ИнструкцияКак стать наблюдателем на выборах. Независимый наблюдатель


Права и обязанности независимых наблюдателей на выборах

Содержание

  • Памятка наблюдателя на выборах
  • Как стать общественным наблюдателем на выборах

На государственных выборах любого уровня, кроме членов избиркома и наблюдателей от партий, на участках присутствуют и общественные наблюдатели. Это добровольцы, которые по своим убеждениям хотят собственными глазами убедиться в честности волеизъявлении народа на отдельно взятой территории.Не стоит отождествлять функции общественного наблюдателя и народного дружинника. Задача общественника одна единственная – следить, чтобы не происходило нарушений, как во время выборов, так и при подсчете голосов. Вплоть до подписания окончательного протокола о состоявшихся выборах.Поскольку в нашей стране в день выборов участки открываются в 8 утра по местному времени, прибыть добровольцу следует заранее.Предъявив членам комиссии паспорт, направление из штаба кандидата или организации наблюдателей, а также требование о выдачи копии протокола итогов, следует найти удобное место, с которого хорошо видно весь участок.

Памятка наблюдателя на выборах

Запастись стоит не только терпением. Времени на участке провести потребуется много, а никто вас кормить и поить не будет. Кроме того, не повредит видеокамера и мобильный телефон вместе с несколькими ручками.Председатель комиссии на участке может попросить стать еще и наблюдателем за официальными видеокамерами. При согласии, расписаться стоит с пометкой «с методическим инструктажем ознакомлен(а)». И всё, что подписывается вами, необходимо проверять и ни в коем случае не оставлять автограф на пустых листах и бланках.

Важный момент – предъявление пустых урн для голосования на участке и переносных ящиков, с последующим их опечатыванием. Пропустить этот момент никак нельзя.

На протяжении всего дня голосования, т.е. до 20 часов, главный объект наблюдения – урны. К ним не должен приближаться никто, кроме голосующих. При этом периодически надо осматривать целостность печатей на урне.Вторая точка наблюдения там, где выдают бланки для голосования. В одни руки не должно попасть более одного бланка по каждому голосованию, если, например, кроме федеральных, проходят и местные выборы. Книга со списком избирателей тоже не должна оставаться без внимания. В ней категорически запрещено делать записи и, вообще дотрагиваться, если перед членом комиссии никого нет из избирателей. Выносить её с территории участка абсолютно исключено.Кабинка для голосования – это место только для одного. Ни пожилые супруги, ни закадычные друзья вместе туда не допускаются. Сами избиратели могут вступить в активную полемику или просто выразить мнение по поводу кандидатов. Это считается агитацией, чем категорически запрещено заниматься.

Как стать общественным наблюдателем на выборах

Если избиратели захотят сделать фото на память, можно, но только чтобы в кадр попали только желающие.При выездном голосовании можно остаться на участке, если нет ничего подозрительного. Например, если члены комиссии не захватили с собой слишком много бюллетеней или высказываются против вашей поездки с ними.По закрытию участка начинается подсчет голосов. Несмотря на напряженный день, с этого момента потребуется максимум внимания. Сначала сверяются списки зарегистрированных избирателей и количество выданных бюллетеней. Должно быть полное соответствие. Затем вскрываются урны – очень ответственный момент. И начинается подсчет голосов, при котором у членов комиссии в руках не должно быть ничего пишущего. Каждый бюллетень демонстрируется с обязательным оглашением содержимого.Завершает подсчет голосов заполнение и подписание протокола. Копия, которая будет вам выдана должна быть подписана шариковой ручкой всеми членами комиссии во главе с председателем.

ПОМОГЛА ЛИ ВАМ БЕСПЛАТНАЯ КОНСУЛЬТАЦИЯ ЮРИСТА?

konsultiruet-yurist.ru

Гражданин наблюдатель | Что должен делать наблюдатель?

Что должен делать наблюдатель?

Основная обязанность наблюдателя – проследить за соблюдением закона при проведении голосования и подсчета голосов. В случае выявления нарушений наблюдатель должен либо постараться их пресечь, либо зафиксировать (здесь можно ознакомиться с Кратким списком типовых нарушений законодательства на выборах).

