Урок 7. Основные музыкальные лады. Мажор и минор. Минор мажор что это


Чем отличается мажор от минора

Наслаждаясь звуками музыки, мы испытываем различные эмоции, печальные или радостные. Неудивительно, что бодрая или, напротив, сумрачная мелодия способна влиять на наше настроение. Большую роль в этом играют наиболее распространенные музыкальные лады – мажор и минор. Чем они отличаются друг от друга? Попробуем разобраться.

Определение

Мажор (от латинского major – «больший») – музыкальный лад, аккорд которого построен на большой терции; характеризуется преимущественно бодрой, радостной окрашенностью звука.

Минор (от латинского minor – «меньший») – музыкальный лад, аккорд которого построен на малой терции; обычно звучит грустно, уныло.

к содержанию ↑

Сравнение

Эстетический контраст между минором и мажором – один из важнейших в музыке. Минор противоположен мажору. Согласно европейской музыкальной традиции звуки разделяются с помощью тонов и полутонов. Из-за физических особенностей звуков и физиологического строения человеческого уха даже такая малость, как полутон, благодаря которому большая терция отличается от малой, создает огромный контраст в восприятии звучания. В большинстве случаев мажорные аккорды ощущаются слушателями как радостные, в то время как минорные воспринимаются грустными. Помните, как звучит мажорный «Свадебный марш» Мендельсона? Вы думаете, что все марши обычно бодрые и энергичные? Это не всегда так: например, «Похоронный марш» Шопена написан в миноре, а потому при прослушивании создает ощущение трагическое, скорбное. Мажор обладает ярко выраженной «положительной», а минор – ярко выраженной «отрицательной» окраской, которые обычно определяются человеком как «радость» и «печаль». Причем, что удивительно, эмоциональная окрашенность аккордов практически не зависит от изменения в тембре или громкости составляющих их звучаний. К тому же бывает и так, что мажор оказывается способен выразить трагические, лирические чувства, а минор – светлые, радостные (например, многие американские блюзы написаны в мажоре, а русская разухабистая «Цыганочка» – в миноре).

Также (по аналогии) в русском языке мажором называют бодрое, веселое, приподнятое состояние духа, а минором – унылое, печальное, скорбное, подавленное.

к содержанию ↑

Выводы TheDifference.ru

  1. В музыке мажорный аккорд строится на большой терции, а минорный – на малой.
  2. И в минорной, и в мажорной гаммах различается порядок интервалов (тонов и полутонов).
  3. Считается, что мажор имеет так называемую светлую, а минор – темную, сумрачную окраску звучания. Лучше всего этот звуковой контраст воспринимается на слух.
  4. Мажор вызывает положительные эмоции, то есть радость, минор – отрицательные, такие как печаль, уныние, скорбь.
  5. Мажором также называется бодрое, веселое, приподнятое настроение, в то время как минором нередко именуют подавленное, грустное, унылое состояние.

thedifference.ru

Урок 7. Что такое мажор? Что такое минор?

В этом уроке мы познакомимся с основными музыкальными ладами – мажором и минором.

Вы, наверное, обращали внимание, что одни мелодии и произведения звучат весело, бодро, оптимистично, а другие – грустно и печально. За эту эмоциональную окраску музыки и отвечают лады.

Мажор – это лад, который звучит весело и бодро.

Минор – это лад, звучащий грустно.



Сыграйте на фортепиано подряд 7 нот, то есть гамму, от ноты ДО по белым клавишам. Услышали, как она звучит? Это и есть мажорный лад, гамма До-мажор.

А теперь попробуйте сделать то же самое от ноты ЛЯ по белым клавишам. Не правда ли, звучание имеет совсем другую окраску – печальную? Это минорный лад, гамма Ля-минор.

Звуки лада, которые располагаются подряд называются гаммой. Основные лады, мажор и минор, имеют 7 ступеней лада, то есть 7 нот.

В Уроке 5.Черные клавиши мы говорили о тонах и полутонах, о диезах и бемолях. Теперь для вас не составит труда сыграть от любой клавиши мажорный или минорный лад. Мажор строится по такой схеме: тон-тон-полутон-тон-тон-тон-полутон.

