Фаталист – это человек, отдавший себя во власть судьбы. Кто такие фаталисты


кто это такой, его убеждения

Фаталист – это субъект, верящий в неизбежность и неотвратимость каждого действия, что все детерминируется судьбой. Иными словами, считает, что вся его жизнь предначертана заранее и от решения самого человека ничего не зависит. Фаталист – это индивид, верующий в фатум, бесповоротность судьбы, который всегда полагается на роковую предопределенность каждого нашего поступка. Таким образом фаталисты безапелляционно отторгают свободу воли индивида, спасаются бегством от ответственности за свое деяние. Фаталист это человек, который слепо следует злому року, что все события предрешены свыше задолго до рождения, а в нынешнее время им присуще только находить свое выражение.

Кто такой фаталист

Наличие разнообразия в трактовках этого термина не становится преградой для формирования его сути.

Значение слова фаталист в тотальном представлении – индивид покорный судьбе, убеждённый в предопределенности своей жизни. В латинском языке существует понятие fatalis – роковой, в английском fate – судьба. Человек с фаталистическим мировоззрением непоколебимо убежден в невозможности изменить что-либо в своей жизни, максимум можно только предсказать.

Индивид с фаталистической идеологией следует по пути безответственности за собственные поступки, созерцая со стороны за событиями в собственной жизни, не старается предпринимать какие-либо усилия, чтобы повлиять на происходящее. Человек словно течет по течению с установленным судьбой маршрутом под названием жизнь, зная, что его ждут падения, подводные камни, но не делает абсолютно никаких попыток «сойти на берег». Убеждает себя в неукоснительном соблюдении правил составленных силами свыше.

Значение слова фаталист, прежде всего, описывает личность? неотъемлемой частью которой есть вера в фатум, рок судьбы.

Психологи концентрируют внимание на то, что существующая закономерность в поведении фаталистов все-таки имеет свои различия. Они предполагают существование нескольких видов мировоззрения таких людей:

– бытовое – последователи такого мировоззрения явно пессимистически настроены, тяготеют к перекладыванию вины за собственные неудачи на других людей. В случае если это бессмысленно под обвинения попадают высшие силы, которые без сомнения враждебно настроены против этого индивида. Зачастую бытовой фатализм проявляется на фоне неприятностей, стресса. Последствия стрессовых ситуаций негативно влияют на эмоциональное состояние, что побуждает индивида переложить вину на другого;

– теологическое – приверженцы этой ветви склонны приписывать высшим силам божественное значение, именно они и предопределяют все, что случается на Земле. Считается, что каждая человеческая жизнь заранее предначертана Богом, именно он определяет все испытания для каждого индивида. Все события, происходящие на жизненном пути фаталиста из разряда неслучайных и необходимых. В свою очередь здесь выделяется два подвида: фаталисты в мировоззрении которых бытует концепция абсолютного предопределения (кальвинизм, августинизм), согласно убеждению этих индивидов все сценарии жизни были написаны еще до рождения человека, и уже было предопределено в ад или в рай попадет его душа и фаталисты, для которых судьба сочетается со свободой воли;

– логическое – такое мировоззрение имеет исходную точку в Древней Греции. Философ Демокрит описывает это, как следствие предшествующих событий и действий человека, поскольку согласно его мнению абсолютно все имеет первопричину. Такой вид мировоззрения есть результатом «причинно-следственной» связи. Если есть следствие (ситуация в установленном месте, в обусловленное время), то этому предшествовала цепочка определенных поступков в прошлом. Случайностей нет, они априори не существуют. В отличие от теологического мировоззрения фаталиста здесь функции Бога выполняет неизбежное следствие, что случится при любых обстоятельствах.

Убеждения фаталиста

Фаталист – это человек, целиком и полностью жертвующий себя в руки фатума – судьбы. Эго поведение отображается в психологических изменениях, оставляющих след в его мировоззрении:

– человек фаталист сравнивается с пессимистом. Такой образ жизни предполагает не ждать абсолютно ничего хорошего в своем будущем;

– такого рода личности не верят в собственные силы и возможности, противостоят вере в свободу выбора;

– человек отвергает понятие случайность, все в мире происходит со стопроцентной вероятностью, все поступки являются чередой предписанных событий;

– убежден, что на нем не лежит груз ответственности, он подобно инструменту, которым управляет рок судьбы;

– суеверность, черта присущая такому образу жизни. Желание созерцать будущее, используя предсказания, гороскопы, нумерологию.

