Как стать радиоведущим и устроиться на работу. Кто на радио работает


все о работе сотрудников радиостанций

Здесь нужны яркие личности, способные генерировать идеи и воплощать их. Такие люди должны быть готовы добровольно посвятить свои таланты достижению общих целей. Это работа в команде – она требует взаимного уважения и умения взаимодействовать друг с другом.

Рейтинг профессии

Востребованность

Оплачиваемость

Входной барьер

Нельзя утверждать, что каждый, кто работает на радио, с детства был вдохновенным радиолюбителем. Но вот любые варианты социофобии – абсолютное противопоказание для постоянной работы на радио. Зато успеху косвенно будут способствовать ваши занятия сценической речью, вокалом, пение в хоре и получение музыкального образования…

Какие есть должности

Штат радиостанции предусматривает самые разные должности:

  • выпускающий редактор;
  • радиоведущий;
  • корреспондент;
  • журналист;
  • звукорежиссер;
  • техник. 

Но это не значит, что штатных сотрудников на радио много. Напротив, обычно их мало. Среди них существуют взаимозаменяемость и ротация. Другими словами, одному штатному сотруднику «дышат в спину» два добровольца, способных занять его рабочее место. Здесь жесткая профессиональная конкуренция.

Чтобы попасть в штат, нужно иметь не только квалификацию и опыт, но и специальное образование. Выпускнику школы, желающему связать свою профессию с радио, стоит учесть, что в России не так много вузов, которые готовят компетентных специалистов в этой сфере:

  • МГУ;
  • СПбГУ;
  • МГУ Культуры и Искусств;
  • СПбГУ Культуры и Искусств;
  • государственные театральные институты;
  • вузы, где преподают звукорежиссуру.

Но можно получить специальность, вообще не связанную с радио, и всё равно попасть на радио! Профильное базовое образование работника радиостанции не требуется, когда достаточно хорошо владеешь другой специальностью и обладаешь коммуникативными навыками. Если вы знаете все тонкости и глубины вашего дела и можете ярко и интересно рассказывать о нем слушателям, то радио – вполне возможная область применения ваших знаний и таланта.

Дело в том, что на любой радиостанции помимо постоянных, штатных работников существуют также авторы. Как правило, их круг значительно шире, чем штатный. Это профессионалы, которые участвуют в передачах и радиопроектах лишь эпизодически. Обычно радиостанция не является для авторов основным местом работы. Каждый автор обладает экспертными знаниями в своей профессиональной области, которая входит в культурный, музыкальный или иной контекст вещания радиостанции. Будучи в своей сфере первоклассным специалистом, он создает рейтинговую, узнаваемую передачу на радио.

Так какую же из радиопрофессий выбрать – и как это отразится на карьере? К примеру, ставить перед собой цель «стать радиоведущим» мне кажется задачей маломасштабной. Важно смотреть вперед – и готовить себя, скажем, к карьере выпускающего или главного редактора радиопрограмм. Однако многие талантливые редакторы и продюсеры начинали свой путь на радио со скромных авторских проектов и звукорежиссерского пульта.

Как попасть в эфир

Учеба на профильном факультете не даст студенту гарантии со временем стать сотрудником одной из радиостанций. Во время учебы в вузе важно найти хорошее место для профессиональной практики и получения опыта, который обычно передается от талантливого наставника-коллеги. Кроме того, многое зависит от личного стремления и стечения жизненных обстоятельств. Счастлив тот, кто оказался в нужном месте в нужное время!

Путь на радиостанцию, как правило, лежит через различные авторские проекты и добровольческую, безгонорарную активность. Многие мои друзья, да и я сам, начинали свою работу на радио именно с волонтерской работы в эфире. Полагаю, что такой подход дает возможность постепенно распознать свое призвание к профессии, а также приобрести опыт и навыки, которым не обучают в вузах. Не стоит бояться пробовать себя в роли собеседника в студийных записях и прямых эфирах радиостанции! Если вам это доверили – значит, видят в вас задатки ведущего радиопрограммы. Не беда, что вы пока «за штатом» и не получаете постоянного гонорара, будучи автором-добровольцем. Добавьте к своему стремлению – сильное терпение! Время работает на вас!

Работодателям слишком долго и затратно творчески экспериментировать с молодыми выпускниками вузов, но начинающим специалистам всё равно следует предлагать себя в качестве журналиста и потенциального радиоведущего, ведь одновременно СМИ всегда заинтересованы в появлении в своих рядах талантливых, инициативных и перспективных сотрудников.

Штатный работник должен обладать универсальными знаниями в области журналистики, компьютерных и звуковых программ, обработки текстов, выдающимися коммуникативными навыками, а порой еще и голосом!

Голос и звук

Радио – прежде всего работа со словом и звуком. И всё равно профессионалов, мастерски владеющих голосом и имеющих достаточный навык работы у студийного микрофона, даже в мегаполисах можно перечесть по пальцам. Они хорошо известны редакторам. Поэтому в эфире важно не только внимательно слушать собеседника, но и слышать собственный голос, постоянно работать над его оттенками и тембральным звучанием. Тот, кто знает силу звучания слов, фраз и значимость пауз, несомненно, преуспеет.

Но то – личная, карьерная выгода. А если говорить об общем деле, то задача состоит в том, чтобы люди как можно дольше принимали сигнал именно вашей радиостанции и постепенно переходили в группу ее постоянных слушателей. Для этого исследуется аудитория (вот и для маркетологов появилась работа) – и, соответственно, подбираются голоса ведущих и авторов.