Минор строится по такой схеме: тон-полутон-тон-тон-полутон-тон-тон. (Рисунок a-moll)

Все лады состоят из 2 групп ступеней или звуков: устойчивых и неустойчивых. Устойчивые звуки образуют так называемые трезвучия, мажорное или минорное.

Рассмотрим эти ступени на примере той же гаммы До-мажор.

В Уроке 6.Цифровые обозначения аккордов и нот мы уже говорили о буквенной системе обозначения.

Музыкальные лады в буквенном обозначении будут обозначаться так:

мажор – dur, C-dur (для До-мажора)минор – moll, c-moll (для До-минора)

Очень часто можно встретить упрощенную систему обозначений, в которой мажорный лад обозначается большой буквой C (для До-мажора), а минорный - маленькой буквой c (для До-минора).

Мы рассмотрели основные натуральные лады, мажор и минор.

Гармонический и мелодический лады

Кроме натуральных существуют еще гармонический и мелодический лады. Эти ладовые разновидности отличаются высотой некоторых ступеней:

Мажор гармонический - понижается на полтона VI ступень.Мажор мелодический - понижаются на полтона VI и VII ступени.Минор гармонический - повышается на полтона VII ступень.Минор мелодический - повышается на полтона VI и VII ступени в гамме вверх, а в гамме вниз VI и VII ступени используются как в натуральном миноре, без повышения.

Также в музыке существуют народные и другие лады. Их разновидностей достаточно много, но используются они очень редко, поэтому мы не будет рассматривать их в этом уроке.

Перейти к следующему уроку ->

myfortepiano.ru

Мажор, минор и ещё восемь ладов

С незапамятных времён люди знают о том, что разные мелодии создают разные настроения. В западной классической музыке, пережившей цензуру веков, ярко выделяются два основных настроения: — мажорный лад — веселье, бодрость, весна, яркие краски, энтузиазм; -минорный лад — меланхолия, задумчивость, осень, вечерние тона, пассивность.

Секрет музыкального настроения кроется в наборе звуков музыкального лада. Можно сказать, что разные компании звуков по-разному «ладят» друг с другом. Любая мелодия «опирается» на свою гамму — неповторимую, в своём настроении «ладящую» между собой компанию звуков. Самый устойчивый звук любой мелодии — первая ступень гаммы (тоника в европейской терминологии, а в индийской гамме СА-РЕ-ГА-МА-ПА-ДхА-НИ — обязательно нота СА). Компания нот для мажорного настроения, отсчитывая от первой ступени, подбирается по формуле: «2 тона — полутон — 3 тона — полутон». Минорная компания, считая с первой ступени: «тон — полутон — два тона — полутон — два тона».

Чтобы наиболее наглядно увидеть разницу между мажорной и минорной компаниями нот, используем лесенки. Полная музыкальная октава содержит 12 нот — 7 чистых и 5 повышенных или пониженных. В мажорной компании, если за тонику брать ноту ДО — все чистые ноты, 7 из 12. В минорной же компании тоже 7 нот, но 3 из них — пониженные. Таким образом, глядя на лесенки ладов, мы видим, что и у мажорной, и у минорной гамм-компаний в лесенках убраны по 5 — разных ступенек. Это исключение лишних в каждой компании нот и даёт формулы последовательности интервалов (ТОН-полутон) мажорного и минорного ладов. Итак, мажор: ТТпТТТп; минор: ТпТТпТТ.

В жизни, как мы знаем, есть не только белый и чёрный цвета. Цветов — множество. Музыкальных настроений — тоже. В классической музыке Индии существуют не только мажорный и минорный лады. Если в европейской музыкальной классике доминируют два лада — «весёлый» и «грустный», то в североиндийской традиции Хиндустани таких ладов 10 — и каждый обладает своим настроением. На севере полуострова Индостан слову «лад» соответствует термин «тхат». И конечно же каждому тхату свойственна своя компания нот.