Поведение присущее человеку фаталисту имеет свое отражение еще в народных мифах, в которых прослеживается нить неизбежности: особая участь предназначалась каждому, необходимость следовать по тропе, определенной свыше. Считалось, что подобное мировоззрение помогает индивиду в определенных ситуациях. Если брать во внимание что такая личность игнорирует любую опасность на своем жизненном пути (как-никак все это решение судьбы), то это является образом отважного воина, не боящегося идти в бой. Несмотря на это именно игнорирование опасности привело многих людей фаталистов к ускорению собственного трагического финала.

Фаталист это человек, который следуя убеждениям, нередко подвергает себя опасности и становится объектом (жертвой) преступления. В таких ситуациях поведение фаталистов переступает тонкую грань, преобразовываясь в гордость. Исполненный достоинства он легче примет смерть, чем признает свой страх на виду у окружающих. Безоговорочно примеры такого рода действий можно отыскать во всех эпохах существования человека. Юлий цезарь – наглядный тому пример, целый ряд знаков и предсказаний предупреждали о предстоящей опасности, между тем он ослепленный гордыней отвернулся от них. И в нужное время, в назначенном месте был убит. Прекрасный пример человека фаталиста, можно отыскать и в литературе в одноименном романе «Герой нашего времени» написанного Лермонтовым.

В поисках ответа на вопрос «кто такой фаталист» при любых условиях обнаруживается связь между убеждениями фаталиста и свободой воли. Воистину для индивида с подобным мировоззрением важным есть только его будущее, предвкушение самого будущего, прошлое и настоящее несущественно. Человек имеет возможность сделать выбор, но сам выбор уже предопределен заранее.

Фаталистами становятся не от рождения, важным аспектом в становлении фаталистического мировоззрения является воспитание и влияние окружающей среды. Если на протяжении долгого времени индивид не справляется с жизненными ситуациями, обращает внимание на мнение окружающих, его психика постепенно начинает отвергать возможность адекватного анализа проблемы и путей ее решения. Человек отказывается действовать в направлении решения проблемы, его покидает вера в собственные силы. Он создает себе такую психологическую установку, следуя которой все вокруг обобщается и считается независимым от человеческого влияния – предначертанным судьбой. Современное общество не признает мировоззрение фаталиста, не расценивает его всерьез, базируясь на возможностях науки и ее безграничности.

psihomed.com

Кто такой фаталист?

Почему одни люди говорят: «Чему быть – того не миновать», а другие верят, что все в наших руках и будущее можно изменить? От чего зависит вера в судьбу, в то, что все предопределено? Кто-то в течение жизни получает такие знаки судьбы и чувствует ее неотвратимость, а кто-то не верит ни в Бога, ни в черта и полагается только на себя. Кто такой фаталист – вы можете узнать в этой статье.

Что означает слово «фаталист»?

Фаталист – это человек, который верит в неотвратимость судьбы. Соответственно под фатализмом понимают веру в предопределенность бытия, в то, что все события неизбежны и уже созданы заранее, проявляясь в дальнейшем как изначально заложенные характеристики данного пространства.

Что значит - быть фаталистом?

Тем, кто интересуется, что значит фаталист, стоит сказать, что данное понятие можно рассматривать как в контексте целой философии и мировоззренческой позиции, так и «бытового» пессимизма. Античное, философское понимание фатума в разное время пытались постичь литераторы, художники, философы.

Они считали фатализм неким соединением факторов неживой природы с последствиями творения живых существ. Под факторами неживой природы понимали деятельность соответствующих Богов, но при этом допускали, что в сложившейся системе есть место и такому понятию, как «жребий». Оно дополняет и одновременно противопоставляется фатуму, но дает возможность наделить фундаментальный высший замысел живой индивидуальной вариабельностью. Но как бы то ни было, фатум рассматривали в качестве единой сложившейся системы, а вот спрашивающим, что означает фаталист, стоит ответить, что действующие лица играли в ней лишь роль «винтика», «расходного материала».