Очевидно, что мужчины охотнее и дольше слушают в радиоэфире привлекательный женский голос, а женщины – характерный мужской. В нашем обществе, как известно, женщин больше. Соответственно, значительная часть аудитории – это, как правило, женщины, которые слушают радио в фоновом режиме. Так что мужские поставленные голоса – предпочтительней женских.

Итак, если говорить об общих способностях, то для желающего связать свою жизнь с радио необходимо обладать красивым от природы голосом. Голоса радиоведущих должны быть узнаваемы, с «изюминкой», приятного тембра. Национальные акценты и мелодики не приветствуются, поскольку требуют длительного исправления, на которое у руководства радиостанции не бывает времени и средств. Главному редактору проще пригласить в авторский состав радио выпускника Академии театрального искусства, чем переучивать молодого специалиста одной из многочисленных периферийных коммерческих школ или краткосрочных курсов радиоведущих.

Для записи небольших рекламных роликов подходят голоса ведущих эфира и штатных работников, а для литературных передач и трансляции аудиокниг предпочтительнее актеры театра и кино.

Рамки формата

Сможете ли вы на радио проявить себя лично, творчески реализоваться?

Профессиональный выбор невелик: радиостанций разговорного жанра мало, музыкальных – чуть больше. У музыкального радио – свои тонкости, у разговорной радиостанции – собственные реалии: музыка занимает здесь в среднем около десяти процентов эфира. Да еще этот формат…

Часто редакторы говорят: «Это формат!» «А это – неформат!» Как они ориентируются? Честный ответ на поставленный вопрос будет кратким. Формат определяется государственной лицензией на вещание, где ясно указано, сколько (в процентном соотношении) и каких передач должно быть в эфире конкретной радиостанции.

Впрочем, многое здесь решает главный редактор и руководство. Идея любой свежепридуманной передачи отражается в сценарной заявке, которая подается в редакцию радиопрограмм. Заявка составляется автором и разбирается на редакторском совете, а затем – либо принимается, либо отклоняется. Обычно причина отказа звучит категорично – «неформат». (Это применимо и по отношению к музыкальным произведениям, высылаемым композиторами и музыкантами в адрес радиостанции.)

«Неформат» – это не приговор, не подлежащий обжалованию. Соискателю стоит поинтересоваться у редактора: что именно входит в формат радиостанции, что могло бы заинтересовать целевую аудиторию?

Умение войти в концептуальный, временной и культурный контекст формата – самый сложный навык, который приходит только с опытом. Однако в этом может помочь предварительное продолжительное прослушивание эфира той радиостанции, для которой соискатель готовит заявку авторской передачи. Образно говоря, передача – это «продукт». Если вы предлагаете то, что отсутствует на «прилавке», вы попали в цель! По крайней мере, работодатель обратит на вас внимание!

Радио и Интернет

Любой сотрудник радиостанции должен научиться внимательно анализировать свои и чужие передачи – как успешные, так и неудачные. Традиции старого радиотеатра никто не отменял – но где их изучить? В Интернете можно послушать многие вошедшие в историю радиовещания передачи: «Радионяня», «Севаоборот», «Полевая почта Юности», «Детский радиотеатр», «Час джаза» (с легендарным Уиллисом Коновером). Настоящими мастер-классами для ведущих стали старые радиопостановки, где звучат голоса выдающихся российских мастеров слова: Игоря Дмитриева, Олега Борисова, Андрея Ивановича Краско, Олега Табакова, Михаила Козакова…

Уйдет ли и новое радио в Интернет?

Я не стал бы сильно преувеличивать значение подкастинга, который определенными заинтересованными кругами преподносится как серьезная альтернатива традиционному радиовещанию. К плюсам подкастинга обычно относят оперативность, сведение к минимуму объема звукооператорской работы и бесцензурность. Однако именно это и является слабыми сторонами подкастинга. Оперативность зачастую подменяется желанием автора быстро понравиться аудитории, преподнося ей непроверенные факты, что дезориентирует слушателя, разрушая его доверие к СМИ. Бесцензурность трансформируется во вседозволенность и профессиональное невежество. Автор ожидает, что его подкаст вызовет быстрый, ошеломительный успех, однако это представление обманчиво: активно скачиваются подкасты известных авторов, а на шедевры новичков, у которых нет редактора, способного вывести их на высокопрофессиональный уровень, часто не обращают внимания. Как следствие, плоды трудов не оправдывают ожиданий. Так что подкастинг – это вспомогательный, но не первостепенный инструмент традиционной радиостанции. А вот быстрое распространение Интернет-радио, вещание его в каждом автомобиле даст мощный импульс для появления нишевых радиостанций, направленных на отдельные сегменты целевой аудитории.

Автор статьи: Алексей Пирогов

Читайте далее

Отзывы, комментарии и обсуждения

edunews.ru

Как стать радиоведущим и устроиться на радио без опыта работы?

В коммерческих организациях

Радиостудий мало, желающих стать радиоведущими очень много. К тому же нужно много чего знать и уметь, а вы со многими нюансами, к сожалению, не знакомы. Значит, надо будет учиться, добиваться, прощай свободная беззаботная жизнь. Вам это надо? Если да, то эта статья даст вам общее представление как стать радиоведущим.