К сожалению, в настоящее время сложилась практика нарушения законодательства о выборах некоторыми членами избирательных коммиссий, а также попустительства с их стороны в случае нарушения законодательства о выборах некоторыми избирателями. В таком случае, как показывает практика, попытка пресечения нарушения со стороны наблюдателя может привести к удалению такого наблюдателя с участка. В связи с этим стоит привести слова Андрея Бузина, председателя Межрегионального объединения избирателей и эксперта ассоциации "Голос": «Большую часть серьезных нарушений можно только зафиксировать, а в дальнейшем – обнародовать. В условиях современных российских выборов - это основная задача общественного контроля».

Что конкретно должен делать наблюдатель?

Следить за всем происходящим на участке, фиксировать все возможные нарушения, в том числе при помощи фото- и видеосъемки (cогласно Инструкции ЦИК РФ от 17августа 2011 г. № 26/254-6 наблюдатели имеют право вести фото- и видеосъемку процесса голосования, процедуры подсчета голосов избирателей, не допуская при этом нарушений тайны голосования и не препятствуя работе избирательной комиссии), а также составления различных заявлений и жалоб, и затем, в случае обнаружения серьезных нарушений, подавать жалобы в вышестоящие избирательные комиссии и в суд.

Главное средство борьбы с нарушением закона, которым располагает наблюдатель - гласность и информированность. Поэтому, по возможности, наблюдателю необходимо написать отчет о том, как проходило голосование на его участке, и разместить отчет в социальных сетях. Cоциальные сети читают миллионы, a протоколы судебных решений - единицы. 

Что конкретно имеет право делать наблюдатель?

Согласно Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» № 67-ФЗ от 12.06.2002 наблюдатели вправе:

а) знакомиться со списками избирателей, участников референдума, реестром выдачи открепительных удостоверений, находящимися в комиссии открепительными удостоверениями, реестром заявлений (обращений) о голосовании вне помещения для голосования;

б) находиться в помещении для голосования соответствующего избирательного участка, участка референдума в день голосования, а также в дни досрочного голосования в любое время в период, указанный в пункте 3 настоящей статьи;

б.1) наблюдать за выдачей бюллетеней избирателям, участникам референдума;

в) присутствовать при голосовании избирателей, участников референдума вне помещения для голосования;

г) наблюдать за подсчетом числа граждан, внесенных в списки избирателей, участников референдума, бюллетеней, выданных избирателям, участникам референдума, погашенных бюллетеней; наблюдать за подсчетом голосов избирателей, участников референдума на избирательном участке, участке референдума на расстоянии и в условиях, обеспечивающих им обозримость содержащихся в бюллетенях отметок избирателей, участников референдума; знакомиться с любым заполненным или незаполненным бюллетенем при подсчете голосов избирателей, участников референдума; наблюдать за составлением комиссией протокола об итогах голосования и иных документов в период, указанный в пункте 3 настоящей статьи;

д) обращаться к председателю участковой комиссии, а в случае его отсутствия к лицу, его замещающему, с предложениями и замечаниями по вопросам организации голосования;

е) знакомиться с протоколами соответствующей комиссии, нижестоящих комиссий об итогах голосования, о результатах выборов, референдума и приложенными к ним документами, получать от соответствующей комиссии заверенные копии указанных протоколов;

ж) носить нагрудный знак с обозначением своего статуса и указанием своих фамилии, имени и отчества, а также фамилии, имени и отчества зарегистрированного кандидата или наименования избирательного объединения, общественного объединения, направивших наблюдателя в комиссию. Законом может быть предусмотрено, что форма нагрудного знака устанавливается комиссией, организующей выборы, референдум;

з) обжаловать в порядке, установленном статьей 75 настоящего Федерального закона, действия (бездействие) комиссии в вышестоящую комиссию, избирательную комиссию субъекта Российской Федерации, Центральную избирательную комиссию Российской Федерации или в суд;

и) присутствовать при повторном подсчете голосов избирателей, участников референдума в соответствующих комиссиях. Представители средств массовой информации, принимая участие в информационном освещении подготовки и проведения выборов, референдума, вправе:

а) присутствовать на заседаниях комиссий;

б) знакомиться с протоколом участковой комиссии об итогах голосования, а также с протоколами иных комиссий об итогах голосования, о результатах выборов, референдума, в том числе составляемыми повторно, получать от соответствующей комиссии копии указанных протоколов и приложенных к ним документов;

в) присутствовать на агитационных мероприятиях, освещать их проведение;

г) находиться в помещении для голосования в день голосования, в дни досрочного голосования, а также производить фото- и видеосъемку.