Бунтующих против рока считали героями, обреченными на неудачу, но при этом подтверждали, что они способны повлиять на систему в целом и даже более того, необходимы ей для осуществления «импровизации». Если говорить о том, что такое фаталист и определении этого понятия как синонима «бытового пессимиста», то здесь имеется в виду неверие в благополучный исход дела, а в самых тяжелых случаях мрачная уверенность в отрицательном результате любой инициативы.

Фатум в различных религиях

О значении того, кто такой фаталист, уже сказано немало, но это понятие встречается и в различных религиях:

  1. В индуизме и буддизме, характерных для индийских традиций, фатум понимали как судьбу, в которой один под воздействием худой кармы все ходит и ходит по миру сансары («колеса жизни»), а другому добрая карма позволяла выйти из круга рождений. Причем Бог не влияет на этот закон, а в циклически повторяемом бытие мира есть только универсальный закон бытия.
  2. В китайской философии понятие фатума не рассматривается в принципе. Характерное для нее цельное восприятие заботится лишь о способах управления жребием.
  3. В иудаизме можно найти такие понятия, как «фатум» и «жребий», но они довольно условные. Считается, что все предопределено, но при этом человек имеет свободу воли.
  4. Ислам исповедует божественное предопределение, но считается, что решение Аллаха всегда справедливое и правильное. В Коране нет записи того, что душе до рождения суждено попасть в Ад или Рай, но такие указания можно встретить в некоторых хадисах. Также Коран ясно указывает на то, что по воле Аллаха человек может встать на правильный или ложный путь.

Почему же многие верят в то, что все предопределено заранее? Потому что уверены, что судьбой кто-то управляет – Бог, Вселенский Разум или что-то еще. Доказательств этого, как и обратного нет, поэтому остается только догадываться, что ждет нас за поворотом. И хотя гадалки, раскидывающие игральные карты или кости и предсказывающие судьбу, косвенно подтверждают существование фатализма, многие считают, что человек таким образом просто программируется и сам выбирать тот путь, который ему предсказали.

kak-bog.ru

Фаталист – это человек, который... Значение слова фаталист

Содержание материала:

В русском языке встречается немало слов, которые раньше были довольно популярны, а теперь практически не употребляются. Многие из них можно найти только в романах и стихах периода Золотого или Серебряного века, и не всегда понятно, что же означает то или иное выражение. Одним из таких слов, которые в наши дни можно услышать довольно редко, является определение «фаталист». Узнаем об этом больше.

Кто такой фаталист

Что значит фаталист? Это человек, который убеждён в том, что он никак не может повлиять на свою судьбу. С его точки зрения, всё происходящее предначертано свыше, и изменить ничего нельзя.

Такие люди слишком буквально воспринимают религиозное утверждение: «На всё воля Божья», или же простонародное: «Чему быть, того не миновать». Но это вовсе не говорит о том, что фаталисты пассивны и безвольны, просто вся их жизненная сила направлена на то, чтобы дать событиям удобное им объяснение о неизбежности происходящего, и искать этому подтверждение.

Люди с таким мировоззрением встречались во все времена. Немало подобных образов описано в мировой литературе или показано в кинематографических фильмах. Эти герои играют в «русскую рулетку», поднося к виску наполовину заряженный револьвер «наудачу». Нередко они первыми бросаются в бой, не боясь за свою жизнь и искренне веря, что всё сложится так, как и должно, и незачем бегать от судьбы.

Немало фаталистов и среди экстремалов, ежедневно подвергающих свою жизнь опасности. Это не имеет ничего общего с адреналиновой наркоманией, когда человеку просто необходима определенная порция острых ощущений. Нельзя сказать, что фаталисты не бояться смерти совсем, но они искренне убеждены в том, что «кому суждено повеситься, тот не утонет».

Значение слова в словарях

Разбираясь, кто такой фаталист, будет нелишним понять, откуда же произошло это слово. В переводе с латыни «fatalis» означает «роковой». А в английском языке есть слово «fate», что значит «судьба».В словаре А.П. Евгеньевой этому термину дается определение как человек, верящий в неотвратимость судьбы и предопределение.

В соответствии с другим источником под редакцией Д.Н Ушакова, фаталист — личность, верующая в фатум и склонная к фатализму.