Есть очень емкая поговорка – «не боги горшки обжигают». Для многих людей теле- и радиоведущие – небожители. А микрофон им в руки передал лично папа Зевс.  Расслабьтесь, это не так! А теперь снова соберитесь, потому что придется серьезно побороться, не с людьми, а с собственной косностью мышления.

Какими качествами должен обладать радиоведущий

Независимо от того, являетесь ли вы фанатом радиовещания или нет, безусловно, вам приходилось слышать, как работает в эфире радиоведущий. Свободно льющийся поток слов несущих определенную смысловую нагрузку, четкая дикция и артикуляция слов, легкость и непринужденность в общении с аудиторией. Кажется, что для него это просто удовольствие, а не работа. Это высший пилотаж. Но это и результат огромного труда. Итак, что же должен уметь радиоведущий:

  • хорошо поставленный голос, четкую артикуляцию;
  • отличный кругозор и эрудицию;
  • чувствовать, что сказать людям, чтобы им это было интересно;
  • каждый миг умирать от любви к своей профессии, принадлежать ей даже во сне;
  • фонтанировать идеями, проектами, интересными мыслями.

Не страшно, если один из этих подпунктов в вашем понимании недостижим. Голос не тот, да и дикция так себе, с эрудицией как-то не очень. Любовь к профессии перекроет все недостатки.

Главное, для чего вам это нужно. Себя любимого показать миру или стремление рассказать всем, что вас переполняет и просится в эфир. Если второе – у вас есть реальный шанс стать радиоведущим.

Читайте также: Должностная инструкция инженера по качеству

Как вообще попасть на радио

Вопрос некорректный: вам хочется попасть на радио вообще или же конкретно в качестве радиоведущего? Мы об этом помним, но будь вы хоть «Нью Левитан», сразу к эфиру вам не пробиться. Поэтому послушайте наши советы:

  1. Постарайтесь попасть на радио в любом качестве, любая вакансия, где вы можете пригодиться, для вас просто спасительный круг. Хватайтесь не раздумывая. Находясь в непосредственной близости к «небожителям», вы сможете изнутри изучить кухню этого священнодействия, точно уяснить для себя, действительно ли вы этого хотите. Не блажь ли это, и стоит ли всех прилагаемых вами усилий.
  2. Устраиваться на радио лучше всего летом, это пора отпусков и традиционных летних ротаций лидеров эфира. Чаще всего именно летом в эфир выходят дополнительные утренние шоу. Одним словом, лето наилучшее время для осуществления своей мечты.
  3. Если вы уже влились в дружный коллектив радиостанции, пора подумать, как приблизиться к своей мечте. У вас есть хобби, вы чем-то увлечены – запишите ряд репортажей на интересующую вас тему и предложите редактору прослушать ваши репортажи. Быть может на вашем радио появиться новая рубрика, автором и ведущим которой будете именно вы.

Но, справедливости ради, нужно сказать, что работа на радио в любом качестве – это не единственный путь к вашей заветной мечте. Есть еще интересные подсказки.

Demo и Aircheck

Для активного поиска работы на радио, вашего резюме, разосланного на все радиостанции, будет явно недостаточно. Специфика этой работы такова, что ни один уважающий себя редактор радиостанции не станет рассматривать ваше голое резюме. Ему нужны более веские доказательства, что вы достойны его внимания. Таким доказательством могут стать Aircheck и Demo. Что это такое?

  1. Aircheck – это редактированная запись эфира. Обычно используется для обучения радиоведущих, для эфирной проверки, при подготовке элементов эфира и т. д. Правда, надо отметить, что если вы никогда в эфире не звучали, эта форма подачи себя пока не для вас.
  2. Demo – это то, без чего не может обойтись ни один соискатель. Это аудиозапись, которая демонстрирует вашу манеру подачи информации, ваше звучание, ваши навыки. Обычно эту запись делают на студиях звукозаписи. Очень непросто создать убойное демо, чтобы редактор с низкого старта рванул разыскивать вас. Достаточно составить его так, чтобы его дослушали до конца. И это непросто. Но никто и не говорил, что путь к вашей мечте будет усыпан розами.

Читайте также: Должностные обязанности администратора

Можно пробовать себя на радиовещании в клиниках или больших предприятиях, оснащенных радиоузлом. Причем предложить свои услуги в качестве волонтера ради приобретения бесценного опыта вести эфир. Загляните в Ютуб. Там вы найдете огромное количество видеороликов с толковыми советами, как это сделать. Пробуйте – и у вас обязательно все получится. Не оставляйте ни один совет профессионалов без внимания, постоянно работайте над собой, повышая уровень эрудиции. Дорогу осилит идущий!

Внимание! Только для посетителей нашего сайта действует специальное предложение: вы можете получить абсолютно бесплатно консультацию юриста. Все, что необходимо сделать - это оставить ваш вопрос в форме ниже.

zarplatyinfo.ru

Как стать радиоведущим и попасть на радио | Стать радиоведущим | Попасть на радио, работа на радио

1.Искореняем стереотипы

Если вы считаете, что на радио работают исключительно выпускники факультета журналистики, прилежно освоившие специальность «Телерадиоведущий» – вы глубоко заблуждаетесь. К сожалению, даже за 5 лет лекционных занятий невозможно научить человека говорить красиво, особенно если он мало читает, имеет врождённые дефекты речи , не расширяет свой кругозор и вообще человек скучный. Что это значит? Это значит лишь то, что даже если вы библиотекарь, но библиотекарь, уверенный в своих силах, голосе и уме – сможете работать ди-джеем без всяких преград.