Наблюдатель не вправе:

а) выдавать избирателям, участникам референдума бюллетени;

б) расписываться за избирателя, участника референдума, в том числе по его просьбе, в получении бюллетеней;

в) заполнять за избирателя, участника референдума, в том числе по его просьбе, бюллетени; 

г) предпринимать действия, нарушающие тайну голосования;

д) принимать непосредственное участие в проводимом членами комиссии с правом решающего голоса подсчете бюллетеней;

е) совершать действия, препятствующие работе комиссии;

ж) проводить агитацию среди избирателей, участников референдума;

з) участвовать в принятии решений соответствующей комиссией.

В один и тот же момент времени на одном и том же участке может находиться только один наблюдатель от одного кандидата или партии. Это не относится к членам УИК от того же кандидата или партии.

nabludatel.org

Независимый Наблюдатель видео - Большая подборка ТОЛЬКО интересного и прикольного видео из YouTube

...

2 год назад

Депутат парламента Сербии, независимый наблюдатель на выборах Палаты представителей Национального собран...

...

1 год назад

Гость утренней студии NewsOne с Максом Назаровым и Дианой Панченко – уполномоченный Верховной Рады по правам...

...

3 год назад

Независимый наблюдатель из США отметил, что выборы проходят честно и безопасно.

...

3 год назад

В Информационном центре Центризбиркома работают многочисленные международные наблюдатели и политологи....

...

3 год назад

Забавные моменты при работе по продувке системы полива.

...

2 год назад

Дмитрий Медведев наобещал единовременные 5 тысяч каждому пенсионеру, Владимир Путин пообещал приоритет...

...

7 мес назад

Эта часть практикума по выборам посвящена работе наблюдателя на выборе непосредственно в день самих выбор...

...

10 мес назад

Подробности: https://gtrk.tv/novosti/68601-vyborah-prezidenta-rossii-respublike-budut-rabotat-nezavisimye-nablyudateli Официальный сайт ГТРК ...

...

3 год назад

Сейчас всё внимание наблюдателей сосредоточено именно на подсчёте голосов. Но как проходила избирательная...

...

7 год назад

Российский независимый наблюдатель, Яна Амелина, Институт Стратегических Исследований г.Москва - следила...

...

7 мес назад

Наблюдатель из Единой России ходатайствует о моей ликвидации из УИК)))

...

8 мес назад

Школа д. Гать. Независимый наблюдатель подал заявлению с просьбой демонстрировать каждый бюллетень при...

...

4 год назад

Испытание первое: Алиса Мон На помощь медиумов надеется певица Алиса Мон. Её жизнь - словно качели: стоит...

...

7 мес назад

Подписывайтесь на наш канал в YouTube: https://www.youtube.com/user/infomoscow24?sub_confirmation=1 Федеральный штаб по наблюдению за...

...

6 год назад

Фильм Ассоциации «ГОЛОС». Режиссер Мария Мускевич, оператор Александр Ермолин, продюсер Алексей Ермолин....

...

2 год назад

18 сентября 2016 года я был независимым наблюдателем на выборах, на одном из избирательных участков 213 округа,...

...

8 мес назад

Член рабочей группы Общественной палаты Республики Коми по набору наблюдателей, директор Исполнительной...

...

7 мес назад

Все видео по теме: https://goo.gl/WQDkLK В аннексированном Россией Крыму на президентских выборах в РФ нет ни одного...

...

7 год назад

На пресс-конференции 7 декабря были объявлены предварительные итоги работы проекта "Гражданин наблюдатель"...

...

6 год назад

Наблюдатели БДИПЧ ОБСЕ в день выборов депутатов Палаты представителей Национального собрания Беларуси...

digestvideo.ru

Как стать наблюдателем на выборах — The Village

По всей стране 10 сентября пройдет единый день голосования: в нескольких регионах выберут губернаторов, а в Москве — муниципальных депутатов. Немного осталось и до президентской кампании 2018 года. В преддверии приближающихся выборов The Village разобрался в том, как стать наблюдателем и зачем это нужно.

К наблюдателям относят участников избирательного процесса, контролирующих законность процедуры голосования и подсчета голосов на избирательных участках. В прямом смысле наблюдателями являются представители партий или  кандидата, однако, как уточняет координатор движения «Голос» Дмитрий Нестеров, «в широком смысле — это любой общественный или партийный контролер со статусом наблюдателя, члена комиссии с правом совещательного голоса или представителя СМИ».