На рисунке мы можем увидеть лесенки всех десяти тхатов классической музыки северной Индии. Кстати, тхат Билавал соответствует мажорному ладу, тхат Асавари — минорному, остальные 8 выходят за рамки европейской классики. Надо ли говорить о том, что оттенков настроений в индийской классической музыке гораздо больше, чем в европейской? Это совсем не значит, что музыка Востока «лучше». Просто европейская музыка — именно в рамках двух ладов — получила более глубокое развитие. Например, ансамблевые и оркестровые формы исполнения музыкальных произведений в Индии до XX века практически отсутствовали. К тому же, в народной музыке Запада присутствовали в прошлом не только минорный и мажорный лады, но это уже другая тема.

Справедливости ради стоит сказать, что система 10 тхатов является упрощённым вариантом возможного музыкального разнообразия. Так, в южноиндийском стиле Карнатика используется 72 мела (от «мел», возможно, произошло слово «мелодия»). Для того, чтобы не заблудиться в таком разнообразии музыкальных настроений, сохранившихся на юге Индостана и на Шри Ланке, там используют мелакарту, включающую 72 основные раги классической южноиндийской музыки. Интересна и нотная запись стиля Карнатика, в которой используется по 3 ноты РЕ, ГА, ДхА и НИ.

Добавим, что первая классификация индийских раг (музыкальных произведений) появилась много веков назад и была основана на настроениях, преобладающих в различные времена года. Временам года, как мы знаем, посвящали свою музыку такие композиторы, как Вивальди, Чайковский, Гендель и другие.

okultureno.ru

Что такое гаммы? Что такое мажор и минор? Что такое тональность?

Гамма… это слово приводит в содрогание ученика музыкальной школы, а то и студента музыкального училища – а также его родителей и соседей. Для первого это «злой рок», воплощённый в постоянном зазубривании некой не вполне осмысленной последовательности в постоянной попытке догнать метроном – особенно в преддверии технического зачёта, для вторых – нечто антимузыкальное, целыми днями «бьющее по ушам» и заставляющее пожалеть, что отдали дитятко учиться музыке (вариант – устроить скандал соседям, которые это сделали).

А что же такое гамма в понимании музыканта?

Для начала вспомним любую мелодию – хотя бы самую простую эстрадную песню – и попробуем её спеть. Вы сразу заметите, что в одних случаях перейти от звука к звуку достаточно легко, в других – от голоса требуется немалое усилие, да и сноровка, чтобы «попасть» в нужную ноту… «на слух» это воспринимается в первом случае как близкое расстояние (звуки «рядом»), во втором – как широкое… мы ещё яснее представим это себе, если увидим их на нотном стане: в первом случае одна нота будет на линейке, другая – между линейками, между ними уже ничего не вставишь – «соседи», ближе не бывает! Такое движение музыканты называют поступенным (идущим «по ступеням»).

Далее, попробуйте останавливаться в разных местах мелодии. Вы заметите, что в одних местах (не обязательно в конце) остановиться можно, и это не вызывает никаких неудобств – в то время как другие «висят», настойчиво требуя продолжения… немецкий композитор К.М.Вебер однажды, ночуя в гостинице, даже вынужден был выйти из номера к роялю и закончить мелодию, когда кто-то «бросил» её на таком месте – иначе не мог заснуть. Первые звуки называются устойчивыми, вторые – неустойчивые, из соотношения этих «стихий» и складывается взаимоотношение между звуками, составляющими мелодию – система, именуемая ладом, а звуки, составляющие лад, называются ступенями лада (понятно теперь, что значит «поступенное»).

Лады бывают разные, но в знакомой нам музыке наиболее распространены два – мажор и минор (даже другие лады классифицируют как лады мажорного и минорного наклонения, воспринимая через призму этих ладов). Не будем углубляться в последовательность тонов и полутонов, скажем только, что если мы выстроим в один аккорд устойчивые ступени лада – их три, и располагаются они через ноту (как и положено в аккорде) – то получим так называемое трезвучие, и оно будет разным у мажора и минора. Мажорное трезвучие называют «большим», минорное «малым». Потому-то у мажора интонации тянутся «вверх» ( точки зрения слуха – стремясь «стать шире») – и мы слышим его как яркий, «сверкающий», а у минора всё с точностью до наоборот – и он звучит как «затенённый» (иногда говорят – особенно для детей – что мажор «весёлый», а минор «грустный»… некоторая логика в этом есть – но так бывает далеко не всегда, и упрощать до такой степени всё же не стоит).