2. Составляем резюме

Резюме академическое от резюме творческого отличается довольно сильно. Самой главной информацией для программного директора радио являются ваш возраст, мотивация к работе, а также демо голоса. Без этого никуда. Начнём с возраста. Дело в том, что чем старше человек, тем увереннее он чувствует себя в жизни, раскрепощённее общается и легче генерирует темы для подводок. Исходя из этих соображений, женские голоса более ценны с 25- 27 лет, мужские – с 23. Что касается мотивации, то при отсутствии опыта работы всё – таки лучше указать причину, по которой вы вдруг решили попасть на радио. Но всё же помните - здесь крайне важно уметь чувствовать грань. Пишите искренне, без заискивания и отметая всё наносное – не у всех есть желание помогать вам становится радиозвездой.

3. Записываем демо голоса

Отправлять резюме без демо голоса – пустая трата времени. Раскрыть свой талант исключительно при помощи букв и художественных оборотов вам будет сложно. Всегда помните, что это радио и главным инструментом здесь является голос. Записать демо можно в звукозаписывающих студиях, а также у звукорежиссёров, работающих на дому. Стоимость - порядка 15 доларов за всю подводку. Как её записать правильно я расскажу в ближайшее время.

4. Отправляем резюме

Для начала определяете те радиостанции, на которых вам было бы комфортно работать. Затем на их сайтах ищите контактную информацию (телефон, e-mail ) и имя программного директора. После этого можете поступить двумя способами. Первый: дозваниваетесь на радиостанцию и записываетесь на приём к программному. Секретарше говорить цель визита не обязательно. Просто сообщаете, что хотели бы обсудить вопрос на профессиональную тему и всё. Её дело записать, и по большому счёту отказать вам она не может. Второй: отсылаете резюме с демо на e-mail программного и ждёте. В этой ситуации знать наверняка, что ваше письмо прочитали - нельзя, поэтому приготовьтесь или к нулевой реакции, или к растянутой во времени. Кстати, один мой знакомый настолько разозлился на игнорирование писем, что отсылал их каждый день. Как ни странно, но через месяц его взяли на работу, хотя это больше исключение, чем правило.

5.Разговариваем с программным директором.

Ох, уж эти разговоры с начальством. Они такие разные, что, наверное, единого плана действий просто не существует. Каждый человек индивидуален, но в любом случае будьте готовы к тому, что вам могут задать следующие вопросы:

  1. Кто ваш любимый RDJ?
  2. Почему вы хотите работать именно на этой радиостанции?
  3. Насколько вы музыкально образованы? (возможна серия контрольных вопросов)
  4. Какую последнюю книгу вы прочитали?
  5. Какие вам нравятся фильмы?

и т.д. Одним словом – проверка по всем фронтам: голос голосом, а полушария должны вмещать серого вещества много. Надеюсь, вы примете эти советы на заметку и обязательно станете радиоведущим.

Юлиана Романова

getonair.ru

Хочу работать на радио

Это раздел для начинающих радиоведущих и тех, кто только мечтает оказаться за кулисами эфира. В последнее время цифровые технологии позволяют нам слушать любимую музыку где угодно и когда угодно. Но несмотря ни на что для многих радиоэфир по прежнему остается волшебным миром, в котором есть свои секреты. И если вы хотите работать на радио, надеюсь, материалы этого раздела помогут вам реализовать заветную мечту.

Если же ни в одной из статей вам не удалось найти ответ на свой вопрос, напишите мне. Пусть ваш вопрос станет темой для новой интересной статьи.

Ведущая рубрики: Ольга Любимцева Диктор, 1997-2008 г.г. ведущая радио "Мегаполис" (Самара).

Многие считают, что радио — это радио какой-то отдельный закрытый мир, вход в который посторонним строго воспрещен. Именно это заблуждение мешает некоторым талантливым людям осуществить свою мечту и устроиться работать на радио ведущим, мол, без опыта не возьмут.

Первый эфир: первые оговорки, ляпы, трясущиеся коленки и непослушные пальцы. Если все это у вас только впереди, поздравляю! Наверняка программный директор уже проинструктировал вас и дал кучу рекомендаций. Поэтому давайте поговорим о том, чего НЕ нужно делать в день своего первого эфира.

Пожалуй, никто не сможет рассказать о том, как стать ведущим на радио, лучше, чем человек, работающий в эфире много лет. Поэтому мне особенно приятно сегодня представить вам первого гостя нашей рубрики, который прошел путь от ассистента шоу выходного дня до ведущего утреннего эфира популярной московской радиостанции – Сергея Белова.

Вряд ли кто-то возьмется подсчитать, сколько рекламных роликов озвучено его голосом. Это талантливый актер, настоящий профессионал своего дела и очень интересный, разносторонний человек. Алексей — диктор voice over, живет и работает в Костроме, но его голос можно услышать по всему миру.

Первое знакомство соискателя и работодателя начинается с резюме. О том, как его правильно составить написано множество статей, такую информацию можно найти на сайте любого кадрового агентства. Но радио особый мир. Здесь придают большое значение вещам, на которые другие работодатели не обращают внимание. Поэтому хочу остановиться на этой теме и подробнее рассказать о том, как составить резюме именно для радио.