Наблюдателем может быть любой совершеннолетний россиянин вне зависимости от места жительства и прописки. При этом наблюдателей на избирательные участки направляют только участвующие в выборах партии и кандидаты. Можно обратиться напрямую к ним — в этом случае нет необходимости состоять в партии, однако к волонтерам могут предъявлять другие требования, чтобы обеспечить вовлечение в наблюдательскую деятельность сторонников.

Более простой путь — получить статус наблюдателя через общественные организации, такие как «Гражданин наблюдатель», «Голос», «Сонар» или «Россия выбирает». С 2005 года НКО не имеют возможности направлять наблюдателей от себя, тем не менее они ведут переговоры с партиями, готовыми принять независимых наблюдателей, не предъявляя им никаких требований.

Как поясняет сооснователь движения «Россия выбирает» Елена Бабченкова, общественные движения направляют волонтеров на избирательные участки «и как наблюдателей, и как членов комиссий с правом совещательного голоса — в зависимости от того, каких договоренностей удалось достичь с партиями». При этом у членов комиссии с правом совещательного голоса такая же задача, как у наблюдателей, — следить за тем, чтобы не было нарушений. В то же время члены комиссий имеют немного больше прав: они могут выступать на заседаниях комиссии, выносить вопросы на голосование и знакомиться со всеми документами.

Окончательные списки наблюдателей должны быть сформированы за три дня до начала выборов, однако подавать заявку в партию или НКО лучше заранее, чтобы было время на утверждение списков перед их передачей в избирательную комиссию. Так, желающим наблюдать на муниципальных выборах в Москве Елена Бабченкова рекомендует направлять заявки не позднее 4 сентября.

Обучения и тренинги перед выборами организуют как общественные движения, так и участники выборов. Кроме того, наблюдательские сообщества готовят методические материалы и дают возможность пройти онлайн-обучение. Так, подборки обучающих материалов можно найти на сайтах «Голоса» и «Гражданина наблюдателя».

Эксперты также рекомендуют изучить избирательное законодательство и по возможности следить за ходом всей кампании. «В этом случае можно будет определить, насколько жестким будет день голосования и от кого можно ожидать нарушений», — отмечает Елена Бабченкова.

В день голосования наблюдатели должны следить за всем происходящим на избирательном участке, фиксируя возможные нарушения — в том числе на фото и видео. Цель наблюдения — предупредить возможные фальсификации, например вбросы бюллетеней, многократное голосование одних и тех же людей («карусели»), а также переписывание итоговых протоколов участковых комиссий.

Дмитрий Нестеров

координатор движения «Голос»

Самое важное — это распознать и правильно зафиксировать, что произошло противозаконное деяние, привлечь внимание председателя комиссии и дежурящего на участке сотрудника полиции, потребовать задержать нарушителя. В реальности при фальсификациях председатель участковой комиссии обычно сам вовлечен в их организацию, и потому он будет скорее мешать фиксации или предотвращению фальсификации. Не всегда и сотрудники полиции оказываются на стороне закона. Но даже в этом случае сработает публичная огласка нарушения. Даже если вброс или „карусель“ не удалось предотвратить, выход информации за пределы участка может остановить повторение вбросов или остановить поездку „карусельщиков“ на следующие избирательные участки.

Как поясняет пресс-секретарь проекта «Гражданин наблюдатель» Анна Антонова, в России сложилась практика нарушений и попустительства со стороны некоторых членов избирательных комиссий: «В таком случае, как показывает практика, попытка пресечения нарушения со стороны наблюдателя может привести к удалению такого наблюдателя с участка». При этом с 2016 года удаление с участка без решения суда запрещено.

Наблюдателям стоить помнить, что им запрещено прикасаться к бюллетеням или помогать избирателям голосовать, даже если они сами об этом просят. Также наблюдатели не могут принимать участия в подсчете голосов, участвовать в работе комиссии или агитировать избирателей за какого-либо из кандидатов.

Отношение комиссий к наблюдателям зачастую зависит от региона. По словам Дмитрия Нестерова, чем чище в электоральном плане регион, тем обычно радушнее участковые комиссии относятся к наблюдателям.

Дмитрий Нестеров

координатор движения «Голос»

«В любом случае мы всегда советуем не настраивать себя на конфронтацию.  Даже если есть информация о готовящихся фальсификациях, лучше начинать работу с выстраивания конструктивного контакта с комиссией. Если кто-то из руководства комиссии сознательно пытается ограничить наблюдателя в его правах и противодействует контролю хода голосования, тогда можно попытаться решить вопрос о неправомерных действиях через звонок в вышестоящую комиссию. Если и это не помогает или если на участке зафиксированы фальсификации, тогда уже стоит прибегать к жалобам или к заявлениям в правоохранительные органы».