Среди трёх устойчивых ступеней лада выделяется одна – самая устойчивая (обычно ею заканчивается мелодия)  – она называется тоникой. Это своего рода «точка отсчёта» лада: ею может быть любая нота – но все остальные звуки должны занимать по отношению к ней определённую позицию, она определяет высоту лада – тональность. Так, если мы примем за «точку отсчёта» (тонику) ноту ре и организуем звуки по правилам мажора – это будет тональность ре-мажор, если тоника ля-бемоль, а лад минорный – ля-бемоль-минор и т.п.

Мелодия – это тональность «в действии». Если же мы возьмём все звуки, составляющие ту или иную тональность, и выстроим их поступенно – это и будет гамма, звукоряд тональности. Образно говоря, ступени в мелодии – это солдаты на поле боя, ступени в гамме – солдаты в строю на параде.

Для чего нужны гаммы музыкантам?

Дело в том, что сам по себе звукоряд не несёт никакой художественной нагрузки, и музыкант, не играя его, не занят решением художественных задач – а потому может целиком и полностью сосредоточиться на отработке движений (исполнительской технике). При работе над произведением натренированные движения просто применяются в условиях исполнения, поэтому тот, кто пренебрегает гаммами, вынужден, по сути дела, на каждом новом произведении «учиться заново». И уж конечно, нет ничего хуже, чем репетировать одну-единственную гамму как произведение, чтобы сыграть её на техническом зачёте – и забыть до следующего зачёта (как нередко происходит в музыкальных школах). Гаммы – это хлеб музыканта, и об этом всегда нужно помнить – особенно начинающим музыкантам.

www.ruavtor.ru

Лад, тональность, мажор, минор - Music Fancy

Гамма - это звуки лада, расположенные подряд.

 Слоговые и буквенные (латинские) обозначения звуков гаммы:

Слоговые обозначения До Ре Ми Фа Соль Ля Си Сиb
Буквенные обозначения C D E F G A H* B*
Тринскрипция [цэ] [дэ] [э] [эф] [гэ] [а] [ха] [бэ]

*В американской системе буквенной нотации для обозначения Си - используется В, а Сиb - Bb

Другие обозначения мажор минор диез (#) бемоль (b) дубль-диез (x) дубль-бемоль (bb)
Буквенные Dur* moll* is** es** isis** eses**
Транcкрипция [дур] [моль] [ис] [эс] [исис] [эсэс]

*При обозначении названий тональностей иногда не пишут Dur или moll, а просто обозначают тональность большой или маленькой буквой: A-Dur = A, c-moll = c**При образовании названий нот окончание присоединяется к названию ноты, например:C + is = Cis (До-диез), D + es = Des (Ре-бемоль).Исключения: Ля-бемоль = As, Ми-бемоль = Es, Си-бемоль = B

ЛАДЫ

Лад - это 2 группы звуков - устойчивые и неустойчивые - которые взаимосвязаны между собой.В европейской культуре наиболее употребимы 7-ступенные лады, построенные подряд по тонам и полутонам. Эти лады могут быть построены от любого из 12-ти звуков темперированной системы.

  • Мажорный лад (мажор): тон-тон-полутон-тон-тон-тон-полутон (например: до-ре-ми-фа-соль-ля-си-до)Устойчивые звуки (I-III-V) образуют мажорное трезвучие

  • Минорный лад (минор): тон-полутон-тон-тон-полутон-тон-тон (например: ля-си-до-ре-ми-фа-соль-ля)Устойчивые звуки (I-III-V) образуют минорное трезвучие

Неустойчивые звуки тяготеют и разрешаются в рядом стоящие устойчивые.

Ладовые разновидности мажора и минора

  • Гармонический

    Мажор гармонический - понижается VI ступень (VIb)Минор гамонический - повышается VII ступень (VII#)

  • Мелодический

    Мажор мелодический - понижаются VI и VII ступени (VIb, VIIb)Минор мелодический - при движении вверх повышаются VI и VII ступени (VI#, VII#), при движении вниз повышение отменяется и используются ступени натурального минора.