Популярные радиостанции получают сотни резюме, и беседовать со всеми соискателями у руководителей программного отдела просто нет времени. Для того, чтобы на шаг приблизиться к своей цели, вам придется пройти «отборочный тур», и сделать это можно только благодаря качественной демо-записи.

Бывает, что день не заладился с самого начала, кажется,что в жизни все идет не так как нужно, вокруг тебя не происходит ничего интересного, погода – дрянь… Такие мысли время от времени возникают у каждого. Но если вы работаете ведущим на радио, вам обязательно нужно научиться справляться с плохим настроением. И в этой статье я расскажу несколько способов как избавиться от хандры.

Аллилуйя! Программный директор радиостанции прослушал вашу демо запись, вам позвонили и пригласили на собеседование. После нескольких прыжков до потолка и пары победных воплей в голове постепенно проясняется и друг за другом начинают появляться вопросы: «Как подготовиться к собеседованию?», «Как себя вести?» и в некоторых случаях даже «Что надеть?». Об этом и поговорим сегодня.

Радиоведущий – удивительная профессия. У тех, кто работает в эфире много поклонников, но никто не узнает их в толпе прохожих. Слушатель может только догадываться о том, что происходит по ту сторону приемника, возможно поэтому вокруг работы ведущего на радио столько мифов и заблуждений.

Страница 1 из 1

radiozvuk.com

Как работает радиоведущий - Rjob.ru

Ведущий прямого эфира на радио… Кажется, самая простая работа в мире, не мешки ворочать. Знай себе болтай всё, что в голову взбредёт. Но это только на первый взгляд. Ведь и говорить нужно что-то осмысленное, и обладать эрудицией, и импровизировать, и принимать экспресс-решения, уметь не только вовремя, но и удачно пошутить, а также жить в круглосуточном поиске тем, которые должны «взбрести в голову». Ведущая «Радио России Омск» на ГТРК «Иртыш» Елена Щетинина рассказала порталу Rjob.ru во сколько начинается её рабочий день, чем отличается радио-диджей от радиоведущего, приходится ли ей «нести ахинею» в эфире и работают ли ведущие, если у них насморк.

С чего начинается рабочий день радиоведущего и как он проходит?

Самых главных этапа у меня два:

6.30 – машина ждёт у подъезда (и это мне ещё повезло, кого-то и в 5.00).

7.20 – прямой эфир – то, о чём нельзя забыть и что нельзя пропустить.

А дальше уже варьируется. И обед может быть не в час дня, и уйти можно не в шесть, а позже. А уж выезды на интервью, запись гостей, другие мероприятия вообще редко вписываются в схему.

Так что рабочий день условно нормированный, но при необходимости его рамки расширяются. В этом нет ничего страшного, мы ведь не вагоны разгружаем. Мне кажется, что радио-журналист должен всё время находиться «в работе». Подмечать какие-то моменты, чтобы потом упомянуть о них в программе; приглашать собеседника в качестве гостя на эфир; продумывать темы – это же можно делать не только в течение 8-часового рабочего дня. Такова специфика профессии - и если это не устраивает, то можно идти туда, где работа существует отдельно от личной жизни, где взял портфель, ушёл домой – и до утра абсолютно автономен от работы. Но лично для меня такой вариант скучен.

Приходится ли заниматься еще чем-то, кроме ведения эфиров?

Ведение эфира – лишь малая толика работы, верхушка айсберга. Большую часть времени я занимаюсь тем, что готовлюсь к нему. Тут нужно учесть специфику радиостанции. Если на музыкальных радиостанциях 70 процентов эфира, если не больше, занимают музыкальные композиции, и только в перерывах – подводки к ним, то на разговорных, как у нас, основу составляют именно тексты ведущих. А музыка – всего лишь оформление. И здесь не получится пролялякать ни о чём полминуты, а потом включить песню.

Поэтому мы придумываем тему, ищем для неё наполнение – в том числе и музыкальное! – договариваемся с гостями, пишем для них вопросы, создаем тексты для себя… Нужно быть в курсе основных новостей хотя бы в мире, а ещё лучше - в своем городе, что гораздо сложнее, – чтобы вовремя отреагировать на них… Так что основная работа проходит вне студии.

Сколько длится эфир, бывают ли перерывы?

Это зависит от программ. У меня, например, бывает и час, и семнадцать минут.

А в перерывах готовимся к новому эфиру, едим, спим (если был ранний эфир, в 7 утра, то можно немного подремать).

Вы по образованию культуролог. Чувствуете ли вы, что вам не хватает профессиональных знаний из области журналистики?

Спецобразование желательно, но не обязательно. Тут же важен не сам диплом, а то, что ты умеешь делать. Да, конечно, на факультете журналистики дают базу, вырабатывают навыки – но если человек ими не умеет пользоваться, то толку от диплома никакого.

Иногда люди забывают о роли самообразования. Иногда за всё благодарят или во всём обвиняют своё образование. Мол, спасибо ему, только из-за диплома я тут работаю! Или – ай-яй-яй, меня ничему толком в вузе не научили, и я теперь в жизни совершенно не устроен. Мой коллега по эфиру закончил автомобильно-дорожную академию, профильную кафедру – но это совершенно не мешает ему.

Прежде всего – самообразование, любопытство, интерес и вечное желание учиться.