Дмитрий Нестеров

координатор движения «Голос»

Есть разные подходы к степени вовлеченности в наблюдение за выборами. Минимальный уровень — наблюдение в день голосования. Новичкам при таком подходе надо пройти обучение до выборов (обычно это лекция на два-три часа), в день голосования прийти за полчаса до открытия избирательного участка (к 07:30) и провести день на участке, контролируя работу комиссии. В 20:00 участки закрываются и начинается самый важный этап — подсчет голосов.  Наблюдателю важно проконтролировать сам подсчет и получить по его окончании правильно заверенную копию итогового протокола, где зафиксированы количество голосов, поданных за участников выборов, и другие важные параметры прошедшего голосования. Обычно этот этап занимает еще два-три часа, хотя в случае проблем подсчет может затянуться.

По словам Нестерова, есть и более основательные подходы к наблюдению. Так, членам комиссии с правом совещательного голоса и представителям СМИ рекомендуется посетить избирательный участок за день до голосования. «Можно в этот день познакомиться с комиссией и решить часть потенциально проблемных вопросов с правильным планированием участка для голосования», — рассказывает координатор «Голоса».

«Если входить в наблюдение без фанатизма, то на работе и учебе наблюдение никак не отразится», — добавляет Елена Бабченкова, отмечая, что в случае затянувшегося подсчета голосов понедельник после выборов придется потратить «на восстановление эмоционального равновесия и сон».

Наблюдатели, работающие не в интересах какого-то кандидата, оплаты не получают. В некоторых случаях НКО компенсируют проживание и проезд наблюдателей при поездках в другой регион. В то же время, как рассказывает Дмитрий Нестеров, существует феномен выездного наблюдения — когда люди специально едут наблюдать за выборами в других регионах за свой счет: «Поездки в регионы и общение с участниками выборов, комиссиями и избирателями много говорят о культуре России, дают глубокое понимание скрытых от обывателей политических процессов и механизмов».

По словам Нестерова, кроме независимого гражданского наблюдения, бывает еще партийное наблюдение или коммерческое наблюдение, когда штаб кандидата нанимает граждан. Партии и кандидаты часто практикуют вознаграждение наблюдателей, добавляют в движении «Россия выбирает».

По мнению экспертов, риски наблюдателей сильно зависят от региона, конкретных выборов и степени влияния наблюдателей на результаты. По словам Анны Антоновой, иногда наблюдение может быть опасно для здоровья: «Чего стоят примеры ампутированной селезенки у Стаса Позднякова после выборов в Балашихе или сломанного носа у нашего координатора Андрея Скорохода. В Москве, насколько мне известно, такой жести не происходило, но скандалы между представителями комиссий и наблюдателями происходят регулярно».

Однако специалисты такие случаи называют исключениями и отмечают, что в большинстве регионов наблюдать безопасно, поскольку власти заинтересованы в спокойном ходе выборов. По мнению Елены Бабченковой, при принятии простых мер предосторожности и адекватной оценке происходящего на избирательном участке опасность практически исключена.

«Сегодняшняя российская политическая реальность такова, что оспорить результаты выборов практически невозможно, — сетует Дмитрий Нестеров. — Поскольку результаты и имидж выборов — это политически чувствительный момент для нынешней вертикали власти, официально признавать нарушения — табу. Тут и правоохранительная система, и судебная дают удивительные сбои, хотя и вынуждены по процессуальным нормам фиксировать совершаемые избирательной системой нарушения».

При этом координатор «Голоса» считает, что у наблюдательского движения есть вполне ощутимые победы.

Дмитрий Нестеров

координатор движения «Голос»

Присутствие наблюдателей изменяло планы фальсификаторов на результаты выборов или на те показатели явки, которые организаторы выборов хотят натянуть. Есть реальные истории, когда присутствие наблюдателей действительно позволяло получать мандаты по меньшей мере части независимых от власти депутатов. Кроме того, вскрытые и задокументированные наблюдателями фальсификации и следующие публичные скандалы иногда заставляли власти целых регионов изменять электоральную политику постфактум, отказываясь от применения массовых фальсификаций.

