа бурого, желто-бурого цвета. Использование этого термина в качестве пигментного сырья не корректно.

    Сидерит- природный минерал, карбонат железа. Не обладает пигментными свойствами. Выдаваемый на рынке за сидерит  продукт таковым не является

    Гетит- минерал, гидрооксид железа. Строго говоря гетит преобладает в составе практически всех железоокисных пигментов желтого и коричневого спектра. Использование этого термина некорректно.

    Внимание! Недобросовестные производители под видом природного гетита продают синтетический желтый железоокисный пигмент, уступающий по своим свойствам природным охрам.

    www.sienna.ru

    А. В. Григорьев. "Природные минеральные пигменты". Желтые пигменты.

    Природные минеральные пигменты. Александр Викторович Григорьев. Желтые пигменты

    ГЁТИТ α-FeOOH

    Устаревшее название - лимонит. Твердость 6; плотность 4,1. Широко распространенный минерал, встречающийся практически повсеместно на земной поверхности в виде конкреций, оолитов, почковидных или гроздевидных скоплений и сплошных масс. Часто встречается на заболоченных участках у выхода родниковых вод, на дне озер и небольших речек. Постоянно присутствует в зоне окисления рудных месторождений. Сплошные выделения гётита в совокупности с другими гидратами железа иногда называли бурыми железняками, разновидности которого, в зависимости от местонахождения называют соответсвенно: дерновой рудой, луговой рудой, ключевой рудой, болотной или озерной рудой. В зависимости от состава, характера выделений и цвета бурые железняки назывались: железная охра, умбра, бурая стеклянная голова, желтый железняк, железная почка, бобовая руда, копеечная руда, гидроферит, орлиный камень, сиенская земля. Гётит в совокупности со своими в различной степени гидротированными разностями и частично с гематитом дает все разнообразие желто-коричневых цветов и оттенков, которое характерно для многих естественных образований. Другими словами, гётит является своего рода хромоформом для тех естественных пигментов, которые мы называем охрами, сиеной и умброй. В качестве пигмента охры начали применяться с незапамятных времен. В древней Греции название "охра" употреблялось для землистых красящих веществ желтых тонов с различными оттенками (охра светлая, золотистая, темная, зеленоватая и т.д.). К середине XVIII столетия относится определение охр как "металлические земли, более тяжелые, чем обыкновенное землистое вещество, и всегда окрашенные"[7]. У Севергина[7] в 1807 г. имеется следующее определение: "охра - известь металлическая или металл, соединенный с кислотворным веществом и потерявший от того плотное сложение, блеск и ковкость, если оную имели, и обыкновенно имеющий землистый вид. По различию металла и по степени соединения с кислотворным веществом бывают разных цветов..." В начале нашего столетия В. И. Вернадский[11] дает такое определение охр: он называет охрами глины, богатые гидратами оксида трехвалентного железа. В настоящее время под охрами понимают естественные глинистые образования, обогащенные гидратами оксида трехвалентного железа, обычно в виде минерала гётита, содержания которого варьируют от 12 до 75 %. В зависимости от того, в каком субстрате гётит является красящей составляющей, различают охры глинистые, охры железоокисные и охры карбонатные[14].

    ОХРА ГЛИНИСТАЯ

    Охра глинистая представляет собой глину, окрашенную гидратом оксида железа, содержание которого должно быть не менее 12%. В зависимости от содержания гидрата оксида железа цвет охры меняется от светло-желтого до золотистого. Хорошего качества глинистые охры в свое время добывались на Изюмском месторождении (Украина), на месторождениях Журавское, Скарновское и Дубовиковское в Воронежской области, Любытинское в Новгородской области.

    ОХРА ЖЕЛЕЗООКИСНАЯ

    Охра железоокисная по сути представляет собой бурый железняк с небольшой примесью глинистого вещества. Содержание гидрата оксида железа достигает 75%. Железо-окисные охры в отличие от глинистых охр обладают большой кроющей способностью и интенсивностью цвета. Наиболее значительными месторождениями железоокисных охр являются: Туканское в Башкирии, Пряжинское и Питкяранта в Карелии, Порецкое, Быковское и Петрушинское во Владимирской области; Уран-Буракское в Читинской области и Барановское в Приморском крае.

    КАРБОНАТНАЯ ОХРА

    Это дезинтегрированный, глиноподобный ожелезенный долмит, содержание гётита в котором достигает 60%. Наиболее характерные месторождения - Куровское в Московской области и Ковровское в Ивановской области.

    СИЕНА

    Сиена по своему составу близка к охре железоокисной. Содержание гидрата оксида железа в сиене колеблется от 40 до 70%. Различия в оттенке у охры и сиены, хромоформом у которых является один и тот же минерал, присутствующий в соизмеримых количествах, скорее всего связаны со степенью гидратированности, последнего и структурным состоянием вещества. На территории европейской части России наиболее известны Кудиновское месторождение в Московской области и Ухоловское в Рязанской.

    АУРИПИГМЕНТ As2S3

    Твердость 1,5; плотность 3,5. В переводе с латыни аурипигмент означает золотая краска. Минерал золотисто-желтого, лимонно-желтого до оранжево-желтого цвета. Довольно редкий, но в отдельных месторождениях встречается в значительных количествах. На воздухе аурипигмент окисляется до Аs2О3. При нагревании минерал частично переходит в реальгар, но при этом не дает чистого оранжевого цвета, за который так высоко ценится последний. Работая с аурипигментом следует соблюдать меры предосторожности, защищая слизистую оболочку и органы дыхания от попадания внутрь аурипигментной пыли, как весьма ядовитого мышьякового соединения. Основное количество аурипигмента на рынок поступает из месторождения Хайдаркан в Киргизии. Очень хорошие по качеству, но очень дорогие кристаллы аурипигмента добывают в Якутии (месторождение Минкюле) и Грузии (Лухумское месторождение).

    ЯРОЗИТ КFе3(SО4)2(OH)6

    Твердость 2,5; плотность 3,2. Цвет минерала охряно-желтый, иногда буро-желтый. Образуется при выветривании сернистых, соединений железа. В результате гидролиза переходит в красные гидроокислы железа. По требованиям стандарта в железоокисных пигментах содержание сульфатной серы не может превышать десятых долей процента, в то время как в ярозите этот показатель варьируется в интервале 25-35%. Тем не менее исследования К. И. Толстихиной[14] показали, что ярозитовые породы, будучи использованы в качестве пигмента, являются атмосфероустойчивыми, светоустойчивыми и обладают хорошей укрывистостью. Ярозит довольно распространенный минерал, и в небольших количествах встречается почти во всех месторождениях, содержащих сульфиды железа. Наибольшую известность получили ярозиты из месторождений Ачи-Сай в Казахстане и Журавлинского в Пермской области.

    [к таблице]

    nesusvet.narod.ru