Тональность - это высота лада.

Какие бывают тональности:

  • одноименные (имеющие общую Тонику): До-мажор и до-минор
  • параллельные (две тональности - мажор и минор, имеющие одинаковое количество ключевых знаков): До-мажор и ля-минор. Определяются таким образом: для мажора параллельным является минор, который строится от VI ступени, для минора параллельным является мажор, который строится от III ступени.
  • энгармонически равные ( одинаковые по высоте (звучанию), различные по написанию): До-мажор и Си#-мажор
  • родственные тональности (тональности, тонические трезвучия которых расположены на ступенях данного лада: это будут Т, S, D и их параллельные тональности + мажорная D в миноре и минорная S в мажоре)

Лады народной музыки и другие

  1. ионийский = мажор
  2. дорийский = минор + #VI (высокая VI)
  3. фригийский = минор + bII (низкая II)
  4. лидийский = мажор + #IV (высокая IV)
  5. миксолидийский = мажор + bVII (низкая VII)
  6. эолийский = минору
  7. локрийский (гипофригийский) = минор + bII + bV (тоника - уменьшенное трезвучие)

Простой способ запомнить лады народной музыки - это построить их подряд от всех нот До-мажора:

Особые лады:

Пентатоника - пятиступенный лад в котором отсутствуют полутона. В мажоре - без IV и VII ступеней В миноре - без II и VI ступеней

Хроматическая гамма (хромо - цвет) - это гамма состоящая из 12 звуков расположенных по полутонам (то есть, из всех звуков октавы фортепиано).Правила построения хроматической гаммы:Мажор вверх - все ступени повышаются, кроме III и VI (на месте), VII понижаетсяМажор вниз - все ступени понижаются, кроме I и V (на месте), IV повышается Минор вверх - все ступени повышаются, кроме I и V (на месте), II понижается Минор вниз - также как и одноименный мажор.

Порядок ключевых знаков. 

Порядок ключевых знаков всегда одинаковый, только количество знаков изменяется в разных тональностях. Например, в Ля-мажоре 3 диеза: фа#-до#-соль#, а в Си-мажоре 5 диезов: фа#-до#-соль#-ре#-ля#Порядок диезов: фа#-до#-соль#-ре#-ля#-ми#-си#Порядок бемолей: сиb-миb-ляb-реb-сольb-доb-фаb

Знаки альтерации могут стоять при ключе (ключевые знаки - действуют на все произведение),либо появляться эпизодически (случайные знаки альтерации - действуют до конца такта).

Случайные знаки бывают двух видов:

Альтерация - это усиление тяготения в данном ладу неустойчивых звуков в устойчивые путем их приближения (повышением или понижением) к устойчивым.

Хроматизм - это изменение высоты звуков, противоположное тяготениям в данном ладу, то есть выходящее за рамки лада.

Знаки альтерации - изменяют высоту звука:

  • Диез (#) - повышает звук на пол тона

  • Бемоль (b) - понижает звук на пол тона

  • Дубль-диез (x) - повышает звук на тон

  • Дубль-бемоль (bb) - понижает звук на тон

  • Бекар () - отменяет предыдущие знаки альтерации

Способы облегчения определения и запоминания тональностей:

Диезные тональности - последний ключевой знак будет в мажоре VII ступенью, а в миноре II ступенью.Бемольные тональности - предпоследний ключевой знак будет в мажоре Тоникой, а в миноре III ступенью.

Также, хорошую подсказку дает Градусник тональностей из учебника В.Д. Подвала "Давайте сочинять музыку"

Следующая тема - Аккорды.

Вернуться в раздел Элементарная теория музыки

www.musicfancy.net

чем отличается мажор и минор?

Оптимизм и пессимизм

Если вы имеете в виду аккорды, то в мажорном аккорде между первой и второй нотой малая терция, а между второй и третьей - большая. В минорном аккорде наоборот - большая и малая.