С Нестеровым согласна и Елена Бабченкова. «Обеспечение открытости и гласности выборов не представляется возможным в отсутствие наблюдателей на участках. Присутствие наблюдателей — это то, благодаря чему уровень доверия к российским выборам не достиг отрицательных значений».

www.the-village.ru

Сфера деятельности независимого наблюдателя

овышенное внимание к вопросу о справедливости выборов также повлияло на масштаб кампании по наблюдению за выборами. В настоящее время деятельность наблюдателей уже не сводится к работе только в день выборов или к контролю за процессом подсчета голосов. Эффективный процесс наблюдения за ходом выборов предполагает более масштабные мероприятия, которые начинаются с разработки положений о проведении выборов, и заканчиваются расследованиями заявлений и жалоб о правонарушениях, допущенных в ходе избирательной кампании и выборов.

 

При определении правовых норм проведения выборов предусматривается установление отправной точки, начиная с которой наблюдателям предоставляется возможность воздействовать на различные компоненты избирательного процесса для обеспечения справедливости выборов. Политические партии и независимые группы наблюдателей часто пытаются пересмотреть содержание законов о выборах. Споры и дебаты вокруг избирательного законодательства предоставляют средствам массовой информации отличную возможность приступить к информационной кампании о важности предстоящих выборов.

Обычно в законах о выборах определяется, кто имеет право выступать в роли наблюдателей, какими правами наделяются такие лица, и какие ограничения устанавливаются на их деятельность. Этот вопрос всегда был источником существенных разногласий во многих странах. До проведения общенациональных выборов в Румынии в 1992 году, например, вопрос аккредитации независимых местных групп наблюдателей был основным в спорах о целесообразности принятия нового закона о выборах, так как правящая партия стремилась ограничить доступ на избирательные участки, разрешив присутствие на них в день выборов только наблюдателям от политических партий. В конечном итоге благодаря совместным усилиям местные наблюдатели были официально признаны, их законный статус был утвержден на местных и общенациональных выборах в Румынии в 1992 году.

Работа наблюдателей, независимо от того, представляют они политические партии, средства массовой информации или являются независимыми, должна активно проводиться в течение всего предвыборного марафона. Когда определены правовые нормы работы наблюдателей, группы наблюдения должны осуществлять контроль за различными процедурами, а именно:

  • назначение членов избирательных комиссий;

     

  • регистрация партий в качестве избирательных блоков и объединений;
  • выдвижение и регистрация кандидатов в одномандатных округах;
  • регистрация избирателей; проверка их списков;
  • соблюдение порядка и правил проведения избирательной кампании;
  • проведение голосования;
  • подсчет голосов избирателей;
  • рассмотрение жалоб;
  • определение результатов выборов, их победителя или победителей.

Особое внимание наблюдателям необходимо сосредоточить на действиях выборных должностных лиц, баллотирующихся на очередной срок, органов охраны правопорядка и средств массовой информации, контролируемых правительством и крупными финансово-промышленными группами, так как данные институты могут злоупотреблять своим статусом и положением для того, чтобы оказывать воздействие на большое количество избирателей.

Процесс голосования и подсчета голосов обычно находится в центре внимания наблюдателей. Для координации работы наблюдателей в день голосования необходимо разработать план действий с учетом числа наблюдателей, имеющегося в наличии транспорта и других средств. Подготовка наблюдателей, а также разработка эффективного механизма сбора информации также являются важными мероприятиями при организации надежного контроля над избирательным процессом.

Участие наблюдателей в день голосования может содействовать объективности, справедливости и честности выборов. Присутствие наблюдателей на избирательных участках в день голосования в самых разных районах Российской Федерации позволяет:

  • повысить общую целостность избирательного процесса, который в свою очередь обеспечит большую уверенность избирателей в справедливости выборов и повысит их политическую активность, степень участия граждан в избирательном процессе;
  • предотвратить фальсификации в процессе голосования и подсчета голосов;
  • вскрыть факты фальсификации, злоупотреблений и насильственных действий и принять соответствующие меры для их пресечения.

Работа наблюдателей не заканчивается с закрытием избирательных участков, не заканчивается она и после того, когда становятся известными предварительные результаты голосования. После проведения выборов наблюдатели должны расследовать все факты нарушений в день голосования, а также жалобы, поступившие членам избирательных комиссий, и заявления в суды различных инстанций.

Задача первостепенной важности заключается в том, чтобы создать и закрепить за собой репутацию объективного расследователя, стать надежным источником информации в отношении всех мероприятий и процедур, связанных с выборами. В общем, наблюдатели должны оставаться объективными и беспристрастными во всех случаях; необходимо предупредить их о необходимости воздерживаться от публичного выражения своих пристрастий и симпатий к той или иной политической партии или кандидату.