Т.Ф. Ефремова утверждает то же самое, добавляя, что такой человек убеждён в неотвратимости судьбы и искренне верит в то, что всё предначертано заранее. В. Даль придерживается аналогичного мнения, дополняя его утверждением, что фаталисты отрицают свободу личности, что губительно для нравственности.

Образ жизни и убеждения фаталиста

Чтобы дать определение образу жизни и убеждениям фаталиста, сначала обратимся к классификации этого явления. Фатализм может быть:

  1. Бытовым. Приверженцы подобного мировоззрения в любых неурядицах обвиняют только высшие силы, которые за что-то ополчились против них. Нередко в это искренне верят люди, подвергшиеся за короткий срок большому количеству неприятностей и пребывающие в состоянии стресса. Бывает, что это проходит со временем, но некоторые придерживаются подобной точки зрения всю оставшуюся жизнь.
  2. Теологическим. Сторонники такого мировоззрения уверены, что любые события, происходящие на Земле, заранее предопределены. По их мнению, на небесах существует что-то вроде «книги судеб», где прописана жизнь каждого человека и самой планеты, и изменить что-либо уже невозможно.
  3. Логическим. К фаталистам этого типа относятся философы, которые пытаются отыскать во всех событиях причинно-следственную связь. Иными словами, эти люди ищут если не совсем научное, то хотя бы не слишком мистическое обоснование мнению, что всё предопределено заранее.

Учитывая сказанное, можно сделать вывод, что для фаталиста любого типа характерна роль пассивного наблюдателя за жизнью, не пытающегося, как в песне Андрея Макаревича, предпринять действия, чтобы «мир прогнулся под нас». Они покорны своей судьбе и просто плывут по течению, и к наиболее неприятным качествам подобных личностей относится то, что они не желают нести ответственность за собственные поступки, ссылаясь на роковое стечение обстоятельств.

Как распознать черту характера в человеке

Распознать фаталиста в новом знакомом не так уж трудно, если понаблюдать за этим человеком некоторое время. Существуют «обязательные» черты характера, которые присущи всем личностям подобного склада:

  1. Отрицание собственной значимости. Такой человек ощущает свое бессилие перед событиями и судьбой, и никогда не попытается изменить жизнь к лучшему.
  2. Неверие в свои силы. Эта черта является продолжением первой, когда фаталист предпочитает не бороться со сложившимися обстоятельствами.
  3. Нежелание нести ответственность. Такие люди считают себя лишь орудием в руках рока, и все свои поступки мотивируют тем, что так сложилась судьба.
  4. Неверие в случайности. Фаталисту невозможно доказать, что то или иное событие является лишь стечением обстоятельств. Они уверены в предначертанности и предписанности всего происходящего вокруг.
  5. Суеверие. Такие люди изучают нумерологию и гороскопы, верят в приметы. Если по пути на учебу или работу фаталисту, например, перебежит дорогу черная кошка, то во всех неприятностях, произошедших с ним в этот день, будет повинен встретившийся зверёк.

Иными словами, фаталист обессмысливает свою жизнь и принижает собственную значимость. Он уверен в своём бессилии перед обстоятельствами и не пытается бороться или отстаивать свои интересы.

Фатализм в истории: примеры

Несмотря на покорность судьбе, фаталисты могут добиваться определенных жизненных высот.  Ярким примером этому служат истории таких выдающихся личностей:

  1. Гай Юлий Цезарь. Древнеримский полководец и политик был предупреждён о грозящей ему опасности. Ему не раз доносили, что вокруг него зреет заговор. А в день смерти Цезаря его супруга видела сон, в котором он был убит несколькими мужчинами. Женщина рассказала об этом мужу и уговаривала его принять меры, но полководец свято верил в свою счастливую звезду. В тот же день он был убит злоумышленниками, среди которых был и его воспитанник Брут.
  2. Густав ⅠⅠⅠ. Этот шведский король за 2 недели до трагических событий получил анонимку, где его предупреждали о грозящей опасности, и даже назвали дату покушения. Но венценосец проигнорировал эту информацию, и в обозначенный день, 29 марта 1792 года, отправился на бал-маскарад, состоявшийся в Королевской Опере. Там же в него и стреляли. И хотя пуля, выпущенная из пистолета гвардейским капитаном Якобом Анкарстрёмом, попала Густаву в ногу, спустя 13 дней он умер от заражения крови.
  3. Теодор Ван Гог. Этот популярный кинорежиссер снял короткометражный фильм «Покорность», в котором осуждалось отношение к женщинам в исламе. Как и следовало ожидать, его работа вызвала недовольство определенных слоев населения, и режиссёру стали угрожать. Полиция убеждала Теодора в том, что ему необходима охрана, однако он слишком легкомысленно относился к происходящему. В результате, 2 ноября 2004 года, по дороге на работу на него было совершено нападение. Марокканец Мохаммед Буйери сначала 8 раз выстрелил в режиссера, а затем ударил его ножом в грудь и перерезал горло.