Какие навыки пришлось срочно осваивать и чему учиться уже в ходе работы?

Ни у кого нет сразу идеальной дикции – да, честно говоря, и потом она далеко не у всех; мало кто умеет управлять голосом. А знать, когда какую кнопочку на пульте ткнуть – это вообще обязательно!

Важно выполнить только одно требование - изучить технику, потому что тут никто за тебя ничего не сделает. И ещё программу, в которой пишется текст эфира. Всё остальное – уже по желанию. И, как правило, это желание приходит – стыдно, когда неправильно ставишь ударения, шепелявишь или гундишь.

С чего начинается карьера на радио и какие перспективы ожидают сотрудника?

У меня она началась с корреспондента-автора текстов. Я не выходила в эфир, только писала тексты для ведущих. Но это было почти десять лет назад.

Потом у меня был большой перерыв – и я снова вернулась на радио, уже в качестве ведущего.

Рано или поздно можно стать даже директором. Можно сменить место работы на более статусное – переехать в столицу, например.

Кто и откуда приходит работать на радио?

В основном, выпускники-журналисты. Сначала они здесь проходят практику, а потом уже приходят работать.

Есть и исключения. Кто-то был преподавателем до этого, кто-то вел киноклубы, кто-то был «печатным» журналистом… Вариантов очень много, и вывести какую-то закономерность невозможно. Обычно это люди, которые умеют работать с публикой, имеют навыки написания текстов, у которых хорошо подвешен язык, умеют общаться… И тут вырисовывается портрет продавца-консультанта…

Как устроиться на радио? По знакомству или по объявлению?

В первый раз я пришла по бумажке, приклеенной на доске объявлений в университете.

В этот раз, год назад, меня позвал сюда мой однокурсник – теперь уже начальник службы радиовещания. Это, кстати, к слову о профильном образовании и карьере на радио.

Считается ли эта работа престижной?

Раньше престижной считалась любая работа, хоть как-то связанная с публичностью. Радио, телевидение… вспомните хотя бы Рудольфа-Родиона из фильма «Москва слезам не верит»! Это было чем-то новым, необычным – и отчасти именно поэтому престижным. А ещё и потому, что туда отбирали действительно мастеров своего дела – прекрасных дикторов, великолепных рассказчиков. И работать на радио или телевидении означало, что ты признан, как профессионал. А сейчас послушаешь какие-нибудь молодёжные каналы – жуть берет. У нас в городе одно время ведущим был парень с ярко выраженной картавостью. Я понимаю, пути открыты для всех и всё такое, но есть же и понятия профпригодности. А про них, увы, уже забывают.

Могут ли ведущие работать, если у них насморк?

Этот вопрос меня и саму раньше всегда интересовал.

С одной стороны – вроде бы это и непрофессионально, выходить в эфир гнусавым слоненком и с хрипотцой, как у закладывающей за воротник дамы. В этом случае стоит взять больничный и подлечиться. Здесь не пройдёт героизм, которым страдают офисные работники, когда в предсмертном состоянии продолжают находиться на рабочем месте. Ведь я тогда буду производить некачественный продукт.

Никто не заставляет уходить на больничный, но потом самой будет неприятно себя слушать.

Но если состояние позволяет отпоиться чем-нибудь горячим и нормально провести получасовой эфир – почему бы и нет? Я с лёгкой простудой так и делаю.

Как готовятся прямые эфиры – это согласованные темы и тексты или импровизация? Приходится ли нести ахинею? Бывает, что вдруг впадаешь в ступор и не знаешь, что сказать дальше?

Ну уж нет. Не для того ведётся подготовка к эфиру, чтобы потом ерунду молоть. Обычно до выхода программы согласовывается тема, потом изучается информация по этому вопросу, набрасывается сценарий программы, её костяк, пишутся какие-то тексты, которые нужно будет озвучить – и всё это на руках во время прямого эфира. Если тема проработана хорошо, то отступления от заранее разработанного сценария совершенно некритичны и незаметны со стороны – всегда есть что сказать, что упомянуть, какой пример привести. Никакого ступора, даже от самого каверзного вопроса радиослушателя, быть не должно – в противном случае ты сам виноват в том, что плохо оперируешь информацией и не смог перевести разговор в выгодное для себя русло, стал играть по чужим правилам. Это уже непрофессионализм.

Чего в этой работе больше – творчества или рутины?

Любая работа рано или поздно превращается в рутину. Чем бы вы ни занимались. Вырабатывается общая схема, которая превращает всё в рутину.

А дальше – уже выбор самого человека. Если ему удобно существовать в рамках единообразия и повторения одного и того же – его право. Мне, например, это неинтересно. Когда я начинаю замечать, что повторяюсь в подходах и схемах, то пытаюсь придумывать что-то новое, растрясти прежде всего саму себя.

Часто ли случаются непредвиденные ситуации со звонками слушателей? Когда они начинают нести несогласованный бред, и как с этим борются ведущие или их редакторы?

У нас на эфире есть оператор, который принимает звонки и отсекает явный неадекват и звонки не по теме. Но вы же понимаете, что люди умные и при надобности хитрые. Всегда можно сказать оператору одно, а в эфир выдать что-то вроде: «Вы рекламируете такой-то продукт, вы уроды!». У нас такое бывает нечасто, но относиться к этому нужно, как к рабочей ситуации – не падать в обморок, не орать в ответ, а вежливо и корректно отреагировать. Желательно вообще перевести в шутку. Это и есть профессионализм – умение ориентироваться в ситуации и правильно подбирать слова. Тебе бросили вызов таким бредом – давай, выпутывайся.