Наблюдатели также должны выполнять свою работу исключительно добросовестно и тщательно, с объективных позиций следить за ходом выборов и анализировать действия участников избирательного процесса, протоколировать все раскрытые ими факты. На основе личных наблюдений и информации, полученной из других надежных источников, могут быть сделаны общие выводы и заключения о выборах. В ходе наблюдательной кампании не следует полагаться на непроверенные источники информации, проводить неполные, односторонние или неточные расследования, делать скоропалительные выводы и опубликовывать их, так как каждый из таких шагов подрывает доверие к процессу наблюдения за выборами, как к таковому. Наблюдатели должны протоколировать все свои наблюдения, что позволяет проверить раскрытые факты, и во всех случаях пытаться отделись объективную информацию от информации субъективной.

От того, как организация, осуществляющая наблюдение, будет использовать полученную фактологическую информацию, зависит доверие к общей оценке выборов, сделанной такой организацией. Таким образом, в общем и целом целесообразно избрать путь умеренных и взвешенных оценок, избегать крайности в суждениях и раскрывать только факты без собственных комментариев. Кроме того, раскрытые факты, даже факты нарушений, если они публикуются или обнародуются каким либо другим способом в конструктивной, а не в исключительно критической форме, способны оказать существенное воздействие на общественное мнение.

Наблюдатели могут еще больше укрепить доверие к себе, если изначально обнародуют цели, методы проведения наблюдения, а также опубликуют факты, раскрытые в ходе работы. Информирование общественности, средств массовой информации, органов власти и политических партий о намерениях и методах работы групп наблюдателей позволяют уменьшить подозрения и недопонимания со стороны данных институтов и общественности в целом.

Осуществляя наблюдение за выборами, необходимо всегда помнить о необходимости соблюдения следующих правил:

  • оставаться объективными и беспристрастными;
  • добросовестно и тщательно проводить расследования и наблюдения;
  • делать умеренные и взвешенные оценки;
  • демонстрировать надежность работы, обеспечивать доверие к деятельности группы наблюдателей, для чего необходимо протоколировать наблюдения и оглашать цели, методы работы, заключения и выводы.

www.cis-emo.net

Чего ты боишься, «независимый» европейский наблюдатель? | Политика | ИноСМИ

Финские журналисты провели неимоверное расследование, вскрыв страшный факт: депутатов парламента Финляндии приглашают принять участие в наблюдении за выборами президента России представители польской организации, которая «не имеет отношения к Евросоюзу». Во всяком случае, так следует из информации государственной телерадиокомпании Финляндии Yle.

Журналисты выяснили, что несколько депутатов получили приглашение понаблюдать за российскими выборами, а сами приглашения разослала польская организация European Council on Democracy and Human Rights (ECDHR). «Несмотря на название, организация не имеет никакого отношения к Евросоюзу или Совету ЕС», — сообщает сенсацию финское ТВ. С каких это пор организация, находящаяся в Польше, перестала иметь отношение к Евросоюзу, интересно? Или Польша уже исключена из ЕС?

«Расследование» показало, что за приглашением стоят реальные граждане Польши, подтвердившие свою идентичность, представляющие реальные общественные и политические организации. В частности, польский политик Януш Недзведский, которого финские журналисты причислили к «экстремистской польской партии Zmiana („Смена“)». Почему она «экстремистская»? Какие «экстремистские» лозунги выдвигает? Какие проводит акции, которые позволили бы ее так называть? Финны решили не уточнять данные вопросы, ограничившись только фразой: «Эта партия известна своей пророссийской политикой». Видимо, «пророссийскость» сама по себе в наше время приравнивается к «экстремизму».

ИноСМИ26.01.2018Но не это главное. Доказав тот факт, что финских депутатов приглашала польская организация, журналисты сделали вывод о том, что все это является «фиктивной операцией наблюдения за выборами». Таким образом, можно вздохнуть с облегчением, «заговор» раскрыт, депутатов прямо предупредили: ни в коем случае не принимайте участие в данной «сомнительной операции», а наблюдать за выборами можно только в составе миссии ОБСЕ.