мажор и минор ничего общего не имеет ни с весельем ни с грустью, равно как и с оптимизмом и пессимизмом. все самые веселые песни были написаны именно в миноре (вспомните, "Песенку о медведях", например, что это очень грустная по-вашему песня? или пессимистическая? а ведь она написана в ре-миноре! или "Чунга-Чанга" из детских. куплет этой песни в самом что ни на есть миноре и мало того начало песенки - минорное трезвучие в чистом виде! и таких примеров великое множество. а вот знаменитая "Аве Мария" Шуберта написана в мажоре. по логике тех, кто считает, что мажор - это веселуха, выходит что это не лирическая композиция а самая что ни на есть забойная. "Лебедь" Сен-Санса - тоже мажор! так что правильнее считать, что мажор от минора отличается окраской, как солнечный день отличается от облачного или совсем пасмурного. он остается светлым временем суток, это все же не ночь, но в солнечный день света, конечно же больше. вот и все различие

<a rel="nofollow" href="http://www.youtube.com/watch?v=0zJFKeaAyUo" target="_blank" >Па-де-де балет "Щелкунчик" П. И. Чайковский</a> Здесь, когда вступают виолончели - первый фрагмент - низходящая мажорная гамма, потом через три, кажется, такта - низходящая минорная гамма.

Меня в муз школе учили: Мажор смеётся, Минор плачет.

Мажор и минор - это музыкальные термины. Мажорная музыка весёлая жизнеутверждающая и торжественная музыка. Например Чайковский - Сцена вальса из оперы "Евгений Онегин"; хор девушек и хор "Нету, нету тут мосточка" из оперы "Мазепа"; хор... "Хор девушек" из оперы П. И. Чайковского "Евгений Онегин". В миноре звучит ария Лизы, Концерт №1 для фортепиано с оркестром си бемоль минор. Дуэт Лизы и Полины. Ариозо Полины (Откуда эти слезы) Ария Германа (Прости, небесное созданье) Но может быть и мажорная музыка не очень весёлой. Многое зависит от музыкальной окраски, тембра и настроения.

Мажор - мальчики, а минор - девочки! ))) Нам так недавно объяснили )))

Мажор и минор отличаются по половым признакам - количеством знаков: диезов и бемолей...

touch.otvet.mail.ru

Гармонический минор и мажор

Придание разнообразия музыкальному звучанию достигается большим количеством способов. Мы сегодня разберем одни из самых важных - разновидности мажорного и минорного ряда, в частности гармонический минор и мажор. Начнем с характеристик.

Что это - гармонический минор?

Один из видов звукоряда, относящегося к минорному ладу. Это определение понятия, вынесенного в подзаголовок. Отличие его от натурального звучания - это повышение VII ступени. Причина этого в присутствии имитации вводного тона, который характерен только для натурального мажора.

Гармонический минор считают самым распространенным видом одноименного ряда как в классической, так и в эстрадной, популярной музыке. В порядке восхождения его звукоряд строится так: Т - ПТ - Т - Т - ПТ - полуторатон - ПТ.

Таким образом, гармоническому минору придает специфическую окраску именно та увеличенная секунда (иными словами, полуторатон), которая заметна между шестой и седьмой ступенью. Отсюда наблюдается интересная тенденция. В классических музыкальных произведениях XVIII - начала XX века, которые сотворены в миноре, переход мелодического хода на полуторатон избегается. Исключением будут те композиции, которым автор стремится придать ориентальный (восточный) колорит, звучание в духе "Русского Востока". Подобный ход на увеличенную секунду правильнее называть модализмом.

Существующие тональности минора

Понаблюдаем, в каких тональностях можно заметить гармонический минор:

  • Ля минор.
  • Ми минор.
  • Си минор гармонический: появление ля-диез.
  • Фа-диез: повышение седьмой ступени при восхождении.
  • До-диез: при гармоническом виде добавляется си-диез.
  • Фа минор: звучание характеризуется повышением ми-бекар.
  • До минор: повышение си-бекар при гармоническом звучании.
  • Соль минор: при данном виде выставляется фа-диез.
  • Ре минор гармонический - это повышение до-диез.

Гармонический мажор

Гармоническим мажором называется разновидность одноименного звукоряда. Ее главная отличительная черта - пониженная VI ступень. Это и отличает гармоническую разновидность от натуральной.