Как ни печально это признавать, большинство фаталистов сами виноваты в том, что их жизнь завершилась столь трагически. Такой грустный финал, в первую очередь, объясняется не злым роком, а беспечностью и легкомыслием человека. Поэтому не стоит так верить в судьбу, а стараться взять ответственность за свою жизнь на себя. В подтверждение можно привести народную мудрость: «На Бога надейся, а сам не плошай».

Пожалуйста, поделитесь материалом:

attuale.ru

Фаталист – это человек, отдавший себя во власть судьбы :: SYL.ru

Наша жизнь полна различными событиями. А задумывался кто-нибудь, почему они происходят? Может быть, мы сами строим свое будущее? А если, все же, кто-то свыше руководит нами?

Фаталист – это человек, отдавший себя во власть судьбы

Слово «фаталист» сейчас редко используется в обиходе, и не каждый человек знает его значение. Для общего развития это определение необходимо понимать, чтобы не оказаться невеждой в нестандартной ситуации.

Кто такой фаталист?

Многие словари трактуют это слово по-разному, но его суть от этого не меняется. В общем понятии фаталист - это человек, который верит в свою судьбу и всячески на нее полагается. Он считает, что все в его жизни предопределено заранее, и от его решения ничего не зависит.

В переводе с латинского fatalis - роковой, а если обратиться к английскому языку, то там можно найти похожее слово fate, перевод которого – «судьба».

В словарях различных авторов значение слова фаталист трактуется по-разному, но главная суть остается одна. По определению Т. Ф. Ефремовой, фаталист - это человек, верящий в фатум, неотвратность судьбы; эта вера основана на стойком убеждении, что все в этом мире предопределено заранее, и мы не в силах изменить свою судьбу. В. Даль в своем определении добавляет то, что фатализм является основой ислама; фаталисты категорически отрицают свободу воли человека; автор считает, что вера фаталиста губительна для нравственности.

Фатализм и общество

Фаталистические представления начали развиваться еще в народных мифологиях, считалось, что каждому предназначена своя участь, и она неизбежна. Позднее стало развиваться понятие о судьбе и роке. Люди были уверены в неизбежности всех происходящих с ними событий, они считали, что никто не в силах этому помешать. Геродот своей фразой дает этому подтверждение: «Того, что должно случиться по воле божества, не в силах отвратить человек».

Православная вера считает фатализм мифом, так как рок отрицает свободу воли человека. Исходя из мировоззрения фаталистов, человек не несет ответственности за свои поступки. Он просто становится сторонним наблюдателем за событиями, происходящими в его жизни, и не прилагает никаких усилий для того, чтобы на них повлиять.

Исторический фатализм говорит о том, что все события, происходящие в мире, заранее предопределены, и все попытки и усилия людей изменить их ход напрасны.

Вера в судьбу

Фаталист – это человек, полностью отдающий себя во власть судьбы. При некоторых обстоятельствах эта вера ему помогает: например, если человек идет в бой, он знает, что если ему суждено выжить, то ни одна пуля его не зацепит; если суждено умереть от чумы, никакая санитарные меры предосторожности его не спасут.

Фаталисты верят в то, что их воля и все, происходящее с ними, подчинено некой высшей силе, которая направляет все их действия, и они не в силах что-либо изменить.

В современном обществе все большее количество людей верит в то, что их судьба предопределена, и не стоит строить планы на будущее. Если же желаемое осуществляется, значит, так было задумано заранее.

Верить в судьбу или нет – это каждый должен определить для себя сам, независимо от того, считает ли он себя фаталистом.

www.syl.ru

Фаталист — кто это такой?