В этой связи резонно задать вопрос: а почему финским депутатам следует бояться приглашения поляков, даже если кто-то считает Польшу не относящейся к Евросоюзу? Нет, ну в самом деле, не доверяете вы «пророссийскому» ECDHR, но кто же мешает поехать по их приглашению или по приглашению российской стороны, посмотреть лично, как проходят выборы и вынести свой собственный вердикт, который может и отличаться от выводов приглашающей тебя стороны? Или, находясь в составе подобной миссии, как бы независимый наблюдатель лишается своей независимости? Неужели депутат финского парламента настолько зависим от мнения миссии, которая вместе с ним будет осуществлять мониторинг выборов?

Думается, ответ кроется в статье The New York Times о российских выборах, появившейся в то же самое время. В ней сообщается, что Кремль сделает все, дабы избежать любых подтасовок во время голосования. «Путин хочет, чтобы выборы выглядели честными», — приводит мнение некоего «критика Кремля» Дмитрия Орешкина американская газета.

Так именно этого боятся те, кто пытается воспрепятствовать приезду международных наблюдателей из стран Евросоюза? Того, что они подтвердят факт отсутствия подтасовок, признают российские выборы честными и тем самым резко разойдутся с уже известными всем выводами «правильных» наблюдателей?

Как известно, западный истеблишмент уже заранее вынес вердикт по поводу легитимности выборов в России. И не дай Бог какому-нибудь европейскому политику лично посетить избирательные участки и усомниться в этих, известных заранее, выводах. Он моментально будет занесен в разряд «экстремистов», не имеющих никакого отношения к Евросоюзу, в котором проживает.

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.

inosmi.ru

Гражданин наблюдатель | Почему именно проект "Гражданин наблюдатель"?

Почему именно проект "Гражданин Наблюдатель"?

Мы хотим подчеркнуть, что наш проект сугубо гражданский, а не политический. «Гражданин Наблюдатель» не связан с какой-либо партией и движением. Внутри проекта запрещена любая политическая агитация. И хотя при участии в нашем проекте Вы можете оказаться наблюдателем от любой партии или кандидата, это лишь техническая сторона дела. Главное - не то, "от кого наблюдать", а то, насколько мы с Вами и с остальными участниками организации выборного процесса, сможем сделать выборы честнее.

«Гражданин Наблюдатель» доказал эффективность своих методов наблюдения на выборах в Государственную Думу 4 декабря 2011 года, но наблюдателей было не более тысячи человек. На выборах Президента 4 марта 2012 года мы уже представляли собой значительную силу, а в Москве – определяющую. Количественный состав наблюдателей превысил 10 тысяч человек. И хотя решить полностью задачу обеспечения честности выборов и в этот раз не удалось, шаг в построении гражданского общества в России сделан колоссальный.

Главная особенность нашего способа контроля за выборами – это команды из подготовленных наблюдателей. Партия или кандидат может направить на участок одного наблюдателя и, возможно, члена комиссии. А от «Гражданина Наблюдателя» на одном участке будет находиться команда из 3-4 общественных контролёров с разными возможными статусами: наблюдатель от какой-то из партий или кандидата, с которыми удастся достигнуть договорённостей, член комиссии и корреспондент от СМИ. 

При этом все контролёры от «Гражданина Наблюдателя» проходят обязательную образовательную программу. Штаб проекта поддерживает и консультирует наблюдателей, попавших в сложные ситуации на участках, при необходимости на участки выезжают мобильные группы из юристов и журналистов. 

Возникает вопрос – что делать после выборов 4 марта?

Миссия нашего проекта – обеспечение честности, прозрачности выборов в России. Мы не должны пускать на самотек региональные выборы мэров, выборы в законодательные и муниципальные собрания. Они не меньше, а, скорее, даже в большей степени требуют гражданского контроля. Мы верим, что десятитысячная обученная армия наблюдателей, пополненная новыми участниками, выполнит эту важнейшую общественную задачу.

Многие участники нашего проекта, как наиболее активная часть российского общества, не хотят сидеть сложа руки, терпеливо ожидая следующих выборов. В отдельных районах на базе команд «Гражданина Наблюдателя» создаются объединения людей, ставящих перед собой задачу содействия развитию гражданского общества в местном масштабе.

И «Гражданин Наблюдатель» не может не приветствовать подобные начинания. А в отношении тех инициатив, которые не являются созданием аналогов партийных ячеек, проправительственных или оппозиционных, возможна информационная и материальная поддержка. Это ограничение, безусловно, связано с тем обстоятельством, что «Гражданин Наблюдатель» - проект принципиально внепартийный.

 

nabludatel.org