Посмотрим на лад гармонического мажора в тенденции восхождения: Т - Т - ПТ - Т - ПТ - полуторатон - ПТ. Шестая пониженная ступень здесь обладает одной особенностью: она помогает выстроить интервалы, которые будут идентичны минору. Как пример: увеличенная секунда на этой ступени.

Таким образом, можно сказать, что специфическая окраска гармонического мажора - это тот же ориентальный колорит. Придает его секунда между шестой и седьмой ступенью, которая увеличена.

Каким может быть минор?

Изначально звучание было представлено одним только натуральным минором. Но с течением времени к ладу добавлялись новые "краски", дабы разнообразить его. Так появился гармонический и мелодический минор. Рассмотрим два не представленных нами вида.

Натуральный. Так называется простая гамма, как она есть, без добавления случайных знаков и с учетом только ключевых. При движении вверх и вниз звукоряд прослеживается один и тот же. В целом: простое, печальное, строгое звучание без лишних деталей.

Мелодический. Его отличие в том, что при движении вверх становятся выше сразу две ступени - шестая и седьмая, а при движении нисходящем, обратном они отменяются. То есть в последнем случае исполнитель играет или поет практически натуральный минор. Повышение шестой ступени здесь необходимо, чтобы перекрыть увеличенный интервал. Он характерен для гармонической разновидности. Это нужно потому, что минор - мелодический, а в мелодии ход на увеличенную секунду запрещен.

Повышение VI, VII ступени дает направленное, но в то же время смягченное движение к тонике. Также интересно, почему эта альтерация отменяется при движении вниз? Самое простое объяснение: повышение шестой и седьмой ступени придает некоторую веселость мелодии. Но с учетом, что исполняется все же минор, повторение такой легкомысленной нотки будет уже лишним.

Каким может быть мажор?

Так же, как и минор, мажор может быть натуральным, мелодическим и гармоническим. Рассмотрим непредставленные его разновидности.

Натуральный. Сюда относится обыкновенная гамма с ключевыми знаками, если они необходимы. Случайные символы альтерации в натуральном мажоре отсутствуют. Это самый распространенный в музыкальный произведениях вид из всей тройки.

Последовательность тонов звукоряда тут наблюдается такая: Т - Т - ПТ - Т - Т - Т - ПТ.

Мелодический. Как вы помните, в мелодическом миноре повышались две ступени - 6-я и 7-я. В мажоре же они не повышаются, а, напротив, понижаются. И изменяются VI и VII ступень уже при нисходящем движении. То есть правила для мелодического минора в точности до наоборот. Это позволяет легко запомнить их разницу и общие черты.

Интересная особенность здесь такая: из-за понижения шестой ступеньки между звуками образуются как увеличенные, так и уменьшенные интервалы - характерные тритоны. А в общем при восходящем движении здесь играется натуральный мажор, а при нисходящем понижается шестая и седьмая ступень.

Параллельные тональности

Два вида тональностей (мажорные и минорные) считаются параллельными, если у них при ключе находятся одинаковые символы альтерации. Примеры этого явления:

  • Ля минор и до мажор. Параллельность в том, что у них при ключе не наблюдается никаких знаков.
  • Ми минор и соль мажор. У таких тональностей при ключе фа-диез.

Если вы ищете параллельную мажору тональность, то запомните один факт. Тоника параллельного ему минора будет находиться ниже на малую терцию.

Отметим, что у мелодических и гармонических мажоров все знаки альтерации - случайные. Например, у гармонического ми минора их не выносят к ключу, а отмечают, где необходимо, в самом произведении.

Вот мы и разобрали два гармонических вида звукоряда - мажор и минор. Для первого характерна повышенная седьмая ступень, для второго - пониженная шестая. При прослушивании игры, исполнения мы заметим, что такие тональности выделяются на фоне других своей ориентальностью, восточным стилем, который придает классической музыке некую изюминку, своеобразность звучания. Кроме гармонической, для минора и мажора характерна натуральная и мелодическая разновидность, которых мы тоже коснулись в этом материале.

fb.ru