Может ли человек самостоятельно строить свою судьбу и выбирать себе будущее? Или он лишь пешка в игре, где все ходы расписаны заранее, а итог предрешен? Тренеры по личностному росту, не сомневаясь, скажут, что человек делает себя сам. Фаталисты убеждены в обратном.

Фаталист – это человек, верящий в судьбу. В то, что будущее предопределено свыше, и повлиять на него невозможно. Слово это происходит от латинского fátalis (определенный судьбой), fatum (судьба, рок). Фаталисты считают, что жизненный путь человека, ключевые повороты его судьбы можно предсказать, но нельзя изменить.

С точки зрения фаталиста человек, как поезд, двигается по определенному судьбой маршруту от станции к станции, не зная, что будет дальше, и не имея возможности свернуть с маршрута. А расписание заранее составлено высшими силами и соблюдается неукоснительно.

Признаки фаталиста

Фаталист убежден в том, что «чего быть, того не миновать», и это накладывает на его мировоззрение определенный отпечаток:

  • Такие люди не ждут от будущего ничего хорошего. Поэтому слово «фаталист» иногда используется как синоним к «пессимисту», убежденному в том, что дальше будет только хуже;
  • Отрицая свободу воли, фаталист не верит в человека и его возможности;
  • Зато и об ответственности за поступки с человека снимается – ведь, если все его действия предопределены свыше, то человек лишь инструмент в руках судьбы и не может отвечать за свои действия;
  • Вера в гороскопы, хиромантию, предсказания и пророчества, попытки тем или иным способом «заглянуть в будущее» – также черта фаталистического мировоззрения.

Примеры фатализма

В античной культуре

В мировоззрении древних греков понятие судьбы и неотвратимого рока играли основополагающую роль. Сюжет множества античных трагедий строится вокруг того, что герой пытается «обмануть судьбу» – и терпит неудачу.

Например, в трагедии Софокла «Царь Эдип» родители героя после пророчества о том, что их ребенок собственноручно лишит жизни отца и женится на собственной матери, решают убить младенца. Но исполнитель приказа, пожалев малыша, тайно передает его на воспитание в другую семью.

Повзрослев, Эдип узнает о предсказании. Считая своих приемных родителей родными, он уходит из дома, чтобы не стать орудием злого рока. Однако в пути он случайно встречает и убивает родного отца – а спустя некоторое время женится на его вдове.

В литературе

Самым известным описанием фаталистического мировоззрения можно считать главу «Фаталист» из романа Лермонтова «Герой нашего времени». В центре сюжета – спор двух героев, Печорина и Вулича, о том, властен ли человек над своей судьбой.

В рамках спора Вулич приставляет к собственному лбу заряженный пистолет и нажимает на курок – и  пистолет дает осечку. Вулич использует это как сильный аргумент в споре о том, что человек не может распоряжаться своей жизнью даже в стремлении к смерти. Однако в тот же вечер его случайно убивают на улице.

Добавьте свой комментарий на вопрос:

Как Вы относитесь к фаталистам?

ktoetotakie.ru

Фаталист – кто это?

Иногда во время спора или жаркой дискуссии мы слышим: «Ты – фаталист!» Для некоторых людей это похоже на обвинение, многие даже обижаются. Но давайте разберемся, фаталист – кто это?

С филологической точки зрения речь идет о предначертанной судьбе, прописанной свыше и которую человек не в состоянии изменить, как бы он того ни хотел. По логике фаталиста, любой из нас – всего лишь игрушка в руках высших сил, пассивный наблюдатель, которому только и остается, что продолжать жить и принимать произошедшие события как должное. Впрочем, пассивность наблюдения не означает, что не нужно ничего предпринимать. Вся жизненная активность и все устремления укладываются в определенную канву, которая куда-то приведет.

В этом отношении интересно знать, во что верит фаталист. Прежде всего, в предначертанность судьбы. С этим все понятно. Но главное здесь – вера в закономерность и определенную логику (последовательность) протекающих событий. Для фаталиста не бывает случайностей, все происходящее с ним является звеньями одной цепи, где действия людей происходят со стопроцентной вероятностью. Для него не возникает вопрос: «Фаталист – кто это?» Вопрос бессмысленен, ибо определяет таким образом и само философское понимание сущности человека, и метафизическую транскрипцию бытия.