Эффект l'esprit d'escalier здесь не пройдёт. Эфир закончен – и ты никогда уже не скажешь те правильные и остроумные слова, которые внезапно пришли к тебе через полчаса. Так что нужно ориентироваться здесь и сейчас.

И никакой редактор тут не поможет – должна быть своя голова на плечах.

Кто контролирует работу ведущего?

Все! Абсолютно все – от радиослушателей до начальника вещания. Особенно радиослушатели! Наша аудитория очень любит звонить после эфира и давать ценные советы по поводу того, как правильно организовать программу и с какой интонацией нужно было её вести. Примерно час уходит на внимательное выслушивание всех рекомендаций с перерывами на рассказы из жизни и жалоб на правительство.

С кем взаимодействует ведущий в ходе работы?

Со звукооператором. С начальником службы радиовещания. С редактором – если он есть. С коллегами из новостной редакции – чтобы быть в курсе происходящего в городе.

Плюсы и минусы профессии

Профессия радиоведущего – как и другие публичные профессии – накладывает определённые ограничения и предъявляет конкретные требования. Ведущий– это «лицо» радиостанции. Его достижения, в том числе и индивидуальные – плюс к имиджу радиостанции. А его проступки – минус.

Поэтому нужно следить за самопрезентацией. За «облико морале». За тем, как ты себя ведешь за порогом радиостанции, что пишешь в социальных сетях, как фотографируешься и где бываешь. Недоброжелателей слишком много, не нужно давать им повода лишний раз куснуть.

Но я до этого десять лет преподавала в вузе – где точно такие же требования к социальной жизни преподавательского состава - так что мне к этому приспособиться было не сложно.

А плюсы… Мы первыми оказываемся в курсе всех новостей. Это немало.

Мечтает ли радиоведущий стать телеведущим?

Это зависит от человека. Мечтаю ли лично я стать телеведущей? Скорее всего – нет. Я получила свою долю визуальной публичности за десять лет преподавания в вузе – и немного от неё устала. Сейчас мне лучше всего пересидеть в темноте за микрофоном.

Отличается ли работа новостного радио и музыкального?

Конечно. Это и другая тематика программ – менее развлекательные и более актуальные, познавательные. Это и смысловое наполнение своих текстов – они должны о чём-то рассказывать, а не просто забивать время. Это совершенно иной формат, подход и, я бы даже сказала, совершенно иное радио.

Есть ли у радиоведущих поклонники?

И не только поклонники, но и хейтеры, «ненавистники».

Особенности работы на Радио России

Зарплаты на канале зависят от региона. Это же государственная компания, поэтому – оклад, надбавки, региональные выплаты, премии. Официальные больничные, белая зарплата, путёвки в детские лагеря детям сотрудников. Дед Мороз со Снегурочкой от компании! Мелочь, а приятно.

Здесь нет тимбилдингов, корпоративных тренингов, единой униформы и гимна организации – всего того, чем славятся разные торговые сети. На мой взгляд, это хорошо. Коллектив формируется естественно, без этого псевдо-единения и якобы любви к корпоративным цветам.

Лиза Потёмкина, RJob

rjob.ru

Работать на радио: что для этого нужно знать и уметь

Дата публикации: 08.12.2016 08:57

Мир радио всегда манил своей загадочностью, но с появлением огромного количества развлекательных передач и целых музыкальных радиостанций такие профессии, как радиодиджей, радиоведущий, радиожурналист пережили второе рождение. Сейчас работать на радио не просто модно, это престижно. И образовательная сфера создает все возможности для подготовки профессионалов для работы на радио. Итак, что нужно, чтобы попасть в радиорубку на правах ведущего программ?

Для начала загляните в себя. Чем обусловлен ваш интерес к работе на радио? Желание общаться, постоянно дарить позитивные эмоции радиослушателям, рассказывать о последних новостях в стране и мире, беседовать с интересными людьми, составлять компанию радиослушателям в самых разных ситуациях: в дороге, в путешествии, перед сном или ранним утром, - все это и не только составляет повседневные будни на радио. При этом вы должны знать о том, что радио, как впрочем, и телевидение, это круглосуточный канал коммуникации. Поэтому будьте готовы к ранним или, наоборот, ночным эфирам, внештатным выездам на запись и ненормированному рабочему дню. Ведь радио, помимо широко растиражированной развлекательной функции, также информирует и просвещает свою аудиторию. Итак, если ко всему этому вы готовы, вперед!

Прежде всего, подумайте о приобретении профильного образования. Если ваша мечта – работать в радиоэфире, а не выполнять техническую работу по обеспечению бесперебойного радиовещания, то ваш путь лежит на факультет журналистики. Желательно с профильным радионаправлением. Однако учтите, что большинство журфаков дают довольно много теоретических знаний, но не практики. На факультете журналистики вас научат работать в разных радиожанрах: новости, интервью, репортаж, прямые включения, звонки в студию, ток-шоу и т.д. После этого вам останется лишь практиковать и еще раз практиковаться! Поэтому позаботьтесь о дополнительном образовании, основанном как раз исключительно на практике мастерства радиоведущего. В Москве сейчас масса школ и курсов для радиожурналистов. Кстати, здесь вам помогут записать, так называемое, демо, которое пригодится при трудоустройстве.