Впрочем, при поиске ответа на поставленный вопрос нельзя обойти тему свободы воли. Для фаталиста, который прожигает время, не существует ни прошлого, ни настоящего. Для него есть только будущее и ожидание этого самого будущего. Персональный выбор сведен лишь к минимальному осознанию происходящего, которое может в конкретной ситуации конструироваться в зависимости от персональных интересов. Поэтому ответ на вопрос «фаталист – кто это» следует искать как в личном эгоизме, так и в отрицании самого принципа выбора. Или даже точнее - в относительном принятии возможности выбора при идейном его отрицании. Жизнь – это выбор без выбора. Как у Владимира Высоцкого: «Колея – только моя, выбирайтесь своей колеей!»

Герой нашего времени - фаталист. По крайней мере, так привычно характеризуют критики главного персонажа одноименного романа М.Ю.Лермонтова. Вместе с тем сам Печорин, трижды испытывая по ходу сюжета собственную судьбу, никогда не задумывается о последствиях. Он идет напролом, как таран, доказывая себе и окружающим, что никто не смеет определять, как ему жить и что делать. В определенном смысле, конечно, это фатализм. Но с другой стороны, он играет не столько со своей, сколько с чужими судьбами, испытывая на прочность фатум. Человек становится подобным Богу, он не принимает на веру все, что с ним происходит, не пытается всерьез что-либо изменить, но заставляет меняться внешний мир и людей, которые его окружают. И если мы будем оставаться в рамках концепции «Печорин – фаталист», тогда следует уточнить, что фатум в лермонтовском понимании – это внешний мир, окружающая действительность, некий «порядок вещей», неизменный и абсолютный в своей экзистенциальной сущности. Но никак не душа человеческая.

Вот почему, отвечая на вопрос «фаталист – кто это», нужно исходить из католического понимания свободы воли. Да, у человека есть право выбора, но этот выбор уже сам по себе предопределен. Мы не знаем своей судьбы и потому вольны делать то, что хотим. Но это не означает отрицание фатума и воли Божьей. Фаталист просто уповает на собственную судьбу. Как и многие из нас.

fb.ru

Фаталист - это... Что такое Фаталист?

Фатали́зм (от лат. fátalis — определённый судьбо́й) — вера в предопределённость бытия; в фа́тум (лат. la:fatum).

Ми́ровоззре́́ние, в основе которого — убеждённость в неизбежности событий, которые уже запечатлены наперёд и лишь «проявляются» как изначально заложенные свойства данного пространства.

Научный, философский (равно как и религиозный) взгляд на закономерность бытия, его физической и метафизической составляющих, имеет (в той или иной степени) тесную конференцию с категориями «закономерность» и «случайность», «объективность» и «субъективность», «Творец» и «Человек», «творческое» и «тварное», т.д..

Фатализм — во всех его проявлениях есть одна из систем самоопределения человека в его вопросах о целесообразности развития и смысле бытия.

Для «наблюдателя» временны́е границы фатального мира — либо необозримы в целом, либо же время в нём протекает неизмеримо медленно. Когда такое «глобальное» пространство взаимодействует со множеством составляющих его «локальных» пространств (в которых, в частности, течение времени присутствует в измеримой степени), образуется феномен восприятия времени. Субъект умозрительно видит прошлое, настоящее и будущее, но как бы отдельно одно от другого. К прошлому этот субъект относится как к завершившемуся и «пассивному» опыту (уже не поддающемуся активному воздействию и запечатлённому в памяти). К будущему же — относится как к уже существующему, то есть заранее заложенному в само мироздание, но скрытому от восприятия и понимания. Потому (за исключением случаев предвидения) будущее и не поддаётся какому бы то ни было воздействию на него. К настоящему субъект относится по-разному: либо как к поддающемуся активному воздействию, но в очень узких и мало значащих рамках способностей отдельного индивида, либо как к лишь умом созерцаемому, воспринимаемому чувственно и никак не изменимому.

Основная причина непризнания фатализма т. н. современным обществом, неприятия его всерьёз, это вера в спонтанность творческого процесса, безграничные возможности научного поиска, включающих в себя элемент безграничности, озарения. В то же время научный, инженерный подход, доверяющий лишь очевидному и непротиворечивому, настаивает на наличии таких закономерностей даже в творчестве…

Слово «фатализм» нередко употребляется также как синоним «бытового» пессимизма — от неверия в возможность благополучного исхода инициативы и до мрачной уверенности в отрицательном её результате.

Но всё же, кроме «обывательского пессимизма», более распространено античное, «философское» понимание фатума как соединения изначальных факторов неживой природы (всевозможные стихии) и последствия творения живых сущностей. Для античного человека все необоримые стихии, это — порождение «соответствующих» богов, «продукт их творческих усилий». Кроме свобод всемогущих богов, в той же системе, в противовес и, одновременно, в дополнение понятию «фатум» существует ещё такая вещь как «жребий» (лат. la:fors). Это — словно бы «зазор», переменная в программе, благодаря которой реализация фундаментального высшего замысла приобретает живую индивидуальную вариабельность, а приносимые героями жертвы — действительное оправдание.

В связи с этим, фатум, фатальное — есть «коллективно» творимая и «уже-завершённая-в-будущем» машина, в которой пассивным участникам достаётся участь «винтика», «инструмента» («plebeium in circo positum est fatum», лат.  — «толпа огорожена судьбиной»). Что касается активных героев, то у них — роль «сырья», «расходного материала». Таким вот образом фатум каждого живого существа и составляет единую «фатум-систему». В точности так, как из эпизодов и реплик складывается драматическое действие, происходящее в предлагаемых обстоятельствах и заканчивающееся предполагаемым образом. В этом свете бунт против рока — осмысленно совершаемый подвиг, уничтожающий героя, но влияющий на «машину» в целом; чреватая, но необходимая сущему «импровизация». («Fata volemtem ducunt, nolentem trahunt», лат.  — «Желающих судьба ведёт, а не желающих — тащит»). Здесь сто’ит заметить, что эллинистические (и «дочерние» латинские) школы оперируют категорией рока-фатума в целом солидарно.

Если провести довольно условную параллель с «восточными доктринами», то в индийской традиции, по-видимому, фатуму как процессу наиболее близким будет такое понимание судьбы (дайва), в котором худая карма одного всё водит и водит по миру сансары («Колеса жизни»), а добрая другого — позволяет ему выйти из круга рождений. Причём, от Бога закон независим (просто Богу рамки уже не нужны). В циклически повторяемом бытии мира, с его изначальной данностью, есть универсальный закон бытия (Дха́рма санскр. धर्म, dharma). В широком смысле такое относится как к индуизму, так и к буддизму.

Китайская философия, которую от «западной» отличает цельное (холическое) восприятие, понятие фатума не рассматривает в принципе, а более заботится о методах управления жребием (или, по большему счёту, взаимодействия с ним).

В иудаизме тоже есть соответствие понятиям фатума и жребия, хотя довольно условное и своеобразное. В книге Мишна сказано: «Аколь цафуй, веарешут нетуна, убетов аолам нидон» — «Все предопределено, но свобода дана; а мир судится по благости». Условность такой параллели — вот в этом акценте на свободе воли, которая для еврея возведена в норму жизни.

В христианстве фатализм взаимно распределён самим фактом Завета между его сторонами — Отцом небесным и людьми. Спасение же христианина, возможность его обновления даны ему как дар: «Благодатью вы спасены через веру, и сие не от вас, Божий дар: не от дел, чтобы никто не хвалился. Ибо мы — Его творение, созданы во Христе Иисусе на добрые дела, которые Бог предназначил нам исполнять» (Еф. 2, 8 — 10) Вот так. Как у человека есть «право греха-как-ошибки», так и у Отца — ответное право Страшного суда…

В догматике ислама термины «кадар» и «кадā'» означают Божеское предопределение, решение Аллаха, осуществления Его воли. Это не просто решение, а — справедливое решение, справедливое распределение. Это воля и мощь Аллаха, воплощённая соразмерно, правильно. Следовательно, в «фатализме» есть как основание для работы духа одних, так и оправдание уныния — для других…

В трёх главных Авраамических религиях, помимо «диалогового» (между Творцом и человечеством) характера истории, наличествует «неслепая», этически определённая — справедливая, созидательная и открытая — заинтересованная в сотрудничестве с человеком позиция Го́спода.

См. также

Ссылки

Wikimedia Foundation. 2010.

dic.academic.ru