Обратите внимание на то, что работа на радио – это работа голосом. Развивайте его возможности и свою речь на специализированных курсах и мастерских. Ведь голос – это ваш единственный рабочий инструмент для общения с радиослушателями. Он способен завораживать и удерживать внимание не хуже, чем интересная тема программы, гость в студии или необычный формат. О голосе, кстати, нужно заботиться очень тщательно, особенно в условиях переменчивой погоды в межсезонье, когда высокая вероятность простуд и инфекций могут сделать вас попросту нетрудоспособным. Иными словами, не пренебрегайте профилактикой.

Поскольку радиопрограммы могут идти либо в записи, либо в прямом эфире, будьте готовы к любому варианту и знайте, что для радиоведущего в любом случае важно быть эрудированным, осведомленным об актуальных новостях, легко импровизирующим человеком. Искусству словесной импровизации вы можете обучаться на различных курсах по развитию речи, а также на курсах актерского мастерства. Это, кстати, поможет вам избавиться от мышечных зажимов, которые порой изменяют наш голос просто до неузнаваемости. В стрессовых ситуациях прибавьте к этому волнение. А ведь ни для кого не секрет, что ценность любой программы заключается в ее рейтинге. Неприятный, писклявый, простуженный, срывающийся голос способен существенно испортить рейтинг всей радиопрограмме!

Итак, когда у вас уже есть профессиональное образование, практическая подготовка и записанное демо, пришло время устраиваться на работу. Совет для начинающих: не ждите, что вас сразу позовут в прямой эфир в прайм-тайм на рейтинговую радиостанцию. Начинайте с регионального радио, можно даже с работы вне эфира. Завязывайте знакомства, изучайте жизнь радиостанции изнутри, беритесь за любую работу, ищите свою индивидуальность как радиоведущий, и ваш шанс получить работу в эфире не заставит себя ждать!

 

Подробнее о курсе:

Мастерская радиоведущий

Заявка на обучение: Оставить заявку на обучение >>>
Адрес: 109004 г. Москва, ул. Академика Королёва, дом 19. Здание Телецентра Останкино, АСК-3.
Телефон:  +7 (495) 722-03-29 (многоканальный)
Срок обучения: 2 месяца 
Подробности: Количество человек в группе до 10. По окончании курса выдается сертификат

ostankino-school.ru

Мифы о работе радиоведущих

Радиоведущий – удивительная профессия. У тех, кто работает в эфире много поклонников, но никто не узнает их в толпе прохожих. Слушатель может только догадываться о том, что происходит по ту сторону приемника, возможно поэтому вокруг работы ведущего на радио столько мифов и заблуждений.

Миф #1. Все, что должен уметь радиоведущий — говорить в микрофон.

На самом деле выходы в эфир это лишь небольшая часть работы ведущего. Пока микрофон выключен диджей должен продумать что и как он будет говорить в следующий раз, подготовить анонсы новостей или тематических рубрик. Кроме того, в линейном эфире ведущий работает без звукооператора, а значит, именно он должен миксовать песни и в нужный момент выпустить рекламный блок. Во время программ по заявкам на небольших радиостанциях ведущий так же отвечает на звонки слушателей.

Миф #2. Диджей ставит в эфир свои любимые песни.

Практически все радиостанции строят эфир на основе плей-листов. Музыкальный редактор вносит в базу песни, подходящие по формату. На крупных радиостанциях к этому вопросу подходят особенно серьезно: прежде чем поставить песню в эфир проводится тестирование аудитории. На основе этих исследований выносится решение о том, подходит ли песня формату радиостанции. Ежедневно при помощи специальной программы редактор составляет график, в котором с точностью до минут расписано, какая песня должна звучать в эфире. Каждый ведущий обязан соблюдать плей-лист, нарушение может привести как минимум к штрафу, но чаще — к потере работы.

Миф #3. Для работы ведущим на радио нужно закончить специальные курсы.

В это сложно поверить, но практически все популярные ныне ведущие попали на радио совершенно случайно. Дело в том, что коммерческое радио в нашей стране появилось сравнительно недавно. Лет 15 назад в России никто не знал, как работать на музыкальных радиостанциях, поэтому и курсов никаких не было. Все учились на своих собственных ошибках. Некоторые счастливчики отправлялись на стажировку за границу, после чего рассказывали о полученом опыте своим коллегам. Нынешние звезды эфира никаких школ для радиоведущих не заканчивали, что, однако, не помешало им стать настоящими профессионалами. В наше время главные требования, которые предъявляют радиостанции соискателям остались неизменными: ведущий должен быть интересным человеком с четкой речью, широким кругозором и молниеносной реакцией.

Миф #4. Ведущий на радио получает бешеные деньги.

Большими гонорарами могут похвастаться лишь звезды радиоэфира. Чаще всего это ведущие утреннего шоу или авторских программ. В большинстве случаев, зарплата ведущих линейного эфира гораздо ниже, чем представляют себе слушатели. Для того, чтобы руководство радиостанции оценило твой труд выше среднего уровня, нужно постараться стать практически незаменимым человеком. Возможно на это потребуется немало времени. Но если ты уверен в своих силах и мечтаешь стать вторым Говардом Стерном, кто знает, может быть именно твои эфиры побьют все рекорды рейтингов.

radiozvuk.com